Психологическая библиотека
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ Учебник
ЧАСТЬ III. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ Педагог в своей работе имеет дело не только с каждым учеником в отдельности, но и с различными группами, в которые входят учащиеся: класс, ученическая производственная бригада, семья, а иногда и уличная компания или кучка ребят, объединившихся вокруг какого-либо вожака внутри класса. В связи с этим учителю необходимо знать основные социально-психологические закономерности групп. Группа — это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например социальной принадлежности, наличия и характера, совместной деятельности, особенностей организации и т.д. Соответственно строится и классификация групп: группы малые и большие, которые в свою очередь подразделяются на реальные (контактные) и Большие группы могут быть реальными (контактными), образующими социальную общность, включающую значительное число людей, существующую в общем пространстве и времени. К подобного рода большим группам может быть отнесен трудовой коллектив предприятия или педагогический коллектив большой школы, где многие преподаватели могут и не находиться в непосредственной взаимосвязи друг с другом, но при этом подчиняться одним и тем же руководителям (директору, заведующему учебной частью), входить в одну профсоюзную организацию, придерживаться общих для всех правил внутреннего распорядка школьной жизни и т.п. Большие группы могут быть условными, выделяемыми и объединяемыми на основе некоторых признаков — половых, национальных, возрастных, имущественных и др.). Люди, которые оказываются включенными в большую условную группу, могут никогда не встречаться друг с другом, но в связи с тем признаком, на основе которого они были выделены в подобную группу, иметь общие социальные и психологические характеристики. Так, подростки могут быть объединены в одну большую условную группу вне зависимости от того, что они живут в разных городах и селах, возможно, говорят на различных языках, никогда не оказывались собранными в одном месте и т.д. Их общие социальные (учащиеся средней школы), возрастные (12-15-летний возраст), психологические (формирующееся чувство взрослости, отроческое самоутверждение и т.п.) характеристики являются в основных чертах идентичными. Изучение больших условных групп (в возрастной психологии, в социальной психологии и др.) позволяет в результате выделения общих их свойств вырабатывать научно обоснованную стратегию и тактику работы с ними. Зная общие закономерности развития личности подростков как условной (возрастной) группы, педагог целенаправленно и продуктивно осуществляет воспитательную работу в школе и во внешкольных учреждениях.Малые группы — это всегда контактные общности, связанные реальным взаимодействием входящих в них лиц и реальными взаимоотношениями между ними. Эти группы могут быть официальными (формальными), т.е. иметь юридически фиксированные права и обязанности, нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство. В условиях общественного разделения труда эти группы связаны социально заданной деятельностью. Выделяются также и неофициальные (чаще их называют неформальными) группы, не имеющие юридически фиксированного статуса, но характеризующиеся сложившейся системой межличностных отношений (дружбы, симпатии, взаимопонимания, доверия и т.д.). Они могут выступать как изолированные общности (например, несколько учащихся из разных школ и ПТУ, объединившихся на основе общности интереса к мотоспорту) и могут складываться и оказываться достаточно устойчивыми внутри официальных групп (дружеская компания в школьном классе). Наконец, официальная группа, сохраняя все свои характеристики, может обладать всеми качествами неформальной группы (тесными дружескими контактами, взаимной симпатией ее членов и т. д.). Таким образом, границы между официальными и неформальными группами условны и относительны. Важной задачей воспитательной работы учителя является формирование такого рода неформальных групп учащихся, существование которых укрепляло бы и обогащало функционирование тех официальных групп, в которые входят школьники.Общение и деятельность в любых группах (больших и малых) определяются и регулируются общественными отношениями задающими образ жизни входящих в эти группы людей, формирующими их ценности, идеалы, убеждения, мировоззрение. Важнейшей основой классификации групп является степень, или уровень их развития. Уровень группового развития — характеристика сформированности межличностных отношений, результат процесса формирования группы. Традиционно в психологии параметрами сформированности группы выступали время ее существования, число коммуникаций (количество обращений членов группы друг к другу в определенный промежуток времени), наличие сложившихся отношений власти и подчинения и др. В качестве основания для выявления уровня группового развития принимается деятельность группы, ее ценности и цели, от которых зависит характер межличностных отношений. Именно на этой основе строится психологическая типология групп, различающихся по уровню развития: группы высшего уровня социально-психологического развития (коллективы) [1], просоциальные ассоциации, диффузные группы, асоциальные ассоциации, корпорации. Высший уровень группового развития обнаруживается в деятельности и межличностных отношениях, присущих коллективам. 1 Необходимо специально оговорить, что термин «коллектив», используемый в данной типологии групповой иерархии ни в коем случае нельзя путать ни с понятием «социалистический коллектив» в недавно еще расхожих идеологических схемах, ни с понятиями «трудовой коллектив» и «коллектив детсадовцев», «педагогический коллектив» и даже «коллектив правонарушителей» и т-д., где он некорректно определяет любые без исключения формальные сообщества людей. В рассматриваемом случае, так же как и далее по тексту, понятие «коллектив» используется лишь в его собственно социально-психологическом значении, когда имеется в виду группа, межличностные отношения в которой опосредствованы задачами и целями совместной личностно-значимой для каждого члена сообщества общественно ценной деятельности.
|
68.Понятие группы в социальной психологии
Понятие группы в социальной психологии, ее основные характеристики. Классификация групп в социальной психологии.
Группа – ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого по определенным признакам: характеру Д., социальной или классовой принадлежности, структуре, композиции, уровню развития и пр.
В общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия «группа». С одной стороны, имеются в виду условные группы: произвольные объединения (группировка) людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа. С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (также в реальном процессе их жизнедеятельности), определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осознания могут быть весьма различными).
Весьма значимой характеристикой является эмоциональная структура группы — структура межличностных отношений, а также ее связь с функциональной структурой групповой деятельности. В социальной психологии соотношение этих двух структур часто рассматривается как соотношение «неформальных» и «формальных» отношений.
Другая часть понятийной схемы, которая используется в исследованиях групп, касается положения индивида в группе в качестве ее члена. Первым из понятий, употребляемых здесь, является понятие «статус» или «позиция», обозначающее место индивида в системе групповой жизни.
Вторая характеристика индивида в группе — это «роль». Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности.
Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система «групповых ожиданий». Этот термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими.
Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой «установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения».
В более узком смысле групповые нормы — это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна.
При этом необходим анализ санкций — механизмов, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Исследование санкций имеет смысл лишь при условии анализа конкретных групп, так как содержание санкций соотнесено с содержанием норм, а последние обусловлены свойствами группы.
Классификация групп. Прежде всего для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах.
Но среди этих реальных существуют такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях — реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы.
В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые «большие» и «малые» группы. Малые группы — обжитое поле социальной психологии.
Большие: неорганизованные, стихийно возникшие группы, сам термин «группа» по отношению к которым весьма условен), другие же — организованные, длительно существующие группы, — подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования.
Точно так же малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся.
типов групп в психологии объяснение
ВведениеТипы социальных групп относятся к классификации взаимодействий внутри социальных групп на основе многочисленных групповых динамик, которые составляют социальную организацию в социальных науках. С социологической точки зрения группы можно разделить на основе того, как и в какой степени их природа влияет на людей. Например, основная группа — это небольшая социальная группа с близкими, личными и длительными отношениями (например, семья, друзья детства). С другой стороны, вторичная группа — это та, в которой взаимодействие менее интимное, чем в первичной группе, и часто сосредоточено на общих интересах, деятельности и/или достижении цели вне отношений (например, коллеги, одноклассники).
Значение группы
Термин «группа» является аморфным и относится ко всему, от двух человек (подумайте о «групповом проекте» в школе, где вы работаете в паре с другим учеником) до клуба, регулярного собрания друзей или людей. которые работают вместе или имеют общие увлечения. В двух словах, эта фраза относится к любой группе, состоящей как минимум из двух человек, которые регулярно взаимодействуют друг с другом и имеют чувство принадлежности к группе. Конечно, любое собрание людей — это не всегда группа. Например, митинг — это, как правило, разовое мероприятие, а членство в политической партии не свидетельствует о взаимодействии с другими.
Характеристики группы
- Группа состоит из двух или более лиц, считающих себя ее частью. Они также считают себя отличными от остальной толпы.
- Члены группы имеют общие мотивы и цели. Члены группы либо работают над достижением определенной цели, либо устраняют риски, с которыми сталкивается группа.
- Члены группы зависят друг от друга, а это означает, что действия одного члена группы могут иметь разветвления.
- Разные члены группы отвечают за разные задачи и должны достигать разных целей группы. Короче говоря, разные члены группы играют разные роли. На участников иногда возлагаются обязанности, хотя они часто приобретают их со временем.
- Система норм или ролей регулирует взаимодействие членов группы. Нормы описывают ожидаемое поведение членов группы.
Типы групп
В основном три типа групп в психологии .
- Первичные и вторичные группы
- Формальные и неформальные группы
- Ингруппы и аутгруппы
Первичные и вторичные группы
Первые часто имеют организованную структуру, формальные правила и авторитетную фигуру, контролирующую правила, членов , а также проект или деятельность, в которой участвует группа, что является существенным отличием между вторичной и первичной группами. С другой стороны, первичные группы часто слабо организованы, а правила, скорее всего, имплицитны и передаются из поколения в поколение в процессе социализации.
Хотя очень важно понимать различия между первичными и вторичными группами и различные типы отношений, которые их отличают, не менее важно отметить, что они могут пересекаться. Например, человек может встретить кого-то из вторичной группы, который становится близким другом или романтическим партнером, который со временем становится супругом. Эти люди составляют часть ближайшего социального круга человека.
Формальные и неформальные группы
Когда группа формируется для достижения определенной организационной цели или работы, она называется формальной группой. Официальный орган делает это по определенной причине. Формальная группа, командная или функциональная, состоит из менеджеров и подчиненных, которые регулярно встречаются для обсуждения общих и конкретных идей по улучшению продуктов или услуг. Несмотря на то, что структура формальных групп может различаться, обычно они функционируют под руководством одного руководителя.
С другой стороны, неформальные группы формируются самими членами таких групп, а не формальные группы, которые формируются организациями для достижения конкретных целей. Они органично возникают в результате общих интересов членов организации. Они возникают естественным образом и имеют общие интересы, такие как самооборона, помощь в трудоустройстве и социальные контакты без какой-либо формальной классификации. Неформальные группы могут иметь свой собственный набор лидеров и последователей, а также свой собственный набор целей, социальных позиций и моделей работы. У них есть свои неписаные нормы и кодекс поведения, которые безоговорочно принимают все члены.
Ингруппа и аутгруппа
Другим типом группы является Ингруппа. Ингруппы — это группы, к которым человек принадлежит и испытывает чувство преданности. Аутгруппы — это те, к кому у него нет привязанности или привязанности и к которым он может испытывать ненависть, недоверие, враждебность, страх или даже ненависть. Страна, этническая принадлежность, религиозная секта или соседская группа считается ниже своей собственной и к ней относятся с предубеждением или ненавистью. СЭС, семья и региональные силы играют роль в возникновении и распространении предубеждений.
Заключение
Группы играют жизненно важную роль в нашей жизни. Группы, согласно эволюционной теории, важны для выживания человека. Группы отвечают различным социальным и психологическим требованиям, включая чувство принадлежности, способность уделять и получать внимание, любовь и власть. Они также предоставляют участникам значительные преимущества, в том числе повышенное самосознание, прогресс в достижении жизненно важных целей и самосовершенствование. Мы также подробно изучили типа групп .
Социальная группа — определение и типы
Определения: Социальная группа определяется как:
«Когда два или более человека объединяются и влияют друг на друга, их можно назвать социальной группой» — Уильям Огберн
«Социальная группа – это группа из двух или более лиц, находящихся в состоянии взаимодействия друг с другом». – Mayer Nimkoff
Значение: Социальная группа – это совокупность двух или более индивидуумов, находящихся в состоянии взаимодействия друг с другом. Состояние социального взаимодействия относится к взаимному влиянию, которое люди оказывают друг на друга посредством интерстимуляции и реакции. Это состояние социального взаимодействия или взаимовлияния является обязательной характеристикой социальной группы. Группа мальчиков, обсуждающих последний просмотренный фильм, является социальной группой, потому что посредством своего вербального взаимодействия они влияют друг на друга.
Примеры: Семья, проживающая в доме, группа сотрудников, работающих в одной организации, группа одноклассников, группа участников собрания и т. д.
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
Социальные группы бывают следующих типов:
На основании контакта (C.H. Cooley)
- Первичная группа
- Вторичная группа
На основании идентификационного номера (В. Г. Самнер)
- Внутригрупповой
- Вне группы
На основании правил и положений
- Формальная группа
- Неформальная группа
На основе структуры (Дуайт Сандерсон)
- Добровольная группа
- Непроизвольная группа
- Группа делегатов
На основании отношения к обществу (Джордж Хассен)
- Несоциальная группа
- Псевдосоциальная группа
- Антисоциальная группа
- Социальная группа
НА ОСНОВЕ КОНТАКТА
На основе контактов между участниками социальные группы делятся на два типа: 1) первичные и 2) вторичные группы.
Первичная группа
Понятие первичной группы дано Ч. Х. Кули. Первичные группы имеют следующие характеристики:
- Между ее членами существует личное общение.
- Члены часто взаимодействуют друг с другом.
- Отношения между участниками слишком личные, интимные и напряженные.
- У членов группы есть чувство «мы-чувства»..
- Члены обладают схожими атрибутами , такими как язык, интересы, культура, религия и т. д.
- Между участниками существует физическая близость.
- Эти группы меньше по размеру.
Примеры: Семья, Район, Местное братство, Близкие друзья и сверстники.
Первичные группы имеют большое значение в нашем обществе. Например, семья обеспечивает питание, кров и заботу о ребенке. Человек изучает свою культуру и развивает здоровую личность в этой первичной группе, чтобы стать продуктивным гражданином общества.
Вторичная группа
Концепция вторичной группы представлена Maciver. Второстепенные группы имеют следующие характеристики:
- Группа образована отношениями, вторичными по отношению к первичной группе.
- Сравнительно меньше общения лицом к лицу.
- Взаимодействие происходит сравнительно реже.
- Отношения между участниками безличные и второстепенные. Эти отношения относительно менее личные, менее интимные и менее интенсивные.
- Члены имеют определенные цели или интересы для достижения.
- Физическая близость между участниками меньше.
- Эти группы больше по размеру.
Примеры: Отношения продавец-покупатель, врач-пациент, адвокат-клиент, учитель-ученик, кандидат-избиратель. Эти типы отношений составляют вторичные группы.
НА ОСНОВЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ
В. Г. Самнер разделил социальные группы на два типа: 1) внутригрупповые и 2) внегрупповые.
Ин-группа
Группа, к которой мы непосредственно принадлежим, называется нашей ин-группой. Это может быть наша собственная семья, племя, секс, занятие, игры или группа по интересам. Например, если я играю в команде по крикету, моя команда по крикету является для меня своей группой. Религиозная группа — это группа для своих последователей. Географическое сообщество является группой для своих жителей. Термин «в группе» используется, когда человек хочет идентифицировать себя с группой или показать связь со своей группой, например, говоря: Мы американцы. Мы англичане. Мы христиане. Мы мусульмане. Мы студенты. Мы Доктора. Мы музыканты.
Члены мы-группы имеют чувство «мы-чувства» и принадлежности к своей группе.
Вне группы
Группа, к которой мы не принадлежим, называется чужой. Это может быть любая группа других (не наша), включая семью, племя, этническую принадлежность, пол, профессию или группу интересов. Например, если я изучаю психологию, студенты психологии являются для меня своей группой, но студенты любой другой дисциплины (кроме психологии) являются для меня внешней группой. Термин «вне группы» используется, чтобы отличить свою идентичность от идентичности других или сравнить свою идентичность с идентичностью других, например, говоря: Мы американцы (в группе), а они индийцы (вне группы). Мы мусульмане (в группе), а они христиане (вне группы). Мы врачи (в группе), а они инженеры (вне группы).
Существует ощущение «они-чувства» по отношению к чужой группе.
НА ОСНОВЕ ПРАВИЛ И ПОЛОЖЕНИЙ
Существуют два типа социальных групп на основе правил и положений: 1) формальные и 2) неформальные группы.
Формальная группа
Это группа с четко определенными правилами и положениями о присоединении к группе, пребывании в группе и выходе из нее. Те, кто выполняет эти правила и положения, могут присоединиться и участвовать в деятельности группы. Членство может быть аннулировано, если участник нарушает эти правила. Примеры включают организации, банки, больницы, учебные заведения, официальные ассоциации и фирмы и так далее.
Неофициальная группа
Это группа, в которой нет предписанных правил и положений о присоединении к группе, пребывании в группе и выходе из нее. Любой человек может присоединиться к группе, участвовать в ней и выйти из нее, когда захочет. Например, группа студентов сидит на детской площадке и сплетничает друг с другом. Обычно любой студент может прийти и присоединиться к нему, чтобы поделиться своими взглядами. Другие примеры включают в себя: Люди собрались, чтобы увидеть Джокера в общественном месте, неформальные клубы и ассоциации.
НА ОСНОВЕ СТРУКТУРЫ
Сандерсон разделил социальные группы на основе структуры на три типа: добровольные, недобровольные и группы делегатов
недобровольные группы
собственный выбор. Например, семья — это непроизвольная группа, потому что индивидуум не имеет контроля над своим рождением — родиться или не родиться в конкретной семье. Точно так же половая группа является непроизвольной группой, в которой мы рождаемся без нашего выбора, и мы не можем контролировать изменение нашей половой группы (например, с мужской на женскую или наоборот). Возрастная группа также является непроизвольной группой. Мы принадлежим к нашей возрастной группе, которая меняется вместе с нашим ростом, но она меняется точно так же для всех других людей в нашей возрастной группе, поэтому мы всегда остаемся членами этой возрастной группы. Более того, поскольку возраст меняется непроизвольно, и мы не можем контролировать изменение нашей возрастной группы.
Добровольная группа
Это группа, к которой человек может присоединиться или выйти из нее по своему собственному выбору. Например, вы можете присоединиться к людям, наблюдающим за игрой на детской площадке, вы можете стать студентом колледжа, вы можете присоединиться к организации и так далее. Иногда вам может потребоваться выполнить определенные критерии, чтобы присоединиться к добровольной группе, но вы все равно можете выполнить критерии для присоединения к ней. Это означает, что добровольное членство в группе не полностью выходит за пределы сферы деятельности человека.
Группа делегатов
Это группа, которая служит представителем большего числа людей. Члены либо избираются народом, либо назначаются на основе определенных критериев. Парламент представляет собой группу делегатов, поскольку он представляет желания и потребности общественности. Точно так же группа экспертов, направленная в другую страну для обсуждения вопроса от имени своей страны, является группой делегатов.
НА ОСНОВЕ ОТНОШЕНИЙ К ОБЩЕСТВУ
Джордж Хассен разделил социальные группы на основе их отношения к обществу на следующие четыре типа:
Асоциальная группа
Это группа, которая остается обособленной в обществе. Они не участвуют в жизни общества и остаются одинокими. Примерами являются интроверты, люди с проблемами адаптации или психологическими аномалиями, наркоманы, преступники, воры и убийцы.
Антисоциальные группы
Это группа, которая действует против интересов общества. Они могут разрушить общественную собственность и мир. Они намереваются сеять страх и агрессию, обычно преследуя свои цели.