Определение одаренность: Понятие одаренности. Индивидуальное и возрастное в детской одаренности

Различные подходы к понятию «одаренность»

Автор: Миронова Анна Михайловна

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

II международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2012)

Статья просмотрена: 7609 раз

Скачать электронную версию

Библиографическое описание:

Миронова, А. М. Различные подходы к понятию «одаренность» / А. М. Миронова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2615/ (дата обращения: 13.12.2022).

Ключевые слова: одаренность, талант, способность, гениальность.

В настоящее время в одном ряду с такими глобальными проблемами, как экологические, мировой финансовый кризис, внедрение новых информационных технологий, исследователей всего мира привлекает интерес и внимание феномен детской одаренности. Кроме того, в условиях глобальных изменений в социальной, экономической и производственных сферах жизни общества, усиления борьбы за конкурентоспособность государств и информационно – технологической революции все более ценится интеллект и креативность, возрастает потребность общества в творческих людях, одаренных детях.
Выявление, поддержка, социализация одаренных детей, как носителей «золотого» интеллектуального генофонда страны, в сложившейся ситуации становится приоритетной задачей государства и общества в целом. Важнейшими инструментами решения проблем, связанных с созданием условий для развития одаренных детей в нашей стране, являются Национальный проект «Образование», проект «Наша новая школа», Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему.
Анализ литературы показал, что проблема одарённости в настоящее время приобрела статус государственной важности в большинстве стран, что привело к социальному запросу на её исследование. Больше всего вопросы касающиеся одарённости разрабатывают в Америке: Дж.Дж.Галлахер, Ф.Рамос-Форд и Г.Гарднер, Дж.Рензулли, Р.Дж.Стернберг, А.Дж.Танненбаум. В Англии исследованием этой проблемы занимаются Э.Д.Боно, Дж.Фримен; в Германии- К.Клюге, Т.Мейснер, Т.Трост, К.К. Урбан; в России- Д.Б. Богоявленская, А.И. Доровской, В.Н.Дружинин, Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин, В.И.Панов, А.И.Савенков, М.А.Холодная , В.Д.Шадриков, В.С. Юркевич и др..
Несмотря на это многие вопросы, связанные с обучением и развитием одаренных детей в структуре общего образования, остаются недостаточно изученными. Это касается диагностики детской одаренности, влияния некоторых социально – психологических факторов на проявление и развитие одаренности. Кроме того, практика работы с одаренными детьми свидетельствует о возникающих трудностях, обусловленных с разнообразием видов одаренности, множеством теоретических подходов и методов к ее исследованию, а так же недостаточным количеством специалистов, профессионально и личностно подготовленных к работе с одаренными детьми.
Проблема одаренности комплексна и находится она на стыке различных дисциплин. В мире известно на сегодняшний момент времени несколько десятков научных концепций одаренности, создаваемых в русле разнообразных теоретических направлений. Обратимся к вопросу анализа и уточнения понятия «одаренность».
Научные школы, рассматривая феномен одаренности с позиции наследуемости, придерживаются двух основных подходов. К первому относится нейтивизм (от английского native – природный, естественный) с его тезисом о безоговорочной, неизбежной реализации биологических, в том числе генетических, потенций. По-мнению Ф.Гальтона, «если человек одарен обширной умственной даровитостью, энергичностью в работе и способностью к тяжелому труду, едва ли какие-либо причины могут помешать ему выдвинуться»[6]. Другим крупным представителем нейтивизма является Л.М. Термен, под руководством которого в Стенфордском университете (США) в начале нынешнего века было проведено исследование тысячи одаренных детей. Общий вывод был таков: «решающее значение имеет наследственность»
[7]
, под которой понимаются врожденные особенности нервной системы (задатки) ребенка.
Противостоящий подход не отрицает существенной роли природных задатков, но в генезисе умственной одаренности решающее значение придает социальной среде. Наиболее широко в русле данного подхода представлены взгляды отечественных психологов. Здесь задатки понимаются как природные предпосылки способностей, реализуемые посредством социальных механизмов, важнейшую роль среди которых играет обучение и воспитание [8, с 35]. По мнению Б.М.Теплова, способность – это индивидуальные психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности…., обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. Одаренность ученый рассматривает, как «…качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности » [13, с.22] В данном определении выделяются такие ключевые понятия, как «индивидуально-психологические особенности», «деятельность», «способности». При этом в трактовке одаренности наблюдается определенная двойственность, проявляющаяся в отсутствии однозначно определенной позиции относительно природы одаренности. Это в свою очередь проявляется в дизъюнктивной структуре самого определения: одаренность определяется и как врожденная, и как приобретенная характеристика.

В течение длительного времени в России доминировало определение, предложенное американскими учеными по заданию Департамента США в 1972 г.

: «…одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения»[13, с.131] Это определение одаренности дается через достижения и указывается, как их можно определить – с помощью экспертов («опытных специалистов»). Начиная с 70-х годов, в России появляются работы, посвященные личностным компонентам структуры одаренности, постепенно вводятся диагностические методы процедуры отбора одаренных детей. В этот период времени уже был накоплен материал по понятийному аппарату.

В более поздних определениях одаренности отразились изменения теоретико-методологических позиций исследователей этой проблемы. Определение, разработанное коллективом авторов «Рабочей концепции одаренности» Минобразования РФ: «…одаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».
В этом определении подчеркивается системный и динамичный характер одаренности как сложного и развивающегося качества психики. За его основу взяты определения способностей и одаренности, разработанные В.Д. Шадриковым в традициях школы Б.М. Теплова. По мнению В.Д.Шадрикова, «способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности»[16, c.146].Ученый считает, что «одаренность выступает как интегральное проявление способностей в целях конкретной деятельности»[16, c.163].Это определение сформулировано в рамках деятельностного подхода. Нам ближе личностный подход к одаренности, разработанный С.Л. Рубинштейном.[13,с.129] По его мнению, одаренность нельзя отождествлять с качеством одной функции, даже если это мышление.
Он считал, что одаренность характеризует внутренние возможности развития личности, соотнесенные с условиями ее развития.
Научный интерес в исследовании понятия «одаренность», несомненно, представляет системный подход, который предполагает целостное изучение понятия. Определение критериев одаренности как системы происходило на основе конкретно – исторического анализа этого феномена. Одним из критериев является отношение биологического и социального. В первой подструктуре «интеллект» сохраняется влияние врожденных и биологических свойств. Во вторую подструктуру – «креативности» входят как социальные, так и биологические свойства, на основе которых формируется креативность. В третью подструктуру «духовности» входят социально обусловленные содержательные черты личности. Каждая из этих подструктур имеет свой вид формирования. Первая формируется путем обучения, вторая — воспитания и обучения, третья – воспитания.
Л.И.Ларионова предлагает для раскрытия понятия «одаренность» выявить системообразующий фактор, задающий «направление действию» системы. По мнению Б.Ф.Ломова[8, с. 235], системообразующий фактор формируется и развивается в процессе жизни индивида в обществе. Л.И. Ларионова считает, что «в структуре одаренности таким фактором является духовность».[5, с.87]

Из приведенного анализа взглядов отечественных ученых на проблему одаренности ребенка можно сделать вывод, что одаренность – это не дар природы, а целенаправленный процесс развития определенных задатков, способностей, качеств личности, которые могут раскрыться через создание благоприятной среды и включения в деятельность. Образовательный результат педагогического процесса имеет прямое отношение к поддержке одаренности. Наше понимание одаренности соответствует позиции Д.Б.Богоявленской, которая пишет о связи одаренности со способностью к развитию своей деятельности. Она утверждает, что «подлинная одаренность предполагает увлеченность самим предметом и приверженность к выбранному делу…То, что человек делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя в процессе работы все новые замыслы…В этом случае можно говорить о том, что имело место «развитие деятельности»»[1].По мнению В.Д.Шадрикова, любого рода занятие по инициативе самой личности является операциональным раскрытием одаренности. Ценность одаренности как таковой определяют творческие усилия, которые приводят к получению продукта.

Изучив различные подходы к понятию «одаренности» детей, мы выяснили наиболее значимые моменты, которые позволили нам уточнить определение именно в педагогическом процессе развития одаренного ребенка. На наш взгляд, целесообразно рассматривать одаренность как развитие внутреннего деятельностного потенциала одаренного ребенка, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности, стремясь выйти за их пределы.

Литература:

  1. Богоявленская Д.Б. Одаренность: как ее понимают (онлайн) URL: federalbook.ru> files…SREDNEE…2…Bogoyavlenskaya.pdf (дата обращения 15.08.2012)

  2. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Дж.Гилфорд // Психология мышления: сб.переводов / под ред. А.М. Матюшкина.- М.: Прогресс,1995.- С.435-456

  3. Дружинин В.В. Теория развивающего обучения / В.В.Давыдов.- М.: ИНТОР,1996 — 544 с.
  4. Карне М. Существо проблемы// Одаренные дети. М.,1991.С.149-164
  5. Ларионова Л.И. Культурно – психологические факторы развития интеллектуальной одаренности.- М.: Изд –во «Институт психологии РАН», 2011.- 320с.
  6. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды/ Н.С.Лейтис.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Издательство Московского психолого – социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,2008. -480 с.
  7. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999. — 532 с.
  8. Ломов Б.М. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука,1984.- 445 с.
  9. Матюшкин А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей : учеб. пособие / под ред. А.М. Матюшкина – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 192 с.
  10. Панов В.И. Некоторые теоретические и практические аспекты одаренности/ В.И.Панов // Прикладная психология.- 1998.- №3.-С.10-17
11.Рабочая концепция одаренности. (онлайн) URL: http://sakhitti.ru/itti/web/odaren/1.7.html (дата обращения 14.08.2012).
  1. Рензулли Дж. Модель обогащенного школьного обучения//Дж.Рензулли, С.Рис; под ред. Д.Б. Богоявленской.- М.:Педагогика,1972.-242 с.
  2. Рубинштейн С. Л. Одаренность и уровень способностей // Основы общей психологии. В 2 т.Т.2 М., 1989.- с.127- 135
  3. Савенков А.И. Психология детской одаренности.- М.: Генезис,2010.- 440 с.
  4. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Избр. труды. В 2 т. Т.1 М.: Педагогика,1985.с.15-41
  5. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М.: Логос,1999.- 269 с.

Авторизация

Размер:

AAA

Цвет: C C C

Изображения Вкл. Выкл.

Обычная версия сайта

Сведения об образовательной организации Контакты Старая версия сайта Версия для слабовидящих Версия для слабовидящих

Южно-Уральский государственный медицинский университет

  • Университет
    • События
    • Новости
    • ЮУГМУ сегодня
    • Историческая справка
    • Руководство
    • Выборы ректора
    • Лицензия, аккредитация и сертификаты
    • Организационная структура
    • Противодействие коррупции
    • Первичная профсоюзная организация ЮУГМУ Профсоюза работников здравоохранения РФ
  • Абитуриенту
    • Новости для абитуриентов
    • Центр довузовской подготовки
    • Поступающим на специалитет
    • Поступающим в ординатуру
    • Поступающим в аспирантуру
    • Поступающим в медицинский колледж
    • Документы на право ведения образовательной деятельности
    • Положения о приемной, экзаменационной и апелляционной комиссиях
    • Информация об общежитиях
    • Часто задаваемые вопросы
    • Результаты приема студентов
    • Информация для инвалидов
  • Обучающемуся
    • Факультеты
    • Кафедры
    • Медицинский колледж
    • Ординатура
    • Аспирантура
    • Научная библиотека
    • Образовательный портал
    • Расписания
    • Совет обучающихся ЮУГМУ
    • Этический кодекс студентов медицинских вузов
    • Совет студентов Минздрава России
    • О допуске студентов к работе в медицинских организациях
    • Иностранным обучающимся
    • Медицинское обслуживание
    • Информация об общежитиях
    • Стипендиальное обеспечение
    • Порядок перехода обучающихся с платного на бесплатное обучение
    • Часто задаваемые вопросы
    • Анкетирование
    • Студенческие отряды
    • Противодействие терроризму и экстремизму
  • Специалисту
    • Институт дополнительного профессионального образования
    • Аккредитация специалистов
  • Пациенту
    • Клиника ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России
    • Профилактика новой коронавирусной инфекции, гриппа, ОРВИ, вакцинация
    • Здоровый образ жизни
    • Нет наркотикам!
  • Научная работа
    • Управление по научной и инновационной работе
    • Экспериментально-биологическая клиника (виварий)
    • Отдел международных связей
    • НИИ иммунологии
    • Центральная научно-исследовательская лаборатория
    • НОЦ «Проблемы фундаментальной медицины»
    • НОЦ «Клиническая фармакология»
    • Конференции и другие мероприятия
    • Диссертационные советы
    • Журнал «Непрерывное медицинское образование и наука»
    • Студенческое научное общество
    • Совет молодых ученых и специалистов

Одаренные Определение и значение — Merriam-Webster

подарок · изд. ˈgif-təd 

1

: обладающий большими природными способностями : талантливый

одаренные дети

2

: выявление особого дара

одаренные голоса

одаренные голоса наречие

одаренность существительное

Примеры предложений

Он очень одаренный студент. школа на одаренных детей

Недавние примеры в Интернете Алисия не только математический гений, но и одаренная скрипачка. Джеймс Вуд, 9 лет0029 The New Yorker , 7 декабря 2022 г. За время своей карьеры главного тренера Фриз заработал репутацию одаренного тренера квотербеков и атакующего ума. Том Грин | [email protected], al , 6 декабря 2022 г. Джанни был одаренным маркетологом собственного дизайна, используя знаменитостей (в том числе выдающихся супермоделей того времени, таких как Наоми Кэмпбелл), чтобы привлечь внимание к своему бренду. Кс Бейкер, Peoplemag , 2 декабря 2022 г. Два одаренных поэтов при дворе Генриха, Томас Вятт и Генри Ховард, граф Суррей, добились определенного успеха, импортируя и адаптируя итальянские и французские поэтические модели — Вятт ввел форму сонета в английский язык, — но они тоже были уничтожены. Стивен Гринблатт, The New York Review of Books , 1 декабря 2022 г. Воздушные ветви свежесрезанного дерева демонстрируют старинные безделушки вместе со смесью из подарил украшений. Келли Райан Кеганс, Country Living , 30 ноября 2022 г. В ноябре Браунинг сломал правую руку и пропустил 15 игр, прежде чем вернуться к среднему показателю в 4,4 очка и двум подборам, несмотря на то, что он, возможно, был самым атлетически одаренным игроком из в списке. Тодд Розиак, Journal Sentinel , 5 ноября 2022 г. 27-летний бывший морской котик может быть одним из самых подарил бегунов на планете. Мийо Макгинн, Внешний онлайн , 20 октября 2022 г. Демократов в течение восьми лет возглавлял один из самых одаренных ораторов в истории страны. Михаил Соколов, Новая Республика , 15 сентября 2022 г. Узнать больше

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «одаренный». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Первое известное использование

1644, в значении, определенном в смысле 1

Путешественник во времени

Первое известное использование одаренный был в 1644 г.

Посмотреть другие слова того же года подарочная экономика

одаренный

одаренный

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись0003

«Одаренный». Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/gifted. По состоянию на 13 декабря 2022 г. прилагательное

подарок · изд. ˈgif-təd 

: с большими естественными способностями

От Merriam-Webster на

одаренных

Тезаурус: все синонимы и антонимы для одаренных

нглиш: перевод подарков для динамиков испанского языка

40004. из подаренных для говорящих на арабском языке

Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

доверенное лицо

См. Определения и примеры »

Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!


Тест на часто путаемые слова

  • Я пошел в магазин ______, чтобы купить открытку на день рождения.
  • стационарный канцелярские товары

Прослушайте слово и напечатайте его. Сколько вы можете получить правильно?

ПРОЙДИТЕ ТЕСТ

Ежедневное задание для любителей кроссвордов.

ПРОЙДИТЕ ТЕСТ

Собрание определений одаренности — Мичиганская ассоциация одаренных детей

Простое определение


Одаренными называют тех, кто делает что-то немного раньше, немного быстрее, немного лучше и, возможно, немного отличается от большинства других. НЕКОТОРЫЕ из одаренных делают что-то намного раньше, намного быстрее, намного лучше или сильно не так, как большинство других! Другие не делают ничего из этого; тем не менее, они по-прежнему демонстрируют способности и/или понимание, которые намного превосходят способности других. Из-за их продвинутого или ускоренного развития, а также из-за того, что они обладают высоким уровнем осознания и интенсивности, а также большей глубиной мышления и чувств, одаренные люди особенно уязвимы и нуждаются в модифицированных услугах или действиях, которые обычно не предоставляются другим.


– Разработано доктором Эллен Фидлер в сотрудничестве с родителями, аспирантами и учителями на основе разработок Джины Гинзберг-Риггс, Барбары Кларк и The Columbus Group. «Одаренность — это биологически укоренившееся понятие, являющееся результатом высокого уровня интеграции и ускорения нервных клеток в мозге. Уровень интеллекта, структура и процесс мышления и обучения меняются, становясь более сложными, ускоренными и глубокими. Одаренность может быть развита и выражена на умеренном, высоком или глубоком уровне.


– Барбара Кларк в книге «Расти одаренными» (7-е изд.), Merrill Publishing Co., 2008, с. 56


Перспектива развития


«Одаренность — это асинхронное развитие, при котором расширенные когнитивные способности и повышенная интенсивность сочетаются для создания внутренних переживаний и осознания, которые качественно отличаются от нормы. Эта асинхронность увеличивается с увеличением интеллектуальных способностей. Уникальность одаренных делает их особенно уязвимыми и требует изменений в воспитании, обучении и консультировании для их оптимального развития».


– The Columbus Group, 1991


Федеральное определение


Термин «одаренный и талантливый», когда он используется в отношении студентов, детей или молодежи, означает студентов, детей или молодежь, дающих показания способности к высоким достижениям в таких областях, как интеллектуальные, творческие, художественные или лидерские способности, или в определенных академических областях, и которые нуждаются в услугах или мероприятиях, которые обычно не предоставляются школой, чтобы полностью развить эти способности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *