Определение понятия «креативность» в научной литературе
Библиографическое описание:
Захарова О. Г. Определение понятия «креативность» в научной литературе [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. С. 15-17. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12734/ (дата обращения: 19.10.2019).
В современном обществе появилась потребность в креативных личностях. В данной статье раскрываются основные аспекты понятия «креативность» в психолого-педагогической литературе.
Ключевые слова:креативность, креативное мышление, дивергентное мышление, конвергентное мышление
Мир, в котором мы живем, постоянно изменяется. Стремительный рост научно-технического прогресса, обуславливает необходимость развития и воспитания людей, обладающих креативным мышлением и способностью к нестандартному разрешению проблем. Креативное мышление помогает человеку справится с различными жизненными обстоятельствами, а не поддаваться им и позволяет возвышаться над ними. Любой человек в процессе своего существования развивается и воспитывает в себе креативные способности и качества, которые помогают ему справиться с нестандартной ситуацией. В жизни появляются обстоятельства и перемены, с которыми необходимо справляться, человек, обладающий креативным, нестандартным мышлением будет готов к этому, поскольку он находится в постоянном контакте с внешним миром и участвует в нем. Он не только подстраивается к чему-то новому, но и принимает непосредственное участие в планировании и изменении окружающей действительности. Креативность присутствует в большей или меньшей мере в любом человеке. Не существует в течении жизни человека ситуации, в которой он не сумел бы найти выход, увидеть новые возможности.
Развитие креативности возможно через воспитание и в процессе деятельности, только после этого со временем она проявляется в жизни. Креативность позволяет нам открывать новое в знакомом, и не пугаться столкнуться с неизвестным, а прийти к новому опыту.
Ю. И. Салов и Ю. С. Тюнников в исследованиях понятия «креативность» справедливо утверждают, что «кроме научного интереса к изучению креативности, данное качество привлекает внимание как важный фактор гуманистического развития человечества в целом и более того — его тотальном выживании» [8, с.224].
Впервые данное понятие и термин стало употребляться с конца ХХ в. в психологии, а позже в педагогике.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что в науке отсутствует единое мнение о характеристике понятия «креативность».
Некоторые исследователи этой области считают, что креативность и интеллект это не одно и тоже. Интеллект определяется как способность собирать данные и применять их в различных обстоятельствах. Креативность основана на этих же способностях, но и дополняет их, так как она создает новые связи между полученными данными. Первый кто обратил внимание на исследование данного вопроса был психолог Л. Л. Терстоун, который выдвинул гипотезу о различении творческой способности и интеллекта. Согласно Л. Л. Терстоуну, творческие способности проявляются в момент «релаксации», «рассеивания внимания», а не когда, внимание сосредоточено на решении проблемной ситуации.
Дальше мнения ученых расходятся: одни считают, что креативность — это характеристика познавательной сферы, другие ищут её начало в личностной сфере, третьи говорят о ней как о синтезе познавательного и личностного.
Подобное многообразие подходов различных исследователей к пониманию креативность говорит о сложности и многогранности этого понятия: существует столько её видов, сколько видов человеческой деятельности, столько же аспектов, сколько имеет человеческая природа (физический, психический, интеллектуальный, социальный, эмоциональный и т. д.), и они присутствуют на всех возрастных ступенях и во всех культурах. Эти виды и аспекты различаются по степени и уровню; непрерывность следует искать не в продукте креативности, а в самом креативном процессе. Креативный процесс начали анализировать, сравнивать его с другими мыслительными процессами и обнаружили, что он аналогичен мышлению при решении проблем [4, с.22].
Дж. Гилфорд одним из первых провел научные эксперименты по исследованию креативности через мышление. По мнению Дж. Гилфорда, чтобы мыслить креативно надо отказаться от шаблонных способов мышления. В структуре креативности, по Дж. Гилфорду важное место занимает дивергентное мышление, которое является средством для самовыражения и позволяет зарождать оригинальные идеи, ставить новые проблемы. Конвергентное мышление, в отличии от дивергентного, нацелено на поиск единственного правильного ответа [2, с.31]. Изучая на практике, какое мышление развивается у детей больше, психолог пришел к выводу, что конвергентное, а это в свою очередь препятствует формированию творческих способностей.
Последователь исследований в области креативности Е. П. Торренс, продолжал исследовать креативное мышление. По мнению, Е. П. Торренса креативность — это «способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знании, дисгармонии и т. д». [2, с. 186]. Он разработал тесты, с помощь которых человек освобождался от шаблонного мышления, а начинал мыслить творчески, нестандартно.
М. А. Холодная исследуя креативность описывает её «как способность порождать множество оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности» [9, с.55].
Ю. И. Салов и Ю. С. Тюнников изучая исследования своих предшественников определили, что креативность — это «творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или её отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их созидания» [8, с.224].
Э. Фромм понимает под креативностью — «способность удивляться и познавать, находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» [8, с. 225].
Родственный этому подходу вариант определения креативности предлагает Д. Фельдман, который характеризует креативность как «достижение чего-либо значимого и нового» [8, c. 225].
Изучая «креативность» зарубежные ученые разделились в исследовании различных сторон этого качества: креативность как черта личности (А. Х. Маслоу, К. Роджерс и др.), креативность как способность (К. Смит, и др.), креативность как процесс (П. Торренс, Д. Симсон, Э. Фромм и др.), креативность как продукт (Дж. Гилфорд, Г. Уоллес, С. Медник, З. Фрейд и др.)
Так, например, Дж. Гилфорд выделил два вида креативных продуктов: «осязаемые, признанные культурой», и «психологические, которые могут быть не только осязаемыми, но и идеями выраженными или только мыслимыми» [4, с. 25]. Успешной новая идея или продукт будет тогда, когда расширяется внутренний мир человека и оказывается влияние на систему ценностей целой культуры. Согласно этому можно отметить, что при создании креативного продукта креативность можно разделить на индивидуальную и общественную. Индивидуальная креативность проявляется из опыта отдельного человека, а общественная направлена на всю культуру. Например, ребенок, которому удается то, что он раньше никогда не делал, индивидуально-креативен, общественно-незаметен, поэтому так важно развивать креативные задатки, чтобы в будущем он мог использовать свои креативные способности для общественности. Нельзя не обратить внимание и на то, что индивидуальная креативность является необходимой для развития человека, что в свою очередь стимулирует его для общественной креативности, которая оказывает влияния на общественные процессы.
Другой ученый, П. Торренс, исследовал креативность как креативный процесс, состоящий из нескольких фаз: «фиксации этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; и наконец, формулирования и сообщения результата решения» [3, с. 175]. Каждая из этих фаз приводит человека в определенное психическое состояние, которое переживается как напряжение, разочарования, радость и в конечной фазе как концентрация [4, с. 25]. Согласно этому, креативность определяется как решение проблем, где в каждой ситуации, для принятия решения необходимо креативное мышление.
Параллельно зарубежным исследованиям в 50-х гг в России психологи проводили свои исследовали в области креативности.
Так, например, С. Л. Рубинштейн, который посвятил свою экспериментальную работу изучению продуктивного творческого мышления. В своих исследованиях он рассматривает креативность как творчество, создающее в деятельности «нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но в историю развития науки, искусства и т. д». [6, с. 482].
Оригинальное толкование креативности было предложено Д. Б. Богоявленской, которая рассматривает её «как интеллектуальную активность, как способность выходить за пределы заданной ситуации» [1]. Не соглашаясь с мнением Дж. Гилфорду, она считает, что «движение мысли в разных направлениях не является результатом её движения вширь, а, наоборот, вглубь» [1]. Согласно Д. Б. Богоявленской, творческое мышление — это логическое мышление, развивающееся в процессе разных условий.
В. Н. Козленко рассматривает креативность «как потребность в исследовательской деятельности, которая присуще каждому человеку от рождения и проявляется в форме рефлекса: «что с этим можно сделать?»» [3, с. 175].
Исследования в области креативности продолжаются. Интересны новейшие исследования в области детского творчества, проведенные А. И. Савенковым [7], Е. Л. Яковлевой [10], А. А. Лосевой [5] и др., рассматривающих креативность как признак одаренность, как личностную характеристику.
Таким образом, понятие креативности рассматривается наукой по-разному, в зависимости от того, что оказывается в центре внимания: креативная личность, креативный продукт, креативный процесс. Одним из проявлений креативной установки является креативное мышления, поэтому многие ученые посвятили исследования в этом направлении. Мы «мыслим», когда внутреннее или внешнее побуждение дает толчок нашей фантазии; мы «мыслим», когда вспоминаем, планируем, хотим выразить чувства; мы «мыслим», когда соображаем, пытаемся решить проблему, когда формулируем обдуманное. Все это есть креативное мышления, активность, реакция на какой-либо стимул. Поэтому, креативность рассматривается учеными как творческие способности, как признак одаренности, как творческий потенциал, который заложен в каждом человеке, включающий познавательную потребность, пороги реагирования на новизну и нестандартные ситуации.
В нашем сегодняшнем мире просто необходимо мыслить креативно. Креативность важна, потому что она делает нашу жизнь богаче, интенсивнее и счастливее, так как все доброе и прекрасное в нашей жизни есть результат креативности. Она создает в нас чувство, что мы являемся частью единства, чувство принадлежности к чему-то большему, чем мы сами.
Литература:
- Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.
- Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 2-е изд. — СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 368 с.
- Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности.. -Спб: «Питер», 2009.- 433 с.
- Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А. П. Голубева; Науч. Ред. Рус. Текста Н. М. Назарова.- М.: Издательский центр «Академия»,2002.-144с.
- Лосева А. А., Матюшкин А. М., А. С. Волков Психологическая диагностика одаренности: Учебное пособие для вузов. — М.: Трикста; Академический проект, 2004.-176 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб: Издательство «Питер», 2000–712 с.
- Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 232 с.
- Салов Ю. И., Тюнникова Ю. С. Психолого-педагогическая антропология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- 256 с.
- Холодная М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002–272 с.
- Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности.- М.: «Флинта»,1997.-224 с.
Основные термины (генерируются автоматически): креативность, креативное мышление, способность, область креативности, креативный процесс, психолого-педагогическая литература, креативный продукт, конвергентное мышление, индивидуальная креативность, дивергентное мышление.
moluch.ru
понятие, уровни креативности, развитие нестандартного мышления
Без креативности мышления трудно быть успешным человеком. Нестандартность поступков, творческий взгляд на мир – это те качества, которые присущи развитому зрелому человеку. Активная личность всегда ищет индивидуальный подход к решению проблемы, старается найти свой путь, реализоваться в жизни. Многие психологи пытались детально изучить развитие креативности. Тест торренса на креативность помогает выявить способности человека, узнать его таланты и склонности к той или иной сфере деятельности.
Тест креативности Торренса
Тест креативности Торренса определяет способность к творчеству как некую чувствительность к задачам, недостатку знаний, к объединению разного рода информации. Креативность – способность находить выход из трудной ситуации, действовать творчески, продуктивно и успешно, смотреть на мир не зашоренным взглядом. Как полагал Торренс, креативность помогает человеку в жизни – позволяет ему достичь полного раскрытия своих способностей, да и просто жить счастливо.
Понятие креативности включает в себя:
- умение видеть проблему, быть внимательным и прозорливым. Без данного навыка не обойтись ни в отношениях с людьми, ни в бизнесе;
- умение обобщать, видеть в разрозненных аспектах информации общую тенденцию. Этот навык очень важен для анализа информации и планирования стратегии;
- умение переносить решение одной ситуации на другую. К примеру, Архимеду в его открытиях помогла… обычная ванна. Он заметил, что из неё вытекает такой же объём воды, каков объем его собственного тела. Научившись увлекать детей интересной игрой, вы можете применить приемы и на взрослую аудитории, например, выступая с научным докладом;
- цельное восприятие – ключевое качество руководителя, который собирает информацию, интегрирует навыки своих сотрудников, стараясь привести компанию к успеху;
- гибкость мышления , его вариативность;
- навыки объективной оценки ситуации и выявлений;
- легкость в создании новых идей.
Развитый человек обладает следующими возможностями:
- Умение импровизировать. Импровизация основывается на гибкости и лабильности, на вариативности мышления. Человек, который способен импровизировать, будет успешен в любом деле – в театральном искусстве, в создании картин и музыки. С импровизации начинается творческая деятельность, ведь сам суть её – создание принципиально нового продукта.
- Синестезия. Качествами синестезии обладали такие великие умы, как Бетховен и Моцарт, а также Вагнер и Чайковский. Это способность ощущения одной модальности переносить на другую. К примеру, человек видит музыку в цветах. Известно, что подобная неразделенность чувств бывает присуща маленьким детям. Р. Дилтс считал синтез основным процессом креативной деятельности.
- Расширенный фокус внимания. Без возможности охватывать многие сферы происходящего невозможна настоящая развитая креативность.Следовательно, можно сделать следующие выводы:
Чтобы быть развитой творческой личностью, старайтесь:
- Импровизировать – выполнять одно и то же действие по-новому, в любом деле добавлять к привычной рутине элемент творчества!Например, готовьте кушать не только по рецепту, вносите новые нотки вкуса и аромата, развивайте свой кулинарный талант. Работу выполняйте необычным образом – например, ищите новые подходы, общайтесь с людьми, посещайте тренинги, устраивайте Брёйне-штормы. И пусть из всего изобилия информации зародится новая креативная мысль!
- Попытайтесь прочувствовать цвет мелодии, услышать музыку в безмолвном танце, в картине. Развивайтесь, творите, будьте нестандартным, наблюдайте чудо в обычных вещах.
- Тренируйте свою внимательность, старайтесь анализировать явления, замечать общее в частном и наоборот. Допустим, представьте себе какую- то ситуацию. А затем подумайте, какой из неё выход нашёл бы креативный человек. Например, программист потерял работу. Набросайте идеи, как ему не только восстановить прежний статус, но основать свою фирму и, к примеру, прославиться. Хорошее Упражнение на развитие креативности – нарисовать необычное животное, которого не существует в природе!
Диагностика креативности весьма осложняется тем, что, по мнению экспертов, нередко игнорирует личностные характеристики субъекта. Соответственно, самый лучший тест на креативность скорее будет включать акты творческого самовыражения, чем сухие ответы на вопросы.
Тест Торренса, изучающий вербальное творческое мышление, используется для диагностики детей и взрослых и включает в себя тестовые вопросы и картинки. Его цель — выявление способностей и навыков анализа ситуации и поиска выхода, умение увидеть нестандартное в привычном, по-новому взглянуть на ситуацию.
Также Торренс разработал тест на изучение творческих способностей дошкольников, гибкости и легкости их мышления, добавив к перечню вопросов мнение родителей и наблюдение за поведенческими реакциями детей.
Креативность личности Торренс предпочитал выявлять по ключевому фактору – чувствительности к проблеме. Например, он предлагал испытуемым назвать все проблемы, с которыми можно столкнуться при купании в ванной и выполнении домашних заданий.
Тренинг креативности можно начинать в любому возрасте! Однако лучше позаботиться о состоянии ребёнка и уровне его способностей с самого детства! Учёные убеждены, что на развитие креативности влияют семейные отношения, та среда, в который вырос человек.
Семейные отношения формируют креативность личности. От определённых факторов, созданных родителями, зависит, какого уровня достигнет ребёнок. Но это вовсе не приговор! Всегда можно раскрыть свои таланты в любом возрасте!
Итак, семейные факторы:
- Старший или единственный ребёнок обладает большими шансами выявить свою креативность
2. Как это ни с рано, идентифицируйтесь с отцом, малыш имеет меньше возможностей развить свою креативность. А вот, представляя себя в образе супергероя – он открывает пред собой многие двери.
3. Когда отец намного старше мамы, у малыша больше шансов быть креативным.
4. Особенно важна для развития творческих навыков соответствующая атмосфера с семье – если стремления ребёнка поощряются и к нему предъявляют высокие требования, при этом принимая его индивидуальность — у него много возможностей стать творческим, нестандартно мыслящим взрослым! Такого мнения придерживается В.Н. Дружинин.
Говоря о творческих качествах человека, о его развитости и личностной зрелости, ученые выявляют следующие уровни креативности :
- Первичный — к данной категории относятся наивные детские рисунки, легкие мелодии, которые мы напеваем, готовя ужин. Данный уровень не предполагает создание действительно стоящего искусства. Но без этого этапа невозможно добраться до следующего.
- Вторичный уровень. Этот уровень предполагает здравую рефлексию, анализ своего творчества, труд и упорство в развитии, способность творить образы и воплощать их в реальности. Это – квинтэссенция настоящего таланта. Данная креативность основывается на вторичных процессах – то есть к самим творческим способностям прибавляется и упорство, и профессионализм и так далее.
- Интегрированная креативность. Это уже настоящие гениальные изобретения, произведения искусства.
Идея заключается в том, первичный уровень – собственно сам творческий импульс, детское наивное искусство – объединяется со вторичным – способностью действовать профессионально, упорно, активно и творчески. В результате соединения двух уровней возникает развитая интегрированная креативность. Достичь такой высокой степени развитости выполнен возможно. Конечно, если отбросить день, апатичность, шаблонность мышления, если не бояться рисковать и искать новое.
Интеллект и креативность тесно связаны. Люди с высоким уровнем интеллекта отличаются богатым воображением, большой креативностью, развитостью творческих способностей.
Творческая креативность присуща личностно зрелым людям, которые продуктивно живут и пробуют, рискуют и не бояться экспериментировать. Достичь успеха на творческом поприще вполне возможно
Развив свои таланты, вы сможете лучше взаимодействовать с окружающими, станете профессионалам в работе, сделаете свою жизнь интереснее и продуктивнее. Креативность в бизнесе принесет вам настоящий успех! Кому, как не предпринимателю, приходится рисковать и идти не по проторенному пути, а искать свою дорогу. Перспективному бизнесмену следует быть нестандартным, активным и творческим, и только тогда он имеет шансы на успех.
Вот парочка успешных личностей, которым оказалось под силу покорить мир:
- Джошуа Дзябяк. Свою первую хостинговую фирму он продал , едва достигнув совершеннолетия. Вскоре обороты его компании превысили миллион.
- Ян Пуркаястха. Ещё в юном подростковому возрасте Ян задумалпродавать трюфели в рестораны по немалой цене в $12,000 за кг. Ныне его питомник трюфелей имеет оборот в полтора миллиона долларов.
- Джейсон Брайан. Вложил деньги в сайт, который был призван помочь людям выбрать себе авто. В итоге предприимчивый мужчина стал миллионером.
- Фрейзер Доэрти. В 14 лет принялся варить варенье на продажу, в 16 бросил школу, чтобы было больше времени заниматься любимым делом, и вскоре его компания сделала его миллионером.
Возможно, вскоре именно ваше имя окажется в списке креативных бизнесменов, ученых, композиторов или актеров? Развитие нестандартного мышления – посильная задача! Давайте рассмотрим парочку простых правил:
- Старайтесь идти на работу иным маршируем
- Развивайте свои способности – пойте, танцуйте, рисуйте
- Придумывайте на радость детям и окружающим интересные истории, анекдоты, учитесь смешно рассказывать про забавные случаи из жизни
- Ломайте привычные шаблоны. Никогда не прыгали с парашютом? Не занимались сальсой, не ходили в веревочный парк? Стоит попробовать!
- Играйте в интеллектуальные игры с друзьями – в слова, в города, в угадай мелодию.
- Посещайте выставки, театры
- Приглашает гостей на домашние спектакли
- Старайтесь каждый миг проживать насыщенно и с пользой!
