Оценка креативности – , — :

Содержание

Определение понятия «креативность» в научной литературе

Библиографическое описание:

Захарова О. Г. Определение понятия «креативность» в научной литературе [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 15-17. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12734/ (дата обращения: 19.10.2019).



В современном обществе появилась потребность в креативных личностях. В данной статье раскрываются основные аспекты понятия «креативность» в психолого-педагогической литературе.

Ключевые слова:креативность, креативное мышление, дивергентное мышление, конвергентное мышление

Мир, в котором мы живем, постоянно изменяется. Стремительный рост научно-технического прогресса, обуславливает необходимость развития и воспитания людей, обладающих креативным мышлением и способностью к нестандартному разрешению проблем. Креативное мышление помогает человеку справится с различными жизненными обстоятельствами, а не поддаваться им и позволяет возвышаться над ними. Любой человек в процессе своего существования развивается и воспитывает в себе креативные способности и качества, которые помогают ему справиться с нестандартной ситуацией. В жизни появляются обстоятельства и перемены, с которыми необходимо справляться, человек, обладающий креативным, нестандартным мышлением будет готов к этому, поскольку он находится в постоянном контакте с внешним миром и участвует в нем. Он не только подстраивается к чему-то новому, но и принимает непосредственное участие в планировании и изменении окружающей действительности. Креативность присутствует в большей или меньшей мере в любом человеке. Не существует в течении жизни человека ситуации, в которой он не сумел бы найти выход, увидеть новые возможности.

Развитие креативности возможно через воспитание и в процессе деятельности, только после этого со временем она проявляется в жизни. Креативность позволяет нам открывать новое в знакомом, и не пугаться столкнуться с неизвестным, а прийти к новому опыту.

Ю. И. Салов и Ю. С. Тюнников в исследованиях понятия «креативность» справедливо утверждают, что «кроме научного интереса к изучению креативности, данное качество привлекает внимание как важный фактор гуманистического развития человечества в целом и более того — его тотальном выживании» [8, с.224].

Впервые данное понятие и термин стало употребляться с конца ХХ в. в психологии, а позже в педагогике.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что в науке отсутствует единое мнение о характеристике понятия «креативность».

Некоторые исследователи этой области считают, что креативность и интеллект это не одно и тоже. Интеллект определяется как способность собирать данные и применять их в различных обстоятельствах. Креативность основана на этих же способностях, но и дополняет их, так как она создает новые связи между полученными данными. Первый кто обратил внимание на исследование данного вопроса был психолог Л. Л. Терстоун, который выдвинул гипотезу о различении творческой способности и интеллекта. Согласно Л. Л. Терстоуну, творческие способности проявляются в момент «релаксации», «рассеивания внимания», а не когда, внимание сосредоточено на решении проблемной ситуации.

Дальше мнения ученых расходятся: одни считают, что креативность — это характеристика познавательной сферы, другие ищут её начало в личностной сфере, третьи говорят о ней как о синтезе познавательного и личностного.

Подобное многообразие подходов различных исследователей к пониманию креативность говорит о сложности и многогранности этого понятия: существует столько её видов, сколько видов человеческой деятельности, столько же аспектов, сколько имеет человеческая природа (физический, психический, интеллектуальный, социальный, эмоциональный и т. д.), и они присутствуют на всех возрастных ступенях и во всех культурах. Эти виды и аспекты различаются по степени и уровню; непрерывность следует искать не в продукте креативности, а в самом креативном процессе. Креативный процесс начали анализировать, сравнивать его с другими мыслительными процессами и обнаружили, что он аналогичен мышлению при решении проблем [4, с.22].

Дж. Гилфорд одним из первых провел научные эксперименты по исследованию креативности через мышление. По мнению Дж. Гилфорда, чтобы мыслить креативно надо отказаться от шаблонных способов мышления. В структуре креативности, по Дж. Гилфорду важное место занимает дивергентное мышление, которое является средством для самовыражения и позволяет зарождать оригинальные идеи, ставить новые проблемы. Конвергентное мышление, в отличии от дивергентного, нацелено на поиск единственного правильного ответа [2, с.31]. Изучая на практике, какое мышление развивается у детей больше, психолог пришел к выводу, что конвергентное, а это в свою очередь препятствует формированию творческих способностей.

Последователь исследований в области креативности Е. П. Торренс, продолжал исследовать креативное мышление. По мнению, Е. П. Торренса креативность — это «способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знании, дисгармонии и т. д». [2, с. 186]. Он разработал тесты, с помощь которых человек освобождался от шаблонного мышления, а начинал мыслить творчески, нестандартно.

М. А. Холодная исследуя креативность описывает её «как способность порождать множество оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности» [9, с.55].

Ю. И. Салов и Ю. С. Тюнников изучая исследования своих предшественников определили, что креативность — это «творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или её отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их созидания» [8, с.224].

Э. Фромм понимает под креативностью — «способность удивляться и познавать, находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» [8, с. 225].

Родственный этому подходу вариант определения креативности предлагает Д. Фельдман, который характеризует креативность как «достижение чего-либо значимого и нового» [8, c. 225].

Изучая «креативность» зарубежные ученые разделились в исследовании различных сторон этого качества: креативность как черта личности (А. Х. Маслоу, К. Роджерс и др.), креативность как способность (К. Смит, и др.), креативность как процесс (П. Торренс, Д. Симсон, Э. Фромм и др.), креативность как продукт (Дж. Гилфорд, Г. Уоллес, С. Медник, З. Фрейд и др.)

Так, например, Дж. Гилфорд выделил два вида креативных продуктов: «осязаемые, признанные культурой», и «психологические, которые могут быть не только осязаемыми, но и идеями выраженными или только мыслимыми» [4, с. 25]. Успешной новая идея или продукт будет тогда, когда расширяется внутренний мир человека и оказывается влияние на систему ценностей целой культуры. Согласно этому можно отметить, что при создании креативного продукта креативность можно разделить на индивидуальную и общественную. Индивидуальная креативность проявляется из опыта отдельного человека, а общественная направлена на всю культуру. Например, ребенок, которому удается то, что он раньше никогда не делал, индивидуально-креативен, общественно-незаметен, поэтому так важно развивать креативные задатки, чтобы в будущем он мог использовать свои креативные способности для общественности. Нельзя не обратить внимание и на то, что индивидуальная креативность является необходимой для развития человека, что в свою очередь стимулирует его для общественной креативности, которая оказывает влияния на общественные процессы.

Другой ученый, П. Торренс, исследовал креативность как креативный процесс, состоящий из нескольких фаз: «фиксации этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; и наконец, формулирования и сообщения результата решения» [3, с. 175]. Каждая из этих фаз приводит человека в определенное психическое состояние, которое переживается как напряжение, разочарования, радость и в конечной фазе как концентрация [4, с. 25]. Согласно этому, креативность определяется как решение проблем, где в каждой ситуации, для принятия решения необходимо креативное мышление.

Параллельно зарубежным исследованиям в 50-х гг в России психологи проводили свои исследовали в области креативности.

Так, например, С. Л. Рубинштейн, который посвятил свою экспериментальную работу изучению продуктивного творческого мышления. В своих исследованиях он рассматривает креативность как творчество, создающее в деятельности «нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но в историю развития науки, искусства и т. д». [6, с. 482].

Оригинальное толкование креативности было предложено Д. Б. Богоявленской, которая рассматривает её «как интеллектуальную активность, как способность выходить за пределы заданной ситуации» [1]. Не соглашаясь с мнением Дж. Гилфорду, она считает, что «движение мысли в разных направлениях не является результатом её движения вширь, а, наоборот, вглубь» [1]. Согласно Д. Б. Богоявленской, творческое мышление — это логическое мышление, развивающееся в процессе разных условий.

В. Н. Козленко рассматривает креативность «как потребность в исследовательской деятельности, которая присуще каждому человеку от рождения и проявляется в форме рефлекса: «что с этим можно сделать?»» [3, с. 175].

Исследования в области креативности продолжаются. Интересны новейшие исследования в области детского творчества, проведенные А. И. Савенковым [7], Е. Л. Яковлевой [10], А. А. Лосевой [5] и др., рассматривающих креативность как признак одаренность, как личностную характеристику.

Таким образом, понятие креативности рассматривается наукой по-разному, в зависимости от того, что оказывается в центре внимания: креативная личность, креативный продукт, креативный процесс. Одним из проявлений креативной установки является креативное мышления, поэтому многие ученые посвятили исследования в этом направлении. Мы «мыслим», когда внутреннее или внешнее побуждение дает толчок нашей фантазии; мы «мыслим», когда вспоминаем, планируем, хотим выразить чувства; мы «мыслим», когда соображаем, пытаемся решить проблему, когда формулируем обдуманное. Все это есть креативное мышления, активность, реакция на какой-либо стимул. Поэтому, креативность рассматривается учеными как творческие способности, как признак одаренности, как творческий потенциал, который заложен в каждом человеке, включающий познавательную потребность, пороги реагирования на новизну и нестандартные ситуации.

В нашем сегодняшнем мире просто необходимо мыслить креативно. Креативность важна, потому что она делает нашу жизнь богаче, интенсивнее и счастливее, так как все доброе и прекрасное в нашей жизни есть результат креативности. Она создает в нас чувство, что мы являемся частью единства, чувство принадлежности к чему-то большему, чем мы сами.

Литература:

  1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.
  2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 2-е изд. — СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 368 с.
  3. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности.. -Спб: «Питер», 2009.- 433 с.
  4. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А. П. Голубева; Науч. Ред. Рус. Текста Н. М. Назарова.- М.: Издательский центр «Академия»,2002.-144с.
  5. Лосева А. А., Матюшкин А. М., А. С. Волков Психологическая диагностика одаренности: Учебное пособие для вузов. — М.: Трикста; Академический проект, 2004.-176 с.
  6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб: Издательство «Питер», 2000–712 с.
  7. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Ака­демия», 2000. — 232 с.
  8. Салов Ю. И., Тюнникова Ю. С. Психолого-педагогическая антропология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- 256 с.
  9. Холодная М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002–272 с.
  10. Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности.- М.: «Флинта»,1997.-224 с.

Основные термины (генерируются автоматически): креативность, креативное мышление, способность, область креативности, креативный процесс, психолого-педагогическая литература, креативный продукт, конвергентное мышление, индивидуальная креативность, дивергентное мышление.

moluch.ru

понятие, уровни креативности, развитие нестандартного мышления

Без креативности мышления трудно быть успешным человеком. Нестандартность поступков, творческий взгляд на мир – это те качества, которые присущи развитому зрелому человеку. Активная личность всегда ищет индивидуальный подход к решению проблемы, старается найти свой путь, реализоваться в жизни. Многие психологи пытались детально изучить развитие креативности. Тест торренса на креативность помогает выявить способности человека, узнать его таланты и склонности к той или иной сфере деятельности.

Тест креативности Торренса

Тест креативности Торренса определяет способность к творчеству как некую чувствительность к задачам, недостатку знаний, к объединению разного рода информации. Креативность – способность находить выход из трудной ситуации, действовать творчески, продуктивно и успешно, смотреть на мир не зашоренным взглядом. Как полагал Торренс, креативность помогает человеку в жизни – позволяет ему достичь полного раскрытия своих способностей, да и просто жить счастливо.

Понятие креативности включает в себя:

  • умение видеть проблему, быть внимательным и прозорливым. Без данного навыка не обойтись ни в отношениях с людьми, ни в бизнесе;
  • умение обобщать, видеть в разрозненных аспектах информации общую тенденцию. Этот навык очень важен для анализа информации и планирования стратегии;
  • умение переносить решение одной ситуации на другую. К примеру, Архимеду в его открытиях помогла… обычная ванна. Он заметил, что из неё вытекает такой же объём воды, каков объем его собственного тела. Научившись увлекать детей интересной игрой, вы можете применить приемы и на взрослую аудитории, например, выступая с научным докладом;
  • цельное восприятие – ключевое качество руководителя, который собирает информацию, интегрирует навыки своих сотрудников, стараясь привести компанию к успеху;
  •  гибкость мышления , его вариативность;
  • навыки объективной оценки ситуации и выявлений;
  • легкость в создании новых идей.
Развитый человек обладает следующими возможностями:
  1. Умение импровизировать. Импровизация основывается на гибкости и лабильности, на вариативности мышления. Человек, который способен импровизировать, будет успешен в любом деле – в театральном искусстве, в создании картин и музыки. С импровизации начинается творческая деятельность, ведь сам суть её – создание принципиально нового продукта.
  2. Синестезия. Качествами синестезии обладали такие великие умы, как Бетховен и Моцарт, а также Вагнер и Чайковский. Это способность ощущения одной модальности переносить на другую. К примеру, человек видит музыку в цветах. Известно, что подобная неразделенность чувств бывает присуща маленьким детям. Р. Дилтс считал синтез основным процессом креативной деятельности.
  3. Расширенный фокус внимания. Без возможности охватывать многие сферы происходящего невозможна настоящая развитая креативность.Следовательно, можно сделать следующие выводы:

Чтобы быть развитой творческой личностью, старайтесь:

  1. Импровизировать – выполнять одно и то же действие по-новому, в любом деле добавлять к привычной рутине элемент творчества!Например, готовьте кушать не только по рецепту, вносите новые нотки вкуса и аромата, развивайте свой кулинарный талант. Работу выполняйте необычным образом – например, ищите новые подходы, общайтесь с людьми, посещайте тренинги, устраивайте Брёйне-штормы. И пусть из всего изобилия информации зародится новая креативная мысль!
  2. Попытайтесь прочувствовать цвет мелодии, услышать музыку в безмолвном танце, в картине. Развивайтесь, творите, будьте нестандартным, наблюдайте чудо в обычных вещах.
  3. Тренируйте свою внимательность, старайтесь анализировать явления, замечать общее в частном и наоборот. Допустим, представьте себе какую- то ситуацию. А затем подумайте, какой из неё выход нашёл бы креативный человек. Например, программист потерял работу. Набросайте идеи, как ему не только восстановить прежний статус, но основать свою фирму и, к примеру, прославиться. Хорошее Упражнение на развитие креативности – нарисовать необычное животное, которого не существует в природе!

Диагностика креативности весьма осложняется тем, что, по мнению экспертов, нередко игнорирует личностные характеристики субъекта. Соответственно, самый лучший тест на креативность скорее будет включать акты творческого самовыражения, чем сухие ответы на вопросы.

Тест Торренса, изучающий вербальное творческое мышление, используется для диагностики детей и взрослых и включает в себя тестовые вопросы и картинки. Его цель — выявление способностей и навыков анализа ситуации и поиска выхода, умение увидеть нестандартное в привычном, по-новому взглянуть на ситуацию.

Также Торренс разработал тест на изучение творческих способностей дошкольников, гибкости и легкости их мышления, добавив к перечню вопросов мнение родителей и наблюдение за поведенческими реакциями детей.

Креативность личности Торренс предпочитал выявлять по ключевому фактору – чувствительности к проблеме. Например, он предлагал испытуемым назвать все проблемы, с которыми можно столкнуться при купании в ванной и выполнении домашних заданий.

Тренинг креативности можно начинать в любому возрасте! Однако лучше позаботиться о состоянии ребёнка и уровне его способностей с самого детства! Учёные убеждены, что на развитие креативности влияют семейные отношения, та среда, в который вырос человек.

Семейные отношения формируют креативность личности. От определённых факторов, созданных родителями, зависит, какого уровня достигнет ребёнок. Но это вовсе не приговор! Всегда можно раскрыть свои таланты в любом возрасте!

Итак, семейные факторы:

  1. Старший или единственный ребёнок обладает большими шансами выявить свою креативность
    2. Как это ни с рано, идентифицируйтесь с отцом, малыш имеет меньше возможностей развить свою креативность. А вот, представляя себя в образе супергероя – он открывает пред собой многие двери.
    3. Когда отец намного старше мамы, у малыша больше шансов быть креативным.
    4. Особенно важна для развития творческих навыков соответствующая атмосфера с семье – если стремления ребёнка поощряются и к нему предъявляют высокие требования, при этом принимая его индивидуальность — у него много возможностей стать творческим, нестандартно мыслящим взрослым! Такого мнения придерживается В.Н. Дружинин.

Говоря о творческих качествах человека, о его развитости и личностной зрелости, ученые выявляют следующие уровни креативности :

  1. Первичный — к данной категории относятся наивные детские рисунки, легкие мелодии, которые мы напеваем, готовя ужин. Данный уровень не предполагает создание действительно стоящего искусства. Но без этого этапа невозможно добраться до следующего.
  2. Вторичный уровень. Этот уровень предполагает здравую рефлексию, анализ своего творчества, труд и упорство в развитии, способность творить образы и воплощать их в реальности. Это – квинтэссенция настоящего таланта. Данная креативность основывается на вторичных процессах – то есть к самим творческим способностям прибавляется и упорство, и профессионализм и так далее.
  3. Интегрированная креативность. Это уже настоящие гениальные изобретения, произведения искусства.

Идея заключается в том, первичный уровень – собственно сам творческий импульс, детское наивное искусство – объединяется со вторичным – способностью действовать профессионально, упорно, активно и творчески. В результате соединения двух уровней возникает развитая интегрированная креативность. Достичь такой высокой степени развитости выполнен возможно. Конечно, если отбросить день, апатичность, шаблонность мышления, если не бояться рисковать и искать новое.

Интеллект и креативность тесно связаны. Люди с высоким уровнем интеллекта отличаются богатым воображением, большой креативностью, развитостью творческих способностей.

Творческая креативность присуща личностно зрелым людям, которые продуктивно живут и пробуют, рискуют и не бояться экспериментировать. Достичь успеха на творческом поприще вполне возможно

Развив свои таланты, вы сможете лучше взаимодействовать с окружающими, станете профессионалам в работе, сделаете свою жизнь интереснее и продуктивнее. Креативность в бизнесе принесет вам настоящий успех! Кому, как не предпринимателю, приходится рисковать и идти не по проторенному пути, а искать свою дорогу. Перспективному бизнесмену следует быть нестандартным, активным и творческим, и только тогда он имеет шансы на успех.

Вот парочка успешных личностей, которым оказалось под силу покорить мир:

  1. Джошуа Дзябяк. Свою первую хостинговую фирму он продал , едва достигнув совершеннолетия. Вскоре обороты его компании превысили миллион.
  2. Ян Пуркаястха. Ещё в юном подростковому возрасте Ян задумалпродавать трюфели в рестораны по немалой цене в $12,000 за кг. Ныне его питомник трюфелей имеет оборот в полтора миллиона долларов.
  3. Джейсон Брайан. Вложил деньги в сайт, который был призван помочь людям выбрать себе авто. В итоге предприимчивый мужчина стал миллионером.
  4. Фрейзер Доэрти. В 14 лет принялся варить варенье на продажу, в 16 бросил школу, чтобы было больше времени заниматься любимым делом, и вскоре его компания сделала его миллионером.

Возможно, вскоре именно ваше имя окажется в списке креативных бизнесменов, ученых, композиторов или актеров? Развитие нестандартного мышления – посильная задача! Давайте рассмотрим парочку простых правил:

  1. Старайтесь идти на работу иным маршируем
  2. Развивайте свои способности – пойте, танцуйте, рисуйте
  3. Придумывайте на радость детям и окружающим интересные истории, анекдоты, учитесь смешно рассказывать про забавные случаи из жизни
  4. Ломайте привычные шаблоны. Никогда не прыгали с парашютом? Не занимались сальсой, не ходили в веревочный парк? Стоит попробовать!
  5. Играйте в интеллектуальные игры с друзьями – в слова, в города, в угадай мелодию.
  6. Посещайте выставки, театры
  7. Приглашает гостей на домашние спектакли
  8. Старайтесь каждый миг проживать насыщенно и с пользой!

Есть ещё один способ. При постановке проблемы задайтесь следующими вопросами:

  1. Возможно ли выполнить эту работу иным способом
  2. Ваши подходы в других сферах деятельности будут ли актуальны в этой
  3. Как сделать вашу работу более ценной и важной
  4. От чего вы могли бы отказаться, выполняя работу
  5. Как бы выполнил ту же самую работу другой человек – ребенок, взрослый, музыкант, политик, врач, известная личность
  6. Как бы вы сделали ту же самую работу, если бы у вас было пять минут и если в распоряжении была бы целая неделя
  7. Можете ли вы изменить порядок, структуру собственной деятельности

В принципе вы можете задавать себе разные вопросы, любые, стимулирующие вашу креативность.

Постарайтесь жить более насыщенно и интересно. Привычное следование простому маршруту: дом работа дом не поощрит развитие ваших способностей. Совершайте нечто необычное, увлекайтесь новым, развивайтесь и действуйте!

Вот ключевые качества креативного человека:

  •  юмор – унылый безрадостный человек едва ли сможет преодолевать трудности, смотреть на мир с оптимизмом и следовать своему пути;
  • активность – креативность – это движение мысли, это многогранность и развитость, которой не достичь без определённых усилий;
  • наблюдательность. Мы уже говорили с вами о расширенном внимании, умении замечать неочевидное и наблюдать то, что обычные люди игнорируют;
  • способность стоять на своём – люди склонны критиковать новые идеи, и, если автор нового не обладает уверенностью в себе и силой, его легко собьют с пути;
  • шаблонность мышления;
  • прозорливость;
  • склонность выбирать риск. Кто не рискует, тот не пьёт шампанского! А ещё – не создаёт шедевры, не достигает успеха в бизнесе, не раскрывает полностью свои таланты и способности. Риск – обдуманный, здравый, и в тоже время дерзкий – вот что открывает двери Вашей мечте.Развить нестандартное мышление – вполне реально!

Желаем вам успеха на этом увлекательном пути!

salid.ru

➤ Тест Торренса: диагностика творческого мышления

В статье расскажем, для чего нужен тест Торренса и как провести тестирование. Дадим образец теста и примеры заданий. Приведем инструкцию, как интерпретировать результаты теста Торренса для оценки творческих способностей.

Справка

Э.П. Торренс — американский психолог, чья основная научная деятельность была посвящена изучению творческого мышления человека. Он внес большой вклад в теорию и практику исследования умственных процессов. Торренс прекрасно понимал, что измерить в количественных показателях креативный потенциал, как это делают при оценке уровня интеллекта, очень сложно. Его целью стало создание надежной методики для изучения творческих способностей личности. Результатом работы стали тесты креативности Э. П. Торренса.