11.5. Эволюционная психология. Поведение: эволюционный подход
11.5. Эволюционная психология
Эволюционная психология – это единственное направление в психологии, в котором адекватно отражены достижения генетики и эволюционной биологии. Сильной ее стороной является междисциплинарный подход. Анализ взаимодействия биологического и культурного факторов в поведении человека позволил по-новому посмотреть на природу человека, на его историю и социальную организацию.
Основателями эволюционной психологии являются американские ученые Д. Туби и Л. Космидес. Они внесли важный вклад в понимание эволюционных механизмов возникновения культуры и показали, что культура имеет филогенетические истоки (Barkow J. [et al.], 1992). Наши инстинкты влияют на развитие культуры и общества значительно больше, чем культура влияет на формирование нашего поведения. Возникновение и эволюция культуры во многом определялись нашими генами. Именно генетические факторы определяют диапазон и направленность научения, лежащего в основе культурной преемственности.
Эволюционная психология оперирует многочисленными примерами филогенетических корней человеческого поведения, расширив наши представления, полученные в исследованиях по этологии человека.
Люди, подобно другим приматам, в своей социальной организации всегда формируют иерархии. Они пронизывают все человеческое общество, причем часто в нем сосуществуют как официальные, так и неофициальные иерархии. Модель иерархических отношений социальной организации обезьян во многих аспектах демонстрирует сходство с наблюдаемыми отношениями у человека, что служит весомым аргументом в пользу ее биологической детерминации (Гудолл Дж., 1992).
«Всеобщая» любовь к лидеру-диктатору соединяет в себе филогенетические и культурные истоки. Она происходит от постоянного страха перед ним, но поскольку длительный страх – это психологически труднопереносимое состояние, оно преобразуется в любовь.
Даже такое понятие, как «харизма», помимо культурных факторов, обусловлено биологическими составляющими в русле невербальной коммуникации. Ее ключевые сигналы универсальны для людей и высших приматов.Обоснованность врожденности эмоций у человека наглядно подтверждается кросс-культурным анализом или сопоставлением одинаковых представлений в разных культурах. У всех людей эмоциональные выражения оказались весьма схожи.
Одно из центральных мест в эволюционной психологии занимает исследование полового поведения человека и роли полового отбора.
Еще Ч. Дарвин писал: «Что касается меня, то я считаю, что из всех причин, которые привели к различиям во внешних признаках между расами человека и между человеком и животными, половой отбор был наиболее эффективным
Согласно теории родительского вклада Р. Триверса, половой отбор у человека проходил по стратегии выбора самками полового партнера (Trivers R., 1985). Английский генетик Р. Фишер (1890–1962) назвал такой половой отбор неконтролируемым. При этом образуется положительная обратная связь между предпочтением самками определенных черт у самцов и развитием у них этих черт (Fisher R., 1930).
Американский психолог Дж. Миллер (р. 1920) считает, что неконтролируемый половой отбор – основа невероятной скорости развития мозга человека в процессе эволюции (Miller G., 1998). Он объясняет ее результатом выбора самкой полового партнера по критерию умственной «одаренности». Уникальность такого отбора у человека заключалась в необходимости когнитивного развития обоих полов, почему не наблюдается одностороннего превосходства мужского пола в уровне интеллекта.
Обширный материал, касающийся полового поведения человека, проанализировал Д. Басс – другой американский ученый, стоящий у истоков эволюционной психологии (Buss D., 1998). Помимо отбора по критерию когнитивных способностей, он отметил отбор по предрасположенности к долговременным связям (Buss D., 1994). Этот отбор столкнулся в эволюции человека с традиционной стратегией самцов на кратковременные связи, но необходимость длительной заботы о потомстве способствовала сильному селективному давлению в пользу долговременности. Хотя стратегия долговременных связей в значительно большей степени выражена у женщин, чем у мужчин, оба пола в той или иной мере могут использовать обе стратегии.
Находит поддержку в эволюционной психологии и рассмотренная выше версия о взаимосвязи полового отбора и агрессивности человека. Агрессивность становилась все более ценным адаптивным качеством, поскольку межгрупповой конфликт все чаще входил в жизнь наших предков. Более того, он становился важным фактором энцефализации (увеличения размеров головного мозга), так как способствовал многим навыкам (речь, творческое планирование, скорость принятия решений, кооперация, сотрудничество), необходимым для выживания группы (Палмер Дж., Палмер Л., 2003).
Косвенно вклад полового отбора в рост агрессивности наших предков подтверждает теория американского эволюциониста Дж. Даймонда (р. 1937), разработанная в конце 1980-х гг. Она являлась, по сути дела, приложением «принципа гандикапа» (т. е. предпочтение самками броских нефункциональных черт у самцов) к человеку. Теория Даймонда показывает неслучайность многих наших действий, их глубинную биологическую причину (Diamond J., 1992). Так, она довольно убедительно объясняет случаи «нелогичного» выбора, например, частое предпочтение девушками «плохих парней», подсознательно символизирующих образ сильного и агрессивного защитника. «Нелогичность» выбора, с точки зрения сегодняшнего дня, определяется действием древней филогенетической программы, сформированной еще в доисторические времена.
В эволюционной психологии рассматриваются биологические составляющие других проявлений полового поведения человека – табу инцеста, роль отца и отчима в развитии девочки, истоки гомосексуализма. Не все гипотезы выглядят одинаково убедительными, некоторые из них противоречивы, но все они являются векторами на пути к дальнейшему познанию природы и поведения человека.
Весьма различаются взгляды разных авторов на эволюцию брака в антропогенезе. Возможно, в ходе этой эволюции сменилось несколько разновидностей группового и парного брака. В связи с постоянным удлинением периода детства у человека в брачных отношениях должна была быть направленность, стимулирующая заботу самцов о самках и потомстве. Строго моногамный брак возникает у человека, вероятно, начиная с эпохи земледелия. В условиях селекции приверженцев кратковременных связей отбор мог быть направлен против «недостаточно ревнивых» представителей (Halliday T., 1980), что также укрепляло парный брак.
Согласно теоретическим установкам эволюционной психологии, психика – это специализированный механизм мозга, возникший в филогенезе для регуляции генетически детерминированного поведения с целью лучшей адаптации. Поскольку «психическое» в эволюции формировалось постепенно, мы не сможем четко назвать исходную систематическую группу, «владеющую психикой». В результате эволюционных преобразований у некоторых животных видоспецифические поведенческие программы способны подвергаться весьма незначительной коррекции, а у других они служат лишь «каркасом» для строительства новых моделей поведения.
С этих позиций наличие психики надо признать у всех организмов, способных к коррекции поведения путем научения.Когнитивные функции, с точки зрения эволюционной психологии, явились закономерным этапом развития психики как регуляторной системы поведения. Они возникли в процессе эволюции после образования адекватных нервных структур, требующих, в свою очередь, специфических генов, сформированных естественным отбором.
Представители эволюционной психологии постулируют наличие в психике человека большого количества врожденных стандартных схем, специализированных на выполнении конкретных задач. Эти схемы определяют направление процессов мышления, научения, памяти. Такой взгляд находит поддержку у многих когнитивистов, поэтому между двумя направлениями нет антагонизма (Смит Н., 2003).
Но эволюционная психология не раскрывает загадочных механизмов психики, которая в ней сливается с понятием научения. Не объясняется в ней и природа когнитивных процессов.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
2.5. Эволюционная биология и систематика
2.5. Эволюционная биология и систематика Теоретические положения эволюционной биологии имеют основополагающее значение для принципов систематики. Вне систематики нет биологии. Без учета систематики не может рассматриваться ни одна биологическая проблема, в том числе и
Глава 11. Психология в поисках психики
Глава 11. Психология в поисках психики Никакая наука не водила человека за нос и не выдавала свои измышления за действительность больше, чем психология. Л. Фейербах (1804–1872), немецкий философ Что включает в себя понятие психики? Как и когда психика возникла? Что является ее
11.3. Гуманистическая психология
11. 3. Гуманистическая психология Основателями гуманистической психологии считаются американские психологи А. Маслоу (1908–1968) и К. Роджерс (1902–1987). Хотя их подходы различаются, но в гуманистической психологии нельзя найти двух авторов с одинаковыми взглядами. По своей
11.4. Когнитивная психология
11.4. Когнитивная психология Другое направление с полным правом получило название «третьей силы», а затем стало ведущим направлением психологии. Это когнитивная психология. Ее становление и развитие обусловили революционные открытия в нейрофизиологии, развитие
Избыточность и эволюционная пластичность
Избыточность и эволюционная пластичность Как мы уже отмечали в главе 4, отбор на стабильность, т. е. фактически на постоянство и неизменность, парадоксальным образом повышает эволюционную пластичность (приспособляемость) организмов, т. е. склонность к изменениям.
Эволюционная эстетика
Эволюционная эстетика Если эволюционная этика (область эволюционной психологии, занимающаяся происхождением морали и нравственности)[71] уже стала признанным научным направлением (28800 результатов поиска в Google по фразе evolutionary ethics), то об эволюционной эстетике широкой
Психология отношения к природе
Психология отношения к природе Еще одним из аспектов понимания эффективности и основ воздействия зоотерапии на психику человека является анализ его взаимоотношения с природой. Мир природы мы рассматриваем не случайно, ведь и человек, и собака являются частью этого
Психология отношения к природе
Психология отношения к природе Еще одним из аспектов понимания эффективности и основ воздействия зоотерапии на психику человека является анализ его взаимоотношения с природой. Мир природы мы рассматриваем не случайно, ведь и человек, и собака являются частью этого
Электрошоковый ошейник и психология обучения
Электрошоковый ошейник и психология обучения 1. Недопонятый ПавловЧтобы убедить владельца собаки использовать ошейник, производители, продавцы и сторонники метода выдвигают несколько аргументов. Основным из них является ссылка на теорию И. П. Павлова об условных
1.7. Психология
1.7. Психология В психологии, науке об уме, проблемы взаимоотношения между умом и телом можно избежать, игнорируя существование ментальных состояний. Таков подход школы бихевиоризма, который сосредотачивает свое внимание исключительно на объективно наблюдаемом
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОПАТОЛОГИЯ НА ЖИВОТНЫХ [ 1 ]
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОПАТОЛОГИЯ НА ЖИВОТНЫХ[ 1 ] Считая лучшим красноречием язык фактов, позволю себе прямо обратиться к тому опытному материалу, который дал мне право говорить на тему моей речи. Это будет прежде всего история обращения физиолога от чисто
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА [ 41 ]
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА[ 41 ] Самое важное и даже неспоримое давнее приобретение психологии как науки есть установление факта связи субъективных явлений — ассоциация слов, как самое как самое очевидное явление, а за нею и связь мыслей, чувств и импульсов к действию. Поэтому
Глава 16: Эволюционная этика
Глава 16: Эволюционная этика Другой вопрос — что желательно преподавать, — все согласны с общей утилитарностью. Старые и бесполезные заметки (недатировано) Значит, наше происхождение — источник наших злых страстей!! Дьявол в обличье бабуина — вот наш прадед. Записная
2. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка
2. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка Вспомните!Что такое эволюция?Чем объясняется господство представлений о неизменности видов в эпоху К. Линнея?В конце XVIII в. большинство учёных было готово принять идею об изменяемости видов. Продолжалось активное накопление научных
4. Эволюционная теория Чарлза Дарвина
4. Эволюционная теория Чарлза Дарвина Вспомните!Какие виды изменчивости вам известны?Что такое искусственный отбор?Основной труд Ч. Дарвина, в котором была изложена теория эволюции, называется «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение
Эволюция человека продолжается //Психологическая газета
Лев Александрович Рудкевич — доктор психологических наук, антрополог, биолог, автор книги «Я знаю будущее моего ребенка. Тайны наследственности», — рассказал «Психологической газете» о том, как процесс эволюции влияет на психику человека, чем современные школьники отличаются от школьников, которые получали образование в конце прошлого столетия, и какие изменения в подходе к воспитанию подрастающего поколения актуальны в настоящее время.
— Почему вас заинтересовала тема эволюции человека?
— Человек как объект исследования интересовал меня всегда. Я получил два образования — биологическое и психологическое. По основной своей специальности (биологии) я занимаюсь эволюцией человека и другими проблемами эволюции. На основании многолетних наблюдений и исследований я пришел к выводу, что эволюция человека продолжается в наши дни. Этот вывод имеет большое значение не только для биологии, но и для психологии как науки, поскольку эволюционный процесс неразрывно связан с необходимостью изменений в подходе к человеку. Более подробно об этом я расскажу немного позже.
— Насколько быстро идет процесс эволюции человека, какие изменения при этом происходят?
— Достаточно быстро. Наглядные проявления процесса эволюции можно увидеть, сравнив внешний вид наших современников с фотографиями людей, которые жили в начале прошлого века. Внимательно рассмотрев фотографии, вы, скорее всего, увидите множество различий в телосложении. Если говорить научным языком, то надо отметить, что сейчас идет процесс астенизации населения, скорость биологического развития людей замедляется (это явление получило название «ретардация развития»). В наши дни дети позже проходят предростовой скачок, прохождение которого служит показателем готовности ребенка к школе – в возрасте примерно 8 лет, а пубертатный период (по сравнению с 60-70 годами прошлого века) отодвинулся на 2-2,5 года. В популяции увеличилось количество людей с доминированием правого полушария и амбидекстров, у которых доминирование полушарий, как правило, выражено нечетко.
Важной тенденцией эволюции современного человека является также ювенилизация, которая выражается в усилении мозгового черепа и, одновременно, в ослаблении или редукции лицевого черепа. Среди ювенильных детей и подростков чаще встречаются леворукие дети и амбидекстры, такие дети позже созревают, они обладают признаками андрогинии и грацильности. Грацилизация – утончение скелета и общее ослабление опорно-двигательного аппарата у представителей разных конституциональных типов (в том числе, и у атлетиков или мезоморфов). Андрогиния заключается в частичном сглаживании половых различий или полового диморфизма. Все эти тенденции свидетельствуют о продолжении процесса эволюции человека. Я прогнозирую, что этот процесс не завершится еще в течение многих столетий.
— Значит ли это, что современные люди стали более развитыми, по сравнению со своими предками?
— Да, в определенной степени, это так. В ходе эволюции в каждом следующем поколении интеллект возрастает. Исследования свидетельствуют о необычайно быстрых темпах психологической эволюции — каждые пять лет IQ ребенка увеличивается на 1 балл. Люди, обладающие признаками ювенильности и теми особенностями, которые я уже перечислил, наделены более высоким интеллектом, особенно невербальным, большими креативными способностями, меньшей степенью экстравертированности, большей критичностью, самодостаточностью, независимостью мышления. В то же время, их нервная система слабее, они более пассивны, динамика их суточной активности сдвинута на вторую половину дня (таких людей называют «совами», в противовес «жаворонкам», которые, напротив, активнее и эффективнее в первой половине дня).
— Какое влияние оказывают перечисленные вами изменения на психику человека?
Изменения конституции неизбежно затрагивают психику современного человека. Их необходимо учитывать, разрабатывая новые подходы к воспитанию детей и обучению их в школе, ведь современные дети существенно отличаются от тех детей, которые учились в школах даже 30-40 лет назад. Например, многим детям, рожденным в начале 21 века, намного труднее вставать утром, так как большинство из них «совы». Если педагоги заинтересованы в эффективном обучении детей, было бы целесообразно учесть изменение условий и, в свою очередь, изменить школьное расписание так, чтобы уроки начинались на 2 часа позже обычного, в 11 часов утра. Тогда «совы» будут более активно воспринимать информацию и, следовательно, лучше учиться. При этом режиме и «жаворонки» смогут придерживаться привычного для себя графика, так как, проснувшись рано утром, сделают уроки. Выиграют и те, и другие.
— Учитывая эти параметры, нужно будет изменить школьную программу?
— Да. Поскольку я придерживаюсь эволюционного подхода, я абсолютно не согласен с тем, как в школах организован процесс обучения детей физкультуре. Специалистам по лечебной физкультуре известно, что «совам» вредно начинать день с занятий спортом, так как их организм еще не проснулся до конца и для них утренний спорт связан с запредельными умственными и физическими нагрузками. Кроме того, астеники и грацильные дети, которые в наши дни составляют большинство, физически слабее, чем дети, которые ходили в школу в прошлом веке. Поэтому нельзя нагружать их физическими упражнениями, с которыми легко справлялись дети еще 30-40 лет назад. Изменяющиеся условия неизбежно требуют новых подходов к обучению, если мы хотим воспитать здоровых и гармоничных детей. Например, если говорить о физкультуре, выходом из положения могла бы стать замена уроков физкультуры так называемыми физкультурными паузами, во время которых дети выполняли бы специальные упражнения, разработанные специалистами по лечебной физкультуре.
Также необходимо учитывать, что дети в наши дни развиваются медленнее. Первый возрастной скачок (предростовый спурт) в наши дни приходится не на старший дошкольный возраст, как было еще 20-30 лет назад, а на младший школьный возраст — на 7-8 лет. Из этого следует, что значительная часть детей, обучающихся в начальных классах, еще сохраняет игровую мотивацию. Поэтому маленьким ученикам первого и второго классов целесообразно подавать материал в игровой форме, так же, как это делают воспитатели детских садов. Несмотря на данную особенность, интеллект первоклассников сейчас существенно выше, чем раньше. Современные дети становятся обучаемыми с 5 или даже с 4,5 лет, а к 6,5 годам уже могут освоить школьную программу для первого класса (разумеется, при организации занятий в игровой форме). Поэтому дошкольное образование абсолютно необходимо, оно должно стать таким же обязательным, как и школьное. Если интеллект ребенка, уже сформированный и готовый активно воспринимать информацию, не получает должного развития в младенческом возрасте, это очень опасно. Отсутствие соответствующих условий для развития интеллекта приводит не только к задержке общего интеллектуального развития. Это было бы не так страшно, поскольку ее можно компенсировать в дальнейшем. Главная опасность заключается в том, что недостаток развития, связанный с внешними причинами, такими, как недостаток умственной нагрузки, приводит к интеллектуальной депривации, а это, в свою очередь, уже в подростковом возрасте может привести к наркомании, чрезмерному увлечению компьютерными играми и другим зависимостям.
— Что же можно сделать для профилактики зависимостей?
— Как я уже говорил — учитывать вышеперечисленные факторы и своевременно создавать детям подходящую развивающую среду, в которой они смогут получить необходимые знания. Это очень важно. Я подчеркиваю, что невостребованный интеллектуальный потенциал или интеллектуальная депривация ведет не только к задержке умственного развития, но, нередко, к патологическим зависимостям (алкоголизму, наркомании, увлечению компьютерными играми и поп-музыкой), и к антисоциальному поведению. В гимназиях следовало бы усилить программу не только по отдельным предметам, соответствующим гимназическому профилю, но по всем фундаментальным, развивающим интеллект дисциплинам: по русскому и литературе, по иностранному языку, по математике, истории и естественным наукам. Исключить те предметы, которые не востребованы в жизни и не развивают интеллект школьников — труд, физкультуру, черчение, ОБЖ.. Также следовало бы сделать обучение менее прерывистым, сократить летние каникулы. В странах Европы дети отдыхают летом только 1,5 месяца и им этого хватает. В то же время, не следует сокращать в математических гимназиях гуманитарные предметы, а в гуманитарных — математические, это приведет лишь к однобокому, дисгармоничному развитию личности.
— Каковы особенности подросткового поведения детей разных типов?
— Говоря об особенностях поведения, я хочу развеять один устойчивый миф. Традиционно психологи, опираясь на опыт работы с детьми, ожидают, что в подростковом возрасте дети станут более агрессивными и начнут активно интересоваться вопросами пола. Это ожидание не всегда оправдано, поскольку появление определенных особенностей поведения может быть связано в большей степени не с возрастом, а с конституционально-психологическим типом ребенка (в данном примере — ярко выраженного акселеранта). Акселерация была массовым явлением в 60-х — начале70-х годов прошлого века. Сейчас, в 21 веке, акселерированных детей стало намного меньше, гораздо чаще встречаются ювенильные и ретардированные дети, которых в ближайшие десятилетия будет становиться все больше. Тем не менее, хочу сказать еще несколько слов об акселерантах, прежде чем рассказывать о ювенильных детях.
Проблемы акселерированных детей связаны с тем, что половое созревание у них происходит раньше и протекает достаточно сложно. В это время у детей могут отмечаться головные боли, головокружения, нарушения работы кишечника, повышенная утомляемость, сонливость. Поэтому в переходный период акселерированные дети иногда хуже учатся, пропускают занятия из-за плохого самочувствия. Кроме того, акселерированные подростки больше, чем их сверстники других типов, интересуются вопросами пола. В период взросления у подростка-акселеранта могут появиться проблемы во взаимоотношениях с родителями и педагогами, поскольку акселеранты рано чувствуют себя взрослыми. Подростка, который физически созрел уже в 6 классе школы, редко привлекает мысль о высшем образовании. Он более склонен получить в течение нескольких лет специальное образование и начинать жить самостоятельной жизнью.
Более часто встречающиеся в наше время ювенильные и ретардированные дети, напротив, легче переносят переходный период, они минуют стадию юношеской гиперсексуальности, такие дети более ориентированы на учебу и позднее созревают. Они сохраняют учебно-познавательную мотивацию на протяжении всей жизни. Поскольку различия между ювенильными детьми и акселерантами достаточно велики, встает вопрос о том, что их раздельное обучение было бы более эффективно, чем современное совместное обучение.
— Что вы можете сказать об обучении левшей и амбидекстров?
— В настоящее время существенно увеличилось количество леворуких детей с доминирующим правым полушарием и амбидекстров, у которых доминирование полушарий, как правило, не выражено или выражено неявно. Доля левшей и амбидекстров среди взрослых в наши дни составляет 6 %, среди детей левшей уже 11 %, а амбидекстров — 50%. Возможно, уже к 20-м годам нынешнего столетия пропорция левшей и правшей сравняется. Часто левши и амбидекстры более интровертированы, чем праворукие, более склонны к риску, менее хладнокровны, впечатлительны и склонны к депрессиям. Постольку леворукие дети и амбидекстры менее агрессивны, с увеличением в популяции левшей и амбидекстров риск делинквентного поведения должен снижаться.
Левши и амбидекстры, обладающие развитым правым полушарием, отвечающим за наглядно-образное мышление, владеют более развитой интуицией. Из таких людей получаются талантливые дизайнеры, модельеры, архитекторы, психологи. Это наблюдение имеет ценность для профессиональной ориентации старших школьников. Особенность левшей также в том, что они воспринимают информацию иначе, чем праворукие — одновременно, а не последовательно. Например, когда учитель излагает материал последовательно (а в традиционной школе он делает именно так), левши и амбидекстры слушают некоторое время, а затем отвлекаются. Они могут воспринимать информацию, изложенную последовательно, но это для них довольно трудно. Зато, если учитель преподносит материал одновременно: описывает висящую перед глазами учеников схему, карту, таблицу или макет, левши и амбидекстры схватывают информацию быстрее и запоминают надежнее, чем праворукие дети. В некоторых странах Европы левшей и амбидектров обучают достаточно оригинальным способом — уроки ведут учителя-левши. В любом случае, обучая языкам левшей и амбидекстров, следует идти не от грамматики к правильному письму и речи, а наоборот: сначала учить детей разговаривать, приводить им примеры из жизни, быта, а потом уже объяснять правила грамматики.
Родители и педагоги должны знать, что переучивание леворуких детей недопустимо. Даже очень маленькому ребенку надо дать возможность выбора, если он берет игрушку в левую руку, значит, ему так удобнее и его выбор надо уважать. Это окажет положительное влияние на развитие и, возможно, на всю дальнейшую жизнь ребенка. Однако, для профилактики одностороннего развития детей, нужно постепенно, в факультативной форме, тренировать и другое, менее развитое полушарие.
Подводя итоги, хочу еще раз обратить внимание на то, что необходимость изменения подхода к образованию детей в начале нового века стала достаточно насущной. Я привел множество примеров того, что именно нужно изменить, и обосновал целесообразность этого. Если перемены не заставят себя долго ждать, от этого выиграют не только дети, но и педагоги и, в конечном счете, все общество.
Беседовала Юлия Смирнова
Эволюция и эволюционная психология – Эволюционная психология: изучение больших вопросов
Перейти к содержимомуК концу этой главы вы должны быть в состоянии:
- Описать, как Дарвин разработал свою теорию естественного отбора.
- Сравните и противопоставьте искусственный отбор и естественный отбор.
- Определите и объясните 3 ключевых компонента естественного отбора.
- Определить психологию как академическую дисциплину.
- Объясните, как эволюционные психологи пытаются применить теорию эволюции для объяснения человеческого поведения и психических процессов.
Хотя Чарльз Дарвин предложил теорию эволюции, он не был первым, кто представил идею эволюции. Некоторые естествоиспытатели, включая его деда Эразма Дарвина, уже считали, что виды развивались с течением времени.
Проблема была в том, что никто не разработал механизм эволюции. Если со временем виды меняются, что является движущей силой этого изменения?
На этот вопрос не было удовлетворительного ответа, когда Дарвин отправился в 5-летнее путешествие на корабле «Бигль» в качестве корабельного натуралиста. Его основная роль заключалась в сборе, систематизации и каталогизации новых растений и животных, с которыми он столкнулся в путешествии. Именно во время его работы в этом путешествии теория Дарвина начала медленно просачиваться.
Внешний источник: Путешествие на корабле «Бигль»
В этом видео от Extra Credits рассказывается о молодости Дарвина
и его счастливом путешествии на корабле «Бигль».
Вернувшись из своего путешествия, Дарвин начал работать над этой теорией механизма, который мог бы управлять эволюцией: естественный отбор. Естественный отбор аналогичен искусственному отбору. Дарвин уже был знаком с естественным отбором, потому что фермеры использовали метод искусственный отбор, селекционное разведение домашнего скота для увеличения вероятности получения желаемых качеств , на протяжении тысячелетий.
*Для пояснительных целей в этой аналогии я антропоморфизирую «природу». Природа здесь не принимает однозначного решения, как это делает фермер, но природа диктует предпочтительные черты характера так же, как фермер.Иконки, сделанные Freepik с сайта www.flaticon.com
Дарвин понял, что место избирательного фермера может занять окружающая среда. При естественном отборе сама среда диктует признаки, наиболее подходящие для выживания и размножения. Например, среда, полная высоких деревьев, обеспечивает преимущественное выживание и преимущественное размножение высоких жирафов. По сути, естественная среда — это отбор высоких жирафов.
Естественный отбор : естественный процесс, который приводит к выживанию и репродуктивному успеху особей или групп, лучше всего приспособленных к окружающей среде, и ведет к сохранению генетических качеств, наиболее подходящих для этой конкретной среды (определение взято из Merriam-Webster .com 6 октября 2019 г.).
Нажмите на символы «+» на изображении ниже, чтобы расширить связанные понятия.
Психология : наука о разуме и поведении (определение получено с сайта Meriam-Webster.com 6 октября 2019 г.).
Как эволюция применима к научному изучению человеческого поведения и психических процессов? Вспомните интерактивное изображение Natural Selection: 3 основных ингредиента. Когда вы думали о «чертах», где вы думали о поведении или психических явлениях? Большинство людей склонны считать, что эволюция применима к физическим чертам, но немногие предполагают, что эволюция применима к психологическим или поведенческим чертам.
Эволюционная психология пытается использовать теорию эволюции для объяснения закономерностей поведения людей. Эта отрасль психологии рассматривает общую эволюционную историю людей, а также виды поведения или психических процессов, которые могли быть полезны для выживания и/или размножения в течение нашего эволюционного прошлого.
Если мы вернемся к интерактивному изображению Естественный отбор: 3 основных ингредиента, каждый из этих ингредиентов можно перевести в психологические термины.
Естественный отбор поведенческих и психических событий: 3 основных ингредиента
- Поведенческие или умственные черты передаются по наследству.
- Поведенческие или умственные черты различаются.
- Различия в поведенческих или умственных чертах приводят к дифференцированному воспроизведению.
Психология — это научное исследование разума и поведения. Можно ли действительно рассматривать эволюционную психологию с научной точки зрения? Исследователи утверждают, что теории эволюционной психологии действительно выдвигают гипотезы, которые можно опровергнуть, и поэтому они проходят проверку научной дисциплиной. Однако насколько фальсифицируемы гипотезы эволюционной психологии?
Tramifow & Gambacorta (2012) Эксперимент 1Tramifow and Gambicorta (2012) решили проверить это эмпирически. Они определили фальсифицируемость как гипотезу, которая вряд ли была бы верной, если бы теория не была верна. Используя эти критерии, они отобрали 10 гипотез эволюционной психологии, 5 из которых они сочли очевидными (то есть, вероятно, верны, даже если теория неверна) и 5, по их мнению, удивительными (то есть вряд ли верны, если теория неверна). Участники согласились с оценками исследователей, оценив очевидные гипотезы как очевидные, а удивительные гипотезы как неочевидные.
Tramifow & Gambacorta (2012) Эксперимент 2
Во втором эксперименте исследователи сравнили 5 очевидных гипотез эволюционной психологии с 5 широко цитируемыми гипотезами эволюционной психологии. Часто цитируемые гипотезы служили прокси для «типичных» гипотез эволюционной психологии. Участники согласились с исследователями в том, что очевидные гипотезы на самом деле были очевидными. Что более убедительно, так это то, что участники также оценили широко цитируемые гипотезы как относительно очевидные.
Эти результаты показывают, что, хотя некоторые гипотезы эволюционной психологии можно опровергнуть, типичная гипотеза очевидна. Как следствие, многие из крупнейших открытий в этой области являются доказательствами, которые служат для проверки теорий, которые, вероятно, не поддаются фальсификации с самого начала.
Что дальше?
В оставшейся части этой книги мы рассмотрим некоторые противоречия в эволюционной психологии. В каждой главе будет рассмотрен определенный аспект эволюционной психологии, чтобы тщательно изучить доказательства, которые собирают исследователи, и выводы, которые они делают, чтобы помочь читателю получить более широкое представление.
Басс, Д. (2019). Эволюционная психология: новая наука о разуме . Психология Пресс.
Дополнительные кредиты. (2019, 28 сентября). Чарльз Дарвин — Путешествие «Бигля» — Дополнительная история [Видеофайл]. Получено с https://www.youtube.com/watch?v=jRmzmYmMTKk
.Шакелфорд, Т.К., и Лиддл, Дж.Р. (2014). Понимание разума с эволюционной точки зрения: обзор эволюционной психологии. Междисциплинарные обзоры Wiley: когнитивная наука , 5 (3), 247-260.
Трафимов, Д., и Гамбакорта, Д. (2012). Насколько очевидны гипотезы эволюционной психологии? Журнал социальной, эволюционной и культурной психологии , 6 (1), 1.
Лицензия
Поделиться этой книгой
Поделиться в Твиттере
Чему учит нас эволюция в психологии?
Чему учит нас эволюция в психологии? Клифф Штамп 2020-03-01T01:51:47+00:00Эволюционная психология — это подход к психологии, использующий принципы дарвиновского естественного отбора для описания и объяснения происхождения полезных (адаптивных) когнитивных и психологических черт. Возникнув в результате слияния когнитивной психологии и эволюционной биологии, эволюционная психология рассматривает то, как биологическая эволюция сформировала паттерны человеческого поведения и когнитивную систему, которую мы называем разумом. С этой целью психология рассматривается как функция эволюционной биологии, в которой развитие человеческого мозга и разума способствовало выживанию человеческого вида.
Нужно понимать, что все эволюционные процессы слепы. У эволюции нет планов и намерений. Скорее, среда каждого организма воздействует на них, когда возникают ситуации, вызывающие события отбора. События отбора заставляют организмы адаптироваться или вымирать, выживать или погибать. Помните, эволюция ни к чему не «стремится». Если организм выживает, то это потому, что он продемонстрировал полезные методы выживания в ходе отбора. Поведение, повышающее вероятность выживания, является адаптивным. Для таких сложных организмов, как человек, постоянное столкновение с одними и теми же проблемами и успешное их решение означает, что ранние люди, оснащенные «мозгом для решения проблем», жили достаточно долго, чтобы передать свои гены.
Для людей эти навыки решения проблем включают в себя высокоэффективную систему распознавания образов, способность делать выводы об эмоциях других, создавать родственные и неродственные группы (полезно для предотвращения инцеста), уживаться в социальной иерархии и генерировать новое поведение при наличии новых событий селекции.
Единственным верным мерилом механизмов выживания является скорость передачи их генов из поколения в поколение. Помните, эволюция — это не разумный процесс. Он ни к чему не стремится сознательно, так же как погода не стремится вызвать ураганы или засухи, даже если мы очеловечиваем эти процессы. Человеческая психология — это результат того, что наш мозг в течение миллионов лет решал проблемы, связанные с выживанием, поэтому поведение, которое сегодня не кажется адаптивным, должно быть, по крайней мере в одну из прошлых эпох, полезным.
Тем не менее, есть шесть принципов эволюционной психологии, которые важны для нашего обсуждения:
- Функция человеческого мозга состоит в том, чтобы сортировать и обрабатывать информацию, реагируя на стимулы, которые являются как внутренними, так и внешними. Задача человеческого мозга — обрабатывать информацию, и при этом он производит ответы, которые являются как реактивными, так и проактивными. Адаптивные реакции увеличивают вероятность того, что человек проживет достаточно долго, чтобы передать свои гены и обеспечить выживание своего потомства. Таким образом, мозг является нашим основным инструментом выживания.
- Человеческий мозг развился в результате адаптации, вызванной естественным отбором. По сути, человеческий мозг непрерывно развивался как инструмент выживания на протяжении поколений.
- Центры мозга, решающие проблемы, развивались в течение эволюционного времени — сотни тысяч лет.
- Человеческие системы решения проблем в мозгу были сформированы проблемами и условиями, которые повторялись снова и снова на протяжении многих сотен тысяч лет.
- Ментальная обработка осуществляется в основном бессознательно. Проблемы, которые могут показаться простыми, все же требуют сложных нейронных процессов.
- Человеческий мозг состоит из множества узкоспециализированных механизмов и процессов, которые вместе формируют человеческую природу. Примеры включают изучение языка, сбор пищи, избегание хищников и все социальные функции.
Основная гипотеза эволюционной психологии состоит в том, что все бесчисленные психологические механизмы человеческого познания имеют генетическую основу и, таким образом, были сформированы в результате естественного отбора. Навигация по конфликту является важной частью человеческой эволюции. Некоторые конфликты возникают из-за конкуренции за ограниченные ресурсы; Выбор партнера также является еще одним конфликтным моментом. Взаимность, расширенные социальные группы и воспитание детей также являются областями, на которые повлиял естественный отбор.
Важным понятием в эволюционной психологии является среда эволюционной адаптации. EEA относится ко всему набору воздействий окружающей среды, которые были общими для человечества в течение нашей далекой эволюционной истории. По сути, EEA относится не только к месту, но и к полному времени и месту, где ранние люди столкнулись с наибольшим количеством проблем и наиболее часто происходящими событиями отбора.
Мы знаем, что эволюция постоянно формирует вид, подвергая индивидуумов ситуациям, которые приводят к исходу жизни или смерти. Особи, пережившие эти ситуации отбора, живут, чтобы передать свои гены. На протяжении тысяч поколений адаптивное человеческое поведение приводило к успешной передаче тех же тенденций действовать и реагировать. Хотя весьма специфическое поведение не кодируется на сто процентов одинаково в неврологической схеме мозга, общие тенденции к специфическому поведению действительно присутствуют в нервных путях каждого человеческого мозга.
Некоторые теоретики критикуют эволюционную психологию, указывая на то, что человеческое поведение чрезвычайно сложно и подвержено многим внешним факторам. Тем не менее, эволюционные психологи также отмечают, что склонность к гибкому поведению более полезна для людей, чем жестко запрограммированные рефлексы, поскольку гибкость и возможность обнаружения адаптивного нового поведения ценны для предотвращения попадания организмов в эволюционные тупики.