Обучение в психологии это определение: Обучение это

Психология обучения и воспитания

Понятие психологии обучения

Психологию обучения можно отнести к наиболее развитым и интенсивно развивающимся отраслям педагогической психологии, имеющей собственные задачи, которые по традиции разрабатываются с помощью специальных исследований. Одна из центральных задач психологии обучения в качестве части педагогической психологии представлена изучением механизмов и закономерностей процесса усвоения знаний, умений и навыков. Наука отвечает на вопрос, как усваивается информация и как происходит ее превращение в личностное приобретение в виде знаний, каким образом у человека происходит формирование и развитие умений и навыков? Подобные вопросы и понятия обладают принципиальным значением для образовательной практики, что специально исследуется психологией обучения.

Замечание 1

Механизмы и закономерности усвоения знаний, формирования и развития умений и навыков в большей степени зависят от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников или учеников. По этой причине задача исследований структуры данных различий по традиции считается главнейшей проблемой психологии обучения.

Задачи психологии обучения

Психология обучения рассматривает механизмы и законы развития когнитивных функций в ходе обучения. Как научный, так и практический интерес представляют проблемы влияния учебной деятельности на интеллект и креативность, развития в образовании мышления, памяти, внимания и прочих когнитивных функций, которое чаще всего рассматривают в качестве гарантии успеха в дальнейшем обучении. По этой причине овладение механизмом и знания закономерностей их формирования в учебной деятельности представляет собой важную проблему образовательной практики и предмет внимания педагогической психологии. С общественной позиции наиболее желательной является тенденция к постепенной трансформации развития личности в образовании в процесс саморазвития, поэтому задача исследования механизмов и законов этой трансформации может являться одной из самых важных в психологии обучения.

Исследование связи особенностей психического развития личности и целей, характера содержания, форм организации, методов и средств образовательной деятельности также включено в интересы педагогической психологии. Сам процесс разработки содержания, методов и средств включен в традиционные задачи педагогической психологии и педагогики, при этом отклик в психике ребенка, который получают рассматриваемые усилия, в полной степени исследует лишь педагогическая психология. Одна из базовых задач педагогической психологии состоит в мотивации учения, поскольку, не зная мотивы учебной деятельности, совокупность рассуждений о возможности освоения природы учения не имеет смысла. Для педагогической психологии всегда имели большое значение вопросы о возможности целенаправленного формирования мотивации учения, воздействии на мотивацию учебной деятельности учащихся. Данная проблема по большей части соприкасается с проблематикой психологии воспитания.

Задачи и особенности психологии воспитания

Определение 1

Психология воспитания — автономный раздел педагогической психологии, призванный изучать самые важные для психологии в целом и педагогической психологии в частности вопросы.

Эти вопросы касаются функционирования механизма социально-культурного развития личности в среде образования, закономерностей, которым подчинено психосоциальное развитие учащихся. Самым важным для этого раздела является вопрос о законах формирования нравственно-эстетических идеалов личности. Также важность представляют вопрос и о влиянии образовательной среды на формирование мировоззрения, о формировании и действии механизмов становления «Я-концепции» личности в практике образования индивида. Решение подобных задач значительно детерминировано возрастными и индивидуальными различиями. И если на начальном этапе своего развития педагогической психологией исследовалось действие этих механизмов и законов только в отношении детского возраста, то в последнее время все больший интерес специалисты проявляют к характеру течения этих процессов у взрослых людей. Не менее важной для психологического воспитания считается задача по определению связи уровней интеллектуально-творческого, когнитивного и психосоциального развития учащихся.

Проблема существования закономерных связей между уровнями когнитивного и психосоциального развития личности, интересовала не только психологов, но и педагогов и специалистов, которые занимаются другими науками, изучающими человека.

Замечание 2

Вопрос о том, каким образом процесс развития личности трансформируется при воспитании в саморазвитие, осуществляемое уже через самовоспитание, представляет безусловный интерес. Именно психология воспитания исследует его характер.

Течение воспитательного процесса, включая и процесс формирования основных психических новообразований личности, детерминируется не только через внутренние (возрастные, индивидуальные и т.п.), но и с помощью ряда внешних факторов. Формально они располагаются за рамками изучения психологии, но, тем не менее, педагогическая психология не может не интересоваться ими. Данная область представляет собой зону совместных интересов педагогической психологии и педагогики.

Вывод

Исследование связи целей, содержания, форм, методов обучающего и воспитывающего воздействия представляет собой одну из важных задач педагогической психологии.

Автор: Анна Коврова

Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук

Навигация по статьям

Предыдущая статья

Психология педагогического воздействия

Следующая статья

Основные задачи и разделы психологии

  • Введение в проблематику педагогической психологии
  • Деятельность учителя и учащихся в обучении
  • Причины неуспеваемости школьников
  • Психология человека
  • Психолого-педагогическая антропология
  • Все темы по психологии
  • Дипломные работы
  • Курсовые работы
  • Рефераты
  • Контрольные работы
  • Отчет по практике
  • Все предметы

Узнать подробнее

  • Перевод терминов терминологических сочетаний интернациональных слов ложных друзей переводчиков предмет прикладная информатика направление программирование

    • Вид работы:

      Перевод

    • Выполнена:

      5 марта 2023 г.

