Олигофрения в психологии это: Олигофрения — Психологос

6. Умственная отсталость (олигофрения)

Олигофрения – это врожденное или приобретенное в первые годы жизни слабоумие, которое выражается в общем психическом недоразвитии с преобладанием интеллектуального дефекта и затруднения социальной адаптации.

Помимо термина олигофрения (малоумие), для обозначения сборной группы стойких состояний, сопровождающихся задержкой или неполным умственным развитием, используют и другие названия: психическая ретардация, умственная отсталость, умственный дефицит, психическая субнормальность, общее недоразвитие, умственное недоразвитие.

Врожденное слабоумие необходимо отличать от приобретенного слабоумия (деменции) с признаками распада психической деятельности. Гризингер образно сравнивал врожденное и приобретенное слабоумие с постройкой незаконченной и постройкой, обрушившейся после окончания строительства.

Существует более 300 различных наследственно обусловленных заболеваний и нарушений, являющихся причинами развития умственной отсталости.

Все факторы, являющиеся причиной возникновения олигофрении, принято подразделять на наследственные (эндогенные) и внешние (экзогенные). Соответственно выделяют формы олигофрении, преимущественно связанные с наследственными факторами и с внешнесредовыми воздействиями (внутриутробными, родовыми и воздействующими в раннем детском возрасте). Но есть и формы умственной отсталости, вызванные объединенным влиянием наследственных и внешних факторов.

Наследственные заболевания с умственной отсталостью включают такие, как болезнь Дауна, микроцефалия, фенилкетонурия, галактоземия и другие. Многие из них связаны с хромосомной патологией или наследственной ферментной недостаточностью. Стойкая недостаточность психической деятельности наблюдается при врожденных аномалиях развития мозга или вследствие различных заболеваний, поражающих мозг на раннем этапе его развития. Психическая отсталость может явиться результатом воздействия на плод во время беременности – расстройства плацентарного кровообращения, тяжелые токсикозы второй половины беременности, нефропатия, повышение артериального давления.

Причиной умственной отсталости могут быть такие заболевания беременной, как с/с недостаточность, болезни почек и печени, сахарный диабет, нарушение функции щитовидной железы и другие эндокринные нарушения. Вредное воздействие на плод оказывают и многие лекарственные средства, которые беременная женщина должна принимать из-за своей болезни.

Олигофрения – это не болезненный процесс, а патологическое состояние, результат вредного воздействия, давнего болезненного процесса, вызвавшего ЗПР и психики в целом. Олигофрении не свойственно прогрессирующее развитие, слабоумие не нарастает, как при деменции, наоборот, во многих случаях при своевременном лечении и корректировке возможно улучшение интеллектуального развития.

Обычно первыми признаками врожденного слабоумия, если нет явных физических дефектов, являются изменения поведения. Ребенок может быть вялым, пассивным, не реагирует на появление матери, взгляд его не фиксирует предметы, или он чрезмерно плаксив, может кричать целыми днями без явной причины. В младенческом возрасте возможны судорожные припадки. Такие дети поздно начинают держать голову, сидеть, ходить и говорить. Они не интересуются игрушками, бросают их или ломают. Если ребенок все же начинает ходить, то выявляются нарушения координации и неустойчивость походки.

В зависимости от глубины умственной отсталости выделяют три ее степени: дебильность, имбецильность и идиотия.

Дебильность – легкая степень олигофрении. Коэф-т инт-та при дебильности составляет 50-70. Психическое развитие взрослых дебилов соответствует развитию ребенка 8-12 лет. В зависимости от уровня интеллектуального недоразвития выделяют выраженную, среднюю и легкую дебильность. Дебилы обладают достаточным запасом слов, а при легкой дебильности речь довольно хорошо развита. Они могут учиться в школе, но усвоение материала дается им с большим трудом, особенно математика. Они способны окончить вспомогательную школу или начальную школу, могут научиться читать и писать.

Дебилы могут овладеть несложными навыками. Возможно их социальное приспособление в определенных пределах.

Нарушения познавательной деятельности выражаются в неспособности к выработке сложных понятий. Переход от конкретных, простых понятий к отвлеченным у дебилов затруднен или невозможен. Дебилы не способны самостоятельно сформулировать понятия, отделить главное от второстепенного. Более сложный и высокий уровень обобщения дебилам недоступен. У них преобладают малопродуктивное мышление конкретно-описательного типа и конкретные ассоциации. Им трудно охватить ситуацию целиком, они способны уловить лишь внешнюю сторону событий.

Не обладая пытливостью ума и не имея собственных суждений, дебилы легко перенимают чужое мнение и чужие взгляды и могут с необыкновенной косностью придерживаться их и навязывать окружающим. Несмотря на свою несостоятельность, они любят поучать других людей.

У всех дебилов отмечаются нарушения в эмоционально-волевой сфере – слабость самообладания и недостаточная способность подавлять свои влечения, неспособность обдумывать свои поступки и их возможные последствия, импульсивность поведения. Среди дебильных больных довольно часто встречаются лица с расторможенностью примитивных влечений. Не будучи способными, удовлетворять свои повышенные сексуальные потребности естественным путем, многие из них прибегают к сексуальным извращениям.

Темперамент и характер у дебилов различны. Некоторые из них уравновешенны, общительны, добродушны и ласковы, послушны и подчиняемы. Другие – вспыльчивы, злобны, мстительны, могут быть агрессивными и склонными к разрушительным действиям. Одна из характерных черт дебилов – их повышенная внушаемость.

Наиболее заметно отставание в развитии в раннем детстве. Такие дети поздно начинают держать голову, сидеть, ходить и говорить. В детстве речь неразвита, может быть односложной. Но с годами, особенно при легкой и умеренной дебильности, они многому обучаются, и психическое недоразвитие становится менее заметным.

Среди дебилов могут быть люди, у которых на фоне общего психического недоразвития выявляются заметные способности в какой-либо области (механическая память, музыка, рисование, математические способности).

Дебилы способны жить самостоятельно, но чаще нуждаются в руководстве и поддержке. Они могут сами себя обслуживать, получить определенную профессиональную подготовку, где не требуется интеллектуальной деятельности. Они могут иметь семью и детей.

Имбецильность – это психическое недоразвитие средней тяжести. Психическое развитие имбецилов соответствует уровню 3-7-летнего ребенка. Коэффициент интеллектуальности – 20-50. Все психические процессы у имбецилов отличаются тугоподвижностью и инертностью. Развитие двигательных функций происходит с большой задержкой. Больные нетрудоспособны, могут лишь элементарно обслуживать себя. Они самостоятельно едят, одеваются, могут приобрести навыки опрятности. Больные не способны к обучению. Но они понимают простую речь. Их собственная речь слабо развита. Они могут усвоить небольшой запас слов, но у некоторых имбецилов словарный запас может составлять 200-300 несложных слов. Речь примитивна, косноязычна, без соблюдения правил грамматики.

Логическое мышление, обобщение и образование абстрактных понятий им недоступно. Мышление на очень низком уровне, отличается конкретностью и непоследовательностью. У некоторых имбецилов может быть хорошая механическая память, благодаря которой, а также пассивному вниманию, они могут усвоить какие-то знания, овладеть порядковым счетом, запомнить отдельные буквы, но не способны считать, читать и писать.

Они могут приобрести самые простые трудовые навыки – уборка, стирка, мытье посуды, способны освоить лишь самые простейшие производственные процессы благодаря тренировке подражательных действий. В работе имбецилы могут быть старательными, но работают они очень медленно и малопродуктивно. Они безынициативны, с трудом переключаются, поэтому к самостоятельной трудовой деятельности не способны. Несмотря на низкий интеллект, их непосредственные эмоциональные реакции относительно развиты. Многие имбецилы чрезвычайно привязаны к своим родным и близким.

Но в целом их эмоциональные реакции бедны и однообразны.

Собственные интересы имбецилов крайне примитивны и связаны лишь с утолением физиологических потребностей. Они бывают очень прожорливы и неряшливы в еде. Сексуальное влечение чаще всего снижено, но у некоторых может быть усиленное половое влечение со склонностью к сексуальной распущенности.

По характеру некоторые имбецилы добродушны, покладисты, послушны, а другие упрямы, злобны и агрессивны. В поведении они могут быть подвижными, непоследовательными, активными, но бывают и вялые, пассивные, равнодушные ко всему, кроме утоления собственных потребностей.

Имбецилы нуждаются в постоянной опеке и квалифицированном надзоре. Они не способны к самостоятельной жизни. Малейшее изменение ситуации ставит имбецила в затруднительное положение. В незнакомой обстановке они могут растеряться и становятся совершенно беспомощными.

Идиотия – наиболее тяжелая степень олигофрении. Коэффициент интеллектуальности – ниже 20. Психическое развитие больных идиотией остается на уровне ребенка, не достигшего 3 лет. Больные беспомощны, нуждаются в надзоре.

При глубокой идиотии реакции на окружающее извращены – больные либо не реагируют и их внимание не удается привлечь, либо эта реакция не соответствует раздражителю. При глубокой идиотии больные не отличают горячее от холодного, съедобное от несъедобного. Они тащат в рот и сосут любые попавшие им предметы, одежду, собственные пальцы рук и ног.

У таких больных нет представления о высоте, глубине, нет ощущения опасности. Так, например, они могут постоянно падать с кровати при попытке встать, но так и не обучаются правильно с нее вставать, если им не помогут. Речь при глубокой идиотии отсутствует или ограничивается нечленораздельными звуками. Больные не понимают обращенную к ним речь, но могут реагировать на интонацию.

Способность сидеть, стоять и ходить может отсутствовать или приобретается очень поздно. Предоставленные самим себе, больные неподвижно лежат или у них наблюдается бессмысленное возбуждение со стереотипными действиями: например, стучат игрушкой по стене, хлопают в ладоши, могут монотонно биться головой о стену. Никакая осмысленная деятельность при глубокой идиотии невозможна. Больные не могут себя обслуживать, не умеют самостоятельно одеваться, пользоваться чашкой, ложкой, вилкой, иногда не умеют жевать. Некоторые неопрятны, не умеют пользоваться туалетом или проситься, ходят под себя, но совершенно не тяготятся этим и могут долго ходить в испачканном белье.

Почти полностью отсутствует познавательная деятельность. Больным недоступны даже элементарные умственные операции. Память не развита или очень слаба. Некоторые больные даже не отличают своих родителей от посторонних. Эмоции элементарны и связаны с ощущением удовольствия или неудовольствия, что выражается криками или двигательным возбуждением. При глубокой идиотии больные не умеют плакать или смеяться, способны лишь к гневливым вспышкам. Кроме того, у них снижен порог болевой чувствительности, и они никак не реагируют на боль. У одних злобные реакции постоянны, у других преобладает тупое безразличие ко всему с полным отсутствием каких-либо эмоциональных реакций.

У многих больных глубокой идиотией повышены и извращены влечения – они очень прожорливы, поедают все, что попадется, даже собственные нечистоты. У некоторых усилено половое влечение, что проявляется в упорной мастурбации даже в присутствии других людей.

Глубокому дефекту психики часто сопутствуют дефекты физического развития.

При идиотии средней и легкой степени больные могут отличать родных людей от посторонних, привязываться к тем, кто за ними ухаживает, радоваться их появлению. Они могут усвоить некоторые навыки самообслуживания. Они самостоятельно передвигаются. Хотя у большинства больных идиотией движения неуклюжие, но некоторые отличаются даже ловкостью: например, могут довольно быстро залезть на дерево.

Больные идиотией легкой и средней степени способны запомнить некоторые слова из повседневного лексикона и могут односложно попросить «дай», «хочу», «есть» и некоторые другие слова. Но произносят они их гнусаво или шепеляво, пропускают буквы. Они понимают, что можно порезаться или уколоться острым предметом, обжечься, и не наносят себе повреждений.

Уход и постоянный надзор за больными идиотией в домашних условиях очень сложен, и их обычно помещают в специальные лечебные учреждения для психохроников.

Тема: РАССТРОЙСТВА ПАТТЕРНОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Олигофрения реферат по психологии | Сочинения Психология

Скачай Олигофрения реферат по психологии и еще Сочинения в формате PDF Психология только на Docsity! Олигофрения Структура дефекта при олигофрении Олигофрения представляет собой особую клиническую форму умственной отсталости, характеризующую общее необратимое недоразвитие мозговых структур, и прежде всего наиболее поздно формирующихся в онтогенезе корковых мозговых структур, особенно лобных и теменно-височно-затылочных отделов коры головного мозга. Структура дефекта при олигофрении характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития познавательной деятельности, в особенности мышления и личности. Тотальность проявляется в недоразвитии всех нервно-психических функций. Иерархичность — в преимущественном недоразвитии познавательных функций, и прежде всего абстрактного мышления. Мышление при олигофрении имеет конкретный, ситуационный характер: дети испытывают наибольшие затруднения в процессах обобщения, в понимании причинно-следственных отношений. В старшем дошкольном возрасте они не справляются с заданиями на дифференциацию предметов по существенным признакам, в связи с чем особые затруднения испытывают в заданиях на классификацию, выделение четвертой «лишней» картинки, при понимании скрытого смысла рассказа. Недостаточность абстрактного мышления обусловливает трудность в усвоении детьми счета и особенно в решении задач. Не понимая смысла задач, они решают их часто механически, с трудом воспринимают помощь взрослого. Особенно затруднен при олигофрении перенос усвоенного в конкретном задании способа действия в новые аналогичные условия. Это обусловлено как спецификой самого мышления, так и малой подвижностью, инертностью психических процессов. Для детей с олигофренией характерна склонность к стереотипности в мышлении и действиях. Все мыслительные процессы при олигофрении характеризуются выраженной тугоподвижностью. Все виды деятельности и поведения детей однообразны, стереотипны, с преобладанием элементов подражания и копирования. Недоразвитие мыслительной деятельности и инертность мыслительных процессов при олигофрении неблагоприятно сказываются на формировании всех познавательных процессов, и прежде всего восприятия. Недоразвитие аналитико-синтетической деятельности при олигофрении обусловливает специфическую особенность восприятия: дети способны выделить в предметах лишь отдельные конкретные их свойства и качества (цвет, форму, размер), но не могут установить связи между ними и составить самостоятельно целостное представление о предмете. Естественно, что эти нарушения проявляются по-разному в зависимости от возраста, степени выраженности интеллектуального дефекта и обучения. Не умея выделить основное в предметах и явлениях, дети испытывают основные трудности в операциях сравнения по существенным признакам. Они не могут устанавливать различия в сходных предметах и общее — в различных. Л. С. Выготский писал, что конкретность в области мышления и тугоподвижность в области динамических систем внутренне связаны и представляются единством, а не двойным случайно сочетающимся у слабоумного ребенка признаком. Конкретность мышления и действия слабоумного ребенка означает, таким образом, то, что всякая вещь и всякое событие приобретают свое значение в зависимости от ситуации. Поэтому всякое абстрагирование затруднено. Все связанное с понятием, с воображением, с ирреальным оказывается в высшей степени затруднительным для такого ребенка. При диагностике олигофрении выделение основного расстройства познавательной деятельности позволяет правильно понять всю структуру дефекта, т. е. взаимосвязь и взаимообусловленность симптомов в целостной клинической картине. Таким ведущим симптомом при олигофрении является недоразвитие познавательной деятельности. Дефект познавательной деятельности характерен для всякого олигофренического слабоумия вне зависимости от степени его выраженности. Именно недоразвитие познавательной деятельности при неосложненной форме олигофрении приводит к специфическим нарушениям речи, аффективно-волевой сферы, моторики и личности. Так, особенностью речи при олигофрении является не только более позднее развитие активной речи, но и значительное отставание в понимании обращенной речи. При олигофрении отмечается недостаточная сформированность как фонетико- фонематической, так и лексико-грамматиче-ской стороны речи. Кроме того, при олигофрении значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом, отмечаются стойкие нарушения звукопроизношения. Это связано как с недоразвитием аналитико-синтетических процессов, функции самоконтроля, недоразвитием фонематического восприятия и анализа, нарушениями артикуляционной моторики различного генеза, так и с инертностью психических процессов. Такие характеристики аномального развития, как нарушения словесного опосредования и формирования понятий, осо- бенно резко выражены у умственно отсталых детей (В. И. Лу- бовский, В. Г. Петрова). Особенностью эмоциональной сферы детей с олигофренией является недоразвитие более сложных и дифференцированных эмоций, наиболее поздно развивающихся в постнатальном онтогенезе. В своих эмоциональных переживаниях, так же как и в мысли-.тельной деятельности, дети не могут отделить главное от второстепенного, в связи с чем они могут давать бурные эмоциональные реакции по ничтожным поводам и слабо реагировать на серьезные жизненные события. Актуальными для них являются лишь непосредственные переживания, они не могут оценить возможные последствия тех или иных поступков, событий, как и в мышлении характерна тугоподвижность, слабая переключаемость, инертность и стереотипность эмоций. Познавательные эмоции у этих детей обычно не развиты, часто наблюдается неадекватность эмоциональных реакций, неспособность подавлять свои непосредственные влечения. При олигофрении с трудом формируются абстрактные понятия добра и зла, чувства долга, способность к самоконтролю и прогнозированию последствий своих-поступков. Особенности нарушений эмоционально-волевой сферы при основной, «ядерной», неосложненной форме олигофрении находятся в соответствии со степенью снижения интеллекта. Неспособность к абстрактному мышлению проявляется во всех сферах нервно- психической деятельности. В процессах восприятия отмечается недостаточность аналитико- синтетической деятельности, поэтому восприятия детей бедные, они неполно отражают окружающую действительность, отсутствует активный творческий характер восприятия. Как отмечала Г. Е. Сухарева, «умственно отсталый ребенок мало видит тогда, когда смотрит, и мало слышит, когда слушает». При олигофрении также имеют место недостаточность произвольного целенаправленного внимания, нарушение его распределения в процессе мыслительной деятельности, слабость логической памяти. В запоминаемом материале ребенок не может выделить сущестенное и установить логические связи в сюжете. Характерным для олигофрении проявлением преимущественного недоразвития наиболее молодых и специфически человеческих функций является тесная взаимосвязь недоразвития познавательной деятельности, и прежде всего абстрактного мышления, и произвольной регуляции всей психической деятельности, функций самоконтроля, высших эмоций, речи, тонкой дифференцированной моторики. Это определяет основную специфику дефекта при олигофрении — тотальность и иерархичность. Формы олигофрении Главное, на что обращается в последние годы внимание специалистов,— это сходство структуры интеллектуального дефекта при болезни Дауна и болезни Альцгеймера. Характерно, что это сходство при болезни Дауна начинает проявляться в зрелом возрасте. Молекулярно-биологические исследования последних лет подтверждают это сходство: преобладание дегенеративных сосудистых нарушений, наличие сахарного диабета, формирующейся катаракты, склонность к злокачественным новообразованиям, специфические нарушения слуха и др. В последние годы уделяется большое внимание вопросам ранней реабилитации детей с синдромом Дауна с помощью специальных коррекционных программ, направленных на развитие адекватного обучающего взаимодействия матери и ребенка, а также программ, стимулирующих их психическое развитие. Другие хромосомные формы олигофрении, связанные с аномалиями аутосом, являются достаточно редкими. При всех этих формах наблюдается сложный дефект, т. е. глубокое интеллектуальное недоразвитие сочетается с дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и другими нарушениями. Так, подобные нарушения имеют место при трисомии 13 (синдром Патау) и трисомии 18 (синдром Эдвардса). Сочетание глубокой олигофрении с аномалиями опорно-двигательного аппарата наблюдается при трисомии 8 (синдром Варкани). Сочетание олигофрении с дефектами зрения и опорно-двигательного аппарата характерно для кольцевой хромосомы 13. Большой интерес специалистов в последние годы привлекают аномалии хромосомы 15, при которых олигофрения сочетается с микроцефалией, характерным строением лица (овальное лицо, высоко расположенные скулы и полные щеки). Интеллектуальный дефект сочетается с синдромом двигательной расторможенности и иногда судорожными припадками. При аномалиях половых хромосом олигофрения наблюдается значительно реже. Только 1% всех форм олигофрении обусловлен аномалиями половых хромосом. Моногенные формы Термин «умственная отсталость» используется здесь в связи с тем, что многие из описываемых заболеваний имеют сложную структуру интеллектуального дефекта, включающую черты как олигофрении, так и деменции. Кроме того, для некоторых из этих заболеваний характерно нарастающее слабоумие. Эти формы умственной отсталости обусловлены изменениями в одном гене. Группа моногенных форм умственной отсталости является наиболее многочисленной, несмотря на редкость ее отдельных форм. В эту группу входят некоторые наследственные заболевания ЦНС, многие из которых связаны с врожденными нарушениями обмена веществ. Большинство наследственных дефектов обмена относятся к ферментопатиям и обусловлены нарушениями белкового, углеводного, жирового и других видов обмена. Умственная отсталость при наследственных болезнях обмена аминокислот Многие наследственные заболевания обмена аминокислот проявляются на первом- втором году жизни в виде отставания психомоторного развития в сочетании с кожными нарушениями и часто судорожным синдромом. Эти нарушения прогрессируют. Темп течения заболевания зависит от вида биохимического дефекта и времени начала лечения. В настоящее время разработаны эффективные методы лечения многих из этих заболеваний. К этим заболеваниям относится прежде всего фенилкетонурия — ФКУ — заболевание, обусловленное наследственными нарушениями обмена фенилаланина. Вследствие нарушения обмена этой аминокислоты происходит избыточное накопление токсических веществ, поражающих ЦНС. Частота этого заболевания составляет 1:10000 новорожденных. Количество детей среди умственно отсталых приближается к 12%. Чем тяжелее в социальном плане контингент обследуемых, тем чаще выявляется заболевание. В благополучном в социальном плане контингенте частота составляет всего около 1%. Важно иметь в виду, что дети с ФКУ рождаются с полноценным головным мозгом, так как биохимические процессы плода происходят за счет организма матери. Возникающие после рождения биохимические нарушения оказывают токсическое влияние на развивающийся мозг ребенка, в результате чего развитие и рост мозга нарушаются. В первые два-три года жизни особенно отчетливо наблюдается прогрессирующее слабоумие. Нарастание интеллектуального дефекта сочетается с признаками умеренной микроцефалии и отставанием в физическом развитии. Характерными считаются расстройства речи: в ряде случаев она может полностью отсутствовать, в других — наблюдается ее общее недоразвитие в сочетании с эхолалиями, персеверациями. Многие из этих детей не стремятся к общению, их эмоции бедны и часто неадекватны. Для многих детей характерны нарушения поведения в виде двигательной расторможенности, повышенной возбудимости, могут наблюдаться импульсивные и агрессивные формы поведения. Нередко у больных отмечаются судороги, которые имеют тенденцию к серийности. Частота судорожного синдрома составляет от 20 до 50%. Своеобразен внешний вид больных: светлые волосы, голубые глаза, слабая пигментация кожи в сочетании с отдельными диспластическими признаками (умеренная микроцефалия, высокое нёбо, деформации ушных раковин и др.). Характерны также разнообразные неврологические нарушения в виде насильственных движений, нарушений равновесия и координации движений, косоглазия, нарушений мышечного тонуса, наличия параличей и парезов. Кроме того, при ФКУ частыми являются кожные нарушения: экссудативный диатез, экзема, дерматиты. Важное значение имеет биохимическая диагностика заболевания. В настоящее время осуществляются программы массового скрининга на ФКУ, наиболее широкое распространение имеют тест Татри и реакция Феллинга (качественная реакция на фенил- пировиноградную кислоту в моче с помощью 10%-ного раствора треххлористого железа). Гистидинемия — наследственное заболевание, обусловленное нарушением обмена аминокислоты гистидина. Характерным признаком является наличие сложного дефекта: сочетание умственной отсталости с тяжелым недоразвитием речи — моторной алалией, нарушениями поведения, двигательными расстройствами в виде недостаточности равновесия и координации движений. При тяжелых формах заболевания наблюдаются также судорожные припадки, частыми являются и дефекты слуха. Эти дети обычно светловолосые, голубоглазые. Практика показывает, что ранняя задержка психомоторного развития у этих детей в сочетании с двигательными нарушениями часто приводит к ошибочному диагнозу детского церебрального паралича. Умственная отсталость при наследственных нарушениях обмена углеводов Галактоземия обусловлена нарушением обмена галактозы. По частоте наследственных нарушений обмена веществ галактоземия занимает второе место после ФКУ. В тяжелых случаях заболевание проявляется уже с первых дней жизни ребенка в виде расстройств пищеварения и признаков интоксикации (гипотрофия, рвота, понос, отказ от кормления), развивается также желтуха с увеличением размеров печени. Степень снижения интеллекта варьирует. В наиболее тяжелых случаях наблюдается сложный дефект: сочетание умственной отсталости с нарушениями зрения (часто слепотой) за счет врожденной или рано развившейся катаракты (обычно на 4—7-й неделе жизни). В настоящее время разработана система ранней диагностики галактоземии. Умственная отсталость при наследственных нарушениях обмена липидов (жиров) При наследственных нарушениях жирового обмена умственная отсталость часто сочетается с двигательными и сенсорными дефектами, судорожными припадками, нарушениями поведения. Одним из тяжелых заболеваний из этой группы является амавротическая идиотия, или болезнь Тея — Сакса. Заболевание проявляется впервые в возрасте 4 — 6 месяцев и характеризуется нарастающим слабоумием, прогрессирующим снижением зрения, судорогами, парезами и параличами. Существует много и других форм умственной отсталости, связанной с наследственными нарушениями обмена. Так, при нарушениях обмена внутриклеточных ферментов в клетках накапливаются токсические продукты, которые и являются причиной особой группы заболеваний — болезней накопления. Клинические проявления этих заболеваний включают сочетание прогрессирующей умственной отсталости с дефектами зрения, опорно-двигательного аппарата и с различными нарушениями со стороны внутренних органов. К этим заболеваниям относятся различные формы, мукополисахаридозов, а также невральные цероидные липофусцинозы. Умственная отсталость при синдроме ломкой хромосомы К моногенным формам умственной отсталости относится особое заболевание, привлекающее в настоящее время внимание специалистов,— синдром ломкой Х-хромосомы, или синдром Мартина — Белла. Это заболевание является наиболее частым среди всех моногенных форм умственной отсталости. Его название связано с пробелом на конце длинного плеча X-хромосомы, что выявляется при специальном цитогенетическом обследовании. Частота данного синдрома составляет 1:1350 среди мальчиков и 1:2033 среди девочек, или 1:1634 детей обоего пола. Ранняя диагностика этой формы умственной отсталости имеет важное значение для своевременного проведения лечебно-коррекционных мероприятий и для медико- генетического консультирования семьи, что позволяет предупредить дальнейшее рождение детей с данным заболеванием. Однако отсутствие выраженных врожденных пороков развития при этом синдроме затрудняет его раннюю диагностику. Поэтому для диагностики данного заболевания большое значение имеет раннее выявление специфических отклонений в физическом, психомоторном и речевом развитии. Поскольку известно преобладание этой формы умственной отсталости у лиц мужского пола, то мальчики с отставанием в психомоторном и речевом развитии и имеющие ряд характерных аномалий должны быть особенно тщательно обследованы. Масса и длина тела, а также окружность головы у пораженных мальчиков обычно несколько увеличены. Обращают на себя внимание также крупные кисти и стопы, оттопыренные уши, удлиненное лицо, высокий лоб, уплощение средней части лица и несколько увеличенная нижняя челюсть. Обычно это блондины со светлыми радужками глаз. Характерна повышенная частота подслизистых расщелин нёба или язычка. Часто имеет место повышенная подвижность суставов и растяжимость кожи. Неврологическая симптоматика является малоспецифичной и включает мышечную гипотонию, нарушение координации движений, равномерное оживление сухожильных рефлексов, отдельные насильственные стереотипные движения в виде гримас, нахмуривания бровей, зажмуривания глаз и др. В некоторых случаях отмечаются судорожные припадки. Тяжесть интеллектуального дефекта широко варьирует, достаточно часто преобладают легкие формы. Поскольку интеллектуальный дефект всегда сочетается с разнообразными расстройствами речи, то эти дети нередко находятся в логопедических учреждениях. Нарушения речи проявляются в виде ее системного недоразвития, различных форм дизартрии, сочетающихся со своеобразными речевыми персеверациями, нарушениями темпа (обычно темп речи ускорен), запинками, трудностями подбора нужного слова: Может наблюдаться своеобразная оральная апраксия, а также алалия.

Альманах №22 — Альманах

Альманах №22 · Выпуск №1 · 2015

В представленном выпуске альманаха собраны труды ведущих специалистов Института специального образования АПН СССР прошлого века, создававших основы отечественной системы специального образования. Это специалисты в области специального образования по классическому стандарту для этой профессии: педагоги, врачи, психологи, разработавшие комплексный (клинико-психолого-педагогический) подход к исследованиям и сопровождению детей с ООП, профессиональные цели которых развивались в атмосфере и под непосредственным воздействием Л.С. Выготский.

Боскис Р.М.

Развиты представления Выготского о сложной структуре аномального онтогенеза. Понятие «аномальный ребенок» уточняется автором в отношении развития, его динамических особенностей, которые невозможно описать с точки зрения выпадения отдельных способностей. Повреждение рассматривается как первичное условие появления вторичных симптомов, отражающих тенденции процесса развития ребенка – возникающие трудности, компенсаторные тенденции и использование сохранившихся возможностей. Эти представления уточняются при рассмотрении особенностей развития разных категорий детей – детей с сенсорными и речевыми нарушениями, с олигофренией.

Читать Ключевые слова

Аномальные дети. Общая концепция

комплексная структура аномального развития
качественный анализ первичного проявления поражения
динамическое взаимодействие первичных и вторичных симптомов
особенности развития сенсорного развития детей
дети с олигофренией
дети с нарушениями речи

Каплан А.И. , Нейман Л.В. , Ляпидевский С.С. , Певзнер М.С.

Представлена ​​важность клинического подхода к изучению механизма аномального развития. Дана клиническая характеристика патологических факторов, определяющих биологические первопричины отклонений психического развития, особенности исходных затруднений, без понимания которых невозможно разработать индивидуальный подход к лечебной и психолого-педагогической коррекционной работе. Взаимодействие различных факторов патогенеза, включая этиологию, характер патологического процесса, локализацию и время повреждения, рассматривается в контексте процесса развития нервной системы ребенка. Представлены клинические формы олигофрении, дифференцированные с травматической и шизофренической деменцией, умственной отсталостью, осложненной эпилептическим процессом. Характеризуются церебрально-астеническое состояние, варианты временной задержки психического развития, клиника нарушений речевого развития, нарушений функций зрения и слуха.

Читать Ключевые слова

Клинические характеристики детей с отклонениями

клинический подход к изучению механизма аномалий развития
клиническая характеристика основных причин аномалий психического развития в контексте процесса развития нервной системы ребенка
этиология
локализация и время повреждения
клиническая картина нарушений функций зрения и слуха

Шиф Ж. И.

Определены предмет и задачи специальной психологии, ее специализация на поиске средств специального обучения, мобилизующих компенсаторные возможности ребенка. Определены основные закономерности и типичные особенности для каждой категории аномальных детей. Трудности и инвалидность детей изучаются с точки зрения нарушения нормального взаимодействия ребенка с окружающей средой и в неразрывной связи с процессом специального обучения. Подтверждается ведущая роль в воспитании и развитии ребенка, необходимость специальной коррекционной работы в зоне его ближайшего развития. Показано, что компенсаторные возможности реализуются не в механической отработке отдельных элементарных навыков, а в развитии доступных для ребенка форм сложной психической деятельности, расширении возможностей общения и взаимодействия с другими людьми.

Читать Ключевые слова

Психологические исследования основных вопросов обучения аномальных детей

дефектология и специальная психология
предметы
задачи
дисциплины и методы специальной психологии
категории аномальных детей
общие и характерные для разных категорий аномальных детей
решающая роль воспитания в развитии аномальных детей
реализация компенсаторных возможностей детей с задержкой психического развития
нарушения слуха и зрения

Левина Р. Е. , Боскис Р.М.

Показано, что системный характер речевой деятельности требует изучения условий формирования взаимодействия различных языковых компонентов в норме, что имеет большое значение для понимания механизма аномального развития. Прослежена зависимость формирования артикуляционного аспекта речи от возможностей слухового и речедвигательного анализатора, а также усвоения словарного и грамматического строя от развития восприятия объектов и аналитико-синтетических процессов. Представлена ​​специфика нарушений артикуляционно-смысловой стороны речи при тугоухости у глухих и слабослышащих детей; особенности речевого развития, связанные с нарушением функции зрительного восприятия, умственной отсталостью. Описаны проблемы развития речи, связанные с нарушениями артикуляционного аппарата и фонематического восприятия, гностической функции слухового анализатора, с особенностями регуляторных процессов.

Читать Ключевые слова

Речь и аномалии развития детей

Аберрации речевого развития
системный характер речевой деятельности
состояния и
особенности нарушений речевого развития, связанные с тугоухостью
нарушения зрительного восприятия
умственная отсталость
нарушения развития артикуляционного аппарата и фонематического восприятия
особенности регуляторных процессов

, , ,

Представлены методы педагогической оценки аномального ребенка, необходимость педагогической оценки, влияние первичного дефекта и выявление и интерпретация сложного характера взаимодействия первичного и вторичного проявления, образующих сочетания, определяющие содержательные особенности каждого ребенка в различных категориях аномальных детей. Показана важность оценки реальных достижений и перспектив развития, выявляемых в зоне ближайшего развития ребенка, для выбора адекватных условий воспитания и методов специального коррекционного воздействия. Определены требования к оценке педагогической организации, предусматривающие разграничение возрастных, общих для данной категории детей и индивидуальных особенностей, методов оценки педагогического воздействия.

Читать Ключевые слова

Педагогические исследования аномальных детей

цели
возможности и методы педагогической оценки аномального ребенка
интерпретация комплексного взаимодействия проявлений первичных и вторичных нарушений развития
оценка реальных достижений и перспективы развития
требования к педагогической организации оценка
подбор адекватных воспитательных условий и методов специального коррекционного воздействия

Малофеев Н. Н.

Проанализировано содержание монографии «Основы обучения и воспитания аномальных детей», вышедшей под ред. дефектология. Рассмотрены клинические, психофизиологические, психологические, педагогические работы исследователей, разработавших методику Л.С. Взгляды Выготского на развитие, обучение и воспитание аномального ребенка. Показано, что к середине 60-х годов прошлого века в нашей стране существовала обоснованная и экспериментально проверенная теория обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с особыми потребностями. Трудности формирования дифференцированной системы специального образования не были связаны с отсутствием научной основы ее разработки. Сделан вывод о том, что эффективное развитие научных идей является важным, но не определяющим условием развития практики поддержки детей с особыми образовательными потребностями. Указано, что для реализации накопленных достижений отечественной специальной психологии и педагогики в настоящее время, как и в советский период, необходимо формировать социальное исследование развития наследия культурно-исторической дефектологии, но это линия будущего.

Читать Ключевые слова

Заблаговременные исследования или проблема связи теории и практики

научная школа
теория и практика специального образования
дефектология
научные основы и принципы формирования специальных образовательных учреждений
практика развития дифференцированной системы специального образования

Прогнозирование хронопсихологического дизонтогенеза психического развития у детей дошкольного возраста

Текст научной работы на тему «Прогнозирование хронопсихологического дизонтогенеза психического развития детей дошкольного возраста»

Iryna Savenkova 1 * , Mykola Didukh 1 , Inna Chuhueva 1 , Iryna Litvinenko 1

More Detail

1 Sukhomlynskyi Mykolaiv National University, Nikolaev, Ukraine * Автор, ответственный за переписку

Реферат

Задача:
Дизонотогенез психического развития — достаточно сложная и в то же время малоизученная проблема детей с особыми потребностями. Это одна из актуальнейших проблем современной специальной и возрастной психологии, так как определение типа дизонтогенеза при различных психических расстройствах необходимо специальному психологу, педагогу и логопеду, в первую очередь, для понимания механизмов формирование когнитивных, эмоциональных и речевых нарушений и их место в структуре дефекта. Объективных методов психолого-педагогической дилант-диагностики на сегодняшний день не существует. Поэтому целью исследования явилась разработка алгоритма хронопсихологического прогнозирования дизонотогенеза психического развития.

Метод:
Экспериментальный метод хронометрической проверки с использованием электронного хроноскопа; методы математической статистики (описательная статистика, процентильная статистика, методы средних, сравнение средних значений с помощью критерия Стьюдента).

Результаты:
Сопоставляя квадратичные отклонения σ (показателя качества индивидуальных часов) у испытуемых репрезентативной выборки с уровнем их психометрического интеллекта (IQ), была получена простая зависимость: чем меньше σ, тем выше IQ личности. Качество часов человека, как и самих часов, является врожденным, поэтому показатель качества (σ) следует рассматривать как один из показателей базового интеллектуального потенциала («фактор g») личности. Математический анализ результатов исследования показал, что олигофрении и дети с задержкой психического развития имеют разное отклонение от аналога «качественных» часов. У детей с задержкой психического развития имеется отклонение от точности воспроизведения заданных интервалов времени только от 0,03 до 0,05. У умственно отсталых детей он составляет от 0,05 до 0,1 и не менее. Он позволяет объективно прогнозировать форму проявления дизонтогенеза психического развития дошкольников, что является важным диагностическим критерием оценки психического статуса ребенка.

Заключение:
Выбор психолого-временных показателей течения дизонтогенеза психического развития позволил разработать алгоритм хронопсихологического прогнозирования формы проявления психического расстройства, суть которого заключается в том, что субъективная единица времени личности выступает как центральный фактор, позволяющий прогнозировать форму проявления дизонотогенеза, то есть определить, является ли диагноз умственной отсталостью или задержкой психического развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *