Обязанности детей в семье – Обязанности детей в семье и права ребенка дома

Содержание

Обязанности детей в семье и права ребенка дома

Законодательством установлено, все граждане имеют равные права и обязанности. Не играет роли возраст человека или национальность.

Неважно, в какой семье воспитывается несовершеннолетнее лицо: приемной либо родной, с момента появления на свет он уже имеет права.

Пока малыш маленький, соблюдать их должен родитель или иное лицо, его опекаемое. Ведь ребенок не может самостоятельно правильно сформулировать мысль либо личное мнение.

Когда малыш только появляется на свет, у него нет обязательств. Мать и отец делают все для малыша сами. С возрастом, на ребенка ложится ответственность. Ежегодно список с пометкой «должен» увеличивается.

Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер. Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам:

 
+7 (499) 110-33-98 Москва, Московская область
+7 (812) 407-22-74 Санкт-Петербург, Ленинградская область
Остальные регионы: онлайн-консультант>>
Это быстро и бесплатно!

Чтобы не ошибаться в существующих правах и обязанностях ребенка в семье, требуется внимательно изучить законодательство и стараться его придерживаться.

Государство стоит на защите прав лиц, не достигших совершеннолетия, поэтому при ущемлении их интересов виновное лицо будет наказано.

Права детей по отношению к родителям

Семейный Кодекс содержит несколько статей, освящающих тему права ребенка дома.

Каждому человеку рекомендуется изучить этот документ и установить, какие права имеют дети.

Рассмотрим основные статьи, регламентирующие права ребенка в семье.

Право жить и воспитываться в семье

Малыш имеет законное право получать заботу и внимание со стороны близких людей, а также жить с ними. Несовершеннолетнее лицо вправе претендовать на уважение, а также возможность развития личности.

Когда у малыша нет матери и отца, либо они лишены своего права, отвечают за воспитание и интересы несовершеннолетних граждан органы опеки. Определение такого малыша в любую организацию либо под опеку осуществляется только с согласия этой инстанции.

Право на общение с родителями и другими близкими людьми

Несовершеннолетнее лицо вправе общаться со всеми членами своего семейства. Даже возможный распад ячейки общества не может препятствовать этому.

Мужчина и женщина, разводясь, зачастую грешат тем, что запрещают отпрыску общаться с иным близким родственником. Подобные действия противоречат желаниям малыша, а также закону.

Запретить возможность видеться с родственниками вправе только суд после процедуры лишения прав.

Право на защиту

До момента наступления совершеннолетия детям требуется защита. Обычно этим занимаются мама, либо папа.

Если какая-то организация обнаружит, что здоровье малыша находятся под угрозой, об этом сообщается в орган опеки. Сделать это могут сотрудники образовательного учреждения или даже просто соседи. Далее эта инстанция принимает меры по защите малыша.

Право выражать мнение

Отпрыск вправе озвучить желание, относительно личных интересов. Это право распространено именно на мнение относительно личных интересов. Например, в каком образовательном учреждении ему учиться.

Право на ФИО

Оно присутствует у любого человека. При этом, когда мужчина с женщиной не могут договориться об имени, к делу привлекаются органы опеки.

Отчество и фамилия дается несовершеннолетнему лицу на основании свидетельства о браке.

Если мужчина и женщина не зарегистрированы, мать может требовать процедуры установления отцовства или оставить графу отца пустой. При этом фамилия указывается обязательно матери. Отчество со слов женщины.

Изменение имени или фамилии

Когда один родитель решает изменить фамилию малышу, решение вопроса проходит с согласия органов опеки и учетом желания второго родителя. Не требуется мнение второго родителя, когда он:

  • недееспособное лицо;
  • лишен родительских прав;
  • без вести пропал;
  • уклоняется от участия в жизни малыша.

Требуется спросить согласия отпрыска на изменение фамилии, если ему исполнилось десять лет. С этого возраста закон дает детям право голоса.

Имущественные права

Малыш вправе получать содержание от родителей либо государства. Социальные деньги переводятся на банковский счет родителей. Отпрыск вправе претендовать на получение дохода, а так же использовать имущество.

Подробно изучив закон, можно понять, что несовершеннолетнее лицо имеет равные права со взрослым человека. При их ущемлении родитель может быть привлечен к ответственности.

Обязанности не достигших совершеннолетия лиц

У взрослых людей существует множество обязанностей. К примеру, платить налоги, служить в армии, уважать государство. Обязанности детей дома появляются не с момента рождения, а постепенно. В основном они основываются на нормах морали.

Первое и главное, что требуется от детей, это учиться. Ведь образование в России, обязательно для всех в возрасте от шести до семнадцати лет. Уже потом, человек вправе выбирать, учиться ему дальше или нет. Мать и отец малыша обязаны, обеспечить ему должное образование.

Обязанностей ребёнка в семье по закону РФ намного меньше, чем прав. Рассмотрим их ниже.

Получение основного образования. При этом обязанность об его организации лежит на плечах матери и отца. Несовершеннолетний гражданин должен соблюдать рамки и правила поведения в различных учебных заведениях.

Дети должны исполнять все возложенные профильными лицами обязанности. Обычно это выражается:

  • условиями действующего контракта;
  • правилами образовательного учреждения;
  • трудовым законодательством.

Еще одна обязанность лица, не достигшего восемнадцати лет, заключается в соблюдении устава образовательного заведения.

Мальчики определенного возраста должны встать на воинский учет.

По достижении совершеннолетия дети приобретают обязанность по содержанию своих родителей.

Несовершеннолетние лица могут привлекаться не только к административной, но и уголовной ответственности. При этом, незнание закона не освобождает от нее.

Уголовной ответственности подлежат дети:

  • с шестнадцатилетнего возраста;
  • по тяжким преступлениям с 14 лет.

Информацию о существующей ответственности до несовершеннолетних лиц доносят родители и педагоги образовательных учреждений. Кроме обязанностей по закону, ребенку требуется обозначить дела по дому. Это поможет воспитать его ответственным человеком. Примерные обязанности детей в семье:

  • соблюдение стандартных правил гигиены;
  • уважение старших;
  • бережное отношение к имуществу;
  • участие в решении семейных проблем;
  • обязанности ребенка по дому;
  • забота о близких.

Только воспитывая в детях хорошие качества, можно вырастить ответственного человека. Поэтому рекомендуется устанавливать домашние обязанности ребенка в каждой семье. Но, делать это нужно правильно, не ущемляют их права.

Защита от неправомерных действий родителей

Не всегда мать и отец ведут себя адекватно по отношению к своим отпрыскам. Несмотря на права и обязанности ребенка дома, некоторые считают, допустимым избивать их в целях воспитания и осуществлять моральное давление. Поэтому законодательством утверждено право на защиту детей.

Неправомерными действиями считается не только угнетение и избиение детей, но и неисполнение обязанностей по отношению к ним.

Лицо, не достигшее совершеннолетия вправе самостоятельно жаловаться в следующие инстанции:

  • органы опеки;
  • социальному педагогу школы;
  • приют;
  • центр экстренной психологической помощи.

Также заявление о факте неправомерных действий будет принято органом опеки и от сторонних лиц. К примеру, позвонить в эту инстанцию вправе педагог, если обнаружит побои на теле малыша.

Также сигнал дать могут соседи, наблюдающие за жизнью семьи. В вышестоящих инстанциях несовершеннолетнее лицо должны выслушать и принять соответствующие меры.

Когда мать и отец ненадлежащим образом исполняют обязанности, это приводит к санкциям. Их характер очень различный, в зависимости от ситуации. В целом все меры ответственности делят на следующие категории:

  • ограничение в родительских правах;
  • лишение права родителя.

Конечно, самой серьезной мерой ответственности считается лишение права. Но, сделать это допускается только с помощью с судебной инстанции по исковому заявлению.

Заключение

Мало кто задумывается, какие права у ребенка в семье. Все несовершеннолетние дети имеют их. Но, так же у несовершеннолетних лиц есть и обязанности, которых значительно меньше. Главное, что должны делать дети, это учиться. Но, даже это они делают с помощью матери и отца.

Какие обязанности выполняет ребенок в семье, во многом зависит от родителей. Каждый отпрыск, вправе выразить мнение относительно своих интересов. Также закон регламентирует права детей жить и воспитываться в семье.

При этом неважно в родном или приемном семействе он живет. Ущемление прав и достоинства несовершеннолетних лиц серьезно карается законом.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам:
+7 (499) 110-33-98 Москва, Московская область
+7 (812) 407-22-74 Санкт-Петербург, Ленинградская область
Остальные регионы: онлайн-консультант>>
или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

 

 

zakonsovet.com

Права и обязанности ребенка в семье

Права ребенка — это представления (как правило, эти представления живут в форме верований и убеждений) об объеме того, что дети могут делать свободно, не согласовывая с родителями, и одновременно объем обязательств взрослых в отношении детей. Например, у школьника может быть право самому решать, когда он будет делать уроки, и право ожидать от родителей, что они обеспечивают ему нормальные условия жизни.

Сколько прав у ребенка? Какие это права?

Если всерьез, то у ребенка никаких прав нет. У ребенка появляются только права, которые подарили ему старшие (родители подарили сами или передали в соответствии с культурными нормами, принятыми в обществе). В плохих семьях дети сами захватывают себе права и садятся на шею родителям, а позже и всем окружающим.

Природного «права ребенка» не существует, как в принципе никаких естественно присущих «прав» нет ни у кого. Если группы людей, настаивающих на своих правах, и есть группы людей, соглашающиеся с требованиями первых. Или не соглашающиеся — и проводящие свою политику.

Когда сила у взрослых, права детей определяют они. Цивилизованное общество сочло возможным подарить детям права, которые отражены в Декларации о правах ребенка. Это не природные права детей, а решение взрослых, с помощью которого они реализуют свою политику в отношении детей.

Аналогично, все обязанности ребенка также определяются его родителями. Нормально, если ребенок оказывается в семье не только игрушкой и предметом поклонения, тем более не источником криков и беспорядка, а источником радости и пользы. Уже можешь убрать за собой игрушки — убери. Можешь помочь маме — помоги. Любящие родители назначают ребенку обязанности, которые полезны в первую очередь ему самому и заботятся о его будущем. Маме на кухне проще все сделать самой, но мудрая мама позовет дочку ей помочь, чтобы скоро вся готовка стала уже обязанностью не мамы, а дочки. У умных родителей все должны делать дети, а родители должны заботиться только о том, чтобы дети все это делать умели и любили.

Когда сила в большей степени у ребенка (а в некоторых семьях это вполне возможно), свои права и обязанности взрослых определяет он, ребенок. В проблемных семьях есть две крайности: либо взрослые нагружают ребенка обязанностями, не давая ему никаких прав, либо дают детям много прав, беря все обязанности только на себя. Это и называется — избаловать.

Фильм «Корчак»

Интересен опыт в общине Януша Корчака, где был свой Суд, перед которым были равны и взрослые, и дети. Смотри видео «Перед судом равны все»

В нормальный ситуации взрослые дают права детям в обмен на некоторые обязательства и ответственность, которую они на себя возьмут. Собственно, это есть основной педагогической прием приучения детей к ответственности: «Ты хочешь прав? Пожалуйста, бери, если взамен готов взять на себя такую-то ответственность».

  • Ребенок хочет сам класть пищу себе в тарелку? «Я сам!» — Замечательно, если ты готов делать это аккуратно (учиться делать это аккуратно).
  • «Меня нельзя наказывать!» — Конечно, наказывать нехорошо. А как нам с тобой договариваться без наказаний, чтобы ты не обижал младшую сестру?
  • Ребенок настаивает, что это его право решать — работать ему или нет. «Это моя жизнь!» — Прекрасно, если ты готов сам себя обеспечивать в свои 20 лет. Ты готов жить на собственные средства?

В мудрых семьях ребенок приучается к этому постепенно, это делается через систему статусов детей. Например, это может быть система статусов «Пупс», «Младший ученик» и «Старший ученик».

Что такое Пупс? Это милое, всеми любимое существо, у которого нет обязанностей и нет прав. Ребенок находится в статусе пупса примерно до 4-х лет, пока не может делать регулярные домашние обязанности. Пупс может участвовать в семейном совете, а именно может высказывать благодарности и говорить свои пожелания и просьбы. Это он может, но он не может голосовать. То есть он конечно может голосовать, но поскольку он только Пупс, его голос игрушечный и пока не учитывается.

Если ребенок хочет взрослеть, родители по его готовности могут дать ему звание «Младший ученик». В отличие от Пупса, он может уже всерьез голосовать в семейном совете, его голос действительно учитывается, а, кроме того, он является Наставником Пупсов, и Пупсы обязаны его слушаться. А еще можно больше вкусняшек и его чаще берут в поездки с собой, хотя бы потому, что он уже умеет вести себя в Супермаркетах, там не кричит, не плачет и не берет ничего без спросу. С другой стороны, у него появлятся обязанности, а именно: регулярные обязанности по дому, он должен хорошо слушаться всех старших в семье и обязательно участвует в домашних уроках (Пупс имеет право не участвовать).

Как ребенок начинает ходить в школу, он (как правило) получает статус «Старший ученик». У него становится существенно больше обязанностей по дому, но и больше прав — он может уже гулять один. Расширяются его права на Семейном Совете: он может уже не только голосовать, но и выносить предложения на голосования: предложения куда-то поехать, как-то провести выходные, а также предложения что либо купить. А еще Старший ездит с родителями почти во все поездки (заграница, экскурсии), его могут брать на взрослые мероприятия и праздники, а самое главное — он может даже ездить с мамой на работу и там ей помогать!

Вы понимаете, что это описание реальной семьи с реальными детьми. Описание чудесной семьи с чудесными детьми… Мечта! Впрочем, может быть, вы её реализуете?


А что делать с ребенком, которого вы уже упустили и который уже убедил себя, что в его детские права серьезная работа не входит? Вопрос слишком большой. Пока рекомендую книгу Карен Прайор «Не рычите на собаку, или о дрессировке животных и людей» — и небольшую историю, рассказанную моей дистантницей Ольгой И.:

Летние каникулы — конечно, это время отдыха. Но жизнь и дела по дому никто не отменял, поэтому каждое утро мы всей семьей обычным образом составляем список дел. У моей девятилетней дочери Дианы есть свой дневничок «Дела дня», куда мы вместе с ней записываем 5-8 несложных заданий на день: помыть посуду, почитать, собрать ягоду, решить примеры или переписать текст, промыть пол, заполнить «Дневник чтения», постирать свои небольшие вещи или прополоть грядку. Вечером, вернувшись с работы, я любуюсь результатами ее работы, восхищаюсь успехами, хвалю, мы вместе радуемся как много полезного сделала дочка и какая она стала взрослая и самостоятельная. После этого она радостная бежит на улицу играть с друзьями.

Но на этой недели у нас гостил племянник, то есть весь первый день только лежал на диване и играл в планшет. Когда я хвалила Диану, я заодно спросила и его: «Ваня, а что ты сделал полезного? Для семьи, для себя? Сколько страниц ты прочитал?» Выяснялось, что совсем мало или вообще не читал. Я решила, что это неправильно, и стала действовать!

Первое, что я сделала, это попросила его маму забрать у него планшет. А после этого стала давать ему такие же задания, как и Диане. Действительно, он же у нас живет, значит порядки здесь наши. И все справедливо: сегодня пол моет Диана, а посуду моет Ваня. Диана собирает ягоду, Ваня помогает Диана выполоть траву за домом.
Теперь: иногда детям приходилось оставаться одним с больной лежачей бабушкой, и тогда я назначала кого-то из них за старшего. Первые разы это была Диана. Я знала, что Ване это очень сильно не понравится: он и по возрасту старше ее, и в принципе он любит быть главным — в смысле любит покомандовать, чтобы его слушали.
Когда он в очередной раз сделал обиженное лицо, я ему объяснила: «У нас в семье такое правило — кто больше полезных дел для семьи делает, тот имеет больше прав и остаётся за старшего». Ваня задумался…
И когда в конце недели детям снова пришлось остаться одним, Ваня поставил вопрос: «А кто сегодня будет за старшего?» Я, конечно, поинтересовалась, что вчера он сделал полезного, и Ваня с готовностью перечислил: он мыл посуду, относил траву на компостную яму, кроме того прочёл 2 главы из книги и сделал 2 страницы упражнений в комплексных заданиях на лето!». Отлично! Я сказала, что мне это кажется достойным, и спросила мнение дочки: как она считает? Дочка со мной согласилась.
Ура, ура, ура! Когда за ним приехал отец, Ваня с гордостью рассказывал, как он мыл посуду, полол огород и читал!

www.psychologos.ru

Домашние обязанности детей по возрастам

Должны ли дети помогать родителям? Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями. Они думают, что работа по дому будет отнимать у детей беззаботное детство, которое дается только раз. Часто родители, приходящие ко мне на консультацию считают, что с детей достаточно школьной учебы и кроме этого им от детей ничего не нужно.

Тем не менее, как семейный психолог, я считаю, что гораздо важнее то, что, когда дети помогают родителям, выполняя домашние обязанности, они будут чувствовать себя необходимыми в семье, способными внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членами.

На консультации я помогаю родителям понять, что, обучая детей ответственности за домашние дела, мы развиваем их социальный интерес и готовим их к тому, чтобы они не боялись ответственности и вне дома.

Дети, которые помогают родителям и имеют круг своих домашних обязанностей обычно лучше учатся в школе, потому что они лучше взаимодействуют с учителями. Без такой подготовки дети становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других людей. Они просто сидят дома и ждут, когда кто-то придет и даст им то, что они хотят. Иногда у таких детей складывается ощущение, что они что-то из себя представляют только тогда, когда их кто-то обслуживает.

Основываясь на своем опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать массу самых разных дел, которые может с пользой для семьи выполнять ребенок. Но иногда родители пребывают в растерянности, не зная, что можно поручить детям, поэтому далее я приведу примерные перечни домашних обязанности детей разного возраста, которые я взяла с небольшими изменениями в книге Б. Б. Грюнвальд, Г.В.Макаби «Консультирование семьи». Итак, чем дети помогают по дому в разных возрастах:

Домашние обязанности трехлетнего ребенка

Собрать и положить игрушки в соответствующее место.

Положить книги и журналы на полку.

Отнести салфетки, тарелки и приборы на стол.

Убрать за собой оставшиеся после еды крошки.

Очистить свое место за столом.

Чистить зубы, мыть и вытирать руки и лицо, причесываться.

Самому раздеться, с небольшой помощью – одеться.

Вытереть за собой следы «детской неожиданности».

Донести небольшие продукты до нужной полки, убрать вещи на нижнюю полку.

Домашние обязанности четырехлетнего ребенка

Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками.

Помочь убрать бакалейные товары.

Под наблюдением родителя помогать в покупке круп, макарон, сахара, печенья, конфет, хлеба.

По расписанию давать корм домашним животным.

Помогать прибирать в саду и во дворе на даче.

Помогать расстилать и убирать постель.

Помогать мыть посуду или с помощью загружать посудомоечную машину.

Протирать пыль.

Намазывать масло на хлеб. Готовить холодные завтраки (хлопья, молоко, сок, крекеры).

Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на торт, добавить варенье в мороженое).

Делиться с друзьями игрушками.

Доставать из почтового ящика почту.

Играть дома без постоянного наблюдения и без постоянного внимания взрослых.

Развешивать носки и носовые платки на сушке.

Помогать складывать полотенца.

Домашние обязанности пятилетнего ребенка

Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.

Самому приготовить бутерброды или простой завтрак и убрать за собой.

Самостоятельно наливать себе питье.

Сервировать обеденный стол.

Сорвать с грядки салат и зелень.

Добавлять по рецепту некоторые ингредиенты.

Расстилать и убирать кровать, прибирать комнату.

Самостоятельно одеваться и убирать одежду.

Чистить раковину, туалет и ванну.

Протирать зеркала.

Сортировать белье для стирки. Складывать отдельно белое, отдельно цветное.

Складывать и убирать чистое белье.

Отвечать на телефонные звонки.

Помогать прибирать квартиру.

Оплачивать мелкие покупки.

Помогать мыть машину.

Помогать выносить мусор.

Самостоятельно решать как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений.

Кормить своего питомца и убирать за ним.

Самостоятельно завязывать шнурки.

Домашние обязанности шестилетнего ребенка (первый класс)

Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или для определенного случая.

Пылесосить ковер.

Поливать цветы и растения.

Чистить овощи.

Готовить простую пищу (горячие бутерброды, вареные яйца).

Собирать вещи в школу.

Помогать развешивать белье на бельевую веревку.

Вешать свою одежду в платяной шкаф.

Собирать дрова для костра.

Собирать граблями сухие листья, полоть сорняки.

Прогуливать домашних животных.

Нести ответственность за свое мелкие раны.

Выносить мусор.

Приводить в порядок ящик, где хранятся столовые приборы.

Накрывать на стол.

Домашние обязанности семилетнего ребенка (второй класс).

Смазывать велосипед, ухаживать за ним. Запирать его в специальном месте, когда он не используется.

Принимать телефонные сообщения и записывать их.

Быть на посылках у родителей.

Мыть собаку или кошку.

Тренировать домашних животных.

Нести пакеты с продуктами.

Самостоятельно без напоминаний вставать по утрам и ложиться спать вечером.

Быть вежливым и учтивым с другими людьми.

Оставлять после себя в порядке ванну и туалет.

Гладить простые вещи.

Домашние обязанности восьми- и девятилетнего ребенка (третий класс)

Правильно складывать салфетки и раскладывать столовые приборы.

Мыть пол.

Помогать переставлять мебель, вместе со взрослыми планировать расстановку мебели.

Самостоятельно наполнять себе ванну.

Помогать другим (если его просят) в работе.

Наводить порядок в своих шкафах и ящиках.

Покупать себе одежду и обувь с помощью родителей, выбирать одежду и обувь.

Менять без напоминания школьную одежду на чистую.
Складывать одеяла.

Пришивать пуговицы.

Зашивать распоровшиеся швы.

Чистить кладовку.

Убирать за животными.

Знакомиться с рецептами приготовления простых блюд и учиться их готовить.

Срезать цветы и готовить вазу для букетов.

Собирать фрукты с деревьев.

Разжигать костер. Готовить все необходимое для приготовления пищи на костре.

Красить забор или полки.

Писать простые письма.

Писать благодарственные открытки.

Кормить ребенка.

Купать младших сестер или братьев.

Натирать полиролью мебель в гостиной.

Домашние обязанности девяти- и десятилетнего ребенка (четвертый класс)

Менять постельное белье и складывать грязное белье в корзину.

Уметь обращаться со стиральной машиной и сушилкой.

Отмерять стиральный порошок и кондиционер для белья.

Покупать продукты по списку.

Самостоятельно переходить улицу.

Самостоятельно приходить на назначенные встречи если туда можно дойти пешком или доехать на велосипеде.

Печь печенье из полуфабриката в коробках.

Готовить еду на семью.

Получать свою почту и отвечать на нее.

Готовить чай, кофе или сок, разливать по чашкам.

Ходить в гости.

Планировать свой день рождения или другие праздники.

Быть в состоянии оказать простую первую помощь.

Мыть семейный автомобиль.

Учиться бережливости и экономии.

Домашние обязанности десяти- и одиннадцатилетнего ребенка (пятый класс)

Самостоятельно зарабатывать деньги (например, сидеть с детьми).

Не бояться одному оставаться дома.

Ответственно распоряжаться некоторым количеством денег.

Уметь ездить на автобусе.

Ответственно относится к личному хобби.

Домашние обязанности одиннадцати- и двенадцатилетнего ребенка (шестой класс)

Быть в состоянии взять на себя обязанности лидера вне дома.

Помогать уложить спать маленьких братьев и сестер.

Самостоятельно выполнять свои дела.

Косить газон.

Помогать отцу в строительстве, поделках и выполнении домашних дел.

Чистить плиту и духовку.

Самостоятельно распределять время для учебных занятий.

Домашние обязанности учеников старших классов

В школьные дни отход ко сну в определенное время (по согласованию с родителями).

Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для всей семьи.

Иметь представление о здоровом образе жизни: есть здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр.

Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия.

Иметь реалистические представления о возможностях и пределах возможностей.

Последовательно выполнять принятые решения.

Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех отношениях.

По возможности зарабатывать немного денег.

www.vospitaj.com

Консультация (старшая группа) на тему: Права и обязанности ребенка в семье

Права и обязанности ребенка в семье

Каждый человек, который стал родителем, обязан знать о том, какие у его малыша есть права и какие есть у него, как у родителя, обязанности перед ребенком.

На что имеет право ребенок в семье:

  1. Знать о том, кем являются его родители. Жить и воспитываться в своей семье.
  2. Общаться с обоими родителями, а так же с другими родственниками. Это касается даже тех случаев, когда малыш живет с одним из родителей либо же с бабушкой или дедушкой. Вне зависимости от того, живут мама и папа в разных городах или государствах, ребенок имеет право видится с или обеими.
  3. Воссоединятся со своей семьей (Если родители живут за границей, ребенок может без проблем получить разрешение на въезд и выезд из данной страны).
  4. Получать средства на содержание от родителей, а так же любых других членов семьи. Деньги поступают на имя родителей, но идти должны исключительно на потребности ребенка: воспитание, развитие, образование и так далее.
  5. Воспитываться и чувствовать заботу от родителей или других личностей, которые занимаются воспитанием (в случаи, ели опекунами выступают не кровные мама и папа).
  6. Высказывать свое мнение, чувствовать свою важность в доме.

Очень важно, чтобы в доме к ребенку относились как к равноправному члену семьи. Считались с его мнением, брали во внимание его желания и своим отношением давали понять, что он такая же важная личность, как его мама и папа.


        Кроме этого родители всеми силами должны обеспечивать ребенку возможность проявлять себя. Интересы ребенка должны всегда стоять на первом месте. В момент, когда родители планируют свою жизнь и будущую деятельность, они всегда должны учитывать интересы младшего члена семьи. Это значит, что в момент принятия важных решений с переездом, изменением образа жизни и так далее всегда нужно уметь выслушивать мнение ребенка и обязательно брать его во внимание.

       Ребенок должен быть обеспечен всем необходимым, что нужно для здоровой жизни и развития. Самое главное для каждого родителя — это предоставить малышу такие условия, чтобы он мог свободно там расти, при этому реализовывая себя как личность. Кроме родителей, об этом должно позаботиться и государство. В случаи, если у родителей нет возможности полностью обеспечить ребенка теми условиями, которые ему необходимы для развития, государство должно взять эти обязанности на себя.

      Всегда, везде и во всем родители должны уважительно относится к мнению ребенка. Слушать и принимать во внимание все, что он говорит. Таким образом родители приучают малыша к тому, что всегда нужно иметь собственное мнение, которое обязательно нуждается в том, чтобы его сказали. И которое в любом случаи будет иметь значение в среде, где было произнесенное.

Обязанности ребенка в семье:

  1. Ребенок должен уважать людей, которые занимаются его воспитанием, вне зависимости от того, идет речь о родных родителях или опекунах.
  2. Ребенок обязан помогать своим родителям, бабушкам, дедушкам и другим воспитателям, в случаи, если те нуждаются в помощи.

nsportal.ru

Консультация на тему: КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ МОГУТ БЫТЬ У ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ МОГУТ БЫТЬ У ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Разделение обязанностей

В современном изменяющемся обществе дети должны стать «партнерами» для родителей и воспитателей. В выполнении этой нелегкой задачи может помочь многое: взаимное уважение; согласование взглядов; принятие решений сообща; совместная договоренность в целях, правилах или ограничениях; предоставление определенных прав и привилегий.

Принятие на себя обязанностей может возвысить человека, как в собственных глазах, так и в восприятии других людей. По мере того как ребенок начинает понимать преимущество сотрудничества, он начинает воспринимать себя как человека, способного оказать помощь другим людям. Лучше всего, когда развитие этой стороны личности ребенка происходит эволюционным путем, т.е. когда ребенок становится полезным и нужным в раннем возрасте и от него ожидают, что со временем он станет еще более самостоятельным и независимым.

Основываясь на собственном опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать множество самых разных заданий, выполняя которые ребенок будет вносить свой посильный вклад в общее дело. Родители и учителя, которые понимают, что ребенка надо привлечь к выполнению каких-то обязанностей, иногда пребывают в растерянности, не зная, что им делать и чего следует ожидать. Цель статьи – помочь им справиться с этой задачей.

Приучать ребенка к выполнению обязанностей надо постепенно. Вначале установите доверительные отношения, затем в ходе дружеской беседы взрослый и ребенок могут сообща определить то занятие, которое станет вкладом ребенка в общесемейное дело.

При распределении обязанностей взрослому следует помнить о следующих принципах.

У детей должны быть не только обязанности, но и права. Если эти права сознательно или под воздействием сиюминутного настроения нарушается взрослым, то у ребенка это может вызвать чувство подавленности и мстительности, и он будет сопротивляться любым усилиям привлечь его к сотрудничеству.

Следует проинструктировать детей обо всех видах работ, которые надо выполнить. После того как с помощью взрослых они выберут какую-то работу, нужно установить критерии ее качества и по ним уже оценивать выполненную работу вместе с детьми. Дайте ребенку возможность выбрать ту работу, которую ему хотелось бы делать. (Альтернатива «ничего не делать» не рассматривается). После этого он должен следовать своему выбору или наступает логическое последствие отказа. Заранее обсудите последствия, наступающие при невыполнении поручения.

Установите соответствующие сроки выполнения задания. У ребенка будет больше желания справиться с заданием, если он будет участвовать в принятии этих сроков.

Меняйте поручения. Выполнение одного и того же задания может очень легко наскучить ребенку. Детям нравится делать новую или необычную работу.

Опирайтесь на здравый смысл при выборе количества дел, поручаемых ребенку. Если он посчитает, что его используют, то может начать «сидячую забастовку».

Помните, что вы являетесь образцом для вашего ребенка. Не ждите от него аккуратности и порядка, если сами не способны их поддерживать.

Проверьте ваши критерии. Возможно, вы стремитесь к совершенству при уходе за вашим домом или классной комнатой, или испытываете дискомфорт при малейшем отклонении от заведенного порядка, или вы слишком озабочены тем, что могут подумать другие люди.

Научитесь воспринимать дом или классную комнату просто как место для работы и общения членов семьи или класса, а не как отражение вашей персональной значимости. Никогда, за исключением крайних случаев, не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.

 

Домашние обязанности трехлетнего ребенка

— Собрать и положить игрушки в соответствующее место.

— Положить книги и журналы на полку.

— Отнести салфетки, тарелки и столовые приборы на стол.

— Убрать за собой оставшиеся после еды крошки. Очистить свое место за столом.

— Простые гигиенические процедуры: почистить зубы, помыть и вытереть руки и лицо, причесаться.

— Самому раздеться, с некоторой помощью одеться.

— Вытереть за собой следы «детской неожиданности».

— Перенести упаковку с продуктами или баночку с консервами из пакета до нужной полочки. Убрать вещи на нижнюю полку.

 

Домашние обязанности четырехлетнего ребенка

— Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками (с некоторой помощью).

— Помочь убрать бакалейные товары.

— Под тщательным наблюдением помогать с покупками бакалейных товаров.

— По расписанию кормить домашних животных. Помогать прибирать в саду и во дворе.

— Помогать расстилать и убирать постель.

— Помогать мыть посуду или загружать посудомоечную машину (с некоторой помощью). Протирать пыль с мебели. Намазывать масло на хлеб. Готовить холодные завтраки (хлопья и т.п.)

— Помогать накладывать еду в тарелки на семейных обедах.

— Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на кекс, залить сверху мороженое джемом и т.п.)

— Делиться с друзьями игрушками (практика вежливости).

— Доставать из почтового ящика почту.

— Сообщать родителям, когда выходит из дома поиграть, где будет находиться.

— Играть в доме без постоянного наблюдения взрослых и без постоянного с их стороны внимания.

— Развешивать носки, носовые платки на невысоко подвешенной бельевой веревке.

— Помогать складывать полотенца.

 

Домашние обязанности пятилетнего ребенка

— Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.

— Самому приготовить бутерброд или простой завтрак и убрать за собой.

— Самостоятельно наливать себе питье. Сервировать обеденный стол. Нарвать салата-латука.

— Добавлять, согласно рецепту, некоторые ингредиенты.

— Расстилать и убирать постель и убирать комнату.

— Самостоятельно одеваться и прибирать одежду.

— Чистить раковину, туалет и ванную.

— Чистить зеркала, если они низко расположены.

— Сортировать белье для стирки. Складывать в одну кучу белое белье, в другую – цветное.

— Складывать чистое белье и убирать его.

— Отвечать на телефонные звонки.

— Помогать по уходу за двором.

— Оплачивать мелкие покупки.

— Помогать мыть машину.

— Помогать выносить мусор.

— Самостоятельно решать, как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений. Кормить своего домашнего питомца и убирать за ним. Самостоятельно завязывать шнурки на своей обуви.

 

Домашние обязанности шестилетнего ребенка (1-й класс)

— Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или одежду, соответствующую конкретному случаю.

— Пылесосить коврики.

— Поливать цветы и растения.

— Чистить овощи.

— Готовить простую в приготовлении пищу (хот-доги, вареные яйца, тосты).

— Собирать свой школьный завтрак.

— Помогать развешивать белье на бельевую веревку.

— Вешать свою одежду в платяной шкаф.

— Собирать дрова для камина, костра.

— Собирать граблями листья и полоть сорняки.

— Прогуливать домашних животных.

— Завязывать шнурки на своей обуви.

— Нести ответственность за свои мелкие раны.

— Содержать в чистоте мусорный контейнер.

— Помогать чистить салон автомобиля.

— Приводить в порядок или чистить ящик для столовых приборов.

— Накрывать (сервировать) стол.

nsportal.ru

Обязанности ребенка в семье и дома. В возрасте 3, 4, 5, 6 лет

Ребенок, сможет убрать свою комнату? Когда приходит время, чтобы учить его для порядка, и заботиться о своих вещах? И вообще какие постоянные обязанности ребенка в семье? Прочтите!

Для начала давайте рассмотрим какие бывают родители:

  • которые не заставляют ничего делать своих детей и убирают за ними все сами, так как это намного быстрее и нет никаких истерик. Это можно назвать родительской любовью, что не есть хорошо
  • которые думают, что детство — это наслаждение, и у детей еще будет время наработаться на своем жизненном пути, поэтому нужно выручать как можно дольше.
  • которые требуют от детей абсолютного порядка в комнате, и постоянно помогать в домашних делах.

Каждый тип родителей прав по-своему. Но имейте ввиду, что у всех детей, должны быть свои обязанности, главное, чтобы они были подобраны по возрасту и способностям.

Обязанности ребенка в семье

В 3 года

Трехлетний малыш может (и обязан!) убирать свои игрушки после того как поиграл. То есть складывать все на место где взял. Помните, однако, что от него в таком возрасте нельзя требовать, сложить игрушки ежеминутно, после каждой оконченной игры.

Малыш может также оказывать помощь в различных бытовых вопросах: распаковать покупки, выполнять команды типа „подай-принеси», подавать солонку, пульт и т.д., положить одежду в корзину для грязного белья, помогать в кормлении домашних животных.

В 4 года

Ребенок в 4 года кроме своих обязанностей, которые у него есть, может помогать раскладывать продукты питания в холодильник, а также столовые приборы по своим местам (отделениям по тумбочке). Помните, что такие обязанности ребенка в семье, назначать ему надо постепенно, и положительно его поощрять.

В 5 лет

Пятилетний ребенок, может спокойно убирать стол, после семейной трапезы. Стоит сделать из этого ритуал, например, ребенок может убирать с кухонного стола всегда после вечернего приема пищи (но с начало стоит это делать совместно с ребенком, и говорить ему что и где нужно оставлять).

Необходимо также научить ребенка, что одежду следует складывать в шкаф (складывать, то есть принести и положить на нужную полку, а не бросить как получится).

В 6 лет

Шестилетний ребенок, может уже поливать цветы и готовить простые блюда. Если готовить еду вместе с ребенком, то он будет получать большое удовольствие, так как он чувствует себя полезным, важным, потому что мама верит в его силы, а самостоятельно приготовленные бутерброды на вкус совершенно иначе, чем те, которые когда-то готовила мама.

Обязанности ребенка в семье и требования

Это деление конечно очень условное, потому что некоторые дети справляются с выполнением обязанностей лучше, а другие хуже. Главное, чтобы последующие обязанности назначать постепенно и приспосабливаться к его актуальным способностям. Установленная слишком высокая планка, отпугивает.

Уход за братьями и сестрами — это не обязанность малыша!

На ребенка, безусловно, не должен ложится уход за младшими братьями и сестрами.

Присмотреть 5 мин, время от времени? Ок. Поиграть какое-то время? Но не более того.

Дошкольник, не может заниматься „серьезно» младшими братьями и сестрами, быть в роли родителя, потому что он еще не готов к этому. Это слишком большая ответственность.

Теперь вы знаете какие обязанности ребенка в семье могут быть. Воспитывайте своих детей с детства, что бы во взрослой жизни они не знали проблем.

Если вам эта статья стала чем-то полезной, можете ей поделиться со знакомыми в соц сетях.

mnogovoprosov.ru

Обязанности ребенка: виды, приобщить, распределить, наказать

С самого рождения ребенок не несет никаких обязательств перед родителями — любящие мама и папа все делают за кроху сами. Но наступает время, когда маленького человека необходимо приобщать к общим семейным домашним обязанностям, взращивая в нем самостоятельность и ответственность.

Сегодня мы обсудим, какие обязанности должны быть у несовершеннолетних детей дома и как следует приучать к труду маленького помощника.

Психологи и педагоги определенно заявляют: это необходимо для гармоничного и всестороннего развития, самостоятельности, социализации, формирования основных моральных ценностей. Ребята, по мере сил регулярно помогающие родителям по дому, лучше успевают в школе, а потом и в институте, поскольку привыкли доводить начатое дело до конца, легче адаптируются как во взрослом, так и в детском коллективах.

К сожалению, во многих современных семьях основной акцент в воспитании молодого поколения делается на их успеваемости в школе.

Любящие родители создают чаду все условия для обучения, не требуя взамен бытовой самостоятельности. В результате этого человек вырастает инфантильным, не умеющим элементарно обслужить самого себя.

Выполнение полученных родителями дел не только воспитывает в ребенке ответственность, но и возвышает его в своих собственных глазах. Наследник понимает, что он важный член семьи и общества, от его верных или неверных поступков зависит течение определенных событий. К тому же домашняя работа способствует самодисциплине, помогает научить человека ставить перед собой определенные цели, планировать, распоряжаться собственным временем. К примеру, уборка в квартире помогает осознать, что вещи, вовремя положенные на свое место, существенно экономят время в будущем, а посуду мыть лучше сразу после еды, а не тогда, когда остатки пищи на ней засохнут.

Условно обязанности детей можно разделить на две категории:

  • основные (долгосрочные) — это действия, которые должны выполнять сын или дочь постоянно, изо дня в день. Например, домашние дела: самостоятельно заправлять свою постель, выносить мусор, мыть посуду, подметать пол, вытирать пыль и т. д.;
  • периодические. Время от времени родитель может давать сыну или дочери какое-либо поручение, которое не входит в перечень ежедневных. Очень важно, чтобы просьба звучала вежливо и доброжелательно, а не в приказном тоне.
На вопрос, когда же именно следует приобщать кроху к домашним делам, воспитатели дают однозначный ответ: чем раньше, тем лучше.

В раннем возрасте человек подобен губке: он моментально улавливает то, что происходит вокруг, повторяет и копирует действия взрослых и других ребят, легко вливается в любой процесс. Чем раньше у вашего наследника появятся домашние обязанности, тем лучше и для него, и для вас. Так, впоследствии регулярное выполнение домашних обязанностей воспитает в детях ответственность и самостоятельность.

В процессе приобщения к труду малыша необходимо соблюдать ряд важных рекомендаций:

  • относитесь к наследнику с уважением. Не кричите и не злитесь, если он отказывается выполнять то или иное поручение, лучше еще раз объясните, зачем это нужно сделать. Не высмеивайте детку, если у нее что-то не получается, продемонстрируйте правильное действие на собственном примере;
  • исключите из лексикона повелительное наклонение, избегайте фраз: «Быстро сделал», «Немедленно выполни!», «Я кому сказала», «…иначе ты останешься без сладкого» и т. д. Лучше введите систему поощрения и покажите, насколько значима для вас эта помощь. Например: «Мне без тебя дома никак не справиться», «Как же будет хорошо, если в комнате все будет лежать на своих местах», «Какую же красоту ты навел! Умница!» и т. д.;
  • обязательно благодарите за каждое выполненное поручение;
  • поровну распределяйте обязанности в семье между детьми. Как правило, ребята обращают внимание на несправедливость и резко на нее реагируют. Например, если сыну вы поручили пропылесосить квартиру, сразу же дайте задание дочери протереть пыль или вымыть посуду;
  • ни в коем случае не допускайте материального вознаграждения за выполненные задания. Многие родители считают, что это воспитывает в подрастающем поколении умение распоряжаться деньгами и знать цену своему труду. На самом деле подобные финансовые взаимоотношения с детьми приведут к меркантильности и духовной деградации. Малыш будет думать, что в этом мире все можно купить, а вас, родителей, начнет воспринимать как источник дохода. В конце концов, вы же не хотите оплачивать деньгами поднесенный в старости стакан воды?
Чтобы выяснить все моменты, соберитесь семьей за столом, к примеру, после ужина. В спокойной и доброжелательной обстановке договоритесь, за что каждый член семьи отныне будет отвечать.

Чтобы справедливо распределить работы между детьми, учитывайте их пожелания. В этом нет ничего плохого, отнюдь! Ведь вы же, выбирая для себя место работы, принимали во внимание собственные интересы?

Например, если вашей дочери нравится стряпать, позвольте ей готовить обед на всю семью, и пусть в первые месяцы меню не будет отличаться разнообразием.

Сын любит порядок во всем? Отлично! Отныне он будет отвечать за вынесенный мусор и выбитые ковры и дорожки.

Чтобы максимально убедить ребят в своем намерении, распишите все на бумаге. Можете даже завести для этого специальную тетрадочку, куда периодически будете записывать не только вновь появившиеся задания, но и достижения своих ребят.

Подаем пример

Как известно, лучший способ научить несовершеннолетних детей хлопотам по дому — показать на собственном примере. Если, к примеру, ваш сын или дочь не знает, как правильно выбить ковер или приготовить фаршированную утку, сделайте это вместе. Так вы убьете сразу двух зайцев — проведете весело вместе время и научите чадо нехитрому искусству.

Учитываем возраст

Несмотря на то что приучать ребят к выполнению домашних обязанностей следует как можно раньше, не забывайте принимать во внимание возраст наследников.

Например, если вы готовите с дошкольником обед, предложите ему вымыть овощи, порвать на кусочки листья салата, разложить на столе салфетки, но не поручайте чистить овощи, поскольку в силу юного возраста кроха может порезаться ножом.

Давая задание вынести мусор, проверьте, не слишком ли тяжелый пакет, не отправляйте малыша поздним вечером в магазин за хлебом и т. д., помните, это может быть опасно для его здоровья и даже жизни!

Что делать, если сын или дочь не выполняет порученные ему задания?

Кричать и ругать чадо за безответственность не только бессмысленно, но и глупо. Это, в первую очередь, навредит отношениям и существенно снизит ваш авторитет. Да и вообще, в семье не место скандалам. Попробуйте лучше показать, насколько вы огорчены и расстроены таким положением вещей.

Если же это не подействует, используйте метод наказания. Разумеется, использовать физическую силу не нужно. Лучше попробуйте лишить чадо того, что оно очень любит — к примеру, наложите вето на поход в кино или кафе с друзьями в ближайшие выходные, запретите приближаться к компьютеру несколько дней.

Малышей-дошкольников можно ограничить в сладостях и развлечениях. В результате дитя поймет, что ему невыгодно нарушать собственные обещания, и будет более ответственно относиться к вашим поручениям.

Ну и, конечно же, постоянно давайте понимать своему малышу, насколько вы его любите, поскольку это чувство самое сильное в мире!

mjusli.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *