Различные подходы к понятию «одаренность»
Автор: Миронова Анна Михайловна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2012)
Статья просмотрена: 7609 раз
Скачать электронную версию
Библиографическое описание:Миронова, А. М. Различные подходы к понятию «одаренность» / А. М. Миронова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2615/ (дата обращения: 13.12.2022).
- Ключевые слова:
одаренность, талант, способность, гениальность.
- В настоящее время в одном ряду с такими глобальными проблемами, как экологические, мировой финансовый кризис, внедрение новых информационных технологий, исследователей всего мира привлекает интерес и внимание феномен детской одаренности. Кроме того, в условиях глобальных изменений в социальной, экономической и производственных сферах жизни общества, усиления борьбы за конкурентоспособность государств и информационно – технологической революции все более ценится интеллект и креативность, возрастает потребность общества в творческих людях, одаренных детях.
- Выявление, поддержка, социализация одаренных детей, как носителей «золотого» интеллектуального генофонда страны, в сложившейся ситуации становится приоритетной задачей государства и общества в целом. Важнейшими инструментами решения проблем, связанных с созданием условий для развития одаренных детей в нашей стране, являются Национальный проект «Образование», проект «Наша новая школа», Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему.
- Анализ литературы показал, что проблема одарённости в настоящее время приобрела статус государственной важности в большинстве стран, что привело к социальному запросу на её исследование. Больше всего вопросы касающиеся одарённости разрабатывают в Америке: Дж.Дж.Галлахер, Ф.Рамос-Форд и Г.Гарднер, Дж.Рензулли, Р.Дж.Стернберг, А.Дж.Танненбаум. В Англии исследованием этой проблемы занимаются Э.Д.Боно, Дж.Фримен; в Германии- К.Клюге, Т.Мейснер, Т.Трост, К.К. Урбан; в России- Д.Б. Богоявленская, А.И. Доровской, В.Н.Дружинин, Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин, В.И.Панов, А.И.Савенков, М.А.Холодная , В.Д.Шадриков, В.С. Юркевич и др..
- Проблема одаренности комплексна и находится она на стыке различных дисциплин. В мире известно на сегодняшний момент времени несколько десятков научных концепций одаренности, создаваемых в русле разнообразных теоретических направлений. Обратимся к вопросу анализа и уточнения понятия «одаренность».
- Научные школы, рассматривая феномен одаренности с позиции наследуемости, придерживаются двух основных подходов. К первому относится нейтивизм (от английского native – природный, естественный) с его тезисом о безоговорочной, неизбежной реализации биологических, в том числе генетических, потенций. По-мнению Ф.Гальтона, «если человек одарен обширной умственной даровитостью, энергичностью в работе и способностью к тяжелому труду, едва ли какие-либо причины могут помешать ему выдвинуться»[6]. Другим крупным представителем нейтивизма является Л.М. Термен, под руководством которого в Стенфордском университете (США) в начале нынешнего века было проведено исследование тысячи одаренных детей. Общий вывод был таков: «решающее значение имеет наследственность»
- Противостоящий подход не отрицает существенной роли природных задатков, но в генезисе умственной одаренности решающее значение придает социальной среде. Наиболее широко в русле данного подхода представлены взгляды отечественных психологов. Здесь задатки понимаются как природные предпосылки способностей, реализуемые посредством социальных механизмов, важнейшую роль среди которых играет обучение и воспитание [8, с 35]. По мнению Б.М.Теплова, способность – это индивидуальные психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности…., обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. Одаренность ученый рассматривает, как «…качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности » [13, с.22] В данном определении выделяются такие ключевые понятия, как «индивидуально-психологические особенности», «деятельность», «способности». При этом в трактовке одаренности наблюдается определенная двойственность, проявляющаяся в отсутствии однозначно определенной позиции относительно природы одаренности. Это в свою очередь проявляется в дизъюнктивной структуре самого определения: одаренность определяется и как врожденная, и как приобретенная характеристика.
В течение длительного времени в России доминировало определение, предложенное американскими учеными по заданию Департамента США в 1972 г.
- В более поздних
определениях одаренности отразились изменения
теоретико-методологических позиций исследователей этой проблемы.
Определение, разработанное коллективом авторов «Рабочей
концепции одаренности» Минобразования РФ: «…одаренность
– системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких
(необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах
деятельности по сравнению с другими людьми». В этом
определении подчеркивается системный и динамичный характер
одаренности как сложного и развивающегося качества психики. За его
основу взяты определения способностей и одаренности, разработанные
В.Д. Шадриковым в традициях школы Б.М. Теплова. По мнению
В.Д.Шадрикова, «способности можно определить как свойства
функциональных систем, реализующих отдельные психические функции,
которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в
успешности и качественном своеобразии освоения и реализации
деятельности»[16, c.146].Ученый
считает, что «одаренность выступает как интегральное
проявление способностей в целях конкретной деятельности»[16,
c.163].Это
определение сформулировано в рамках деятельностного подхода. Нам
ближе личностный подход к одаренности, разработанный С.Л.
Рубинштейном.[13,с.129] По его мнению, одаренность нельзя
отождествлять с качеством одной функции, даже если это мышление.
- Научный интерес в исследовании понятия «одаренность», несомненно, представляет системный подход, который предполагает целостное изучение понятия. Определение критериев одаренности как системы происходило на основе конкретно – исторического анализа этого феномена. Одним из критериев является отношение биологического и социального. В первой подструктуре «интеллект» сохраняется влияние врожденных и биологических свойств. Во вторую подструктуру – «креативности» входят как социальные, так и биологические свойства, на основе которых формируется креативность. В третью подструктуру «духовности» входят социально обусловленные содержательные черты личности. Каждая из этих подструктур имеет свой вид формирования. Первая формируется путем обучения, вторая — воспитания и обучения, третья – воспитания. Л.И.Ларионова предлагает для раскрытия понятия «одаренность» выявить системообразующий фактор, задающий «направление действию» системы. По мнению Б.Ф.Ломова[8, с. 235], системообразующий фактор формируется и развивается в процессе жизни индивида в обществе. Л.И. Ларионова считает, что «в структуре одаренности таким фактором является духовность».[5, с.87]
Из приведенного анализа взглядов отечественных ученых на проблему одаренности ребенка можно сделать вывод, что одаренность – это не дар природы, а целенаправленный процесс развития определенных задатков, способностей, качеств личности, которые могут раскрыться через создание благоприятной среды и включения в деятельность. Образовательный результат педагогического процесса имеет прямое отношение к поддержке одаренности. Наше понимание одаренности соответствует позиции Д.Б.Богоявленской, которая пишет о связи одаренности со способностью к развитию своей деятельности. Она утверждает, что «подлинная одаренность предполагает увлеченность самим предметом и приверженность к выбранному делу…То, что человек делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя в процессе работы все новые замыслы…В этом случае можно говорить о том, что имело место «развитие деятельности»»[1].По мнению В.Д.Шадрикова, любого рода занятие по инициативе самой личности является операциональным раскрытием одаренности. Ценность одаренности как таковой определяют творческие усилия, которые приводят к получению продукта.
Изучив различные подходы к понятию «одаренности» детей, мы выяснили наиболее значимые моменты, которые позволили нам уточнить определение именно в педагогическом процессе развития одаренного ребенка. На наш взгляд, целесообразно рассматривать одаренность как развитие внутреннего деятельностного потенциала одаренного ребенка, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности, стремясь выйти за их пределы.
Литература:
Богоявленская Д.Б. Одаренность: как ее понимают (онлайн) URL: federalbook.ru> files…SREDNEE…2…Bogoyavlenskaya.pdf (дата обращения 15.08.2012)
Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Дж.Гилфорд // Психология мышления: сб.переводов / под ред. А.М. Матюшкина.- М.: Прогресс,1995.- С.435-456
- Дружинин В.В. Теория развивающего обучения / В.В.Давыдов.- М.: ИНТОР,1996 — 544 с.
- Карне М. Существо проблемы// Одаренные дети. М.,1991.С.149-164
- Ларионова Л.И. Культурно – психологические факторы развития интеллектуальной одаренности.- М.: Изд –во «Институт психологии РАН», 2011.- 320с.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды/ Н.С.Лейтис.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Издательство Московского психолого – социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,2008. -480 с.
- Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999. — 532 с.
- Ломов Б.М. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука,1984.- 445 с.
- Матюшкин А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей : учеб. пособие / под ред. А.М. Матюшкина – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 192 с.
- Панов В.И. Некоторые теоретические и практические аспекты одаренности/ В.И.Панов // Прикладная психология.- 1998.- №3.-С.10-17
- 11.Рабочая концепция одаренности. (онлайн) URL: http://sakhitti.ru/itti/web/odaren/1.7.html (дата обращения 14.08.2012).
- Рензулли Дж. Модель обогащенного школьного обучения//Дж.Рензулли, С.Рис; под ред. Д.Б. Богоявленской.- М.:Педагогика,1972.-242 с.
- Рубинштейн С. Л. Одаренность и уровень способностей // Основы общей психологии. В 2 т.Т.2 М., 1989.- с.127- 135
- Савенков А.И. Психология детской одаренности.- М.: Генезис,2010.- 440 с.
- Теплов Б.М. Способности и одаренность // Избр. труды. В 2 т. Т.1 М.: Педагогика,1985.с.15-41
- Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М.: Логос,1999.- 269 с.
Авторизация
Размер:
AAA
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Сведения об образовательной организации Контакты Старая версия сайта Версия для слабовидящих Версия для слабовидящих
Южно-Уральский государственный медицинский университет
- Университет
- События
- Новости
- ЮУГМУ сегодня
- Историческая справка
- Руководство
- Выборы ректора
- Лицензия, аккредитация и сертификаты
- Организационная структура
- Противодействие коррупции
- Первичная профсоюзная организация ЮУГМУ Профсоюза работников здравоохранения РФ
- Абитуриенту
- Новости для абитуриентов
- Центр довузовской подготовки
- Поступающим на специалитет
- Поступающим в ординатуру
- Поступающим в аспирантуру
- Поступающим в медицинский колледж
- Документы на право ведения образовательной деятельности
- Положения о приемной, экзаменационной и апелляционной комиссиях
- Информация об общежитиях
- Часто задаваемые вопросы
- Результаты приема студентов
- Информация для инвалидов
- Обучающемуся
- Факультеты
- Кафедры
- Медицинский колледж
- Ординатура
- Аспирантура
- Научная библиотека
- Образовательный портал
- Расписания
- Совет обучающихся ЮУГМУ
- Этический кодекс студентов медицинских вузов
- Совет студентов Минздрава России
- О допуске студентов к работе в медицинских организациях
- Иностранным обучающимся
- Медицинское обслуживание
- Информация об общежитиях
- Стипендиальное обеспечение
- Порядок перехода обучающихся с платного на бесплатное обучение
- Часто задаваемые вопросы
- Анкетирование
- Студенческие отряды
- Противодействие терроризму и экстремизму
- Специалисту
- Институт дополнительного профессионального образования
- Аккредитация специалистов
- Пациенту
- Клиника ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России
- Профилактика новой коронавирусной инфекции, гриппа, ОРВИ, вакцинация
- Здоровый образ жизни
- Нет наркотикам!
- Научная работа
- Управление по научной и инновационной работе
- Экспериментально-биологическая клиника (виварий)
- Отдел международных связей
- НИИ иммунологии
- Центральная научно-исследовательская лаборатория
- НОЦ «Проблемы фундаментальной медицины»
- НОЦ «Клиническая фармакология»
- Конференции и другие мероприятия
- Диссертационные советы
- Журнал «Непрерывное медицинское образование и наука»
- Студенческое научное общество
- Совет молодых ученых и специалистов
Одаренные Определение и значение — Merriam-Webster
подарок · изд. ˈgif-təd
1
: обладающий большими природными способностями : талантливый
одаренные дети
2
: выявление особого дара
одаренные голоса
одаренные голоса наречие
одаренность существительное
Примеры предложений
Он очень одаренный студент. школа на одаренных детей
Недавние примеры в Интернете Алисия не только математический гений, но и одаренная скрипачка. Джеймс Вуд, 9 лет0029 The New Yorker , 7 декабря 2022 г. За время своей карьеры главного тренера Фриз заработал репутацию одаренного тренера квотербеков и атакующего ума. Том Грин | [email protected], al , 6 декабря 2022 г. Джанни был одаренным маркетологом собственного дизайна, используя знаменитостей (в том числе выдающихся супермоделей того времени, таких как Наоми Кэмпбелл), чтобы привлечь внимание к своему бренду. Кс Бейкер, Peoplemag , 2 декабря 2022 г. Два одаренных поэтов при дворе Генриха, Томас Вятт и Генри Ховард, граф Суррей, добились определенного успеха, импортируя и адаптируя итальянские и французские поэтические модели — Вятт ввел форму сонета в английский язык, — но они тоже были уничтожены. Стивен Гринблатт, The New York Review of Books , 1 декабря 2022 г. Воздушные ветви свежесрезанного дерева демонстрируют старинные безделушки вместе со смесью из подарил украшений. Келли Райан Кеганс, Country Living , 30 ноября 2022 г. В ноябре Браунинг сломал правую руку и пропустил 15 игр, прежде чем вернуться к среднему показателю в 4,4 очка и двум подборам, несмотря на то, что он, возможно, был самым атлетически одаренным игроком из в списке. Тодд Розиак, Journal Sentinel , 5 ноября 2022 г. 27-летний бывший морской котик может быть одним из самых подарил бегунов на планете. Мийо Макгинн, Внешний онлайн , 20 октября 2022 г. Демократов в течение восьми лет возглавлял один из самых одаренных ораторов в истории страны. Михаил Соколов, Новая Республика , 15 сентября 2022 г. Узнать больше
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «одаренный». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Первое известное использование
1644, в значении, определенном в смысле 1
Путешественник во времени
Первое известное использование одаренный был в 1644 г.
Посмотреть другие слова того же года подарочная экономика
одаренный
одаренный
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись0003
«Одаренный». Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/gifted. По состоянию на 13 декабря 2022 г. прилагательное
подарок · изд. ˈgif-təd
: с большими естественными способностями
От Merriam-Webster на
одаренныхТезаурус: все синонимы и антонимы для одаренных
нглиш: перевод подарков для динамиков испанского языка
40004. из подаренных для говорящих на арабском языке
Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
доверенное лицо
См. Определения и примеры »
Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!
Тест на часто путаемые слова
- Я пошел в магазин ______, чтобы купить открытку на день рождения.
- стационарный канцелярские товары
Прослушайте слово и напечатайте его. Сколько вы можете получить правильно?
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Ежедневное задание для любителей кроссвордов.
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Собрание определений одаренности — Мичиганская ассоциация одаренных детей
Простое определение
Одаренными называют тех, кто делает что-то немного раньше, немного быстрее, немного лучше и, возможно, немного отличается от большинства других. НЕКОТОРЫЕ из одаренных делают что-то намного раньше, намного быстрее, намного лучше или сильно не так, как большинство других! Другие не делают ничего из этого; тем не менее, они по-прежнему демонстрируют способности и/или понимание, которые намного превосходят способности других. Из-за их продвинутого или ускоренного развития, а также из-за того, что они обладают высоким уровнем осознания и интенсивности, а также большей глубиной мышления и чувств, одаренные люди особенно уязвимы и нуждаются в модифицированных услугах или действиях, которые обычно не предоставляются другим.
– Разработано доктором Эллен Фидлер в сотрудничестве с родителями, аспирантами и учителями на основе разработок Джины Гинзберг-Риггс, Барбары Кларк и The Columbus Group. «Одаренность — это биологически укоренившееся понятие, являющееся результатом высокого уровня интеграции и ускорения нервных клеток в мозге. Уровень интеллекта, структура и процесс мышления и обучения меняются, становясь более сложными, ускоренными и глубокими. Одаренность может быть развита и выражена на умеренном, высоком или глубоком уровне.
– Барбара Кларк в книге «Расти одаренными» (7-е изд.), Merrill Publishing Co., 2008, с. 56
Перспектива развития
«Одаренность — это асинхронное развитие, при котором расширенные когнитивные способности и повышенная интенсивность сочетаются для создания внутренних переживаний и осознания, которые качественно отличаются от нормы. Эта асинхронность увеличивается с увеличением интеллектуальных способностей. Уникальность одаренных делает их особенно уязвимыми и требует изменений в воспитании, обучении и консультировании для их оптимального развития».
– The Columbus Group, 1991
Федеральное определение
Термин «одаренный и талантливый», когда он используется в отношении студентов, детей или молодежи, означает студентов, детей или молодежь, дающих показания способности к высоким достижениям в таких областях, как интеллектуальные, творческие, художественные или лидерские способности, или в определенных академических областях, и которые нуждаются в услугах или мероприятиях, которые обычно не предоставляются школой, чтобы полностью развить эти способности.