Умственная отсталость у детей. | Клинический центр «Психиатрия – наркология»
Режим работы
Пн.-Пт.: 8:00-17:00
Телефоны
колл-центра
+375 (17) 311-00-99
+375 (29) 899-04-01
+375 (29) 101-73-73
Задать вопрос Задать вопрос
- О нас
- Новости
- Умственная отсталость у детей.
Умственную отсталость у детей относят к недоразвитости всех процессов психического развития, которая проявляется в низком уровне интеллекта, когда ребенок не способен познавать окружающий мир, обучаться, приобретать знания в соответствии со своим биологическим возрастом. Согласно врожденным или приобретенным факторам такие дети могут развиваться до определенного лимита своих возможностей.
Заторможенное восприятие отдельных предметов требует не только больше времени, но и не позволяет проводить между ними соответствующую взаимосвязь. Графические предметы, буквы, цифры, похожие по звучанию слова у детей с данным диагнозом помимо замедленного и ограниченного восприятия, путаются, смешиваются. Ребенок не может воспринимать важную информацию, выхватывая лишь фрагменты. Он не может дать анализ или описание картинке или предмету. Обратив внимание на определенный предмет, ребенок не переходит к изучению следующего, поэтому нуждается, чтобы его побуждали к действиям.
Основное отличие от здоровых детей заключается в сложности воспроизведения полученной информации из-за нарушенной мыслительной деятельности и дефекта речи. Овладение чтением и письмом является довольно сложным процессом.
Дети с этим заболеванием невнимательны, не способны доводить начатое до конца. Недоразвитость отображается и на эмоциональной сфере, когда эмоции отсутствуют или ограничены, а различные переживания не проявляются. Нарушены волевые процессы, дети не активны. Они позже начинают держать головку, ползать, ходить, проявлять интерес к предметам и различать их, лепетать, узнавать родных или чужих людей.- Легкая умственная отсталость. Внешне такие люди могут совсем не отличаться от здоровых людей. Обычно они испытывают сложности в обучении из-за сниженной способности к концентрации внимания. При этом память у них достаточно хорошая. Подавляющее большинство из них достигают также полной независимости в сфере ухода за собой и в практических и домашних навыках, даже если развитие происходит значительно медленнее, чем в норме.
- Умеренная умственная отсталость. Люди с таким диагнозом способны испытывать привязанности, различать похвалу и наказание, их можно обучить элементарным навыкам самообслуживания, а иногда и чтению, письму, простейшему счету. Образовательные программы могут дать им возможности для развития своего ограниченного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков. В зрелом возрасте лица с умеренной умственной отсталостью обычно способны к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного сопровождения. Совершенно независимое проживание достигается редко. Тем не менее, такие люди в общем полностью мобильны и физически активны и большинство из них обнаруживают признаки социального развития, что заключается в способности к установлению контактов, общению с другими людьми и участию в элементарных социальных занятиях.
- Тяжелая умственная отсталость. Люди с таким диагнозом могут частично овладеть речью и усвоить элементарные навыки для обслуживания себя самого. Словарный запас очень скудный, порой он не превышает десяти-двадцати слов, мышление очень конкретное, хаотическое и бессистемное. Почти у всех детей этой категории заметны большие двигательные нарушения.
- Глубокая умственная отсталость. У людей с глубоким поражением мозга, очень часто нарушены строения внутренних органов. Их речь не развивается,- она полностью нарушена. С самого раннего детства заметно их отставание в развитии, малыши поздно начинают сидеть и держать головку. При тяжелой форме умственной отсталости дети малоподвижны. При таком диагнозе на первое место выходит медицинский уход за ребенком, услуги социальной няни.
Первичные проявления умственной недостаточности у детей обычно включают в себя такие симптомы и признаки как отставание интеллекта, инфантильное поведение, недостаточные навыки по самообслуживанию. Такое отставание становится очень заметным к дошкольному возрасту. Однако при лёгкой умственной отсталости такие симптомы могут не проявиться до школьного возраста. Намного раньше отсталость интеллекта диагностируется при наличии умеренной и тяжёлой степени этого нарушения, а также тогда, когда отсталость умственного развития сочетается с дефектами развития и физическими пороками. Среди детей дошкольного возраста явным признаком является наличие сниженного уровня IQ в сочетании с ограниченностью проявления адаптивных навыков поведения. Хотя индивидуальные особенности этого нарушения могут меняться, чаще у детей с недостаточностью интеллекта отмечается скорее постепенный прогресс, а не полная остановка развития.
Важно помнить, что чем раньше начать реабилитацию, тем лучше. Также первостепенная задача – ранее выявление заболевания. Однако проблема заключается в том, что очень сложно диагностировать умственную отсталость на ранних сроках развития ребенка. Как правило, подозрения у родителей возникают с двух лет, когда ребенок не говорит или говорит плохо. И только ближе к трем-четырем годам ставят диагноз «умственная отсталость», поскольку проблема становится явной.
Родителям следует обратить внимание:
- насколько хорошо и уверенно ребенок держит головку;
- когда он научился сидеть самостоятельно;
- как ребенок ползает;
- как произносит первые звуки, лепечет.
Основные медицинские рекомендации родителям детей с умственной отсталостью выглядят следующим образом:
- Вовремя обратитесь за медицинской помощью и выясните причину и степень прогрессирования умственной неполноценности.
- Регулярно проводите обучающие и развивающие занятия с таким ребенком. Коррекция поведенческих отклонений может быть проведена со специальным детским психологом.
- Старайтесь не изолировать ребенка от сверстников и взрослых, несмотря на все опасения.
- Социальная адаптация детей с умственной отсталостью должна стать основой обучения и воспитания. Лишь достижение самостоятельности в быту, основ речи и письма, а также овладение простыми профессиями позволит во взрослой жизни быть полноценным членом общества и не требовать посторонней помощи.
- Не завышайте планку ожидаемых результатов для таких детей. Часто особенности характера и повышенное чувство собственной неполноценности и переживание неудач сводят на нет все достигнутые результаты. С другой стороны, не нужно потакать лени ребенка или останавливаться на достигнутом якобы приемлемом результате. Это часто проявляется при обучении общению – родители понимают желания ребенка по звукам или искаженным словам, однако для социальной адаптации и коммуникации с другими людьми этого недостаточно.
Школа 3 г.Нарьян-Мар — Школа 3 г.Нарьян-Мар
С 12 по 16 марта в школе прошла предметная неделя в начальных классах «Хочу всё знать!» Всю неделю в начальной школе все дети были заняты делом: учились, творили, играли, соревновались, обсуждали, переживали. Каждый ребенок являлся активным участником всех событий недели.
Каждый день недели был посвящен одному из школьных предметов. Выявлялись лучшие ученики по отдельным учебным дисциплинам.
В первый день на втором этаже школы был оформлен стенд «Предметная неделя в начальных классах», где размещалось название каждого дня и те мероприятия, которые проводились в течение дня. Также на стенде размещалась информация о победителях каждого конкурса по классам.
Первый день, День русского языка, прошёл под девизом «Думай, проверяй, пиши!». В этот день учителя провели в классах внеклассные мероприятия по русскому языку. Учащиеся 3 «б» класса с азартом отгадывали загадки, шарады, ребусы, находили ошибки в тексте, работали с фразеологизмами на занятии «В мире русского языка». Победителем стал Канев Константин, призёрами – Банин Павел и Габрилёва Виктория. Команды учащихся 3 «а» класса бились за победу в КВНе «Ты наш друг, родной язык!». Победила команда «Грамотеи». Проверили свои знания по русскому языку учащиеся 4 «а» класса, соревнуясь в игре «Слабое звено». Игра прошла очень эмоционально, каждый из детей хотел одержать победу!! В результате упорной борьбы лучшим знатоком русского языка стала
Учитель – логопед Кечко М. Ю. подготовила и провела во всех классах викторину «Знаешь ли ты русский язык?». Так же среди учащихся был проведён конкурс «Лучший каллиграф».
Второй день, День математики, прошёл под девизом «Считай, смекай, отгадывай!».
В этот день учителя подготовили для учащихся математические газеты. Дети с удовольствием решали логические задачки, математические ребусы, шарады, соревновались в быстром счёте. Во 2 «б» классе в конкурсе «Призадумайся» победу одержал Солопов Пётр, решивший больше всех заданий на смекалку.
В первых классах прошли конкурсы «Лучший счётчик» и «Оживи цифру». Цифры у первоклассников превращались в лебедей, принцесс, снеговиков. А лучшими счётчиками стали ученица 1 «а» класса Коткина Полина и ученик 1 «б» класса Кириллов Игорь. В конкурсе «Лучшая тетрадь по математике» выявлены победители и призёры в каждом классе.
«Читай, думай, рассказывай!» — девиз третьего дня, Дня читателя. Хозяйками этого дня стали библиотекарь школы Рочева Г.Г. и педагог – организатор Мустафаева Т. А.
Для учащихся 1-х классов была проведена викторина «Весёлый день с Сергеем Михалковым». Первоклассники путешествовали по станциям под весёлую песенку «Мы едем, едем, едем…». Оформлена выставка рисунков по произведениям С. Михалкова.
Учащиеся 2-3 классов читали рассказы М.М. Пришвина на мероприятии «Лесной писатель», угадывали голоса птиц, разгадывали кроссворд. Победителями стали Ляпунов Иван и Хозяинов Михаил, учащиеся 3 «б» класса.
Учащиеся 4 — х классов на литературном часе «Читаем сказки Горького» отвечали на вопросы викторины, по результатам которой определились победители: Шицова Милолина, ученица 4 «а» класса, Сухопаров Артём, Боброва Елизавета и Миклин Александр, учащиеся 4 «б» класса.
Четвёртый день, День краеведения, прошёл под девизом «Хочу всё знать!». Это день развития любознательности и познавательного интереса к окружающему нас миру. Все учащиеся написали олимпиаду «Знатоки природы», в каждом классе определены победители и призёры.
Учащиеся 3 «а» класса посетили мероприятие «Погостите в тёплом чуме». Хозяйка чума рассказала ребятам, что такое «дом» оленевода, как его строить и почему важно, чтобы чум был мобильным сооружением. Учащиеся охотно слушали рассказ о традиционной ненецкой одежде и детских игрушках в тундре, угощались вкусным чаем.
Пятый день посвящён Дню искусства, девизом которого были слова «Мастери, рисуй, твори!».
2018 год в НАО объявлен Годом оленеводства. Учащимся предлагалось поучаствовать в конкурсе поделок и рисунков, сочинений и стихов «Родина…Родина… Тропы оленьи».
В течение всей недели пополнялась выставка рисунков, поделок, стихов и сочинений, которая была оформлена на 2 этаже школы. Она явилась логическим завершением предметной недели.
Неделя начальных классов прошла успешно. Все проведённые мероприятия были хорошо подготовлены и с интересом восприняты детьми. Победители и призёры всех конкурсов получили свои заслуженные грамоты. Огромное спасибо всем педагогам и учащимся начальной школы!
Руководитель МО начальных классов Безумова О. Б.
Врач: Олигофрения | Adoption.com
Маленькую девочку из Казахстана, которую мы с мужем удочерили, забрали у матери, потому что у ее матери диагностировали олигофрению, и она не могла о ней заботиться. Это пугает меня, потому что я обучаю умственно отсталых детей и знаю, что у многих из них родители с низким IQ. Я также знаю, что окружающая среда является фактором. Маленькой девочке почти два года, и у нее нормальное развитие. Какова вероятность того, что олигофрения передается по наследству?
Термин «олигофрения» обычно используется для обозначения умственно отсталых. Это неудачный термин, потому что он очень широк и склонен к неправильному использованию. Умственная отсталость имеет ряд этиологических или причинных факторов. К сожалению, примерно в 40 процентах случаев мы никогда не узнаем этиологию после тщательного расследования. Умственная отсталость встречается примерно у 2-3 процентов населения в целом, но она выше в менее развитых странах. Поэтому вероятность генетической причины умственной отсталости очень трудно сказать. Возможно, было бы разумно предположить, что если кто-то перенес какой-либо перинатальный инсульт (пониженный уровень кислорода в нерожденном младенце), то его задержка развития будет вторичной по отношению к этому инсульту.
Ряд заболеваний одного гена может привести к умственной отсталости. Многие из них связаны с атипичными или дисморфическими физическими характеристиками. К таким состояниям относятся синдром ломкой Х-хромосомы, нейрофиброматоз, туберозный склероз, синдром Нунана и синдром Корнелии де Ланге.
Около четверти лиц с умственной отсталостью имеют поддающиеся обнаружению хромосомные аномалии. Дети с синдромом Дауна обычно очень узнаваемы, но другие, такие как Клайнфельтерс, могут быть не такими заметными. У других детей может быть небольшая делеция, о которой обычно не сообщают. Некоторые хромосомные аномалии могут передаваться по наследству, но большинство из них возникают de novo — это означает, что они появляются у этого человека, но не передаются потомству.
Как и во многих других случаях в жизни, здесь нет простых ответов. Однако, зная о возросшей заболеваемости детей раннего возраста в этой части мира, вполне вероятно, что проблема матери была результатом какого-либо перинатального инсульта или стечения многих факторов. Но было бы трудно или невозможно дать вам очень надежную оценку шансов.
С другой стороны, знающий экзаменатор должен быть в состоянии дать представление об этом конкретном ребенке. Утверждение «нормальное развитие» мало что значит для меня, если оно не помещено в надлежащий контекст. Какая окружность головы у ребенка? Были ли отсроченные вехи? Есть ли у ребенка образная игра? Когда она поступила в учреждение и как долго там находится? На самом деле каждый ребенок, доступный для усыновления, имеет риск. Это работа врача, чтобы дать вам отчет о том, каковы риски. Чтобы сделать свою работу хорошо, мы стараемся просмотреть как можно больше информации, но, к сожалению, мы ограничены предоставленной информацией.
симптомы и признаки умственной отсталости легкой степени, фенилкетонурии и олигофрении, формирование основных учебных действий, коррекционные игры и упражнения, этапы
В современном мире невозможно переоценить значение интеллекта для достижения успеха в большинстве сфер человеческой деятельности; поэтому большинству родителей так тяжело слышать, когда они слышат диагноз «умственная отсталость» в адрес своего ребенка.
Впрочем, ситуация не столь удручающая — даже такой малыш вполне способен достичь приемлемого уровня развития и стать самостоятельной личностью во взрослой жизни; все, что нужно, это правильно построить учебно-воспитательный процесс.
Что это такое?
Умственная отсталость, также известная как олигофрения, представляет собой патологическое отставание ребенка от сверстников во всех сферах интеллектуальной деятельности. Есть множество признаков, позволяющих отличить обычную неудачу из-за беспокойства или плохого поведения от олигофрении.
Нарушения заметны даже по восприятию мира. Задачи, кажущиеся обычным людям простыми, для такого ребенка — настоящее испытание. — например, ребенку трудно различать в целом сходные предметы (компас и часы, кошка и белка), он не воспринимает предметы, видимые лишь частично, может не понимать разницы между светом и тени и может даже не различать выражения лиц других людей.
Двигательная активность не отличается изяществом. — в движениях нет плавности, они резкие и угловатые, им не хватает точности. Последнее означает, что у такого ребенка будут особые образовательные потребности, по крайней мере, на этапе профессионального образования, а если заболевание перешло в тяжелую форму, возможно, что человек с умственной отсталостью вообще не сможет работать.
При олигофрении очень страдает память что не всегда позволяет обучаться в общеобразовательной школе — как из-за глобального отставания ребенка в изучении дисциплин, так и из-за неправильной реакции на такое выполнение со стороны одноклассников.
Олигофрения тяжело запоминает информацию с первого раза, но даже при многократном повторении обычно очень быстро забывается. В целом для памяти такого больного характерен алогический принцип — больному трудно вспомнить, что он пытается вбить себе в голову, но какие-то признаки явления или предмета он может вспомнить как бы случайно. Особенно трудна абстрактная логика, но с запоминанием механических движений дело обстоит несколько лучше.
Ребенок с задержкой психического развития крайне невнимателен, легко отвлекается на любые посторонние раздражители, что еще больше тормозит развитие познавательной деятельности. В этом случае проблема заключается не в неумении учителя заинтересовать ребенка, а в болезни, потому что ученик быстро теряет интерес даже к тому, чем он только что был всецело увлечен.
Олигофрения тоже очень заметна. мышления, точнее, его значительным отставанием. Ребёнку трудно сделать какие-либо выводы самостоятельно — в лучшем случае он просто помнит, что ему когда-то рассказывали об этой ситуации, но на какие-то новые мысли он не способен.
Если разница между испытуемыми для детей, страдающих умственной отсталостью, еще относительно очевидна, то общих черт они обычно не видят даже в том случае, когда они весьма заметны; из-за этого они в особенности не понимают значения поговорок и других подобных образных выражений, так как они воспринимаются строго буквально. По той же причине можно заставить такого ребенка выучить урок наизусть, но применить эти знания на практике он не сможет, так как не видит в этом здравого смысла.
Дальнейшее усложнение формирования основных учебных действий. полное отсутствие критического мышления — малыш всегда уверен в своей правоте, ему трудно донести как саму возможность того, что он ошибается, так и конкретную суть ошибки. Отмечается общая бессвязность мышления и его функционирования по стереотипным схемам, оно в целом очень ограничено и не предполагает адекватного планирования и прогнозирования.
Неудивительно, что при всем вышеперечисленном страдает и речь. Только каждый пятый олигофреник не страдает речевыми нарушениями, а у всех остальных наблюдается невнятная речь, неправильное произношение слов и построение предложений, общий гнусавость, а иногда эти симптомы дополняются заиканием.
Речь умственно отсталого человека характеризуется монотонностью, полным отсутствием экспрессии, необходимыми паузами, шутливыми эмоциями. Ученые пришли к выводу, что такие проблемы во многом вызваны плохим восприятием — ребенок сам слышит других, потому что ему сложно научиться говорить лучше.
Интенсивные занятия могут дать положительный результат, но, как правило, они не выводят больного на уровень здоровых, а невозможность нормального общения только усугубляет общую картину недоразвития.
Поведение олигофреника неустойчивое, норма для него перепады настроения, а также неадекватная реакция на происходящее — восприятие серьезных событий как мелких неприятностей, и наоборот. Любые эмоции гипертрофированы.
Поскольку олигофрен всегда уверен в собственной правоте, ему приятны только те люди, которые его хвалят, тогда как даже аргументированную и доброжелательную критику он воспринимает как нападки.
Полная уверенность в собственной непогрешимости, особенно на фоне недоразвитости личности, формирует завышенную самооценку, что также затрудняет контакт с окружающими.
Причины
Олигофрения может быть как врожденной, так и приобретенной в раннем детстве. Поскольку данное заболевание изучается специалистами очень давно, им удалось установить конкретные причины развития патологии.
Среди них только употребление алкоголя и наркотиков обоими родителями, особенно матерью во время беременности. Из тех факторов, которые значительно повышают вероятность олигофрении после рождения, наиболее заметное место занимает недостаточность питания, оказывающая негативное влияние на формирование нервной системы и высшей психической деятельности.
К другим распространенным факторам риска относятся следующие:
- Применение сильнодействующих препаратов, подавляющих развитие нервной системы, как во время беременности, так и в детстве.
- Тяжелые инфекционные заболевания во время беременности — скарлатина, краснуха, грипп и др.
- Неправильный обмен веществ в организме матери.
- Родовые травмы головного мозга.
- Случаи олигофрении в семейном анамнезе.
- Фенилкетонурия и другие патологии белкового обмена в организме будущего ребенка.
- Чрезмерное техногенное загрязнение окружающей среды.
Симптоматология
Чем раньше у ребенка будет обнаружена умственная отсталость, тем лучше для него, ведь тогда специалисты смогут изначально правильно построить процесс обучения и максимально использовать возможности нормального будущего маленького пациента. Однако предупреждающие знаки гораздо быстрее заметили бы те, кто обычно с ними не очень хорошо знаком — родители.
Ни один из перечисленных ниже симптомов не является обязательным признаком какого-либо серьезного заболевания, но сочетание сразу нескольких из них становится обязательным поводом для обращения к профильному специалисту.
Очевидно, что любой олигофрен характеризуется значительно сниженным интеллектом и неспособностью нормально адаптироваться в обществе, однако есть и другие характерные маркеры:
- Регулярное немотивированное поведение . Олигофрен даже для себя не всегда может объяснить, почему он так странно себя ведет. Ярким примером может быть как резкая смена настроения, так и неадекватно яркая (или блеклая) реакция на происходящее вокруг.
- Подверженность внешнему внушению при формировании мнения . Так как олигофреническое мышление недоразвито, оно не способно выстраивать сложные логические цепочки, а потому у него практически нет собственных умозаключений или умозаключений, а, следовательно, и собственного мнения. Вся информация, которая у него есть, была получена извне, поэтому он вряд ли станет спорить с какой-либо новой информацией, даже если она покажется здоровому человеку абсурдной. Единственное, в чем такой ребенок абсолютно уверен, так это в том, что он сам по себе в любой ситуации.
- Невозможность предсказать . Из-за неумения выстраивать даже простые логические цепочки олигофрен не может предсказать действия других даже в простейших ситуациях. Этому способствует еще и то, что умственно отсталый человек не умеет проводить аналогии, поэтому не использует даже ранее приобретенный опыт, если ситуация тогда и сейчас отличается хоть чем-то.
- Высокая импульсивность.
- Плохая способность к обучению. Даже самые простые навыки и умения привить больному ребенку очень тяжело. Он либо категорически не понимает того, что ему объясняют, либо слишком быстро забывает то, что узнал, причем глобально.
- Неумение адаптироваться в коллективе. Причин этого явления может быть много, в том числе и не связанных с олигофренией, но если речь идет о ребенке с диагностированной умственной отсталостью, то одной из основных причин является то, что ребенок никогда не осваивает команды из-за плохой памяти. Окружение почти каждый день ему снова незнакомо, потому что ему трудно вспомнить даже минимальные сведения о своих товарищах, начиная с имен и интересов. Олигофрен не умеет предугадывать реакцию окружающих на свои действия, поэтому легко обижает потенциальных друзей, хотя и делает это неосознанно. Резкое неприятие даже обоснованной критики и проблемы с речью только увеличивают пропасть, тем более что дети жестоки по своей природе и легко могут подшутить над взбалмошным малышом.
- Постоянное взбалтывание повседневной жизни. Этот фактор также не обязательно указывает на олигофрению, однако у ребенка с задержкой психического развития это связано с тем, что он не помнит порядок задач и процедур, которые необходимо выполнять в течение дня. Он не может сам планировать свой день, поэтому нарушает запланированный график, если за ним не следуют.
- Неспособность эффективно учиться. Ребёнок учится хуже, чем в среднем по классу, не может долго сидеть на одном месте, мало внимателен и быстро утомляется.
- Комплекс сопутствующих заболеваний , также спровоцированных нарушением развития нервной системы: головные боли, судороги, нервный тик и паралич.
Диагностика
Без точного диагноза, в том числе с указанием конкретной стадии, невозможно организовать правильное лечение. К диагнозу олигофрения нужно отнестись очень ответственно, ведь этот диагноз ставится один раз на всю жизнь и никогда не пересматривается. Даже если ребенку удастся выработать правильную модель поведения в обществе, он все равно будет хоть немного другим от других, поэтому врачи склонны считать такое заболевание неизлечимым, только хорошо замаскированным.
Первичная диагностика умственной отсталости проводится путем объективной оценки интеллектуального уровня ребенка. Для этого используются стандартизированные тесты для определения степени развития интеллекта в числовом выражении. Чаще всего для этих целей используют тест Векслера, а результаты ребенка с подозрением на олигофрению сравнивают с результатами других здоровых детей его возраста, на основании чего можно сделать положительный вывод.
Однако врачи обычно не ограничиваются таким простым методом, а проводят дефектологическое обследование, используя метод опроса родителей, пытаясь отследить какие-либо факторы, которые могли спровоцировать умственную отсталость. Очевидно, что если таковые имеются, то врач гораздо увереннее поставит положительный диагноз.
Если два предыдущих метода рассчитаны на тех детей, которые уже достигли определенного сознательного возраста, то есть такие методы диагностики, которые позволяют определить олигофрению у плода на сроке беременности. Эта практика обычно рекомендуется (но не обязательна) для беременных женщин старше 35 лет, так как доказано, что такие мамы в среднем чаще сталкиваются с проблемой олигофрении у новорожденных.
Обычно специалисты проводят анализ ворсин хориона, а также исследуют амниоцентез, но есть и другие способы – в частности, обычное УЗИ или анализ крови матери на альфа-фетопротеин, а также скрининговое обследование. Такой диагноз не всегда гарантирует стопроцентно положительный результат, но может свидетельствовать о его высокой вероятности на этапе, когда еще не поздно сделать аборт. В этом случае врачи обычно рекомендуют прервать беременность, а затем повторно забеременеть, но уже под первоначальным наблюдением специалистов.
Виды
В зависимости от шкалы умственной отсталости олигофрению делят на три основные степени, каждая из которых имеет свои характерные признаки. На самом деле «Умственная отсталость» — это лишь обобщенное понятие, тогда как диагноз обычно ставится именно по наименованию степени отсталости. Их следует рассмотреть подробнее.
Заболеваемость
Начнем с легкой степени, которая в целом еще позволяет вести полноценную жизнь человека в обществе. У людей с дебильностью уровень IQ находится на уровне 50-60, тогда как средний показатель здорового человека равен 9.0-110.
Со стороны определить придурка с первого взгляда практически невозможно, он очень похож на обычного ребенка, но страдает рассеянностью и неспособностью концентрировать внимание, а память у него ослаблена. При этом такого ребенка можно научить читать, писать и считать, даже не применяя специальных приемов, однако в целом малыш лишен любознательности.
Дефекты развития заметны еще до школы — ребенок очень примитивно играет и говорит очень упрощенными предложениями, не употребляя тех слов, которые не пригодятся в быту. В общении со сверстниками дебилы тяжелые, они не могут распознавать чужие эмоции и замыкаются в себе, ориентируясь только на родителей. Самостоятельное принятие решений и самоанализ затруднены.
Имбецильность
Эта умеренная степень умственной отсталости характеризуется усилением симптомов, описанных выше. Уровень IQ в пределах 35-49, малыш может позаботиться о себе, научиться писать, читать, считать, но получить полноценное образование он уже не в состоянии, и жить в таком ему не рекомендуется. отдельная резиденция.
Такой ребенок не сможет учиться в обычной школе, а работать он сможет только там, где от него требуются крайне примитивные повторяющиеся движения, потому что моторика имбецилов ощутимо заторможена.
Идиотия
Это глубокая форма умственной отсталости, которая требует постоянного наблюдения со стороны взрослых, а еще лучше специалистов, поэтому таких детей рекомендуется помещать в специальный стационар.
IQ ограничен крайне низким пределом — 34, и тут даже самые лучшие профильные педагоги разводят руками — надежды научить такого ребенка хотя бы примитивным вещам практически нет. Такой малыш либо доволен, либо недоволен — других эмоций у него нет.
Из речи, пожалуй, только отдельные слова, обозначающие самые основные потребности; самостоятельное передвижение также крайне ограничено. Идиотия сопровождается другими выраженными патологиями, такими как нарушения формы черепа и скелета, параличи и так далее.
Специфичность лечения
Только при самых тяжелых формах умственной отсталости требуется постоянная госпитализация, а при более легких степенях обычно предусматривают только периодические стационарные курсы и даже при наличии обострений.
Для более полного раскрытия возможностей ребенка-олигофрена используются как специальные препараты, так и специальные тренировки — адаптированные учебники и упражнения.
Как правило, медикаментозное лечение носит выраженный симптоматический характер.
Для ускорения развития назначают стимуляторы нервной системы и витамины, для противодействия судорогам — специальные препараты. Транквилизаторы также можно использовать, если поведение ребенка становится агрессивным.
Сами по себе медикаменты практически не дают полного эффекта, поэтому необходима вдумчивая и слаженная работа многих специалистов, таких как логопед, психолог, специальные педагоги. Для обучения используются нестандартные методы, например, коррекционно-дидактические игры и специальные пиктограммы.
Важную функцию выполняют игровые упражнения, позволяющие дополнительно стимулировать развитие нервной системы и развивать моторику. Рекомендации профессионалов также часто включают повышенное внимание к красоте – в частности, доказал положительное влияние музыки на олигофренов, потому что она побуждает к умственной деятельности, провоцируя развитие, способствует повышению интереса к окружающему миру.
Правильное, специально запланированное образование обычно дают только специализированные школы-интернаты, куда принимают с 4 лет, но при правильном отношении ребенок с легкой формой умственной отсталости способен закончить обычную школу .
Адаптация в социуме
Социальная адаптация – чрезвычайно важная проблема, которую решает каждая семья с ребенком-олигофреном, так как она обычно рассматривается как основная цель всего лечения.
Олигофрен никогда не будет здоровым человеком, но его необычность может не бросаться в глаза или восприниматься окружающими как не более чем странная странность. Если родителям и учителям удалось добиться такого результата, то их можно поздравить. Психологи уверяют, что, по крайней мере, в случае дебила такой результат возможен.
В данном случае задача несколько усложняется тем, что на самом деле не только сам ребенок, но и его родители должны пройти специальную подготовку, чтобы знать, как правильно себя вести.
Некоторые родители отчаиваются и считают, что добиться какого-либо прогресса невозможно, поэтому вообще ничего не пытаются делать. Другие, наоборот, гипертрофированно пытаются помочь своему ребенку, что тоже не совсем правильно, так как невозможно воспитать нормального ребенка, скрывая от него его явную особенность, а также постоянно указывая на нее.
Часто родители винят себя в болезни малыша, и это обычно происходит в ситуациях, когда их вина на самом деле косвенная. Это тоже не выход, потому что результатом является самообвинение, которое не приносит ничего хорошего, кроме общего неудовлетворенность жизнью и депрессия.
Специалисты отмечают, что умственная отсталость ребенка – это проблема, но проблема решаемая, ее не нужно воспринимать как чью-то вину. Нужно просто любить своего малыша так же, как если бы он был обычным, и своевременно выполнять все рекомендации врачей.
При таком отношении в большинстве случаев вполне вероятна достойная социальная адаптация.
Профилактика
При должном усердии родители могут свести к минимуму вероятность развития умственной отсталости у ребенка еще до его рождения. Во-первых, планировать беременность нужно только тогда, когда оба потенциальных родителя здоровы.
Матерям категорически запрещается употребление алкоголя и препаратов психотропной группы как во время, так и до беременности.
Также будет совершенно лишним совместное обследование с целью выявления возможных хронических заболеваний, проведения генных исследований.
Для общей нормализации всех функций организма может подойти даже специальная диета – сбалансированная на этапе подготовки к беременности, и максимально питательная, но без вредных компонентов уже во время вынашивания плода.
После рождения ребенка следует понимать, что визит к врачу может быть профилактическим, а не обязательно спровоцированным явным наличием проблем со здоровьем. Любое заболевание легче купировать на стадии, когда оно еще не успело приобрести критические формы, поэтому даже если ребенок кажется совершенно здоровым, его необходимо время от времени водить к врачу, чтобы лишний раз подтвердить его отличные состояние здоровья или вовремя обнаружить любые подозрительные симптомы.