Самооценка. Дай мне силы изменить то, что я могу изменить, дай мне терпения смириться с тем, что я не могу изменить и дай мне мудрость, чтобы отличить одного от второго. Это наукообразное определение самооценки. Мне бы хотелось привести определение Натаниеля Брандена, которое он дает в своей книге «Мощь самооценки», и в дальнейшем я также буду кое-что цитировать из этого мятежного автора. Итак, Бранден говорит: Самооценка — это: Самооценка складывается из двух взаимозависимых аспектов: Самоэффективность. Уверенность в функционировании собственной психики, в способности мыслить, в процессах, посредством которых я сужу, выбираю, решаю; уверенность в способности понимать факты реальности, входящие в сферу моих интересов и потребностей; когнитивная уверенность в себе. Самоуважение (ощущение личного достоинства). Уверенность в своей ценности; позитивный (утвердительный) принцип по отношению к моему праву жить и быть счастливым; комфорт при уместном утверждении моих мыслей, желаний и потребностей; чувство, что радость — мое неотъемлемое право. Наконец, формальное определение — самооценка есть склонность переживать себя как способного справиться с жизненными задачами и как заслуживающего счастья. Самооценка, т.е. оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, безусловно, относится к базисным качествам личности. Именно она во многом определяет взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Человек, живя и действуя в окружающем мире, постоянно сравнивает себя с другими людьми, свои собственные дела и успехи с делами и успехами других людей. Такое же сравнение — самооценку мы проводим и по отношению ко всем своим качествам: внешности, способностям, успехам в учебе или в работе. Иными словами, мы с детства учимся оценивать сами себя. Наша самооценка складывается из соотношения полученного результата (уровня успеха) с тем, что мы хотели достичь (то есть с нашими притязаниями). По известной формуле классика У. Джемса: Cамооценка = Успех / Притязания Это значит, что самооценку можно повысить, либо повышая уровень успеха, либо снижая притязания. II. Ориентация на успех, ориентация на неудачу. Мотивация достижения успеха является одним из ядерных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь. Установлено, что у людей, ориентированных на успех, чаще преобладают реалистические, а у индивидов, ориентированных на неудачу, — нереалистические, завышенные или заниженные самооценки. Стремящиеся к успеху, свои достижения приписывают внутриличностным факторам (способностям, старанию и т.п.), стремящиеся к неудаче — внешним факторам (легкости или трудности выполняемой задачи, везению и т.п.). Вместе с тем люди, имеющие сильно выраженный мотив избегания неудачи, склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку (то есть защитные механизмы психики как бы говорят личности: ну и ничего страшного, что у тебя ничего не получилось, это закономерно, ты же такой неспособный от природы, или тебя плохо воспитали, это все естественно, т. к. ты такой вот неудачник), а те, кто ориентирован на успех, ведут себя противоположным образом; правильно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, не расстраиваются, а наоборот неудачи их подстегивают, раззадоривают. Известно, что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общении с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Иными словами он как бы ‘примеряет’ на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения — самооценку. Психологические исследования убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими. Считается, что тот, кто не любит и не уважает себя, редко способен любить и уважать другого, но и чрезмерная любовь к себе тоже может создавать определенные проблемы. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. С их точки зрения людей можно поделить на Выигрывающих и на Проигрывающих. Но ни тех ни других в чистом виде нет. Выигрывающие (Победители) имеют различные возможности. Для них самым важным в жизни являются не «достижения, а аутентичность (возможность быть собой). Аутентичная личность реализует себя, познавая все новое и становясь все более откровенной и отзывчивой. Аутентичные люди реализуют свою неповторимую индивидуальность и ценят ее в других. Аутентичные личности — Выигрывающие — не посвящают свою жизнь фантазиям о том, кем они могли бы быть; являясь самими собою, они не заносятся, не высказывают претензий, не манипулируют другими. Они понимают, что существует разница между быть любящим и играть любящего, между быть глупым и поступать глупо, между быть знающим и изображать знающего. Выигрывающим не нужно скрываться за маской. Они отвергают нереальный образ себя, не считая себя ни самыми лучшими, ни самыми худшими. Они могут также терять почву под ногами и терпеть неудачу. Однако, несмотря на препятствия, Выигрывающие не теряют главное—веру в себя. Выигрывающие не боятся самостоятельно мыслить и применять свои знания. Они умеют отделять факты от мнений и не претендуют на то, что имеют ответы на все вопросы. Они прислушиваются к мнению других, оценивают, что те говорят, но приходят к своим собственным заключениям. Хотя Выигрывающие могут восхищаться и уважать других людей, они никогда не зависят от них полностью, никогда не связаны ими полностью и никогда не испытывают благоговения перед другими. Выигрывающие не разыгрывают из себя беспомощных, так же как не играют в обвинения. Вместо этого они принимают ответственность за собственную жизнь. Выигрывающие учатся понимать свои чувства и ограничения и не боятся их, не зацикливаются на внутренних противоречиях и на двойственных чувствах. Являясь аутентичными, они осознают, когда раздражены, и могут выслушать другого, когда тот раздражен, могут влиять на других и поддаваться влиянию, способны любить и быть любимыми. Выигрывающие умеют быть непосредственными. У них нет раз и навсегда предопределенного, жесткого образа действий, и они могут менять свои планы, когда этого требуют от них обстоятельства. Выигрывающие испытывают интерес к жизни и получают удовольствие от работы, игры, от других людей, от природы, пищи, секса. Без чувства ложной скромности они радуются собственным достижениям. Без чувства зависти радуются достижениям других. Хотя люди рождаются, чтобы выигрывать, они все-таки появляются на свет беспомощными и полностью зависимыми от своего окружения. Выигрывающие успешно осуществляют переход от полной беспомощности к независимости и затем к взаимозависимости. Проигрывающие (Неудачники) — нет. С какого-то момента своей жизни они начинают избегать появляющейся ответственности за собственную жизнь. Как уже отмечалось, мало кто является полностью Выигрывающим или полностью Проигрывающим. Большинство из нас являются Выигрывающими в одних областях и Проигрывающими в других. Кем является человек, Выигрывающим или Проигрывающим, во многом зависит от того, что происходило с ним в детстве. Недостаточная отзывчивость на потребность в заботе, плохое воспитание, конфликты в семье, грубость, болезнь, длительные неприятности, чрезмерная физическая работа, травмирующие события являются некоторыми из многих факторов, которые способствуют формированию Проигрывающих. Эти условия мешают, сдерживают или останавливают нормальное развитие независимости и самоактуализации. Чтобы совладать с этими отрицательными переживаниями, дети приучаются манипулировать собой и другими. От этих способов манипулирования им тяжело отказаться в последующей жизни, и часто они превращаются в тип поведения. Некоторые Проигрывающие говорят о себе как о преуспевающих, но тревожных, как преуспевающих, но попавших в ловушку или преуспевающих, но несчастных. Другие жалуются, что они совершенно измучены, безвольны, не способны стремиться к чему-либо, «полуживые» или до смерти скучные. Проигрывающие не могут осознать, что в большинстве случаев они сами посадили себя в клетку, сами роют себе яму и сами себе наскучили. Проигрывающие редко живут в настоящем, вместо этого они уничтожают настоящее, сосредоточиваясь на воспоминаниях о прошлом или на ожиданиях будущего. Проигрывающие, которые живут воспоминаниями, пребывают в старых добрых временах или в прошлых личных несчастьях. Тоскуя по прошлому, Проигрывающие или цепляются за то, как «могли бы» произойти те или иные события, или оплакивают свою несчастную судьбу. Проигрывающие жалеют себя и перекладывают ответственность за свою неудовлетворительную жизнь на других. Обвинение других и оправдание себя являются частой ролью Проигрывающих. Проигрывающие, которые живут в прошлом, могут сокрушаться о том, что произошло бы, если бы только: «Если бы только я женился на ком-нибудь другом…» «Если бы только я имел другую работу…» «Если бы только я окончил школу…» «Если бы только я был красивым. ..» «Если бы только мой супруг бросил пить…» «Если бы только я родился богатым…» «Если бы только я имел лучших родителей…» Непрерывно концентрируясь на будущем, такие Проигрывающие испытывают тревогу в настоящем. Они беспокоятся сверх меры из-за своих предчувствий — реальных или воображаемых — проверок, уплаты счета, любовной истории, кризиса, болезни, отставки, погоды и т.д. Они упускают возможности настоящего, проходят мимо них. Они занимают голову мыслями, не относящимися к делу в текущий момент. Их беспокойство искажает восприятие реальности. Следовательно, такие люди сами себе мешают видеть, слышать, чувствовать и понимать. Проигрывающие неспособны полностью использовать возможности своих ощущений, их восприятие неточно и неполно. Они видят себя и других в кривом зеркале. Эффективное использование их способностей в реальной жизни затруднено. . Большую часть своего времени Проигрывающие играют роли, притворяясь, манипулируя, повторяя старые роли своего детства; они расходуют энергию на сохранение масок, часто пряча свое настоящее лицо. Карен Хорни пишет: «Появление ложной самости происходит ценой реальной самости, последняя презирается в лучшем случае как бедный родственник» III. как формируется самооценка. Рассматривая развитие самооценки в онтогенезе, можно заметить, что новорожденные и младенцы не имеют четких ‘границ’ своего существа, не понимая, что они — особая, отдельная от остального мира его часть. Младенец не знает, где кончается он сам и начинается другой человек. Он считает именно себя причиной всех изменений и всякой активности вокруг. Малыш верит, что он, его мысли и поступки управляют миром. Годовалый ребенок начинает осознавать свою обособленность от других людей и предметов, он начинает понимать, что поведение других людей не зависит от его воли. Тем не менее, малыш уверен, что восприятие других людей такое же, как и у него. Застревающие на этой стадии, фиксированные вследствие неграмотных действия родителей, во взрослом состоянии склонны приписывать другим людям свои мысли, в том числе и о себе самих! В 2-3 года дети начинают сравнивать себя с другими, вследствие чего у них постепенно складывается определенная самооценка. При сравнении ребенок, как правило, ориентируется на социальные нормы, приемлемые в его окружении. Часто можно слышать, как родители или другие взрослые говорят: ‘Какой хороший мальчик, он моет руки’. Сравнивая себя с этим ребенком, малыш делает вывод о том, к какой категории себя отнести. Положительное самоощущение развивается у ребенка тогда, когда взрослые, устанавливая четкие ‘границы’, поощряют его самостоятельность. В противном случае у ребенка может возникнуть чувство стыда и сомнения в собственных способностях. Так, у маленького ребенка формируется чувство гордости, чувство стыда, уровень притязания. К 4-5 годам многие дети могут правильно оценивать себя, свои личностные качества, достижения и неудачи. Причем, если ранее это, в основном, касалось игры, то теперь переносится и на общение, и на труд, и на учение. В этом возрасте уже можно прогнозировать ближайшие перспективы освоения различных видов деятельности. Учеными было установлено, что если самооценка ребенка в каком-либо виде деятельности является неадекватной, то, обычно, задерживается и самосовершенствование в данном виде деятельности. Младшие школьники стоят на позиции: ‘Я -то, что обо мне говорят взрослые и другие окружающие’. В этом возрасте уже встречаются различные типы самооценок: завышенная, адекватная и заниженная. Подрастая, ребенок начинает более критично относится к оценкам взрослых, для него становятся важными и оценки его сверстников, и собственные представления об идеале. Установлено, у детей, негативно воспринимаемых сверстниками, складывается более низкая самооценка, и наоборот. Самоуважение подростка является одним из важнейших факторов, влияющих на сроки начала половой жизни. Как установили ученые с медицинского факультета Университета Индианы, которые опубликовали отчет о своих исследованиях в свежем номере журнала Pediatrics, этот фактор оказывает влияние вне зависимости от сроков полового созревания и проявляется совершенно по-разному у мальчиков и девочек. В ходе исследования ученые оценивали самоуважение у 188 учеников седьмого класса. В течение следующих двух лет они наблюдали за детьми, вплоть до того момента, когда они переходили в девятый класс. Оказалось, что девочки с низкой самооценкой имели в три раза большие шансы вступить в половую связь до окончания исследования, а мальчики с высокой самооценкой – в два раза большие, чем сверстники. Психологи рассматривают самооценку с различных точек зрения. Так, оценку себя в целом как хорошего или плохого принято считать общей самооценкой, а оценку достижений в отдельных видах деятельности — парциальной. Помимо этого выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Рассматривают самооценку как адекватную/неадекватную, т. е. соответствующую/несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям индивида. Так же различается самооценка по уровню — высокому, среднему, низкому. Слишком высокая и слишком низкая самооценка могут стать источником конфликтов личности, которые могут проявляться по — разному. Но по словам Натаниеля Брандена Самооценки не может быть слишком много, ее может либо быть достаточно, либо недоставать. Вопрос об избытке самооценки поднимают люди, не уверенные в себе. Проявления здоровой самооценки по Брандену с физической точки зрения: Глаза живые и яркие. Расслабленное лицо, естественный цвет и хорошая кожа (при отсутствии болезни). Естественное положение подбородка — в «созвучии» со всем телом. Мышцы нижней челюсти расслаблены. Плечи держатся прямо, но расслаблены. Кисти рук расслаблены и спокойны. Руки также спокойны и расслаблены. Поза хорошо сбалансирована, спина прямая и расслабленная. Походка имеет качество целеустремленности (без агрессивности и властности). Интенсивность голоса соответствует ситуации, произношение ясное. качество расслабленности — в противоположность хроническому напряжению, говорящему о наличии некоего внутреннего конфликта, расщепленности, самоизбегания. Чаще всего к психологам обращаются люди с заниженной самооценкой (или их родственники, или если речь идет о детях). При этом важно учитывать уровень притязаний индивида. В практике встречаются два типа низких самооценок: низкая самооценка в сочетании с низким уровнем притязания (тотально низкая самооценка) и сочетание низкой самооценки с высоким уровнем притязания. В первом случае человек склонен преувеличивать свои недостатки, а соответственно достижения расценивать как заслугу других людей или относить за счет простого везения. Второй случай таит в себе гораздо большую внутреннюю конфликтность. Такая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, о внутренней тревожности личности. Столкновение очень высоких притязаний с низкой самооценкой может давать очень острые эмоциональные реакции. В психологии это понятие получило название ‘аффект неадекватности’. Люди с аффектом неадекватности стремятся во всем быть первыми (даже когда это первенство не имеет абсолютно никакого значения), поэтому любая ситуация проверки их компетентности оценивается ими как угрожающая и часто оказывается очень сложной в эмоциональном плане. Человек, имеющий второй тип низкой самооценки, как правило, характеризуется низкой оценкой окружающих. Слишком высокая самооценка приводит к тому, что человек переоценивает себя и свои возможности. В результате этого у него возникают необоснованные претензии, зачастую не поддерживаемые окружающими. Имея опыт подобного ‘отвержения’, индивид может замкнуться в себе, озлобиться, часто это проявляется в еще большем высокомерии по отношению к окружающим. Таким образом, происходит разрушение межличностных отношений, и возникают внешние конфликты. От людей с очень высокой самооценкой можно услышать высказывания о том, что их никто не понимает, не может по достоинству оценить их качества и достижения, при этом может проявляться мнительность и подозрительность. Сумасшедший говорит: «Я Авраам Линкольн». Невротик говорит: «Я хочу, чтобы я был Авраамом Линкольном». Здоровая личность говорит: *Я—это я. а ты—это ты». Фредерик Перлз Подобно сказочной Царевне-лягушке Проигрывающие заколдованы и живут в этой жизни, являясь кем-то другим, а не самим собой. «Появление ложной самости происходит ценой реальной самости, последняя презирается в лучшем случае как бедный родственник» Выигрывающие правильно используют свое время. Они реагируют на все адекватно ситуации. Их реакции зависят от посланного сообщения и оберегают значимость, благополучие и достоинство других людей. Конец формы V. КАК УЛУЧШИТЬ ВАШУ САМООЦЕНКУ Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе. Галилей Очень интересная концепция А. Адлера. Но считает, что человеку свойственно чувство неполноценности, и это может привести к развитию чувства превосходства. «Повторю то, что уже как-то говорил: быть человеком — значит обладать чувством неполноценности; давление природы, жизненных тягот, жизни в обществе, бренности человека слишком сильно, чтобы кто бы то ни было сумел избавиться от этого чувства. Однако смотреть на это следует не как на неустранимый порок, а скорее как на залог, начало, стимул к развитию человечества, которое помогает достичь состояния защищенности». (Адлер) иными словами, можно и нужно признаться самому себе, что да, много чего в жизни старается подставить мне подножку, да, я несовершенен (как сказал Ремарк, боги совсем не имели ввиду сделать человека совершенным), да, так уж вышло, что я родился в такой семье, что мне досталось то, что досталось, это так, но ОСОЗНАВАЯ ЭТО ТЕПЕРЬ, Я ПОЛУЧИЛ В РУКИ МОГУЩЕСТВЕННОЕ ОРУЖИЕ, Т.Е. ТЕПЕРЬ Я МОГУ ЗАЩИЩАТЬСЯ, Т.К. Я ЗНАЮ СВОИ НЕДОСТАТКИ И СЛАБОСТИ, И ОНИ ВОВСЕ НЕ МЕШАЮТ МНЕ, А НАОБОРОТ ПОДХЛЕСТЫВАЮТ, ЧТОБЫ Я МОГ, ИМЕЯ ИХ, ДОСТИЧЬ ВСЕГО ТОГО. ЧТО ДОСТИГ ТОТ, КТО НЕ ИМЕЕТ ЭТИХ МОИХ НЕДОСТАТКОВ!!! — чем не формула счастья?!! Адлер приводит пример того, как с рождения неполноценные люди стремятся компенсировать свои недостатки тем, что упорно развивают свои достоинства (например. От рождения безрукие дети могут научиться рисовать ногой или ртом) Есть много способов, как научиться ценить себя выше, если ваша реальная самооценка занижена. Самое оптимальное – это обратиться к психологу, он вовсе не будет убеждать вас, что вы и умный и красивый, и состоятельный в любой области. Просто психолог попробует помочь вам найти корни того, на чем вы зафиксировались и что стало причиной низкой самооценки. Вернувшись в ту точку отсчета, можно легко изменить тот зацикленный привычный взгляд на самого себя, чтобы изменить отношение к себе (Пример со встречей с первой любовью через года – т.е. завершить тот самый гештальт и увидеть что-то замороченное по-новому – пример с женщиной, которая до 35 лет считала, что родители развелись, потому что ее папа считал ее плохой) Если самостоятельно пытаться что-то изменить в себе, то можно попытаться честно расписать не только свои недостатки – это у людей с низкой самооценкой получится легко, но и свои достоинства. При этом запрещается говорить себе «зато»!!! То есть я не слишком умна – есть и умнее, не слишком красива – есть и красивее, зато…вот этого не надо! Без зато! Если попытаться отнестись к проблеме как к чему-то глобальному, то стОит посмотреть на свой уровень притязаний! На уровень притязаний оказывает влияние динамика удач и неудач на жизненном пути, динамика успеха в конкретной деятельности. Бывают адекватные уровни притязаний (человек ставит перед собой те цели, которых реально может достичь, которые соответствуют его способностям и возможностям) и неадекватные: завышенные (претендует на то, чего не может достичь) или заниженные (выбирает легкие и упрощенные цели, хотя способен на большее). Лица с нереалистично завышенным уровнем притязаний, переоценивая свои способности и возможности, берутся за непосильные для них задачи и часто терпят неудачи. Очень важно высоко ценить значимость так называемых мелких успехов! – экзистенциальный подход: ценить каждое мгновение жизни, жить здесь и сейчас, гордиться собой по мелочам! очень хорошая есть миниатюра у Жванецкого, там есть слова: О себе я могу сказать твердо. Я никогда не буду высоким. И красивым. И стройным. Меня никогда не полюбит мишель мерсье. И в молодые годы я не буду жить в париже. Я не буду говорить через переводчика, сидеть за штурвалом и дышать кислородом. К моему мнению не будет прислушиваться больше одного человека. Да и эта одна начинает иметь свое. Я наверняка не буду руководить большим симфоническим оркестром радио и телевидения. И фильм не поставлю. И не получу ничего в каннах. Ничего не получу в смокинге, в прожекторах в каннах. Времени уже не хватит… Не успею. Никогда не буду женщиной. А интересно, что они чувствуют? При моем появлении никто не встанет… Шоколад в постель могу себе подать. Но придется встать, одеться, приготовить. А потом раздеться, лечь и выпить. Не каждый на это пойдет. Я не возьму семь метров в длину… Просто не возьму. Ну, просто не разбегусь. Ну, даже если разбегусь. Это ничего не значит, потому что я не оторвусь… Дела… Заботы… И в этом особняке на набережной я уже никогда не появлюсь. Я еще могу появиться возле него. Против него. Но в нем?! Так же и другое… Даже простой крейсер под моим командованием не войдет в нейтральные воды… Из наших не выйдет. И за мои полотна не будут платить бешеные деньги. Уже нет времени! Но зато… Зато я скажу теперь сыну: «Парень, я прошел через все. Я не стал этим и не стал тем. Но я передам тебе свой опыт». И от себя добавлю: да, нет того, нет этого, но есть что-то, что заставляет наших друзей сказать нам, что они нас любят, что позволит коллегам прислушиваться к нашему мнению, что дает возможность нашим семьям сказать, что мы нужны им. Есть, безусловно что-то в нас, что мы и сами любим в себе, это дает нам возможность любить и других! Каталог: db files Скачать 167. 6 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов
Авторы: Клюйкова Ева Сергеевна, Онофрейчук Дарья Андреевна, Киселёв Данил Дмитриевич
Научный руководитель: Шорина Анна Викторовна
Рубрика: Психология
Опубликовано в Молодой учёный №49 (287) декабрь 2019 г.
Дата публикации: 06.12.2019 2019-12-06
Статья просмотрена: 843 раза
Скачать электронную версию
Скачать Часть 8 (pdf)
Библиографическое описание:Клюйкова, Е. С. Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов / Е. С. Клюйкова, Д. А. Онофрейчук, Д. Д. Киселёв. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 547-549. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64851/ (дата обращения: 02.01.2023).
В статье описан ход и результаты проведённого нами психологического исследования, направленного на выявление уровня общей самооценки среди студентов и изучение роли самооценки в установлении межличностных отношений.
Ключевые слова: самооценка, личность, межличностные отношения, рефлексивный тренинг, навыки межличностного взаимодействия.
The article describes the course and results of our psychological research aimed at identifying the level of General self-esteem among students and studying the role of self-esteem in establishing interpersonal relationships.
Keys words: Self-esteem, personality, interpersonal relationship, reflexive training, interpersonal skills.
Сложные и противоречивые социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, установка на инновационное развитие экономики, значительно повлияли на все институты жизни общества, в том числе и на образование, потребовали повышения качества профессиональной подготовки кадров. Сегодня нужны специалисты, предрасположенные к нестандартному, творческому мышлению, владеющих умением генерировать оригинальные и необычные идеи, обладающего профессиональными компетенциями, адекватной самооценкой и умеющего устанавливать продуктивные межличностные отношения, проявляющего готовность осуществлять профессиональную деятельность в изменяющихся условиях, стремящегося к саморазвитию в условиях динамично развивающегося социума [3, с. 293].
На протяжении всей своей жизни человек находится в постоянном взаимодействии с другими людьми, и адекватное мнение о себе во многом помогает ему успешно адаптироваться в новом окружении. Способность к объективной оценке собственных сил и здоровой самокритике называется самооценкой личности. От того как личность воспринимаем и представляет себя зависит качество общения, его положительная динамика. Чем выше степень самопринятия, тем больше человек верит в свои собственные возможности, в успешный исход начинаний и тем больших успехов он в итоге добивается. Однако неадекватно завышенная самооценка также может служить источником личностных проблем.
Готовность к профессиональной деятельности, по мнению Ильиной И. А. является основой развития профессионального сознания и становления личности в целом. Стержнем развития является адекватная самооценка студентов и их умение устанавливать продуктивные межличностные отношения, для формирования которых требуется развитие рефлексии, активности и саморегуляции. Перед вузами ставится задача не только сформировать профессиональные знания, навыки, умения, но и научить студентов осмысливать результаты своих действий, специфику деятельности, что лежит в основе сформированных рефлексивных умений и формирования общей и профессиональной самооценки [1]. Формированию адекватной самооценки и навыков межличностного взаимодействия, по мнению Шориной А. В., успешно содействует проведение рефлексивных тренингов, задачами которых являются: развитие самопознания и самопринятия; преодоление психологических барьеров, раскрытию через механизмы эмоциональной поддержки, идентификации, фасилитации [2, с.288].
В целях диагностики уровня самооценки у студентов нами был проведен психологический опросник Г. Н. Казанцевой «Диагностика общей самооценки» [4]. В исследовании приняло участие 32 студента института. По результатам опросника нами было выявлено, что около 31 % опрошенных (10 человек) имеет заниженную самооценку, 47 % (15 человек) — адекватную и 22 % (7 человек) — завышенную самооценку.
Чуть больше четверти всех опрошенных (22 %) имеют завышенную самооценку. Завышенная самооценка — это переоценивание человеком своих возможностей, игнорирование недостатков. Такая самооценка может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на индивида. Положительное влияние заключается в чрезмерной уверенности в себе и своих действиях. Завышенная самооценка необходима для личностного роста, т. к. низкая тревожность, часто встречающаяся у людей данного типа, является одним из главных преимуществ на пути к личностному саморазвитию. Такие люди не испытывают потребности в одобрении себя окружающими. К отрицательному влиянию можно отнести эгоизм, надменное и высокомерное поведение, игнорирование мнения окружающих. Как показало исследование, у таких людей крайне сложно формируются отношения с социумом. Ведь люди с завышенной самооценкой считают свое мнение единственным верным. Исходя из этого данный тип людей чаще остальных вступает в конфликтные ситуации. Также субъекты весьма болезненно реагируют на любую критику со стороны общества и агрессивно отвечают на нее.
Более трети всех опрошенных (21 %) имеют заниженную самооценку. Заниженная самооценка — это недооценивание человеком собственных способностей и достоинств. Человек с данным типом самооценки характеризуется прежде всего неуверенностью в себе и в своей деятельности, нерешительностью. Огромное значение он придает своим недостаткам и не замечает свои достоинства. Его часто посещает чувство тревожности, самообвинения и безразличия. В социуме данный тип людей остро нуждается в одобрении и поддержке окружающих, а также нередко поддаётся влиянию и необдуманно идёт на поводу у общества. Он очень болезненно реагирует на любую критику, даже самую безобидную. Психологи выяснили, что то, каким человека видят окружающие во многом зависит от самого человека. Именно образ неудачника, который создаётся вокруг человека из-за акцентирования внимания на своих недостатках, отталкивает людей вести межличностные отношения с представителями данного типа.
Почти половину всех опрошенных (47 %) составили люди с адекватной самооценкой. Адекватная самооценка — это способность объективно осознавать себя и своё место в мире. Лавируя между завышенной и заниженной, человек с адекватной самооценкой умеет правильно оценивать свои возможности и составляет точное представление о себе, не занимаясь самообманом. Индивид данного типа не стремится доказать своё превосходство над остальными людьми, он учитывает мнение окружающих, но не придаёт ему большого значения. Адекватная самооценка ведёт к достижению успехов как в профессиональной деятельности, так и в установлении позитивных межличностных отношений. Наблюдая за студентами, имеющими адекватную самооценку, мы выявили, что они наиболее активно принимают участие как в учебном процессе, там и в общественной и творческой деятельности, поддерживают дружеские отношения со сверстниками и не испытывают трудности в создании новых межличностных отношений.
Самооценка и межличностные отношения непосредственно связаны, т. к. в зависимости от уровня самооценки, человеку будет сложнее или, наоборот, легче выстраивать взаимоотношения со сверстниками, коллегами по работе или просто знакомыми. Люди с завышенной самооценкой могут отстаивать своё мнение, но абсолютно не восприимчивы к критике, что негативно сказывается на ведении межличностных отношений. Заниженная самооценка отталкивает окружающих из-за таких качеств как нерешительность, трусливость, обидчивость. Таким образом, значение сформированной адекватной самооценки студентов в установлении межличностных отношений трудно переоценить и является обязательным условием для развития личности и успешного функционирования в социуме.
Литература:
- Ильина Ирина Анатольевна. Педагогические условия формирования у студентов самооценки готовности к профессиональной деятельности: дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 / Ильина Ирина Анатольевна. — Санкт-Петербург, 2009. — 169 с.
- Шорина, А. В. Формирование рефлексивных умений у студентов в условиях тренинга межличностного взаимодействия / А. В. Шорина // Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы: сб. материалов I Междунар. науч. конф. — Саратов, 2019. — С. 286–291.
- Шорина, А. В., Тельтевская Н. В. К проблеме уровней сформированности рефлексивных умений у студентов / А. В. Шорина, Н. В. Тельтевская // Педагогический журнал. — 2018. — т.8. — № 2 А. — С. 292–310.
- https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2012/05/11/izuchenie-obshchey-samootsenki
Основные термины (генерируются автоматически): адекватная самооценка, завышенная самооценка, заниженная самооценка, отношение, профессиональная деятельность, межличностное взаимодействие, общая самооценка, отрицательное влияние, студент, тип людей.
Ключевые слова
личность, межличностные отношения, самооценка, рефлексивный тренинг, навыки межличностного взаимодействиясамооценка, личность, межличностные отношения, рефлексивный тренинг, навыки межличностного взаимодействия
Похожие статьи
Взаимосвязь статусного положения в коллективе и
самооценки. ..Становление человека как личности неразрывно связано с социумом, где он проживает и взаимодействует. В межличностных отношениях проявляются личностные качества – эмоционально и волевые свойства, интеллектуальные возможности…
Влияние самооценки студентов на успешность обучения в вузеСамооценка, то есть оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, являясь регулятором поведения человека, влияет на эффективность его деятельности. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний.
Влияние проблемных межличностных взаимоотношений…Влияние проблемных межличностных взаимоотношений дошкольников на их самооценку.
Межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте, поскольку с самого рождения ребёнок живёт среди людей и неизбежно вступает с…
Взаимосвязь
самооценки личности и стрессоустойчивости…Самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других
Также были даны рекомендации людям с завышенной и заниженной самооценкой и низкой
Завышенный уровень самооценки высоким процентом отмечен в группе сельских.
Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших…Формирование самооценки происходит под влиянием оценок со стороны окружающих людей и от того, как ребенок осознает результаты собственной деятельности.
Неадекватная заниженная самооценка в значительной мере влияет на поведение младших школьников.
Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростковСамооценка— это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто. Смысложизненные ориентации — это целостная…
Анализ различий взаимосвязи
самооценки и статусного…Коррекция самооценки и уровня притязаний младших… психическое развитие, адекватная самооценка, заниженная самооценка, ребенок, школьник, завышенная самооценка, младший школьный возраст, экспериментальная группа, задержка, самооценка.
Связь стилей конфликтного поведения и
самооценки у студентовУровень самооценки не определяет стиль поведения в конфликте у студентов.
В частности, завышенная самооценка не способствует применению стиля соперничества, мало того
Стиль сотрудничества в обоих случаях (с адекватной и завышенной самооценкой) явился мало…
Взаимосвязь
самооценки и уровня развития мышления подростковСамооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств
От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе.
Похожие статьи
Взаимосвязь статусного положения в коллективе и
самооценки…Становление человека как личности неразрывно связано с социумом, где он проживает и взаимодействует. В межличностных отношениях проявляются личностные качества – эмоционально и волевые свойства, интеллектуальные возможности…
Влияние самооценки студентов на успешность обучения в вузеСамооценка, то есть оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, являясь регулятором поведения человека, влияет на эффективность его деятельности. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний.
Влияние проблемных межличностных взаимоотношений. ..Влияние проблемных межличностных взаимоотношений дошкольников на их самооценку.
Межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте, поскольку с самого рождения ребёнок живёт среди людей и неизбежно вступает с…
Взаимосвязь
самооценки личности и стрессоустойчивости…Самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других
Также были даны рекомендации людям с завышенной и заниженной самооценкой и низкой
Завышенный уровень самооценки высоким процентом отмечен в группе сельских.
Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших. ..Формирование самооценки происходит под влиянием оценок со стороны окружающих людей и от того, как ребенок осознает результаты собственной деятельности.
Неадекватная заниженная самооценка в значительной мере влияет на поведение младших школьников.
Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростковСамооценка— это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто. Смысложизненные ориентации — это целостная…
Анализ различий взаимосвязи
самооценки и статусного…Коррекция самооценки и уровня притязаний младших. .. психическое развитие, адекватная самооценка, заниженная самооценка, ребенок, школьник, завышенная самооценка, младший школьный возраст, экспериментальная группа, задержка, самооценка.
Связь стилей конфликтного поведения и
самооценки у студентовУровень самооценки не определяет стиль поведения в конфликте у студентов.
В частности, завышенная самооценка не способствует применению стиля соперничества, мало того
Стиль сотрудничества в обоих случаях (с адекватной и завышенной самооценкой) явился мало…
Взаимосвязь
самооценки и уровня развития мышления подростковСамооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств
От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе.
Моя личная самооценка
Что вы действительно знаете о себе?
Как вы думаете, что вы должны знать о себе?
Что заставляет вас тикать?
Самый важный предмет, которому никто из нас никогда не учился, — это как познавать себя.
Вот полный перечень всего, что, по моему мнению, нам нужно знать о себе, чтобы жить и работать на наших условиях.
Нам никогда не дается процесс, метод, структура или стратегия для изучения самих себя. Мы познаем себя исключительно методом проб и ошибок. Это кажется очень неэффективным, но опять же, никто никогда не был вами раньше в истории человечества.
Изучение себя требует много времени, но оно того стоит. Чем больше вы знаете о себе, тем более правильные решения вы примете в отношении образа жизни, которым всегда хотели жить.
Самопознание позволит вам более эффективно использовать свою энергию, приведя свои привычки в соответствие со своей целью. Чем больше вы знаете о себе, тем больше у вас будет уверенности в своих решениях.
Работа на себя заставила меня многое узнать о себе. В конце концов, мне не перед кем ответить, кроме как перед собой. Чем больше я узнавал о себе, тем больше мне удавалось повышать свою личную продуктивность и делать в жизни все, что я хотел. Это сделало меня более энергичным и гораздо менее беспокойным.
Самый эффективный способ узнать о себе — экспериментировать и оценивать себя. С тех пор, как меня уволили 16 лет назад, я провел множество различных экспериментов с образом жизни. Они многому меня научили о себе.
Вот что я узнал из своей личной самооценки.
Моя цель, мое «почему»Мне нравится думать о цели моей жизни как о сочетании моих ценностей, мотивов и причин, по которым я выбрал ту работу, которую выбрал.
Понимание своей цели придает моей жизни направление и смысл. Это укрепляет меня в моих ценностях, когда мне нужно принять очень важное решение, и заставляет меня сосредоточиться на своих основных убеждениях.
Что такое мое «Почему?»
Я хочу помочь людям найти более значимую работу.
Я верю, что у каждого есть великая нерассказанная история, которую стоит рассказать. Я хочу дать людям возможность самим создавать эту нерассказанную историю, строя свой образ жизни вокруг работы, которую они всегда хотели делать.
Мои ценностиВ произвольном порядке мои ценности:
- предпочитаю время и опыт деньгам и материальным благам
- делайте все как можно проще
- бросить вызов статус-кво и «сделать так, чтобы это произошло»
- первая семья
- будь экономным, а не дешевым
- работа из любого места
- быть подлинным
Узнайте, как определить свои ценности.
Мои мотивыМоя главная мотивация — помочь людям строить свой образ жизни вокруг более значимой работы.
Моими естественными мотивами были поддержка моей семьи, встречи с новыми людьми, новые впечатления, путешествия, прогулки на свежем воздухе и изучение чего-то нового.
Любое сочетание этих мотивов заставит меня действовать и поддерживать мой импульс.
Мои потребности в энергииМой «период максимальной работоспособности» приходится на утро, и мне нужно время, чтобы восстановиться, чтобы повысить личную продуктивность.
Мой распорядок дняЯ классический жаворонок. Я начинаю свой день с получасовой растяжки и медитации.
Лучше всего я работаю с 7:00 до 12:00. После обеда я сосредотачиваюсь на менее интенсивных рабочих задачах, таких как ответы на электронные письма, оплата счетов, обслуживание веб-сайта и т. д.
После этого я иду в спортзал, а затем беру свою собаку на часовую прогулку. Когда мы возвращаемся, я начинаю обедать или помогаю жене. Мы проводим вечера, отдыхая, смотря телевизор или читая. я обычно ложусь в 9:30pm.
Мои рабочие потребностиУ меня высокая мотивация, поэтому я обычно предпочитаю работать в одиночку.
Я очень ценю сотрудничество в течение недели, чтобы изменить свое мышление и точку зрения. Я не ценю бесконечные встречи.
Я очень сосредоточенный работник, но делаю все возможное, чтобы уменьшить количество потенциальных отвлекающих факторов. Я буду работать дома, в своем коворкинге и даже получать удовольствие от работы в холле бостонского хостела, просто чтобы быть рядом с энергией попутчиков.
Что меня восстанавливает- Мне нужно спать не менее 8 часов каждую ночь, иногда до 10 часов (особенно зимой). С моим сном нельзя срезать углы. Я не такой энергичный или сосредоточенный без надлежащего отдыха.
- Мне нужно расслабиться после 8 часов вечера.
- Упражнения помогают мне сжечь тревожную энергию.
- Медитация помогает прервать мои безумные мысли, когда я просыпаюсь каждый день.
- Ежедневная прогулка на свежем воздухе также подпитывает мою энергию.
- Мне нужно как минимум 4 недели отпуска каждый год. Мой идеальный отпуск предполагает полное отключение от всех цифровых устройств.
Мы можем многое изменить в себе, но наши естественные предпочтения и склонности делают нас такими же уникальными личностями.
Мой стиль обученияЯ люблю читать. Когда я впервые изучаю новую концепцию, я обычно предпочитаю прочитать книгу о ней. Затем я пытаюсь практиковать концепции или навыки самостоятельно.
Когда я застреваю, я обращаюсь к эксперту с конкретным вопросом. Наконец, я разрабатываю рутину для овладения навыками.
Я определенно лучше учусь, «действуя».
Мои сильные стороны и способностиОколо года назад я прошел тест Gallup StrengthsFinder 2.0, и вот что я узнал о своих 5 основных сильных сторонах.
Ученик
«Люди, которые особенно талантливы в теме Ученика, имеют большое желание учиться и постоянно совершенствоваться. В частности, их волнует процесс обучения, а не результат».
Стратегический
«Люди, которые особенно талантливы в Стратегической теме, создают альтернативные пути развития. Столкнувшись с любым сценарием, они могут быстро выявить соответствующие закономерности и проблемы».
Ответственность
«Люди, которые особенно талантливы в теме Ответственности, берут на себя психологическую ответственность за то, что они говорят, что будут делать. Они привержены стабильным ценностям, таким как честность и лояльность».
Интеллект
«Люди, особо одаренные в теме Интеллект, отличаются своей интеллектуальной активностью. Они интроспективны и ценят интеллектуальные дискуссии».
Relator
«Люди, которые особенно талантливы в теме Relator, наслаждаются близкими отношениями с другими. Они находят глубокое удовлетворение в упорной работе с друзьями для достижения цели».
Моя личностьЧтобы узнать свой тип личности, я прошел тест, аналогичный Майерсу Бриггсу.
Я классический ENTJ: экстраверт, интуитивный, думающий, судящий.
Майерс-Бриггс описывает характеристики моего типа личности как
«Практичный, реалистичный, практичный. Решителен, быстро переходит к реализации решений. Организовывайте проекты и людей для выполнения задач, сосредоточьтесь на получении результатов наиболее эффективным способом. Позаботьтесь о рутинных деталях. Имейте четкий набор логических стандартов, систематически следуйте им и желайте того же от других. Решителен в осуществлении своих планов».
Мой эмоциональный интеллектЯ бы описал свой эмоциональный интеллект как сильную способность сосредотачиваться во время работы, но склонность к ослаблению самоконтроля по мере того, как я устаю.
Когда я работаю с другими, у меня есть склонность «угождать людям», но когда я чем-то увлечен, я склонен говорить о людях.
Моя способность откладывать удовольствие также очень сильна. Однажды мой друг спросил меня, просыпаюсь ли он очень рано рождественским утром, чтобы открывать подарки. Я сказал ему, что не звонил, и на самом деле моим родителям обычно приходилось будить меня и сестру.0003
Мой источник уверенностиЯ черпаю свою уверенность из трех основных источников: 1) мой совет жизненных советников и 2) много практики, когда никто не смотрит и 3) быстрых побед
мой в совет жизненных советников входят моя жена, родители, сестра, близкие друзья и доверенные коллеги. Я полагаюсь на них всех по разным причинам.
Когда я чувствую себя застрявшим или подавленным, я обычно точно знаю, кому позвонить, чтобы снова начать работу. Обсуждение своих проблем с другими заряжает меня энергией и значительно снижает мою тревогу.
Моя мама любит рассказывать всем, когда впервые увидела, как я иду. Моя тетя нянчила меня в своем доме. У нее была огромная гостиная. К ее удивлению, я прошел прямо через нее без посторонней помощи.
Моя мама скучала по моим первым публичным шагам, но она знала, что я тайно тренировался, как ходить в своей кроватке. Она поймала меня пару раз.
Даже сегодня мне нравится практиковать новый навык или концепцию снова и снова наедине, пока я не почувствую себя готовым обнародовать их. Тщательность заставляет меня чувствовать себя уверенно.
Я также укрепляю свою уверенность в себе, давая себе возможность совершать небольшие последовательные действия каждый день. Это достижимые цели или быстрые победы, которые двигают меня вперед и создают импульс для достижения моей цели.
Все, что меня сдерживаетУ всех нас есть вещи, которые мешают нам стать теми, кем мы действительно хотим стать. Иногда мы осознаем это, иногда нет. Вот мои проблемы.
Мои страхиЯ все еще боюсь, что у меня не хватит денег для оплаты счетов. У меня более чем достаточно, но это глубоко во мне сидит. Хотя я много работал, чтобы свести к минимуму этот страх, он все еще время от времени всплывает.
Я также боюсь разочаровать других людей. Иногда мне кажется, что того, о чем меня просят, недостаточно. Я волнуюсь, просто думая об этом. Я так хочу сделать всех счастливыми. Я склонен переутомляться, чтобы компенсировать этот страх.
Наконец, мне нравится думать, что у меня «здоровый» страх высоты. Я пройдусь по краю обрыва, но без особого удовольствия.
Мои нездоровые желанияУ меня всегда было желание быть финансово независимым (см. страх перед оплатой счетов выше). Это послужило источником как здоровой, так и нездоровой мотивации.
Я достиг большинства своих личных финансовых целей, но это желание также привело меня в прошлом к созданию бизнеса исключительно ради денег. Это был душераздирающий опыт и ошибка, которую я точно не повторю с Life Skills That Matters.
Мои пристрастияСтав старше, я стала более честно говорить о своих пристрастиях.
Я считаю это занятиями, которые я ищу для комфорта, но имею тенденцию переусердствовать и в конечном итоге потерять самоконтроль.
Моя тяга включает чипсы, шоколад и алкоголь. Чтобы справиться со своими пристрастиями, мне нужно воздерживаться от них. Комфорт, который они предлагают в краткосрочной перспективе, в конечном итоге заставляет меня чувствовать себя паршиво в долгосрочной перспективе.
Мои ожиданияСправедливо это или нет, но я возлагаю большие надежды на всех, кто работает со мной. Я очень трудолюбивый и ожидаю того же от своих коллег. Мне нравится иметь много свободного времени в моей жизни, но когда я работаю, я хочу быть продуктивным.
Я также очень эффективно распоряжаюсь своим временем. Я почти никогда не опаздываю и не люблю, когда другие не пунктуальны или не связываются со мной, если опаздывают. Я хочу уважать время других людей и ожидаю того же в ответ.
Когда я беру на себя обязательство, я его выполняю. Мне нравится знать, что люди могут рассчитывать на меня. Я возлагаю на себя большие надежды и не хочу подводить людей (см. страх разочаровать других выше).
Как начать узнавать себяЯ делился всем этим не для того, чтобы болтать о себе. Я сделал это, чтобы показать вам, как хорошо я хочу, чтобы вы когда-нибудь смогли познать себя. Это самоинвентаризация.
Если вы хотите работать на себя, вы должны сначала познать себя. Вы выберете работу и метод работы, который имеет смысл для вас.
Вот полный список всего, что, по моему мнению, вам необходимо узнать о себе для личной самооценки.
Самый эффективный способ узнать о себе — начать практику самосознания. Самая эффективная привычка самосознания, которой я научился, — это вести ежедневный дневник.
Вопросы?
Нужна помощь в изучении себя? Свяжитесь со мной или твитните мне .
Самооценка: будьте добры + обретите настоящий навык
В чем ваш секрет хорошей прически? Исследования показали, что женщины в среднем проводят около часа в день перед зеркалом, в основном подкрашивая свою внешность. Другое исследование показало, что мужчины чаще смотрят на себя в зеркало, чем женщины. Но вот настоящая сенсация: ваши волосы не имеют никакого отношения к вашим способностям или достоинствам как человека. Далее, это будет куда менее заметно, чем черты вашего характера. Зеркало — это внешний инструмент для оценки нашего внешнего «я». В этом блоге мы рассмотрим важные внутренние средства самоанализа.
Вторым императивом после Эмоциональное самосознание (осознание своих чувств) является Самооценка . Подобно тому, как вы смотрите в зеркало, участие в самооценке позволяет наблюдать и размышлять. Этот навык включает в себя углубленное изучение себя — как вы рассуждаете и общаетесь, как вы можете выполнять задачи или добиваться успеха в данной области. Среди нескольких сотен менеджеров из двенадцати различных организаций точная самооценка была отличительной чертой превосходной работы (Бояцис, 19 лет).82). Эта компетенция обнаруживается практически у каждого «звездного исполнителя» в исследовании нескольких сотен работников умственного труда — ученых-компьютерщиков, аудиторов и т. п. — в таких компаниях, как AT&T и 3M (Kelley, 1998).
Определение и пониманиеPAIRIN описывает Самооценка как: Саморефлексия для определения сильных и слабых сторон своих ценностей, способностей и ресурсов.
Люди с высокой самооценкой стремятся понять и улучшить себя. Уравновешивая уверенное самоуважение со смирением, они принимают свои сильные стороны и признают недостатки. Уважая других, у которых может быть больше опыта или знаний, они могут попросить и принять помощь. Они ищут честную обратную связь, новые перспективы и возможности для роста и изменений. Постоянно учась, эти люди рефлексируют. Без точной Самооценка, человек переоценивают или недооценивают себя. Когда способности недооцениваются, потенциал людей остается неиспользованным; при переоценке люди преувеличивают собственное влияние, ставят нереалистичные цели или настаивают на том, чтобы всегда казаться правыми. Самооценка обретает наибольшее значение, когда она наполнена добротой и точностью.
Доброжелательный взгляд на себяКрайне важно для Самооценка изучить ваше отношение к себе в целом. Вы говорите, «Рад тебя видеть!» человеку, которого вы видите в зеркале, независимо от того, кажутся ли некоторые из ваших личных качеств местами «плоскими, хлипкими или летучими»? Самооценка предназначена для проведения в позитивном свете с теплым отношением и самопринятием, независимо от того, наблюдаете ли вы себя или анализируете отзывы, которые вы слышали от других.
Слово «оценка» может показаться пугающим, поскольку оно часто ассоциируется с оценками и суждениями, выставляемыми учителями и начальниками. Цель Самооценка предназначена для оценки, чтобы улучшить ваше мышление и навыки, а не судить о вашей неизмеримой ценности как личности. Зеркала говорят нам, как мы выглядим, а не кто мы есть.
Видеть свою уникальностьИз примерно 90 миллиардов живших людей нет никого, похожего на вас. Ваша ДНК, интеллект, отпечатки пальцев, мечты, стремления — все о том, как вы были созданы, — необыкновенно. Вид Самооценка предполагает способность наблюдать за собой как за уникальной личностью. Эта линза позволит вам отделить неизменную ценность того, «кто вы есть», от того, что вы делаете.
Если вы изо всех сил пытаетесь отличить свою личность от того, что вы можете или не можете делать, найдите надежного друга, наставника или консультанта, который может предложить вам сострадательное зеркало. Во многих случаях это будет просто рефрейминг, необходимый для устранения барьеров на пути к Самооценке и для помощи в формировании Самовыравнивания и Уверенности в себе, двух последующих атрибутов императивов PAIRIN.
Точный взгляд на себяНекоторым людям посчастливилось очень ясно и точно понимать свои сильные и слабые стороны. Другие, однако, обычно переоценивают себя, думая, что у них есть сильные стороны, которых у них нет, или недооценивают себя, думая, что они слабы в чем-то, когда это не так. Точные и научно обоснованные исследования поведенческих характеристик, такие как PAIRIN Survey, и другие виды оценки действительных навыков и ценностей являются ценными инструментами для надежного информирования Процесс самооценки .
Очевидно, вы являетесь ключевым источником информации о ваших сильных сторонах и недостатках. Однако вы, возможно, не сможете увидеть их все четко или точно. В зеркальном доме отражения искажаются изгибами стекла, что дает людям необычные и сбивающие с толку образы самих себя. Если ваши саморефлексии по какой-то причине искажены (например, из-за событий прошлой жизни или отношений), обратная связь от доверенного лица может предоставить линзу, которая вам нужна, чтобы более точно увидеть свои сильные и слабые стороны. Информация от других людей, особенно от человека, которому вы подчиняетесь (вашего руководителя), людей, которые подчиняются вам (ваших сотрудников) и других, с которыми вы связаны (коллеги или члены семьи), поможет вам составить более полную картину. Вы можете узнать их мнение о ваших текущих навыках, способностях и подходе. Подумайте о том, чтобы несколько человек заполнили оценку о вас и объединили их результаты. Это даст другие точки зрения на то, где могут лежать ваши сильные и слабые стороны. Будьте открыты для обратной связи и знайте, что комментарии предназначены для того, чтобы помочь вам увидеть, как вы проецируете себя — намеренно или подсознательно. Проанализируйте то, что вы узнали. Продвижение к цели требует понимания того, где вы сейчас находитесь и насколько далеки ваши идеалы от настоящего. Как ваши сильные стороны, о которых говорят другие, согласуются с вашими целями? Где у вас есть возможности для улучшения? Запрос такого рода обратной связи будет рассматриваться как положительная инициатива и станет хорошим примером. Применение такой обратной связи позволит вам стать лучше — ваши идеалы станут реальностью.
3 шага к практике самооценкиНиже приведен процесс самооценки , описанный доктором Тарой Лафлин в учебной программе PAIRIN по развитию навыков межличностного общения.
Первым шагом к точной оценке себя является самоконтроль.
- Самоконтроль — это сосредоточенное внимание, измерение и запись того, что вы делаете. Просто следя за вещами, вы с большей вероятностью станете лучше, чем если бы вы полностью это игнорировали. То, что вы отслеживаете, зависит от того, что вы хотите точно оценить о себе. Что вы хотите узнать о себе? Пример: Я хочу знать, хороший ли я собеседник. Как часто я вношу свой вклад, когда участвую в групповом разговоре?
Следующим шагом в точной оценке себя является использование информации, которую вы собрали во время самоконтроля, для оценки себя.
- Самооценка достигается путем сравнения себя с заранее определенной целью. Целью может быть рубрика, которую вам дали, или ожидание, установленное вами или кем-то еще. Вы можете начать с более низкой, более разумной цели, а затем со временем увеличивать ожидания. В примере с кем-то, кто следит за тем, как часто он говорит в группе, он может решить, что хорошей целью является высказаться 10 раз. Затем этот человек может сравнить себя с этой целью, чтобы определить, находится ли он выше, ниже или прямо на цели.
Как только вы достигнете стадии, когда вы полностью осознаете свои сильные стороны и области для роста, вы можете перейти к третьему и последнему методу Самооценки , который представляет собой постоянное размышление.
- Рефлексия — это акт серьезного осмысления произошедшего личного опыта. Посредством размышлений вы часто будете замечать в опыте то, чего не замечали в данный момент. Например, вы можете вспомнить разговор, который у вас был с другом, и понять, что вы могли бы выслушать его более внимательно или на самом деле дали плохой совет.