Обучение в педагогике и андрагогике: Особенности обучения взрослых: андрагогика на практике

Особенности обучения взрослых: андрагогика на практике

Содержание

Человек учится всю жизнь. Но обучение взрослых сильно отличается от образования детей. Методики, которые работают для обучения восьмилетнего Васи, будут неэффективны для инженера металлургического завода. А как обучать взрослых? Узнаете в статье.

Что такое андрагогика: отличия от педагогики

Когда говорят про обучение людей, многие используют понятие «педагогика». На самом деле педагогика относится только к детям и подросткам. А для взрослых есть отдельная отрасль науки — андрагогика или андрагогическая модель обучения. В переводе с греческого «андрос» означает «взрослый человек», а «агогейн» — «вести». Это наука об особенностях обучения взрослых.

Чем психология обучения взрослых отличается от обучения ребенка? У взрослых есть внутренняя мотивация учиться, чаще всего она направлена на достижение социальных и профессиональных целей. И в отличие от ребенка у взрослого есть богатый жизненный опыт и представление о том, как правильно делать, а как нет. Это может как помогать, так и мешать обучению. Часто проще обучиться «с чистого листа», чем переучиваться.

ОсобенностиПедагогикаАндрагогика
Роль преподавателяПреподаватель управляет процессом обучения, ученики полностью зависят от негоУченики независимы, сами выбирают формат и принцип обучения, преподаватель помогает им и направляет их
Фокус обученияВнимание фокусируется на самом предмете и его содержании, цель — запомнить материалВнимание фокусируется на задаче или проблеме, которую помогает решить курс
Мотивация обученияПерейти к следующему этапу развития, внешняя мотивацияПолучить навык для достижения конкретной цели, внутренняя мотивация
Предыдущий опытМало предыдущего опыта, он не влияет на обучениеЕсть предыдущий опыт, он участвует в обучении взрослых

Принципы обучения взрослых и их практическое применение

Основатель андрагогики Малкольм Ноулз выделил особенности обучения взрослых людей. Важно учитывать их при разработке обучающей программы.

Осознанность — мотивация учиться

В большинстве случаев у детей нет внутренней мотивации и потребности учиться. Система образования держится на внешней мотивации — давлении родителей и учителей (‘Ты станешь дворником, если не окончишь школу’). Взрослые более осознанно подходят к учебе — они начинают учиться, чтобы достичь определенного результата в профессиональной или социальной сфере, к которому не могут прийти с текущим уровнем знаний. Например, менеджер хочет стать руководителем отдела, поэтому он обучается экспертным технологиям продаж, чтобы побить рекорды по продажам в отделе и получить повышение.

Как использовать мотивацию учеников при разработке курса?

Чтобы заинтересовать человека в изучении курса, нужно знать, что его мотивирует. Например, менеджера может интересовать рост зарплаты, а бухгалтера продвижение по службе. Определите, какие мотивы и факторы являются решающими для человека и объясните ему, как программа обучения поможет их получить.

Название курса — это первое, что видит человек, поэтому именно в названии нужно донести, зачем человеку изучать курс.

Самостоятельность

Преподаватели полностью управляют процессом обучения ребенка и следуют четко спланированной программе. Взрослые хотят сами все контролировать и нести ответственность за результат обучения, поэтому преподаватель должен играть роль координатора и помощника. 

Как использовать самостоятельность при разработке курса?

Технологии обучения взрослых должны быть максимально гибкими. Именно поэтому дистанционное обучение отлично подходит для взрослых. Предоставьте ученику возможность самостоятельно выбрать формат, время и порядок обучения. 

Например, автор курса задает определенную траекторию курса, но оставляет человеку выбор, какую тему изучить первым делом. К примеру, курс посвящен технологии продаж, а менеджеру нужно в первую очередь понять, как обработать возражения, поскольку это для него самая насущная проблема. Можно сделать краткий экскурс по всем этапам продаж, а потом предоставить выбор — какие из этапов изучить подробнее. Изучив этап обработки возражений, обучающийся может вернуться к траектории, которую задумал автор — к подробному изучению первого этапа продаж.

Наличие собственного опыта

У взрослых есть жизненный опыт, через фильтр которого они проносят новую информацию:

  • Если новая информация пересекается с имеющимся опытом, то быстрее формируются ассоциативные связи, человек углубляет свои знания и улучшает навык. 
  • Если новая информация идет вразрез с прошлым опытом, ученику нужно убедиться в необходимости менять свое поведение. Автор курса должен убедить его, что новая методология действительно лучше той, которую он знал. Чтобы развеять сомнения обучающегося, важно в материалах отвечать на вопрос «Почему именно так?».

Как использовать опыт при разработке курса?

