Детская одаренность и особенности одаренного ребенка
В статье раскрывается специфика одаренности в детском возрасте, указаны признаки одаренности, представлены взгляды отечественных психологов на определение одаренности, роль семьи в жизни одаренного ребенка.
Ключевые слова: детская одаренность, признаки одаренности, одаренность, детский возраст, одаренный ребенок, роль семьи, психическое развитие, способности.
Одаренность — это системное качество психики человека, которое развивается на протяжении всей жизни, оно в свою очередь определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных) результатов в одном определенном или нескольких видах деятельности в сравнении с другими людьми.
Б. М. Теплов определил одаренность как качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешной конкретной деятельности.
С. Л. Рубинштейн отмечал тесную связь одаренности со специальными способностями, он утверждал, что одаренность не отождествима с качеством одной из функций — хотя бы даже с мышлением. Определяя одаренность, С. Л. Рубинштейн утверждал, что одаренность является функцией личности, выражает внутренние возможности личности, являющиеся результатом ее развития, при этом он подчеркивал, что одаренность не сводится к простой сумме специальных способностей, но одновременно одаренность не есть нечто внешнее по отношению к специальным способностям. «Существуют не только специальные способности, но и общая одаренность, однако не вне, а внутри специальных способностей; общее не сводимо к частному, но оно существует не отдельно от частного, а в нем» [1].
Качественно-своеобразное сочетание способностей, которые рассматриваются как свойства функциональных систем, и которые реализуют отдельные психические функции, будут считаться природной одаренностью индивида.
В свою очередь, из качественно-своеобразного сочетания способностей субъекта деятельности, будем иметь одаренность субъекта деятельности.
Из качественно-своеобразного сочетания способностей личности происходит одаренность личности.
На всех трех уровнях одаренность выступает как интегральное проявление способностей в целях конкретной деятельности, как системное качество. Как и способности, одаренность имеет индивидуальную меру выраженности, определяемую как способностями, входящими в одаренность, так и взаимодействием способностей, их связями [4].
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, выдающимися достижениями определенном виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень и характер развития одаренности — это результат тесного взаимодействия наследственности, а именно природных задатков и социальной среды, который в свою очередь опосредован деятельностью человека, например игровой, учебной, трудовой. При этом особую роль играет личная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития и развития личности, которые лежат в формировании и реализации индивидуального дара.
Детский возраст — это важный период становления способностей и самой личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Объем интеграции определяют особенности формирования и зрелость одаренности. Поступательность этого процесса, его прогресс или регресс устанавливают динамику развития одаренности.
Одаренность ребенка обычно проявляется в его успешности в определенном виде деятельности, которая носит стихийный характер проявления. Чаще всего, одаренные дети не всегда ставят своей задачей демонстрировать свои достижения перед окружающими. Например, ребенок, который пишет собственные рассказы, стихотворения, может не раскрывать свой интерес окружающим.
Возрастные особенности и признаки одаренности ребенка часто можно не различить одно от другого. По мнению известного психолога Н. С. Лейтеса, каждый нормально развивающийся ребенок дошкольного возраста проявляет признаки одаренности: дети этого возраста легко осваивают родной и иностранные языки, у них богатейшая фантазия, они креативны, задают множество необычных вопросов. Поэтому бессмысленно ставить вопрос о «раннем выявлении одаренности» в дошкольном возрасте, ранняя специализация в развитии способностей крайне опасна. С некоторой долей условности можно сказать, что в начальной школе дети проявляют признаки одаренности в изобразительно-художественной деятельности. Подростки — это деятели, на первый план у них выходят признаки социальной одаренности. Ученики старшей школы — исследователи, в этом возрасте молодые люди начинают понимать, что вокруг них огромный непознанный мир, их начинают интересовать глобальные вопросы: устройство вселенной, происхождение жизни, добро и зло [2].
Можно сделать вывод, что не стоит судить об одаренности ребенка лишь по его школьной или внешкольной деятельности.
Специфика одаренности в детском возрасте:
– детская одаренность в большинстве своем выглядит как выражение закономерных связей его возрастного развития, стоит учитывать во внимание, что каждая определенная возрастная периодизация имеет свои конкретные предпосылки для развития способностей у ребенка;
– чрезвычайно сложно прогнозировать и диагностировать одаренность у ребенка, так как под влиянием смены возрастных периодов, семейного воспитания, образования и т. п. может происходить «стихание» признаков одаренности у ребенка;
– нередко динамика формирования детской одаренности проявляется в виде неравномерного развития психики. По одним признакам ребенок может распознаваться как одаренный, но по другим — как отстающий в психическом развитии;
– ребенок может быть обученным в высокой степени (по сравнению со сверстниками, одноклассниками), благодаря более благоприятным условиям его жизни, в связи с чем может возникнуть сложность с распознаванием одаренности и различение от обученности.
Даже самые выдающиеся способности одаренного ребенка не являются прямым и достаточным показателем его высоких достижений в будущем.
Признаки одаренности, как правило, будут проявляться в текущей деятельности ребенка и могут диагностироваться на уровне наблюдения за характером, типом, принципов действий данного ребенка. Признаки явной одаренности указаны в определении одаренности и всегда связаны с высоким уровнем выполнения определенного вида деятельности.
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка:
– наличие нестандартных стратегий в своей деятельности, а именно: быстрый темп освоение деятельности, высокий уровень успешности выполнения деятельности, применение новых способов деятельности в условиях поиска решения задач деятельности
– существование индивидуального стиля деятельности, который выражается в стремлении все делать по-своему
– специфический принцип организации знаний, с высокой структурированностью способности видеть предмет в системе разных связях
– оригинальный тип обучаемости, который способен проявляться и в высокой скорости и легкости обучения, и в замедленном темпе обучения
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка возможно классифицировать по следующим признакам:
– высокий уровень избирательной чувствительности к конкретным сторонам предметной действительности
– особая потребность в познании
– крайне высокое увлечение определенным предметом
– острая необходимость (желание, потребность) в противоречивой, нестандартной и неопределенной информации, отрицание стандартной и типичной информации
– строгая требовательность к результатам своего труда
Говоря об одаренности ребенка, важную роль играет семья, в которой он воспитывается. Высокие познавательные интересы членов семьи способствуют развитию одаренности ребенка. Такие родители, при общении с ребенком выходят за круг обыденных (бытовых, повседневных) проблем, в их общении на ранних этапах представляется совместная познавательная деятельность, например, общие игры, совместная работа с литературой, компьютером, информационными технологиями, познавательные прогулки, обсуждение различного рода проблем и задач. Такого рода общие познавательные интересы родителей и детей объединяют их и формируют дружеские, доверительные отношения в семье, что благоприятно сказывается на внутрисемейном климате.
Отношение к школьному обучению у родителей одаренных детей не принимает самодовлеющего характера. Содержательная сторона развития ребенка всегда приоритетнее, чем полученные ребенком отметки сами по себе.
В таких семьях между детьми и родителями определяется меньшая дистанция, наличие которой может носить не только позитивные, но иногда и негативные моменты.
Зачастую, в семьях одаренных детей явно наблюдается высокая ценность образования, при этом довольно часто образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обуславливающим развитие высоких способностей ребенка.
Главная особенность семьи любого одаренного ребенка — это необычно высокое внимание к своему ребенку, часто жизнь всей семьи сосредоточена на нем.
Психолог В. Г. Белинский про одаренных детей говорил так: «Они на все смотрят как-то особенно оригинально, во всем видят именно то, что без них никто не видит, а после них все видят и все удивляются, что прежде этого не видели».
Литература:
1. Рубинштейн С. Л. Основы психологии. М.: Учпедгиз, 1935. 481 с.
2. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. С.-Пб.: Питер, 2002. 272 с.
3. Шадриков В. Д. Психология способностей. Хрестоматия. М.: 2008.
4. Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Общая психология. М.: Юрайт, 2018. 411 с.
Основные термины (генерируются автоматически): одаренный ребенок, ребенок, одаренность, признак одаренности, детский возраст, вид деятельности, детская одаренность, одаренность ребенка, способность, дошкольный возраст.
Как выявить одаренного ребенка — особенности работы и обучения одаренных детей, развитие одаренности
<<Лид>>
Кто такие одарённые дети
Одарённые дети обладают высоким потенциалом в какой-либо сфере деятельности. Американский психолог Джозеф Рензулли (Joseph Renzulli) считает, что одарённость лежит на стыке способностей к какому-либо делу, креативности и мотивации.
Одарённых детей часто называют «вундеркиндами» (от немецкого «чудо-ребёнок»), но эти понятия следует различать.
Одарённые дети отличаются высокой нормой развития, то есть потенциалом, который может развиться в талант или заглохнуть. Одарённым в той или иной сфере считается каждый пятидесятый ребёнок.
Вундеркинды же с ранних лет опережают нормы развития и демонстрируют культурно значимые достижения. Например, Вольфганг Амадей Моцарт создал свои первые фортепианные произведения в пять лет, а математик Блез Паскаль в девять написал научный трактат. Вундеркинд рождается один на миллион человек.
Одарённость — это совокупность способностей, которые можно приложить к интересам ребёнка. Развивая лишь один навык, нельзя полагать, что вы совершенствуете одарённость.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»
Типы одарённости
Единой классификации не существует, но чаще всего психологи выделяют пять типов одарённости:
- Интеллектуальная одарённость характеризуется повышенной наблюдательностью, концентрацией внимания и способностью анализировать информацию. Такие дети отличаются высоким IQ, обладают сильным критическим мышлением и, как правило, преуспевают в каком-то одном предмете.
- Академическая одарённость подразумевает отличную память. Такие дети легко усваивают школьный материал, могут обучаться самостоятельно, потому что процесс учёбы приносит им удовольствие. Как правило, они способны пройти программу нескольких классов за один учебный год.
- Креативная одарённость может проявляться в богатой фантазии и нестандартном мышлении. Частный случай — творческая одарённость, то есть склонность детей к рисованию, танцам, музыке, стихосложению, актёрскому мастерству и другим искусствам.
- Социальная одарённость заключается в наличии лидерских качеств, высоком уровне эмпатии, интуиции, яркой харизме. Такие дети могут непринуждённо общаться с людьми разных возрастов и часто обладают врождённым эмоциональным интеллектом — восприимчивостью к чувствам других.
- Психомоторная одарённость предполагает опережающее возраст физическое развитие. Такие дети с ранних лет проявляют интерес к подвижным играм и спорту.
Как выявить одарённого ребёнка
Одарённость — это результат сложного взаимодействия наследственности, воспитания и саморазвития. В 50% случаев особые способности ребёнка проявляются к 5–6 годам и к 8 раскрываются в полной мере.
На сегодняшний день не существует единого метода, который позволил бы точно определить, одарён ребёнок или нет. Как правило, используется комплекс разных тестов. Например, для оценки уровня интеллектуального развития применяют Стэнфордский тест достижений, а для выявления творческих наклонностей — тест Торренса.
В домашних условиях выявить одарённость ребёнка можно только наблюдая, как он проводит время и какие темы вызывают у него огонь в глазах, а также помогая ему искать себя в различных видах деятельности.
Вот некоторые факторы, которые могут указывать на одарённость ребёнка. Эти критерии не являются обязательными, но время от времени могут проявляться:
- Раннее развитие. Часто одарённые дети учатся говорить, читать и писать раньше других.
- Хорошая концентрация и память. Если ребёнок легко запоминает стихи, слова песен и интересующие его факты — возможно, он обладает одарённостью.
- Развитая речь. Словарный запас одарённых детей, как правило, шире, чем у сверстников. Они легко вводят в лексикон новые слова и умело ими пользуются.
- Подвижное мышление. Одарённые дети рано учатся гипотетическому и абстрактному мышлению. Им свойственно совершенствовать игры и находить хитрые способы решения задач.
- Богатая фантазия. По тому, как и во что ребёнок играет, тоже можно судить о его одарённости. Талантливые дети склонны придумывать целые миры, сюжеты с небанальными поворотами и самозабвенно перевоплощаться в персонажей своих фантазий.
- Познавательный интерес. Одарённых детей могут интересовать более глубокие темы, чем сверстников. Если ребёнок долго и настойчиво проявляет интерес к определённой теме или деятельности, не удовлетворяется простыми ответами и жаждет докопаться до сути, это может быть признаком таланта.
Выявление у ребёнка одарённости не должно быть самоцелью, но можно помочь раскрыть потенциал ребёнка. Для этого нужно поощрять его увлечения, даже если они не кажутся чем-то стоящим. Ребёнок, любящий выдумывать несуществующие слова, возможно, станет в будущем выдающимся лингвистом, а юный любитель рисовать в школьных тетрадях узоры имеет шансы вырасти популярным дизайнером.
Мир всегда предъявляет повышенные требования к тем, кто выбивается из стандартов. Социум реагирует активно: конкурсы, олимпиады, ожидания родственников и педагогов, зависть сверстников. Неудачи и конкуренция создают напряжение, которое не даёт сосредоточиться. Поэтому одарённым детям важно обращаться за психологическими консультациями — предвосхищать проблемы, чтобы не решать их потом.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»
Школы для одарённых детей
«Школа одарённых» Тюменского госуниверситета.Источник: abiturient.utmn.ru
Одарённые дети нуждаются в особом подходе, построенном на нескольких принципах:
- Опора на мотивацию. Обучение должно подпитывать врождённый познавательный интерес ребёнка.
- Свобода выбора. Школа должна предоставлять ученикам право получать знания, а не заставлять изучать то, что не нравится.
- Индивидуализация. У ребёнка должна быть возможность уделять больше времени предметам, которые ему интересны.
- Уважение самостоятельности. Одарённым детям важно самим находить ответы, «разжёвывание» материала убивает мотивацию учиться.
- Свобода самовыражения. У одарённых ребят почти на всё есть своя точка зрения. Важно, чтобы они могли её без проблем выражать.
- Проектная деятельность. Разработка проектов, задействующих разные способности детей, развивает их и пробуждает интерес.
- Групповая работа. Многие одарённые дети — интроверты и индивидуалисты. Работа в небольших группах позволяет им развивать коммуникативные навыки.
- Терпимость. Некоторым одарённым ребятам тяжело соблюдать школьные правила, особенно если они не видят в них смысла. Учителя должны относиться к их особенностям с пониманием.
- Подготовка преподавателей. Учителя должны знать, как работать с одарёнными детьми. От педагогов требуется чуткость, развитая эмпатия, широкий кругозор, творческое мировоззрение.
Школ, отвечающих данным условиям, в России немного. Большинство расположено в крупных городах. Вот наиболее известные из них:
- Школа-интернат МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва)
- Лицей НИУ ВШЭ (Москва)
- Школа-интернат «Интеллектуал» (Москва)
- Школа «Летово» (Москва)
- Образовательный центр «Сириус» (Сочи)
- Школа-интернат им. Н.Н. Дубинина (Владивосток)
- Губернаторский Светленский лицей (Томск)
Один из вариантов обучения юных талантов — семейное образование. Родители могут подобрать для ребёнка подходящую программу и создать комфортные условия для занятий. Семейное обучение позволяет уделять больше времени дополнительным занятиям, совмещать учёбу с гастролями, спортивными соревнованиями или проходить программу быстрее сверстников.
Советы родителям одарённых детей
Совместно с психологом Еленой Петрусенко мы подготовили несколько советов по воспитанию одарённых детей.
Совет 1. Обращайтесь к специалистам
Если вы заметили, что ребёнок демонстрирует нетривиальные способности, обратитесь к специалистам. Психолог поможет определить тип одарённости, а тьютор — подобрать подходящую программу развития.
<<Параграф c цитатой>>
Совет 2. Пробуйте разное
Развивайте таланты своего ребёнка, посещая кружки и секции. Там он не только сможет узнать больше о любимом деле, но и познакомиться с единомышленниками.
Совет 3. Не давите
Бывает, что ребёнок не хочет заниматься тем, к чему имеет предрасположенность. Например, обладая абсолютным слухом, ненавидит петь и обожает хоккей. Он имеет на это право.
Не стоит требовать от ребёнка безоговорочного успеха во всём, чем он занимается. Это ведёт к развитию синдрома отличника, который может иметь печальные последствия.
Совет 4. Хвалите, но не перехваливайте
Как бы ни впечатляли способности, не стоит постоянно подчёркивать исключительность ребёнка. Вера в собственное превосходство едва ли поможет ему влиться в какой-либо коллектив. А если с возрастом ребёнок перестанет опережать других в развитии, его может постичь тяжёлое разочарование.
Совет 5. Уравновешивайте развитие
Если ребёнок — интеллектуал, он всё равно должен много двигаться и регулярно бывать на свежем воздухе. Юному спортсмену, в свою очередь, важно не забывать про математику, правописание и другие дисциплины.
Совет 6. Ищите близких по духу
У развитых не по годам детей нередко возникают сложности с общением. Сверстники сторонятся их, либо они сами избегают контактов с другими детьми. Важно помочь ребёнку найти компанию, в которой он станет своим. Это необязательно должны быть ровесники, возможно, ему будет интереснее с ребятами постарше. Главное, чтобы они понимали его образ мыслей и разделяли его интересы.
Совет 7. Проявляйте чуткость
Не дайте одарённости ребёнка стать барьером между вами. Если его увлечения вам не близки и вы даже не понимаете, о чём он говорит, ищите другие точки соприкосновения и поддерживайте связь. Каким бы развитым ни был ребёнок — он всё ещё остаётся ребёнком, и ему необходимы ваша любовь, поддержка и одобрение.
Совет 8. Любите ребёнка таким, какой он есть
Если с возрастом способности ребёнка усреднятся — не расстраивайтесь. Половина одарённых детей к 15 годам перестают выделяться среди ровесников, и лишь немногие вырастают в настоящих гениев.
Одарённость в детстве не гарантирует успех во взрослом возрасте. В свою очередь, не все талантливые взрослые в детстве проявляли одарённость.
Наличие или отсутствие у ребёнка каких-либо талантов ни в коем случае не должно влиять на ваше отношение к нему. Любите его таким, какой он есть, позволяйте ему быть собой. Ведь главное — вырастить не гения, а психически здорового и счастливого человека.
Что такое одаренность? | Одаренность Определение и значение
Определение и значение понятия «одаренность»
Одаренные дети определяются как те, кто демонстрирует передовые способности или потенциал в одной или нескольких конкретных областях по сравнению с другими людьми того же возраста, опыта или окружения. Эти одаренные люди отличаются своей способностью мыслить, рассуждать и судить, поэтому им необходимо получать специальные образовательные услуги и поддержку, чтобы они могли полностью раскрыть свой потенциал и таланты.
Одаренные дети принадлежат к разным расам и этническим группам, а также к разным экономическим условиям. Хотя нет двух одинаковых одаренных детей, у многих есть общие одаренные характеристики и черты, такие как:
- Развитое мышление и понимание выше, чем у их сверстников
- Эмоциональная напряженность в молодом возрасте
- Повышенное чувство самосознания
- Сильно развитое любопытство
- Отличная память
Определение одаренных
Существует множество определений одаренности, ни одно из которых не является общепризнанным. В зависимости от контекста, определения часто определяют и влияют на ключевые решения в школах, такие как определение приемлемости и критериев для образовательных программ и услуг для одаренных, какие области одаренности будут рассматриваться (например, конкретные способности в предметной области, такой как математика) и когда будут предложены услуги. Как родители одаренных учащихся или специалисты, работающие с одаренными детьми, важно понимать различные определения и их значение, чтобы обеспечить надлежащее руководство и поддержку, необходимые для социально-эмоционального развития.
Определения одаренности штата
Определения одаренности в отношении учащихся школ варьируются от штата к штату. Большинство штатов основывают свое определение одаренности на сравнении с другими детьми того же возраста или на потребностях, которые не обеспечиваются в обычном классе. В некоторых штатах есть определенные критерии для идентификации одаренных. В случае Иллинойса, например, одаренные учащиеся считаются одаренными и талантливыми, если они входят в 5% лучших на местном уровне в любой области способностей, особенно в языковых искусствах и математике. Однако не все штаты требуют, чтобы школьные округа следовали определению штата.
Для получения дополнительной информации см. список определений одаренности штата, предоставленный NAGC (Национальной ассоциацией одаренных детей).
Федеральное определение одаренности
Согласно статье NAGC «Определения одаренности», «термин одаренный и талантливый означает учащихся, детей или молодежь, демонстрирующих высокие способности к достижениям в таких областях, как интеллектуальные, творческие, художественные или лидерские способности. или в определенных академических областях, и которые нуждаются в услугах или мероприятиях, которые обычно не предоставляются школой, чтобы полностью развить эти способности».
Что делает ребенка одаренным?
На базовом уровне дети классифицируются как одаренные, если они демонстрируют высокий уровень интеллектуальных способностей. Как правило, идентификация может быть проведена с помощью комбинации одаренных тестов и оценок. Поскольку федеральное правительство не вводит в обязательном порядке программы для одаренных в школах, критерии одаренности зависят от того, в каком штате вы живете, в каком школьном округе вы находитесь и т. д.
Во многих случаях для определения того, является ли ребенок одаренным или нет, поскольку успеваемость по сравнению со сверстниками является важным способом оценки академических способностей ребенка. Они могут включать тесты достижений, такие как ACT или тесты достижений Вудкока-Джонсона. Профессиональные оценки также могут использоваться для выявления одаренных – они более дорогостоящие, но гораздо более полные. Этот метод включает в себя определение сильных сторон ребенка, проблем, стиля обучения и образовательных потребностей. Они часто включают тесты на коэффициент интеллекта (IQ), такие как Стэнфорд-Бине или шкала интеллекта Векслера для детей (WISC).
Какой IQ у одаренного ребенка?
IQ большинства населения находится в пределах от 85 до 115. Средний, или средний, IQ равен 100. IQ одаренных детей попадает в следующие диапазоны:
- Слабо одаренные: от 115 до 130
- Умеренно одаренные: от 130 до 145
- Высоко одаренные: от 145 до 160
- Глубоко одаренный: 160 или выше
Эти диапазоны IQ для одаренных основаны на стандартной кривой нормального распределения. Однако разные тесты IQ могут влиять на этот диапазон, поскольку некоторые тестовые потолки ограничиваются 145. Кроме того, разные одаренные профессионалы использовали другие термины, такие как «исключительно» одаренный. Хотя всеобщий консенсус в отношении этих диапазонов и меток может быть не достигнут, понятно, что учащиеся, средний IQ которых отклоняется от 100, нуждаются в специальных образовательных приспособлениях для удовлетворения своих потребностей.
Является ли одаренность инвалидностью?
Одаренность не считается инвалидностью, хотя некоторые одаренные учащиеся могут также иметь нарушения обучаемости, такие как дислексия, СДВГ или аутизм. Эти учащиеся известны как дважды исключительные учащиеся (также известные как 2e дети или студенты). Для выявления таких учащихся часто требуется профессионал, способный оценить и определить две области исключительности, которые часто могут маскировать друг друга, что затрудняет идентификацию. Из-за своих уникальных способностей и характеристик учащимся 2e требуется особое сочетание образовательных программ и поддержки.
Проходит ли одаренность?
Одаренность никуда не делась. Однако дары и таланты одаренного ребенка могут быть подавлены или остаться незамеченными. Это может быть вызвано неточной идентификацией или «маскировкой», когда ребенок прячется за некоторыми аспектами своей одаренности, которые могут привести к тому, что его не идентифицируют. Вот некоторые одаренные характеристики, которые могут затруднить идентификацию:
Асинхронное развитие
Асинхронное развитие относится к неравномерному развитию. Что касается одаренных детей, то многие из них достигают высокого уровня в одной или нескольких областях, но они могут функционировать на гораздо более низком социальном и эмоциональном уровне. Одаренные дети могут вести себя незрелыми из-за своих способностей.
Недостаток навыков обучения
Одаренные дети часто испытывают трудности в школе, потому что у них, как правило, плохие навыки обучения. Они могут пройти начальную и среднюю школу без необходимости много учиться, но как только они поступают в среднюю школу и колледж, одаренные ученики могут быть не готовы справиться с трудностями курсовой работы более высокого уровня.
Неуспеваемость
Одаренные учащиеся могут показывать большие успехи в учебе, но по-прежнему успевать ниже того, что ожидается в зависимости от способностей ребенка. Есть много причин, по которым одаренные ученики могут не успевать. Вот некоторые из причин:
- Особые потребности или двойная исключительная потребность
- Отсутствие мотивации
- Психологические проблемы, такие как перфекционизм и тревога
- Депрессия
Часто требуется вмешательство, чтобы обратить вспять неуспеваемость одаренных. Важно работать с одаренным ребенком, чтобы выяснить, что именно вызывает неуспеваемость. Если перед ребенком не стоят адекватные задачи, сосредоточьтесь на развитии его сильных сторон и талантов. Консультационные услуги также могут быть полезными, позволяя ребенку довериться тому, кому он может доверять. Родители также должны работать с учителями, чтобы понять стили обучения и предпочтения одаренных учеников и бросить им вызов, чтобы максимально использовать их потенциал.
Как вы поддерживаете одаренных детей?
Одаренные дети нуждаются в поддержке как для академического, так и для социально-эмоционального развития. Традиционный класс может не подойти, если одаренные ученики не будут должным образом ставить перед собой задачи. Вот почему важно искать одаренные услуги в вашем районе. В зависимости от того, где вы живете и в каком школьном округе вы находитесь, это может включать группировку по способностям, выпускные классы для одаренных или доступ к одаренным государственным школам. Вне школы программы для одаренных могут предложить одаренным учащимся возможность дальнейшего изучения уникального предмета, представляющего интерес, или они могут предоставить место для установления социальных связей с интеллектуально схожими сверстниками. Ознакомьтесь с нашей статьей об образовании для одаренных, чтобы получить дополнительную информацию о доступных вариантах обучения и поддержки.
Ресурсы для одаренных детей
Хотите узнать больше по теме для одаренных детей? Наша библиотека ресурсов предлагает бесплатные статьи для одаренных, руководства, исследования и многое другое, чтобы информировать и поддерживать одаренных учащихся и их семьи. Чтобы помочь вам начать работу, вот несколько статей, которые могут вас заинтересовать:
- Характеристики и черты одаренных
- Мой ребенок одаренный?
- Тестирование и оценка одаренных
- дважды отличников: определение, характеристики и идентификация
- Варианты обучения и поддержки для одаренных
Что значит быть одаренным?
Что такое GT?
Национальная ассоциация одаренных детей (NAGC) определяет одаренность как «Одаренные люди — это те, кто демонстрирует выдающиеся уровни способностей (определяемые как исключительная способность рассуждать и учиться) или компетенции (документально подтвержденные результаты или достижения в 10 % лучших или реже). в одном или нескольких доменах. Домены включают любую структурированную область деятельности со своей собственной системой символов (например, математика, музыка, язык) и/или набором сенсомоторных навыков (например, рисование, танец, спорт)».
Поведение одаренных детей отличается от поведения их сверстников следующим образом. Вот некоторые общие черты учащихся GT (см.: Дети-инвалиды и одаренные дети (1985):
- Многие одаренные дети рано учатся читать, лучше понимая языковые нюансы. Половина одаренных и талантливых детей научились читать перед поступлением в школу.
- Одаренные дети часто читают широко, быстро и интенсивно и имеют большой словарный запас.
- Одаренные дети обычно усваивают базовые навыки лучше, быстрее и с меньшей практикой.
- Они лучше умеют создавать абстракции и обращаться с ними.
- Они часто улавливают и интерпретируют невербальные сигналы и могут делать выводы, которые другие дети должны разъяснить им.
- Они меньше принимают как должное, ищут «как» и «почему».
- Они могут работать самостоятельно в более раннем возрасте и дольше концентрироваться.
- Их интересы одновременно дико эклектичны и чрезвычайно сфокусированы.
- У них часто кажущаяся безграничной энергия, что иногда приводит к ошибочному диагнозу гиперактивности.
- Обычно они хорошо реагируют и хорошо относятся к родителям, учителям и другим взрослым. Они могут предпочесть компанию детей старшего возраста и взрослых компании своих сверстников.
- Они любят узнавать новое, готовы исследовать необычное и очень любознательны.
- Они решают задачи и проблемы организованно, целенаправленно и эффективно.
- Они проявляют внутреннюю мотивацию учиться, узнавать или исследовать и часто очень настойчивы. «Лучше я сделаю это сам» — распространенное мнение.
И они прирожденные ученики, которые часто демонстрируют многие из следующих характеристик:
- Они могут проявлять острую наблюдательность и чувство значимости; они умеют замечать важные детали.
- Они могут много читать самостоятельно, предпочитая книги и журналы, написанные для детей старше их.
- Они часто получают большое удовольствие от интеллектуальной деятельности.
- У них хорошо развиты способности к абстракции, концептуализации и синтезу.
- Легко видят причинно-следственные связи.
- Они часто проявляют вопрошающее отношение и ищут информацию не только ради пользы, но и ради нее самой.
- Они часто настроены скептически, критично и оценивающе. Они быстро замечают несоответствия.
- У них часто есть большой запас информации по самым разным темам, которую они могут быстро вспомнить.
- Они легко понимают основные принципы и часто могут делать обоснованные обобщения о событиях, людях или объектах.
- Они быстро замечают сходства, различия и аномалии.
- Они часто атакуют сложный материал, разделяя его на компоненты и систематически анализируя.
Проблемы GT
Несмотря на возможности GT, есть и потенциальные проблемы. Дениз Камминс, доктор философии, описала 3 основные потребности студентов GT для достижения успеха (Psychology Today 2014):
Психологи, изучающие одаренных детей, знакомы со следующим сценарием: ребенка направляют к школьному психологу из-за «поведенческих проблем в классе», проблем, которые часто включают такие описания, как «невнимательность», «дерзость» и «вспышки гнева». .» После серии тестов школьный психолог сообщает об удивительных результатах. Нет, ребенок не страдает синдромом дефицита внимания или оппозиционно-вызывающим расстройством. Ребенок «страдает»… одаренностью.
Одаренность может быть как проклятием, так и благословением. Это во многом зависит от среды, в которой находится эта одаренность. Измученному учителю, у которого есть планы уроков, которые необходимо выполнить до звонка, кажущиеся непрекращающимися вопросы одаренных детей могут показаться особым адом. Одаренные дети часто находят планы уроков, соответствующие возрасту, скучными, потому что их когнитивные навыки могут выходить далеко за рамки школьных занятий и уроков, содержащихся в этих планах. На детской площадке они могут проявлять черту, названную доктором Джоан Фриман, специалистом по потребностям одаренных детей, «непреодолимым стремлением к творчеству». Это «стремление к творчеству» мешает одаренным детям просто «играть по правилам». Хотя они быстро усваивают правила игры, они так же быстро им надоедают и они хотят их изменить, что часто приводит в ужас со стороны других детей, которые часто находят утешение и утешение в рутине. Во взрослом возрасте одаренные люди могут найти рабочее место с его многочисленными правилами и часто жесткой иерархией власти особенно напряженной рабочей средой.
Исследования показывают, что одаренность также связана с интеллектуальной, эмоциональной, воображаемой, чувственной и психомоторной «чрезмерной возбудимостью». Одаренные люди, как правило, эмоционально чувствительны и эмпатичны, что делает обычные драки на игровой площадке стрессовыми для них. Поскольку они часто чувствуют, что к ним предъявляют более высокие требования, чем к их сверстникам, им может быть трудно принять критику (все, что не соответствует совершенству, воспринимается как неудача). Их чрезмерная возбудимость может выделять их среди сверстников (и не в хорошем смысле), заставляя их чувствовать себя изолированными и непонятыми в детстве и во взрослом возрасте.
Учитывая эти проблемы, можно задаться вопросом, является ли одаренность скорее проклятием, чем благословением. Но одаренность также несет в себе потенциал для величия — не только для одаренного человека, но и для тех, кто может извлечь выгоду из своих достижений. Мы настраиваемся на спортивные события, чтобы посмотреть, как одаренные спортсмены совершают удивительные подвиги для наших команд. Мы покупаем новые изобретения, созданные одаренными, которые делают нашу жизнь проще и богаче. Мы читаем книги и смотрим фильмы, созданные умами тех, у кого есть природный талант к рассказыванию историй.
Так что же нужно одаренным, чтобы полностью раскрыть свой потенциал? Исследования показывают, что это, пожалуй, три наиболее важных фактора:
1. Быть с такими же, как они. Если вы когда-нибудь смотрели сериал «Теория большого взрыва», то знаете важность этого фактора. Главные герои шоу — гениальные «ботаники» мужского и женского пола, которые прекрасно подходят друг другу и выделяются повсюду, как тарантулы на белом хлебе. Кем бы вы ни были, вы должны чувствовать, что есть место, которому вы принадлежите. Многие исследования показывают, что одаренные взрослые, которые часто контактируют с другими одаренными людьми, с большей вероятностью будут чувствовать принадлежность и удовлетворение, тогда как те, чье социальное окружение не включает других одаренных взрослых, чувствуют себя изолированными и неудовлетворенными.
2. Учебные заведения, которые бросают им интеллектуальный вызов. В одном исследовании через 15 лет после выпуска были опрошены одаренные взрослые, которые участвовали в курсах повышения квалификации в старшей школе. Восемьдесят пять процентов участников охарактеризовали свой академический опыт в продвинутых классах как положительный, а 88 % участников указали, что они поддержали бы перевод своих детей в более продвинутые классы, если бы это было рекомендовано школой. В другом исследовании сравнивали успешных и неуспешных мужчин, которых в детстве считали «гениями». Их результаты показали, что даже среди гениев образовательные достижения были основным фактором, определяющим успех во взрослой жизни.
3. Не обращаются по-другому. В своей книге Одаренные жизни доктор Джоан Фримен отмечает, что как только родители, учителя и сверстники видят, что одаренные дети развиты, они начинают относиться к ним по-другому. Но, как она подчеркивает, они продвинуты только в определенных областях и во всем остальном являются нормальными детьми. Просто ярлык «одаренный» может вызвать эмоциональный и социальный хаос. В одном лонгитюдном исследовании более 100 детей, отмеченных как «одаренные», были сопоставлены по возрасту, полу и социально-экономическому статусу (СЭС) с двумя другими детьми из того же школьного класса. Первый подобранный ребенок имел идентичный показатель IQ, а второй был выбран случайным образом. Результаты поразительно показали, что у группы, помеченной как «одаренная», в детстве было значительно больше эмоциональных проблем, чем у немаркированной одаренной группы. К 2005 году отмеченные и не отмеченные одаренными группами (теперь им за 40) не сильно различались жизненные результаты, но обе группы были намного более успешными, чем случайно выбранная группа. Факторами, которые предсказали жизненный исход для отмеченных и не отмеченных одаренных групп, были тяжелая работа, эмоциональная поддержка и позитивный, открытый личный взгляд.
Идентификация
Описание процесса идентификации GT можно найти на дополнительных страницах веб-сайта и в Справочнике для родителей GT округа. Вкратце, процесс может начаться либо с выдвижения учащегося для оценки, либо с проверки, проводимой в каждой школе. Всеобщий скрининг проводится для всех второклассников.
2E
Термин «дважды исключительный» [1], часто обозначаемый аббревиатурой 2e, только недавно вошел в лексикон педагогов и относится к интеллектуально одаренным детям, имеющим ту или иную форму инвалидности. Эти дети считаются исключительными как из-за их интеллектуальных способностей, так и из-за их особых потребностей.
Ребенком 2e обычно называют ребенка, который, помимо того, что его интеллект считается выше среднего, официально диагностирован с одной или несколькими ограниченными возможностями. Инвалидность разнообразна: дислексия, расстройство зрительной или слуховой обработки, обсессивно-компульсивное расстройство, расстройство сенсорной обработки, аутизм, синдром Аспергера, синдром Туретта или любая другая инвалидность, препятствующая способности учащегося эффективно учиться в традиционной среде. У ребенка может быть диагностирован синдром дефицита внимания с гиперактивностью или диагнозы тревоги или депрессии.
Не существует четкого профиля дважды исключительных детей, потому что природа и причины дважды исключительности очень разнообразны. Эта вариация среди дважды исключительных детей затрудняет определение того, сколько их может быть. Наилучшие оценки распространенности колеблются от 300 000 до 360 000 в США (порядка 0,5% от общего числа детей до 18 лет). Линда Сильверман, доктор философии, директор Центра развития одаренных детей, обнаружила, что 1/6 одаренных детей, протестированных в GDC, имеют какие-либо различия в обучении.
Учащиеся GT в школах Canon City
Все одаренные и талантливые учащиеся уровня III в школах Canon City будут иметь план расширенного обучения (ALP), первоначально составленный учащимся и учителями школы и/или координатором GT. Создание и мониторинг ALP — это совместный процесс, в котором участвуют учащийся, родитель, учитель и координатор или администрация, где это уместно.
ALP — это прямая связь между профилем учащегося, созданным в процессе идентификации, и внедрением программных услуг, соответствующих сильным сторонам и интересам ребенка. ALP – это руководство по планированию для принятия учебных решений в отношении материалов, вариантов программ и оценок для одаренных учащихся на основе сильных сторон, интересов и социально-эмоциональных компетенций. Они имеют решающее значение при переходе одаренных учащихся с одного уровня обучения на другой и из школы в школу.
Каждый ALP содержит 3 основных элемента:
- Как минимум одна учебная цель, установленная в области сильных сторон/интересов ребенка
- Хотя бы одна аффективная цель для развития социальных/эмоциональных компетенций
- Стратегии программирования, которые помогут вашему ребенку расти и достигать вышеуказанных целей
Если у вас есть вопросы о целях вашего ребенка или стратегиях программирования, выбранных для достижения этих целей, свяжитесь со своим специалистом по GT.