зачем нужна и что изучает? ipsyholog.ru
Хотите адекватно, мудро и осознанно воспитывать своих детей? Вам нужны знания о детской психологии. Младенческий плач, «я сам» от трехлетки, начало учебы в школе, подростковый период — этапы развития детей, которые чаще всего даются родителям непросто. Если вы понимаете, что в каждый из этих моментов происходит с вашим чадом, вам будет легче самим перенести их и помочь ребенку пройти через изменения.
- Подписывайтесь на наш Телеграм-канал – там вы узнаете, как сделать материнство легким и счастливым, без криков, усталости и ежедневной войны с ребенком.
Что такое детская психология?
Детская психология — это раздел большой науки психологии. Такое ее направление, где ученые исследуют закономерности психического развития ребенка. Изучают, как у детей развиваются и формируются мышление, речь, внимание, память.
Детская психология — это не частное мнение какого-то психолога. Иногда люди спрашивают психолога, сколько у него или у нее детей. Думают: чем больше у специалиста по детской психологии детей, тем лучше он в ней разбирается. Но это все равно как хирурга спрашивать, оперировал ли он себе что-нибудь. Психолог не переносит на работу с клиентами личный опыт. Детская психология — это научное направление, и психологи в работе с детьми руководствуются доказанными понятиями.
Какие методы исследования приняты в детской психологии?
Научные методы исследования, которые используют при изучении детской психологии:
- систематическое наблюдение
- эксперимент
- беседа
- сбор и анализ результатов детского творчества (рисунки, лепка, конструирование, сочинения и др.)
Чем детская психология не занимается?
В наше время информационного бума появилось много направлений, при помощи которых родителям предлагают лучше понять своих детей: детская астрология, детская нумерология, детская хиромантия и подобные. В психологии эти дисциплины не считаются научными и доказательными.
Кто обязан изучать детскую психологию?
Люди, которые хотят усыновить ребенка, должны пройти школу приемных родителей. В течение нескольких месяцев они изучают в том числе возрастные особенности детей, этапы адаптации приемного ребенка в семье, возможные психологические трудности. Было бы прекрасно, если бы будущие родители, которые готовятся к появлению собственного ребенка, могли посещать централизованно организованные, бесплатные курсы по детской психологии. Обычно им доступны курсы по подготовке к родам, и это замечательно. Но как насчет того, что происходит после родов? Будущим родителям полезно было бы получить базовую информацию о том, как формируется психика ребенка.
Зачем родителям изучать детскую психологию?
Маме и папе изучать детскую психологию нужно, чтобы лучше понимать своего ребенка и помогать ему оптимально развиваться. Родители активно читают книги и статьи о том, как малыш развивается физически: про нормы роста и веса, зубки, грудное вскармливание, прикорм, приучение к горшку, когда дети начинают переворачиваться, сидеть, ползать, ходить, держать ложку и т. п. А вот знания о том, как развивается психика ребенка, стремятся получить не так часто. В результате думают, что ребенок — это такой же человек, как взрослый, только меньшего размера. И предъявляют к его поведению нереалистичные требования.
Когда ребенок может понять мысль «папа пошел на работу»? Не раньше, чем начнет овладевать речью. Мы ведь мыслим словами. Мышление, как его понимают взрослые, появляется только у тех детей, кто уже начал говорить. Рациональное, абстрактное мышление, способность видеть причинно-следственные связи недоступны ребенку до четырех-пяти лет. Примерно до пяти лет отсутствует умение поставить себя на место другого, ведь это сложная мыслительная операция.
Знания об этом помогают родителям понять, что ребенок чего-то не понимает не назло, а просто в силу возраста. Когда вы понимаете, что стоит за поведением ребенка, вы можете по-другому реагировать на сложные ситуации. Есть множество интересных и эффективных приёмов и способов договориться с вашим ребёнком.
Никому не приходит в голову злиться, когда десятимесячный малыш неуверенно делает первые шаги. Мы не бухтим: «Почему ты не можешь встать и нормально пойти? Почему ты теряешь равновесие?». Нет, мы умиляемся и фотографируем его. Нам очевидно, что он только учится – в психике ребенка происходит огромное количество изменений, но они не так очевидны. Он не может чего-то понять, долго терпеть, планировать, учитывать последствия не потому, что упрямится или плохо воспитан. Он правда еще этого не умеет. Для него все непонятно: ни мир предметов вокруг, ни сфера человеческих отношений. И пока он учится, ему нужны терпение и поддержка родителей.
Представьте, что вы учитесь чему-то новому, например танцам или новому виду спорта. Вы всецело доверяете инструктору, потому что ничего не знаете о том, как вести себя в новой сфере. А инструктор ворчит: «Что вы мне задаете дурацкие вопросы, что тут непонятного? Это же очевидно. Вы меня уже пять раз об этом спрашивали. Вы слышали вообще, что я вам говорил? Что, так трудно запомнить?!». Как быстро вы освоите новое? С таким отношением вы, может, и вовсе передумаете изучать этот предмет.
Ребенок не может передумать расти. Но ему очень важно, чтобы родитель, который является его проводником в большом мире, понимал его и поддерживал. От того, насколько бережно, терпеливо, внимательно проводник относится к «ученику», зависит скорость освоения мира, желание этот мир осваивать, уверенность в себе и любознательность.
Знания о том, как развивается и формируется ребенок на каждом этапе детства, помогают родителям быть спокойными, адекватными, разумными, зрелыми. Если вы не понимаете причины детского поведения, можете придумать себе мотивы, которых у ребенка нет, становиться раздражительными, нетерпеливыми. Можете перейти на крики, обвинения, наказания. Такое поведение только замедлит развитие ребенка. И у детей, и у взрослых, развитие происходит в ситуации безопасности. Если ребенок в любой момент может услышать окрик, получить шлепок по губам или по попе, лишиться любимой игрушки, он не будет чувствовать себя безопасно. И будет развиваться медленнее, чем мог бы.
Родители желают своим детям лучшего, но иногда методы, которые они используют для воспитания — не со зла, а по незнанию — только мешают ребенку, прививают лишние комплексы, порой психологически травмируют. Изучение психологии детей поможет вам избежать грубых ошибок в воспитании ребенка и обеспечить ему среду, в которой он сможет развить свои способности наилучшим образом.
Известные теории и исследования детской психологии
Детская психология как наука исследует психические функции: память, мышление, воображение, внимание, речь и другие. Все то, благодаря чему мы взаимодействуем с реальностью, можем ее воспринимать и интерпретировать. Эти функции можно измерить, и в науке есть консенсус, как они в норме развиваются. Но есть вопросы о детском поведении, которые сложно изучить экспериментально. Почему ребенок до трех лет к маме привязан, а после начинает потихонечку от нее отделяться? Почему какие-то условия стимулируют развитие детей, а другие — замедляют? Детские психологи и психоаналитики выдвигают теории, которые отвечают на эти вопросы. Отмечу, что нет двух теорий детского развития, которые бы полностью друг другу противоречили. Авторы разных теорий описывают схожие вещи с разных ракурсов.
Вот несколько известных теорий:
1) Теория психосексуального развития Зигмунда Фрейда. Многие исследования и выводы Фрейда впоследствии подверглись критике, тем не менее он один из первых обратил внимание на то, что детский опыт влияет на всю последующую жизнь человека. Фрейд считал, что развитием движет сексуальный интерес.
2) Теория психосоциального развития и Эрик Эриксон. Эриксон перенял многие идеи Фрейда, но выдвинул теорию, что в развитии человека решающую роль играет социальное взаимодействие и опыт. Его теория охватывает не только детство, но и остальную жизнь человека, которую он делит на восемь этапов. Эриксон говорит о том, что при переходе на каждый новый этап мы переживаем кризис.
3) Поведенческая теория развития. Бихевиористы, среди которых Джон Б. Уотсон (на которого сильно повлияли труды Ивана Петровича Павлова) и Б. Ф. Скиннер, концентрировались только на том, что исследователь может наблюдать сам — как животные и люди реагируют на стимулы и изменения в окружающей среде. Внутренним переживаниям они не уделяют внимание, так как их невозможно увидеть. Соответственно, развитие человека рассматривается как реакция на вознаграждения, наказания, стимулы и подкрепления.
4) Теория когнитивного развития Жана Пиаже. Предмет теории — развитие мыслительного процесса человека. Самое революционное открытие Пиаже заключалось в том, что сейчас нам кажется естественным: дети думают не так, как взрослые. Пиаже разделил детство на периоды в зависимости от стадии развития мыслительного процесса ребенка.
5) Теория привязанности Джона Боулби. Боулби пришел к выводу, что дети рождаются с потребностью сформировать привязанность. По этой причине отношения, которые складываются у них в раннем детстве с людьми, которые о них заботятся (прежде всего, конечно, с родителями) влияют на всю их дальнейшую жизнь. Другие исследователи продолжили работу Боулби и выделили несколько типов привязанности, которые могут сформироваться у ребенка: надежная, амбивалентная и ненадежная.
6) Теория социального научения Альберта Бандуры. Фокусируется на том, что дети развиваются и учатся, когда просто наблюдают за действиями и поведением других людей, включая родителей и сверстников, а также персонажей в кино и книгах.
7) Социокультурная теория Льва Семеновича Выготского. Оказала большое влияние на развитие образования. Выготский утверждал, что дети учатся на практическом опыте и ввел понятие «зоны ближайшего развития». Суть в том, что есть моменты, когда ребенок уже готов осваивать новые знания и навыки, но еще не способен это сделать самостоятельно — ему необходима помощь кого-то, кто уже умеет это и сделает с ним вместе. Выготский также писал о кризисах развития как о моментах качественной трансформации психической деятельности ребенка. Другими словами, в результате кризиса ребенок получает принципиально новые способности, которых до этого не имел.
Этапы развития ребенка и возрастные кризисы
Детская психология подробно изучает, как меняется психика ребенка по мере взросления. С рождения и до совершеннолетия ступени развития ребенка можно разделить на:
1) Период новорожденности — первый месяц жизни.
2) Младенчество — от 1 месяца до 1 года.
3) Ранний детский период — с года до 3 лет. Современные психологи и родители часто используют для детей этого возраста понятие «тоддлер».
4) Дошкольный период — с 3 до 6 лет.
5) Школьный период, который делится на три этапа
- младший школьный возраст — с 6 до 9 лет;
- средний школьный возраст — с 10 до 14 лет;
- старший школьный возраст — с 15 до 17 лет.
У разных авторов деление на этапы может немного отличаться. Но зачем вообще оно существует? В каждом из этих периодов есть свои особенности развития и поведения, и каждый период заканчивается возрастным кризисом. С точки зрения психологии возрастной кризис не означает что-то плохое. Это переход от одного возрастного этапа к другому. У ребенка в этот момент появляются новые умения и навыки. Иногда кризисы проходят бурно, а иногда почти незаметно. Чаще всего самыми яркими бывают кризис трех лет и подростковый.
Для примера возьмем кризис трех лет. Родителям сложно его не заметить: у ребенка появляется фраза «я сам», желание все делать самостоятельно, настаивать на своем. В этот момент у маленького человека развивается понимание своего «я», того, что он – независимый и отдельный от мамы и папы, он может чего-то хотеть или не хотеть, хоть что-то контролировать. У ребенка формируется умение положиться на себя, зачатки уверенности в себе, понимания собственной значимости.
Но если взрослые не понимают природу этого кризиса, они воспринимают появившееся «упрямство» негативно. Могут решить, что ребенок просто плохо себя ведет, его обязательно надо загнать в рамки. Некоторые родители в момент кризиса тратят все силы на то, чтобы заставлять ребенка делать то, что считают нужным. Думают, что тренируют его характер, но на самом деле ломают его, идут вопреки естественному развитию. Такие проблемы могут возникнуть в момент любого детского кризиса. Знания о том, какие изменения стоят за каждым из них, помогают родителям спокойнее воспринимать «капризы», поддерживать ребенка. Помните, что в этот момент внутри вашего ребенка созревает что-то абсолютно новое, чего не было раньше.
Мифы о детской психологии
Миф №1. У хороших мамы и папы ребёнок должен радоваться и не должен злиться
Родители думают: Если ребенок испытывает страдания, переживания, обижается, плачет, злится, значит или мы что-то делаем не так, или с ним что-то не то. Это плохие эмоции, их нужно останавливать или запрещать.
На самом деле: Любые эмоции и чувства важны и нужны. Задача родителей — научить ребенка их осознавать и управлять ими. Это основа эмоционального интеллекта: умение проживать любые эмоции и выражать их социально приемлемым путем, чтобы не вредить ни себе, ни окружающим. Какими бы хорошими ни были мама и папа, ребенок неизбежно будет испытывать весь спектр чувств и эмоций.
Миф №2. Ребёнок плохо себя ведет из вредности
Родители думают: За плохим поведением ребенка ничего не стоит, просто он решил поупрямиться и испортить взрослым настроение.
На самом деле: Очень часто за плохим поведением скрывается неблагополучие ребенка, какая-то проблема. Воспринимайте такое поведение как сигнал и постарайтесь понять, что происходит. Вариантов множество: ребенок испытывает сильный стресс, ревнует к братику или сестричке, хочет больше внимания, обижается на вас за что-то, а возможно проголодался или устал и хочет спать, но сам еще этого не понимает. Тут-то и приходит на помощь детская психология, которая помогает родителям понять, отчего ребенок скандалит, и как с этим справиться.
Миф №3. Ребёнок должен всегда слушаться взрослого
Родители думают: Пока мы отвечаем за ребенка, он должен всегда делать то, что ему говорят.
На самом деле: Ребенок — живой человек со своим характером, со своими мыслями, чувствами, желаниями и потребностями. Как и взрослому, ему может что-то нравиться или не нравиться, он может чего-то хотеть или не хотеть. Нормально, если ребенок от чего-то отказывается, не хочет чего-то делать, с чем-то не соглашается. Естественно, что дети любят делать то, что увлекательно для них, и сопротивляются, когда нужно убрать в комнате, почистить зубы, собраться куда-то и выполнить прочие скучные для них задания. Вы, со своей стороны, тоже не обязаны во всем потакать ребенку, потому что есть вещи, которые делать необходимо.
Старайтесь искать подход к ребенку, договариваться с ним без угроз, шантажа или криков. Когда вы заставляете ребенка что-то делать, это унизительно, подавляет личность, ломает его внутренний стержень, убеждение «я значим, важен, у меня есть возможность что-то решать». Если это происходит хронически, человек вырастает неуверенным в себе, неспособным за себя постоять, защитить свои границы, противостоять несправедливости в свой адрес. Подумайте, хотите ли вы такой судьбы своему ребенку. С детьми постарше можно договариваться, но малыши до трех лет логические объяснения понять еще не могут. С ними очень выручает игровой подход. Игровой подход в воспитании помогает, не подавляя ребенка, убедить его, заинтересовать и призвать делать то, что нужно.
Миф №4. С ребёнком надо постоянно и во всем договариваться
Родители думают: Раз у нас растет личность, нужно с младенчества давать ей слово и полную свободу выбора.
На самом деле: Это перекос, противоположный предыдущему мифу. Иногда родители настолько во всем и по каждому поводу с ребенком договариваются, спрашивают у него разрешение, отдают ему бразды правления, что он оказывается с непосильной ношей. Малышу бесполезно задавать вопрос: «Что ты будешь на завтрак?». Он еще не способен представить все варианты блюд, которые мама может приготовить. Лучше спросить: «Ты будешь гречневую или овсяную кашу?». Такого выбора вполне достаточно. Родители должны создавать границы, а у детей должно быть понимание, что они могут действовать внутри этих границ. При этом важно обозначать границы по-доброму, уважительно и спокойно, не выходить из себя, если ребенок не соглашается.
Миф №5. Ребёнок, которого никогда не бьют и не наказывают, вырастет разбалованным
Родители думают: ребенка следует воспитывать в строгости, и в случае необходимости применять физические воздействия, чтобы он понял, чтобы из него вырос «хороший человек».
На самом деле: наказания пугают, унижают, обижают ребенка, а физические наказания наносят психологическую травму. Самое главное — они не достигают цели, не обучают. Помните, мы говорили, что обучение и развитие происходят в ситуации безопасности? Когда ребенка наказывают, он испытывает стресс, не делает никаких выводов из ситуации, не понимает, не анализирует, что произошло, не слышит, что ему кричит в порыве гнева взрослый. У него включается одна из реакций на стресс, которые достались нам от древних предков: бей, беги или замри.
Обычно дети, особенно до подросткового возраста, ударить в ответ не могут. Ребенок, когда ему страшно и больно, либо убегает и пытается спрятаться, либо замирает, впадает в транс, закрывает уши руками, смотрит в одну точку. Никакое обучение в этот момент невозможно: части мозга, которые за него отвечают, отключаются и передают управление тем частям, которые отвечают за выживание и спасение. Если вы хотите, чтобы ребенок обучался новому и отказывался от нежелательного поведения, нужно использовать совершенно другие походы, которые хорошо описаны детскими психологами.
Очень подробно эти мифы и то, как родителям пересмотреть подход к воспитанию детей, разбираем на бесплатном мастер-классе «Воспитание без криков и наказаний».
Где и как изучать детскую психологию ?
Если вы хотите стать профессиональным детским психологом, сначала нужно получить базовое образование по психологии. Нет отдельного диплома «детский психолог». Вы будете изучать все разделы психологии, среди которых, помимо детской психологии, есть геронтология – психология старения, гендерная психология — психология полов, возрастная, юридическая психология и другие направления. Далее вы можете начать специализироваться в детской психологии, проходить дополнительные мастер-классы, посещать курсы повышения квалификации.
Если вы хотите лучше понять детскую психологию как родитель, рекомендуем начать с чтения книг и статей. Внимательно выбирайте для чтения только то, что написано профессиональными психологами. Вот список книг для родителей, рекомендованных нашим психологом.
К сожалению, в Интернете сейчас многие люди публикуют рассуждения о психологии, не будучи специалистами. В нашей онлайн-школе «Позитивные решения для родителей» все курсы и семинары проводят только профессиональные опытные психологи. Обучаясь у нас, родители находят грамотные ответы на вопросы о детской психологии и воспитании детей.
Консультации детских психологов в нашем центре
Детские психологи нашего проекта проводят консультации для родителей и диагностику родительского стиля воспитания с последующими рекомендациями. Выбрать детского психолога и записаться на приём можно по этой ссылке.
Желаем вам взаимопонимания с вашим ребёнком и счастливого родительства!
P.S. Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, где вы узнаете, как построить теплые и доверительные отношения в семье, сделать материнство легким и счастливым, без ежедневной войны с ребенком, без криков и усталости.
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, будем рады вашим комментариям и вопросам ниже.
Детская психология – это… Понятие, определение, способы работы с детьми, цели, задачи и особенности психологии ребенка
Детская психология – это одна из самых востребованных на сегодняшний день дисциплин, позволяющих усовершенствовать механизмы воспитания. Ученые активно занимаются ее изучением, поскольку она может помочь вырастить спокойного, здорового и счастливого ребенка, который будет готов с радостью познавать этот мир и сможет сделать его чуточку лучше.
Что относят к данному научному направлению?
Согласно принятым в научных кругах обозначениям, детская психология – это раздел науки, направленный на изучение душевного и духовного развития ребенка с момента появления на свет до вступления в подростковый возраст (примерно до 12 лет). Сразу же после рождения ребенок вступает в свои первые социальные отношения – начинает общаться с родителями, в первые несколько месяцев жизни он учится различать “своих” и “чужих”, пользоваться своими эмоциями для достижения целей и формирует свое собственное мировоззрение.
Предметом возрастной психологии является… Предмет, задачи…
В процессе всей жизни каждый человек преодолевает значительный путь своего становления,…
Следующий этап, который необходимо пережить каждому ребенку, – взаимодействие со сверстниками. В его голове формируются определенные социальные роли, и он начинает играть некоторые из них в определенных процессах. Первая дружба, первая конкуренция, первые совместные игры – через все эти процессы дети проходят в обязательном порядке. Ученые считают, что большая часть негативных социальных установок человека формируется именно на данном жизненном этапе, в дальнейшем они только укрепляются и становятся причиной большого количества проблем во взрослой жизни.
Источником формирования жизненных ценностей на текущий момент принято считать семью и детскую субкультуру, хотя многие ученые признают, что виртуальная реальность наступает им на пятки. Ключевые вопросы детской психологии вынуждают исследователей пытаться понять, каким образом компьютерные игры и СМИ могут влиять на духовное развитие ребенка, как сделать это влияние максимально позитивным и дать возможность маленькому человеку сделать свой осознанный выбор источника для роста.
Педология – это… Разбираемся в понятии
Педология – это наука, соединившая в себе подходы медицины, биологии, педагогики и психотехники к…
Детская и взрослая психология: как ужиться вместе?
К сожалению, большинство взрослых редко задумывается о существовании детской психологии, детей они воспитывают по старинке, и чаще всего выбирают те методы, которые передавались в семье от поколения к поколению. В некоторых случаях подобное воспитание приносит положительные плоды, но бывает так, что ребенок вырастает законченным эгоистом или же закомплексованным человеком, который боится сделать элементарный шаг, направленный на собственное развитие.
Каждый человек индивидуален, психологи давно пришли к этому мнению и утверждают, что нельзя найти двух людей с одинаковыми привычками, принципами и жизненными ценностями. Дети в данном случае не являются исключением. Очень часто родители близнецов удивляются тому, насколько они не похожи друг на друга по характеру. Формирование жизненных принципов происходит именно в детстве, поэтому необходимо уделить особое внимание ребенку в этот период времени.
Основная задача взрослых – создать вокруг ребенка такую нравственную атмосферу, где он будет чувствовать себя максимально комфортно, сможет развить свои навыки социального взаимодействия, освоить существующие поведенческие нормы и культурные особенности не только своей нации, но и других. Наставления здесь бесполезны, поскольку дети копируют манеру поведения своих родителей, иногда дело доходит даже до жестов и мимики, именно поэтому на них лежит огромная ответственность за воспитание.
Амплификация — это важная часть детского развития. Что это…
Принято считать, что амплификация – это расширение или увеличение чего-нибудь. Иногда могут…
Откуда берет свое начало данная дисциплина?
Основы детской психологии можно отследить в трудах Аристотеля, которого по праву считают основателем данной дисциплины, ведь именно он впервые начал рассматривать душу как сущность, реализующую биологическое функционирование организма. Дисциплина обязана заниматься изучением причин онтогенеза психики человека, различных процессов, видов деятельности ребенка.
В процессе осуществления какой-либо деятельности (обучения, игры, выполнения задач по дому) ребенок так или иначе соприкасается с психологией: изучает нравы и привычки других людей, стремится к контакту с социумом, формирует собственную картину мира. При этом ученые XIX-XX веков пришли к единому мнению о том, что нельзя рассматривать процессы, в которые вовлечен ребенок, в качестве отдельных мероприятий, все они являются теми или иными признаками целостной личности, формирующейся в социуме.
Какие цели и задачи стоят перед детской психологией?
Несмотря на то что данную дисциплину считают частным ответвлением общей психологии, она обладает своим собственным предметом исследования, а также преследует ряд целей. К задачам детской психологии в первую очередь принято относить изучение принципов, по которым осуществляется психическое развитие ребенка с момента его рождения до перехода в подростковый возраст.
Также в качестве цели дисциплины можно рассматривать деление данного временного периода на несколько мелких единиц, позволяющих выстроить четкий алгоритм, по которому происходит психологическое взросление ребенка. Ученым также предстоит выяснить, по каким причинам ребенок переходит из одной стадии взросления в другую, выявить катализаторы данных процессов достаточно сложно, поскольку все дети воспитываются совершенно в разных условиях.
На определенном возрастном этапе ребенок обладает различными психическими функциями, которые нуждаются в подробном исследовании, поскольку до сих пор не совсем ясен алгоритм их проявлений. Некоторые проблемы детской психологии связаны с неполным пониманием того, какие психические функции являются нормой в том или ином периоде жизненного пути ребенка. Отсюда же происходит сложность, связанная с тем, что в данном случае следует считать психическими отклонениями.
Исследователи уделяют особое внимание вопросу о том, какими потенциальными возможностями может обладать человек в самые разные периоды своей жизни. Если им удастся выяснить, каким образом добиться развития того или иного таланта в ребенке, родители в дальнейшем смогут оказывать огромное влияние на воспитание детей. Также в детской психологии до сих пор нет четкого понимания того, что следует считать эталоном зрелости личности, ученые всего мира на протяжении нескольких сотен лет пытаются ответить на этот вопрос, но пока что безуспешно.
Как психологи работают с детьми?
Детская психология для родителей зачастую кажется темным лесом, они иногда просто не понимают, как нужно разговаривать со своим ребенком, чтобы добиться взаимопонимания. Специалисты в данной сфере учитывают специфику индивидуального психического развития, соблюдают единство деятельности и психики, стараются совершать свою деятельность максимально объективной и направленной на развитие потенциала отдельного взятого малыша.
Психологи используют целый комплекс методов для получения ответов на интересующие их вопросы. Например, организационные применяются при необходимости изучения того или иного аспекта развития личности или даже целой группы детей. В качестве инструментов здесь используется контрольный срез, сравнительные упражнения, а также лонгитюдный метод. Сочетание нескольких практических компонентов позволяет осуществить комплексное психологическое исследование.
Огромной популярностью в научной среде пользуются эмпирические методы, детская психология во многом развивается благодаря им. Наиболее популярный – наблюдение, с помощью которого можно отследить подавляющее большинство поведенческих особенностей ребенка. Главная задача здесь для психолога – сформировать четкую цель и схему ведения наблюдения. Сюда же относится самонаблюдение, а также эксперимент, с помощью которого можно отследить все изменения, которые происходят с личностью ребенка.
Психодиагностические способы чаще всего представляют собой стандартизированные задачи, с помощью которых можно выявить текущее эмоциональное и психическое состояние ребенка. В данную группу методов входят тестирования, беседы, социометрия, интервью, анкетирования, а также аналитический разбор продуктов творчества или деятельности.
Детская психология – это довольно-таки широкое поле для исследований и экспериментов, именно этим объясняется использование проективных методов. Они представляют собой совокупность нескольких практик, исследующих личность с помощью полисемантичных стимулов, которые ребенку нужно будет по-своему интерпретировать. Сюда относят пятна Роршаха, методику Люшера, тест Мира, тестирование апперцепции и многие другие практические упражнения.
Как психология помогает развивать ребенка?
Детская психология для родителей может стать настоящим спасением, поскольку с ее помощью можно избежать походов к специалистам и вырастить успешного, сильного и психически здорового человека. Эксперты рекомендуют не злоупотреблять родительским авторитетом и не пытаться постоянно принимать решения за своих детей. «Я знаю, как лучше» – эта фраза сгубила огромное количество семей, поскольку она провоцирует у ребенка агрессию или же пассивное поведение, причем второе в дальнейшем ведет к заниженной самооценке и полной зависимости во взрослой жизни. Намного актуальнее сформулировать для ребенка правила поведения в семье и социуме, которых он должен придерживаться.
Психологи также советуют научиться правильно разговаривать со своими детьми. При похвале или наказании ребенок имеет право знать, за что именно его ласкают или же бранят. Нельзя говорить малышу фразу «Ты – плохой», тогда в его голове поселится именно такая установка по отношению к окружающему миру, и он будет вести себя соответствующе. Разъясняйте, что именно ребенок делает не так, говорите с ним о последствиях поступков, и тогда в дальнейшем он будет анализировать собственное поведение.
Уважайте мнение вашего малыша и будьте предельно честны и откровенны с ним. По мнению ведущих психологов, воспитание должно осуществляться в диалоговой форме, только в этом случае удается добиться личностного роста ребенка, а также активного развития его сознания и самосознания. Важно уметь общаться со своим чадом на равных и дать ему возможность быть полноценной личностью, способной самостоятельно принимать решения.
Даже если вы ничего не понимаете в детской психологии, развитие ребенка – ваша прямая обязанность как родителя. Начните с малого – постепенно предоставляйте малышу право выбора, таким образом, вы не только приучите его к самостоятельности, но и дадите возможность сориентироваться и понять, что же ему самому интересно. Сначала еда, потом игрушки, потом жизненные интересы и более серьезные вопросы – постепенно он сам возьмет все под свой контроль.
Не планируйте жизнь своих детей, ведь вы не знаете, что именно им будет по душе. Прислушивайтесь к его интересам и поддерживайте их, даже если ребенок будет менять по 8-10 секций в год – не реагируйте на это слишком остро, ведь он пытается найти себя. Выясняйте причины всех проблем, которые возникают у ваших детей, несмотря на то что вам они могут показаться совершенно бредовыми. Для детей каждая возникающая сложность имеет огромное значение, помните об этом.
Что делать, если вы не справляетесь со своим ребенком?
Детская психология и педагогика идут рука об руку, поскольку для воспитания ребенка необходимо понимать, как он воспринимает мир, что чувствует по отношению к окружающим, и понимать психологические процессы, которые характерны для определенного возраста. Если дети перестают слушаться, ни в коем случае нельзя прибегать к физическим наказаниям, поскольку это не решит проблему. Намного важнее понять, в чем заключена причина непослушания, на основе этого можно будет предпринять определенные действия.
Достаточно часто возникает ситуация, когда родители хотят полного подчинения от своих детей, чтобы те не имели собственного мнения. Ребенок может абсолютно невозмутимо заниматься своими делами и полностью игнорировать слова матери и отца. Как правило, такое происходит с детьми, обладающими высоким уровнем интеллекта. Они предпочитают не переживать “по мелочам”, им хочется занимать особенное положение в семействе, а родители противятся этому. Наиболее оптимальный выход – давать ребенку выполнять сложные задачи, и не допускать того, чтобы он погряз в рутине повседневности.
Родители-неумехи – главная проблема в детской психологии, детей они воспитывают спустя рукава и очень часто допускают ошибку – постоянно считают их слишком маленькими. Разговаривать с ребенком необходимо, учитывая его навыки понимания и уверенности в себе. До 6 лет у детей активно развивается конкретно-образное мышление, именно поэтому намного эффективнее будет выполнять вместе с ними определенные виды активности, тогда малыши смогут запомнить последовательность действий и в дальнейшем смогут действовать самостоятельно.
Еще одна крайность – слишком послушный ребенок. Если родитель не видит, как его дитя улыбается, проявляет эмоции, сердится – это повод обратиться к специалисту, ведь иначе правду из него просто не вытянуть. Решить эту проблему можно, напомнив ему о том, как важно переживать данные эмоции. Взрослые должны быть лояльны по отношению к эмоциональным проявлениям, и помнить о том, что дети никогда не думают о том, чтобы совершить злой поступок. Давайте ребенку выплеснуть негатив, это поможет ему научиться не “запираться” и повысит уровень доверия между вами.
Что нужно знать о психологии маленьких детей
Детство по праву считается самым важным жизненным периодом человека, ведь именно тогда с ним происходит огромное количество изменений. Последние и исследуются детской психологией, годы делают ребенка старше и мудрее, а вот каким образом это происходит – на этот вопрос и должно ответить данное научное направление.
Самая главная особенность детской психологии – практически пустой мозг ребенка, который готов к восприятию абсолютно всего окружающего. Дети не способны выявить взаимосвязи между различными событиями и вещами, именно поэтому их нужно учить отличать ложь от правды. Абсолютно все взрослые люди, с которыми малыш активно контактирует с момента своего появления на свет, воспринимаются им в качестве авторитета, он им доверяет. Практически все из них так или иначе влияют на его сознание, активнее всего это делает мать.
Детская возрастная психология принимает в качестве аксиомы тот факт, что ребенок подсознательно копирует поведение своих родителей и принимает их достоинства и недостатки как должное. Дети очень чутко относятся к психическому фону и способны расшифровывать поступающую к ним информацию в подтексте и контексте. Именно поэтому психологи рекомендуют при обращении к ребенку общаться с ним, не используя двоякие формулировки.
Врожденная беспомощность, с которой ребенок появляется на свет, – его преимущество и недостаток одновременно. Модель поведения, которую он в дальнейшем выберет для себя как наиболее приемлемую, он почерпнет из ближайшего окружения – от своей семьи. Несмотря на то что детский мозг чрезвычайно пластичен и предпочитает забывать все плохое, развитие психических процессов малыша должно осуществляться в максимально комфортной обстановке.
Какая научная работа ведется в данной отрасли
В детской психологии исследования играют важнейшую роль, именно с их помощью определяется алгоритм работы с ребенком, позволяющий добиться вырастить из него настоящую личность. Ключевая задача современных научных деятелей – изучить психику ребенка со всех возможных ракурсов, причем делать это необходимо в процессе воспитания. Постоянное наблюдение за тем, как растут дети, позволяет производить своевременную корректировку в используемых педагогических методиках.
Современные исследователи придерживаются теоретических положений Л. С. Выготского, который считал, что обучение оказывает огромное влияние на психическое развитие детей. Именно поэтому сегодня детская психология – это попытка сформировать пул явлений психики, основываясь на предположениях, сделанных учеными ранее. На основе проведенных экспериментов появляются ультрасовременные методики обучения, воспитания и изучения детей как полноценных личностей.
Насколько перспективно данное научное направление
Развитие детской психологии является приоритетным для многих ученых, поскольку каждое поколение появляющихся на свет малышей обладает определенными отличиями и особенностями, требующими специфического подхода. Те методики, которые использовались при воспитании детей, родившихся в 1990-е годы, сейчас считаются достаточно устаревшими и требуют замены. Параллельно с этим психология должна помочь современным педагогам сформировать методики преподавания, которые позволят добиться максимального эффекта и закрепить полученные знания.
Многие вопросы детской психологии связаны с поведением родителей, однако большое внимание этому ученые начали уделять сравнительно недавно. Это связано с относительной молодостью данного научного направления – официально оно появилось только в XIX веке. Сегодня мамам и папам отводится самая важная роль в воспитании, поэтому появляется большое количество исследований, связанных с тем, как помочь взрослым адаптироваться к появлению в доме ребенка и привыкнуть к своему новому статусу. Параллельно с этим исследователи каждый день открывают в данной отрасли новые вопросы, требующие ответа, поэтому это направление еще длительное время будет оставаться популярным.
стадий нравственного развития Лоуренса Кольберга | Определение и структура
- Связанные темы:
- детская психология моральное рассуждение
См. весь связанный контент →
Стадии морального развития Лоуренса Кольберга , комплексная теория стадий морального развития, основанная на теории морального суждения Жана Пиаже для детей (1932 г. ) и разработанная Лоуренсом Кольбергом в 1958 г. Когнитивная по своей природе, теория Кольберга фокусируется на мыслительном процессе, который возникает, когда человек решает, является ли поведение правильным или неправильным. Таким образом, теоретический акцент делается на том, как человек решает ответить на моральную дилемму, а не на том, что он решает или что он на самом деле делает.
Теория Кольберга, хотя и чрезвычайно влиятельная, была основана на исследованиях, в которых в качестве испытуемых использовались только мальчики. В 1980-х годах американский психолог Кэрол Гиллиган раскритиковала эту теорию за универсализацию моделей морального развития мальчиков и игнорирование отдельных моделей, характерных для девочек.
Теоретическая основа
Основа теории Кольберга состоит из шести этапов, расположенных последовательно на последовательных уровнях сложности. Он организовал свои шесть стадий в три общих уровня нравственного развития.
Уровень 1: доконвенциональный уровень
На доконвенциональном уровне мораль находится под внешним контролем. Правила, установленные авторитетными лицами, соблюдаются, чтобы избежать наказания или получить вознаграждение. Эта точка зрения включает в себя идею о том, что правильно то, что может сойти с рук или что приносит личное удовлетворение. Уровень 1 состоит из двух этапов.
Стадия 1: Наказание/ориентация на послушание
Поведение определяется последствиями. Человек будет подчиняться, чтобы избежать наказания.
Стадия 2: Инструментальная ориентация на цель
Поведение снова определяется последствиями. Человек сосредотачивается на получении вознаграждения или удовлетворении личных потребностей.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчасУровень 2: Обычный уровень
На обычном уровне соответствие социальным правилам остается важным для человека. Однако акцент смещается с личных интересов на отношения с другими людьми и социальными системами. Человек стремится поддерживать правила, установленные другими людьми, такими как родители, сверстники и правительство, чтобы получить их одобрение или сохранить общественный порядок.
Стадия 3: Ориентация «Хороший мальчик/Хорошая девочка»
Поведение определяется общественным одобрением. Человек хочет сохранить или завоевать расположение и одобрение других, будучи «хорошим человеком».
Стадия 4: Ориентация на правопорядок
Социальные правила и законы определяют поведение. Индивид теперь принимает во внимание более широкую перспективу, а именно общественные законы. Принятие моральных решений становится больше, чем рассмотрение тесных связей с другими. Человек считает, что правила и законы поддерживают общественный порядок, который стоит сохранять.
Уровень 3: Постконвенциональный или принципиальный уровень
На постконвенциональном уровне человек выходит за рамки перспективы своего собственного общества. Мораль определяется в терминах абстрактных принципов и ценностей, применимых ко всем ситуациям и обществам. Индивидуум пытается принять точку зрения всех индивидуумов.
Стадия 5: Ориентация на общественный договор
Индивидуальные права определяют поведение. Индивид рассматривает законы и правила как гибкие инструменты для улучшения человеческих целей. То есть при правильной ситуации бывают исключения из правил. Когда законы не согласуются с правами личности и интересами большинства, они не приносят пользы людям, и следует рассмотреть альтернативные варианты.
Стадия 6: Ориентация на универсальный этический принцип
Согласно Кольбергу, это высшая стадия функционирования. Однако он утверждал, что некоторые люди никогда не достигнут этого уровня. На этом этапе соответствующие действия определяются самостоятельно выбранными этическими принципами совести. Эти принципы абстрактны и универсальны в применении. Этот тип рассуждений включает в себя рассмотрение точки зрения каждого человека или группы, которые потенциально могут быть затронуты решением.
Основные постулаты теории Кольберга
Многочисленные исследования моральных рассуждений на основе теории Кольберга подтвердили основные постулаты в данной области. Поперечные данные показали, что пожилые люди, как правило, используют более высокие стадии морального мышления по сравнению с более молодыми людьми, в то время как лонгитюдные исследования сообщают о «восходящем» прогрессе в соответствии с теоретическим порядком стадий Кольберга. Кроме того, исследования показали, что понимание стадий является кумулятивным (например, если человек понимает стадию 3, он или она понимает более низкие стадии, но не обязательно более высокие стадии), а понимание более высоких стадий становится все труднее. Более того, возрастные тенденции нравственного развития получили межкультурную поддержку. Наконец, данные подтверждают утверждение о том, что каждый человек проходит через одну и ту же последовательность развития; однако темпы развития будут различаться.
Измерение морального развития
С момента разработки теории Кольберга был создан ряд измерительных инструментов, предназначенных для измерения морального мышления. Интервью Кольберга «Моральное суждение» (1969) представляет собой довольно длинное структурированное интервью, требующее подготовленных интервьюеров и оценщиков. Еще одним инструментом является тест определения проблем, разработанный Джеймсом Рестом (1974). Эти меры, начиная от проективных тестов и заканчивая структурированными объективными оценками, состоят из набора гипотетических историй, связанных с моральными дилеммами.
Шерил Э. Сандерс Редакторы Британской энциклопедииПонимание детской психологии
Понимание детской психологии
Понимание детской психологии – одна из важнейших задач родителей. Хотя области детской психологии обширны, ей нужно уделить больше внимания. Любая неспособность понять детскую психологию может привести ребенка к неверному жизненному пути. В этой статье мы рассмотрим короткую, но важную часть от определения ребенка, развития ребенка до лучшего понимания детской психологии.
Определение ребенка
В общем смысле ребенок — это молодой человек, находящийся между младенчеством и периодом полового созревания. Это означает, что ребенок не достиг совершеннолетия или не достиг совершеннолетия. После рождения ребенка до окончания полового созревания младенец является ребенком. Есть много аспектов, которые должны быть замечены родителями для обеспечения развития ребенка.
Развитие ребенка
Развитие ребенка — это обширная область, охватывающая все, что связано с ребенком с момента его рождения до окончания подросткового возраста. В детстве ребенок проходит этапы вроде новорожденный, младенец, малыш, дошкольный и школьный возраст . На каждом этапе есть зоны развития для ребенка. Каждый родитель внимательно следит за развитием своего ребенка. Обычно в этом случае родители проявляют дотошность, что в конечном итоге идет на пользу детям.
Детская психология
Детская психология включает в себя основную часть детских отношений, способов мышления и выражения эмоций. В детской психологии психические, поведенческие и эмоциональные установки и выражения ребенка. Это может варьироваться на разных этапах детского возраста. Так как на детских стадиях явно есть рост, изменения и последовательность действий. Мышление, чувства и поведение могут хорошо представлять психологию ребенка. Биологические, социальные, эмоциональные и когнитивные процессы являются важными факторами детской психологии. При этом интеллектуальное развитие в основном направлено на лучшее понимание детской психологии. Но самое важное, о чем следует помнить, это то, что крепкое здоровье является предпосылкой для интеллектуального развития.
Понимание детской психологии
Понимание детской психологии считается одной из самых важных и решающих задач для родителей. Для родителя понимание ребенка становится наиболее важным, потому что многое зависит от этого понимания. Направлять и воспитывать ребенка в правильном и воспитанном стиле — мечта каждого родителя. Таким образом, понимание детской психологии может быть весьма полезным для родителей в этом отношении. Каждый ребенок обладает уникальной индивидуальностью, которая сохраняется на протяжении всей жизни и лечит на основе этой личности. Для лучшего понимания ребенка родителям необходимо быть более внимательными и любознательными. За ними нужно внимательно наблюдать-
- Привычка питания меняется на определенное время.
- Намерение ребенка играть с другими.
- Постоянные черты ребенка.
- Занятия, которые больше всего нравятся ребенку.
- Регулировка мощности с изменениями.
- Пытливый ум, чтобы узнать что-то новое.
- Инновация от ребенка.
- Выражение печали и радости.
- Реакция на некоторые специфические черты.
- Действие и активность в социальной сфере.
- Понимание самооценки.
Советы по развитию детской психологии
Только вы, родители, больше всего можете помочь своему ребенку на этапе психологического развития. Что вам нужно, так это стать более увлеченным своим ребенком и помогать на разных этапах его развития. Вы просто указываете пути своему ребенку. Вот несколько советов по развитию детской психологии:
- Будьте лучшим другом своего ребенка.
- Проведите время с ребенком с пользой.
- Относитесь к ребенку позитивно.
- Слушайте, говорите и делитесь чувствами.
- Объяснять жаргонизмы.
- При необходимости прислушивайтесь к мнению.
- Постарайтесь узнать, что им нравится, а что нет, чтобы помочь им.
- Пусть ребенок представит ситуацию и примет решение.
Все эти факты могут помочь вашему ребенку в развитии психологии. Лучшее понимание ребенка может быть более ценным, чем многие вещи в мире. Потому что сегодняшний ребенок будет формировать будущий мир.
Бедность — это привилегия.
Не так ли?16 апр. 2022 г.
Пять мягких навыков, которыми вы должны обладать, чтобы добиться успеха
11 апр. 2022 г.
Определение и этапы развития ребенка
23 февраля 2022 г.
5 лучших криптовалют для инвестиций в 2022 году
21 февраля 2022 г.