«Менины» Веласкеса: о картине с двойным дном
Диего Веласкес (1599—1660) — один из величайших художников всех времён.
Самое удивительное, что ему вообще удалось это доказать потомкам.
Он был придворным художником испанского короля. Написал бесчисленное количество его портретов, а также портретов его семейства и придворных.
Как правило, талант в таких условиях чахнет. Ведь нужно писать то, что понравится узкому кругу людей.
Шедевры же создаются по-другому. Гораздо чаще вопреки вкусам окружающих.
Но Веласкесу удалось невозможное. И яркое тому подтверждение — его главный шедевр «Менины».
«Менины» — портал в другой мир
Сюжет «Менин» Веласкеса сложный. Но он поддаётся расшифровке.
5-летняя инфанта (испанская принцесса) пришла в мастерскую художника в сопровождении своей свиты. Она захотела посмотреть, как создаётся портрет её родителей — королевской четы.
Сложность сюжета в том, что Веласкес изобразил эту сцену очень неординарно.
Кажется, что половина персонажей смотрит на нас. Но на самом деле они глядят на короля с королевой, которых рисует Веласкес. Поэтому он и стоит рядом с холстом.
О том, что это именно так, мы узнаем благодаря зеркалу за спиной художника.
Диего Веласкес. Менины (деталь). 1656. Музей Прадо, Мадрид.В нем отражается пара. Это Король Филипп IV и его жена Марианна Австрийская.
Для меня эта задумка художника очевидна по одной простой причине.
В верхнем правом углу зеркала отражается красный занавес. Такой же оттенок красной краски мы видим и на палитре художника.
Несмотря на размытость изображения, нам нетрудно определить, что изображены именно Филипп IV и Марианна Австрийская. Слишком уж у них характерные черты. Достаточно посмотреть на другие их портреты.
Портреты Диего Веласкеса. Слева: Марианна Австрийская, Королева Испании. 1655—1657. Музей Тиссен-Борнемисы, Мадрид. Справа: Филипп IV, Король Испании. 1644 г. Коллекция Фрика, Нью-Йорк
Веласкес сделал невообразимое. Он показал не тех, кого рисуют. А то, что видят те, кого рисуют. И видят они это нашими глазами. Ведь мы стоим на их месте.
Так художник максимально вовлекает зрителя в пространство картины. И значительно это пространство расширяет. За счёт того, что мир картины виртуозно соединен с нашим миром.
Дальше — больше. Мир картины не заканчивается стенами мастерской. На заднем плане придворный распахнул дверь, когда впускал инфанту со свитой. Оттуда льётся яркий свет. Там их мир продолжается.
Можно даже выразиться в фантастическом ключе. Два мира: тот, что за дверью, и наш мир — соединены происходящим на картине. «Менины» — это портал между двумя мирами.
Невообразимый эксперимент Веласкеса
Сразу возникает вопрос, как Веласкесу удалось осуществить такой эксперимент.
На картине он изобразил испанскую принцессу. Это, конечно, одобрялось.
Но ещё и её свиту. В том числе карликов. Никому до Веласкеса не позволялась такая дерзость.
Задача придворного художника — прославлять короля и его подданных. Изображать доблесть, отвагу и иные прекрасные качества его Величества. А их вовсе могло не быть…
Настоящему мастеру это было скучно. Веласкесу в том числе. И он пытался самовыражаться по мере возможности. А так как Филипп IV ему очень доверял, художнику это позволялось.
Поэтому Веласкесу удалось создать серию портретов карликов, служивших шутами при дворе. На портретах это не шуты, а обычные придворные. Художник не делал различий между ними и людьми из высших сословий.
Диего Веласкес. Дон Себастьян де Морра. 1645 г. Музей Прадо, Мадрид.Другому художнику это бы не сошло с рук. Ведь карлики были, по сути, рабами, людьми без прав. Часто их покупали за деньги, чтобы они служили в господском доме.
Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 14 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.
Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
Ещё одну дерзость позволил себе Веласкес. Рядом с семьей короля он изобразил себя.
Диего Веласкес. Менины (фрагмент с автопортретом). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.Известно, что Веласкес был честолюбив. Он, выходец из небогатой еврейской семьи, написал самого себя рядом с принцессой. Для того времени это было величайшим достижением.
Такого себе не мог позволить ни один придворный художник. До Веласкеса.
А после него это сделал лишь Франсиско Гойя. Ему тоже было можно. Вот он стоит у холста позади семьи Карла IV. 150 лет спустя.
Франсиско Гойя. Портрет семьи Карла IV. 1800 г. Музей Прадо, Мадрид.О том, что Веласкес честолюбив, нам говорит ещё пара деталей. На момент написания картины мастеру было 57 лет. Но на полотне он явно выглядит моложе лет на 15. Конечно, чтобы соответствовать окружению.
А ещё мы видим на его груди красный крест — это орден Сант-Яго, высшая награда в Испании в XVII веке. Но Веласкес получил его после написания картины…
Считается, что дорисовал орден другой художник по приказу короля уже после смерти Веласкеса. Но я больше склоняюсь к версии о том, что мастер сделал это сам.
Слишком уж оттенок креста гармонирует с другими красными красками на картине. Особенно он сочетается с украшениями на платьях инфанты и фрейлин.
Диего Веласкес. Менины (центральный фрагмент). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.Кто же главный герой картины
Кто главный герой картины, понятно сразу. Инфанта Маргарита.
Именно ее Веласкес выделяет светом. Вернее, более светлыми красками, создающими у нас иллюзию того, что девочка больше всех освещена.
Диего Веласкес. Менины (фрагмент). 1656 г. Музей Прадо, МадридВидно, что Веласкес рисует ее с особенной нежностью. Розовые щечки, губки. Белокурые, по-детски жиденькие волосы.
Мы знаем, что художник искренне любил девочку. Она не могла не нравиться. Несмотря на близкородственный брак ее родителей (мать — племянница отца), каким-то чудом девочка родилась здоровой и миловидной. К тому же имела необременительный для окружающих характер.
Также освещены светом фрейлины инфанты (по-испански — менины). Они тоже миловидны. Картина называется в их честь. Но я не думаю, что так назвал её сам Веласкес.
Долгое время она числилась в каталогах под названием «Семья Филиппа IV». Видимо, название «Менины» закрепилось позднее с лёгкой руки одного из хранителей картины.
В более приглушенном свете мы видим карлицу — няню инфанты. К ней относились при дворе благосклонно. Ведь она ухаживала за Маргаритой с рождения. За единственным на тот момент выжившим ребёнком королевской четы.
Возможно, карлице ставили это в заслугу. Поэтому и наградили орденом. На картине она трогает его рукой и как бы демонстрирует нам.
Диего Веласкес. Фрагмент картины «Менины» (карлики). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.А рядом с ней ещё один карлик — ребёнок. Он играючи поставил ногу на пса. Дело в том, что лишь карлики могли вести себя раскованно при дворе. Обычный придворный не мог себе позволить обижать пса инфанты.
Интересный факт. Того портрета Филиппа IV и королевы Марианны, который Веласкес якобы пишет в «Менинах», в реальности не существовует. Скорее всего, художник его выдумал.
А вот отдельный портрет инфанты Маргариты в этом же платье сохранился. На фоне того самого красного занавеса.
Диего Веласкес. Портрет инфанты Маргариты. 1656 г. Музей истории искусства, Вена.Почему так? И вот мы приблизились к главной загадке картины…
Главная загадка «Менин»
Почему важные люди, влияющие на жизнь Веласкеса, на картине играют явно второстепенные роли?
Король с королевой лишь отражаются в дальнем зеркале. Маршал стоит в самой дали на лестнице — его черты еле различимы. Ещё один придворный и вовсе в тени.
Диего Веласкес. Менины (деталь). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.Мне очень импонирует гипотеза замечательного искусствоведа Паолы Волковой.
Все дело в положении Веласкеса при дворе. Со стороны может показаться, что оно было завидным. Король назначил художника главным постельничим. Его мастерская примыкала к покоям монарха. И он не только писал портреты, но и следил за порядком вещей и чистотой ночных горшков.
Нам это кажется оскорбительным. Но в то время — нет. Ведь люди искренне верили, что Король — посланник божий. И мытьё за ним горшка — это привилегия, а не унижение.
Может, Веласкес в это тоже хотел верить, но подсознательно догадывался о своём унизительном положении.
Да и другие придворные его не жаловали. Как раз за его приближенность к королю. Против него плели интриги.
«Менины» — это скрытый протест. И стремление отодвинуть на второй план тех, кто его унижает.
А вот девочка-инфанта была ему близка и мила. Она в силу возраста и характера не желала ему зла. Более искренними были и карлики. И фрейлины. Поэтому они на первом плане.
На первом плане не только на картине, но и в сердце художника.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Автор: Оксана Копенкина
Перейти на главную страницу
Видео-версия статьи на YouTube
описание, анализ, что значит, стиль
Признанная лучшей картиной в истории искусства в 1985 году, произведение направления барокко Диего Веласкеса «Менины» (с испанского «фрейлины») почти не поддается определению и описанию. На самом базовом уровне она представляет собой групповой портрет пятилетней инфанты Маргариты и ее придворных, короля и королевы Испании, а также самого автора. В то же время это полотно об искусстве, иллюзии, реальности и самом творческом акте, а также претензия на благородство художников и изобразительного искусства в целом.
Работа давно покорила зрителей своим эффектом натурализма. Критики XIX века видели в ней предвосхищение изобретения камеры с ее эффектом захвата «моментального снимка» момента во времени и пространстве.
- Герои и описание картины
- Загадки и тайны
- Анализ
- Интересные факты
- Изопарафразы
Герои и описание картины
Во многом благодаря историку искусства XVIII века Антонио Паломино и его книге об испанских художниках 1724 года мы знаем довольно много о людях и месте, изображенном на полотне. В рамках своих исследований Паломино беседовал с коллегами Веласкеса (сам художник умер в 1660 году), а также с четырьмя из девяти человек, изображенных на произведении.
Показать таблицу
Краткая информация | |
Автор произведения | Диего Веласкес |
Альтернативное название | Семья Филиппа IV |
Год написания | 1656 |
Жанр | Барокко |
Сюжет | Портрет, жанровая сцена |
Материалы | Холст, масло |
Размеры | 3,20 х 2,74 метра |
Где хранится оригинал | Музей Прадо — Мадрид, Испания |
В центре зала стоит принцесса Маргарита Мария Австрийская, первый ребенок Филиппа IV и его второй жены Марианны. На ней кремовое платье с пышной юбкой и прозрачными рукавами. Ее мягкие золотистые волосы и розовые щеки словно светятся, отражая поток естественного света, который проникает в картину. Маргарита — один из немногих моментов легкости во всей композиции.
Инфанта, фрагмент
Прямо слева и справа от нее находятся фрейлины, которые сопровождают молодую королеву и ухаживают за ней в повседневной жизни.
Прямо слева от нее стоит Мария Агустина де Сармьенто, которая опускается на колени, чтобы предложить девочке маленький кувшин на серебряном блюде; справа мы видим Изабеллу де Веласко, которая делает реверанс, вытянув руки над своим пышным платьем.
Мария Агустина де Сармьенто и Изабелла де Веласко
Обе девушки одеты в изысканные наряды, включая бабочек, заколотых в волосах.
Далее справа стоит карлик Марибарбола и придворный шут Николас Пертусато (или Николасито), которые были частью королевского двора.
Марибарбола и Николас Пертусато
Веласкес нередко изображал этих второстепенных персонажей; их портреты тоже висели во дворце. Николасито опирается ногой на большую ласковую собаку, которую некоторые считают мастифом.
Сразу за менинами стоит монахиня Марсела де Уллоа, которая, вероятно, застигнута в середине разговора с неизвестным придворным. Слева мы видим самого Веласкеса, выглядывающего из-за большого полотна. На нем прекрасный черный костюм, включая плащ и орден Сантьяго, нарисованный на груди. Этот символ был знаком его рыцарского звания, которым король наградил портретиста в 1659 году.
В центре задней стены расположена открытая дверь, в которой человек либо поднимается, либо спускается по лестнице и смотрит в сторону зрителя. Это Хосе Нието Веласкес, камергер королевы, который также управлял королевской гобеленовой мастерской.
Хосе Нието Веласкес
Наконец, пожалуй, самый важный аспект — зеркало слева от Нието Веласкеса, где мы видим подсвеченное отражение пары — короля Филиппа и его супруги Марианны. Учитывая это, можно предположить, что они стояли там, где стоим мы, зрители, в то время как Веласкес писал их портрет.
«Менины», таким образом, изображает момент, когда принцесса и ее свита вошли во время процесса написания портрета.Король Филипп и его супруга Марианна
Есть и обратная догадка — король заглянул в мастерскую художника во время написания Маргариты.
Третья теория утверждает, что принцесса отказалась присоединиться к семейному портрету, и на работе видно, как ее уговаривает некая фрейлина.
Загадки и тайны
«Менины» была предназначена для короля и сначала висела в его личном кабинете.
Но дата картины усложняет то, что именно Веласкес намеревался сделать с этой массивной работой.
В ранней описи королевской коллекции, составленной после смерти короля Филиппа IV в 1666 году, упоминается произведение Веласкеса 1656 года, изображающее Маргариту с ее фрейлинами и женщиной-карликом.
Описание подходило — и, поскольку принцесса родилась в 1651 году, а ей, судя по всему, было пять или шесть лет на полотне, даты совпадали. Но эта интерпретация осложняется орденом Сантьяго, нарисованным на груди портретиста: известно, что автор не был посвящен в рыцари до ноября 1659 года.
Начиная с Паломино, различные ученые предполагали, что красный крест был добавлен к картине позже, по указанию короля. Паломино считал, что эта работа изначально была частью кампании Веласкеса по достижению рыцарского звания.
Сам живописец
Он рассматривал монументальное полотно как пример стремления художника к вечной славе, средство сохранения собственного имени и связи с королевской семьей. «Имя Веласкеса будет жить из века в век так же долго, как и имя прекрасной Маргариты, в тени которой увековечен его образ», — писал историк.
Полотно хранилось в королевском дворце до 1819 года, когда его перевезли в Прадо. Но даже до этого немногие привилегированные люди, видевшие его, отмечали новизну изображения художника рядом с членами королевской семьи.
«Эта картина больше похожа на портрет Веласкеса, чем на портрет императрицы», — сказал португальский писатель Феликс да Коста, увидевший полотно в 1696 году. Хотя первоначально она была названа как «Семья Филиппа IV», в 1843 году ей дали название «Менины» в попытке признать ее статус гораздо больше, чем традиционный семейный портрет.
В наше время реставраторы, исследовавшие произведение, уверяют, что на не нет двух различных слоев краски. Таким образом, крест был частью оригинала — свидетельства, которые привели к новым теориям.
Хотя большинство ученых продолжают датировать подлинник 1656 годом, Браун предложил скорректированную временную шкалу — между 28 ноября 1659 года, когда Веласкес был посвящен в рыцари, и апрелем 1660 года, когда он помогал королю в экспедиции в Пиренеи для встречи с французами.
Учитывая это, автор создал величайшее произведение искусства всего за четыре месяца. Браун утверждает, что «Менины» была благодарственным подарком для короля, после того как Веласкес был награжден орденом Сантьяго — высшей честью. Диего дважды пытался вступить в элитный Орден, но ему отказали из-за его статуса художника, несмотря на поддержку Папы и Филиппа.
Мастиф
В Испании XVII века художники были на том же социальном уровне, что и кузнецы или портные, так как им платили за труд, который они делали своими руками. Большую часть своей карьеры Веласкес боролся за то, чтобы поднять статус искусства в Испании до такого же уровня уважения и восхищения, как и в Италии.
Недавно была выдвинута новая интерпретация, предполагающая, что портрет мог быть заказан в свете некоторых очень специфических обстоятельств. В то время, когда была написана «Менины», наследный принц Бальдассаре Кастильоне погиб в результате несчастного случая на верховой езде, и инфанта Маргарита стала единственным оставшимся в живых ребенком короля.
Есть предположение, что до рождения Карлоса II монархия рассматривала возможность подготовки принцессы к управлению страной, как королева Кристина Шведская.
Еще одно изображение Маргариты
Широко распространено мнение, что сценарий, который мы видим, воображаемый. Веласкес, конечно, видел каждую из частей полотна своими глазами, но он создал их вместе, сплетая повествование в соответствии со своими собственными целями. «Факты превращаются в вымысел», — пишет Браун. Произведение это «чисто продукт воображения художника».
Зеркало — это одна из многих давних тайн. Ученые не уверены, отражает ли он реального короля и королеву или нарисованный портрет пары, который появляется на холсте, над которым работает Веласкес. Из-за того, как художник играл с перспективой, можно было бы привести аргументы в пользу любого сценария.
Анализ
Стилистически произведение «Менины» считается суммой всех лучших частей ранних картин Веласкеса. Как и его первые бодегоны (жанровые работы), полотно отмечено интенсивной, караваджистской светотенью, ограниченной и мрачной палитрой, фотографическим реализмом и удивительно свободными, безудержными мазками кисти.
Композиция
Если работа и была признана величайшей картиной всех времен, то во многом благодаря необычайной и новаторской сложности композиции. Знаменитое полотно Веласкеса на первый взгляд может показаться относительно простым, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что это композиция поразительной сложности.
Глубина пространства
План портрета разделен на сетку, состоящую из четырех частей по горизонтали и из семи по вертикали. Кроме того, холст также разделен на семь слоев глубины. У «Менины» самое глубокое и тщательно очерченное пространство среди всех произведений Веласкеса, и это его единственная картина, где виден потолок комнаты.
Пространство комнаты изображено как декорация с семью слоями пространства, расположенными через неравные интервалы. Первый, самый мелкий слой, начинается с выступающего полотна слева от плоскости изображения и охватывает карлика, поставившего ногу на собаку, с правой стороны.
Композиция
Второй уровень состоит из принцессы и ее служанок, третий — из Веласкеса, компаньонки и придворного, четвертый — из задней стены комнаты, пятый — из пространства за открытой дверью и фигуры Нието, шестой — из отражения в зеркале, и, наконец, седьмой уровень — это пространство вне плоскости картины, где стоят король, королева и зритель.
Закономерности и связи
Для такой большой, многофигурной композиции важна отличная организация. Веласкесу удалось навести порядок, используя систему изогнутых и диагональных линий. Он расположил фигуры на переднем плане в форме буквы X с инфантой Маргаритой в середине, тем самым подчеркнув ее важность и сделав пятилетнюю девочку центром композиции.
Одна диагональ создается с коленопреклоненной фрейлиной слева от инфанты, вторая простирается от стоящей фрейлины справа и до компаньонки и придворного на заднем плане. Третья начинается с Веласкеса слева и спускается через голову инфанты к лежащей собаке справа.
Композиция и ее центр
Автор мастерски использует свет и тень, чтобы еще больше упорядочить композицию. С помощью них он создает систему двойных дуг, которые еще больше централизуют инфанту: одна сверху, которая начинается с Веласкеса, спускается к Маргарите и поднимается к Нието на заднем плане, и одна снизу, созданная дугой света на переднем плане.
Расположение самих фигур создает узор, который в дальнейшем упорядочивает композицию. Слева стоит сам автор, за ним королевская чета в зеркале, за ними — Нието, за ним — компаньонка и придворный. Это создает ритм «мужчина-женщина-мужчина», все эти персонажи стоят над инфантой и таким образом символически защищают ее.
Тот факт, что Маргарита изображена практически чисто белой, еще больше выделяет ее, учитывая, что большая часть картины находится в тени.
Рамки
Все герои обрамлены самой комнатой, в которой они находятся, в то время как буквальные рамки существуют в виде холста слева, рамок картин на задней стене, дверного проема, обрамляющего Нието, и, наконец, зеркала, обрамляющего королевскую чету.
Эти последние две наиболее интересны с точки зрения композиционного устройства, которое они обеспечивают. После инфанты это две другие фокусные точки полотна, они создают эффект «оттолкни-притяни».
Глубина
Справа открытая дверь манит зрителя представить место за ее пределами, а зеркало слева, создавая иллюзию рецессивного пространства, фактически выталкивает зрителя из плоскости изображения, так как оно отражает то самое пространство, в котором находится зритель.
Настроение, тон и эмоции
В отличие от других придворных портретистов, Диего избегает хвастовства или невероятного идеализма, рисуя королевских подданных. Вместо этого он прививал своим натурщицам беспрецедентную человечность и восхищался тем, что передавал различные поверхности и текстуры (волосы, шелк, стекло, зеркала) как можно более правдиво.
Сама композиция несет на себе печать реализма; прерывистые действия персонажей (инфанта в середине поворачивает голову, самый маленький карлик справа дразняще играет с собакой, которая послушно гримасничает) придают картине моментальную атмосферу.
Техника мазков
Издалека произведение производит впечатление удивительно реалистичного, и сама композиция часто описывается как «моментальный снимок». Удивительно, однако, что Диего удается создать этот реализм из самых необузданных и абстрактных мазков кисти.
С близкого расстояния почти невозможно различить формы или контуры: поверхность становится ослепительным отображением танцующих, мерцающих мазков краски с поспешно нанесенными бликами, чтобы предположить отраженный свет. Как сказал испанец XVII века Антонио Паломино: «Невозможно понять это, стоя слишком близко, но на расстоянии это чудо!»
Интересные факты
- Принцесса Маргарита была любимым образом картин художника. После «Менины» он писал ее портрет по заказу короля еще несколько раз.
- По легенде орден Сантьяго написал сам Филипп IV.
- Король видел это произведение перед своими глазами каждый день.
- Сейчас работа висит в музее очень низко, чтобы зритель, смотря на нее, мог чувствовать эффект присутствия. Полотно завораживает, притягивает и одновременно пугает до мурашек. Герои будто смотрят на наблюдающего прямо в душу.
Изопарафразы
Полотно породило за собой ряд других произведений, копирующих его явно или лишь композицией, направлением.
Так, Пабло Пикассо, изучающий его, заперевшись в своем кабинете, нарисовал 58 своих видений «Менины», Ричард Гамильтон создал гравюру в стиле поп-арт в 1973 году, а Маноло Вальдес 21 бронзовые статуи в 2007.
Менины по Пикассо, Ричард Гамильтон
Маноло Вальдес Фрейлины
com/pin/create/button/?url=https://art-dot.ru/meniny/&media=https://art-dot.ru/wp-content/uploads/2020/07/pablo-pikasso.jpg&description=Картина «Менины» — загадка живописи XVII века» data-width=»600″ data-height=»400″/>Пабло Пикассо
Лас Менинас Анализ | Artble.com
- Дата создания:
- CIRCA 1656
- Альтернативные названия:
- Семейство Felipe IV
- Высота (CM):
- 318.00
- Длина (см):
- 276.00
- Средний: Средний
- .
- Нефть
- Поддержка:
- Canvas
- Область:
- Декорации
- Движение искусства:
Baroce
- Создано:
Diego Velazquez
- . 0035
- Current Location:
Madrid, Spain
- Displayed at:
Museo Nacional del Prado
- Owner:
Museo Nacional del Prado
- Las Meninas Analysis Page’s Content
- Introduction
- Композиция
- Настроение, тон и эмоции
- Мазок
Менины
Диего Веласкес
Las Meninas
Diego Velazquez
Las Meninas
Diego Velazquez
Las Meninas
Diego Velazquez
Las Meninas
Diego Velazquez
Las Meninas
Diego Velazquez
Лас Менинас
Диего Веласкес
Лас Менинас
Диего Веласкес
Если «Менины» были признаны величайшей картиной всех времен, то во многом благодаря необычайной и новаторской сложности композиции. На первый взгляд картина Веласкеса может показаться относительно простой и прямолинейной, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что «Менины» представляют собой поразительно замысловатую композицию.
Слои глубины:
Картинный план Лас Менинас разделен на сетку, состоящую из четвертей по горизонтали и седьмых по вертикали. Кроме того, холст также разделен на семь слоев глубины. «Лас Менинас» имеет самое глубокое и тщательно очерченное пространство из всех картин Веласкеса, и это единственная картина, на которой виден потолок комнаты.
Пространство комнаты изображается как декорация с семью слоями пространства, расположенными через неравные интервалы. Первый, самый поверхностный слой начинается с выступающего холста слева от плоскости изображения и охватывает карлика, пинающего собаку с правой стороны.
Второй уровень состоит из Инфанты и ее служанок, третьего Веласкеса, сопровождающего и телохранителя, четвертого — задней стены комнаты, пятого — пространства за открытой дверью и фигуры Ньето, шестого — пространства отражение зеркала, и, наконец, седьмой уровень — это пространство, которое предполагает отражение зеркала, а именно пространство за пределами картинной плоскости, где стоят Король, Королева и зритель.
Узоры и соединения:
Для такой большой многофигурной композиции необходима отличная организация. Веласкесу удалось навести порядок в Менинасе, используя систему изогнутых и диагональных линий. Он расположил фигуры на переднем плане по форме X с младенцем Маргаритой в центре, тем самым подчеркнув ее важность и сделав пятилетнего ребенка фокусом композиции.
Создается одна диагональ, состоящая из коленопреклоненной фрейлины слева от Инфанты, диагональ, которая простирается до стоящей фрейлины справа и заканчивается компаньонкой и телохранителем на заднем плане. Другая диагональ начинается с Веласкеса слева и спускается через голову Инфанты к лежащей собаке справа.
Веласкес мастерски использует свет и тьму, чтобы еще больше упорядочить композицию. С помощью света и тени он создает систему двойных дуг, которые еще больше централизуют Инфанту: одна вверху, которая начинается с Веласкеса, спускается к Инфанте и поднимается к Ньето на заднем плане, а другая внизу, созданная дугой света на заднем плане. передний план.
Само расположение фигур создает узор, который дополнительно упорядочивает композицию. Слева стоит Веласкес, за ним королева и король в зеркале, за ним Ньето, за ним женщина-сопровождающая и телохранитель. Это создает ритм мужчины-женщины-мужчины, мужчины-женщины-мужчины, всех этих фигур, стоящих над Инфантой и, таким образом, символически защищающих ее. Тот факт, что Инфанта почти чисто белая, еще больше выделяет маленькую девочку, учитывая, что большая часть картины отбрасывается в тени.
Рамы:
Менины Веласкеса — это картина о рамах и обрамлении. Все фигуры обрамлены самой комнатой, в которой они находятся, а буквальные рамки существуют в виде холста слева, рамы картин на задней стене, дверного проема, обрамляющего Ньето, и, наконец, зеркала, которое обрамляет королевскую чету.
Последние два кадра наиболее интересны с точки зрения композиционного приема, который они обеспечивают. После Инфанты это два других фокуса картины, и они создают эффект «толкай-тяни-толкай», на который вы действуете. Справа открытая дверь манит зрителя представить пространство за его пределами, тогда как зеркало слева, создавая иллюзию рецессивного пространства, на самом деле выталкивает зрителя за пределы картинной плоскости, поскольку отражает то самое пространство, в котором находится зритель.
ArtbleЛас Менинас | Artble.com
- Дата создания:
- CIRCA 1656
- Альтернативные названия:
- Семейство Felipe IV
- Высота (CM):
- 318.00
- Длина (см):
- 276.00
- Средний: Средний
- .
- Нефть
- Поддержка:
- Canvas
- Область:
- Декорации
- Движение искусства:
Baroce
- Создано:
Diego Velazquez
- . 0035
- Текущее местоположение:
Мадрид, Испания
- Показано по адресу:
Museo Nacional Del Prado
- :
Museo Nacional Del Prado
. Тема
Признана лучшей картиной в истории искусства в 1985, «Менины» Веласкеса почти невозможно определить. На самом базовом уровне картина представляет собой групповой портрет пятилетней инфанты Маргариты, ее фрейлин и других членов двора, короля и королевы Испании и самого Веласкеса.
В то же время это и картина об искусстве, иллюзии, реальности и самом творческом акте, а также претензия на благородство художников и изобразительного искусства в целом.
Las Meninas расположен в Большом зале (Pieza Principal) покойного наследного принца Бальтасара Карлоса, живущего в покоях. Король Филипп IV предоставил эту комнату Веласкесу в 1650-х годах для использования в качестве его личной мастерской, что действительно было очень высокой честью.
В этом произведении участвуют: В центре: Инфанта Маргарита (1), справа в окружении фрейлины Донья Изабель де Веласко (2) и слева Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3). Справа от картинной плоскости изображены два гнома: немка Марибарбола (4) и итальянец Николас Пертусато (5), пойманный в момент, когда он пинает несчастную, раздраженную королевскую гончую. За этой группой стоят королевская компаньонка, донья Марсела де Ольоа (6) и анонимный телохранитель (7). На самом глубоком уровне картины, в ярко освещенном дверном проеме, изображен камергер королевы и руководитель королевских гобеленов дон Хосе Ньето Веласкес (8), возможный родственник художника. Наконец, Король и Королева (10, 11) присутствуют в своем отражении в зеркале на задней стене комнаты. Веласкес (9) сам появляется в крайнем левом углу композиции, рисуя огромный холст спиной к зрителю.
Комиссия:
Лас Менинас была еще одной комиссией от короля. К тому времени, когда Веласкес приступил к работе над этим апогеем своего творчества, он уже тридцать три года был официальным придворным художником.
Большая часть его придворных работ состояла из написания королевских портретов (одного только Филиппа IV он написал не менее сорока портретов), и эта картина, по сути, была заказана как нечто подобное: групповой портрет королевской семьи и их приближенных. . Однако на многих уровнях картина — это гораздо больше.
Las Meninas
Diego Velazquez
Las Meninas
Diego Velazquez
Las Meninas
Diego Velazquez
Las Meninas
Diego Velazquez
The Composition:
Если «Менины» были признаны величайшей картиной всех времен, то во многом это связано с необычайной и новаторской сложностью композиции. На первый взгляд картина Веласкеса может показаться относительно простой и прямолинейной, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что «Менины» представляют собой поразительно замысловатую композицию.
• Слои глубины:
Картинный план Лас Менинас разделен на сетку: четверти по горизонтали и седьмые по вертикали. Кроме того, холст также разделен на семь слоев глубины. «Лас Менинас» имеет самое глубокое и тщательно очерченное пространство из всех картин Веласкеса, и это единственная картина, на которой виден потолок комнаты.
• Узоры и соединения:
Для такой большой многофигурной композиции очень важна отличная организация. Веласкесу удалось навести порядок в Менинасе, используя систему изогнутых и диагональных линий. Он расположил фигуры на переднем плане по форме X с младенцем Маргаритой в центре, тем самым подчеркнув ее важность и сделав пятилетнего ребенка фокусом композиции.
Веласкес мастерски использует свет и тьму, чтобы еще больше упорядочить композицию. С помощью света и тени он создает систему двойных дуг, которые еще больше централизуют Инфанту: одна вверху, которая начинается с Веласкеса, спускается к Инфанте и поднимается к Ньето на заднем плане, а другая внизу, созданная дугой света на заднем плане. передний план.
• Рамы:
«Менины» Веласкеса — картина о рамах и обрамлении. Все фигуры обрамлены самой комнатой, в которой они находятся, а буквальные рамки существуют в виде холста слева, рамы картин на задней стене, дверного проема, обрамляющего Ньето, и, наконец, зеркала, которое обрамляет королевскую чету.
Стиль:
Стилистически «Менины» представляют собой сумму лучших частей всех ранних картин Веласкеса. Как и его ранние винные погреба, картины отличаются интенсивной караваджской светотенью, ограниченной и мрачной палитрой, фотореализмом и удивительно свободными, свободными, безудержными мазками.
Лас Менинас Анализ
Лас Менинас
Диего Веласкес
Лас Менинас
Диего Веласкес
Менины
Диего Веласкес
«Менины» Веласкеса, пожалуй, самая открытая для интерпретации картина за всю историю искусства. Ниже приведены наиболее известные и наиболее правдоподобные интерпретации, выдвинутые наиболее эрудированными искусствоведами.
Одна из самых ранних и наиболее широко распространенных интерпретаций «Менины» состоит в том, что картина является личным проявлением Веласкеса присущего живописи благородства. Картина написана в годы попыток Веласкеса попасть в элитарный Орден Сантьяго, который дважды отказывал художнику (несмотря на поддержку короля и папы) из-за его статуса художника.
В 17 веке в Испании художники относились к тому же социальному уровню, что и кузнецы или портные, потому что им платили за труд, который они выполняли своими руками. Веласкес большую часть своей карьеры боролся за то, чтобы поднять статус искусства в Испании до того же уровня уважения и восхищения, что и в Италии.
Многочисленные подсказки на картине подтверждают эту интерпретацию, например, Веласкес изображен в личных покоях умершего наследного принца, в компании короля, королевы и последнего оставшегося наследника, и только самые близкие члены суда: он, по сути, является частью семьи.
Недавно была выдвинута новая интерпретация, предполагающая, что картина могла быть заказана в свете каких-то особых обстоятельств. В то время, когда Лас Менинас был написан, наследный принц Бальдасаре Кастильоне скончался в результате несчастного случая, и инфанта Маргарита была единственным выжившим ребенком короля.
Ходили слухи, что перед рождением Карлоса II монархия рассматривала возможность подготовки Инфанты к правлению страной, подобно королеве Швеции Кристине.
В более общем смысле, многие искусствоведы предположили (несомненно, небезосновательно), что «Менинас» по существу посвящена взаимосвязи между реальностью и иллюзией, жизнью и искусством, всепоглощающей заботой во времена испанского барокко.
Las Meninas Critical Reception
Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес родился в парадоксальном обществе: Испания одновременно переживала один из самых драматичных активность.
В частности, в родном городе Веласкеса, Севилье, процветали кружки гуманитарных наук, искусства, литературы и философии, что создавало особенно благоприятную среду для молодого художника.
С другой стороны, выбранная Веласкесом профессия станет серьезным препятствием в личной жизни художника. Испанское общество было одержимо благородством, и, в отличие от Италии, изобразительное искусство решительно не отождествлялось с благородными занятиями, такими как литература или философия. Художники считались по сути вульгарными ремесленниками, которые зарабатывали на жизнь своими руками, точно так же, как кузнецы или портные.
Еще больше усложняло ситуацию то, что католическая церковь обладала почти полной властью над искусством в Испании, диктуя все, от предмета до композиции, а это означало, что у художников было очень мало возможностей для экспериментов или роста. Таким образом, Веласкесу было суждено бороться с самого начала своей карьеры.
В то время как большинство художников эпохи барокко пострадали от серьезного падения критического мнения в течение 18-го века, в конечном итоге они были преданы забвению, пока не были вновь открыты в 19-м веке.В 50-х годах Веласкес пошел другим путем.