3.1.1. Обыденное познание и житейские знания
Знания человека о себе и о других людях накапливались с древних времен, задолго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа. Они помогали правильно понимать других людей и самих себя, а также определять адекватные и эффективные способы общения. Каждый человек является носителем таких знаний. Однако следует различать житейские (обыденные, донаучные) и научные психологические знания (см. табл. 1) (Айсмонтас, 2002; Гиппенрейтер, 1996)
Таблица 1
Житейские знания | Научные знания |
Получены из обыденной жизни с помощью непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения | Получаются путем исследования в различных условиях с помощью различных методов. |
Конкретны, мало обобщены и ситуативны | Отличаются обобщенностью и абстрактностью |
Плохо систематизированы | Систематизированы |
Могут быть логически противоречивыми | Логически последовательны |
Отличаются низким уровнем точности | Высокий уровень точности |
Субъективны. Зависят от настроения субъекта и его отношения к познаваемому и т.п. | Объективны. Независимы от эмоционально-потребностной сферы человека |
Излишне индивидуализированы | Оторваны от индивидуального опыта носителей |
Имеют низкий уровень вербальности и осознанности, интуитивны | Вербализованы и осознанны |
Высокая устойчивость | Достаточно гибкие |
Возможности трансляции от одного человека к другому ограничены (трудности вербализации, недоверие к истинности сообщаемых сведений и т.п.) | Существуют отработанные и закрепленные формы воспроизведения и передачи знаний: исследовательские центры, учебные заведения, научная литература и т.д. |
Житейские психологические сведения, почерпнутые из общественного и личного опыта, образуют донаучные (обыденные) психологические знания. эти знания нигде не зафиксированы и существуют у каждого человека лишь в функциональной форме. Но в символической форме они представлены в художественной литературе, пословицах, поговорках, сказках, легендах, притчах. Они довольно обширны и могут способствовать ориентировке в каких-то ситуациях, могут быть правильными. Но в целом они лишены систематичности, глубины, доказательности. Чаще всего они являются пригодными для решения обыденных несложных психологических задач. Однако такие знания оказываются несостоятельными при столкновении человека со сложными жизненными задачами, возникающими как в профессиональной сфере, так и в сфере отношений. В таких ситуациях необходимо привлекать
Несмотря на все преимущества научных психологических знаний перед житейскими, нельзя их полностью обособлять друг от друга – это тесно взаимосвязанные отрасли знания. Развитие науки напоминает движение по сложному лабиринту со многими тупиковыми ходами. Чтобы выбрать правильный путь, нужно иметь, как часто говорят, хорошую интуицию, а она возникает только при тесном контакте с жизнью. Научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом. Отношения научной и житейской психологии подобны отношениям Антея и Земли: первая, прикасаясь ко второй, черпает из нее свою силу (Гиппенрейтер, 1996).
Введение в профессию психолог | Научное и житейское психологическое знание
В целом под наукойпонимают сферу человеческой деятельности, основная функция которой — выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможно построение образа мира (так называемая научная картина мира) и способов взаимодействия с миром (научно обоснованная практика). Помимо научного способа освоения действительности, принято выделятьобыденное познание, художественное познание и религиозное познание.
Обыденное познание — это познание, осуществляемое людьми в повседневной жизненной практике. Пронизанность обыденной жизни человека множеством психологических связей и отношений с другими людьми представляет собой основу для возникновения так называемой житейской психологии. Житейскую психологию называют также донаучной, подчеркивая тем самым, что она предшествует психологии как науке. Тем не менее они существуют одновременно.
Носителями житейской психологии являются конкретные люди; каждый из нас в большей или меньшей степени — своего рода житейский психолог. Основу житейской психологии составляют совместная деятельность, общение и реальные взаимоотношения людей. Источником житейской психологии всегда являются люди, с которыми мы непосредственно соприкасаемся. Необходимость согласовывать свои действия с действиями другого, понимать не только объективное значение слов, но и скрытый смысл, контекст высказывания, «прочитывать» в поведении и внешнем облике другого его намерения и настроения побуждает человека выделять и фиксировать многогранные проявления внутренней жизни. Содержание житейской психологии находит свое воплощение в народных обрядах и традициях, нормах поведения и общения [6].
Существование житейской психологии ставит вопрос о ее взаимоотношениях с научной психологией. Несмотря на сходство многих аспектов, связанных с этими понятиями (иногда полагают, что наука и родилась из обыденного опыта и представляет собой своего рода «упорядоченный здравый смысл»), есть, однако, и существенные различия.
1. В житейском опыте мы опираемся преимущественно наэмпирические обобщения, т. е. на обобщения, основанные на непосредственно наблюдаемых или переживаемых свойствах предметов и явлений, тогда как наука ориентирована натеоретические обобщения, опирающиеся на скрытые существенные свойства, выходящие за рамки непосредственного наблюдения и требующие введения некоторых дополнительных принципов. Принцип — основное исходное положение какой-то теории, учения, науки, мировоззрения; внутреннее убеждение, руководящая идея, основное правило поведения.
2. Следующее отличие: житейский опыт преимущественно индивидуален. Объектом житейской психологии всегда выступают конкретные люди, с которыми мы непосредственно соприкасаемся. Индивидуальный психологический опыт в основном и составлен из опыта общения и взаимоотношений с ближайшим окружением. Знания житейской психологии, будучи привязаны к конкретным ситуациям, мало обобщены и ситуативны. Наука же стремится к универсальности знания. Объект научной психологии исторически изменялся и включал в себя многообразные проявления человеческой психики. Поэтому знания научной психологии отличаются обобщенностью, фиксируют факты и закономерности поведения, общения, взаимодействия людей, их внутренней жизни.
3. Далее, житейский опыт ориентирован в первую очередь на практический эффект; наука же в значительной мере (особенно это касается так называемой «чистой» науки) ориентирована на знание как таковое, на знание как самостоятельную ценность.
4. Житейские и научные психологические знания отличаются и по способам их получения. В жизни мы, как правило, не вырабатываем и не обсуждаем специально методов познания, житейские знания приобретаются путем непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения. Научная психология для получения новых знаний и их логического структурирования использует целый арсенал методов: целенаправленное наблюдение, эксперимент, тесты и т. п.
5. Существенно различны пути и способы передачи знаний житейской и научной психологии. Возможности трансляции обыденных психологических знаний от одного человека к другому, от старших к младшим ограничены. Научное знание выверено и упорядочено в научных теориях, описано в научных трудах. Существуют социально отработанные и закрепленные способы и формы пополнения, воспроизводства и передачи научно-психологических знаний: исследовательские институты, учебные заведения, научная литература и т.д.
От искусства (художественного метода познания) науку отличает то, что она, как правило, стремится к максимально обезличенному знанию (хотя оговорим сразу, что в психологии это не всегда так), тогда как для искусства основным является ориентация на уникальную личность творца, его субъективное видение мира — именно это чаще всего составляет основной интерес художественного творения. Кроме того, принято подчеркивать рационализм, интеллектуализм науки в противоположность образно-эмоциональному характеру художественного творчества.
От религии науку отличает прежде всего готовность к самоопровержению — вплоть до базовых принципов, в то время как религиозное знание — в рамках той или иной конфессии — обычно направлено на утверждение и подтверждение исходных догматов, символа веры.
Важно и другое противопоставление: в религиозном знании мир рассматривается как проявление божественных замыслов и сил, в то время как в науке он рассматривается — даже при условии религиозности ученого — как относительно самостоятельная реальность, которую возможно обсуждать как таковую (наиболее очевидно это проявляется в материалистической науке).
Таким образом, наука выступает как один из видов познания, обладающий своей спецификой. В то же время грани между психологией и искусством, психологией и религией иногда настолько условны, что при обсуждении некоторых психологических концепций «уход» от научной строгости неизбежен.
Что такое психология?
8 февраля 2014 г.
Грэм Уильямсон
Категории: Психология
Являясь социальной наукой, патология речи (логопедия) связана с институтами человеческого общества (например, семья, рабочее место, школа) и тем, как они влияют на речь, язык и общение людей. Прежде всего, это касается облегчения межличностных отношений. Следовательно, каждый логопед в рамках своего логопедического образования изучает психологию.
Психология — это официальная научно-исследовательская дисциплина, использующая научные методы для изучения людей, разума и поведения (BPS, 2007).
Психологические идеи популярны в повседневной жизни, потому что предметом психологии являются люди и, следовательно, мы сами. Даже если вы никогда раньше не изучали какую-либо психологию, вполне вероятно, что вы сталкивались с психологическими идеями в средствах массовой информации или в дискуссиях с другими людьми. Результаты психологических исследований и их практическое и профессиональное применение регулярно появляются в газетах, на телевидении, радио и в Интернете. Например, возможное эволюционное происхождение поведения, эмоций, сознания и мозга, а также влияние различных методов лечения постоянно обсуждаются в средствах массовой информации во многих странах. Эти публичные дебаты помогают сделать психологию очень заметной частью повседневной жизни и культуры.
Тем не менее, все это освещение в СМИ может сбить с толку любого, кто хочет узнать, что такое психология, потому что психологические знания представлены различными способами. Например, в средствах массовой информации уже давно представлены так называемые здравомыслящие психологические идеи. Хорошей иллюстрацией такого рода здравого смысла может быть тема «лидерства», о которой обычно говорят в повседневном языке. Телевидение, радио и газеты часто поднимают вопросы или предлагают неисследованные мнения о лидерских качествах, неудачах лидерства, о том, почему историческая личность была харизматическим лидером или почему некоторые люди, кажется, обладают властью влиять на культы, чтобы участвовать в драматических и часто самоуправных действиях. деструктивное поведение. СМИ также могут представлять довольно сомнительные интерпретации психологии, которые в основном используются для поддержки аргументов, которые журналисты хотели привести в первую очередь, например, когда репортеры связываются с психологами, надеясь получить готовую цитату о том, почему праздники вызывают стресс или почему мужчины ненавидят ходить по магазинам. Однако в последнее время, и для наших целей это более полезно, во многих странах появились книги, статьи, радиопрограммы и весьма содержательные телесериалы, серьезно посвященные психологическим исследованиям и дебатам.
Актуальность психологии для решения повседневных задач и легкость, с которой ее можно популяризировать и использовать, означают, что психологические знания — некоторые из них сомнительны, некоторые из них — точны — постоянно впитываются в культуру и часто включаются в сам язык, которым мы пользуемся.
. Примеры психологических концепций , вошедших в популярный дискурс, включают представление о том, что мы предрасположены, как в процессе эволюции, так и в результате функционирования нашего мозга и нервной системы, вести себя определенным образом и иметь интеллектуальные и эмоциональные способности и ограничения. Во многих культурах психоаналитические идеи банальны; например, центральная роль сексуальности и ее вытеснения, а также идея о том, что фрейдистские «промахи» — ошибки действий — раскрывают бессознательную мотивацию.Многие люди говорят о кратковременной и долговременной памяти и признают, что они используют разные стратегии для запоминания деталей недавних и более отдаленных событий. И многие люди теперь знают, что можно обмануться, приняв иллюзии за реальность, и что такие рутинные вещи, как распознавание лиц или поведение в группе, чрезвычайно сложны.
Многие люди усвоили и принимают как должное психологическое представление о том, что то, что происходит с нами в детстве, влияет на наше психологическое функционирование в течение всей остальной жизни. Идеи о важности воспитания и родительских стилей воспитания детей также стали частью обычных разговоров, в результате чего некоторые дети теперь жалуются на то, что им не хватает времени с родителями.
Вера и поведение
Эти примеры также демонстрируют, как психологические концепции влияют на то, как, по нашему мнению, следует жить в идеале. На такие и многие другие идеи повлияли психологические исследования, даже если эти идеи не получили широкого признания как психологические. Поэтому было бы верно сказать, что психология влияет на наши представления о себе и о том, как следует жить, а также на наше повседневное поведение.
До сих пор мы выделяли путь влияния от психологии до общества. Но это не улица с односторонним движением. Несомненно, психологические исследования довольно часто обращаются к вопросам, исходящим из понимания здравого смысла. И это направление влияния психологии на обыденное, повседневное знание о людях привело некоторых к предположению, что, возможно, психология есть не более чем здравый смысл. Однако как область исследования психология представляет собой гораздо больше, чем здравый смысл, особенно в том, как она исследует свой предмет.
Основано на доказательствах
Психологические знания развиваются благодаря систематическим исследованиям, основанным на сознательно сформулированных идеях. А психология
Тем не менее, основанные на фактических данных результаты исследований довольно часто противоречат представлениям здравого смысла того времени и могут привести к новым пониманиям, которые в конечном итоге сами становятся принятыми как здравый смысл. Например, в середине прошлого века в западных обществах было широко распространено мнение, что младенцев нельзя «баловать» заботой о них каждый раз, когда они плачут. Следовательно, они должны были научиться проводить время без внимания взрослых. Но множество психологических исследований 19Начиная с 60-х годов сообщалось, что даже очень маленькие дети могут взаимодействовать с другими людьми гораздо более изощренными способами, чем считалось. И было обнаружено, что они лучше всего развиваются, когда получают много стимуляции от окружающих их людей и их окружения в целом. Идея оставить младенцев плакать или проводить время в одиночестве сейчас гораздо менее приемлема, чем раньше. Вместо этого представление о том, что им нужна стимуляция , стало частью обычных знаний о воспитании детей и породило многомиллионную индустрию производства детских обучающих игрушек.
Направления исследований
Хотя психологи могут начать с так называемых обычных знаний или своих собственных забот, они обычно начинают формулировать свои исследовательские вопросы, используя существующую совокупность психологических знаний (литературу) и научно обоснованные исследования, которые проводят их коллеги и коллеги. Технологические разработки иногда могут привести к совершенно новым направлениям исследований. Эти новые направления, возможно, не были предусмотрены путем применения здравого смысла или использования старых методов, основанных на фактических данных. Одним из примеров такого нового направления, основанного на технологиях, является нейропсихология и более широкое применение методов визуализации мозга как способа дальнейшего понимания поведения и психических процессов. Другими примерами являются достижения в области генетики и расшифровки генома человека, а также компьютерный анализ записанных на видео наблюдений.
BPS (2007 г.) Кодекс этики и поведения (август 2009 г.) Лестер: Британское психологическое общество. Доступно на: www.bps.org.uk [По состоянию на 8 февраля 2014 г.].
Благодарности
[Последний доступ к информации: 27 июля 2017 г.]
Эта статья посвящена теме «Психология 21 века». Фрагмент OpenLearn (http://www.open.edu/openlearn/), переработанный с разрешения The Open University Copyright © 2016 – доступен в соответствии с условиями Creative Commons License v4. 0 http://creativecommons.org/licenses /by-nc-sa/4.0/deed.en_GB. Таким образом, он также предоставляется по тому же лицензионному соглашению.
Похожие сообщения:
Наука и здравый смысл – Методы исследования в психологии – 2-е канадское издание
Глава 1: Психологическая наука
- Объясните ограничения здравого смысла, когда дело доходит до детального и точного понимания человеческого поведения.
- Приведите несколько примеров неверного здравого смысла или народной психологии.
- Дайте определение скептицизму и его роли в научной психологии.
Некоторые задаются вопросом, нужен ли научный подход к психологии. Разве мы не можем прийти к тем же выводам, основываясь на здравом смысле или интуиции? Конечно, у всех нас есть интуитивные убеждения о поведении, мыслях и чувствах людей, и эти убеждения в совокупности называются… Хотя большая часть нашей народной психологии, вероятно, достаточно точна, ясно, что многое из этого нет. Например, большинство людей считают, что гнев можно облегчить, «выпустив его наружу» — например, ударив кого-нибудь кулаком или громко закричав. Научные исследования, однако, показали, что такой подход приводит к тому, что люди злятся больше, а не меньше (Bushman, 2002) [1] . Точно так же большинство людей считают, что никто не признается в преступлении, которого он или она не совершал, если, возможно, этого человека не пытали физически. Но опять же, обширные эмпирические исследования показали, что ложные признания на удивление распространены и происходят по разным причинам (Kassin & Gudjonsson, 2004) [2] .
В 50 великих мифах популярной психологии психолог Скотт Лилиенфельд и его коллеги обсуждают несколько широко распространенных представлений здравого смысла о человеческом поведении, которые, как показали научные исследования, неверны (Lilienfeld, Lynn, Ruscio, & Beyerstein, 2010) [3] . Вот краткий список:
- «Люди используют только 10% мощности своего мозга».
- «Большинство людей переживают кризис среднего возраста в возрасте 40–50 лет».
- «Учащиеся учатся лучше всего, когда стили преподавания соответствуют их стилям обучения».
- «Низкая самооценка является основной причиной психологических проблем».
- «В полнолуние увеличивается число госпитализаций в психиатрические учреждения и число преступлений».
Как многие из наших интуитивных представлений о человеческом поведении могут быть такими неверными? Обратите внимание, что это эмпирический вопрос, и так уж получилось, что психологи провели по нему научные исследования и выявили множество способствующих факторов (Гилович, 19).91) [4] . Во-первых, формирование подробных и точных убеждений требует таких способностей наблюдения, памяти и анализа, которыми мы не обладаем от природы. Было бы почти невозможно подсчитать количество слов, произнесенных женщинами и мужчинами, которых нам довелось встретить, оценить количество слов, произнесенных ими за день, усреднить эти числа для обеих групп и сравнить их — и все это в нашей голове. Вот почему мы склонны полагаться на умственные упрощения (то, что психологи называют эвристикой) при формировании и поддержании наших убеждений. Например, если убеждение широко распространено — особенно если оно поддерживается «экспертами» — и оно имеет интуитивный смысл, мы склонны считать его истинным. Это усугубляется тем фактом, что мы склонны сосредотачиваться на случаях, которые подтверждают наши интуитивные убеждения, а не на случаях, которые их опровергают. Это называется . Например, как только мы начинаем верить, что женщины более разговорчивы, чем мужчины, мы склонны замечать и запоминать болтливых женщин и молчаливых мужчин, но игнорировать или забывать молчаливых женщин и болтливых мужчин. Мы также придерживаемся неверных убеждений отчасти потому, что было бы неплохо, если бы они0098 были истинными. Например, многие люди считают, что низкокалорийные диеты являются эффективным долгосрочным средством лечения ожирения, однако тщательный обзор научных данных показал, что это не так (Mann et al. , 2007) [5] . Люди могут продолжать верить в эффективность диеты отчасти потому, что она дает им надежду на похудение, если они страдают ожирением, или заставляет их чувствовать себя лучше в отношении собственного «самоконтроля», если это не так.
Ученые, особенно психологи, понимают, что они так же, как и все остальные, подвержены интуитивным, но неверным убеждениям. Вот почему они культивируют отношение . Быть скептиком не означает быть циничным или недоверчивым, а также не означает подвергать сомнению каждое убеждение или утверждение, с которыми сталкиваешься (что в любом случае было бы невозможно). Вместо этого это означает паузу для рассмотрения альтернатив и поиска доказательств — особенно систематически собираемых эмпирических данных — когда на карту поставлено достаточно, чтобы это оправдать. Например, представьте, что вы читаете журнальную статью, в которой утверждается, что еженедельное пособие на детей — это хороший способ помочь им развить финансовую ответственность. Это интересное и потенциально важное утверждение (особенно если у вас есть собственные дети). Однако занимать позицию скептицизма означало бы задуматься, а не может ли быть так, что получение пособия просто учит детей тратить деньги — возможно, даже быть более материалистичными. Скептицизм также означал бы вопрос о том, какие доказательства подтверждают первоначальное утверждение. Является ли автор научным исследователем? Приводятся ли какие-либо научные доказательства? Если проблема была достаточно важной, это может также означать обращение к исследовательской литературе, чтобы узнать, изучал ли ее кто-нибудь еще.
Поскольку часто недостаточно доказательств, чтобы полностью оценить убеждение или утверждение, ученые также культивируют . Они признают, что есть много вещей, которых они просто не знают. Например, оказывается, что нет научных доказательств того, что получение пособия делает детей более финансово ответственными, равно как нет и научных доказательств того, что это делает их материалистичными. Хотя такая неуверенность может быть проблематичной с практической точки зрения — например, затрудняя решение, что делать, когда наши дети просят пособие, — с научной точки зрения она интересна. Если мы не знаем ответа на интересный и эмпирически проверяемый вопрос, наука и, возможно, даже вы как исследователь сможете дать ответ.
- Интуитивные представления людей о человеческом поведении, также известные как народная психология, часто оказываются ошибочными. Это одна из основных причин того, что психология полагается на науку, а не на здравый смысл.
- Исследователи в области психологии культивируют определенные установки критического мышления. Один — скептицизм. Они ищут доказательства и рассматривают альтернативы, прежде чем принять утверждение о человеческом поведении как истинное. Еще одна терпимость к неопределенности. Они воздерживаются от суждений о том, является ли утверждение истинным или нет, когда для принятия решения недостаточно доказательств.
- Практика: Для каждого из следующих интуитивных убеждений о человеческом поведении укажите три причины, по которым они могут быть верными, и три причины, по которым они могут быть неверными:
- Вы не можете по-настоящему любить другого человека, если не любите себя.
- Люди, которые получают «кризисное консультирование» сразу после травмирующего события, лучше справляются с этой травмой в долгосрочной перспективе.
- Учеба наиболее эффективна, когда она всегда проводится в одном и том же месте.
- Посмотрите частично или полностью следующее видео, в котором психолог Скотт Лилиенфельд рассказывает о предвзятости подтверждения, ограниченном видении и использовании доказательств для оценки окружающего мира:
Атрибуция видео
- ESC 2017 — Скотт Лилиенфельд: «Tunnel Vision: Confirmation Bias» © ESC Европейский конгресс скептиков имеет лицензию CC BY (Attribution)
- Бушман, Би Джей (2002). Выплескивание гнева подпитывает или гасит пламя? Катарсис, размышления, отвлечение внимания, гнев и агрессивная реакция.