НАУЧЕНИЕ | это… Что такое НАУЧЕНИЕ?
ТолкованиеПеревод
- НАУЧЕНИЕ
изменение поведения, происходящее в результате приобретения опыта. В том частном случае, когда приобретение опыта — знаний, навыков, умений — определяется познавательными мотивами и целями, говорят об учении (и соответственно об обучении как процессе передачи такого опыта).
ТИПЫ НАУЧЕНИЯ
Ассоциативное научение. Со времен Аристотеля до наших дней основной принцип научения — ассоциация по смежности — формулируется сходным образом. Когда два события повторяются с небольшим интервалом (времення смежность), они ассоциируются друг с другом таким образом, что возникновение одного вызывает в памяти другое. Русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849-1936) первым занялся исследованием в лабораторных условиях свойств ассоциативного научения.
(см. УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС).
Метод выработки условных рефлексов основан на использовании уже существующей связи между специфической формой поведения (слюноотделением) и неким событием (появлением еды), которое вызывает эту форму поведения. При формировании условного рефлекса в эту цепочку включается нейтральное событие (звонок), которое ассоциируется с событием «естественным» (появлением еды) настолько, что выполняет его функцию. Психологи подробно исследовали ассоциативное научение методом т.н. парных ассоциаций: вербальные единицы (слова или слоги) заучиваются парами; предъявление впоследствии одного члена пары вызывает вспоминание о другом. Этот тип научения имеет место при овладении иностранным языком: незнакомое слово образует пару со своим эквивалентом на родном языке, и эта пара заучивается до тех пор, пока при предъявлении иностранного слова не будет восприниматься тот смысл, который передает слово на родном языке.
Инструментальное научение. Второй тип научения, тоже относящийся к основным, осуществляется методом проб и ошибок. Впервые он был систематически изучен американским ученым Э.Торндайком (1874-1949), одним из основателей психологии образования. Торндайк помещал кошку в ящик, из которого она могла выйти, только потянув за шнур, свешивавшийся с крышки. После ряда случайных движений кошка рано или поздно тянула за шнур, обычно совершенно случайно. Однако, когда ее снова помещали в ящик, она уже тратила меньше времени на то, чтобы снова потянуть за шнур, и при повторении ситуации освобождалась из ящика мгновенно. Научение измерялось в секундах, которые требовались кошке для того, чтобы совершить правильное действие.
Последовательное научение. Некоторые виды научения требуют выполнения отдельных поведенческих актов, каждый из которых по отдельности осваивается легко, но затем они объединяются в определенную последовательность. Исследования одного из видов последовательного научения, т.н. серийного вербального научения, были начаты немецким философом и психологом Г.Эббингаузом (1850-1909). Эксперименты Эббингауза предполагали запоминание списков слов или слогов в определенном порядке и впервые продемонстрировали несколько хорошо известных законов, в частности закон, определяющий способность к запоминанию элементов последовательности. Этот закон «места в серии» гласит, что в любой последовательности легче всего запоминается ее начало, затем конец, а наиболее трудно — часть, следующая непосредственно за серединой. Эффект места в серии проявляется при выполнении любого задания такого рода — от запоминания телефонного номера до заучивания стихотворения. Овладение навыком представляет собой другой вид последовательного научения, отличающийся от вербального тем, что заучивается последовательность не вербальных, а двигательных реакций. К какой бы области ни относился навык — спорту, игре на музыкальном инструменте или завязыванию шнурков, — овладение им почти всегда предполагает три стадии: 1) инструктирование, цель которого — определить стоящую перед исполнителем задачу и дать рекомендации по способам ее выполнения; 2) тренировка, при которой требуемые действия выполняются под контролем сознания, сначала медленно и с ошибками, потом быстрее и правильнее; 3) автоматическая стадия, когда поведенческие акты протекают гладко и требуют все меньше и меньше осознанного контроля (примерами автоматического навыка служат завязывание шнурков, переключение передач в автомобиле, ведение мяча опытным игроком в баскетбол). НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОДКРЕПЛЕНИЯ
Ряд видов научения требует подкрепления. При инструментальном научении подкреплением служат награда или наказание. В отдельных видах научения человека подкреплением является просто информация о том, правильны или нет его действия. В силу того, что в таких областях, как воспитание ребенка и психотерапия, роль подкрепления весьма велика, ряд аспектов подкрепления будет рассмотрен более подробно.
Вторичное подкрепление. В ходе ассоциативного научения некоторые сигналы, которые изначально не имели никакой ценности или не говорили об опасности, соединяются в сознании с событиями, обладающими ценностью или связанными с опасностью. Если это происходит, сигналы или события, ранее носившие нейтральный характер, начинают сами действовать как поощрение или наказание; такой процесс носит название вторичного подкрепления. Классический пример вторичного подкрепления — деньги. Животные в ящике Скиннера готовы нажимать на рычаг, чтобы завладеть специальными жетонами, обмениваемыми на пищу, или добиться того, что начнет звонить звонок, со звуком которого они приучены отождествлять появление еды.
Поощрение или наказание. Одна из проблем научения — не только добиться нового, желательного поведения, но и избавиться от проявлений нежелательного. Главная цель наказания — устранить имеющее место поведение, а не заменить его новым. Часто, например при воспитании детей или их обучении, возникает вопрос, что лучше: наказать за проступок или дождаться желательного поведения и поощрить ребенка. Наибольших результатов удается достичь, когда наказание сопровождает старое поведение, а награда — новое. Хотя это всего лишь общее правило, которое не может использоваться во всех случаях жизни, оно подчеркивает важный принцип: следует обращать внимание не только на само поведение — нежелательное, устраняемое при помощи наказания, и желательное, поощряемое наградой, — но и на наличие альтернативы данному типу поведения. Если требуется отучить ребенка дергать кошку за хвост, то, согласно этому принципу, необходимо не только наказать малыша, но и предложить ему другое занятие (например, игру с игрушечной машинкой) и наградить его за переключение. Если человек осваивает работу с каким-либо механизмом, инструктор должен не просто терпеливо ждать, когда тот все сделает правильно, а показать ему его ошибки.
ПЕРЕНОС И ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ
Научение определенному типу поведения редко происходит изолированно. Чаще имеет место сходство между теми ситуациями, в которых осваиваются разные типы поведения, или сходство между самими типами поведения. Когда, например, сходны между собой два последовательных учебных задания, выполнение первого из них облегчает выполнение второго; такой эффект называют «переносом». Положительный перенос возникает в том случае, если освоение первого умения помогает в освоении второго; например, научившись играть в теннис, человек легче научится играть в бадминтон, а ребенок, умеющий писать на доске, легче освоит письмо ручкой на бумаге. Отрицательный перенос происходит в противоположных ситуациях, т.е. когда освоение первой задачи мешает научиться выполнять вторую: например, неправильно запомнив имя нового знакомого, труднее выучить правильное имя; умение переключать передачи в автомобиле одной марки может затруднить пользование автомобилем другой марки, где все рычаги расположены иначе. Общий принцип заключается в следующем: положительный перенос возможен между двумя видами деятельности, если второй из них требует такого же поведения, как и первый, но в иной ситуации; отрицательный перенос возникает при освоении нового способа поведения взамен прежнего в той же ситуации.
Отрицательный перенос представляет особый интерес. При его экспериментальном изучении используют «угасание», т.е. процедуру, когда поощрение прекращается. Хотя такие опыты обычно проводятся для того, чтобы проследить за исчезновением ранее подкрепляемого поведения, они позволяют придти к выводу, что последнее всегда замещается новым поведением — пусть даже всего лишь бездействием. Широко исследовалась также т.н. вербальная интерференция, суть которой в том, что новый словесный материал хуже запоминается из-за наложения другого, уже известного материала того же рода; в таких случаях задача ассоциативного научения — сформировать новую ассоциацию к слову или предмету, уже с чем-то ассоциирующемуся (например, когда от испытуемого требуется запомнить, что по-французски его любимец называется chien, а не собака). Наконец, в психотерапии существует метод противообусловливания, в соответствии с которым пациентов, страдающих навязчивым страхом (фобией), обучают расслабляться при виде предмета, вызывающего страх, или чего-то, что его символизирует. Так, пациент, боящийся змей, сначала обучается методу глубокой релаксации, а затем его постепенно приучают во время расслабления думать о змеях, заменяя существовавший ранее страх спокойным поведением. Во всех таких ситуациях, когда возникают две интерферирующие реакции, выраженность конфликтующих типов поведения отчетливо зависит от времени, истекшего с момента их освоения. Если оценивать успех немедленно после того, как было освоено новое задание — либо в серии экспериментов без поощрения, либо путем неоднократного называния собаки словом chien или повторяющегося сочетания релаксации с представлением о змее, — второй тип поведения оказывается доминирующим. Однако, если возникает перерыв в тренировках, вновь проявляется первый тип поведения. Например, если человек, старательно упражняясь, научился наконец переключать передачи в новом автомобиле, где рукоятки расположены иначе, чем в старом, то недельный перерыв приведет к восстановлению прежней привычки и ошибкам в применении нового навыка. Периодические тренировки поведения нового типа раз от раза уменьшают вероятность рецидивов, но, поскольку прежние действия ни при каких условиях не искореняются совсем, некоторые специалисты склонны считать, что изначальное научение никогда полностью не стирается, и новые реакции лишь доминируют над старыми.
ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО НАУЧЕНИЯ
Хотя некоторые принципы научения, такие, как зависимость его успеха от практики, никого не могут удивить, были найдены и менее очевидные закономерности, весьма полезные во многих случаях.
Кодирование информации в памяти. Многие виды обучения включают три важнейших элемента: звук, смысл и зрительный образ. Например, необходимо образовать ассоциацию между словами «собака» и «стол». Обучение путем кодирования звука требует все новых и новых повторений этих слов, вслушивания в то, как они звучат вместе, и запоминания ощущений, возникающих при их повторении. Этот акустический метод, называемый механическим запоминанием, иногда необходим, но значительно уступает кодированию по смыслу. Осмысленное усвоение ассоциации между словами «собака» и «стол» включает мысль о собаке, мысль о столе и установление какой-то связи между ними, например утверждения, что собака никогда не работает за столом. Смысловое кодирование — наиболее важный фактор успешного школьного образования. Длительная усердная работа, использующая механическое запоминание, не дает тех результатов, какие достигаются в ходе намного меньшего числа занятий, в которых основное внимание уделяется смыслу урока. Иногда же наиболее результативным оказывается третий метод — метод формирования зрительных образов. В случае с «собакой» и «столом» процедура должна заключаться в создании реалистического мысленного образа, в котором важную роль играют и собака, и стол, например образа старинного письменного стола, на котором стоит пресс-папье с ручкой в виде охотничьей собаки. Чем более живым окажется образ, тем легче впоследствии вспомнить связь между этими двумя объектами. Конечно, в некоторых случаях, особенно если дело касается абстрактных понятий типа «несчастье» и «энергия», нет простого способа визуального представления и приходится полагаться только на смысловое кодирование. Таким образом, эффективное обучение обеспечивают не только время и усилия, затраченные на практику; большое значение имеет также сам характер практики.
Организация практики. При освоении навыка, как и во многих других ситуациях, полезно делать частые перерывы для отдыха, а не практиковаться непрерывно. То же количество занятий приведет к более эффективному научению, если они распределены во времени, а не сконцентрированы в единый блок, как это делается при т.н. массированном обучении. Занятия, проводимые частично утром и частично вечером, обеспечивают большее различие в условиях обучения, чем занятия только утром или только вечером. Однако часть процесса обучения заключается в том, чтобы обучаемый мог вспомнить сохраненную памятью информацию, и такому вспоминанию способствует воссоздание ситуации, в которой что-то было выучено. Например, результаты тестирования оказываются лучше, если оно проводится не в специальном экзаменационном классе, а в том же помещении, где происходило обучение.
См. также
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ;
ПАМЯТЬ;
ПСИХОЛОГИЯ.
ЛИТЕРАТУРА
Ительсон Л.Б. Лекции по проблемам современной теории обучения. Владимир, 1970 Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986 Годфруа Ж. Что такое психология, т. 1. М., 1996
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.
Нужен реферат?
Синонимы:
обучение, подговаривание, подучивание
- ПАМЯТЬ
- КЭЛЛИКЭК
Полезное
34. Понятие о научении. Виды и механизмы научения.
НАУЧЕНИЕ — есть процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Сам термин «научение» пришел из зоопсихологии, в которую его ввел Э. Торндайк.
Путем научения может приобретаться любой опыт: у человека — знания, умения и навыки; у животных — новы формы поведения.
Научение включает протекающее неосознанно уяснение содержания материала и его закрепление (непроизвольное запоминание).
Виды научения:
Реактивное поведение имеет место, когда организм пассивно реагирует на внешние факторы и в нервной системе непроизвольно возникают изменения, формируются новые следы памяти. К этому виду поведения относятся: привыкание, сенсибилизация, импринтинг и условные рефлексы. Импринтинг (запечатление) — это глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, попавшему в поле зрения. Привыкание наступает, когда организм, в результате изменений, научается игнорировать какой-то постоянный раздражитель. Условно-рефлекторное научение происходит, когда формируются связи между специфическим стимулом, вызывающим врожденный рефлекс и каким-либо индифферентным стимулом. Сенсибилизация (противоположна привыканию) — повторение стимула ведет к более сильной активации организма и последний, становится более чувствительным к данному стимулу.
Оперантное поведение (термин введен бихевиористами) — это такие действия, для выработки которых надо, чтобы организм активно экспериментировал со средой и, таким образом, устанавливал связи между различными стимулами Метод проб и ошибок. Встретившись с препятствием, организм совершает попытки преодолеть его и, постепенно, отказывается от неэффективных действий, находя решение задачи. Метод формирования реакций. Продолжил и систематизировал учение Торндайка Скиннер. Исходя из того, что поведение может формироваться в результате отбора, Скиннер разработал теорию формирования поведения путем последовательных приближений, составляющих основу оперантногообусловливания.
Наблюдение. Множество форм социальной активности индивида основано на наблюдении за другими людьми из ближайшего окружения, которые служат моделью для подражания.
Когнитивное научение представляет собой не просто установление каких-то ассоциативных связей между двумя стимулами или ситуацией и ответом организма, но и оценку данных связей с учетом прошлого опыта и учетом возможных последствий. В результате этого процесса принимается какое-то решение. К данному виду научения относят: латентное научение, выработку психомоторных навыков, инсайт и научение путем рассуждений. Латентное научение. По мнению Э. Толмена (1948), в организм из окружающей среды поступают разнообразные сигналы, одни из которых осознаются полностью, другие, менее четко, а третьи, вообще не доходят до сознания. Инсайт (в переводе с латинского означает озарение, вспышка, осветившая сознание) занимает промежуточное место между латентным научением и творчеством. Во время инсайта, определенная информация, разбросанная в памяти, как бы объединяется и используется в новой ситуации . Задача при этом решается оригинально, и решение приходит спонтанно (как раз в этом, проявляется сходство с творчеством) Научение путем рассуждений. Рассуждение — это мыслительный процесс. Оно используется, когда задача не может быть решена привычным способом или для нее нет типового решения «с ходу» (например, стоит ли занимать крупную сумму денег; где лучше обедать; идти на лекцию или в кино)
В качестве основных механизмов научения выделяют:
Ассоциации, повторение, различение, обобщение, инсайт и творчество.
Значение, природа, типы и теории обучения
РЕКЛАМА:
Обучение: значение, природа, типы и теории обучения!
Значение и природа :Обучение является ключевым процессом человеческого поведения. Все живое учится. Если мы сравним простые, грубые способы чувств и поведения ребенка со сложными формами поведения взрослых, его навыков, привычек, мыслей, чувств и т. п., мы поймем, какое значение обучение оказало на индивидуума.
Человек постоянно взаимодействует с окружающей средой и находится под ее влиянием. Этот опыт заставляет его изменить или модифицировать свое поведение, чтобы эффективно справиться с ним. Таким образом, обучение – это изменение поведения под влиянием предыдущего поведения. Как указывалось выше, навыки, знания, привычки, взгляды, интересы и другие характеристики личности являются результатом обучения.
Обучение определяется как «любое относительно постоянное изменение поведения, происходящее в результате практики и опыта». Это определение имеет три важных элемента.
а. Обучение — это изменение поведения — в лучшую или худшую сторону.
б. Это изменение, происходящее благодаря практике или опыту, но изменения, вызванные ростом или взрослением, не являются обучением.
в. Это изменение в поведении должно быть относительно постоянным и длиться довольно долго.
Любое обучение включает деятельность. Эти действия включают физическую или умственную деятельность. Это может быть простая умственная деятельность или сложная, включающая различные мышцы, кости и т. д. Таким же образом умственная деятельность может быть очень простой, включающей одно или два действия ума, или сложной, включающей высшую умственную деятельность.
Действия, которым обучается человек, относятся к типам обучения. Например, привычки, навыки, факты и т. д. Существуют разные типы обучения. Здесь объясняются некоторые важные и распространенные учебные действия.
Типы обучения : 1. Двигательное обучение:Большая часть нашей повседневной деятельности относится к двигательной активности. Человек должен выучить их, чтобы поддерживать свою обычную жизнь, например, ходьба, бег, катание на коньках, вождение автомобиля, скалолазание и т. д. Все эти действия включают мышечную координацию.
2. Вербальное обучение:Этот тип обучения включает в себя язык, на котором мы говорим, и средства связи, которые мы используем. Знаки, изображения, символы, слова, фигуры, звуки и т. д. являются инструментами, используемыми в такой деятельности. Мы используем слова для общения.
3. Изучение понятий:Это форма обучения, которая требует умственных процессов высшего порядка, таких как мышление, рассуждение, интеллект и т. д. Мы изучаем различные понятия с детства. Например, когда мы видим собаку и присоединяем термин «собака», мы узнаем, что слово «собака» относится к определенному животному. Изучение концепции включает в себя два процесса, а именно. Абстракция и обобщение. Это обучение очень полезно для распознавания, идентификации вещей.
4. Обучение различению:Обучение различению стимулов и демонстрация соответствующей реакции на эти стимулы называется обучением различению. Например, звуковые сигналы различных транспортных средств, таких как автобус, автомобиль, скорая помощь и т. д.
5. Изучение принципов:Люди изучают определенные принципы, связанные с наукой, математикой, грамматикой и т. д., чтобы эффективно управлять своей работой. Эти принципы всегда показывают отношения между двумя или более понятиями. Пример: формулы, законы, ассоциации, соотношения и т. д.
6. Решение проблем:Это процесс обучения более высокого порядка. Это обучение требует использования когнитивных способностей, таких как мышление, рассуждение, наблюдательность, воображение, обобщение и т. д. Это очень полезно для преодоления сложных проблем, с которыми сталкиваются люди.
7. Обучение установкам:Установка – это предрасположенность, которая определяет и направляет наше поведение. С детства у нас вырабатываются разные взгляды на людей, предметы и все, что мы знаем. Наше поведение может быть положительным или отрицательным в зависимости от нашего отношения. Пример: отношение медсестры к своей профессии, пациентам и т. д.
Теории обучения :Психологи пытались объяснить, как люди учатся и почему они учатся. Они провели много экспериментов над животными и детьми и пришли к определенным выводам, объясняющим способы обучения.
Это называется теориями обучения. Во многих книгах эти объяснения трактуются как разновидность обучения. В некотором смысле это правда. Но термин обучение очень всеобъемлющий. Он охватывает широкий спектр действий, которые не могут быть объяснены в ограниченных рамках. Существует множество теорий, объясняющих способы обучения. Важными среди них являются:
Теория обучения методом проб и ошибок :Эта теория была разработана американским психологом Э. Л. Торндайком (1874-1949). Он утверждает, что обучение происходит методом проб и ошибок. По его словам, обучение — это постепенный процесс, в ходе которого человек будет предпринимать много попыток учиться. Суть этой теории заключается в том, что по мере увеличения количества испытаний количество ошибок уменьшается.
Это возможно благодаря ассоциации, образующейся между чувственными впечатлениями и побуждениями к действию. Такая ассоциация стала известна как «связь» или «связь», потому что именно эти связи или связи укрепляются или ослабевают при формировании и разрушении привычек. Согласно этой теории, когда человек попадает в новую ситуацию, он совершает ряд случайных движений. Среди них отсеиваются неудачные и фиксируются удачные.
Эти случайные движения не устраняются сразу. В первой попытке их количество очень велико, во второй попытке количество ошибок уменьшается, а круг деятельности сужается. Постепенно человек учится избегать лишних движений и достигает цели. Улучшение происходит через повторение.
Торндайк изучает характер обучения методом проб и ошибок в ряде экспериментов над кошками, используя коробку, которую он назвал «коробкой-головоломкой». В одном из экспериментов в ящик помещали голодного кота и закрывали дверцу, которую можно было открыть, нажав на защелку. Рыба была помещена вне коробки в тарелке.
Кошка могла видеть эту рыбу. Кошке давали 100 проб — десять утром и десять днем в течение пяти дней. Кошку кормили в конце каждого экспериментального периода, а затем не давали больше ничего есть до окончания следующего сеанса. Если ему удавалось случайно открыть дверь в каком-либо испытании, он шел есть пищу (рыбу). Велась полная запись поведения кошки во время каждого испытания.
Вначале кошка совершала ряд случайных движений, таких как кусание, царапание, рывок и т. д. Постепенно в последующих испытаниях кошка уменьшала неправильные реакции (ошибки), так как была в состоянии манипулировать защелкой, как только она положили в коробку.
Этот эксперимент показал, что случайные движения постепенно уменьшались, то есть по мере увеличения количества попыток ошибки уменьшались. По мере увеличения числа испытаний было найдено решение открыть дверь (нажав на защелку), и в конце концов кошка смогла открыть дверь с нулевой ошибкой. Время, затрачиваемое на каждое испытание, в конечном итоге сокращалось.
Торндайк провел множество экспериментов с изучением лабиринтов и ящиков с головоломками, в которых использовались кошки и крысы. Он продемонстрировал, что благодаря многочисленным испытаниям животное многому учится и постепенно совершенствует свои усилия.
С помощью этого метода мы все учимся многим навыкам, таким как плавание, езда на велосипеде, верховая езда и т.д. Только этим методом дети учатся сидеть, стоять, ходить и бегать. Однако этот метод сопряжен со значительной тратой времени и усилий.
Обучение путем обусловливания :В буквальном смысле обусловливание означает «привыкание» или «приспособление» к новой ситуации или стимулу. Это процесс замены исходного стимула новым и связывания с ним реакции. Существует два типа теорий обусловливания:
1. Классическое обусловливание:
Этот метод обусловливания получил свое название из-за того, что это своего рода обучающая ситуация, существовавшая в ранних классических экспериментах Ивана Павлова (1849-1936), русского физиолога, который был удостоен Нобелевской премии в 1904 году за свои эксперименты.
Павлов разработал прибор для измерения количества слюны, вырабатываемой в ответ на прием пищи (энергия мяса). В начале своего опыта Павлов заметил, что при звонке в колокол слюна не течет. Затем он дрессировал собаку, звоня в колокольчик и вскоре после этого предлагая еду.
После того, как звук звонка несколько раз сочетался с едой, он проверил эффект тренировки, измерив количество слюны, которая вытекала, когда он звонил в звонок и не предлагал еду. Он обнаружил, что некоторое количество слюны выделяется только в ответ на звук колокольчика. Затем он несколько раз возобновлял тренировочную парную презентацию звонка и еды, а затем снова тестировал только звоночек.
По мере продолжения обучения количество слюны на тестах с одним только звонком увеличивалось. Таким образом, после дрессировки у собаки текла слюна-слюна во рту всякий раз, когда звучал звонок. Это то, что было изучено; это условный ответ.
Эта теория утверждает, что CS (звонок) становится заменой после соединения с UCS (еда) и приобретает способность вызывать реакцию. Это связано с тем, что ассоциация (обусловленность) формируется между CS и UCS. Символически это может быть представлено следующим образом:
UCS<———————————à UCR
(Пища) (Слюна)
↓ (Кондиционирование)
CS<——————— —————-à CR
(Колокольчик) (Слюна)
Подпринципы классического обусловливания :
Существуют определенные подпринципы, которые объясняют различные явления этого эксперимента.
а. Угасание и спонтанное восстановление:
Угасание означает прекращение реакции. Сила CS постепенно уменьшается, когда она представлена одна и не сопровождается UCS для ряда трасс. Этот процесс называется «угасание». В этом опыте, когда в течение ряда проб без еды предъявляли только колокольчик, у собаки постепенно прекратилось слюноотделение.
Но когда CS (звонок) снова соединили с UCS (еда) для некоторых испытаний, CR (слюноотделение) восстановился. Это известно как «спонтанное выздоровление». При спонтанном выздоровлении собаке потребовалось меньше попыток, чем в первый раз, так как в мозгу животного еще существовала связь между КС и СК.
б. Обобщение стимула:
Склонность реагировать на стимул, похожий на исходный, называется генерализацией стимула, чем больше сходство, тем больше генерализация. В этом эксперименте у собаки начиналось слюноотделение даже при звуке зуммера, похожего на колокольчик.
в. Распознавание стимулов:
Когда между двумя стимулами существует большая разница, животное может различать их. Например, если собака приучена выделять слюну при сигнале красного света, у нее не будет слюноотделения при подаче зеленого света.
д. Кондиционирование высшего порядка:
Если подать «свет», а затем звонок, а затем еду в течение нескольких попыток, у собаки начнет выделяться слюна, чтобы зажечь себя. Это явление называется состоянием высшего порядка.
Все эти принципы очень полезны в поведенческой терапии. Кондиционирование не ограничивается только лабораторией.
В нашей повседневной жизни мы сталкиваемся со многими примерами такого обучения. Например, маленький ребенок, который ничего не знает, дотрагивается до горящей свечи, она вызывает у него болезненные ощущения и отдергивает руку. Позже этот опыт заставит его отказаться от горящих предметов и избегать их всех вместе.
Обусловливание очень эффективно используется в качестве психотерапевтической техники при лечении ненормального поведения, такого как фобии, алкоголизм, энурез и т. д. Это называется методами модификации поведения. Уотсон и другие провели множество экспериментов, чтобы доказать полезность этого метода.
2. Оперантное обусловливание:Этот метод обусловливания был разработан американским психологом Б. Ф. Скиннером. Эта теория также известна как «Инструментальная обусловленность», потому что животные используют определенные операции или действия в качестве инструментов для поиска решения.
Скиннер провел свой знаменитый эксперимент, поместив голодную крысу в коробку, названную в честь его имени «ящик Скиннера». Эта коробка содержала рычаг и поднос с едой в углу коробки. Он был устроен так, что животное могло свободно перемещаться внутри ящика, но при нажатии рычага животное получало поддон с едой в лотке в качестве подкрепления.
Предусмотрена также регистрация количества нажатий рычага механическим устройством. Вначале было обнаружено, что крыса время от времени нажимала на рычаг и получала пищу в качестве подкрепления за каждое нажатие.
Постепенно, по мере того, как животное узнавало, что нажатие на рычаг дает немного еды, оно очень быстро повторяло ответы. Это быстрое увеличение нажатия на рычаг указывает на то, что животное приучено к еде.
В повседневной жизни также многие животные и люди обучаются этим методом. Поощрение будет мотивирующим фактором. Это заставит организм повторить свое действие.
Именно на основе этих экспериментов Скиннер сделал свое знаменитое высказывание «Поощряемое поведение повторяется». Инструментальное обусловливание предполагает большую активность учащегося, чем классическое обусловливание. Скиннер проводил свои эксперименты на разных животных, таких как голуби, крысы и т. д.
Подкрепление, которое является наиболее важным аспектом этого эксперимента, делится на два типа: положительное подкрепление используется при обучении вознаграждением. Наказание, подобное отрицательному подкреплению, используется для прекращения нежелательных реакций или поведения. Оперантное обусловливание полезно для формирования нежелательного поведения, а также для модификации поведения.
Это также полезно при обучении умственно отсталых детей навыкам одевания, приема пищи и туалета, лечения фобий, наркотической и алкогольной зависимости, психотерапии, а также для обучения детей необходимому поведению. Кроме того, эти эксперименты доказали, что прерывистое подкрепление дает лучшие результаты, чем непрерывное подкрепление.
Обучение с помощью проницательности :Во многих случаях обучение происходит посредством более эффективного процесса испытания тех методов, которые, как кажется, имеют отношение к решению. Это возможно благодаря пониманию или восприятию ситуации.
Обучение через восприятие отношений в сцене и понимание ситуации является проницательным обучением. Эта теория была разработана психологом, известным как Вольф Ганг Колер, который принадлежал к гештальт-школе психологии.
Согласно гештальт-теории — восприятие ситуации как «целого» дает лучшее понимание, чем сумма ее частей. То есть ситуация, рассматриваемая в целом, обязательно будет выглядеть иначе, чем рассматриваемая по частям.
Колер провел свои самые известные эксперименты на шимпанзе по имени Султан. В эксперименте Султана посадили в клетку, а на некотором расстоянии снаружи клетки разместили банан. Затем шимпанзе дали две палки, сконструированные таким образом, что одну палку можно было вставить в другую, и палка стала длиннее.
Голодный султан впервые попытался достать банан руками. Тогда он взял одну из палочек и попытался подтянуть банан поближе, потом попробовал другой палкой, но не смог до нее дотянуться. От этого усилия шимпанзе утомился, оставил попытки дотянуться до банана и начал играть палочками.
Во время игры одна из палочек влезла в другую, и палочка стала длиннее. Султан тут же обрадовался, вытащил этой длинной палкой банан и съел его. Эту «внезапную вспышку идеи» достать пищу более длинной палкой Колер назвал «озарением».
Он провел множество экспериментов, чтобы доказать, что обучение происходит также путем озарения, а не только методом проб и ошибок. Он пришел к выводу, что возникновение инсайта для решения проблемы возможно путем восприятия всей ситуации.
Колер провел множество экспериментов в этом направлении обучения, чтобы доказать, что одного лишь метода проб и ошибок недостаточно для решения многих сложных проблем.
Метод проб и ошибок или ассоциации через коннекционизм и обусловливание могут объяснить простое приобретение знаний, навыков, интересов, привычек и других характеристик личности. Но этого совершенно недостаточно для решения сложных задач.
Именно здесь метод проницательного обучения очень полезен. Потому что он включает многие высшие психические процессы, такие как мышление, рассуждение, интеллект и т. д.
Прозрение происходит, когда человек мгновенно видит решение своей проблемы или затруднения. Это не слепое или глупое обучение. Это разумный способ обучения. Во многих случаях люди пытаются оценить ситуацию, вещи и прийти к выводу. С опытом человек способен решать проблемы лучше и быстрее.
Он проявляет свою способность к различению при решении проблем, и обучение становится делом понимания, а не методом проб и ошибок. Пример Архимеда с опытом «Ага» (эврика), объясненным в творческом мышлении, является подходящим примером возникновения прозрения.
Обучение подражанием :Это самый простой метод обучения. Многие из наших повседневных действий мы изучаем, подражая другим. Например, тому, как мы едим, пьем, ходим, разговариваем, одеваемся и т. д., мы учимся, подражая другим. Мы наблюдаем и смотрим, что и как другие люди делают в определенных действиях и подражаем им.
Наблюдаем за демонстрацией эксперта, имитируем его движения и изучаем их. Копируя поведение других, люди избегают напрасной траты времени и усилий методом проб и ошибок. Например, мальчик наблюдает за тем, как он держит биту для крикета, за движениями опытного игрока, подражает им и учится.
Психологи, такие как Миллар и Доллард, пытались показать, что склонность к подражанию сама по себе является усвоенной реакцией, и если ее подкреплять, человек с большей вероятностью будет продолжать подражать.
Многие считают, что имитация — это низшая форма обучения. Третьи утверждают, что подражание никогда не может привести к новым реакциям и не будет возможности использовать творческий потенциал или оригинальность человека. Но в то же время многие педагоги считают, что лучше учиться может только подражательный человек. Каким бы ни было мнение, совершенно очевидно, что мы учимся многим вещам путем подражания.
Законы обучения :Э.Л. Торндайк объяснил три закона обучения, называемые первичными законами, и в дополнение к ним он также сформулировал 5 дополнительных законов в связи со своей теорией обучения методом проб и ошибок.
Основные законы:Это самые важные законы, объясняющие основные аспекты обучения. Это:
1. Закон готовности:
Под готовностью понимается готовность организма реагировать или действовать. Это более важная предпосылка для обучения.
Это указывает на то, что животное или человек заинтересованы в обучении. Это состояние готовности имеет два следствия — удовлетворение и раздражение. Когда животное готово действовать — если ему это позволено, — оно доставляет удовольствие. Если ему не разрешают, он раздражается.
Точно так же, когда животное не готово учиться, если его просят учиться, оно раздражает. С другой стороны, если ему мешают учиться, оно доставляет удовольствие.
Эти пункты были даны ниже словами Торндайка:
а. Для дирижерской единицы, готовой к дирижированию — дирижировать — это удовлетворительно.
б. Для кондуктивной единицы, готовой проводить-не проводить, раздражает.
в. Для дирижерской единицы, не готовой к дирижированию, дирижировать раздражает.
Этот закон наглядно показывает, что очень важна готовность человека к обучению. Поэтому мотивируйте его учиться.
2. Закон действия:
Этот закон также известен как закон частоты. Частота относится к количеству повторений обучения. Торндайк считал, что повторное проявление реакции усиливает ее связь со стимулом.
Этот аспект относится к закону использования и неиспользования, который объясняет, что все, что не используется, погибнет. Точно так же, если реакция не повторяется, ее связь со стимулом ослабевает. Это также соответствует утверждению, что «практика делает человека совершенным».
В эксперименте Торндайка кошка становится совершенной после повторения реакции большее количество раз, т.е. она научилась открывать дверь без ошибок.
3. Закон следствия:
Этот закон гласит, что когда связь осуществляется посредством удовлетворительного эффекта, ее сила увеличивается. Под этим Торндайк имел в виду, что вероятность его возникновения выше. В его опыте, если бы голодной кошке удавалось открыть дверь, она получала бы подходящее для нее блюдо.
Это положительно сказалось на реакции. Награды всегда укрепляют связи между стимулами и реакциями, а наказания, наоборот, ослабляют связи.
Второстепенные законы:В дополнение к трем основным законам, описанным выше, Торндайк также дал пять вторичных или дополнительных законов.
Они следующие:
а. Закон множественного ответа:
Это означает, что когда ответ не может вызвать желаемого эффекта, учащийся будет пробовать новые ответы, пока цель не будет достигнута.
b- Закон установки или установки:
Ментальная установка или позитивное отношение очень важны в любом обучении.
в. Закон ассоциативного смещения:
Это не что иное, как смещение реакции на новую ситуацию, похожую на предыдущую. Потому что фундаментальное представление состоит в том, что если реакцию можно сохранить неповрежденной посредством ряда изменений в стимулирующей ситуации, то в конечном итоге она может быть дана и в новой ситуации.
д. Закон преобладания элементов:
Этот закон гласит, что учащийся способен реагировать избранным образом только на существенные элементы проблемы, а не на другие неважные элементы.
эл. Закон реакции по аналогии:
Это означает сравнение новой ситуации с ранее изученной и, таким образом, ответ по аналогии.
Как было сказано выше, Торндайк сформулировал эти законы на основе своих экспериментов. По закону готовности кот был готов учиться, потому что был голоден. Этот голод побудил кошку научиться открывать дверь.
Согласно второму закону, кошке неоднократно давали испытания и упражнения, укреплявшие ее способность к обучению. Наконец, при каждом испытании кошке давали подкрепление в виде рыбки.
Это побудило кошку продолжать свои усилия, чтобы научиться открывать дверь. Приведенные им вторичные законы подтверждают эти выводы. Эти законы очень важны для сферы образования. Учителя могут использовать эти законы, чтобы сделать свое обучение более эффективным.
Главная ›› Обучение
Обучение: определение и характеристики | Курсовая работа
РЕКЛАМА:
В этой курсовой работе мы обсудим: — 1. Введение в обучение 2. Определение обучения 3. Характеристики 4. Природа 5. Факторы, влияющие.
Курсовая работа Содержание:
- Курсовая работа по введению в обучение
- Курсовая работа по определению обучения
- Курсовая работа по характеристикам обучения
- Курсовая работа по характеру обучения
- Курсовая работа о факторах, влияющих на обучение
Курсовая работа № 1.
Введение в обучение:РЕКЛАМА:
Психология развивается из философии. Современные психологи не ответили на основные вопросы психологии, но они глубоко интересовали философов на протяжении многих веков. На вопросы, касающиеся обучения, изначально отвечали философы. Точно так же философы ответили и на вопросы, связанные с обучением. Процесс обучения, возникший до двадцатого века, но продолжающий оказывать большое влияние на современные школы.
1. Теория умственной дисциплины.
2. Теория естественного раскрытия.
3. Теория апперцепции.
РЕКЛАМА:
Каждая теория может быть отождествлена с определенной философской системой (измами) и соответствующей школой психологии. Метод, использованный для разработки этих теорий обучения, был интроспективным, и субъективные философы-психологи, разработавшие эти теории обучения, пытались анализировать собственные мыслительные процессы и описывать их в общих чертах. Эти философские теории обучения используются в обучении в классе. Психологические теории научения были разработаны в начале двадцатого века.
Теории обучения для учителей можно разделить на две основные категории:
A. Философские теории обучения и
B. Психологические теории обучения.
Связанные концепции обучения, теории и теории обучения необходимы для понимания для анализа природы теории обучения.
Термины «обучение» и «знание» используются в одном и том же значении, но имеют разное значение:
Учиться как глагол имеет следующие значения:
1. Для получения знаний, понимания мастерства через опыт или обучение.
2. Зафиксировать в уме или памяти или запомнить.
РЕКЛАМА:
3. Приобретать опытным путем.
4. Получить информацию, узнать.
Знать как глагол имеет следующие значения:
1. Воспринимать непосредственно чувствами или разумом.
2. Быть ознакомленным или ознакомленным.
3. Чтобы быть уверенным, примите за истину без сомнения.
4. Опыту подвергаться.
5. Закрепить в уме или памяти.
Обучение и исполнение Понятия обучения и исполнения представляют собой параллельные понятия предрасположенности и актуализации, знания о том, как что-то делать, и фактического выполнения этого действия. Производительность может не пройти тест на запоминание по многим причинам, помимо отсутствия предыдущего обучения.
Созревание и обучение Созревание связано с ростом, тогда как обучение через опыт способствует изменению поведения. Полет птиц можно отнести к взрослению, а не к обучению.
Курсовая работа № 2. Определение обучения
:Существует несколько определений термина «обучение», но определение Гейта является наиболее популярным и действенным.
«Обучение — это модификация поведения посредством опыта и деятельности, но не посредством взросления, эмоций, мотивации, усталости, наркотиков и т. д.». Изменение поведения, обусловленное этими факторами, является временным состоянием субъекта. В некоторых случаях повторный опыт с ситуацией не приводит к значительным изменениям в реакции. По мнению бихевиористов, ответы имеют открытую форму.
«Обучение — это процесс приобретения новых знаний и новых реакций». -Woodworth
«Обучение — это процесс постепенной адаптации поведения». -Б.Ф. Skinner
«Обучение — это приобретение привычек, знаний и взглядов». -Crow and Crow
«Обучение — это изменение в результате поведения». -Дж.П. Guilford
«Обучение проявляется в изменении поведения в результате личного опыта». — Ли Дж. Кронбах
«Обучение — это формирование привычки в результате обусловливания». -Павлова
«Обучение — это процесс, посредством которого деятельность возникает или изменяется посредством реакции на возникающую ситуацию, при условии, что характеристики изменения деятельности нельзя объяснить на основе естественной реакции, тенденций, созревания, мотивации, эмоций или временного состояния организм.» -Э.А. Hillgard
Курсовая работа № 3. Характеристики обучения
:В приведенных выше определениях психологи использовали характеристики обучения.
На основе обзора этих определений перечисляются следующие характеристики обучения:
1. Обучение является как процессом, так и продуктом.
2. Обучение – это изменение или модификация поведения посредством деятельности, целесообразности и условий обучения.
3. Это природа или склонность человека.
4. Это процесс умственного развития в когнитивной, психомоторной и аффективной областях, т. е. структурное обучение.
5. Это и позитивно, и полезно. Учитель заинтересован в позитивном обучении.
6. Это психологический, социальный процесс и решение проблем.
7. Это непрерывный или пожизненный процесс.
8. Это приобретение привычек, знаний и взглядов.
9. Это процесс приспособления и кондиционирования.
10. Это как формальный, так и неформальный процесс; контролируемый и открытый процесс.
11. Обучение – это постоянное изменение поведения и процесс роста.
Курсовая работа № 4. Природа обучения
:По своей биологической природе это способность обнаруживаться в пластичности нервной системы, которая обусловлена изменениями, происходящими в образовании связей и соединения. Таким образом, обучение — это жизнь, а жизнь — это обучение. Каждый опыт учит. Вудрафф говорит, что процесс обучения — это средство, с помощью которого человек превращается из пучка потенциальных возможностей в активный организм с идеями, привычками, навыками и другими личностными характеристиками.
В процессе всего обучения возникает потребность, ставится цель, начинается приспособление, происходят и стабилизируются изменения в поведении. Кроме того, обучение включает в себя решение проблем, т. Е. Понимание и обнаружение отношений между различным содержанием в ситуации. Здесь можно возразить, что зачем учиться? Чтобы ответить на него, достаточно отметить, что обучение есть деятельность, вызываемая личными и общественными потребностями.
Следовательно, это требование самого индивидуума; именно требование общества заставляет его учиться. Но человек может узнать вещи как желательные, так и нежелательные. Задача образования здесь должна состоять в том, чтобы позволить человеку узнать желаемое и устранить нежелательное. Таким образом, говорят, что обучение – это процесс совершенствования.
Обучение на всех этапах представляет собой непрерывный процесс, предполагающий прогресс организации человеческого поведения, чтобы соответствовать новым в нескольких определяющих характеристиках обучения.
Во-первых, все живое учится, т. е. человек находится в активных отношениях со своим окружением.
Во-вторых, это приводит к изменению поведения. Мы отмечаем изменение реакции планарии на свет. Это изменение поведения под влиянием предыдущего поведения. Это любая деятельность, которая оставляет более или менее постоянный эффект на последующую деятельность.
В-третьих, обучение — это приспособление. Большая часть обучения у детей состоит в изменении, адаптации и развитии их изначальной природы. В более позднем возрасте особи приобретают новые формы поведения.
В-четвертых, это происходит в результате практики. Эта характеристика устраняет такие источники изменений, как болезни и взросление. Мощное влияние мотивации на поведение здесь имеет большое значение.
В-пятых, обучение универсально. Каждое живое существо учится. Человек учится больше всего. Человеческие дети имеют самый длительный период незрелости и беспомощности и, следовательно, более длительный период возможности для обучения. Человеческая нервная система очень сложна, как и человеческие реакции, и человеческие приобретения.
В-шестых, обучение — это относительно постоянное изменение. Проснувшись после сна, крыса еще помнит путь к еде. Даже если вы не катались на велосипеде годами, всего за несколько минут практики вы можете снова стать достаточно опытным.
В-седьмых, обучение — это рост. Это бесконечный рост. На каждом этапе учащийся приобретает новое видение своего будущего роста и новые идеалы достижения в направлении своих усилий. Каждое достижение формирует основу для нового стремления, и, таким образом, постоянное стремление его души к новым и более высоким идеалам работы и достижений постепенно удовлетворяется.
Наконец, обучение нельзя наблюдать напрямую. Единственный способ изучения обучения — это наблюдаемое поведение. На самом деле мы не можем наблюдать за обучением; мы видим только то, что предшествует исполнению, само исполнение и последствия исполнения.
Обучение доступно не только людям, но и животные учатся аналогичным образом. Жонглер учит обезьяну множеству трюков. Собак учат ловить воров, слонов учат выполнять цирковые трюки, голубей учат играть в пинг-понг, а рыбы-дельфины играют в нетбол или проходят через кольцо. Хейс обучал шимпанзе вытирать пыль, мыть посуду, затачивать карандаши, красить мебель и т. д. Единственная разница в обучении животных и человека заключается в степени обучения, потому что все обучение зависит от структуры.