ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта. Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению – это внутреннее условие умственного роста. Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. Одаренность ребенка – это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта. ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. К выделенным видам одаренности относятся следующие: Художественная одаренность Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников. Общая интеллектуальная и академическая одаренность Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной. Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования. Творческая одаренность Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, A. M. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности – творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано. Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и в то же время вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях: • Отсутствие внимания условностям и авторитетам; • Большая независимость в суждениях; • Тонкое чувство юмора; • Отсутствие внимания к порядку и организации работы; • Яркий темперамент. Социальная одаренность Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности. Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно тем не менее выделить общее черты: • Интеллект выше среднего; • Умение принимать решение; • Способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями; • Ощущение цели, направления движения; • Гибкость; приспосабливаемость; • Чувство ответственности; • Уверенность в себе и знание себя; • Настойчивость; • Энтузиазм; • Умение ясно выражать мысли. Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка. Сложности психического развития одаренных детей. Положение о гармоничном психическом развитии одаренных детей неоднократно подвергалось пересмотру на протяжении всей истории психолого-педагогического изучения феномена детской одаренности. Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики одаренного человека является относительной редкостью. Чаще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у него ряд психологических проблем. Одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников. Реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе. У таких детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят казаться такими, как все. Учителя очень часто не распознают одаренных учащихся и отрицательно оценивают их способности и достижения. Сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть. Социальная изоляции – это не следствие эмоциональных нарушений, а результат условий, в которых оказывается ребенок при отсутствии группы, с которой он мог бы общаться. (по материалам «Одаренные дети. Система работы в школе» (компакт-диск) – «Учитель», 2007) Каталог: odaren odaren -> Iii особенности структуры умственной одаренности детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательной работы odaren -> Одаренные дети: особенности психического развития Скачать 68.37 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Статья: Понятие и структура одаренности
Содержание
Введение……………………………………………………………………………2
1.Понятие «одаренность» и ее признаки……………………………………. .….3
2.Виды одаренности……………………………………………………………… 5
Заключение……………………………………………………………………….12
Список литературы……………………………………………………………….13
Введение
Среди самых интересных и загадочных качеств человека одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Одаренность — понятие относящееся к общей психологии и указывающее на высокий уровень задатков, склонностей. Одаренность является результатом и свидетельством высокого уровня интеллектуального развития индивида.
Проблемы ее диагностики и развития остаются актуальными на протяжении многих столетий. Интерес к ней и в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено потребностью современного общества в неординарной творческой личности.
Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности к нестандартному поведению. Выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.
В развитие отечественной психологии по проблеме способностей и одаренности внесли большой вклад работы Л.С. Выготского, Б. М. Теплова, Н.С Лейтеса, Ю.Д. Бабаевой, Д.Б. Богоявленской.
Цель работы: изучить понятие и структуру одаренности.
Задачи:
1. Охарактеризовать понятие «одаренность» и ее признаки.
2. Рассмотреть виды одаренности.
1.Понятие «одаренность» и ее признаки
Мало найдется в психологии проблем, которые по количеству исследований, так или иначе ее касающихся, могут сравниться с проблемой одаренности. Львиная доля всех существующих тестов посвящена определению уровня интеллектуального развития, а потому априори имеет дело с одаренностью. В то же время в сфере сущностного определения понятия дело далеко неоднозначно. Во многом такое положение обусловлено тем, что здесь встречаются несколько глобальных психологических проблем, которые до сих пор не имеют даже приблизительной трактовки в психологии.
Наиболее распространенным является определение немецкого психолога В. Штерна. Он формулирует его так: «Одаренность — это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования, это общая способность психики приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни». Данное определение подверглось критике, в частности, со стороны английского психолога Ч.Спирмена, который направил свои возражения против «приспособления» и теологичности штерновского определения. Несмотря на это, определение В. Штерна остается ведущим в современной трактовке проблемы одаренности.
Существуют предельно противоположные взгляды на сам феномен одаренности:
-Одаренность проявляется в первые 10-15 лет жизни, ее можно определить только по реальным результатам жизнедеятельности личности.
-Одаренность является результатом внутреннего саморазвития личности и реализуется независимо от влияния окружения — одаренность это лишь потенциальная возможность, ее реализация напрямую зависит от общественной стимуляции.[3, c.96]
Поскольку для подтверждения правильности каждого из вышеупомянутых взглядов приводится множество достаточно веских аргументов, следует рассмотреть возможность существования двух внутренне различных явлений — одаренности-потенции и одаренности-реализации. Если со второй одаренностью все более-менее ясно (одаренный человек прошел свою жизнь, правильно использовав предоставленные ему интеллектуальные возможности и достиг высоких результатов в той деятельности, которая им была выбрана), то первая одаренность — одаренность-потенция ставит перед исследователями ряд существенных вопросов, и в первую очередь — как определять одаренных детей, и что с ними делать. И здесь на первый план выступает вопрос, что считать признаками одаренности.
Большинством исследователей в качестве признаков одаренности выделяются такие:
1.Повышенная познавательная активность (А. М. Матюшкин, Н.С. Лейтес, Р. А. Семенова-Пономарева, Г. Уолберг, С. Рашер, Дж. Пакерсон).
2.Способность длительное время концентрировать внимание на проблеме и поисках ее решения (Л. И. Туктаева, Ю. Гильбух, А. М. Матюшкин, Р. А. Семенова-Пономарева).
3.Повышенный уровень умственного развития (Ю. Гильбух, Р. А. Семенова-Пономарева).
4. Повышенная потребность в умственных нагрузках, способность получать удовольствие от процесса поиска решения задач (Л. И. Туктаева, Ю. Гильбух, Н. С. Лейтес).
5.Раннее осознание целей своей деятельности (Ю. Гильбух, Г. Уолберг, С. Рашер, Дж. Пакерсон, Р. Экберт).
6.Раннее овладение знаниями в избранной специальности.
7.Выявление высокого интеллекта, способности мыслить, хорошая память уже в раннем детстве (Ю. Гильбух, Р. А. Семенова-Пономарева, Г. Уолберг, С. Рашер, Дж. Пакерсон).
8.Ярко выраженная независимость, предпочтение индивидуальной работы групповой, индивидуализм (Ю. Гильбух).
9.Чувство самоуважения, осознание творческой силы и умение контролировать себя (Ю. Гильбух).
10.Уже в раннем детстве попытки дружить и контактировать со взрослыми и детьми значительно старше себя.
11. Эмпатия, способность понимать чувства и потребности других людей (А. М. Матюшкин, Е. Торранс, Л. Холл).
12. Высокая сензетивнисть к новизне стимула (А. М. Матюшкин).
13.Способность к предвидению, глубинному прогнозированию, развитые фантазия, интуиция, желание увидеть проблему под необычным углом зрения (А. М. Матюшкин, Л. И. Туктаева).
14.Способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки (А. М. Матюшкин).
15.Способность выйти за рамки задачи (Д. Б. Богоявленская, Л. И. Туктаева).
Наиболее признанные исследователями признаки явно указывают на наличие трех групп факторов, влияние которых прослеживается в характеристиках большинства одаренных личностей. Это физиологические факторы одаренности, психологические и социальные факторы. Внутренняя взаимосвязь между ними продолжает оставаться недостаточно изученной и требует дальнейших исследований.[5, c.23]
2. Виды одаренности
Отечественные и зарубежные ученые по-разному подходят к решению проблемы определения видов одаренности.Существует общая и специальная одаренность.Различают одаренность техническую, научную, музыкальную, поэтическую, художественную, артистическую и др. Высокими уровнями одаренности является талант и гениальность.
Талант — высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность.
Талант — это высокий уровень развития специальных способностей; совокупность таких способностей, позволяющих получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости. Уже в детском возрасте могут оказаться первые признаки таланта в области музыки, математики, лингвистики, техники, спорта и тому подобное. Вместе с тем талант может проявиться и позже. Формирование и развитие таланта в значительной степени зависит от общественно-исторических условий жизни и деятельности человека. Талант может проявиться во всех сферах человеческого труда: в организаторской и педагогической деятельности, в науке, технике, в самых разнообразных видах производства. Для развития таланта большое значение имеют трудолюбие и настойчивость. Для талантливых людей характерна потребность в занятии определенным видом деятельности, которая порой оказывается в пристрастии к избранному делу.[2, c.61]
Сочетание способностей, которые являются основой таланта, в каждом случае бывает особым, присущим только определенной личности. О наличии таланта следует делать вывод по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека направлен необходимости в творчестве.
Гениальность — высшая степень творческих проявлений личности, воплощается в творчестве, что имеет историческое значение для жизни общества.
Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знаний. Для гения характерны творческая производительность, овладевания культурным наследием прошлого и одновременно решительно преодоления старых норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества.
Поскольку одаренность проявляется в конкретных психических процессах, различают моторную, сенсорную, перцептивную, интеллектуальную одаренность и тому подобное.
Антинаучными являются фаталистические взгляды на одаренность как свойство, якобы присущее лишь немногим «избранным» индивидам.
Для психологии важны разработка теории одаренности как целостного и системного проявления личности, а также изучение особенностей реализации одаренности в различные возрастные периоды жизнедеятельности человека, его индивидуальных различий.[3, c.11]
Одаренность является сплавом врожденного и приобретенного индивидом. Человек существо социальное, его психика как целостное образование опосредована трудовой деятельностью, воспитанием, общением с другими. Все эти социальные факторы оказывают решающее влияние на формирование и яркие проявления одаренности личности.
Так, например, принято считать, что одаренный ребенок — это ребенок, который обладает очевидными, иногда выдающимися достижениями в определенном виде деятельности, интенсивность выражения, яркость которых выделяет его среди сверстников.
Но многие психологи считают, что одаренность конкретного ребенка в значительной степени условная характеристика. Не исключено, что признаки одаренности, которые проявляются в дошкольном детстве, могут постепенно угаснуть, и наоборот, одаренность может проявиться на новых этапах. Поэтому более целесообразно, правильно с психологической и педагогической позиций в практической работе с одаренными детьми вместо понятия «одаренный ребенок» применять понятие «признаки одаренности ребенка».[2, c.17]
Как правило, когда речь идет об одаренных, то обычно имеют в виду и проявляют заботу по отношению к детям с признаками одаренности в интеллектуальной сфере, иногда — в области искусства. Между тем в последнее время выявлено уже довольно значительное разнообразие видов человеческой одаренности. В их числе интеллектуальная, художественная, творческая, психомоторная, а также социальная, которые проявляются уже в дошкольном периоде. Последняя разновидность одаренности — социальная (лидерская, коммуникативная) — пока еще мало изучена.
Специальные исследования доказывают, что конец раннего детства, дошкольный период — годы, когда социальная одаренность и коммуникативные способности начинают проявляться и развиваться. В дошкольном возрасте для этого есть много предпосылок. В этот период активно развиваются самосознание, потребность в общении, возникают новые его виды, в том числе внеситуативно-личностные; развиваются познавательные процессы (в том числе социальная перцепция — значимая составляющая в структуре социальных способностей). В эти годы происходят и другие существенные изменения в эмоциональной сфере: развиваются социальные эмоции и чувства, появляется «эмоциональное увлечение» и связанная с ним деятельность эмоционального воображения.
Благодаря исследованиям таких психологов как Д. Богоявленская,
Д.Гилфорд, П. Торренс начали различать и выделять интеллектуальную и творческую одаренность. Как отмечает А. Загребельная, структура интеллектуальной одаренности включает совокупность психических свойств и индивидуальный психологический опыт.[4, c.23]
К психическим свойствам относят: интеллектуальные способности, интеллектуальный контроль, интеллектуальные критерии форм индивидуального психологического опыта, когнитивные психические структуры, базу знаний человека, субъективное ментальное пространство [1, с. 64-65].
Раскрытием проблемы творческой одаренности занимались психологи: Д. Богоявленская, Ю. Гильбух, А. Ковалев, В. Моляко, А. Матюшкин и др. Так, А. Матюшкин определил такую структуру творческой одаренности:
доминирующая роль познавательной мотивации; исследовательская творческая активность, отображающаяся в нахождении нового, в постановке и решении проблемы; возможности достижения оригинальных решений; возможности прогнозирования; способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие этические, моральные и интеллектуальные оценки [2]. Вообще, ученый связывает одаренность с особенностями творческой деятельности.
А. Моляко, исследуя проблему творческой одаренности, выделил в системе творческого потенциала следующие компоненты: задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности, а также в динамичности психических процессов; интересы, их направленность, частота и систематичность, доминирование познавательных интересов; любознательность, создание нового, склонность к решению и поиску новых проблем; скорость освоения новой информации; склонность к постоянным сравнениям, сопоставлениям; проявления общего интеллекта — понимание, скорость оценок и выбора пути решения; эмоциональность отдельных процессов; целеустремленность, решительность, систематичность в работе;
умение комбинировать, находить аналоги, реконструировать; интуитивизм — способность к проявлению неосознаваемых прогнозов, решений; способности к выработке собственных стратегий.
Поддерживая идею указанных ученых по классификации типов одаренности, исследователи В. Чудновский и В. Юркевич отмечают, что проведенные наблюдения и эксперименты свидетельствуют о том, что творческие и интеллектуальные типы одаренности проявляются очень рано [4, с. 57].
Г. Тарасова умственную одаренность разделяет на академическую и творческую, а также определяет признаки различных видов умственной одаренности. Так признаки академической одаренности — это необычный интерес к предмету; концентрирование внимания к систематизации; полная отдача сил, энергии достижению высоких результатов в области своего научного интереса, понимание причинно следственных связей, обеспечивающих его развитие; желание пополнить недостаточность информации путем экставертности (общение с людьми с широкой эрудицией) или интравертности (работа с учебной или популярной
литературой, видеоматериалами, системы Интернет), что связано с тяготением к логическим умозаключениям, абстрактным понятиям, классификации, проявление готовности участвовать в мероприятиях, которые позволяют проверить свои возможности; доведение начатого дела до конца [5, с. 53].
Признаки творческой одаренности: проникновение в суть вещей и явлений при ознакомлении с новой информацией; стремление исследовать новое; тяготение к изобретательности, импровизации, желание участвовать в мероприятиях, которые дают возможность самоутвердиться; не заучивание фактов, а пользование справочниками; направленность интенсивной умственной работы на интерпретацию информации, выработку новых идей и вариантов; проявление стремления к поиску причин и их объяснению, дивергентность мышления, с помощью которого продуцируются оригинальные идеи, [5, с. 55].
Г. Тарасова обращает внимание на роль различных компонентов в деятельности академически и творчески одаренной личности: относительно мотивационного компонента – у творчески одаренных людей высокая внутренняя мотивация познавательной деятельности направлена на стремление к новизне. У академически одаренного человека высокая внутренняя мотивация познавательной деятельности направлена на учебные достижения, стремление к похвале и признании.
Относительно когнитивного компонента: и те, и другие способны накапливать большой объем информации, однако люди с академической одаренностью пытаются крепко запомнить, а творческие — информацию используют в данный момент, а затем отсеивают все ненужное и выбрасывают из памяти.
В. Щорс [7] различает такие виды одаренности:
-Художественная одаренность.
-Творческая одаренность.
-Социальная одаренность — это исключительная способность выстраивать
долговременные конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
-Интеллектуальная и академическая одаренность. Общие черты
интеллектуальной одаренности: острота мышления; наблюдательность;
исключительная память; оказывающая выраженную и разностороннюю любознательность; долговременные занятия одним делом; легкость в обучении, умение хорошо излагать свои мысли; демонстрация способностей к практическому получению знаний; исключительные способности к решению задач.
-Двигательная или спортивная одаренность.
Названные выше виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и внешнего окружения человека [7, с. 61].
А. Кульчицкая считает, что основу одаренности составляют способности к конкретной профессиональной деятельности (специальная одаренность) и общие психические качества высокого уровня развития: сенсорные, интеллектуальные, волевые (общая одаренность) [8, с. 4].
В поддержку мысли А. Кульчицкой по общей одаренности Н. Лейтес отмечает: «К общим способностям принадлежат прежде всего свойства ума, и поэтому часто общие способности называют общими умственными способностями, совокупность которых принято называть общей одаренностью »[9, с. 3].
С. Олексюк придерживается мнения о существовании таких видов одаренности: интеллектуальной, творческой, академической [10, с. 6].
Заключение
Таким образом, обзор теоретических представлений отечественных и зарубежных исследователей относительно содержания понятия «одаренность» свидетельствует о разнообразии интерпретаций этой дефиниции. До сих пор нет единого и общепринятого определения этого понятия.
Одаренность является функцией всей системы условий жизнедеятельности в ее единстве, функцией личности. Она неразрывно связана со всей жизнью личности и потому проявляется на разных этапах ее развития.
Одаренность выражает внутренние задатки и возможности человека, то есть внутренние психологические условия деятельности в их соотнесении с требованиями, которые предъявляет эта деятельность.
В психологическом учении о личности одаренность является важной составляющей общей структуры личности. Она связана с характером и темпераментом, направленностью индивидуально-психического развития личности в процессе ее воспитания и общественно-практической деятельности.
Анализ работ исследователей свидетельствует также и о том, что не существует единого мнения относительно определения видов одаренности.
В ходе данной работы дана характеристика понятия «одаренность», рассмотрены ее признаки и виды.
Список литературы
1.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. — М .: Издательский центр «Академия», 2012. — 320 с.
2.Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. — М .: Изд-во «Открытый университет», 2005. — Глава 3. — С. 88-150.
3.Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. — Дубна: «Феникс +», 2009. — 512 с.
4.Кравченко А.И. Общая психология: учеб.пособие /А.Ы. Кравченко.- М .: Проспект, 2009.-432с.
5.Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: учеб.пособие / В. Г. Крысько.-СПб .: Питер, 2009.-254с.
6.Матюшкин А.М. Загадки одаренности. — М .: Школа-пресс, 2003.-97с.
7.Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. — 2009. — № 6. — С. 29-33.
8.Психология развития: учебник / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Маркотина, Т. Стефаненко и др .; под ред. Т.Д. Марцинковской — М .: Академия, 2009.-528с.
9.Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. — М .: Логос, 2006. — 320 с.
10.Юркевич В.С. Одаренность: подарок судьбы или испытание? // PsyJournals. — 2010. — № 2.
Одаренные Определение и значение — Merriam-Webster
подарок · изд. ˈgif-təd
1
: обладающий большими природными способностями : талантливый
одаренные дети
2
: выявление особого дара
одаренные голоса
одаренные голоса наречие
одаренность существительное
Примеры предложений
Он очень одаренный студент. школа на одаренных детей
Недавние примеры в Интернете Взрослый актерский состав включает трио из одаренных , нетрадиционных актрис, которые впервые наэлектризовали публику в 90-х: Льюис, Мелани Лински и Кристина Риччи. — Карен Хеллер, 9 лет.0029 Washington Post , 25 марта 2023 г. Потому что единственная вещь более презренная, чем быть молодым, одаренным , и черный в этой стране должен гордиться этими вещами. — Тамерра Гриффин, Refinery29.com , 6 апреля 2023 г. В 1999 году здание было подарено Project Row Houses, художественной и общественной организации, уже известной тем, что сохранила серию лачуг середины века (также исторически значимая форма архитектуры) в Третьем районе. — Бриттани Шей, 9 лет.0029 Хрон , 5 апреля 2023 г. Камилла также отдала дань уважения своей покойной свекрови изысканным ожерельем, которое было подарено королеве Елизавете на ее свадьбе с принцем Филиппом в ноябре 1947 года. — Эбби Монтанез, , отчет Робба , 30 марта 2023 г. «Арабески» — его единственный роман, но Шаммас — одаренный и плодовитый переводчик с арабского, иврита и английского языков. — Рут Маргалит, 9 лет.0029 The New York Review of Books , 30 марта 2023 г. Члены сообщества государственных школ округа Балтимор обращаются в совет округа с ходатайством о восстановлении бюджетных средств для одаренных и талантливых учителей на 2024 финансовый год. — Сабрина Лебёф, Балтимор, солнце , 28 марта 2023 г. Когда-то малоизвестный, этот бренд становится все более заметным и высоко ценимым под твердой рукой мастера купажа Рэйчел Барри, которая, несомненно, является одной из самых одарила и талантливых мастеров купажа сегодня в Шотландии. — Джозеф В. Микаллеф, Forbes , 27 марта 2023 г. Выбрать Чау, одаренного и трудолюбивого исполнителя, который годами продвигал проекты, означает объявить об определенных амбициях. — Даниэль Д’аддарио, Variety , 23 марта 2023 г. Узнать больше
Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «одаренный». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.
История слов
Первое известное использование
1644, в значении, определенном в смысле 1
Путешественник во времени
Первое известное использование одаренный был в 1644 г.
Посмотреть другие слова того же года подарочная экономика
одаренный
одаренный
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись0003
«Одаренный». Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www. merriam-webster.com/dictionary/gifted. По состоянию на 24 апреля 2023 г.
Копия цитирования
Детское определение
одаренные
прилагательное
подарок · изд. ˈgif-təd
: обладающий большими природными способностями
Больше от Merriam-Webster на
одаренныйТезаурус: Все синонимы и антонимы для одаренный
Нглиш 3 подарок для 0902 03
Британика Английский: Перевод из подаренных для говорящих на арабском языке
Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
Можете ли вы решить 4 слова сразу?
Можете ли вы решить 4 слова сразу?
предосудительный
См. Определения и примеры »
Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!
Собрание определений одаренности — Мичиганская ассоциация одаренных детей
Простое определение
Одаренными называют тех, кто делает что-то немного раньше, немного быстрее, немного лучше и возможно, немного отличается от большинства других. НЕКОТОРЫЕ из одаренных делают что-то намного раньше, намного быстрее, намного лучше или сильно не так, как большинство других! Другие не делают ничего из этого; тем не менее, они по-прежнему демонстрируют способности и/или понимание, которые намного превосходят способности других. Из-за их продвинутого или ускоренного развития, а также из-за того, что они обладают высоким уровнем осознания и интенсивности, а также большей глубиной мышления и чувств, одаренные люди особенно уязвимы и нуждаются в модифицированных услугах или действиях, которые обычно не предоставляются другим.
– Разработано доктором Эллен Фидлер в сотрудничестве с родителями, аспирантами и учителями на основе разработок Джины Гинзберг-Риггс, Барбары Кларк и The Columbus Group. «Одаренность — это биологически укоренившееся понятие, являющееся результатом высокого уровня интеграции и ускорения нервных клеток в мозге. Уровень интеллекта, структура и процесс мышления и обучения меняются, становясь более сложными, ускоренными и глубокими. Одаренность может быть развита и выражена на умеренном, высоком или глубоком уровне.
– Барбара Кларк в книге «Расти одаренными» (7-е изд.), Merrill Publishing Co., 2008, с. 56
Перспектива развития
«Одаренность — это асинхронное развитие, при котором расширенные когнитивные способности и повышенная интенсивность сочетаются для создания внутренних переживаний и осознания, которые качественно отличаются от нормы. Эта асинхронность увеличивается с увеличением интеллектуальных способностей. Уникальность одаренных делает их особенно уязвимыми и требует изменений в воспитании, обучении и консультировании для их оптимального развития».
– The Columbus Group, 1991
Федеральное определение
Термин «одаренный и талантливый», когда он используется в отношении студентов, детей или молодежи, означает студентов, детей или молодежь, дающих показания способности к высоким достижениям в таких областях, как интеллектуальные, творческие, художественные или лидерские способности, или в определенных академических областях, и которые нуждаются в услугах или мероприятиях, которые обычно не предоставляются школой, чтобы полностью развить эти способности.
– Ни один ребенок не останется без внимания, Министерство образования США, 2001 г., с. 544
Определение Аннемари Ропер
Одаренность — это более высокая осведомленность, более высокая чувствительность и более высокая способность понимать и преобразовывать восприятие в интеллектуальные и эмоциональные переживания.