Эмоции настроения чувства — Конспект — Психология | Конспекты лекций Психология
Скачай Эмоции настроения чувства — Конспект — Психология и еще Конспекты лекций в формате PDF Психология только на Docsity! А.Н.Леонтьев ЛЕКЦИИ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ Мотивация и личность Лекция 49. Выражение эмоций, эмоции, настроения, чувства Эмоции составляют особый класс явлений, тоже относящихся к процессам внутреннего, как я условно его назвал, регулирования деятельности. Как и аффекты, они имеют весьма важное, может быть даже еще более важное жизненное значение. Как и аффекты, эмоции представляют собой смысловые образования, связанные чрезвычайно тесно с мотивами. Не случайно этимологически термин «мотив» и термин «эмоция» связаны друг с другом, то есть имеют один и тот же корень. Вместе с тем в развитии языка произошло разделение терминов. Образовались два термина, два однокоренных слова, и это не случайно. Потому что побуждения и то, что мы называем эмоцией, действительно представляют собою очень разные явления. Эмоции представляют собою все же особый класс, или подкласс, аффективных явлений, отличающихся от явлений, которые мы обозначили термином «аффект». Прежде всего, эмоции, в отличие от аффектов, имеют характер идеаторных процессов. Я хочу сказать этим, что если для возникновения аффекта необходимо наличие некоторой ситуации, некоторого события, или, как я в прошлый раз метафорически говорил, нужно, чтобы «медведь появился» или телеграмма была получена, то, в отличие от этого, эмоциональные процессы могут относиться к ситуации, которая еще не сложилась, к событиям, которые еще не наступили. И в этом смысле они имеют иную, а именно идеаторную, предвосхищающую функцию. Говоря об аффектах, я особенно настаивал на том, что аффекты действуют, выполняют эту предупреждающую, предвосхищающую, предвидящую, если хотите, функцию через свои следы, иначе не было бы эмоциональных процессов. Само предвидение возможности наступления некоторого события или складывающейся какой-то ситуации может быть эмоциогенным. Если воспользоваться прежней метафорой, ожидание телеграммы, возможность получения такой телеграммы представляет собой эмоциогенную, но не аффектогенную ситуацию. Это первое существенное различие между аффективными процессами в узком смысле этого слова, то есть аффектами, и эмоциональными процессами, эмоциями. Я вынужден это подчеркнуть потому, что это гораздо более существенное отличие, чем отличие, которое обычно приводится (по силе, остроте переживания). Дело в том, что эмоции вовсе не отличаются от аффектов меньшей силой или меньшими эффектами. Они отличаются по своей функции, по способу, каким осуществляется регуляция, регулирование деятельности. Их второе существенное отличие заключается в том, что эмоции не закрепляются за неким объектом или за некоторыми элементами ситуации. Или, если воспользоваться опять метафорическим термином, не липнут, не налипают на те или другие объекты или элементы ситуации, а, скорее, запоминаются и своеобразно обобщаются в связи с теми или другими возникающими ситуациями. Поэтому и получается так, что по отношению к сознанию возникновение и течение эмоций скорее и чаще описываются как процессы, которые совершаются не «во мне», то есть не как процессы, к которым я устанавливаю еще какое-то отношение, придаю им то или иное значение, так или иначе их оцениваю и способен даже готовиться к ним, а как то, что происходит со мной. Как мое. Поэтому я говорю «моя эмоция, мои чувства», а не «во мне происходящая эмоция», «во мне обнаруживающиеся чувства». Конечно, это только языковая тонкость, но она служит указанием на особое, отличное от аффектов место, которое занимают эмоциональные отношения в личности, на особое отношение к сознанию. Я, наконец, должен остановиться еще на одной черте, характеризующей эмоциональное состояние в отличие от аффектов. Я говорил об аккумуляции и канализации аффектов. И аффекты действительно способны к аккумуляции, и это их закон, они способны к канализации, и это тоже их закон, но эти законы не применимы к собственно эмоциям. Эмоции осознаются, обобщаются и, вследствие этого, поразительным образом коммуницируются, то есть передаются. Вы можете мне сказать, что аффекты тоже передаются. Нет, происходит заражение аффектом, может быть такое заражение. Но эмоции собственно коммуницируются, то есть передаются посредством, например, языка, выразительных движений, которые суть не только выражение, но движения коммуникации, то есть движения, посредством которых совершается общение, и в этом общении — передача эмоциональных процессов, эмоций, эмоциональных переживаний. Конечно, это особая передача. Эмоции имеют свой язык. Это кажется парадоксальным, но никакого парадокса здесь нет, он существует. Овладевая языком конкретного общения, всякий человек (или почти всякий человек, ибо исключения здесь есть, но никакого парадокса здесь нет, это уже патологические исключения) овладевает и языком передачи эмоций. Иногда он связан непосредственно с речевым общением, с языком в собственном смысле, и тогда есть какой-то компонент речи, который несет эту функцию передачи, коммуникации эмоций. Проще всего охарактеризовать этот компонент речи как выразительный компонент. Вы можете сказать — интонационный. Но не только интонационный. Потому что такая эмоциональная передача может делаться и в условиях безынтонационного языка, письменно. Это мимические компоненты речи. Причем надо отметить, что эти формы передачи, коммуникации эмоций, в отличие от передачи путем заражения или воздействия аффектов, имеют ясно выраженную общественную, историческую природу. движения, вместе с мимикой лица, с характером самого звучания, выразительными компонентами в речи, — ориентировка на них в совокупности и дает возможность сонастраивания, то есть обеспечения синтонности в общении. Итак, эмоции коммуницируются, или, что то же самое, они обобщаются, они приобретают свое существование для сознания, тем самым, значит, обобщаются. Они существуют в системе значений особого порядка. Эти значения несут обобщения различных многообразных эмоциональных состояний. Более того, набор эмоций исторически изменчив. И исторически возникают такие эмоции, которые на предшествующих этапах исторического развития, то есть на предшествующих этапах развития общества и общественных отношений оказываются не существующими. Как и наоборот. Некоторые эмоции оказываются действительно принадлежащими к племени вымирающих, то есть отходят, теряют свое место в жизни человека. Они историчны. Можно опять сделать здесь возражение: но аффекты, по-видимому, тоже историчны. Да, но только по-разному. Эмоции меняются по содержанию в ходе истории, а аффекты — по условиям, их вызывающим. Или изменяются исторически вторично вследствие того, что на них «наплавляются» исторически изменчивые эмоции. Я, излагая очень кратко, все же должен отметить и еще одну особенность. Эмоции тоже образуют эмоциональные следы, но это следы особого рода. Это не те аффективные комплексы, о которых я говорил раньше. Это постэмоциональные состояния. Это продолжающиеся эмоциональные сигналы после того, как собственно эмоциональная ситуация, эмоциогенная, вернее, ситуация отошла во времени. Нужно сказать, что эти постситуационные эмоции описывались издавна в психологии и представляли собой загадочный подкласс эмоциональных явлений, чаще всего совершенно отделявшийся от собственно эмоциональных явлений. Это настроения. Вот эти легкие, относительно хронические, то есть длящиеся во времени, эмоциональные состояния, действительно, на первый взгляд, кажутся образующими особый подкласс. И они кажутся образующими особый подкласс потому, что представления об эмоции по типу аффекта, по общей схеме, без дифференциации функций, действительно выделяет эти состояния как непохожие, заставляет специально искать их детерминацию, отличную от детерминации эмоциональных явлений, и это впечатление усугубляется вследствие того, что не рассматривается обычно отношение эмоций к сознанию. Вместе с тем то, что мы называем настроениями, вот эти своеобразные хронические эмоциональные состояния, — это своеобразная хроническая сигнализация. А вы знаете, что сигнализируют все аффективные состояния? Это соотношение между, так сказать, субъективным долженствованием и реальными условиями, реальными событиями, реальными действиями. Попросту говоря, это всегда отношение мотивов к их осуществлению, то есть выполнению, реализации этого побуждения, этого мотива, или возможности такой реализации. Дело в том, что в этой регуляции, в этой функции, в этой своей природе настроению принадлежит чрезвычайно большая роль. И если бы меня спросили, как соотнести регулирующую роль в этом отношении эмоций и тех своеобразных эмоциональных процессов или явлений, которые мы называем настроениями, то я бы очень затруднился поставить на первое место эмоции и куда-то отодвинуть настроения по их значению. Настроения представляют собой субъективные сигналы неадекватности деятельности ее мотивам и, следовательно, сигналы необходимости поиска адекватной деятельности. Это в самом общем и грубом выражении. А теперь выражение посложнее, но зато поточнее, поправдивее, повернее. Вы хорошо помните то, что я рассказывал о смыслообразующей функции мотивов. Вы, вероятно, помните понятие «задачи на смысл», которое я в этой связи должен был ввести в рассмотрение. Это осознание, это «задача на осознание». Задача на смысл, на открытие этого смысла. Что данное событие представляет собой не объективно, то есть в своем объективном значении, а что оно для субъекта, для утверждения его жизни или, что то же самое, для утверждения его, субъекта, в жизни? В решении этой задачи особая функция принадлежит эмоциональным процессам и особенно настроениям — эмоциональным сигналам, продолжающимся за пределами ситуации. Я не случайно, а очень намеренно ввожу здесь термин «сигнал». То, что ориентирует, что представляет собой веху, как бы напоминание, это именно ориентир, ориентирующий сигнал. Всякий сигнал ориентирует, если говорить применительно к поведению, применительно к жизни живого существа. Так вот, это особая сигнализация. Что же она сигнализирует? Эмоции в актуальной ситуации отражают адекватность-неадекватность ситуации деятельности ее мотивам, мотивации. Кстати, это положение в последнее десятилетие стало широко распространяться. Мне недавно пришлось редактировать том «Экспериментальной психологии», которая составлена П.Фрессом и Ж.Пиаже, посвященный эмоциям, мотивам, личности. Фресс сам писал главу об эмоциях1. И вот я обращаю внимание на то, что Фресс, давая очень широкий обзор разных исследований, интересных и неинтересных, на животных и на человеке, без выделения даже особенностей человеческих эмоциональных состояний, все же приходит к этому выводу. К одному из очень немногих общепринятых выводов. Это связь эмоций с мотивами. Значит, я только повторяю ставшую уже общим местом в современной психологии эту связь, напоминаю о ней. И вот теперь хочу эту мысль немножко развить, скорее напомнить. Я об этом упоминал, когда говорил об мотивах, об их функциях. В частности, это функции не только побуждения, но и смыслообразования. Дело все в том, что есть необходимость постановки задачи на обнаружение — что произошедшее событие, совершенный поступок представляет собой для субъекта с точки зрения его мотивационной сферы в целом. И вот здесь и выступает эта чрезвычайная, я бы сказал, особенно важная функция таких как бы продленных эмоциональных сигналов, которые ждут того, чтобы вызвать необходимые процессы. Именно вызвать, поставить эту задачу, которую я назвал задачей на смысл. И очень легко нарисовать эту ситуацию. Я ее изображу. Если я ее описывал, я повторю еще раз описание, чтобы связать одно с другим. Итак, происходит ряд событий, на которые субъект отвечает множеством актов, множеством действий, принятыми решениями. Я включаю сюда, конечно, и действия общения. Возникает, допустим, некоторое настроение. Какое? Давайте грубо делить — положительное или отрицательное. Оно тащится, как шлейф, за этими делами. И вот возникает пауза, заполненная этим настроением. Что-то меня огорчает, у меня плохое настроение. Мы говорим — испорченное настроение. Оно окрашено со знаком «минус». Пожалуйста, называйте это настроением огорченности, тревожности. Они, действительно, очень многообразны. Мы не можем не упрощать здесь потому, что мы ничего не знаем об основаниях, по которым эти сигналы меняют свое качество, субъективное звучание. Ну, вот испортилось настроение. Что его испортило? Сигналы и несут в себе этот вопрос. Вы перебираете события. Когда вы возвращатесь к эмоциогенной ситуации, то этот остаток, продолжающийся сигнал, усиливается. Вот теперь он метит, ретроспективно выделяет эту ситуацию. Я включаю сюда акты поведения, акты общения. Вы делаете открытие — вот, оказывается, что вызвало, что зафиксировало эмоцию, продолжало настойчиво сигнализировать о себе. Иногда это бывает нечто неожиданное. Можно огорчиться от внешнего успеха. Это изменяет ваше дальнейшее поведение, потому что открывает его действительный смысл, личностный смысл. Это может быть, напротив, высоко положительное настроение. Вот вы вернулись с каким-то чувством успеха, радости, триумфа, сказал бы Жане. Возникает — самим фактом сигнала, не вы ее ставите, — задача: откуда такая эмоция в ситуации, которую вы интеллектуально, абстрактно, объективно оцениваете как отрицательную. Откуда, по-вашему? Оказывается, причина коренится в мотивационой сфере. Это объективно отрицательное явление для вас приобрело положительный эмоциональный оттенок. Стоп. Что-то должно меняться. Я не знаю, что, в какую сторону. Для этого надо иметь совершенно конкретный материал для анализа, а не искусственные, придуманные иллюстрации, какими я сейчас пользуюсь. К сожалению, сегодня этот конкретный анализ вы можете найти только вне психологии, в первичных источниках, в живых описаниях внутренней жизни человека, будет ли это описание сделано в художественной форме или в какой-то другой. Мне остается заметить к тому, что я говорил, что нередко или, во всяком случае, в некоторых случаях эмоциогенными являются не только ситуации и, соответственно, реакции на эти ситуации и действия человека, его общение, но заместителя, в форме ли, наконец, гораздо более обобщенной — в форме идеи. Но при всех условиях главная черта есть предметность. Чтобы быть очень кратким в изложении, я адресую вас к отнюдь не психологическому, но зато очень важному по своей идее сочинению — не психолога, а писателя. Я имею в виду Стендаля с его знаменитым маленьким трактатом о любви2. Вот какую идею развивает в этом трактате Стендаль. Я говорю сейчас только об основной его идее, все остальное — это дань времени, дань его пониманию, дань эпохе. Но вот — центральная идея. Он сравнивает формирование чувства с процессом, который происходит, когда сухая веточка опускается в соляной раствор (знаменитое Зальцбургское пещерное озеро). Тогда происходит следующее. Из насыщенного солевого раствора выпадают кристаллы, которые и покрывают этот сучок, эту сухую ветку. И ветка преобразуется. Она сверкает, она кажется ослепительно красивой, блистательной в буквальном и переносном значении этого слова. Что произошло? Произошел процесс кристаллизации. Растворенная масса как бы нашла свой субстрат и стала собираться, кристаллизоваться. Вот эта схема и была изложена Стендалем как схема формирования особого класса эмоциональных процессов, а именно предметных чувств. Он рассматривает формирование предметных чувств только на одном материале, так сказать. (Очень не хочется применять такие прозаические слова к высоко литературному изложению Стендаля.) Только на материале чувства любви, которое есть предметное чувство. Потому что любовь предполагает всегда любовь к кому-то или к чему-то. То есть предполагает всегда предметную отнесенность. Видите ли, радость вообще вызывается чем-то, что радует. Любовь относится к чему-то, правда? Но это рассмотрено Стендалем по отношению к любви. Да еще любви в тех исторических формах, какие существовали во времена Стендаля и в тех социальных слоях, которые знал Стендаль, естественно, в его окружении. Он очень любопытную дает классификацию, которая, с историческими поправками и оговорками, представляет большой интерес. Вот в этом кристаллизующемся растворе оказываются разные ингредиенты, разные компоненты, они попадают в кристаллизацию. Он показывает медленность этого образования, что верно. Не сразу происходит кристаллизация, нужно какое-то время, пускай даже короткое. А главное — нужен эмоциональный аспект. То есть нужно накопление вот этих эмоциональных, то есть эмоциогенных ситуаций. Без этого раствора не может произойти кристаллизации. И вот этот раствор есть эмоциональный, в широком смысле слова, опыт. Что может быть предметом чувства? В чем может кристаллизоваться вот этот эмоциональный раствор, продолжая употреблять и угрубляя простой термин Стендаля? Это может быть предмет, вещественный и неодушевленный, и в вещественной, и в идеальной своей форме выступающий. Это может быть человек. Наконец, это может быть абстрактный объект. Я бы назвал это идеей — в очень широком смысле этого термина, идеальный объект уже в не психологическом значении. Скорее, в объективном значении термина, как идеал. За этим всегда лежит личная история, которая сохраняется в растворе и которая далее кристаллизуется в объекте. Эти предметы чувств могут символизироваться, то есть могут иметь своих заместителей. Замещаться. Представляться чем-то. Ну, и конечно, иметь разную степень обобщения. Возьмем обыкновенное полковое знамя. Есть чувства, возбуждаемые знаменем? Да. И знамя есть представитель скрывающегося за ним предмета, в котором кристаллизованы какие-то переживания. Что это? Это трудно сказать сразу, без анализа. На одном уровне абстракции, на одном уровне обобщения — это сотоварищи. Не знаю, может в разных войнах, может в повседневной жизни. Когда говорят о чести подразделения, чести полка, правильно? В более широком смысле — это армия. А еще в более широком смысле — это Родина. А может, и совсем иначе она представлена — березкой, закатом. Это не самый предмет. Это те формы, в которых он выступает в качестве возбуждающего эти предметные чувства. У меня исчерпано время, я не могу дальше говорить. Я хочу только подчеркнуть в заключение одну мысль. Товарищи! Я так бы резюмировал все, что я говорил об аффектах, эмоциях. Вот сейчас несколько слов о предметности эмоций, о чувствах. Когда вы встаете перед вопросом о двух однокорневых терминах «мотив» и «эмоция», самое важное — удержать одну позицию. Не из эмоции мотивы, а из мотивов — эмоции. Эмоциональные процессы суть внутренние сигналы, обозначающие ситуации, их место в мотивационной сфере человека. Я здесь получил очень важный вопрос о соотношении личностного смысла и эмоции. В начале следующей лекции я три или пять минут затрачу на этот вопрос. 1 Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология / Ред.-сост. П.Фресс, Ж.Пиаже. М., 1975. С.111-195. 2 См: Стендаль. О любви. Новеллы. М., 1989.
как оно работает, значение цветов и кому подойдет
Содержание
- История появления
- Как работает кольцо-хамелеон
- Что означают цвета на кольце
- Природные камни-хамелеоны
- Наноситалы Color Change
- Кому подходит кольцо-хамелеон
Видели когда-нибудь хамелеона? Эта ящерица – некий курьез природы, но прекрасно приспособленный к внешней среде. Например, глаза хамелеона могут вращаться независимо друг от друга, смотря в разные в стороны. Но более всего прославилась эта ящерица другой удивительной способностью – умением менять цвет кожного покрова.
Именно поэтому украшения, способные менять цвет, стали известны как хамелеоны. С хорошо исследованной ящерицей более-менее все понятно: там за смену окраса отвечают сложные клетки-хроматофоры, содержащие капсулы с пигментами.
А вот почему кольцо-хамелеон меняет цвета – для многих загадка. Попробуем разгадать ее вместе!
Золотое кольцо с рубином в каталоге SUNLIGHTИстория появленияПопытки создать вещество, меняющее цвет под воздействием внешних и внутренних факторов, велись давно. Первый успешный опыт в этом направлении связан с именем средневекового врача и алхимика Парацельса, оставившего значимый след в истории человечества.
Согласно историческим данным, именно Парацельс создал первые краски, способные менять цвет. К сожалению, рецепт тех легендарных красок был утрачен, но с развитием естественных наук удалось создать не менее эффектные и эффективные образцы.
Легенда гласит, что Парацельсу удалось написать волшебный пейзаж. В теплом помещении картина изображала зеленеющий и цветущий сад, который на холоде чудесным образом преображался в себя же, но скованного зимой и покрытого снегом.
Следующая удачная попытка экспериментов с цветами была сделана гораздо позднее, уже в 1921 году. Немецкий химик Вейц открыл неожиданное свойство некоторых веществ изменять цвет под воздействием температуры. Тогда это явление так и осталось необъяснимым с научной точки зрения.
Ясность в эти процессы внес дуэт англичан Ульман-Милке в 1962 году, открывший явление изомерии, то есть, перестройки молекул отдельных веществ под воздействием температур. Он и лег в основу создания жидкокристаллического термометра, а впоследствии – и кольца настроения, меняющего цвет в зависимости от состояния владельца.
В 1970-е годы американский ювелир Марвин Уэрник искал новые подходы к дизайну украшений, попутно изучая околотематическую научную литературу. И уже в 1974 году он изобрел так называемое волшебное кольцо, принцип действия которого основан на изменении молекулярной структуры вещества под воздействием температуры.
В 1975 году стартовали первые продажи бижутерии с «волшебными» свойствами. Это были преимущественно кольца и кулоны.
Наверное, Уэрник был не стопроцентным американцем, так как изобретение свое он не запатентовал. Этим немедленно воспользовались не слишком чистоплотные коллеги, в том числе и Джошуа Рейнольдс.
Рейнолдс был бизнесменом от бога: он немедленно получил патент и развернул активную рекламную кампанию революционной новинки. Он позиционировал «свое» изобретение как инструмент обратной биологической связи. То есть, он предложил аудитории не просто оригинальное украшение, а некий индикатор настроения и внутреннего состояния человека.
Рейнолдс по сей день в некоторых источниках указывается в качестве изобретателя кольца-хамелеона. Вот что значит знание реалий рынка и мгновенная реакция на ситуацию!
Нужно ли говорить, что новинка, соответствующая актуальным веяниям того времени, была с восторгом встречена потребителями. В первый же год было продано украшений-хамелеонов на баснословную по тем временам сумму – порядка 15 миллионов долларов.
Новаторские украшения стремительно набирали популярность, ведь вместо нескольких разноцветных колец приверженцы мейнстрима могли носить одно, да еще такое оригинальное!
Тем не менее мировая мода на «кольца настроения» (именно под таким наименованием они продавались) оказалась скоротечной: она продержалась всего несколько лет. Рынок оказался перенасыщенным, и некогда трендовую бижутерию отдавали буквально за копейки.
На просторы бывшего Советского Союза эти украшения пришли на волне открывшегося железного занавеса, в бунтарские 90-е года прошлого века. Продержался спрос тоже недолго: поначалу неизбалованной потребительской аудитории пришлись по нраву оригинальные цацки, но вскоре она стала все пристальнее смотреть в сторону более изысканных украшений.
Как работает кольцо-хамелеонСейчас мода на кольца-хамелеоны постепенно возвращается. Элементы, меняющие цвет, присутствуют в коллекциях многих ювелирных брендов. А дешевые варианты массово выдают китайские производители.
Разберемся, как работает кольцо настроения с точки зрения науки. Вопреки утверждениям маркетологов, в основе их свойств лежит не мистика или биоэнергетика, а химия, физика и биология. Рассмотрим сие на примере колец-хамелеонов, изобретенных Уэрником.
Как уже говорилось выше, в основу действия этих украшений положен принцип изомерии. Вещества-изомеры способны менять молекулярную структуру под воздействием различных факторов. В нашем случае это температура.
Рабочим элементом колец-хамелеонов является капсула, наполненная жидкостью с изомерическими свойствами, то есть, меняющей цвет от температуры. Эта капсула монтируется на основу-оправу (не всегда) и защищается от внешних воздействий.
Ученые давно выяснили, что под воздействием разнообразных эмоций температура нашего тела варьируется, пусть и в незначительных пределах. Отсюда взял начало и беспроигрышный маркетинговый ход: якобы кольцо меняет цвет в зависимости от настроения и отражает внутренние переживания владельца.
Что означают цвета на кольцеНекая научная (точнее, наукообразная) основа под этим утверждением есть, и о ней мы уже говорили. Однако однозначно считать, что кольцо может рассказать о состоянии влюбленности или безмятежности – это все равно, что быть уверенным, что грядку капусты можно полить одним литром воды.
Производители иногда указывают в инструкциях, что означают цвета кольца-хамелеона. Как уже было сказано выше, некое рациональное звено в этой цветовой градации имеется, но не стоит воспринимать маркетинговые ухищрения буквально.
Кольцо настроения может менять цвета в широком диапазоне. Приглядимся к самой популярной шкале:
- Фиолетовый. Владелец кольца счастлив, его переполняют положительные эмоции.
- Синий. Человек находится в нормальном рабочем состоянии, его здоровье не вызывает опасений.
- Зеленый. Этот цвет свидетельствует о самодостаточности, внутреннем покое и полном самоконтроле.
- Желтый. Человек пребывает в состоянии тревоги или волнения (например, перед предстоящим экзаменом или собеседованием). Его эмоциональное состояние нестабильно.
- Оранжевый. Это знак сильной тревоги и эмоциональной взвинченности. Человек теряет самоконтроль все сильнее.
- Красный. Перед нами сигнал о ярчайших эмоциях, как положительных, так и отрицательных. Это может быть как страсть космического масштаба, так и гнев.
- Янтарный. Владелец украшения испытывает колебания перед важным жизненным выбором.
- Коричневый. Этот цвет указывает на слабое биополе, что может быть связано с проблемами со здоровьем и отсутствием поддержки близких.
- Серый. Хозяин украшения испытывает сильнейший эмоциональный спад, он находится в угнетенном состоянии.
- Черный. Это самый негативный вариант из всех возможных: человек практически лишен жизненной энергии, находится в состоянии депрессии и упадка сил.
Значения цветов кольца-хамелеона обычно указывается в инструкции к украшению. Они могут существенно различаться в зависимости от производителя.
К вышеописанному списку нужно относиться критически, ведь мы помним, что имеем дело с неким измерителем температуры. Так что вряд ли самое сильное чувство любви вызовет у него столь интенсивное покраснение, как приготовление владельцем шашлыка. И самый яркий гнев, проявленный в зимние морозы, скорее всего, останется украшением не замеченным.
Зимой на улице кольца-хамелеоны, чаще всего, тяготеют к холодной сине-зеленой палитре, а при сильных морозах «диагностируют» у владельцев сильнейшую депрессию и упадок сил. А летом – легко становятся желтыми, оранжевыми и красными, особенно если стоит сильная жара. В общем, если зайдете с подобным украшением в баню, однозначно придете в состояние неземной любви или космического гнева. Во всяком случае, с точки зрения украшения.
Словом, к показаниям колец-хамелеонов нужно относиться философски: это просто термометры, причем не столь точные как стандартные. Если окружающая температура нормальна, пожелтение или покраснение кольца укажет на лихорадочное состояние. Но для этого температура тела должна подняться столь значительно, что это будет ощутимо по изменению самочувствия.
Природные камни-хамелеоныНесоответствие цветовых шкал изотермических колец-хамелеонов реальному состоянию владельцев и положило конец их победоносному шествию по миру. Однако они по-прежнему остаются востребованными среди любителей оригинальной и недорогой бижутерии.
Явление изомерии присуще многим веществам, в том числе и природным минералам из категории драгоценных и полудрагоценных камней. Это свойство широко используется при облагораживании некоторых природных минералов. Например, большинство корундов (в том числе рубин и изумруд) при нагреве обретают бóльшую чистоту и интенсивность окраски.
Однако «гретые» рубины и сапфиры котируются на рынке гораздо ниже, чем их собратья природного яркого цвета, поэтому этот способ применяется преимущественно для создания достаточно массовых (если здесь применимо это слово) украшений.
Облагороженный рубин никогда не вернется в первоначальное состояние, посему в приложении к драгоценным камням этот процесс считается необратимым.
Однако существуют и камни-хамелеоны, меняющие цвет обратимо. Правда, в данном случае речь идет лишь об оптическом эффекте, возникающем вследствие изменения освещенности и угла падения лучей света. Он носит название «плеохроизм».
Эталоном плеохроизма считается александрит. Это очень дорогой и редкий драгоценный камень, не встречающийся в массовых ювелирных изделиях. Он способен менять цвета в широчайшем спектре: от сине-зеленого при дневном свете до красновато-фиолетового и розовато-малинового при электрическом освещении.
Помимо признанного короля плеохроизма, александрита, аналогичные свойства проявляет множество драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней. В эту категорию входят фантазийные корунды, аметист, иолит, бадделеит, кордиерит, некоторые разновидности топаза, турмалин и другие минералы разной степени редкости и ценности.
Наноситалы Color ChangeВ переводе с английского языка словосочетание Color Change переводится как меняющие цвет, что отражает суть и свойства этих искусственных минералов.
Искусственные имитации драгоценных камней под общим названием «наноситалы» – плод разработки российских ученых. Они производятся исключительно компанией RusGems, пока что на единственной фабрике, расположенной в Подмосковье.
Наноситалы, как нетрудно догадаться, появились в ходе эволюции нанотехнологий. В их основе лежит высокотехнологичная обработка оксида кремния (SiO2) и алюминия (Al2O3).
Производитель успешно создает как практически абсолютные визуальные аналоги драгоценных камней, так и искусственные минералы с произвольно заданными свойствами. На данный момент RusGems выпускает наноситалы в 150 цветовых вариациях, причем по желанию заказчика может создать и синтетические камни иных оттенков.
Кому подходит кольцо-хамелеонСейчас RusGems выпускает 22 категории наноситалов с эффектом плеохроизма различной степени выраженности. Они имеют один цвет при естественном освещении, а при искусственном обретают другой. Есть даже камни, из зеленых становящиеся оранжевыми, из розовых – желтыми, из серых – фиолетовыми!
Кольцо, показывающее настроение – поистине универсальное украшение, подходящее всем людям, ценящим оригинальную бижутерию. Тем более, что стоит оно недорого, а вариантов дизайна просто не счесть.
Самыми распространенными являются цельные кольца-обручи различной толщины и ширины. Не так давно их начали украшать и всевозможными надписями, в том числе и сакраментальным «Спаси и сохрани».
В продаже появились и кольца из серебра, где изомерический элемент присутствует в качестве вставки. Правда, он меньше контактирует с кожей, вследствие чего хуже реагирует на температуру, но зато кольцо обретает куда более изысканный дизайн.
Любителям оригинальной и изящной ювелирки рекомендуем взглянуть в сторону плеохроидных наноситалов. Несмотря на то, что появились они относительно недавно, эти синтетические камни-хамелеоны уверенно завоевывают рынок. Благо, стоят они вполне терпимо.
Ну а самым взыскательным и состоятельным приверженцам эксклюзивных украшений можно порекомендовать выбирать украшения из натуральных минералов с эффектом плеохроизма. Пусть они не отразят вашего настроения, но гарантированно поднимут как его, так и ваше реноме в глазах окружающих!
Девять черт темперамента: Настроение
Кайли Риманович, Расширение Мичиганского государственного университета —
Понимание настроения вашего ребенка может помочь вам понять его и поддержать.
У одних детей от природы более радостное настроение, а у других может быть более серьезное настроение. ТемпераментТемперамент относится к чертам личности, которые определяют, как человек реагирует на окружающий мир. Они тихие или шумные? Спокойный или опасливый? Черты темперамента — это в основном врожденные черты, с которыми мы рождаемся, хотя на них может влиять семья, культура или опыт человека. Стиль темперамента человека играет роль в том, как он ведет себя и как взаимодействует с другими людьми и в своем мире.
Существует девять различных черт темперамента. В этой статье мы рассмотрим черту настроения.
НастроениеНастроение относится к общему тону чувств, взаимодействий и поведения человека. Некоторые люди склонны иметь более счастливое общее настроение, и они обычно хорошо относятся к вещам. У других может быть более негативное настроение. Их можно назвать более неприятными, поскольку они могут не реагировать сильным и позитивным образом на окружающий мир.
Более позитивное настроениеДети с более естественным позитивным настроением большую часть времени кажутся счастливыми и веселыми. Им будет легче уйти от периодов несчастья. Они, как правило, более оптимистичны и часто веселы и оптимистичны в общении.
Более негативное настроениеДети с более естественным негативным настроением могут казаться скорее подавленными, чем счастливыми. Они могут вести себя более спокойно и могут казаться мрачными, грустными или негативными. Они могут внешне не показывать свои положительные чувства, но все же ощущать положительные вещи.
Воспитание и настроениеОт детей (да и от взрослых) часто ожидают, что большую часть времени они будут внешне счастливы, но нет ничего плохого в том, что дети (или взрослые) имеют более негативное настроение. Вы можете поддержать этих детей, скорректировав свои ожидания — примите тот факт, что ваш ребенок может не всегда казаться внешне счастливым. Помните, что если они этого не показывают, это не значит, что они не испытывают радости или счастья. Убедите ребенка, что его чувства и настроения верны и все, что они чувствуют, нормально.
Изменение вашего ежедневного графика и ваших ожиданий в соответствии с уровнем активности вашего ребенка может предотвратить конфликты и стресс, а также позволит вашему ребенку удовлетворять свои потребности таким образом, чтобы использовать его сильные стороны и опираться на его природный темперамент.
Для получения дополнительной информации о детях и темпераменте ознакомьтесь с другими статьями этой серии:
- Девять черт темперамента
- Девять черт темперамента: уровень активности
- Девять черт темперамента: биологические ритмы
- Девять черт темперамента: Чувствительность
- Девять черт темперамента: Интенсивность реакции
- Девять черт темперамента: Адаптивность
- Девять черт темперамента: приближение/уход
- Девять черт темперамента: Настойчивость
- Девять черт темперамента: отвлекаемость
Дополнительные статьи о развитии детей, успехах в учебе, воспитании детей и развитии жизненных навыков можно найти на веб-сайте расширения штата Мичиган.
Чтобы узнать о положительном влиянии программ расширения MSU на детей и семьи, ознакомьтесь с нашим отчетом о воздействии за 2017 год. Дополнительные отчеты о воздействии, подчеркивающие еще больше способов, которыми Michigan 4-H и MSU Extension положительно повлияли на отдельных лиц и сообщества в 2017 году, можно загрузить с веб-сайта Michigan 4-H.
Эта статья была опубликована Мичиганского государственного университета Extension . Для получения дополнительной информации посетите https://extension.msu.edu. Чтобы получить сводку информации, доставленную прямо в ваш почтовый ящик, посетите https://extension.msu.edu/newsletters. Чтобы связаться с экспертом в вашем регионе, посетите https://extension.msu.edu/experts или позвоните по телефону 888-MSUE4MI (888-678-3464).
Была ли эта статья полезной для вас?
Расстройства настроения
Настроение — это наши эмоции. Они влияют на нас каждый день. Иногда нам грустно, иногда мы счастливы. Мы можем даже быть грустными и счастливыми в один и тот же день. Но иногда настроение людей может «застрять» на грустном. Или настроение может сильно измениться или стать экстремальным. Когда это происходит, это влияет на нашу жизнь. И это может быть вызвано группой психических заболеваний, называемых расстройствами настроения.
Что это?
Расстройства настроения — это группа психических заболеваний, которые влияют на то, как вы себя чувствуете и думаете о себе, других людях и жизни в целом. Существует несколько различных типов расстройств настроения: депрессия, дистимическое расстройство и биполярное расстройство.
Депрессия вызывает у вас грусть или депрессию. Некоторые люди переживают депрессию как «оцепенение» или отсутствие чувств. Депрессия также может вызвать у вас чувство раздражительности, безнадежности и вины. Многие люди, живущие с депрессией, теряют интерес к вещам, которые раньше доставляли им удовольствие, или часто изолируют себя от семьи и друзей. Но депрессия может повлиять не только на ваше настроение: вам может быть трудно сосредоточиться или вспомнить. Вы можете спать или есть меньше, чем обычно, или больше, чем обычно. Вы также можете постоянно чувствовать усталость.
- Сезонное аффективное расстройство r (SAD) — это тип депрессии, зависящий от времени года. Это обычно поражает людей в зимние месяцы, когда меньше дневного света.
- Послеродовая депрессия — это тип депрессии, поражающий женщин после родов. Послеродовая депрессия, вероятно, вызвана различными биологическими изменениями, а также социальными и эмоциональными изменениями в жизни родителей.
Дистимическое расстройство (также называемая дистимией) похожа на депрессию. При дистимическом расстройстве симптомы депрессии выражены мягче, но длятся дольше.
Биполярное расстройство состоит из трех разных частей: депрессии, мании и нормальных ощущений. Депрессия при биполярном расстройстве похожа на депрессию при любом расстройстве настроения. Мания — вот что отличает биполярное расстройство. Некоторые люди переживают это как чувство очень счастливого, но другие чувствуют себя очень раздражительными или злыми во время эпизода мании. Общие симптомы мании включают в себя чувство очень сильной силы, отсутствие потребности во сне и скачкообразные мысли. Во время приступа мании многие люди также делают вещи, которые они обычно не делают, например, ходят по дорогим магазинам, которые они не могут себе позволить, занимаются рискованным сексом или употребляют алкоголь и другие вещества больше, чем обычно. Биполярное расстройство может выглядеть по-разному у каждого человека в зависимости от того, как долго длятся эпизоды мании и депрессии, насколько они серьезны, как быстро меняется настроение человека и как долго у него нормальное настроение между ними.
Расстройства настроения и психоз
Некоторые люди испытывают психоз во время эпизода тяжелой депрессии или мании. Психоз состоит из двух частей: бреда и галлюцинаций. Заблуждения — это сильные убеждения, которые не соответствуют действительности, например, убеждение, что вы обладаете особыми способностями. Галлюцинации — это то, что вы чувствуете, но это не реально.
Верх
На кого это влияет?
Расстройства настроения относятся к наиболее распространенным психическим заболеваниям. Фактически, примерно каждый седьмой канадец в какой-то момент своей жизни испытывает расстройство настроения. Они чаще поражают следующие группы людей:
- Женщины: У женщин чаще диагностируют депрессию, дистимическое расстройство и САР. Но биполярное расстройство, по-видимому, одинаково влияет на мужчин и женщин .
- Молодежь: Хотя аффективные расстройства могут возникнуть в любой момент жизни, многие люди начинают испытывать симптомы в подростковом и двадцатилетнем возрасте. Примерно у 3,5% детей и от 3% до 7% подростков диагностирована депрессия. У многих людей диагностируют биполярное расстройство в возрасте от 15 до 19 лет. .
- Члены семьи: Наличие близкого родственника с аффективным расстройством увеличивает риск его возникновения
- Люди, которые испытывают проблемы с употреблением психоактивных веществ: Некоторые вещества могут вызвать расстройство настроения, спровоцировать приступ мании или депрессии или усугубить расстройство настроения,
- Люди с другими проблемами со здоровьем и психическим здоровьем: Люди с хроническими проблемами со здоровьем, такими как рак, СПИД, болезни сердца или болезнь Альцгеймера, более склонны к депрессии. Люди, живущие с тревожным расстройством или расстройством пищевого поведения, также чаще страдают депрессией
Верх
Что я могу с этим поделать?
Расстройства настроения хорошо поддаются лечению. При правильном лечении около 80% людей вообще не ощущают никаких симптомов. Некоторые распространенные методы лечения, используемые отдельно или в комбинации:
Консультирование: Наиболее распространенными формами консультирования людей, живущих с расстройством настроения, являются когнитивно-поведенческая терапия и межличностная терапия:
- Когнитивно-поведенческая терапия или КПТ является наиболее распространенным методом терапии расстройств настроения. КПТ помогает понять взаимосвязь между вашим настроением, мыслями и поведением. Он также обучает таким навыкам, как решение проблем, которые могут помочь предотвратить повторение симптомов в будущем.
- Когда вы в депрессии, часто страдают ваши отношения с окружающими. Межличностная терапия может научить вас навыкам, позволяющим улучшить ваше взаимодействие с другими людьми.
Лекарства: Депрессию обычно лечат группой препаратов, называемых антидепрессантами, а биполярное расстройство обычно лечат группой препаратов, называемых стабилизаторами настроения. Вам также могут быть назначены другие лекарства от психоза или беспокойства.
Электросудорожная терапия: Электросудорожная терапия или ЭСТ может помочь людям, страдающим тяжелой депрессией или биполярным расстройством, особенно когда такие методы лечения, как консультирование и лекарства, не помогли. Лечение проводится в больнице и включает в себя пропускание электрического тока через мозг в течение нескольких секунд, пока вы находитесь под общей анестезией.
Светотерапия: Людям, страдающим САР, может помочь светотерапия. Светотерапия использует особый вид света, который намного ярче, чем освещение в помещении. Но это может быть хорошим вариантом не для всех, поэтому важно поговорить с врачом, прежде чем начинать светотерапию.
Самоконтроль : Есть некоторые вещи, которые вы можете делать самостоятельно, чтобы чувствовать себя лучше. Регулярные физические упражнения, правильное питание, достаточное количество сна и поддержание постоянного режима сна, управление стрессом, проведение времени с друзьями и семьей, духовность и контроль за употреблением алкоголя и других веществ могут помочь справиться с проблемами настроения.
Верх
Куда мне идти дальше?
В дополнение к разговору со своим семейным врачом ознакомьтесь с приведенными ниже ресурсами для получения дополнительной информации о расстройствах настроения:
Ассоциация расстройств настроения Британской Колумбии
Посетите сайт www. mdabc.net или позвоните по телефону 604-873-0103 (в Нижнем материке) или 1-855-282-7979 (в остальной части Британской Колумбии) для получения ресурсов и информации о настроении. расстройства. Вы также найдете дополнительную информацию о группах поддержки в провинции.
BC Partners for Mental Health and Addictions Information
Посетите сайт www.heretohelp.bc.ca, чтобы получить информационные листки и личные истории о (болезни). Вы также найдете дополнительную информацию, советы и тесты для самопроверки, которые помогут вам понять множество различных проблем с психическим здоровьем.
Отдел Британской Колумбии Канадской ассоциации психического здоровья
Посетите сайт www.staging.cmha-bc.flywheelsites.com или позвоните по телефону 1-800-555-8222 (звонок бесплатный в Британской Колумбии) или 604-688-3234 (в Большом Ванкувере). для получения информации и общественных ресурсов о психическом здоровье или любых психических заболеваниях.