Определение гениальность: Гениальность. Что такое «Гениальность»? Понятие и определение термина «Гениальность» – Глоссарий

Определение понятия «гениальность» по Игорю Леонардовичу Викентьеву: VIKENT.RU

В культуре Европы примерно до XVIII века гениальность трактовалась как некий божественный и/или мистический дар «широкого профиля», действующий всегда и везде. (Лишь в XX веке Станислав Лем, разрешая массу споров на религиозные темы, предложил идею Бога, который то есть, то его нет…)

Позже становится обще-популярным тезис, что гениальность свойственна гению не во всех областях, а только в избранной – скажем: в области поэзии, живописи, актёрской игры.  Ещё позже пришло понимание, что вершинные достижения возможны в области медицины и техники.

В XIX веке уже иногда утверждается, что высшие проявления личности могут возникнуть лишь на непродолжительное время:

ПРИМЕР. «Мне остаётся упомянуть ещё об одной категории примеров, представляющей в моих глазах поразительное доказательство того, что способность влиять на людей, достигающая наибольшей силы в смутные времена, не составляет такого редкого явления, как обыкновенно думают, и что она только при обычном течении жизни остается без применения. В осаждённых городах, как, напр., в Индии во время последнего восстания, нередко выступает на вид совершенно особый тип характера. Тогда становятся заметными люди, которые до тех пор ничем не выдавались и которые опять возвращаются к своему прежнему образу жизни, как только минуют обстоятельства, вызвавшие их к деятельности. Но пока существовала опасность и бедствие, они были настоящими героями. Они были хладнокровны среди опасностей, проницательны при совещаниях, бодры при продолжительных лишениях, человечны в отношении к раненым и больным, поддерживали мужество в малодушных. Такие люди как бы нарочно созданы для того, чтобы выказывать себя при таких исключительных обстоятельствах. Счастливая особенность их заключается в обладании слишком упругими нервами, чтобы не поддаться подавляющему действию нравственной тревоги и физических страданий, и, быть может, именно вследствие этой крепости нервов им нужен был усиленный стимул, чтобы заставить их проявить ту силу деятельности, на которую они были способны».

Френсис Гальтон, Наследственность таланта: законы и последствия, М., «Мысль», 1996 г., с. 42-43.


В начале XXI века, используя доступную статистику, можно утверждать, что гениальность – не есть некое постоянное свойство, например, как рост человека цвет его глаз или волос, и что даже выдающиеся люди – в лучшем случае всего лишь несколько раз в течение жизни – достигают результатов мирового уровня…

ПРИМЕР. «Гениальность — это высшая степень, какой может достигать человеческая способность. В мысли, рождённой вдохновением гения, есть что-то непомерное, экстраординарное — этим и отличаются его творения. Но когда он не одержим вдохновением, он может быть лишь более или менее умным, более или менее образованным человеком».

Серж Воронофф, От кретина к гению, СПб, «Европейский Дом», 2008 г., с. 20.


В работах Гастона Тисандье, К.Э. Циолковского и других чётко оговаривается, что гений вынужден постоянно «платить собой» за своё творчество. (Причём эта расплата никоим образом не сводится к области психопатологий, о которых, например, писал в XIX веке Чезаре Ломброзо,  допустив при этом ряд фактических и методических ошибок). 


«Гениальность» – некое название, условное свойство гения, которое как будто бы «просто» объясняет систему сложных явлений высокого уровня творчества, описываемую, как минимум, несколькими десятками закономерностей и эффектов…


Следует прямо признать, что в настоящее время феномен гениальности ещё подробно не изучен — см.:  Исследовательские темы портала VIKENT.RU

 

Определение гения по И.Л. Викентьеву

 

 Наши правила, включая обсуждение видео на YouTube

 


 «Гении, таланты, одаренности, граждане и дегенераты» | Лекция И.Л. Викентьева

Кому будет полезно? 

Материал лекции будет полезен владельцам и руководителям бизнеса в области креативных / творческих индустрий; трудолюбивым бизнес-консультантам и креативным директорам; преподавателям бизнес-дисциплин в университетах и академиях, а также авторам бизнес-книг / курсов, вебинаров и т. п

 

Гениальность


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

Глава 13 ГЕНИАЛЬНОСТЬ
Для того чтобы быть признанным гением, человек должен показать необычный уровень развития талантов, ценящихся в рамках его культуры. Так как привлечь к себе внимание могут только особые индивиды, то и достижения их настолько уни­кальны, что благодаря этому такие люди составляют отдельную группу внутри человечества в целом. Однако с разработкой более объективных методов наблюдения и усовершенствованием тес­товых методик появилась возможность выявлять и не столь выда­ющихся индивидуумов, которые являются переходным этапом между среднестатистическим человеком и обладателем особого дара. Распространенное представление о гении как об отдельном «виде», судя по всему, возникло точно так же, как и похожее мнение о слабоумных, и точно такими же методами оно посте­пенно разрушается.

Любопытно сопоставление гения и выдающегося человека. Многие авторы разделяли эти два понятия только на том осно­вании, что гениальность называли обладанием «всем тем, что необходимо» для достижения популярности в нашем обществе, а выдающийся человек считается гением априори.

В соответствии с этой точкой зрения видов гениальности может быть столько же, сколько и способов достичь успеха в каждом конкретном обществе. Успешный, например, финансист может быть пред­ставлен к почетной университетской степени за свой «финансо­вый гений», а генерал-победоносец — за свой «полководческий гений». Общество зачастую создает новые виды гениальности для того, чтобы рационализировать условия признания выдающихся людей.

Практически любая теория, касающаяся природы гениаль­ности, может получить подтверждение, если термин «гениаль­ность» будет ограничен произвольно выбранными строгими рам­ками. Самое широкое и наиболее объективное определение ге­ниальности предполагает, что гений — это человек, который в

Гениальность 539

любой области деятельности способен показать результаты, зна­чительно превышающие средние показатели. Однако в это опре­деление неизбежно входит социальная оценка. Гениальность оп­ределяется с точки зрения специфических социальных критери­ев и культурной системы ценностей.

В нашем обществе именно абстрактные и лингвистические способности принято считать «высшими» умственными процессами. Точно так же при помо­щи определенных способов достижения успеха человек может добиться признания себя гениальным намного быстрее, чем дви­гаясь другими путями. Так, академическая и научная деятель­ность, литература, музыка и искусство находятся в большем почете, чем, скажем, катание на роликах или кулинария.

Уточним, что только совершенно феноменальные дости­жения в этих последних видах деятельности могут быть призна­ны гениальностью, да и то под влиянием моды. Роллер — акро­бат, завоевавший мировую славу, или знаменитый шеф-повар с полным правом могут получить титул гения и заслужить много большее признание, чем посредственный деятель науки или ху­дожник. Но для того чтобы их гениальность была признана, их достижения должны быть несоизмеримо более значительными, чем во втором случае. Но даже когда таких людей называют ге­ниальными, возникает ощущение, что делается это исключи­тельно из вежливости, и само слово безоговорочно заключается в кавычки.

Таким образом, становится очевидным, что для того чтобы иметь практический смысл, любое определение гениаль­ности должно включать в себя выборку значимых талантов, со­зданных в рамках данной культурной группы. Изучение челове­ка, вырванного из контекста времени и пространства, где он жил, имеет слабое отношение к реальности.

Теории, посвященные природе гениальности

Гениям во все времена приписывали огромный спектр от­личительных особенностей: от божественного вдохновения и сверхчеловеческой «искры» до физических дефектов и безумия. Все эти разнообразные теории могут быть разделены по принци­пу лежащего в их основе предположения. Их четыре, и соответ­ственно могут быть выделены четыре вида теорий: патологичес-

540 Дифференциальная психология

кие, психоаналитические, качественные и количественные. Ос­новные отличительные положения каждого вида теорий мы со­бираемся предложить вашему вниманию ниже.

Патологические теории. В патологических теориях’ гениаль­ность была связана с безумием, «расовой дегенерацией» и даже слабоумием. Такие теории рождались уже в Древней Греции и Древнем Риме. Аристотель обращал внимание на тот факт, на­сколько часто у знаменитых личностей наблюдалась болезнен­ная психическая симптоматика, а Платон выделил два вида бреда, один из которых представлял собой самое обычное безумие, а другой являлся «духовным возвышением», рождающим поэтов, изобретателей и пророков. То, что в Риме было известно под названием furor poeticus и amabilis insania, имело отношение к тому же феномену. Одним из тех, кто отстаивал такую точку зрения, был Демокрит. А Сенека навел Дридена на мысль, по­лучившую выражение в его известном высказывании о том, что великий ум и безумие идут рука об руку. Ламартин говорил о том, что «maladie mentale qu’on apelle genie» (слабый разум по­рождает гениев). В 1836 году литературный мир был шокирован заявлением Лелю о том, что физиологические показатели, от­меченные при жизни Сократа, являются неоспоримым свиде­тельством того, что «отец философии» систематически впадал в состояние транса, был подвержен приступам столбняка, иска­жения восприятия и галлюцинациям, что в совокупности со­ставляло полную картину того, чему Лелю дал название «сен­сорного или перцептивного безумия».

Десятью годами позднее Лелю пришел к выводу, что это относится и к Паскалю, осо­бенно отмечая тот факт, что Паскаля посещали видения религи­озного содержания и галлюцинации. Эта ранняя работа Лелю послужила стимулом для дальнейшей разработки теорий гени­альности и безумия, а также для появления огромного числа попыток сходного анализа патологических черт выдающихся людей.

Вторая половина девятнадцатого столетия оказалась золо­тым веком для патологических теорий гениальности, когда в свет

!

1 Обзор огромного объема литературы, посвященной этому вопросу. также информацию непосредственно о гениях литературы и искусства вы мо­жете найти в работе Анастази и Фоли, 1, с. 65 и далее.

Гениальность 541

вышло множество толстых томов, посвященных этой проблеме. Ярым приверженцем этого учения был итальянский антрополог Ломброзо, чья книга, озаглавленная «Гений и помешательство» (53), была переведена на несколько языков и стала крайне по­пулярной в начале нашего века.

Ломброзо приписывал гению обладание некими физическими стигматами, которые будто бы были свидетельством атавистических и вырожденческих тенден­ций. Среди таких стигматов он называл маленький рост, рахи­тичность, нездоровую бледность, истощенность, заикание, ле-ворукость, а также отставание в развитии. Он также утверждал, что существует определенное сходство между творческим озаре­нием гения и типичным эпилептическим припадком.

Среди современных последователей патологической теории гениальности наибольший интерес представляют, пожалуй, Кречмер (47) и Ландж-Эйхбаум (48). Кречмер утверждал, что истинная гениальность требует не только наличия выдающихся способностей. Он пишет, что «если мы из конституции гения исключим психопатический фактор, неутолимое демоническое возбуждение и психическое напряжение, то у нас на руках оста­нется всего лишь обыкновенный одаренный человек» (47, с. 28). К тому же Кречмер подходит к рассмотрению проблемы гени­альности с точки зрения своей конституционной типологии (см.

гл. 6), настаивая на существовании качественных различий меж­ду достижениями лептосомных и пикнических гениев. Он утвер­ждает, что шизотимные лептосоматики имеют тенденции к субъективности, например, к лирической поэзии или экспрес­сионизму; циклотимы-пикники, в свою очередь, якобы ориен­тированы больше на реалистическую живопись, повествователь­ные эпические произведения и тому подобные направления твор­чества.

Самый значительный вклад в разработку патологических теорий в наше время, несомненно, принадлежит Ландж-Эйхба-уму (48, 49, 50). В своей книге «Гений, безумие и слава» Genie, Irrsinn und Ruhm»},

которая вышла в свет в 1928 году, он собрал биографические данные двухсот гениальных мужчин и женщин всех стран, времен и областей деятельности. Во всех этих биогра­фиях встречаются ссылки на якобы имеющиеся у этих людей патологии. Все отчеты имеют документальные свидетельства, ссылки на 1600 источников, но по длине варьируются от описа-

542 Дифференциальная психология

ний на нескольких страницах до простейшего комментария «дол­гое время был психотичным». Ландж-Эйхбаум утверждает, что не существует неизбежной или необходимой связи гениальнос­ти с безумием. В то же время он настаивает на том, что только незначительное количество гениальных людей не имели психи­ческих отклонений. В это меньшинство входят Тициан, Рафаэль, Андреа дель Сарто, Рубенс, Лейбниц и некоторые другие. По итогам своего исследования он сделал следующий вывод: при том, что среди всего населения процент психотиков равен при­близительно 0,5, процент гениев, которые хотя бы раз в жизни оказывались во власти психоза, был равен 12—13. Сократив вы­борку своего анализа до 78 «великих мужей», он обнаружил, что более десяти процентов хотя бы раз проявляли психотизм. Более восьмидесяти трех процентов были либо психотиками, либо яв­ными психопатами, более десяти процентов имели легкие пси­хопатологии, а около шести с половиной процентов были здо­ровы. Когда список «непревзойденных гениев всех времен и на­родов» был сокращен до 35, то в психотическую категорию по­пало уже 40 %. Более девяноста процентов были освидетельство­ваны как психотики или психопаты, а около восьми с полови­ной процентов признаны нормальными.

Выводы, сделанные на основе данных этого исследования, были подтверждены в даль­нейшем Ландж-Эйхбаумом на основе 800 биографий (50).

Ландж-Эйхбаум дает тройное объяснение связи гениаль­ности и безумия. Во-первых, патологическое состояние должно увеличивать интенсивность человеческих эмоций и повышать его восприимчивость к мимолетным стимулам, а также снижать уро­вень его самоконтроля; в результате всего этого могут возник­нуть переживания, не доступные «нормальным» людям. Во-вто­рых, Ландж-Эйхбаум утверждает, что пребывающие в подобном состоянии люди скорее всего несчастны, страдают от чувства неполноценности, что является для них сильнейшей мотиваци­ей. И наконец, тенденция к обогащению фантазий и снов, при­сущая некоторым расстройствам такого рода, может вызвать появление креативности.

В дополнение к сказанному стоит отметить, что объясне­ние гениальности с точки зрения патологии часто встречается в популярной и научно-популярной литературе, посвященной это­му вопросу. В опубликованной в 1952 году книге под названием

Гениальность 543

«Слабости Гениев» Бетт (4) связывает креативность с физичес­кой слабостью или психической нестабильностью, а в доказа­тельство своего тезиса приводит биографии 15 выдающихся лю­дей прошлых лет.

При оценке доказательств, представленных в поддержку рассмотрения гениальности с патологической точки зрения, необходимо принять во внимание несколько факторов. Во-пер­вых, при проведении большинства исследований в качестве до­казательств приводились избранные случаи. Разумеется, для до­казательства практически любой теории вполне можно найти хоть сколько-нибудь человек. Реальная проверка гипотезы на жизнеспособность должна базироваться на совершенно произ­вольно выделенной выборке гениальных людей. Исследование, проведенное Ландж-Эйхбаумом, судя по всему, находится в минимальной зависимости от подобных процедур выборки по сравнению с большинством других исследований, но нельзя го­ворить и об их полном отсутствии.

Второй аспект, который нам непозволительно упускать из поля зрения, заключается в том, что многие гениальные люди оказываются не в состоянии адекватно приспособиться к окру­жающему их миру, в котором существует нормальный человек со своими нуждами. Особенно красноречив пример одаренного ребенка, помещенного в класс для середнячков. Возможно, этот пример актуален и для одаренных взрослых. В этом случае недо­статочная адаптация будет скорее косвенным результатом, чем причиной или неотъемлемым компонентом гениальности. Дру­гая, хотя и весьма сходная, точка зрения заключается в том, что гений, благодаря своим выдающимся способностям, намного острее осознает все несовершенство и всю несправедливость, которые окружают его, а потому может оказаться более подвер­женным эмоциональному утомлению. Кто-то сказал, что чув­ствительный человек с развитым воображением не сможет от­носиться к жизни со спокойствием лавочника (81).

Более того, друзья гениев зачастую называют их сумасшед­шими до тех пор, пока не появляются ощутимые практические результаты их деятельности. Их попытки часто встречают непо­нимание и насмешки окружающих, но достигнутый успех кла­дет этому конец. Именно это, как все мы знаем, произошло с Фултоном и его паровой машиной. В прошлом гении нередко

544 Дифференциальная психология

сталкивались с организованным и яростным сопротивлением, если не преследованиями. Жизнь в таких условиях не способ­ствует становлению стабильной и хорошо адаптированной лич­ности. Также стоит отметить, что даже если гений будет признан и объявлен таковым, то он скорее всего окажется в центре на­столько пристального внимания общественности, что все его действия и особенности станут всеобщим достоянием. В резуль­тате публика набрасывается на любое замеченное отклонение в поведении, пусть даже настолько незначительное, что не будь человек так известен, никто бы и не обратил на него внимания; муссирует, приукрашивает, и в итоге эта мелочь достигает раз­меров невротического или психотического симптома. И нако­нец, следует принять во внимание культурные условия, в кото­рых выпало жить гениальному человеку. Мы допускаем серьез­ную ошибку, пытаясь оценить поведение человека, жившего в тринадцатом или шестнадцатом веке, с позиций современных представлений о патологии. Например, трансы и видения не были когда-то такой редкостью, как в наши дни, и не имели такого значения.

Психоаналитические теории. Так же как и более современ­ные патологические теории, психоаналитические представления о гениальности ставят акцент скорее на мотивационных, чем на интеллектуальных характеристиках (22, 31, 35). Отмечая необхо­димость наличия высокого уровня развития умственных способ­ностей, некоторые психологи называют этот аспект гениальнос­ти «психологической загадкой» (28) и концентрируют внимание на мотивационных факторах. Другие заняли еще более экстре­мальную позицию, утверждая, что гений совсем не отличается по уровню развития способностей от обычного человека, отли­чаясь от него только тем, какое применение он находит своим способностям под воздействием сильной мотивации (83). Среди психоаналитических концепций, которые чаще других обраща­лись к объяснению гениальности, можно назвать теории субли­мации, компенсации и «бессознательных процессов» в творче­стве (35, 83).

Под сублимацией подразумевается, что художественные или научные достижения играют роль заменителя, выхода нереали­зованных потребностей, чаще сексуального характера. Напраши­вается самый распространенный пример — поэт, сочиняющий

Гениальность 545

любовную лирику, когда его личная жизнь не ладится. Но во многих специфических случаях, которые психоаналитики пыта­лись объяснить действием этого механизма, подобные рассужде­ния казались довольно натянутыми и надуманными. Компенса­ция реальных или умозрительных недостатков также была пред­ложена в качестве универсального ключа ко всем достижениям гениев (83). Лучшая иллюстрация — это примеры великих орато­ров, которые, подобно Демосфену, развили свой талант с це­лью компенсировать привычное заикание или другой подобный дефект речи. Также существует предположение, что Бетховен создал лучшие свои произведения после того, как у него нача­лись серьезные проблемы со слухом, а сам дефект слуха у него, возможно, был еще в раннем возрасте. И будто бы по этой при­чине его интересы были связаны со слуховыми переживаниями с самых ранних лет, когда он начал интенсивно заниматься му­зыкой, а в результате добился выдающихся результатов в музыке (83, с. 119). Как и сублимация, компенсация, возможно, может помочь нам понять мотивацию некоторых гениев, но не может применяться для объяснения всех без исключения случаев.

Некоторые деятели искусства, особенно художники, поза­ботились о том, чтобы оставить нам описания собственных твор­ческих переживаний. Некоторые упоминали трансоподобные со­стояния и автоматическое, бесконтрольное возникновение твор­ческих идей. Это психоаналитики сочли доказательством собствен­ной теории значимости «бессознательных процессов», а также роли, которая принадлежит этим процессам в творческой дея­тельности. Разумеется, людей, составивших подобные интро­спективные описания, несравненно меньше, чем общее коли­чество достигших высот в искусстве, науке и других областях деятельности. Люди искусства по характеру своей профессии склонны более драматизировать собственные переживания, чем другие творцы. По контрасту с этим драматизированным объяс­нением результаты проведенного Россманом опроса 710 актив­ных и преуспевающих американских изобретателей выглядят рас­судительней (68). Этот опрос, результаты которого были допол­нены информацией, полученной от руководителей исследова­ний и поверенных по патентам, касался как характеристик са­мих изобретателей, так и процесса изобретения. Это исследова­ние никоим образом не подтвердило популярные представления

18 Дифференциальная психология

546 Дифференциальная психология

об изобретении как об эффектном событии. Для данной группы изобретателей креативные переживания были в целом предель­но методичными, систематизированными и конкретными про­цессами.

Даже среди людей искусства те, которые спонтанно описа­ли собственный творческий опыт, представляют собой явление весьма нетипичное. Весьма вероятно, что менее стабильные, склонные к патологическим проявлениям люди в большинстве своем оказываются более заинтересованы задокументировать наблюдения такого рода только потому, что их переживания были красочными и довольно информативными. Их записи трудно назвать объективными или отражающими факты, к тому же раз­ные предвзятые теории, которые складываются у самого челове­ка, могут приукрашивать действительные основания. И наконец, стоит отметить, что многие интерпретации творческих процес­сов, а также природы гениальности с психоаналитической точ­ки зрения производят впечатление неопределенных и запутан­ных, в них зачастую бессистемно смешивались буквальные и фигуральные концепции.

Теории качественного превосходства. В соответствии с этой доктриной гениальный человек представляет собой отдельный вид людей, отличающийся от всего остального человечества сво­ими способностями. Такие взгляды отличаются от патологичес­кой и психоаналитической теорий тем, что они безоговорочно признают гениального человека более развитым, чем обычные люди. В этой концепции нет места каким бы то ни было недо­статкам. Достижения гениев в соответствии с этой теорией явля­ются результатом процесса или состояния, которое совершенно недоступно обыкновенным людям. Фраза «искра гения» являет­ся свидетельством общераспространенного влияния этой точки зрения.

Как и патологическая теория, этот подход имеет долгую историю (см. 34). В древнем мире гениальность часто относилась на счет божественного вдохновения. Греки говорили о «демоне», принадлежащем человеку, которому приписывалось обладание магическими силами, а также власть над вдохновением для твор­ческой деятельности. К тем, кто так говорил о гениях, относятся и Сократ, и Платон. В средние века гениальностью называли посланное смертному человеку божественное или же дьявольс-

Гениальность 547

кое вдохновение, в зависимости от того, на что были впослед­ствии направлены творческие таланты.

Качественные различия являются частым предметом обсуж­дения и в более современной литературе и философских тракта­тах, посвященных гениальности. Мистические озарения, бессоз­нательные интуитивные наития — все это приписывалось гени­ям. В этой связи можно привести в пример воззрения Шопенгау­эра, Карлейля и Эмерсона. В психологии данная концепция ге­ниальности имеет намного меньше последователей. Примером этой теории может служить работа Хирша (34), где он обозна­чил три «измерения» интеллекта. Первым измерением его назы­вается перцептивное и когнитивное, присущее людям и живот­ным; второе — понятийное, им обладает все человечество; тре­тьему он дал название «креативный интеллект» и приписал его исключительно людям гениальным.

Теория качественных различий вызывает симпатии обще­ственности. Достоинства гениальных людей, которых народ про­возгласил таковыми, настолько отличаются от всех остальных, что создается впечатление их принадлежности к какому-то дру­гому виду. Однако тщательный анализ дарований человека не выявляет наличия каких бы то ни было принципиально новых процессов. И только кратковременное беспристрастное исследо­вание способно выявить наличие промежуточных уровней раз­вития способностей всех видов.

Теории количественного превосходства. Убеждение, заклю­чающееся в том, что гениальность связана с количественным превосходством, обусловливает определение гениальности как верхнего предела распределения способностей. «Особые даро­вания» и «творческие способности» гениев присущи всему че­ловечеству, пусть и в меньшей степени. Гениальность определя­ется с точки зрения реального, измеряемого поведения, а не как нечто неизведанное. Точнее, достижения гениев оказыва­ются отнесены не на счет какого-либо единичного таланта, а приписываются некой благоприятной комбинации разнообраз­ных мотивационных, интеллектуальных и средовых факторов. Более того, социальные последствия превышения некоторых критических показателей в сплошном распределении могут быть весьма значительны. Таким образом, появляется вероятность того, что количественные различия человеческих черт могут

548 Дифференциальная психология

привести к различным с качественной точки зрения результа­там.

Еще один вопрос, вызывавший оживленные споры, — это проблема общей и профильной гениальности. Кого считать ге­нием — человека, проявляющего абсолютное интеллектуаль­ное превосходство, или того, кто обладает талантом в некой конкретной области? Некоторые авторы (3, 11), представляя свое определение гениальности, придают особое значение роли специфических способностей, таких как талант в живописи, музыке или механике. Однако наши знания в области системы способностей указывают на невалидность этого определения. Так как корреляции различных Способностей не являются ни в вы­сокой степени позитивными, ни в высокой степени негатив­ными, то мы можем ожидать применимость гениальности ко всему. Лишь немногие могут похвастаться своим превосходством по значительному количеству качеств, а посему выглядеть так, будто бы они гениальны во всем без исключения — в качестве классического примера вспомним в этой связи Леонардо да Винчи. Некоторые проявляют превосходство в нескольких об­ластях деятельности, а другие могут обладать единственным талантом, выраженным достаточно ярко для того, чтобы по­пасть в разряд гениев.

В большинстве исследований, проведенных на одаренных детях, выборка набиралась по результатам тестирования с по­мощью методики определения коэффициента интеллекта Стэн-форд—Бине. Для своего лонгитюдного проекта, к обсуждению которого мы еще вернемся в дальнейшем, Термен установил низший порог коэффициента интеллекта на уровне 135. Некото­рые исследователи понизили этот минимум до 125. С другой сто­роны, Холлингворт (37) обратила внимание на тот факт, что показатели коэффициента интеллекта в пределах от 135 до 140, конечно же, намного ниже, чем нижний порог гениальности. Такой показатель коэффициента интеллекта может быть обнару­жен у успевающих студентов колледжей. На самом деле Холлин­гворт организовала дальнейшее наблюдение за группами ода­ренных детей, по итогам которого получила возможность утвер­ждать, что ближе к «уровню гениальности» находится коэффи­циент интеллекта 180 и выше, позволяющий человеку преуспе­вать в учебе и профессиональной деятельности, иметь ориги-

Гениальность 549

нальное творческое мышление и выигрывать призы, а также получать другие доказательства популярности.

В результате факторного анализа интеллекта (гл. 11) воз­никло предположение о том, что исследования одаренных детей и взрослых станут более ориентированы на точно определенные способности. Преобладающий вербальный критерий, представ­ленный современными тестами на определение коэффициента интеллекта, по большей части будет заменен тестами на число­вое и пространственное мышление. Более того, очевидно возра­стание интереса к исследованиям в области креативности и лидер­ства. Мы постепенно приходим к пониманию того, что гениаль­ность означает не что-то одно, а целую совокупность различных явлений. Противоречивые данные, полученные по итогам раз­ных исследований в области гениальности, могут быть сведены в одно целое, если мы признаем, что могут существовать не­сколько разновидностей гениальности, отличающихся друг от друга по массе аспектов.

Исследователь, составляющий выборку своих испытуемых на основе данных тестирования на интеллект, получит в итоге группу людей, у которых особенно развиты академические спо­собности. Такие испытуемые могут проявлять способности к быс­трому научению и хорошему восприятию абстрактного материала преимущественно вербального характера. С другой стороны, изу­чение исследователей, изобретателей и художников скорее всего покажет, что данная выборка достигает самых высоких показате­лей по креативности. А изучение выдающихся людей, которые добились общественного признания, сможет с большой долей вероятности выявить среди них относительно высокий процент лидеров. Разумеется, наличие хотя бы минимального уровня ака­демического интеллекта необходимо для того, чтобы добиться значимых достижений в любой области деятельности. Тем не ме­нее человек может обладать высоким коэффициентом интеллек­та, но при этом не иметь никаких других качеств, требуемых для творческой деятельности или эффективного руководства.

Что же касается источников гениальности, то первые ис­следователи, например: Гальтон (27, 28), Термен (74) и Хол-лингворт (36) — придавали особое значение наследственным факторам. Наблюдение, что гении появляются в разных поколе­ниях в одной и той же семье, было стимулом для появления

550 Дифференциальная психология

интерпретаций гениальности с точки зрения наследственности. Однако, как мы можем видеть из главы 9, нельзя недооценивать значение многих факторов семейного влияния.

В наши дни имеется тенденция уделять внимание скорее вос­питанию гениев, чем их элементарной идентификации. Требуется организация большего количества исследований для определения условий, стимулирующих развитие высокого академического ин­теллекта, креативности и лидерских способностей. В своей сенса­ционной статье Пресси приводит данные о детях-вундеркиндах музыкантах и атлетах, которые свидетельствуют о том, что благо­приятные средовые факторы., действующие с самого раннего воз­раста, могут стимулировать достижение выдающихся результатов. На основе этих данных он делает следующий вывод: «Развитию любых способностей способствуют благоприятные условия непос­редственного окружения, профессиональные инструкции, мно­гочисленные и прогрессивные возможности тренировать способ­ности, социальное подкрепление и частое переживание успеха» (60, с. 124). Некоторая информация о свойствах среды, благопри­ятствующих достижению творческих успехов, получена при про­ведении Ван Зелстом и Керром (79, 80) исследования на выбор­ке ученых и техников. Наиболее продуктивные люди среди членов группы, определенные на основе изобретений и публикаций, были склонны с большей долей индивидуализма относиться к процес­су исследования, а также проявили полное неприятие строгой регламентации в вопросе выбора проблемы, часов работы, пре­делов и иных аспектов рабочей ситуации.
Анастази, Анна.  Дифференциальная психология : индивидуальные и групповые различия в поведении / Анна Анастази ; [пер. с англ. Д. Гурьева и др.]. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — 742, [5] с.

Каталог: help -> docs
docs -> К вопросу о недействительных браках
docs -> Кинодискурс повседневности постмодерна
docs -> Образ жизни семьи и преступность несовершеннолетних
docs -> Национальные отношения о. В. Борисова, А. В. Олескин
docs -> Книга адресована практическим психологам, работающим в дет­ских образовательных учреждениях. Книга выпущена при участии зао «Академия-Центр»
docs -> Программа развития внимания, памяти, мышления учащихся
docs -> Чтение как средство эстетического развития личности юного читателя
docs -> Западное окружное управление образования департамент образования города москвы
docs -> С. В. Дармодехин / / Мониторинг социально-экономического потенциала семей. 2003. N3. С. 57-68
docs -> В. В. Новиков социальная психология группы и коллективы в социальной психологии


Скачать 176.58 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Genius Определение и значение | YourDictionary

jēnyəs

гении, гении

имя существительное

гении

Согласно древнеримскому поверью, дух-хранитель, назначенный человеку при рождении; божество-покровитель.

Новый мир Вебстера

Необычайная интеллектуальная и творческая сила.

Гениальные художественные произведения.

Американское наследие

Один из двух духов, добрый и злой, должен влиять на судьбу.

Новый мир Вебстера

Лицо, имеющее сильное влияние на другого.

Webster’s New World

The guardian spirit of any person, place, etc.

Webster’s New World

Synonyms:

  • Synonyms:
  • inspiration
  • fire
  • brilliancy
  • brilliance
  • einstein
  • умник
  • мозг
  • вдохновитель
  • волшебник
  • wizard
  • whizz
  • superstar
  • star
  • hotshot
  • virtuoso

Antonyms:

  • Antonyms:
  • stupidity
  • imbecile
  • idiot

Advertisement

adjective

(informal) Ingenious , очень умный, или оригинальный.

Гениальная идея!

Викисловарь

Другие формы слова гений

Имя существительное

Единственное число:

гений

Множественное число:

гении

Происхождение гения

  • От латинского гений («дух-хранитель человека, дух, склонность, остроумие, гениальность, буквально «врожденная природа»»), от gignere («порождать, производить»), старолатинское genere , корень gen; см род.

    Из Викисловарь

  • Среднеанглийский дух-хранитель от Латинский genə- в индоевропейских корнях

    Из Словарь английского языка американского наследия, 5-е издание

Статьи по теме

Реклама

Найдите похожие слова

Найдите похожие слова на гений с помощью кнопок ниже.

Слова рядом с гений в словаре

  • генератор
  • genitorture
  • genitory
  • genitourinary
  • genitrix
  • geniture
  • genius
  • genius is one percent inspiration, ninety-nine percent perspiration
  • genius-hominis
  • genius-loci
  • genius-locorum
  • genizah

Этимология, происхождение и значение слова «гений» по etymonline

Реклама

конец 14 века, «дух-покровитель или нравственный дух», который направляет и управляет человеком на протяжении всей жизни, от латинского гений «божество-хранитель или дух, который наблюдает за каждым человеком с рождения». ; дух, воплощение; ум, талант;» также «пророческое мастерство; мужской дух рода», первоначально «порождающая сила» (или «врожденная природа»), от ПИЕ *gen(e)-yo-, от корня *gene- «родить, порождать», с производные, относящиеся к продолжению рода, семейным и племенным группам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *