Определение аскетизм: Аскетизм это

АСКЕТИЗМ | это… Что такое АСКЕТИЗМ?

(нем. Asketismus, от греч. ἀσκέω – упражняюсь, стремлюсь). В религии – подавление чувств. влечений, «умерщвление плоти» как средство достижения «нравственного совершенства» и «приближения к божеству». Кроме того, А. является также и нормой нравственности, означая подавление жизн. стремлений и отказ от материальных благ во имя определ. социальных целей.

Корни р е л и г. А. уходят в древность. При первобытнообщинном строе они обнаруживаются в обряде «инициаций» для подростков, переходящих в группу взрослых мужчин, – длит, изоляция, пост, физич. испытания (выбивание зуба, обрезание и пр.). У сев.-амер. индейцев подобные испытания связывались с религ. целями: юноша должен был добиться, чтобы ему явилось «видение», к-рое должно было бы стать его личным «духом-покровителем». Особым физич. и духовным испытаниям, характерным для А., подвергались колдуны, знахари и шаманы. Как норма нравств. поведения А. в первобытном обществе обусловливался суровыми условиями существования первобытной общины и являлся средством воспитания мужества, выносливости, строгого подчинения традиции.

Значительного развития А. достиг в вост. религиях, особенно в Индии. Первые сведения о нем содержатся в ведах и ведич. лит-ре. В религ. системе ранних Упанишад понятие «А.» возникает одновременно с понятием об атмане (душе), противопоставленном телу и материальным объектам: тело – это преграда, к-рую надо устранить, чтобы достигнуть слияния с мировой душой. Отсюда вытекало требование полного и окончат. ухода верующего из коллектива и разрыва с образом жизни его членов. В 1-м тысячелетии до н.э. в Индии А. был доведен до крайних пределов изуверства. По «Законам Ману» каждый брахман должен был последнюю часть своей жизни провести в лесу, подвергать свое тело истязаниям. Как средство достижения религ. целей (напр., достижение нирваны, соблюдение принципа ахимсы) А. входит в джайнизм, брахманизм, буддизм.

А. был свойствен и др.-греч. религиям. Орфики и пифагорейцы проповедовали воздержание от мяса и бобов, отказывались от половой жизни, признавали учение о периодич. перевоплощении души, о теле как гробнице души (Пифагор, Филолай).

С расколом общества на антагонистич. классы проповедь А. приобретает классовый смысл. Эксплуатация человека человеком лишает угнетенные классы возможности равного участия в пользовании благами цивилизации. Этич. учение о презрении к материальным благам, выдвинутое пифагорейцами, киниками, стоиками, служило оправданием тяжких условий жизни рабов. Господств, класс прибегал к А. и для формирования особой касты воинов, осуществлявшей функцию насильств. поддержания господства рабовладельцев (напр., в Спарте). В мистич. учении гностицизма аскетич. образ жизни рассматривался как средство достижения осн. нравств. цели: освобождения от источника зла – материи. В христианстве А. связан с осн. догмой о греховности плоти: ее надо умерщвлять, чтобы спасти душу, подготовить ее к «вечной жизни». Социальной предпосылкой возникновения А. в христианстве явился упадок рабовладельческого строя. «Умерщвление плоти», ставшее девизом А., прежде чем оно стало прославляемым идеалом в христианстве, осуществлялось на практике как неизбежное последствие массового обнищания населения Римской империи и ее провинций.
Вместе с тем идея А. была выражением индивидуализма, основанного на филос. идеях стоицизма с его призывом к уходу в самого себя и с его пренебрежением к жизн. потребностям. А. был связан с первонач. монашеством, к-рое проявлялось в форме отшельничества, уединения и т.д. Христ. А. не мог стать реально действующей нормой не только для массы верующих, но и для самой церкви как хозяйств.-экономич. и социальной организации и поэтому служил лишь идеологич. знаменем, прикрывающим ее подлинную корыстную сущность. Идеология христ. А. получает разработку впервые в соч. Тертуллиана, Климента Александрийского, Оригена, видевших в А. средство очищения души от грехов.

Дальнейшее развитие А. получает в средние века, когда он принимает особенно уродливые формы – массового бичевания и самобичевания (флагелланство). Церковь по-прежнему превозносила и обычные формы А. – посты, безбрачие, ношение власяницы, вериг и т.д. Возведение церковью А. в принцип добродетели служило целям отвлечения нар. масс от борьбы за улучшение своих материальных условий жизни, а ореол «мученичества», к-рым окружало себя при помощи А. духовенство, использовался церковью для проведения своего влияния среди масс верующих. Идеологи нарождающейся буржуазии выступили с критикой феод. аскетич. морали. Гуманисты эпохи Возрождения противопоставили христианскому А. земное благополучие человека, полное и разумное наслаждение радостями жизни. В период Реформации, противопоставившей ср.-век. идее «отрешения от мира» идею «светского призвания»,согласно к-рой, по учению Кальвина, христианин обязан участвовать в жизни общества и даже стремиться к обогащению, А. был принципиально отвергнут. Протестантизм давал религ. санкцию новым отношениям бурж. общества с их предпринимат. духом и поэтому не мог поддерживать идею ухода от мира. Наряду с этим в протестантизме формируется т.н. мирской А., «весь секрет которого состоит в буржуазной бережливост и» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 378). Лютеранская мораль и английский пуританизм возводят А. в нравств. добродетель, объявляя нравств. благами скопидомство, скряжничество, скаредность.

Этот А. выражался также в запрещении танцев, театр. представлений, в строгой регламентации одежды и т.п.

С дальнейшим развитием капитализма, особенно в период империализма, А. приобретает форму подавления в человеке гуманных общественных, коллективистских чувств. В ряде сект (методисты, иеговисты, бухманизм и др.) А. принимает изощренно изуверские формы, являясь средством воздействия на нравств. мир верующих.

В ранних революц. выступлениях крестьянских и плебейских масс принцип м о р а л ь н о г о А., связанный с требованиями имуществ. равенства, выдвигался против роскоши и аморализма господств. классов. Аскетич. строгость нравов, выдвижение принципа спартанского равенства были необходимы низшему слою для того, чтобы объединиться как классу, чтобы развить свою революц. энергию и осознать свое враждебное положение к существующему обществ. строю. С развитием производит. сил и ростом революционности пролетариат постепенно освобождается от грубоуравнительного А. «Масса пролетариата менее всего нуждается в проповеди отречения от земных благ, хотя бы уже потому, что у нее не осталось почти ничего, от чего бы она могла еще отречься» (там же, с.

378). Отдавая должное революц. самоотверженности, стойкости и героизму в борьбе за социальный прогресс, за коммунизм, марксистско-ленинская этика отбрасывает попытки принижения ценности земной жизни, игнорирования задачи достижения всей полноты счастья личности на базе социализма и коммунизма. Всестороннее и гармонич. развитие человеч. личности возможно лишь с ликвидацией капитализма, на основе свободного от эксплуатации творч. труда всего народа и осуществления принципа «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Такие условия впервые в истории человечества создаются коммунизмом.

Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, Μ , 1956; Ленин В. И., Задачи союзов молодежи, Соч., 4 изд., т 31; Эйкеи Г., История и система средневекового миросозерцания, пер. с нем., СПБ, 1907; Зарин С. [М.], Аскетизм по православно-христианскому учению, [т.] 1, [ч.] 1–2, СПБ, 1907; Zöckler О., Askese und Mönchtum, 2 Aufl.

, Bd 1–2, Frankf./M., 1897; его же, Asceticism (christian), в кн.: Encyclopaedia of Religion and Ethics, ed. by J. Hastings, v. 2, Edinburgh – N Y., 1909; Mutz F. Х., Christliche Aszetik, 2 Aufl., Paderborn. 1909.

Е. Панфилов. Москва. Б. Рамм. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Почему важны ограничения в еде, вещевой минимализм, отказ от алкоголя, цифровой детокс, практики осознанности

Аскетизм – направление, проникающее в жизнь все большего числа людей. Наверняка, вы знаете кого-то, кто соблюдает Великий пост не из религиозных соображений и не ради пользы для здоровья, а ради того, чтобы на определенный срок ограничить себя. Кандидат психологических наук и сертифицированный коуч МСС ICF Ольга Рыбина, рассказывает, как ограничения меняют нашу жизнь, помогают разобраться в себе, стать счастливее и свободнее.

Теги:

психология

вопрос психологу

«Правила Жизни»

Содержание статьи

В чем суть аскетизма?

Истоки аскетизма берут начало в Древней Греции, где аскетами называли спортсменов, придерживающихся воздержанного образа жизни. Перед соревнованиями они ограничивали себя в развлечениях и еде, а также брали личные аскезы. Одним из примеров такой аскезы можно считать упражнение, которое борец Милон Кротонский включил в свои тренировки. День за днем, более четырех лет, атлет на своих плечах обносил вокруг городской стены теленка. Пока люди недоумевали и смеялись над необычным занятием атлета, теленок превращался во взрослого быка, а Милон  становился все сильнее. Так, благодаря личной аскезе атлет развил невероятную силу, слава о которой сохранилась в истории.

В дальнейшем содержание понятия «аскетизм» трансформировалось в практику отречения от мирских удовольствий как меры индивидуальной и духовной дисциплины. Аскеты полагали, что такой образ жизни поможет человеку стать высоконравственным, морально чистым и свободным.

Один из известных приверженцев аскетизма — древнегреческий философ Диоген Синопский, который жил в пифосе (большом керамическом сосуде для хранения еды). Его учения не предполагали самоистязания, но философ отсекал то, что ограничивало его свободу и во всем стремился к простоте. Так, когда Диоген увидел, как ребенок складывает руки чашкой, чтобы попить воды, выбросил свою миску со словами: «Ребенок победил меня в простоте жизни».

Аскетизм в современном мире

Сегодня аскетизм определяют как отступление от чрезмерного потребления или добровольное принятие обета на совершение определенных действий, требующих дисциплины и усилий ради достижения высшей цели.

Александр Башкирцев в книге «Аскеза в кедах: путь разумных ограничений» группирует практики по четырем сферам приложения усилий. 

  • Тело — ограничения в еде, физические нагрузки, соблюдение режима дня
  • Ум — вещевой минимализм, отказ от алкоголя и наркотических веществ, цифровой детокс
  • Дело — ограничения в работе и отдыхе, следование своей природе
  • Дух — практики осознанности, воздержания, отказ от критики и осуждения

Аскеза — это не вынужденное ограничение, связанное с затруднительным материальным положением или другими обстоятельствами. Зачастую умеренный образ жизни практикуют обеспеченные люди.

Например, миллиардер и владелец IT-компании Wipro Limited Азим Премджи, состояние которого превышает 20 миллиардов долларов, предпочитает летать эконом-классом и по возможности добираться до аэропорта на рикшах, экономя на такси. Он следит за тем, чтобы в офисе не забывали выключать свет в конце дня, при этом жертвует миллионы на благотворительность. Основатели Facebook Марк Цукерберг и Google Сергей Брин предпочитают джинсы и футболки брендовым костюмам. Сооснователь и бывший CEO Твиттера Джек Дорси питается один раз в день, регулярно медитирует, отдает предпочтение холодному душу и пешим прогулкам, а не горячей ванне и комфортному транспорту.

Сооснователь Apple Стив Джобс всегда носил черную водолазку, обычные джинсы Levi’s и кроссовки New Balance. Друзья и коллеги отмечают, что его дом был обставлен в духе экстремального минимализма. Кроме того, Джобс был крайне не прихотлив в быту и с колледжа придерживался простой вегетарианской диеты.  

Сторонники аскетичных взглядов отмечают, что состояние подтянутого пояса дисциплинирует, делает человека сильнее, помогает сохранять ясность ума и фокусироваться на главном.

Как аскетизм помогает улучшить качество жизни?

С ростом изобилия, доступности товаров и иных благ набирает обороты и эпидемия потребительства. Мы бросаем огромное количество сил на гонку за образом, который будет соответствовать идеальным представлениям о счастливой жизни, но в реальности не будет ею являться. Это нередко приводит к эмоциональному выгоранию, порождает фобии и зависимости, например:

  • Эмоциональное питание — стремление заглушить негативные чувства, порадовав себя продуктами-триггерами, которые могут иметь яркий вкус, но не приносят пользы.
  • FOMO — страх пропустить нечто важное, навязчивая потребность делиться своей жизнью в соцсетях, чтобы получить одобрение и признание окружающих.
  • FOBO — страх выбрать не самое лучшее из бесконечного числа вариантов парализует, заставляет упускать ценные возможности, истощает умственную энергию и подавляет.
  • ROMO — реальность упущенного, которая впервые возникла в пандемию и продолжает преследовать нас в моменты, когда планы рушатся по вине обстоятельств. В конечном счете мы направляем фокус внимания на сожаления о несостоявшихся событиях.
  • Ониомания — научное определение шопоголизма, впервые предложенное психиатром Эмилем Крепелином, и означающее непреодолимое желание покупать что-либо без необходимости, ради самого процесса покупки.

Доминик Лоро в книге «Искусство жить просто» отмечает: «Люди покупают, накапливают, коллекционируют. Прогибаются под тяжестью всего, чем владеют, и не замечают, что вожделение превращает их в безжизненные существа. Многие вещи — лишние, но мы понимаем это только в момент, когда теряем их. Как много мы делаем и приобретаем, лишь видя, что это есть у других».

Становясь заложниками общества потребления , мы рискуем потерять себя. Аскетизм же, напротив, способствует развитию индивидуальности и улучшению качества жизни в целом.

Сторонник аскетичных взглядов тщательно контролирует, что поступает в его сознание, организм и жизнь. Он осознает, что лишняя информация способствуют усталости и потере связи с собой. Исследования показывают, что неделя детокса от социальных сетей приводит не только к увеличению свободного времени, но и к улучшению психического здоровья людей, страдающих от депрессии. При этом даже не полный отказ, а намеренное сокращение времени, проведенного в социальных сетях, до 30 минут в день, приводит к снижению тревожности и страха пропустить нечто важное.

Приверженец аскетизма понимает пользу физических упражнений, закаливания, соблюдения режима. И осознает, что повышенное потребление «пищевых наркотиков» в действительности не избавляет от стресса, а приводит к еще большему ухудшению настроения спустя время. 

Когда аскезы наносят вред?

Аскетизм становится негативным явлением в случае его неразумности и чрезмерности. Хотя спорт и умеренное питание полезны для здоровья, избыточные физические активности и ограничения в еде, могут привести к обратному эффекту. То же касается и других практик. Интенсивность и глубина любых аскез должна быть разумна и подходить вам. Исследования также показывают, что излишние самоограничения, кроме проблем со здоровьем, могут привести к другим неприятным последствиям: нервозности, раздражительности, агрессии.

Как внедрить аскетизм в жизнь?

Эффективно внедрить аскетизм в жизнь помогут следующие шаги.

  • Определите цель

Самоограничение должно быть результатом осознанного выбора, а не способом доказать что-то обществу, следованием трендам или испытанием на прочность. Аскеза — не волшебный инструмент исполнения любых желаний. Не стоит ждать, что отказавшись от сладкого, вы станете миллионером.

Аскеза — это упражнение, благодаря которому, развивая телесные и душевные силы, мы приходим к высшей цели. Такими целями могут быть: сохранение спокойствия в любых ситуациях, принятие себя и других со всеми несовершенствами, повышение уровня энергии, понимание своих истинных потребностей и другие.

  • Оцените, что мешает достигнуть цели и что, наоборот, поможет в ее достижении

Каждый человек — большая биохимическая лаборатория. Наше самочувствие напрямую зависит от того, сколько мы двигаемся, что едим, как спим и в каком ритме живем.

Аскезы и цель должны быть взаимосвязаны. Если ваша цель — меньше уставать и быть энергичней, следует обратить внимание на питание, круг общения, режим дня, физические активности. А если ваша цель — услышать себя и свои истинный потребности, то тут поможет временный отказ от социальных сетей и развлечений, уединение, обет молчания.

  • Не уходите в крайности

Чрезмерное — враг полезного. Если для достижения цели необходимо включить в жизнь физические активности, не стоит с первых дней истязать себя многочасовыми тренировками. Можно начать с небольших изменений: выбирать лестницу вместо лифта, пешую прогулку вместо такси.

  • Сфокусируйтесь на осознанности

Практикуя аскезы, не следует доверять исключительно силе воли. Исследования показывают, что при ее чрезмерном использовании, мы рискуем столкнуться с эффектом «истощения эго». А это одна из причин срывов, которые в дальнейшем воспринимаются как моральный провал.Поэтому в долгосрочной перспективе следует больше полагаться на самоконтроль и неустанно держать фокус на цели. Другими словами, осознанно относиться к каждому шагу, понимая, что мы сейчас делаем и для чего.

  •  Разрешайте, а не запрещайте

Формулировки «я запрещаю себе есть по вечерам», «я запрещаю себе есть сладкое» звучат категорично. Запреты приводят к внутреннему сопротивлению и возникновению «эффекта запретного плода»: когда слышим «нельзя», только сильнее этого хотим.

Поэтому эффективнее говорить: «я разрешаю себе пропустить вечерний прием пищи», «я разрешаю себе есть здоровую еду». Для мозга это звучит мягче и он меньше сопротивляется изменениям.

  • Не мыслите категориями «больше никогда» или «навсегда»

Можно отказаться от любимого, но не слишком полезного занятия или продукта на определенное время. Или попросту ограничить его присутствие в своей жизни. Излишества притупляют наши чувства, умеренность же возвращает им остроту.

  • Прислушивайтесь к себе

Важно прислушиваться к ощущениям и при необходимости менять свой путь. Если возникает понимание, что спустя время изменения не приносят радости и лишь опустошают, следует скорректировать план, а не продолжать испытывать силу воли.

Каждая вещь, продукт, человек и действие в вашем пространстве должны становиться отражением истинных потребностей. Только если они нам действительно нужны, мы испытаем ощущение полноты жизни и подлинного счастья.

Этимология, происхождение и значение слова аскет по этимонлайну

Реклама

1640-е гг., «практиковать строгое самоотречение как религиозное упражнение», от латинизированной формы греческого asketikos «строго самодисциплинированный, трудолюбивый», от asketēs «монах, отшельник». », ранее «квалифицированный рабочий, тот, кто занимается искусством или ремеслом», особенно «спортсмен, тренирующийся для арены», от askein «упражняться, тренироваться», особенно «тренироваться для спортивных соревнований, заниматься гимнастикой, упражнениями, «Возможно, первоначально «чтобы придать форму, украсить или усовершенствовать материал».

Греческое слово применялось стоиками для обозначения обуздания влечений и страстей как пути к добродетели и было заимствовано у них ранними христианами. Переносное значение слова «чрезмерно строгий или строгий» также восходит к 1640-м годам. Связанный: Аскетический (1610-е гг.).

аскет (сущ.)

1650-е гг., «строгий в самоотречении», особенно в акте религиозного поклонения; 1670-е, аскет, «один из первых христиан, которые удалились в пустыню, чтобы жить уединенной жизнью в медитации, самоотречении и молитве», от аскета (прил.).

Пожалуй, нет в нравственной истории человечества фазы более глубокого и болезненного интереса, чем эта аскетическая эпидемия. Безобразный, грязный и истощенный маньяк, без знаний, без патриотизма, без естественной привязанности, проводящий свою жизнь в длинной рутине бесполезных и жестоких самоистязаний и трепещущий перед ужасными фантомами своего бредового мозга, стал идеалом народы, знавшие сочинения Платона и Цицерона и жизни Сократа и Катона. [В.Э.Х. Леки, «История европейских нравов», 1869 г.]

Обновлено 26 сентября 2022 г.

Реклама

Реклама

Словар.

асцит

асцит

  • A
  • B
  • C
  • D
  • E
  • F
  • G
  • H
  • I
  • J
  • K
  • L
  • M
  • N
  • O
  • P
  • Q
  • R
  • S
  • T
  • U
  • V
  • W
  • X
  • Y
  • Z

значение аскетизма на телугу | аскетизм перевод на телугу

Реклама — Удалить

  • Словарь
  • Произношение
  • Word Network
  • Examples
  • Thesaurus
  • Rhymes
  • Trends

Popularity:

Difficulty:

Telugu: అసేటిసిజమ

Practice

Transliterate

noun 
  • మునివృత్తి
  • వైరాగ్యము
  • సన్యాసం

Advertisement — Remove

asceticism Словоформы и окончания

asceticisms (множественное существительное)

Определения и значение слова asceticism в английском языке

Аскетизм

Существительное
  1. Строгая самоотдача и активное самоограничение
    Синонимы

    ASCESIS

  2. . Черт неиндульгенция

  3. учение о том, что через отказ от мирских удовольствий можно достичь высокого духовного или интеллектуального состояния

Синонимы аскетизма

  • аскеза
  • аскетизм, воздержание

Просмотреть еще Тезаурус »

Описание

Аскетизм – это образ жизни, характеризующийся воздержанием от чувственных целей, преследующих духовные цели. Аскеты могут уйти из мира для своих практик или продолжать быть частью своего общества, но обычно ведут скромный образ жизни, характеризующийся отказом от материальных благ и физических удовольствий, а также проводят время в посте, концентрируясь на религиозной практике или размышлениях. по духовным делам. Различные люди также пытались вести аскетический образ жизни, чтобы освободиться от пристрастий, некоторые из которых характерны для современной жизни, таких как деньги, алкоголь, табак, наркотики, развлечения, секс, еда и т. д.

См. также «Аскетика» в Википедии

Реклама — удалить

Приложения SHABDKOSH

Английский словарь телугу для Android

Английский словарь телугу для iOS

Шабдкош Премиум

Работа без рекламы и многое другое

Узнать больше

Прямая и косвенная речь

Знание того, как использовать прямую и косвенную речь в английском языке, считается важным в разговорном английском языке. Прочтите статью ниже и узнайте, как использовать их каждый день. Подробнее »

Неправильные глаголы

Неправильные глаголы используются чаще, чем правильные глаголы в английском языке. Понимание этих глаголов может показаться трудным, но все, что вам нужно, это немного практики и хорошая наблюдательность. В этой статье вы найдете список глаголов, которые являются неправильными и… Подробнее »

Непонятные слова в английском языке

Слова в английском языке не так просты, как кажутся. Есть некоторые, которые просто сбивают нас с толку и мешают вести разговор. Посмотрите на приведенный список и узнайте разницу между этими словами. Подробнее »

Типы существительных

Существительные — самая большая группа слов в любом языке. Понимание их и правильное использование при изучении языка считается очень важным. Подробнее »

Читать больше статей »

См. также

Какое другое слово для аскетизма ?

Предложения со словом аскетизм

Слова, рифмующиеся со словом аскетизм

Переводчик на телугу английского языка

Слова, начинающиеся на

aasascasceascetascetiasceticasceticiasceticis

Что означает аскетизм на телугу?

Слово или словосочетание аскетизм относится к строгому самоотречению и активному самоограничению, или к черте большого самоотречения (особенно к воздержанию от мирских удовольствий), или к учению о том, что через отказ от мирских удовольствий можно достичь высокое духовное или интеллектуальное состояние.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *