38. Философское понимание ценностей (аксиология). Понятие ценности
Аксиологическая функция философии заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории.
Аксиология — учение о ценностях, прежде всего, духовных, таких как понятия и представления о добре, справедливости, долге, чести, достоинстве и многие другие. Аксиология как часть философии занимается вопросами происхождения духовных ценностей, их отношения к объективной реальности, роли в общественной жизни
Аксиологическая функция философии заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.
Ценности — разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. Соц ценности — значимые идеи, явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия потребностям и интересам общества, групп, личности.
Ценность — есть цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, т.к. она идеал. Это то, что ценится, то, что для человека значимо, что определяет жизненные ориентиры его поведения и признается обществом как таковое. Ценностное содержание явлений побуждает человека к деятельности. Постоянно находясь в мире альтернатив, человек вынужден выбирать, критерием чего становятся ценности.
Ценностные ориентации — продукт социализации индивидов, т.
е. освоения общественно-политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к ним как к членам социальных групп, общностей и общества в целом. Ценностные ориентации внутренне обусловлены, они формируются на базе соотнесения личного опыта с бытующими в социсе образцами культуры и выражают собственное представление о должном, характеризуют жизненные притязания. Ценностные ориентации — одна из наиболее стабильных характеристик личности. Они образуют своего рода внутренний стержень культуры, определяют линию поведения индивида. Ценностные ориентации выполняют важную функцию регуляторов социального поведения индивидов. Ценности и ценностные ориентации обладают двумя важнейшими качествами: высокой устойчивостью и изменчивостью, являясь выражением меры динамизма и открытости общества, его групп и индивидов. При смене ценностей и ценностных ориентаций возникает противоречие между различными смыслами и значениями старого и нового. Ценности являются одним из основных структурных элементов морали.Ценность есть специфическое существенное качество реальных объектов и субъектов. Мораль с этой точки зрения включает в себя систему определённых ценностей, специфический ценностный «срез» бытия. Нравственность как она функционирует в обществе, в человеке не сводима, конечно, к ценностям, ценности предстают одной их четырёх основных её подсистем: системы нравственного сознания, действий, отношений, ценностей. Ценности при таком подходе к ним выполняют функцию значений, идеалов, оснований для норм, принципов, выбора в системе морали. А мораль характеризуется не только своей автономностью, но и интенциональностью, т.е. существуют определённые моральные ценности природы, экономики, политики, права, гражданского общества, личности, которые объективны и лежат в основании морального сознания, моральных отношений, моральной деятельности и которые «требуют» предметного ценностного анализа. Одна и та же ценность может быть по-разному оценена. Оценка ценностей есть процесс определения значения, смысла, статуса тех или иных ценностей. И палитра оценок многообразна и субъективна
Взгляд на славянскую аксиологию. М., 2019
Взгляд на славянскую аксиологию. М., 2019 | Институт славяноведения Российской академии наук (ИСл РАН)Перейти к основному содержанию
Взгляд на славянскую аксиологию / Отв. ред. И. А. Седакова, ред. М. Китанова, П. Женюх. М.: Институт славяноведения РАН, 2019. 268 с.
В сборник вошли 15 научных статей, написанных учеными-филологами и историками из России, Болгарии и Словакии, в которых представлен многосторонний анализ аксиологических понятий и системы ценностей в ряде славянских традиций в разные исторические периоды. Для определения закономерностей динамики в изменении иерархии ценностей исследовались рукописные тексты религиозного содержания, народные лечебники, данные лексики и фразеологии, фольклора, обрядности, а также мемуаров и травелогов.
Издание будет интересно славистам, лингвистам, историкам и гуманитариям широкого профиля.
Ответственный редактор: И. А. Седакова
Редакторы: М. Китанова, П. Женюх
Рецензенты: А. Л. Топорков, М. В. Ясинская
ISBN 978-5-7576-0428-2
DOI 10.31168/0428-2
И. А. Седакова (Москва), М. Китанова (София), П. Женюх (Братислава). Предисловие
Марияна Цибранска-Костова (София). Святой и общество: конфликты и ценности («Житие святого Николая Нового Софийского» Матвея Грамматика, XVI в.)
Ваня Мичева (София). Храбрость как ценность в древнеболгарских классических произведениях
Любомир Габор (Братислава). Отображение взаимосвязи некоторых веществ в фольклорных источниках
Петер Женюх (Братислава). Отражение этнокультурных процессов в паралитургической духовной культуре церкви восточного обряда под Карпатами в XVIII в.
Катарина Женюхова (Братислава). Названия болезней в кириллическом рукописном лечебнике XVIII века в системе ценностей
Любомира Вильшинска (Братислава). Монашеская жизнь на рубеже латинского и византийского славянства в перспективе его традиционных ценностей на примере литературного творчества Юрая Иоанникия Базиловича (Орден Святого Василия Великого) (1742–1821)
Светлана Вашичкова (Братислава). Традиционные христианские ценности и их отражение в гомилетической традиции Мукачевской епархии в XVII–XVIII вв.
Мария Китанова (София). Аксиологические аспекты некоторых моделей эвфемизации в болгарском языке и традиционной болгарской культуре
Ирина Седакова (Москва). Традиционные и нетрадиционные ценности русских и болгар: проблемы и методы исследования
Калина Мичева-Пейчева (София). Аксиологические аспекты концепта любовь
Йоанна Кирилова (София). Онтологические метафоры, концептуализирующие понятие «душа» как ценность в болгарских паремиях (в сопоставлении с понятиями «ум» и «сердце»)
М. М. Валенцова (Москва). Об аксиологии в народном календаре чехов и словаков
Е. Н. Струганова (Москва). Вода и огонь в болгарской культуре в свете аксиологии
Н. С. Гусев (Москва). Ретроспективная динамика ценностей и методика ее изучения (на примере «образования» в Болгарии в конце XIX ― первой половине ХХ вв.
аксиология — Англо-русский словарь на WordReference.com
- См. также:
- осевой
- ось
- ось
- аксилемма
- подмышечная
- подмышечный
- подмышечный
- пазушная почка
- аксинит
- аксиологическая этика
- аксиология
- аксиома
- аксиома выбора
- аксиома счетности
- аксиоматический
- Аксион
- Ось
- ось
- ось олень
- ось абсцисс
- ось ординат
- Последние поиски:
- Посмотреть все
США:США произношение: respellingСША произношение: respelling(ak′sē ol ′ ə jē)
ⓘ Одна или несколько тем форума точно совпадают с искомым термином
на испанском | на французском | на итальянском | английские синонимы | Английский Использование | Конъюгатор | в контексте | изображений Приложения WR: Android и iPhone Слово дня
WordReference Random House Unabridged Dictionary of American English © 2023
ax•i•ol•o•gy
- Философия Раздел философии, занимающийся ценностями, такими как этика, эстетика или религия.
- Греческий axí ( a ) стоимость, стоимость + -логия ; см. -o-, -logy
- Французский axiologie
- 1905–10;
ax’i•o•log ′ i•cal•ly , нареч.
ax’i•ol ′ o•gist , n.
Поищите «аксиологию» в Merriam-Webster
Поищите слово «аксиология» на Dictionary.com
На других языках: Испанский | французский | итальянский | португальский | румынский | немецкий | голландский | Шведский | русский | польский | чешский | Греческий | турецкий | китайский | японский | Корейский | Арабский
Ссылки: ⚙️Настройки | Сокращения | Прон. Символы | Поддержка WR | Политика конфиденциальности | Условия обслуживания | Форумы | Предложения
Объявления | |
Объявления | |
Сообщить о неприемлемом объявлении. | |
Станьте сторонником WordReference, чтобы просматривать сайт без рекламы. |
Что такое философия?
Определение философии общеизвестно сложно. Для любого, кто пишет или преподает философию, важно сначала уточнить, что они подразумевают под ней. Таким образом, читатель будет иметь некоторое представление о том, с какой философией он столкнется. При обучении людей изучению философии также необходимо дать им критерии.
Философия — это критическое, аналитическое и спекулятивное занятие. Стремление к знанию ради самого знания является центральной целью философии, и философские аргументы могут быть как абстрактными, так и конкретными.
Эту дисциплину часто делят на три основные ветви: метафизику, эпистемологию и этику. Метафизика исследует природу реальности, эпистемология изучает наши способы приобретения знаний о реальности, а этика занимается вопросом о том, как мы должны жить.
Понимание четырех основных направлений философии
Понимание четырех основных направлений философии необходимо для понимания основ философии образования. Эти основы привели к тому, что сегодня обычно практикуется и во что верят в классе.
Метафизика
Метафизика — это раздел философии, изучающий физическую вселенную и природу высшей реальности.
Он задает такие вопросы, как:
- Что реально?
- Каково происхождение мира?
- Что находится за пределами звезд?
Ваше определение реальности повлияет на ваши метафизические убеждения и взгляды, а также на ваше учение. Видите ли вы реальность как внешнее творение или как внутреннюю конструкцию, это повлияет на то, как вы исследуете и классифицируете физическую вселенную.
Эпистемология
Эпистемология — это раздел философии, изучающий, как люди приходят к изучению того, что они знают.
Эпистемология — это наука о природе и происхождении знания и истины, происходящая от греческого слова episteme, означающего знание или понимание.
Эпистемология предполагает наличие четырех основных основ знания: божественное откровение, опыт, логика и разум и интуиция. Они влияют на то, как преподавание, обучение и понимание происходят в классе.
Аксиология
Аксиология – это раздел философии, изучающий принципы и ценности. Эти ценности делятся на два основных вида: этические и эстетические.
Этика — это вопрос о морали и личных ценностях. Эстетика — это исследование того, что красиво, приятно или со вкусом. В аксиологии образование – это не только знания, но и качество жизни.
Логика
Логика — это раздел философии, занимающийся организацией рассуждений. Изучающие логику учатся структурно мыслить. Логика имеет два типа: дедуктивное и индуктивное рассуждение.
Дедуктивное рассуждение предполагает изучение общего случая, приход к выводу об общем наборе правил или принципов, а затем применение этих правил к конкретным случаям. Индуктивное рассуждение, с другой стороны, включает в себя взятие конкретных примеров и рассмотрение общих принципов, правил или случаев, которые их вызвали.
ПОЛУЧИТЕ 15 ДОЛЛАРОВ НА БЕСПЛАТНОЕ ОБУЧЕНИЕ, КОГДА ЗАРЕГИСТРИРУЕТЕСЬ ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕСуть философии
Философия дает нам много ценных навыков – навыков, которые делают нас более критическими, более творческими мыслителями и лучшими коммуникаторами. Это также знакомит нас с различными способами мышления о вещах, в частности, заставляя нас заниматься историей мыслей по этому вопросу. Любой, кто интересуется фундаментальными вопросами, занимавшими величайшие умы, должен изучать философию.
Философия сложна, и это одна из причин, по которой она полезна, но философия также доставляет удовольствие. Философия — это совместная работа над пониманием сложных и важных проблем, а затем стремление определить сильные и слабые стороны различных предлагаемых решений.
Улучшая навыки критического мышления и побуждая людей подвергать сомнению основы этики, науки, религии, политики и логики, философия также способствует формированию более ответственных граждан, способных лучше понимать и решать насущные социальные проблемы.
Академическая философия не представляет собой единое целое знаний, как это делают химия и физика.
Имеют ли философские вопросы правильные ответы? Существует ли философский прогресс? Становится ли философия ближе к истине со временем? Это все вопросы философских споров. И философские дебаты редко разрешаются с уверенностью.
Так в чем смысл? Вот некоторые ответы:
- Чтобы узнать правду, где бы она ни была.
- Научиться вести себя более эффективно в жизни.
- Чтобы лучше понять наши собственные взгляды, включая их сильные и слабые стороны.
- Чтобы задуматься о своей жизни и быть более внимательным к выбору, который мы делаем, и к тому, как он влияет на нас и других.
- Чтобы улучшить свои навыки мышления и рассуждения, помните: основной метод философии состоит в представлении и проверке аргументов.
Для субъекта, который ищет ответы на большие вопросы, кажется, что он дает больше вопросов, чем выводов, но, вопреки тому, что некоторые люди могут подумать, это вряд ли делает философию бесплодным и тщетным занятием.
Опыт философской деятельности, даже если он не всегда дает нам ясность, далеко не угнетает, а скорее стимулирует, поскольку расширяет кругозор и дает больше возможностей для исследования. Возможно, мотивация к занятиям философией должна быть связана с личной целью улучшения нашего ума и мыслительных способностей, а не с коллективными усилиями по раскрытию истин вселенной.
Как философия помогает мне найти работу?
Большинство людей думают, что философия предназначена только для тех, кто хочет стать профессором. Но это неправда! Многие специалисты по философии делают успешную карьеру в самых разных областях.
Вот несколько примеров:
Юристы часто изучают философию, потому что это помогает им мыслить аналитически и прояснять свои мысли по сложным вопросам.
Философия полезна, потому что помогает нам лучше понимать концепции и аргументы, видеть, что относится к делу, а что нет, организовывать наши мысли и решать ценные и смысловые вопросы.