Есть ещё один способ. При постановке проблемы задайтесь следующими вопросами:
- Возможно ли выполнить эту работу иным способом
- Ваши подходы в других сферах деятельности будут ли актуальны в этой
- Как сделать вашу работу более ценной и важной
- От чего вы могли бы отказаться, выполняя работу
- Как бы выполнил ту же самую работу другой человек – ребенок, взрослый, музыкант, политик, врач, известная личность
- Как бы вы сделали ту же самую работу, если бы у вас было пять минут и если в распоряжении была бы целая неделя
- Можете ли вы изменить порядок, структуру собственной деятельности
В принципе вы можете задавать себе разные вопросы, любые, стимулирующие вашу креативность.
Постарайтесь жить более насыщенно и интересно. Привычное следование простому маршруту: дом работа дом не поощрит развитие ваших способностей. Совершайте нечто необычное, увлекайтесь новым, развивайтесь и действуйте!
Вот ключевые качества креативного человека:
- юмор – унылый безрадостный человек едва ли сможет преодолевать трудности, смотреть на мир с оптимизмом и следовать своему пути;
- активность – креативность – это движение мысли, это многогранность и развитость, которой не достичь без определённых усилий;
- наблюдательность. Мы уже говорили с вами о расширенном внимании, умении замечать неочевидное и наблюдать то, что обычные люди игнорируют;
- способность стоять на своём – люди склонны критиковать новые идеи, и, если автор нового не обладает уверенностью в себе и силой, его легко собьют с пути;
- шаблонность мышления;
- прозорливость;
- склонность выбирать риск. Кто не рискует, тот не пьёт шампанского! А ещё – не создаёт шедевры, не достигает успеха в бизнесе, не раскрывает полностью свои таланты и способности. Риск – обдуманный, здравый, и в тоже время дерзкий – вот что открывает двери Вашей мечте.Развить нестандартное мышление – вполне реально!
Желаем вам успеха на этом увлекательном пути!
salid.ru
➤ Тест Торренса: диагностика творческого мышления
В статье расскажем, для чего нужен тест Торренса и как провести тестирование. Дадим образец теста и примеры заданий. Приведем инструкцию, как интерпретировать результаты теста Торренса для оценки творческих способностей.
Из статьи вы узнаете:
Материалы по теме:
Для чего нужен тест Торренса
На современном рынке труда значительно вырос спрос на креативных сотрудников. Умение нестандартно подходить к решению рабочих задач становится одним из главных критериев оценки кандидатов. Ведь нестандартное мышление позволяет генерировать ценные идеи, которые выводят бизнес на новый уровень, выделяют услуги или товары фирмы на фоне конкурентов.
Оценить при подборе креативные способности соискателя достаточно сложно. HR- ы используют для этого различные методы — проективные вопросы, творческие задания, специально подобранные кейсы и тесты. Классическим образцом теста на креативность является тест Элиса Пола Торренса.
За основу автор взял концепцию дивергентного мышления Дж. Гилфорда и доработал ее. Отличительной чертой считается тщательно подобранный набор заданий, предоставляющий человеку широкие возможности проявить креативные способности. Данная особенность повышает надежность и валидность теста.
Справка Э.П. Торренс — американский психолог, чья основная научная деятельность была посвящена изучению творческого мышления человека. Он внес большой вклад в теорию и практику исследования умственных процессов. Торренс прекрасно понимал, что измерить в количественных показателях креативный потенциал, как это делают при оценке уровня интеллекта, очень сложно. Его целью стало создание надежной методики для изучения творческих способностей личности. Результатом работы стали тесты креативности Э. П. Торренса. |
Тест креативности Торренса — мощная психодиагностическая методика, для работы с которой требуется пройти подготовку. Она состоит из нескольких частей. Проводить их нужно по очереди. Нельзя исключать отдельные вопросы, картинки, иначе вы получите недостоверные результаты. Методика Торренса на креативность выявляет вербальный, звуковой и образный компоненты мышления, помогает исследовать составляющие креативности мышления, получить качественную характеристику. Тест чувствителен к оригинальности, гибкости, беглости, способности сопротивляться стереотипам и видеть причину проблемы.
Тест Э.П. Торренса используют HR-ы многих компаний для оценки креативности кандидатов на должности, где важен творческий подход к решению задач: дизайнер, копирайтер, редактор, криэйтор, маркетолог, PR-специалист, журналист.
Субтесты креативности Торренса
Тест Торренса состоит из трех субтестов. Рассмотрим подробнее каждый из них.
Субтест 1: «Нарисуйте картинку». В субтесте испытуемому предлагается стимульный материал в виде вырезанного из цветной бумаги овала размером с куриное яйцо. Тестируемый должен приложить овал к листу белой бумаги и нарисовать законченную картинку, которая будет включать этот элемент. Картинке нужно дать название.
Задание первого субтеста
Субтест 2: «Завершение фигуры». Наиболее распространенный из трех субтестов, его часто используют отдельно и называют «Краткий тест творческого мышления Торренса». Суть субтеста — испытуемому предлагают 10 незавершенных фигур теста Торренса. Задача: завершить фигуру таким образом, чтобы получилась законченная картинка. Картинке следует дать название.
Скачать задания
Субтест 3: «Повторяющиеся линии». Испытуемому предлагают изображение 30 пар параллельных линий. Задача: на основе каждой пары создать уникальный рисунок, который включает в себя исходные линии.
Задание из третьего субтеста теста Торренса
Скачать субтест
Как провести диагностику креативности с помощью теста
Тестирование проводят индивидуально или в небольших группах от 5 до 10 человек. Объективный результат достигается только в том случае, если тестирование проводится не как соревнование «кто быстрее и лучше», а как творческое задание, где любой вариант имеет ценность. Старайтесь создать расслабленную и непринужденную атмосферу во время тестирования, только так кандидаты смогут раскрыть свой творческий потенциал без опаски сделать что-то «неправильно».
Для выполнения задания потребуется бумага, карандаши, ручки и листы со стимульным материалом. Уберите со стола все лишние предметы, чтобы они не отвлекали внимание испытуемых. Иногда тест проводят без ограничения времени. В оригинальном описании теста есть указание, что на каждый субтест отводится 10 минут. В последнем случае вам потребуется секундомер — он есть в любом мобильном телефоне.
Как интерпретировать результаты теста Торренса на творческое мышление
Не смотря на кажущуюся простоту заданий, интерпретация теста — довольно трудоемкая процедура, которая требует навыка и опыта. Интерпретация теста Торренса на креативность онлайн, проведенная без специалиста, не может дать адекватных результатов. При интерпретации результатов теста сначала оцените их соответствие заданию. Ответ кандидат считается неадекватным, если:
- рисунок представляет собой бессмысленную абстракцию;
- в рисунке не использован предложенный стимульный элемент;
- название картинки не имеет смысла или не связано с изображением;
- рисунок копирует один из предыдущих ответов.
Примеры решения заданий из теста Торренса
Как интерпретировать результаты
Интерпретация результатов проходит по пяти критериям:
Критерий 1. «Беглость». Оценивается во втором и третьем субтесте. Она характеризует продуктивность человека с творческой стороны. Подсчитайте общее количество ответов. Неадекватными признаются рисунки следующего плана:
- при создании не использовался стимул материал;
- варианты с бессмысленным названием;
- абстрактные зарисовки.
- Если несколько незаконченных фигур во втором субтесте использованы при создании одного рисунка, начисляйте количество баллов, которое соответствует числу фигур.
- Когда пары параллельных линий в третьем субтесте использованы при создании одной картинки, начисляйте один балл.
Критерий 2. «Оригинальность». Значимый показатель креативности. Степень оригинальности указывает на самобытность, нешаблонность, особенность творческого мышления человека. Посчитывайте показатель креативности по трем субтестам Торренса в соответствии с правилами:
- Оценка основывается на статистической редкости ответа человека от 0 до 2 баллов.
- Оценивается только рисунок, а не его название.
- Общая оценка получается в результате сложения баллов по всем рисункам.
Все адекватные результаты теста оцениваются по предложенной Торренсом шкале. Например, для рисунка №1 она выглядит так:
- 0 баллов: абстрактный узор, лицо, голова человека, очки, птица, чайка.
- 1 балл: брови, глаза, волна, море, морда животного, облако, туча, сердце, сова, цветок, яблоко, человек, собака.
- 2 балла: все остальные более оригинальные рисунки.
Варианты ответов по степени оригинальности
Оценка по критерию оригинальности является самой важной. Высокая оценка свидетельствует о способности кандидата находить нестандартные решения рабочих задач. Показатель оригинальности анализируют в соотношении с беглостью. Баллы, полученные за оригинальность, делят на количество завершенных заданий и умножают на 100%.
Критерий 3. «Абстрактность названия». Тест креативности Торренса учитывает не только сам рисунок испытуемого, но и его название. Баллы за заголовок начисляют по следующей шкале:
- 0 баллов — кандидат дает название не конкретного объекта, а класса объектов, например «Дерево», «Облако», «Горы»;
- 1 балл — кандидат описывает конкретные свойства или действия объектов на картинке. Например, «птицы над морем», «новогодняя елка», «человек болеет»;
- 2 балла — образные, метафорические названия, например, «белое безмолвие», «радость», «таинственный остров»;
- 3 балла — философские или абстрактные заголовки, передающие суть рисунка и его глубинный смысл: «Мой отзвук», «Метафора жизни».
Абстрактность названия говорит об умении кандидата выделять главное, понимать суть проблемы. Это связано с когнитивными процесса синтеза и обобщения.
Критерий 4. «Сопротивление замыканию». Этот критерий отражает способность оставаться открытым новизне, долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершать мыслительный скачок и создавать оригинальную идею. Показатель подсчитывайте только в субтесте 2. Выставляйте оценку от 0 до 2 баллов.
- 0 баллов: фигура замыкается самым простым и быстрым способом: с помощью кривой или прямой линии, закрашивания или сплошной штриховки, цифры или буквы.
- 1 балл: решение превосходит заурядное соединение фигуры, а тестируемый замыкает фигуру быстро, но дополняет деталями снаружи потом.
- 2 балла: стимульная фигура не замыкается, оставаясь открытой частью, или замыкается с помощью сложной конфигурации.
Критерий 5. «Разработанность». Разработанность — это степень детализации рисунка, т.е. наличие в нем уточняющих элементов, теней, штриховки, различных цветов. Баллы начисляйте таким образом:
- 1 балл за каждую существенную деталь, дополняющую исходную фигуру. Оценивайте однотипные мелкие детали вместе: все лепестки — 1 балл, сердцевина цветка — 1 балл;
- если рисунок содержит много одинаковых предметов, оценивайте разработанность одного из них, но добавляйте баллы и за другие. Например: в саду несколько одинаковых деревьев, в небе — облака. Давайте по дополнительному баллу за каждую существенную деталь из деревьев, цветков, птиц и еще балл за идею нарисовать аналогичные картинки.
- когда предметы повторяются, но имеют отличительную деталь, давайте по баллу за каждую из них. Например: много цветов, но у каждого свой оттенок — 1 балл за каждый цвет.
- Примитивные изображения оценивайте в 0 баллов.
Подсчет баллов и их анализ
Баллы, полученные при оценке по всем пяти критериям, суммируют и делят на 5 (количество критериев). Результат определяют по следующей шкале:
- менее 30 — плохо;
- 30—34 — ниже нормы;
- 35—39 — немного ниже нормы;
- 40—60 — норма;
- 61—65 — незначительно выше нормы;
- 66—70 — выше нормы;
- >70 — отлично.
Плюсы и минусы теста
Плюсы |
Минусы |
Высокая валидность теста — от 0,7 до 0,9 |
Сложно интерпретировать результаты |
Простые и понятные задания |
Субъективность оценки оригинальности, детализации и степени абстрактности названия |
Тест можно использовать для всех возрастов |
Тест в полной мере не дает понять, насколько креативен кандидат |
Вывод
Тест Торренса позволяет оценить креативные способности кандидата на должность. Тест состоит из трех субтестов: «Нарисуйте картинку», «Завершите рисунок» и «Повторяющиеся линии». Во всех субтестах испытуемый, используя стимульный материал в виде геометрических фигур, линий и незаконченных рисунков, должен создать осмысленный рисунок и дать ему название. При интерпретации результатов учитывается оригинальность и разработанность рисунка, абстрактность названия и другие параметры. Тест можно использовать для оценки кандидатов на должности, где важен творческий подход к решению задач: дизайнер, копирайтер, редактор, криэйтор, маркетолог, PR-специалист, журналист. |
www.hr-director.ru
Учимся оценивать креативность идеи в интернет-маркетинге
Краткий курс интернет-маркетинга от WebEvolution Андрей Батурин,Креативность
- — способность мыслить нестандартно, создавать новое и оригинальное, то, что отклоняется от привычных и общеизвестных схем, генерировать поток идей.
Креатив в маркетинге
- — творческий продукт или сам процесс созидания, который отличается новаторством и экстраординарностью.
Андрей Батурин
Принято считать, что креатив — обязательная составляющая рекламной кампании. Маркетинг поселился в Интернете на постоянной основе, и креативность тоже. И если раньше генерация нестандартных идей считалась уделом рекламщиков, то теперь креативить приходится разным людям, так или иначе участвующим в интернет-продвижении: руководству, контент-менеджерам, дизайнерам, разработчикам, SEO-специалистам, копирайтерам.
Вопрос: как оценить новаторство и оригинальность мысли человеку, который совсем недавно и, вполне вероятно, вынужденно стал маркетологом? Мы собрали самые популярные приемы, которые помогут это сделать.
Внутренний креатив и его оценка
Небольшие фирмы могут разрабатывать идеи для себя: своего блога, паблика, канала на Youtube. Когда интернет-агентство делает кампанию на заказ, для клиента, надо уметь организовать выработку предложений, фильтровать их. Что важно для креатива «внутри»?
Задача — отказаться от стандартной системы мышления. Надо:
- найти новое решение старой проблемы,
- уловить оригинальность,
- избегать стереотипов,
- предложить гибкость вместо жесткой схемы,
- полностью изменить концепцию привычного восприятия,
- сгенерировать множество вариантов, чтобы затем оценить их и выбрать самые достойные.
Чтобы эта задача оказалась выполнимой, нужно создать соответствующую атмосферу. Нельзя просто отдать приказ — «100+ креативных инсайтов для кампании должны быть готовы через 2 часа, лучшим генераторам — премия».
Тонкость креатива — в свободе творчества, в отсутствии четких границ. Работа креативной команды — это всегда мозговой штурм, в котором хаотично, на ходу рождаются идеи. Нужна именно команда, тут один в поле не воин.
Важно набрать максимальное количество рабочих версий, а затем выбрать из них жизнеспособные. В процессе штурма оценка не нужна, она способна убить идею. Естественный отбор должен проходить позже, когда страсти поулягутся. Участвовать в нем могут либо сами креативщики, либо кто-то отстраненный, беспристрастный.
Как оценивать идеи?
Независимо от того, велась ли работа для себя или для заказчика, на руках должен быть заполненный бриф, стратегия продвижения с сегментацией ЦА, цели будущей кампании. Именно эти простые, «мирские» вещи помогут здраво оценить, какие инсайты пригодятся для решения глобальной задачи.
Какими критериями можно пользоваться для оценки? Есть несколько подходов, но их можно комбинировать и создавать собственный чек-лист. Поскольку в деле креативности не может быть «общепризнанной системы мер и весов», тут слишком много субъективности. На интуицию полагаться стоит только тогда, когда вы ей полностью доверяете. Что можно использовать кроме шестого чувства?
Голосование
Которое, конечно же, лучше сделать тайным. Если оно проводится с участием тех же людей, которые создавали идеи, вероятнее всего, авторы будут отдавать голоса за свои мысли. Поэтому, когда есть возможность, лучше собрать для оценки несколько независимых «экспертов». А потом просто подсчитать результаты.
FAN
Этот подход применяют в Synectics, он базируется на 3 китах:
- F — Feasible — насколько осуществима идея;
- A — Attractive — насколько она привлекательна;
- N — Novel — есть ли в ней оригинальность и новаторство.
Можно каждый критерий оценить по балльной системе: установить градацию от 1 до 3 (5, 10), и в итоге получится, что максимально эффективная стратегия получит 9 баллов, а неэффективная — 3. Установить проходной балл (допустим, 7), и отсеять все, что получило меньшую оценку.
Tesco
Английская торговая компания с таким названием использует 3 вопроса при отборе креативных вариантов:
- Улучшает ли идея положение заказчика;
- Упрощает ли она работу сотрудникам;
- Помогает ли она компании сэкономить.
Общие критерии
Просто возьмите этот примерный перечень значимых аспектов, оставьте важное для себя или добавьте необходимое:
- Полезность для вашей компании или для заказчика;
- Соответствие интересам ЦА;
- Соответствие брифу;
- Соответствие стратегии;
- Конкурентоспособность;
- Сложность технической реализации;
- Новизна идеи;
- Бюджет на воплощение;
- Планируемая прибыль.
Все критерии относительны! Также можно применить балльную систему оценки, тогда ранжирование будет более точным.
Важно! Проверяйте исходные данные брифа! Потому что его составители иногда заблуждаются по жизненно важным вопросам. К примеру, неверно определяют ЦА. В такой ситуации все усилия пропадут напрасно.
Внешний креатив: как оценивать концепцию заказчику
Если креативная команда внутри коллектива всегда сможет договориться и прийти к некому компромиссу, то согласование концепции с заказчиком — действительно сложный и непредсказуемый процесс.
Так происходит потому, что клиентам привычна работа с готовыми кампаниями. Их эффективность измеряется в конкретных показателях и цифрах, всеми методами performance-маркетинга. А идею в количественном выражении оценить не получается, тут все 50/50. Она либо сработает, либо нет.
Велик риск потеряться в бесконечном процессе согласования, получить мнение не самого заказчика, а его жены или тещи, а в итоге выбросить в корзину для мусора десятки стоящих идей.
Чтобы не оказаться в таком положении, и клиент, и исполнитель должны понимать, что:
- Надо сразу выработать общий подход к оценке креативной концепции. Остановились на методе FAN? Прекрасно! Создали собственный чек-лист по критериям? Замечательно! Только систему оценки надо выбирать 1 раз и не менять впоследствии.
- Надо установить некие цифровые характеристики, чтобы облегчить работу друг другу. К примеру, максимальный срок рассмотрения предложения — 7 рабочих дней. Предлагается 50 идей — из них обязательно отобрать 5.
- Надо доверять профессионализму компании, которая оказывает креативные услуги. Клиент же выбрал агентство из сотни других, видел портфолио, читал отзывы, общался с менеджерами и руководством, подписал договор. Поэтому в выборе идей стоит больше прислушиваться к мнению эксперта, а не к интуиции.
- Успех рекламной кампании (продвижения в соцсетях, email-рассылки) строится не исключительно на креативе. Он становится основой, но в его реализации много технических аспектов, вопросов бюджета, человеческого фактора. На стадии выработки идей необходимо отыскать стоящую! Но дальнейшая работа по реализации — это очень и очень важный этап. Плохое исполнение убило не один гениальный замысел.
— Итак, вспомним известный мем «Каков бриф, такой и креатив» и подведем итоги. Творчество не стоит ограничивать, но оно подлежит оценке. Важно изначально задать критерии и согласовать их с заказчиком. Проверять пригодность идей стоит не сразу после выработки, а когда они немного отлежатся, а у участников мозговых штурмов появится возможность взглянуть на свое творчество беспристрастно. Подходы к оценке идей можно комбинировать и изобретать собственные.
Другие статьи по тегам
интернет-маркетингна эту тему
Психология продаж на страже роста конверсии Контент-маркетинг: как составить эффективный контент-план Как отличить настоящие отзывы от фейков Инструменты интернет-маркетинга Вирусы в маркетинге: опасны или полезны? Сторителлинг — тренд в продвижении сайтовwebevolution.ru