Одаренность определение: Одаренность. Что такое «Одаренность»? Понятие и определение термина «Одаренность» – Глоссарий

Содержание

Понятие одаренности в педагогике

Понятие одаренности

Определение 1

Одаренность – это системное и развивающееся на протяжении всей жизни качество психики, определяющее возможности человека достигать высоких и незаурядных результатов по одному или одновременно нескольким видам деятельности (в сравнении с другими людьми).

Определение 2

Одаренный ребенок – это ребенок, который отличается от других детей неординарными, яркими и выдающимися достижениями в определенном виде деятельности.

В настоящее время учеными в области психологии и педагогики доказано, что одаренность является качественным своеобразием и результатом сложного взаимодействия социокультурной среды и наследственных качеств личности, опосредованных деятельностью ребенка. Необходимо также отметить, что для развития одаренности большое значение имеет собственная активность ребенка, психологические механизмы его саморазвития, которые заложены в основу формирования и последующей реализации индивидуальной одаренности.

Определение 3

Детский возраст – это возрастной период, во время которого осуществляется становление и развитие способностей и личностных качеств ребенка.

Детский возраст характеризуется глубокими интегративными процессами в психике ребенка.

Одним из самых актуальных и часто обсуждаемых вопросов в сфере одаренности, является вопрос, касающийся частоты проявления детской одаренности. Отвечая на данный вопрос, выдвигаются две точки зрения, которые по своей сути являются противоположными:

«Каждый ребенок является одаренным от рождения»

«Дети, действительно имеющие одаренности встречаются крайне редко»

Сторонники первой точки зрения считают, что любого ребенка, имеющего нормальное развитие, можно развить до уровня одаренности, при условии создания необходимых благоприятных условий воспитания и обучения.

Сторонники второй точки зрения, напротив, считают, что одаренность является уникальным явлениям.

Детей, имеющих одаренности необходимо искать, с целью их дальнейшего развития, осуществляемого в специально организованных условиях.

Признаки одаренности

Первые признаки одаренности проявляются у ребенка в период дошкольного детства. Их выявление осуществляется посредством наблюдения за характером деятельности ребенка. Основными аспектами ведущих признаков одаренного поведения являются мотивационный и инструментальный:

  • Инструментальный – определяет характер способов деятельности.
  • Мотивационный – определяет характер отношений ребенка к окружающей действительности и собственной деятельности.

Основные признаки инструментального аспекта поведения одаренного ребенка:

  1. Быстрое освоение способов и приемов выполнения того или иного вида деятельность, её успешное выполнение.
  2. Изобретение и применение новых более эффективных способов и приёмов деятельности, для разрешения необходимых жизненных ситуаций.
  3. Глубокое овладение предметов, на основании чего выдвижение новых целей деятельности, направленных на новое видение ситуации и ее последующее успешное разрешение.

Для ребенка, действительно имеющего одаренности, характерным является именно третий признак поведения.

Определение 4

Новаторство – это, своего рода, выход за рамки требований осуществляемой деятельности, позволяющий ребенку открывать новые закономерности и приемы.

Основные признаки мотивационного аспекта одаренного поведения:

  1. Высокая чувственная избирательность к некоторым сторонам предметной действительности (звуки, запахи, цвет, растения и т.д.), и некоторым формам своей деятельности (физическая, познавательная, художественная и т.д.).
  2. Высокие познавательные потребности, проявляющиеся в повышенной любознательность, а также стремлении выходить за рамки исходных требований учебно-познавательной деятельности.
  3. Высокий интерес к определенным видам или сферам деятельность, увлеченность конкретным предметом, погруженность в выполнение какого-либо дела. Данный интерес проявляется в усидчивости, упорстве, трудолюбии, предпочтении противоречивой, парадоксальной и нестандартной научной информации, непринятие и отвержение шаблонов и стандартов.
  4. Повышенная требовательность к результатам своего труда, стремление ставить сверхсложные цели и настойчивость в их достижение, склонность к самосовершенствованию, самообразованию и саморазвитию.

Виды одаренности

Педагог, в процессе своей профессиональной деятельности должен уметь распознавать одаренности. В педагогике принято выделять следующие виды одаренности.

Интеллектуальная одаренность – проявляется в том, что одаренные дети умеют точно и глубоко анализировать содержания обучения, стремятся осмыслить его философски. Также для них характерно наличие высокого уровня интеллекта, в связи с чем, они очень быстро и легко усваивают учебные предметы.

Академическая одаренность – данная одаренность проявляется в том, что дети обладают высоким интеллектом, но на первый план выходят отличительные способности к обучению. Подразделяется на два подвида: учащиеся, которые имеют широкие способности к обучению и учащиеся, которые имеют способности к обучению в определенной области или близких друг к другу областях.

Довольно часто педагогу сложно различить интеллектуальную и академическую одаренность. Это связано с тем, что учащиеся, имеющие определенный вид одаренности учатся в обоих случаях успешно, показывая блестящие результаты. Разница заключается в том, что дети с интеллектуальной одаренностью имеют повышенное критическое мышление, а также обладают способностью самостоятельно философски осмысливать сложные интеллектуальные проблемы. Учащиеся с академической одаренностью всегда успешны именно в обучении.

Творческая одаренность – характеризуется высоким творческим потенциалом. Особенность творчески одаренных детей заключается в том, что они имеют ярко выраженную познавательную потребность, которая является составляющей основой познавательной мотивации одаренного ребенка.

Одаренность: понятие, разновидности и признаки

Социальный статус человека, его положение в обществе, признание окружающих и благополучие во многом зависят от личностных качеств. Но при этом люди, стремящиеся к успеху, достаточно большое количество времени уделяют образованию. Для того чтобы достичь в жизни наилучшего результата, они готовы постоянно работать над собой. Другими словами, стремятся к саморазвитию. Это и позволят им дополнять и расширять собственные представления.

К теме личностного роста и саморазвития имеет непосредственное отношение понятие одаренности. Ведь люди, которые стремятся к самосовершенствованию, уделяют большое внимание своим талантам и изыскивают возможности их проявления.

Способности

Прежде чем рассмотреть понятия одаренности, таланта и гениальности, стоит ознакомиться с весьма сложным образованием, являющимся совокупностью самых различных качеств личности, предоставляющих ему возможность придти к успеху в определенной деятельности. Это и есть способности. Они для человека не являются ключом к успеху. Способности – это только потенциальная возможность. Реальность же будет зависеть от трудолюбия, целеустремленности и упорства человека.

Способности формируются и продолжают развиваться на протяжении всей нашей жизни. Подтверждением тому могут служить примеры людей, которые, будучи в зрелом или даже в преклонном возрасте, добивались успехов в изобретательстве, литературе, живописи и т.д.

В основе способностей лежат природные задатки, являющиеся врожденными качествами человека, но не обязательно наследственными. Среди них:

  • музыкальный слух;
  • внушительный объем легких;
  • высокая чувствительность к различению цветов;
  • повышенная активность левого или правового полушария головного мозга и проч.

Понятия «задатки», «способности», «одаренность», «талант» и «гениальность» тесно связаны между собой. Без наличия тех или иных природных качеств добиться успеха человеку довольно сложно. Но и при имеющихся задатках гарантировать его нельзя. Ведь развиваться в способности они могут только в том случае, если человек будет систематически учиться и упорно трудиться. То есть в процессе получения навыков определенной деятельности.

Связанные с понятием одаренности задатки и способности имеют две разновидности. Так, они могут быть специальными. Такие способности связаны с конкретной деятельностью и проявляются в ней. Бывают они и общими. К таким способностям относят прежде всего познавательные. Необходимы они в любой деятельности. Человеку, который имеет плохую память или обладает невысоким уровнем интеллекта, не удастся стать, например, композитором, даже при имеющемся феноменальном музыкальном слухе. Именно общие способности определяют уровень эффективности и скорости получения, обработки и хранения информации. Непосредственное влияние оказывают они и на результативность взаимодействия индивида с окружающей средой и с социумом.

Вся совокупность задатков человека, предполагающая наличие у него высокого уровня общих способностей, как правило, и считается одаренностью. Что же это такое?

Определение понятия

На сегодняшний день в психологии единого мнения о том, что же является одаренностью, нет. Данный термин более всего употребляют в педагогике. Понятие одаренности здесь выступает как комплекс тех качеств, которыми обладает личность. При этом их совокупность позволяет человеку успешно овладевать знаниями и осваивать навыки учебной деятельности.

В психологии по поводу сути понятия одаренности имеется множество точек зрения. Однако наиболее часто подобное качество связывают со вниманием человека, его познавательными способностями, мышлением, памятью, творчеством и воображением.

Именно поэтому в понятие одаренности включены такие индивидуальные способности:

  • Наблюдательность.
  • Высокая степень концентрации внимания.
  • Быстрое и нередко спонтанное запоминание разнородной информации.
  • Ассоциативное мышление, позволяющее осуществить быстрый доступ к тем данным, которые хранятся в памяти человека.
  • Оригинальное мышление, позволяющее находить нестандартные варианты решений самых разнообразных задач.
  • Развитое воображение.
  • Гибкость мышления, позволяющая оперировать категориями и понятиями из различных областей знаний.
  • Высокая степень логического мышления.

Таким образом, вытекающее из задатков и способностей понятие одаренности предоставляет человеку возможность овладения различными видами деятельности. Но, как это было указано ранее, она является лишь потенциальным ресурсом. Для достижения успеха человеку необходимо обладать и способностями, которые относятся к специальным.

В психологии понятие одаренности рассматривается как склонность человека к творчеству, а также его высокая общая активность. Именно поэтому люди, обладающие высоким уровнем подобной характеристики, в любых ситуациях способны найти для себя сферу самореализации, а также конкретную область, в которой они непременно добьются успеха. К тому же некоторые психологи выделяют и такое понятие, как «специальная одаренность». Это качество имеет непосредственную связь со специальными способностями.

Что понимают под понятием одаренности? Способности человека в спорте, науке, искусстве или другой области. Они могут быть и художественными. Для достижения успеха важно то, как сам человек относится к своим способностям, считает ли он, что эти качества следует развивать. Нередко люди не верят в себя и в свои возможности достижения больших высот, отказываются от тех перспектив, которые они вполне успешно могли бы превратить в реальность.

Необходимо понимать, что началом любых достижений служит момент принятия индивидом своей сущности. Одаренность является не только великим благом. Это еще и большая ответственность.

Что входит в определение понятий одаренности? Рассмотрим составляющие и характерные черты этого качества.

Нешаблонное мышление

Известно, что большинство людей стремятся быть как все. Они боятся показаться окружающим ненормальными и странными. Именно поэтому люди, как правило, отказываются иметь собственное мнение и подчиняются стадному чувству. Все это буквально на корню губит замечательные карьеры, не дает развиться талантам, принижает имеющиеся достижения и амбиции. Люди не стремятся обращаться к своему «Я». Они жалеют времени на чтение познавательных книг и предпочитают в свое свободное время праздные занятия. Но если у человека имеется способность к нешаблонному мышлению, то это существенно меняет его восприятие окружающего мира. Она позволяет расти и развиваться индивидуальности. Человек получает возможность приблизиться к себе и осознать собственную ценность.

Желание познавать

Не важно, на какую область человек обратит свое внимание — на музыку, танцы или чтение. Главным при этом является стремление сделать что-либо

Причем обязательно посвящать своему занятию большую часть времени. Желание познавать становится источником смелости и энтузиазма, стремления идти на риск и осуществлять самые, на первый взгляд, невероятные идеи. Все это наполняет индивида новой энергией и приносит ему счастье.

Активная жизненная позиция

Может ли скучать человек, занимающийся своим делом? Вряд ли. В этом случае он переполнен вдохновением и желанием достигать небывалых высот. Такой человек будет непременно смотреть на мир позитивно и мечтать о дальнейшей самореализации, которая позволит преодолевать возникающие на пути препятствия и становиться победителем.

Склонность к уединению

Известно, что одаренные люди, например художники и писатели, целиком погружаются в себя. Происходит это потому, что творческому человеку необходимо обладать определенным личным пространством.

Оно позволяет неторопливо обдумывать свои планы и анализировать происходящее. Человек, лишенный такой перспективы, перестает чувствовать себя в безопасности. Он вновь приобретает чувство комфорта, только получив тишину и покой, что позволяет появляться на свет великим шедеврам.

Признаки одаренности

Более всего подобное качество применимо к детям. Ведь у взрослых имеющаяся одаренность уже должна перерасти в талант. Ребенок, отличающийся от сверстников высоким уровнем способностей, непременно является поводом для гордости родителей. Он развивается быстрее и во многом опережает других детей. И если родители обладают знаниями о том, каковы признаки одаренности ребенка, то они смогут первыми увидеть зарождение в их чаде индивидуальности и дать возможность ее развитию. В чем же выражаются потенциальные возможности, которыми обладает человек?

Быстрое развитие

Что включает в себя в раннем возрасте понятие одаренности? Одаренный ребенок проявляется впервые в период от трех до пяти лет. Это время, когда происходит формирование его личности. Малыш начинает осознавать свои способности и таланты, понимая, что что-то у него получается очень хорошо. Ребенок, сравнивая себя со своими сверстниками, начинает осознавать, что он отличается от них.

Явным признаком одаренности является прогрессирующее развитие. Если малыш в свои 3-4 года уже может читать по слогам, то на него стоит обратить особое внимание. Ведь этот ребенок имеет собственный ритм жизни, и в скором времени ему уже будет не интересно общаться со сверстниками. Он потянется к старшим детям или к взрослым. При постоянно возрастающем темпе прогрессирования развития можно говорить о гениальности.

Любовь к чтению

На сегодняшний день найдется немного детей, которые с удовольствием читают художественную литературу. Книги у них остаются невостребованными. А вот понятие одаренности детей любовь к чтению подразумевает в обязательном порядке.

Книга для такого ребенка является возможностью участия в захватывающем приключении, полном удивительных открытий и загадочных тайн. При наличии такого признака одаренности родителям необходимо всячески поддерживать его у своего чада.

Стремление к самовыражению

Одаренные дети всячески желают продемонстрировать собственную позицию. Уже с малых лет они отстаивают принадлежащую им точку зрения и хотят, чтобы к их мнению прислушивались. Также для них важно быть узнаваемыми, так как одаренность непременно стремится к самовыражению. Такие дети никогда не станут скрывать от людей, что они думают на самом деле, если даже останутся непонятыми окружающими. Уже к 3-5 годам такой ребенок является яркой индивидуальностью. И навязать свое мнение или заставить его сделать что-либо взрослые не могут. Все это говорит о самодостаточности маленького человека, которая находит свое выражение в упрямстве.

Способность долго заниматься

Понятие одаренности и таланта включает в себя усидчивость. Взрослым порой становится удивительно, как маленький ребенок часами сидит на одном месте и занимается любимым делом. Таких детей специально организовывать не нужно. Они сами проявляют увлеченность процессом.

Любимое дело

Очень редко дети, даже будучи в подростковом возрасте, думают о том, чем они хотят заниматься в жизни. Но это вовсе не относится к тому, кто обладает одаренностью. Такие дети уже в младших классах школы имеют планы на будущее. Им не нужен совет взрослых, ведь он только собьет их с намеченного пути.

Наличие у ребенка собственного дела – верный признак его одаренности. Взрослым важно обратить на это внимание и начать развивать ту деятельность маленького человека, которая ему по душе.

Виды одаренности

Потенциальные возможности могут быть сгруппированы по различным признакам. Их классификация производится по интенсивности, куда входит выраженная и невыраженная одаренность, по времени возникновения (ранняя и поздняя) и т.д. Однако когда рассматривают понятие и виды одаренности, самая популярная группировка таких способностей основывается на области их проявления. Согласно этому они бывают:

  1. В практической деятельности. К этой категории относится природная одаренность к ремеслам, к спорту или организаторские способности.
  2. В интеллектуальных и теоретических занятиях (сфера науки).
  3. В художественно-эстетическом направлении. Здесь рассматриваются способности к рисованию, музыке и скульптуре.
  4. В коммуникационной области. Примером тому может служить ораторское искусство.
  5. В духовно-ценностном направлении. В эту группу входит деятельность, касающаяся служения обществу и создания новых ценностей.

Стоит иметь в виду, что одаренность проявляется не только в раннем возрасте. Именно поэтому взрослым людям не стоит отказываться от тех спортивных, духовных, интеллектуальных и творческих занятий, к которым они стремятся для овладения соответствующими навыками. Другими словами, понятия задатка, одаренности и таланта не чужды и им. Вполне возможно, что, занимаясь любимым делом, взрослые люди смогут найти в себе новые способности и развить их.

Классифицировать одаренность можно и по степени ее выраженности. Для этого необходимо мысленно представить себе некую шкалу, вдоль которой и будут находиться человеческие способности.

И здесь понятие и виды одаренности можно распределить соответствующим образом, начиная с нуля (при отсутствии потенциальных возможностей) до самых высоких ее значений, что соответствует гениальности.

Существует также классификация по форме. В этом случае выделяют одаренность явную, которая заметна всем, а также скрытую, пока еще не проявившуюся. В последнем случае нередко делается ошибочное умозаключение об отсутствии у человека потенциальных возможностей. Однако они всегда могут проявиться весьма неожиданно. Случается это при изменении внешних условий или из-за каких-либо событий, касающихся внутреннего психологического мира.

По широте своего проявления одаренность бывает общей и специальной. Первый из этих двух видов находит свое проявление в большинстве направлений деятельности человека. Специальная одаренность касается лишь конкретных сфер.

Талант

Что обозначает это понятие? Если рассматривать понятие задатка, одаренности и таланта, то под последним из них имеют в виду специальные способности, находящиеся на очень высоком уровне. Считается, что это дар, который человек получает от Бога. Задатки же составляют основу таланта и создают условия для достижения успеха в определенной сфере деятельности и развитию одаренности. Однако когда будет иметь место талант? Понятия способности и одаренность будут непременно предшествовать получению этого высшего уровня мастерства. Человеку придется, несмотря на имеющиеся у него природные данные, хорошенько потрудиться, упорно овладевая методами и приемами определенной деятельности. То есть пройти путь развития и дальнейшего совершенствования способностей. Только это и позволит стать мастером своего дела, а не просто ремесленником. В противном случае он, как говорят в народе, зароет свой талант в землю.

Специалисты отмечают, что практически всех детей уже при рождении можно назвать потенциально одаренными. И лишь от процесса воспитания и собственного упорства ребенка будет зависеть в дальнейшем, превратится ли его талант из потенциального в реальный.

Гениальность

Подобное явление также связано с уровнем способностей человека. Тем не менее встречается оно в жизни довольно редко. С одной стороны, одаренность и гениальность – понятия, тесно связанные друг с другом. С другой – последнее из них представляет собой явление, выходящее за пределы верхних значений психической нормы. Именно поэтому люди с такими способностями встречаются в жизни очень редко.

Гениальность, несмотря на то что находится вне пределов нормы, вовсе не является болезнью или патологией. Просто способности человека в этом случае значительно превышают ту стандартную норму, которая принята в обществе. Они позволяют гениям добиваться успеха сразу в нескольких сферах деятельности. Кроме этого, такие люди, как правило, оказывают влияние на процесс развития человеческого общества. И если талантливый человек от способного отличается уровнем своих возможностей в количественном выражении, то гениальный обладает уже качественными различиями. Ведь он имеет высший уровень возможностей человека.

Гением можно назвать того, кто:

  • обладает необычным восприятием окружающего;
  • нестандартно мыслит;
  • имеет высочайшую степень креативности, которая проявляется спонтанно, что позволяет новым оригинальным идеям рождаться естественно и просто;
  • обладает интуитивным мышлением, опережающим рациональное.

Для гениальных людей характерны такие черты, как увлеченность и заинтересованность, что нередко переходит в одержимость. Они могут добиться успеха на любом поприще, причем благодаря не только одаренности и таланту, но и целеустремленности, упорству и трудолюбию.

понятие, признаки, виды, развитие одаренности

Одаренность – это в психологии особенный уровень развития личных способностей. Сегодня к вопросу одаренности существует постоянный интерес, как в области науки, так и в обществе. И не всегда известные люди, которых считают гениями, действительно гениальны с точки зрения науки. Даже Александр Македонский, которого обыватель наверняка посчитает гением – таковым вряд ли являлся, он был всего лишь успешным учеником истинного гения Аристотеля. И сегодня часто это результат не личных способностей, а помощи закулисных сил – коучей, тренеров, пиарщиков, целой команды профессионалов. Без нее человек не сможет быть так исключительно успешен в своем деле.

Одаренность — это явление, известное даже детям. У них спросили, что они знают об одаренности, и вот что они ответили: «Одаренность – это талант, когда у тебя что-то очень хорошо получается». «Одаренность – это когда у человека особый дар, например, пения». Это понимание соответствует житейскому понятию одаренности у взрослых. Однако, как раскрывает наука понятие одаренность?

Одаренность в психологии – это, то свойство, которое позволяет своему обладателю достигать незаурядных результатов в деятельности. Это может касаться как одной, так и нескольких сфер жизни, в которых одновременно может быть одарен человек. Яркую, редчайшую по своей выраженности одаренность, когда человек настолько значительно отличается от остальных в своих результатах деятельности, что совершает прорыв в интересующей его области или даже в нескольких – называют гениальностью.

Что такое одаренность

Мы часто задаемся вопросом, отчего считается, что один человек одарен или даже гениален, а другой нет? Гением нужно стать или им можно родиться? Как на гениальность влияют заболевания, и действительно ли на детях гениев отдыхает природа?

Насколько одаренность зависит от генов или от среды? Согласно изучению психогенетиков на примере анализа развития способностей монозиготных близнецов, одаренность примерно вполовину зависит от генетики и вполовину от среды. И в той части, что приходится на условия внешней среды, примерно половину дают первые два года жизни, а из оставшейся половины в равных частях семейная среда и общество. Сейчас все большее внимание обращают на внутриутробное развитие. Когда эмбрион растет – влияют уже не столько гены в чистом виде, сколько взаимодействие эмбрион-среда, всяческие стрессы и заболевания могут очень мощно повлиять на способности ребенка.

Существует мнение, что «на детях гениев природа отдыхает», что они гораздо менее или вовсе не талантливы по сравнению с родителями. Если иметь дело с подлинной гениальностью – это наверняка означает, что соответствующие 200-300 генов собрались в очень удачную комбинацию. Если у такого человека рождается ребенок, то его гены наполовину смешиваются с генами супруга, и такой удачной комбинации уже, скорее всего не будет, однако часть генов сохранится, поэтому ребенок гения, скорее всего, будет одаренным. А вот если говорить о ребенке просто одаренного человека – то шанс, что у его ребенка одаренность будет унаследована, довольно велик.

Встречаются случаи, что люди с психическими заболеваниями могут быть одарены в отдельной сфере. Этот оптимистичный взгляд значительно подкрепляется сейчас СМИ. К сожалению, по статистике мы можем говорить об обратном – аутизм, шизофрения и эпилепсия зачастую сопровождаются пониженным IQ и не способствуют одаренности. Однако случаются яркие исключения, когда заболевание так трансформирует мозг, что эта трансформация идет на пользу одаренности. Например, при эпилепсии в мозге существует очаг повышенного возбуждения, который в тяжелом случае ведет к припадкам. И если этот очаг вбрасывает свою активацию в часть мозга, что отвечает за определенную способность, то может случиться, что патология будет работать как лишний источник энергии для, например, художественных или математических способностей. Однако сложность здесь та, что эпилептический припадок сродни перезагрузке компьютера, и после нее процесс прерывается, что в большей мере способствует все-таки не математическим, а художественным способностям.

Также одаренность в случае заболевания, конечно же, сопровождается удачными средовыми воздействиями – большие усилия прикладывают к воспитанию и созданию должных условий для особенного ребенка родители.

Признаки одаренности

Детская одаренность – как ее выявить? Мы уже рассмотрели генетические предпосылки для ее формирования и говорили, что часто одаренность соседствует с высоким IQ, что утверждает о причинно-следственной последовательности между ними. Методики измерения IQ выявляют общий усредненный показатель развития различных способностей и скорее измеряют адаптивность, умение быстро ориентироваться в новой информации. Существует шутка, что тесты IQ измеряют способность проходить тесты IQ, и здесь есть доля правды.

Для выявления одаренности ребенка психологи концентрируют внимание на параметрах «хочу» и «могу», то есть наличии мотивации к определенной деятельности, интересу и удовольствию от нее, проявлении этой мотивации в деятельности, что является уже видимыми результатами способностей. Рассмотрим подробнее.

Мотивационная сторона одаренности как «хочу» определяется в том, что ребенок избирательно с большим вниманием реагирует на отдельные стимулы. Например, при звуках музыки прислушивается, замирает и способен долго слушать звуки музыки вместо игр. Либо подолгу и различными способами рисует и получает удовольствие именно от процесса, а не от похвалы взрослых за красивый рисунок. Сюда относятся и вдохновение к собиранию конструктора и необычные творческие решения в игрушечном строительстве; детская увлеченность танцами и спонтанное проявление себя в движении; интерес к природе, желание подольше понаблюдать за животными или растениями, ухаживать и изучать их. Ребенок готов не только интересоваться, но и хочет, стремиться довести свое увлечение до высшего результата, пика совершенства, получает от этого личное удовлетворение. Все эти стремления являются вложениями энергетических ресурсов в выбранную сферу и обязательно имеют свои результаты, связанные уже со следующим признаком одаренности – аспектом деятельности.

Деятельностная сторона одаренности как «могу» помимо того, что является продолжением желания заниматься определенной деятельностью и вследствие этой мотивации логично приводит к высоким результатам, также еще связана и со способностями быстро и успешно усваивать информацию, находить новые нестандартные решения, углубляясь в деятельности и поставив перед собой целей более сложные.

Одаренность в определенной сфере проявляется в собственном стиле действий, личном почерке мастера, подтверждающем его самобытность и творческую природу способностей в противовес просто заученным способам действий. Результатом такого индивидуального стиля является уникальный продукт деятельности. Также к этому аспекту относится глубокое понимание предмета, системность знаний о нем, способность изучать с любых сторон и переходить от простого к сложному и наоборот. Здесь стоит сказать, что психологи определяют одаренность как умение создать новые смыслы. В этом понятие одаренности пересекается с креативностью и творческим мышлением.

Виды одаренности

Есть ли отдельные виды одаренности? Их можно выделить по степени выраженности, форме и широте проявлений, видам деятельности.

Что касается степени выраженности – если выстроить человеческие способности вдоль некоей шкалы, где ноль отсутствие способности, то дальше следуют обычные способности, потом одаренность и самые высокие значения – гениальность. И разделения между нормой и разными уровнями одаренности, есть только непрерывная градация, внутри которой можно оценивать те или другие свойства. И только рассматривая отдельные свойства можно говорить, что именно по выбранному параметру особенно одарен, чему на физическом уровне соответствует высокое развитие определенных зон мозга, связанных, например, с движениями, зрением, разными видами памяти, логическому мышлению. В измерении коэффициента интеллекта психологи и рассматривают частные способности, формирующие общий показатель. В очень редких случаях человек одарен сразу по всем параметрам, как например Леонардо да Винчи, это случай один на миллион. А вот быть одаренным по конкретному параметру – это, к счастью, довольно частая ситуация, не менее половины людей наделены отдельными способностями на уровне одаренности, и задача каждого человека определить свою собственную одаренность и развивать ее.

По форме выделяют явную, заметную всем, и скрытую, еще не проявившуюся одаренность. При последней легко сделать ошибочное умозаключение об ее отсутствии, однако одаренность может проявиться в неожиданный момент жизни, при изменившихся внешних условиях или из-за событий во внутренней психической жизни.

По широте проявления разграничивают общую одаренность и специальную. Если общая распространяется на большинство видов активности человека, то специальная касается только конкретных сфер, так называемой узкой специализации.

Виды одаренности, определяемые в привязке к видам деятельности, в которых она проявляется – это практическая, познавательная, коммуникативная, художественная и духовная.

Развитие одаренности

Есть ли какие-то определенные гены, отвечающие за одаренность? Несмотря на поиски генов, нельзя говорить о наличии одного единственного гена, определяющего одаренность.

Можно рассматривать только отдельные гены количеством до полутора десятков, обеспечивающие каждую способность. Например, по анализу ДНК, генетическому паспорту, уже в возрасте одного-двух лет можно увидеть большую выносливость из-за особого строения белков, оптимально сконфигурированные сосуды и высокую мощность работы сердца, тем самым предсказать высокие способности к физическим достижениям. Однако это всего предрасположенность – на то, станет ли человек известным спортсменом, дальше уже будут влиять воспитание и количество тренировок. Один великий скрипач на восхищенные отзывы прессы о его гениальности обиженно сказал: «Я с пяти лет каждый день играю по 12 часов на скрипке, а они называют меня гением».

В более тонких сферах, например, художественной, математической, педагогической одаренности этих генов, влияющих на них, гораздо больше, счет идет на сотни. Это гены целого ряда гормонов, которые активизируют работу мозга, гены, управляющие сборкой мозга во время развития эмбриона, гены, отвечающие за работу мозга в зрелом состоянии – этот список велик и пока достаточно не изучен.

Мало знать о генах, важно еще знать о том, как они взаимодействуют, и для создания математической модели генетической одаренности еще очень далеко. Однако, даже имея этот генетический паспорт, родителям нужно будет не забывать о собственной воле ребенка. Очень важный фактор – радость от того или иного вида деятельности, которое задействует в развитии способностей центр удовольствий.

Развитие одаренности можно ли с помощью специальных препаратов? Такие препараты существуют, однако попадают в категорию наркотических, психомоторных стимуляторов. Они позволяют мозгу работать в течение какого-то времени намного активнее, чем обычно. И на этом всплеске активации человек может значительно продвинуться в своих способностях. Некоторые великие произведения искусства и яркие прорывы в познании разных областей и были сделаны под влиянием стимуляторов. Однако такое влияние не безвредно – при искусственном воздействии на нервные клетки они начинают сопротивляться и действовать в противоположном направлении.

И для поддержания высокого уровня активации необходимы все большие дозы препарата, а в момент отказа происходит резкий откат. Так формируется зависимость.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Что такое одаренность? | Одаренность Определение и значение

Определение и значение понятия «одаренность»

Одаренные дети определяются как те, кто демонстрирует передовые способности или потенциал в одной или нескольких конкретных областях по сравнению с другими людьми того же возраста, опыта или окружения. Эти одаренные люди отличаются своей способностью мыслить, рассуждать и судить, поэтому им необходимо получать специальные образовательные услуги и поддержку, чтобы они могли полностью раскрыть свой потенциал и таланты.

Одаренные дети принадлежат к разным расам и этническим группам, а также к разным экономическим условиям. Хотя нет двух одинаковых одаренных детей, у многих есть общие одаренные характеристики и черты, такие как:

  • Развитое мышление и понимание выше, чем у их сверстников
  • Эмоциональная напряженность в молодом возрасте
  • Повышенное чувство самосознания
  • Сильно развитое любопытство
  • Отличная память
Определение одаренных

Существует множество определений одаренности, ни одно из которых не является общепризнанным. В зависимости от контекста, определения часто определяют и влияют на ключевые решения в школах, такие как определение приемлемости и критериев для образовательных программ и услуг для одаренных, какие области одаренности будут рассматриваться (например, конкретные способности в предметной области, такой как математика) и когда будут предложены услуги. Как родители одаренных учащихся или специалисты, работающие с одаренными детьми, важно понимать различные определения и их значение, чтобы обеспечить надлежащее руководство и поддержку, необходимые для социально-эмоционального развития.

Определения одаренности штата

Определения одаренности в отношении учащихся школ варьируются от штата к штату. Большинство штатов основывают свое определение одаренности на сравнении с другими детьми того же возраста или на потребностях, которые не обеспечиваются в обычном классе. В некоторых штатах есть определенные критерии для идентификации одаренных. В случае Иллинойса, например, одаренные учащиеся считаются одаренными и талантливыми, если они входят в 5% лучших на местном уровне в любой области способностей, особенно в языковых искусствах и математике. Однако не все штаты требуют, чтобы школьные округа следовали определению штата.

Для получения дополнительной информации см. список определений одаренности штата, предоставленный NAGC (Национальной ассоциацией одаренных детей).

Федеральное определение одаренности

Согласно статье NAGC об определениях одаренности, «термин одаренный и талантливый означает учащихся, детей или молодежь, которые демонстрируют высокие способности к достижениям в таких областях, как интеллектуальные, творческие, художественные или лидерские способности. или в определенных академических областях, и которые нуждаются в услугах или мероприятиях, которые обычно не предоставляются школой, чтобы полностью развить эти способности».

Что делает ребенка одаренным?

На базовом уровне дети классифицируются как одаренные, если они демонстрируют высокий уровень интеллектуальных способностей. Как правило, идентификация может быть проведена с помощью комбинации одаренных тестов и оценок. Поскольку федеральное правительство не вводит в обязательном порядке программы для одаренных в школах, критерии одаренности зависят от того, в каком штате вы живете, в каком школьном округе вы находитесь и т. д.

Во многих случаях для определения того, является ли ребенок одаренным или нет, поскольку успеваемость по сравнению со сверстниками является важным способом оценки академических способностей ребенка. Они могут включать тесты достижений, такие как ACT или тесты достижений Вудкока-Джонсона. Профессиональные оценки также могут использоваться для выявления одаренных – они более дорогостоящие, но гораздо более полные. Этот метод включает в себя определение сильных сторон ребенка, проблем, стиля обучения и образовательных потребностей. Они часто включают тесты на коэффициент интеллекта (IQ), такие как Стэнфорд-Бине или шкала интеллекта Векслера для детей (WISC).

Какой IQ у одаренного ребенка?

IQ большинства населения находится в пределах от 85 до 115. Средний, или средний, IQ равен 100. IQ одаренных детей попадает в следующие диапазоны:

  • Слабо одаренные: от 115 до 130
  • Умеренно одаренные: от 130 до 145
  • Высоко одаренные: от 145 до 160
  • Глубоко одаренный: 160 или выше

Эти диапазоны IQ для одаренных основаны на стандартной кривой нормального распределения. Однако разные тесты IQ могут влиять на этот диапазон, поскольку некоторые тестовые потолки ограничиваются 145. Кроме того, разные одаренные профессионалы использовали другие термины, такие как «исключительно» одаренный. Хотя всеобщий консенсус в отношении этих диапазонов и меток может быть не достигнут, понятно, что учащиеся, средний IQ которых отклоняется от 100, нуждаются в специальных образовательных приспособлениях для удовлетворения своих потребностей.

Является ли одаренность инвалидностью?

Одаренность не считается инвалидностью, хотя некоторые одаренные учащиеся могут также иметь нарушения обучаемости, такие как дислексия, СДВГ или аутизм. Эти учащиеся известны как дважды исключительные учащиеся (также известные как 2e дети или студенты). Для выявления таких учащихся часто требуется профессионал, способный оценить и определить две области исключительности, которые часто могут маскировать друг друга, что затрудняет идентификацию. Из-за своих уникальных способностей и характеристик учащимся 2e требуется особое сочетание образовательных программ и поддержки.

Проходит ли одаренность?

Одаренность никуда не делась. Однако дары и таланты одаренного ребенка могут быть подавлены или остаться незамеченными. Это может быть вызвано неточной идентификацией или «маскировкой», когда ребенок прячется за некоторыми аспектами своей одаренности, которые могут привести к тому, что его не идентифицируют. Вот некоторые одаренные характеристики, которые могут затруднить идентификацию:

Асинхронное развитие
Асинхронное развитие относится к неравномерному развитию. Что касается одаренных детей, то многие из них достигают высокого уровня в одной или нескольких областях, но они могут функционировать на гораздо более низком социальном и эмоциональном уровне. Одаренные дети могут вести себя незрелыми из-за своих способностей.

Недостаток навыков обучения
Одаренные дети часто испытывают трудности в школе, потому что у них, как правило, плохие навыки обучения. Они могут пройти начальную и среднюю школу без необходимости много учиться, но как только они поступят в среднюю школу и колледж, одаренные ученики могут быть не готовы справиться с трудностями курсовой работы более высокого уровня.

Неуспеваемость
Одаренные учащиеся могут показывать большие успехи в учебе, но по-прежнему успевать ниже того, что ожидается в зависимости от способностей ребенка. Есть много причин, по которым одаренные ученики могут не успевать. Вот некоторые из причин:

  • Особые потребности или двойная исключительная потребность
  • Отсутствие мотивации
  • Психологические проблемы, такие как перфекционизм и тревога
  • Депрессия

Часто требуется вмешательство, чтобы обратить вспять неуспеваемость одаренных. Важно работать с одаренным ребенком, чтобы выяснить, что именно вызывает неуспеваемость. Если перед ребенком не стоят адекватные задачи, сосредоточьтесь на развитии его сильных сторон и талантов. Консультационные услуги также могут быть полезными, позволяя ребенку довериться тому, кому он может доверять. Родители также должны работать с учителями, чтобы понять стили обучения и предпочтения одаренных учеников и бросить им вызов, чтобы максимально использовать их потенциал.

Как вы поддерживаете одаренных детей?

Одаренные дети нуждаются в поддержке как для академического, так и для социально-эмоционального развития. Традиционный класс может не подойти, если одаренные ученики не будут должным образом ставить перед собой задачи. Вот почему важно искать одаренные услуги в вашем районе. В зависимости от того, где вы живете и в каком школьном округе вы находитесь, это может включать группировку по способностям, выпускные классы для одаренных или доступ к одаренным государственным школам. Вне школы программы для одаренных могут предложить одаренным учащимся возможность дальнейшего изучения уникального предмета, представляющего интерес, или они могут предоставить место для установления социальных связей с интеллектуально схожими сверстниками. Ознакомьтесь с нашей статьей об образовании для одаренных, чтобы получить дополнительную информацию о доступных вариантах обучения и поддержки.

Ресурсы для одаренных детей

Хотите узнать больше по теме для одаренных детей? Наша библиотека ресурсов предлагает бесплатные статьи для одаренных, руководства, исследования и многое другое, чтобы информировать и поддерживать одаренных учащихся и их семьи. Чтобы помочь вам начать работу, вот несколько статей, которые могут вас заинтересовать:

  • Характеристики и черты одаренных
  • Мой ребенок одаренный?
  • Тестирование и оценка одаренных
  • дважды отличников: определение, характеристики и идентификация
  • Варианты обучения и поддержки для одаренных

5 Определения одаренности — Институт повышения квалификации

Вам говорят, что ваш ребенок одаренный, но что это на самом деле означает? Существует множество определений одаренности. Ни один из них не является общепризнанным, но многие имеют определенные определяющие характеристики. Вот некоторые из них:

  1. Некоторые определения касаются «асинхронного развития» у одаренных детей. Одно такое определение исходит от Columbus Group (1991):
    «Одаренность — это асинхронное развитие, при котором развитые когнитивные способности и повышенная интенсивность сочетаются, создавая внутренние переживания и осознания, качественно отличающиеся от нормы. Эта асинхронность увеличивается с увеличением интеллектуальных способностей. Уникальность одаренных делает их особенно уязвимыми и требует изменений в воспитании, обучении и консультировании для их оптимального развития».
    Это определение мы используем в МЭА.
  2. В соответствии с Законом Джейкоба Джавитса об образовании одаренных и талантливых учащихся, который является частью Закона о начальном и среднем образовании, федеральное правительство в настоящее время определяет одаренных учащихся как: интеллектуальные, творческие, художественные или лидерские способности или в определенных академических областях, и которые нуждаются в услугах и мероприятиях, которые обычно не предоставляются школой, чтобы полностью развить эти возможностей».
  3. В книге Одаренные дети: мифы и реальность Эллен Виннер определяет одаренность с помощью следующих трех нетипичных характеристик:
    • Скороспелость – «Они начинают делать первые шаги в освоении какой-либо области в более раннем, чем средний возраст. Они также добиваются более быстрого прогресса в этой области, чем обычные дети, потому что обучение в этой области дается им легко».
    • Настойчивое стремление маршировать под собственного барабанщика — «Одаренные дети не только учатся быстрее, чем средние или даже способные дети, но и учатся количественно другим способом».
    • Ярость к мастерству – «Одаренные дети внутренне заинтересованы в том, чтобы понять область, в которой они проявляют не по годам развитие».
  4. Национальная ассоциация одаренных детей (NAGC) определяет одаренность следующим образом:
    «Одаренные люди — это те, кто демонстрирует выдающиеся уровни способностей (определяемые как исключительная способность рассуждать и учиться) или компетенции (документально подтвержденные результаты или достижения в первой десятке). % или реже) в одном или нескольких доменах. Домены включают любую структурированную область деятельности со своей собственной системой символов (например, математика, музыка, язык) и/или набором сенсомоторных навыков (например, рисование, танец, спорт)».
  5. В большинстве штатов также есть собственное определение «одаренных» для программ и целей финансирования. Чтобы увидеть определение вашего штата, посмотрите здесь: http://www.ecs.org/clearinghouse/52/28/5228.htm. Важно отметить, что лишь немногие районы различают разные уровни одаренности. Ребенок, набравший в тесте IQ от 130 до 140 баллов, сильно отличается от ребенка, набравшего от 150 до 180 баллов.

 

Хотя нет двух одинаковых определений, есть несколько руководящих принципов, которые могут помочь структурировать наше представление об одаренности.

  • Аннемари Ропер, разработавшая модель качественной оценки Аннемари Ропер, помогает объединить множество различных теорий с ее концепцией о том, что «одаренность — это большее осознание, большая чувствительность и большая способность понимать и преобразовывать восприятие в интеллектуальное. и эмоциональные переживания».
  • Некоторые считают, что есть много областей одаренности, не все из которых мы обычно считаем интеллектуальными. Ниже приведены шесть категорий одаренности, к которым часто относятся эксперты и определения:
    1. Общие интеллектуальные способности
    2. Особые академические способности
    3. Творческие способности
    4. Способность к лидерству
    5. Способность к изобразительному и исполнительскому искусству
    6. Психомоторные способности
  • В то время как некоторые определяют одаренность на основе показателя IQ, тесты IQ не всегда раскрывают всю картину, и выявление исключительно на основе тестов IQ может игнорировать многих детей, считающихся одаренными по другим критериям.
  • «Одаренные» — не единственное слово, которым можно описать этих невероятно ярких и талантливых молодых людей. (Чтобы изучить различные наиболее часто используемые термины, взгляните на пост Стефани Толан «Что в имени?») Само слово не имеет значения. Ни то, ни другое, во многих отношениях, не является определением. Важно то, что мы выявляем этих очень способных молодых людей и помогаем им полностью раскрыть свой интеллектуальный и личный потенциал.
  • Одаренные дети, независимо от того, как вы их определяете или идентифицируете, имеют иные образовательные потребности, чем их сверстники. Их образование должно позволять им расти вместе с их уникальным интеллектуальным развитием.

 

Из-за разнообразия определений в этой области часто более эффективно использовать конкретные описания способностей и идей вашего ребенка. Это может помочь другим понять потребности вашего ребенка.

Нравится этот пост? Подпишитесь на нашу рассылку по электронной почте, чтобы получать больше информации и ресурсов об одаренной молодежи прямо на ваш почтовый ящик.

определение одаренности в The Free Dictionary

Также найдено в: Thesaurus, Medical, Wikipedia.

Связанные с одаренностью: Одаренные дети

 (gĭf′tĭd)

прил.

1. Наделенный большими природными способностями, интеллектом или талантом: одаренный ребенок; одаренный пианист.

2. Раскрытие особого таланта: талантливое исполнение арии.

3. Получено в подарок: даримое имущество; браслет в подарок.


подар. лы нареч.

одаренность н.

Словарь английского языка American Heritage®, пятое издание. Авторские права © 2016, издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.

Упоминается в ?

  • способности
  • блеск
  • одаренность

Ссылки в архиве периодических изданий ?

Эта потребность особенно актуальна (и будет особенно полезна, если ее решить) из-за небольшого размера выборки, с которой часто сталкиваются исследователи одаренности. По определению, изучаемые студенческие группы невелики, а если изучается конкретная подгруппа (например, бедные, высокоспособные учащиеся из числа меньшинств), их число становится еще меньше.

Исследования в области одаренности и образования одаренных: состояние области и соображения на будущее

Семья, образование и одаренность; тематические исследования в построении высоких достижений.

Семья, образование и одаренность; тематические исследования в создании высоких достижений

Амман, 28 июня (Петра) — Премьер-министр Абдулла Энсур откроет во вторник вторую научную конференцию по одаренности и талантливым исследованиям в арабском мире.

PM, чтобы покровительствовать образовательной конференции

Учащиеся, которые демонстрируют «традиционные» характеристики одаренности (IQ и успеваемость), могут быть идентифицированы по этим сильным сторонам.

Интервью с Джеффри Муном: Профиль оценки талантов Фрейзера 2

Он состоит из восьми глав, которые ведут читателя от широкой концепции понимания одаренности у маленьких детей через необходимость планирования к особенностям формальной идентификации одаренных детей и условия их содержания.

А-М. Morrissey Young Gifted Children — Практическое руководство для понимания и поддержки их потребностей

Выявление и развитие одаренности — главная задача учителей математики во всем мире.

Математическая одаренность: творческий сценарий. Студенческий мост с университетом (EPBBU)

Краткое изложение: Шейх Хамдан бин Рашид Аль Мактум, заместитель правителя Дубая и министр финансов, открыл 12-ю Азиатско-Тихоокеанскую конференцию по одаренности «Одаренность 2012» в Дубайском международном выставочном центре в субботу.

Сосредоточьтесь на одаренных учениках, говорит Хамдан

Одно из новых открытий Куинха относится к пониманию того, что такое одаренность и как школы выявляют, измеряют, оценивают, а затем распределяют учащихся по соответствующим программам обучения одаренных.

Одаренные ученики, отличающиеся культурным и языковым разнообразием: как учителя и родители могут поддержать их академические и социальные потребности

Как сказал один наш друг, ее будут помнить за ее любовь к природе, за ее одаренность в музыке и спорте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *