Определение мышление в психологии: Мышление (психология) | это… Что такое Мышление (психология)?

Определение мышления. Виды мышления в различных классификациях.

(Петухов) Разнообразие феноменологии мышления требует его разных пси­хологических определений. В попытке описать эту феноменологию в целом, психология использует определение мышления в широком смы­сле: это активная познавательная деятельность субъекта, необходи­мая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социаль­ном мире. При решении более специальных исследовательских задач, при изучении конкретных психологических механизмов высших позна­вательных процессов мышление определяют в узком смысле — как процесс решения задач. Мышление как процесс решения задач. Определение мышления в узком смысле используется, главным образом, в экспериментальных исследованиях конкретных психологи­ческих механизмов познания, при диагностике интеллектуальных способностей и управлении творческим процессом. Понимание мышления как процесса решения задач было впервые предложено в вюрцбургской школе «психологии мышления».

Любая задача имеет объективную и субъективную (психологиче­скую) структуру. Объективно задача включает в себя: 1) набор определенных условий; 2) требование, которого нужно достичь, соблю­дая их. В психологической структуре задачи требованию соответст­вует субъективно поставленная цель, а условиям — средства ее до­стижения. Так, в общепсихологической теории деятельности задача определяется как цель, заданная в определенных условиях (А.Н. Леонтьев). Легко понять, что в данном определении процесс решения задачи есть процесс достижения уже поставленной субъектом, психо­логически определенной цели, процесс поиска необходимых для этого средств в объективно данных условиях. Полное определение мышления в узком смысле требует ряда уточнений и различений.

Первое из них — различение решения задачи как продукта, т.е. уже найденного решения (англ, solution) и как самого процесса, так сказать, «решения» (англ, solving). Ис­следование психологических механизмов мыслительной деятельности не может осуществляться лишь при фиксации ее сложившихся продук­тов и предполагает, прежде всего, анализ процессов их порождения.

Тем самым мышление следует определить как процесс решения задачи. Второе различение связано с наличием или отсутствием в прош­лом опыте субъекта готовых средств решения поставленной задачи. Если такие средства есть, то ситуация не будет для субъекта проб­лемной, и ее решение фактически сведется к использованию сформи­рованного умственного навыка, к репродукции наличных знаний и умений. Такое мышление называют репродуктивным, не считая его, как правило, мышлением в собственном смысле. Только при отсутст­вии готовых средств достижения цели возникает необходимость их поиска, создания, конструирования, и этот процесс требует продук­тивного, творческого мышления. Задача с поставленной целью и отсутствием средств ее достижения и называется творческой, а мышление следует определить теперь как процесс решения творческих задач. Третье уточнение относится
к понятию цели
. Цель может быть точно определена, когда принятие поставленного требования не предполагает у субъекта дополнительных усилий. Однако в других случаях само преобразование объективного требования в субъектив­ную цель становится для субъекта самостоятельной проблемой. Та­кие ситуации являются эмпирической основой для исследования процессов целеобразования в мыслительной деятельности, а само мышление выступает как процесс не только решения, но и постанов­ки задач. Наконец, четвертое уточнение связано со спецификой психоло­гического изучения мышления. В отличие от других наук психология рассматривает мышление как процесс решения задачи конкретным индивидом, субъектом. В современной психологии понятие субъекта мышления определяется достаточно широко, что позволяет привлекать к изучению процесса решения задачи личностные черты человека, характеристики его потребностно-мотивационной, эмоциональной сферы, индивидуальные особенности и т.д.

Мышление (Тихомиров) – процесс познавательной деятельности, продукты которого характеризуются обобщенным и опосредованным отражением (мысль, в которой отражаются отличительные существенные признаки предметов и явлений) действительности. Мышление– это процесс, который характеризуется как познавательная деятельность субъекта. Продуктом мыслительной деятельности являются обобщенная и опосредованная действительность. По ним мысли отличаются от образов ощущений, восприятия и др.2 свойства обобщенного и опосредованного отражения: 1) содержание – совокупность признака, явлений или предметов, отраженных в понятии. 2) объем понятий – совокупность предметов или явлений, которые принадлежат признакам отражённых понятий.

Опосредованное отражение– такое знание субъекта об окружающем мире, которое дано ему непосредственно через его органы чувств. Впервые научные исследования мышления начались в Вюрцбургерской школе (Кюльпе, Н.Ах, К.Бюлер, О.Зельц). метод соматической интроспекции – обычное естественное самонаблюдение, которое не предполагает разложение на элементы. В сознании наблюдали содержание, которое отличалось от образов.

Мышление– процесс решения задач. Задача рассматривалась с точки зрения объективной (внешнее наблюдение) и субъективной (если содержащиеся в задаче объективные требования станут субъективно принятой целью). Процесс решения задачи – достижение поставленной цели с помощью определенных средств. Если есть средства, то задача репродуктивная (средства из прошлого опыта). Если средств нет, то задача – поиск средств – продуктивное мышление (творческое).

Мышление (Джеймс) – замещение целого его частями и связанными с ними свойствами и средствами. Условия – заинтересованность субъекта в том, чтобы из конкретных эмпирических факторов вывести свойства или следствия. Вывод свойства из фактов заранее для субъекта неизвестен. Содержание мыслительного процесса заключается в выделении субъектом из фактов такого скрытого свойства, связано со свойствами и приведёт субъекта к решению. Чтобы вычленить существенный атрибут (найденное свойство), субъект должен проявитьпроницательность. Это является первой характеристикой мышления. Мышление это не только замещение частями целого, но и существенный атрибут связан с искомыми свойствами и следствиями. Эта связь известна из прошлого опыта.

Любой мыслительный процесс опирается напредыдущие знания.

Виды мышлений (П.Брейлер): аутистическое мышление (функция – доставить себе удовольствие), реалистическое мышление (функция – познание окружающего мира). Классификация основана на 2-х критериях: реальность представления в мышлении, функция мышления.

Виды мышлений (Б.М.Теплов):практическое (результат реализуется на практике сразу, жёсткие временные рамки, высокое чувство ответственности), теоретическое (необязательно сразу применять, менее жёсткие временные рамки, более низкая степень ответственности). Классификация основана на 3-х критериях: связь результата деятельности с практикой, временные ограничения, степень ответственности за ошибку.

Виды мышлений (Рубинштейн): наглядно-действенное до 2-3-х лет (наглядно, практическими действиями), наглядно-образное с 2-3-х до 6-7 лет (наглядно, образами), словесно-логическое с 7 и к 11-12 годам (словесно, логические законы и правила).

Критерии: формы представление субъекту задачи, основные способы решения задачи.

Мышление. Большая российская энциклопедия

Мышле́ние, в широком смысле слова синоним познания, особенно его высших форм, относительно независимых от непосредственного чувственного восприятия; в узком смысле слова под мышлением понимают процессы решения задач, выражающиеся в переходе от условий, задающих проблемную ситуацию, к получению желаемого результата.

Мышление может быть направлено преимущественно на понимание, в том числе понимание самого себя (рефлексия), либо на составление проекта действий («как достичь того, что мне нужно»). Процессы понимания выражаются в разных формах: ориентация в обстановке на основе обыденного опыта, мифологическое, философское, научное постижение мира и др. Мышление проектного типа обеспечивает решение практических задач и составление планов действий. В истории науки именно ориентированное на понимание мышления первого типа (а внутри него теоретическое мышление) рассматривалось как выражающее истинную сущность мышления и как одна из высших человеческих ценностей. Основой мышления считались процессы логического вывода на основании заданных необходимых и достаточных условий. С конца 19 – начала 20 вв. благодаря работам представителей вюрцбургской школы получила распространение трактовка мышления как процесса решения задач. Это предполагает ведущую роль мотивации и целей, а также важность навыков активного изучения исходных данных, их расчленения, сопоставления и дополнения. В рамках когнитивной науки с конца 20 в. наметился переход от изучения задач на рассуждения к анализу решения сложных научных, технических и организационных проблем, предполагающего тесную взаимосвязь проектного и теоретического мышления.

Следуя традиции аристотелевской логики, И. Кант противопоставил два возможных способа мышления: аналитическое и синтетическое. Первое сводится к раскрытию того содержания, которое уже имеется в исходном материале, но при этом не выражено явным образом; второе создаёт новое содержание. В современной философии анализ и синтез считаются дополняющими друг друга сторонами мышления. Так, рассмотрение мышления как единой аналитико-синтетической деятельности характерно для российской психологической школы С. Л. Рубинштейна, наличие элементов синтетического мышления в дедуктивных дисциплинах, а аналитического мышления – в эмпирических (фактуальных) науках было показано У. Куайном.

Мышление может принимать разные формы, зависящие, например, от специфических особенностей культуры и языка (см. Гипотеза лингвистической относительности). Ф. Бартлетт обратил внимание на существование качественно различных профессиональных форм мышления (математика, биолога, художника, юриста), противопоставив их «обыденному» мышлению. Он также провёл разграничение между мышлением в закрытых (заданные условия необходимы и достаточны для решения) и открытых системах (список условий потенциально бесконечен, а задача не имеет строгого формального решения).

Роль сенсорных компонентов в мышлении зависит от характера репрезентации материала и особенностей выполняемых операций. Мышление на базе восприятия выражается в трансформации образа посредством внешних действий или с помощью пространственных мысленных операций (например, поворота, изменения масштаба, переноса), доступных, как показал В. Кёлер, многим видам животных, прежде всего приматам (см. Инсайт). У человека мышление на основе языковых средств не заменяет образное мышление, выступающее эффективным средством решения многих задач (например, геометрических или технических) и играющее центральную роль в ряде профессий (музыканта, художника, шахматиста и др.). Речевые высказывания служат средствами управления динамикой образного мышления. В случае доминирования вербально-логических средств мышление может использовать понятия, не соотносимые непосредственно с образными представлениями. Несводимость содержания мышления к процессам ассоциации чувственных элементов была описана представителями вюрцбургской школы (примером безóбразного мышления могут служить случаи, когда решение задачи или понимание смысла ситуации возникает в сознании до появления каких-либо образов).

Роль памяти в мышлении неоднозначна – накопленный опыт служит как важнейшим материалом, так и главным ограничивающим фактором для мысли. В гештальтпсихологии стали различать репродуктивное и продуктивное мышление: первое опирается на память и сводится к воспроизведению ранее усвоенных установок и схем решения, часто неадекватных в конкретной ситуации, второе же является творческим процессом, в котором создаются новые знания и формируются новые средства решения задач.

Разные аспекты мышления изучаются различными дисциплинами. Формальная логика изучает нормы и правила такого вида мышления, как рассуждение (хотя существует точка зрения, согласно которой логика непосредственно не имеет дела с мышлением). История философии и науки изучает мышление как объективный процесс, воплощающийся в объектах культуры. Психология исследует мышление с точки зрения его роли в регуляции поведения и в связи с другими психическими функциями (взаимодействие в мышлении текущего и прошлого опыта, влияние мотивации и эмоций, установок, индивидуальных особенностей и уровня развития субъекта и т. п.). Лингвистика интересуется возможным взаимодействием семантики и грамматики языков с процессами решения задач. Гносеология выясняет возможности постижения реальности с помощью мышления. В рамках исследований по искусственному интеллекту и нейронным сетям ведётся работа по математическому моделированию некоторых типов мышления. В когнитивной науке проводится междисциплинарное изучение мышления с учётом данных культурологии и этнографии. Многие проблемы в понимании мышления остаются неясными и дискуссионными, требующими разработки новых подходов.

Мышление и опыт

Одной из важнейших для классической философии была проблема онтологической природы мышления как пути к истинному знанию. Сформулированный Парменидом тезис о тождестве мышления и бытия как предпосылке подлинного знания, которое достигается благодаря мышлению в отличие от чувственного восприятия, приводящего лишь к смутным и разноречивым мнениям, лежит в основе эпистемологической концепции Платона, связывающего мышление («внутренний разговор души с самой собой») с познанием умопостигаемого мира идей. Принцип тождества бытия и мышления сохраняет своё основополагающее значение в философии неоплатонизма (Ум-нус как единство мыслящего и мыслимого у Плотина) и немецкого классического идеализма (концепция абсолюта в «философии тождества» Ф. В. Шеллинга и панлогической системе Г. В. Ф. Гегеля).

В философской полемике между представителями рационализма и эмпиризма в 17–18 вв. рационалисты считали, что основные инструменты и рамки мышления задаёт сам разум (врождённые идеи, априорные категории). Опыт может лишь дать толчок мышлению, которое развёртывает содержание абстрактных идей, данных субъекту в акте интеллектуальной интуиции. Продуктами независимого от опыта мышления являются метафизика, математика, теоретическая наука. С точки зрения эмпиризма основу мышления как умственной деятельности составляют усвоенные из опыта представления, переработка (сравнение, анализ и синтез) непосредственно воспринятого и/или следов прошлых восприятий. Понятия возникают на основе индуктивного выделения общих признаков единичных предметов и их фиксации с помощью языка. Дедуктивные рассуждения в логике и математике трактовались либо как производные от опыта, либо как экспликации некоторых особенностей языка. Т. о., содержание мышления полностью определяется тем, что дано в опыте. Особая позиция И. Канта, которую нельзя отнести ни к эмпиризму, ни к рационализму, исходит из того, что сам опыт возможен лишь на основе применения априорных категорий рассудка к чувственному восприятию, т. е. предполагает конструктивную деятельность мышления, осуществляющего категориальный синтез чувственного многообразия («Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы» – Кант И. Сочинения. Т. 3. Москва, 1964. С. 155).

Согласно феноменологии Э. Гуссерля, мышление не конструирует опыт, а зависит от феноменов, данных субъекту в акте его переживания очевидности и конституируемых априорными структурами трансцендентального сознания. Категориальные структуры мышления при таком понимании тоже могут непосредственно созерцаться (категориальное «усмотрение сущности»). С точки зрения логического позитивизма (см. Аналитическая философия) только то мышление имеет смысл, выводы которого могут быть верифицированы в чувственном опыте и которое следует правилам логического синтаксиса. Для К. Поппера критерием осмысленности рассуждения является принципиальная возможность опытного опровержения (фальсификации) мыслительных предположений.

«Внешние» и «внутренние» средства мышления

Традиционная трактовка мышления как сугубо внутренней активности ума, выражением которой могло быть рассуждение вслух или практическая деятельность, была пересмотрена в психологии 20 в. , когда мышление стали изучать как опосредованное значениями и знаковыми системами: текстами, схемами, символами, изображениями и т. п. Мышление опирается на эти заданные той или иной культурой специфические средства решения задач, во многом определяющие его потенциал (так, числа, записанные римскими цифрами, было практически невозможно перемножать), а иногда предполагает даже внешние действия с предметами (сенсомоторный интеллект, описанный Ж. Пиаже). Исследуя интеллектуальное развитие ребёнка, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин и Ж. Пиаже показали, что формирование мышления в онтогенезе связано с интериоризацией («переносом внутрь субъекта») предметной двигательной активности и внешних форм коммуникации. Хотя процессы мышления взрослого человека развёртываются главным образом во внутреннем плане, т. е. в пространстве психической модели, замещающей реальную ситуацию, они сохраняют связь с двигательными навыками и речью. Это проявляется, например, в возможности экстериоризации, «вынесения вовне» ряда компонентов в процессе мышления – создании схематических набросков, формулировке промежуточных итогов, записи мыслей, дискуссии. Представители бихевиоризма впервые обратили внимание на то, что мышление обычно осуществляется как поведение, направленное на решение задач, и попытались понять «скрытое» от внешнего наблюдателя мышление как подготовку к будущим внешним действиям, а также как производное от речевого поведения (мышление как «скрытая» речь).

В современной когнитивной науке мышление как деятельность в «уме» понимается как оперирование когнитивными схемами извлечения перцептивной информации из внешнего мира и языковыми значениями, усваиваемыми в процессе коммуникации с другими людьми. В то же время некоторые из этих невербальных схем и языковых структур могут быть врождёнными (Н. Хомский).

Дискуссионным остаётся вопрос о природе понятий и категорий как важнейших средств мышления. С точки зрения аналитической философии понятия совпадают со смыслом слов и определяются взаимоотношениями языковых терминов, а также отношением высказываний к опыту. Её критики указывают на то, что понятие не может определяться особенностями конкретного языка, иначе перевод с одного языка на другой был бы невозможен. Американский философ Дж. Фодор считает, что мышление имеет дело не с обычным языком, а с существующим в мозгу врождённым универсальным кодом – «языком мысли» (предположение о существовании «языка мысли», обеспечивающего понимание, встречается уже у Августина). С этой точки зрения понятия могут существовать у животных и детей, ещё не овладевших языком. Исследуя развитие интеллекта в онтогенезе, Ж. Пиаже показал, что вырабатываемые им «операторные схемы» взаимодействия с реальностью, по существу представляющие собой категории, возникают до языка, влияя на процесс овладения им. В исследованиях Дж. Брунера показано, что категоризация включена в восприятие младенца уже в первые месяцы жизни. Вместе с тем экспериментальные исследования в психологии и когнитивной лингвистике подтверждают влияние семантики и грамматики конкретного естественного языка на процессы мышления.

С точки зрения конструктивизма и процедурной семантики мышления предполагает использование категорий как способов конструирования конкретных форм опыта. Эта позиция восходит к работам И. Канта, согласно которому категории выражают формы суждений, т. е. разные способы осуществления синтеза чувственного многообразия. Понимание категорий как разных типов высказываний, определяющих разные типы и возможности мышления, в 20 в. было развито Г. Райлом.

Осознанность и рациональность мышления

В классической традиции философии Нового времени мышление понималось как сознательная, контролируемая субъектом рациональная активность. Согласно Р. Декарту, мыслящий человек сознаёт, что он мыслит. Однако уже Г. В. Лейбниц отметил существование неосознаваемых форм мышления (а вслед за ним Г. Гельмгольц, З. Фрейд и др.). Эти идеи получили развитие в современной психологии, где было показано, что обычно осознаются цели, промежуточные и конечные результаты решения задач, но не сами способы мышления, ведущие к ним (когнитивное бессознательное Ж. Пиаже). На бессознательном уровне часто осуществляются выдвижение и опробование гипотез, рассуждение и интерпретация. Речь идёт не о нейрофизиологических процессах, а о целесообразных операциях, включённых в решение задачи наряду с осознаваемыми актами. Эти операции могут частично осознаваться в акте интроспекции или при критическом анализе мышления, объективированного в виде текстов и иных внешних форм.

Значительным изменениям подверглось и представление о рациональности мышления. Л. Леви-Брюль описал мышление людей первобытных культур как «пралогическое» (безразличное к логике, направляемое интуицией, эмоциями и ассоциациями). Исследования в рамках т. н. поведенческой экономики выявили значительные отклонения фактических форм человеческого поведения от ожидаемых на основании рациональной модели, согласно которой человек при всех обстоятельствах действует так, чтобы максимизировать своё финансовое благополучие. Это привело к принятию тезиса Г. Саймона об «ограниченной рациональности» человека. Центральным для объяснения отклонений мышления от рациональности стало понятие эвристики – приёма, который упрощает рассуждение, резко сокращая объём необходимых логических операций. А. Тверски и Д. Канеман выделили несколько базовых эвристик мышления, определяющих принятие решений человеком (например, «эвристика доступности», согласно которой при поиске решения используется не вся необходимая, а лишь наиболее доступная информация). В результате решения оказываются далёкими от оптимальных, но, как правило, всё же достаточными для данных обстоятельств. Использование эвристик может приводить также к ошибочным решениям (т. н. когнитивные иллюзии).

Особый тип мышления связан с работой воображения, когда контрфактическое становится на какое-то время «как бы» действительным, освобождая мышление от жёсткой привязанности к знаниям и восприятию. Его возникновение в онтогенезе связано с развитием ролевой игры, где происходит своеобразное удвоение мира в сознании ребёнка – предметам начинают приписываться значения, не совпадающие с их воспринимаемым обликом и известной из опыта функцией. Творческое мышление в искусстве обычно имеет дело с художественным вымыслом – конструированием и описанием фиктивных событий; в научной работе также существенна готовность представить себе то, «чего не может быть никогда». Часто именно активность воображения служит предпосылкой научно-технических достижений, меняющих представления о границах возможного. В науке и философии понимание воображения как фундаментального механизма мышления связано с работами в области математического интуитивизма (Л. Э. Я. Брауэр) и логической семантики (С. Крипке), где в качестве обязательных рассматриваются и контрфактические утверждения о референтах имён и терминов, вне зависимости от того, существуют они или нет.

Величковский Борис Митрофанович, Лекторский Владислав Александрович

Дата публикации:  23 мая 2022 г. в 17:44 (GMT+3)

Определение мышления в психологии

Во всех наших повседневных задачах мышление играет значительную роль. Это связано с постоянной активностью мозга, даже когда вы спите. Сны — результат неорганизованных мыслей во время сна. Мышление — это подлинная, но абстрактная деятельность, имеющая сложный механизм, который мы можем понять. О типах мышления и «Определении мышления в психологии» пойдет речь в этой статье.

Мышление – это когнитивное поведение, при котором встречаются или контролируются концепции, символы, ментальные образы или другие фиктивные компоненты разума. Это определение мышления в психологии охватывает широкий спектр деятельности; включая разработку концепций, свободные ассоциации, решение проблем, мечтание и вызов памяти. Для описания мышления можно использовать две характеристики: (а) оно скрыто, что означает, что его нельзя наблюдать непосредственно, но его следует вывести из поведения или самоотчетов; и (б) оно является символическим, что означает, что оно, по-видимому, включает в себя операции над ментальными символами или представлениями, природа которых до сих пор неизвестна и подлежит обсуждению.

Содержание

Что такое мышление?

Умственный процесс мышления, часто известный как «мышление», — это то, как люди создают психологические ассоциации и системы убеждений. Когда мы конструируем концепции, беремся за проблемы, рассуждаем и делаем выводы, мы манипулируем информацией. Больше идей генерируется в процессе мышления. Идея, изображение, звук или даже способность управлять эмоциями — все это примеры мысли.

Людям должна быть предоставлена ​​надлежащая возможность участвовать в позитивной, стимулирующей среде, которая поощряет творческое, аналитическое и критическое мышление, чтобы их мышление развивалось. Способность свободно мыслить необходима для развития творческих и абстрактных идей. В противном случае такая мысль задушена ненужными и ограниченными ограничениями. Кроме того, рост мыслительных процессов зависит от способности понимать язык и идеи, которые он выражает. Язык в высшей степени символичен, как и мысль.

Следовательно, если мы не способны интерпретировать символы и образы, мы не можем строить сложные концепции. Крайне важно, чтобы мы способствовали развитию языка с раннего возраста, потому что без практического знания языка мы рискуем сформировать плохие модели мышления, которые могут быть вредными.

В любой профессии высоко ценится способность к творческому и конструктивному мышлению. Учитывая эту информацию, мы должны стремиться стать лучше мыслить и развивать свои способности с помощью практики и поиска возможностей, которые побуждают нас быть более творческими, критическими и рефлексивными в своем мышлении.

Определение мышления в психологии

В психологии мышление имеет следующие определения:

Человеческий разум занимается мышлением как процессом для углубления связи между стимулом и реакцией.

Мышление — это логическое применение различных точек зрения к ранее накопленным знаниям, существовавшим в уме задолго до появления новых знаний.

Мышление может помочь вам запомнить вещи, и можно обсудить его связь с предполагаемым значением.

Путем преобразования информации из окружающей среды и символов, хранящихся в его памяти о прошлом, мышление представляет собой процесс обработки информации мысленно или познавательно.

Мышление — это точное и тщательное символическое представление последовательности мыслей, начавшейся с проблемы.

Мышление — это умственная деятельность, которая включает создание нового ментального представления посредством взаимодействия информации и характеристик, включая оценку умственной абстракции, логики, творчества и решения проблем.

мы можем сделать простой вывод об определении мышления в психологии:

«Мышление — это процесс сбора, систематизации и представления информации в уникальной последовательности».

Типы мышления в психологии

Мышление необходимо для обучения и решения проблем. Различные стили мышления, описанные в этой статье, должны быть выработаны людьми путем приобретения соответствующих знаний и опыта.

Креативное мышление

Творчески мыслить — значит уметь придумывать оригинальные, необычные или полезные мысли. Вы могли бы поверить, что только авторы или художники могут быть творческими. На самом деле есть несколько применений творческого мышления в бизнесе, технологиях и научных кругах. Почти каждый занимается инновационным мышлением!

Исследования указывают на связь между творчеством и интеллектом, хотя на творчество также влияет множество других элементов. На способность человека придумывать новые идеи могут влиять его воображение, окружающая среда и личность.

Разнообразное мышление

Как насчет решения проблем? Дивергентное мышление используется, чтобы помочь нам найти оптимальное решение, когда существует множество потенциальных решений, например, при попытке ответить или решить открытый вопрос. Есть множество вещей, которыми вы могли бы ответить, но вы хотите дать наилучший ответ.

Символическое мышление

Подумайте о том, чтобы посетить ближайший супермаркет. В своем воображении вы можете это представить? Какими улицами или дорогами вы будете пользоваться, чтобы добраться туда? Символическое мышление — это способность изобретать мысленные образы вещей, мест, событий или людей. Маленькие дети, играя с воображением, часто действуют таким образом. Игрушки и игровые наборы превращаются в представления реальных вещей. В сознании ребенка кукла превращается в настоящего младенца.

Игрушечный зверек превращается в настоящую собаку! Вы помните, что во время игры у вас была способность представлять новые миры? Младенцы в возрасте до шести месяцев не могут мысленно представлять предметы или людей. Это как если бы вещь или человек не существовали, если бы они не могли видеть это! Из-за этого ку-ку доставляет удовольствие малышам. Взрослые также должны ценить символическое мышление. Способность визуализировать пример чего-либо в нашем уме является необходимым навыком для многих профессий, задач и других видов мышления.

Критическое мышление

Критическое мышление является одним из самых трудных для освоения когнитивных процессов. Он требует реконструкции и отражения идей и опыта, чтобы мы могли интерпретировать, анализировать и делать выводы объективным и саморегулирующимся образом. Чтобы разобраться в ситуации, критически мыслящие люди должны отмежеваться от своих укоренившихся предубеждений и систем убеждений.

Рефлексивное мышление

Мы используем рефлексивное мышление, когда пытаемся справиться со сложными ситуациями. В попытке связать опыт и идеи, чтобы найти действенные ответы на проблемы, с которыми мы сталкиваемся, наш мозг перестраивает весь наш опыт, применимый к конкретной ситуации, чтобы сделать это. Следовательно, рефлексивное мышление можно рассматривать как интроспективный познавательный процесс. Рефлексивное мышление — это оглядывание прошлого и извлечение из него уроков.

Линейное и нелинейное мышление

Информация обрабатывается последовательно и последовательно, когда кто-то мыслит линейно. Это важно для решения вопросов, требующих пошаговой стратегии с четкими началом и концом. Аналитические занятия чаще всего используют этот тип мышления. При построении новых космологических теорий или уравнений математики и физики используют линейное мышление. Нелинейное мышление, с другой стороны, представляет собой стиль абстрактного мышления, который объединяет идеи и концепции из нескольких источников для решения проблемы, а не следует одной линии развития.

Критическое мышление — Психология — Оксфордские библиографии

Введение

Критическое мышление описывалось по-разному, но исследователи в целом согласны с тем, что критическое мышление включает в себя рациональное, целеустремленное и целенаправленное мышление (см. Определение критического мышления). Дайан Ф. Халперн определила критическое мышление как попытку повысить вероятность желаемого результата (например, принятия обоснованного решения, успешного решения проблемы) за счет использования определенных когнитивных навыков и стратегий. Критическое мышление — это больше, чем просто набор навыков и стратегий: это склонность к решению проблем. Критически мыслящие люди гибки, непредвзяты, настойчивы и готовы направить умственную энергию на решение сложных проблем. В отличие от людей с плохим мышлением, люди с критическим мышлением готовы признать, что они допустили ошибку в суждении, если сталкиваются с противоречивыми данными, и они гораздо меньше действуют на автопилоте, чем люди с плохим мышлением (см. Предрасположенность к критическому мышлению). Имеются убедительные доказательства того, что навыкам критического мышления и наклонностям можно научить (см. Обучение критическому мышлению). Это руководство включает в себя (а) источники, которые превозносят важность критического мышления, (б) исследования, которые определяют конкретные навыки критического мышления и концептуализации предрасположенности к критическому мышлению, (в) список лучших практик для обучения навыкам и предрасположенностям к критическому мышлению, а также (d) обзор исследований способов оценки навыков критического мышления и наклонностей (см. Оценки).

Общие обзоры

Источники, выделенные здесь, включают учебники, обзоры литературы и метаанализы, связанные с критическим мышлением. Этот вклад исходит как с психологической (Halpern, 2003; Nisbett, 1993; Sternberg, et al., 2007), так и с философской (Ennis, 1962, Facione, 1990) точек зрения. Многие из этих общих обзоров являются учебниками (Facione, 2011b; Halpern, 2003; Nisbett, 1993; Sternberg, et al., 2007), тогда как другие источники представляют собой обзорные статьи или комментарии. Большинство ресурсов предназначались для широкой аудитории, но Sternberg et al. 2007 был написан специально для критического мышления в психологии. Те, кто интересуется исторической справкой, отсылаются к Ennis 19.62, что, по мнению некоторых, возрождает современный интерес к критическому мышлению. Те, кто интересуется более поздней концептуализацией критического мышления, могут обратиться к Facione 2011a, которая представляет собой краткое введение в область критического мышления, подходящее для новичков в этой области, или Facione 1990, в которой резюмируется совместное определение критического мышления. среди философов, использующих метод Дельфи.

Facione 2011b может быть ценным ресурсом для философов, преподающих курсы критического мышления или логики для широкой аудитории. Для психологов, преподающих курсы критического мышления для широкой аудитории, Halpern 2003, эмпирически основанный учебник, охватывает широкий круг тем; скоро ожидается новое издание. Fisher 2001 также предназначен для широкой аудитории и учит широкому кругу навыков критического мышления. Нисбетт 1993 решает вопрос о том, можно ли научить навыкам критического мышления, и предоставляет достаточно эмпирических данных для этой цели. Штернберг и др. 2007 — хороший ресурс для студентов-психологов, заинтересованных в том, чтобы узнать, как улучшить свои навыки научного мышления, определенный набор навыков мышления, необходимых студентам-психологам и другим естественным наукам.

  • Эннис, Роберт Х. 1962. Концепция критического мышления: предлагаемая основа исследований в области обучения и оценки критического мышления. Harvard Educational Review 32:81–111.

    Обсуждение того, как критическое мышление концептуализируется с точки зрения философа. Критиковал психологическое определение критического мышления того времени. Подчеркивает двенадцать аспектов критического мышления.

  • Фасионе, Питер А. 1990. Критическое мышление: Заявление о консенсусе экспертов для целей образовательной оценки и обучения; Резюме отчета Delphi. Милбрэй, Калифорния: Калифорнийское академическое издательство.

    Описывает движение критического мышления, определения критического мышления, согласованные философами, использующими метод Дельфи, оценку критического мышления и способы обучения критическому мышлению.

  • Фасионе, Питер А. 2011a. Критическое мышление: что это такое и почему оно имеет значение. Милбрэй, Калифорния: оценка понимания.

    Этот доступный документ дает определение критического мышления, подробно описывает конкретные навыки критического мышления и обсуждает, что значит иметь (или не иметь) склонность к критическому мышлению. Различают систему 1 (поверхностная обработка) и систему 2 (более глубокая обработка) мышления. Хороший ресурс для новичков в этой области.

  • Фасионе, Питер А. 2011b. ДУМАЙТЕ КРИТИЧНО . Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-холл.

    Написанный с философской точки зрения, этот учебник по критическому мышлению подчеркивает применение критического мышления в реальном мире и предлагает положительные примеры критического мышления. Главы посвящены индуктивным, дедуктивным, сравнительным, идеологическим и эмпирическим рассуждениям

  • Фишер, Алек. 2001. Критическое мышление: введение . Кембридж, Великобритания: Кембриджский унив. Нажимать.

    Учебник, предназначенный для студентов колледжей, рассматривает различные типы рассуждений, причинно-следственных связей, анализа аргументов и принятия решений. Включает упражнения для студентов и преподавателей.

  • Halpern, Diane F. 2003. Мысль и знание: введение в критическое мышление . 4-е изд. Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.

    Этот учебник, написанный когнитивным психологом, основан на теории и исследованиях в области наук об обучении и предлагает практические примеры. Главы включают введение в тему и корреляты критического мышления, памяти, мышления и языка, рассуждений, анализа аргументов, мышления как проверки гипотез, правдоподобия и неопределенности, принятия решений, развития навыков решения проблем и творческого мышления.

  • Нисбетт, Ричард Э. 1993. Правила рассуждений . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.

    Этот текст изобилует эмпирическими доказательствами того, что навыкам критического мышления можно научить студентов и аспирантов. В каждой главе обсуждаются исследования в области рассуждений (например, статистические рассуждения, эвристики, индуктивные рассуждения) с особым акцентом на обучении применению этих навыков в повседневных задачах.

  • Штернберг, Роберт Дж., Генри Л. Редигер III и Дайан Ф.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *