Обыденное психологическое знание это: ОБЫДЕННОЕ ЗНАНИЕ | это… Что такое ОБЫДЕННОЕ ЗНАНИЕ?

3.1.1. Обыденное познание и житейские знания

Знания человека о себе и о других людях накапливались с древних времен, задолго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа. Они помогали правильно понимать других людей и самих себя, а также определять адекватные и эффективные способы общения. Каждый человек является носителем таких знаний. Однако следует различать житейские (обыденные, донаучные) и научные психологические знания (см. табл. 1) (Айсмонтас, 2002; Гиппенрейтер, 1996)

Таблица 1

Житейские знания

Научные знания

Получены из обыденной жизни с помощью непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения

Получаются путем исследования в различных условиях с помощью различных методов.

Конкретны, мало обобщены и ситуативны

Отличаются обобщенностью и абстрактностью

Плохо систематизированы

Систематизированы

Могут быть логически противоречивыми

Логически последовательны

Отличаются низким уровнем точности

Высокий уровень точности

Субъективны. Зависят от настроения субъекта и его отношения к познаваемому и т.п.

Объективны. Независимы от эмоционально-потребностной сферы человека

Излишне индивидуализированы

Оторваны от индивидуального опыта носите­лей

Имеют низкий уровень вербальности и осоз­нанности, интуитивны

Вербализованы и осознанны

Высокая устойчивость

Достаточно гибкие

Возможности трансляции от одного человека к другому ограничены (трудности вербализации, недоверие к истинности сообщаемых сведений и т.п.)

Существуют отработанные и закрепленные формы воспроизведения и передачи знаний: исследовательские центры, учебные заведе­ния, научная литература и т.д.

Житейские психологические сведения, почерпнутые из общественного и личного опыта, образуют донаучные (обыденные) психологические знания. эти знания нигде не зафиксированы и существуют у каждого человека лишь в функциональной форме. Но в символической форме они представлены в художественной литературе, пословицах, поговорках, сказках, легендах, притчах. Они довольно обширны и могут способствовать ориентировке в каких-то ситуациях, могут быть правильными. Но в целом они лишены систематичности, глубины, доказательности. Чаще всего они являются пригодными для решения обыденных несложных психологических задач. Однако такие знания оказываются несостоятельными при столкновении человека со сложными жизненными задачами, возникающими как в профессиональной сфере, так и в сфере отношений. В таких ситуациях необходимо привлекать

научные психологические знания, полученные в результате теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных.

Несмотря на все преимущества научных психологических знаний перед житейскими, нельзя их полностью обособлять друг от друга – это тесно взаимосвязанные отрасли знания. Развитие науки напоминает движение по сложному лабиринту со многими тупиковыми ходами. Чтобы выбрать правильный путь, нужно иметь, как часто говорят, хорошую интуицию, а она возникает только при тесном контакте с жизнью. Научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом. Отношения научной и житейской психологии подобны отношениям Антея и Земли: первая, прикасаясь ко второй, черпает из нее свою силу (Гиппенрейтер, 1996).

Введение в профессию психолог | Научное и житейское психологическое знание

В целом под наукойпонимают сферу человеческой деятельности, основная функция которой — выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможно построение образа мира (так называемая научная картина мира) и способов взаимодействия с миром (научно обоснованная практика). Помимо научного способа освоения действительности, принято выделятьобыденное познание, художественное познание и религиозное познание.

Обыденное познание — это познание, осуществляемое людьми в повседневной жизненной практике. Пронизанность обыденной жизни человека множеством психологических связей и отношений с другими людьми представляет собой основу для возникновения так называемой житейской психологии. Житейскую психологию называют также донаучной, подчеркивая тем самым, что она предшествует психологии как науке. Тем не менее они существуют одновременно.

Носителями житейской психологии являются конкретные люди; каждый из нас в большей или меньшей степени — своего рода житейский психолог. Основу житейской психологии составляют совместная деятельность, общение и реальные взаимоотношения людей. Источником житейской психологии всегда являются люди, с которыми мы непосредственно соприкасаемся. Необходимость согласовывать свои действия с действиями другого, понимать не только объективное значение слов, но и скрытый смысл, контекст высказывания, «прочитывать» в поведении и внешнем облике другого его намерения и настроения побуждает человека выделять и фиксировать многогранные проявления внутренней жизни. Содержание житейской психологии находит свое воплощение в народных обрядах и традициях, нормах поведения и общения [6].

Существование житейской психологии ставит вопрос о ее взаимоотношениях с научной психологией. Несмотря на сходство многих аспектов, связанных с этими понятиями (иногда полагают, что наука и родилась из обыденного опыта и представляет собой своего рода «упорядоченный здравый смысл»), есть, однако, и существенные различия.

1. В житейском опыте мы опираемся преимущественно наэмпирические обобщения, т. е. на обобщения, основанные на непосредственно наблюдаемых или переживаемых свойствах предметов и явлений, тогда как наука ориентирована натеоретические обобщения, опирающиеся на скрытые существенные свойства, выходящие за рамки непосредственного наблюдения и требующие введения некоторых дополнительных принципов. Принцип — основное исходное положение какой-то теории, учения, науки, мировоззрения; внутреннее убеждение, руководящая идея, основное правило поведения.

2. Следующее отличие: житейский опыт преимущественно индивидуален. Объектом житейской психологии всегда выступают конкретные люди, с которыми мы непосредственно соприкасаемся. Индивидуальный психологический опыт в основном и составлен из опыта общения и взаимоотношений с ближайшим окружением. Знания житейской психологии, будучи привязаны к конкретным ситуациям, мало обобщены и ситуативны. Наука же стремится к универсальности знания. Объект научной психологии исторически изменялся и включал в себя многообразные проявления человеческой психики. Поэтому знания научной психологии отличаются обобщенностью, фиксируют факты и закономерности поведения, общения, взаимодействия людей, их внутренней жизни.

3. Далее, житейский опыт ориентирован в первую очередь на практический эффект; наука же в значительной мере (особенно это касается так называемой «чистой» науки) ориентирована на знание как таковое, на знание как самостоятельную ценность.

4. Житейские и научные психологические знания отличаются и по способам их получения. В жизни мы, как правило, не вырабатываем и не обсуждаем специально методов познания, житейские знания приобретаются путем непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения. Научная психология для получения новых знаний и их логического структурирования использует целый арсенал методов: целенаправленное наблюдение, эксперимент, тесты и т. п.

5. Существенно различны пути и способы передачи знаний житейской и научной психологии. Возможности трансляции обыденных психологических знаний от одного человека к другому, от старших к младшим ограничены. Научное знание выверено и упорядочено в научных теориях, описано в научных трудах. Существуют социально отработанные и закрепленные способы и формы пополнения, воспроизводства и передачи научно-психологических знаний: исследовательские институты, учебные заведения, научная литература и т.д.

От искусства (художественного метода познания) науку отличает то, что она, как правило, стремится к максимально обезличенному знанию (хотя оговорим сразу, что в психологии это не всегда так), тогда как для искусства основным является ориентация на уникальную личность творца, его субъективное видение мира — именно это чаще всего составляет основной интерес художественного творения. Кроме того, принято подчеркивать рационализм, интеллектуализм науки в противоположность образно-эмоциональному характеру художественного творчества.

От религии науку отличает прежде всего готовность к самоопровержению — вплоть до базовых принципов, в то время как религиозное знание — в рамках той или иной конфессии — обычно направлено на утверждение и подтверждение исходных догматов, символа веры.

Важно и другое противопоставление: в религиозном знании мир рассматривается как проявление божественных замыслов и сил, в то время как в науке он рассматривается — даже при условии религиозности ученого — как относительно самостоятельная реальность, которую возможно обсуждать как таковую (наиболее очевидно это проявляется в материалистической науке).

Таким образом, наука выступает как один из видов познания, обладающий своей спецификой. В то же время грани между психологией и искусством, психологией и религией иногда настолько условны, что при обсуждении некоторых психологических концепций «уход» от научной строгости неизбежен.

Что такое психология?