Обучение это психология – психология обучения — это… Что такое психология обучения?

Психология обучения

Основы психологии обучения

Психология обучения относится к разделу педагогической психологии, которая посвящена исследованиям психических процессов, протекающих в период обучения, а также все возрастные особенности процесса.

Данная психология имеет подразделения на общую и специальную психологию обучения, которые посвящены различным учебным предметам:

  • грамматике,
  • чтению,
  • письму,
  • географии
  • и так далее.

Также происходит тесное соприкосновение с дидактической психологией. Основные принципы исследований заключаются в направленном изучении перемен и трансформаций, происходящих в психике учеников в период обучения.

Замечание 1

Основная роль уделяется анализу процессов во время усвоения теоретических знаний. Данный процесс исследуется в понимании глубокого взаимодействия теории с практикой, так как важным моментом является использование полученных знаний жизнь. Применение полученной информации и ее усвоение имеет свои особенности, потому что ученики не только используют эти знания в рамках одного предмета, но и применяют их в других областях наук и новых видах практической деятельности.

Такие упражнения, связанные с применением теории и навыков используются учениками тогда, когда нужно решить новую и неизвестную задачу. Это ускоряет процесс развития школьников. Взаимосвязь обучения и развития являются одними из важнейших теоретических задач обучения.

Задачи психологии обучения

Процесс обучения влияет на умственное формирование школьников, может ускорять прохождение важных этапов такого развития и видоизменять эти этапы. Причем скорость и результаты учебной деятельности зависят от имеющегося у школьников уровня развития.

Научные исследования показывают, что при грамотной организации обучающего процесса происходит ускорение усваивания основных показателей психических процессов. Например, при развитии памяти и концентрации внимания можно внедрять осознанное запоминание информации, а также ослаблять подражательность, развивая творческое мышление у ребенка.

Также стало возможным расширять познавательный потенциал у детей. Оказывается, что сложный и новый материал эффективно постигается, если он преподносится в рамках специальной программы и надлежащих методиках обучения.

Характер изучения новых знаний определяется степенью мыслительной деятельности и проявлением активных показателей ума (самостоятельность, критичность), то есть индивидуальных качеств школьника.

Результативность усвоенных знаний напрямую связана с отношением ученика к процессу обучения, а также его мотивированности. Наличие мотива при обучении является основной частью психологии обучения.

При изучении данной психологии существует возможность находить причины, которые способствуют усвоению материала или препятствуют изучению его.

К одной из задач психологии обучения причисляется анализ значимости оценок, выставляемых учителями в процессе школьных достижений. Также важное значение в процессе учебы имеет самоконтроль, чтобы школьник самостоятельно контролировал ход своих работ, сопоставлял личные результаты с образцами и корректировал их при необходимости.

При анализе индивидуальных психических характеристик во время обучения учитывается мотивация интереса у школьника, его мыслительных процессов. Ведется наблюдение за умственной деятельностью ученика, которая влияет на усвоение материала.

Еще одним значимым разделом психологии является разработка вопросов для учителей. Сюда включены характеристики для воспитательной работы, умение находить подход к ученикам, индивидуальное отношение к каждому ребенку.

В сфере научных разработок психологии обучения важную роль занимает интеллектуальный процесс. Нахождение закономерностей усвоения знаний и умений для вырабатывания у школьников желания учиться. Меньшему изучению подвергнуты вопросы, связанные с восприятием проблем активации учебного процесса, вырабатывания научного мировоззрения.

Замечание 2

В перспективе развития данной психологии важно учитывать вопросы разностороннего воспитания школьников.

spravochnick.ru

Обучение в психологии — это что такое?

Нельзя недооценить важность обучения в жизни человека – как ребенка, так и взрослого. Люди должны быть готовыми усваивать новую информацию. Ведь никогда нельзя знать наверняка, где жизнь готовит человеку новый урок.

Закономерности процесса обучения

Обучение в психологии – это процесс коллективного характера, направленный на усвоение молодым поколением того опыта, который был накоплен в течение истории и воплощен в соответствии с социальными целями. В современной психологической науке открыто большое количество различных закономерностей, сопровождающих процесс обретения новых навыков и знаний. Все закономерности подразделяются на две большие категории — частные и общие. Те, что охватывают всю систему обучения, называются общими; в противовес им относящиеся к определенному аспекту обучения носят называние частных.

Основные понятия

В психологии обучения понятия, которые можно назвать основными в данном направлении, следующие:

  • Цели образования.
  • Методы.
  • Качество обучения.
  • Формы и средства обучения.
  • Знания, умения, навыки.

Знания человека – это те факты и концепции, которые усвоены им в процессе обучения. Умения – готовность школьника или студента самостоятельно выполнять нужные действия теоретического и прикладного характера. Навыки – это компоненты практической деятельности школьника, которые проявляются с помощью выполнения определенных действий и доведены учащимся до автоматизма.

Цель образовательного процесса

Для начала необходимо рассмотреть общие закономерности. Целью обучения называется тот результат, который необходимо получить от этого процесса. Планируется он еще заранее, до того, как студент или школьник приступает к освоению новой информации или обретению навыков. Например, при изучении иностранного языка студент может проходить одну ступень за три месяца. Предполагается, что по прошествии этого времени он будет обладать набором определенных знаний и навыков. Одной из общих закономерностей получения знаний является закономерность цели обучения. Она заключается в том, что цели обучения зависят от уровня развития общества, его возможностей и потребностей, а также и от уровня развития педагогической системы.

Содержание обучения

Еще одной закономерностью общего характера является принцип содержания обучения. Содержание представляет собой конкретно взятый ответ на вопрос о том, чему учить человека. В каждом отдельно взятом случае ответ будет свой. Содержание обучения – это особая система знаний, которая преподается в том или ином образовательном заведении. Принцип содержания обучения состоит в том, что оно напрямую зависит от целей, уровня научно-технического прогресса, возрастных особенностей обучающегося, а также уровня развития теории и практики обучения.

Качество

Что касается качества усвоения нового материала или же обретения навыка, то здесь закономерность звучит так: на каждом новом этапе эффективность усвоения зависит от продуктивности на предыдущем этапе. Также на качество обучения влияет объем материала, его характер. Во многом результат зависит и от того времени, которое студент вкладывает в занятия, его способности к обучению, а также организации самого процесса.

Методы

Обучение в психологии – это процесс, эффективность которого напрямую зависит от применяемых методов. Под последними понимаются различные виды взаимодействий преподавателя с учащимися, в результате чего происходит усвоение опыта последними. Считается, что для достижения самых высоких результатов в обучении необходимо сочетать традиционные методы и новаторские. В отношении методов обучения также существует своя закономерность. Эффективность процесса обучения зависит от:

  • знаний преподавателя, его умения пользоваться специальными методами обучения;
  • поставленных целей процесса обучения;
  • уровня обучаемости студентов;
  • организации процесса обучения.

Дидактические закономерности

Процесс обучения в психологии происходит также и в соответствии с закономерностями, которые носят частный характер. Выделяют следующие конкретные закономерности, относимые к дидактическим:

  • Результаты, которые студент получает в процессе обучения, напрямую зависят от времени, ему посвященного.
  • Продуктивность усвоения предмета или навыка студентом находится в обратной зависимости от количества материала, которое ему необходимо освоить, а также от сложности этого материала.
  • Также результаты напрямую зависят от осознания учащимся целей обучения, его методов и средств.
  • Немаловажным является способ расчленения материала на небольшие части, которые необходимо освоить за конкретный промежуток времени.
  • Результаты обучения зависят от квалификации преподавателя.
  • Обучение с помощью практического выполнения заданий может быть до 7 раз более эффективным, чем пассивное восприятие информации.

Гносеологические принципы

К конкретным принципам гносеологического характера относят следующие:

  • Результаты процесса обучения прямо пропорциональны умению студента или школьника учиться.
  • Обучение в психологии – это процесс, продуктивность которого также напрямую зависит от объема учебной деятельности студента.
  • Результативность запоминания с помощью речи (вербально) улучшается, если усваиваемый материал разбит на небольшие порции.
  • Продуктивность обучения зависит от его проблемности, от того, насколько интенсивно включен учащийся в разрешение интересующих его вопросов.

Каким образом развитие связано с обучением?

Обучение в психологии – это процесс, непосредственно связанные с развитием человека. Впервые в истории отечественной психологии на данную проблему пристальное внимание обратил выдающийся ученый Лев Семенович Выготский. Он тщательно анализировал труды своих коллег из-за рубежа – Ж. Пиаже, Э. Торндайка. Их также интересовала психология проблем обучения. И в результате своих изысканий Выготский сформулировал гипотезу о влиянии обучения на развитие личности. Лев Семенович предполагал, что ведущую роль в развитии человека играет именно обучение. В результате исследований Выготского и Пиаже в науке стало общепризнанным, что в дошкольном и младшем школьном возрасте происходят существенные изменения в мышлении ребенка. А именно, осуществляется переход от дологических форм к логическим. Сейчас данный принцип является одним из важнейших в психологии обучения и воспитания.

Ученый считал, что вход в сознание человека может быть возможным только через речь. Обучение Выготский считал внутренне необходимым для ребенка элементом, который отличается всеобщностью – оно присуще людям исторически. Обучение и развитие в психологии представляют собой аналогичные процессы. Ребенок набирается индивидуального опыта в процессе своего созревания. Его развитие напрямую зависит от той культурной среды, в которой он находится. Каждого малыша можно научить всему, что необходимо взрослым людям. Выготский полагал, что обучение всегда идет впереди развития, и ведет за собой этот процесс.

Повысить эффективность освоения знаний

Когда-то по отношению к процессу обучения было принято немало мифов, ложных представлений. Например, считалось, что учащийся – это tabula rasa или же нечто вроде пустого сосуда. Он занимает пассивное положение и ждет, что преподаватель наполнит его знаниями. В настоящее время в педагогике и психологии обучения разработано немало методов, позволяющих сделать этот процесс более эффективным. Один из методов, это — определить свой индивидуальный стиль освоения знаний, то есть найти способ, посредством которого осуществляется обработка человеком информации. Разработана данная концепция была учеными П. Хани и А. Мамфордом. Исследователи выделили четыре основных стиля обучения:

  • Деятельный. Человек, который предпочитает данный стиль – практик. Он всегда рад новым впечатлениям, предпочитает сначала делать, а потом уже размышлять.
  • Наблюдательный. Как правило, учащийся, у которого преобладает данный стиль, не спешит бросаться в практическую деятельность. Прежде ему необходимо собрать нужную информацию, сначала увидеть, в каком направлении развиваются события, и только потом высказать свое мнение.
  • Теоретический. Студент-теоретик предпочитает для начала выстроить гипотетическую последовательность развития событий, которые он стремится подогнать под ту или иную модель. Он не станет отвергать идею только по той причине, что она не совпадает с его личным мировоззрением.
  • Прагматический. Сочетает в себе элементы первого и третьего типов, иными словами, теоретические идеи любит воплощать на практике. Прагматик – это прирожденный экспериментатор.

Выявив свой ведущий стиль обучения, студент может скорректировать образовательный процесс и, таким образом, сделать его более эффективным.

Психология обучения языку: интересные особенности

Отдельное внимание стоит уделить и такой проблеме, как освоение речи человеком. Ведь язык является не только средством коммуникации, но и орудием мышления. Лингвист Светлана Бурлак подчеркивает, что дети с самого раннего возраста стремятся узнавать названия предметов. Когда человек вызывает в памяти определенное слово, то возникает образ этого предмета, его вид, цвет, запах. Это влияет на активацию специфических зон головного мозга. Например, после произнесенного слова «кислый» слово «лимон» распознается гораздо быстрее, чем после слова «синий».

Профессор СПбГУ Татьяна Черниговская подчеркивает, что освоение речи, чтения и письма у разных детей происходит в разные сроки. Статистика показывает, что около 40 % всех детей даже после окончания третьего класса имеют сложности с письмом и чтением. Такая разница обусловлена тем, что у каждого ребенка имеется свой «возраст школьной зрелости». У одного малыша мозг готов к обучению, у другого – пока нет. Поэтому не стоит сразу же впадать в панику, если ребенок учится говорить или читать позднее, чем его сверстники. Важно начинать учить малыша вовремя – не слишком рано и не слишком поздно для него самого.

fb.ru

обучение — это… Что такое обучение?

— процесс целенаправленной передачи (формирования) знаний, умений, навыков.

Проблема обучения рассматривается не только в психологии педагогической (наряду с вопросами психологии воспитания), но и в общей, возрастной, в нейропсихологии, патопсихологии, психологии труда. Подход к ней во многом определяется базовыми общепсихологическими позициями. Сторонники теорий спонтанного развития, признавая большую роль обучения в обретении индивидом общественного опыта, считают, что обучение — процесс, внешний по отношению к психическому развитию, развивающемуся по собственным законам, не связанным с актуальным бытием индивида.

В отечественной психологии обучение и развитие не отождествляются, но подчеркивается ведущая роль обучения, создающего учащемуся зону развития ближайшего и способствующего выработке средств и способов ориентации в реальности.

Психологически проблема обучения может рассматриваться как со стороны механизмов усвоения нового материала, так и со стороны организации оптимального хода усвоения согласно поставленным целям и задачам. Промежуточны вопросы взаимоотношений обучаемых и обучающих. Усвоение рассматривается как проходящий через определенные этапы процесс овладения действиями, понятиями, формами поведения, выработанными обществом.

В отечественной психологии выделено несколько проблем, решение коих определяет пути и возможности практического применения знаний о психологических закономерностях обучения. Всякое обучение предполагает целенаправленное изменение субъекта, поэтому важная проблема — организация управляемого обучения, обеспечивающего планомерное формирование нужных качеств (см.
концепция формирования поэтапного действий умственных) и учитывающего индивидуально-психологические особенности учащихся, традиционно рассматриваемые в контексте вопросов обучаемости. Кроме того, требуется гармонизация управления процессом усвоения и обеспечения оптимального развивающего эффекта.

Специфика психологических особенностей усвоения обусловила дифференцированный подход к разработке методов обучения математике, языкам, естественным и гуманитарным дисциплинам, профессиональному мастерству. Особая ветвь современных исследований — обучение общению, организации целенаправленного овладения средствами и способами коммуникации.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

psychology.academic.ru

Психологическое и личностное обучение — Психологос

Психологическое обучение — обучение в области практической психологии. В той мере, в какой это обучение происходит со взрослыми людьми (а по факту идет обучение именно взрослых людей) психологическое обучение — синоним андрагогики.

Психологическое обучение — одна из областей практической психологии, наряду с психотерапией, психодиагностикой, психокоррекцией и социальной педагогикой.

Иногда, как синоним и с целью подчеркивания других смысловых оттенков, эта область практической психологии называется Активная психология (Active Psychology). Частным случаем психологического обучения является личностное обучение — обучение, затрагивающее личностные структуры. Между психологическим обучением и психологическим образованием разница в двух главных моментах: в степени систематичности передаваемых знаний и в том, кто автор происходящего: преподаватель либо учащийся.

Психологическое обучение имеет свои направления (когнитивно-бихевиоральное, личностно-деятельное, религиозное), свои школы и свои подходы (НЛП-подход, синтон-подход…).

Психологическое обучение включает в себя передачу актуальных знаний и обучение, где и как необходимые знания можно находить; инструктаж, как этими знаниями правильно пользоваться; консультирование по поводу трудных ситуаций; тренировку в умелом исполнении необходимых действий; обсуждение этических вопросов, связанных с использованных полученных знаний, навыков и технологий.

Специалисты, занимающиеся психологическим обучением, в связи со спецификой своей деятельности именуют себя по-разному. Самые распространенный варианты: андрагог, гуру, бизнес-тренер, практикующий психолог, психогог, психолог-консультант, психолог-тренер, психолог-инструктор, психотехнолог, сайтьютор (от английского psyhotutor), скиллмейкер, ID-психолог…

Личностное обучение

Является частным случаем психологического обучения, затрагивает личность, то есть внутренние, глубинные структуры в человеке. Личностное обучение происходит на личностных тренингах.

Тренинги, обучающие конкретным навыкам, затрагивающим психологическую тематику, относятся к психологическому обучению, но не являются обучением личностным, так как не затрагивают личностные структуры.

Если тренер обучает персонал конкнретным навыкам, как правильно раскладывать товары на витрине, учитывая естественное движение человеческого взгляда слева направо — это психологическое обучение. Но подобное обучение не затрагивает личность обучающихся и поэтому не является личностным обучением.

Психология развития и психологическое обучение

Отношения между психологией развития и психологическим обучением неясны. Скорее всего, это пересекающиеся множества. Похоже, что основная часть психологии развития — это психологическое обучение. В то же время очевидно, что некоторая область психологического обучения цели развития не ставит и развитием не занимается. И есть предположение, что какие-то процессы психологического развития могут протекать вне психологического обучения.

www.psychologos.ru

Обучение — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 марта 2019; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 марта 2019; проверки требуют 3 правки.

Обуче́ние (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.

Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся учителем (преподавателем) до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.

Деятельность обучения считается завершенной, а цель её — достигнутой, если количество и качество учебного материала в повторно изготовленном продукте ученика будут соответствовать цели обучения или составлять должный уровень (средний, эталонный, возможный), представленный в цели обучения. Это достигается в процессе взаимодействия учителя и ученика, и требует от обеих сторон процесса обучения приложения усилий и действий, способствующих успешному достижению поставленных целей. Необходимо также совпадение поставленных целей, а в случае их несовпадения, приведение целей во взаимное соответствие всеми участниками процесса обучения в процессе общения. Учитель должен прилагать усилия и организовывать учебный материал по форме и содержанию для улучшения понимания учеником знаний, которые он воспринимает в процессе обучения. Уровень понимания учеником воспринятой информации зависит от затрачиваемых учеником усилий по овладению материала, а также от уже имеющегося уровня знаний, который был воспринят и понят учеником ранее.

ru.wikipedia.org

Психология обучения рассматривает познавательный процесс как важнейший фактор формирования личности: ее мышления, памяти, адекватного восприятия себя и окружающего мира.

Как обучение связано с развитием?

Впервые в отечественной психологической науке на эту проблему обратил внимание Л. Выготский. Он подверг тщательному анализу труды своих зарубежных коллег – Ж. Пиаже, К. Бюлера, Э. Торндайка, бьющихся над решением аналогичной задачи.

В результате этих исследований ученый выделил три ключевые позиции:
1. Психология обучения независима от развития

Формирование человеческого индивида полностью подчиняется законам природы. Обучение использует возможности, возникающие в ходе созревания личности. Из этого следует, что интеллектуальный потенциал ребенка, ничему не учившегося, ничем не отличается от возможностей его сверстника-школьника.

2. Психология обучения и развития – единый процесс

Этой точки зрения придерживался сам Выготский. Ученый считал: человек развит в той степени, в какой он обучен. Другими словами, развитие нельзя рассматривать в отрыве от обучения.

3. Психология обучения — фактор, определяющий психологию развития

Усвоение новых знаний, расширение индивидуального опыта должно идти впереди развития, опережая и продвигая его.

Следуя идеям Выготского, современная психологическая педагогика исходит из следующих фундаментальных положений:

1. Обучение базируется на определенном уровне развития психологических структур. То, что ребенок не в силах сам освоить в данный момент, в дальнейшем он одолеет под руководством педагога.

2. Физиологическое созревание организма также оказывает воздействие на обучение. В XX веке это подтвердили процессы акселерации и сменившей ее децелерации юного поколения, повлекшие за собой изменения в организации обучения.

Содержание психологии обучения

Выдающиеся психологи современности Д. Эльконин, В. Давыдов, П. Гальперин определяли обучение как особый вид социальной активности, направленной на овладение фундаментальными знаниями, умениями и навыками. В ходе учебы под управлением педагога ученик приобретает теоретическую базу своей будущей практической деятельности.

Содержанием процесса обучения является научный опыт, накопленный предыдущими генерациями, обработанный в соответствии с конкретным социумом, типом учебного заведения и возрастными особенностями школьников.

Учебная деятельность преследует три вида целей:

• ближайшие, или поурочные, – связанные с изучением определенной формулы или закономерности;

• промежуточные, или модульные, – отражающие результаты по усвоению целого тематического пласта знаний;

• перспективные, или личностные, — направленные на развитие способностей: математических, литературных, лингвистических и прочих.

Отличительные черты психологии обучения

Учебная деятельность связана с такими формами активности, как игра и труд. Игра – это также способ познания и преобразования мира. Однако, в отличие от этого свободного творческого процесса, обучение реализуется строго по программе. Если игровая деятельность является основной до 7 лет, то обучение остается приоритетным до 18 лет.

Общими чертами учебной и трудовой активности являются их целенаправленность, планомерность и результативность. Однако плодами учебы становятся теоретические познания, а итогом трудовой деятельности – практическое изменение внешнего мира.

Управляемое педагогом обучение может дополняться и облегчаться самообучением. Непринужденность этого процесса делает его эмоционально привлекательным. Однако хаотичный характер самообучения не позволяет считать его определяющим в интеллектуальном развитии индивида.

Структурные элементы психологии обучения

Локомотивом учебной активности является мотивация – потребности личности, побуждающие ее усваивать новые знания. Исследователем А. К. Марковой выявлены следующие виды мотивов обучения:

• познавательные – отражающие потребность учащегося стать образованным человеком;

• широко познавательные – выявляющие интерес субъекта обучения к невероятным фактам;

• учебно-познавательные — нацеленные на усвоение приемов самостоятельного поиска информации;

• мотивы самообразования – направленные на реализацию программы саморазвития личности;

• социальные – продиктованные стремлением выполнить долг перед обществом;

• позиционные – обусловленные желанием занять определенную нишу в своей социальной группе.

На процесс обучения могут оказывать влияние сразу несколько мотивов. Их количество и качество определяются возрастной категорией учащихся, а также их социальным окружением.

Наименьшей единицей процесса обучения является задание. Оно состоит из двух частей: данных, указанных в условии, и искомого неизвестного. Его требуется найти с помощью оперативных действий: практических или мыслительных. Первые используются при выполнении, например, лабораторных работ. Вторые совершаются в уме. Они могут быть:

• перцептивными – выделение особых признаков предмета;

• мнемическими – запоминание обнаруженных признаков;

• имажетивными – сравнение наблюдаемого предмета с остальными, подведение его под понятие.

Один из определяющих факторов учебной деятельности — психологический микроклимат. Под этим понятием подразумевается ключевое настроение в группе учащихся. Неблагоприятную атмосферу создают индивиды, отличающиеся стремлением к доминированию, неуступчивостью, замкнутостью, категоричностью. Во многом «погода» в классе зависит и от личности учителя, его профессионального мастерства.

Способы педагогического воздействия на учащихся разделяют на две группы:

• конъюнктивные: поощрение, одобрение, благодарность, награда – все то, что вызывает у ученика позитивный настрой, прилив энтузиазма, желание поддержать учителя, спокойно воспринять его замечания;

• дизъюнктивные: резкие порицания, ирония, санкции, наказания – инструменты, как правило, отдаляющие ученика и учителя и портящие микроклимат в классе.

В заключение стоить отметить: не из всякого учебного заведения можно выйти высокообразованным человеком. Но сформированные в процессе обучения навыки дисциплинированной личности позволят в будущем образовывать себя самостоятельно.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Pinterest

LiveJournal

LinkedIn

Мой мир

E-mail


 

« Предыдущая запись Следующая запись »

rostduha.ru

Психология обучения. Цели обучения. — КиберПедия

Психология обучения — это научное направление, исследующее психологические закономерности усвоения знаний, умений и навыков, психологические механизмы научения и учебной деятельности, возрастные изменения, обусловленные процессом научения. Основная практическая цель психологии обучения направлена на поиск возможностей управления процессом учения. При этом учение рассматривается как специфическая деятельность, включающая мотивы, цели и учебные действия. В конечном итоге она должна привести к формированию психологических новообразований и свойств полноценной личности. Учение — универсальная деятельность, ибо составляет основу овладения любой другой деятельностью. Центральная задача психологии обучения анализ и разработка требований к учебной деятельности, осуществляемой учеником в педагогическом процессе. Она конкретизируется в комплексе более частных задач:

выявление связи обучения и психического развития и разработка мер оптимизации педагогических воздействий процесса;

выявление общесоциальных факторов педагогического воздействия, влияющих на психическое развитие ребенка;

системно-структурный анализ педагогического процесса;

раскрытие особенностей природы индивидуальных проявлений психического развития, обусловленных особенностями учебной деятельности.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ — сознательно планируемые его результаты, которые оказывают усваиваемые знания, навыки, умения, развитие творческого мышления, человечности и других качеств, необходимых личности как субъекту общественной, трудовой и семейной жизни. Гуманистическая психология главной целью обучения считает формирование самоактуализирующихся личностей. А.Маслоу выделил следующие их характеристики: более адекватное восприятие действительности и более благоприятное отношение к ней; уважительное отношение к себе и другим; направленность на совершенствование себя и окружения; непосредственность; мотивация скорее внутренняя, чем внешняя; их поведение не эгоцентрично; они ориентированы на решение проблем на основе чувства ответственности; свежее восприятие и полнота, сила испытываемых чувств; высокая нравственность; доброе чувство юмора; общая творческая направленность, свежий, оригинальный взгляд на мир.

 

9.Соотношение понятий «обучение», «воспитание»и «развитие»

Развитие – это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних факторов.

Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом, знаниями, умениями и навыками, способностями творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.



Обучение – это упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.

При использовании терминов «развитие», «обучение» и «воспитание» возникают разногласия или подмена одного понятия другим. Процессы обучения, воспитания и развития взаимосвязаны, взаимообусловлены и должны осуществляться параллельно. Очевидно, именно такое понимание привело к тому, что учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях называют целостным педагогическим процессом. Обучение, воспитание и развитие реализуют свое единство в деятельности, и в одинаковой степени отражают как активность, так и инертность личности. Различие же между результатами развития, обучения и воспитания помогут осознать различие между одноименными процессами. Так, человек может быть хорошо развитым, способным к решению каких-то проблем, но в то же время плохо воспитанным; иногда качественное обучение также не является показателем личностного развития – об этом свидетельствуют простые наблюдения.

Процесс развития личности касается развития способности человека к чему-либо. Это процесс поступательный, однонаправленный, знаменующий переход, движение от низшего к высшему (как прогрессивный путь развития, так и регрессивный). Развитие личности обеспечивается сферой активного воздействия человека на среду. Наталкиваясь на преграды, человек преодолевает их путем соответствующих усилий, в которых принимают участие творчески-поисковый, волевой, эмоциональный и другие сферы его личности.



Кроме того, человек постоянно сталкивается с массой нестандартных, нелинейных задач. Отсутствие в его опыте алгоритмов их решения обуславливает необходимость особых творческих усилий, сопровождающихся мобилизацией всех или какой-то части его психических функций. Проблема всегда составляет начало мыслительной деятельности. Следовательно, проблемность способствует развитию основных сфер личности.

Теория обучения Занкова

Уже в начальных классах создаются условия для развития способности к самообразованию. Размываются стандартные части урока: опрос, объяснение, закрепление. Познание учащихся движется при постоянном тесном переплетении новых знаний с ранее полученными.

Л.В.Занков в книге «Обучение и развитие» идею оптимального развития школьников связал с дидактическими принципами. Его система принципов работает на достижение более высокой эффективности в развитии школьников.

Основные принципы.

1. Высокий уровень трудности.

2. Ведущая роль в обучении теоретических знаний, линейное построение учебных программ.

3. Продвижение в изучении материала быстрыми темпами с непрерывным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях.

4. Осознание школьниками хода умственных действий.

5. Воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обучения эмоциональной сферы.

6. Гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учебном процессе. (Учебный процесс строится в доверительной атмосфере сотворчества ученика и учителя.)

7. Развитие каждого учащегося класса.

Суть технологии: Урок имеет гибкую структуру. На уроках организуются дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному искусству, музыке, труду, создаются проблемные ситуации. Широко используются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов. Создаются педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, обстановка для естественного самовыражения ученика.

В основе занятий в школе, по Занкову, должно быть непринужденное общение учителя с учащимися. Дидактическая система Занкова акцентирует внимание учителя на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически. Некоторые исследователи, однако, считают, что эта система хорошо развивает эмпирическое сознание и недостаточно теоретическое.

Основы проблемного обучения

Очень долгое время психология исследовала лишь репродуктивный аспект мышления (способность усваивать данное, оперировать обобщениями, полученными в готовом виде), оставляя в тени его продуктивный аспект (способность открывать новое). Способность к творчеству считалась уделом лишь немногих избранных. Однако на основании результатов экспериментальных исследований процессов мышления психологи в настоящее время пришли к признанию продуктивности мыслительных процессов как свойства мышления любого человека: и великого ученого, открывающего миру новые законы, и ученика, открывающего для себя давно известные человечеству истины.

«Мышление исходит из проблемной ситуации, – пишет С.Л. Рубин­штейн. – Проблемной является ситуация, в которой имеется нечто имплицитно в нее включающееся, ею предполагаемое, но в ней не определенное, неизвестное, эксплицитно не данное, а лишь заданное через свое отношение к тому, что в ней дано… Отношение неизвестного, заданного, искомого к исходным данным проблемы определяет направление мыслительного процесса. Единство этого направления обусловливает единство мыслительного процесса, направленного на разрешение определенной проблемы»[9].

В качестве основного компонента проблемной ситуации С.Л. Рубин­штейн выделяет неизвестное. При этом ученый подчеркивал, что отношение искомого, неизвестного к исходным данным проблемы определяет движение мысли, так как именно это отношение побуждает человека к анализу объектов и явлений.

Второй значимый компонент проблемной ситуации – содержащееся в ней противоречие. «Особенно острую проблемность, — пишет С.Л. Рубин­штейн, — ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречий. Наличие в проблемной ситуации противоречивых данных с необходимостью порождает процесс мышления, направленный на их «снятие»[10].

В определениях С.Л. Рубинштейна очень хорошо выявляется предметная сторона проблемной ситуации, тогда как для того, чтобы мыслительный процесс совершался, нужны какие-то мотивы, побуждающие человека мыслить. Именно мотив, потребность является движущей силой, которая помогает человеку включаться в мыслительную деятельность.

Итак, в проблемной ситуации, как ее понимает С.Л. Рубинштейн, выделяются три основных признака: неизвестное, противоречие и потребность. Таким образом, теоретические основы проблемного обучения построены в соответствии с научной психологией.

cyberpedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *