Операции мышления формы мышления: 9.3. Формы мышления и мыслительные операции

Содержание

9.3. Формы мышления и мыслительные операции

9.3.1. Формы мышления

Основными формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие — мысль, в которой отражаются общие, существенные признаки предметов и явлений.

Например, в понятие «человек» входят такие существенные признаки, как трудовая деятельность, прямохождение, членораздельная речь и т. д. Отличие понятия от представления состоит в том, что представление — это всегда образ, а понятие — это мысль, выраженная в слове. Кроме того, представление включает в себя как существенные, так и несущественные признаки, а понятие — только существенные. (Образ автомобиля у разных людей может отличаться — кто представит себе КамАЗ, кто «Жигули», а для кого-то автомобиль — это как минимум «Мерседес».) А понятие «автомобиль» более однозначно — это «безрельсовый вид транспорта с двигателем внутреннего сгорания, имеющий более трех колес».

Содержание понятий раскрывается в суждениях.

Суждение — есть отражение связей между предметами и явле­ниями или между их свойствами и признаками.

Так, суждение «Предприниматель — это активный, предприимчивый человек, желающий улучшить свое благосостояние путем экономической деятельности» отражает связь между психологическими свойствами предпринимателя и способом его действий.

Суждения могут быть разных видов, что отображено на рис. 9.3.

Рис. 9.3. Виды суждений

Примеры суждений:

истинное: «Диплом о высшем образовании выдается студенту после нескольких лет успешного обучения в вузе»;

ложное: «Диплом о высшем образовании выдается ученику после окончания учебы в средней школе»;

общее: «Все студенты сдают экзамены»;

частное: «Некоторые студенты пропускают занятия без уважительной причины»;

единичное: «Студент Иван Разгильдяев дважды провалил экзамен

по экономической теории». Из двух или более суждений можно построить следующую по сложности форму мышления — умозаключение.

Умозаключение — такая связь между понятиями или суждения ми, в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем новое суждение.

Примером умозаключения является знаменитый сократовский силлогизм, при помощи которого греческий философ две с половиной тысячи лет назад пришел к печальной мысли, что он когда-нибудь обязательно умрет (рис. 9.4).

Рис. 9.4. Структура простого силлогизма

Известны три основных вида умозаключения:

□ индуктивное;

□ дедуктивное;

□ по аналогии.

Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу.

Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, то есть от общих фактов к единичному выводу.

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

9.3.2. Мыслительные операции

Процесс мышления включает в себя несколько операций: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация. Их сущность отражена в табл. 9.4.

Таблица 9.4. Мыслительные операции

Мыслительная

Ее содержание

операция

Сравнение

Вскрытие сходства и различия между вещами. Результатом

сравнения является классификация. Например, менеджер по

персоналу сравнивает личностные качества претендентов на

вакантную должность (но их аккуратности, исполнительности,

энергичности, компетентности и т. д.)

Анализ

Мысленное расчленение объекта на составляющие его элементы

с последующим их сравнением. Например, психолог проводит

анализ личностных качеств своего клиента на основании результа

тов теста Кеттела

Синтез

Объединение отдельных компонентов в Целое.

Обычно соседствует

с анализом. Продолжая предыдущий пример, представим себе, как

психолог, после анализа нескольких тестов, строит обобщенный

психологический портрет человека

Абстрагирование

Выделение одной стороны предмета или явления, которая в реальности как отдельная не существует. В результате абстракции формируются понятия. В качестве примера можно взять понятие «надежности!» как низкой вероятности поломки какой-нибудь разновидности бытовых приборов

Обобщение

Выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах. Например, произведя анализ продаж отдельных сортов хлеба, хозяин пекарни приходит к выводу, что наилучшим спросом пользуются сдобные булочки, независимо от их размеров и начинок

Конкретизация

Операция, обратная обобщению, выделение у предмета или явления характерных именно для него черт, не связанных с чертами, общими для класса предмета или явления. Например, хозяин мини-пекарни, выяснив повышенный спрос на сдобные булочки, решает выискать их новый вид — с кунжутом и клубничной начинкой

Мышление. Мыслительные операции — презентация онлайн

Похожие презентации:

Речь и мышление

Мышление. Основные формы мышления

Мышление

Язык и мышление

Мышление и речь

Логика. Мышление и язык

Логика. Понятие, как форма мышления

Мышление. Основные мыслительные процессы

Феномен мышления

Мышление. Виды мышления

1. Мышление – это процесс обобщенного и опосредованного познания существенных связей и отношений, имеющихся между познаваемыми

предметами и
явлениями
действительности
Анализ определения
1. Основная задача мышления – выявить существенные
связи, основанные на реальных зависимостях, отделив
их от случайных совпадений во времени и пространстве.
2. Всякое мышление совершается в обобщениях.
Мышление использует знаки, слова, представления,
которые являются обобщениями. Результат мышления –
общие связи при изменении несущественных
обстоятельств. В процессе мышления – переход от
случайного к необходимому, от единичного к общему.
3. Мышление – познание с помощью определенных
средств. Средства – орудия познания, то, с помощью
чего познаем. Выработаны человечеством. Средства:
практические действия, образы, модели, схемы, знаки.

3.

Мыслительные операцииСинтез
Анализ
Сравнение
Обобщение
Абстрагирование
Классификация
Систематизация

5. Рис. 4. Виды мышления

Теоретическое
Практическое
Наглядно-действенное
Наглядно-образное
Словесно-логическое
МЫШЛЕНИЕ
Репродуктивное
Творческое
Интуитивное
Аналитическое
Рис. 4. Виды мышления
Стадии развития мышления.
• Наглядно-действенное.
Опирается на непосредственное восприятие
предметов. Познание с помощью реального
физического преобразования ситуации. Средство –
физическое действие. Основной метод – «пробы — и
— ошибки». Есть у животных.
• Наглядно-образное
Оперирует образами и представлениями.
Мышление «в уме».
• Словесно-логическое мышление.
Осуществляется при помощи логических операций с понятиями.
Наиболее поздний этап исторического и онтогенетического
развития мышления.
1. Овца — стадо
2. Малина — ягода
3. Море — океан
4. Свет — темнота
5. Отравление — смерть
6. Враг – неприятель
1. Испуг – бегство
2. Физика – наука
3. Правильно – верно
4. Грядка – огород
5. Пара – два
6. Слово – фраза
7. Бодрый – вялый
8. Свобода – воля
9. Страна – город
10. Похвала – брань
11. Месть – поджог
12. Десять – число
13. Плакать – реветь
14. Глава – роман

9. Формы мышления

Понятие
Суждение
Умозаключение
• Суждение – есть форма мышления, в
которой отражаются связи и отношения
между предметами и явлениями или между
их свойствами и признаками.
• Суждения могут существовать до понятий,
так как отношения могут усматриваться на
уровне восприятия. Например, «роза
красная», «вода течет», «снег холодный».
• Суждения с понятиями – частная, но
высшая форма суждений. Например, « рыба
– животное», «агрессивное поведение
результат фрустрации»
• Понятие — мысль, в которой отражаются
наиболее общие, существенные признаки
предметов и явлений.
• Например, в понятие «человек» входят такие
существенные признаки, как трудовая
деятельность, прямохождение, членораздельная
речь и т. д. Отличие понятия от
представления состоит в том, что
представление — это всегда образ, а понятие это мысль, выраженная в слове. Кроме
того, представление включает в себя
как существенные, так и несущественные
признаки, а понятие — только существенные.
• Генетически суждение предшествует понятию,
так как для того, чтобы сформировать понятие
надо перечислить его признаки, т.е.
сформировать суждения. Например, «собака –
это лапы…это хвост…это лай…и т.д.»
Содержание понятий раскрывается в
суждениях.
• Умозаключение — такая связь между
понятиями или суждениями, в результате
которой из одного или нескольких суждений
мы получаем новое суждение.
• Из двух или более суждений можно
построить следующую по сложности форму
мышления – умозаключение.
Пример дедуктивного умозаключения:
Все люди смертны.
Сократ— человек.
Следовательно, Сократ смертен.
“Если А. Леонов – космонавт, а все
космонавты — мужественные люди, то А.
Леонов – мужественный человек”.

13. Язык – это система знаков, функционирующих в качестве средства общения. Основная единица человеческого языка — слово

Функции слова
Предметная
отнесённость
Каждое слово
обозначает какойлибо предмет,
указывает на него,
вызывая у нас образ
того или иного
предмета
Значение
1. Выделение существенного
признака предмета
(отвлечение)
2. Отнесение предмета
к известной категории
(обобщение)

15. Речь – это язык в действии

Речь — это форма
существования сознания
(мыслей, чувств, переживаний)
для другого, служащая
средством общения с ним,
форма существования
мышления.

16. Сравнение языка и речи

Язык
1. Объективное
общества
явление
Речь
жизни
2. Он един для всего народа
3. Охватывает всё многообразие
явлений, познанных людьми
4. Существуют
нормативные
правила
произношения
и
грамматики, стилистики данного
языка
5. Включает несколько сотен тысяч
слов
1. Психическое явление (субъективное)
2. Она индивидуальна и носит отпечаток
субъективного отражения и выражение
человеком объект реальности и
отношение к ней.
3. Речь отдельного человека обладает
индивидуальными особенностями
произношения, лексики.
4. Используется лишь незначительная
часть языкового богатства
(10-20 тыс. слов у великих писателей)

17. Функции речи

1. Функция обозначения предметов и явлений
2. Коммуникативная функция
3. Функция сообщения (передачи знаний)
4. Функция побуждения к действию
5. Эмоционально-выразительная функция

18. Свойства речи

Содержательность
Понятность
Выразительность
Воздейственность

19. Спасибо за внимание

Успехов на экзамене

English     Русский Правила

Помимо формального операционального мышления: постформальное мышление

Цели обучения: когнитивное развитие в становлении и раннем взрослом возрасте

  • Различие между формальным и постформальным мышлением
  • Опишите диалектическую мысль
  • Опишите изменения в уровне образования и стоимости образования
  • Опишите преимущества образования после окончания средней школы
  • Опишите этапы карьерного роста, трудоустройства миллениалов и NEETS
  • Опишите сексизм и его влияние на прием на работу, занятость и образование

Как упоминалось в главе 6, согласно теории Пиаже, подростки приобретают формальное операциональное мышление.

Отличительной чертой этого типа мышления является способность мыслить абстрактно или рассматривать возможности и идеи об обстоятельствах, которые никогда не переживались непосредственно. Однако абстрактное мышление является лишь одной из характеристик взрослого мышления. Если вы сравните 15-летнего человека с кем-то в возрасте около 30 лет, вы, вероятно, обнаружите, что последний учитывает не только то, что возможно, но и то, что вероятно. Почему изменение? Взрослый приобрел опыт и понимает, почему возможности не всегда становятся реальностью. Они учатся основывать решения на том, что является реалистичным и практичным, а не идеалистическим, и могут делать адаптивный выбор. Взрослые также не так подвержены влиянию того, что думают другие. Этот продвинутый тип мышления упоминается как
постформальное мышление (Sinnott, 1998).

Диалектическое мышление: В дополнение к более практическим соображениям мышление в раннем взрослом возрасте также может стать более гибким и сбалансированным. Абстрактные представления, в которые подросток твердо верит, могут стать стандартами, по которым взрослый оценивает действительность. Подростки склонны думать в дихотомии ; идей верны или ложны; хорошо или плохо; и нет середины земли . Однако с опытом взрослый начинает осознавать, что в каждой позиции есть что-то правильное и что-то неправильное, что-то хорошее или что-то плохое в политике или подходе, что-то верное, что-то ложное в той или иной идее. Эта способность объединять важные аспекты двух противоположных точек зрения или позиций называется диалектическим мышлением и считается одним из наиболее продвинутых аспектов постформального мышления (Basseches, 19).84). Такое мышление более реалистично, потому что очень немногие позиции, идеи, ситуации или люди полностью правильны или неправильны. Так, например, родители, которых подросток считал ангелами или дьяволами, со временем становятся для взрослого просто людьми со своими сильными и слабыми сторонами, привлекательными качествами и недостатками.

Все ли достигают постформального или даже формального операционального мышления? Формальное операциональное мышление предполагает способность мыслить абстрактно; однако эта способность применима не ко всем ситуациям и не ко всем взрослым. Формальное операциональное мышление находится под влиянием опыта и образования. Некоторые взрослые живут так, что им не приходится абстрактно думать об окружающем их мире. Многие взрослые не получают никакого формального образования, и их не учат абстрактно мыслить о ситуациях, с которыми они никогда не сталкивались. Кроме того, они также не имеют доступа к концептуальным инструментам, используемым для формального анализа гипотетических ситуаций. Те, кто действительно мыслит абстрактно, на самом деле могут делать это легче в одних предметах, чем в других. Например, специалисты по психологии могут абстрактно мыслить о психологии, но не могут использовать абстрактные рассуждения в физике или химии. Абстрактные рассуждения в определенной области требуют базы знаний, которой у нас может не быть во всех областях. Следовательно, наша способность мыслить абстрактно в значительной степени зависит от нашего опыта.

Как справляться с иррациональными мыслями и когнитивными искажениями

Иррациональное мышление может вызывать чувство изоляции. Вы можете задаться вопросом, все ли так думают, и что я могу сделать с этими мыслями?

Ваш разум так же уникален, как и ваши отпечатки пальцев — нет двух одинаковых. У всех нас разные способы мышления.

У некоторых из нас есть мысли о прошлом, которые задерживаются, в то время как другие сосредоточены на будущем. Но как быть с мыслями, которые мешают вам получать удовольствие от жизни и заставляют перестраивать свой день вокруг них?

В трудные минуты иррациональные мысли могут подавлять. Но при правильной поддержке можно справиться с влиянием иррациональных мыслей на вашу жизнь.

Термин «иррациональный» не является суждением. В данном контексте это клинический термин. Это относится к чему-то, что не основано на разуме, логике или понимании.

С психологической точки зрения иррациональные мысли:

  • не основаны на доказательствах
  • действуют в основном на предположениях
  • коренятся в убеждениях, основанных на прошлом опыте — положительном или отрицательном

У всех нас время от времени возникают иррациональные мысли, и в общем смысле эти мысли не являются «плохими». Однако они могут причинить вам большие страдания и вызвать трения в ваших отношениях. В этом смысле может быть важно лучше понять их и развить навыки совладания с ними.

Иррациональные мысли — это механизм выживания. Это способ вашего мозга подготовиться к результату, делая неизвестное менее пугающим.

У всех ли они есть?

Иррациональные мысли — естественная часть жизни, особенно перед стрессовым событием, таким как презентация или свидание.

«Я не могу этого сделать. Я недостаточно хорош». Знакомо? Абсолютно у всех время от времени возникают иррациональные мысли», — говорит Рене Гофф, лицензированный клинический психолог из Цинциннати, штат Огайо.

Многие люди смогут распознать эти мысли как иррациональные, протолкнуть их и избавиться от них, говорит она. «Другие держатся за них и придают им слишком большое значение».

В последнем случае иррациональные мысли могут негативно повлиять на многие сферы вашей жизни. К ним относятся:

  • карьера
  • семья
  • дружба
  • домашняя жизнь
  • романтические отношения
  • школа

Для некоторых иррациональные мысли являются шаблоном. Хотя это не всегда так, иногда это может быть симптомом психического расстройства.

«Хотя у всех нас есть иррациональные мысли, грань между проблемными и ненормальными проходит, когда они начинают негативно влиять на нашу жизнь или вызывают функциональные нарушения в нашем поведении», — говорит Билли Робертс, лицензированный врач из Колумбуса, штат Огайо.

Некоторые состояния психического здоровья, которые могут привести к постоянным иррациональным мыслям, включают:

  • тревожные расстройства
  • биполярное расстройство
  • телесное дисморфическое расстройство
  • бредовое расстройство
  • депрессивные расстройства
  • 9000 5 расстройства пищевого поведения
  • обсессивно-компульсивное расстройство
  • личность расстройства
  • расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ
  • шизофрения

Иррациональные мысли могут служить топливом для огня тревоги, приводя к размышлениям.

Размышление затем может ввести вас в цикл страха: циклы мыслей вызывают у вас беспокойство, а затем беспокойство делает ваши мысли еще более настойчивыми.

Тревожные расстройства также могут вызывать «ошибку ресурсов». Это означает, что многие мысли могут быть сосредоточены на необходимости быть готовым к любой возможной ситуации, что нереально, — говорит Джаника Джойнер, лицензированный клинический социальный работник из Чесапика, штат Вирджиния.

«Мы созданы с внутренними и внешними ресурсами для решения проблем по мере их возникновения», — говорит она.

«Тревога заставляет человека думать, что он должен во всем разобраться. Это невозможно или полезно, поскольку жизнь непредсказуема, люди сложны, и есть ряд вещей, которые мы не можем контролировать».

Как справиться с тревогой, связанной с иррациональным мышлением

Джойнер использует четырехэтапный процесс, чтобы помочь клиентам замедлить и бросить вызов своим иррациональным мыслям. Шаги включают:

Определите мысль. «Мой партнер расстроен и хочет расстаться».
Найдите исключения. «Каждый раз, когда возникает напряжение, мы с любовью его разрешаем».
Дискредитация доказательствами. «В прошлые выходные мой партнер сказал мне за ужином, как они счастливы быть со мной».
Замените его полезной альтернативой. «Есть разумное объяснение, и я надеюсь, что они скажут мне, что это такое».

Возможно, вам будет полезно завершить этот процесс дополнительным шагом: отточить свои сильные стороны с помощью вдохновляющего заявления.

Например: «Что бы ни происходило, я смогу с этим справиться».

Когда иррациональное мышление становится шаблоном, оно создает когнитивное искажение. Это ошибка мышления или логики, которая влияет на то, как ваш мозг обрабатывает информацию.

Когнитивные искажения относятся к тому, что ваш разум делает суждения, оценки и выводы о ситуации, которые не основаны полностью на логике или доказательствах. Обычно это результат прошлого опыта.

Когнитивные искажения могут формировать ваши убеждения, настроение и то, как вы смотрите на себя, других и мир в целом.

«Все психические расстройства сопровождаются уникальными ошибками мышления, — говорит Робертс.

«Мысли депрессивного типа часто связаны с чрезмерным чувством вины и сведением к минимуму положительных сторон жизни», — говорит он. «Тревожные мысли концентрируются вокруг катастрофических взглядов на текущие факторы стресса и минимизации собственной способности решать проблемы».

Есть несколько распространенных когнитивных искажений, которые идут рука об руку с иррациональными мыслями. К ним относятся:

Катастрофизация

Это переход к наихудшему сценарию без учета других возможностей.

Пример

У вас запор. Вы убеждены, что это должен быть рак желудка, хотя других симптомов у вас нет. После получения результатов от вашего врача выясняется, что запор был вызван стрессом и изменением ваших привычек питания.

Было ли это полезно?

Персонализация

Это убеждение в том, что вы несете ответственность за настроение и поведение других людей, не задумываясь о том, что еще может происходить с этим человеком.

Пример

Ваша коллега не поздоровалась с вами, когда сегодня утром пришла на работу. Вы предполагаете, что она, должно быть, расстроена из-за вас, даже если не можете придумать причину, по которой она могла бы быть расстроена. Позже вы узнаете, что она только что получила плохие новости и очень отвлеклась.

Было ли это полезно?

Черно-белое мышление

Это относится к мышлению в терминах всего хорошего или всего плохого. Нет серой зоны, и у вас нет возможности видеть две вещи одновременно как истинные. Вы можете ссылаться на обстоятельства с помощью модных словечек, таких как всегда, никогда, все, никто, все и ничего.

Пример

Ваш партнер опаздывает на вечернее свидание. Вы вступаете в спор и говорите, что они всегда так с вами поступают, они никогда не показывают, что им не все равно, и у всех отношения лучше, чем у вас двоих. Поразмыслив, вы вспоминаете, что на последние три свидания они действительно приходили рано.

Было ли это полезно?

Минимизация и увеличение

Минимизация чаще встречается у тех, кто живет с депрессией. Это означает, что вы не в состоянии сбалансировать негативные обстоятельства в своей жизни с позитивными. Это противоположность розовым очкам.

На другом конце спектра есть увеличение, которое чаще встречается у тех, кто живет с тревогой.

Пример

Вы произносите речь на конференции, которая вызывает аплодисменты. Однако вы чувствуете себя несчастным, потому что споткнулись на лестнице по пути на сцену. Позже, в обед, никто даже не помнит, что ты споткнулся.

Было ли это полезно?

Когнитивные искажения бывает сложно исправить, но при некотором внимании и намерении изменения возможны. Вы можете изменить свои мысли, что также повлияет на ваше настроение.

Осознанность

Если вам трудно определить свои иррациональные мысли, вам может помочь практика осознанности или медитации.

Вместо того, чтобы отталкивать свои мысли, позвольте им быть. Представьте, что ваши мысли плывут, как облака, или как будто вы наблюдаете за ними из движущегося поезда.

Ведение дневника

Установите таймер на 10 минут и записывайте свои мысли в поток сознания.

Когда таймер сработает, перечитайте свою запись. Обведите все иррациональные мысли и запишите три полезные мысли-заменители. Например:

Завтра я провалю этот тест. Я всегда путаюсь. 1. Я получил Столько раз.
2. Я очень усердно готовился к этому тесту.
3. Если я плохо справлюсь, я могу попросить дополнительное задание.

Сидеть с дискомфортом

Когда у вас возникают иррациональные мысли, вы можете полагаться на определенные действия, которые помогут уменьшить дискомфорт, который вы чувствуете. Например, вы можете предположить, что кто-то злится на вас (мысль), а затем неоднократно звонить ему (поведение).

Если вы научитесь сидеть с дискомфортом, зная, что он временный, вы можете разорвать связь мысли и поведения. Попробуйте повторять эту мантру: «У меня иррациональная мысль, и мне не нужно действовать в соответствии с ней».

Направьте эту энергию в другое место

Если иррациональные мысли овладевают вашим разумом, возможно, вам будет полезно изменить то, что вы делаете. Вы можете попробовать:

  • позвонить другу
  • потанцевать
  • глубоко дышать
  • вылазка на природу
  • прогулка

Иррациональное мышление существует в континууме, от легкого до тяжелого.

Для некоторых иррациональные мысли превращаются в ложные убеждения. Если вы твердо чувствуете, что эти убеждения непоколебимы, даже без подтверждающих их доказательств, они могут быть бредом.

Бред может присутствовать при психозе или как положительный симптом шизофрении. Они часто сочетаются с галлюцинациями, которые могут заставить вас воздействовать на них. Однако только квалифицированный медицинский работник может поставить диагноз, и есть много других причин ложных убеждений.

Для тех, кто живет с ОКР, иррациональные мысли способствуют навязчивым идеям.

Навязчивые мысли – это настойчивые и мучительные мысли, которые:

  • иррациональные
  • навязчивые
  • приводят к побуждениям (компульсиям)

мс, или боязнь сделать или сказать что-то смущающее на публике.

Иррациональные мысли — обычное дело. Но когда они начинают негативно влиять на вашу жизнь или заставляют вас изменить свое поведение, подумайте о том, чтобы обратиться к профессионалу.

«Работа с терапевтом, прошедшим курс когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), может быть хорошим ресурсом для обучения управлению иррациональными моделями мышления, снижению беспокойства, улучшению настроения и поддержанию психического здоровья», — говорит Робертс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *