Тольяттинский государственный университет — опорный университет Самарской области
Размер:
AAAЦвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайтаВерсия для слабовидящих Версия для слабовидящих
Тольяттинский государственный университетНаука и инновации
Главная
Наука в ТГУ
Научно-образовательные центры
Студенческая наука
Научно-техническая информация
Научно-издательский комплекс
Центр научных журналов
Конференции
Конкурсы и программы
Публикационная активность
Научно-инновационная деятельность
Управление по сопровождению научно-инновационной деятельности
Научно-исследовательский институт прогрессивных технологий
Инновационно-технологический парк
Лаборатории
Патенты
Программы для ЭВМ
Товарные знаки
Малые инновационные предприятия
Оборудование
Центр продаж
- Региональный проектный офис инжиниринга и распределенный инжиниринговый центр
Центр технологического сервиса инновационных проектов
НИЛ «Социологические и маркетинговые исследования, консалтинг и экспертиза»
Направления сотрудничества
Готовые разработки
Проектирование, разработка и изготовление
Стандартные испытания
Консалтинг
Экспертиза
Cертификаты
Наука и обучение
Творчество и дизайн
Отдел аспирантуры и докторантуры
Экспортный контроль
Контакты
EN
Информационно-образовательный портал «DIDACTICUM»
64kletki. ru«Мой главный принцип работы с одарёнными детьми — поддерживать и не мешать!»
Захарова Надира Летфулловна, д-р псих. наук, исполняющий обязанности заведующего кафедрой дошкольного образования МГОУ, рассказала о проблемах работы с одарёнными детьми, их диагностике и особенностях в интервью корреспонденту информационного портала АРОО
14.06.16
— Здравствуйте, Надира Летфулловна! Как Вы считаете, проблема работы с одарёнными детьми стоит остро сегодня?
— Здравствуйте, Юлия. То, что мы подняли тему одарённости — это правильно, актуально, своевременно, потому что проблемами одарённого ребёнка всегда занимались вскользь, скорее с содержательной, чем с организационной точки зрения. Да и с организационной точки зрения всё, что здесь сделали — открыли ряд школ для одарённых детей. Этого, конечно, недостаточно, ведь существует большое количество социальных факторов, проблем, которые не позволяют родителям ни привести ребёнка в школу, ни обеспечить процесс его обучения. Не надо забывать, что в каждой рядовой школе учатся дети, обладающие скрытой или ярко выраженной одарённостью. Поэтому поддержка таких ребят должна иметь место в каждой образовательной организации. Что касается дошкольного образования, оно вообще не предусматривает каких-либо специальных программ. А ведь процесс поддержки одарённого ребёнка должен запускаться именно с дошкольного образования.
Понятие одарённости
— Давайте поговорим о понятии «одарённость». Что мы всё-таки в него вкладываем?
— Разговор действительно всегда нужно начинать с понятия. Мы опираемся на отечественных классиков (к слову, на них опираются и за рубежом) — С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова. Именно они составили определение одарённости — это некая совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые, во-первых, приводят к успешной деятельности, во-вторых, не сводятся к знаниям, умениям, навыкам (то есть это лишь предпосылки получения этих знаний), в-третьих, могут развиваться только в деятельности.
— Существует такая формула одарённости: одарённость = эрудиция + речь + интеллект. Верна ли она?
— Одна из особенностей одарённого ребёнка — это его отличие от других детей в группе/классе по качествам, раскрывающимся именно в успешной деятельности. Если одарённость не сводится к знаниям, то ошибочно также и приравнивать одарённость к эрудиции. Человек может быть эрудированным, но не проявлять себя в деятельности или не отличаться от других детей. Эрудиция — это просто некий комплекс знаний.
Одарённость может быть общей и специальной. В современных исследованиях это всегда подчёркивается (например, в исследованиях М.А. Холодной, В.Д. Шадрикова). Общая одарённость — это наличие высокого уровня способностей в интеллектуальной, умственной деятельности, в анализе, в логических и сравнительных операциях. То есть ребёнок имеет такие возможности познавательных процессов или когнитивных функций (мышления, внимания, памяти, воображения), которые позволяют ему получать незаурядные, необычные результаты, причём своим путём — быстро ли, медленно ли, но своим.
Специальная одарённость — это, например, физическое развитие или высокий уровень двигательной активности, художественно-эстетическая или литературная одарённость, музыкальная одарённость. То есть ребёнок проявляется в определённых видах деятельности.
Конечно, очень часто общая и специальная одарённости не совпадают друг с другом. Ребёнок может быть одарённым музыкально, но не показывать никаких успехов в учебной деятельности.
Общая одарённость тоже имеет свои нюансы. Приведём пример. Мне посчастливилось несколько лет работать в гроссмейстерской школе юных шахматистов. Здесь воспитывались ребята, имеющие достижения в занятиях шахматами. Они замечательно справлялись с достаточно сложными задачами в шахматной игре. Это, конечно, общая интеллектуальная одарённость. Эти дети имели общие стили незаурядного мышления, хорошо развитую память, концентрированное внимание, но при этом в учебной деятельности могли быть не совсем успешными. Факторов здесь много, один из них — отличие ребёнка по психологическим, личностным особенностям.
Если говорить о том, как сочетаются понятия «эрудиция», «речь», «интеллект» и «одарённость», важно отметить следующее: эрудиция — это ещё не одарённость. Скорее, эрудиция — следствие одарённости. Ребёнок так мыслит, что способен накопить глубоких знаний в различных сферах деятельности. Теперь об интеллекте. Интеллект, безусловно, может являться одним из показателей одарённости, но только наличие высокого уровня интеллекта вовсе не говорит о том, что человек одарён. Одарённость проявляется в деятельности. Если у ребёнка высокий интеллект, но он никак это не проявляет, никакой одарённости быть не может. Наконец, что касается речи, цитирую А.Р. Лурию, известного психолога, специалиста в области мыслительной и речевой функции: «От мысли к слову». Таким образом, речь — следствие мышления. То есть если у ребёнка развита речевая функция, это не означает, что он одарён в литературно-художественном творчестве. Потому что литературно-художественная, художественно-эстетическая функция предполагает не просто владение грамотной речью, а ещё и чувство слова, образа, который соотносится с этим словом. То есть это большой комплекс скорее интуитивных качеств, которые позволяют человеку, например, создать литературное произведение.
Вернёмся к «формуле» — эрудицию мы сразу исключаем. А сумма интеллекта и речи, на мой взгляд, не является полным комплектом составляющих одарённости. Одарённость — более многомерное понятие. Оно не обозначается двумя-тремя показателями.
— А если исключить из формулы только речь?
— Конечно, такой ребёнок может быть одарённым! Мы знаем массу случаев, когда ребёнок не владеет речевой функцией, но прекрасно справляется с какой-либо деятельностью, например, с музыкальной. И не просто справляется, а даёт определённые результаты. Здесь возникает так называемый эффект компенсации. За счёт других мобилизованных процессов: представления, воображения, восприятия — ребёнок может давать отличающиеся результаты.
Мы работали с молодыми людьми с ограниченными возможностями здоровья и сделали открытие — если у детей нарушена речевая функция (например, при церебральном параличе), это может совсем не отражаться на качестве его письменной речи. Порой такие дети делились с нами потрясающими, написанными прекрасным слогом литературными произведениями, которые были посвящены их чувствам и переживаниям.
— Одарённые дети могут всё-таки ошибаться?
— Естественно. Любой ребёнок может ошибиться. А.М. Матюшкин утверждал, что «одарённый ребёнок — нормальный ребёнок». Он имел в виду, что для всех детей существуют общие правила и требования. Конечно, со своей спецификой, но в целом общие. Уточню: да, в работе с одарёнными ребятами существуют особенности, но при нахождении в общей группе у всех детей и условия общие.
Ребёнок может ошибаться, но рядом с ним всегда должна быть поддержка. Мы об этом ещё поговорим.
— Одарённость может быть только врождённой или её можно развить, если вовремя заметить способности ребёнка в каком-либо занятии?
— Здесь всё прозрачно. Конечно, есть природная предрасположенность — задатки, то есть индивидуальные морфологические особенности строения мозга, нервной системы и органов чувств. Это то, что дарует нам природа, что ребёнок получает от родителей. Как истинные гуманисты, мы считаем, что у каждого человека есть задатки, хотя они могут быть и невысокого уровня. Но большое количество людей обладает задатками, которые способны вырасти в способности, а потом и в одарённость. Одарённость — это самый высокий уровень способностей.
Конечно, здесь большое значение имеет и генетическая, и приобретённая одарённости. Нужно обязательно развивать те качества, которые уже есть у ребёнка, обязательно создавать для этого развития условия, помогать, иначе мы рискуем так никогда и не увидеть их эволюции в способности и далее. А эта помощь часто заключается в принципе «Не мешать!» Она должна исходить как от педагогов, так и от родителей. Более того, древнегреческий философ Ксенофил на вопрос «Как воспитать способного сына?» отвечал: «Надо его родить в благонадёжном государстве».
Сейчас мы приходим к необходимости создания специальных условий — скрытых, открытых — для развития одарённого ребёнка. Их нужно систематизировать, ведь мы хотим получать результат, хотим видеть ребят, которые заинтересованы своим делом. Педагоги и родители должны реализовывать совместное педагогическое творчество. Родители не специалисты — без педагога их деятельность не так плодотворна, часто они страдают низкой педагогической и психологической грамотностью. В свою очередь, педагоги без родителей, без комплексной поддержки одарённого ребёнка в разных средах, не смогут создать так называемую иммерсивную среду, обеспечивающую эффект полного погружения. Ведь как таковой культуры специальной среды, культуры образования для одарённого ребёнка всё-таки пока нет.
Мы имеем в виду большое количество составляющих. Среди них, например, организация систематических, серьёзных курсов педагогической грамотности для родителей. Думаю, создать их под силу любой образовательной организации. Что важно — основа должна быть системная, все специалисты в этой сфере взаимосвязаны. Также нужны занятия, мастер-классы для самих педагогов (хотя бы по организации того же индивидуального подхода к одарённому ребёнку). Насколько это сегодня развито — мне сложно судить, но, на мой взгляд, недостаточно.
Диагностика и выявление одарённости
— Перейдём к диагностике и выявлению одарённости. Что отличает одарённого ребёнка среди остальных детей?
— Отличий много.
1) Психологически-личностные качества. Первое, что бросается в глаза, — это определённая автономность, дистанцированность, самостоятельность одарённых детей в своей жизнедеятельности. При этом у них наблюдается очень высокий уровень произвольности. То есть инструкции взрослого по выполнению тех или иных действий они понимают, но при этом создают некую дистанцию. Маленькие дети, дети из начальной школы иногда не сдерживают свою непосредственность, проявляют достаточно ярко свои знания, способности. Но, как правило, они всё равно понимают, что от них требуется. Становясь взрослыми, такие дети более чётко выполняют инструкции, но при этом всё равно сохраняют отстранённость от взрослого.
2) Развитое чувство юмора. Хотя оно довольно своеобразное — это может приводить к проблемам со сверстниками и со взрослыми. Мы говорим, например, об острых выражениях, не очень приятных другому человеку. К слову, проблема общения для них не является достаточно значимой, ведь они увлечены своим делом, своей деятельностью. Причём эта увлечённость проявляется не просто в любознательности, а в деятельной любознательности. Одарённым детям обязательно нужно что-то сделать по-своему, придумать свой ход, своё решение. Поэтому очень часто они находятся в оппозиции ко взрослым и к сверстникам в том числе.
3) Тревожность, повышенная чувствительность нервной системы. То есть некоторые одарённые дети склонны реагировать на самые малые раздражители. Часто, имея богатое воображение, они легко поддаются страхам, вероятнее всего, придуманным. При разговоре это может проявляться в небольшом треморе рук. Однако эта проблема — решаемая, особенно если заметить её в самом маленьком возрасте.
4) Требовательность, критичность. В силу критичности мышления в целом, одарённые дети очень критичны по отношению к себе и к другим. Здесь важно отметить, что если взрослый не соответствует определённым требованиям ребёнка, может разрастись конфликт. Эта требовательность может перейти в некую снисходительность по отношению к другим людям.
5) Десинхронизация. Что-то развито сильно, а что-то не очень. Например, ребёнок может быть сильно сосредоточен на деле, но абсолютно рассеян в быту.
Это основные характеристики, хотя, конечно, каждый ребёнок имеет свои индивидуальные особенности.
— Можно ли назвать одарённого ребёнка «забитым»?
— Здесь важны два вопроса — моббинг, то есть внешнее воздействие, и внутреннее восприятие. Эти вопросы тесно связаны друг с другом. Если будет давление со стороны сверстников, одарённый ребёнок однозначно будет чувствовать себя «изгоем». Но, особенно это относится к начальной школе, этого никогда не случится, если учитель будет тактично, компетентно выстраивать отношения в учебном коллективе, потому что в младшем школьном возрасте практически все взаимосвязи и «погода» в классе зависят от того, как наладит их педагог. Если здесь будет заложена прочная основа, она может перейти и в старший возраст.
По своему опыту могу сказать, что никогда не встречалась с одарёнными детьми-«изгоями». Я знаю только одарённых детей-лидеров. Но процессом их восприятия может управлять только педагог.
— Как выявить одарённость на ранних стадиях развития ребёнка? И как выявить уже в школе?
— Сегодня говорят, что диагностику в детских садах делать необязательно. Это неверно — её необходимо проводить! Увидеть специальные особенности, выявить сильные и слабые стороны у ребёнка — для этого нужна диагностика.
НАБЛЮДЕНИЕ
Мы не говорим о наблюдениях родителей — они должны вестись постоянно. Первичная диагностика может сказать только об опережении или отставании в развитии. А диагностика, которая выявит индивидуально-психологические качества, являющиеся предпосылками одарённости, может проводиться примерно с 4 лет. Здесь сама диагностика является некой процедурой развития детей. Самый лучший способ выявления одарённого ребёнка — это наблюдение, целенаправленная фиксация особенностей поведения и деятельности ребёнка в разных ситуациях. Мы даём ему возможность проявления своих интересов — музыкальных, спортивных, художественных; и только в начальной школе сможем увидеть то, что он проявляет какие-либо особенности. Таким образом, процесс выявления идёт на протяжении длительного периода примерно с 4–5 и до 10–11 лет. Интересы к этому времени могут начать меняться, но нам нужно поддерживать то, в чём ребёнок уже проявился. На самом деле, многие дети проявляются и в 6 лет. Например, одарённые шахматисты в 6 лет способны работать по 6–7 часов, искать решения сложных задач. Видно, что это незаурядные дети.
Наши зарубежные коллеги очень серьёзно относятся к методу наблюдения, создают прекрасный методический инструментарий, который мы уже начали использовать в своей практике. Институт ранней педагогики города Мюнхена предоставил нам большое количество разработок, а мы их перевели с немецкого на русский. Позже будем публиковать. Это если мы говорим о наблюдении.
ТЕСТИРОВАНИЕ
Также существует психологическое тестирование. Но мы не ограничиваемся одними тестами. При диагностировании общей интеллектуальной одарённости я рекомендую использовать и использую сама такую методику, как прогрессивные матрицы Равена. Она как раз показывает особенности мышления, когнитивных стилей (и памяти, и восприятия, и абстрактного мышления). Кроме того, мы используем тесты на креативность (например, тест креативности Торренса). Но проводить их нужно обязательно в совокупности. Один тест нам ничего не даст.
ПРИВЛЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
Если говорить о диагностике специальной одарённости, то здесь обязательным компонентом является привлечение специалистов, экспертов: музыкантов, художников, спортсменов и т. д. Сравните с выявлением общей одарённости: её может увидеть не только педагог и психолог, но и родитель.
Очень много в диагностике зависит от специалиста, который этим занимается. Часто слышим заявления, что в школу необходимо вводить психолога для предотвращения суицидов среди детей. Но, не опровергая этих заявлений, скажу, что психологическая деятельность должна распространяться в первую очередь не на ликвидацию негативных действий, а на формирование позитивных установок, то есть должна проводиться работа, направленная на повышение личностного потенциала, потенциала творчества, жизнестойкости. Считается, что психолог пришёл в школу — и должен искать проблемы, которые будет решать. На самом деле, психолог приходит в школу, чтобы найти потенциал и вместе с педагогами вырастить его. Почему если ребёнка направляют к специалисту, он отвечает: «Я здоров, мне не нужно к психологу»? Родители тоже могут реагировать негативно на этот визит. Потому что психологи сами себя дискредитировали. Должна быть установка: «Я работаю, чтобы раскрыть твой потенциал», а не «Я работаю, потому что у тебя есть проблемы». В работе с одарёнными детьми психолог необходим. Причём не только для выявления чего-либо, но и для обучения педагогов, чтобы они могли выявлять сами. А то, что происходит — это дискредитация всей психологической службы. Ещё раз: психолог — это человек, который позволяет раскрыть потенциал ребёнка.
— Если вовремя не заметить одарённость у ребёнка, есть ли риск, что он её так и не разовьёт? Что станет так называемым «трудным ребёнком»?
— Может стать. Либо если не выявить, либо при осложнении отношений этого одарённого ребёнка, особенно в период перехода к подростковому возрасту. Почему? Как мы уже сказали, одна из его личностных особенностей — это автономность, жизнь в своём мире. До определённого времени у него есть авторитет родителей. Но этот авторитет может в какой-то момент исчезнуть. Так бывает часто: родители и педагоги перестают быть авторитетами. А проявлять-то ему себя хочется. Ребёнок может проявиться даже где-то в социально опасной деятельности или даже в асоциальной. Качество этой эмансипированности может действительно очень сильно влиять на поведение ребёнка и сделать его «трудным», неуправляемым, доставить массу проблем.
Более того, ребёнок, который обладает критичным мышлением, высоким уровнем логического мышления, речевой функции, может доказательно объяснить своё нежелательное для общества поведение. И это объяснение его самого будет убеждать, что он может быть самостоятельным в любом виде деятельности. Поэтому вовремя нужно найти одарённость и поддержать её.
Ещё одна проблема — проблема мотивации ребёнка. Допустим, мы выявили одарённость и начинаем поддерживать. Легко поддерживать в дошкольном, младшем школьном возрасте, когда ребёнок ещё зависим от родителей. А когда ребёнок начинает понимать, что он есть, он имеет своё мнение, он может увидеть трудности в овладении деятельностью — мотивация снижается. Плюс ещё появляются другие интересы — например, общение со сверстниками. Поддерживать эту мотивацию становится крайне сложно. Вопрос мотивации — вообще один из глобальных вопросов. Здесь вновь нужно обратиться к психологам, к специалистам, потому что одним из распространённых способов мотивации зачастую является наказание. Но и отечественными, и зарубежными психологами неоднократно доказано (книга «Мотивация и деятельность» Х. Хекхаузена), что положительная мотивация, то есть с помощью поощрения, убеждения и т. д. даёт в несколько раз более хороший результат. Таким образом, при наказании снижается результативность любой деятельности.
— А не избалуем?
— Смотря как поощрять. Должна быть создана какая-то культура поощрения. Если мы до 10 лет говорим о значимости прогулки, телевизора и т. д., то для ребёнка это и останется высшими ценностями.
— Дайте, пожалуйста, советы работникам образовательных организаций по диагностике одарённости. Существует ли какой-нибудь алгоритм выявления?
— Во-первых, это обращение к специалисту. Лучше к психологу, который занимается диагностикой.
Во-вторых, диагностика должна иметь форму лонгитюда — её нужно проводить в несколько этапов на протяжении длительного времени.
В-третьих, и это очень важно, диагностика не должна быть самоцелью. Диагностика ради диагностики. Изначально специалист, который работает с выявлением одарённых детей, должен выстроить систему, начиная от пропедевтической работы с одарёнными детьми и со всеми субъектами этого процесса, которые заинтересованы в этом вопросе, и заканчивая планом развития этого ребёнка и, в том числе, определённого прогноза.
В-четвёртых, организационный момент. Должны быть созданы условия для диагностики. Она не должна быть, скажем, процедурой прививки, процедурой контроля. Она должна быть включена во весь образовательный процесс. Это не отдельная процедура — она не должна выхватывать детей из общего контекста, не должна приносить негативные эмоции. Общее правило диагностики — позитивные впечатления, удовольствие во время работы специалиста. И мы, и дети должны их получать. Тем более, контролирующих занятий, которые создают ситуации стресса, в учебном процессе и так много. Специалист просто будет наблюдать, фиксировать, анализировать, и всё это в доброжелательной обстановке, с использованием этических правил.
Я считаю, что хороший диагност — это хороший практик. Это должен быть опытный человек. И не любой специалист может провести её качественно, и даже не любой психолог. А у нас считается, что это такая лёгкая работа: задал тест — и всё. Нет, это достаточно скрупулёзная, плановая, ответственная деятельность.
Работа с одарёнными детьми
— Поговорим о работе с одарёнными детьми. Назовите, пожалуйста, главный принцип работы с одарёнными детьми.
— Это очень сложный вопрос. Наверное, поддерживать и не мешать. У нас есть привычка навязывать то, что лично мы считаем правильным и нужным. Но ведь это совершенно не означает, что эти решения верные.
Определения и модели одаренности – Инклюзивные перспективы в начальном образовании
• «Термин «одаренный и талантливый», когда он используется в отношении учащихся, детей или молодежи, означает учащихся, детей или молодежь, демонстрирующих высокие способности к достижениям в таких областях, как интеллектуальные, творческие, художественные или лидерские способности, или в конкретных областях. академических областях, и которым нужны услуги или мероприятия, которые обычно не предоставляются школой, чтобы полностью развить эти способности» (Марленд, 19 лет).71).
Большинство определений одаренности в Соединенных Штатах основаны на федеральном определении, которое включает способности и достижения. См. полное определение на веб-сайте Национальной ассоциации одаренных детей (NAGC).
Одаренные и талантливые
Одаренность относится к способности и использованию необработанных естественных способностей (называемых способностями или дарами) по крайней мере в одной сфере (2000). Дети со способностями, измеренными как минимум на 10% выше, чем способности других людей того же возраста, считаются одаренными (Gagne, 2000).
Талант относится к систематически развиваемым способностям или навыкам, а также знаниям в одной или нескольких специализациях человеческой деятельности (2000). Как и в случае с одаренностью, степень таланта должна быть по крайней мере на 10% выше измеренных способностей сверстников того же возраста (Gagne, 2000).
Различие между отличниками и одаренными учениками
Согласно Дэвису и Римму, между отличниками и одаренными и талантливыми учениками существует четкая разница (2004).
- Иногда когнитивное развитие одаренных учащихся происходит быстрее, чем их эмоциональное развитие.
- Многие одаренные учащиеся мотивированы внутренне, а не оценками или положительными отзывами. Когда задания интересны, индивидуальны, содержательны и связаны с их страстью, они демонстрируют мотивацию и интерес. Если они не заинтересованы, они могут не выполнять задания или оставаться сосредоточенными. Кроме того, одаренные ученики могут предпочитать задавать вопросы, а не отвечать на них.
- Некоторые одаренные ученики могут быть более чувствительными, чем некоторые из их сверстников. Они могут более остро реагировать на различные ситуации, поскольку интуитивно понимают ситуацию и поведение людей.
- Одаренные учащиеся могут быть интровертами и могут искать друзей, которые также являются интровертами, и/или они могут всегда держаться на небольшом расстоянии от сверстников.
Различие между одаренными и талантливыми и расстройствами аутистического спектра (РАС)
У людей с РАС часто отсутствуют «соответствующие возрасту социальные взаимодействия и ограниченные, повторяющиеся модели поведения или интересов» (Американская психиатрическая ассоциация, 2000). Точно так же одаренный и талантливый ребенок может быть в спектре аутизма. Тем не менее, это не всегда так.
Не менее важно отметить, что дети с РАС (и другими проблемами в обучении), которые также одарены и талантливы, часто обозначаются как дважды исключительный . Работать с дважды отличником может быть очень сложно. Иногда сильные и слабые стороны учащихся сталкиваются. У каждого ребенка есть свои сильные и слабые стороны, которые необходимо учитывать, чтобы создать положительный опыт обучения. По данным Amend et al., очень сложно выявить дважды отличившихся учащихся (2009 г.).). К сожалению, одаренным и талантливым учащимся легко поставить неверный диагноз, потому что они неправильно поняты людьми в медицинской профессии, которые не полностью разбираются в области одаренности.
Для более глубокого понимания различий Amend et al. рекомендует их книгу «Ошибочный и двойной диагноз одаренных детей и взрослых» (2009). Аменд и др. предоставляет чекист одаренности/синдрома Аспергера (GADC) (2008). Этот контрольный список может помочь определить, является ли ребенок одаренным и талантливым, находится ли он в спектре аутизма или дважды исключителен. Тем не менее, рекомендуется найти квалифицированного психолога, который специализируется как на аутизме, так и на одаренности, чтобы обеспечить правильную поддержку и диагностику ученика (Amend et al., 2009).).
Льюис Терман | Биография и факты
Льюис Терман
См. все СМИ
- Дата рождения:
- 15 января 1877 г. Индиана
- Умер:
- 21 декабря 1956 г. (79 лет) Пало-Альто Калифорния
- Предметы изучения:
- гений одаренный ребенок человеческий интеллект
Просмотреть весь связанный контент →
Льюис Терман , полностью Льюис Мэдисон Терман , (родился 15 января 1877, округ Джонсон, Индиана, США — умер 21 декабря 1956, Пало-Альто, Калифорния), американский психолог, опубликовавший Индивидуальный тест интеллекта, широко используемый в Соединенных Штатах, тест Стэнфорда-Бине.
Терман поступил на факультет Стэнфордского университета в 1910 году, где он стал профессором педагогики в 1916 году, когда он опубликовал Измерение интеллекта , руководство для его Стэнфордского пересмотра и расширения более ранней шкалы интеллекта Бине-Саймона, разработанной во Франции. Оценка в тесте определялась коэффициентом интеллекта, или IQ, который учитывает как хронологический возраст, так и умственный возраст, так что средний ребенок любого возраста имеет IQ 100.
Во время Первой мировой войны Терман внес свой вклад в развитие первого известное массовое групповое тестирование интеллекта в программах Alpha и Beta армии США. Он стал профессором психологии в Стэнфорде в 1922, оставаясь там до выхода на пенсию в 1942 году. В 1921 году он начал всестороннее долгосрочное (продольное) исследование «одаренных» — термин, введенный Терманом для обозначения детей, чей IQ значительно выше среднего. Испытуемые, 1528 калифорнийских детей с коэффициентом интеллекта выше 140, были обследованы с медицинской, антропологической и психологической точек зрения и были описаны с точки зрения интересов, успеваемости в учебе, прочитанных книг и известных игр.
Он продолжал это исследование до самой своей смерти 35 лет спустя, когда он получил убедительные доказательства того, что, вопреки распространенным стереотипам об умных детях как о слабаках и социальных неудачниках, одаренные, как правило, более здоровы и более стабильны, чем в среднем. Однако, по крайней мере, на ранних этапах своей карьеры Терман использовал эти открытия для поддержки своей защиты евгеники, контролируемого селекционного размножения людей для культивирования желаемых и предположительно генетически передаваемых интеллектуальных, эмоциональных и физических качеств. Результаты исследования Термана, которое должно было продолжаться до тех пор, пока не умрет последний субъект, впервые были представлены в Terman et al., Genetic Studies of Genius , 5 vol. (1926–59). Преемники Термана продолжали публиковать книги по лонгитюдным исследованиям, которые Терман начал в первой половине 20-го века. О других исследованиях Термана сообщалось в