    • Стоимость:

      800 руб

    Заказать такую же работу

  • Жизнестойкость как инструмент повышения мотивации вовлеченности и производительности персонала компании в периоды социальноэкономического кризиса и трансформации бизнес модели

    • Вид работы:

      Автореферат

    • Выполнена:

      14 февраля 2023 г.

    • Стоимость:

      1 200 руб

    Заказать такую же работу

  • Психологиепсихофизиоли социальные аспекты адаптации личности в кризситуации

    Заказать такую же работу

  • Дистанционный экзамен

    • Вид работы:

      Онлайн-помощь

    • Выполнена:

      18 июня 2022 г.

    • Стоимость:

      2 800 руб

    Заказать такую же работу

  • й СеместрЮМУд Иностранный язык в профессиональной сфере семестр изучения из практические задания

    Заказать такую же работу

  • Современная молодежь Проблемы и перспективы

    • Вид работы:

      Реферат

    • Выполнена:

      15 мая 2022 г.

    • Стоимость:

      1 700 руб

    Заказать такую же работу

  • Смотреть все работы по английскому

    Обучение в психологии — что это? Отвечаем на вопрос.

    Нельзя недооценить важность обучения в жизни человека – как ребенка, так и взрослого. Люди должны быть готовыми усваивать новую информацию. Ведь никогда нельзя знать наверняка, где жизнь готовит человеку новый урок.

    Закономерности процесса обучения

    Обучение в психологии – это процесс коллективного характера, направленный на усвоение молодым поколением того опыта, который был накоплен в течение истории и воплощен в соответствии с социальными целями. В современной психологической науке открыто большое количество различных закономерностей, сопровождающих процесс обретения новых навыков и знаний. Все закономерности подразделяются на две большие категории — частные и общие. Те, что охватывают всю систему обучения, называются общими; в противовес им относящиеся к определенному аспекту обучения носят называние частных.


    Профессиональная переподготовка по психологии. Книги по…

    Если в прошлом столетии выбор профессионального пути после окончания школы являлся решением, как…

    Основные понятия

    В психологии обучения понятия, которые можно назвать основными в данном направлении, следующие:

    • Цели образования.
    • Методы.
    • Качество обучения.
    • Формы и средства обучения.
    • Знания, умения, навыки.

    Знания человека – это те факты и концепции, которые усвоены им в процессе обучения. Умения – готовность школьника или студента самостоятельно выполнять нужные действия теоретического и прикладного характера. Навыки – это компоненты практической деятельности школьника, которые проявляются с помощью выполнения определенных действий и доведены учащимся до автоматизма.

    Цель образовательного процесса

    Для начала необходимо рассмотреть общие закономерности. Целью обучения называется тот результат, который необходимо получить от этого процесса. Планируется он еще заранее, до того, как студент или школьник приступает к освоению новой информации или обретению навыков. Например, при изучении иностранного языка студент может проходить одну ступень за три месяца. Предполагается, что по прошествии этого времени он будет обладать набором определенных знаний и навыков. Одной из общих закономерностей получения знаний является закономерность цели обучения. Она заключается в том, что цели обучения зависят от уровня развития общества, его возможностей и потребностей, а также и от уровня развития педагогической системы.


    Психология. Второе высшее образование — как стать психологом

    В современно обществе всё больше людей увлекаются психологией и психоанализом. Научные работы таких…

    Содержание обучения

    Еще одной закономерностью общего характера является принцип содержания обучения. Содержание представляет собой конкретно взятый ответ на вопрос о том, чему учить человека. В каждом отдельно взятом случае ответ будет свой. Содержание обучения – это особая система знаний, которая преподается в том или ином образовательном заведении. Принцип содержания обучения состоит в том, что оно напрямую зависит от целей, уровня научно-технического прогресса, возрастных особенностей обучающегося, а также уровня развития теории и практики обучения.

    Качество

    Что касается качества усвоения нового материала или же обретения навыка, то здесь закономерность звучит так: на каждом новом этапе эффективность усвоения зависит от продуктивности на предыдущем этапе. Также на качество обучения влияет объем материала, его характер. Во многом результат зависит и от того времени, которое студент вкладывает в занятия, его способности к обучению, а также организации самого процесса.


    Интеграция — это в педагогике… Определение, понятие,…

    На современном этапе развития человеческому обществу требуется внедрение новых подходов, повышающих…

    Методы

    Обучение в психологии – это процесс, эффективность которого напрямую зависит от применяемых методов. Под последними понимаются различные виды взаимодействий преподавателя с учащимися, в результате чего происходит усвоение опыта последними. Считается, что для достижения самых высоких результатов в обучении необходимо сочетать традиционные методы и новаторские. В отношении методов обучения также существует своя закономерность. Эффективность процесса обучения зависит от:

    • знаний преподавателя, его умения пользоваться специальными методами обучения;
    • поставленных целей процесса обучения;
    • уровня обучаемости студентов;
    • организации процесса обучения.

    Дидактические закономерности

    Процесс обучения в психологии происходит также и в соответствии с закономерностями, которые носят частный характер. Выделяют следующие конкретные закономерности, относимые к дидактическим:

    • Результаты, которые студент получает в процессе обучения, напрямую зависят от времени, ему посвященного.
    • Продуктивность усвоения предмета или навыка студентом находится в обратной зависимости от количества материала, которое ему необходимо освоить, а также от сложности этого материала.
    • Также результаты напрямую зависят от осознания учащимся целей обучения, его методов и средств.
    • Немаловажным является способ расчленения материала на небольшие части, которые необходимо освоить за конкретный промежуток времени.
    • Результаты обучения зависят от квалификации преподавателя.
    • Обучение с помощью практического выполнения заданий может быть до 7 раз более эффективным, чем пассивное восприятие информации.

    Гносеологические принципы

    К конкретным принципам гносеологического характера относят следующие:

    • Результаты процесса обучения прямо пропорциональны умению студента или школьника учиться.
    • Обучение в психологии – это процесс, продуктивность которого также напрямую зависит от объема учебной деятельности студента.
    • Результативность запоминания с помощью речи (вербально) улучшается, если усваиваемый материал разбит на небольшие порции.
    • Продуктивность обучения зависит от его проблемности, от того, насколько интенсивно включен учащийся в разрешение интересующих его вопросов.

    Каким образом развитие связано с обучением

    Обучение в психологии – это процесс, непосредственно связанные с развитием человека. Впервые в истории отечественной психологии на данную проблему пристальное внимание обратил выдающийся ученый Лев Семенович Выготский. Он тщательно анализировал труды своих коллег из-за рубежа – Ж. Пиаже, Э. Торндайка. Их также интересовала психология проблем обучения. И в результате своих изысканий Выготский сформулировал гипотезу о влиянии обучения на развитие личности. Лев Семенович предполагал, что ведущую роль в развитии человека играет именно обучение. В результате исследований Выготского и Пиаже в науке стало общепризнанным, что в дошкольном и младшем школьном возрасте происходят существенные изменения в мышлении ребенка. А именно, осуществляется переход от дологических форм к логическим. Сейчас данный принцип является одним из важнейших в психологии обучения и воспитания.

    Ученый считал, что вход в сознание человека может быть возможным только через речь. Обучение Выготский считал внутренне необходимым для ребенка элементом, который отличается всеобщностью – оно присуще людям исторически. Обучение и развитие в психологии представляют собой аналогичные процессы. Ребенок набирается индивидуального опыта в процессе своего созревания. Его развитие напрямую зависит от той культурной среды, в которой он находится. Каждого малыша можно научить всему, что необходимо взрослым людям. Выготский полагал, что обучение всегда идет впереди развития, и ведет за собой этот процесс.

    Повысить эффективность освоения знаний

    Когда-то по отношению к процессу обучения было принято немало мифов, ложных представлений. Например, считалось, что учащийся – это tabula rasa или же нечто вроде пустого сосуда. Он занимает пассивное положение и ждет, что преподаватель наполнит его знаниями. В настоящее время в педагогике и психологии обучения разработано немало методов, позволяющих сделать этот процесс более эффективным. Один из методов, это — определить свой индивидуальный стиль освоения знаний, то есть найти способ, посредством которого осуществляется обработка человеком информации. Разработана данная концепция была учеными П. Хани и А. Мамфордом. Исследователи выделили четыре основных стиля обучения:

    • Деятельный. Человек, который предпочитает данный стиль – практик. Он всегда рад новым впечатлениям, предпочитает сначала делать, а потом уже размышлять.
    • Наблюдательный. Как правило, учащийся, у которого преобладает данный стиль, не спешит бросаться в практическую деятельность. Прежде ему необходимо собрать нужную информацию, сначала увидеть, в каком направлении развиваются события, и только потом высказать свое мнение.
    • Теоретический. Студент-теоретик предпочитает для начала выстроить гипотетическую последовательность развития событий, которые он стремится подогнать под ту или иную модель. Он не станет отвергать идею только по той причине, что она не совпадает с его личным мировоззрением.
    • Прагматический. Сочетает в себе элементы первого и третьего типов, иными словами, теоретические идеи любит воплощать на практике. Прагматик – это прирожденный экспериментатор.

    Выявив свой ведущий стиль обучения, студент может скорректировать образовательный процесс и, таким образом, сделать его более эффективным.

    Психология обучения языку: интересные особенности

    Отдельное внимание стоит уделить и такой проблеме, как освоение речи человеком. Ведь язык является не только средством коммуникации, но и орудием мышления. Лингвист Светлана Бурлак подчеркивает, что дети с самого раннего возраста стремятся узнавать названия предметов. Когда человек вызывает в памяти определенное слово, то возникает образ этого предмета, его вид, цвет, запах. Это влияет на активацию специфических зон головного мозга. Например, после произнесенного слова «кислый» слово «лимон» распознается гораздо быстрее, чем после слова «синий».

    Профессор СПбГУ Татьяна Черниговская подчеркивает, что освоение речи, чтения и письма у разных детей происходит в разные сроки. Статистика показывает, что около 40 % всех детей даже после окончания третьего класса имеют сложности с письмом и чтением. Такая разница обусловлена тем, что у каждого ребенка имеется свой «возраст школьной зрелости». У одного малыша мозг готов к обучению, у другого – пока нет. Поэтому не стоит сразу же впадать в панику, если ребенок учится говорить или читать позднее, чем его сверстники. Важно начинать учить малыша вовремя – не слишком рано и не слишком поздно для него самого.

    Психолог в обучении Определение | Law Insider

    • означает лицо, имеющее лицензию

    • означает лицо, практикующее школьную психологию, как это определено в § 54.1-3600.

