Психологические игры и упражнения для детей 4-5 лет
Психологические игры и упражнения для детей 4 — 5 лет
Игры и упражнения, направленные на повышение самооценки,
развитие спонтанности.
«Кто перед тобой — рассмотри в дырочку»
Цель • способствовать развитию самоуважения детей.
В большом листе бумаги выщипывается дырочка диаметром 1 см. Дети по очереди подходят к дырочке, рассматривают через нее остальных и называют имена тех детей, которых они увидели.
«Имя шепчет ветерок»
Цель • способствовать развитию самоуважения детей.
Ведущий просит детей представить, что с ними хочет подружиться. ветерок.
Он зовет их по имени. Дети все вместе проговаривают имя каждого ребенка так, как это сделал бы ветерок, то есть тихонечко. Потом дети придумывают, как их мог бы позвать дождик или камешки на дороге.
«Капелька, льдинка, снежинка»
Цель • способствовать самовыражению детей.
С помощью ведущего дети изображают капельку (руки вверху полукругом,
свободные, льдинку (руки сомкнуты вверху, напряжены, снежинку (руки в
стороны, свободные, очень мягкие).
«Потерялась девочка»
Цель • способствовать развитию самоуважения детей.
Дети сидят в кругу, ведущий «делает объявление по радио»: «Внимание, внимание потерялась девочка (мальчик).» — и далее описывает внешность и
одежду одного из детей. Тому, кто узнает себя, нужно громко крикнуть: «Это я себя нашла (нашел, в детский садик к вам пришла (пришел)».
«Ролевая гимнастика»
Цели
• расширить ролевой репертуар и ролевую гибкость детей;
• способствовать развитию спонтанности детей;
• облегчить проявление чувства гнева
Вариант 1. Дети учатся принимать роли различных страшных героев сказок и фильмов (волка, Годзиллы, Дракона). Поскольку детям бывает сложно сделать это самостоятельно, то сначала можно показать им картинки с изображением какого-нибудь страшного героя и попросить детей показать его (показывать можно движениями, голосом, телом и пр.). После некоторой тренировки дети сами загадывают какой-нибудь персонаж и изображают его.
Остальные стараются угадать, кого изображают. При этом взрослый всячески побуждает детей проявлять агрессию от имени персонажей, то есть произносить страшным голосом реплики типа «Сейчас я вас съем!» и т. ПВариант 2. Дети по очереди изображают различных животных, причем так, чтобы эти животные сочетали в себе противоречивые качества— например, были большими и трусливыми (трусливый орел, трусливый лев) или маленькими и смелыми (например, смелая мышка, смелый воробей).
«Пряничная куколка»
Цель • содействовать развитию у детей положительного образа Я.
В этой игре взрослый «лепит» из ребенка пряничную куклу. Для этого ребенок ложится на матрасик (или на стол учителя) и превращается в тесто. Сначала взрослый «замешивает тесто» — поглаживает тело ребенка, затем он добавляет в тесто различные качества и характеристики (по желанию ребенка, такие как красота, ум, хорошие друзья и т. п. После этого он приступает клепке «куколки»: вылепливает ручки, ножки, тело, голову.
Это упражнение можно проводить и в группе. В таком случае не только взрослый, но и все дети принимают участие в «лепке».
Упражнения, направленные на снижение
у детей агрессивности и страхов
«Прогони Бабу-Ягу»
Цели
• содействовать символическому уничтожению страхов детей;
• помочь детям проявить их агрессию в конструктивных целях.
Ребенка просят представить, что в стул залезла Баба-Яга, надо обязательно прогнать ее оттуда. Она очень боится громких криков и шумов. Ребенку предлагается прогнать Бабу-Ягу, для этого надо покричать и постучать по стулу пустыми пластмассовыми бутылками.
«Цирк»
Цель • способствовать снижению у детей сверх контроля за проявлением гнева.
Ведущий изображает дрессировщика, а дети —дрессированных собачек, лошадей, потом — тигров. Животные не всегда слушаются дрессировщика, а тигры даже рычат на него. Они не хотят слушаться дрессировщика, но он заставляет их делать это.
Потом дети и взрослый меняются ролями, роль дрессировщика они выполняют по очереди.
Игры и упражнения, направленные на улучшения
взаимоотношений с окружающими.
«Волшебник»
Цель • содействовать формированию доверия в группе.
Дети встают в круг, кладут друг другу руки на плечи. Затем один из детей становится «волшебником». Ему завязывают глаза и переводят в другое место круга. Теперь рядом с ним стоят другие. Положив руки на плечи стоящих рядом детей, «волшебник» должен угадать, кто это.
«Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»
Цель • способствовать уменьшению обидчивости у детей.
Один ребенок садится на «волшебный стульчик», другой понарошку должен обидеть его. Взрослый начинает при этом говорить слова: «Обижаться не могу. » —ребенок продолжает: «Ой, смеюсь, кукареку!»
«Пусть встанет тот, на кого я смотрю»
Цель • способствовать развитию взаимопонимания между детьми.
Сначала водит взрослый. Он обводит взглядом детей, потом на ком-то останавливает взгляд. Тот, на кого смотрит ведущий, должен поймать его взгляд и быстро встать. Затем водящими становятся все дети по очереди — они путаются взглядом «поднять» своих товарищей.
«Когда природа плачет»
Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Ведущий говорит детям о том, что ребенок плачет обычно, когда его обижают. Предлагает придумать, в каких ситуациях плачет природа, кто и как может ее обижать. Дальше дети обсуждают, как можно пожалеть природу и помочь ей.
«Обиженный кустик»
Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Один из детей играет роль обиженного кустика, которому сломали несколько веточек. Он садится в центр круга и грустит. Дети по очереди пытаются утешить, пожалеть его.
Цель • способствовать развитию у детей самоконтроля в конфликтных ситуациях.
Ведущий рассказывает сказку о Злой Черной Руке, которая била, толкала детей, отнимала игрушки, причиняя всем боль и зло. Дети по очереди садятся на «волшебный стульчик» за ширму и показывают Злую Черную Руку. Далее дети обсуждают, как выглядели Черные Руки, и вспоминают ситуации, в которых их собственные руки были Злыми и Черными (например, когда дрались, обижали другого, отнимали игрушку). В результате обсуждения дети приходят к выводу, что Черную Руку никому не хочется иметь.
Далее все дети своими руками изображают Злую Черную Руку, напрягая мышцы и скрючив пальцы. После слов ведущего: «Добрая рука» — они быстро снимают напряжение и изображают Добрые и Ласковые руки.
«Стоп, кулак!»
Цель • способствовать развитию у детей самоконтроля в конфликтных ситуациях.
Выбирается пара детей. Один ребенок «понарошку» дразнит другого, пытаясь «понарошку» спровоцировать драку.
Другому нужно продолжать улыбаться и мысленно говорить «стоп» своим кулакам. Ведущий, слегка притрагиваясь к рукам ребенка своими руками, препятствует тому, чтобы руки у «обижаемого» оставались расслабленными, не сжимались в кулаки.«Волшебное животное»
Цель • развивать у детей умение сотрудничать.
Дети становятся в тесный круг, берутся за руки и представляют, что все они вместе — одно большое сильное животное. Ведущий просит их послушать дыхание друг друга и постараться дышать одинаково — так, как будто дышит одно большое животное.
«Имя моей мамы похоже на.»
Цель • способствовать повышению уважения к маме.
Один из детей рассказывает группе, на какой цветок, по его мнению, похоже имя его мамы, остальные пытаются угадать, как ее зовут. Тот, кому удастся отгадать, загадывает имя своей мамы, и так до тех пор, пока все дети не получат возможность загадать имя мамы.
«Звериное пианино»
Цель • развивать у детей умение сотрудничать.
Дети садятся на корточки в одну линию. Они — клавиши пианино, которые звучат голосами разных животных. Ведущий раздает «клавишам» их голоса (кошки, свинки, лягушки и т. п.). Далее ведущий-пианист то быстро, то медленно дотрагивается до головок детей — «нажимает на клавиши». Клавишам нужно «звучать» голосами соответствующих животных. При повторном выполнении можно задание усложнить. Если ведущий едва дотрагивается до головки ребенка, «клавиша» звучит очень тихо, если просто дотрагивается — громко, если сильно давит — очень громко.
«Кто сильнее любит»
Цель • содействовать улучшению общения со сверстниками.
Выбирается ребенок — водящий, остальные дети делятся на две группы. Водящий отходит в сторону, а группы по очереди громко кричат: «Мы любим. (Сашу!», называя при этом имя водящего. Водящий определяет, какая группа кричала громче. Считается, что она выиграла.
«Массаж чувствами»
Цель • содействовать улучшению общения со сверстниками.
Дети садятся «цепочкой» (в затылок друг другу, подушечки пальцев упираются в спину, впередисидящего ребенка. По сигналу ведущего дети изображают подушечками пальцев различные чувства: радость, злость, страх, любовь и т. п.
«Чьи колени?»
Цель • содействовать формированию доверия.
Одному из детей — водящему — завязывают глаза, раскручивают и сажают на колени какому-нибудь ребенку, который, изменяя голос, называет имя водящего. Водящему необходимо узнать, на чьих коленях он сидит.
«Пусть всегда будет»
Цель • содействовать улучшению общения со сверстниками.
Ведущий рассказывает детям о том, что один маленький мальчик придумал такие слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!». После этого ведущий предлагает придумать каждому свое самое заветное «пусть».Все дети хором кричат: «Пусть всегда будет.», а один из детей добавляет свое желание, затем то же самое проводится для всех детей группы.
«Большой круг — маленький круг»
Цель • развивать у детей умение сотрудничать.
Дети берутся за руки в кругу. Им необходимо, не разрывая рук, попробовать сделать самый большой круг, потом самый маленький и так повторить несколько раз.
«Вулкан»
Цель • содействовать улучшению общения со сверстниками.
Один из ребят — «вулкан» — садится на корточки в центр круга. Он спит. Затем он начинает тихо гудеть и медленно поднимается — просыпается. Группа помогает ему гудеть глухими утробными звуками — звуками земли. Затем он резко подскакивает, поднимая руки вверх, как будто выбрасывает все, что ему не нужно, потом опять постепенно засыпает. После того, как ребенок возвращается в круг, ведущий спрашивает у него, что он выбрасывал, — может быть, это были ненужные чувства, мысли, а может быть, что-то другое?
«Мягкое сердце»
Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Для выполнения упражнения необходима мягкая игрушка небольшого размера в виде сердца. Ведущий говорит, что есть люди на земле, которые не умеют любить, потому что их сердце зачерствело. Он предлагает детям поучиться делать свое сердце мягким и любящим. Далее он показывает ребятам мягкое сердце, дает потрогать и просит составить устный список, кому бы они хотели послать свою любовь при помощи мягкого сердца. Это могут быть мама, папа, друзья, а могут быть деревья или любимый плюшевый медвежонок. После этого все дети закрывают глаза. Держась рукой за игрушечное сердце (если детей в группе много, понадобится несколько сердечек, они представляют свое собственное сердце таким мягким, как то, за которое они держатся. Может быть, оно не только мягкое, но и пушистое, как котенок. И из этого мягкого пушистого сердца можно легко послать лучики тепла и света всем тем, кого хочется любить. Упражнение выполняется в течение нескольких минут. После этого дети и ведущий делятся опытом. Некоторые дети могут рассказать о том, что они представляли себе во время выполнения упражнения.
«Бросок любви»
Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Ведущий предлагает детям зарядить своей любовью какой-нибудь предмет: медвежонка, куклу, мячик и т. п. Для этого они все вместе кладут на него свои ладошки и мысленно заряжают его. После этого дети по очереди бросают друг другу этот предмет. После каждого броска они спрашивают друг у друга: «Ты получил мою любовь?» — и, услышав ответ «Да!», просят передать ее дальше по кругу.
«Мыльные пузыри»
Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Для выполнения упражнения необходимы бутылочки с мыльными пузырями. Дети представляют, что они мягко дышат и выдыхают свою любовь в каждый пузырик. Это любовь к цветам, животным, людям, ко всему миру. Пузырики разлетаются в разные стороны, разнося с собой любовь детей.
Читать онлайн «Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки», Ольга Хухлаева – Литрес
© Издательство «Генезис», 2003
Введение
Предлагаемая книга – сборник психологических процедур (упражнений, игр и сказок), которые направлены на то, чтобы по мочь ребенку понять себя, стать увереннее, наладить отношения с окружающими, снизить свою тревогу.
Воспитатели и учителя могут включать предложенные игры в уроки, что способствует повышению эмоционального тонуса детей, снимает утомление, повышает работоспособность.
Психологи могут использовать предлагаемые упражнения в групповых занятиях или на индивидуальных встречах. Эти упражнения могут послужить началом долгого совместного пути ребенка к самопознанию, укреплению своего Я.
Родители найдут в этой книге задания, которые можно выполнять с ребенком дома. Эти задания помогут родителям глубже понять своего ребенка, удивиться богатству и одновременно хрупкости его души. А некоторые игры можно использовать при организации праздника, причем не обязательно детского.
В книгу включена также программа психологической работы с детьми 5–9 лет, то есть воспитанниками старших и подготовительных групп детских садов и учениками 1–2 классов школы. Это – тренинговая программа, которая может быть использована как в коррекционных, так и в психопрофилактических целях. Программа адресована педагогам и психологам, работающим с детьми.
Какие трудности могут возникнуть при выполнении тех или иных заданий из этой книги? Есть ли тут какие-нибудь «подводные камни»? Безусловно. Прежде всего это возрастные особенности детей.
Дети 3—4 лет предпочитают подвижные игры. Они склонны к подражанию, поэтому будут стремиться повторять действия и движения ведущего, им трудно долго сидеть без движения, трудно удерживать внимание, поэтому не стоит надолго оставлять их в статичном состоянии. Нужно также помнить, что трех-четырехлетки легко перевозбуждаются, и не допускать этого.
Дети 5—6 лет уже способны к некоторому контролю своего поведения. Как правило, после нескольких занятий они могут описывать свои эмоциональные состояния, ненадолго включаются в обсуждение интересующих их вопросов. Однако, безусловно, и они больше любят играть и двигаться, чем говорить. Каждому из них очень хочется быть лидером, поэтому они могут обижаться на ведущего, если им будет казаться, что их редко назначают водящими. В связи с этим имеет смысл выбирать водящих с помощью считалок.
Дети 7—8 лет способны выполнять словесные задания. С удовольствием рисуют и демонстрируют рисунки окружающим. Они уже достаточно глубоко анализируют свой внутренний мир, хотя такой анализ требует внешнего побуждения.
Дети 9—10 лет находятся в предподростковом возрасте. Они сами стремятся исследовать внутренний мир, зато гораздо менее открыты. Им трудно выполнять задания, требующие прикосновений к другим, особенно если это представители противоположного пола.
Обычно занятия проводятся один раз в неделю.
Продолжительность занятий определяется возрастом детей.
Самые младшие дети (3—4 лет) обычно могут работать не более 14–20 минут.
С дошкольниками 5—6 лет можно проводить получасовые занятия, со школьниками – 45-минутные.
Возраст влияет также на оптимальное количество детей в группе: от 7–8 в случае, если вы работаете с дошкольниками, до 14–15, если со школьниками. Возраст определяет и то, каким образом предпочтительнее рассадить детей.
Дошкольников удобнее посадить «парашютиком», так, чтобы все могли хорошо видеть взрослого. Взрослый в этом случае занимает место «парашютиста». Самых маленьких лучше посадить на стульчики. Если их посадить на пол, они очень быстро расползутся в разные стороны.
Старшим дошкольникам можно предложить представить себя бусинками в ожерелье, сев на предварительно разложенную «парашютиком» по полу веревочку. При этом с ними разучивается правило о том, что во время занятий нельзя трогать веревку руками.
Школьники могут сидеть кругом. Если в группе более 15 человек (а такое встречается, если занятия проводятся с целым классом), допустимо оставить детей за партами.
Есть ли какие-то специальные требования к ведущему, использующему в своей работе предлагаемые процедуры? Главное условие успешности работы – это умение и желание ведущего играть с детьми. Хорошо, если он сам получает удовольствие от игры, не считая ее второстепенным и ненужным занятием, если он умеет заразительно смеяться, потому что смех и радость всегда стоят рядом с любовью. Профессиональный ведущий никогда не боится выглядеть в глазах детей смешным или недостаточно серьезным. Если все это у ведущего есть, то занятия с детьми обязательно будут успешными и эффективными. Дети будут кричать, что психология – это их любимый урок, а ведущий – любимый взрослый.
Мне трудно найти слова для того, чтобы выразить всю глуби ну благодарности моим удивительным коллегам – Перминовой Ю. Б. и Козловой Е. М. – за помощь в подготовке этой книги, студентам Московского открытого социального университета и факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета за большую помощь в нашей работе и созданные ими светлые и теплые сказки.
Спасибо всем им. А также вам, читающим эту книжку, спасибо!
Раздел I. Психологические игры и упражнения
Часть 1. «Я». Упражнения, направленные на повышение самоуважения ребенка, развитие спонтанности
C 3 лет
1. «Здравствуй, я котик!»
Цель ♦ способствовать развитию самоуважения детей.
Ведущий держит в руках мягкую игрушку – котенка (очень хорошо, если это будет кукла, надевающаяся на руку). Он предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет ему лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, котеночек, я Сашенька».
2. «Котик ласкает»
Цель ♦ способствовать развитию самоуважения детей.
Как и в предыдущем упражнении, ведущий держит в руках мягкую игрушку – котенка и лапками гладит по головке каждого ребенка со словами: «Хороший Сашенька, хорошая Машенька», и т. д. Затем дети по очереди берут в руки котенка и его лапками ласка ют друг друга. Ведущий помогает им произносить соответствующие фразы («Хороший Сашенька», «Хорошая Машенька»).
3. «Раз-два-три, заяц, замри!»
Цель ♦ способствовать развитию спонтанности детей.
Дети ходят по комнате. Ведущий говорит им: «Сейчас вы буде те превращаться в тех животных, которых я назову. Когда я дам команду: «Раз-два-три, замри!» – вам нужно будет перестать двигаться и замереть. Например: «Попрыгайте как зайцы. А теперь – «Раз-два-три! Заяц, замри!» По команде ведущего дети замирают в позе зайца. Для маленьких детей позу показывает сам ведущий, старшие дети придумывают позы самостоятельно. Дальше ведущий может спросить детей, не боятся ли они превратиться в каких-нибудь больших зверей – волков, медведей, и после этого дать им команду «Раз-два-три! Медведь (волк), замри!».
4. «Превратись в пластилинчик»
Цель ♦ способствовать развитию спонтанности детей.
Ведущий выбирает одного ребенка, предлагает ему представить, что он кусочек пластилина и из него можно что-либо вылепить. Но для того, чтобы это сделать, сначала пластилинчик нужно размять. Ведущий разминает, растирает ребенка-пластилинчика и «лепит» из него какое-либо животное. Остальные ребята угадывают, какое животное было вылеплено.
5. «Ау!»
Цель ♦ способствовать развитию самоуважения детей.
Один ребенок поворачивается спиной к группе – он потерялся в лесу. Другие по очереди кричат ему «Ау!». «Потерявшийся» ребенок должен догадаться, кто его позвал, кто о нем позаботился.
6. «Покажи чувства язычком»
Цели ♦ способствовать развитию спонтанности детей;
♦ развивать рефлексию эмоциональных состояний.
Ведущий просит детей высунуть язычки, а затем показать всем, как язычок радуется, злится, боится.
7. «Кто в домике живет?»
Цель ♦ способствовать развитию самоуважения детей.
Дети «забираются» в домики – для этого каждый ребенок смыкает руки уголком над своей головой в виде крыши. Ведущий «стучится в каждый домик» со словами: «Кто-кто в домике живет?» Ребенок называет свое имя. Потом ведущий спрашивает каждого ребенка: «Что ты любишь больше всего?», «В чем ты самый-самый лучший?» и т. п., а ребенок отвечает на эти вопросы.
8. «Покажи чувства руками»
Цели ♦ способствовать развитию спонтанности детей;
♦ развивать рефлексию эмоциональных состояний.
Ведущий предлагает детям представить, что их руки стали живыми и могут радоваться, бояться, злиться и т. п. Затем дети, глядя на ведущего (он задает образец движений), показывают, как их руки прыгают по столу (радуются), толкают, кусают друг друга (злятся), сжимаются в комочки и дрожат (боятся).
9. «Посудный магазин»
Цель ♦ развивать фантазию и самоуважение детей.
Ведущий говорит детям, что он пришел в посудный магазин и хочет купить себе очень красивые вещи: ложку, вилку и ножик. Для этого он просит ребят превратиться в ложки (руки полукругом вверх), вилки (руки вверх уголком) и ножи (руки, сомкнутые вверху). Сначала все дети превращаются в один и тот же предмет, по том – в разные. Тогда ведущий может сказать, что все ложки, вилки и ножи в магазине такие замечательные, такие красивые, что лучшую и не выберешь, поэтому он ничего не будет покупать.
10. «Что подарили гости?»
Цель ♦ способствовать самовыражению детей.
Ведущий раскладывает на полу 3–4 большие игрушки. Одному ребенку завязывают глаза. Он должен догадаться, какие игрушки принесли ему в подарок гости, ощупывая их ногой. Младшие дети перед началом игры рассматривают игрушки, которые они потом будут ощупывать. Более старшие дети могут «узнавать ногами» незнакомые им ранее игрушки.
11. «Игрушечный магазин»
Цель ♦ способствовать самовыражению детей.
Ведущий выбирает несколько детей и «превращает» их в разные игрушки: машину, куклу, мячик, коляску и т. п. (при этом он шепчет на ушко каждому ребенку, в какую игрушку тот «превращается»). Ребята изображают их, а остальные угадывают, во что они «превратились». В продвинутой группе можно предложить од ному из детей ни во что «не превращаться», а, посмотрев на «игрушки», выполнить с ними какие-либо действия, например, погладить куклу, покатать машину и т. п.
12. «Пальцы-мышки»
Цель ♦ способствовать самовыражению детей.
Дети превращают свои пальчики в мышат и тихонько бегают ими по столу, потом по своей коленке, потом – по коленке со седа.
13. «Повторяй за мной»
Цель ♦ способствовать развитию самоуважения детей.
Детям предлагается, повторяя за ведущим, показать и погладить свои ножки, ручки, щечки, пальчики.
14. «Мы – солдаты»
Цель ♦ способствовать самовыражению детей.
Ведущий просит ребят представить себе, что они превратились в солдат, защищающих свою страну, и им нужно четко выполнять команды своего командира. Когда звучит команда «По коням!» – они должны громко топать, по команде «В разведку!» – шептать: «тсс», по команде «В атаку!» – кричать «ура!», по команде «За пулеметы!» – хлопать в ладоши.
С 4 лет
15. «Кто перед тобой – рассмотри в дырочку»
Цель ♦ способствовать развитию самоуважения детей.
В большом листе бумаги выщипывается дырочка диаметром 1 см. Дети по очереди подходят к дырочке, рассматривают через нее остальных и называют имена тех детей, которых они увидели.
16. «Имя шепчет ветерок»
Цель ♦ способствовать развитию самоуважения детей.
Ведущий просит детей представить, что с ними хочет подружиться… ветерок. Он зовет их по имени. Дети все вместе проговаривают имя каждого ребенка так, как это сделал бы ветерок, то есть тихонечко: «Ван-я-я, шур-шур-шур». Потом дети придумывают, как их мог бы позвать дождик или камешки на дороге.
17. «Капелька, льдинка, снежинка»
Цель ♦ способствовать самовыражению детей.
С помощью ведущего дети изображают капельку (руки вверху полукругом, свободные), льдинку (руки сомкнуты вверху, напряжены), снежинку (руки в стороны, свободные, очень мягкие).
18. «Потерялась девочка»
Цель ♦ способствовать развитию самоуважения детей.
Дети сидят в кругу, ведущий «делает объявление по радио»: «Внимание, внимание, потерялась девочка (мальчик)…» – и далее описывает внешность и одежду одного из детей. Тому, кто узнает себя, нужно громко крикнуть: «Это я себя нашла (нашел), в детский садик к вам пришла (пришел)».
19. «Ролевая гимнастика»
Цели
♦ расширить ролевой репертуар и ролевую гибкость детей;
♦ способствовать развитию спонтанности детей;
♦ облегчить проявление чувства гнева.
Вариант 1. Дети учатся принимать роли различных страшных героев сказок и фильмов (волка, Годзиллы, Дракона). Поскольку детям бывает сложно сделать это самостоятельно, то сначала можно показать им картинки с изображением какого-нибудь страшного героя и попросить детей показать его (показывать можно движениями, голосом, телом и пр.). После некоторой тренировки дети сами загадывают какой-нибудь персонаж и изображают его. Остальные стараются угадать, кого изображают. При этом взрослый всячески побуждает детей проявлять агрессию от имени персонажей, то есть произносить страшным голосом реп лики типа «Сейчас я вас съем!» и т. п.
Вариант 2. Дети по очереди изображают различных животных, причем так, чтобы эти животные сочетали в себе противоречивые качества – например, были большими и трусливыми (трусливый орел, трусливый лев) или маленькими и смелыми (на пример, смелая мышка, смелый воробей).
20. «Пряничная куколка»
Цель ♦ содействовать развитию у детей положительного образа Я.
В этой игре взрослый «лепит» из ребенка пряничную куклу. Для этого ребенок ложится на матрасик (или на стол учителя) и превращается в тесто. Сначала взрослый «замешивает тесто» – поглаживает тело ребенка, затем он добавляет в тесто различные качества и характеристики (по желанию ребенка), такие как красота, ум, хорошие друзья и т. п. После этого он приступает к лепке «куколки»: вылепливает ручки, ножки, тело, голову. Делает это он легкими поглаживающими движениями, приговаривая что-нибудь вроде: «Какие ручки замечательные получились, а головка еще лучше!» Когда «куколка» готова, взрослый вдувает в нее жизнь со словами «Куколка, живи!». Затем взрослый предлагает ребенку подойти к зеркалу и посмотреть, какая чудесная куколка получилась.
Это упражнение можно проводить и в группе. В таком случае не только взрослый, но и все дети принимают участие в «лепке».
Руководство по оказанию помощи детям в терапии
Помочь детям осознать, каким образом мысли могут влиять на эмоции и поведение, — это один из самых ценных уроков, которые мы можем передать по наследству.
В то время, когда социальное, когнитивное и эмоциональное развитие происходит быстро, переосмысление контрпродуктивного мышления и убеждений, лежащих в основе этого мышления, является неотъемлемой частью преодоления эмоциональных и личных проблем, с которыми сталкивается ребенок в детстве.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) может помочь детям переосмыслить то, как они определяют, интерпретируют и оценивают свои эмоциональные и поведенческие реакции на негативный опыт.
Осознание того, что эмоции и поведение можно регулировать и управлять ими, придает силы и может привести к улучшению самоконтроля, регуляции эмоций, навыков преодоления трудностей и эмоционального осознания на этом критическом этапе развития.
В следующей статье будут рассмотрены исследования и эффективность когнитивно-поведенческой терапии для детей, детские и подростковые проблемы, которые может помочь решить КПТ, а также преимущества использования КПТ для детей и подростков.
Прежде чем вы продолжите чтение, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших позитивных упражнения КПТ. Эти научно обоснованные упражнения предоставят вам подробное представление о позитивной когнитивно-поведенческой терапии и дадут вам инструменты для ее применения в терапии или коучинге.
Эта статья содержит:
- Является ли когнитивно-поведенческая терапия эффективной формой терапии для детей?
- Какие детские и подростковые проблемы лучше всего решает КПТ?
- Исследование по использованию когнитивно-поведенческой терапии с детьми и молодежью
- 14 преимуществ использования когнитивно-поведенческой терапии для детей и молодежи
- Сообщение на вынос
- Ссылки
Является ли когнитивно-поведенческая терапия эффективной формой терапии для детей?
Поведенческие и когнитивные теории психопатологии человека лежат в основе когнитивно-поведенческой терапии. Было показано, что благодаря нацеливанию на несколько областей потенциальной уязвимости с помощью стратегий, ориентированных на развитие, и гибких путей вмешательства КПТ является эффективным средством лечения широкого спектра психологических проблем у взрослых.
В последние годы появляется все больше данных, подтверждающих эффективность когнитивно-поведенческой терапии у детей и молодых людей при различных заболеваниях, включая, но не ограничиваясь ими; депрессия, генерализованное тревожное расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство, школьная фобия, расстройства пищевого поведения, членовредительство и проблемы с поведением (Скотт, 2010).
Тревожные расстройства являются наиболее распространенной формой психопатологии у детей и подростков (Abbo et al., 2013). У детей симптомы генерализованного тревожного расстройства (ГТР) часто проявляются в виде размышлений о своем здоровье и здоровье близких, школе, мнении других и социальных проблемах.
Беспокойство по поводу потенциальных негативных последствий в сочетании с недостаточно развитой способностью справляться с ними может нанести вред молодым людям по ряду причин.
Клинические испытания подтвердили эффективность когнитивно-поведенческой терапии для лечения детей с тревожными расстройствами. Reinecke, Dattilio и Freeman (2003) обнаружили, что 55–65% детей больше не соответствовали критериям тревожного расстройства после лечения.
Кроме того, результаты этого исследования показали, что когнитивно-поведенческая терапия потенциально может помочь даже очень маленьким детям (в возрасте до 7 лет) справиться с умеренной тревожностью.
Бек, Раш, Шоу и Эмери (1979) предположили, что депрессивные люди имеют характерные мысли и убеждения, которые поддерживают их депрессивное настроение и поведение. В состоянии депрессии люди склонны вспоминать плохие вещи, которые с ними произошли, часто упуская из виду хорошие вещи.
Target (2002) заявил, что около 30-40% подростков в какой-то момент переживают эпизод большого депрессивного расстройства, при этом самыми сильными факторами риска являются генетическая предрасположенность к депрессии и подверженность психосоциальному стрессу, такому как развод родителей, тяжелая утрата, и злоупотребление.
КПТ направлена на выявление и замену негативных мыслей, используя позитивные поведенческие навыки для создания и поддержания позитивного настроения и здоровых отношений.
Garber, Clarke и Weersing (2014) изучили влияние сочетания обучения депрессии и когнитивно-поведенческой терапии в лечении детей и подростков. Результаты этого исследования показали, что групповые программы когнитивно-поведенческой терапии снижают частоту возникновения депрессии у лечившихся подростков через 12 месяцев, что указывает на то, что профилактика когнитивно-поведенческой терапии в школе может быть многообещающим подходом для молодых людей, сообщающих о высокой частоте симптомов депрессии.
Многокомпонентная когнитивно-поведенческая терапия может привести к исправлению, переопределению и переобучению детей с СДВГ (Braswell & Bloomquist, 1991). Подчеркивая необходимость совместной постановки целей и обучения управлению гневом и социальным навыкам, Брасуэлл и Блумквист указали, что когнитивно-поведенческая терапия для детей и подростков с СДВГ наиболее полезна при групповом лечении с участием семьи и учителей.
Какие детские и подростковые проблемы лучше всего решает КПТ?
Когнитивно-поведенческая терапия борется с неадекватными мыслями и бесполезным поведением, заменяя их более реалистичными моделями мышления и более адаптивными стратегиями выживания (Scott, 2010).
Эти корректировки могут помочь изменить симптомы ряда проблем, связанных с детством и юностью.
Расстройства пищевого поведения
Расстройства пищевого поведения являются относительно распространенными и серьезными психологическими расстройствами, которые обычно возникают в подростковом возрасте. Около 40–60% девочек в возрасте от 6 до 12 лет выражали озабоченность по поводу своего веса, при этом около 13% к 20 годам страдали расстройством пищевого поведения (Смолак, 2011).
Исследования мальчиков-подростков с расстройствами пищевого поведения показывают, что распространенность расстройств пищевого поведения увеличивается, при этом мальчики чаще всего попадают в больницу с расстройством пищевого поведения в возрасте 13 лет (Stice, Marti, Shaw, & Jaconis, 2010).
Когнитивно-поведенческая терапия расстройств пищевого поведения воздействует на искаженные мысли о весе и самооценке посредством постоянной когнитивной реструктуризации.
Подростки с рецидивирующим перееданием продемонстрировали воздержание от переедания после групповой КПТ. Кроме того, когнитивно-поведенческая терапия, адаптированная для подростков, продемонстрировала значительные улучшения в наборе веса, поддержании веса и уменьшении пищевых патологий при последующем наблюдении в течение 60 недель (Kass, Kolko, & Wilfley, 2013).
Оппозиционно-вызывающее расстройство
Деструктивное поведение, такое как вспышки гнева и агрессии, являются одними из наиболее частых причин направления ребенка в амбулаторное психиатрическое отделение (Sukhodolsky, Smith, McCauley, Ibrahim, & Piasecka, 2016).
Оппозиционно-вызывающее расстройство (ODD) — это повторяющийся паттерн негативного, вызывающего и враждебного поведения по отношению к авторитетным лицам.
Дети с ОВР могут демонстрировать широкий спектр проблемного поведения, начиная от физической агрессии, деструктивности, неповиновения, обиды и враждебного поведения по отношению к сверстникам, родителям, учителям и другим авторитетным лицам (Lochman, 2011).
Было показано, что когнитивно-поведенческая терапия приводит к значительному снижению ODD, предоставляя методы, с помощью которых ребенок может научиться решать проблемы и общаться контролируемым образом. Battagliese et al. (2015) обнаружили, что большее снижение агрессивного поведения происходило, когда детям оказывали помощь в присутствии доверенного родителя или опекуна.
Преднамеренное членовредительство
Периодическое преднамеренное членовредительство (DSH) обычно начинается в раннем подростковом возрасте и тесно связано с самоубийством (Hawton et al, 2015). Средняя распространенность DSH в течение жизни оценивается в диапазоне от 7,5% до 8% для детей до подросткового возраста и увеличивается до 12%-23% для подростков (Washburn et al., 2012).
Поведение DSH может варьироваться от повторяющихся ударов головой (чаще встречается у маленьких детей) до преднамеренного самоотравления и порезов.
Когнитивно-поведенческая терапия показывает перспективы в лечении DSH, особенно диалектическая поведенческая терапия (DBT), модифицированная форма CBT, которая фокусируется на таких навыках, как внимательность, регулирование эмоций и терпимость к стрессу.
Исследования Taylor et al (2011) показали заметное улучшение поведения DSH у подростков после 8–12 сеансов индивидуальной терапии DBT. Важно отметить, что прогресс, достигнутый во время лечения, сохранялся при последующем наблюдении.
Низкая самооценка
Низкая самооценка связана с рядом различных психиатрических диагнозов, включая депрессию, обсессивно-компульсивное расстройство, расстройства пищевого поведения, членовредительство и злоупотребление психоактивными веществами (McManus, Waite, & Shafran, 2009) .
Taylor и Montgomery (2007) оценили эффективность когнитивно-поведенческой терапии в повышении самооценки у подростков в возрасте от 13 до 18 лет, страдающих депрессией. Результаты этого исследования показали, что по сравнению с межличностной терапией когнитивно-поведенческая терапия оказалась эффективным методом улучшения самооценка у подростков.
Ночное недержание мочи
Ночное недержание мочи, известное в клинической практике как ночной энурез, является потенциальным источником низкой самооценки и связано с эмоциональными и поведенческими расстройствами.
Хотя ночное недержание мочи чаще всего встречается у детей младшего возраста, распространенность ночного недержания мочи среди детей в возрасте 12–15 лет оценивается примерно в 3% (NICE, 2010).
Ronen, Wozner и Rahav (1992) обнаружили, что дети и подростки, получавшие когнитивно-поведенческую терапию, с большей вероятностью оставались сухими в течение 3 недель подряд по сравнению с теми, кто не получал лечения.
Кроме того, у тех, кто получал когнитивно-поведенческую терапию, была меньше вероятность рецидива по сравнению с субъектами, использующими сигнализацию от энуреза — широко используемый метод лечения ночного недержания мочи. КПТ также может помочь в улучшении симптомов, связанных с ночным недержанием мочи, таких как низкая самооценка, беспокойство и смущение.
Запугивание
Запугивание – широко распространенное явление среди детей и подростков. Жертвы травли в детстве, характеризующиеся дисбалансом власти, агрессивным поведением и повторяющимся преднамеренным «причинением вреда», подвергаются более высокому риску проблем со сном, членовредительства, беспокойства и депрессии (Wolke & Lereya, 2015).
Берри и Хант (2009) проверили эффективность когнитивно-поведенческой терапии для мальчиков-подростков, подвергающихся издевательствам в школе. Было обнаружено, что когнитивно-поведенческая терапия значительно снижает самооценку тревоги и депрессии, связанных с издевательствами, при этом результаты вмешательства сохранялись в течение 3 месяцев наблюдения.
Злоупотребление психоактивными веществами
Возраст 12–17 лет является критическим периодом риска для начала употребления психоактивных веществ подростками (UNODC, 2018). Многие молодые люди употребляют наркотики, чтобы справиться с социальными и психологическими трудностями, с которыми они могут столкнуться на разных этапах своего развития, от подросткового до взрослого возраста.
Исследования показывают, что когнитивно-поведенческая терапия эффективна при лечении злоупотребления психоактивными веществами подростками.
Однако сочетание когнитивно-поведенческой терапии с терапией повышения мотивации одинаково эффективно, но также гарантирует, что клиенты-подростки будут мотивированы на изменение своего поведения и привержены лечению до начала когнитивно-поведенческой терапии (Hogue, Henderson, Ozechowski, & Robbins, 2014).
Загрузите 3 бесплатных набора инструментов Positive CBT Tools Pack (PDF)
Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.
Исследование по использованию когнитивно-поведенческой терапии у детей и молодежи
Когнитивно-поведенческая терапия приобрела известность в середине-конце 1970-х годов. Постепенное расширение и развитие существующих поведенческих вмешательств в конечном итоге привело к многогранной и широко практикуемой когнитивно-поведенческой терапии, с которой мы знакомы сегодня (Benjamin et al., 2012).
Первоначально разработанная для использования со взрослыми, было важно рассмотреть способы, с помощью которых КПТ можно было бы лучше всего адаптировать для использования с детьми и подростками.
Основные теории когнитивного развития предполагают, что к тому времени, когда большинство детей достигают подросткового возраста, они когнитивно подготовлены к работе с абстрактными понятиями, к пониманию того, что ими можно манипулировать и обсуждать, а также к сравнению информации из разных источников, чтобы сделать выводы. решения (Piaget, 1952).
Дурлак и др. (1991) провели обширный метаанализ влияния возраста на эффективность КПТ. Анализ 64 исследований с участием детей в возрасте от 4 до 13 лет показал, что, хотя когнитивно-поведенческая терапия была эффективна во всех возрастных группах, размер эффекта для детей на стадии формального функционирования (примерно в возрасте 11–13 лет) был в два раза выше, чем у детей младшего возраста. на предоперационной стадии.
Результаты этого анализа показывают, что для того, чтобы когнитивно-поведенческая терапия была эффективной, необходимо было адаптировать и представить материал на соответствующем уровне развития. Таким образом, абстрактные концепции могут быть переведены в простые соответствующие возрасту средства, такие как искусство или игра (Vostanis et al., 1996).
КПТ для взрослых — это преимущественно вербальный процесс, для использования с детьми подход может быть изменен, чтобы включить более простой язык, метафоры и наглядные пособия. Метафоры предоставляют альтернативные методы, с помощью которых новые и сложные понятия могут быть представлены детям в конкретной и понятной форме.
Барретт и др. (2000) описывали бесполезные мысли как «мыслезахватчиков», которых детям рекомендуется уничтожать, в то время как Williams et al. (2002) использовали аналогию с надоедливой песней, которая постоянно всплывает в голове, чтобы объяснить навязчивые мысли.
Современные дети и подростки — первое поколение, которое действительно выросло в мире технологий. Поскольку компьютеры, смартфоны, ноутбуки и компьютерные игры стали частью повседневной жизни, исследователи исследовали, может ли использование знакомых технологий быть полезным при психологическом лечении молодых людей.
Хотя компьютерные КПТ часто вызывают двойственное отношение и скептицизм, первоначальные исследования показывают, что технология может предложить возможности для улучшения практики когнитивно-поведенческой терапии лицом к лицу и охвата детей, для которых посещение терапии невозможно (March, Spence, & Донован, 2008).
Тематическое исследование, проведенное March et al. (2008) изучали эффективность интернет-программы когнитивно-поведенческой терапии при тревожных расстройствах у 4-летней девочки. Программа состояла из десяти детских сессий и шести родительских сессий, во время которых ответы детей и родителей записывались онлайн.
Затем к ним обращался детский терапевт, который просматривал ответы и регулярно отправлял сообщения с подкреплением, ободрением и помощью. После лечения субъект больше не был выборочно немым, а уровень тревоги снизился.
Хотя недавние исследования когнитивно-поведенческой терапии, основанной на технологиях, выявили потенциальные преимущества, эффективность КПТ на основе технологий еще предстоит установить, и она ни в коем случае не подходит для каждого случая.
14 Преимущества использования когнитивно-поведенческой терапии для детей и молодежи
- Когнитивно-поведенческая терапия улучшает самоконтроль, восприятие личной эффективности, навыки рационального решения проблем, социальные навыки и участие в деятельности, которая приносит чувство удовольствия или мастерства (Clabby, 2006).
- У детей в возрасте от 7 до 15 лет может наблюдаться снижение тревожности, улучшение навыков преодоления трудностей, улучшение эмоциональной осведомленности и регуляции после КПТ-терапии (Suveg, Sood, Comer, & Kendall, 2009). КПТ
- может вооружить детей навыками, необходимыми для понимания своих эмоций и преодоления их: дети и подростки, которые могут эффективно управлять своими эмоциями, на 60 % менее склонны к развитию психических расстройств в более позднем возрасте (Кембриджский университет, 2011).
- КПТ, ориентированная на травму, значительно улучшает симптомы посттравматического стрессового расстройства и уменьшает депрессию, чувство стыда и вредное сексуальное поведение, связанное с жестоким обращением, у детей в возрасте до 7 лет (Cohen, Deblinger, Mannarino, & Steer, 2004). Коэн и др. (2004) также обнаружили, что включение родителя или опекуна в TF-CBT привело к значительному улучшению у травмированных детей в отношении межличностного доверия и воспринимаемой правдоподобности. Было показано, что групповая когнитивно-поведенческая терапия
- улучшает экспрессивность и социальные навыки, одновременно уменьшая социальную тревожность и чувство одиночества у молодых людей в возрасте 11–18 лет с аутизмом (PenCRU: Исследование детской инвалидности, 2017).
- КПТ можно адаптировать, чтобы позволить детям, которые не могут или не хотят говорить словами, выражать свои эмоции другими способами.
- Исследование школьных программ КПТ выявило улучшения в устойчивости, позитивном мышлении, повышенном чувстве контроля и уменьшении количества негативных разговоров с самим собой и непродуктивных копинг-стратегий (Cunningham, Brandon, & Frydenberg, 1999).
- КПТ может уменьшить гнев, раздражительность и физическую агрессию от умеренной до тяжелой степени у детей и подростков (Суходольский и др., 2016). Во время когнитивно-поведенческой терапии дети могут научиться справляться с фрустрацией, улучшать навыки решения социальных проблем и разыгрывать уверенное поведение, которое можно использовать во время конфликтов вместо агрессии.
- CBT является гибким, и вмешательства могут быть адаптированы к стадии развития пациента, чтобы лечить определенные расстройства с использованием соответствующих возрасту методов.
- Когнитивно-поведенческая игровая терапия (КППТ) может использоваться при лечении селективного мутизма, тревожных расстройств, тревоги разлуки, сексуального насилия, проблем со сном, отыгрывания поведения и последствий развода родителей у маленьких детей (Knell, 1999). Во время КППТ используются соответствующие возрасту инструменты для разыгрывания сценариев, изображающих здоровые способы борьбы с негативными эмоциями, что помогает детям освоить новые способы справиться с травмой.
- Среди детей, страдающих хроническими мигренями, использование КПТ в сочетании с медикаментозным лечением привело к большему снижению головной боли и инвалидности, связанной с мигренью, по сравнению с использованием только медикаментозного лечения (Powers et al., 2013).
- На сон детей и подростков может влиять ряд факторов, в том числе биологические факторы, стресс, растущие школьные и социальные обязательства. Было показано, что КПТ значительно улучшает задержку начала сна, случаи пробуждения после начала сна, общее время сна и эффективность сна (de Bruin, Oort, Bogels, & Meijer, 2014). КПТ
- при отказе от школы, связанном с тревогой, показала клинически значимое улучшение посещаемости 88% участников небольшого исследования «отказ от школы». За пять лет наблюдения 76% участников продемонстрировали нормальный уровень посещаемости школы и не нуждались в дополнительном лечении поведения, отказывающегося от школы (King et al., 2001).
- КПТ столь же эффективна для лечения ОКР у детей и подростков, как и лекарства; уменьшение симптомов детского обсессивно-компульсивного расстройства в течение 12-недельной программы с устойчивым улучшением, обнаруженным на 9-й неделе.месячное наблюдение (Asbahr et al., 2005).
Полезные мысли: когнитивно-поведенческая терапия – Лиана Ловенштейн
Сообщение на вынос
Когнитивно-поведенческая терапия может помочь детям переосмыслить свое восприятие негативных эмоций и переживаний и реакцию на них. КПТ не направлена на полное искоренение негативных эмоций, а скорее дает детям возможность начать понимать, что эмоции пройдут, как темное облако в солнечный день.
Со временем когнитивно-поведенческая терапия может помочь детям в процессе создания более реалистичных версий ситуаций и предоставить инструменты, необходимые для того, чтобы справиться с ними. Вместо того, чтобы избегать или принимать их как истину, отрицательные эмоции и переживания можно распознать, понять и отреагировать на них более продуктивным и позитивным образом.
Надеемся, эта статья оказалась для вас полезной. Для получения дополнительной информации не забудьте бесплатно загрузить три наших позитивных упражнения CBT.
- Аббо, К., Киньянда, Э., Кицца, Р. Б., Левин, Дж., Ндианабанги, С., и Штейн, Д. Дж. (2013). Распространенность, коморбидность и предикторы тревожных расстройств у детей и подростков в сельской местности на северо-востоке Уганды. Детская и подростковая психиатрия и психическое здоровье , 7 (1), 1-11.
- Асбахр Ф.Р., Кастильо А.Р., Ито Л.М., Латорре М.Д., Морейра М.Н. и Лотуфо-Нето Ф. (2005). Групповая когнитивно-поведенческая терапия в сравнении с сертралином для лечения детей и подростков с обсессивно-компульсивным расстройством. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии, 44 (11), 1128-1136.
- Battagliese, G., Caccetta, M., Luppino, O.I., Baglioni, C., Cardi, V., Mancini, F., & Buonanno, C. (2015). Когнитивно-поведенческая терапия экстернализирующих расстройств: метаанализ эффективности лечения. Поведенческие исследования и терапия , 75 , 60–71.
- Бек, А., Раш, А., Шоу, Б. и Эмери, Г. (1979). Когнитивная терапия депрессии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Гилфорд.
- Бенджамин, К.Л., Пулео, К.М., Сеттипани, К.А., Бродман, Д.М., Эдмундс, Дж.М., Каммингс, К.М., и Кендалл, П.К. (2011). История когнитивно-поведенческой терапии в юности. Детские и подростковые психиатрические клиники , 20 (2), 179-189.
- Берри, К., и Хант, Си Джей (2009). Оценка программы вмешательства для тревожных мальчиков-подростков, над которыми издеваются в школе. Журнал здоровья подростков , 45 (4), 376-382.
- Брасвелл, Л., и Блумквист, М.Л. (1991). Когнитивно-поведенческая терапия детей с СДВГ: вмешательства для детей, семьи и школы. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press.
- Клэбби, Дж. Ф. (2006). Помощь депрессивным подросткам: меню когнитивно-поведенческих процедур для первичной медико-санитарной помощи. Первичная помощь Companion к журналу клинической психиатрии, 8 (3), 131-141.
- Коэн, Дж. А., Деблингер, Э., Маннарино, А. П., и Стир, Р. А. (2004). Многоцентровое рандомизированное контролируемое исследование детей с симптомами посттравматического стрессового расстройства, связанными с сексуальным насилием. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии, 43 (4), 393-402.
- Каннингем, Э., Брэндон, К. , и Фриденберг, Э. (1999). Повышение устойчивости в раннем подростковом возрасте с помощью универсальной школьной профилактической программы. Австралийский журнал руководства и консультирования, 9 (2), 15–24.
- де Брюин, Э. Дж., Оорт, Ф. Дж., Бегельс, С. М., и Мейер, А. М. (2014). Эффективность Интернета и групповой когнитивно-поведенческой терапии при бессоннице у подростков: пилотное исследование. Поведение и медицина сна, 12 (3), 235-54.
- Гарбер, Дж., Кларк, Г. Н., и Вирсинг, В. Р. (2009). Профилактика депрессии у подростков из группы риска: рандомизированное контролируемое исследование. JAMA, 301 (21), 2215-2224.
- Hogue, A., Henderson, C.E., Ozechowski, TJ, & Robbins, M.S. (2014). Доказательная база по амбулаторному поведенческому лечению подростков, употребляющих психоактивные вещества: обновления и рекомендации, 2007–2013 гг. Журнал клинической детской и подростковой психологии , 43 (5), 695-720.
- Касс, А. Э., Колко, Р. П., и Уилфли, Д. Э. (2013). Психологические методы лечения расстройств пищевого поведения. Текущее мнение в психиатрии, 26 (6), 549-555.
- Кинг, Нью-Джерси, Тонг, Б.Дж., Хейн, Д., Причард, М., Роллингс, С., Янг, Д., … и Оллендик, Т.Х. (1998). Когнитивно-поведенческая терапия детей, отказывающихся от школы: контролируемая оценка. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии , 37 (4), 395-403.
- Кнелл, С. М. (1999). Когнитивно-поведенческая игровая терапия. В SW Russ & T. Ollendick (Eds.), Справочник по психотерапии с детьми и семьями (стр. 385-404). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пленум.
- Марч, С., Спенс, С.Х. и Донован, К.Л. (2008). Эффективность вмешательства когнитивно-поведенческой терапии в Интернете при тревожных расстройствах у детей. Журнал детской психологии, 34 (5), 474-487.
- PenCRU: Исследование детской инвалидности. (2017). Улучшение социальных навыков молодых людей с аутизмом. Получено с: http://www.pencru.org/media/universityofexeter/medicalschool/subsites/pencru/pdfs/Autism_and_social_skills.pdf
- Пиаже, Дж. (1952). Истоки интеллекта у детей. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Norton & Co.
- Пауэрс, С. В., Кашикар-Цук, С. М., Аллен, Дж. Р., ЛеКатес, С. Л., Слейтер, С. К., Зафар, М., и Херши, А. Д. (2013). Когнитивно-поведенческая терапия плюс амитриптилин при хронической мигрени у детей и подростков: рандомизированное клиническое исследование. JAMA, 310 (24), 2622-2630.
- Ронен Т., Вознер Ю. и Рахав Г. (1992). Когнитивное вмешательство при энурезе. Детская и семейная поведенческая терапия, 14 (2), 1–14.
- Скотт, А. (2009). Когнитивно-поведенческая терапия и молодежь: Введение: Одобрение NICE и расширение предоставляемых услуг делают это хорошим моментом для рассмотрения того, что КПТ может предложить для решения психологических проблем. Journal of Family Health Care , 19 (3), 80–83.
- Смолак, Л. (2011). Развитие образа тела в детстве. В Т. Кэш и Л. Смолак (ред.), Образ тела: Справочник по науке, практике и профилактике (2-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Гилфорд.
- Стайс, Э., Марти, К.Н., Шоу, Х., и Яконис, М. (2010). 8-летнее лонгитудинальное исследование естественного течения пороговых, подпороговых и частичных расстройств пищевого поведения в выборке подростков из сообщества. Journal of Abnormal Psychology, 118 (3), 587-597.
- Суходольский, Д.Г., Смит, С.Д., Макколи, С.А., Ибрагим, К., и Пясечка, Дж.Б. (2016). Поведенческие вмешательства при гневе, раздражительности и агрессии у детей и подростков. Журнал детской и подростковой психофармакологии, 26 (1), 58-64.
- Suveg, C., Sood, E., Comer, J.S., & Kendall, P.C. (2009) Изменения в регуляции эмоций после когнитивно-поведенческой терапии для тревожной молодежи. Журнал клинической детской и подростковой психологии, 38 (3), 390-401.
- Тейлор, Т.Л., и Монтгомери, П. (2007). Может ли когнитивно-поведенческая терапия повысить самооценку у подростков с депрессией? Систематический обзор. Children and Youth Services Review , 29 (7), 823-839.
- Тейлор, Л. М., Олдершоу, А., Ричардс, К., Дэвидсон, К., Шмидт, У., и Симик, М. (2011). Разработка и пилотная оценка ручного пакета когнитивно-поведенческой терапии для подростков, причиняющих себе вред. Поведенческая и когнитивная психотерапия , 39 (5), 619-625.
- Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН). (2018). Наркотики и связанные с ними проблемы среди молодежи и пожилых людей. Получено с: https://www.unodc.org/wdr2018/prelaunch/WDR18_Booklet_4_YOUTH.pdf
- Кембриджский университет. (2011, 26 февраля). Счастливые дети делают счастливыми взрослых [пресс-релиз]. ScienceDaily. Получено с www.sciencedaily.com/releases/2011/02/110225094936.htm
- Уошберн, Дж. Дж., Ричардт, С. Л., Стайер, Д. М., Гебхардт, М., Юзвин, К. Р., Юрек, А., и Олдридж, Д. (2012). Психотерапевтические подходы к несуицидальному самоповреждению у подростков. Детская и подростковая психиатрия и психическое здоровье , 6 (1), 1-8.
- Волке Д. и Лерея С. Т. (2015). Долгосрочные последствия издевательств. Архив болезней детского возраста , 100 (9), 879-885.
6 Упражнения для тренировки мозга для детей и подростков
Когда вы смотрите на детей и людей в целом, легко увидеть, что у всех нас есть различия в том, как наш мозг устроен и работает. Как родитель, вы видите эти различия между своими детьми каждый день.
Ваш сын прекрасно вычисляет, сколько времени ему понадобится, чтобы написать эту работу по английскому языку, в то время как ваша дочь, кажется, всегда думает, что сделает это за час, хотя никогда этого не делает. Или один ребенок помнит все, что ему сказали, а другой не может вспомнить логин и пароль через минуту после того, как вы только что это сказали.
Способность планировать, управлять временем и запоминать детали — все это умственные способности или функции мозга, известные как исполнительные функции . Исполнительные функции также включают в себя способность регулировать эмоции, решать проблемы, быть гибким, оставаться организованным и хорошо общаться.
Исполнительные функции сильно влияют на способность вашего ребенка преуспевать в определенных задачах, например, заранее планировать выполнение домашней работы вовремя. Кроме того, исполнительные функции играют роль в определении того, насколько успешными они могут быть в школе, на работе и в других ролях в жизни.
Хорошая новость заключается в том, что наука показала, что мы можем изменить проводку нашего мозга и улучшить наши исполнительные функции. Способность улучшить управляющую функцию означает, что, несмотря на то, что у вашего ребенка могут быть трудности дома или в школе, которые хотя бы частично связаны с задержками или различиями в управляющих функциях, благодаря обучению и практике он может развить эти отстающие навыки.
Усиленные управляющие функции позволят вашему ребенку добиться большего успеха в учебе, лучше справляться с повседневными жизненными проблемами и улучшат его способность общаться с другими. Все эти улучшения будут способствовать более насыщенной и продуктивной жизни.
Вы можете помочь своему ребенку развить эти навыки с помощью упражнений для тренировки мозга или, что еще лучше, игр. Дети естественным образом учатся через игру. Игра вовлекает в процесс всего ребенка и, таким образом, усиливает процесс обучения.
Практика тоже важна. В мозгу каждый раз, когда поведение повторяется, оно укрепляет связи мозга и его способность более успешно выполнять поведение в следующий раз.
Подумайте об этом так: помочь вашему ребенку освоить управляющую функцию ничем не отличается от того, когда он учится кататься на велосипеде или учить алфавит. Делайте это весело и продолжайте в том же духе, и вы увидите прибыль.
Вот шесть упражнений, которые вы можете выполнять вместе с ребенком, чтобы способствовать здоровому развитию мозга, которое улучшит несколько ключевых исполнительных функций. Кстати, эти упражнения помогают не только детям, но и взрослым.
1. Дыхание лифта
Практика глубокого дыхания («лифтовое дыхание» или перенос дыхания на все части тела) помогает улучшить память и эмоциональный контроль. Дети любят это делать, поэтому делайте это чаще.
Начните с того, что ваш ребенок сидит со скрещенными ногами или лежит и дышит естественно. После того, как они попрактикуются в естественном дыхании, скажите им следующее:
«Представьте, что ваше дыхание подобно лифту, проезжающему через ваше тело. Чтобы запустить лифт, я хочу, чтобы вы вдохнули через нос. Теперь выдохните весь воздух. Теперь вдохните и поднимите дыхание на лифте к груди. Погоди. Теперь выдохните весь воздух. Теперь вдохните и поднимитесь на верхний этаж через горло к лицу и лбу. Погоди. Теперь выдохните и почувствуйте, как дыхание лифта уносит все ваши проблемы и заботы вниз через вашу грудь, живот, ноги и через дверь лифта прямо к вашим ногам».
2.
Тренировка координации мозга и телаНаш мозг и наше тело являются частью нашего целого, и обе части нуждаются в упражнениях. Когда мы тренируем их вместе, мы помогаем различным функциям мозга работать более согласованно и синхронно. Координация движений является функцией нашего мозга, а также нашего тела. Упражнения, подобные приведенным ниже, способствуют интеграции между основными функциями мозга, что приводит к повышению его общей производительности.
- Покачивание пальца ноги . Это очень помогает координации. Дети всех возрастов могут быстро научиться делать это. Каждое утро перед тем, как встать с постели, пусть ваш ребенок начнет медленно двигать всеми пальцами обеих ног вверх и вниз, а затем переключиться только на два больших пальца.
- Другая рука . Пусть ваш ребенок попробует делать что-то неведущей рукой. Если они правши, попросите их использовать левую руку, а если они левши, используйте правую для таких вещей, как письмо, одевание и прием пищи.
- Вперед . Вы можете делать с ребенком простые упражнения, например сидеть и касаться правым локтем левого колена. Сделайте это пять раз, а затем подтяните левый локоть к правому колену. Повторите несколько раз. Или вы можете сделать «ветряную мельницу», стоя с расставленными ногами и чередуя касание левой ноги правой рукой и наоборот. Повторите несколько раз.
- Щекотка слоновой кости . Обучение игре на фортепиано или электронной клавиатуре — один из лучших способов улучшить интеграцию мозга. Поиск в Интернете выдаст обучающие видео, которые вы можете использовать дома. Если вы можете найти музыкальную программу Yamaha для детей в вашем районе, я настоятельно рекомендую ее для детей от трех до подростков.
3. Игра на концентрацию
Упражнения для улучшения памяти и концентрации необходимы всем нам. Для детей младшего возраста вы можете взять несколько их игрушек и выстроить их в ряд. Затем накройте их и заберите один. Посмотрите, могут ли они сказать вам, какой из них отсутствует.
Вы также можете предложить им вспомнить короткие списки знакомых предметов в доме. Попробуйте запомнить их вперед и назад.
Для детей старшего возраста и подростков попробуйте положить перед ними случайные предметы на 15 секунд, затем уберите их и посмотрите, сколько они смогут запомнить. Начните с пяти и продолжайте увеличивать число по мере того, как они справляются с задачей.
Вы также можете помочь слуховой памяти, дав им случайный список чисел или слов в устной форме и попросив их повторить их. Начните только с двух или трех и работайте оттуда.
4. Вечер семейных игр
Играйте в такие игры, как шашки и шахматы. Или попробуйте карточные игры, такие как UNO, Hearts, Go Fish и Speed. Все эти игры учат решать проблемы, планировать и сотрудничать (например, по очереди и справляться с разочарованием).
Настольные игры также отлично подходят для этого, например, Монополия, извините! и Ятзи. Такие игры, как «Дженга» и «Операция», улучшают внимание, концентрацию, координацию и устойчивость к фрустрации.
Еще один плюс в том, что совместные игры доставляют удовольствие всем и помогают укрепить семейные узы. Пробуйте это раз в неделю и посмотрите, как это отразится на вашем ребенке и ваших отношениях.
5. Играйте в игры онлайн
Многие веб-сайты предлагают отличные бесплатные игры, которые не только развлекают, но и развивают широкий спектр академических навыков. Это то время, когда родители могут чувствовать себя хорошо. Посетите сайты www.kidsmathgamesonline.com и www.learninggamesforkids.com.
6. Ежедневное время разговора/Триумфы и вызовы
В сегодняшнем мире постоянных текстовых сообщений разговор – по-настоящему общение – становится утерянным искусством. Ежедневно уделяя каждому ребенку время, чтобы узнать об его успехах и проблемах, а также поделиться своими, это значительно улучшит коммуникативные и разговорные навыки вашего ребенка.