1. Понятие конфликта. Виды конфликтов
Наша жизнь полна противоречий и столкновений. Конфликты постоянно возникают между членами семьи, между частными лицами и организациями, между представителями различных государственных, политических, общественных структур, между отдельными регионами внутри страны, между государствами и т.п. Конфликтов невозможно избежать ни в какой сфере деятельности – производственной, управленческой, предпринимательской и др. Поэтому деловому человеку важно знать, что представляет собой конфликт как социально-психологическое явление, какова его природа, причины возникновения, какой должна быть стратегия поведения в конфликтной ситуации и т. п.
В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями»[16].
Конфликт – столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия.
Как следует из этого определения, основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.
В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу [там же].
Так, например, конфликт может быть внутриличностным, межличностным, между личностью и группой, в которую она входит, между организациями или группами одного или различного статуса.
Внутриличностный конфликт вызывается различными психологическими факторами внутреннего мира личности, часто кажущимися или являющимися несовместимыми: открытое столкновение мнений с потребностями, интересами, желаниями, чувствами, ценностями, мотивами и т.
п.Межличностный конфликт – наиболее распространенная форма конфликта в организациях. Это, как правило, борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, вакантное место, рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый при этом считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-нибудь другой. Межличностный конфликт может также проявиться в столкновении различных типов характера, темперамента.
Конфликт между личностью и группой возникает, когда член группы отступает от сложившихся в группе норм поведения и труда. Другой распространенный конфликт этого типа – между группой и руководителем. Наиболее остро такие конфликты протекают при неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и специалистов, из-за неприятия нравственного облика и характера руководителя.
Межгрупповой конфликт возникает между различными (формальными и неформальными) группами в организации, между высшим и более низкими уровнями управления.
Возможны также классификации конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу), по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70 – 80 % от всех конфликтов, являются нежелательными для руководителя. Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта [там же].
Допустима также классификация по характеру причин, вызвавших конфликт.
Конфликты различают и по их значению для организации, а также по способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты.
Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов, разрешение которых выводит организацию и личность на новый, более высокий и эффективный уровень развития, появляются условия для сотрудничества, взаимопонимания.
Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что резко снижает эффективность работы группы или организации.
§ 1. Понятие конфликта и его социальная роль
Жизнь в обществе невозможна без взаимных уступок.
Джонсон Сэмюэль
Понятие конфликта имеет множество определений и толкований, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.
Деловое общение – это прежде всего взаимодействие партнеров, обмен информацией, согласование позиций и точек зрения, и здесь Мы также сталкиваемся с конфликтами и конфликтными ситуациями.
Как определить конфликт, как вести себя в конфликтных ситуациях, как научиться выявлять причины и разрешать конфликты – этому и будет посвящена данная глава.
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т.п.
В результате бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем.
Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения конфликта.
Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей.
В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.
Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными.
Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию
решений, называют деструктивными.80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.
Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликте гены.
Конфликтогены – это слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту.
Слово «могущие»является здесь ключевым. Оно раскрывает причину опасности конфликтогена. То, что он не всегда приводит к конфликту, уменьшает нашу бдительность по отношению к нему. Например, неучтивое обращение не всегда приводит к конфликту, поэтому и допускается многими с мыслью о том, что «сойдет». Однако часто не «сходит» и приводит к конфликту.
Еще большая опасность проистекает из игнорирования очень важной закономерности – эскалации конфликтогенов. Состоит она в следующем: на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.
Очень важно знать формулу конфликта и эффективно ею владеть.. Она выглядит следующим образом:
Конфликт + Конфликтная ситуация + Инцидент
Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.
Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.
Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, т.е. ни одно из них не является следствием или проявлением другого.
Разрешить конфликт – значит устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. Понятно, что первое сделать сложнее, но и более важно. К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента.
Конфликт между людьми можно уподобить сорнякам в огороде: конфликтная ситуация – это корень сорняка, а инцидент – та часть, что на поверхности. Оборвав ботву сорняка, но не тронув корень, мы только усилим его работу по вытягиванию из почвы питательных веществ, так необходимых культурным растениям. Да и найти корень после этого труднее. Так же и с конфликтом: не устранив конфликтную ситуацию, мы создаем условия для углубления конфликта.
Во многих конфликтах можно найти не одну конфликтную ситуацию или сформулировать ее многими способами. Назовем правила, делающие эту процедуру наиболее полезной для разрешения конфликта.
Правило 1. Конфликтная ситуация – это то, что надо устранить.
Правило 2. Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта. Конфликт же возникает одновременно с инцидентом.
Таким образом, конфликтная ситуация предшествует и конфликту, и инциденту.
Правило 3. Формулировка должна подсказывать, что делать.
Правило 4. Задавайте вопрос «Почему?» до тех пор, пока не докопаетесь до первопричины, из которой проистекают другие. Если вспомнить аналогию с сорняком, то это означает: не вырывайте часть корня, оставшаяся часть все равно воспроизведет сорняк.
Правило 5. Сформулируйте конфликтную ситуацию своими словами, по возможности не повторяя слов из описания конфликта.
Дело в том, что в рассказе о конфликте обычно много говорится о видимых сторонах конфликта, т.е. о самом конфликте и об инциденте. К пониманию конфликтной ситуации мы приходим после некоторых умозаключений и обобщения разнородных составляющих. Так и появляются в ее формулировке слова, которых не было в первоначальном описании.
Правило 6. В формулировке обойдитесь минимумом слов. И все-таки нужно помнить, что конфликты могут обладать не только разрушительной, но и созидательной силой, когда их разрешение ведет к улучшению условий труда, технологий, управленческих отношений.
Положительная роль конфликта может также заключаться в росте самосознания участников конфликта, если последний преследует социально значимую цель; во многих случаях конфликт формирует и утверждает определенные ценности, объединяет единомышленников, играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций.
Что такое конфликт? | Типы и примеры конфликтов
Что такое конфликт?
Чтобы разобраться в значении конфликта, важно взглянуть на различные синонимы конфликта, предлагаемые некоторыми словарями и текстами по управлению. Согласно этим источникам, конфликт означает,
- √ конфликтовать, не соглашаться,
- √ битва или борьба,
- √ антагонизм или противостояние,
- √ несовместимость или вмешательство, и
- √ умственная борьба.
В попытке определить конфликт социальные психологи отваживаются на более детальное исследование и предлагают следующие описания:
- Конфликт возникает всякий раз, когда возникают несовместимые действия.
- Конфликт – это ситуация, при которой взаимозависимые люди выражают (явные или латентные) различия в удовлетворении своих индивидуальных потребностей и интересов и испытывают помехи друг другу в достижении этих целей.
- Конфликт — это соперничество между взаимозависимыми сторонами, которые считают, что у них несовместимые потребности, цели, желания или идеи.
- Конфликт — это выраженная борьба между как минимум двумя взаимозависимыми сторонами , которые воспринимают несовместимые цели, ограниченные ресурсы и вмешательство других в достижение своих целей.
Для целей этой статьи мы изложим последнее определение, предложенное профессором Уильямом Уилмотом и профессиональным посредником Джойс Хокер, чтобы объяснить следующие заголовки как детерминанты конфликта.
1. Конфликт включает в себя выраженную борьбу или несогласие
В их определение включено положение о том, что борьба между сторонами должна быть выражена для того, чтобы считаться конфликтом. Важно отметить, что борьба или несогласие не всегда могут быть выражены вербально. Иногда это может быть выражено невербально довольно тонким способом.
Кроме того, выражение может быть направлено не на другого участника конфликта. Чаще конфликтующие стороны «вымещаются» перед третьей стороной. Не каждый конфликт требует прямого устного признания между сторонами.
2. Конфликт существует в ситуации взаимозависимости
Определение Уилмота и Хокера также требует, чтобы конфликтующие стороны были взаимозависимы.
Взаимозависимость означает, что конфликтующие личности каким-то важным образом зависят друг от друга.
Это влечет за собой связь между конфликтующими сторонами, когда потребности одной стороны могут быть удовлетворены за счет ресурсов другой стороны, и эта передача ресурсов работает в обоих направлениях (т. е. обеим сторонам нужны ресурсы друг друга для удовлетворения своих потребностей). Такое совместное использование ресурсов создает ощущение взаимозависимости.
Индивидуумы или группы могут быть отрицательно взаимозависимыми, когда хороший результат для одного достигается за счет хорошего результата для другого — один должен утонуть, чтобы другой смог плыть. В качестве альтернативы люди или группы могут быть положительно взаимозависимы, что означает, что все стороны зависят друг от друга в отношении положительного или отрицательного результата, который они разделят. Другими словами, они либо утонут, либо поплывут вместе.
3. Непоследовательные цели
Другим детерминантом конфликта, заслуживающим объяснения, является термин «цели». По сути, цель — это то, к чему вы стремитесь. Интенсивность конфликта связана с тем, насколько цели, лежащие в основе конфликта, значат для вовлеченных сторон. Цели бывают разных типов, включая цели контента, цели процесса, реляционные цели, цели идентичности и цели ценности.
Контентные цели связаны с нашими желаниями распределения ресурсов или исхода события.
Конфликты по поводу целей контента часто связаны с восприятием ограниченных ресурсов и могут включать такие вопросы, как, кто должен получить повышение, что делать со старым складским помещением или где компании следует открыть новый офис.
Люди хотят один и тот же ресурс, но он может быть только у одного; или они хотят разных результатов, но может произойти только один. Например, если два сотрудника хотят получить повышение, но есть только одна вакансия, или один партнер считает, что новый офис должен быть в Далласе, а другой считает, что Хьюстон — лучший выбор, цели контента противоречат друг другу.
Порог конфликта
Происхождение конфликта проистекает из несовместимости, но конфликт не обязательно возникает просто потому, что существуют несовместимости, разногласия или различия внутри или между социальными образованиями. Чтобы конфликт возник, он должен превысить пороговый уровень интенсивности до того, как стороны испытают (или узнают) о каком-либо конфликте.
Другими словами, несовместимости, разногласия или разногласия должны быть достаточно серьезными, прежде чем стороны столкнутся с конфликтом. Существуют различия в пороге осознания конфликта или терпимости среди людей. Таким образом, в аналогичных ситуациях одни люди могут оказаться вовлеченными в конфликт раньше, чем другие.
Типы конфликтов
Конфликты — будь то в коллективе, на работе или в личной жизни — возникают как минимум в двух основных формах: предметной и эмоциональной. Оба типа распространены, всегда присутствуют и сложны. Таким образом, нам нужно узнать о них и, что более важно, как успешно с ними справляться.
1. Конфликт по существу
Конфликт по существу — это фундаментальное разногласие по поводу преследуемых целей и средств их достижения. Спор с начальником или другими членами команды по поводу плана действий, которому необходимо следовать, например маркетинговой стратегии для нового продукта, является примером серьезного конфликта.
Когда люди работают вместе каждый день, вполне нормально, что возникают разные точки зрения на различные существенные рабочие вопросы. Иногда люди расходятся во мнениях по таким вещам, как командные и организационные цели, распределение ресурсов, распределение вознаграждений, политики и процедуры, а также распределение задач.
2. Эмоциональный конфликт
Эмоциональный конфликт включает в себя межличностные трудности, возникающие из-за чувств гнева, недоверия, неприязни, страха, обиды и тому подобного.
Этот конфликт широко известен как «столкновение личностей». Сколько раз, например, вы слышали такие комментарии, как «Я терпеть не могу работать с ним» или «Она всегда меня неправильно гладит» или «Я бы не стал делать то, что он просил, если бы вы меня умоляли»?
Когда эмоциональные конфликты закрадываются в рабочие ситуации, они могут истощать энергию и отвлекать людей от приоритетов задач и целей. Тем не менее, они возникают в самых разных условиях и распространены в командах, среди коллег и в отношениях между начальником и подчиненным.
Функциональные и дисфункциональные конфликты
Конфликт всегда возникает в любой интерактивной ситуации. Это может привести к пагубным побочным эффектам для вовлеченных сторон и других лиц, затронутых его возникновением. Например, может быть довольно неудобно работать в среде, в которой два сотрудника постоянно враждебны друг другу или две команды постоянно борются за внимание высшего руководства.
В нашем наблюдении мы признаем, что конфликт может иметь как функциональную или конструктивную сторону, так и дисфункциональную или деструктивную сторону.
Функциональный конфликт
Функциональный конфликт, также называемый конструктивным конфликтом, приносит пользу отдельным лицам, команде или организации. С положительной стороны,
Конфликт- может вывести важные проблемы на поверхность, чтобы их можно было решить.
- Это может привести к тому, что решения будут тщательно рассмотрены и, возможно, пересмотрены, чтобы убедиться, что выбран правильный путь действий.
- Может увеличить количество информации, используемой для принятия решений.
- И он может предложить возможности для творчества, которые могут улучшить производительность.
Действительно, эффективный менеджер или руководитель группы способен стимулировать конструктивный конфликт в ситуациях, когда удовлетворение существующим положением дел сдерживает необходимые изменения и развитие.
Дисфункциональный конфликт
Дисфункциональный конфликт или деструктивный конфликт работает во вред человеку или команде. Это отвлекает энергию, подрывает групповую сплоченность, способствует межличностной враждебности и в целом создает негативную среду для работников.
Этот тип конфликта возникает, например, когда два члена команды не могут работать вместе из-за межличностных разногласий — деструктивный эмоциональный конфликт — или когда члены рабочей группы бездействуют, потому что они не могут договориться о целях задачи — деструктивный конфликт. предметный конфликт.
Деструктивные конфликты этих типов могут снизить производительность и удовлетворенность работой, а также способствовать невыходу на работу Opens in new window и текучести кадров. Менеджеры и руководители групп должны быть готовы к деструктивным конфликтам и быстро принимать меры для их предотвращения или устранения или, по крайней мере, сведения к минимуму причиняемого вреда.
Уровни конфликта
Конфликт — это интерактивный процесс. Таким образом, мы можем думать о конфликте как о чем-то, что происходит между двумя людьми, что является хорошим примером того, что мы называем межличностным конфликтом. Но ученые отмечают, что конфликты в командах и организациях необходимо распознавать и понимать и в других формах.
Полный спектр конфликтов, с которыми мы сталкивались на работе, включает конфликты, возникающие на межличностном, внутриличностном, межгрупповом, внутригрупповом и межорганизационном уровнях. Управление конфликтом на этих различных социальных уровнях включает поддержание умеренного уровня конфликта на любом из этих уровней, как описано ниже.
Внутриличностный конфликт
Внутриличностный конфликтOpens in new window возникает внутри индивидуума и характеризуется когнитивными и/или аффективными аспектами. Обычно это включает в себя два конкурирующих желания или цели, но в этом случае желания или цели конкурируют внутри одного и того же человека.
Например, решение о том, следует ли сообщать о ненадлежащем финансовом поведении коллеги, может вызвать внутриличностный конфликт между ценностями справедливости и подотчетности и ценностью лояльности и дружбы по отношению к коллеге.
Внутриличностный конфликт может принимать одну из нескольких форм: приближение-приближение, приближение-избегание и избегание-избегание. Смотрим на центральные особенности каждого по порядку здесьОткрывается в новом окне .
Межличностный конфликт
Межличностный конфликтОткрывается в новом окне относится к проявлению несовместимости, непоследовательности или разногласий в социальном контексте между индивидуумами — например, конфликты между сверстниками или между начальниками и подчиненными на рабочем месте.
Контексты межличностных конфликтов могут включать изучение конфликтов при знакомстве, дружбе, свиданиях, супружеских отношениях, семейной социализации, медицинском обслуживании, на рабочем месте, продолжительности жизни и/или межкультурном контексте. Подробнее здесьОткрывается в новом окне
Внутригрупповой конфликт
Внутригрупповой конфликтOpens in new window по определению Рахима (2001) «относится к несовместимости, несоответствию или разногласиям между членами группы или ее подгрупп в отношении целей, функций или деятельности группы» (стр. 143).
Некоторые примеры включают конфликты между тренерами на отделении легкой атлетики, конфликты между преподавателями кардиологии в университетской больнице и конфликты между студентами, которые являются членами студенческого сената бакалавриата.
Конфликт сосредоточен внутри группы и может иметь незначительные последствия для тех, кто не является членом этой группы, хотя такие конфликты могут иметь пагубное влияние на общую эффективность организации, если они не регулируются должным образом.
Внутригрупповой конфликт часто связан с тем, как следует решать проблемы и распределять скудные ресурсы. Подробнее здесьОткрывается в новом окне
Межгрупповой конфликт
Межгрупповой конфликтОткрывается в новом окне рассматривает совокупности людей внутри организации (например, рабочие группы, отделы) как стороны конфликта. Например, два подразделения, борющиеся за скудные финансовые ресурсы, вовлечены в межгрупповой конфликт.
Неудивительно, что межгрупповой конфликтOpens in new window может усложниться, если члены одной группы придерживаются разных взглядов на конфликт. Например, в ходе трудовых переговоров между членами профсоюза или членами руководящего состава часто возникают разногласия по поводу того, как следует разрешать конфликт.
Внутриорганизационный конфликт
Внутриорганизационный конфликт связан с разногласиями между организационными подсистемами (а не внутри них). Факультет кардиологии может не согласиться с факультетом педиатрии в отношении приоритетов при заказе нового медицинского оборудования. В этом случае конфликт затрагивает несколько отделов или подразделений организации.
Колледжи и университеты часто имеют формальные площадки для разрешения внутриорганизационных конфликтов. Бюджетные комитеты, например, могут выносить решения по противоречивым требованиям о ресурсах. Однако в других случаях внутриорганизационный конфликт остается неурегулированным, иногда с разрушительными последствиями.
Межорганизационный конфликт
Межорганизационный конфликт включает споры между двумя или более организациями. Межорганизационные конфликты часто возникают в результате конкуренции и соперничества, которое характеризует две или более фирм, работающих на одном рынке или соперничающих за один и тот же консалтинговый контракт. Например, разные поставщики энергии могут вступать в межорганизационные конфликты, когда они конкурируют за большую долю рынка.
- Цитаты
Конфликт в отношениях | Процветающий центр психологии
Какой самый неприятный конфликт возникает у большинства пар? . . . Вообще никакого конфликта. Так говорит американский психолог доктор Джон Готтман, и он знает, о чем говорит. Он и его коллеги могут предсказать развод с точностью 94 %. Но что он подразумевает под «отсутствием конфликта»? И действительно ли это то, о чем не согласны партнеров? Или больше как они это делают?
Может показаться интуитивным рассматривать конфликт как угрозу вашим отношениям. Конечно, эти разговоры могут быть грязными и неудобными. Но это также может быть здоровым и даже укреплять ваши отношения, если вы относитесь к этому с вниманием и сочувствием.
Что такое конфликт?
В своей книге Межличностный конфликт исследователи Джойс Хокер, Кит Берри и Уильям Уилмот определяют конфликт как «выраженную борьбу по крайней мере между двумя взаимозависимыми сторонами, которые видят несовместимые цели, ограниченные ресурсы и вмешательство других в достижение целей». их цели».
Конфликт может возникнуть, когда два человека хотят разного или один из них не получает того, что ему нужно. Они также могут полагать, что другой человек мешает удовлетворению этих потребностей.
Что вызывает реляционный конфликт?
Причины конфликтов в отношениях бывают разными, и они не всегда связаны со спорными темами, такими как финансы, секс или воспитание детей. Хейли Селарник, лицензированный брачный и семейный терапевт из Нью-Йорка, ссылается на отсутствие эмоциональной незащищенности, что означает «чувство эмоциональной безопасности с нашими партнерами. То, что вредит эмоциональной безопасности, может быть разным для каждой пары, но чувство непонятости очень часто лежит в основе этого конфликта».
Доктор Тиррел ДеГаннес, лицензированный клинический психолог из Нью-Йорка, говорит, что «пары чаще конфликтуют, потому что предполагают, что их партнеры согласятся без обсуждения, и в результате принимают неверные решения». Когда люди скрывают свои истинные чувства, они в конечном итоге взорвутся, особенно если речь идет о паре, которая не может жить в пределах своих финансовых возможностей. В этих случаях невыраженные чувства могут добавить излишнего стресса.
К сожалению, большинство проблем в отношениях никогда не исчезают сами по себе. У пар, которые могут столкнуться с этими проблемами и продуктивно поговорить о них, больше шансов решить свои основные проблемы. Обычно они могут двигаться вперед без эскалации конфликта.
Что, если у нас никогда не будет конфликтов?
По словам доктора Александра Альварадо, лицензированного клинического психолога из Нью-Йорка, пары, которые не испытывают конфликтов, вероятно, недостаточно общаются. «Конфликт позволяет парам узнать о том, что им нравится и не нравится, и неспособность должным образом сообщить об этом может привести к глубоко укоренившейся обиде». Селарник замечает: «Когда я вижу пары, которые не спорят, обычно это происходит не потому, что им не о чем спорить, а потому, что они боятся поднимать этот вопрос».
Частое избегание конфликтов может навредить отношениям. Готтман называет это 90 028 камнем преткновения 90 029 или уклонением от разговора о проблеме. Если один из партнеров хочет поговорить, отгораживающий партнер может отключиться, отключиться или полностью проигнорировать другого человека. Повторяющиеся возражения могут в конечном итоге вызвать обиду и неудовлетворенность отношениями.
Почему конфликт может быть благом
По словам доктора Альварадо, «успех отношений во многом не зависит от того, имеет конфликт, а то, как они к нему подходят. Когда конфликт продолжает возникать, партнеры должны его решать, потому что основная проблема, даже незначительная, не исчезнет сама по себе.
Лучший подход к конфликту — рассматривать его как возможность для развития отношений. В большинстве случаев спор может представлять проблему, требующую вашего внимания. Конфликт может дать вам и вашему партнеру шанс решить его и, как следствие, стать ближе.
Советы по управлению и разрешению конфликтов
Разберитесь с этим как можно скорее. Нерешенный вопрос будет всплывать на поверхность, если вы не позаботитесь о нем сразу. Чем больше раз он появляется, тем менее управляемым он становится.
Будьте хорошим слушателем. Ключ в том, чтобы слушать, чтобы понять, а не создавать опровержение. Когда оба партнера искренне слушают друг друга, они показывают, что внимательно смотрят друг другу в глаза, кивают и утвердительно говорят, не перебивая. Когда вы занимаетесь эмпатическим, активным слушанием, вы начинаете видеть конфликт с точки зрения вашего партнера.
Доктор ДеГаннес дает три совета, которые дополняют слушание: размышляйте, раскрывайте и отвечайте:
- Выслушивайте опасения другого человека и размышляйте над тем, что вы слышите, чтобы показать, что вы слушаете. Вы также сможете услышать и решить их проблемы.
- Расскажите о своих чувствах и мыслях как можно яснее, чтобы ваш партнер знал, как конфликт влияет на вас.
- Отвечайте своевременно, чтобы оставаться рациональным и избегать реакции. Без умения придерживаться темы акцент конфликта вместо этого становится реакцией.
Не переходите на личности. Сосредоточьтесь на конкретном поведении, а не на недостатках характера. Заявление типа «Мне не нравится, как ты тратишь эти деньги, не посоветовавшись со мной» гораздо более конструктивно, чем «Ты так небрежен с деньгами!» Не забывайте держать разговор при себе. Используйте фразы «Я», например: «Я разозлился, когда . . ». или «Надеюсь. . ». чтобы донести свою точку зрения.
Используйте плавный запуск. Этот подход от доктора Готтмана включает в себя жалобы или обратную связь без обвинений. Селарник объясняет: «Когда мы желаем чего-то другого от наших партнеров, нам нужно передать им это словами, которые они могут услышать и воспринять». Напротив, чем больше мы обвиняем других, тем меньше они нас слышат и понимают.
Делайте акцент на интересах, а не на должностях. Часто случается так, что когда партнеры сталкиваются друг с другом, они отстаивают свою позицию вместо своих интересов . Когда вы занимаете позицию, она становится чем-то, что вы должны защищать, несмотря ни на что. С другой стороны, вы можете изменить свой интерес, потому что вы не привязаны к нему. Сосредоточение внимания на интересах означает признание того, что вы оба хотите одного и того же, даже если вы не согласны с тем, как этого добиться.
Установить условия участия. Можно сказать, что определенные действия запрещены во время конфликта; это позволяет вам установить границы допустимого поведения. Например, такие правила, как «Не кричать» или «Не использовать нецензурную лексику», позволяют партнерам бороться честно .
Подождите, пока не соберетесь поговорить. Начало разговора с сильными чувствами часто затуманивает ваши суждения и искажает ваше восприятие.