Диагностика творческих способностей: научные подходы, принципы и критерии
Как понять, насколько вы творческий человек? Исследователи природы творчества и процессов креативности разработали немало диагностических методик, с помощью которых можно выяснить, творческая ли вы личность и в какой мере. Давайте рассмотрим, как можно проверить, насколько вы креативны.
Научные подходы к проблеме диагностики творческих способностей
Что входит в понятие «творческие способности» и как их оценить? Способности – это своеобразие особенностей личности, позволяющие ей овладевать разными видами деятельности и совершенствоваться в них. Творческие способности предполагают позитивное преобразование окружающего мира путём создания оригинальных, неповторимых, новых духовных или материальных ценностей. Приступая к оценке уровня развития творческих способностей, нужно рассматривать их через призму развития отдельных элементов. Это связано с тем, что только лишь творческое мышление не отражает в полной мере всех составляющих творческой деятельности. Важно оценивать и восприятие, и воображение, и фантазию, и оригинальность, и много другое.
Все исследования способности к творчеству, креативности можно поделить на две группы:
- Креативность – универсальная познавательная творческая способность, основанная на взаимодействии интеллекта, когнитивных способностей и реальных достижений. Представители этого направления: Дж. Гилфорд, С. Медник, А. Пономарёв, С. Тейлор, Э. Торренс. Их научные достижения заключаются в изучении влияния интеллекта на способность к генерации новых идей.
- Креативная личность представляет собой комплекс своеобразия индивидуальных творческих особенностей. Исследования этого направления посвящены поиску описания характеристик «портрета творческой личности», мотивов и социокультурных факторов креативности (Ф. Баррон, Д. Богоявленская, А. Маслоу).
Критерии оценки творческих способностей
Джой Гилфорд был одним из первых, кто интерпретировал сущность творческого мышления как синтез оригинальности, новизны и гибкости предлагаемых идей. Последующие теории творческого мышления были по сути копиями и вариациями на тему размышлений Гилфорда. Поэтому первые диагностические методики определения уровня развития творческих способностей строились по следующим критериям:
- как быстро и легко творческие способности будут проявляться при выполнении конкретного задания (здесь важно количество идей, ответов или вариантов решения задачи за определённый промежуток времени)
- насколько гибки ответы (число переключений с одного вида объектов на другие)
- насколько оригинальны ответы (частота определённого ответа в однородной группе).
Лёгким способом проверить свои творческие способности стал тест Элиса Пола Торренса. Он представляет собой три части, каждая из которых характеризует вербальное, изобразительное и звуковое творчество. Тест проводится на протяжении обозначенного времени, а оценка его результатов происходит в соответствии со следующими критериями:
- Беглость (скорость) – число ответов за определённый промежуток времени.
- Гибкость (разнообразие ответов).
- Оригинальность (редкость идей).
- Разработанность идей (детализация).
Результаты всевозможных научных исследований позволили выделить общие показатели, на которые можно полагаться при оценке уровня развития творческих способностей:
- внимательность (умение увидеть и определить творческую проблему)
- разносторонность (способность замечать в поставленной задаче побольше сторон и связей)
- гибкость (отказ от стандартной точки зрения)
- оригинальность (отказ от шаблона)
- вариативность (способность перегруппирования идей и связей)
- конкретность (умение глубоко анализировать поставленную задачу)
- абстрактность (умение синтезировать)
- гармония (генерация идей на основе организационной стройности и идейной целостности)
- независимость (непринятие суждений и оценок под воздействием чужого мнения)
- открытость восприятия (восприимчивость к новому, необычному).
Принципы методики диагностики творческих способностей
При подборе или разработке методики диагностики творческих способностей нужно обратить внимание, чтобы методика была надёжной, а значит – охватывающей разные характеристики креативности. Важно обращать внимание на возраст испытуемых, а также на диагностическую среду (ставите ли вы ограничение во времени или нет, как вы озвучиваете условия тестирования и пр.).
«Рекомендация. Сегодня для оценки уровня креативности в основном применяются диагностические методики Торренса, Гилфорда и Джонсона. Попробуйте выяснить свой уровень креативности с их помощью».
Основные принципы диагностики творческих способностей:
- Для диагностики креативности не подходят тесты измерения интеллекта, так как их целью является скорость и точность нахождения единственного верного решения из нескольких предлагаемых.
- Исследуя креативность, нужно изучать её образную (невербальную, художественную) и вербальную (словесную) стороны.
- Диагностические методики должны замерять показатели шаблонности и стереотипности мышления (что отображается в употреблении слов и образов в определённой ассоциативной связи). Индикатор креативности — в отдалённости от стереотипов (устоявшихся связях).
- При диагностике нужно замерять продуктивность (отношение числа ответов к количеству заданий).
- Оригинальность определяется как число обратных величин с точки зрения частоты встречаемости нестандартных ответов.
- Замер уникальности осуществляется с точки зрения количества не встречающихся ранее идей по отношению к общему количеству ответов.
«На заметку. Низкие результаты диагностики вовсе не говорят о том, что человек неспособен к креативности: нужно учитывать, что творческие проявления бывают спонтанными и неподвластными регуляции».
Все методики диагностики творческих способностей не являются абсолютным показателем сформированности креативности. Недостаток тестовых методик в том, что они оценивают творческие проявления в целом, а не в применении к какой-либо конкретной ситуации. Ещё один недостаток – неоднозначность интерпретации. Эти два фактора снижают уровень объективности диагностики. Несмотря на недостатки, тестовые методики для изучения уровня развития творческих способностей используются многими учёными, психологами, педагогами, тренерами креативности: совмещая несколько вариантов тестов, можно исследовать креативность с различных сторон.
Попробуйте определить своё общий уровень креативности с помощью простого опросника
Опросник определения уровня креативности
Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. Отметьте своё согласие или несогласие рядом с номером утверждения соответственно знаками «+» или «-».
- Мне не нравится работа, в которой все чётко определено.
- Мне нравится абстрактная живопись, я её понимаю
- Я не любою выполнять регламентированную работу.
- Мне не нравится ходить в музеи: все они одинаковы.
- Я люблю предаваться фантазиям.
- Увлечения обогащают жизнь человека.
- Я могу смотреть один и тот же спектакль много раз: каждый раз разная игра актёров, новая интерпретация.
- Считаю, что лучше быть закройщиком, чем портным.
- Я больше ценю процесс работы, чем её конечный результат.
- Даже к обычному делу я отношусь творчески.
- Я нередко сомневаюсь в том, что для других вполне очевидно.
- Абстрактная живопись даёт пищу для ума.
- Мне не хотелось бы подчинить свою жизнь какой-то определённой системе.
- Мне нравится работа дизайнеров.
- Мне не нравится ходить одной и той же дорогой.
Анализ. Подсчитайте сумму «+»: 0-5 баллов соответствует низкому уровню креативности, 6-9 баллов — среднему, 10-15 баллов — высокому
Какой результат у вас?
Автор: Оксана Седашова
4brain.ru
Исследование креативности: критерии оценки и методы изучения
Чтобы войти в общество, социализироваться, ребенок должен пожертвовать своей уникальностью. Оригинальность решения задач снижается – оригинальность ответов в 4 года отмечается у 50% детей, число их падает в два раза в начале посещения школы, и только в подростковом периоде снова возрастает до 50%[8,с.18-85].
В подростковом возрасте формирование творческих способностей идет не линейно, а имеет два наиболее ярко выраженных пика: самый яркий всплеск способностей отмечается к возрасту 10 лет, а второй всплеск – в юношеском возрасте. Нижней границей первого уровня является дошкольный возраст. В этом возрасте ребенок, находя решение задачи, на этом не останавливается и ищет дополнительные решения, что приводит к нахождению других способов решения. Следующий креативный уровень характеризуется тем, что закономерность, которая найдена самостоятельно, не выступает как прием решения, после которого задача откладывается, а рассматривается как новая проблема. Первое выявление этого уровня отмечается в 10 лет.
Для креативности, как и для многих других психологических качеств, существует сенситивный период – ограниченный отрезок времени, в течение которого это качество проявляется особенно интенсивно, если этому способствует среда. Сенситивным периодом для креативности является дошкольный возраст ребенка[8,с.18-85].
Итак, креативность, как и любой другой процесс, не стоит на месте: она может как развиваться, так и деградировать. С возрастом уровень креативности снижается, потому что с взрослением у человека нарастает ригидность.
Проявление креативности имеет два пика: в возрасте 10 лет и в юношеском возрасте. В эти возрастные периоды креативность проявляется наиболее ярко.
Для того чтобы оценить уровень проявления креативности, необходимо знать критерии оценки и методы, с помощью которых оценивается креативность. Именно эти критерии и методы мы изучим в следующем разделе.
креативность творческий оценка
Глава 2.Критерии и методы оценки креативности
2.1 Выделение критериев оценки креативности в различных теориях
Для оценки уровня креативности ученые выделяют различные критерии.
Гилфорд, например, считал, что абсолютно очевидными критериями оценки креативности являются беглость, гибкость, оригинальность, разработанность. В качестве одного из основных показателей одаренности Гилфорд считал оригинальность. Но оригинальность можно рассматривать с различных сторон: это может быть творческий процесс, содержательный процесс, который позволяет выявить существенные взаимосвязи. А с другой стороны, оригинальность может не иметь к творчеству никакого отношения, это может бать психическая неадекватность. Поэтому оригинальные идеи необходимо рассматривать в связи с их полезностью. Если не учитывать при оценке креативных идей их полезности, то невозможно будет их отделить от эксцентричных или шизофренических. Поэтому полезность также является критерием оценки креативности.
Х. Айзенк, в отличие от Гилфорда, утверждает, что при оценке креативности необходимо изучать уровень психотизма, так как именно умеренный уровень психотизма предрасполагает к высокой креативности. В.Н.Дружинин также пришел к такому выводу после проведения тестов на дивергентное мышление.
Шутберг и Сасс в качестве оценки креативности используют умение человека использовать контекстуальную информацию и объединять ее главной идеей.
Другие критерии выделил Медник, который является представителем ассоциативной теории креативности. Он считал главным критерием оценки творческой одаренности легкость ассоциирования и способность сближать отдаленные ассоциируемые идеи. Этот критерий также предполагает умение сближать понятия и выводить из них новые и правильные заключения[1,с.71-107].
Гибкость, в качестве критерия оценки креативности, предполагает способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому по содержанию. Гибкость является переменной величиной, на которую влияет функциональная фиксированность человека ( фиксация человеком определенной функции и невозможность перейти к другим функциям). Способность к преодолению функциональной фиксированности является одним из проявлений гибкости мышления. Существует также гибкость в способности вовремя отказаться от какой-либо гипотезы. Если очень долго упорствовать исходя из ложной идеи, будет упущено время. А слишком ранний отказ от гипотезы может привести к тому, что будет упущена возможность решения. Нашему разуму свойственно рисовать вокруг себя ограничительные линии. Способность через такие линии и есть гибкость одаренности.
Креативные люди обладают способностью к оценке. Поэтому для оценки креативности необходимо оценивать уровень оценочных способностей человека. Оценочные действия проводятся не только по завершении работы, но и многократно по ходу ее выполнения. К критериям оценки креативности можно отнести еще и критерий изящества и простоты. Оригинальные решения должны быть простыми и в то же время изящными.
Следующим критерием является легкость генерирования идей. Если человек для решения задачи выдвигает большое количество идей, значит он проявляет творческий подход. Из большого количества идей легче выбрать правильные. Еще одним критерием является широта выдвигаемой идеи, то есть объяснение с ее помощью большого числа разнородных факторов. Идеи оцениваются также по глубине. Глубокая идея — это идея, которая устанавливает отношения между объектами или их свойствами, которые требуют проникновения в сущность явления [7,с.136-182].
Оценка воображения или фантазии является еще одним критерием оценки креативности, так как с помощью воображения человек моделирует события с использованием прошлого опыта.
Для выделения других критериев оценки креативности мы должны рассмотреть теории, изучающие креативность.
После исследовании этих теорий, можно сделать вывод, что каждая из них выделяет свои критерии оценки. Например, интуитивизм, как самая ранняя теория, считает, что оригинальные решения приходят к людям как внезапное осенение, инсайт, поэтому механизмы креативности лежат за границами нашего познания. Значит оценить это явление невозможно.
Представители теории бессознательной работы считали, что развитие событий в сфере сознания зависит от хода событий в бессознательной сфере и главную роль приписывали последней. Они утверждали, что в бессознательной сфере происходит хранение, классификация и переработка информации, вследствие чего в сознание попадают совершенно неожиданные идеи решения проблемы. Критерием оценки творческих способностей они считали оценку волевого усилия, которое стимулирует работу бессознательного. Вторым критерием они считали уровень напряженности предшествующей работы. Менее значимыми критериями они считали внимание, восприятие и воображение человека.
Теория конструктивного интеллекта. Концепция проб и ошибок. Представители этого направления утверждали, что источником познания является опыт. Творческая сила ума рассматривалась как способность духа путем ассоциаций образовывать вытекающие из опыта новые оригинальные сочетания. Для того, чтобы принять действительно творческое решение, мы должны провести ряд проб, допуская ошибки, и добиться успеха. Представители этой теории выдвигали в качестве критерия оценки креативности оценку предшествующей деятельности, так как именно предшествующая деятельность является причиной принятия решений. Причем деятельность, которая приводит к принятию креативных решений, является наблюдаемой и регистрируемой.
Теория персервации объясняла направленность творческого процессе у человека тем, что вследствие нарушения нормальной деятельности мозга образующиеся в нем очаги застойного возбуждения надолго удерживают в сознании связанные с ними представления, и поэтому мышление направлено только в сторону творчества. Критерием оценки они считали патологические состояния, возникающие в результате нарушения деятельности мозга.
Представители теории интенциональной направленности и теории детерминирующих тенденций считали, что творческие способности не зависят от внешних раздражителей и ассоциативных влияний. Ими управляет детерминирующая тенденция, которая создает ассоциации. Критерием креативности представители этой теории считали стимулы, которые вызывают детерминирующие тенденции. Эти стимулы могут быть осознанными и неосознанными.
Концепция «понимания» не выдвигала никаких радикально новых идей. Все идеи были уже известны ассоциативной психологии. Но критерий у них был свой – факт неожиданности. Смысл этого факта заключается в том, что креативное решение всегда приходит внезапно.
В дальнейшем концепции «проб и ошибок» и «понимания» объединились. В
mirznanii.com
Критерии креативности — Слово Творчества
Креативность (от англ. create — создавать, творить) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.
На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.
Критерии креативности:
- беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;
- оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
- гибкость. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
- восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
- метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое.
- удовлетворенность — итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.
Критерии креативности по Торренсу
- Беглость — способность продуцировать большое количество идей;
- Гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
- Оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
- Разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи.
- Сопротивление замыканию — это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.
- Абстрактность названия — это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму.
источник
cword.ru
критерии оценки и методы изучения
Введение
В нынешнее время все стремятся проявлять свою индивидуальность как во внешнем виде, так и в принятии каких-либо решений. Многие стараются проявить творческий подход даже к решению повседневных жизненных задач.
Среди нас встречаются действительно одаренные и талантливые люди, хотя некоторые ученые утверждают, что творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребенку, главное – суметь раскрыть эти способности и развить их.
Подростки, обладающие одаренностью, не всегда проявляют такие же личностные особенности, которыми обладают взрослые, уже доказавшие свои творческие способности.
В наши дни творческая одаренность является основой экономического процветания. Поэтому меня и заинтересовало изучение творческого подхода в решении жизненных проблем и задач.
Долгое время проблема творчества не имела четкого предмета исследования, ни методики исследования. В данное время одаренность становится доступной для изучения. Появляются методики, позволяющие изучать творческие способности человека, и уже существуют теории, объясняющие развитие творческих способностей, или креативности, и описывающие методы их исследования.
Цель: исследование креативности: определение критериев оценки и методов изучения.
Задачи:
1 – Провести теоретический анализ проблем определения креативности и возрастных аспектов ее развития.
2 – Проанализировать подходы к определению критериев оценки креативности.
3 – Описать современные и классические методы изучения креативности.
Глава 1. Психологические подходы к исследованию креативности
1.1 Понятие креативности
Существует несколько понятий креативности, но все они связаны с одаренностью и творческими способностями.
В раличных словарях дается различная трактовка этого понятия. Например, в большом толковом психологическом словаре под редакцией Артура Ребера дается такое определение:
Креативность – это умственные процессы, которые ведут к решениям, идеям, осмыслению, созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми [2].
В кратком психологическом словаре под редакцией Петровского А.В. и Ярошевского М.Г. дана следующая трактовка данного понятия:
Креативность – это уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности[5].
В словаре под редакцией Копорулиной В.Н. я нашла другое определение:
Креативность – способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации[10].
Наколаева Е.И. дает свое определение понятию «креативность»:
Креативность – это творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, отдельных видах деятельности[8,с.18-85].
При дальнейшем рассмотрении вопроса о креативности, мы будем опираться на определение, данное в кратком психологическом словаре под редакцией ПетровскогоА.В. и Ярошевского М.Г., о том, что креативность – это творческая одаренность. Поэтому для более подробного определения понятия «креативность» необходимо рассмотреть причины, обусловливающие одаренность и структуру данного явления.
С физиологической точки зрения креативность связана с различной активацией правого полушария мозга, так как большинство мозговых структур, которые участвуют в восприятии и порождении различных образов, локализовано в правом полушарии мозга. Правое полушарие всегда оказывается более вовлеченным в порождение ментальных образов, чем левое. Об этом свидетельствуют эксперименты, в результате которых было выяснено, что при решении задач креативные люди проявляют большую активность правого полушария, а некреативные – равную активацию обоих полушарий.
К причинам, обусловливающим креативность необходимо отнести наследственность. Но нельзя влияние этого фактора рассматривать в отрыве от влияния другого фактора – раннего обучения, то есть чем раньше у ребенка будут развивать творческие способности, тем гениальнее будет этот ребенок[8,с.18-85].
Другим фактором влияния на проявление креативности является среда. Факторы среды могут полностью компенсировать или, наоборот, разрушить влияние наследственности.
В меньшей степени влияют на творческие способности человека стили семейного воспитания.
Похвала, особенно очень частая, снижает качество и легкость мышления, снижает способность ребенка добиваться новых результатов. Чрезмерная помощь взрослого при решении какой-либо задачи, также снижает гибкость мышления, что приводит к снижению проявления креативности[8,с.18-85].
Для повышения степени проявления у ребенка креативности необходимо давать ребенку возможность делать выбор самостоятельно (дать ему психологическую свободу), повышать его самооценку, снижать наказание за проступки и всячески поддерживать его исследовательскую активность. Креативность развивается у ребенка тогда, когда ему при решении задачи не дают инструкции и образца действий.
Креативность может не помочь в достижении результатов, если человек, обладающий творческими способностями, не имеет волевых качеств, внутренней выдержки. Реализованная креативность является следствием проявления сильных личностных качеств, таких как умение противостоять обществу, добиваться реализации поставленной цели и побеждать в борьбе[8,с.18-85].
Также на развитие и проявление креативности влияет семейный фактор: порядок рождения и число детей в семье. Первенцы обычно интеллектуальные дети, а креативными становятся последние, потому что к первенцам обычно предъявляется большее количество требований, и возлагается ответственность за реализацию всех родительских ожиданий. Но креативность перворожденных детей растет, если затем следуют дети противоположного пола либо дети того же пола, но с небольшой разницей в возрасте.
Также на проявление творческих способностей влияет место рождения. Более творческие люди рождались в больших городах, что объясняется культурной средой мегаполисов, большим количеством библиотек, театров, филармоний. В больших городах проживает большое количество талантливых родителей, которые уделяют большое количество времени воспитанию своих детей[8,с.18-85].
Но на реализацию творческих идей влияют не только внешние факторы, но и внутренние факторы самого человека: мотивация достижения, готовность к риску при отстаивании нестандартных путей решения задачи, наличие знаний (для проявления креативности необходим широкий кругозор, знакомство со многими областями знаний и культуры) и ценностные ориентации, которые позволят воплотить креативное решение в жизнь. Личностные качества, которые позволяют создать что-то новое и, с другой стороны дают силы для преодоления препятствий, которые появляются на пути создания нового, также являются значимым фактором. Но отчленить влияние среды от влияния личностных качеств на проявление креативности невозможно.
Всякое творчество создается на основе уже имеющегося опыта. Вся творческая продукция строится на новых комбинациях предшествующих психических элементов – формах, которые были восприняты из реального мира и которые были впоследствии изменены[8,с.18-85].
Проявлению креативности способствуют интенсивные эмоциональные переживания. Самыми сильными побудителями проявления творческих способностей являются любовь, зависть и чувства, проявляющиеся в стремлении приобрести материальные блага.
Кроме факторов, которые способствуют проявлению креативности, существуют факторы, которые препятствуют этому. К таким факторам относятся страх, боязнь проявить инициативу, слишком высокая самокритичность и лень.
Обычно, креативные люди обладают высоким интеллектом и готовностью к риску, то есть креативный человек не боится высказывать свои идеи вслух, и главной особенностью таких людей является оригинальность, но без стремления подчеркнуть свою необычность[6].
Итак, понятие креативности определяется в различных источниках по-разному, но их всех найденных мною определений можно сделать вывод, что креативность – это творческая одаренность, которая способствует порождению необычных идей и помогает быстро решать проблемные ситуации.
Существует несколько факторов, влияющих на проявление креативности: наследственность, окружающая среда, семейное воспитание, возможность самостоятельно делать выбор, порядок рождения и число детей в семье, место рождения, внутренние факторы самого человека, интенсивность эмоциональных переживаний.
Также существуют факторы, препятствующие проявлению креативности: страх, боязнь проявить инициативу, слишком высокая самокритичность, лень, чрезмерная помощь при решении задачи.
Креативные люди обычно высокоинтеллектуальные, готовы к риску и оригинальные.
Для более полного понимания сущности такого явления как креативность, необходимо изучить, как в различные возрастные периоды изменяется проявление креативности. Возрастные особенности креативности мы рассмотрим в следующем разделе.
1.2.Возрастные особенности креативности
Возрастные особенности креативности необходимо изучить, для того, чтобы глубже проникнуть в сущность этого явления.
Креативность медленно и постепенно развивается из более простых форм. На каждой возрастной стадии она имеет свое выражение, каждому периоду свойственна своя ее форма.
Возможности проявления креативности у людей не одинаковы в различные возрастные периоды.
Сутью креативности является создание субъективно нового независимо от его оценки.
В детском возрасте креативность проявляется более ярко. Но с возрастом потребности в проявлении креативности уменьшаются, так как взросление требует более жестких форм поведения. Человеку свойственна нарастающая ригидность (жесткость).Но способности не теряются[8,с.18-85].
mirznanii.com
Опросник для определения уровня креативности [73]
Опросник для определения уровня креативности [73]
Инструкция. Я зачитаю вам ряд утверждений, а вы в протоколе отмечайте свое согласие или несогласие рядом с номером утверждения соответственно знаками «+» или «-».
Текст опросника
1. Я не предпочел бы работу, в которой все четко определено.
2. Люблю и понимаю абстрактную живопись.
3. Мне не нравится регламентированная работа.
4. Не люблю посещать музеи, так как они все одинаковы.
5. Люблю фантазировать.
6. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче.
7. Один и тот же спектакль можно смотреть много раз, главное – игра актеров, новая интерпретация.
8. Я предпочел бы быть закройщиком, а не портным.
9. Мне больше нравится процесс деятельности, чем ее конечный результат.
10. Даже в отлаженном деле пытаюсь творчески изменить что-то.
11. Сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
12. Абстрактные картины дают большую пищу для размышлений.
13. Я не хотел бы подчинять свою жизнь определенной системе.
14. Мне нравится работа дизайнера.
15. Не люблю ходить одним и тем же путем.
Протокол для записи ответов
Обработка и анализ данных. Подсчитывается сумма «+». Низкий уровень креативности – 0–5 баллов, средний – 6–9 баллов, высокий – 10–15 баллов.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Опросник «Определение креативного потенциала менеджеров» [75]
Опросник «Определение креативного потенциала менеджеров» [75]
Инструкция. Вам дан опросник, в котором приведен ряд суждений, касающихся вашей личности, вашего подхода к решению проблем и характеристики вашей рабочей среды. Отметьте подчеркиванием, в какой степени относится к вам каждое из утверждений опросника: всегда, часто, иногда, редко, никогда.
Текст опросника
А. Моя личность
Б. Мой подход к решению проблем
В. Моя рабочая среда
Ответы на нечетные утверждения оцениваются так:
• всегда – 1 балл;
• часто – 2 балла;
• иногда – 3 балла;
• редко – 4 балла;
• никогда – 5 баллов
Ответы на все четные утверждения оцениваются следующими баллами:
• всегда – 5 баллов;
• часто – 4 балла;
• иногда – 3 балла;
• редко – 2 балла;
• никогда – 1 балл.
Подсчитывается сумма баллов для А, Б и В. Креативный потенциал оценивается суммой трех оценок А + Б + В.
Полученные результаты интерпретируются в соответствии со следующим описанием.
А16–37 баллов. Ваш креативный потенциал подавляется некоторыми вашими чувствами в отношении себя, и вы будете удивлены, как много креативности освободится однажды, когда вы позволите себе быть креативным.
38–59 баллов. Ваш креативный потенциал достаточно развит, но не всегда проявляется, так как этому препятствуют некоторые особенности вашей личности. Вам необходимо научиться регулировать эмоциональные состояния, снижая напряжение. Это поможет уменьшить действие барьеров.
60–80 баллов. Вы высококреативны. При этом вы обладаете способностью побуждать к креативности других.
Б16–37 баллов. Ваш стиль решения проблем имеет тенденцию быть «книжным», ему не достает креативности.
38–59 баллов. Ваш подход к решению проблем иногда отличается ригидностью и может приводить к стандартным решениям, которые больше, чем следует, опираются на прошлые решения подобных проблем. Попытайтесь освободиться от этого, и ваша креативность проявится.
60–80 баллов. У вас открытый, креативный подход к решению проблем. Вы также способны поддерживать других в ходе решения проблем. Вы способны воспользоваться каждым удобным случаем для того, чтобы создать дух предприимчивости и проблематизировать среду вокруг себя.
В16–37 баллов. Ваша рабочая среда не поощряет креативного мышления. Посмотрите на ваши баллы по пунктам А и Б. Если они высокие, вы, безусловно, испытываете напряжение на работе. Что вы собираетесь предпринять в связи с этим?
38–59 баллов. Иногда трудно быть креативным на вашей работе. Если вы имеете высокие оценки по пунктам А и Б, используйте ваши возможности для того, чтобы изменить среду.
60–80 баллов. Вы работаете в идеальной среде для креативной личности. Однако, если у вас низкие оценки по пунктам А и Б, вам следует работать над развитием вашего креативного потенциала. Никто не собирается мешать вам предлагать новые идеи.
А + Б + В48-111 баллов. В настоящее время вы понимаете, что все мы имеем значительный потенциал креативности, – ему только надо дать шанс проявиться. Поэтому исключите помехи для проявления своей креативности со своей стороны и со стороны других.
112–176 баллов. У вас хороший креативный потенциал, который пока скрыт и сдерживается или вами лично, или вашим подходом к решению проблем, или вашей рабочей средой. Вы можете изменить любой из трех или все три компонента – так чего же вы ждете?
177–240 баллов. Вы, по-видимому, высококреативная личность с большим потенциалом. Продолжайте развивать ваш талант, старайтесь найти новые пути его применения – дома, в ваших увлечениях и, конечно, на работе. Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
оценка креативности — публикации с ключевым словом — Издательство «Креативная экономика»
Научные публикации (статьи и монографии) с ключевым словом оценка креативности, выпущенные в Издательстве Креативная экономика (найдено: 2 за период c 2010 по 2011 год).
1. Корицкий А.В., Алетдинова А.А., Курчеева Г.И.
Методика оценки способностей личности к инновационной деятельности предпринимателя // Креативная экономика. (№ 1 / 2011).
Авторами предложена методика оценки способностей личности к инновационной деятельности, состоящая из анализа таких характеристик личности, как склонность к риску, расчётливость, креативность и настойчивость, целеустремленность в достижении поставленных целей. Рассмотрен пример расчета.
Корицкий А.В., Алетдинова А.А., Курчеева Г.И. Методика оценки способностей личности к инновационной деятельности предпринимателя // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 1. – с. 99-104. – url: https://creativeconomy.ru/lib/4374.
2. Цыганкова В.Н.
Проблемы при реализации креативного менеджмента в организации // Креативная экономика. (№ 9 / 2010).
В статье рассматриваются свойства креативного менеджмента, делается акцент на изменении функций менеджмента, рассматриваются проблемы оценки креативности, эффективные и неэффективные методы работы.
Цыганкова В.Н. Проблемы при реализации креативного менеджмента в организации // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 9. – с. 54-58. – url: https://creativeconomy.ru/lib/4324.
Продолжить поиск в библиотеке по запросу «оценка креативности»?
creativeconomy.ru