Что такое мотивы личности? Типы и виды человеческих мотивов?
За любым поступком человека стоит определенный мотив. Мотивация — это та сила, которая движет индивидов, регулирует его поведение и побуждает к определенной деятельности.
В этой статье мы разберемся, что такое мотив с точки зрения психологии, расскажем, какие мотивы человека бывают и что такое борьба мотивации.
Что такое мотивы личности
Мотивация в психологии — это основная психологическая потребность человека, которая побуждает его совершать определенные поступки, каким-либо образом изменять свое социальное поведение и добиваться желаемого.
Сам термин «мотивация» образован от слова «movere» — «двигать».
Определение мотивации включает в себя осознанные и осмысленные действия, или, наоборот, бездействия, а также поступки для того, чтобы достичь определенных целей.
Если говорит кратко, то мотивация, по сути, это побуждение к деятельности.
Существует много теорий мотивации, но все они связаны с процессом регуляции поведения и деятельности человека, социальной активностью.
В основе мотивации лежит мотив. Мотив это в психологии основное средство или образ, который лежит в основе выбора действий. Он играет ведущую роль в удовлетворении человеческих потребностей. Мотив — это стимул, который может изменяться и проявляться в виде как положительных, так и отрицательных.
Мотивы поведения человека стоит отличать от потребности. Понятие потребности связано с ощущением недостаточности чего-либо, то есть у человека есть потребность, он будет стремиться что-то обрести, или от чего-то избавиться. При этом цель является осознанным выбором направления деятельности.
Делая вывод, можно сказать, что цель – это то, чего мы хотим и пытаемся достичь (куда мы идем), а мотив – причина, по которой мы это делаем. Несколько разных причин (мотивов) могут одновременно управлять поведением индивида, и в общем смысле составляют его мотивацию.
Важно! Принято считать, что мотивы деятельности человека могут изменяться, они формируются на основе устойчивых потребностей и способствуют достижению поставленных целей.
Основные виды мотивов
Мотивации человеческой деятельности можно классифицировать по нескольким признакам. Приведем небольшую таблицу с основными видами и типами мотивов, а также рассмотрим их краткую характеристику.
Признаки мотивации |
Мотивы поведения |
Характеристика |
По степени воздействия |
Положительные |
Социальные мотивы подкрепляются положительными эмоциями, ощущением удовольствия, наслаждением |
Отрицательные |
Характеризуются избеганием источника негативных эмоций и переживаний — индивид делает что-то, чтобы избежать наказания, боли, страха, паники и подобных чувств |
|
По времени и постоянстве воздействия |
Устойчивые |
Постоянные мотивы активности людей, которые связаны с физиологическими потребностями. Они не меняются со временем и не требуют какого-либо дополнительного подкрепления |
Неустойчивые |
В отличие от устойчивых, могут зависеть от индивидуальных потребностей индивида и они быстро меняются. Сюда можно отнести запросы общества, моду, настроение, погоду и т.д. |
|
По направлению поступления стимула |
Внешние |
Внешняя мотивация отличается поступлением стимула извне и характеризуется желанием получить вознаграждение, признание, похвалу от других людей |
Внутренние |
У человека есть свои собственные убеждения и желания, которые не связаны с внешними факторами. |
|
По источнику |
Индивидуальные |
Ведущие мотивы связаны с удовлетворением физиологических потребностей |
Групповые |
Направлены на построение социальных связей |
|
Познавательные |
Направлена на изучение новой информации, исследование новых процессов |
Виды мотивации могут быть тесно взаимосвязаны между собой и в зависимости от конкретной деятельности в их основе могут лежать одинаковые стимулы.
Психологическая характеристика мотивов
Чтобы знать причину тех или иных действий человека, нужно знать мотив поступка. Остановимся и рассмотрим подробнее несколько самых распространенных причин, которые движут человеком:
- Необходимость и потребность. Потребности могут быть как физиологические (сон, вода, еда), материальные (имущество, комфорт), так и высшие, они же духовные (самореализация, самопознание, предназначение)
- Социальные установки и их роль в становлении личности. Так, например, дети в семье военных часто выбирают именно такую профессию. Желание — быть как дедушка, как отец.
- Личные убеждения. Мотивация личности через личные убеждения основана на собственном опыте, знаниях, умениях и представлениях.
- Интересы и предпочтения. Чаще всего они связаны именно с положительными эмоциями и возникают выборочно, не постоянно.
-
Влечения — психологические склонности, которые порождают различные активности в поведении индивида и схожи с инстинктами.
Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы не можете определить свои цели в жизни, вы не уверены в своих силах, вы не понимаете свои желания. Наши психологи помогут вам проработать страх неудачи и определить истинность ваших целей (настоящие они или навязанные). Консультацию вы можете получить круглосуточно.
Зачем человеку нужна мотивация
Понятие мотива в психологии мы разобрали в самом начале статьи, теперь нужно понять, для чего человеку нужна мотивация.
Правильная мотивация, скажете вы, позволяет достигать намеченных целей. И будете в этом правы. А еще личная мотивация делает человека:
- продуктивным и активным
- настойчивым и сосредоточенным
- способным преодолеть трудности и легко справляться со стрессом
- способным анализировать свои действия и искать кратчайшие пути к поставленной цели
- оптимистичным и организованным
Если личная мотивация не работает и построена плохо, то на пути к цели индивид будет испытывать очень сильное эмоциональное напряжение, будет сильнее подвержен стрессам, внутриличностным конфликтам.
В чем выражается борьба мотивов
Когда у человека есть четкая цель, он понимает свои желания, знает свои намерения, он достигает той потребности, которая перед ним стоит.
Но иногда происходит такая ситуация, что действием индивида управляет несколько потребностей и желаний. Причем эти желания побуждают индивида совершать разные действия. В критичной ситуации, при чрезвычайном бедствии человек стоит перед выбором: спастись самому, убежать, или же спасти другого. Пример можно привести такой — влезть в драку, подвергнув свою жизнь опасности, рискуя своим здоровьем, помочь другому (тому, кто попал в беду) или же пройти мимо, якобы ничего не заметив.
Это называется борьбой мотивов. А решение зависит от множества факторов, силы воли, принципов, личных убеждений, здравого смысла. Борьба мотивов вызывает когнитивный диссонанс, тогда развивается внутренний конфликт, который приводит к сильному стрессу, неврозам, депрессивным состояниям.
Важно! В ситуации внутреннего конфликта лучшим выбором будет тот, который сформирован более сильными мотивами. Делайте выбор, полагаясь на рациональное мышление, и не вините себя за возможный исход «неправильного» выбора.
Частые вопросы
Какие есть функции мотива?
+
Специалисты выделяют несколько функций мотивации личности, среди них: побуждение к какому-либо действию, анализ и выбор лучшего варианта, следование выбранной цели, смыслообразование.
Чем обычно руководствуются люди?
+
Наиболее часто люди руководствуются следующими желаниями: желание получить власть или признание, самоутвердиться в окружении или обществе, удовлетворить потребность в аффилиации, создать образ успешной личности, показать себя самодостаточным и значимым.
Какие самые основные мотивы?
+
Прежде всего индивид стремится удовлетворить свои потребности, связанные с физиологией и существованием. То есть у него есть самые низменные (животные) желания — удовлетворить голод, жажду, потребность во сне, безопасности, размножении и т.д. Они являются самыми необходимыми для нормального существования и выживания.
Метод «кнута и пряника» — это тоже относится к мотивации?
+
Да, безусловно. Это тоже известный и широко используемый метод мотивации. Он основан на положительных и отрицательных мотивах (кнут — отрицательные, сделать нужное действие, чтобы избежать наказания, а пряник — это сделать и получить хорошие эмоции и какой-то бонус).
Заключение эксперта
Любая личность в своей деятельности руководствуется определенным мотивом — неким вектором, который позволяет эффективно и быстро достигать выбранной цели.
У кого-то мотивация самая низменная и приземленная, а кто-то мечтает найти смысл жизни, значит, его желание не лежит в плоскости базовых потребностей.
Как правило, именно успешные и состоявшиеся личности ищут смыслообразующие мотивы и руководствуются ими.
Публикуем только проверенную информацию
Автор статьи
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Стаж 17 лет
Консультаций 1439
Статей 347
Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
- 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
- 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
- 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
- 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
- 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
8 мотивов покупки: знать, чтобы управлять
Теги: Apple , психология, Chanel, мотивация, Reebok, покупательское поведение, Priceva, Светлана Сарычева, Jameson
Чтобы преуспевать в рыбной ловле, нужно знать, на какую приманку клюнет рыба, которая обитает в конкретном водоеме; чтобы преуспеть в торговле, нужно понимать мотивы покупателей вашей продукции. Какие есть мотивы для совершения покупки, и как их использовать для обеспечения роста продаж?
Светлана Сарычева, маркетолог сервиса мониторинга цен Priceva.
Не требующая доказательств аксиома гласит, что товар или услуга, чтобы быть востребованными, должны учитывать актуальные потребности покупателя. Мотив в свою очередь – это опредмеченная потребность. А цель – значимый для человека продукт, к обладанию которым он стремится.
Теория классификации мотивов
Многие исследователи работали над классификацией мотивов, движущих людьми, от хорошо пропиаренного Абрахама Маслоу до менее известных широкой публике Ж. Ф. Кролара, Ш.Шварца и В. Билски.
На наш взгляд, лучше всех мотивацию, имеющую отношение к процессу принятия решения о покупке, проработали российские маркетологи В. Тамберг и А. Бадьин.
Они предложили взять за основу модель 8-ми мотивов (М8М).
Есть ли иерархия у мотивов покупки
Давайте рассмотрим 8 ключевых мотивов, которые управляют реализацией потребностей человека.
Но прежде чем к ним обратиться, нужно понимать, что мотивы в данной модели не имеют иерархии, как в пирамиде Маслоу. Какой инстинкт окажется движущим в мотивации покупателя в определенный момент, тот и будет превалировать над другими.
Почему именно этот мотив активизировался в конкретной ситуации, сказать сложно, так как практически всегда мотивации выбора и предпочтений являются неосознаваемыми для самого человека, а если его спросить напрямую, можно получить лишь подгонку под ответ, но не достоверную информацию.
Также нужно понимать, что один мотив в чистом виде редко влияет на выбор покупателя, чаще срабатывает комплекс из нескольких мотивов, которые имеют точки пересечения и влияния друг на друга. Мотивы легко комбинируются, создавая большое число вариаций.
Реклама на New Retail. Медиакит
Но так или иначе всегда есть основной базовый мотив, определяющий выбор покупателя. И именно его должны использовать бренды в своем рекламном сообщении и делать это постоянно.
Нужно изучить конкурентов, понять, какая из мотивационных категорий, подходящих вашему товару или услуге, является ключевой, и затем постоянно к ней апеллировать в рекламных месседжах.
И будет совсем замечательно, если эта категория мотивации пока не используется вашими конкурентами.
Модель 8-ми мотивов
Ниже перечислены восемь ключевых мотивов на основе модели «М8М» В. Тамберга и А.Бадьина, но приоритизацию и наименование мотивов я изложила в авторской интерпретации, наиболее, на мой взгляд, соответствующей текущей рыночной ситуации.
Сейчас, на мой взгляд, это базовый мотив покупательского поведения. Все хотят сделать свою жизнь лучше, сделать свой быт комфортным, удовлетворить потребности с минимумом денег и усилий.
Мотив сэкономить доминирует среди покупателей. Именно поэтому скидки, акции и распродажи мы видим повсеместно. Если вам удалось убедить посетителя в том, что без вашего товара он будет испытывать неудобства, а также доказать, что с вашим товаром он еще и сэкономит — вы на верном пути!
Мотив доминирования над остальными заложен в нас эволюцией, и даже если вы не стремитесь жить в дорогом доме или владеть элитным авто, вы реализуете потребность в доминировании в чем-то другом, например, креативно одеваетесь, носите нестандартные аксессуары, занимаетесь спортом, который позволяет вам выделиться (участие в
IronMan), проводите досуг в престижных местах или слывете эстетом и интеллектуалом.
Именно стремление быть не хуже остальных заставляет нас покупать «статусные» гаджеты, брать в кредит дорогие автомобили, покупать премиальную косметику.
Если ваши товары про это, убедите потребителя, что именно ваш продукт лучше всех позволит реализовать эту мотивацию.
«Продукт для профессионалов!», «Лимитированный выпуск» и т.д. Акцент, что этот продукт — выбор лидера.
Принадлежность к определенной группе, и желание за ней следовать. Этот мотив выражается в стремлении соответствовать ожиданиям, так же одеваться, пользоваться теми же гаджетами, которые предпочитает группа. Хотите выгодно продать свой продукт? Покажите, что ключевые группы и сообщества одобряют его!
Если покупатель уделяет большое внимание статусу покупки, ему важно, насколько она актуальна и признана значимыми для него персонами, то он руководствуется мотивом принадлежности.
В данном случае нужно подчеркивать вес бренда, показывать его амбассадоров, продавать историю торговой марки. Так делает Apple, Jameson, Chanel, Reebok и другие легендарные и культовые бренды.
Опирается на мотив быть привлекательным, успешным, сексуальным, желанным.
Все понимают, что абсолютный идеал недостижим, но современное общество тяготеет к перфекционизму. Достаточно прямо или косвенно провозгласить, что «успешный бизнесмен/идеальная жена, мать, хозяйка» выбирает эту продукцию, как продажи значительно возрастут.
Отлично подходит для продвижения имиджевых товаров.
Он движет человеком на всех этапах его жизни. Это действия, которые человек совершает в первую очередь для достижения безопасности или хотя бы создания иллюзии таковой.
Чувствуя опасность здоровью, идем в аптеку или покупаем БАДы, если мы боимся ночных улиц — покупаем перцовый баллончик, страшась ограбления, ставим сложный замок или камеру наблюдения.
Это хороший мотив для любых товаров, которые отвечают за безопасность и здоровье.
Любопытство и жажда новизны присутствует в каждом из нас.
«А что там продается?», «Почему этот товар так популярен?», «И почему такая скидка? Надо глянуть, может мне тоже надо!», «Новый сайт/бренд появился, надо оценить!», «О, что-то свежее вышло, нужно посмотреть!».
Такие «любопытствующие» клиенты будут всегда. И пусть сейчас они у вас ничего не купят, но у них произошел первый контакт, и велика вероятность, что со временем включится другой мотив, который и приведет к покупке.
Например, любые инновационные товары, эксклюзивные туры и все то, что помогает выйти за пределы шаблонов и ограничений. «Вы сможете увидеть или ощутить то, что другим не доступно …» или «Эта опция позволит вам увеличить вашу эффективность в Х раз …».
Вспомните свои эмоции, когда вы купили новую долгожданную вещь. Вам легко вспомнить то чувство либо искренней радости, либо большого удовлетворения в момент покупки и предвкушения удовольствия от пользования ею? Этот мотив играет на нашей потребности в эндорфинах. Иногда даже само предвкушение «кайфа» от покупки уже повышает нам настроение!
Этот прием тоже активно эксплуатируется в рекламе. Пример: «Ощути себя богиней в SPA-салоне “Афродита” …».
Покупка подарков, товаров для детей и близких. Там, где целью является покупка для других людей, включается мотив заботы.
Наша привязанность проявляется в желании подарить радостные моменты, приятные воспоминания, обеспечить комфорт и безопасность своим близким или поддержать их здоровье. Ключевой мотив — порадовать, и здесь важны не только качество/польза самого товара, но и его внешний вид, особенно его упаковка.
Читайте также:
14 фактов об отзывах, которые помогут ритейлеру преуспеть в 2022 году
Как соотносятся мотивы с психотипами покупателей
Теперь давайте посмотрим, как эти мотивы влияют на покупательское поведение.
Исследовательская компания Workline research предложила такую сегментацию жителей России на основании психотипов:
Если наложить сегментацию по психотипам на мотивацию, то получим такую картину:
Мотивы заботы и безопасности могут включаться ситуационно у любого психотипа.
Практическое применение системы мотивации
Давайте рассмотрим на примере выбора продуктов питания, как можно применить информацию о психотипах и мотивации.
Вы берете и рисуете простую диаграмму-паутину, на которой прописываете основные психотипы покупателей и мотивы, которые ими движут.
Затем в каждом векторе прописываете ключевые стереотипные месседжи по поводу вашего товара для каждого психотипа. За основу можно брать отзывы в интернет магазине или провести опрос.
А затем определяете, какие из векторов наиболее соответствуют ядру вашей целевой аудитории, и по осям откладываете вес каждого мотива в процентах. Затем соединяете между собой полученные результаты.
В результате вы получите наглядную лепестковую диаграмму с ключевыми мотивами, которые будут драйвить покупки. Полученной информацией могут активно пользоваться маркетологи при разработке рекламных материалов и написании контента, а также продавцы при составлении скриптов продаж.
* * *
Чтобы управлять поведением потребителя и стимулировать его совершать покупки, важно понимать его мотивацию. Что подвигло вашего клиента потратить свои силы, время, внимание и деньги, чтобы положить в корзину ваш товар и нажать кнопку «Оплатить».
Без понимания ключевых мотивов вы не можете правильно формулировать маркетинговый посыл, а значит, мотивационный радар клиента может не опознать в вашем товаре нужную цель и запеленговать вашего конкурента, который смог четче уловить потребность и сделать верный рекламный месседж.
Светлана Сарычева,
маркетолог сервиса мониторинга цен Priceva.
Для New Retail
Этимология, происхождение и значение мотива по этимонлайну
Реклама
конец 14 века, «что-то выдвинутое, предложение, утверждение или аргумент» (смысл в настоящее время устарел), от старофранцузского мотива «воля, стремление, мотивация, Использование существительного прилагательного, буквально «движущийся», от средневекового латинского motivus «движущийся, побуждающий», от латинского motus «движение, движение», причастие прошедшего времени от movere «двигаться» (от корня ПИЕ *meue- «отталкивать» «).
Значение «то, что внутренне побуждает человека вести себя определенным образом, психическое состояние или сила, побуждающая к волевому действию» относится к началу 15 в. Отсюда «замысел или цель, которую человек имеет в любом действии».
мотив (прил.)
конец 14 в., «имеющий контроль над движением, вызывающий движение, обладающий способностью двигать кого-либо или что-либо», от старофранцузского motif «движение» или непосредственно от средневекового латинского motivus «движение, побуждение». от основы причастия прошедшего времени от movere «двигаться» (от корня PIE * meue- «отталкивать»).
обновлено 29 августа 2020 г.
Реклама
Реклама
Словарные статьи рядом с
мотивнеподвижный
мотив
motivation
motivational
motivator
motive
motiveless
motley
moto-
motocross
motor
- A
- B
- C
- D
- E
- F
- G
- H
- I
- J
- K
- L
- M
- N
- O
- P
- Q
- R
- S
- T
- U
- V
- W
- X
- Y
- Z
Что означают мотивы? Библейские определения и ссылки
Мотивы
Мотивы ставят как минимум двойную дилемму: (1) статус доброго дела, совершенного по неправильной причине, или злого дела, совершенного с добрым (или даже без) намерением; и (2) следствие мотива (хорошего или плохого), у которого никогда не будет возможности реализоваться. Фундаментальный вопрос, порождающий дилемму, заключается в том, что между данным действием и мотивом его агента нет однозначного соответствия: одно и то же действие может быть либо осуждено, либо защищено в зависимости от мотива. Например, разница между убийством первой и второй степени заключается в том, было ли убийство преднамеренным или нет: первое наказывается смертью, а второе допускает помилование (Исх. 21:12-14; Числа 35:9).-25 ; Второзаконие 19:4-13; Иисуса Навина 20:1-9). Преступления против Бога могут стать менее отвратительными, если они случайны, как показывают жертвы за случайные грехи (Лев. 4:1-5:19; Числа 15:22-31). Человек, действия которого являются злом или приводят к нему, становится менее предосудительным, когда обнаруживается, что он не имел в виду таких последствий. Этот принцип очевиден, когда Иисус не хочет, чтобы его душеприказчики были осуждены за то, что их мотивы несоизмеримы с великим преступлением, которое они совершают: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят» (Луки 23:34; ср. Деяния 3:17). Добрые мотивы могут побуждать людей к действиям, которые приводят к печальным последствиям (Матф. 13:28-30), юридический принцип, ставший основой многих западных законов: actus non facit reum nisi mens sit rea («Действие само по себе не делает человека преступником, если оно не совершено с преступным намерением»).
Точно так же и другие приемлемые поступки становятся менее привлекательными, даже отталкивающими, когда за ними стоят низменные мотивы. Молитва, даяние бедным и пост — это действия, поощряемые на протяжении всей Библии, но Иисус подчеркивает, что Бог не вознаградит тех, кто делает это из эгоистичных побуждений (Мф. 6:1—18). Ритуал, связанный с храмом (жертвоприношения, молитва, святые дни), был законным выражением благочестия для древних израильтян, однако пророки настаивали на том, что Богу было противно все это предприятие, когда люди совершали его без смирения и покаяния (Ис. 1: 11-15 ; 29:13 ; 58:3-7; Амос 4:4-5; 5:21-24). Самые сильные символы духовной идентификации (обрезание, крещение) могут быть подорваны тем, кто подчиняется им, но не изменяется внутренне (Иер 9:25-26; Мф 3:7-8; Рим 2:25-29; 1 Петра). 3:21).
Поскольку нет однозначного соответствия между поступками и мотивами, нужно быть крайне осторожным в выводе мотивов других просто из наблюдения за их действиями. Иисус упрекает учеников за то, что они делают неверные выводы о людях и их делах, наблюдая только за их действиями (Мф. 26:6-13). В конце концов, немногое, отданное жертвенно, более похвально, чем много, когда не требуется никаких жертв (Марка 12:41-44). Именно эта трудность в различении мотивов лежит в основе подробных предостережений против осуждения других (Матфея 7:1; Луки 6:37; Римлянам 14:1-15:14; 1 Коринфянам 4:5; Иакова 4:12). Добрые мотивы могут привести к противоречивым действиям: некоторые ранние христиане не соблюдали, а другие придерживались особой диеты; некоторые верующие не соблюдали, а другие соблюдали определенные дни как священные. В каждом случае именно мотив делает эти нейтральные действия приемлемыми: если кто-то стремится угодить Богу (т. е. не другим людям или себе), то человек оправдывается (Рим. 14:1-14; 1 Кор. 10: 31; Кол 3:17). Иногда Павел рекомендовал обрезание, а иногда категорически противился позиции, которую он занимал по разным причинам, меняющимся в зависимости от обстоятельств (Деяния 16:3; 1 Кор. 7:18-20; Гал. 2:3; 5:6; 6:15). ), в конечном итоге стремясь угодить Богу своей верностью в распространении Евангелия (1 Кор. 9:20-23; 10:31-33). Поскольку люди не могут достоверно судить о мотивах других, у нас нет другого выхода в человеческих делах, кроме как «узнать дерево по его плодам» (Матф. 7:15-20; 12:33; Луки 6:43-45), даже признавая ограничения неспособности видеть чужое сердце. Поэтому следует заботиться о своих собственных действиях, чтобы не производить на других неправильное впечатление, которое может ввести в заблуждение (Мф. 17:24-27; 1 Кор. 10:23-33; 2 Кор. 8:21).
Поскольку нет однозначного соответствия между мотивами и поступками среди людей, становится еще более ненадежным пытаться вывести мотивы Бога, основываясь на действиях Бога: «Мои мысли — не ваши мысли, Так как небеса выше небес. земля, то мои мысли больше ваших» (Ис 55:8-9).). Игнорирование этого различия является ошибкой, которую сделали друзья Иова, предполагая, что Бог наказал Иова, потому что Иов должен быть грешником, или ошибкой учеников, предположивших, что слепой пострадал из-за греха. В каждом случае текст подчеркивает, что люди обычно недооценивают возможности и мотивы Бога (Иов 42:7-9; Иоанна 9:1-3).
В отличие от людей, Бог ясно видит и действия, и намерения людей, что означает, что у Бога совершенно иная оценка наших дел, основанная на наших мотивах: «Бог знает ваши сердца. Что высоко ценится мерзок пред Богом среди человеков» (Лк. 16:15; ср. 1 Цар. 16:7; Пс. 7:9).; Иер 11:20). Иногда кажется, что Библия говорит о том, что Бог отвечает людям в первую очередь или только на основании их мотивов, но в других местах Библия, кажется, изображает Бога, судящего только на основании их дел. Тщательно уравновешивая дела и мотивы, Бог судит людей и, следовательно, вознаграждает или наказывает их (3 Царств 8:39; Иер 17:10; Рим 2:2–16; 1 Кор 3:8–4:4; Еф 6:5-8; Кол 3:22-25; Откр 2:23). То, как Бог распределяет мотивы и поступки, не обсуждается и по определению выходит за рамки человеческого внимания. Дело осложняется еще и тем, что не всегда достигается то, что люди намерены делать своими действиями, и, наоборот, каждое действие приводит к непреднамеренным последствиям (9).0019 и добро, и зло ). Привычка Бога преобразовывать злые мотивы людей в добрые результаты предполагает, что Бог милостиво сочувствует человеческому положению: «Ты хотел причинить мне вред, но Бог предназначил это во благо, чтобы совершить то, что сейчас делается, спасти многих жизни» (Быт. 50:20; ср. Деян. 2:23–24).
Тщательная проверка мотивов Богом («исследование сердца») указывает на то, что мотивы и намерения, никогда не приведшие к действию, по-прежнему судятся Богом. Иисус отмечает, что «чистые сердцем» будут вознаграждены (Матфея 5:8; 22:37–38; Марка 7:20–21), хотя он приравнивает гнев к убийству, а похоть — к прелюбодеянию (Матфея 5: 21-22 Матфея 5:28). Это соответствует кульминации Десяти Заповедей, которая, в отличие от предыдущих запрещенных действий, запрещает отношение: «Не желай» (Исх. 20:17). Грех бездействия становится предосудительным для «кто знает, что должно делать добро, и не делает» (Иакова 4:17).
Хотя процветание и успех упоминаются в Библии для мотивации поведения (например, Притчи 10:4 ; 12:7 ; Притчи 13:21 Притчи 13:25 ; 21:20-22 ), эвдемонизм не является точным синтезом библейской позиции в отношении мотивов, поскольку страдание везде изображается как соответствующее следствие этического поведения. Утилитаристская точка зрения, согласно которой человек должен руководствоваться хорошими или плохими последствиями, возникающими в результате действия, а не внутренним добром или злом действия, находит мало поддержки в Библии, поскольку совершение поступка ради того, что он считает хорошим результатом предполагает будущее: нельзя знать наверняка, что поступок будет иметь желаемый эффект, которого ищет мотив, и никто не может просчитать все последствия любого поступка.
Сэмюэл А. Мейер
См. также Этика; Сердце; Десять заповедей
Библиография .