    • означает психолога с докторской степенью, имеющего лицензию в соответствии с разделом 18223(1) Кодекса общественного здравоохранения, 1978 PA 368, MCL 333. 18223.

    • означает непосредственные или консультационные услуги, предоставляемые психологом, имеющим лицензию штата, в котором практикует психолог.

    • означает лицо, практикующее клиническую психологию, как это определено в § 54.1-3600.

    • или «Терапия» означает целенаправленный процесс с использованием общепринятых клинических подходов, проводимый квалифицированным поставщиком услуг лицом к лицу с потребителями в индивидуальной, групповой или семейной обстановке для содействия позитивным эмоциональным или поведенческим изменениям.

    • означает лекарство, предназначенное для воздействия или изменения мыслительных процессов, настроения или поведения, включая, помимо прочего, антипсихотические, антидепрессивные, анксиолитические (противотревожные) и поведенческие препараты. Классификация лекарств зависит от их заявленного предполагаемого эффекта при назначении.

    • означает лицо, получившее степень доктора философии. или Psy.D. в области клинической психологии и зарегистрирован в Совете по психологии в качестве зарегистрированного стажера-психолога или помощника психолога, получая часы для лицензирования и отказа в соответствии с разделом 575.2 Кодекса социального обеспечения и учреждений. Срок отказа не может превышать пяти (5) лет.

    • означает дипломированную медсестру, имеющую или нежелательного поведения и улучшения межличностных отношений, корректировки работы и жизни, личной эффективности, поведенческого здоровья и психического здоровья. Этот термин включает психологическое тестирование и оценку или оценку личных характеристик, таких как интеллект, личность, способности, интересы, способности и нейропсихологическое функционирование; консультирование, психотерапия, биологическая обратная связь, анализ поведения и терапия, клиническое применение гипноза и другие терапевтические методы, основанные на психологических принципах; диагностика и лечение психических и эмоциональных расстройств или инвалидности, компульсивных расстройств, расстройств привычек или поведения, а также психологических аспектов физического заболевания, несчастного случая, травмы или инвалидности; и психолого-педагогическая оценка, терапия, исправление и консультации. Этот термин включает предоставление психологических услуг отдельным лицам, семьям, группам, организациям, учреждениям и населению независимо от того, получена ли оплата за оказанные услуги. Этот термин включает в себя наблюдение за другими людьми, которые занимаются психологической практикой.

    • или «Специалист» означает Поставщика Плана, который заключил соглашение независимого подрядчика с HPN, чтобы взять на себя ответственность за предоставление специализированных медицинских услуг Участникам. Эти специализированные медицинские услуги включают в себя любые услуги врача, не связанные с текущим первичным уходом за пациентом. Соглашение врача-специалиста с HPN может быть расторгнуто. В случае расторжения договора с врачом-специалистом участника для участника будет выбран другой врач-специалист, если эти услуги по-прежнему необходимы.

    • означает состояние психического или нервного здоровья, включая, но не ограничиваясь: беспокойство, депрессию, невроз, фобию, психоз; или любое связанное физическое проявление.

    • означает лицо, имеющее лицензию штата на занятие лечебной физкультурой.

    • или «PCP» означает Поставщика Плана, который заключил соглашение независимого подрядчика с HPN, чтобы взять на себя ответственность за организацию и координацию предоставления Покрываемых услуг Участникам. Соглашение основного лечащего врача с HPN может быть расторгнуто. В случае прекращения действия договора основного лечащего врача участника, участнику необходимо будет выбрать другого основного лечащего врача.

    • означает любое лицо, имеющее лицензию на занятие хиропрактикой советом штата по хиропрактике.

    • означает лицо, имеющее лицензию/сертификацию штата и помогающее физиотерапевту в отдельных компонентах физиотерапии.

    • означает лицо, практикующее респираторную помощь.

    • означает, что класс препаратов

    • означает лицо, имеющее лицензию в соответствии с настоящей главой на занятие косметологией.

    • означает любое из следующего:

    • означает Учреждение, созданное, лицензированное и функционирующее в соответствии с законами, применимыми к Больницам, которое отвечает всем следующим требованиям:

    • означает Психическое расстройство которое проявляется острыми симптомами достаточной тяжести, что делает пациента одним из следующих:

    • означает Застрахованное лицо, находящееся в заключении.

    • означает лицо, имеющее лицензию штата на занятие трудотерапией.

    • означает заметки, записанные (на любом носителе) поставщиком медицинских услуг, который является специалистом в области психического здоровья, документируя или анализируя содержание разговора во время сеанса индивидуального консультирования или группового, совместного или семейного консультирования, и которые отделены от остальная часть медицинской карты человека. Заметки о психотерапии исключают назначение лекарств и мониторинг, время начала и окончания сеансов консультирования, методы и частоту предоставляемого лечения, результаты клинических анализов и любую сводку следующих пунктов: диагноз, функциональное состояние, план лечения, симптомы, прогноз и прогресс на сегодняшний день. 45 С.Ф.Р. § 164.501.

    • означает акушерку с хорошей репутацией в Колледже акушерок Онтарио;

    Значение, природа, типы и теории обучения

    РЕКЛАМА:

    Обучение: значение, природа, типы и теории обучения!