Прежде чем разрабатывать курс, нужно получить полное представление об опыте учеников. Хорошо, если группа состоит из участников со схожим опытом. В материалах следует обращаться к этому опыту и углублять его, чтобы установить новые связи и подтвердить актуальность знаний. 

Например, большинство менеджеров по продажам знают основные этапы продаж. Автор хочет создать углубленный курс по продажам и поделиться малоизвестными приемами. Тогда он может сослаться на известные этапы и, опираясь на них, донести интересные приемы. Или опровергнуть один из общеизвестных этапов, предложив более эффективное решение. В этом случае нужно убедительно аргументировать новый метод.

Ориентация на применение знаний

Взрослые обучаются не ради знаний, а ради формирования навыков, которые помогут им быстро решить конкретные задачи, например, на работе. Поэтому курс должен быть ориентирован на эти задачи, а не на простое запоминание знаний. К примеру, взрослый не будет бесцельно зубрить алгебру, как ребенок в школе, зато он с интересом изучит применение определенного уравнения, которое поможет решить его финансовый вопрос.

Как использовать ориентацию на применение знаний при разработке курса?

Избегайте длинных теоретических лекций. Обучение должно быть максимально приближено к реальным задачам. Приводите разборы кейсов и примеры ситуаций, с которыми столкнется или сталкивается обучающийся, показывайте как нужно выполнять работу. 

Например, вы обучаете оператора-логиста рабочим функциям. И вы описываете одно из требований к сотруднику: «Сохраняйте самообладание и способность действовать в сложных ситуациях». Без примера человек не может представить, что означает «сложная ситуация» и как именно нужно «действовать». Важно привести пример реальной ситуации: «Например, если водитель фуры со срочным грузом попал в аварию, ваши действия должны быть следующими: Связаться с клиентом…». Подробные примеры формируют в голове читателя картинку, которую легко представить, запомнить и применить в реальной жизни.

Методы обучения взрослых: как чередовать теорию с практикой

Как проходит традиционное обучение? Человек изучил теоретический материал, а потом ответил на вопросы теста. Так устроены 90% курсов — теория, а следом практика. И действительно, такое обучение может быть эффективным — например, для детей. А методы обучения взрослых должны опираться на их опыт и вести к решению конкретных жизненных задач, поэтому американский психолог Дэвид Колб предложил более эффективную модель обучения взрослых.

Модель Дэвида Колба

Согласно модели Колба программа обучения взрослого должна состоять из четырех этапов:

Обучение может начинаться с любого этапа. Например, некоторые люди начинают этот процесс с теории или обдумывания. По этому принципу выделяют 4 типа людей. Активисты начинают с приобретения опыта методом проб и ошибок, мыслители — сначала размышляют, а потом действуют, теоретики — с изучения теоретических данных, а прагматики — с практического применения новых знаний. В учебной группе могут быть участники, которые предпочитают разные стили, поэтому в программу обучения нужно включать задания, привлекательные для всех.

Разберем подробней, как реализовать каждый этап в очном и дистанционном обучении.

Опыт

Стартовым моментом любого обучения считается получение нового опыта или актуализация старого. Обращение к опыту вызывает у ученика интерес к теме и показывает ее важность.

В очном формате можно обратиться к опыту через ролевые игры, в которых участники демонстрируют различные модели поведения в ситуациях. Или использовать дискуссии или упражнения, которые подчеркивают недостаток знаний в определенной теме и мотивируют учеников на приобретение новых знаний. 

В онлайн-курсе можно задать практико-ориентированный вопрос, предложить решить кейс или вспомнить ситуацию из своей жизни. Пример:

Осмысление

Опыт дает материал для анализа и осмысления. Важно обобщить знания, которыми обладает ученик и структурировать полученный опыт.

На очном тренинге можно через открытые вопросы побудить участников задуматься, насколько эффективны результаты, полученные на предыдущем этапе. Например, если вы провели ролевую игру, можно обсудить поведение каждого участника и эффективность этого поведения.

В онлайн-курсе нет возможности вести диалог с человеком, поэтому его можно смоделировать. Например, дать обратную связь на определенное действие человека, чтобы он мог проанализировать свой опыт. К примеру, развить ситуацию после ответа ученика.

Теория

Когда человек проанализировал свой опыт, он изучает новый материал, чтобы сформировать теоретическое представление по новой теме и обосновать знания. На этом этапе усиливаются ассоциативные связи между новыми знаниями и полученным опытом.

Теоретический материал следует подавать в интерактивном формате, чтобы ученику было легче понять и запомнить новые знания. Если это очный урок, можно использовать презентацию, сторителлинг и привести много примеров. Если это онлайн-курс, желательно разбить информацию на короткие блоки, добавить видео и изображения, привести примеры и использовать элементы микрообучения.

Практика

Цель данного этапа — проверить теоретические концепции на практике. Заключительный этап формирует новый опыт, поэтому цикл повторяется, в идеале пока не сформируется новый навык.

Чтобы ученики применяли знания, используют практические упражнения. Рекомендуем добавлять упражнения после каждого небольшого теоретического блока, а не сводить всю практику в итоговый экзамен в конце курса. Тогда знания будут закрепляться дозированно по мере их получения.

По такому циклу Колба можно построить весь курс или отдельные темы внутри курса.

Вывод. Взрослые и дети учатся по-разному. Основные принципы обучения взрослых:

  • Осознанно подходят к обучению и ставят четкие цели
  • Предпочитают самостоятельно управлять процессом обучения
  • Имеют собственный опыт, который участвует в обучении
  • Ориентированы на то, чтобы быстро применить новые знания на практике

Цикл Колба — популярный метод обучения взрослых, который учитывает особенности и проблемы обучения. Он состоит из четырех этапов:

  1. Актуализировать свой опыт
  2. Получить обратную связь и осмыслить опыт
  3. Сформировать теоретическое представление о новой теме
  4. Применить новые знания на практике

Используйте этот алгоритм и учитывайте особенности взрослых, чтобы создать интересный и эффективный курс!

Андрагогика и педагогика — Психологос

Когда мы заводим речь об обучении, в голову обычно приходит слово «педагогика». При этом мы далеко не всегда осознаем некоторое несоответствие употребляемого понятия требованиям ситуации.

Профессиональное обучение взрослого человека, как правило, сильно отличается от обучения ребенка. Конечно, какие-то методы оказываются универсальными, однако любой преподаватель, привыкший на протяжении 20-30 лет работать с детьми, не должен слепо переносить свой профессиональный подход на взрослого. Это чревато серьезным снижением эффективности обучения и прочими проблемами, в том числе психологического характера. Вот почему, говоря об обучении взрослых, в последние десятилетия все более активно в противовес педагогике используют понятие «андрагогика» (Андрагогика — обучение взрослого человека. Слово произошло от греческих andros — мужчина и аgо — веду, воспитываю. Для справки: педагогика — обучение и воспитание ребенка (paidos — ребенок)).

Исторически сложилось, что в прежние века в основном учили детей. На базе данной деятельности и сложилась наука педагогика. Студентов просто рассматривали как детей старшего возраста, чему соответствовал и их юридический статус: в большинстве стран Европы совершеннолетие наступало в 21 год. Кстати, в университетах телесные наказания провинившихся были обычной практикой.

В ХХ веке с усложнением профессиональной деятельности в результате бурного научно-технического прогресса остро встал вопрос об обучении взрослых людей, уже давно вышедших из студенческого возраста. Это было связано с тем, что знания, полученные ими в детстве и юности, через пару десятилетий уже морально устаревали.

Для решения данной проблемы поначалу применяли средства педагогики без каких-либо изменений, но довольно быстро обнаружилась потребность в выработке нового подхода. Это и отразилось в появлении андрагогики — науки об обучении взрослого человека. При этом вовсе не планировалось полностью перечеркивать все научные и практические достижения педагогики, пытаясь «изобрести велосипед». К тому же большинство андрагогов вышло из педагогов. Вопрос состоял в необходимости адаптировать профессиональный капитал педагогов к требованиям новой ситуации и попытаться выработать особые методы обучения, максимально отображающие специфику работы с учениками зрелого возраста. В результате все больше стала проявляться специализация учителей, они сосредоточивались на работе с аудиторией того или иного возраста. С каждым годом растет число преподавателей, работающих исключительно со взрослыми. несмотря на преимущественно педагогическое образование, их правильнее называть андрагогами. Те же, кто работает со всеми категориями учеников, вынуждены при смене слушателей формировать у себя способность переключаться с одного профессионального подхода на другой.

Поэтому есть смысл специально рассмотреть основные различия между обучением детей и взрослых.

1. Запрос на обучение

Маленького ребенка, идущего в детский сад или школу, никто не думает всерьез спрашивать, желает ли он этого, а если желает, то чему хотел бы учиться преимущественно. Обучение детей — это откровенное принуждение, которое гуманным воспитателем может быть смягчено средствами убеждения, стимулирования интереса к процессу, приобщения к миру взрослых через освоение социальных ролей. Но чаще всего учителя в этом плане с детьми особо не возятся, прибегая к испытанным средствам физического наказания, ограничения свободы, лишения удовольствий и тому подобное.

Для взрослого ученика вопрос принуждения лишен всякого смысла, поскольку инициатором обучения является он сам. Бывают, конечно, случаи, когда кто-то из работников выражает равнодушие или даже протест по поводу программы профессионального обучения, реализуемой руководством его организации. Однако следует признать, что для области профессионального обучения такая ситуация все-таки нехарактерна.

Обычно здесь сам ученик на основе четко оформившихся профессиональных планов и карьерных устремлений проявляет активность и понимание того, что именно ему нужно из новых знаний и навыков.

В соответствии с этой особенностью взрослых у андрагога появляется возможность применять значительно более эффективные методы обучения, так как активные восприятие и мышление совсем по-другому позволяют усваивать новый материал. Стержнем деятельности учителя в данном случае оказывается уже не вопрос принуждения, а задача максимально быстрого удовлетворения аппетитов ученика в получении знаний и формировании навыков. Оно и понятно: взрослый человек, заплатив за обучение немалые деньги, желает получить за них максимум возможного. И, естественно, при каждом удобном случае он пытается сэкономить, стремясь обойтись собственными силами. Поэтому его организованное обучение, как правило, сочетается с активным процессом самообучения. Это порождает такую особенность андрагогики, как большой рынок не только учебных услуг, но и материалов для самостоятельного образования.

2. Учет низкой или снижающейся обучаемости

Ни для кого не секрет, что ребенок даже под принуждением усваивает новый материал намного быстрее, чем, скажем, сорокалетний человек. Например, по статистике количество часов, необходимых для обучения вождению автомобиля, с увеличением возраста на каждые десять лет удваивается. Из-за этого андрагогу приходится проявлять чудеса изобретательности при выработке методики обучения, чтобы выжать максимум возможности из такого непластичного материала, которым является мозг стареющего человека. А заинтересованный ребенок, что называется, схватывает все на лету, и педагогу не приходится особенно задумываться над формой обучения. Для андрагога же методология становится одной из главных составляющих профессии.

3. Психологический статус учителя относительно ученика

Учитель для ребенка обычно является одним из главных авторитетов в детской жизни, образцом для подражания, а нередко даже объектом первой любви подростка. В такой ситуации учителю легко работать, ведь любое слово автоматически воспринимается как истина. К тому же педагог, как правило, выполняет сразу две функции — учителя и воспитателя. Он фактически формирует личность человека в процессе обучения. Это может привести к развитию у педагога синдрома демиурга (Демиург — созидающее начало, созидательная сила, творец, обычно отождествляемый с богом), когда он начинает отождествлять себя с полубогом. Появляется пресловутый менторский тон, привычка смотреть на всех свысока, поучать даже тогда, когда об этом не просят.

Отношения андрагога со взрослым учеником строятся совсем на другой основе. Здесь учитель является наемным работником. Материальное благополучие преподавателя зависит от удовлетворенности ученика его работой, что в худшем случае приводит к угодничеству некоторых учителей перед своим слушателем. Гораздо лучше, если преподаватель и взрослый ученик становятся равными в психологическом плане партнерами по взаимодействию. Процесс учебы для них — это деловые отношения уважающих себя и друг друга людей, в которых учитель далеко не всегда занимает ведущую позицию. Вопрос выбора ведущего и ведомого в процессе обучения, как правило, решается выяснением соотношения психологической силы, весом авторитета и профессионального капитала каждого.

4. Обучение параллельно работе

Если для ребенка учеба всегда является основным видом деятельности, то взрослый обычно совмещает учебу с работой. Это порождает некоторые затруднения. Из-за того что различные виды деятельности конкурируют за мозговые ресурсы взрослого, его и так не лучшая обучаемость еще сильнее снижается. Сложности с организацией занятий, длительные перерывы между ними вынуждают андрагогов изыскивать дополнительные способы и формы построения учебного процесса, подстраиваясь под далеко не оптимальные для него условия. Педагоги же с подобными проблемами обычно не сталкиваются, являясь диктаторами в своей деятельности. Они выбирают наиболее оптимальный режим работы и вынуждают всех остальных участников процесса приспосабливаться к своим требованиям.

5. Не только учить, но и переучивать

Для педагогов ребенок — табула раса (чистая доска), если перевести с латыни, на которой они могут «писать свои картины». В отличие от них андрагоги имеют дело с уже сложившимися людьми, которых ранее уже чему-то научили и у которых сформировались определенные привычки в жизни и работе. Поэтому при обучении взрослого человека обычно сталкиваются с противодействием большого количества прежних стереотипов мышления и поведения. И андрагог, если сравнить его с фермером, вынужден не только выращивать новые растения, но и выпалывать старые, превратившиеся в мешающие сорняки. А это намного усложняет задачу, требует дополнительных профессиональных знаний и навыков. Ведь в процессе «борьбы с сорняками» могут быть повреждены какие-то жизненно важные наработки человека. Одна и та же привычка в труде для него может быть помехой, а в житейских делах основой благополучия. Это требует от андрагогов высокого интеллекта, знания психологии и особой аккуратности в обращении с учениками.

Обучение взрослых: андрагогика против. Педагогика

GoodStudio/Shutterstock

Автор Дина Фланаган

13 февраля 2022 г.

4 минуты на чтение