Определение нирвана: НИРВАНА | Энциклопедия Кругосвет

Содержание

Нирвана в разных буддийских системах — Study Buddhism

Содержание

  • Смысл слова «нирвана»
  • Разные типы нирваны
  • Объяснение хинаяны
  • Общее махаянское объяснение
  • Объяснение прасангики с точки зрения традиции гелуг

Другие языки

  • Deutsch
  • English

Смысл слова «нирвана»

Нирвана (mya-ngan ’dasmyang-’das, санскр. нирвана, пали: ниббана) на санскрите и пали означает «погасшее состояние». Она сравнивается с огнём, который погас, потому что закончилось топливо. В наиболее широком смысле под огнём имеются в виду страдания неуправляемого круговорота существования (сансары), а под топливом – беспокоящие эмоции (nyon-mongs, санскр. клеша, пали: килеса) и карма. У тибетского слова «нирвана» другая коннотация.

Оно буквально означает «состояние за пределами печали», и здесь имеется в виду состояние освобождения от страдания. 

Разные типы нирваны

В соответствии с философской системой мадхьямаки-прасангики, как она объясняется в гелуг, есть два типа нирваны:

  • естественная нирвана (rang-bzhin-gyi mya-ngan ’das),
  • обретённая нирвана (thob-pa’i mya-ngan ’das).

Естественная нирвана – это синоним пустотности (пустоты). Это то, как все вещи существуют на самом деле.

Можно достичь трёх типов обретённой нирваны:

  • нирвана с остатком (lhag-bcas-pa’i mya-ngan ’das, санскр. сопадхишеша-нирвана, пали: саупади-сеса-ниббанакилеса-париниббана),
  • нирвана без остатка (lhag-med-pa’i mya-ngan-’das, санскр. нирупадишеша-нирвана
    , пали: анпади-сеса-ниббана, кхандха-париниббана), которая также известна как паринирвана (yongs-su mya-ngan-’das, пали: париниббана), 
  • непребывающая нирвана (mi-gnas-pa’i mya-ngan ’das, санскр. апратистхита-нирвана). 

В хинаянских философских системах, а также, среди махаянских систем, в читтаматре и сватантрике-мадхьямаке не признаётся естественная нирвана. О ней говорится только в системе прасангики в интерпретации гелуг. Более того, в хинаяне и в разных традициях махаяны объясняют три типа обретённой нирваны по-разному. Давайте исследуем некоторые из этих традиций.

Объяснение хинаяны

В соответствии с хинаянскими философскими системами, как они описаны в махаянских источниках, существо достигает нирваны с остатком, когда в течение жизни становится архатом-шравакой, архатом-пратьекабуддой или буддой. Она называется «нирваной с остатком», потому что у существа остаются

испорченные совокупности (zag-bcas kyi phung-po). Этот испорченный остаток сохраняется, потому что, в отличие от философских школ махаяны, хинаянские философские школы не признают никаких неиспорченных явлений, за исключением истинных путеводных состояний ума (четвёртой благородной истины) и статичных явлений, к которым в том числе относятся истинные прекращения (третья благородная истина). Таким образом, эти системы не согласны с тем, что даже у будды есть неиспорченные совокупности.  

[См. Испорченные и неиспорченные явления]

После смерти и архаты, и будды достигают нирваны без остатка, когда поток их испорченных совокупностей прерывается, подобно тому как потухает масляный светильник. Остаётся только статичное истинное прекращение. Эти два типа нирваны – с остатком и без остатка – вместе называются освобождением (

thar-pa, санскр. мокша, пали: моккха).

Непребывающая нирвана – это статичное, неизменное состояние полного просветления, достигнутое буддой при жизни. Она называется «непребывающей», поскольку в этом состоянии будда не пребывает ни в крайности продолжающегося сансарного страдания, ни в крайности пассивной нирваны без остатка архата.

[См. Физические тела будд и архатов]

Общее махаянское объяснение

Хотя по данному вопросу нет единого мнения, в целом с точки зрения махаяны только шраваки и пратьекабудды достигают нирваны с остатком, когда в течение жизни обретают архатство.

У них по-прежнему есть «остаток» – испорченные совокупности. В данном случае под «испорченными совокупностями» имеются в виду совокупности, созревшие из сансарных причин. Архаты-шраваки и архаты-пратьекабудды достигают нирваны без остатка после смерти в той жизни, в которой они достигли архатства. У них не остаётся испорченных совокупностей, однако их ментальный континуум не угасает, как утверждается в хинаянских философских школах, а продолжается вместе с неиспорченными совокупностями, другими словами, с «чистым» телом, которое в основном находится в полях будд. В конечном счёте они вступают на путь бодхисаттв. Эти два типа нирваны, соответствующие хинаянскому архатству, также называются «освобождением».

Термины «нирвана с остатком» и «нирвана без остатка» не применимы к буддам. Сразу после достижения просветления у будд появляются неиспорченные совокупности. Будды достигают только непребывающей нирваны, которая определяется как состояние, не пребывающее ни в крайности продолжающегося сансарного существования, ни в крайности нирваны без остатка архата.

[См. Физические тела будд и архатов]

Объяснение прасангики с точки зрения традиции гелуг

В соответствии с тибетской традицией гелуг, в философской школе прасангике есть уникальное определение разных типов нирваны, достигаемых благодаря духовному пути. Достижение шраваков и пратьекабудд точно так же называется «освобождением», а достижение будд – «непребывающей нирваной», однако и то и другое разделяется на нирвану с остатком и нирвану без остатка.

Нирвана без остатка, достигаемая шраваками и пратьекабуддами, – это их состояние во время полной поглощённости пустотностью (медитативного равновесия), когда не происходит процесс создания видимости самодоказанного существования (rang-bzhin-gyis grub-pa). Нирвана с остатком – это их состояние в периоды последующего достижения («постмедитации»), когда они медитируют на других объектах, кроме пустотности, или вообще не медитируют. Поскольку такие архаты не преодолели омрачения познания, препятствующие всеведению, то есть устойчивые привычки цепляться за самодоказанное существование, – создание видимостей этого невозможного способа существования в эти периоды возобновляется. Таким образом, прасангика уникальна в своём утверждении, что нирвана без остатка в этом смысле достигается раньше нирваны с остатком. Более того, поскольку прасангика определяет «испорченные совокупности» как совокупности, смешанные с видимостью самодоказанного существования, такие архаты обладают неиспорченными совокупностями во время полной поглощённости пустотностью и испорченными – во все остальные периоды.

Однако это разделение на нирвану с остатком и без остатка в зависимости от того, происходит ли создание видимости самодоказанного существования, не распространяется на будд. Будды преодолели даже привычки к неосознаванию, из-за которых происходит создание такой видимости, и всегда находятся в полной поглощённости пустотностью, даже когда действуют. Таким образом, когда речь идёт о буддах, нирвана с остатком и нирвана без остатка – это разные аспекты их состояния непребывающей нирваны. Нирвана с остатком – это тело просветляющих форм будды (

рупакая, тела форм), а нирвана без остатка – это тело всеохватывающего глубокого осознавания будды (джняна-дхармакая, дхармакая мудрости).


Алексей Агриколянский: «Сансара — нирвана» — это не парадокс и не анекдот

Новосибирский скульптор с позиции буддиста рассуждает о том, какое практическое отношение к нашей обыденной жизни могут иметь восточные духовные практики — от даосизма до дзэна. 

Он известен прежде всего своими неожиданными работами — такими, как памятник лабораторной мыши или Михаилу Зуеву из группы «Иван-кайф» в Академгородке, деловой женщине на улице Мичурина, электромонтеру на Семьи Шамшиных и множеству не очень больших объектов в новых микрорайонах. В прошлом году (тоже весьма неожиданно) в краеведческом музее прошла его выставка буддийских скульптур, выполненных для крупнейшего центра буддизма на юге Европы. Как оказалось, Алексей Агриколянский уже много лет практикует буддизм, что для новосибирских художников и скульпторов большая редкость, поэтому показалось интересным поговорить с ним именно на эту тему.

— Алексей, это вы пришли к буддизму или буддизм — к вам?

— Скорее, он ко мне. Мне кажется, что нет такого человека, который бы не искал смысла в своей жизни. В процессе удовлетворения биологических потребностей все равно появляется какая-то скука, что ли. Рано или поздно возникает вопрос: а для чего все это и почему? В результате смысл своего жизненного трепыхания каждый находит в чем-то своем: дети, семья, родина, карьера, патриотизм, религия…

— Все то, что за рамками каких-то витальных потребностей?

— Да, тут возникает и вопрос доминантности, поскольку мы все же приматы и имеем соответствующее наследие. Но от животных мы отличаемся способностью к самосознанию и рефлексией. Каждый пытается найти какую-то опору — как та лягушка из притчи, которая не утонула в молоке, потому что взбила его в масло.

— То есть нужно хорошо посучить лапками, чтобы обрести основу существования?

— Обычно люди хватаются за что-то спасительное, которое под рукой, поэтому их убеждения можно разбить вдребезги буквально за минуту. Работа рано или поздно разочаровывает, семья может разрушиться после смерти одного из ее членов, любовь — сами понимаете…

— Но у нас ведь совсем не буддийская страна, буддизм все воспринимают как экзотику. Разве есть перспективы заинтересовать этим широкие массы?

— Всякие у нас есть люди. Один мой приятель ездит на  «Тойоте Королла-Спасио» года с 93-го, наверное, хотя человек худо-бедно заведует коммерцией в одном крупном учреждении. Я ему говорю: «Коля, тебе ведь не по статусу такая машина». А он мне: «Ну, она же ездит. Я лучше деньги на путешествия потрачу». Вот вам и уровень зрелости и понимания.

— Агриколянский, как я понимаю, фамилия православная, грубо говоря, поповская, от латинского слова agraris, похоже.

— Фамилия моя семинарская, потому что я из духовной династии: еще мой прадед был священником. Мои дальние родственники крестили самоедов — даже в «Википедии» отмечены, но я о них знаю куда меньше, чем некоторые историки: мне время от времени звонят и просят дать информацию про деда, отца. Эта ветка Агриколянских в Ярославской губернии была в свое время культуроопределяющей и до сих пор интересует краеведов.

— Как же вы обошли стороной православие?

— В буддизме есть такая установка, что людям гневного типа свойствен критический склад ума. Вот и я по натуре такой человек — вспыльчивый и придирчивый, — первым делом ищу во всем новом и незнакомом какой-нибудь подвох. Это нормальный результат эволюционного развития — искать, что где не так, просто у кого-то такой подход более ярко выражен. Когда я столкнулся с темами христианства, то до догмата про триединство даже не дошел, сломался на вопросе вездесущности. Если Символ веры еще можно объяснить какой-то иносказательностью, то здесь я зашел в тупик, и ни один священник мне так и не смог внятно ничего объяснить.

— Тут ведь, скорее, вопрос не логики, а веры.

— Ну, под вопрос веры можно все что угодно подогнать. В молодости я любил читать книжки, баловался разными даосскими вещами — Лао-цзы, Чжуан-цзы… Очень поэтичные тексты, легко на душу ложатся. Тогда многие интересовались чем-то подобным — от «Дао Дэ Цзин» до Кастанеды. А я занимался еще и рукопашным боем. И вот однажды боролся с товарищем, и он мне что-то сместил в позвоночнике — после этого начались мигрени, очень неприятно было. Жил я тогда в Горно-Алтайске, и мне посоветовали сходить к массажисту, который оказался монахом, прошедшим обучение в дацане Верхней Березовки, в Улан-Удэ. У него в Горно-Алтайске был небольшой дуган.

— Сразу уточним: дуган — это такой буддийский храм?

— Ну, скорее, молельный дом. У нас вот в Нижней Ельцовке тоже есть дуган. Так вот, деньги монах зарабатывал тем, что лечил травками и вправлял кости. Шею мне на место он очень быстро поставил, после чего предупредил, что она и дальше будет «вылетать», если я не налажу отношения с младшим сыном. А с сыном мы действительно после моего развода жили отдельно. Наладил. С тех пор с шеей все в порядке.

— И вы прямо вот так сразу к монаху прониклись доверием?

— Почему сразу… Он представлял школу Гелуг — самую известную и в Бурятии, и вообще в России. В его дугане монахи могли изучать книги и начитывать мантру.

— Ом мани падме хум?

— Да, ее. Дело в том, что каждая школа рассчитана на определенный тип личности, а школа Гелуг — это школа ученых, людей, воспринимающих мир через интеллект. Несколько лет там просто читают книги и только потом переходят к практике. Вот и я пару лет занимался чтением, пока у нас не наступило какое-то взаимное охлаждение.

— Какой на этот раз подвох вы обнаружили?

— Мне показалось, что в отрыве от буддийской общины этот монах постепенно начал возвращаться к своему первоначальному состоянию. Я продолжал читать книги, но начал искать какие-то альтернативные варианты. Натыкался неподалеку — в Аскате — на общину школы Карма Кагью, но они оказались какими-то разнузданными мирянами, а я всегда стремился к порядку и самоконтролю. Так что я подверг их общину критике и закрыл на какое-то время для себя эту тему.

— И давно это было?

— 2003 год. А потом, лет через шесть, я как-то раз заработал много денег, и вдруг в голову пришла мысль сделать статую Будды Шакьямуни, чтобы передать кому-нибудь в дар. И где-то в это же время совершенно случайно во время игры в футбол заметил у одного человека характерные четки на шее. Спросил, просто ли это цацка или по-серьезному. Оказалось, что он представитель буддийской школы, а насчет статуи нужно советоваться не с ним, а с ламой Оле Нидалом, когда он приедет в Новосибирск. И действительно, через полгода я увидел ламу в ДК «Прогресс». Правда, первыми я увидел в зале тех самых сомнительных людей, знакомых по 2003 году, и сразу расстроился. Уже было собрался сваливать, но когда столкнулся с Оле Нидалом, хватило буквально трех секунд, чтобы перевернулось мое восприятие.

— То есть сразу попали под влияние?

— Нет, как раз первое, чем я занялся, — сел читать статьи, где его критиковали. Уж так я устроен. Собрал весь негатив в интернете, после чего все «неудобные» вопросы задал лично ему.

— Как Фома, проверяли раны Христовы? Или задавали чисто теоретические вопросы?

— Какая тут теория… Все основные постулаты присутствуют в классической философии, часто даже говорят, что классическая философия — это пережеванный буддизм. Разница в том, что у того же Платона все правильно расписано про мир вещей и идей, одно непонятно — что с этим делать дальше. А в буддизме — понятно. Просто нужно заниматься физкультурой, только физкультурой для сознания. И аккуратно, чтобы сразу не надорваться.

— Кажется, Алексей, мы уже перешли к какому-то ликбезу, ну да и ладно. Вы имеете в виду методы борьбы с леностью ума, с преодолением инертности, противоборство энергии майя? Или как там это называется…

— Как только вы начинаете с чем-то бороться, тут же даете силу тому, с чем боретесь. Ведь страдания нам приносят не сами жизненные явления, а наши представления о них, это называется отсутствием пребывания «в моменте». Великий тибетский йог Миларепа в одной из своих песен говорит, что тот, кто верит в реальность, туп, как корова, а тот, кто верит в иллюзорность — еще тупее. В европейском варианте это звучит чуть по-другому: «Вещи не такие, как мы думаем, но они и не другие».

— Как у Дэвида Линча: «Совы не те, чем кажутся».

— А это, кстати, не какие-то там смысловые пузыри, такие аллегории очень легко объяснить. Даже на примере воды: океан принято сравнивать с пространством ума, но, если разобраться, вы не найдете в океане — с его волнами и брызгами, штормом и штилем — никакой константы.

— То есть Оле Нидал вас убедил?

— Все его ответы меня абсолютно устроили. За что часто критикуют ламу Оле Нидала? За усеченность того, что он преподает. Ведь в буддизме существует еще много аспектов. Но на это он отвечает: «Мы в своих центрах занимаемся только практикой нёндро. Она состоит из нескольких практик, каждую из которых нужно повторить по сто тысяч десять раз. После этого вы получите тантрический результат».

— И в чем состоит этот результат?

— Человеческому уму хочется спать, есть, какать — а кроме того, у него есть свойство зацикливаться на деталях и подробностях. Вместо того чтобы находиться на месте, как солдат на часах, ум начинает метаться от одного к другому. Практика нёндро дисциплинирует его. А просветление и тотальная осознанность — они могут достигаться как в процессе жизни, так и в процессе смерти.

— Смерти?..

— Так получилось, что несколько лет назад я подцепил инфекционный менингит, у меня было две комы, так что я могу подтвердить: да, все происходит именно так, как это описывают. Ведь что такое кома? Это когда отключается вся периферия, а когда всю эту информацию у нас выбивают из-под ног, мы оказываемся ровно там, куда нас уносит дрейф обычного восприятия — этот ветер гонит до самого конца. Если мы привыкли в жизни горевать, то окажемся в таком горе, что мало не покажется. Но если мы привыкли наблюдать за всеми своими внутренними ветрами, не пытаясь их остановить, то сможем оказаться в любом месте, в каком захотим. Этому и учит буддийская практика: не бороться, а наблюдать. Тогда потенциальный «противник» начинает терять силу, объем и вес.

— С ламой с тех пор больше не пререкались?

— Отчего же. Считается нормальным, когда в первые годы ученик проверяет учителя, а потом — наоборот. После завершения третьей практики нёндро, которой я занимался уже чисто из принципа, у меня снова накопилась куча недовольства. Я, как настоящий, прошу прощения, мудак, собрал целую пачку претензий и поехал к Нидалу с заготовленной речью: мол, задания я все выполнил, но вот в тебе сильно разочарован. Попросил в течение трех минут меня не перебивать и изложил все по пунктам. А ответ ламы был совсем не по пунктам, но после этого я понял, что все это время просто собирал компромат на самого себя, боролся с собственными проблемами. Я ведь действительно пытался найти в системе Нидала элементы нейролингвистического программирования, каких-то там манипуляций. Оказалось, что все просто. Если из человека выдернуть занозу под названием «эго» — результат получится такой, что просто не описать словами. И родившийся в итоге человек… вернее, существо — потому что человеком его называть уже довольно неправильно… Он всегда находится в той ситуации, которой соответствует, не пытаясь мимикрировать, как хамелеон. Для него просто нет сложных вопросов, потому что их не нужно пропускать через внутренних «редакторов». Я часто бывал на лекциях, где к Нидалу обращались откровенные провокаторы и религиозные фанатики. И ответы его — все время  по-разному — были убедительными и исчерпывающими. Схема на первый взгляд кажется очень простой, но — что интересно — если бы вы или я попробовали применить такие схемы ответов, то получилось бы неубедительно, неуместно и не смешно. Так что я устал с ним бороться и успокоился.

— Насколько я знаю, в Испании вы учились в ретритном центре буддизма Алмазного пути. Там и возникла идея лепить фигуры буддийских тантрических мастеров?

— Основатель центра Карма Гёне, владелец ресторанного бизнеса Педро Гомес, решил там разместить скульптуры 84-х махасиддхов — реально существовавших исторических персонажей. Мы встретились с ним совершенно случайно на Алтае, и он рассказал об этом проекте, к которому уже пытался привлечь нескольких европейских художников, но их пробные работы его не устроили. Я, кстати, видел несколько пробников — они действительно довольно «сухие».

—  Полтора года назад в краеведческом музее вы выставляли своих самых первых махасиддхов?

— Нет, это была очередная партия, еще не упакованная для отправки. А Шаповалов предложил сделать выставку. На сегодня я сделал уже 45 фигур.

— Эти махасиддхи — такие как бы неформальные лидеры буддизма? Ведь они довольно вызывающе нарушали нормы тогдашней морали?

— Поэтому они и не лидеры. Полторы тысячи лет назад в Индии был так называемый домусульманский период, который называют раем философов. То есть, если ты реально занимаешься дхармой, можешь больше ничего не делать — любой прохожий поделится с тобой пищей. Правда, нужно было еще отличить философа от обычного бездельника. Так вот с тех времен сохранились жизнеописания настоящих махасиддхов — тех, кто достиг сиддхи.

— Сиддха — это, упрощенно говоря, сверхспособности, как я понимаю. Но эти сверхчеловеки вели образ жизни отличный от жизни обычных монахов?

— Из них только пять-семь человек имели хорошую родословную, а остальные были, как говорится, оторви да выбрось. Но они не то что происхождение, а даже свои физические отклонения использовали как трамплин для самосовершенствования.

— Пока вы работали над этой серией, отношения с испанцами никак не изменились?

— Хотелось бы года за три все закончить. А испанцы… Оказалось, что они с русскими легко понимают друг друга: у них тоже есть определенная экзальтированность, правда, не настолько вызывающая, как у итальянцев. Но при постоянном общении они все же начинают немного раздражать, я даже вывел такую формулу: если испанца скрестить с немцем, получится русский. Нет, правда. Они очень свободно относятся к своим обязательствам, но зато имеют определенный люфт, который хорошо понятен русским.

— Мы что-то отвлеклись от основной темы. Итак, буддизм — это ведь не религия, и Будда не бог?

— Я слышал от одного тибетского ламы, что в Азии мало кто понимает природу Будды, для большинства буддистов он просто бог, а термин «Небеса Тушита» для них что-то вроде рая. Хотя это совсем не так, конечно. Да, в буддизме есть боги, но они занимают такое же плачевное положение, как простые животные. Боги, разумеется, как бы бессмертны, но ведь есть и постулат: все, у чего есть характеристики, рано или поздно должно умереть.

— Я заметил, что в разговорах с людьми то и дело мелькает слово «случайно». Вот и у нас оно пару раз уже почти что прозвучало. Разве такое нормально для буддиста?

— Это у Пелевина где-то объяснялось, чем привлекателен буддизм: после часовой лекции вы уже можете всем фигушки показывать, потому что у вас на все есть ответ. Что значит «случайность»? Вот вам пример из теоретической механики. Вот на столе лежит телефон. Векторы идут в разные стороны — телефон давит на воздух, воздух давит на окна, и вообще все вокруг в векторах, нет ни одного свободного миллиметра без них. То же самое происходит и в человеческой жизни, мы с вами входим в большой конгломерат, со всех сторон задавленный векторами обстоятельств, количество которых так велико, что мы не в состоянии осознавать все эти связи. Поэтому они нам и кажутся совершенно случайными.

— Помимо буддизма вы интересовались, к примеру, японским «путем воина» или дзэном?

— Когда занимаешься даосской литературой, она в какой-то момент начинает перекликаться с дзэнской. А этим увлекаются, кстати, многие наши христиане. Есть даже такая шутка, что у дзэна с христианством тайный роман — такой странный мезальянс. Таких людей, в принципе, можно причислить к иконоборцам. Ведь буддийские тханки — те же иконы, грубо говоря, — яркие предметы, на которых можно концентрировать внимание. А адепты дзэна смотрят не на картинку с красной клыкастой теткой, а на белую стену. Так что дзэн очень близок к Ваджраяне. Что касается «пути воина» Бусидо, то здесь работает основной принцип, как раз связанный с темой «сансара — нирвана». Звучит немного обидно, но каждый человек это ведь своего рода функция. И если ты рожден самураем — ты должен делать свое дело как можно лучше, независимо от того, выполняешь ты хорошую функцию или плохую. Когда самурай точит свой меч, он думает только о своем мече. И достичь такого эффекта совсем не так просто, как может показаться. Принуждая себя к концентрации, очень трудно сконцентрироваться. Это все равно что заставить себя не думать о розовом кролике.

—  О белой обезьяне.

— Да без разницы. Здесь можно вспомнить и об умных молитвах, о странных монахах, наподобие того, что пытался играть Мамонов в «Острове». Правда, настоятели монастырей не любят таких монахов, стараются скрывать от прихожан. А они даже дрова пилят в ритме молитвы и дышат соответствующим образом, поэтому со временем приобретают те же способности, что и буддийские мастера. Все это вполне в православных традициях, таких людей даже считают сердцем монастырей.

— Так статую Будды для кармата вы все-таки сделали?

— Да, мы работали небольшой группой, очень серьезно. Кстати, требования к качеству были просто запредельные — чуть ли не с лупой ходили, проверяя, не осталось ли где какой раковины.

— Она из какого-то полимера, как и у «испанских» махасиддхов?

— Да, так называемый акриловый гипс, он воды не боится. Дело в том, что были определенные ограничения по материалу: только дерево, металл, глина. Так что гипс подошел.

— А ваша работа скульптора как-то связана с буддистским самоощущением? Случайно, не работаете в ритме молитвы?

— Не могу сказать, что вот прямо так. Работа — это работа. Меня часто ругают за многие вещи, которые я сделал. К примеру, вот сейчас собрались сносить соболей, что рядом со сквером Героев Революции.

— С этими «Сибирскими просторами» ведь еще Бурико замутил, когда был главным художником города?

— Он их придумал, а лепил их я. Да это не важно. Я сразу понял, что все это кончится многолетним скандалом. Но, понимаете… Если результат моей работы не вызывает каких-то прямых негативных эмоций, пусть даже это безвкусица — я ее все равно сделаю. Есть такая поговорка: «Сейчас не война, и я не Матросов».

— То есть приходится идти на компромиссы?

— Нет, я даже не пытаюсь договариваться с самим собой. Если в этом нет никакого преступления, я это сделаю. И пускай такую работу можно сравнить с разгрузкой угля, к примеру, но я ее выполню качественно. А деньги, которые за нее заплатят, пойдут на вполне полезные дела. Если же я откажусь, то, конечно, потешу свою гордыню и смогу в интервью говорить, что все это ниже моего достоинства, только какой в этом смысл?  Я себя никогда не позиционировал как художника, я крепкий ремесленник. У нас город и так полон какого-то неоправданного снобизма, в нем и без меня куча великих художников. Может быть, помните памятник колбасе на Северо-Чемском?

— Да, его демонтировали несколько лет назад. А на Украине, я слышал, такой народный памятник стоит и никому не мешает.

— Наша колбаса, видите ли, не соответствовала облику жилмассива. А ведь люди сами попросили сделать что-нибудь интересное за недорого. Ну, попалась мне там на глаза ненужная труба — они ее сами разрезали, установили, а я только покрасил… И вообще объясните мне, что такое облик Чемского жилмассива?

— У меня нет ответа на этот вопрос.

— Вот в чем состоит наша совковость? Не в местечковости и не во вкусовщине. Например, Мадрид весь утыкан всевозможными объектами, совершенно разными по качеству. Да даже в Томске и Красноярске много всего, причем половина — откровенные залепухи. И ничего, стоят. Зато у нас в последние годы сносят больше, чем ставят, для чего создают специальные советы и комиссии. А в среде, где все рубят под корень, ничего и не вырастет.

— Я так думаю, что художественный совет Новосибирска ведет прополку, основываясь на своем художественном чутье.

—Вот точно так же, как я не смог в свое время разобраться с христианскими догмами, так у меня не укладывается в башке деятельность нашего худсовета. Вот два человека, считающие себя профессионалами, встают и обсуждают некий объект — при этом одному он нравится, а другому нет. И что потом делать с этими диаметрально противоположными мнениями?

— Общественное мнение, по-вашему, было бы более предпочтительным?

— Оно не менее спорно, нежели мнение коллегиального органа. Но ведь убрали же памятник беременной женщине, что слепили и поставили между Советской и Урицкого. Сами жители так тогда и сказали: уберите, мы не можем ходить мимо этого ужаса. Так что простых людей, как определенный критерий здравого смысла, часто недооценивают.

— Когда-то Борис Гребенщиков пропел жизнерадостные слова: «А если поймешь, что сансара — нирвана, то всяка печаль пройдет». Но ведь сансара — цепь перерождений, а нирвана — способ порвать эту цепь. Такой тезис для простого человека звучит как глупость.

— «Сансара — нирвана» это буквально махаянская цитата, а вовсе не парадокс и не анекдот. Про буддистские школы Махаяну, Тхераваду и Ваджраяну долго объяснять, но все это пути самосовершенствования, есть из чего выбрать. Мне рассказывали, что один российский атташе в Непале сказал как-то раз, что он настолько придавлен причинно-следственными связями, что уже готов стать совершенно свободным. Тоже вроде как нелогично, а на самом деле вовсе нет.

— Бывали в Непале?

— Нет, а вот в Индии был.

— В качестве паломника, или просто из любопытства?

— Из любопытства. Взял мотоцикл напрокат и ездил где хотел.

— И чем индийцы отличаются от нас?

— В деревнях люди живут в полной нищете, но вполне довольны своей жизнью.

— А у нас, похоже, и бедные, и богатые одинаково всем недовольны.

— Недавно в наш центр приезжала одна венгерка. И вот когда сидели мы компанией за столом, постепенно началось знакомое кряхтение — дескать, все как-то плохо: доллар по 65, лес горит, Навальный надоел… И в какой-то момент я даже извинился за это наше любимое русское времяпрепровождение. На что она говорит: да это ерунда, вы просто дети по сравнению с венграми, у которых настоящий национальный спорт беседовать на тему, что все пропало, — а сегодня пропало еще даже больше, чем вчера. Так что слишком много внимания мы уделяем негативным впечатлениям. А ведь тот эмоциональный шлейф, что человек за собой оставляет, и является его главной характеристикой.

Николай ГАРМОНЕИСТОВ, «Новая Сибирь»

Фото Евгения БРУСКОВА

Значение песни Nirvana «Come As You Are»

Курт Кобейн выступает с Nirvana в декабре 1993 года на пирсе 28 в Сиэтле. Фото Jeff Kravitz/FilmMagic, Inc.

«Come As You Are» был вторым синглом, выпущенным с прорывного альбома Nirvana, Nevermind (1991), после вирусного радиохита «Smells Like Teen Spirit», который подтолкнул их к успеху. стратосфера успеха.

История гласит, что менеджер Nirvana Дэнни Голдберг вместе с людьми из DGC Records думали, что «Come As You Are» станет песней, которая может стать популярной, и были удивлены, когда «Smells Like Teen Spirit» набрала такую ​​популярность.

Тем не менее, «Come As You Are» имела умеренный успех, заняв 32-е место в Billboard Hot 100 и получив много ротации по радио.

«Come As You Are» была написана покойным великим Куртом Кобейном, как и любая другая песня на Nevermind .

Лирика противоречива, что приводит к частой теме Нирваны о ненадежном рассказчике. Они поощряют людей быть собой, но комментируют ожидания общества, которые влияют на то, как люди действуют и представляют себя.

«Не торопитесь, поторопитесь / Выбор за вами, не опаздывайте»

Подобно «Lithium» и многим другим песням Nirvana, «Come As You Are» может найти смысл как комментарий о психическом здоровье. Здесь Курт Кобейн предполагает, что правила общества сводят людей с ума, в том числе и его самого.

Обложка сингла Nirvana «Come As You Are».

Партия гитары в «Come As You Are» была вдохновлена ​​популярной песней Killing Joke «Eighties». Когда пришло время выпустить песню как сингл, Кобейн колебался из-за сходства, и вместо этого они чуть было не выбрали «In Bloom».

В некоторых сообщениях говорится, что Killing Joke в какой-то момент подали иск против Nirvana, но после смерти Кобейна его отклонили.

Лирика «Come As You Are» также тщательно проанализирована на наличие повторяющейся строки «У меня нет пистолета».

Как известно, Курт Кобейн покончил жизнь самоубийством в апреле 1994 года, менее чем через три года после выхода этой песни. Причиной смерти стало огнестрельное ранение головы, нанесенное самому себе.

Существует теория заговора, которая циркулирует с 90, что предполагает, что Кортни Лав на самом деле убила Курта Кобейна, и эти тексты подпитывают этот аргумент.

Каким бы ни было ваше мнение о смерти Курта Кобейна, никто не спорит, что «Come As You Are» — отличная песня.

Есть известное выступление Nirvana 1993 года на MTV Unplugged, во время которого они играют урезанные версии «Come As You» и некоторых других. Я включил это вместе с официальным музыкальным видео ниже.

ДЕНЬ ПАРИНИРВАНЫ (ДЕНЬ НИРВАНЫ) — 15 февраля 2024 г.

День Паринирваны, также известный как День Нирваны, отмечается ежегодно 15 февраля в ознаменование смерти Будды, когда он достиг полной нирваны или паринирваны. Вы можете себе представить, что буддизм существует уже более 2600 лет? Буддизм — религия, основанная на учении Гаутамы Будды, индуса, жившего между 5 и 4 веками до нашей эры. День паринирваны, знаменующий физическую смерть Будды, отмечается в некоторых странах Восточной Азии 8 февраля, а в Бутане — 15-го числа четвертого месяца бутанского календаря. Согласно буддизму, чтобы достичь Паринирваны, нужно понять Четыре Благородные Истины.

История Дня Паринирваны (День Нирваны)

История Дня Паринирваны начинается с рождения Сиддхартхи Гаутамы. Будда родился в 5 веке до н.э. в Лумбини, современный Непал. Согласно буддийским писаниям, он родился у короля Суддходаны и королевы Майи. Но многие ученые утверждают, что он родился в общине шакьев, которой управлял республиканский совет, и он должен быть из одной из правящих семей.

Движимый страданиями жизни и смерти и их бесконечным повторением из-за перерождения, Гаутама отказался от своего титула и наследства. Он отправился в путешествие, чтобы обрести освобождение от страданий – Нирвану. Гаутама начал аскетический образ жизни шрамана и отправился учиться у двух учителей медитации. Первым был Арада Камала, также известный как Алара Камала, под которым он достиг небытия. Но это не положило конец его страданиям. Вторым учителем был Удрака Рамапутра, при котором он достиг состояния «ни восприятия, ни невосприятия». Но и это не помогло ему решить проблему страдания.

Гаутама решил подвергнуть себя самым суровым аскетически дисциплинам, включая строгий пост и контроль над дыханием. Это также не решило проблему страдания. Он отказался от аскетизма и обратился к медитативной практике дхьяны. Согласно легенде, он отправился в Бодх-Гайю, где сел под деревом Бодхи и поклялся оставаться в состоянии медитации, пока не поймет смысл жизни без страданий. В этом глубоком медитативном состоянии Гаутама достиг «пробуждения» и стал Буддой — просветленным.

Став Буддой, Гаутама начал преподавать свое учение, Дхарму, инициировал монахов в свой орден Сангхи и обучал монахинь. Он позволил своим ученикам распространять его учение по всей Индии, используя местный язык или диалекты в качестве средства коммуникации.

Гаутама умер в возрасте 80 лет в Кушинагаре, Индия, достигнув окончательной нирваны — паринирваны. С тех пор его смерть празднуется каждый год.

День Паринирваны (День Нирваны) график времени

563 г. до н.э.

Рождение Гаутамы

Сиддхартха Гаутама родился в Лумбини, современный Непал.

534 г. до н.э.

В поисках нирваны

Гаутама отказывается от своего наследия и отправляется на поиски нирваны, «освобождения от страданий».

483 г. до н.э.

Достижение паринирваны

Гаутама умирает в возрасте 80 лет, после чего достигает окончательной нирваны.

XIX век

Распространение буддизма на Запад

Работа ученых и иммиграция азиатских буддистов в западные страны способствуют росту буддизма на Западе.

День Паринирваны (День Нирваны)

Часто задаваемые вопросы s

Почему Весак важнее, чем День Паринирваны?

Весак празднует рождение Будды, в отличие от Дня Паринирваны, который празднует его смерть. Кроме того, Весак носит праздничный характер, а День Паринирваны более размышляющий; похоже на христианство, где Рождество более празднично, чем Пасха.

Что такое четыре благородные истины?

Четыре благородные истины говорят, что жизнь — это страдание, причина страдания — жажда, конец страдания приходит с прекращением жажды, а способ положить конец страданию — следовать Восьмеричному Пути.

Нирвана означает смерть?

Нирвана в буддизме означает прекращение дуккхи или освобождение от мирских страданий и перерождений в сансаре, бесконечное перерождение.

Как отмечать День Паринирваны (День Нирваны)

  1. Медитация

    Буддисты в основном отмечают День Паринирваны медитацией, которая является одним из краеугольных камней их религии. Медитация помогает очистить разум и способствует позитивному мышлению. В медитации нет правил, так как у каждого есть техника, которая работает для них, но большинство людей медитируют в тихом месте, сидя на подушке или коврике, скрестив ноги и сосредотачиваясь на дыхании. Если вы не знаете, как медитировать, вы можете посещать уроки медитации или читать книги по медитации.

  2. Посещение буддийских монастырей

    Это еще один способ отпраздновать День Паринирваны. Вы можете посетить ближайший к вам буддийский храм или монастырь и принять участие в праздничных мероприятиях. Вы также можете сделать пожертвования монастырю или принести подарки, такие как продукты питания и одежду.

  3. Размышление о будущей смерти или недавней смерти близких

    Прелесть Дня Паринирваны в том, что он побуждает людей задуматься о своем бессмертии и смерти. Согласно буддийскому учению, жизнь преходяща, и только отрешившись от преходящих вещей жизни, можно достичь нирваны. Вы можете использовать этот день, чтобы вспомнить умерших близких и поразмыслить о своем бессмертии.

5 Интересные факты о буддизме

  1. Слово «буддизм» — западное

    Западные ученые придумали слово «буддизм» в 1830-х годах.

  2. Буддизм является религией меньшинства в Индии

    Хотя Будда впервые преподавал буддизм в Индии, только 1% индийцев считают себя последователями этой религии.

  3. Буддизм в основном исповедуют в Китае

    По данным Исследовательского центра Пью за 2010 год, половина буддистов мира проживает в Китае.

  4. Буддисты не верят в бога

    Буддисты следуют Дхамме, которая фокусируется на медитации и внимательности и не упоминает верховное существо или бога-творца.

  5. Буддизм — четвертая по величине религия в мире

    Буддизм — четвертая по величине религия в мире с более чем 520 миллионами последователей.

Почему важен День Паринирваны (День Нирваны)

  1. Он отмечается в память о смерти Будды

    Сиддхартха Гаутама, Будда, был основателем буддизма, смерть которого положила начало празднику Паринирваны. Подобно тому, как христиане празднуют смерть Иисуса на Пасху, буддисты в День Паринирваны также празднуют смерть человека, чьим учениям они следуют.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *