2. Определение, классификация и функции эмоций.(46)
Эмоции – непосредственные, временные переживания какого-либо чувства. Эмоции – это особые психические явления, которые содержат в себе субъективную оценку значимости для человека всевозможных событий, предметов, явлений в форме переживаний.
Классификация 1:
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его.
Эмоции — это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.
Чувства — продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.
Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.
Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.
Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности.
Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что “страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель… Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели”.
Классификация 2:
Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь – к отрицательным.
1. Интерес-возбуждение – чувство захваченности, любопытства, это наиболее часто испытываемая положительная эмоция, выступающая исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, мышления. Интерес является единственной мотивацией, которая может поддерживать осуществление повседневной, привычной, рутинной работы. У человека, испытывающего эмоцию интереса, возникает желание исследовать, вмешаться, расширить свой опыт; подойти по-новому к человеку или объекту, возбудившему интерес. При интенсивном интересе человек чувствует себя воодушевленным и оживленным.
2. Радость характеризуется чувством уверенности и значительности, ощущением способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью. Радость сопровождается удовлетворенностью собой, окружающими людьми и миром. Она часто сопровождается чувствами силы и энергетического подъема. Следствием сочетания радости и ощущения собственной силы является связь радости с чувствами превосходства и свободы, ощущением того, что человек больше, чем он есть в обычном состоянии. Радость – это чувство, которое возникает при реализации своих возможностей. Препятствия к самореализации являются препятствиями для появления радости.
3. Удивление является преходящей эмоцией: оно быстро наступает и столь же быстро проходит. В отличие от других эмоций удивление не мотивирует поведение в течение долгого времени. Функция удивления состоит в подготовке субъекта к успешным действиям, к новым или внезапным событиям.
4. Страдание представляет собой наиболее распространенную отрицательную эмоцию. Оно обычно является доминирующим при горе и депрессии. Психологические причины страдания включают многие проблемные ситуации каждодневной жизни, потребностные состояния, другие эмоции, воображение и т. д. Переживание страдания описывается как уныние, упадок духа, обескураженность, одиночество, чувство изоляции. Страдание сообщает и самому страдающему человеку, и тем, кто его окружает, что ему плохо, и побуждает человека предпринять определенные действия: сделать что-то для уменьшения страдания, устранить его причину или изменить свое отношение к объекту, служащему причиной. Самой тяжелой формой страдания является горе. Его источником выступает утрата. Наиболее глубокое горе возникает, например, при потере любимого человека. Состояние горя каждый человек переживает очень тяжело.
5. Гнев – сильная отрицательная эмоция, возникающая в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемой цели. Среди причин гнева – личное оскорбление, разрушение состояний интереса или радости, обман, принуждение сделать что-либо против желания. При переживании гнева человек ощущает свою силу и хочет напасть на источник гнева. Чем сильнее гнев, тем более сильным и энергичным чувствует себя субъект, тем большую потребность в физическом действии он ощущает. В ярости мобилизация энергии настолько велика, что человек чувствует, что он взорвется, если не проявит каким-либо способом свой гнев.
6. Отвращение как эмоциональное состояние связано с переживанием необходимости устранить объект или изменить его. Оно есть результат резкого рассогласования в сознании человека ценностно значимого, нормального и уродливо-несовершенного, происходящего на фоне этого нормального. Отвращение могут вызвать как материальные предметы, так и социальные действия, поступки других людей. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.
7. Презрение связано с ситуациями, в которых человеку необходимо чувствовать себя сильнее, умнее, лучше в каком-то отношении, чем презираемое лицо. Презрение – это чувство превосходства над другим человеком, группой или предметом, их обесценивание. Презирающий человек как бы отстраняется, создает расстояние между собой и другими. Презрение, как гнев и отвращение, в известной мере оказывается чувством враждебности: человек враждебно относится к тому, кого он презирает.
8. Страх является наиболее сильной и опасной из всех эмоций, которая оказывает большое влияние на сознание и поведение человека.
Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, сигнализирующие об опасности. Страх переживается как предчувствие беды, неуверенности, полной незащищенности. Со страхом связаны чувства недостаточной надежности, чувство опасности и надвигающегося несчастья, при которых человек ощущает угрозу своему существованию. Ощущение страха может варьировать от неприятного предчувствия до ужаса.9. Стыд как эмоция повергает человека в такое состояние, когда он кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным. Он сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко – ощущением неудачи, поражения. Стыд может вызвать презрение к самому себе.
10. Вина возникает при совершении неправильных действий. Обычно люди чувствуют вину, когда осознают, что нарушили правило и переступили границы своих собственных убеждений. Они могут также чувствовать вину за отказ от принятия на себя ответственности.
Классификация 3:
1. Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резким изменением в сознательной деятельности и выраженными двигательными проявлениями. Аффективное состояние сопровождается существенным снижением возможности сознательного контроля субъекта за своими действиями. Аффект развивается при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций. Аффект может подготавливаться исподволь: повторение ситуаций, вызывающих резко отрицательное эмоциональное состояние, ведет к аккумуляции аффекта, который может разрядиться в бурном неуправляемом аффективном взрыве.
Сильные аффекты захватывают всю личность, что сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия. Аффективные проявления положительных эмоций – восторг, воодушевление, безудержное веселье; отрицательных – ярость, гнев, ужас, отчаяние. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном.2. Собственно эмоции – более длительные и менее интенсивные состояния по сравнению с аффектами. Эмоции имеют ситуативный характер, т. е. выражают оценочное отношение человека к наличной или возможной ситуации, к своей деятельности и к своим действиям.
3. Чувство – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности. Оно отличается относительной устойчивостью и постоянством. Чувства человека возникают как обобщение эмоций – становление и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих ситуативное значение предметов в конкретно сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие постоянную мотивационную значимость. Несовпадение ситуативных и устойчивых эмоциональных переживаний получило в психологии наименование амбивалентность чувств. Чувства – это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, «захваченность» ими. В регуляции поведения чувствам отведена роль ведущих эмоционально-смысловых образований личности. В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, в которой одни из них занимают ведущее положение, соответствующее актуально действующим мотивам, другие же остаются потенциальными, нереализованными. В содержании доминирующих чувств человека проявляются мировоззренческие установки, т. е. важнейшие характеристики его личности. Наиболее распространенная классификация чувств выделяет нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства. Выделение видов осуществлено в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, становящихся объектами чувств. Чувства данных видов называют высшими, в них заключено все богатство эмоциональных отношений человека к реальной действительности.
Нравственные (этические) чувства выражают отношение человека к другим людям, Родине, семье, самому себе.
К этим чувствам относят любовь, гуманизм, патриотизм, справедливость, достоинство и т. д. Многообразие нравственных чувств отражает многообразие человеческих отношений. Этические чувства регулируют поведение человека. Высшим нравственным регулятором поведения человека является совесть. Известно, в каких состояниях находятся люди, совершившие неэтичный поступок. Эти переживания, в основе которых лежат грех и боязнь отчуждения человека от других, предательство своего достоинства, называют «муками совести».
Интеллектуальные (познавательные) чувства порождаются познавательными отношениями человека к миру. Предметом познавательных чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. К интеллектуальным чувствам относят интерес, любознательность, ощущение тайны, удивления. Вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине, которое становится огромной движущей силой, содействующей глубокому проникновению в тайны бытия.
Способность руководствоваться при восприятии явлений окружающей действительности понятиями прекрасного, любовь к красоте лежит в основе эстетических чувств. Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах. Человек, наделенный развитым в процессе воспитания эстетическим вкусом, при восприятии произведений искусства, картин природы, другого человека испытывает приятные или неприятные для него эмоции, диапазон которых чрезвычайно широк – от чувства наслаждения и восторга до отвращения.
Чувства человека обусловлены его взаимоотношениями с другими людьми, они регулируются нравами и обычаями общества. Процесс формирования чувств человека неразрывно связан со всем процессом становления его внутреннего мира.
4. Настроение – устойчиво и относительно слабо выраженное эмоциональное состояние. Настроение определяется тем, как складываются взаимоотношения человека с окружающими, как он воспринимает события своей жизни. Настроение характеризуется положительным эмоциональным тоном (веселое, жизнерадостное, повышенное, эйфория) и отрицательным (грустное, подавленное, пониженное, дисфория, депрессия). Оно придает эмоциональную окраску всему поведению человека, выражается во всех его проявлениях. Если у человека хорошее настроение, то и восприятие чего-то, представление о чем-то имеет положительную окраску.
5. Страсть – сильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное переживание. Она выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, в направленности их на единую цель. Страсть захватывает всего человека, она может быть пагубной, а может быть великой. То, что не связано с доминирующей страстью, представляется человеку второстепенным.
6. Стресс возникает в экстремальной ситуации, требующей от человека мобилизации нервно-психических сил. Первоначально понятие стресса (от англ. stress – давление, напряжение) возникло в физиологии для обозначения неспецифической биологической реакции организма («общего адаптационного синдрома», физиологического стресса) в ответ на любое неблагоприятное воздействие среды. Позднее оно стало использоваться и для описания эмоционально-психических состояний человека в экстремальных условиях – психологический стресс. Последний иногда еще подразделяют на стресс эмоциональный (в ситуациях угрозы, обиды, опасности) и информационный (при информационных перегрузках).
Стрессовые состояния – это особые эмоциональные состояния, возникающие в ответ на экстремальные воздействия и требующие от человека мобилизации всех ресурсов организма, в том числе и нервно-психических сил. Слабые воздействия не приводят к стрессу, так как он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности человека. Небольшой уровень стресса даже полезен и необходим для любой физической или психической активности.
Основатель учения о стрессе Г. Селье выделил три стадии развития стресса: 1) «реакцию тревоги», во время которой мобилизуются защитные силы организма; 2) стадию сопротивления – полную адаптацию к стрессу, 3) стадию истощения, возникающую в случае, если стрессор силен и воздействует на человека продолжительное время.
Стресс является не простым нервным напряжением, а комплексной приспособительной реакцией всего организма. С точки зрения стрессовой реакции, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой сталкивается человек. Иногда различают понятия стресса и дистресса. Если умеренный стресс не является вредным, помогает осуществлять приспособительные реакции, то дистресс есть результат чрезмерного стресса, наступающий при исчерпании адаптационных резервов и оказывающий деструктивное действие на организм.
Типичными тяжелыми стрессорами являются боевые действия, природные и транспортные катастрофы, несчастный случай, присутствие при насильственной смерти других, разбойное нападение, пытки, изнасилование, пожар. Болезненные психические реакции на воздействие тяжелых стрессоров называются посттравматическими стрессовыми расстройствами.
Функции 1:
1. Сигнальная (коммуникативная) функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек; они позволяют ему передать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.
2. Регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).
3. Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.
4. Побудительная (стимулирующая) функция. Чувства как бы определяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.
5. Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Так, эмоции «успеха — неуспеха» обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее.
6. Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность (борьба между страхом и чувством долга). Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность личности в ту или другую сторону.
7. Приспособительная функция. Эмоции возникают как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.
Функции 2:
1. Отражательно-оценочная функция. Эмоции оценивают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта; являются той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящих, прошлых и будущих событий.
2. Побудительная функция. Из оценки происходящего вытекает побуждение к действию. По мнению С.Л. Рубинштейна, «…эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него».
3. Активирующая функция непосредственно связана с побудительной. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и ее отдельных структур. Эмоциональные состояния по-разному влияют на динамику протекания деятельности, на ее темп и ритм. Эмоции радости уверенности в успехе придают человеку дополнительные силы, побуждают к более интенсивной и напряженной работе. Д . Хебб экспериментальным путем получил кривую выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и эффективностью его деятельности. Из нее явствует, что между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная зависимость. Для достижения наивысшего результата деятельности нежелательны ни слишком слабые, ни излишне сильные эмоциональные возбуждения. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает неуправляемой. Для каждого человека имеется собственный оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Он зависит от многих факторов: особенностей выполняемой деятельности, условий, в которых она протекает, индивидуальности включенного в нее человека и многого др.
4 . Регулирующая функция. Эмоции влияют на направление и осуществление деятельности субъекта. Возникновение того или иного эмоционального отношения к объекту, предмету, явлению влияет на мотивацию на всех этапах протекания деятельности. Оценивая ход и результат деятельности, эмоции придают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать различно.
5. Синтезирующая функция. Эмоции соединяют, синтезируют в единое целое отдельные сопряженные во времени и пространстве события и факты. А.Р. Лурия показал, что совокупность образов, прямо или случайно связанных с ситуацией, породившей сильное эмоциональное переживание, образует в сознании субъекта прочный комплекс. Актуализация одного из элементов влечет, иногда против воли субъекта, воспроизведение в сознании других его элементов.
6. Смыслообразование. Эмоции служат сигналом смыслообразующей силы мотива. Так, например, А.Н. Леонтьев писал: «День, наполненный множеством действий, казалось бы, вполне успешных, тем не менее может испортить человеку настроение, оставить у него некий неприятный эмоциональный осадок. На фоне забот дня этот осадок едва замечается, но вот наступает минута, когда человек как бы оглядывается и мысленно перебирает прожитый день, в эту-то минуту, когда в памяти всплывает определенное событие, его настроение приобретает предметную отнесенность, возникает аффективный сигнал, указывающий, что именно это событие и оставило у него эмоциональный осадок. Может статься, например, что это его негативная реакция на чей-то успех в достижении общей цели, единственно ради которой, как ему думалось, он действовал, и вот оказывается, что это не вполне так и что едва ли не главным для него мотивом было достижение успеха для себя».
7. Защитная функция. Такое сильное эмоциональное переживание, как страх, предупреждает человека о реальной или мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных последствий, а возможно, и от гибели.
8. Экспрессивная функция. Эмоции за счет своего экспрессивного компонента принимают участие в установлении контакта с другими людьми в процессе общения с ними и воздействия на них.
Функции 3:
Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло. Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого. Если первое впечатление от человека благоприятное, то в дальнейшем достаточно сложно разрушить возникшую позитивную настройку восприятия («Все, что делает этот приятный человек, – хорошо!»). И, наоборот, «реабилитировать» в своих глазах человека, который почему-то показался нам неприятным, удается с трудом.
Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.
Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. По этому поводу А.Н. Леонтьев замечал: «В результате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущности, уже поздно искать выход, создается своеобразное настораживание по отношению к возбуждающей аффект ситуации, т.е. аффекты как бы метят данную ситуацию… Мы получаем предупреждение».
Согласно формулировке С.Л. Рубинштейна, «эмоции являются субъективной формой существования потребностей». Современный человек весьма изощрен по части мотивировок своего поведения, однако именно эмоции открывают ему (и окружающим) истинные мотивы. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях. Например, при интеллектуальной деятельности эмоциональная «ага-реакция» предвосхищает еще не осознанное субъектом нахождение решения задачи.
Функция компенсации информационного дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения. Эмоции обладают совершенно экстраординарным значением в функционировании живых организмов и вовсе не заслуживают того, чтобы их противопоставляли «интеллекту». Эмоции, скорее всего, сами представляют высший порядок интеллекта. Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач. Возникновение эмоций как механизма, компенсирующего дефицит информации, объясняет гипотеза П.В. Симонова.
Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных – снижает их интенсивность.
Когда человек оказывается в ситуации информационного дефицита и не в состоянии сделать какой-либо прогноз, он может «опереться» на эмоцию – получить «эмоциональный аванс».
Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Выражение некоторых эмоций, например боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей. Например, матери легко отличают плач детей, вызванный болью, от плача по другим причинам и быстрее спешат на помощь. Известно, что эмоции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека.
Для того чтобы содержание эмоции было верно истолковано окружающими, эмоции должны выражаться в конвенциональной (т.е. понятной всем членам общества) форме. Отчасти это достигается врожденными механизмами реализации базовых эмоций.
Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья.
Какие бывают эмоции?
Когда за окном серость, а утренний кофе испачкал рубашку, плохое настроение обеспечено. Но приятная новость способна превратить все проблемы в пустяки. Кажется, эмоции и правда управляют нами.
В статье разберемся в том, как это происходит и что означает для нашего физического здоровья.
Содержание
- Виды эмоций
- Что вызывает эмоции
- Как эмоции влияют на нас
- Как взять эмоции под контроль
- Генетические тесты помогут понять свои эмоции лучше
- Надуманные проблемы?
Чрезвычайная ситуация — такими словами эксперты Американской ассоциации педиатрии описывают текущее эмоциональное здоровье детей и подростков США.
Коронавирус пошатнул стабильность и ментальное здоровье не только детей, но и многих взрослых людей по всему миру, впрочем, и после пандемии эмоциональная напряженность практически не снизилась.
Роспотребнадзор, ссылаясь на данные ООН, сообщает о глобальном росте психических и психологических проблем среди населения.
Но, если внешние условия настолько сильно влияют на внутреннее эмоциональное состояние, можно ли что-то исправить? Или хотя бы минимизировать негативное влияние плохих новостей, чтобы помочь людям чувствовать себя лучше? На самом деле можно. Но сначала необходимо разобраться в том, что конкретно мы ощущаем.
Виды эмоций
Эмоции человека играют решающую роль: от влияния на нашу коммуникацию с внешним миром до физического здоровья и качества принятия решений.
Photo by Tengyart / UnsplashРазобрав основные типы эмоций, мы сможем их лучше идентифицировать и проще относить к определенной палитре своих чувств.
Внимание — мы с вами заходим в зону научной турбулентности. Дело в том, что ученые до сих пор не могут сойтись в точном определении типов и количества эмоций. Например, еще в XVII веке Рене Декарт выделил шесть базовых эмоций, из которых вырастают все остальные. Ими были радость, печаль, удивление, желание, любовь, ненависть.
В 70-е годы ХХ века психолог Пол Экман назвал такое же число, но собрал другой набор чувств. По его определению, к числу присущих всем людям и культурам следует отнести счастье, печаль, отвращение, страх, удивление и гнев. Позже он расширил и дополнил свой список гордостью, стыдом, смущением и волнением.
Photo by Julia Taubitz / UnsplashВ 2014 году группа ученых из Глазго предложила серьезно сократить число базовых эмоций. В ходе исследования они просили испытуемых идентифицировать эмоции созданных анимированных лиц и обнаружили, что гнев и отвращение воспринимались похожими. Точно также, как страх и удивление.
Photo by Joe Caione / UnsplashНапример, у гнева и отвращения один и тот же сморщенный нос, а у удивления и страха общие поднятые брови. Таким образом ученые пришли к выводу, что эти эмоции являются продуктом эволюционирующего социума. А в качестве «базовых» оставили радость, грусть, страх/удивление и гнев/отвращение.
Мы можем воспринимать основные эмоции, как корни, вокруг которых растут ветви множества других эмоций. Современные исследователи выделили как минимум 27 различных категорий эмоций и их градиентов.
Вот обширный, но не всеобъемлющий список:
восхищение | обожание | эстетическая оценка |
веселье | тревога | трепет |
неловкость | скука | спокойствие |
смущение | тяга | отвращение |
сочувствие | боль | зависть |
волнение | страх | ужас |
интерес | радость | ностальгия |
романтическое настроение | печаль | удовлетворение |
сексуальное желание | симпатия | триумф |
Откуда «растут» эмоции
Знание базовых эмоций позволяет лучше понимать наши ощущения. Но можно ли сказать, что они будут одинаковыми для всех людей?
В прошлом ученые сходились в понимании эмоций, как врожденных, биологически обусловленных реакций на определенные проблемы и возможности. Считалось, что их архитектором является сама эволюция, главная функция которой — выживание вида.
Независимо от культуры или среды обитания, люди испытывают страх перед лицом опасности.
Страх важен, потому что помогал предкам вовремя убежать от опасности. Или же родители: в каком бы социуме они ни жили, но, смотря на детей, большинство из них будут испытывать чувство любви.
Photo by Heike Mintel / UnsplashИсследовательница Лиза Фельдман-Барретт опровергает классическую теорию в книге «Как рождаются эмоции».
Обобщив грандиозный массив данных, она пришла к идее о том, что у эмоций нет врожденной природы. Эти реакции не автоматические, а выработанные в ответ на собственном опыте и предыдущих знаниях.
Исследовательница отрицает универсальность человеческих эмоций, демонстрируя портрет теннисистки Серены Уильямс. Кто-то из наблюдателей видел в ее лице состояние агонии, хотя на самом деле это был триумф после победного матча.
Мы легко можем запутаться в интерпретации выражения эмоций. И это доказывает их индивидуальность.
Photo by Sydney Sims / UnsplashИсходя из этого Фельдман-Баррет приходит к определению эмоций, как социального знания. Все равно что маффины и кексы — суть может быть одна, но в разных семьях блюдо назовут по-разному.
Как эмоции влияют на нас
Эмоции не существуют отдельно от нас, точно также как мы с нашими эмоциями не существуем отдельно от общества.
Поэтому многие переживания, в том числе эмпатия, стыд, чувство вины, дружба, любовь, благодарность, гнев, месть, сплетни — одновременно являются механизмами для кооперации в группе.
Photo by Nik / UnsplashСуществует даже взгляд на эмоции не как отдельно взятое явление, а как язык коммуникации. Так мы постепенно приходим к идее о том, что наше эмоциональное состояние определяет достижения и успехи каждого отдельно взятого человека.
Когда нам плохо, заниматься спортом, работать, планировать, даже банально вовремя пить нужные лекарства, труднее. И чем дольше мы пребываем в состоянии такого упадка, тем сложнее из него выйти.
Эмоции также напрямую влияют и на наши решения. Гнев, страх или печаль вынуждают на одни действия, в то время как благодарность или гордость — на другие.
Photo by Intricate Explorer / UnsplashИсследования показывают, что с помощью поведенческих модификаций можно снизить риск многих заболеваний, существенно влияющих на качество жизни, в том числе болезней сердца, диабета и рака.
Данные указывают на то, что эмоции могут улучшить качество решений в вопросах здоровья.
Забота о собственном эмоциональном состоянии приносит результаты, ощутимые на физическом уровне. Стресс, тревожность и другие эмоции, которые принято описывать словами «плохое настроение», приводят к ухудшению работы иммунной системы.
Гормон стресса кортизол может подавлять эффективность иммунной системы.
Стресс также может оказывать косвенное влияние на иммунную систему, поскольку человек может выбирать нездоровые поведенческие стратегии для «улучшения» своего состояния: начинает злоупотреблять алкоголем или курить.
Улучшить эмоциональное состояние может стимуляция блуждающего нерва (nervus vagus). Ведь именно он определяет, насколько быстро человек может справляться со стрессовыми ситуациями и выходить из них.
Кстати, блуждающий нерв также отвечает и за «бабочек в животе», которые сопровождают наши влюбленности.
Photo by __ drz __ / UnsplashУвеличение числа положительных эмоций повышает тонус блуждающего нерва. Эффект распространяется и на восприятие социальных связей. Вот почему в хорошем настроении нам легче достигать результатов.
Как взять эмоции под контроль
Кажется, что раз уж негативные эмоции такие вредные, их стоит просто подавлять.
Оказывается, это плохая идея. Отказ от выражения и проявления своих чувств несет вред как физическому, так и эмоциональному здоровью человека. И ведет, в том числе, к депрессии. Поэтому плохие эмоции стоит проживать.
Один из лучших способов прожить эмоции, а не загнать их в себя — назвать их своими именами.
Для того чтобы научиться различать всю эмоциональную палитру, может понадобится время. Основные базовые чувства могут стать корешками, из которых вырастут пышные ветви вашей личной эмоциональной шкалы.
Такое принятие поможет научиться жить с любыми эмоциями и не страдать от того, что все идет не так.
Photo by Aaron Burden / UnsplashПсихологи рекомендуют хотя бы в течение одной недели записывать все свои ощущения, причем проверять их следует каждые несколько часов. Такое упражнение поможет научиться чувствовать себя и нарастит вашу эмоциональную лексику.
Генетические тесты как инструмент для управления эмоциями
Иногда самостоятельного наблюдения за эмоциями может оказаться недостаточно.
По причине личных или внешних обстоятельств может не хватать времени или даже сил на анализ происходящего и собственных ощущений. Особенно, если они тяжелые и сами по себе ограничивают вашу ежедневную активность.
Все дело в том, что наши эмоции связаны не только с переживаемым опытом, но и с уровнем гормонов. Их колебание может серьезно усложнить жизнь.
Признаком гормонального дисбаланса может быть состояние тревоги или беспокойства, а также гнева или высокой раздражительности.
Photo by David Knox / UnsplashЕсли человек часто срывается на мелочи, готов рвать и метать из-за пролитой капли кофе или разбросанных по полу носков, возможно, в нем «вопит» гормональный дисбаланс.
Речь идет не только о привычных нам взаимосвязях между гормонами надпочечников (адреналином, норадреналином, кортизолом) и стрессом. Исследования техасских ученых показывают, что уровень адипонектина также влияет на особенности стресса.
Низкий адипонектин приводит к более длительному проживанию травматического события. Можно предположить, что поэтому людей с посттравматическим расстройством долго могут преследовать неприятные воспоминания.
Каждый случай индивидуален, но если симптомы значительно осложняют вашу жизнь, то в первую очередь необходимо обратиться к врачу. Он назначит специальные анализы и даст рекомендации.
Кроме того, можно сдать генетический тест. Результаты генетического тестирования могут помочь проверить индивидуальную предрасположенность к уровню некоторых гормонов, а персонализированные рекомендации по питанию и образу жизни — лучше заботиться о своем здорорвье.
По результатам Генетического теста Атлас пользователю будут доступны персональные рекомендации по питанию и физической активности, которые также помогут поддерживать физическое, а за ним и ментальное здоровье.
Надуманные проблемы?
Существует теория о том, что эмоции — это проблема стран «первого мира». Обычно под этим ироничным выражением скрывается слегка пренебрежительное отношение к проблемам людей, которым незнакомы «настоящие» трудности.
Но современные исследования опровергают подобную точку зрения. Как положительные, так и отрицательные эмоции оказывают уникальное влияние на самооценку и здоровье людей.
Photo by Himanshu Singh Gurjar / UnsplashЧем сильнее влияние голода, бытовых проблем и угрозы безопасности, тем крепче связь между положительными эмоциями и здоровьем.
Эмоции важны для здоровья во всем мире, в каждом климатическом поясе и при любом политическом режиме, а их понимание может значительно улучшить качество нашей собственной жизни.
Больше полезных статей в блоге Атласа:
- Как работает мотивация
- Нейрогенез, нейроны и новые нейронные связи
- Как принять свою болезнь
American Academy of Pediatrics. AAP-AACAP-CHA Declaration of a National Emergency in Child and Adolescent Mental Health
The Stanford Encyclopedia of Philosophy. Descartes on the Emotions
Paul Ekman. An Argument for Basic Emotions
Rachael E. Jack, Oliver G.B. Garrod, Philippe G. Schyns. Dynamic Facial Expressions of Emotion Transmit an Evolving Hierarchy of Signals over Time
Alan S. Cowen, Dacher Keltner. Self-report captures 27 distinct categories of emotion bridged by continuous gradients
Lisa Feldman Barrett. How emotions are made: The secret life of the brain
Ian Burkitt. Emotions and Social Relations
Rebecca Ferrer, William Klein, Jennifer Lerner, Valerie Reyna, Dacher Keltner. Emotions and Health DecisionMaking
Suzanne C. Segerstrom, Gregory E. Miller. Psychological Stress and the Human Immune System: A Meta-Analytic Study of 30 Years of Inquiry
Bethany E. Kok, Kimberly A Coffey, Michael A Cohn, Lahnna I Catalino. How Positive Emotions Build Physical Health: Perceived Positive Social Connections Account for the Upward Spiral Between Positive Emotions and Vagal Tone
Jainish Patel, Prittesh Patel. Consequences of Repression of Emotion: Physical Health, Mental Health and General Well Being
University of Texas Health Science Center at San Antonio. PTSD linked to low levels of fat hormone
Sarah D. Pressman, Matthew W. Gallagher and Shane J. Lopez. Is the Emotion-Health Connection a «First-World Problem»?
Что такое эмоции? его определение, природа и важность
Главная »MA Psychology Notes»Что такое эмоции? его определение, характер и важность
Оставить комментарий к эмоциям- 1.2.1 1. Физическое возбуждение или физиология эмоций
- 1.2.2 2. Поведение эмоций
- 1.2.3 3. Субъективный опыт или «когнитивный элемент»,
- 2,0 .1 Существует три типа показаний:
- 2.1 Правила отображения
- 2.2 «Гипотеза считывания»
- 2.3
- Латинское корневое слово mot означает 9.0050 «переместить »,
- Эмоция может быть определена как «чувственный» аспект сознания.
- Бак определил: « Эмоция — это процесс, посредством которого мотивационный потенциал реализуется или «считывается» при активации вызывающими стимулами ».
- Например- Радость, Волнение, Нежность, Печаль, Гнев, Страх и Любовь и т.д.
Мы можем понимать эмоции двумя способами
- Типовой подход -Согласно этому подходу эмоции качественно отличаются друг от друга.
- Размерный подход – Согласно этому подходу эмоции различаются количественно . Все эмоции можно расположить в континууме между слабыми и сильными, а также между приятными и неприятными.
Эмоции характеризуются тремя элементами:
- Физическое возбуждение- созданное симпатической нервной системой
- Поведение – раскрыть чувства внешнему миру
- Познавательный – Внутреннее осознание чувства.
Частота сердечных сокращений, кровяное давление и температура кожи различаются для разных эмоций.
Печаль, гнев и страх связаны с большим увеличивает частоту сердечных сокращений , чем вызывает отвращение; гнев
чаще связан с сосудистыми показателями, такими как более высокое диастолическое кровяное давление, по сравнению со страхом (Larsen et al., 2008)
Миндалина связана с такими эмоциями, как страх и удовольствие как у людей, животные.
2. Эмоциональное поведениеЭмоциональное выражение. Существует выражений лица, движений тела и действий , которые указывают другим на то, что человек чувствует.
Чарльз Дарвин (1898) предположил, что эмоции являются продуктом эволюции и, следовательно, универсальны — все люди, независимо от их культуры, будут демонстрировать одинаковое выражение лица потому что лицевые мышцы эволюционировали для общения конкретная информация для зрителей.
Экман и Фризен (1971) обнаружили, что люди разных культур в мире могут последовательно распознавать по крайней мере семь выражений лица: гнев, страх, отвращение, счастье, удивление, печаль и презрение.
Правила отображения , которые могут различаться в зависимости от культуры – это усвоенные способы управления проявлением эмоций в социальных условиях.
3.
Субъективный опыт или «когнитивный элемент», Обозначение эмоций – процесс присвоения ярлыков заключается в восстановлении воспоминаний о предыдущих подобных
переживаниях, восприятии контекста эмоции и поиске решения – ярлыка.
Китаяма и Маркус (1994). Обнаружены культурные различия в маркировке эмоций: как и у японских студентов, позитивное состояние больше ассоциировалось с дружескими или социально вовлеченными чувствами. А вот у студентов из США это ассоциировалось с социальной отстраненностью, например, с гордостью.
Связь между мотивацией и эмоциями –
Мотивационные состояния стремятся поддерживать внутренние условия, необходимые для жизни. Для этого они должны соответствующим образом воздействовать на системы, предназначенные для обслуживания этих систем. Эти системы включают адаптивные системы (гомеостатические системы), экспрессивные системы и когнитивные системы.
Эмоции – это процесс, влияющий на эти системы.
Короче говоря, эмоция — это «считывание» мотивационного состояния. Он предоставляет мгновенный отчет о мотивационных состояниях соответствующим системам, отвечающим за реакцию.
• Эмоция I:
Это самый фундаментальный показатель, который имеет место между мотивационными состояниями и адаптивно-гомеостатическими системами.
Эмоция I проявляется через периферические телесные реакции иммунной, эндокринной и симпатической нервной систем. Его можно измерить по реакциям, отражающим гомеостаз и адаптацию, таким как реакции вегетативной нервной системы, показатели функционирования иммунной системы и гормональной активности.
• Эмоция II:
Эмоция II является внешним отображением мотивационных систем.
Это происходит посредством реакций, которые другие могут идентифицировать и использовать — выражения лица, позы, запахи, изменение цвета и т. д.
Важно: Эти выразительные действия должны быть спонтанными.
• Эмоция III:
Это прямое субъективное переживание состояния мотивационных систем.
Его можно измерить только с помощью самоотчетов об эмоциональных переживаниях.
Процессы возбуждения и торможения контролируют спонтанное выражение эмоций (Эмоция II). Этот процесс непроизволен и контролируется мозговыми структурами.
Вопреки этому, правила отображения изменяют спонтанные выражения таким образом, что (в некоторой степени) они являются произвольными и преднамеренными.
В то время как сдерживание может только ослабить выражение эмоций, правила демонстрации могут изменить их многими сложными способами, в зависимости от того, что подходит для данной ситуации.
Согласно Экману и Фризену , правила отображения имеют три типа воздействий –
1. Они могут помочь « квалифицировать » эмоцию, добавляя дополнительный комментарий к переживаемой эмоции.
2. Они могут помочь « модулировать» эмоцию, тем самым увеличивая или уменьшая ее интенсивность по сравнению с тем, что на самом деле ощущается.
3. Они могут помочь «фальсифицировать » выражение, скрывая то, что мы на самом деле чувствуем, или заменяя его другим симулированным эмоциональным выражением.
Правила отображения изучены. Схемы этих правил формируются благодаря культуре, сложившейся вокруг человека.
Именно правила отображения помогают нам определить культурные различия в выражении эмоций.
Процесс:
1.) Процесс начинается с внутреннего или внешнего стимула, который бросает вызов и имеет мотивационно-эмоциональное значение.
2.) Этот стимул проходит через фильтр, который отражает уникальные характеристики и опыт обучения человека. Фильтр определяет силу воздействия поступающего аффективного стимула на данного конкретного человека в данной конкретной ситуации.
3.) Воздействие эмоционального раздражителя регистрируется на двух уровнях – эмоциональном и когнитивном.
а) На эмоциональном уровне l активируются Эмоции I, Эмоции II и Эмоции III.
И обратная связь получена от адаптивно-гомеостатических систем и экспрессивного поведения.
б) На когнитивном уровне л происходит когнитивно-физиологическое взаимодействие.
В этом процессе человек «маркирует» эмоциональный стимул на основе прошлого опыта, субъективного эмоционального опыта и настоящей ситуации.
4.) После оценки стимула человек готовится справиться с вызовом.
Все три показания могут существовать не во всех мотивационных состояниях, т.е. разные мотивационные состояния имеют разные комбинации показаний.
Это потому, что разные мотивационные состояния служат разным целям для этого организма.
напр. Голод связан с адаптивно-гомеостатическими процессами и вызывает только физиологическое возбуждение и субъективное переживание.
Страх и гнев вызывают все три показания.
Чтобы проверить свое понимание темы, пройдите этот короткий тест! Нажмите здесь для теста MCQ — эмоции
эмоция существительное — определение, изображения, произношение и примечания к использованию 3
перейти к другим результатам
сильное чувство такое как любовь, страх или гнев; часть характера человека, состоящая из чувств. Он потерял контроль над своими эмоциями. Они выразили смешанные чувства по поводу новости. Эмоции зашкаливают (= люди очень взволнованы, злы и т. д.). Решение было основано на эмоциях, а не на рациональном мышлении. Она не выказала никаких эмоций при вынесении приговора. Мэри охватили эмоции.
Пополнение словарного запаса Действия, выражающие эмоцииЧасто части тела тесно связаны с определенными глаголами. Сочетание глагола и части тела выражает эмоцию или отношение.
механизм | часть корпуса | ты… |
---|---|---|
кусать | губы | нервничать |
сжимать | -4d1c9d8a.1559c7e6a08.1de7″> кулак | злой, агрессивный |
щелчок | язык | ругать кого-то |
барабан/чечетка | пальцы Нетерпеливый хороший, нервный | |
кивнуть | голова | согласиться |
кошелек | губы | не одобрить | 90 351поднять | брови | вопрошающе, удивленно |
руб | подбородок | пытаюсь думать |
царапать | головой | -4d1c9d8a.1559c7e6a08.1e0c»> озадаченно |
трясти | головой | не соглашаться |
пожимать плечами 9 0289 | плечи | сомнительно, безразлично |
щелчок | пальцы | ты вдруг что-то вспомнил |
штамп | стопа 9028 9 | гнев |
морщины | нос | чувство неприязни или отвращения |
морщина | лоб | озадаченность |
Например:Она нервно закусила губу. Он почесал затылок и задумался. Я с отвращением сморщил нос. Она вопросительно подняла брови.