Адаптация детей к условиям дошкольной образовательной организации: научный анализ проблемы
Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №3(8) Март, 2017
УДК 373.2
Дата публикации 20.03.2017
Ежкова Нина Сергеевна
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого, РФ, г.Тула
Киреева Юлия Константиновна
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого, РФ, г.Тула
Аннотация: В статье раскрываются научные подходы к понятию «адаптация», содержательно описываются особенности социально-психологической адаптации детей к условиям дошкольных организаций.
Ключевые слова: адаптация, дошкольники, дошкольная образовательная организация
Ezhkova Nina Sergeevna
Tula state pedagogical university named after L.N. Tolstoy», Russia, Tula
Kireeva Julija Konstantinovna
Tula state pedagogical university named after L. N. Tolstoy», Russia, Tula
Abstract: In the article scientific approaches to the concept of «adaptation» that is meaningful and describes the features of socio-psychological adaptation of children to conditions of preschool institutions.
Keywords: adaptation, preschoolers, preschool educational organization
Адаптация детей к условиям дошкольной образовательной организации являлась объектом исследования целого ряда наук: социологии, психологии, психофизиологии, дошкольной педагогики и др. Поступление ребенка – новый период, сопряженный с новыми, не всегда положительными переживаниями, которые сопровождаются изменениями поведенческих реакций ребенка, функционирования органов и систем и др. Адаптация является сложным процессом приспособления организма, который происходит на нескольких уровнях: физиологическом, психологическом и социальном.
Впервые термин «адаптация» был введен в XIX веке немецким физиологом Аубертом Г., поначалу употреблялся в рамках биологической науки и определял приспособления функций организма, его организмов и клеток к условиям среды. Позже термином «адаптация» стали обозначать процесс и результат приспособления индивида к условиям социальной среды. В педагогической энциклопедии дается следующее определение: адаптация (от лат. adapta-tio – приспособление, прилаживание), способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. В основе адаптации лежат реакции организма, направленные на сохранение постоянства его внутренней среды. Адаптация обеспечивает адекватное развитие, оптимальную работоспособность и максимальную продолжительность жизни организма в разнообразных условиях окружающей среды [8].
Согласно точке зрения А.В. Брушлинского, в результате процесса адаптации «достигается оптимизация функционирования всех систем организма и сбалансированность в системе «человек-среда». Механизмы, выработанные в процессе адаптации, обеспечивают возможность человека, существовать в постоянно меняющихся условия среды» [6, с. 3].
Анализ научной литературы позволяет выделить два подхода к адаптации человека: биологический и социальный. Первичные изучения проблемы функционирования живого организма как целостной системы, были представлены в трудах К.Бернара. В дальнейшем идея Бернара была поддержана У. Кэнноном (свойство гомеостаза) [7]. Понятие адаптация также основывается на трудах отечественных ученых, таких как П.К. Анохина, И.П. Павлова, И.М. Сеченова и др. Основные аспекты адаптации разработаны в трудах отечественных ученых Л.В Белкиной, Ф.Б. Березина, Л.И. Божовича, А.А. Бодалева, А.Н. Леонтьева и др., в зарубежных — Э. Брена, У. Джеймса, Ж.Пиаже, Г. Селье, Л. Филипса и др.
Существенный вклад в развитие концепции адаптации сделал Жан Пиаже. Его исследования показали, что адаптация обеспечивает баланс между воздействием организма на окружающую среду и обратного влияния окружающей среды. Ж.Пиаже впервые проанализировал отношения между человеком и социальной микросреды как гомеостатическое уравновешивание, перенося понятие гомеостаза организма на личность [4].
В работах отечественных ученых концепция адаптации находит свое дальнейшее развитие. Обращаясь к трудам Ж.Пиаже, А.Н. Леонтьев выражал свое несогласие против «безоговорочного, без надлежащего анализа» распространения понятия гомеостаза, в значении «приспособления», на онтогенетическое развитие человека. По мнению, А.Н. Леонтьева, в адаптации человека ведущей стороной выступает активность человека, которая имеет не приспособительный характер, адаптивный, а преобразующий, деятельный. Несомненно, человеческая адаптация к условиям существования принципиально отличается от адаптивного поведения животных, она имеет большую гибкость и изобретательность. Процесс адаптации человека находится под контролем сознания [5]. Проблемы биологической адаптации разработаны в исследовании Г. Селье, в так называемой «Теория общего адаптивного синдрома». Согласно этой теории процесс адаптации личности – это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование. Особенность ответа заключается в необходимости приспособительных реакций в соответствии с возникшими требованиями. Агентом неспецифических реакций, как указывает Г. Селье, является стресс, то есть состояние психического напряжения, возникающее в процессе деятельности в наиболее трудных, сложных условиях. В качестве условия возникновения общего адаптационного синдрома автор указывает наличие стресс-факторов, вызывающих сам стресс, и, как следствие, неспецифические приспособительные реакции человека. Согласно данной концепции общий адаптационный синдром имеет фазы. Первая фаза – это реакция тревоги, которая является собственно сигналом о каком-либо неблагоприятном воздействии, вызывая своеобразную мобилизацию всех резервов организма, необходимых для перестройки его деятельности в соответствии с новыми внешними требованиями. Вторая фаза – фаза сопротивления (резистентности) как закономерное следствие реакций тревоги, когда организм адаптировался к стрессовому воздействию и функционирует в относительно сбалансированном режиме за счет мобилизированных ресурсов в соответствии с предъявляемыми ему требованиями. И третья фаза – фаза истощения, которая вызывает нарушения функций систем организма и состояние дезадаптации [9].
При рассмотрении теоретических вопросов, связанных с психологией и педагогикой личностного развития, Д.И.Фельдштейн рассматривает адаптацию, как фазу личностного становления человека, который входит в относительно стабильную социальную общность. Развитие личности представляется как процесс вхождения в новую социальную среду, адаптацию и, наконец, интеграцию с ней.
Процесс адаптации детей раннего возраста к новым условиям стал предметом изучения отечественных ученых таких, как В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев, Е.О. Смирнова и др. Исследователи указывают на необратимое нарушение личного развития ребенка, когда он не имеет психологической готовности к переходу к новым социальным условиям. Выделяются три аспекта адаптация детей раннего возраста:
— медико-биологический аспект включает в себя адаптацию организма к изменяющимися условиям окружающей среды, такими как: температура, влажность, атмосферное давление и другие физические факторы. А так же изменениями в организме: болезнь, дисфункциональность любого органа. Процессы адаптации в целом направлены на поддержание функций гомеостаза;
— социальная адаптация подразделяется на два аспекта: социальный и педагогический. Социальная адаптация – это процесс приспособления ребенка к условиям макросоциальной среды, при этом есть конкретные факторы, к которым ему необходимо приспособиться: новая обстановка, присутствия взрослых, режим дня. Педагогическая адаптация представляется как явление, которое характеризует наибольшую приспособленность ребенка к обучению и воспитанию. Педагогическая адаптация означает, что ребенок находится в наиболее оптимальных условиях для социализации;
— психологический аспект в отношении ребенка раннего возраста условно разделяют на социально-психологическую и собственно-психологическую адаптацию. Социально-психологическая адаптация трактуется как приспособление ребенка к определенным социальным требованиям, нормам, условиям, принимая во внимание его личные, индивидуальные качества, особенности психики. Собственно-психологическая адаптация (общение, контакт) – это коммуникация человека с окружающими его людьми, его активная деятельность среди других людей [7].
В.Г. Крысько рассматривает социально-психологическую адаптацию, как процесс приобретения определенного статуса, овладение социально-психологическими ролевыми функциями. Статус представляется как положение личности в системе межличностных отношений, определяющих их права, обязанности и привилегии. В процессе социально-психологической адаптации личность стремиться достичь гармонии между внутренними и внешними условиями жизни.
Кузьмин Е.С., Семенов В.Е. определяют социально-психологическую адаптацию как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей отдельных лиц и группы. В процессе социально-психологической адаптации реализуются потребности, интересы и стремления личности, развивается ее индивидуальность, личность является частью новой социальной среды, она становиться полноправным членом общества. По мнению Ф.Б. Березина социально-психологическая адаптация- это адекватное взаимодействие с другими участниками деятельности, особенности микросоциального взаимодействия, достижение значимых целей. Также автор связывает с социально-психологической адаптацией, особенности социальных установок, представлений о социальных ролях и собственной личности, адекватное межличностное взаимодействие.
В ходе исследования, проведенными учеными разных стран были выделены фазы процесса социально-психологической адаптации:
- Острая фаза, которая сопровождается своего рода колебаниями в соматическом и психическом состоянии, что приводит к потере веса, частым заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, проблемам в речевом развитии. Длительность фазы в среднем один месяц.
Выделяют три степени тяжести прохождения острой фазы адаптации:
— Легкая адаптация. Поведение восстанавливается в течении 10-15 дней, ребенок согласно норме, набирает вес, поведение в коллективе адекватное, в течении первого месяца посещения ДОО болеет не чаще обычного. Далее по двадцатый день нормализуется сон. Настроение бодрое, отношения с семьей и взрослыми не нарушаются. Интерес к окружающим восстанавливается в течение двух недель. Речь затормаживается, но ребенок реагирует и следует указаниям взрослого. Невротические признаки реакции и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.
— Адаптация средней тяжести. Сдвиги нормализуются в течение месяца. Нарушения в состоянии, как правило, более выражены и продолжительны. Сон и аппетит восстанавливается более месяца, настроение неустойчивое. У ребенка проявляется эмоционально-возбужденное отношение к близким ему людям, которое выражается в плаче, крике при расставании и встрече. Речевая активность замедляется, либо речь не используется. Болезни до двух раз, за период, не превышающий десяти дней, без осложнений. Есть признаки невротических реакций: избирательность в общении со взрослыми и детьми, общаясь только при определенных обстоятельствах. Изменение вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, шелушение кожи (диатез) в течение 1,5-2 недель.
— Тяжелая адаптация. Продолжительность от двух до шести месяцев. Ребенок плохо спит, сон короткий, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижается, может возникнуть отказ от еды, функциональное нарушение стула. Настроение безразлично, ребенок много плачет и в течение длительного времени, поведенческие реакции нормализуются на 60-й день пребывания в ДОО. Отношение к близким эмоционально-возбужденное. Речь не использует или есть задержка речевого развития в период 2-3 недели.
2. Подострая фаза. Характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть, сдвиги уменьшаются и фиксируются по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средней возрастной нормой длиться 3-5 месяцев.
3. Фаза компенсации — характеризуется ускорением темпа развития, и дети к концу года могут преодолеть указанную выше задержку развития [2].
Посещение ДОО – новый период в жизни ребенка, первый опыт коллективного общения. Одним из условий для эффективного прохождения процесса социально-психологической адаптации, выступают факторы развития. К основным факторам развития человека, по мнению И. Шванцара, можно отнести:
— наследственность как совокупность заданных характеристик;
— среда как совокупность объектов и предметов социального окружения ребенка;
— воспитание как организованное, выстроенное взаимодействие педагога, ребенка, родителей [1].
Итак, социально-психологическая адаптация – это процесс приспособление ребенка к определенным социальным требованиям и нормам, условиям дошкольной образовательной организации, в ходе, которого необходимо принимать во внимание его личные, индивидуальные качества, особенности психики, учитывать состояние здоровья. Таким образом, вопрос социально-психологической адаптации детей раннего возраста к ДОО представляет важную область научных изысканий, разрабатываемый представителями различных направлений психологии и педагогики. Период адаптации к дошкольной образовательной организации – сложный и активный процесс, проходящий у каждого ребенка по-разному. Его успех обусловлен рядом объективных и субъективных факторов, таких как возраст ребенка, состояние здоровья, уровень развития, умение общаться со сверстниками и взрослыми, сформированность предметной и игровой деятельности. Трудности, возникающие у детей раннего возраста в процессе социально-психологической адаптации, могут привести к нарушению его физического и психического развития, повлиять на дальнейшее благополучное пребывание в дошкольной образовательной организации и в семье. Для успешной социально- психологической адаптации детей раннего возраста необходимо знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Список литературы
1. Жадинец, М. Ребенок идет в детский сад. // Дошкольное воспитание. — 1990. — №9. – С. 21-29.
2. Костина, В.П. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста. // Дошкольное воспитание, 2006. — №. — С. 34-37.
3. Морозова, Е.И. Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего (преддошкольного) возраста. // Ж-л Альманах института коррекционной педагогики РАО. — № 4. — 2008. С. 17-26.
4. Пахоменкова, Е. А. Психолого-педагогическая коррекция адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. //Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 201–205. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95084.htm.
5. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. — М.: Владос, 2010. — 176 с.
6. Поршнева Ю.В. Проблема адаптации в разрезе фундаментальных наук // Адаптация к ДОУ: ее сущность и закономерности. Обучение и воспитание: методики и практика. – 2015. — № 20. – С. 1-6.
7. Тонкова-Ямпольская, Р.В. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях. /Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой и др. – М., 1980.- 232 с.
8. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: т.1 (А-Л) / под ред. В. Г. Панова. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 790 с.
9. Селье Г. Стресс жизни. / Психология экстремальных ситуаций. Хрестоматия// Под. ред. Сельчёнок К., Тарас А. — М., АСТ: Харвест, 2001. – 480 с.
← Предыдущая статьяСюжетно-ролевые игры дошкольников: взгляд на проблему руководства
Следующая статья →Профилактика стресса и самосовершенствование через медитацию
Расскажите о нас своим друзьям:Психологическая адаптация подростков в социальной среде
X ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ
СЕКЦИЯ “Психология ”
«Психологическая адаптация подростков в социальной среде»
Научную работу
выполнила ученица
ГБОУ ООШ №4
8 « Б » класса
Крузина Дарья
Руководитель
Козлова Екатерина
Александровна
учитель истории и
обществознания
г. Новокуйбышевск
2014 год
1.Содержание..…………………………………………………………….стр.2
2.Введение……………………………………………………………………стр.3
3.Актуальность темы…………………………………………………..стр.4
4. Основная тема…………………………………………………………стр. 5
ВВЕДЕНИЕ.
Социальная адаптация личности является актуальной проблемой на протяжении всего развития общества, так как человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов и ко многим из них ему нужно и придется приспосабливаться. При этом он взаимодействует как с отдельными представителями общества, так и с группами людей. И для того, чтобы это взаимодействие было успешным, человек должен знать и учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе, выполнять определённые существующие правила, находить эффективные варианты поведения.
Уметь приспосабливаться к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста. Возрастные особенности подростка часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Кроме того, адаптироваться ему необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками и старшими школьниками, нормы и ценности которого достаточно изменчивы. Многие подростки нуждаются в помощи при адаптации не только к новому социальному окружению, но и к прежнему окружению, которое представлено набором других социальных ролей.
Каждому этапу человеческой жизни присущи свои, определенные черты. Человек растет, взрослеет, совершенствуется его психология и физиология. Любой период жизни человека важен, но возраст между 12 и 15 годами признается наиболее трудным в становлении личности. У физиологов существует такое понятие, как адаптация. Оно характеризует способность организма приспосабливаться к внешним и внутренним воздействиям. Адаптация-это свойство всех живых организмов, присуще оно и человеку. Позже этот термин стал использоваться более широко. В психологии появилось определение социально-психологической адаптации. У подростков социальная адаптация играет важную роль в формировании
характера и воспитании личности.
Глава 1. Многие философы указывали на то, что социальная адаптация может быть гармоничной или искаженной в зависимости от качеств личности и условий жизнедеятельности человека.
Основные характеристики социальной адаптации мы находим еще у Платона, Аристотеля, Гегеля, Фейербаха. Занимали они и философов более позднего времени – Ф. Ницше, У. Джеймса, Т. Парсонса и др.
Одним из первых, кто стал изучать проблему функционирования живого организма как целостной системы, был французский физиолог К. Бернар.
Начиная с работ К. Бернара, адаптация рассматривается как совокупность динамичных образований, как соотношение между неравновесными системами.
Все частные стремления по отношению к общей внутренней предустановленной цели оцениваются как адаптивные и неадаптивные. Понятия «адаптивность — неадаптивность» раскрываются как тенденции функционирования целеустремленной системы и определяются соответствием — несоответствием между ее целями и достигнутыми результатами.
Адаптивность выражается в согласовании цели и результатов усилий по ее достижению.
Неадаптивность состоит в том, что между целью и результатом активности индивида складываются противоположные отношения: намерение не совпадает с деянием, замысел с выполнением, побуждение к действию — с его итогами. Идея несовпадения цели и результата является определяющей характеристикой неадаптивности.
4
Глава 2.
Я в ходе данной исследовательской работы проводила несколько анкет на установление школьной адаптации учащихся. В данном исследовании принимали участие, в качестве испытуемых 45 подростков 13-14 лет учащиеся 7-х классов. Это ученики двух параллельных классов. Среди которых 19 мальчиков и 26 девочек. В большинстве, за исключением трех, обучались с первого класса вместе. Большинство из них живут в одном районе и часто общаются между собой и вне школы. Практически все подростки из полных и благополучных семей, родители уделяют детям достаточно внимания и принимают участие в их воспитании.
По данным анкетирования было выявлено, что из 19 мальчиков имеют высокую школьную адаптацию всего 6 мальчиков, у 9 отношение к себе как к школьнику практически сформировано (средняя норма адаптации) иу 3 положительное отношение к школе, но отношение к себе как к школьнику не сформировано (низкий уровень адаптации). И у 1 негативное отношение к школе (школьная дезадаптация).
У девушек из 26 испытуемых 18 имеют высокую школьную и учебную адаптацию, у 6 средняя норма адаптации и всего у двоих положительное отношение к школе, но отношение к себе как к школьнику не сформировано (низкий уровень адаптации).
Из данных исследований мы можем сделать выводы: во-первых, формирование себя как личности, формирование отношения к себе как к школьнику лучше прослеживается у девочек, потому что у большинства анкетируемых девушек выявлена высокая школьная адаптация.
В-вторых,
Каждый год детства подростничества и юности – это не только новый шаг в психическом развитии, становлении личности, формировании психических функций и интеллектуальных возможностей, но это еще и ступень социального становления, расширения и качественного изменения социально-психологических возможностей человека. Социально-психологическое развитие — это процесс усвоения человеком доступного ему на данный момент социального опыта; творческая переработка последнего в личный опыт, во внутренние социальные ценности и установки. Находясь в некоторой среде-семье, образовательном учреждении, компании сверстников – ребенок как бы «заглатывает» те нормы, ценности, устои, которые преобладают, главенствуют, а затем он постепенно перерабатывает их в свой личный опыт и жизненные цели. Но всё очень непросто. Процессы «поглощения» и переработки социального опыта разнесены во времени. Есть целые этапы жизни, когда ребенок руководствуется в основном усвоенным, но не переработанным опытом, то есть живет чужим умом. В другие периоды жизни идет бурный процесс переработки, осмысления опыта: в это время главное — не жить как все, быть непохожим на других. Сложная спираль социально-психологического развития должна привести к социальной зрелости личности – состоянию типического и индивидуального в человеке. Но случается это не быстро и не всегда, потому что подросток не всегда хорошо адаптирован в своей социальной среде и в некоторых случаях это мешает ему в становлении личности.
6
В связи с широкой трактовкой понятия «адаптация» различают несколько ее видов: физиологическую, психофизиологическую, психическую, социальную. Применительно к процессу социальной реабилитации наибольший интерес представляют психическая, социально-психологическая и социальная адаптации.
Психическая адаптация выражается в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среде.
Социально-психологическая адаптация — это оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и традиций групп, вхождение в их ролевую структуру.
Социальная адаптация — это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды.
Названные типы адаптации, хотя и имеют свои специфические особенности, проявляются как единое целое, в едином процессе приспособления ребенка к новым ситуациям жизни.
Этапы социально-психологического развития жестко к возрасту не привязаны. Хотя есть несомненная связь между социальной зрелостью и уровнем развития интеллекта. Каждый год детства, подростничества и юности — это не только новый шаг в психическом развитии, становлении личности, формировании психических функций и интеллектуальных возможностей, но это еще и ступень социального становления, расширения и качественного изменения социально-психологических возможностей человека. Социально-психологическое развитие — это процесс усвоения человеком доступного ему на данный момент социального опыта; творческая переработка последнего в личный опыт, во внутренние социальные ценности и установки.
Подростковый возраст, возносящий ребенка наивысшую, из доступных ему, ступень интеллектуального развития, наиболее богат и драматичен с точки зрения социально-психологического развития. Но и задолго до него ребенок вступает в активное взаимодействие с миром ценностей и норм.
Процесс социальной адаптации подростка проходит в определенных условиях. Главные из них – семья, школа, компания сверстников, занятия в различных спортивных секциях и кружках. Находясь в некоторой среде — семье, образовательном учреждении, компании сверстников — ребенок как бы «заглатывает» те нормы, ценности, устои, которые преобладают, главенствуют, а затем он постепенно перерабатывает их в свой личный опыт и жизненные цели. Но все очень непросто. Процессы «поглощения» и переработки социального опыта разнесены во времени. Есть целые этапы жизни, когда ребенок руководствуется в основном усвоенным, но не переработанным опытом, то есть живет чужим умом. В другие периоды жизни идет бурный процесс переработки, осмысления опыта: в это время.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одна из самых серьезных проблем адаптации
среднего школьного возраста несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведением, с другой.
8
Заключение.
В данной работе мной была изучена социальная адаптация подростков.
Данная работа направлена на решение весьма актуальной практической проблемы, социальной по своей значимости и масштабам и психологической по содержанию, — проблемы социальной адаптации подростков и старшеклассников.
Также мы выяснили, на какие группы делится социальная адаптации – это физиологическая, психофизиологическая, психическая и социальная, с последней мы познакомились более углубленно.
В данной работе я постаралась открыть все трудностиадаптации подростков в социальной среде, потому что подростковый возраст самый трудный, насыщенный разнообразными изменениями человека, как и внешне, так ивнутренне возраст.
Человек – существо социальное. С первых дней своей жизни онокружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится частью его личности.
Понятие «адаптация» (от латинского слова adapto — приспособляю) — это приспособление организма к внешним условиям. В современной социальной психологии данное понятие трактуется широко.
Социальная адаптация в широком смысле слова означает соответствие, согласие, согласованность человека с окружающим миром. Социально-адаптированный человек в состояниивыполнять необходимые социальные роли и функции, он имеетустойчивые связи с окружающими, у него есть навыкиобщественного сосуществования в данной среде.
9
Список литературы.
1. Александровская, Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э.М.Александровская // Школа и психическое здоровье учащихся. – М., 1988.
2. Безруких, М.М. Ребёнок идёт в школу / М.М.Безруких, С.П.Ефимова. – М., 2000.
3. Баевский, Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риска заболеваний / Р.М.Баевский. – М., 1997.
4. Браслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г. М. Браслав. – М., 1990.
5. Венгер, Л.А. Готов ли Ваш ребёнок к школе? / Л.А.Венгер, Л.А.Венгер. – М., 1994.
6. Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья / В.В.Ветрова. – М., 2000
7. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М., 1997.
8. Диагностика школьнойдезадаптации / под ред. С.А.Беличевой и др. – М., 1993.
9. Захаров, А.И. Как преодолеть отклонения в поведении ребёнка / А.И.Захаров. – М., 1989.
10. Клюева, Н.В. Учим детей общению / Н.В.Клюева. – Ярославль, 1997.
11. Маркова, А.К. Формирование мотивов учения / А.К.Маркова, Г.А.Матис. – М., 1990.
10
Приложения.
Анкета № 1.
Здравствуйте! Мы просим Вас принять участие в социологическом опросе, результаты которого будут использованы в учебной исследовательской работе.
1. Чем, по-вашему, является молодёжная культура? Сформулируйте свою точку зрения.
2. Что из жанров культуры более всего востребовано молодёжью (возможно несколько вариантов ответа):
А) эстрадные песни
Б) комиксы
В) журналы
Г) граффити
Д) классическая музыка
Е) театральные постановки
Ж) современные фильмы (фантастика, блокбастеры)
3. Согласны ли вы с тем, что молодёжная культура отличается от культуры российского общества в целом:
А) да, полностью
Б) да, частично
В) нет
Г) затрудняюсь ответить
- Считаете ли вы, что молодёжная культура не отличается высоким уровнем?
А) да
Б) нет
В) затрудняюсь ответить
5. Назовите произведения молодёжной культуры, достойные называться классическими
- Что, по-вашему, отличает молодёжную культуру, какие её черты вы можете выделить?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Являетесь ли вы потребителями молодёжной культуры:
А) да
Б) нет
В) иногда
8. Как,по-вашему, государство относится к молодёжной культуре:
А) поддерживает
Б) устраивает на неё гонения
В) не замечает, относится равнодушно
Ваш возраст: _______
Пол:
А) мужской
Б) женский
Спасибо за участие!
Анкета № 2.
Здравствуйте! Мы просим Вас принять участие в социологическом опросе, результаты которого будут использованы в учебной исследовательской работе.
Анкета для определения школьной адаптации.
1. | Тебе нравится в школе? | да; |
2. | Утром ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома? | иду с радостью; |
3. | Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошёл бы или остался дома? | пошёл бы в школу; |
4. | Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки? | не нравится; |
5. | Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий? | не хотел бы; |
6. | Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? | нет; |
7. | Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям? | часто; |
8. | Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель? | мне нравится наш учитель; |
9. | У тебя в классе много друзей? | много; |
10. | Тебе нравятся твои одноклассники? | нравятся; |
Анализ результатов. За каждый первый ответ – 3 балла, за промежуточный – 1 балл, последний – 0 баллов.
Максимальная оценка – 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная адаптация.
25 – 30 баллов: сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная адаптация.
20 – 24 балла: отношение к себе как к школьнику практически сформировано (средняя норма адаптация).
15 – 19 баллов: положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя адаптация).
10 – 14 баллов: отношение к себе как к школьнику не сформировано (низкий уровень адаптации).
Ниже 10 баллов: негативное отношение к школе (школьнаядезадаптация).
Анкета № 3
Здравствуйте! Мы просим Вас принять участие в социологическом опросе, результаты которого будут использованы в учебной исследовательской работе.
Анкета «Моя семья»
1.У вас полня или неполная семья?
а) Полная
б) Неполная
в) Сирота (дет. Дом)
2.Как вы оцениваете отношение родителей к вам?
а) Хорошее (доброта, забота, понимание)
б) Плохое (негативное, не понимание)
в) Очень плохое (Жестокость, агрессия)
г) Другое (напиши)_________________________________________
3. Что вы обычно делаете, если произошел конфликт с родителями или вы столкнулись с их непониманием?
а) Плачешь, прячась в укромный угол.
б) Будете отстаивать свою точку зрения.
в) Будете жаловаться кому-либо, ища решения проблемы.
4.Чем вы занимаетесь во внеурочное время? (Может быть несколько вариантов ответов)
а) Секции, кружки
б) Компьютер (игры, соц. сети)
в) Компьютер (учебные цели)
г) Ничем
д) Другое (напиши)______________________________________________
5.Сколько друзей вы имеете в своем классе?
а) 1
б) 2
в) 4
г)5 и более
словосочетание психологической адаптации | значение и примеры использования
Эти слова часто используются вместе. Нажмите на ссылки ниже, чтобы изучить значения. Или посмотрите другие словосочетания с адаптацией.
Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Также важно отметить, что психологическая адаптация в среднем возрасте может быть еще более ограничена социально-экономическим неблагополучием.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Роль процессов социального сравнения в психологической адаптации пожилых людей.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Насколько важны дифференцированные формы неуверенности для понимания психологический адаптация ?
Из Кембриджского корпуса английского языка
В клинической литературе функцию сновидения связывают с решением проблем и психологической адаптацией , но прямые эмпирические данные, касающиеся таких функций, остаются скудными.
Из Кембриджского корпуса английского языка
В более общем плане, в современных государствах всеобщего благосостояния доступность финансовых ресурсов продолжает влиять на благополучие в среднем возрасте и не может быть полностью преодолена субъективными оценками и психологическими
процессами адаптации .Из Кембриджского корпуса английского языка
Другим важным выводом, подкрепляемым данными по психологической адаптации , является то, что психические процессы не способны полностью преодолеть прошлые и настоящие экстремальные жизненные обстоятельства пожилых людей.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Примером факультативной психологической адаптации может быть взрослый стиль привязанности.
FromWikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
С 1920-х по 1960-е годы предпринимались попытки провести различие между зависимостью; и привыкание, менее тяжелая форма психологический адаптация .
FromWikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
В этой теории люди будут реагировать на угрозу, используя непрямую психологическую адаптацию утверждения альтернативных собственных ресурсов, не связанных с провоцирующей угрозой.
ОтВикипедия
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Например, способность малышей выучить язык практически без обучения, вероятно, является психологической адаптацией .
FromWikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Одним из способов изучения психологической адаптации является явление диссоциации.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Мы прямо не обсуждали этот вопрос, но ясно, что такие исследования полезны, а в некоторых случаях необходимы для понимания психологической адаптации.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Логика еще больше усложняется использованием архитектурных и (упрощенных) анатомических метафор для сложных физиологических и психологических адаптаций, а также отсутствием вероятностного мышления.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Утверждение о том, что у людей есть большое количество психологических адаптаций со специальными конструктивными особенностями для чего-то вроде современного образа жизни охотников-собирателей, трудно согласовать с этими цифрами.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Мультифинальность также приводит к личностно-ориентированному подходу к исследованиям, объясняя, как схожий опыт жестокого обращения у разных людей может развиться в совершенно разные поведенческие, эмоциональные или психологические адаптации.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Психологи-эволюционисты говорят, что у людей есть психологические адаптации, которые развились специально для того, чтобы помочь нам идентифицировать невозвратников, которых обычно называют мошенниками.
FromWikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Психологи-эволюционисты утверждают, что человеческое поведение во многом является результатом психологических адаптаций, которые развились для решения повторяющихся проблем в среде предков человека.
FromWikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Характеристики, которые, как было показано, являются межкультурными человеческими универсалиями, такие как улыбка, плач, выражение лица, считаются развившимися психологическими адаптациями.
FromWikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Развитые психологические адаптации (такие как способность изучать язык) взаимодействуют с культурными факторами, вызывая определенное поведение (например, выученный язык).
FromWikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете.
Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.Результаты исследований счастья со всего мира
Резюме: Некоторые бедняки сообщают, что они счастливы, в то время как другие, очень богатые, сообщают, что они несчастны. Есть много возможных объяснений этого парадокса; Кэрол Грэм уделяет особое внимание роли адаптации. Адаптация является предметом многих исследований в области экономики, но ее определение носит психологический характер. Адаптации — это защитные механизмы; есть плохие, такие как паранойя, и здоровые, такие как юмор, ожидание и сублимация. Теория заданных значений, которая является предметом многочисленных дискуссий в психологии, утверждает, что люди могут приспособиться ко всему, например, к плохому здоровью, разводу и крайней бедности, и вернуться к естественному уровню бодрости. Исследования Грэма по всему миру показывают, что люди замечательно адаптируются. Респонденты в Афганистане счастливы так же, как латиноамериканцы, и на 20 процентов чаще улыбаются в течение дня, чем кубинцы.
ВВЕДЕНИЕ:
Когда я продаю спиртное, это называется бутлегерством; когда мои покровители подают его на Лейк-Шор-драйв, это называется гостеприимством. (Аль Капоне)
В последние несколько лет появилось много литературы по экономике счастья. В то время как понимание и стремление к счастью были темой для философов и психологов на протяжении десятилетий, для экономистов это новая тема. Ранние экономисты и философы, от Аристотеля до Бентама, Милля и Смита, включали стремление к счастью в свою работу. Однако по мере того, как экономическая наука становилась все более строгой и количественной, укоренялись более скупые определения благосостояния.
Считалось, что полезность зависит только от дохода, опосредованного индивидуальным выбором или предпочтениями в рамках денежного бюджета рационального человека (выявленные предпочтения). Большинство экономистов избегали данных опросов (выраженных предпочтений), полагая, что нет никаких последствий для того, что говорят люди, в отличие от конкретных компромиссов, возникающих в результате выбора потребления. Этот акцент на выявленных предпочтениях стал мощным инструментом для ответа на многие вопросы экономики. Тем не менее, это не делает хорошую работу по объяснению ряда вопросов. К ним относятся последствия для благосостояния институциональных механизмов, которые люди не в силах изменить; выбор, сделанный в соответствии с восприятием справедливости или другими принципами; ситуации, когда люди ограничены в своих возможностях делать выбор; и, казалось бы, нерациональное поведение, которое объясняется нормами, зависимостью и самоконтролем. Опросы счастья дают нам новую метрику. Традиционные подходы также плохо объясняют, почему одни люди с очень небольшой способностью к потреблению очень счастливы, а другие с очень большой способностью несчастны.В этой статье я сосредоточусь на последнем вопросе и опираюсь на результаты исследований счастья по всему миру, в очень бедных и в очень богатых странах, которые я провел (Graham 2009). Это отличается от моего более раннего исследования (Graham 2005) о том, как использование новых показателей для оценки благополучия людей может (или не может) способствовать нашему пониманию вопросов развития; и в этом отличается вниманием к роли адаптации. Адаптация может пролить свет на конкретные результаты развития, такие как общества, застрявшие в плохом равновесии, с высоким уровнем бедности, коррупции и других негативных явлений, когда большинство граждан сообщают об относительно высоком уровне счастья. Я привожу примеры из стран и регионов по всему миру — гораздо более широкое представительство развивающихся стран, чем в предыдущем исследовании — и из ряда областей, включая макроэкономический рост, демократию, преступность, коррупцию и здравоохранение.
Хотя адаптация является предметом многих экономических исследований, ее корни лежат в психологическом определении. Адаптация, по определению Анны Фрейд, представляет собой бессознательные мысли и поведение, которые либо формируют, либо искажают реальность человека. Более простое определение состоит в том, что они являются защитными механизмами. Есть нездоровые, такие как паранойя и мания величия, которые делают реальность терпимой для людей, наслаждающихся ими, и есть невротические защиты, используемые «нормальными» людьми, такие как диссоциация и провалы в памяти. «Здоровые» или зрелые адаптации включают альтруизм, юмор, предвкушение и сублимацию (Wolf Shenk 2009).).
Люди могут приспособиться практически ко всему: плохому здоровью, разводу, бедности, безработице, высокому уровню преступности и коррупции. Действительно, некоторые психологи считают, что люди могут приспособиться практически к любому негативному событию и вернуться к своему естественному уровню бодрости. Адаптация, казалось бы, очень хорошая штука — защитный механизм человека.
Мои исследования счастья по всему миру показывают, что человеческая раса чрезвычайно адаптируется. Люди в Афганистане, например, так же счастливы, как латиноамериканцы, и на 20 процентов чаще улыбаются в течение дня, чем кубинцы. Бедные в Африке полны надежд больше, чем богатые, а бедные в бедных странах Латинской Америки оценивают свое здоровье лучше, чем бедные в богатых странах Латинской Америки. Кенийцы более удовлетворены своей системой здравоохранения, чем американцы, а жертвы преступлений в охваченных преступностью городах по всему миру менее довольны тем, что являются жертвами преступлений, чем жертвы преступлений в гораздо более безопасных местах. Что мы можем сделать из этого?
В этой статье я утверждаю, что способность адаптироваться действительно полезна с точки зрения индивидуального счастья и психологической точки зрения. Но тот же самый человеческий защитный механизм может пролить свет на то, как некоторые общества застревают в плохом равновесии — таком как высокий уровень коррупции, плохое управление или плохое здоровье — в течение длительных периодов времени, в то время как гораздо более процветающие продолжают переходить от хорошего к другому.