    Значение и природа :

    Обучение – ключевой процесс человеческого поведения. Все живое учится. Если мы сравним простые, грубые способы, которыми ребенок чувствует и ведет себя, со сложными формами поведения взрослого, его навыками, привычками, мышлением, чувствами и т. п., мы поймем, какое различие обучение произвело на индивидуума.

    Человек постоянно взаимодействует с окружающей средой и находится под ее влиянием. Этот опыт заставляет его изменить или модифицировать свое поведение, чтобы эффективно справиться с ним. Таким образом, обучение – это изменение поведения под влиянием предыдущего поведения. Как указывалось выше, навыки, знания, привычки, взгляды, интересы и другие характеристики личности являются результатом обучения.

    Обучение определяется как «любое относительно постоянное изменение в поведении, происходящее в результате практики и опыта». Это определение состоит из трех важных элементов.

    а. Обучение — это изменение поведения — в лучшую или худшую сторону.

    б. Это изменение, происходящее благодаря практике или опыту, но изменения, вызванные ростом или взрослением, не являются обучением.

    в. Это изменение в поведении должно быть относительно постоянным и длиться довольно долго.

    Любое обучение включает деятельность. Эти действия включают физическую или умственную деятельность. Это могут быть простые умственные действия или сложные, включающие различные мышцы, кости и т. д. Так же умственные действия могут быть очень простыми, включающими одно или два действия ума, или сложными, включающими высшие умственные деятельности.

    Действия, которым обучается человек, относятся к типам обучения. Например, привычки, навыки, факты и т. д. Существуют разные типы обучения. Здесь объясняются некоторые важные и распространенные учебные действия.

    Типы обучения :
    1. Двигательное обучение:

    Большая часть нашей повседневной деятельности связана с двигательной активностью. Человек должен выучить их, чтобы поддерживать свою обычную жизнь, например, ходьба, бег, катание на коньках, вождение автомобиля, скалолазание и т. д. Все эти действия включают мышечную координацию.

    2. Вербальное обучение:

    Этот тип обучения включает в себя язык, на котором мы говорим, и средства коммуникации, которые мы используем. Знаки, изображения, символы, слова, фигуры, звуки и т. д. являются инструментами, используемыми в такой деятельности. Мы используем слова для общения.

    3. Изучение концепций:

    Это форма обучения, которая требует умственных процессов более высокого порядка, таких как мышление, рассуждение, интеллект и т. д. Мы изучаем различные концепции с детства. Например, когда мы видим собаку и присоединяем термин «собака», мы узнаем, что слово «собака» относится к определенному животному. Изучение концепции включает в себя два процесса, а именно. Абстракция и обобщение. Это обучение очень полезно для распознавания, идентификации вещей.

    4. Обучение распознаванию:

    Обучение различению стимулов и демонстрация соответствующей реакции на эти стимулы называется обучением различению. Например, звуковые сигналы различных транспортных средств, таких как автобус, автомобиль, скорая помощь и т. д.

    5. Изучение принципов:

    Люди изучают определенные принципы, связанные с наукой, математикой, грамматикой и т. д., чтобы эффективно управлять своей работой. Эти принципы всегда показывают отношения между двумя или более понятиями. Пример: формулы, законы, ассоциации, соотношения и т. д.

    6. Решение проблем:

    Это процесс обучения более высокого порядка. Это обучение требует использования когнитивных способностей, таких как мышление, рассуждение, наблюдательность, воображение, обобщение и т. д. Это очень полезно для преодоления сложных проблем, с которыми сталкиваются люди.

    7. Обучение установкам:

    Установка – это предрасположенность, которая определяет и направляет наше поведение. С детства у нас вырабатываются разные взгляды на людей, предметы и все, что мы знаем. Наше поведение может быть положительным или отрицательным в зависимости от нашего отношения. Пример: отношение медсестры к своей профессии, пациентам и т. д.

    Теории обучения :

    Психологи пытались объяснить, как люди учатся и почему они учатся. Они провели много экспериментов над животными и детьми и пришли к определенным выводам, объясняющим способы обучения.

    Это называется теориями обучения. Во многих книгах эти объяснения трактуются как разновидность обучения. В некотором смысле это правда. Но термин обучение очень всеобъемлющий. Он охватывает широкий спектр действий, которые не могут быть объяснены в ограниченных рамках. Существует множество теорий, объясняющих способы обучения. Важными среди них являются:

    Теория обучения методом проб и ошибок :

    Эта теория была разработана американским психологом Э. Л. Торндайком (1874-1949). Он утверждает, что обучение происходит методом проб и ошибок. По его словам, обучение — это постепенный процесс, в ходе которого человек будет предпринимать много попыток учиться. Суть этой теории заключается в том, что по мере увеличения количества испытаний количество ошибок уменьшается.

    Это возможно благодаря ассоциации, формируемой между чувственными впечатлениями и побуждениями к действию. Такая ассоциация стала известна как «связь» или «связь», потому что именно эти связи или связи укрепляются или ослабевают при формировании и разрушении привычек. Согласно этой теории, когда человек попадает в новую ситуацию, он совершает ряд случайных движений. Среди них отсеиваются неудачные и фиксируются удачные.

    Эти случайные движения не устраняются сразу. В первой попытке их количество очень велико, во второй попытке количество ошибок уменьшается, а круг деятельности сужается. Постепенно человек учится избегать лишних движений и достигает цели. Улучшение происходит через повторение.

    Торндайк изучает характер обучения методом проб и ошибок в ряде экспериментов над кошками, используя коробку, которую он назвал «коробкой-головоломкой». В одном из экспериментов в коробку помещали голодную кошку и закрывали дверцу, которую можно было открыть, нажав на защелку. Рыба была помещена вне коробки в тарелке.

    Кошка могла видеть эту рыбу. Кошке давали 100 проб — десять утром и десять днем ​​в течение пяти дней. Кошку кормили в конце каждого экспериментального периода, а затем не давали больше ничего есть до окончания следующего сеанса. Если ему удавалось случайно открыть дверь в каком-либо испытании, он шел есть пищу (рыбу). Велась полная запись поведения кошки во время каждого испытания.

    В начале кошка совершала ряд случайных движений, таких как кусание, царапание, рывок и т. д. Постепенно в последующих испытаниях кошка уменьшала неправильные реакции (ошибки), так как была в состоянии манипулировать защелкой, как только она положили в коробку.

    Этот эксперимент показал, что случайные движения постепенно уменьшались, то есть по мере увеличения количества попыток ошибки уменьшались. По мере увеличения количества испытаний было найдено решение открыть дверь (нажав на защелку), и в конце концов кошка смогла открыть дверь с нулевой ошибкой. Время, затрачиваемое на каждое испытание, в конечном итоге сокращалось.

    Торндайк провел множество экспериментов с изучением лабиринтов и ящиков с головоломками, в которых использовались кошки и крысы. Он продемонстрировал, что благодаря многочисленным испытаниям животное многому учится и постепенно совершенствует свои усилия.

    С помощью этого метода мы все учимся многим навыкам, таким как плавание, езда на велосипеде, верховая езда и т.д. Только этим методом дети учатся сидеть, стоять, ходить и бегать. Однако этот метод связан со значительной тратой времени и усилий.

    Обучение путем обусловливания :

    В буквальном смысле обусловливание означает «привыкание» или «приспособление» к новой ситуации или стимулу. Это процесс замены исходного стимула новым и связывания с ним реакции. Существует два типа теорий обусловливания:

    1. Классическое обусловливание:

    Этот метод обусловливания получил свое название из-за того, что это своего рода обучающая ситуация, существовавшая в ранних классических опытах Ивана Павлова (1849-1936), русского физиолога, который был удостоен Нобелевской премии в 1904 году за свои эксперименты.

    Павлов разработал прибор для измерения количества слюны, вырабатываемой в ответ на прием пищи (энергия мяса). В начале своего опыта Павлов заметил, что при звонке в колокол слюна не течет. Затем он дрессировал собаку, звоня в колокольчик и вскоре после этого предлагая еду.

    После того, как звук звонка несколько раз сочетался с едой, он проверил эффект тренировки, измерив количество слюны, которая вытекала, когда он звонил в звонок и не предлагал еду. Он обнаружил, что некоторое количество слюны выделяется только в ответ на звук колокольчика. Затем он несколько раз возобновлял тренировочную парную презентацию звонка и еды, а затем снова тестировал только звоночек.

    По мере продолжения тренировки количество слюны на тестах с одним только звонком увеличивалось. Таким образом, после дрессировки у собаки текла слюна-слюна каждый раз, когда звучал звонок. Это то, что было изучено; это условный ответ.

    Эта теория утверждает, что CS (звонок) становится заменой после соединения с UCS (еда) и приобретает способность вызывать реакцию. Это связано с тем, что ассоциация (обусловленность) формируется между CS и UCS. Символически это может быть представлено следующим образом:

    UCS<———————————à UCR

    (Пищевые продукты) (Слюна)

    ↓ (Кондиционирование)

    CS<——————— —————-à CR

    (Колокольчик) (Слюна)

    Подпринципы классического обусловливания :

    Существуют определенные подпринципы, объясняющие различные явления этого эксперимента.

    а. Угасание и спонтанное восстановление:

    Угасание означает прекращение реакции. Сила CS постепенно уменьшается, когда она представлена ​​одна и не сопровождается UCS для ряда трасс. Этот процесс называется «угасание». В этом опыте, когда в течение ряда проб без еды предъявляли только колокольчик, у собаки постепенно прекратилось слюноотделение.

    Но когда CS (звонок) снова соединили с UCS (еда) для некоторых испытаний, CR (слюноотделение) восстановился. Это известно как «спонтанное выздоровление». При спонтанном выздоровлении собаке потребовалось меньше попыток, чем в первый раз, так как в мозгу животного еще существовала связь между КС и СК.

    б. Обобщение стимула:

    Склонность реагировать на стимул, похожий на исходный, называется генерализацией стимула, чем больше сходство, тем больше генерализация. В этом эксперименте у собаки начиналось слюноотделение даже при звуке зуммера, похожего на колокольчик.

    в. Распознавание стимулов:

    Когда между двумя стимулами существует большая разница, животное может различать их. Например, если собака приучена выделять слюну при сигнале красного света, у нее не будет слюноотделения при подаче зеленого света.

    д. Кондиционирование более высокого порядка:

    Если подать «свет», за которым следует звонок, а затем еда в течение ряда попыток, у собаки начнет выделяться слюна, чтобы зажечь себя. Это явление называется состоянием высшего порядка.

    Все эти принципы очень полезны в поведенческой терапии. Кондиционирование не ограничивается только лабораторией.

    В нашей повседневной жизни мы сталкиваемся со многими примерами такого обучения. Например, маленький ребенок, который ничего не знает, дотрагивается до горящей свечи, она вызывает у него болезненные ощущения и отдергивает руку. Позже этот опыт заставит его отказаться от горящих предметов и вообще избегать их.

    Обусловливание очень эффективно используется в качестве психотерапевтической техники при лечении ненормального поведения, такого как фобии, алкоголизм, энурез и т. д. Это называется методами модификации поведения. Уотсон и другие провели множество экспериментов, чтобы доказать полезность этого метода.

    2. Оперантное обусловливание:

    Этот метод обусловливания был разработан американским психологом Б. Ф. Скиннером. Эта теория также известна как «Инструментальная обусловленность», потому что животные используют определенные операции или действия в качестве инструментов для поиска решения.

    Скиннер провел свой знаменитый эксперимент, поместив голодную крысу в коробку, названную в честь его имени «ящик Скиннера». Эта коробка содержала рычаг и поднос с едой в углу коробки. Он был устроен так, что животное могло свободно перемещаться внутри ящика, но нажатием рычага животное получало поддон с едой в лотке в качестве подкрепления.

    Предусмотрена также регистрация количества нажатий рычага механическим устройством. Вначале было обнаружено, что крыса время от времени нажимала на рычаг и получала пищу в качестве подкрепления за каждое нажатие.

    Постепенно, по мере того, как животное узнавало, что нажатие рычага дает немного еды, оно очень быстро повторяло ответы. Это быстрое увеличение нажатия на рычаг указывает на то, что животное приучено к еде.

    В повседневной жизни животные и люди часто учатся с помощью этого метода. Поощрение будет мотивирующим фактором. Это заставит организм повторить свое действие.

    Именно на основе этих экспериментов Скиннер сделал свое знаменитое высказывание «Поощряемое поведение повторяется». Инструментальное обусловливание предполагает большую активность учащегося, чем классическое обусловливание. Скиннер проводил свои эксперименты на различных животных, таких как голуби, крысы и т. д.

    Подкрепление, которое является наиболее важным аспектом этого эксперимента, делится на два типа: положительное подкрепление используется при обучении вознаграждением. Наказание, подобное отрицательному подкреплению, используется для прекращения нежелательных реакций или поведения. Оперантное обусловливание полезно для формирования нежелательного поведения, а также для модификации поведения.

    Это также полезно при обучении умственно отсталых детей навыкам одевания, приема пищи и туалета, лечения фобий, наркотической и алкогольной зависимости, психотерапии, а также для обучения детей необходимому поведению. Кроме того, эти эксперименты доказали, что прерывистое подкрепление дает лучшие результаты, чем непрерывное подкрепление.

    Обучение с помощью прозрения :

    Во многих случаях обучение происходит посредством более эффективного процесса испытания тех методов, которые, как кажется, имеют отношение к решению. Это возможно благодаря пониманию или восприятию ситуации.

    Обучение через восприятие отношений в сцене и понимание ситуации является проницательным обучением. Эта теория была разработана психологом, известным как Вольф Ганг Колер, который принадлежал к гештальт-школе психологии.

    Согласно гештальт-теории — восприятие ситуации как «целого» дает лучшее понимание, чем сумма ее частей. То есть ситуация, рассматриваемая в целом, обязательно будет выглядеть иначе, чем рассматриваемая по частям.

    Колер провел свои самые известные эксперименты на шимпанзе по имени Султан. В эксперименте Султана посадили в клетку, а на некотором расстоянии снаружи клетки разместили банан. Затем шимпанзе дали две палки, сконструированные таким образом, что одну палку можно было вставить в другую, и палка стала длиннее.

    Голодный султан впервые попытался достать банан руками. Тогда он взял одну из палочек и попытался подтянуть банан ближе, потом попробовал другой палкой, но не смог до нее дотянуться. От этого усилия шимпанзе утомился, оставил попытки дотянуться до банана и начал играть палочками.

    Во время игры одна из палочек влезла в другую, и палочка стала длиннее. Султан тут же обрадовался, вытащил этой длинной палкой банан и съел его. Эту «внезапную вспышку идеи» достать пищу более длинной палкой Колер назвал «озарением».

    Он провел множество экспериментов, чтобы доказать, что обучение происходит также путем озарения, а не только методом проб и ошибок. Он пришел к выводу, что возникновение инсайта для решения проблемы возможно путем восприятия всей ситуации.

    Колер провел множество экспериментов в этом направлении обучения, чтобы доказать, что одного лишь метода проб и ошибок недостаточно для решения многих сложных проблем.

    Методом проб и ошибок или ассоциациями через коннекционизм и обусловливание можно объяснить простое приобретение знаний, навыков, интересов, привычек и других характеристик личности. Но этого совершенно недостаточно для решения сложных задач.

    Именно здесь метод проницательного обучения очень полезен. Потому что он включает многие высшие психические процессы, такие как мышление, рассуждение, интеллект и т. д.

    Прозрение происходит, когда человек мгновенно видит решение своей проблемы или затруднения. Это не слепое или глупое обучение. Это разумный способ обучения. Во многих случаях люди пытаются оценить ситуацию, вещи и прийти к выводу. С опытом человек способен решать проблемы лучше и раньше.

    Он проявляет свою способность к различению при решении проблем, и обучение становится делом понимания, а не методом проб и ошибок. Пример Архимеда с опытом «Ага» (эврика), объясненным в творческом мышлении, является подходящим примером возникновения прозрения.

    Обучение подражанием :

    Это самый простой метод обучения. Многие из наших повседневных действий мы изучаем, подражая другим. Например, тому, как мы едим, пьем, ходим, разговариваем, одеваемся и т. д., мы учимся, подражая другим. Мы наблюдаем и смотрим, что и как другие люди делают определенные действия и подражаем им.

    Наблюдаем за демонстрацией эксперта, имитируем его движения и изучаем их. Копируя поведение других, люди избегают напрасной траты времени и усилий методом проб и ошибок. Например, мальчик наблюдает за тем, как он держит биту для крикета, за движениями опытного игрока, подражает им и учится.

    Психологи, такие как Миллар и Доллард, пытались показать, что склонность к подражанию сама по себе является усвоенной реакцией, и если ее подкреплять, человек с большей вероятностью будет продолжать подражать.

    Многие считают, что имитация — это низшая форма обучения. Третьи утверждают, что подражание никогда не может привести к новым реакциям и не будет возможности использовать творческий потенциал или оригинальность человека. Но в то же время многие педагоги считают, что лучше учиться может только подражательный человек. Каким бы ни было мнение, совершенно очевидно, что мы учимся многим вещам путем подражания.

    Законы обучения :

    Э.Л. Торндайк объяснил три закона обучения, называемые первичными законами, и в дополнение к ним он также сформулировал 5 дополнительных законов в связи со своей теорией обучения методом проб и ошибок.

    Основные законы:

    Это самые важные законы, объясняющие основные аспекты обучения. Это:

    1. Закон готовности:

    Под готовностью понимается готовность организма реагировать или действовать. Это более важная предпосылка для обучения.

    Это указывает на то, что животное или человек заинтересованы в обучении. Это состояние готовности имеет два следствия — удовлетворение и раздражение. Когда животное готово действовать — если ему это позволено, — оно доставляет удовольствие. Если ему не разрешают, он раздражается.

    Точно так же, когда животное не готово учиться, если его просят учиться, оно раздражает. С другой стороны, если ему мешают учиться, оно доставляет удовольствие.

    Эти точки приведены ниже словами Торндайка:

    а. Для дирижерской единицы, готовой к дирижированию, это удовлетворительно.

    б. Для кондуктивной единицы, готовой проводить-не проводить, раздражает.

    в. Для дирижерской единицы, не готовой к дирижированию, дирижировать раздражает.

    Этот закон наглядно показывает, что очень важна готовность человека к обучению. Поэтому мотивируйте его учиться.

    2. Закон действия:

    Этот закон также известен как закон частоты. Частота относится к количеству повторений обучения. Торндайк считал, что повторное проявление реакции усиливает ее связь со стимулом.

    Этот аспект относится к закону использования и неиспользования, который объясняет, что все, что не используется, погибнет. Точно так же, если реакция не повторяется, ее связь со стимулом ослабевает. Это также соответствует утверждению, что «практика делает человека совершенным».

    В эксперименте Торндайка кошка становится совершенной после повторения реакции большее количество раз, т. е. она научилась открывать дверь без ошибок.

    3. Закон следствия:

    Этот закон гласит, что когда соединение достигается за счет удовлетворяющего эффекта, его сила увеличивается. Под этим Торндайк имел в виду, что вероятность его возникновения выше. В его опыте, если бы голодной кошке удавалось открыть дверь, она получала бы подходящее для нее блюдо.

    Это положительно сказалось на реакции. Награды всегда укрепляют связи между стимулами и реакциями, а наказания, наоборот, ослабляют связи.

    Второстепенные законы:

    В дополнение к трем основным законам, описанным выше, Торндайк также дал пять вторичных или дополнительных законов.

    Они следующие:

    а. Закон множественного ответа:

    Это означает, что когда ответ не дает желаемого эффекта, учащийся будет пробовать новые ответы, пока цель не будет достигнута.

    b- Закон установки или установки:

    Ментальная установка или позитивное отношение очень важны в любом обучении.

    в. Закон ассоциативного смещения:

    Это не что иное, как смещение реакции на новую ситуацию, аналогичную предыдущей. Потому что фундаментальное представление состоит в том, что если реакцию можно сохранить неизменной посредством ряда изменений в стимулирующей ситуации, то в конечном итоге она может быть дана и в новой ситуации.

    д. Закон преобладания элементов:

    Этот закон гласит, что учащийся может реагировать избранным образом только на существенные элементы проблемы, а не на другие неважные элементы.

    эл. Закон ответа по аналогии:

    Это означает сравнение новой ситуации с ранее изученной и, таким образом, ответ по аналогии.

    Как сказано выше, Торндайк сформулировал эти законы на основе своих экспериментов. По закону готовности кот был готов учиться, потому что был голоден. Этот голод побудил кошку научиться открывать дверь.

    Согласно второму закону, кошке неоднократно давали испытания и упражнения, укреплявшие ее способность к обучению.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *