Жизненная позиция это: Жизненная позиция — Психологос

Содержание

Жизненная позиция — что это такое, виды, примеры

Жизненная позиция – это определенное внешними рамками и внутренними установками действенное и эмоциональное отношение человека ко всем проявлениям в его жизни. Подобное отношение проявляется сразу на нескольких уровнях – в поступках, мыслях, высказываниях и даже бездействии в определенных моментах. Любая позиция подразумевает не только пассивную демонстрацию своего отношения, но обязательно активное действенное направление по реализации своей позиции.

Формирование жизненной позиции происходит в течение всей жизни, но начинается с детского возраста. Она включает особенности нервно-психической организации, тип мышления, полученные психологические травмы. Кроме этого непосредственное воздействие на жизненную позицию имеет ближайшее окружение (особенно в детском возрасте), поскольку близкие люди формируют ценности, смысловое пространство, цели и планы.

Жизненные позиции человека могут определяться им самостоятельно, в зависимости от планов и необходимых достижений. Во многих вариантах правильно выбранная позиция помогает развитию и более быстрому достижению целей, но предварительно для этого необходимо определиться с наиболее правильной и действенной относительно каждого конкретного человека и его индивидуальных жизненных особенностей.

Что это такое

Жизненная позиция формируется благодаря ближайшему окружению в течение первых лет жизни. Особенности его развития, установки, ориентиры и потребности, а также способы реагирования на ситуации транслируются родителями и воспитателями, становясь интериоризированными категориями. Впоследствии эти заложенные части проявляются во всех возможных отраслях человеческой жизни, определяя как нравственные жизненные позиции, так и рабочие, личностные и даже политические.

Однако это не означает, что сформировавшись однажды, жизненная позиция остается статичной категорией. Она может меняться под влиянием новых полученных знаний или жизненного опыта. Во многом, человек может сам формировать ее изменения посредством приложения психических и умственных усилий, меняя свое направление и привычные способы реагирования и оценки ситуации. К моменту достижения психологической зрелости формируется основная жизненная позиция, и если не происходит кардинальных изменений в личности и внешней социальной ситуации, то она остается ключевой, лишь немного корректируясь под воздействием ситуационных факторов.

Существует также категоризация позиций. Одна из таких классификаций придерживается концепции о том, что сама позиция формируется еще до рождения ребенка, поскольку обусловлена психологическим состоянием родителей. Имеется ввиду не генетическая обусловленность или действия, сколько призма восприятия. Грубо говоря, человек может оценивать себя, как кого-то хорошего или ощущать собственную ущербность, таким же базовым оценкам подвергается вся внешняя реальность. Подобные, глубоко заложенные убеждения, практически не поддаются последующей волевой коррекции. Изменения возможны только при условии прикладывания осознанных усилий, часто при помощи психотерапевта, и требуют не одного года усиленной внутренней работы.

Виды жизненных позиций

Типология позиций строится относительно способов взаимодействия человека с окружающим пространством. Относительно этого выделяется активная и пассивная разновидности.

Активная жизненная позиция всегда направлена на изменения, касающиеся как собственной личности (творчество, обучение, новые знакомства), так и общества (реформаторские идеи, касающиеся норм, стратегий и принципов решения определенных задач). На уровне взаимодействия она всегда проявляется лидерскими стремлениями и новаторскими идеями. Относительно собственного существования такие люди отличаются самостоятельностью и высоким уровнем ответственности за себя и тех, кто косвенно к ней причастен. При негативном развитии могут выявляться стремления к нарушению социальных норм, организации различных преступных формирований, революциям и оппозициям.

В любом из вариантов активная позиция исключает безразличное отношение к тенденциям и процессам собственной жизни. Эти люди призваны менять все, что считают неподобающим или неправильным. В зависимости от моральных устоев самой личности такая направленность может приводить либо к быстрому развитию и реформированию, либо к нарастанию анархии и вседозволенности. Активность, как характерная черта позволяет справляться со всеми трудностями, быстро находить решения всевозможных вопросов. Такие люди не боятся инициативности и ответственности, ложащейся за осуществление собственных идей.

Принимая сторону активного изменения мира, люди не зацикливаются на собственных переживаниях и трудностях, всегда находятся в движении и рады изменениям. Минусом можно посчитать такие же требования к окружающим – они не выносят длительного переживания по одному поводу и стремления сохранить все, как есть, лишь бы не подвергаться риску и неизвестности перемен.

Пассивная жизненная позиция придерживается конформистских идей, соблюдения всех социальных норм и правил, даже в ущерб себе и тогда, когда они неоправданно глупы. Стремление полагаться на волю случая, не менять свою жизнь, круг общения и интересов годами. Такой человек снимает с себя большую часть ответственности, предоставляя многие важные решения государству, значимым людям или вышестоящим.

Сложности у людей с пассивной позицией возникают при столкновении с трудностями и при решении творческих задач. Они, безусловно, являются хорошими исполнителями, но практически лишены лидерских качеств, поскольку всегда стремятся двигаться известной, проторенной дорогой.

Порой такая безынициативность приводит к нарастанию проблем и частому возникновению критических ситуаций, которые решают уже другие люди.

Статичность пассивной позиции на первый взгляд обеспечивает безопасность и известность ситуации, но проблемы начинаются тогда, когда внешние условия начинают меняться. Чтобы быть успешным и благополучным важным качеством является умение улавливать изменения и реорганизовывать свою жизнь относительно тенденций. Пассивным это практически недоступно и будут до конца сидеть в горящем доме, надеясь, что пожар сам прекратится.

По типу направления энергии позиции различаются на негативные и позитивные. В негативных проявлениях поведение и установки человека направлены на антисоциальные действия, стремления противостоять сложившемуся укладу. В форме активных изменений или пассивного саботажа зависит от первых двух вариантов, но это всегда фрустрирующие тенденции. Позитивные стремления направлены на гуманистические ценности, развитие и этические нормы. Причем если человеку недоступно самостоятельно введение и реализация подобных, то он будет поддерживать и соблюдать имеющиеся, передавая подобный подход своим детям.

Примеры

Детальнее разобраться и окончательно понять основные типы жизненных позиций помогут примеры. Так, активная жизненная позиция с позитивной направленностью выражается в собственной высокой самооценке, такой человек рад занимаемому месту, умеет ценить происходящее в его жизни. Он может быть увлечен многими делами, касающихся его и окружения. Это активные участники акций за мир и борьбу с бедностью, волонтеры и просто неравнодушные люди. Именно они останавливаются, чтобы помочь плачущему ребенку или упавшему на улице, при этом получают искренне удовольствие от своих поступков.

Кардинально противоположной является пассивная негативная позиция. В таком случае человек может оценивать себя, как жертву или неудачника, а окружающий мир воспринимать как враждебный, глупый, деградирующий. Жизненные решения не принимаются – люди смиряются с тем, что их увольняют, обижают, обманывают и списывают все на несправедливость судьбы. Собственных идей по улучшению ситуации у них, как правило, нет, а если есть, то они не собираются их реализовывать.

Пассивная позитивная позиция распространена довольно широко, особенно в хороших экономических и социальных условиях. Люди способны ценить то, что у них имеется, поддерживать традиции, укреплять имеющиеся достижения, но не вносить коррективы. Имея все задатки, такой человек не будет увольняться с низкооплачиваемой привычной работы только потому, что ему на все хватает, а перемены требуют энергии. Они подвержены массовым мыслям – голосуют, как большинство, слушают одинаковую музыку и не спорят. При этом уровень удовлетворенности достаточно высок, особенно если перемены и беды не касаются их лично.

Активная позиция с негативной направленностью представляет собой противостояние обществу. Это могут быть митинги протестов, отстаивание своей позиции через ссоры и драки.

Оппозиции, анархисты, преступники – яркие представители людей с подобными внутренними устоями. Вербальная агрессия и постоянные жалобы на происходящее, придирки к мелочам и завышенные требования к социуму делают в итоге из человека асоциальную личность.

Ради справедливости стоит отметить, что чистых видов позиций не встречается, можно говорить только о преобладании какого-то из них. В зависимости от ситуации человек может реагировать различными вариантами и именно это является наилучшей позицией, когда возможна гибкость. Ситуация когда человек всю жизнь реагирует типичным образом, без ориентации на собственное состояние и реальное положение дел является наиболее негативной, поскольку приводит к личностной деградации.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

виды, характеристика и примеры :: SYL.ru

В прошлый раз мы начали разговор о том, почему не получается изменить жизнь и выяснили, что дело в самом человеке и его жизненной позиции. Так почему у одних людей все получается, а у других — нет? В чем секрет успеха? Мы все ищем какую-то методику, которая поможет нам справиться с проблемами и достичь успеха во всем… Но причины успеха или неуспеха не в методике, а в нашей голове.
Если мы и вправду хотим «прожить жизнь так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» и собрались начинать новую жизнь, то нам нужно сначала «поменять голову», а точнее — жизненную позицию в целом. Именно она играет определяющую роль в том, достигнем ли мы успеха в жизни, а если правильнее — будем ли мы счастливы и удовлетворены.

Жизненная позиция бывает всего двух видов: активная и пассивная. Все успешные и удовлетворенные жизнью люди обладают про-активной (или просто активной) жизненной позицией. У большинства же из нас жизненная позиция реактивная (или пассивная) — и именно в ней кроется причина большинства наших несчастий.

Жизненная позиция — это база, фундамент нашей личности и нашего отношения к жизни и к миру. Ее первичное формирование происходит в детстве — под влиянием воспитания и по образу и подобию родителей, но вполне в наших силах ее изменить в сознательном возрасте. Однако, перестроить фундамент, на котором уже построено здание, сложно и боязно, поэтому мало кто на это решается. Тут нужно иметь серьезную мотивацию и быть готовым к преодолению трудностей. Для начала стоит еще раз ответить себе на вопрос: «Хочу ли я на самом деле стать успешным человеком и хозяином своей жизни или обойдусь тем, что есть, зато ничего не меняя и не рискуя?»

В чем секрет счастья?

Жизненная позиция – это то, что влияет на наше подсознание, мысли, действия, восприятие мира. От нее будет зависеть окружение, модель поведения, сфера деятельности, душевность. С первой минуты общения с человеком понятно, какая у него жизненная позиция и есть ли вообще.

Иными словами это отношение личности к окружающему миру, которое отражается в его помыслах и поступках. Выделяют два основных вида:

  1. Пассивную жизненную позицию.
  2. И активную.

Первая, ее еще называют конформистской, направлена на подчинение внешним обстоятельствам и окружающему миру. Такие люди, как правило, инертны, не проявляют никакого интереса к жизни. Не самосовершенствуются, не принимают решения в сложной ситуации, им легче обойти проблему стороной. Не держат слово, обманывают.

Вторая же способствует преобразованию влияющих факторов на индивида и ситуаций в его пользу. Поговорим о ней подробнее.

Интеллектуальная пассивность

Под интеллектуальной инертностью принято понимать снижение уровня умственной деятельности, что обусловлено, прежде всего, особенностями воспитания. Проявляется она недостаточным развитием интеллектуальных умений, отрицательным отношением к умственной деятельности, использованием окольных путей при решении интеллектуальных заданий.

Интеллектуальная пассивность человека проявляется неодинаково. Она бывает срытой, а может характеризоваться яркой выраженностью проявлений. Ранние признаки рассматриваемого явления можно наблюдать в дошкольном периоде. Более явно интеллектуальное безразличие проявляется у младших школьников в виде невозможности усвоения знаний в нужном объеме.

Анализируя рассматриваемый феномен, ученые выдвинули предположение, что интеллектуальная инертность бывает двух вариаций. Первая – возникает вследствие отклонений в операционально-техническом аппарате интеллектуальной деятельности. Вторая – является проявлением негативной тенденции формирования мотивационно-потребностной сферы.

По обширности проявлений различают избирательную и общую интеллектуальную безучастность. Первая обнаруживается в выборочном отношении к предметам и разновидностям деятельности.

Возникновение описываемой особенности нередко обусловлено познавательным уровнем семьи, поскольку ребенок большую часть времени проводит с родными. Отличительной чертой когнитивного уровня семьи считается: базисный уровень знаний родственников, сложившийся климат в семейных отношениях, совместное проведение свободного времени, интересы, хобби. Также здесь следует учитывать возникновение у детей следующих «полезных» качеств: инициативности, самостоятельности, осознанности собственных поступков и деяний.

Особенности активной жизненной позиции

Может быть:

  • Негативной.
  • И позитивной.

В первом случае люди направляют негативную энергетику на свершение плохих поступков. Они умышленно причиняют вред окружающим, навязывая всем свое мнение и цели, приносящие не пользу, а ущерб.

Позитивная жизненная позиция характеризуется высокой нравственностью и духовностью человека. Индивид ведет позитивный образ жизни, отвергает зло. Активная жизненная позиция – это ориентир, направляющий человека в правильное русло, чтобы тот трудился на благо общества, стремился приносить пользу людям на протяжении всего пути.

Истинно счастлив тот человек, который отдает больше, чем приобретает. Важно понять, что в жизни просто так ничего не дается, нужно упорно трудиться. А для этого необходимо выбрать верный жизненный путь, мыслить позитивно, не тратить время на нелюбимую работу, развиваться.

Послесловие

Предрасположенность к жизненным проблемам, способы реагирования на них уходят корнями в семейное воспитание. Но не только генетика, поведение родителей, условия среды формируют жизнь человека. На нее влияет сама личность, внешние обстоятельства, неподвластные родительскому сценарию.

В конечном счете, каждый человек – сам хозяин своей судьбы. Только его индивидуальные особенности и личные устремления играют решающую роль. Родители могут записывать сценарий, но они не влияют на врожденные особенности психики, темперамент. А это играет немалую роль в коррекции судьбы.

Когда и как она формируется?

Фундамент жизненной позиции закладывается в раннем детстве. И уже по мере взросления ребенка ее стенки либо укрепляются, либо ослабевают. Построение этого каркаса будет зависеть от родителей и близкого окружения, в котором рос индивид. А именно: от наследственности, воспитания, семейных традиций и прочего.

Но это не значит, если был получен плохой жизненный опыт, личность не будет обладать никакой или пассивной жизненной позицией, вовсе нет, ее сознательно можно изменить, как и характер. Итак, уясним: формирование жизненной позиции начинается с самого рождения. Посмотрите на себя со стороны, если вас не устраивает жизнь, переосмыслите ее, возможно, что-то делаете не так. Попробуйте изменить себя.

Иерархия ценностей

У каждого человека иерархия ценностей имеет свои особенности. Каждая жизненная ценность в такой иерархии занимает свое место в зависимости от степени ее значимости для индивида.

Если обобщить результаты многочисленных исследований, то можно определить следующую распространенную иерархическую последовательность жизненных ценностей:

  • семья,
  • дети,
  • здоровье,
  • карьера,
  • деньги,
  • самореализация,
  • друзья,
  • развлечения,
  • общественное признание.

Таким образом, базовые личностные и семейные ценности находятся на вершине иерархии, а материальные и иные ценности находятся в самом низу.

Поговорим о морали

Нравственные жизненные позиции человека характеризуют его внутренний духовный багаж и основаны на тех ценностях, которыми он руководствуется в жизни. Нравственно индивид развивается в процессе жизнедеятельности в социуме, выражается в умении осознанно выстраивать отношения с людьми, самим собой, обществом, государством.

Формирование нравственных жизненных позиций, конечно же, будет зависеть от многих факторов, таких как окружение, характер личности, привычки, воспитание, семейные традиции. Для их формирования нужно выработать несколько качеств:

  • Необходимо научиться жить в гармонии с собой.
  • Выстраивать отношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственные позиции человека формируют модель поведения, направляющую к достижению успеха и благополучия.

Примеры

Какие бывают ценности у человека? Пирамида ценностей человека:

Примеры жизненных ценностей:

  1. Отношения с любимым человеком. Для человека играет большую роль наличие постоянных отношений с близким по духу человеком. У таких людей преобладает потребность в ласке, заботе, нежности, взаимопонимании. Найдя подходящего партнера, они стремятся сохранить отношения с ним и заключить брак.
    В браке такие люди оказываются верными и заботливыми супругами, для которых личная жизнь всегда стоит на первом месте.
  2. Деньги. Материальная выгода, финансовое благополучие и достаток , главные цели в жизни человека, для которого наивысшей ценностью являются деньги. Его поступки в первую очередь нацелены на получение дохода, достижение материальных благ.
  3. Власть. Люди, ценящие превыше всего власть, всю жизнь стремятся к повышению своего социального статуса. Они желают занять определенное положение в обществе, позволяющее им оказывать влияние на других.

Как определиться с лучшей жизненной позицией?

Необходимо проанализировать свою жизнь. Начните с привычек, пересмотрите ценности и приоритеты. Измените мышление. Приведем примеры жизненных позиций:

  • Оказание помощи людям. Помогая, человек приносит пользу не только другим, но и себе, потому что его обязательно отблагодарят добрым словом, наградят благословением. А это наивысшая награда.
  • Самосовершенствование. Также одна из лучших жизненных позиций, принесет ошеломляющий успех, приведет к достижению цели, а результат труда по достоинству оценят окружающие. Не бездействуйте, читайте книги, статьи, посещайте тренинги, развивающие курсы, занимайтесь спортом, ходите в театр и на выставки. Необходимо постоянно развиваться.
  • Семья и детки. Если вы выбрали для себя эту жизненную позицию, то вы мудры и умны. Ведь это — наше главное переназначение в жизни. Трудитесь, окружите детей любовью и заботой, помогите им самореализоваться, сделайте членов семьи счастливыми. Это наивысшее достижение.

Только вы сами можете определиться со своей лучшей жизненной позицией. Главное – не опускать никогда руки, двигаться вперед, не унывать. Поймите, что переживания, депрессии, страхи и плохое настроение не исправят ситуацию, а лишь усугубят ее. Расправляйте крылья, взлетайте, мечтайте и стремитесь к реализации цели.

Система ценностей у мужчин и женщин

Исторически сложилось, что основной ценностью мужчин является реализация в обществе, а основной ценностью женщин , реализация в семье в качестве матери, жены.

Создание комфортных условий дома женой гарантирует мужу успех в его начинаниях благодаря поддержке и пониманию, которые обеспечиваются мужчине дома.

В настоящее время нередко женщины выбирают себе важной жизненной ценностью также реализацию в обществе. Создание семьи и рождение детей при этом остаются не менее значимыми задачами.

Общая система ценностей мужчин и женщин преимущественно включает следующие факторы: здоровье, материальное благосостояние, семейное благополучие (наличие супруга и детей), личностное развитие, карьерный успех.

Как это сделать?

Итак, разберемся, с чего начать, чтобы развить в себе активную жизненную позицию:

  1. Как говорилось выше, научитесь ставить цели. Не ставьте невыполнимых задач, цель должна быть конкретной, реально достижимой и в короткие сроки. Лучше маленькими шажками двигаться к большой мечте.
  2. Нужно избавиться от вредных привычек. Это не только курение и алкоголь, сюда можно отнести бесцельное времяпрепровождение. Не просиживайте часами за компьютерными играми, в социальных сетях и так далее. С пользой проводите выходные, посещайте музеи и выставки.
  3. Больше читайте полезной информации.
  4. Обучайтесь тайм-менеджменту. Технология поможет вам правильно организовать время и повысить эффективность его использования.
  5. Не закрывайтесь от внешнего мира. Познавайте его, открывайтесь для нового. Смените имидж, путешествуйте. Проявляйте интерес к неизвестным видам искусств, к примеру.
  6. Не бойтесь рисковать. Никогда не сомневайтесь в реализации идей. Не останавливайтесь на полпути.
  7. Оставляйте негативные воспоминания позади, извлекайте опыт и не оглядывайтесь в прошлое.
  8. Окружайте себя только позитивными людьми, перенимайте их знания.

Чтобы изменить свою жизнь к лучшему, необходимо действовать. Вы скажите, мол, легко говорить. Но опять же, сидеть сложа руки, рассуждать над ненужными вещами, попросту бездействовать – невыход, ничего не произойдет. Начните с малого, научитесь мыслить позитивно, и, потихоньку преодолевая небольшие препятствия, вы будет двигаться к своей цели, мечте.

Схема Понци: одноуровневая финансовая пирамида

Особенностью классических одноуровневых финансовых пирамид является фактор привлечения новых участников силами самого организатора. В данном случае «инвесторы» выступают лишь в роли «пассивных кошельков», главным делом которых становится обеспечение денежного оборота.

Известны случаи, когда для наработки доверия первые выплаты осуществлялись за счет средств самого организатора, что помогало существенно увеличить вкладываемые суммы уже действующих участников и привлечь новых за счет эффекта «сарафанного радио».

При достижении определенного количества вкладчиков предприятие переходит на самообеспечение, формируя выплаты за счет внесения новых средств. Однако такая ситуация сохраняется до первого большого оттока средств, в котором ФП показывает свою несостоятельность, что вызывает панику участников, которая выражается в лавинообразном «закрытии вкладов».

Срок существования у схемы Понци, как правило, находится в рамках от полугода до двух лет. Главная стратегия продвижения – агрессивный маркетинг, использующий популярных медиа-личностей и ньюс-мейкеров, выступающих символами «надежности и доверия».

Обработка результатов

Сравните ответы испытуемого с ключом

КЛЮЧ

ХХ 1а 2в 3в 4в 5в 6б 7в 8а 9а 10в 11в 12а

ХП 1б 2в 3б 4а 5б 6а 7б 8а 9б 10б 11б 12б

ПХ 1в 2б 3в 4б 5б 6б 7а 8б 9в 10а 11б 12в

ПП 1б 2а 3а 4б 5а 6в 7в 8в 9б 10в 11а 12в

За каждое соответствие даётся один балл. Обратите внимание, что один ответ может породить сразу два балла: например для 1б галочка будет ставиться и в шкалу ХП, и в ПП. Максимально возможное количество баллов для одного типа — 12. Тип жизненной позиции, набравший наибольший балл, признаётся ведущим. Если разница между первым и вторым местом превышает три, то можно говорить о ярко выраженном типе.

Инструкция

Сейчас Вам предстоит прочитать двенадцать незаконченных утверждений. Для каждого утверждения выберите один из трех предлагаемых вариантов. Поставьте в бланке ответа рядом с номером утверждения букву выбранного варианта. Не торопитесь с ответом. Хорошо вдумайтесь в смысл написанного. Представьте несколько типичных примеров из жизни.

Человек, особенности поведения которого Вам предстоит оценить: _______________________ (нужное вписать)

Предназначение.

Опросник предназначен для выявления основных жизненных позиций испытуемого. Под жизненной позицией здесь подразумевается элемент жизненной стратегии человека, сознаваемый или неосознаваемый, определяющий базовое поведение в межличностном общении человека. Опросник построен так, что испытуемый может оценивать себя или другого человека. За основу взяты четыре типа жизненных позиций, предложенные Э. Берном: «Я хороший — ты хороший», «Я хороший — ты плохой», «Я плохой — ты хороший», «Я плохой — ты плохой».

Методика предназначена для использования в профессиональной деятельности практических психологов и психологов-исследователей.

Методика не содержит в себе шкалы лжи. Поэтому в ситуациях, когда достоверность ответов может быть поставлена под сомнение, желательно использовать методики, определяющие искренность ответов.

Стимульный материал состоит из двенадцати незаконченных фраз, для каждой из которых имеется три возможных продолжения. В каждом случае испытуемый должен выбрать один и только один вариант продолжения. Не следует торопить испытуемых, наоборот желательно стимулировать их к вдумчивым и хорошо взвешенным решениям, подчеркивая важность объективности и непредвзятости в оценках.

Методику можно проводить как индивидуально, так и в группе. Опросник подходит для решения широкого спектра профессиональных задач. Довольно хорошую пищу для размышлений он даёт при составлении психологических портретов. Хорошо подходит для случаев анализа социально-психологического климата, проблем межличностного общения. Методику можно использовать и для целей профотбора/профподбора, но лучше будет, если самоанализ человека дополнится оценками со стороны других, знающих его людей (по этой же методике).

Кроме данных для анализа жизненной позиции испытуемого данную методику можно использовать для диагностики качества самооценки испытуемого, сравнивая его результаты с референтными. Также можно попросить испытуемого оценить «себя в будущем», «идеального себя», чтобы оценить личные тенденции.

Оцениваемые качества. Жизненная позиция

Возрастная категория. 18+

Жизненная позиция: виды, характеристика и примеры

Почему одни люди богаты и удачливы, а другие бедны и недовольны? Мы часто задаемся таким вопросом. Мол, повезло, нашел свою стезю, или же наследник богатых родителей, или вор, что угодно скажет пессимист. Но сам при этом ничего не делает, чтобы хоть на маленькую ступеньку приблизиться к их успеху. Об этом и многом другом будем говорить в статье.

В чем секрет счастья?

Жизненная позиция – это то, что влияет на наше подсознание, мысли, действия, восприятие мира. От нее будет зависеть окружение, модель поведения, сфера деятельности, душевность. С первой минуты общения с человеком понятно, какая у него жизненная позиция и есть ли вообще.

Иными словами это отношение личности к окружающему миру, которое отражается в его помыслах и поступках. Выделяют два основных вида:

  1. Пассивную жизненную позицию.
  2. И активную.

Первая, ее еще называют конформистской, направлена на подчинение внешним обстоятельствам и окружающему миру. Такие люди, как правило, инертны, не проявляют никакого интереса к жизни. Не самосовершенствуются, не принимают решения в сложной ситуации, им легче обойти проблему стороной. Не держат слово, обманывают.

Вторая же способствует преобразованию влияющих факторов на индивида и ситуаций в его пользу. Поговорим о ней подробнее.

Особенности активной жизненной позиции

Может быть:

  • Негативной.
  • И позитивной.

В первом случае люди направляют негативную энергетику на свершение плохих поступков. Они умышленно причиняют вред окружающим, навязывая всем свое мнение и цели, приносящие не пользу, а ущерб.

Позитивная жизненная позиция характеризуется высокой нравственностью и духовностью человека. Индивид ведет позитивный образ жизни, отвергает зло. Активная жизненная позиция – это ориентир, направляющий человека в правильное русло, чтобы тот трудился на благо общества, стремился приносить пользу людям на протяжении всего пути.

Истинно счастлив тот человек, который отдает больше, чем приобретает. Важно понять, что в жизни просто так ничего не дается, нужно упорно трудиться. А для этого необходимо выбрать верный жизненный путь, мыслить позитивно, не тратить время на нелюбимую работу, развиваться.

Когда и как она формируется?

Фундамент жизненной позиции закладывается в раннем детстве. И уже по мере взросления ребенка ее стенки либо укрепляются, либо ослабевают. Построение этого каркаса будет зависеть от родителей и близкого окружения, в котором рос индивид. А именно: от наследственности, воспитания, семейных традиций и прочего.

Но это не значит, если был получен плохой жизненный опыт, личность не будет обладать никакой или пассивной жизненной позицией, вовсе нет, ее сознательно можно изменить, как и характер. Итак, уясним: формирование жизненной позиции начинается с самого рождения. Посмотрите на себя со стороны, если вас не устраивает жизнь, переосмыслите ее, возможно, что-то делаете не так. Попробуйте изменить себя.

Поговорим о морали

Нравственные жизненные позиции человека характеризуют его внутренний духовный багаж и основаны на тех ценностях, которыми он руководствуется в жизни. Нравственно индивид развивается в процессе жизнедеятельности в социуме, выражается в умении осознанно выстраивать отношения с людьми, самим собой, обществом, государством.

Формирование нравственных жизненных позиций, конечно же, будет зависеть от многих факторов, таких как окружение, характер личности, привычки, воспитание, семейные традиции. Для их формирования нужно выработать несколько качеств:

  • Необходимо научиться жить в гармонии с собой.
  • Выстраивать отношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственные позиции человека формируют модель поведения, направляющую к достижению успеха и благополучия.

Как определиться с лучшей жизненной позицией?

Необходимо проанализировать свою жизнь. Начните с привычек, пересмотрите ценности и приоритеты. Измените мышление. Приведем примеры жизненных позиций:

  • Оказание помощи людям. Помогая, человек приносит пользу не только другим, но и себе, потому что его обязательно отблагодарят добрым словом, наградят благословением. А это наивысшая награда.
  • Самосовершенствование. Также одна из лучших жизненных позиций, принесет ошеломляющий успех, приведет к достижению цели, а результат труда по достоинству оценят окружающие. Не бездействуйте, читайте книги, статьи, посещайте тренинги, развивающие курсы, занимайтесь спортом, ходите в театр и на выставки. Необходимо постоянно развиваться.
  • Семья и детки. Если вы выбрали для себя эту жизненную позицию, то вы мудры и умны. Ведь это — наше главное переназначение в жизни. Трудитесь, окружите детей любовью и заботой, помогите им самореализоваться, сделайте членов семьи счастливыми. Это наивысшее достижение.

Только вы сами можете определиться со своей лучшей жизненной позицией. Главное – не опускать никогда руки, двигаться вперед, не унывать. Поймите, что переживания, депрессии, страхи и плохое настроение не исправят ситуацию, а лишь усугубят ее. Расправляйте крылья, взлетайте, мечтайте и стремитесь к реализации цели.

Как это сделать?

Итак, разберемся, с чего начать, чтобы развить в себе активную жизненную позицию:

  1. Как говорилось выше, научитесь ставить цели. Не ставьте невыполнимых задач, цель должна быть конкретной, реально достижимой и в короткие сроки. Лучше маленькими шажками двигаться к большой мечте.
  2. Нужно избавиться от вредных привычек. Это не только курение и алкоголь, сюда можно отнести бесцельное времяпрепровождение. Не просиживайте часами за компьютерными играми, в социальных сетях и так далее. С пользой проводите выходные, посещайте музеи и выставки.
  3. Больше читайте полезной информации.
  4. Обучайтесь тайм-менеджменту. Технология поможет вам правильно организовать время и повысить эффективность его использования.
  5. Не закрывайтесь от внешнего мира. Познавайте его, открывайтесь для нового. Смените имидж, путешествуйте. Проявляйте интерес к неизвестным видам искусств, к примеру.
  6. Не бойтесь рисковать. Никогда не сомневайтесь в реализации идей. Не останавливайтесь на полпути.
  7. Оставляйте негативные воспоминания позади, извлекайте опыт и не оглядывайтесь в прошлое.
  8. Окружайте себя только позитивными людьми, перенимайте их знания.

Чтобы изменить свою жизнь к лучшему, необходимо действовать. Вы скажите, мол, легко говорить. Но опять же, сидеть сложа руки, рассуждать над ненужными вещами, попросту бездействовать – невыход, ничего не произойдет. Начните с малого, научитесь мыслить позитивно, и, потихоньку преодолевая небольшие препятствия, вы будет двигаться к своей цели, мечте.

Трансактный анализ: жизненные сценарии и жизненные позиции

В первой и второй части моей серии статей о трансактном анализе мы обсуждали три состояния эго, в которых мы функционируем (Ребенок, Взрослый и Родитель). Мы также исследовали, как эти состояния эго влияют на наши отношения, проявляясь в здоровых или нездоровых отношениях. В статье этого месяца мы теперь обратимся к жизненным сценариям и жизненным позициям. Транзактный анализ утверждает, что мы живем в соответствии с жизненными сценариями и жизненными позициями, которые мы не всегда осознаем и которые, тем не менее, диктуют наши ценности, увлечения и цели.

Эрик Берн, основатель транзактного анализа, отметил, что к 5 годам мы обычно имеем общее представление о мире, самих себе и своих отношениях с другими людьми. Наше мировоззрение или система убеждений основаны на моделях отношений, которым мы подвергались, особенно с нашими основными опекунами.

Жизненные сценарии

Жизненные сценарии — это бессознательные модели отношений, на которые влияют наши неявные, эмпирические убеждения, реакции выживания, укорененные в нашем теле, и явные суждения. Эти сценарии обычно формируются в периоды реляционного стресса в критические моменты нашего развития. Эти убеждения и решения подкрепляются вербальными и невербальными коммуникациями в нашей жизни. Затем мы продолжаем жить по этим сценариям, когда становимся старше, и это может оказаться неадекватным, потому что определенные сценарии подавляют наши рациональные реакции здесь и сейчас, спонтанность и непредубежденность в наших нынешних отношениях.

Сценарии развиваются в результате повторяющихся неудач в значимых отношениях, когда люди испытывают несоответствие, разрыв и/или разрушение, и им приходится придумывать мировоззрение, которое помогает им справиться с тем фактом, что их потребности в развитии не были удовлетворены. Следовательно, сценарии — это способ саморегуляции или самоуспокоения. Хотя они в значительной степени формируются нашими бессознательными имплицитными воспоминаниями, эти сценарии могут проявляться в наших соматических реакциях в виде физиологического дискомфорта, подавленного или усиленного аффекта и переноса отношений. Поскольку эти реакции закодированы в нашей биохимической структуре и в нашей основной, когнитивной системе убеждений, они служат планом или «жизненным планом» того, как мы видим себя, других и мир, а также то, как мы относимся друг к другу. в различных обстоятельствах.

Конечно, сценарии также частично формируются смоделированным поведением, предложениями, атрибуциями или сравнениями, а также явными или скрытыми сообщениями от основных опекунов и сверстников. Предписания и разрешения — это команды или требования делать или не делать определенные вещи. Примеры запретов:

  • Не доверяй никому
  • Не будь собой
  • Не будь ребенком
  • Не чувствуй
  • Не думай
  • Будь сильным
  • Будь сильным
  • 0017 Угождай всем
  • Будь собой

Жизненные позиции

Сценарии, которые мы формируем в детстве, приводят нас к принятию одной из четырех позиций:

  1. Я в порядке – Ты в порядке
  2. Я в порядке OK – Ты не в порядке
  3. Я не в порядке – Ты в порядке
  4. Я не в порядке – Ты не в порядке

Первая позиция, Я в порядке – Ты в порядке , , как правило, является самым здоровым, потому что люди обладают уверенным чувством собственного достоинства, демонстрируют здоровую уверенность, самоуважение и самоэффективность и уважают других, даже если они с ними не согласны. Люди, занимающие эту позицию, верят, что они обладают врожденной ценностью и достоинством, как и другие. Они, как правило, открыты и честны, готовы понимать других и работать с ними.

Вторая позиция, Я в порядке – Ты не в порядке, описывает людей, которые проецируют свою неуверенность и трудности на других людей и поэтому могут быть обвиняющими, враждебными и критическими людьми. Они, как правило, имеют чувство собственной грандиозности или превосходства и проецируют свое презрение, гнев и пренебрежение на других, которых считают низшими и некомпетентными. Люди, занимающие эту позицию, могут считать себя «нормальными» только в том случае, если других считают хуже и ниже, и они не могут признать свои собственные недостатки.

Третья позиция, Я не в порядке – Ты в порядке, описывает людей, которые страдают от чувства неуверенности в себе и считают себя в корне несовершенными, неадекватными, неполноценными или бесполезными. Они могут быть в депрессии и могут чувствовать себя бессильными в улучшении себя, потому что они всегда сравнивают себя с другими и верят, что обречены на неудачу. Поэтому они преуменьшают свои собственные достижения и сильные стороны и всегда стремятся угодить другим, потому что внешнее одобрение — это то, что дает им мимолетное чувство собственного достоинства.

Четвертая позиция, Я не в порядке – Ты не в порядке, описывает людей, которые также полны безнадежности, но это чувство усугубляется всепроникающим ощущением бесполезности мира. Они верят, что никто не является достаточно хорошим, и что все, включая их самих, по своей природе плохие или сломленные. Они склонны отдаляться от мира, а в худшем случае, скорее всего, уничтожат себя и других (т. е. убийства и самоубийства).

Важность жизненных сценариев

Что делает жизненные сценарии такими важными, так это тот факт, что мы живем, желая воплотить их в жизнь. Они подобны самоисполняющимся пророчествам, потому что мы фильтруем свой опыт через наши жизненные сценарии и отбрасываем точки зрения или мнения, которые не совпадают с нашими предвзятыми представлениями о себе и других. Это может быть разрушительным, если наши жизненные сценарии подавляют наше самоощущение и нашу способность формировать значимые отношения с другими. К счастью, транзактный анализ утверждает, что мы можем решить эту проблему, потому что у нас есть возможность влиять на то, как сбывались наши жизненные сценарии. Действительно, даже несмотря на то, что у нас есть ограниченный контроль над окружающей средой нашего детства или социальными условиями, мы являемся разумными существами, которые используют информацию вокруг нас, чтобы прийти к определенным выводам, убеждениям и решениям, которые можно забыть, как только мы признаем их.

Осознание наших жизненных сценариев

В заключение отметим, что еще одна важнейшая цель транзакционного анализа в терапии — осознание нашего жизненного сценария и изменение неадаптивных и нездоровых частей. Поступая так, мы можем проявить себя в наших отношениях полностью присутствующими, исцелившимися и готовыми общаться с другими из места безопасности, доверия и уважения. Мы можем избегать общения с людьми, которые причиняют нам вред, мы можем устанавливать границы, которые защищают нас, и мы можем сосредоточиться на построении отношений, которые приносят удовлетворение и дают жизнь.

Терапевтические отношения и союз имеют решающее значение в этом процессе, потому что в лучшем случае они обеспечивают новый прототип того, как должны выглядеть здоровые отношения. Клиенты, как правило, проявляют себя в терапии так же, как они проявляются в своих личных отношениях, и хотя другие могут не знать, как помочь вам исцелиться от ваших самосаботажных или нездоровых моделей отношений, терапевт способен идентифицировать эти убеждения и модели, когда они им противостоят. появляться и работать с вами над их изменением к лучшему.

Многие терапевты ценят эмпатию, безусловное позитивное отношение и доверие в своей работе с клиентами, потому что это помогает построить прочные терапевтические отношения, в которых чувство стыда лишено силы. В самом деле, стыд делает свою самую мощную работу в тени и мешает нам быть искренними или честными в отношении нашей боли, потому что мы боимся быть осужденными, осужденными или исключенными. Уязвимость, однако, противоположна стыду, потому что она позволяет нам владеть своей историей, смотреть в лицо теням, которые контролируют нас, и вытягивать эти тени на свет, чтобы мы могли найти истинное, устойчивое исцеление.

Если вы знаете, как ваш жизненный сценарий повлиял на вас и продолжает влиять на ваши отношения, я был бы рад связаться с вами! Пожалуйста, позвоните нам, чтобы назначить встречу сегодня!

 

Изменение отношения – понимание жизненной позиции для самосознания

Просмотры сообщений: 4519

«Отношение — это предрасположенность или тенденция положительно или отрицательно реагировать на определенную идею, объект, человека или ситуацию» ….онлайн-словарь.

Позитивное отношение к жизни — залог успеха и счастья. Какими бы ни были падения в жизни, позитивный настрой может многое сделать для облегчения ума и указать путь вперед. Но дело в том, что все мы функционируем с разной степенью позитивного мышления. Почему у разных людей оно разное и как добиться изменения отношения даже в очень сложных ситуациях?

Как специалист в области психического здоровья я рассматриваю отношение как способ определить личность человека. Отношение, в свою очередь, определяется выражением человеком чувств, убеждений и ценностей. Лучшее понимание себя посредством самосознания помогает выработать правильное отношение.

Чувства — это врожденные и приобретенные эмоции; Убеждения — это наш взгляд на мир, жизнь, других и себя; и Ценности – это руководящие принципы, которыми мы руководствуемся в своей жизни. Наши убеждения и ценности проистекают из того, чему мы научились в процессе воспитания; и насколько сильно обучение было усвоено. Ценности, убеждения и чувства влияют на наше поведение и составляют элементы нашей личности.

Таким образом, установка сложна и приобретается через прошлый и настоящий опыт. Тем не менее, изменение отношения возможно с осознанием.

Жизненные позиции – Трансактный анализ доктора Эрика Берна

Согласно Трансактному анализу доктора Эрика Берна, существуют четыре экзистенциальные позиции, к которым обычно все люди приспосабливаются в самом раннем возрасте своей жизни. Это

  • Я в порядке, ты в порядке
  • Я не в порядке, ты в порядке
  • Я в порядке, ты не в порядке
  • Я не в порядке, ты не в порядке

Простое на первый взгляд слово «ОК», использованное Берном, имеет глубокий смысл. Это означает, что все люди достойны, ценны и достойны уважения.

Он считал, что все люди рождаются Я в порядке, ты в порядке . Однако, исходя из их опыта в ближайшем окружении; то, как их кормят, о них заботятся, любят, уговаривают и т. д. в первые 6 месяцев их жизни, они приспосабливаются к одной из четырех позиций.

Эрик Берн назвал эти позиции Life Positions ; психологическое чувство, которое человек держит в себе; не только о себе, но и о других и мире. В младенчестве эта позиция выражается в виде чувства или ощущения в теле.

Последующий жизненный опыт укрепляет эти жизненные позиции; и они становятся окнами, через которые человек смотрит на мир и других. Позитивные убеждения и ценности в годы взросления укрепляют жизненную позицию «Я в порядке, ты в порядке». Негативные и ограничивающие убеждения и ценности будут двигать человека к трем другим нездоровым позициям.

Отношения строятся из жизненных позиций
  1. Человек, у которого было достаточно здоровое и любящее детство, может занимать жизненную позицию Я в порядке, ты в порядке . Это означает, что человек хорошо относится к себе и другим. Человек способен доверять другим и имеет отношение «Ложиться» . Люди в этом положении выглядят оптимистичными, уравновешенными и внимательными .
  2. Человек, о котором не заботятся и чьи многие основные потребности не удовлетворяются в раннем возрасте, часто соскальзывает в жизненную позицию Я не в порядке, ты в порядке . Это расценивается как депрессивная позиция, и человек в конечном итоге чувствует себя неадекватным и неполноценным.
    Они считают других выше себя. Этим людям трудно доверять другим, и их преобладающими чувствами являются печаль и страх . Они придерживаются позиции « Уходи от » и отступают в большинстве ситуаций.
  3. Некоторые младенцы в раннем возрасте подвергаются жестокому обращению или серьезному пренебрежению. По мере взросления они часто злятся и соскальзывают в жизненную позицию Я в порядке, ты не в порядке . Это в первую очередь защитная позиция, в которой смысл « не в порядке» приводит к обвинению и недоверию других. Это расценивается как параноидальная позиция, и эти люди реагируют на других с ярость и разочарование и придерживайтесь позиции «Избавьтесь от» .
  4. В худшем случае это те, кто соскальзывает в Жизненную позицию Я не в порядке, ты не в порядке . Это происходит из-за отказа или обстоятельств, которые были действительно трудными, и человек теряет полную надежду на жизнь.
    Они испытывают чувство бесполезности и принимают позицию «Нигде» . Происходит полный подрыв доверия к другим и окружающей среде. Они часто теряют рассудок или совершают самоубийство.

Когда мы наблюдаем за собой или другими, которые постоянно испытывают позицию жертвы, обвиняющего или тщетности во многих ситуациях, вполне вероятно, что человек соскользнул в одну из трех нездоровых жизненных позиций.

Можно также заметить, что мы можем сохранять здоровое позитивное отношение к жизни в большинстве ситуаций, но скатываемся к нездоровому во время стресса. Это свойственно всем нам. Однако то, как быстро мы возвращаемся в здоровое положение, зависит от человека.

Чем больше травма в детстве, тем труднее вернуться назад; именно тогда профессиональная помощь становится решающей и важной для изменения отношения.

Изменение отношения приходит вместе с осознанием

Гуманистический и позитивный подход философии транзакционного анализа доктора Берна заключается в том, что «люди решают свою судьбу, и у них есть возможность принять новое решение». Мы не можем изменить свое прошлое, но мы можем измениться. вещи в настоящем, развивая самосознание. Это способно исцелить прошлое и найти то, что необходимо в настоящем.

Как мы можем работать над изменением отношения?

Люди с жизненной позицией «Я не в порядке, ты в порядке» могут
  • Стремиться к позитивным и заботливым отношениям. Общайтесь с искренними и заботливыми друзьями.
  • Научитесь осознанно доверять людям.
  • Учись просить о помощи и не думай, что люди поймут.
  • Научитесь ценить себя и других.
  • Практикуйте позитивные аффирмации, которые, в свою очередь, позволят удерживать позитивные мысли.
  Те   с жизненной позицией «Я в порядке, ты не в порядке» могут
  • Определить источник гнева и выразить его в безопасных отношениях. Научитесь говорить о гневе, а не кричать или проявлять агрессию.
  • Выберите доверенное лицо или профессионала, который будет сопровождать вас в этом процессе.
  • Верьте, что уязвимость — это нормально, а не слабость.
  • Начните с того, что доверяйте нескольким людям и сломайте стену, которую построили вокруг себя.
  • Научитесь расслабляться, дышать и практиковать осознанную медитацию.
 Лица с жизненной позицией Я не в порядке, ты не в порядке могут
  • В зависимости от серьезности проблемы обратиться за профессиональной помощью
  • Снова определите источник проблемы и доведите до сознания то, что необходимо сейчас.
  • Выбирайте здоровые, заботливые и позитивные отношения. Начните с одного человека. Один хороший друг может быть всем, что вам нужно.
  • Не торопитесь со своим процессом и позвольте себе оплакивать прошлое.
  • Практикуйте творческую визуализацию, которая поможет вам культивировать положительные чувства и мысли.

Позитивное отношение к жизни важно для личного роста и развития. Это может произойти, выражая невыраженные чувства в безопасной среде, работая над своими ограничивающими мыслями и в целом живя в безопасной и заботливой среде.

37

Пожалуйста, оставьте свои комментарии внизу и поделитесь с другими, если вам понравилась эта статья.

Теги: Изменение отношения Убеждения и ценности Транзактный анализ доктора Эрика Берна Жизненные позиции Позитивное мышление Самосознание

Транзактный анализ. Часть III (Сценарии, которым мы следуем)

 По словам Эрика Берна, решения о себе, нашем мире и наших отношениях с другими выкристаллизовываются в течение первых 5 лет нашей жизни. Эти решения основаны на поощрительных или уничижительных поглаживаниях, которые мы получаем от наших родителей и других людей. На основании этих решений мы принимаем одну из четырех основных психологических жизненных позиций, которая во многом определяет наш образ мыслей, чувств и поведения.

Наши ранние экзистенциальные решения подкрепляются сообщениями (вербальными и невербальными), которые мы продолжаем получать в течение жизни. Это также подкрепляется результатами наших игр и интерпретациями событий.

Берн утверждает, что дисфункциональное поведение является результатом самоограничивающих решений (принятых в детстве в интересах выживания), которые завершаются нездоровым жизненным сценарием.

Как правило, после того, как человек определился с жизненной позицией, существует тенденция к тому, чтобы она оставалась неизменной, если не предпринимается какое-либо вмешательство, такое как терапия, для изменения лежащих в основе решений.

Целью психотерапии транзакционным анализом является изменение нездорового жизненного сценария. Это основано на предположении, что поскольку мы приняли решение в первую очередь, , у нас есть возможность изменить его . Как только наш сценарий станет известен нам, есть надежда, что мы сможем действовать по-другому.

Жизненные позиции

Есть четыре жизненные позиции:

Я в порядке — ты в порядке

Я в порядке — ты не в порядке

Я не в порядке — ты в порядке

Я не в порядке — Вы не в порядке

Позиция Я в порядке — Вы в порядке Позиция известна как здоровая позиция и обычно не требует игры. Это вера в то, что люди имеют базовую ценность, ценность и достоинство как человеческие существа. То, что с людьми все в порядке, — это утверждение об их сущности, а не обязательно об их поведении. Эта позиция характеризуется отношением доверия и открытости, готовностью давать и брать и принимать других такими, какие они есть. Люди близки к себе и к другим. Нет проигравших, есть только победители.

Я в порядке — вы не в порядке — это позиция людей, которые проецируют свои проблемы на других и обвиняют их, принижают и критикуют. Игры, укрепляющие эту позицию, включают в себя самопровозглашенного вышестоящего или превосходящего («Я в порядке»), который проецирует гнев, отвращение и презрение на назначенного нижестоящего или козла отпущения («Ты не в порядке»). . Это позиция человека, которому нужен аутсайдер, чтобы поддерживать свое чувство «ОК».

Я не в порядке — ты в порядке известен как депрессивная позиция или позиция «один вниз» и характеризуется ощущением беспомощности по сравнению с другими. Обычно такие люди служат потребностям других, а не своим собственным, и обычно чувствуют себя жертвами. Игры, поддерживающие эту позицию, включают «Ударь меня» и «Мученик» — игры, поддерживающие силу других и отрицающие собственную.

Я не в порядке — Ты не в порядке известна как позиция безнадежности, тщетности и разочарования. Действуя с этого места, люди потеряли интерес к жизни и могут считать жизнь совершенно бесперспективной. Эта саморазрушительная позиция характерна для людей, неспособных справиться с ситуацией в реальном мире, и может привести к крайней замкнутости, возврату к инфантильному поведению или агрессивному поведению, приводящему к травмам или смерти самих себя или других.

На самом деле у каждого из нас есть любимая поза, которой мы занимаемся из-за стресса. Задача состоит в том, чтобы осознать, как мы пытаемся сделать жизнь реальной через нашу основную жизненную позицию и, если необходимо, создать здоровую альтернативу.

Примечание:

Жизненная позиция Я в порядке – Ты в порядке , вероятно, самое известное выражение цели транзактного анализа. То есть установить и закрепить позицию, признающую ценность и ценность каждого человека. Транзактные аналитики считают людей в основном «нормальными» и, следовательно, способными к изменениям, росту и здоровому взаимодействию.

Четыре жизненные позиции были развиты Фрэнком Эрнстом в хорошо известный Корраль ОК, показанный ниже:

Жизненный сценарий

С концепцией основных психологических жизненных позиций связан жизненный сценарий (иногда называемый детским сценарием). Проще говоря, жизненный сценарий — это предсознательный жизненный план, который управляет тем, как мы проживаем жизнь.

Этот сценарий развивается в раннем возрасте в результате сообщений, которые мы получаем от родителей и других людей, и принимаемых нами ранних решений. Его можно рассматривать как четко определенный курс действий, который мы выбираем в детстве и который поддерживается последующими событиями.

Сообщения сценария исходят от:

  • Моделирование: видимые способы поведения взрослых и сверстников.
  • Атрибуции: Когда говорят: «Ты прямо как…»
  • Предложения: советы и поощрения, такие как «Всегда делай все возможное».
  • Судебные запреты и встречные судебные запреты: Требование не делать или не делать что-либо.

Потенциальное сценарное решение принимается, когда человек игнорирует свои собственные потребности свободного ребенка, чтобы выжить. Только после нескольких скидок решение становится частью сценария (если только ситуация не имеет большого значения, например, смерть родителя или брата или сестры). Решения по сценарию — это лучшее, что может сделать ребенок в своих обстоятельствах, и все же вчерашний лучший выбор, сделанный ребенком, может стать очень ограничивающим для взрослого человека.

Жизненные сценарии оказывают глубокое и бессознательное влияние на то, как мы живем. Они влияют на решения, которые мы принимаем. Они контролируют то, что, как мы думаем, мы могли бы легко сделать и что никогда не смогли бы сделать. Они формируют наше представление о себе. И все же мы редко осознаем, откуда они берутся, или даже не знаем, что они вообще существуют.

Жизненные сценарии не все одинаковы, поскольку на них также могут существенно влиять отдельные события, такие как критика со стороны учителя или издевательства со стороны других детей. Они также ограничены унаследованными характеристиками. Например, для невысокого человека было бы необычно (но не невозможно) включить баскетбол в свой жизненный сценарий.

Жизненные сценарии часто имеют общие формы, которые можно выразить очень просто, например, «Я неудачник» или «Я должен помочь спасти мир». Жизненные сценарии могут быть очень подробными или очень расплывчатыми. Они могут быть очень сильными, но могут и сильно ограничивать.

Люди следуют своему сценарию из-за расплаты, знакомого чувства, пытаясь избежать потери любви и в попытке обрести любовь.

Примером жизненного сценария может быть решение, принятое многими мальчиками в раннем возрасте, что плакать и показывать эмоции небезопасно. Это подкрепляется родительскими фигурами и другими опекунами. В результате многим мужчинам трудно понять свои эмоции во взрослом возрасте.

Другой пример, это ребенок, воспитанный в нищете, который видит знаменитостей по телевизору и слышит, как бабушка говорит ей, что она может быть такой, и как на телеэкране появляются люди, которые начинали с нуля, как и ей. Следовательно, она создает фантазии и играет в игры о том, чтобы быть знаменитостью. К ней присоединяются и другие дети, но с ней все гораздо глубже. Она усердно работает и всегда работает волонтером, даже забыв большую часть своих разговоров с бабушкой. В итоге она работает на телевидении, но не как знаменитость, а за кулисами. Хотя ей хорошо рядом со звездами, в ней возникает странная грусть, когда она возвращается ночью в свою маленькую квартирку. Она по-прежнему усердно работает, и глубокая (теперь в значительной степени бессознательная) вера в то, что успех знаменитости найдет ее, движет ею.

Анализ сценария

Как упоминалось выше, наш сценарий разработан на основе наших ранних решений, основанных на нашем жизненном опыте. Это происходит на бессознательном или, в лучшем случае, на предсознательном уровне, и мы можем даже не осознавать, что составили себе план.

Анализ сценария демонстрирует процесс, посредством которого люди приобрели свой сценарий, и стратегии, которые они используют для оправдания своих действий на его основе. Цель состоит в том, чтобы помочь клиентам открыть возможности для внесения изменений в свои ранние программы.

Один из методов, который терапевты используют для раскрытия сценариев, состоит в том, чтобы попросить клиентов вспомнить свои любимые детские истории. Затем клиентов спрашивают, кто их любимый персонаж в истории и с кем они себя отождествляют. Им предлагается рассмотреть начало, середину и конец рассказа. И определить, как они вписываются в рассказы или басни и как рассказ отражается в их нынешней жизни.

Еще один способ получить соответствующий сценарий — попросить клиентов подумать о том, что, по их мнению, произойдет, когда они достигнут старости. Верят ли они, что будут живы в 80 или 9 лет?0 лет, будь здоров, счастлив и доволен? Что, по их мнению, будет на их надгробии или могиле? Что они хотели бы иметь на нем?

В результате изучения своего жизненного сценария клиенты узнают о запретах (см. ниже), которые они некритически принимали в детстве, о решениях, которые они принимали в ответ на эти сообщения, а также об играх и рэкете, которые они теперь используют, чтобы сохранить эти ранние решения. .

Участвуя в процессе самопознания, клиенты расширяют возможности для более глубокого понимания своих незавершенных психологических дел и, кроме того, они приобретают способность предпринять некоторые начальные шаги, чтобы вырваться из своего самоанализа. победа над шаблонами.

Разрешения и запреты

Выбранная нами жизненная позиция основана на поощрительных или уничижительных поглаживаниях , полученных нами от наших родителей (и других лиц).

Родительское обучение часто происходит на бессознательном уровне: когда родители взволнованы поведением ребенка и одобряют его, сообщения, которые они дают, часто являются разрешениями; однако, когда родители чувствуют угрозу из-за поведения ребенка, высказанные сообщения часто являются запретами.

Разрешения, как следует из этого слова, дают ребенку разрешение что-то делать. Например, «Думай»; «Проси то, что хочешь». Они противоположны предписаниям.

Предписания — это запреты или негативные команды от родителей (часто за пределами их осознания), которые исходят из детского эго-состояния родителей (напуганного или злого детского эго-состояния). Это выражение разочарования, фрустрации, беспокойства и несчастья, которые возникают из-за собственной боли родителя.

Судебные запреты устанавливают правила, согласно которым дети учатся жить. Эти сообщения передаются преимущественно невербально и на психологическом уровне между рождением и семилетним возрастом. Судебные запреты включают:

«Не надо»
«Не будь»
«Не принадлежь»
«Не будь ребенком»
«Не будь рядом»
«Не будь в здравом уме»
«Не будь я не чувствую»
«Не взрослей»
«Не надо»
«Не отделяйся от меня»
«Не будь тем полом, который ты есть»
«Не получается»
«Не надо» не думаю»
«Не хочу»
«Не будь здоров»
«Не будь собой»

Ребенок отвечает на эти запреты и принимает решение по сценарию. Именно негативные сценарные решения могут вызвать трудности в дальнейшей жизни.

Макнил предложил ребенку принять два решения – отчаянное и вызывающее. Отчаянное решение принимается, когда ребенок принимает родительское сообщение о том, что с ним или с ней что-то не так. Вызывающее решение принимается, когда ребенок пытается бороться с родительским посылом. Он/она развивает копинг-поведение, чтобы сопротивляться запретительному сообщению и справляться с обстоятельствами. Такое совладающее поведение, как правило, является крайностями, которых невозможно достичь, и поэтому они обречены на неудачу.

Встречные предписания

Когда родители замечают, что их сыновья или дочери не преуспевают или им некомфортно с тем, кто они есть, они пытаются «противодействовать» эффекту более ранних сообщений с помощью встречных предписаний. Эти сообщения исходят из родительского эго-состояния родителей и передаются на социальном уровне . Они передают «должен», «должен» и «надо» родительских ожиданий. Примеры встречных предписаний:

«Стань совершенным»
«Старайся изо всех сил»
«Поторопитесь»
«Будьте сильными»
«Пожалуйста»

Сообщения, подаваемые на психологическом уровне, гораздо более сильны и долговечны, чем те, которые даются на социальном уровне, поэтому проблема с этими контрприказаниями заключается в том, что они не имеют значения. как бы мы ни старались угодить, нам кажется, что мы все еще делаем недостаточно или недостаточно.

Решения

Следующий список, основанный на работе Гулдингов, включает общие судебные запреты и некоторые возможные решения, которые могут быть приняты в ответ на них:

«Не делайте ошибок».
Дети, которые слышат и принимают это сообщение, часто боятся идти на риск, который может выставить их глупыми. Они склонны приравнивать совершение ошибок к неудаче.

Возможные решения:
«Я боюсь принять неправильное решение, поэтому просто не буду принимать решение».
«Поскольку я сделал глупый выбор, я больше не решусь ни на что важное!»
«Мне лучше быть идеальным, если я надеюсь, что меня примут».  

«Не будь».
Это смертельное сообщение часто передается невербально, когда родители держат (или не держат) ребенка. Основное сообщение: «Я бы хотел, чтобы ты не родился».

Возможные решения:
«Я буду пытаться, пока ты не полюбишь меня».  

«Не подходи близко».
С этим запретом связаны сообщения «Не доверяй» и «Не люби».

Возможные решения:
«Однажды я позволил себе полюбить, и это имело неприятные последствия. Никогда больше!»
«Поскольку страшно подходить близко, я буду держаться подальше».  

«Не важно».
Если вас постоянно недооценивают, когда вы говорите, вы, вероятно, считаете себя неважным.

Возможные решения:
«Если я когда-нибудь стану важным, я преуменьшу свои достижения».

» Не будь ребенком.»
В этом сообщении говорится: «Всегда действуй как взрослый!» «Не будь ребячливым». «Сохраняйте контроль над собой».

Возможные решения:
«Я позабочусь о других и сам многого не попрошу».
«Я не позволю себе развлекаться».  

«Не расти».
Это сообщение исходит от испуганного родителя, который разными способами отговаривает ребенка от взросления.

Возможные решения:
«Я останусь ребенком и таким образом заставлю своих родителей одобрить меня».
«Я не буду сексуальной, и тогда мой отец не оттолкнет меня».  

«Не удалось».
Если детей поощряют за неудачи, они могут принять сообщение не стремиться к успеху.

Возможные решения:
«Я никогда не сделаю ничего идеального, так зачем пытаться?»
«Я добьюсь успеха, чего бы это ни стоило».
«Если я не добьюсь успеха, то мне не придется оправдывать высокие ожидания, которые возлагают на меня другие».  

«Не будь собой».
Это включает в себя внушение детям, что они не того пола, формы, размера, цвета или что у них есть идеи или чувства, которые неприемлемы для родителей.

Возможные решения:
«Они бы меня любили, только если бы я была мальчиком (девочкой), поэтому добиться их любви невозможно».
«Притворюсь, что я мальчик (девочка)».  

«Не быть в здравом уме» и «Не быть здоровым».
Некоторым детям уделяется внимание только тогда, когда они физически больны или ведут себя как сумасшедшие.  

Возможные решения:
«Я заболею, и тогда меня включат».
«Я сошел с ума».  

«Не принадлежит».
Этот судебный запрет может означать, что семья считает, что ребенок никому не принадлежит.  

Возможные решения:
«Я навсегда останусь одиночкой».
«Я нигде не буду принадлежать».

Повторные решения

Какие бы предписания ни получали люди, и какими бы ни были результирующие жизненные решения, транзактный анализ утверждает, что люди могут добиться существенных изменений в жизни, изменив свои решения — приняв новое решение в данный момент. Основное предположение ТА состоит в том, что все, что было изучено, может быть изучено заново.

В процессе ТА-терапии клиентам часто предлагается вернуться к сценам детства, в которых они пришли к самоограничивающим решениям. Оказавшись там, клиенты вновь переживают эту сцену, а затем вновь переживают ее в фантазии каким-то новым образом, что позволяет им отказаться от своих старых решений и принять новые.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *