Одаренная личность – Одаренная личность — успешная личность

10 самых таинственно одарённых людей в мире

© www.mirror.co.uk

Для большинства людей талант — это умение петь, танцевать и так далее. Но некоторые люди умеют больше этого, и большинство из них даже не могут себя контролировать.

1. Орландо Серелл

© Орландо Серелл

Как бы ни было грустно иметь повреждение мозга, есть очень маленький процент людей, переживших его и получивших новую необычную способность. Людям, которые получают особые способности после травмы головы, ставят диагноз приобретённый синдром саванта. Обычно саванты имеют поразительные математические способности или могут, например, очень детально нарисовать Рим.

В 1979-м году Орландо Серелл играл в бейсбол в начальной школе, когда шальной мяч прилетел ему в голову. Однако это не обеспокоило его, и он продолжил играть. В течение года Серелл страдал от головных болей, которые могли длиться часами. К концу того года он осознал, что может делать превосходные календарные вычисления, например, он знал, сколько понедельников было в 1980-м году. Наряду с этим невероятным навыком он мог вспомнить каждую деталь каждого дня, как при гипертимезии. В случае Серелла не было тяжёлой формы повреждения мозга, но травма головы была.

Обычные люди часто завидуют навыкам савантов. Причина, по которой у савантов так хорошо работает мозг, в том, что они принимают всё буквально и отмечают детали, на которые мы не обращаем внимания. Вот почему у савантов возникают большие трудности во время различных школьных тестов: в этих тестах задаются широкие вопросы, которые не соответствуют узконаправленному способу мышления савантов.

2. Тай Нгок

Тай Нгок / © www.airvibez.com

Вьетнамский фермер Тай Нгок перенёс лихорадку в 1973-м году, которая сначала не показалась ему ничем необычным. Но когда лихорадка прошла, у него произошёл тяжёлый случай бессонницы. В надежде, что она пройдёт за неделю, Тай не придал этому большого значения. На данный момент он не спал уже в течение 40 лет с той ночи, когда перенёс лихорадку.

Можно решить, что после 12 000 ночей без сна вы будете мертвы, однако после проведения медицинских осмотров у него нашли только незначительные проблемы с печенью. Единственное, на что жалуется Нгок, что он стал немного раздражительным после более чем 30-ти лет без сна. Он перепробовал бесчисленное количество домашних средств и даже пытался утопить бессонницу в алкоголе. Но, похоже, ничто не сработало. Так почему его бессонница длится так долго?

Одно объяснение может дать такой феномен как микросон. Микросон происходит, когда часть вашего мозга устаёт и решает быстренько поспать несколько секунд. У большинства из нас так бывает, когда мы устаём — наш мозг временно отключается, а потом снова начинает работать. Хороший пример микросна — когда водитель засыпает за рулём. Вот почему, вероятно, Нгок не спит так долго.

3. Большинство тибетцев

Шерпы / © Wikimedia

Шерпы, непальская народность, известны тем, что являются проводниками людей на гору Эверест, самую высокую гору в мире. Непальские шерпы и большинство тибетцев имеют особенность, которая позволяет им выживать в горах на высоте примерно четырёх километров над уровнем моря. Всего несколько лет назад учёные понятия не имели, как им это удаётся. Теперь мы знаем, что у 87% тибетцев есть особый ген, позволяющий им потреблять на 40% меньше кислорода, чем обычные люди.

EPAS1

Ген EPAS1 отвечает за способность тибетцев жить на больших высотах в течение долгого времени. У большинства людей, поднявшихся на высоту в три километра, поднимается уровень гемоглобина. Гемоглобин — это вещество в нашей крови, которое способствует распространению кислорода по телу. Ген EPAS1 не даёт гемоглобину в крови тибетцев подниматься выше определённого уровня, что предотвращает проблемы с сердцем, которые могут испытывать другие люди.

Согласно исследователям, тибетцы получили эту способность от теперь уже вымершего вида Денисовского человека. Денисовские люди обитали в районе, где теперь живут тибетцы, и в их ископаемых был найден тот же ген EPAS1. Кажется, этот ген есть только у тибетцев и жителей некоторых тихоокеанских островов, поскольку Денисовские люди скрещивались с другими подвидами человека, создавая резерв этого гена, пока не вымерли.

4. Элизабет Сульсер

Элизабет Сульсер / © www.hardstudios.ch

В наше время большинство людей слышали о синестезии — состоянии, в котором некоторые чувства восприятия смешиваются. Например, когда люди с синестезией едят красную конфетку «Skittles», они могут чувствовать вкус вишни, даже если она на самом деле другого вкуса, а некоторые люди могут чувствовать цвет с закрытыми глазами.

У Элизабет Сульсер смешались зрение, вкус и слух, позволив ей видеть разноцветные звуковые волны и пробовать на вкус музыку. Полагая, что это нормальное состояние, она всю свою жизнь думала, что другие люди тоже могут пробовать музыку и видеть звуки. Однако когда Элизабет осознала, что больше ни у кого нет такой способности, она почувствовала себя одиноко, потому что ни с кем не могла поделиться своими чувствами. Между прочим, синестезия — это не всегда хорошо. Люди, способные видеть звуки, постоянно отвлекаются в шумных местах, и, как вы можете себе представить, довольно часто страдают от головной боли.

К счастью, Элизабет — музыкант, поэтому её необычная способность значительно помогает ей, позволяя создавать симфонии и мелодии из цветов. Оставаясь в значительной степени таинственным состоянием, синестезия, кажется, не принесла Сульсер никаких неблагоприятных последствий, особенно с тех пор, как она стала видеть только музыку, а не все звуки вообще.

5. СМ

© www.ladytraining.ru

Анонимно известная как «СМ», эта женщина страдает от неизвестной болезни, ставшей причиной полного разрушения её миндалин мозжечка (части мозга, контролирующей страх). СМ, мать троих детей, не может чувствовать страх, какой бы пугающей ни была ситуация. В исследовании, изучавшем её способность к страху, СМ смотрела самые страшные из фильмов ужасов и касалась языка змеи.

Однако СМ помнит, как боялась темноты в детстве, но к тому времени как она достигла раннего подросткового возраста, её мозжечковые миндалины уже были разрушены. Она даже описала встречу с мужчиной, когда шла одна в парке ночью. Он подбежал к ней и приставил нож к её горлу. Вместо того чтобы испугаться до полусмерти, СМ спокойно сказала, что сначала ему придётся пройти её ангела хранителя, что напугало преступника. Сейчас она описывает этот случай просто как «странный».

6. Дин Карназес

Дин Карназес / © hitthewave.wordpress.com

Любой, кто когда-либо принимал участие в марафоне, знает, что иногда вам нужно сделать быстрый перерыв. Что касается Дина Карназеса, его мышцы позволяют ему бежать вечно.

Обычно человеческое тело получает энергию от глюкозы, также производящей лактат. Если лактата становится слишком много, тело начинает вырабатывать молочную кислоту, которая уничтожает его излишек. Тело Дина не мешает накоплению лактата, что позволяет ему никогда не уставать. Дин начал бегать в средней школе, когда присоединился к сборной по бегу. В то время как члены команды в среднем могли пробежать только 15 кругов, он пробегал 105, пока ему не говорили остановиться. С тех пор он не прекращал бегать, пока ему не исполнилось 30 лет.

Очевидно заинтересованные, некоторые учёные в Колорадо тестировали его выносливость. Они сказали, что тест займёт около 15-ти минут, но Дин продолжал идти по беговой дорожке в течение часа. Благодаря своей уникальной способности он однажды пробежал 50 марафонов за 50 дней.

7. Тибетские монахи

© Wikimedia

Монахи из Южной Азии, особенно Тибета, заявляют, что научились контролировать температуру тела, используя древнюю форму медитации под названием «Тум-мо». Согласно буддийскому учению, наша жизнь — это не всё существующее, есть также некая альтернативная реальность. Практикуя Тум-мо, монахи, предположительно, достигли этот другой мир. Во время медитации Тум-мо они производят значительное количество тепла.

Во время изучения этого странного феномена учёные были поражены, обнаружив, что температура пальцев рук и ног монахов поднимается на целых восемь градусов Цельсия. Тум-мо — это не единственная форма медитации, которую практикуют тибетские монахи. Другие формы медитации также позволяют монахам снизить метаболизм. Метаболизм контролирует скорость расщепления калорий. Люди с медленным метаболизмом набирают вес быстрее, потому что их организм не может расщепить калории достаточно быстро. Благодаря медитации монахи могут снизить свой метаболизм приблизительно на 64%. В отличие от обычных людей, это позволяет им сохранять энергию. Для сравнения, в среднем метаболизм человека снижается на 15% во время сна.

8. Крис Робинсон

Однажды Крис Робинсон проснулся после яркого сна, в котором два самолёта столкнулись в воздушном пространстве. С того дня он якобы стал видеть будущее в своих снах. Кроме того, Робинсон может проснуться именно тогда, когда хочет и записать свои сны в дневник снов, который он ведёт.

Сам Стэн Ли (при помощи Дэниэля Браунинга Смита) провёл эксперимент с участием Робинсона. Он сказал Робинсону, что на следующий день они собираются отвезти его в 10 мест, и его задачей было увидеть эти места во сне. На следующий день Робинсон написал каждое место, которое ему приснилось, на отдельном листе бумаги и запечатал их в конверты. Когда они приезжали в какое-то место, они открывали конверт, и оказалось, что Робинсон угадал всё.

Конечно, результаты выглядят крайне подозрительно. Робинсона протестировали снова. На этот раз он должен был угадать, что организаторы положили в коробку. В течение 12-ти дней Робинсон раз в день угадывал, что было в коробке. Он угадал только два раза из 12-ти, что не доказывает существования у него психических сил.

9. Эскил Роннингсбаккен

© www.guim.co.uk

Роннингсбаккен, артист, выполняющий смертельно опасные трюки, впервые узнал об искусстве баланса, когда ему было пять лет. Интерес к этому у него появился, когда он в 11 лет по телевизору увидел человека, делавшего экстраординарные трюки. Когда Роннингсбаккену было 18 лет, он убежал в цирк и выступал в течение 11-ти лет. Он знал, что искусство баланса — это то, чем он хочет заниматься.

Теперь, в свои 30 с лишним лет, Роннингсбаккен рискует своей жизнью, передвигаясь вверх тормашками на велосипеде по канату над каньоном и делая стойки на руках на перекладине, которая висит под летящим воздушным шаром. На видео ниже он едет на велосипеде задом наперёд по серпантину в Норвегии. Роннингсбаккен, однако, не бесстрашен и признаёт, что очень нервничает перед трюками. Он считает, что страх — это чувство, которое делает нас людьми, и если он потеряет чувство страха, он немедленно всё бросит, потому что боится перестать быть человеком.

10. Наталия Дёмкина

Наталия Дёмкина / © www.repin.info

В Саранске, Россия, девушка по имени Наталия Дёмкина внезапно начала видеть сквозь тела людей. С детства к Наталии домой приходили люди, чтобы она посмотрела внутрь них и сказала, чем они болеют.

Заинтересованный в «девочке-рентгене» доктор Рэй Хайман пригласил её в Нью-Йорк для проведения ряда тестов. Один из них включал шестерых пациентов с разными диагнозами — от удалённого аппендикса до наличия металлической пластины в черепе от опухоли головного мозга — и одного здорового контрольного участника. Наталия правильно назвала четырёх из шести, что, конечно, впечатляет, даже несмотря на то, что она заявляет, что может видеть на клеточном уровне.

Однако интересно, что она перепутала пациента с аппендиксом и пациента с металлической пластиной в черепе — серьёзная ошибка для человека, который может видеть внутри других людей. В конце концов, посетить врача или кого-то с рентгеновским зрением — это ваш выбор.

www.factroom.ru

Предложения со словосочетанием ОДАРЁННАЯ ЛИЧНОСТЬ

То есть и философия, и психология говорят о главенствующей роли человека в деле становления его как личности вообще, так и одарённой личности в частности. Пусть эта книга послужит развитию не менее одарённых личностей в нашей стране. Настоящая работа посвящена исследованию становления, развития и функционирования экономики одарённых личностей. Становление общества одарённых личностей в разрезе этапов, творческих эпох и эпох одарённости призывает рассматривать историю человечества с позиций развития личности. Названный тип экономики представляет собой народнохозяйственный комплекс воспитания одарённости, в нём производство подчинено формированию одарённых личностей.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: назревать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

Потребная численность одарённых личностей. Подчёркивается необходимость моделирования развития одарённой личности и её составляющих. Они лежат в основе моделирования экономики в целом. Экономика одарённых личностей предстаёт как человекосозидающая воспроизводственная структура с системой достижения цели. Валовый внутренний продукт является продуктом для развития одарённых личностей. Отмечается повышение роли бюджета в развитии одарённых личностей. Возможно движение к идеальной структуре бюджета, усиление его социальной направленности. Выделены главные свойства, способности, потребности одарённой личности, позволяющие их целенаправленно формировать во всех областях и сферах воспроизводства. Исключительна значимость в прогрессе общества прироста творческих способностей одарённых личностей. Тип одарённой личности, как образ необходимой организации общества и структуры одарённой личности, предопределяет основные тенденции и закономерности общественного развития. Тип одарённой личности предполагает меру оценки, критерии, образцы, нормы и для общества и для отдельного человека, нормативность их развития. Одарённая личность — это такой идеал, который несёт в себе значение нормы, досягаемого образца, не сверх человека, а свободного, творчески активного человека. Законы, тенденции, этапы, стадии формирования одарённой личности есть её объективные диалектически видоизменяющиеся состояния. Однако оно указывает на будущую реальную тенденцию движения: от развития одарённой личности — к формированию общества одарённых. Каждому в реальной жизни и помыслах надо осознать себя одарённой личностью. Носителями новых идей и знаний выступают одарённые личности. На двух специалистов с высшим образованием приходится одна одарённая личность. Каждый двадцатый житель страны обладает высоким интеллектом, это высокоразвитые, одарённые личности. Для успешности процесса повышения талантливоемкости русского народа «критическая масса» профессионального окружения (сотворчество одарённых людей) должна составлять не менее 30, 0 — 0, 0 миллионов творчески одарённых личностей. Из 4 — 5 одарённых личностей вырастает 1 талант. Прогрессивная эволюция мозга идёт в направлении гениальности, как и развитие одарённой личности в направлении её гениального типа. Символ будущей человеческой цивилизации — одарённая личность, её гениальность. Формирование одарённых личностей включает характеристики выхода: качество формирования одарённых личностей и их количество. Концепция общества одарённых личностей предполагает дальнейшее расширение научных разработок, обращённых непосредственно к человеку будущего, с тем, чтобы помочь русскому обществу увидеть своё будущее (русский путь в будущее). Структура одарённой личности и социально-экономическая структура общества теснейшим образом взаимообусловлены: поэтому столь одновременны перемены, преобразования в экономических и политических структурах, в наших личностных и поведенческих структурах, во всей системе ценностных ориентации человека. Интенсивность развития общества одарённых личностей будет зависеть от быстроты развития самого человека. Цена прогресса (слишком масштабные затраты на развитие одарённости в массовом масштабе) в развитии одарённой личности будет постоянно возрастать. Воспроизводство одарённых личностей — так поставлен сегодня вопрос историей. Темпы изменения различных компонентов общественной системы по воспитанию одарённой личности, по всей вероятности, не будут одинаковы: техника может существенно меняться за 10 — 15 лет (к 2020 году), экономические отношения для своего существенного изменения требуют десятилетий (20 лет, к 2030 году), глубокие типологические свойства одарённой личности формируются лишь со сменой поколений (30 лет, к 2040 году). Переход к обществу одарённых личностей есть длительный процесс, проходящий через ряд переходных, промежуточных форм. Однако теоретически конкретно воспроизвести все основные экономические отношения общества одарённых личностей (выделение линий развития и групп диалектически связанных между собой блоков категорий) на будущих этапах не представляется научно обоснованным. Эволюционно приближается эра одарённых личностей, когда реализованная высокая одарённость и гениальность станут обыденным явлением. Вырисовывается лишь начало эпохи формирования одарённых личностей. Исторические периоды развития одарённой личности будут сменять друг друга. Будущие исторические этапы развития одарённой личности предполагают относительное ускорение развития одарённости в человеке. Кривая развития одарённой личности устремляется в бесконечность с экспоненциальным замедлением. Замедление качественного развития одарённой личности будет происходить в связи с усложнением и нарастанием масштабности решаемых задач. Высшие потенции развития общества связываются именно с деятельностью одарённой личности. Будущие исторические этапы развития одарённой личности предполагают гигантское ускорение развития одарённости в человеке. Общество одарённых личностей станет наиболее перспективной моделью социального и хозяйственного развития в будущем. Назрел переход к новой парадигме общества: развитие одарённой личности, нацеленной на культурные и духовные искания, на самосохранение человеческой цивилизации, общинных связей. Концепция общества одарённых личностей — знание о возможном мире людей с высоким интеллектом — это манифест в глобальном масштабе. Всем обществом заняться развитием одарённых личностей, используя все наличные (достигшие высокого качества в нашей стране) средства достижения цели, а именно образование, фундаментальная наука, научные и опытно конструкторские разработки, здоровьесберегающие технологии. Переход от экономики одарённых личностей к обществу одарённых возможен только на базе развития одарённости и талантливости в каждом человеке. Одарённые личности и производимые ими знания являются главными активами общества одарённых личностей. Ось в науке — воспитание одарённой личности. Предпринята попытка построить систему социальных условий и норм развития одарённой личности.

Неточные совпадения

Именно поэтому интеграция процесса познания и интенсивной эмоции — важнейшая составляющая формирования одарённой личности. По-видимому, самые разные религиозные учения и культы в своих истоках связаны именно с мистическим переживанием, точнее, потрясением религиозно одарённой личности. На самом деле, чтобы сформировать одарённую личность и максимально развить интеллектуальный потенциал ребёнка, требуется особый подход. Не проглядывает ли здесь завуалированное стремление лишить авторитетности действительно одарённых, неординарных личностей? Обычно «овалы» являются личностями неординарными и весьма одарёнными, но их неусидчивость и непостоянство не дают проявляться имеющимся талантам в их полную силу. Своё «сочинительство» она считала творческой реализацией одарённой личности, всегда с трепетом и тактом относясь к нему и требуя того же от других. Одарённым и трудолюбивым людям, составляющим основу немецкого народа, пропагандисты национал-социализма сумели привить жажду владычества, страсть к безудержному милитаризму, презрение к демократии и свободе личности, стремление к автократии и деспотизму. Громыко, принципиальная, одарённая, талантливая, многоопытная личность. Медлительно и неуверенно соединяются её едва намеченные штрихи в содержательный рисунок, и водяными красками написана картина этой одарённой, но не энергической и до конца не выявленной личности. Эта чистая личность представляет собою такую крупную величину, умственную и нравственную, такой величавый характер, достойный лучших времён классической древности, что ближайшее знакомство с внутренним миром его богато одарённой натуры, не зарывшей свои таланты в землю, является в высшей степени интересным и поучительным. Пессимисты уважают личность человека, его индивидуальность, а потому никогда не будут строить препон для самовыражения человека, особенно талантливого и одарённого, так как талант для них в диковинку. Мир образов — звуковых, цветовых, пластических, словесных — вот подвижная культурная зона естественного обитания своеобразного медиума, каковым является всякая художественно одарённая личность.

kartaslov.ru

Одаренная личность Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

ОДАРЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ

Почти четверть века прошло со дня смерти профессора П.П. Маслова, а память о нем свежа как и в первый день, когда я увидел его в лекционном зале Московского финансового института. Это было в 1951 г.

Читая лекцию, профессор медленно двигался перед первыми рядами сидящих в аудитории студентов, и казалось, что он не обращает на них никакого внимания. Со стороны выглядело так, как будто профессор не просто рассуждал, а полемизировал с неким оппонентом, с которым он то соглашался, то возражал. А для возражений было достаточно оснований, особенно когда мнимый оппонент восхвалял практику советской статистики.

Такой стиль лекции приучал студентов мыслить критически. Содержание лекций запоминалось надолго, и практика механической записи лекции упразднялась.

Необычный метод преподавания П.П. Маслова существенно выделял его среди профессоров института. Тот факт, что профессор не состоял в партии (вспомним, какое это было время), было загадкой и вызывало тайное восхищение у многих студентов, ставя его на некий пьедестал для подражания другим.

Павел Петрович обладал особой способностью выражать свои мысли. Его язык был лаконичен, фразы выразительные и короткие, определения меткие и четкие, общих оборотов речи и штампов не было. Изящность речи достигалась и отсутствием слов-паразитов. Профессор был против употребления слов и выражений, которые часто встречаются в лексиконе людей, имеющих поверхностное представление о том или ином предмете. Не случайно он был награжден литературной премией в 1933 г. за публицистическое произведение "Конец Урянхая”.

Познакомился я с профессором П.П. Масловым на кафедре статистики МФИ. Это было в марте 1952 г. Учился я на факультете международных расчетов, лекции профессора меня заинтересовали, и я решил участвовать в студенческом научном кружке по статистике. Отношение профессора к членам студенческого научного кружка было самое благожелательное. Иногда он беседовал с каждым из нас в отдельности. Эти беседы порой начинались на кафедре, а заканчивались у него на квартире

или на даче, куда он ездил на своей “Волге”, на заднем сиденье которой помещался лохматый дружелюбный пес размером с маленького теленка.

Павел Петрович жил в коммунальной квартире, которая находилась в тихом переулке на втором этаже старого, ветхого на вид дома. В его кабинете с полками книг от пола до потолка стояло пианино, и маленькая его дочка, Ксения, тихо практиковалась на нем, не мешая нам беседовать. В конце беседы молодая хозяйка, Людмила Петровна, любезно приглашала к столу.

Профессор часто отсылал нас по разным научным вопросам к своим знакомым профессорам и академикам, расширяя наш круг знакомства в научном статистическом мире. Так, например, я, будучи еще студентом, познакомился в домашней обстановке с профессором Б.С. Ястремским и академиком С. Г. Струмилиным.

Павел Петрович активно способствовал нашей научной работе. Он приносил нам книги из своей личной библиотеки, брал книги для нас из закрытых фондов Библиотеки им. Ленина и редактировал наши статьи для публикации в студенческом научном сборнике.

Позднее, будучи уже доктором экономических наук, я мог по достоинству оценить П.П. Маслова как ученого. Не будет преувеличением сказать, что он был тем из немногих, о которых еще Пушкин написал: “Ученых много, умных мало. Знакомых тьма, а друга нет”. Действительно, профессор Маслов относился к категории умных ученых, влияние которых и в науке, и в общественной сфере трудно переоценить.

Работы его охватывают широкий диапазон тем — от сугубо статистических проблем, как, например, “трудовые сбережения и распределение доходов”, до тематики, далекой от статистики, например, его работа по истории архитектурных памятников Москвы.

Профессор П.П. Маслов — автор более 250 научных работ по статистике (сельскохозяйственной, демографической,

экономической, внешней торговли и теоретической),

потребительскому спросу, социологии, переписи населения, системам национальных счетов, применению математических методов в экономических исследованиях, по методам косвенных расчетов и по критическому анализу ряда зарубежных статистических публикаций. Многие его работы были переведены в западных странах и в странах Востока. Я лично находил труды профессора П.П. Маслова в библиотеках Вашингтона, Лондона, Мюнхена, Пекина, Сиднея.

Работы его отличаются оригинальностью, свежестью мысли и глубоким логическим толкованием анализируемой проблемы.

Исходным пунктом его статистических исследований всегда была строгая логическая канва рассуждений. П.П. Маслов отлично понимал, что возможности статистических методов ограничены и зависят от логически постулированных субъективных предпосылок. Убедительная логика при анализе статистических данных, виртуозность в косвенных экономических расчетах делали его неподражаемым. Можно с уверенностью сказать, что в этой области статистики он был современным Петти.

Будучи передовым представителем русского направления в статистике, он прекрасно понимал, что только однородные статистические данные могут служить надежным фундаментом для статистических исследований. Однако однородность данных определяется только логически, так как она не поддается количественному измерению при существующем подходе в статистике с позиции предпосылок. Вот почему логическо-статистическое чутье анализа данных играет в статистике, если можно так сказать, первую скрипку. Однако хорошая игра на этой скрипке по силам только узкому кругу сверходаренных личностей.

Был период, когда неудавшиеся в математике спецы ринулись в статистику, заменяя основную проблему статистики математическими аксиомами. И тут профессор П.П. Маслов встал на защиту статистики, не боясь быть обруганным и прослыть консерватором. Он понимал, что аксиомы математики в статистике — чужеродное тело и чрезмерная математизация статистики вредна, так как в статистическое исследование вводятся дополнительные необоснованные предпосылки, которые обесценивают статистические выводы.

Критикуя излишнюю математизацию статистики в работах В. Ваксмана и А. Коцеленбогена, профессор Маслов советовался с выдающимися математиками. Советовался он и со своим сыном математиком, ныне действительным членом Российской академии наук. В этих случаях он обычно говорил: “Надо обсудить эту проблему с Витькой”. Так называл он своего сына. После обсуждений он горестно заявлял, что Витьке не дано понять статистические премудрости.

П.П. Маслов отчетливо сознавал, что глупо и бесполезно создавать статистические модели на базе инородных математических аксиом. Каждая наука предполагает свой аксиоматический фундамент независимо от того, сформулирован он или нет для практических целей. К сожалению, в статистике аксиоматический фундамент отсутствует и в этом ее трагедия. Это остро ощущают статистики уровня профессора Маслова. Для примкнувших же к статистике математиков — это своего рода золотое дно, позволяющее им

манипулировать статистикой в любом направлении и для любых целей.

Статистика на Западе зачастую являет собой пример математикосхоластических упражнений в экономических расчетах. Это пагубное направление в статистике в свое время нашло своих подражателей и в России — как говорится, дурной пример заразителен. Профессор П.П. Маслов, критикуя публикации подобного рода, был своеобразным барьером в распространении этого дурного примера.

В моем представлении профессор Маслов был русским православным человеком в глубине своего духовного восприятия жизни. И как добросовестный ученый он никогда не шел на компромиссы со своей совестью в научных вопросах. Павел Петрович критически относился ко многим аспектам советской действительности. Свободный от корыстных интересов, как всякий честный русский, говорил и писал не взирая на личности.

Профессор П.П. Маслов вошел в историю отечественной статистики как патриот и борец за чистоту логического фундамента статистики против ее засорения методами западной статистики с их необоснованными предпосылками абстрактно-механистического характера.

В.В. Швырков,

д.э.н., профессор, руководитель Международного общества статистической науки

cyberleninka.ru

Самый одаренный человек планеты

1 апреля 1898 года в городе Нью-Йорке, в семье русских евреев-эмигрантов родился Уильям Джеймс Сидис. Родители Уильяма — Борис и Сара Сидис, эмигрировавшие в Америку, спасаясь от погромов, были в своих областях достаточно выдающимися специалистами. Борис Сидис, написавший много книг, преподавал в Гарвардском Университете психологию. Сара Сидис была доктором, однако бросив свою карьеру, отдав все свои силы воспитанию Уильяма.

Используя свои собственные методы образования, кстати, за которые их очень часто критиковали, родители ребенка хотели сделать из Уильяма выдающегося гения. В 6 лет Уильям стал атеистом, оставаясь им всю оставшуюся жизнь. В 18 месяцев он уже читал газету «Нью-Йорк Таймс»! А до своего восьмилетия им было написано четыре книги! IQ гения оценивается от 250 до 300 (самый высокий IQ за всю историю). В 11 лет он уже поступил в Гарвард.

Уильям Джеймс Сидис, был самым выдающимся вундеркиндом среди учившихся в Гарварде в 1909 году молодых гениев. А среди них были композитор Роджер Сешнс, Норберт Винер — отец кибернетики. Всю свою жизнь Сидис был социально пассивным человеком.

Посвятив свою жизнь развитию собственного интеллекта, вместо того, чтобы ухаживать за девушками - он полностью отказался от секса. Его интересы, что удивительно, проявлялись в очень зкзотических формах. Он, например, собирал по всей стране проездные железнодорожные билеты, и написал исследование «Альтернативная история США». Уильям знал примерно 40 языков (по некоторым данным — 200 языков), свободно переводя с одного языка на другой. В зрелом возрасте он работал обычным бухгалтером, и как только обнаруживалась его гениальность, тут же увольнялся с работы. Одевался он в обычную сельскую одежду.

Многие винят родителей Сидиса за очень интенсивные методы развития, а так же за то, что Уильям Сидис слишком в раннем возрасте поступил в университет. Если использовать современные стандарты, то ученые классифицируют его как чрезвычайно одарённого человека. Однако, некоторые критики пример Сидиса используют как пример того, что очень одарённые молодые люди не всегда могут достичь успеха в его традиционном смысле, как люди взрослые.

После себя Сидис оставил работы в области истории, космологии и психологии. Некоторые работы только в наше время начали получать признание. В трактате о железнодорожных билетах, написанном под псевдонимом "Франка Фалупа" он идентифицировал способы с помощью которых можно увеличить пропускную способность транспортной сети. Уильям Сидис в 1930 году получил патент на бессменный бесконечный календарь, принимавший во внимание високосные годы. Всю свою жизнь он прятался от журналистов и занимался обычной бухгалтерской работой, не пользуясь в обычной жизни своими уникальными математическими способностями. Сидис посвятил себя своему единственному хобби — коллекционированию железнодорожных билетов. Уильям Джеймс Сидис умер в 1944 году от кровоизлияния в мозг.

Некоторые биографы Уильяма Джеймса Сидиса расценивают его как, возможно, самого одаренного человека из когда-либо живших на планете. Некоторые моменты биографии Сидиса, которые породили это мнение.

• Уильям Джеймс Сидис научился писать к концу первого года жизни.

• Прочел Гомера в оригинале на четвертом году жизни.

• В 6 лет им была изучена аристотелевская логика.

• Между 4 и 8 годами им было написано четыре книги, одна из них которая — монография по анатомии.

• В 7 лет Уильям успешно сдал экзамен по анатомии в Гарвардской медицинской школе.

• К 8 годам он знал восемь языков — немецкий, французский, английский, греческий, русский, иврит, латынь, и еще один, изобретенный им самим.

• В зрелом возрасте Уильям владел 40 языками, а согласно утверждениям отдельных авторов, это число составляло 200 языков.

• Уже в 11 лет Уильям Сидис успешно поступил в Гарвардский университет, а уже совсем скоро начал читать лекции в математическом клубе университета.

• Гарвардский университет он окончил в 16 лет с отличием.

relax.wild-mistress.ru

признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка"

Выступление на заседании школьного методического объединения классных руководителей

по теме:

«Виды детской одаренности»

Учитель МОАУ «СОШ № 15»

Зенгер Татьяна Анатольевна

Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам.

Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.

Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка. Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода «допуск» на недостаточное знание о его истинных возможностях, понимая при этом, что существуют дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

Признаки одаренности

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками: Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления: быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.

Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности — новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности.

Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Например, для него весьма типичен — наряду со способностью практически мгновенно схватывать существенную деталь или очень быстро находить путь решения задачи — рефлексивный способ переработки информации (склонность тщательно анализировать проблему до принятия какого-либо решения, ориентация на обоснование собственных действий).

Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). Это обеспечивает удивительную легкость перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации.

Кроме того, знания одаренного ребенка (как, впрочем, и одаренного взрослого) отличаются повышенной «клейкостью» (ребенок сразу схватывает и усваивает соответствующую его интеллектуальной направленности информацию), высоким удельным весом процедурных знаний (знаний о способах действия и условиях их использования), большим объемом метакогнитивных (управляющих, организующих) знаний, особой ролью метафор как способа обработки информации и т. д.

Следует учитывать, что знания могут иметь разное строение в зависимости от того, испытывает ли человек интерес к соответствующей предметной области. Следовательно, особые характеристики знаний одаренного ребенка могут обнаружить себя в большей степени в сфере его доминирующих интересов.

Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

  • Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т. д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т. д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

  • Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбив. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов. 

  • Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как факторы, ее порождающие. Блестящая память, феноменальная наблюдательность, способность к мгновенным вычислениям и т. п. сами по себе далеко не всегда свидетельствуют о наличии одаренности. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.

Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности (инструментальные и особенно мотивационные) вариативны и часто противоречивы в своих проявлениях, поскольку во многом зависимы от предметного содержания деятельности и социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и ориентировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.

Виды одаренности

Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты.

Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности.

Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:

  • Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.

  • Степень сформированности.

  • Форма проявлений.

  • Широта проявлений в различных видах деятельности.

  • Особенности возрастного развития.

По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках основных видов деятельности с учетом разных психических сфер и соответственно степени участия определенных уровней психической организации (принимая во внимание качественное своеобразие каждого из них).

К основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, предпочтительнее говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. В рамках каждой сферы могут быть выделены следующие уровни психической организации. Так, в рамках интеллектуальной сферы различают сенсомоторный, пространственно-визуальный и понятийно-логический уровни. В рамках эмоциональной сферы — уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания. В рамках мотивационно-волевой сферы — уровни побуждения, постановки целей и смыслопорождения.

Соответственно могут быть выделены следующие виды одаренности:

  • В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.

  • В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

  • В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

  • В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.

  • И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Деятельность всегда осуществляется личностью, цели, и мотивы которой оказывают влияние на уровень ее выполнения. Если цели личности лежат вне самой деятельности, т. е. ученик готовит уроки только для того, «чтобы не ругали за плохие отметки или чтобы не потерять престиж отличника, то деятельность выполняется в лучшем случае добросовестно и ее результат даже при блестящем исполнении не превышает нормативно требуемый продукт. Отмечая способности такого ребенка, не следует говорить о его одаренности, поскольку последняя предполагает увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью. В этом случае деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель. То, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. В результате новый продукт его деятельности значительно превышает первоначальный замысел. В этом случае можно говорить о том, что имело место «развитие деятельности». Развитие деятельности по инициативе самого ребенка и есть творчество.

При таком понимании понятия «одаренность» и «творческая одаренность» выступают как синонимы. Таким образом, «творческая одаренность» не рассматривается как особый, самостоятельный вид одаренности, характеризуя любой вид труда. Условно говоря, «творческая одаренность» —  это характеристика не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, но ее преобразования и развития.

Такой теоретический подход имеет важное практическое следствие: говоря о развитии одаренности, нельзя ограничивать свою работу лишь составлением программ обучения (ускорения, усложнения и т. д.). Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности. История науки и особенно искусства дает массу примеров того, что отсутствие или потеря духовности оборачивались потерей таланта.

По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:

Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутьтми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности. Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Считается, что талантливый ребенок — это ребенок, достижения которого отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Потенциальная одаренность —  это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т. д.). Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.

Психологи считают, что одаренным детям требуется более высокий уровень сложности и интенсивности учения, большая глубина изучения материала, движение от фактов к принципам, теориям и обобщениям, поиск нового, альтернативного, отличающегося от общеизвестного. У одаренных детей и подростков отмечается целый ряд проблем — трудности общения со сверстниками и взрослыми — учителями и родителями, недостаточная саморегуляция (неумение управлять собой в трудных ситуациях, преодолевать неудачи, работать в условиях монотонной и скучной деятельности), трудности развития креативности и трудности профессиональной профориентации из-за излишней широты интересов.

Одаренный человек —  это, прежде всего, одаренная личность. Для развития способности одаренного ребенка реализовать свой дар, ему необходимо создать особые условия, позволяющие ему учиться и развиваться. Здесь речь должна уже идти не только о построении обучении на основе личностно-ориентированного подхода, но о создании условий для индивидуального, дифференцированного обучения, которое должно осуществляться подготовленным педагогом, хорошо разбирающемся в специфике обучения одаренных детей.

infourok.ru

Как формируется поведение одаренной личности? Часть 1: Внутренние факторы

Вопросы гениальности и психологии творческого процесса неизменно интересуют и привлекают к себе внимание. Но сколько бы мыслители, люди искусства, творчески одаренные личности ни размышляли о механизмах творчества, все равно остается некая тайна, недосказанность, творческий акт все так же воспринимается как «чудо вдохновения», и никаким волевым усилием невозможно его «удержать».

Суммируя обобщенный опыт размышлений, попробуем выявить, каковы закономерности поведения творческих людей, что именно их объединяет – в разные эпохи, на разных континентах, во всевозможных способах самовыражения. Несмотря на проявление ярких индивидуальностей, в поведении творческих людей всегда проявляется нечто общее, универсальное. Об этом же свидетельствуют многочисленные дневники и мемуары ученых, поэтов и писателей в разные эпохи: при всей разности мировоззрений и творческой манеры в них действительно есть «общие места». Это вдохновение, страстное погружение в тему вплоть до физического изнеможения, равнодушие к бытовой стороне существования, аскетизм в какие-то моменты жизни и прочее. Эти закономерности могут быть обусловлены индивидуальными особенностями психики, а могут быть подчинены более общим тенденциям, зависеть от внешних обстоятельств и окружения. В первой части нашей статьи рассмотрим внутренние механизмы, предопределяющие поведение одаренных людей.

Законченность в процессе самовыражения, стремление к завершенности. Это очень важная черта одаренного человека (в любой области: в науке, искусствах). Она отличает, например, графоманов от подлинных поэтов и писателей, отвлеченных мечтателей-ученых от скрупулезных экспериментаторов. Как писал в своем дневнике Делакруа, «они [бездарности. – прим. авт.] подчеркивают своё презрение к полному совершенству, которое является естественным завершённом всякого искусства» [1, С. 235]. Бездарностям важнее, скорее, некая поза, маска, собственная принадлежность к миру «богемы», но не суть творческого процесса.

«Закон регрессии к среднему» Ф. Гальтона, согласно которому каждое последующее поколение в состоянии взрослости объективно проявляет меньшее свойство расти и интеллектуально развиваться по сравнению с родителями [2, С. 213]. Это заявление выглядит довольно спорным и неожиданным – так как несколько противоречит идее прогресса человеческой цивилизации. С одной стороны, наша цивилизация за последние 50-70 лет достигла небывалых вершин развития науки и техники, в области инновационных технологий, медицины. Но с другой – в психологическом смысле взросления не только не происходит, но, наоборот, смещаются границы «юношества» и «взрослости», растет число инфантильных молодых людей, отрицается ценность старости и зрелости.

«Еретичество». Эта черта присуща всем гениальным людям – ибо гений не может идти проторенной тропой – он создает новое, причем это новое всегда объективно значимо для целого поколения, а то и нескольких поколений людей. Как считал Э. Дюркгейм, «Сократ был преступником, и осуждение было вполне справедливым. Между тем его преступление – именно самостоятельность его мысли – было полезно не только для человечества, но и для его родины» [3, С. 78].

Погруженность в тему. Вы, конечно, помните историю про Т. Эдисона – о том, как он предпринял тысячу попыток изобрести лампу, и на тысяча первый раз ему это удалось. Или как Д. Менделеев настолько «прожил» свою периодическую систему, что она в завершенном виде предстала ему во сне. Как вспоминает В. Кандинский, «Г. Сенкевич в одном из своих романов сравнивает духовную жизнь с плаванием: кто не работает неустанно и не борется всё время с погружением, неизбежно погибает. Тут дарование человека, его «талант» (в евангельском значении слова) может стать проклятием не только для художника – носителя этого таланта, но и для всех, кто вкушает этот ядовитый хлеб» [4, С. 17-18]. А М. Цветаева в статьях об искусстве рассуждала о той мощной силе, которая толкает авторов на создание художественных произведений: не всегда эта сила – светлая, иногда она подобна дьявольскому искусу. От некоторых полотен Ван Гога веет этим ужасом смерти и одиночества, одна из самых популярных картин в истории человечества – «Крик» Э. Мунка, тоже вызывает мощную волну эмоций, которые, имея некоторый терапевтический эффект, всегда свидетельствуют о состоянии автора, их создавшего, и это состояние далеко от гармоничного. Есть множество авторов, которые не могли творить без своеобразного эмоционального, физиологического, психологического «допинга». Иногда тяга к искусству приобретала черты маниакальные. Особенно ярок в этом отношении русский Серебряный век – достаточно вспомнить обстоятельства биографии М. Цветаевой, В. Брюсова, А. Белого, В. Маяковского, А. Блока и многих других.

Половая принадлежность. Это звучит несколько вызывающе, однако давайте проанализируем, сколько женщин-творцов вошли в историю мировой культуры, и сколько мужчин. Именно мужчины составляют абсолютное большинство в мире науки и искусства, и ученые, философы и социологи посвятили свои размышления этому вопросу. Так, В. А. Геодакян считает, что дело – в разнице подходов к реальным задачам мужчин и женщин. Мужчины, согласно эволюционной теории пола, легче и успешнее справляются с новыми вызовами, которые не требуют высшего проявления мастерства, но подразумевают проявление креативности, спонтанности, поиска новых путей. Женщины же «настроены» на то, чтобы филигранно совершенствовать уже имеющийся материал, доводить его до состояния шедевра (см.: [5, С. 475-476]).

Многоуровневость мозговой активности в процессе творчества. Процессы, проходящие в человеческой физиологии в моменты творческого состояния, исследовал Г. С. Альтшуллер. Ученый был убежден, что изучение этого аспекта позволит разработать методику обучения творчеству. Низшие уровни мозговой деятельности обеспечивают поиск приблизительного разрешения несложных вопросов. Это простейший уровень, который осваивает большинство. На высших уровнях требуется медленное и поэтапное разрешение сложных задач, чего в эволюционном процессе выработано не было. Именно поэтому гении – это одиночки, заметные каждый в свою эпоху, и поэтому мы говорим о «вдохновении» – особом состоянии ума и воли, когда, практически независимо от самого человека, приходит решение, создается художественный образ, возникает идея эксперимента и т. д. «Драма изобретательства состоит в том, что на высших уровнях приходится работать методами, соответствующим низшим уровням… Эвристические механизмы высших порядков не могут быть о т к р ы т ы – их нет. Но они могут и должны быть созданы» [6, С. 46]. Каким образом созданию этих механизмов можно способствовать? По мысли Г. Альтшуллера, нужно «уметь быстро сужать поисковое поле, превращая «трудную» задачу в «лёгкую» [7, С. 19].

Возрастной критерий. А. Пушкину, В. Маяковскому, В. Хлебникову в момент ухода не было и сорока. И сколько еще мы знаем о гибели людей искусства в юном или молодом возрасте? Существует даже миф о том, что истинный гений «сгорает» быстрее (хотя этому есть очевидные контраргументы в лице долгожителей, например, Леонардо да Винчи, прожившего 67 лет). Если до сорока лет творческая личность может оставаться «подающей надежды», то к моменту кризиса среднего возраста немногие справляются с тем, как много мечталось и как мало оказалось сделано. Кто-то только начинает творить после 30. Например, первый сборник И. Анненского вышел, когда автору было далеко за сорок, или первые картины Гогена, которые только появились после достижения автором тридцатилетнего возраста. Однако есть статистика, свидетельствующая в пользу того, что возраст между 35 и 39 годами для художников, актеров, поэтов и писателей является критическим – множество смертей фиксируется именно в этот период. Чем это объясняется? «Обычный человек» более адаптивен с этой точки зрения: он может успокоиться тем, что имеет, может сформировать следующие цели, обрести смысл в служении близким и родным. Это дает новую почву под ногами, позволяет сместить фокус восприятия с себя на других, заменив эгоцентрическую позицию альтруистической. С творческими людьми, более эгоцентричными в силу своего дара, этот механизм зачастую просто не срабатывает: как только они начинают ощущать спад творческой активности, наступает экзистенциальная тревога, связанная с потерей смыслов, которые находились всегда именно в творческом процессе и его результатах.

Темпы развития исполнительских и творческих способностей индивида. Исполнительские способности – это, по сути, то, чему быстро от взрослых учится малыш, потом школьник. Это вначале простейшие навыки, потом чуть более сложные, но они отличаются тем, что их можно довести до уровня автоматизма (это же касается и мыслительных простых операций), и развиваются они довольно стремительно. Развитие творческих способностей проходит в замедленном темпе, основной импульс для этого – активный личный интерес, увлеченность, и развитие этого потенциала фактически безгранично при наличии благоприятных условий. Последнее является особенно важным. Если на точке высшего пика развития творческие способности оказываются невостребованными, то они исчезают, не реализовавшись в достаточных навыках, и скорость их исчезновения прямо пропорциональна степени применения. Если они применяются редко, то и исчезают быстрее. Поэтому дело не столько в генетической обусловленности гениальности (эта гипотеза никак не подтверждается) – гениальных рождается намного больше, чем принято думать, в силу особенностей нервной системы человека - но в том, каковы условия, стимулы, обстоятельства развития творческих способностей.

«Логика или метод проб и ошибок». Согласно теории гениальности Н. Б. Новикова, именно эти два пути предопределяют научный прогресс. Однако логика, применяемая в науке, характеризовалась им как имеющая «вероятностный характер. В структуре этой логики конечный вывод не вытекает однозначно из исходной информации, связь между заключением и теми посылками, на которых оно базируется, является неопределённой, нечёткой, расплывчатой» [8, С. 169]. Всякое интуитивное озарение или то, что необъяснимо с точки зрения психологии, отрицается ученым как несостоятельный и ненаучный подход. Если не срабатывают законы логического мышления, то ученые просто перебирают из возможных вариантов, находя тот, который и становится подлинным открытием. А логическое мышление или просто перебор вариативных возможностей – то, что доступно любому человеку, и это с легкостью применяется даже в повседневной жизни. Однако есть серьезное противоречие между быстротой обработки информации и проявлением творческого мышления (этот вопрос касается и дискуссий о создании искусственного интеллекта). Здесь одно исключает другое, так как подразумеваются прямо противоположные процессы – автоматизированная переработка уже имеющегося и создание качественно нового. И скорость процессов, и их специфика принципиально отличны.

Умение «жить в потоке». Этот тезис, высказанный современным психологом и мыслителем М. Чиксентмихайи, основан на убеждении, что творческие люди применяют свои способности, в том числе, и для создания своих жизней – ни с чем не сравнимых биографий. Способности творить оказываются настолько яркими, сильными, что не позволяют одаренному человеку «плыть по течению». Поэтому автор этой теории считает, что «творческие люди …обычно бывают вынуждены изобретать работу, которой они хотели бы заниматься всю жизнь. До Фрейда не было психоаналитиков, до братьев Райт – инженеров-авиастроителей, до Гальвани, Вольта и Эдисона – специалистов по электричеству, до Рентгена – рентгенологов. ...Таким образом, у творческого человека карьера не складывается – он сам её создает» [9, С. 228-229].

Процессы мышления и синусоида творческой активности у одаренных и «обычных» людей имеют принципиальные различия. Приведем выводы исследований А. Бодалёва и Л. Рудкевича, которые посвятили свою работу изучению природы творчества и обстоятельств его проявления. 1. Самым важным аспектом полученных данных ученые считают то, что «длительность периода оптимальной продуктивности положительно коррелирует со значимостью творческого работника» [10, С. 264]. 2. «Более выдающиеся представители творческого труда, как правило, раньше начинают профессиональную деятельность» [10, С. 264]. И при этом, добавляют исследователи, они дольше «сохраняют форму», в сравнении с менее выдающимися представителями. При этом у более выдающихся фигур менее выражена фазовая активность, она проявлена у них стабильнее, причем время обучения длится на порядок дольше, а порой и не оканчивается до самой смерти. Менее выдающиеся творческие люди более подвержены синусоидальной активности: у них наблюдается время кульминации, а потом закономерного спада. 3. В области философии и биологии созревание творческой активности отсрочено, если сопоставлять с точными дисциплинами и искусством. 4. Завершение деятельности в сферах биологии, астрономии и геологии отсрочено, по сравнению с точными науками и экспериментаторством. Ослабление активности происходит чаще у представителей точных наук и экспериментаторов, чем у людей искусства. 5. Великие ученые, заявившие о себе после середины 19 века, начинают позже своих предшественников, а менее значимые в этот же период, наоборот, ранее проявляют активную и продуктивную творческую деятельность. 6. Ослабление творческой активности чаще наблюдается у тех, чье творчество совпало с расцветом развития либо концом соответствующей области, а также у тех, кто отличается консерватизмом. 7. У литераторов «средней руки» после сорока уменьшается число произведений, создаваемых за единый временной фрагмент. У писателей после сорока отмечается уменьшение числа произведений, создаваемых в единый промежуток времени. При этом число неудачных произведений меньше у великих. 8. Рано умершие (до 50-летнего возраста) начинали несколько раньше. 9. Повторная волна творчества наблюдается вовсе не у каждого. 10. «У представителей творческого труда редко наблюдается спад продуктивности в годы, предшествующие смерти. Напротив, у наиболее выдающихся деятелей науки и искусства в эти годы часто происходит подъем» [10, С. 266].

Чем обусловлено ослабление творческой деятельности? Авторы исследования считают, что переменами в образе жизни, изменениями личности и характера, старением, невозможностью перенаправления на другую проблему. Характерно, что административная нагрузка одаренного человека, по выводам авторов исследования, не понижает творческого потенциала, а наоборот, сохраняет его и в зрелости.

Набор «критической массы знаний». При погружении в определенную тему накапливается некая сумма знаний, которые способствуют переходу на новый виток понимания и раскрытия темы. Если этого не происходит, получается регресс и упадок в данном направлении. Очень часто именно об этом погружении вспоминают мемуаристы и биографы знаменитых людей: Как, например, И. Бунин писал повесть «Суходол», - много часов, забывая о еде и сне, как самозабвенно часами может работать художник у картины, или как ученому не дает покоя мысль о предполагаемом эксперименте, вычислении и т. п. Если есть жгучее желание продолжить, если тема волнует, то рано или поздно скопившаяся масса знаний ведет к неожиданному прозрению, хотя неожиданно ли оно, в строгом смысле слова? Ведь к нему вела серьезная и многочасовая подготовительная работа.

Наличие четырех необходимых условий для развития гениальности, которые обосновал в своих работах В. П. Эфроимсон. Каковы же они? «1. Становление в детско-подростково-юношеском периоде твердых ценностных установок. Это подкрепляется фактором «импринтинга»…, то есть яркого впечатления в особо чувствительном периоде человека, подсознательно действующего и направляющего в последующей жизни. 2. Выбор деятельности в соответствии с индивидуальными дарованиями. 3. Оптимальные условия для развития этих дарований, иногда активно созданные, даже вопреки социуму. 4. Наличие благоприятных социальных условий (социального заказа, «спроса») для самореализации. В зависимости от этих социальных причин, гениальных людей различают как «гениев потенциальных, развившихся и реализовавшихся» (цит. по: [11, С. 59- 61]). То есть, гениев родившихся гораздо больше, чем сполна реализовавших свой потенциал.

Особые физиологические процессы, выступающие в роли механизмов гениальности. К их числу относят нарушение гомеостаза из-за возрастания в крови уровня мочевой кислоты, активизацию выброса адреналина, возрастание уровня половых гормонов андрогенов, резко обозначенные циклы подъемов и спадов настроения, увеличение лобных областей мозга. Эти процессы отличают ученых и некоторых представителей искусства от среднестатистических людей.

Стремление максимально реализовать тягу к ощущению жизни. Этот тезис сформулирован на основе гипотезы М. Веллера о том, что человек представляет собой двухуровневую систему, функционирующую на основе ощущений и действий. Чтобы ощутить себя живым, важно ощущать: «Базовый инстинкт – инстинкт жизни (т. е. заряд самой энергии существования субъекта) – определяет ему жить в мощность его энергетического уровня, т.е. возбуждений и усилий центральной нервной системы, т. е. чувствовать максимум всего, на что он способен» [12, С. 365]. А тяга ощущать толкает человека на ряд поступков и опций, направленных на чувствование. Разум М. Веллер считает вторичным образованием, способствующим преобразованию ощущений в действия. При этом и первые, и вторые самоценны априори, вне зависимости от их модуса. И, следует дальше писатель за своей мыслью, «бедное и агрессивное варварское государство эффективнее – в том плане, что человек в нем больше напрягает свои чувства, оно даёт больше места подвигам и великим делам» [12, С. 98].

Способность волевым усилием направлять энергию на созидание. Существует миф о том, что поэты, писатели творят по наитию, а ученых, по примеру Архимеда, просто «осеняет». Как писал Пушкин, вторя этому расхожему мнению, «минута – и стихи свободно потекут…». Но достаточно прочесть черновики Пушкина, чтобы увидеть кропотливую работу над каждой строкой, моменты застоя и раздражения и моменты «свободного течения», когда просто нужно найти наиболее удачный вариант. Если полагаться только на вдохновение, то вряд ли может получиться достойный результат. Так создают только дилетанты, подлинные гении знают о кропотливой работе, бессоннице, раздражении и упадке сил.

Обреченность на одиночество. В этом признавались многие художники, писатели и поэты. «Свита» поклонников или толпа хулителей – это не одно и то же, что партнерское единомыслие и способность к диалогу. Вспомним, какая сильная связь была у А. Блока и А. Белого, пока не произошел разрыв вследствие любовного треугольника, где оказалась замешана и Л. Д. Менделеева-Блок. Оба переживали эту драму как глубокое потрясение еще и потому, что утратили друг в друге собеседников, партнеров, равных по личностному масштабу. «Одиночки» неизменно противостоят здравомыслящему большинству.

Закон творческой волны, по Э. С. Ханку. Согласно этой гипотезе, в синусоиде творческой активности выделяют пять ключевых моментов: «точка отрыва, подъём, пик, спад и волновой след» [13, С. 201]. Длительность «творческой волны», как формулирует это композитор, «в шоу-бизнесе колеблется в пределах четырёх-семи лет» [13, С. 202]. И если говорить об этой сфере, Э. Ханок считает, что здесь большинство тех, у кого обычно наблюдается два творческих пика. Хотя применительно к шоу-бизнесу понятие «гениальности» использовать не совсем корректно. Но здесь ведь тоже речь о творческом процессе, а закономерности этого процесса порой никак не связаны с его результатом.

Автор статьи выражает благодарность И. Л. Викентьеву. Материал его сайта vikent.ru помог систематизировать и классифицировать аспекты рассматриваемой темы.

Литература:
  • 1. Дневник Делакруа в 2-х томах. Том 1. - М.: «Издательство Академии художеств СССР», 1961.
  • 2. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб: «Питер», 2006.
  • 3. Дюркгейм, Э. Метод социологии. Харьков-Киев, 1899.
  • 4. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М.: «Архимед», 1992.
  • 5. Кон И.С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006.
  • 6. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М.: «Московский рабочий», 1973.
  • 7. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: «Советское радио», 1979.
  • 8. Новиков Н.Б. Новая теория гениальности (исследование законов творческого мышления). М., 1996.
  • 9. Чиксентмихайи М. Креативность. Поток. Психология открытий и изобретений. М.: «Карьера Пресс», 2013.
  • 10. Бодалёв А.А. Рудкевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися? М.: «Издательство Института Психотерапии», 2003 .
  • 11. Пешкова В.Е. Феномен Гения. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006 г., с. 59-61.
  • 12. Веллер М.И. Кассандра, СПб: «Фолио», 2003.
  • 13. Ханок Э.С. Пу-га-чёв-щи-на… Десять лет спустя (Три «оттепели в жизни Примадонны). М.: «Грифон», 2008.
  • 14. Викентьев И. Л. Закономерности поведения творческих личностей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vikent.ru/enc-list/category/28

Автор: Павловская Гражина, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Короткая ссылка на статью: https://psychosearch.ru/genius

Продолжение статьи: Как формируется поведение одаренной личности? Часть 2: Внешние факторы

Смежная тема: Причины ослабления творческой активности Часть 1: Внешние факторы

Смежная тема: Причины ослабления творческой активности Часть 2: Внутренние факторы

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

psychosearch.ru

Самый одаренный человек в истории | Fresher

Уильям Джеймс Сидис родился 1 апреля 1898 года в Нью-Йорке. Он был сыном евреев-эмигрантов, выходцев с территории Украины. Его родители были выдающимися специалистами в своих областях: Борис Сидис преподавал психологию в Гарвардском Университете и был одним из самых значительных психиатров и психологов США своего времени; Сара окончила Университет Медицины Бостона в 1897 году, но бросила свою карьеру для воспитания Уильяма. Родители хотели сделать У. Дж. Сидиса гением, используя собственные методы образования, за которые их критиковали. В возрасте 18 месяцев он читал газету «Нью-Йорк Таймс». В 6 лет Уильям сознательно стал атеистом. До своего восьмилетия он написал четыре книги. Его IQ оценивался в районе от 250 до 300 (наивысший зафиксированный IQ в истории). В возрасте 11 лет У. Дж. Сидис поступил в Гарвард. Области знаний, по которым остались работы Сидиса, включают американскую историю, космологию и психологию. Сидис был собирателем железнодорожных билетов и был погружён в изучение транспортных систем. Под псевдонимом «Франк Фалупа» он написал трактат о железнодорожных билетах, в котором идентифицировал способы увеличения пропускной способности транспортной сети, которые только сейчас начинают находить признание. В 1930 году он получил патент на бессменный бесконечный календарь, который принимал во внимание високосные годы. Сидис знал около 40 языков (по другим данным — 200) и свободно переводил с одного на другой. Также Сидис создал искусственный язык, названый им Vendergood в своей второй книге, озаглавленной «Book of Vendergood», которую он написал в возрасте восьми лет. Язык в большей части основан на латинском и греческом, также он основывался на немецком, французском и других романских языках. Сидис был социально пассивен. В юном возрасте он решил отказаться от секса и посвятить жизнь интеллектуальному развитию. Его интересы проявлялись в довольно экзотических формах. Он написал исследование по альтернативной истории США. Взрослую жизнь он работал простым бухгалтером, носил традиционную сельскую одежду и увольнялся с работы, как только обнаруживалась его гениальность. Стремясь жить незаметно, он прятался от журналистов. Сидис умер от внутримозгового кровоизлияния в 1944 году, в возрасте 46 лет в Бостоне. У. Дж. Сидис оценивается некоторыми биографами как самый одарённый человек на Земле. Вот моменты биографии, породившие это мнение: - Уильям научился писать к концу первого года жизни. - На четвёртом году жизни он прочел Гомера в оригинале. - В шесть лет изучил аристотелевскую логику. - Между 4 и 8 годами написал 4 книги, включая одну монографию по анатомии. - В семь лет сдал экзамен Гарвардской медицинской школы по анатомии. - К 8 годам Уильям знал 8 языков — английский, латынь, греческий, русский, иврит, французский, немецкий и ещё один, который он изобрёл сам. - В зрелой жизни Уильям свободно владел 40 языками, а, по утверждениям некоторых авторов, это число достигало 200. - В 11 лет Сидис поступил в Гарвардский университет и вскоре уже читал лекции в математическом клубе Гарварда. - Он окончил Гарвард с отличием в 16 лет.

www.fresher.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *