Олигофрения это психическое заболевание: Умственная отсталость, или олигофрения — причины появления, симптомы заболевания, диагностика и способы лечения

ЗПР и умственная отсталость: общее и различия

Разницу между умственной отсталостью и задержкой психического развития людям, которые никогда не сталкивались с этими проблемами, не всегда видна. Однако это разные заболевания с принципиальными отличиями. Главное среди в том, что дети с ЗПР при своевременной коррекции могут стать полноценными членами общества, тогда как у малышей, страдающих умственной отсталостью, психической прогресс невозможен. Есть, однако, и третий вариант, когда ЗПР, не замеченная и не вылеченная вовремя, усугубляется, превращаясь в УО.

Дети с ЗПР

Задержкой психического развития называют пограничное состояние: это не норма, но и не умственная отсталость. Болезнь выражается замедлениями темпов развития, характерных для конкретного возрастного периода. При этом страдают все функции психики – внимание, речь, эмоционально-волевая сфера и другие. 

Дети отличаются ограниченностью интеллектуальной деятельностью, предпочтениями к играм, быстрой усталостью от выполнения интеллектуальных задач.

  Поведение ребенка не соответствует биологическому возрасту, однако при правильной и своевременной коррекции он способен адаптироваться к социальным условиям и повысить уровень своего развития.

Причины, которые вызывают ЗПР, могут быть биологическими и социальными. Первая группа – это внутриутробные заболевания, инфекции, травмы при родах, недоношенность, генетические отклонения и тяжелые инфекции в раннем возрасте. Социальные факторы, определяющие формирование ЗПР:

  • педагогическая запущенность;
  • отсутствие целенаправленного воспитания;
  • регулярные психические травмы;
  • ограниченность жизнедеятельности.

В зависимости от того, какие причины вызвали ЗПР, болезнь проявляется в нескольких формах:

  1. Встречается у детей, имеющих инфантильный тип телосложения. Как правило, их поведение определяется яркими эмоциями, что характерно для ранней стадии развития ребенка.
    Малыши охотно вовлекаются в игры, особенно подвижные, стремятся творчески проявить себя. В школе им трудно соблюдать дисциплину по причине сниженной способности к контролю над своим поведением. Если вовремя не принять мер и не начать коррекцию, нельзя исключать социальной дезадаптации в будущем.
  2. Возникает на фоне хронических соматических заболеваний, которые вызывают упадок сил и снижение активности деятельности. Для детей характерна робость, склонность к сомнениям, неуверенность в себе. Основное заболевание становится причиной гипероперки со стороны родителей, что только усиливает инфантилизм. Дети отличаются эмоциональной нестабильностью, они не могут долго концентрировать внимание. Для этой группы характерна высокая тревожность и пониженная самооценка.
  3. Развивается как следствие педагогической запущенности. Изначально их нервная система нормальна, как и физическое здоровье. Однако при недостатке необходимой для развития информации и общения со значимыми взрослыми нужные умения и навыки у них не развиваются. Эта форма характеризуется так называемым мозаичным мышлением. Для него характерны отрывочные знания, которые не подкреплены личными переживаниями. В знакомых ситуациях дети могут проявлять себя очень сообразительными, высказывать интерес. Но в условиях развития при дефиците внимания его поведение становится бесконтрольным, он не может совладать с импульсивностью и эмоциями. Кроме того, гиперопека формирует эгоцентризм, склонность к безделью. В целом для ребенка характерны развиты психические функции, но при этом может не уметь читать, писать или выполнять математические действия.
  4. Эта форма заболевания обусловлена поражением ЦНС при беременности, во время родов или на первом году жизни. Инфантилизм ребенка проявляется во всех сферах. Характерны высокая нервная возбудимость, нарушения сна, примитивность эмоций. Несмотря на то, что игра у таких детей преобладает над учебой, она обычно однообразная. Условно таких детей можно разделить на две группы. Для одних характерна импульсивность, для вторых – напротив, страхи, робость.

В целом ЗПР – это не тотальное недоразвитие, а лишь замедление нормального темпа развития. При своевременной профессиональной коррекции большинство изменений обратимы.

Умственная отсталость


Умственной отсталостью называют недоразвитие психической деятельности. Чаще всего оно спровоцировано генетическими заболеваниями, травмами, сильными инфекциями, в том числе внутриутробными.

Для заболевания характерны следующие особенности:

  • Тотальное поражение нервно-психических функций. В первую очередь, страдает речь: у детей очень скудный словарный запас, они не могут выстраивать грамматические конструкции. Эмоции у таких малышей однообразные, часто им трудно их контролировать.
  • Изменения мышления. У ребенка недоразвиты самые базовые психические процессы – память, внимание, восприятие, речь.

Среди форм УО самой распространенной является олигофрения. Это повреждение мозга, имеющее необратимый характер, приобретенное или врожденное. Выделяют три типа олигофрении, которые различаются в зависимости от выраженности нарушений интеллекта. Так, при дебильности IQ может составлять 50-70, то при идиотии – не более 20.

  • Дебильность. Дети с этой формой заболевания могут освоить простой труд, несмотря на то, что новые навыки даются им с трудом. Однако они могут овладеть навыками письма, чтения, счета.
  • Имбицильность. Ребенка можно научить простым навыкам самообслуживания, он может запоминать информацию, что позволяет освоить учебу на базовом уровне.
  • Идиотия. Глубокие необратимые нарушения. Дети неспособны к самообслуживанию, не узнают людей, кроме тех, кто за ними ухаживает. Поведение зависит от инстинктов, речь непонятная, эмоции не свойственны.

Еще одна форма УО – деменция, которая может развиваться у ребенка старше 2 лет. В этом случае психическая деятельность изначально была нормальной, но вследствие травм или инфекций начался распад психических функций, имеющий, как и все формы умственной отсталости, необратимый характер.

Общее между ЗПР и УО

Нередко встречаются ситуации, когда неопытные врачи ставят неверный диагноз – УО, тогда как на самом деле речь идет о ЗПР. Ошибиться действительно несложно: легкая степень УО и ЗПР у детей часто проявляются схожими симптомами:

  • незрелость эмоционально-волевой сферы;
  • инфантилизм;
  • неразвитая познавательная активность;
  • ограниченные представления об окружающем мире;
  • нарушение психических функций;
  • отсутствие навыков анализа, синтеза, сравнения.

При обоих заболеваниях наблюдаются нарушения психических функций и их развитие, не отвечающее возрасту ребенка. Однако опытный специалист проводит дифференцированную диагностику, поскольку методы терапии при этих заболеваниях разные.

Разница между УО и ЗПР

Умственная отсталость – это не отдельное заболевание, а целый комплекс синдромов, которые вызваны врожденными или приобретенными патологиями мозга.

Отмечается интеллектуальная недостаточность, психическое недоразвитие. Интеллект ребенка застывает на определенном уровне и не может преодолеть его, как бы профессионально ни занимались с ним педагоги.

ЗПР, в отличие от УО, — состояние обратимое, поскольку вектор развития ребенка тот же, что у обычных детей, но снижены темпы. Дети, страдающие ЗПР, обучаемые, их поведение адекватно, они могут решать многие задачи по аналогии. Еще одна характерная черта – скачки в развитии мыслительной деятельности (например, внимание резко повышается к 8 годам). Прогноз при ЗПР относительно благоприятный, и благодаря занятиям с педагогами и психологами при участии семьи дети могут обучаться так же, как сверстники.

Переход ЗПР в УО

Дефекты, которые проявляются при ЗПР, могут не только устраняться, но и регрессировать, превращаясь в УО. Кроме того, важно учитывать, что термин ЗПР применяется только по отношению к дошкольникам и младшим школьникам. Если после окончания начальной школы дефекты сохраняются – говорят об умственной отсталости.

Симптомы заболевания, как правило, прогрессируют при отсутствии своевременной коррекции или при неправильном подборе ее методов. Если время упущено, дефекты усиливаются во всех сферах:

  • Усиливается искажение познавательных процессов – памяти, внимания, восприятия. В конечном итоге это вызывает значительное снижение интеллектуальной деятельности.
  • Не прогрессирует речь ребенка, поэтому информацию об окружающем мире он получает в недостаточно количестве. Нарушается коммуникация, ребенок замыкается в себе. Практически невозможно установление контакта как со взрослыми, так и со сверстниками.
  • Дети не могут осваивать даже элементарные учебные и бытовые навыки. Смена ведущей игровой деятельности на познавательную в соответствии с возрастом не происходит.
  • Страдает эмоционально-волевая сфера, ребенок утрачивает способность контролировать собственные эмоции. Он становится излишне агрессивным, вспыльчивым и импульсивным или же, наоборот, уходит в себя, становится вялым и апатичным.

Особую роль в процессе трансформации ЗПР в УО играют контакты с близкими людьми, особенно с матерью. Если ребенок не получает от нее любви и поддержки, если чувствует раздражение, он может стать капризным и упрямым либо, наоборот, впасть в ступор. Отсутствие эмоциональной связи с матерью приводит к появлению страхов, повышенной тревожности.

В целом дети постепенно утрачивают связь с окружающим миром. Они не могут получить профессию, адаптироваться в коллективе, установить коммуникации. При запущенной стадии ЗПР ребенок становится беспомощным и инфантильным, что в конечном итоге приводит к развитию умственной отсталости.

Диагностика ЗПР


Для постановки диагноза необходимо комплексное обследование, в котором принимают участие педагог, психолог, психиатр, невролог и другие врачи. Программа диагностики включает:

  • Изучение анамнеза, в том числе внутриутробного развития. Это позволяет установить причины нарушений.
  • Общение с ребенком – очная беседа, обследование психологом, тестирование.
  • Общение с родителями для выяснения социально-бытовых условий, в которых живет ребенок, психологической обстановки в семье, отношений между ее членами. 

На основе полученной информации специалисты устанавливают причины появления дефектов, выявляют степень их выраженности, делают прогноз и составляют план коррекции.

Коррекция ЗПР

Процесс коррекции дефектов достаточно сложный и длительный, с привлечением нескольких специалистов:

  • Задача дефектолога – развитие когнитивных функций.
  • Психолог занимается формированием эмоционально-волевой сферы. Используются игровая и песочная терапия, арт-терапия  другие методы.
  • Коррекция речи, как устной, так и письменной – зона ответственности логопеда.

Оптимальное решение – коррекция нарушений в дошкольном возрасте, до поступления в школу. Чтобы не упустить время, необходимо не реже раза в год проходить обследование у невролога, посещать детского психолога. ЗПР поддается коррекции, но занятия должны быть регулярными и постоянными, а родителям необходимо подготовиться к тому, что положительного эффекта придется ждать довольно долго. 

Кроме того, не исключено, что ребенок не сможет обучаться в обычной школе, поэтому рекомендуется обратиться в специализированные коррекционные школы, где с детьми работают по особым программам, позволяющим им освоить необходимые знания и навыки.


В чём разница между ЗПР и УО? Как её обнаружить максимально рано?

В чём разница между ЗПР и УО? Как её обнаружить максимально рано?

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Дата публикации: 30 июня, 2019

Обновлено: 16 марта, 2023

Отставание в развитии ребёнка от сверстников становится видно уже в первые годы жизни малыша. Крайне важно в это время уделить внимание диагностике и исследованию сути патологии, так как от правильности диагноза будет зависеть дальнейшее лечение, коррекция и возможное выравнивание состояния. Или ухудшение, прогрессирование при неправильно обозначенной болезни.

Как правило, ЗПР или умственную отсталость (УО) выявляют у детей в дошкольном возрасте, важно знать, как их отличить друг от друга. Ведь в раннем возрасте, у этих двух заболеваний симптомы схожи.

Несмотря на сходство, между умственной отсталостью и ЗПР существуют качественные различия, позволяющие точно поставить диагноз, провести необходимую работу и позволить малышу в будущем адаптироваться в мире. Если же в раннем возрасте болезнь определена неверно, время, необходимое для коррекции, будет безвозвратно упущено и ситуация усугубится.

Содержание статьи:

  • 1 Основные отличия ЗПР от УО
    • 1.1 Проблемы детей
    • 1.2 Таблица отличий умственной отсталости и ЗПР
      • 1.2.1 Различия при диагностике
  • 2 Список использованной литературы

Главное различие между ЗПР и олигофренией состоит в природе заболевания, все прочие отличия вытекают из неё.

Олигофрения (умственная отсталость) – это постоянное, неизменное умственное недоразвитие, возникшее из-за органического повреждения головного мозга в период беременности или в первые недели жизни ребёнка. Нередко развивается из-за генетической предрасположенности или после травмы головного мозга. Необратима.

Современная медицина выделяет 3 степени умственной отсталости:

  • Дебильность – слабая форма проявления. При слабой выраженности, ребёнок внешне ничем не будет отличаться от сверстников. Однако при общении, разница станет заметна. Эмоциональность у таких деток сохраняется, а вот внимание привлечь надолго невозможно. Запоминают они новую информацию тяжело и ненадолго, воспринимать абстрактные понятия неспособны.
  • Имбецильность – средняя форма, проявляющаяся не только в поведении, но и во внешности больного. Вместе с поражением мозга часто сочетается недоразвитие каких-либо органов, дефекты конечностей или частей лица. Ребёнок способен понимать окружающих, произносить простые слова и фразы. Изъясняется и понимает только глаголы и существительные, редко может грамматически правильно построить предложение.
  • Идиотия – тяжёлая форма олигофрении. Повреждён как мозг, так и тело. Подобные люди редко способны ходить, страдают от недоразвитости внутренних органов и конечностей. У них фактически не развивается мышление и речь. Они способны произносить только отдельные звуки и слова, не понимают речь окружающих, не отделяют своих от чужих.

Каждая из перечисленных выше форм отсталости, делится ещё на 4 степени тяжести в зависимости от баллов IQ:

  • лёгкая – 50 -60;
  • умеренная 35-40;
  • тяжёлая 20-34;
  • при показателях в 20 баллов и ниже, выставляется глубокая степень.

Развитие ЗПР обусловлено лёгким поражением тканей мозга или обходится без них, являясь реакцией на инфекционное заболевание или сильный стресс, перенесённый в раннем возрасте.

Проблемы детей

Детям с задержкой психического развития тяжело даётся общение со сверстниками и старшими людьми. У них возникают проблемы с запоминанием и воспроизведением информации, внимательностью, навыками самообслуживания, воображением и творческой деятельностью. Однако снижения интеллекта не отмечается.

Как правило, ребята с ЗПР демонстрируют достаточно высокие баллы IQ.

Однако не могут в определённый период жизни использовать все возможности мозга. А из-за этого развиваются медленнее сверстников.

Главный ответ на вопрос: «Чем отличается умственная отсталость (УО) от ЗПР?».

Таблица отличий умственной отсталости и ЗПР

В большинстве случаев ЗПР выявляется у младших школьников или при подготовке к школе. В этом возрасте между проявлениями болезней уже явно видна разница.

Таблица отличий ЗПР и лёгкой умственной отсталости (УО):

При сравнении с помощью таблицы ЗПР и умственной отсталости видно, что задержка психического развития – гораздо более легкий диагноз.

Различия при диагностике

Человек, несведущий в медицине, отличить УО от ЗПР в раннем возрасте едва ли сможет. Однако при диагностике, проводимой специалистами, сразу понятно, чем отличается ЗПР от олигофрении.

В первую очередь при внешней схожести отличия олигофрении от ЗПР будут видны при тестах на:

  • ознакомление, усвоение, применение знаний и умений на практике;
  • способность применять усвоенные знания при выполнении похожей задачи;
  • стремление к развитию;
  • способность просить о помощи и принимать её от окружающих.

По результатам исследования проводится коррекционная работа различными людьми:

  • психологами;
  • невропатологами;
  • логопедами;
  • социальными педагогами;
  • родителями.

Крайне важно, чтобы необходимая педагогическая коррекция велась непрерывно, в том числе и дома. Для особенных детей также важна атмосфера в доме, при стрессе темп улучшений резко снижается, может отмечаться регрессия.

При перспективах к улучшению состояния ведётся работа по основным направлениям:

  • освоение навыков и знаний о мире с меньшим темпом, чем у сверстника и при помощи специалистов;
  • развитие способности к речи, контроля над ней;
  • умение концентрировать внимание на определённой задаче;
  • повышение мотивации к обучению при помощи игровых методик.

При ЗПР необходимо добиться успешного развития ребёнка до уровня среднестатистических сверстников к периоду полового созревания. При олигофрении, состояние человека можно только стабилизировать, не позволив регрессировать глубже.

Патологию диагностируют не только с помощью внешнего осмотра и психолого-педагогических тестов, но и при помощи изучения состояния головного мозга, специальных анализов.

Ребёнок с УО способен освоить основные необходимые для жизни навыки (в зависимости от тяжести состояния), но требует ежедневной работы по их отработке, чтобы оставаться на одном уровне развития. Так как при прекращении систематической коррекционной работы происходит немедленный регресс.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Ваш e-mail

Согласен (-на)с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных
Please leave this field empty.

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Please leave this field empty.

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Подробнее о детях Подробнее о ЗПРР

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Умственная отсталость и шизофрения | JAMA

Умственная отсталость и шизофрения | ДЖАМА | Сеть ДЖАМА [Перейти к навигации]

Эта проблема

  • Скачать PDF
  • Полный текст
  • Поделиться

    Твиттер Фейсбук Электронная почта LinkedIn

  • Процитировать это
  • Разрешения

Артикул

13 апреля 1963 г.

Натан С. Клайн, MD

Принадлежности авторов

Orangeburg, NY

ДЖАМА. 1963; 184(2):163. дои: 10.1001/jama.1963.03700150117033

Полный текст

Эта статья доступна только в формате PDF. Загрузите PDF-файл, чтобы просмотреть статью, а также связанные с ней рисунки и таблицы.

Абстрактный

В редакцию: — Д-р. Кляйн поднимает интересный и важный момент, который я правильно, но аккуратно обошел стороной в своем предыдущем ответе. В этом заключается различие между умственно отсталым (олигофреником) и умственно отсталым. Когда д-р Кляйн утверждает, что я указываю на то, что шизофрения может привести к умственной отсталости, это именно так. Под умственной отсталостью я очень ясно подразумеваю задержку умственных процессов, независимо от причины. По этому вопросу имеется значительная литература, в том числе по дифференциальной диагностике (Бендер, Каннер, Фиш, Эйзенберг, Гольдфарб и др. ). Олигофрения представляет собой один из видов умственной отсталости, и в данном случае истории близнецов тот факт, что они предположительно нормально развивались до 4-летнего возраста, специально исключает врожденную олигофрению. Сосуществование олигофрении и шизофрении давно признано и описывается в европейской литературе под термином «пропф-шизофрения».0003

Предварительный просмотр первой страницы Просмотреть большой

Полный текст

Добавить или изменить учреждение

  • Академическая медицина
  • Кислотно-основное, электролиты, жидкости
  • Аллергия и клиническая иммунология
  • Анестезиология
  • Антикоагулянты
  • Искусство и образы в психиатрии
  • Вспомогательная репродукция
  • Кровотечение и переливание
  • Кардиология
  • Уход за тяжелобольным пациентом
  • Проблемы клинической электрокардиографии
  • Климат и здоровье
  • Клиническая задача
  • Поддержка принятия клинических решений
  • Клинические последствия базовой нейронауки
  • Клиническая фармация и фармакология
  • Дополнительная и альтернативная медицина
  • Заявления о консенсусе
  • Коронавирус (COVID-19)
  • Медицина интенсивной терапии
  • Культурная компетентность
  • Стоматология
  • Дерматология
  • Диабет и эндокринология
  • Интерпретация диагностических тестов
  • Разработка лекарств
  • Электронные медицинские карты
  • Скорая помощь
  • Конец жизни
  • Гигиена окружающей среды
  • Справедливость, разнообразие и инклюзивность
  • Этика
  • Пластическая хирургия лица
  • Гастроэнтерология и гепатология
  • Генетика и геномика
  • Геномика и точное здоровье
  • Гериатрия
  • Глобальное здравоохранение
  • Руководство по статистике и методам
  • Рекомендации
  • Заболевания волос
  • Модели медицинского обслуживания
  • Экономика здравоохранения, страхование, оплата
  • Качество медицинской помощи
  • Реформа здравоохранения
  • Медицинская безопасность
  • Медицинские работники
  • Различия в состоянии здоровья
  • Несправедливость в отношении здоровья
  • Информатика здравоохранения
  • Политика здравоохранения
  • Гематология
  • История медицины
  • Гуманитарные науки
  • Гипертония
  • Изображения в неврологии
  • Наука внедрения
  • Инфекционные болезни
  • Инновации в оказании медицинской помощи
  • Инфографика JAMA
  • Право и медицина
  • Ведущее изменение
  • Меньше значит больше
  • ЛГБТКИА Медицина
  • Образ жизни
  • Медицинский код
  • Медицинские приборы и оборудование
  • Медицинское образование
  • Медицинское образование и обучение
  • Медицинские журналы и публикации
  • Меланома
  • Мобильное здравоохранение и телемедицина
  • Нарративная медицина
  • Нефрология
  • Неврология
  • Неврология и психиатрия
  • Примечательные примечания
  • Сестринское дело
  • Питание
  • Питание, Ожирение, Упражнения
  • Ожирение
  • Акушерство и гинекология
  • Гигиена труда
  • Онкология
  • Офтальмология
  • Ортопедия
  • Отоларингология
  • Лекарство от боли
  • Патология и лабораторная медицина
  • Уход за пациентами
  • Информация для пациентов
  • Педиатрия
  • Повышение производительности
  • Показатели эффективности
  • Периоперационный уход и консультации
  • Фармакоэкономика
  • Фармакоэпидемиология
  • Фармакогенетика
  • Фармация и клиническая фармакология
  • Физическая медицина и реабилитация
  • Физиотерапия
  • Руководство врача
  • Поэзия
  • Здоровье населения
  • Профессиональное благополучие
  • Профессионализм
  • Психиатрия и поведенческое здоровье
  • Общественное здравоохранение
  • Легочная медицина
  • Радиология
  • Регулирующие органы
  • Исследования, методы, статистика
  • Реанимация
  • Ревматология
  • Управление рисками
  • Научное открытие и будущее медицины
  • Совместное принятие решений и общение
  • Медицина сна
  • Спортивная медицина
  • Трансплантация стволовых клеток
  • Наркомания и наркология
  • Хирургия
  • Хирургические инновации
  • Хирургический жемчуг
  • Обучаемый момент
  • Технологии и финансы
  • Искусство JAMA
  • Искусство и медицина
  • Рациональное клиническое обследование
  • Табак и электронные сигареты
  • Токсикология
  • Трансляционная медицина
  • Травмы и травмы
  • Приверженность лечению
  • УЗИ
  • Урология
  • Руководство пользователя по медицинской литературе
  • Вакцинация
  • Венозная тромбоэмболия
  • Здоровье ветеранов
  • Насилие
  • Женское здоровье
  • Рабочий процесс и процесс
  • Уход за ранами, инфекция, лечение

Сохранить настройки

Политика конфиденциальности | Условия использования

Умственная отсталость.

Степень и форма умственной отсталости. Дети с задержкой психического развития — общество Видео: разница между аутизмом и умственной отсталостью

Содержание

  • Введение
  • Причины умственной отсталости
  • Пренатальные причины
  • Интранатальные причины
  • Послеродовые причины
  • Степени умственной отсталости
  • Что говорит статистика?
  • Симптомы заболевания
  • Еще немного о симптомах
  • Формы умственной отсталости
  • Обследование по болезни
  • Дети с умственной отсталостью — что делать?
  • Лечение олигофрении
  • Профилактика

О чем вы думаете, когда слышите такое словосочетание, как «умственная отсталость»? Это, наверняка, сопровождается не самыми приятными ассоциациями. Знания многих людей об этом состоянии в основном основаны на сериалах и фильмах, где реальные факты часто искажаются в угоду зрелищности. Легкая умственная отсталость, например, не является патологией, при которой человека следует изолировать от общества. Следовательно, мы часто встречаем таких людей, но простому обывателю очень сложно провести грань между здоровым человеком и умственно отсталым человеком.

Введение

Как говорят врачи, умственная отсталость – это недуг, основным признаком которого является либо приобретенное (у ребенка до 3 лет), либо врожденное снижение интеллекта. При этом способность мыслить абстрактно практически отсутствует. А вот эмоциональная сфера при этом заболевании не страдает: больные могут испытывать неприязнь и симпатию, веселье и грусть, горе и радость. Однако люди с умственной отсталостью не испытывают столь многогранных и сложных чувств и эмоций, как здоровые люди. Следует также отметить, что данное заболевание не способно прогрессировать. Умственная отсталость – это устойчивый уровень недоразвития интеллекта. Хотя были даже случаи ее увеличения с течением времени из-за воздействия обучения, общества, воспитания.



Причины умственной отсталости

Интеллект человека определяется как факторами окружающей среды, так и генетическими факторами. Те дети, у родителей которых диагностирована умственная отсталость, уже являются группой риска. Они более подвержены развитию психических расстройств, хотя именно генетическая передача как таковая встречается крайне редко. Несмотря на развитие генетики и определенные успехи в этой области, причины 70-80% случаев заболеваний не установлены. Чаще всего их выявляют в особо тяжелых случаях. Но все же предлагаем разобраться в самых распространенных факторах, провоцирующих возникновение такого состояния.

Пренатальные причины

Причиной рассматриваемого состояния часто являются хромосомные аномалии, генетические, нервные заболевания. Умственная отсталость обусловлена ​​также врожденными недугами, вызванными цитомегаловирусом, вирусом краснухи, ВИЧ. Употребление родителями наркотиков, алкоголя, воздействие токсинов на плод приводит к тому, что дети рождаются с умственной отсталостью. Воздействие радиации, метилртути, свинца, химиотерапевтических препаратов также иногда приводит к таким последствиям.



Интранатальные причины

Осложнения, связанные с незрелостью, недоношенностью, а также кровоизлияния в центральную нервную систему, роды щипцами, тазовое предлежание, многоплодная беременность, интранатальная асфиксия повышают риск умственной отсталости. Но здесь многое будет зависеть от ухода за малышом в первые месяцы после его рождения.

Послеродовые причины

Отсутствие эмоциональной, физической, когнитивной поддержки, необходимой для развития, роста, социальной адаптации, плохое питание в первые годы жизни являются наиболее распространенными причинами умственной отсталости во всем мире. Заболевание может быть следствием бактериального, вирусного энцефалита, менингита, неправильного питания, отравления, травм головы и др.


Степени умственной отсталости

Этот недуг, как и любой другой, имеет разные критерии, благодаря которым его делят на степени, формы и т. д. Классификация этого заболевания определяется формами его проявления и степенью выраженности. его курс. Различают следующие степени умственной отсталости:


  • легкая, когда уровень IQ колеблется в пределах 50-69 баллов;
  • средние, когда показатели колеблются от 20 до 49 баллов;
  • тяжелая, при которой IQ меньше 20 баллов.

Как определяется этот показатель? Больному предлагается пройти тестовое задание, по результатам которого можно судить о наличии той или иной степени заболевания. Хотя, следует признать, что это деление весьма условно. Классификация должна учитывать не только степень снижения интеллектуальных способностей, но и уровень ухода и помощи, в которых нуждается человек. Не следует сбрасывать со счетов ограничение возможности общения, самообслуживания, самостоятельности, использования общественных ресурсов и т. д.

Что говорит статистика?

Очень интересен тот факт, что более 3% населения Земли живут с коэффициентом интеллекта менее 70, но только 1% имеют тяжелую умственную отсталость. Это говорит о том, что при постановке диагноза учитывается множество дополнительных факторов. Глубокая умственная отсталость отмечается у детей вне зависимости от принадлежности их семьи к тому или иному социальному слою, от воспитания родителей и родственников. И вот еще один интересный факт. Так, как ни странно, умственная отсталость средней степени тяжести, при которой больному требуется непостоянная определенная помощь, чаще наблюдается у детей из семей с низким социально-экономическим статусом.

Симптомы заболевания

Как было сказано выше, основным симптомом заболевания является снижение интеллекта. Однако желательно учитывать все симптомы в зависимости от степени заболевания. Рассмотрим их.

  1. Легкая степень (или слабость). При этом внешне обычный обыватель никогда не сможет отличить человека с умственной отсталостью от здорового. Как правило, таким людям трудно учиться из-за того, что их способность к концентрации внимания сильно снижена. Но память у них очень хорошая. Нередко у пациентов с этой степенью заболевания отмечаются поведенческие отклонения. Например, дети с умственной отсталостью зависят от своих опекунов и родителей, и их очень пугает меняющаяся среда. Такие больные либо замыкаются в себе (отсюда трудности в общении), либо, наоборот, всяческими яркими поступками, как правило, смешными, даже антиобщественными, пытаются привлечь внимание к своей персоне. Им очень легко что-то предложить. Поэтому такие больные привлекают к себе представителей криминального мира, сами нередко становятся жертвами мошенников. Характерным признаком легкой степени умственной отсталости является то, что больные хорошо осознают свой дискомфорт, но всячески скрывают его от других людей.
  2. Средний (слабоумный). Такие люди умеют отличать наказание от похвалы, чувствуют радость, сопереживают, легко обучаются навыкам самообслуживания, иногда даже письму, чтению, элементарному счету, но жить самостоятельно не могут. Они нуждаются в постоянном уходе и присмотре.
  3. Тяжелая степень (идиотия). У таких людей нет речи, они необучаемы, их движения рассредоточены и неуклюжи. Эмоции ограничиваются элементарными проявлениями неудовольствия или радости. Больные идиотией нуждаются в постоянном наблюдении, поэтому они должны содержаться в соответствующих учреждениях.

Еще немного о симптомах

К первым проявлениям болезни относятся незрелое поведение, умственная отсталость, недостаточные навыки самообслуживания. Развитие детей с задержкой психического развития иногда идет ожидаемо вплоть до школьного возраста. Симптомы не распознаются, если заболевание протекает в легкой форме. А вот две другие степени диагностируются, как правило, очень рано, особенно если они сочетаются с пороками развития, физическими аномалиями. В этом случае болезнь будет просто диагностирована к дошкольному возрасту.

При этом у некоторых детей одновременно отмечают наличие детского церебрального паралича, двигательных нарушений, тугоухости, задержки речевого развития и других отклонений в развитии. Со временем признаки умственной отсталости «обрастают» новыми симптомами. Дети становятся склонными к тревоге, депрессии, особенно если их отвергают или считают неполноценными.

Если в детских садах дети с данным недугом испытывают трудности с адаптацией, трудности в соблюдении режима дня, элементарные задания кажутся им невыполнимыми, то школьников с задержкой психического развития должна насторожить родителей крайне высокая степень беспокойства и невнимательности. Дополнительными опасениями для пап и мам должны быть усталость, плохое поведение и крайне низкие оценки их детей.

Формы умственной отсталости

Здесь мы подходим к другой классификации. В соответствии с международной классификацией недугов принято выделять следующие формы умственной отсталости:

  • Неосложненная олигофрения. При этой форме основные нервные процессы ребенка характеризуются уравновешенностью. Расстройства познавательной деятельности не сопровождаются особо грубыми отклонениями. Эмоциональная сфера сохранена, ребенок может действовать целенаправленно, но только в том случае, если ему все совершенно ясно. Когда ситуация или ситуация для него не новая, то все будет нормально, никаких отклонений вы не увидите.
  • Олигофрения с нейродинамическими расстройствами. Для этой формы характерна неустойчивость волевой, эмоциональной сферы по типу заторможенности или возбудимости. Нарушения, присущие ребенку, ярко проявляются в снижении работоспособности, в изменении поведения.
  • Умственная отсталость с отклонениями в функции анализаторов. У олигофреников при этой форме заболевания диффузное поражение коры сочетается с более выраженными нарушениями той или иной системы головного мозга. У детей дополнительно отмечаются локальные дефекты речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
  • Олигофрения с психопатическим поведением. Это умственная отсталость, при которой отстает развитие из-за нарушений в эмоционально-волевой сфере. В первую очередь у таких больных отмечают снижение самокритичности, недоразвитие многих личностных компонентов, расторможенность влечений. У ребенка есть склонность к неоправданным аффектам.
  • Олигофрения с выраженной лобной недостаточностью. При этой форме умственной отсталости дети малоподвижны, вялы, беспомощны. Их речь носит многословный, подражательный характер, но совершенно лишена содержания. Дети не способны умственно напрягаться, адекватно оценивать сложившуюся ситуацию.

Обследование по болезни

Как мы уже говорили, в большинстве случаев умственная отсталость проявляется в раннем возрасте. А если недуг обусловлен генетическими причинами, например, болезнью Дауна, то диагностировать отклонение можно еще во время беременности. Для этих целей в женских консультациях сегодня всем женщинам предлагают пройти скрининговое обследование на самых ранних сроках беременности, чтобы при наличии такой патологии можно было принять правильное решение – сделать аборт или держи ребенка. Также эта процедура незаменима в тех случаях, когда у родителей будущего малыша или родственников имеются заболевания или состояния, которые могут спровоцировать возникновение умственной отсталости.

Некоторые формы олигофрении возникают из-за того, что у малыша недоразвита определенная ферментная система. Наиболее частым недугом этой группы является фенилкетонурия. Сразу после рождения малыши с таким диагнозом ничем не отличаются от здоровых, но в первые месяцы жизни они становятся вялыми, у них частая рвота, на коже появляются высыпания, потливость повышена, она имеет специфический запах. Если начать лечение сразу, до того, как малышу исполнится 2-3 месяца, то можно сохранить интеллект. Вот почему никогда не игнорируйте ранние педиатрические осмотры детей.

Если у врача есть сомнения, он назначит консультацию невролога, анализы мочи и крови, энцефалограмму. При обследовании детей старшего возраста необходима консультация психолога или психиатра.

Если своевременно начать лечение, то, как правило, удается добиться того, чтобы ребенок легко адаптировался к самостоятельной жизни. Но в случае, когда родители и другие родственники малыша решают, что легко могут обойтись без врачей, заниматься самолечением, то печальные последствия неизбежны. Также не стоит забывать, что под маской олигофрении могут скрываться и другие недуги – эпилепсия, многочисленные психические заболевания, гипотиреоз.

Дети с задержкой умственного развития — что делать?

Родители никогда не должны паниковать. Помните, что умственная отсталость – это не психическое заболевание, а некое состояние, когда интеллектуальное развитие ограничено в силу тех или иных причин.

Обучение детей с задержкой психического развития возможно, как и их развитие, но только в той мере, в какой это позволяют сделать их биологические возможности. Это состояние никогда не будет полностью излечено. Конечно, врач назначит соответствующую терапию, но эффект от нее не будет поразительным. Хотя, в зависимости от степени умственной отсталости, можно добиться определенных результатов путем воспитания и обучения. Надо понимать, что дети с идиотизмом и имбецильностью – это дети с ограниченными возможностями, они даже получают пенсии. Особенности детей с умственной отсталостью этих форм таковы, что они нуждаются либо в заботливом опекуне, либо в помощи специалистов соответствующего лечебного учреждения, куда они могут быть назначены. Там с ними проводят лечебную, коррекционную, психологическую работу. Детям с легкой умственной отсталостью не так сложно. Даже если они не учатся по общепринятой программе, необходим перевод во вспомогательную школу. Однако в воспитании таких детей возникает немало трудностей, ведь адекватная коррекция определяет дальнейшую трудовую и социальную адаптацию. При правильном подходе, повзрослев, они просто «растворяются» в жизни — работают, заводят семьи, прекрасно себя чувствуют в обществе.

Лечение олигофрении

На сегодняшний день существует огромное количество средств, предназначенных для лечения этого состояния, но подбирать их должен только врач с учетом всех особенностей заболевания. В зависимости от причины, вызвавшей недомогание, это могут быть гормоны или препараты йода (если олигофрения является следствием нарушений щитовидной железы). При фенилкетонурии будет достаточно специальной диеты, которую назначит врач.

Для коррекции умственной отсталости врачи часто назначают ноотропы (Пирацетам, Энцефабол, Аминалон и др. ). Они используются для улучшения обменных процессов непосредственно в тканях головного мозга. Для этих же целей назначают аминокислоты и витамины группы В. Конечно, их можно приобрести без рецепта, но определить целесообразность использования может только врач.

При наличии у пациентов с описанным диагнозом нарушений поведения психиатр подбирает препараты из группы транквилизаторов или нейролептиков. Залог успешной коррекции – комплексный подход, то есть применение медикаментов должно сочетаться с занятиями с логопедами, психологами, личностным подходом к воспитанию.

В народной медицине популярны лекарственные растения, оказывающие активизирующее действие на нервную систему. К ним относятся китайский лимонник, женьшень, алоэ. Однако помните, что некоторые стимуляторы при этом недуге могут провоцировать расстройства поведения, психозы. Поэтому перед их применением необходима консультация врача.

Нельзя оставить без внимания и социальную реабилитацию. Такие программы в первую очередь направлены на обеспечение работой людей с легкой умственной отсталостью. Для этого существуют специальные учебные заведения со специальной адаптированной программой, где пациенты могут освоить простые профессии.

Профилактика

Профилактика умственной отсталости – это, прежде всего, бережное и внимательное отношение не только к собственному здоровью, но и к здоровью будущих поколений.

Как только супруги решат завести ребенка, им обоим необходимо пройти тщательное обследование, сдать анализы и посетить генетика. Это позволит выявить и вылечить имеющиеся недуги или состояния, узнать о проблемах, которые могут спровоцировать олигофрению у будущего ребенка.

Когда женщина уже забеременела, она должна помнить об ответственности, которая лежит на ней за будущего ребенка. Итак, ей необходимо придерживаться правильного образа жизни, хорошо питаться, выполнять все рекомендации врачей, избегать воздействия вредных факторов, строго по графику посещать женскую консультацию.

Когда ребенок уже родился, следует строго во всем слушаться педиатра и выполнять все его указания. И если вдруг врач заподозрит неладное и направит его на дополнительные обследования или консультации, не нужно пытаться, что называется, уйти от проблемы. Ведь в этом случае можно потерять драгоценное время, о чем потом будет только жалеть.

Более того, медицина не стоит на месте. Например, прививка от краснухи помогла многим парам родить здорового ребенка, а в прошлом она была едва ли не основной причиной врожденной умственной отсталости. Сегодня ученые разрабатывают аналогичные препараты против цитомегаловируса, чтобы подарить спокойствие и здоровье родителям и их детям. Заболеваемость снижается также за счет развития и роста неонатальной, акушерской помощи, использования иммуноглобулинов, переливания крови и многого другого, о чем еще недавно можно было только мечтать. Главное не паниковать, не сдаваться и стараться изо всех сил, ведь это ваш любимый человек, которого только вы можете осчастливить и вернуть к полноценной жизни настолько, насколько это возможно сегодня. Слушайтесь врачей, вовремя обращайтесь за специализированной помощью и выполняйте все рекомендации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *