Бихевиоризм. Определение — презентация онлайн
1. Лекция 12 Бихевиоризм
«Бедная, бедная психология. Сперва онаутратила душу, затем – психику, затем –
сознание и теперь испытывает тревогу по
поводу поведения».
Британская энциклопедия.
2. Определение
Бихевиоризм (от англ. «behavior» поведение) – наука о поведении, особоенаправление в психологии, которое
изучает поведение животных и человека
без привлечения сознания.
3. Предшествующее влияние
—В начале ХХ века в США активно развивался
функционализм, но еще удерживал свои позиции
структурализм.
В 1913 году обе позиции были опротестованы
Дж.Уотсоном.
Он не хотел никаких компромиссов со старой
психологией.
На становление новой психологии повлияли три
основные силы:
Философские традиции объективизма и механицизма
Зоопсихология
Функционализм.
4. Влияние объективизма и механицизма
Первые шаги на пути к объективности вобъяснении функционирования организма на
основе механических представлений человека
были сделаны Декартом.
Философ Огюст Конт (18-19 вв.) явился
основателем позитивизма – науки, которая
признает только естественные явления и
объективно наблюдаемые факты.
Эти критерии совершенно исключали из
рассмотрения интроспекцию, зависящую от
личного, индивидуального сознания и не
являющуюся объективно наблюдаемой.
5. Влияние объективизма и механицизма
К тому времени, как Уотсон начал работать надбихевиоризмом, объективистские,
материалистические и механистические влияния
были достаточно сильны.
Их воздействие неизбежно приводило к
появлению нового вида психологии, в которой не
упоминались ни душа, ни сознание, ни разум, психологии, которая принимала во внимание
только то, что можно увидеть, услышать или
потрогать.
Неизбежным результатом этого подхода стало
появление науки о поведении, рассматривающей
людей как некие машины.
6. Влияние зоопсихологии
Основной задачей зоопсихологов было доказательстворазумного поведения животных и непрерывность
перехода от разума животных к разуму человека.
Они были приверженцами экспериментальных методик,
но поскольку, предметом психологии все еще
оставалось сознание, его пытались изучать с помощью
эксперимента.
К 1910 году в США было 8 зоопсихологических
лабораторий.
Дж.Уотсон прослушал курс лекций по зоопсихологии в
Чикагском университете и собирался продолжить
исследования в этом направлении.
7. Влияние зоопсихологии
Работы зоопсихологов (в том числе, физиологовВ.М.Бехтерева и И.П.Павлова) демонстрировали
движение психологии в сторону объективности.
Вскоре зоопсихологии предстояло стать
моделью для разработки учения о поведении.
Ознакомившись с трудами зоопсихологов,
Уотсон разработал основы бихевиоризма,
положения которого в равной степени были
справедливы как для животных, так и для
человека.
8. Влияние функционализма
Функционализм изначально был болееобъективен, чем другие психологические
направления.
Мнение, что психологии в отрыве от
интроспекции не существует, опровергалось
фактами.
Таким образом, мысль о том, что психология
должна стать наукой о поведении высказывалась
много раз и до Уотсона.
Но именно он наиболее энергично отозвался на
зов времени, став во главе поведенческой
психологии.
9. Джон Браадус Уотсон (1878-1958)
10. Джон Браадус Уотсон (1878-1958)
Дж.Уотсон родился в очень беднойфермерской семье недалеко от г.
Гринвилла.
Отец бросил семью, когда Уотсону было
13 лет.
Жизнь на грани нищеты и психологическая
травма сделали Уотсона типичным
трудным подростком, мечтой которого
было стать богатым и знаменитым.
11. Баптистский университет
Уотсон очень любил свою мать – глубоковерующую баптистку.
Он дал ей обет стать священником и учился так,
чтобы его переводили с курса на курс.
Был конфликтен, честолюбив, «слишком
высокого мнения о себе», упрям и импульсивен.
В 1900 г. его мать умерла, освободив его от
обета.
Уотсон уехал в Чикаго, имея при себе 50
долларов и желание покорить мир.
12. Годы в Чикаго
Занимался философией, увлексяфункциональной психологией.
Работал официантом, уборщиком в лаборатории
функционалиста Энджелла и преподавателем.
В 1903 г. защитил докт. дисс. по философии и
женился на своей студентке, Мэри Икес из
богатой и влиятельной семьи.
В 1908 г. защитил дисс. по физиологии и получил
приглашение на работу в университет Джона
Хопкинса в Балтиморе.
13. Годы в Балтиморе (1908-1920)
В 31 год по воле случая стал зав. кафедрой психологии иглавным редактором журнала «Психологическое
обозрение».
Все его работы встречали горячий отклик в молодежной
психологической среде. Многие старые психологи
отвергали его подход.
В 1916 году (37 лет) был избран президентом
Американской психологической ассоциации.
В этом же году начал читать курс по психологии рекламы,
демонстрируя прикладной характер бихевиоризма.
В 1919 г. опубликовал книгу «Психология с точки зрения
бихевиориста», которая стала программой поведенческой
психологии.
14. Конец академической карьеры
В 1921 г. состоялся шумный бракоразводныйпроцесс Уотсона с женой по факту его
супружеской неверности.
«Моя общая реакция на тебя только
положительна. Соответственно, положительна и
реакция моего сердца», — писал Уотсон своей
возлюбленной Розалии Рейнер в письмах,
которые были перехвачены его женой и
опубликованы в газетах.
Уотсон был уволен из университета и, хотя он
женился на Розалии Рейнер, ни один
университет не осмеливался пригласить его на
работу.
15. Начало коммерческой карьеры
Уотсон был поражен и оскорблен.«Я могу найти себе применение в коммерции, но
я люблю свою работу. Я чувствую, что моя
работа важна для психологии и что тот
маленький огонек, который я старался
поддерживать ради будущего науки, будет
затоптан, стоит лишь мне уйти».
Безработный, с огромными алиментами, Уотсон
начал карьеру прикладного психолога в области
рекламы.
16.
Богатый и знаменитыйВ 1921 году оклад Уотсона в рекламном агентствесоставлял 25.000$ в год.
В течение трех лет он стал вице-президентом рекламного
агентства.
В рекламном бизнесе он работал до момента своей
отставки в 1945 году.
Им были разработаны многие принципы психологии
рекламы: принцип акцента на форме и стиле, а не на
содержании, принцип привлечения знаменитостей,
принцип манипуляции эмоциями, мотивами и
потребностями людей.
В основе его рекламной деятельности лежала знаменитая
формула S→R. От бихевиоризма он не мог отказаться.
17. Популяризация психологии
После 1920 года Уотсон популяризировалпсихологию через СМИ, печатаясь в популярных
журналах, выступая на радио, что, несомненно,
способствовало его известности.
«Если у меня нет возможности публиковать свои
работы в научных психологических журналах, то
почему бы не попытаться продать свои изделия
широкой публике».
За это Уотсон подвергся еще большему
осуждению со стороны научной общественности.
18. Психологическое воспитание ребенка
Эта книга (1928 г.) содержала массурекомендаций по воспитанию детей в духе
бихевиоризма. Поколения американцев
были воспитаны по правилам Уотсона.
Своих детей он воспитывал также, никогда
не прикасаясь к ним и не проявляя
нежности.
19. Запоздалое признание
В 1935 году умерла жена Уотсона, которая была младше егона 20 лет.
От горя Уотсон не оправился никогда. Он стал отшельником,
распродав все свое имущество и жил в маленьком
фермерском домике.
В 1957 году, когда Уотсону исполнилось 79 лет,
Американская психологическая ассоциация решила внести
его имя в почетный список за большой вклад в развитие
психологии.
В последний момент Уотсон отказался войти, боясь, что
разрыдается.
Он умер на следующий год, но перед смертью сжег все свои
письма, рукописи и заметки, бросая их в огонь одно за
другим. Он ничего не оставил историкам.
20. Психология с точки зрения бихевиориста
——
Уотсон формально провозгласил бихевиоризм в 1913 г.
«Если психология хочет оставаться объективной наукой,
то она должна изучать только поведение людей и
животных».
Задача психологии – прогнозирование поведения и
управление поведением.
Методы бихевиоризма –
Наблюдение
Тестирование (тесты реакций, а не интеллекта или
личностных качеств)
Метод дословных записей
Метод условных рефлексов.
21. Метод дословных записей
Этот метод был наиболее противоречивым, т.к.«отдавал интроспекцией».
«Уотсон позволял пролезть интроспекции через
черный ход, после того, как ее выкинули с
парадного крыльца». Почему
Он считал, что речевые реакции являются
объективно наблюдаемыми явлениями.
«Говорить – значит делать; значит, это –
поведение. Говорить вслух или про себя
(мыслить) является таким же объективным
видом поведения, как игра в бейсбол».
22. Метод условных рефлексов
Был разработан Уотсоном в 1915 г., послеизучения работ Бехтерева и Павлова.
«Условный рефлекс вырабатывается тогда,
когда реакция связывается или ассоциируется с
раздражителем».
Так поведение было сведено к единичным парам
«стимул — реакция» — S→R.
Так Уотсон продолжил традиции атомизма и
механицизма, разбивая сложное человеческое
поведение на отдельные элементы.
23. Критика бихевиоризма
Бихевиоризм критиковали за полноесбрасывание со счета сознания. В будущем эта
критика была поддержана психологами
гуманистического направления.
«Если психологи не будут использовать
интроспекцию, то каким образом они смогут
определить смысл реакции и объекта Как, не
прибегая к интроспекции, можно выяснить что-то
о мечтах или фантазии Как понять и оценить
эстетические переживания» (Уильям МакДугалл).
24. Вклад бихевиоризма Уотсона в развитие психологии
Уотсон сделал психологию более объективной по своимметодам и терминологии.
Он сделал психологию популярной прикладной наукой.
В 1930 году бихевиоризм Уотсона начал заменяться
необихевиоризмом, что не снизило его популярности.
Под влиянием Уотсона, с его обаянием, харизмой, умением
убеждать и вселять надежду, американцы были буквально
захвачены тем явлением, которое Уотсон называл
«прорывом в психологии». Они уверовали в то, что путь к
счастью, здоровью и процветанию пролегает через
психологию.
Таким образом, психология завоевала признание в США, и
Уотсон сделал для этого больше, чем кто-либо другой.
Бихевиоризм
Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение), ведущее направление в американской психологии, оказавшее значительное влияние на все дисциплины, связанные с изучением человека. В основе Бихевиоризм лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Возник на рубеже 19- 20 вв. под непосредственным влиянием экспериментальных исследований психики животных. Т. к. в этих исследованиях не мог применяться метод самонаблюдения, господствовавший при изучении психики человека, то была построена методика эксперимента, основанного на серии контролируемых воздействий на животных и регистрации их реакций на эти воздействия. Эта методика была перенесена и на изучение психики человека. Общеметодологическими предпосылками
Согласно Бихевиоризм, у человека при рождении имеется относительно небольшое число врождённых схем поведения (дыхание, глотание и т.
п.), над которыми надстраиваются более сложные процессы, вплоть до образования сложнейших «репертуаров поведения» (Бихевиоризм Скиннер). Удачная реакция закрепляется и впредь имеет тенденцию к воспроизведению — «закон эффекта». Закрепление реакций подчиняется «закону упражнения», т. е. многократного повторения одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы, в результате чего эти реакции автоматизируются. Для объяснения того, каким образом выбирается данная реакция в ответ на данное воздействие, Торндайк выдвинул принцип «проб и ошибок», согласно которому выработка всякой новой реакции начинается со слепых проб, продолжающихся до тех пор, пока одна из них не приведет к положительному эффекту. Наивысшего развития
Осуществленный Бихевиоризм поворот к объективному изучению психики, разработанные им новые методики эксперимента, широкое привлечение в психологию математических средств составили сильную сторону Бихевиоризм Однако в советской и зарубежной психологии Бихевиоризм был подвергнут серьёзной критике (она была начата гештальтпсихологией и продолжена в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Ж. Пиаже и др.) за устранение из психологии таких фундаментальных понятий, как сознание, мышление, воля и т.д., за игнорирование социальной природы психики, за огрубление и примитивизацию вследствие этого поведения человека, и, в конечном счёте, за утрату собственно предмета психологии. Справедливость этой критики была подтверждена и самим развитием Бихевиоризм: его последователи ввели в схему S — R т. н. промежуточные переменные, т. е. вновь обратились к анализу психики и тем самым отказались от основного тезиса Бихевиоризм в его классической форме (см.
Лит.: Уотсон Д ж. Бихевиоризм, Бихевиоризм, в кн.: Большая советская энциклопедия, т. 6, М., 1927; Экспериментальная психология, сост. П. Фресс и Ж. Пиаже, пер. с франц., в. 1-2, М., 1966, гл. 1; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 12.
Н. Г. Алексеев.
>> >> >> |
Статья про «Бихевиоризм» в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 588 разОпределение
в кембриджском словаре английского языка
Затем появился бихевиоризм и идея о том, что невозможно узнать, о чем думают животные, потому что мы не можем проникнуть в их головы.Из проводного
Вместо того, чтобы направлять его к бихевиоризм который кажется интуицией, которой обладают многие, скажем, нейробиологи?Из Атлантики
Большинство психологических исследований в то время были сосредоточены на бихевиоризме — классической обусловленности и тому подобном.Из Атлантики
Проблема заключается в нашей потребности в контроле, нашей склонности ставить условия для нашей любви и нашей постоянной зависимости от давно дискредитированных предпосылокОт Хаффингтон Пост
Долгое время, с бихевиоризмом и аудиолингвальным методом, родной язык был чем-то, чего мы всячески избегали.Из Кембриджского корпуса английского языка
Однако бихевиоризм , кажется, осознал врожденную асимметрию вознаграждения и наказания.Из Кембриджского корпуса английского языка
Бихевиоризм в его самом строгом смысле был научной программой, которая доминировала в психологии в 1920-х и 1930-х годах.Из Кембриджского корпуса английского языка
Беспокойство по поводу чрезмерной интерпретации и антропоморфизма в исследованиях на животных, кроме человека, широко распространено и за пределами бихевиоризма .Из Кембриджского корпуса английского языка
Он начинает с изучения трех стандартных философских подходов к проблеме разума и тела:Из Кембриджского корпуса английского языка
Поведенчески-когнитивная перспектива опирается на различные аспекты теории обучения и бихевиоризм , подчеркивая при этом важность когнитивного понимания.Из Кембриджского корпуса английского языка
Каковы были последствия этого для психоанализа — и для бихевиоризма ?Из Кембриджского корпуса английского языка
Хотя психоанализ и бихевиоризм психических заболеваний и связанная с ними социальная политика во второй половине 20-го века.Из Кембриджского корпуса английского языка
По мере процветания бихевиоризма научные исследования психических состояний не поощрялись.Из Кембриджского корпуса английского языка
Эти факторы в сочетании с появлением конкурирующих исследовательских парадигм психологического функционализма и бихевиоризм , оказал огромное давление на структурализм как движение.Из Кембриджского корпуса английского языка
Дисциплина повернулась в другом направлении — бихевиоризм , гештальт, исследования восприятия, социальная психология.Из Кембриджского корпуса английского языка
Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Определение бихевиоризма — 1402 слов
Содержание
- Введение
- Исторические строительные блоки бихевиоризма
- Взгляд Ивана Павлова на бихевиоризм
- Взгляд Джона Ватсона на бихевиоризм
- Берхус Взгляд Фредерика Скиннера на бихевиоризм
- Ссылки
Введение
Бех авиоризм можно определить как теоретическую основу, которая уходит своими корнями в психологию и делает упор на на наблюдаемом, а также определяемом поведении в качестве основной единицы исследования (Luthans, Youssef, & Luthans, 2005).
Следует отметить, что бихевиоризм аналитически исследует отношения, существующие между поведением человека, а также непредвиденными обстоятельствами окружающей среды. Следует также отметить, что исследование, а также практика бихевиоризма уделяют большое внимание прогнозированию и управлению поведением и поэтому особенно применимы к исследованиям организаций (Newby, Stepich, Lehman, & Russell, 2006).
Модель бихевиоризма отличается от общих теорий когнитивной психологии, поскольку бихевиоризм не концентрируется на внутренних аффективных или когнитивных процессах, а также на случайных измерениях отношений, чувств или убеждений.
В то время как когнитивные подходы пытаются не только понять, но и объяснить сложные причины, а также сложность поведения людей, бихевиоризм основывается на том, что человеческое поведение, как правило, является функцией как окружающей среды, непредвиденные обстоятельства и последствия (Newby, Stepich, Lehman, & Russell, 2006).
Исторические строительные блоки бихевиоризма
Бихевиоризм имеет четыре основных исторических строительных блока. Эти основные вводные работы включают в себя эксперименты по классическому обусловливанию, проведенные Павловым (1849–1936), закон эффекта, проведенные Торндайком (1874–1949), эксперимент Уотсона по обусловливанию человека (1878–1958), а также концептуализация и работа по оперантному обусловливанию, которые были выполнены Скиннером (1904-1990).
Следует отметить, что в организационных исследованиях широко применяется поведенческое приложение, содержащееся в книге Лютанса и Крейтнера (19).85) под названием «Изменение организационного поведения и не только» (Newby, Stepich, Lehman, & Russell, 2006).
Чтобы критически наблюдать за поведением, ряд бихевиористов предполагают, что возможность определения стимула, а также реакции должна быть очень высокой. Идентификация стимула, а также реакция обычно действуют как детерминанта наблюдения за поведением.
Считается, что если возможна идентификация, а также реакция на стимул, то также можно будет изучать, понимать, а также изменять поведение. Из-за этого бихевиоризм иногда называют психологией стимул-реакция, поскольку он в основном делает упор на изучение условий внешней среды людей, которые определяют поведение людей определенным образом.
Бихевиористы верят, что поведение человека лучше всего можно понять, изучая определенные виды поведения. Точно так же бихевиористы считают, что черты человека, такие как характер, честность, а также личность, обычно не определяются внутренне людьми, но эти черты являются результатом того или иного поведения людей.
Черты также формируются с помощью поведенческих моделей, которые обычно формируются под влиянием окружающей среды. Они также верят, что тщательное изучение развития поведения способно дать ясное понимание создания, контроля и предсказания желательных условий, а также поведения.
Концепции бихевиоризма связаны с многочисленными верованиями многих философских систем. Следует отметить, что бихевиоризм и реализм похожи, потому что оба они верят в значимость фактических, а также наблюдаемых аспектов. Реалисты и бихевиористы также верят, что фактические, а также наблюдаемые аспекты способны обеспечить основу, на которой могут быть установлены руководящие принципы, а также законы универсального значения. Теория материализма также связана с бихевиоризмом.
Вера материалистов в то, что объяснение всего, что касается движения и материи, возможно, сравнима с подходом бихевиористов, рассматривающих человека в физиологической или биологической перспективе. Хотя и материалисты, и бихевиористы верят, что поведение человека определенным образом основано на физическом строении, бихевиористы уделяют большое внимание последствиям, которые окружающая среда оказывает на поведение человека (Standridge, 2002).
Взгляд Ивана Павлова на бихевиоризм
Иван Павлов, один из первых бихевиористов, впервые получивший научное признание благодаря своим исследованиям пищеварительных желез. Тем не менее, его запомнили благодаря проведенным им исследованиям рефлекторных действий у животных и людей.
Его также запомнили благодаря разработке нескольких экспериментов по выработке условного рефлекса. Павлов, который также считается отцом знаменитой теории обусловливания, оказал большое влияние на бихевиористское движение благодаря своим исследованиям условных рефлексов как у животных, так и у людей (Standridge, 2002).
В своих исследованиях условных рефлексов он организовал собаку для измерения количества «психической секреции» или количества выделяемой ею слюны. Павлов использовал термин «психическая секреция» для обозначения желудочного сока, выделяемого при раздражении рта пищей. Он начал с определения количества физической секреции в ответ на пищу. Он заметил, что при кормлении собак количество психической секреции увеличивается.
По ходу этого эксперимента во время кормления собаки неоднократно добавлялся нейтральный раздражитель, который сначала не влиял на количество психической секреции. После регулярного предъявления стимулирующей пищи пищевое вещество удалялось и предъявлялся только стимул. Позднее Павлов установил, что при предъявлении только раздражителя; уровень психической секреции повысился. Пищевые раздражители, которые сначала были неэффективны, позже вызывали очень сильную психическую секрецию.
Это то, что Павлов назвал условным рефлексом или условной реакцией. Опыты, которые проводил Павлов, были известны как «классическая обусловленность или «законы обусловленности». Следует отметить, что классическое обусловливание в основном представляет собой поведение, которому обучаются благодаря опыту (Newby, Stepich, Lehman, & Russell, 2006).
Взгляд Джона Уотсона на бихевиоризм
Джон Уотсон также является очень влиятельным ранним бихевиористом, которого также называют одним из основателей бихевиоризма. Он был не согласен как с движениями функционализма, так и со структурализмом. Уотсон находился под влиянием теорий Павлова. Он рассматривал психологию как раздел естествознания, которому не следовало бы изучать психическое сознание и процессы.
Уотсон написал ряд книг, которые защищали бихевиоризм и которые также противоречили интроспективной философии. Эта философия утверждала, что психологи способны собирать данные и информацию из сознания или разума людей. Уотсон считал, что психологи должны изучать поведение, которое можно непосредственно наблюдать, а не ментальное сознание и процессы (Staddon, 2001).
Радикальные взгляды Ватсона на бихевиоризм стали его слабостью и силой. Он обладал ясностью, энергией, а также силой, которые были необходимы для успеха в продвижении своих идей. Наоборот, он отклонился от своего убеждения, что слияние среды и наследственности составляет основу поведения человека, к фундаментальному мнению, что всякое поведение обусловлено средой индивидов.
Он зашел так далеко и предположил, что эмоции, мысли, а также инстинкты были просто внутренними телесными паттернами приспособления. Он также высказал предположение, что каждая эмоция развивается через обусловливание некоторых врожденных эмоций — гнева, любви и страха, а также что ничто не должно называться естественным инстинктом (Powell, Symbaluk, & Macdonald, 2005).
Следует также отметить, что Уотсон также полагал, что основным стимулом, определяющим поведение, является окружающая среда. Опять же, у него было убеждение, что если он был способен контролировать окружающую среду или окружение детей, он был способен сформировать ребенка, чтобы он стал тем человеком, который ему нужен.
Младенцы в больнице Джона Хопкинса были изучены Уотсоном, и он сделал замечание, что, если дать любому ребенку очень здоровое тело, формирование из него любого эксперта, которого он выберет, может быть очень легким. Следует отметить, что бихевиористы согласны с утверждением Ватсона о том, что он способен изменять, модифицировать, а также контролировать поведение с помощью подкрепления (Newby, Stepich, Lehman, & Russell, 2006).
Берхус Взгляд Фредерика Скиннера на бихевиоризм
Скиннер, как и Ватсон, верил, что поведение можно контролировать с помощью подкрепления. В написанной им книге (Beyond Freedom and Dignity) он вызывает много споров своим заявлением о том, что свобода человека — это всего лишь миф. Бурхус придерживался мнения, что ни один человек не может быть свободен; скорее, они являются продуктами окружающей среды, которой они подвержены. Он также заявил, что они подчиняются силам окружающей среды, которые существуют и которые формируют и формируют их.
Ссылки
Newby, T.J., Stepich, D.A., Lehman, J.D., & Russell, J.D. (2006). Образовательные технологии для преподавания и обучения (3-е изд.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Меррилл/Прентис-Холл.
Лутанс, Ф., Юссеф, К., и Лутанс, Б. (2005). Бихевиоризм. В Николсон, Н., Аудиа, П., и Пиллутла, М. (ред.). Энциклопедический словарь организационного поведения Блэквелла . Лондон: Блэквелл.