Проблема отцов и детей в недоросле – проблема отцов и детей [Решено] |

Содержание

«Недоросль» проблема воспитания в комедии Фонвизина – сочинение по теме

Комедия «Недоросль» была написана в переходный для России период – во времена правления Екатерины ІІ. Старые, феодальные устои и нормы были уже непригодны для нового общества, но искусственно поддерживались консервативным дворянством, которое не было готово к отказу от отживших себя ценностей и перенять идеалы просвещения. Наиболее ярко это видно при анализе проблемы воспитания в комедии «Недоросль».

В произведении тема воспитания занимает центральное место и связана с основным конфликтом пьесы, который представляет собой противостояние между новыми идеями просвещения и устаревшими крепостническими устоями. Простакова и Скотинин являются непосредственными носителями последних, так как переняли их с воспитанием от своих родителей. Жестокость по отношению к крепостным, жадность, чрезмерная ценность вещей и денег, отрицание учености, плохое отношение даже к родным – все это «впитывает» в себя и Митрофан, становясь «достойным» сыном своей матери.

Рассматривая воспитательную проблематику комедии «Недоросль» более углубленно, становится понятно, что Фонвизин создал не строго каноничную классицистическую комедию, где герой должен быть либо строго положительным, либо строго отрицательным. Простакова, несмотря на свою жадность, хитрость и грубость, остается любящею матерью, готовой на все ради своего сына. Однако именно чрезмерная опека приводит к плачевным результатам – избалованным Митрофан, которого воспитывали одними «пряниками», не ценит усердий своей матери. При этом трагичность ситуации состоит в том, что сама Простакова, воспитанная по правилам «Домостроя» (вспомним ее возмущение, что девицы теперь умеют читать), просто не может понять, где ошиблась. Возможно, ее судьба сложилась бы по-иному, выйди она замуж за образованного человека, рядом с которым ее практичность была направлена в добродетельное русло. Однако отец Митрофана, Простаков, предстает как безвольный, во всем согласный со своей более активной женой, персонаж. Эту же пассивность мы видим и у юноши, когда тот во всем соглашается сначала с матерью, затем с Правдиным, когда тот собирается забрать его с собой.

Полной противоположностью глупому, грубому Митрофану является Софья. Девушка много читает, внимательно слушает наставления Стародума, стремится к добродетельной жизни. В отличие от Митрофана, для которого жениться – это новое развлечение, девушка воспринимает брак серьезно. Кроме того, Софья не противится решению Стародума выдать ее за достойного человека, который он выберет ей сам, то есть мнение родителя для нее является авторитетным, чего не скажешь о Митрофане.

Ярче всего в комедии Фонвизина «Недоросль» проблема воспитания раскрывается при сравнении педагогичных идей Стародума и Простаковой. В пьесе они противопоставлены не только как положительный и отрицательные персонажи-зеркальщики, но и как носители диаметрально противоположных идей. Стародум относится к Софье как к взрослому человеку, ведет с ней беседы на равных, наставляет к добродетели и необходимости образования. Простакова же обращается с Митрофаном не как с состоявшимся 16-летним юношей, а как с маленьким ребенком, которому учение на самом деле не нужно (она же без него хорошо прожила), ведь все блага он и так получит не собственным трудом, а по наследству. Особенно в пьесе интересен момент, что, поддавшись моде, женщина приглашает сыну учителей, но по причине собственно невежества не видит их некомпетентности (как например, в случае с Вральманом) и до конца не понимает, как это может пригодиться в жизни (сцена, где Простакова по-своему решала задачи Цыфиркина).

Обнажая всю отсталость устаревших норм воспитания, Фонвизин не просто осмеивает ситуацию, а подталкивает к возможному решению этой проблемы. Так, червоточина кроется не только в семейной педагогике, где от поколения к поколению передаются отмирающие, неприемлемые в новом обществе идеи. Фонвизин приводит тому ряд связанных с общероссийской проблемой воспитания аргументов. «Недоросль» – это зеркало социальной жизни всей России, которая боится избавиться от старого и открыться к новому. Поэтому в пьесе и появляются гипертрофированные формы воплощения просветительских идей – учителя, которые не закончили семинарию или вовсе не имеют отношения к образованию, портные, которые не имеют понятия, как шить, и молодые люди, которые делают вид, что учатся, потому что это общепринято.

Для Фонвизина, как личности Просвещения, было важно, чтобы читатель или зритель комедии перенял его идеи и поддержал новый шаг развития российского общества. Однако ценность «Недоросля» как значительной вехи в русской литературе состоит в его вневременных идеях – высказанные автором наставления не теряют актуальности и в наши дни, помогая воспитывать сильную, образованную, умную и высокоморальную личность.

Тест по произведению

obrazovaka.ru

аргументы к итоговому сочинению 2019. Война и мир. Недоросль. Гроза.

Итоговое сочинение. И.С. Тургенев «Отцы и дети». Л.Н. Толстой «Война и мир». Д.И. Фонвизин «Недоросль». Н.А. Островский «Гроза». НАПРАВЛЕНИЕ ОТЦЫ И ДЕТИ.   Темы: Проблема отцов и детей, взаимоотношения отцов и детей, конфликт поколений,причины конфликта, воспитание, гармония в отношениях отцов и детей, преемственность поколений, вечный спор отцов и детей. 

Д.И. Фонвизин «Недоросль» В пьесе проблема отцов и детей решается через события в семье Простаковых. Самовластная барыня-тиран – мать семейства, безгласная Еремеевна, супруг – забитый хуже крепостного, Митрофан, невообразимый обжора, увертливый и хитрый, как бес. Он весьма сметлив, и всегда в свою пользу. «Вот злонравия достойные плоды» — это о нем говорит Стародум. Пагубное влияние порочного воспитания сформировало в Митрофане склонность к предательству. Он предает свою «мамку» Еремеевну: «Ну, еще слово молви, старая хрычовка! Уж я те отделаю; опять нажалуюсь матушке…». Он предает и родную мать. Простакова, совершив ряд злодейств ради своего ненаглядного дитяти, лишенная права бесчинствовать в своем имении, бросается обнимать сына: «Один ты остался у меня, мой сердешный друг Митрофанушка!» Но сын отталкивает ее: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…». По-человечески её жаль. Проще всего видеть в ней самовластную помещицу и только. Вряд ли надо доказывать, что она беззаветно любит своего единственного ребенка. Она его нравственно калечит своей любовью. Это бесспорно. Но ведь она и сама искалечена. Она глубоко страдает, когда убеждается в неблагодарности сына.  

НЕДОРОСЛЬ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Типы взаимодействия между представителями разных поколений и причины противоборства.
И.С. Тургенев «Отцы и дети»

М.Ю. Лермонтов вводит в литературу понятие «герой времени», означающее человека, наиболее типичного для данного поколения, характер и судьба которого сформированы этой эпохой, отражают ее боли и беды, взлеты и падения. Разумеется, поколение не может состоять из одних «героев времени». Основную массу людей эпоха как бы «задевает краем», они к любому времени могут приспособиться. Вечные типы любого поколения: «герои времени» и «люди нормы», то придерживающиеся привычных норм бытия. Братья Кирсановы (роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева) как раз составляют такую психологическую пару. Павел Петрович не случайно назван Писаревым «маленьким Печориным». Он не только принадлежит к тому же поколению «лишних людей», что и Печорин, но и являет собой «печоринский тип» «героя времени», в котором все обусловлено эпохой: он стремится к великой деятельности, к испепеляющим страстям, к жизни, масштаб которой не вписывается в масштаб его эпохи. Все в обыденной жизни, в общепринятом пути человека от детства к возмужанию, к созданию семьи и воспитанию детей, к любованию на излете собственной жизни молодой порослью – этому герою чуждо и недоступно. Потому и потянуло его к брату Николаю, столь непохожему на него, столь далекому от страстей и сфинксов. Павел Петрович греется около чужого маленького тихого счастья, около духовного благополучия брата. Он издали любуется невозможным для него самого патриархальным укладом жизни, где за любовью следует брак, где, горестно оплакав смерть жены, можно на закате жизни обрести не менее праведную вторую любовь и вновь создать семью, и вновь растить детей. 

В Николае Петровиче Кирсанове воплощен тип человека «нормы», в нем сила устоя и традиции. Он – отец. И отец вдумчивый, стремящийся исполнить отцовский долг как можно лучше. Его жизнь обыденна и внешне неинтересна, но глубинно правильна! Что дало ему силу не сломиться, выстоять после смерти горячо любимой жены? Что дает ему силу заниматься хозяйством, воспитанием сына? Что позволит сохранить чистоту и свежесть чувства, чтобы полюбить Фенечку, растить Митю, зачитываться Пушкиным, играть на виолончели, живо интересоваться нигилизмом и на новом уровне строить отношения с повзрослевшим сыном? Великая жизненная сила! Она постоянно обновляется в Николае Петровиче тем, что он ощущает себя не самодостаточной личностью, кружимой таинственными страстями, но сыном и отцом, чья жизнь включена в общую цепь поколений. Он поступает – как должно, живет – как заведено от веку. Усвоенные им традиции отцов и дедов создают некую схему человеческой жизни, которую каждый наполняет своим живым содержанием. Это так же старо и так же неисчерпаемо, как смена времен года, как залог вечного обновления жизни.

Как истово исполняет Николай Петрович свой долг отца! Почему, доставив Аркадия в Петербург, остался с ним, отчего не вернулся в Марьино? Зачем так старается сблизиться с соучениками сына, читает книги, которыми увлекается Аркадий? Да потому, что его волнует не только материальное благополучие сына. Он занимается его духовным развитием, делает все, чтобы понимать новые увлечения молодежи, следит за современной жизнью. 
 
У каждого молодого человека наступает период взросления, когда он стремится обрести себя, отвергнуть все былое во имя нового; когда жизнь, дела и верования отцов представляются наивными заблуждениями, а собственные мысли или идеи современных кумиров-ровесников кажутся высшими откровениями, истиной в последней инстанции. Это необходимый этап взросления, обретения самого себя. Необходимый – но очень тяжелый. Именно в этот момент отношения с родителями особенно напряжены, доходят до полного взаимонепонимания, взаимоотрицания. Так было и будет всегда.

К этому-то периоду и готовится исподволь мудрый Николай Петрович. Он как бы заново переживает с сыном этот проблемный возраст, готовясь достойно встретить грядущие трудности, чтобы не оттолкнуть Аркадия в слепой обиде на чужую молодость, поддержать его, помочь. Он умел быть прекрасным мужем своей Машеньке, он стал мудрым и любящим отцом. Любя и почитая брата, он ни на йоту не поддается его влиянию, идет своим собственным путем. Как достойно ведет он себя в трудной ситуации, определяя отношения с Фенечкой. Поздняя его любовь к простой девушке несовместима с аристократическими понятиями Павла Петровича. Оберегая «принсипы» брата, Николай Петрович не женится на Фенечке, но строит жизнь так, что и она, и Митя чувствуют неустанную заботу любящего человека и отца. Он вступит в законный брак, когда поймет, что брата Павла это не оскорбит. А вот Аркадий постоянно находится под чьим-то влиянием: то родительским, то Базарова, то Одинцовой, то Кати. У него как будто и есть убеждения, но всегда оказывается, что эти идеи и принципы не его, а заёмные, чужие. Ах, как это важно иметь свои, собственные убеждения! От Аркадия остается удручающее впечатление: если «природа-мать» будет посылать миру таких сыновей «заглохнет нива жизни». Жизненный эмпиризм нуждается в свете мысли – новой мысли. Потому-то с таким интересом Николай Петрович присматривается и прислушивается к Базарову. Он терпит горькие обиды и все же испытывает к нему острое любопытство. Жизнь всегда ждет руководящей идеи, которую люди, подобные Аркадию, никогда не породят.
Традиции, устои – великая сила. Такие люди, как Николай Петрович, и осуществляют связь поколений. Именно они связывают воедино прошлое и будущее, ибо в любую эпоху умеют достойно прожить свою незаметную жизнь, сохранив здоровые корни, передав своим детям простые и мудрые жизненные принципы. 

Отец и сын Базаровы – особая тема романа. С родителями любого человека связывают важнейшие нити. Отношение к отцу и матери – та лакмусовая бумажка, с помощью которой определяется нравственность человека. Считая любовь физиологией, Базаров и в родительской любви видит лишь инстинкт, животное чувство. Потому так томится он в отчем доме, потому и не находит общего языка с родителями.
Перечитаем трагическую сцену прощания Василия Ивановича и Арины Власьевны с Евгением. Пробыв три дня, он наскучил их обществом. Как одухотворена любовь стариков к Енюше! Как старались они получше его принять, не раздражать излишней заботой! И какое чувство собственного достоинства звучит в словах матери, оскорбленной предательством сына, как требует она той же гордости, того же мужества и от мужа. Как утешила она его в печали!
Что понимал Базаров в своих «стариках»? Они ли «недоразвились» до него или он не дорос до этих необразованных, простых людей, с их умением любить, с их понятиями о чести и нравственном долге?

С отцом Евгения связывают еще и общие занятия медициной. Но даже профессия не может их объединить: слишком высокомерно, презрительно относится сын к попыткам Василия Ивановича не отстать от века. Как только может, он показывает отцу, что познания его устарели, что профессиональный разговор с ним ему скучен. А ведь отец был первым его учителем в медицине, первым, кто направил его по избранному пути. Неуважение к отцу и к наставнику – большое ли то достоинство, даже если ученик пошел значительно дальше учителя? Отец прекрасно понимает, что интересы сына лежат в иной, нежели медицина, области. А ведь Базаров никогда не говорил с отцом о своих убеждениях, о жизненных целях! Уж такой ли отец не понял бы своего сына, если б тот только пожелал с ним общаться в ином тоне, кроме насмешливо-снисходительного! Откуда это взаимонепонимание, эта отчужденность между ними?

Можно вновь вспомнить о драме Павла Петровича, отвергшего путь отца, не создавшего ни Дома, ни потомства. О горьком его уделе – греться на старости лет у чужого счастья. Не умевший быть сыном не может стать отцом – такова судьба «героев времени». Так же, как ему не дано стать отцом, не дано ему и быть сыном – эти явления слишком взаимосвязанные. А с другой стороны – «герои времени» способны обновить жизнь, без них смена поколений оказывается лишь механическим повторением и ведет к вырождению. Такова философия жизни.

Загнанный в тупик Базаров все-таки вернется в родительский дом, спрячется в нем, как зверь в нору, от самого себя, от своей души. Чем глубже, чем умнее человек, тем тяжелее для него проходят периоды переоценки ценностей. Свое мировоззрение, свое понимание мира Базаров обретал ценой мучительных раздумий, до каждой истины доходил сам, не принимая готовых рецептов, выстраивал все с нуля. Ему стократ тяжелее перешагнуть через кровью добытые убеждения. Себя Базаров считал богом («Не Богам же… горшки обжигать!»), и теперь должен понять и принять мир с иными богами, мир, где ему уже не доведется так возвыситься в собственных глазах. Он изменился: ищет общества, бродит по огороду с отцом, помогает ему во врачебной практике. Начавшийся процесс сомнений в истинности его теории необратим. Не сумевший реализовать себя в жизни, Базаров должен перед лицом смерти совершить все, на что способен. Смерть не озлобляет героя. Неуклюже, неумело, но искренне пытается он утешить родителей, не помешать им искать утешение в религии. В нем просыпается сыновнее чувство. Какие бы люди не приходили в мир, как бы ни отрицали духовное начало, родительское начало, они уходят – а остается то, что вечно: любовь, дети, земля, небо – и безутешные двое у могилы сына. Только так продолжается жизнь.
ОТЦЫ И ДЕТИ АНАЛИЗ
ОТЦЫ И ДЕТИ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ 

rustutors.ru

Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль. Конфликт отцов и детей. Моральные качества семейства Простаковых

Появилась в 1782 году, когда правление императрицы Екатерины Великой вступило в свою завершающую фазу.

После подавления восстания Пугачёва императрица отказалась от ранних проектов по демократизации управления и перешла к выстраиванию абсолютистского государства.

Важным этапом на этом пути стало закрепление положения дворянства как самого привилегированного и наиболее защищённого государством класса. Исключению дворянства из фактически всего населения страны и его последующему преобладанию над этим населением в значительной степени способствовала отмена обязательной службы. В силу этого разрушилась традиционная с петровских времён схема карьерного роста молодого дворянина в соответствии с Табелью о рангах.

Таким образом, возможность прожить жизнь, как хочется, приводила к определённому безразличию и фатализму в сознании ребёнка, выросшего в дворянской семье, и отчасти в сознании его родителей. Именно поэтому в XVIII веке резко возрастает количество так называемых недорослей — юных дворян, не получивших необходимого документа о прохождении домашнего обучения. Без этого документа было невозможно вступление во взрослую жизнь: получение подходящего статусу места и вступление в брак. Это стало одной из причин создания комедии Фонвизина.

Духовная жизнь конца екатерининской эпохи

Несмотря на ужесточение цензуры и сужение границ дозволенного для писателя и художника? искусство и культура находились на подъёме. Екатерина обладала глубокими познаниями в культуре и искусстве, состояла в переписке с выдающимися зарубежными мыслителями эпохи Просвещения.

Императрица способствовала появлению литературных журналов, чаще всего сатирических, и сама была редактором еженедельника «Всякая всячина». Хотя существует мнение , что под своим именем она публиковала сочинения более талантливых авторов, невозможно отрицать её образованность и подвергать сомнению намерение посредством журналистики и иронии указать обществу на его недостатки.

Стиль классицизм в литературе

Господствующим художественным стилем эпохи был классицизм. Его отличительные черты состояли в следующем:

  1. Жёсткая структура текста.
  2. Требования соблюдения закона трёх единств: места, времени и действия.
  3. Ориентация на образцы античной культуры.
  4. Торжественность и академизм.

Упорядоченность и назидательный элемент идеально вписывались в тогдашние требования к театральному представлению.

Необходимость завершить действие в тот же день, когда оно началось, и в том же месте до известной степени упрощала техническую сторону постановки. Перебор античных образцов и создание на их основе однотипных пьес спровоцировали театральный бум.

Чтобы прикрыть слабость текста и придать некое значение произведению, драматурги использовали многочисленные моральные сентенции в финале. Морализаторство придавало определённую значимость пьесе и полностью соответствовало литературному кредо Екатерины: «Сатира в улыбательном духе».

Со временем античные персонажи и сцены уступают место отечественному материалу . Не в последнюю очередь это связано и с деятельностью Фонвизина как драматурга. Для усиления воспитательного элемента пьесы часто используются «говорящие имена». Их задача: выразить отношение автора к своему персонажу и пороку или же добродетели, им олицетворяемыми.

В «Недоросле» говорящими именами наделены все : слабый и глупый отец семейства Простаков, его жена, урождённая Скотинина, вместе со своим братом — грубые и невежественные люди, даже жестокие. Сам недоросль — бестолковый Митрофанушка, как будто бы застывший в детском возрасте со своим уменьшительно-ласкательным именем. Ничего не смыслящие учителя с фамилиями Кутейкин, Цыфиркин и Вральман в характеристике даже не нуждаются.

Другой шлюз, с помощью которого автор озвучивал публике свои идеалы и фактически напрямую обращался к ней, — наличие в структуре пьесы «героя-резонёра». Это положительный персонаж, который порицает пороки главных героев и предлагает в итоге свою платформу улучшения нравов. В «Недоросле» таких резонёров два. Оба они наделены говорящей фамилией . Условно их можно классифицировать в соответствии с занимаемой позицией:

Можно заключить, что в с

optistore.ru

Проблема воспитания в комедии Недоросль

В любое время всегда остается очень важной тема – проблема воспитания в семьях. Именно эту тему, как одну из самых важных, развил в своем произведении Фонвизин. Комедия «Недоросль» показывает насколько важно уметь воспитывать человека с самого детства правильно.

Так как комедия написана в восемнадцатом веке, то эта комедия отлично показывает идеал русского помещика. Тогда людей воспитывали грубо и жестоко. И именно родители Скотинина и Простаковой, которые являются главными героями комедии «Недоросль», воспитали детей именно такими – жестокими, злыми, завистливыми, а также – просто жадными.

Также, кроме этих качеств, в жизни этих людей еще существует ненависть к простому люду – они, помещики, относятся к ним как к рабам. А потому их отношение – просто жестокость по отношению к несчастным людям, которым ни в чем не виноваты. Именно это часто подчеркивает автор в произведении. Так как такое злое и жестокое обращение к простому люду помещиков, показывает, что и дети их будут такими, и даже внуки, если время не измениться.

Фонвизин затрагивает не зря тему воспитания в своей комедии. Так как именно эта семья, где их имена свидетельствуют о них лучше, чем их положение – Скотинин и Простакова, учит своего сына не правильно, если вообще учат чему-либо. Отец и мать – сами слишком недалекие и глупые, а также невежественные, что не могут сделать из своего сына настоящим дворянином. Мать пытается найти благородного и умного учителя, но вместо этого находит мошенников, а отец пытается слыть богачом через силу. Хоть у него и есть средства, все равно – они слишком просты, чтобы быть настоящими дворянами. Фонвизин часто в произведении насмехается над этими глупцами, которые сами не знают, чего хотят.

Проблема воспитания в Недоросле Фонвизина

«Недоросль» – самое известное произведение писателя, комедия в жанре классицизма.  Фонвизин с присущей ему иронией раскрыл в произведении проблему воспитания молодых людей. Он не зря придавал этому такое большое значение, справедливо отмечая, что лишь образование и воспитание способны вырастить поколение достойных государственных деятелей.

В 1714 году царь-реформатор издал указ об обязательном образовании дворян. Для не успевших или не пожелавших получить свидетельство об образовании было введено понятие «недоросль», то есть не доросший до взрослой жизни, службы, женитьбы и ответственности.    И тут встал вопрос о «фальшивом» и истинном воспитании.  Родители Митрофана, главного героя комедии, наняли учителей вовсе не для получения сыном новых знаний и его просвещения. Просто так было положено. Матушка ведь прямо сыну и наказывала учиться для вида, считая, что им, как потомственным дворянам, грамота ни к чему и нечего «вредить головушке». А кучер, обучавший Митрофана тонкостям светской жизни, советовал не окружать себя шибко умными людьми, а держаться своего круга. Конечно, Митрофан считал науку и культуру излишним, ненужным и нудным предметом, на которое не следует тратить ни времени, ни усилий.

Помимо невежества и мракобесия, впитавшегося с детства, героя отличают крайняя грубость и скверный характер.  Все это он считает нормой в отношениях с окружающими, ведь именно такой пример всегда подавала ему его же мать – жестокая и злобная Простакова. Следует ли удивляться тому, как резко и хладнокровно сынок оттолкнёт мать, нуждавшуюся в его поддержке? «Злонравия достойные плоды»: излишняя избалованность, потакание лени, стремление оградить ребенка от всех тягот всегда приводят к подобному финалу. Нельзя воспитать чуткого и честного человека, уважающего своих родителей и окружающих его людей, не став для него образцом чести и доброты. Моральное и нравственное становление личности начинается именно с семьи.

Через речи Правдина и Стародума Фонвизин озвучил свои собственные идеи и размышления: главное – иметь доброе сердце и чистую душу, и гораздо более ценным подарком, который можно оставить своему ребенку, является достойное воспитание, хорошее образование и тяга к знаниям, а не большое наследство. Комедия Фонвизина актуальна и по сей день, так как в ней раскрыты все последствия небрежного отношения к воспитанию молодого поколения.

Другие сочинения:

Проблема воспитания в Недоросле

Несколько интересных сочинений

sochinite.ru

Проблемы воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Недоросль Фонвизин Д.И. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Фонвизин Д.И. / Недоросль / Проблемы воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

    Комедия «Недоросль» была написана Дмитрием Ивановичем Фонвизиным в 18 веке, когда главным литературным направлением являлся классицизм. Одна из особенностей произведения — «говорящие» фамилии, поэтому автор назвал главного героя Митрофаном, что означает «являющий свою мать».
     Вопрос о ложном и истинном воспитании заключен в названии. Не зря в современном русском языке слово недоросль означает недоучка. Ведь Митрофан ничему положительному не научился в свои шестнадцать лет, хотя мать нанимала ему учителей, но делала она это не из любви к грамоте, а только потому, что так повелел Петр 1. Простакова не скрывала этого «… ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!..»
     Положительные умные герои, такие, как Правдин, Стародум, говорили: «… имей сердце, имей душу и будешь человеком во все времена…» Они презирают людей трусливых, несправедливых, бесчестных. Стародум считал, что не обязательно ребенку оставить много денег, главное воспитать в нем достоинство. «…Золотой болван — все болван…»
     Характер человека формируется в семье, а каким человеком мог стать Митрофанушка? Он перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих. Не удивительно, ведь родители — всегда главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему сыночку госпожа Простакова, если если она позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих?Конечно, она любила Митрофана, но в связи с этим сильно избаловала его:
     — Поди ж дай позавтракать ребенку.
     — Он уж и так пять булочек скушал.
     — Так тебе жаль шестой, бестия?
    Вот какое усердие! извольте смотреть.
     «… Митрофанушка, коли ученьетак опасно для твоей головушки, так по мне перестань…»
     Влияние матери и крепостничества совратило Митрофана — он растет невеждой.
     Учителя так же не могли дать достойного образования Митрофану, ведь они были такими же недоучкми. Кутейкин и Цифиркин не перечили и не заставляли недоросля учиться, а ему и не интересен этот процесс. Если что-то не получалось, мальчик бросал дело и приступал к другому. Три года он уже учился, а нового ничего не узнал. «… Не хочу учиться, хочу жениться…»
     Этим учителям госпожа Простакова предпочитает бывшего немецкого кучера Вральмана, который не утомляет ее сыночка, и если он устал, конечно, отпустит замаявшегося ребенка.
     В итоге любимый сынок доводит мать до обморочного состояния своим равнодушием к ее чувствам, предательством.
     «… Вот злонравия достойные плоды!» Эта реплика Стародума говрит о том, что подобное воспитание приводит к бессердечию, к непоправимому результату. В финале Митрофан является образцом бессердечия.
     Я думаю, проблема воспитания была, есть и будет, наверное, всегда. Именно поэтому современному читателю будет интересна и полезна комедия «Недоросль». Она раскроет последствия недостойного воспитания, данного главному герою. Заставит задуматься как юных читателей, так и их родителей.


Добавил: LadyLondon

/ Сочинения / Фонвизин Д.И. / Недоросль / Проблемы воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»


Смотрите также по произведению «Недоросль»:


www.litra.ru

Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Недоросль Фонвизин Д.И. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Фонвизин Д.И. / Недоросль / Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

    Д. И. Фонвизин широко известен как автор комедии «Недоросль», как смелый и блистательный сатирик. Решительно встав на позиции просветительства уже в 60-е годы 18 века, Фонвизин все свое дарование художника подчинил служению великой цели. Идеология Просвещения подняла его на гребень возникавшего русского освободительного движения, определила его эстетические искания, его решительное сближение литературы с действительностью. Просветители, отстаивая свободу народа и человека, все надежды возлагали на мирные преобразования. Они искренне верили, что существующий социальный строй неравенства и порабощения народа произошел от неразумности, невежества людей. Потому своей главной целью просветители объявили просвещение нации, просвещение бедных и богатых, ибо одни, по их мнению, по неразумности угнетали, другие примирились с угнетением.

    Комедия «Недоросль» была написана Д. И. Фонвизиным в 1781 году. Впервые поставлена в театре в Петербурге в 1782 году 24 сентября, опубликована в 1783 году.

    Слово «недоросль» имело вполне нейтральное значение: так именовались молодые дворяне, которые еще не получили достаточного образования, не имели свидетельства об Образовании и не могли быть допущены до службы в армии или в канцелярии.

    В соответствии с требованиями классицизма, все герои комедии делятся на положительных и отрицательных. Лагерь положительных героев возглавляет Стародум. Близки ему по духу чиновник Правдин, офицер Милон, внесценический герой граф Честан, юная дворянка Софья, отставной сержант Цифиркин.

    К числу отрицательных героев относим помещика Скотинина, Простакова, крепостную няньку Еремеевну, бывшее духовное лицо Кутейкина, француза-кучера Вральмана. Выступают они под «водительством» госпожи Простаковой, урожденной Скотининой, помещицы-крепостницы. В таком окружении формируется нравственность молодого дворянина, недоросля Митрофана Простакова. Так возникает тема семейного воспитания, тема семьи, внутрисемейных отношений.

    Все духовное воспринимается Простаковой и Скотининым как зло, помеха. Скотинин, расхваставшись древностью своего рода, попадает в ловушку Стародума, соглашаясь с ним, что пращур его (Скотинина) был создан Богом несколько раньше Адама, то есть тогда, когда создавались скоты.

    По христианской морали отец ответственен за воспитание детей. Особое значение имеет духовное завещание отца, определяющее «нравственный путь потомков.

     Так, Стародум говорит о своем воспитании: «… Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы». Как отличается это завещание от завещания отца Скотининых: «Прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у бусурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь выучиться захочет».
    По завету отца поступает госпожа Простакова, воспитывая сына. Митрофан пошел в Скотининых «любовью к свинкам». Все сцены, в которых появляется Простакова, исполнены жизни и верности. Смесь наглости и трусости, гнусного бесчеловечия ко всем и нежности к сыну.
    Митрофанушка говорит ей: «Час моей воли пришел. Не хочу учиться, а хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя». Мать и довольна, что сын «… вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави! Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань».

    Пращур Скотининых, проявляя ненависть к просвещению, умел достаток нажить. А у госпожи Простаковой к родовым чертам прибавилось еще и лицемерие. «Для виду поучись», — говорит она сыну

    Митрофанушка же саморазоблачается, твердя: «Аз есмь скот». Он идёт далее, бросая в лицо свой удрученной матери: «Отвяжись, матушка! Как навязалась!» Налицо полное нравственное разложение недоросля.

    Софья, племянница Стародума, читает книгу Фенелона о воспитании. Дядя поощряет ее: «Кто написал Телемака, тот пером своим нравов развращать не станет» Он дает ей наказ различать людей, остановиться с достойными. По Стародуму, люди величаются умом и благонравием, семья — сердечной дружбой, добродетелью, благонравием. И Софья с большим вниманием выслушивает советы своего дяди.

    Взгляды Стародума отличались от взглядов просветителей Запада. По мнению этого героя, просвещение разума должно быть подчинено просвещению или воспитанию души. Если в сердце заключены добродетель и благонравие, то разум будет служить им. «Если душа чиста, то разум возвышает ее, если же душа развращена, то разум творит зло». Эти слова Стародума актуальны и в наше время.


0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Фонвизин Д.И. / Недоросль / Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»


Смотрите также по произведению «Недоросль»:


www.litra.ru

«Проблема воспитания» по рассказу Фонвизина «Недоросль». Хорошее сочинение.

к проблеме воспитания хорошие аргументы из Отцов и детей про Базарова возьми

Конечно же, образованные русские люди того времени, к которым относился и сам Фонвизин, настойчиво твердили, что всему русскому дворянству образование необходимо. В комедии положительные умные герои (Правдин и Стародум) говорили: «имей сердце, имей душу и будешь человеком во все времена», «Золотой болван — все болван» — выражая ту точку зрения, что быть умным, образованным человеком важнее, чем богатым дворянином. Также они выражали свою точку зрения о настоящем дворянине и истинной системе ценностей. «не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь у кого нет нужного… Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить» . Митрофан — ярчайшее проявление всех дурных дворянских качеств на тот момент. Но причина этого во многом кроется в его матери. Он перенял у нее все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих. Здесь все перевернуто вверх дном; во всем гнет и произвол, ложь и обман. Простакова — смесь наглости и низости, трусости и злобы, бесчеловечности ко всем и нежности к сыну. При всем этом она абсолютно невежественна и необразованна. В ее роду неумение читать считается атрибутом истинного дворянского происхождения. Невежество, в котором рос Митрофанушка, и домашние примеры вырастили в нем изверга и невежду такого же, как собственная мать. Она души не чаяла в своем чаде, и в связи с этим сильно избаловала его: «Митрофанушка, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань». Учителя, нанятые Простаковой, тоже не давали недорослю ни хорошего образования, ни правильного примера поведения. Они были такими же недоучившимися, как и он сам. Кутейкин и Цифиркин не перечили и не заставляли недоросля учиться. Три года он уже учился, а нового ничего не узнал. «Не хочу учиться, хочу жениться» Вральман же — простой конюх, который тоже никогда ничего не заставляет и отпускал Митрофана, если тот очень «устал» . Все последствия плохого воспитания прекрасно проявляются в финальном эпизоде, где Митрофан бессердечно отворачивается от собственной матери («Да отвяжитесь, матушка, как навязалась… «), а Стародум подводит вполне резонный итог: «Вот злонравия достойные плоды! » В настоящее время эта проблема не менее актуальна, чем во времена Фонвизина, причем до нас она дошла почти без изменений. Сейчас многие богатые родители отправляют своих детей в престижные и дорогие частные школы, но образование там не всегда находится на должном уровне. Как следствие, дети проникаются нелюбовью к учебе. Родители же не всегда следят за своим поведением в присутствии детей, подавая им дурной пример. В то же время они души не чают в своих чадах и сильно их избаловывают. Таким образом, в наши дни мы видим определенное совпадение с ситуацией, описанной Фонвизиным. И также как 250 лет назад мы понимаем, что человека сильного, благородного в мыслях и поступках, настоящего гражданина делает желание и умение учиться, применять свои знания на практике, продуктивный труд на благо общества.

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *