Определение беседа в психологии – Беседа — психология

Беседа определение в психологии. Психология

Беседа — один из основных методов психологии и педагогики, кото­рый предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей. В последнем случае беседа вы­ступает как элемент метода обобщения независимых характеристик. Научная ценность метода заключается в установлении личного кон­такта с объектом исследования, возможности получить данные опе­ративно, уточнить их в виде собеседования.

Беседа может быть формализованной и неформализованной. Формализованная беседа предполагает стандартизированную поста­новку вопросов и регистрацию ответов на них, что позволяет быстро группировать и анализировать полученную информацию. Неформа­лизованная беседа проводится по нежестко стандартизированным вопросам, что дает возможность последовательно ставить дополнительные вопросы, исходя из сложившейся ситуации. В ходе беседы этого вида, как правило, достигается более тесный контакт между ис­следователем и респондентом, что способствует получению наиболее полной и глубокой информации.

В практике психолого-педагогических исследований выработаны определенные правила применения метода беседы:

♦ беседовать только по вопросам, непосредственно связанным с ис­следуемой проблемой;

♦ формулировать вопросы четко и ясно, учитывая степень компе­тентности в них собеседника;

♦ подбирать и ставить вопросы в понятной форме, побуждающей респондентов давать на них развернутые ответы;

♦ избегать некорректных вопросов, учитывать настроение, субъек­тивное состояние собеседника;

♦ вести беседу так, чтобы собеседник видел в исследователе не ру­ководителя, а товарища, проявляющего неподдельный интерес к его жизни, думам, чаяниям;

♦ не проводить беседу второпях, в возбужденном состоянии;

♦ выбирать такое место и время проведения беседы, чтобы никто не мешал ее ходу, поддерживать доброжелательный настрой.

Обычно процесс беседы не сопровождается протоколированием. Однако исследователю можно при необходимости делать для себя некоторые пометки, которые позволят ему после окончания работы полностью восстановить весь ход беседы. Протокол или дневник как форму регистрации результатов исследования лучше всего заполнять после окончания беседы. В отдельных случаях могут использоваться технические средства ее регистрации — магнитофон или диктофон. Но при этом респондент обязательно должен быть проинформиро­ван о том, что запись беседы будет осуществляться с применением соответствующей техники. В случае его отказа применение назван­ных средств не рекомендуется.

В настоящее время в научной литературе уделяется явно недоста­точное внимание анализу данного метода исследования. В то же вре­мя признано, что с помощью беседы можно получить весьма ценную информацию, которую порой нельзя добыть другими методами. Форма беседы, как никакого другого метода, должна быть подвиж­ной, динамичной. В одном случае цель беседы — получение той или иной важной информации — может скрываться, так как при этом достигается большая достоверность данных. В другом случае, напро­тив, попытка получить объективную информацию с помощью кос­венных вопросов может вызвать негативную, скептическую реакцию участников беседы (типа «Строит из себя умника»). Особенно высо­ка вероятность подобной реакции у людей с завышенной самооцен­кой. В таких ситуациях более достоверную информацию исследова­тель получит, если займет такую, например, позицию: «Вы знаете много, помогите нам». Подобную позицию подкрепляют обычно по­вышенной заинтересованностью в получении информации. Это, как правило, побуждает людей к большей откровенности и искренности. Вызвать человека на откровенность и выслушать его — большое искусство. Естественно, что откровенность людей надо ценить и бе­режно, этично обращаться с полученной информацией. Откровен­ность беседы повышается, когда исследователь не делает никаких за­писей.

В бесе

pobeda-mf.ru

Беседа — это… Значение психологического термина — Психология закономерностей

Беседа пояснение

БЕСЕДА — в психологии — метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса. Широко применяется в психологии социальной, медицинской) детской и пр. Основной способ введения испытуемого в ситуации психологического экспериментирования — от строгой инструкции в эксперименте психофизическом до свободного общения в психотерапии. Один из распространенных методов исследования психологического. Предусматривает выявление интересующих исследователя связей на базе данных эмпирических, полученных в живом двустороннем общений с испытуемым. Как правило, служит вспомогательным методом, ибо при анализе хода беседы и ее результатов встает ряд трудно разрешимых проблем, касающихся откровенности испытуемого и его отношения к исследователю. Да и сам исследователь не свободен от субъективности: хотя беседа планируется заранее, в ходе общения практически невозможно абстрагироваться от личностного отношения к испытуемому. Можно сказать, что использование беседы как основного метода возможно при соответственной квалификации психолога, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободно выразиться — и вместе умение абстрагировать личные отношения от содержания беседы. Как самостоятельный метод, беседа использовалась в работе некоих ведущих психологов мира (-> беседа клиническая; беседа психоаналитическая). Беседа применяется на разных стадиях исследования и для первичной ориентировки, и для уточнения выводов, полученных иными метолами, особенно наблюдением. Умелое применение беседы может дать весьма ценные результаты. Как специфические виды беседы выделяются:

1) введение в эксперимент — привлечение к сотрудничеству;

2) беседа экспериментальная — в ходе коей проверяются рабочие гипотезы;

3) интервью.


ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ СЛЕДУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ:

psiho-zakon.ru

Метод беседы в психологии

 

    Беседа – диалог субъектов с целью получения информации о респонденте. Беседы могут быть индивидуальные и групповые. Главной особенностью беседы как метода является отсутствие «жесткой» схемы проведения и сравнительно большая, чем в других методах степень влияние исследователя-интервьюера (психолога). 

    Беседа  и другие методы. Беседа занимает важное место среди методов в психологии, хотя и считается субъективным / «неточным» методом. Среди основных методов, используемых психологией, беседа сравнительно более неформализованный и не стандартизированный метод. Противоположным беседе методом считают эксперимент, который подразумевает проведение в «искусственных» /специально созданных условиях, однако оба этих метода обеспечивают контакт между двумя людьми.

    Сравнивая метод беседы с экспериментом, можно  отметить, что эксперимент — тоже диалог двух сознаний, двух личностей, такая же встреча, часто не прямая, опосредованная самыми разнообразными «орудиями» и «предметами» (аппаратурой, методикой, табличкой на двери, белым халатом, инструкцией» молчанием».)

    Представление о методе как о недостаточно надежном / неточном складывается с одной  стороны – благодаря использованию  «гибкой» / не стандартизированной  структуры, а с другой стороны  большой роли субъективного влияния человека, проводящего беседу (психолога). Метод беседы, как ни один другой метод, предъявляет высокие требования к экспериментатору-психологу, его мастерству, профессиональной зрелости.  

    В то же время, метод беседы обладает такими преимуществами как:

    + Широкие  возможности получения 

    разнообразной  информации от респондента, возможность  регулировать / контролировать беседу  по ходу, что особенно актуально  при установлении контакта с  незнакомым респондентом или  при проведении бесед на малознакомую тему.

    + Данный  метод не требует привлечения  сложной дополнительной аппаратуры  и оборудования.

    Из  истории беседы. Если обратиться к историческому прошлому диалога, то можно заметить, что культивируемые формы беседы были связаны с различными позициями, которые предписывалось занимать участникам, и целями, которые подобная беседа могла преследовать. Так, переход от диалектики софистов к диалогу Сократа по существу состоит в смене главных целей беседы, что в корне меняет как содержание обсуждаемых вопросов (то есть преобразуется предмет беседы), так и ее направленность, основные результаты. В основе обоих вариантов диалога лежит известный метод Зенона, названный приведением к абсурду или нелепости, суть которого заключается в поиске обнаружения противоречий в высказывании противника. Однако если софисты, «переложившие» указанный прием в вопросно-ответную форму живой беседы, создали вариант эристики — искусства ведения спора, риторических приемов и техники, то Сократ сделал подобный диалог (использующий приемы Зенона и форму беседы софистов) средством познания истины или искусством майевтики (май-евтика — повивальное искусство — метафорически обозначает помощь, содействие в рождении истины, средство, помогающее ее оформлению, прояснению для собеседников). Главной целью софистического диалога является беседа в споре как таковая, отсюда вытекали и позиции задающего вопросы и отвечающего. Так, в соответствии с методом Зенона главной задачей спрашивающего было заставить отвечающего противоречить самому себе, а задачей отвечающего — любой ценой избежать этой ловушки, независимо от того, будут ли его ответы выражать то, что он считает истинным, или нет. В конечном итоге подобная беседа демонстрировала возможность опровержения и, наоборот, принятия практически любого утверждения- Единственный осмысленный результат софистического диалога — победа в споре одного и поражение другого участника беседы.

    Наоборот, главной целью в беседе Сократа  служил поиск и нахождение истины, истинной сущности вещей. Поэтому предполагалось, что собеседники в своих рассуждениях должны исходить только из того, что им представляется истинным.

    Задача  отвечающего состояла в том, чтобы  отталкиваясь от интуитивного представления  о каком-либо качестве, добродетели, дать его словесное определение как понятия* Задача спрашивающего (Сократа) заключалась в том, чтобы «навестив собеседника на путь раскрытия тех понятий, которыми владеет определяющий, но настолько смутно, что не в состоянии дать им точное и всеохватывающее определение. Наведение осуществлялось с помощью все того же метода приведения к нелепости. 

    Выделяют  различные типы бесед. Основными критериями отнесения беседы к определенному типу являются особенности предварительно подготовленного плана (программа и стратегия) и характер стандартизации беседы, т. е. ее тактика. Под программой и стратегией, как правило, подразумевают составленный психологом в соответствии с целями и задачами беседы набор смысловых тем и последовательность движения между ними. Чем выше степень стандартизации беседы, тем более строг, определен и неизменяем набор и форма вопросов психолога в ней, т, е. тем более жесткой и ограниченной является его тактика. 

  • стандартизированная беседа — стойкие программа, стратегия и тактика;
  • частично стандартизированная — стойкие программа и стратегия, тактика значительно более свободная;
  • свободная — программа и стратегия заранее не определяются или же только в основных чертах, тактика совершенно свободная.

    Беседы  свободного и частично стандартизированного типов  требуют особенно высоких требований к профессиональной зрелости и уровню психолога, его опыту и умению творчески пользоваться беседой. 

    Стандартизированные беседы имеют больше возможностей для  сравнения/ сопоставимости данных, полученных от разных респондентов, однако при этом представляются не вполне естественной процедурой, имеющей более или менее выраженный оттенок экзаменационного опроса, и поэтому сковывающей непосредственность и вызывающей к действию защитные механизмы. 
     

  • Наличие четкой цели проведения беседы — процесс коммуникации должен быть направлен на решение исследовательских задач.
  • Место, обстановка проведения беседы должны способствовать созданию располагающей, комфортной атмосферы, не вызывать раздражения. В такой обстановке должен не должен испытывать напряжения, что позволит ему в большей степени «раскрыться», что обычно способствует более результативной беседе.
 
  •   Роль и мастерство  интервьюера: роль интервьюера требует, чтобы он направлял и контролировал процесс коммуникации для решения исследовательских задач. Однако, в то же время интервьюеру необходимо избежать роли «эксперта» для того, чтобы не «блокировать» реакции респондента; он должен не поддаваться соблазну решать свои личные проблемы и удовлетворять собственные потребности, особенно потребности во власти, в чувстве превосходства, благодарности со стороны интервьюируемого и т. п. Важную роль в поведении интервьюера уделяется визуальному контакту, интонациям, а также невербальной коммуникации.
 
  •   Соблюдение структуры  беседы:
    • Вводная часть беседы играет очень важную роль в композиции. Именно здесь необходимо заинтересовать собеседника, привлечь его к сотрудничеству, т, е. «настроить» его на совместную работу. Испытуемому сообщается также о примерной продолжительности беседы, ее анонимности, и, если это представляется возможным, то о ее целях и дальнейшем использовании результатов.
    • Основная часть беседы – содержание этапа подобного исследования полностью определяется конкретными целями и задачами данной беседы.
    • Завершающая фаза — это окончание беседы. Как правило, здесь в той или иной форме делаются попытки ослабить напряжение, возникающее в ходе беседы, и выражается признательность за сотрудничество. Если беседа предполагает свое последующее продолжение, то ее завершение должно сохранить готовность собеседника к дальнейшей совместной работе.
 
  •   Соблюдение конфиденциальности.
 
  •   Способы постановки вопросов. Основные группы вопросов:

    Также, выделяют другие классификации вопросов, которые в большей степени опираются не на форму самих вопросов, а на их содержание. 

    Соблюдение  этих условий способствует более  эффективному проведению беседы и получению  большего количества информации об интервьюируемом.  
     

    Беседа является одним из самых продуктивных методов в психологии личности, дающих возможность вглядеться во внутренний мир человека. С помощью бесед получают информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношении к интересующим исследователя / психолога проблемам.

    Метод беседы также применяется в современных  социологических, социально-политических, маркетинговых исследованиях для  выявления отношения к определенному  явлению, персоналии и др.

    Для получения сопоставимых / сравнимых данных метод беседы комбинируется с методами опроса / стандартизированного интервью. Метод беседы также может применяться для прояснения причин определенных явлений, о которых свидетельствуют данные опроса / стандартизированного интервью.

stud24.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *