Эмоция радости, ее характеристики и особенности проявления на лице
30.06.2018
Радость – положительная эмоция, которая, в отличие от прочих, всегда приносит удовольствие. Радость может вызываться в том числе приятными сенсорными стимулами и сопряжена с ощущением счастья и удовлетворения – ей не могут сопутствовать чувство вины или боль, которые имеют выраженный негативный характер. Человек склонен стремиться к ощущению радости и счастья для получения приятных ощущений.
По каким причинам возникает эмоция радости?
Рассматриваемая эмоция несколько отлична от эмоции возбуждения, которая является противоположностью скуки. При возбуждении человек испытывает интерес, становится увлеченным, а его внимание заостряется. Возбуждение может сопровождаться радостью, но может существовать и вместе с негативными эмоциям.
Отлична она и от чувства удовольствия, так как последнее не является ее обязательным компонентом. Наряду с модальностями возбуждения и удовольствия, существуют связки радости с такими ее ипостасями, как облегчение и личностное удовлетворение.
При радости, сопровождающей облегчение, человек переживает приятные чувства от избавления от страдания, боли, печального настроения и т.д. Облегчение переживается и при достижении желаемого результата. Некоторые люди способны испытывать радость исключительно этого типа.
Человек способен получать счастье и от удовлетворения самим собой. Такая эмоция возникает при осознании своего личностного роста, профессионального и нравственного развития. Хорошо выполненная работа, выражение симпатии со стороны окружающих людей, одобрение социума – все эти факторы делают нас счастливыми от осознания своих положительных качеств и меняют наше представление о себе в лучшую сторону.
Порой все четыре типа радости сходятся в одну эмоцию. Например, при участии в забеге спортсмен испытывает радость как мышечное удовольствие, как возбуждение от духа соперничества, как облегчение от того, что он не подвел тренера, и, наконец, как удовлетворенность своим «я», вырвавшим победу и ставшим призером.
Интенсивность эмоции радости колеблется от легкого веселья до упоительного восторга. В зависимости от этого в мимике будет присутствовать или едва заметная усмешка, или широкая «чеширская» улыбка во весь рот. Человек может сдержанно хихикать или разражаться смехом буквально до слез. Тем не менее, хохот больше характерен для модальности «радость-возбуждение», когда, к примеру, человек вовлечен в веселую игру или реагирует на шутку, тогда как в других случаях интенсивная эмоция радости не сопровождается смехом.
Улыбка – одна из составляющих мимических проявлений радости – не всегда говорит о переживаемом счастье и является неспецифичным признаком, потому что часто сопровождает эмоции негативного спектра, пытаясь замаскировать действительное состояние человека. Улыбка может демонстрировать готовность перенести физическую боль, может использоваться как средство умиротворения агрессивно настроенного противника, а также как инструмент, смягчающий остроту ситуации.
Радость часто комбинируется с негативными и нейтральными эмоциями, что привносит в мимику своеобразные «следы».
Как определить радость по выражению лица?
Разумеется, определить счастливое настроение человека по смеху не составляет труда. Когда радость переживается безмолвно, она также достаточно легко определима по мимике, но исключение составляют комбинации этой эмоции с другими.
О радостном настроении человека говорят в первую очередь характерные веки и нижняя зона лица. Область «брови-лоб» далеко не всегда задействована в мимическом ансамбле эмоции радости.
Для губ свойственно положение с оттянутыми и несколько приподнятыми уголками. Улыбаясь, человек может как держать губы сомкнутыми, так и приоткрывать рот, обнажая зубы. Демонстрация зубов в улыбке может ограничиваться верхними резцами, или же включать нижние и верхние зубные ряды вместе с деснами.
Чем интенсивнее улыбка, тем более выраженными становятся носогубные морщины, идущие от крыльев носа к нижней зоне лица. Также характерен подъем щек, который делает улыбку шире, а мимические складки – более отчетливыми. Выраженная улыбка существенно сужает разрез глаз.
Нижние веки тоже активно задействованы в эмоции радости. Кожа под ними подтягивается таким образом, что во внешних уголках глаз образуются т.н. «гусиные лапки» – характерные «веселые» морщинки, похожие на лучи. С возрастом «лапки» становятся более выраженными, тогда как у детей их может не быть вовсе.
Интенсивность эмоции радости и смешанная мимика
Степень радости главным образом определяется положением губ, дополняемым выраженностью складок в области «нос-рот» и морщин в области глаз. При закрытом рте эмоция радости может быть интенсивнее, чем при открытом за счет большей оттяжки назад уголков губ.
Даже слабое выражение счастья сопровождается характерными реакциями глаз (радостным взглядом, напряжением нижних век и морщинками в уголках), тогда как натянутая, маскирующая другие эмоции улыбка будет единственным маркером радости на нейтральном лице, глаза которого эмоционально не задействованы.
Комбинируясь с приятным удивлением, эмоция радости проявляется оттягиванием назад уголков уже открытого от неожиданности рта.
Смешанные эмоции радости и презрения накладывают на лицо печать высокомерия и самодовольства. В этом случае презрительно приподнимается лишь один из уголков рта.
Гневно-радостное выражение лицо принимает в ситуации триумфа над противником, при его прощении или желании смягчить конфликт. Нижняя часть лица будет демонстрировать улыбку, которая производит впечатление неискренней, а верхняя часть будет гневной.
Когда к радости примешивается страх, улыбка сопровождается испуганным тандемом «лоб-брови-глаза». Подобное выражение лица часто можно видеть на приеме у стоматолога или на «адреналиновых» аттракционах.
Резюмируя сказанное, можно отметить, что у радостного человека:
- оттягиваются кверху и немного назад уголки рта;
- появляется улыбка, которая либо обнажает зубы при открытом рте, либо «играет» на сомкнутых губах;
- появляются морщины, идущие от ноздрей к области за уголками рта;
- щеки могут подниматься к верхней части лица;
- нижнее веко глаза приподнято, но не напряжено и образует лучеобразные морщинки.
Радость . Эмоции и чувства
Пытаясь определить сущность радости, психологи испытывают значительные затруднения. Поэтому некоторые из них, идя от противного, пытаются понять – чем она не является. В. С. Дерябин (1974), Е. Шехтель (Schachtel, 1959), С. Томкинс (Tomkins, 1962), К. Изард (2000) не сводят радость к чувству сенсорного удовольствия (эмоциональному тону ощущений). Последний, как отмечает В. С. Дерябин, локализован по органам чувств, в то время как радость не имеет локализации, она захватывает весь организм. Кроме того, радостно настроенный человек испытывает неудовольствие от вкуса хинина и удовольствие от запаха цветов. Как пишет К. Изард, «вряд ли вы отправитесь на поиски радости в ближайшее кафе-мороженое» (2000, с. 147). Радость и положительный эмоциональный тон ощущений и впечатлений возникают на разных уровнях эмоциональной сферы.
В. Квин (2000) определяет радость как активную положительную эмоцию, выражающуюся в хорошем настроении и ощущении удовольствия. В том, что при радости у человека хорошее настроение, спорить не приходится. Однако достаточно ли этого, чтобы определить радость? Разве всякое хорошее настроение – обязательно радость?
В литературе отмечается, что эмоция радости сопровождается снижением враждебности к другим людям или даже появлением к ним чувства любви. Я помню случай, когда тренер одной волейбольной команды мастеров, у которого сложились со мной весьма неприязненные отношения, после того, как его команда выиграла тяжелейший матч за медали, на радостях позабыл все прежние обиды и готов был обниматься со мной.
Еще одним проявлением радости может быть повышение альтруизма. В исследовании Андервуда, Мура и Розенхана (Underwood, Moore, Rosenhan, 1972) дети были разделены на две группы. Одну группу просили думать о приятных вещах, другую – о неприятных. После этого в индивидуальном порядке детям сообщали, что у них есть возможность взять некоторое количество денег из стоящего рядом контейнера и что при желании они могут оставить часть денег детям, которые не участвовали в эксперименте. Оказалось, что дети, размышлявшие о приятном, оставили больше денег другим детям, чем те дети, которые думали о неприятном.
В. С. Дерябин (1974) и К. Изард отделяют радость от веселья, хотя и признают, что различие между ними трудно поддается определению. Например, Дерябин пишет, что нерезко выраженное переживание радости может быть без веселья («тихая радость»). Можно добавить, что и веселье может быть без наличия радости, хотя очень часто радость является поводом для веселья. Изард отмечает, что радость сопровождается переживанием удовлетворенности самим собой и окружающим миром. Очевидно, это и является ее главной отличительной чертой. Поэтому я бы определил радость как сильное удовлетворение. Очень сильная радость (удовлетворение) принимает форму поведения, называемого ликованием, буйством.
Радость может быть следствием творческого успеха, но вовсе не обязательно ему сопутствует. Она возникает не только по поводу удовлетворения желания, достижения цели, но и по поводу предвидения удовлетворения желания (предвкушения).
Характерным для радости является ее очень быстрое возникновение, чем она сходна с аффектом. Не случайно В. С. Дерябин определяет радость как реакцию на неожиданное получение чего-то приятного, желанного. Чем неожиданнее успех и чем дольше он ожидаем, тем больше радость по его поводу.
Как показала М. С. Неймарк (1961), бурная радость при успехе свойственна лицам с заниженной самооценкой.
Радость легко распознаваема, о ее наличии свидетельствуют улыбка и смех. Г. Ланге (1896), один из крупных специалистов по изучению эмоций, привел описание физиологических и поведенческих характеристик радости. Она сопровождается возбуждением двигательных центров, приводящим к разряду моторного возбуждения (жестикуляция, подпрыгивания, хлопание в ладоши), усилением кровотока в мелких сосудах (капиллярах), вследствие чего кожа тела краснеет и становится теплее, а внутренние ткани и органы начинают лучше снабжаться кислородом и обмен веществ в них начинает происходить интенсивнее.
Сильную и кратковременную радость переживающие ее часто принимают за счастье. Отсюда выражения: «счастливый миг», «птица счастья» и т. п.
В. Квин называет счастьем длительное переживание радости. Правда, она тут же добавляет, что счастье – это нечто большее, чем просто интенсивные удовольствие или радость. Очевидно, это ее замечание можно отнести не к испытываемой сильной эмоции радости по поводу свершившегося события, а к философской категории счастья, которая скорее отражает удовлетворенность человека своей жизнью, т. е. к тому психологическому явлению, которое называется чувством.
Радость (торжество) по поводу неудачи соперника, конкурента, к которому человек испытывает неприязнь, называется злорадством (злобной радостью).
Проявление радости в онтогенезе. Признаки радости (улыбка), отмечает К. Изард (2000), наблюдаются уже у трехнедельного младенца. С четвертой-пятой недели до четвертого-пятого месяца жизни ребенок улыбается любому человеческому лицу, если оно близко от него и если человек кивает ему. Это имеет большое значение в установлении психологического контакта между ребенком и матерью. Мать, наклоняясь к ребенку, вызывает у него улыбку; в свою очередь, улыбка ребенка вызывает улыбку у матери, заставляет ее ласково разговаривать с малышом. Это является для ребенка подкрепляющей стимуляцией, которая имеет важное значение для его здоровья и благополучия.
В последующие годы круг обстоятельств, по поводу которых ребенок радуется, расширяется: ребенок испытывает радость от игры, от учения, от общения со сверстниками и т. д.
Эмоциональная компетентность | |||||
Исследуйте логику страсти | |||||
| |||||
Страх, Печаль, Гнев, Радость, Удивление, Отвращение, Презрение, Гнев, Зависть, Ревность, Испуг, Тревога, Вина, Стыд, Облегчение, Надежда, Печаль, Депрессия, Счастье, Гордость, Любовь, Благодарность, Сострадание, Эстетика Переживание, Радость, Огорчение, Радость, Сожаление, Обида, Злорадство, Гордость, Стыд, Восхищение, Упрек, Любовь, Ненависть, Надежда, Страх, Удовлетворение, Облегчение, Подтверждение страхов, Разочарование, Удовлетворение, Благодарность, Гнев, Раскаяние, власть, доминирование, рост, отношения | |||||
Является ли радость неэмоциональной и более духовной, чем счастье? — Блог
Автор Рэнди Алкорн
20 июля 2016 г.
Писатель-христианин говорит: «Мы не получаем радости, стремясь к лучшей эмоциональной жизни, потому что радость — это не эмоция. Это твердая уверенность в том, что Бог все контролирует». [1] Другой говорит: «Радость — это не эмоция. Это выбор». [2]
Идея о том, что «радость — это не эмоция», пропагандирует небиблейский миф. Тем не менее, это заявление появляется в Интернете более 17 000 раз, и практически все они написаны христианами. Большинство неверующих правильно понимают, что счастье, радость и радость — это синонимы, и они связаны с настоящими эмоциями, которые не плохие, а хорошие.
В библейском изучении говорится: «Духовная радость — это не эмоция. Это ответ на жизнь, наполненную Духом». [3] Но если этот ответ не связан с эмоциями счастья или радости, что делает его радостным? Некоторые утверждают, что радость — это плод Духа, а не эмоция. Но в Галатам 5:22 любовь и мир окружают слово радость . Если ты кого-то любишь, ты что-то чувствуешь? Что такое мир, если не то, что вы чувствуете?
Ханна Уитолл Смит дала своему сыну такой совет:
Говорите ночью и утром и всякий раз, когда вы думаете об этом в течение дня: «Дорогой Господь, сделай меня счастливым в тебе», и оставь это там. Все остальное выйдет сразу, как только вы будете счастливы в Нем. И это счастье будет началом; помнить; «любовь, радость и мир» — первые упомянутые плоды. [4]
Сто лет назад каждый христианин знал значение радости. Сегодня, если вы спросите группу христиан: «Что значит радость?» большинство будет нащупывать слова, придерживаясь только одного решительного мнения: радость отличается от счастья. Это все равно, что сказать, что дождь не мокрый или лед не холодный. Священное Писание, словари и обычный язык не поддерживают это разделение.
Я погуглил «определить радость», и первым результатом было следующее словарное определение: «чувство большого удовольствия и счастья». Это определение согласуется с другими словарями и обычными разговорами, но противоречит бесчисленным христианским книгам и проповедям. Ошибочное различие церкви между радостью и счастьем исказило слова. Христианский психиатр Джордж Вайлант говорит: «Счастье мирское, радость священная». [5] Значит, мы должны быть радостными, но не счастливыми, когда читаем Библию, молимся и поклоняемся? Действительно ли христианская жизнь разделена на светскую и священную, или каждая часть нашей жизни, даже самые обычные моменты, должна быть сосредоточена на Боге?
В этом видео-интервью с Дэниелом Ди Бартоло из Faithlife я расскажу больше.