Определение ощущения в психологии: Ощущения. Что такое «Ощущения»? Понятие и определение термина «Ощущения» – Глоссарий

Страница не найдена

  • ЯрГУ
    • История
    • Сведения об образовательной организации
    • Попечительский совет
    • Ученый совет
    • Ректорат
    • Подразделения
    • Сотрудникам
    • Выпускникам
    • Студентам
    • Основные документы
    • Телефонный справочник
    • Фонд целевого капитала
    • Рейтинги
  • Приоритет 2030
  • Программа развития
    • О программе ЯрГУ
    • Цифровые кафедры
    • Проекты
    • Документы
    • Новости
  • Абитуриенту
    • Бакалавриат и специалитет
    • Магистратура
    • Аспирантура
    • Среднее профессиональное образование
    • Памятка абитуриенту
    • Памятка иностранному абитуриенту
    • Контакты приемной комиссии
    • Основные документы
  • Образование
    • Приемная комиссия
    • Дополнительное образование детей
    • Среднее профессиональное образование
    • Высшее образование
    • Дополнительное образование
    • Университетская жизнь
    • Государственная аккредитация
    • Электронное обучение
  • Факультеты
  • Наука
  • Пресс-Центр
    • #МыВМЕСТЕ
    • Новости
    • События
    • Информационные издания
    • О нас
    • Центр университетского телевидения
    • Ресурсы ЯрГУ
    • Обратная связь
    • Для СМИ
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
  • Выборы ректора 2023
  • Контакты

Познавательные процессы, ощущение.

Общая психология. Лекция 2

Похожие презентации:

Темперамент. Типы темперамента

Воображение и его виды

Вербальные и невербальные средства общения

Конфликты и способы их разрешения

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

Гуманистическая психология

Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи

Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)

Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ощущение

Определение ощущений
Место ощущений в системе психических процессов
Значение исследования ощущений для психологической теории и
практики
Физиологические механизмы ощущений
Строение и свойства анализатора: адаптация, тренируемость,
инерция, синестезия, сенсибилизация
Эмпирические характеристики сенсорного образа:
пространственные, временные, модальность, интенсивность
Виды ощущений. Классификации ощущений Классификация Р.
Шеррингтона: экстеро, проприо-, интероцептивные ощущения
Характеристика одиннадцати видов ощущений
Сенсорная организация человека

2. Определение ощущений

Ощущение – психофизиологический процесс
непосредственного чувственного отражения
(познания) отдельных свойств, явлений и
предметов объективного мира
Процесс отражения прямого воздействия стимулов
на органы чувств
Результатом процесса ощущения является
«парциальный образ мира», так как в нем
отражаются отдельные свойства или признаки
объектов

3. Место ощущений в системе психических процессов

Ощущение – это первичный познавательный
(когнитивный) процесс. Термин «первичный» указывает на
то, что именно с ощущений начинается ориентировка
организмов в окружающей среде.
Согласно концепции А.Н.Леонтьева, ощущение является
исторически первой формой психического отражения.
Филогенетическая основа ощущений – «раздражимость» –
реакция организма на биотические (тепло, свет, пища)
раздражители.
Ощущение – как реакция на абиотические воздействия,
которые прямо не связаны с потребностями организма,
выполняет ориентировочную функцию.

4. Значение исследования ощущений для теории и практики

Раскрытие тайны появления психического уровня отражения в
ходе эволюции
Решение основного гносеологического вопроса философии о
познаваемости мира
Ощущения и восприятия в
философской литературе
Ощущения и восприятия в
психологической
литературе
начальные ступени
познания
окружающего мира
сложный
психофизиологический
процесс формирования
чувственных образов
психическое
отражение
действительности с
помощью органов
чувств
сенсорные и
перцептивные
образы как результат
процесса отражения

6. Свойства анализатора

.
Чувствительность к адекватным раздражителям
Позитивная и негативная адаптация (диапазон изменения
абсолютной чувствительности, скорость изменения
абсолютной чувствительности, избирательность
(селективность) по отношению к определенному
раздражителю
Тренируемость
Инерция
Синестезия
Сенсибилизация

7.

Характеристики образа ощущенийо качественных
особенностях
воздействия
об интенсивности
воздействия
сенсорный образ
содержит
информацию
о времени
воздействия
объекта
о движении и
местоположении
объекта в
пространстве

8. Классификация ощущений

9. Виды ощущений

ощущения прикосновения
или тактильные
температурные ощущения
тепла
Кожная чувствительность
температурные ощущения
холода
ощущения боли

10. Тактильные ощущения

11. Виды ощущений

12. Виды ощущений

16. Слуховые ощущения

17. Слуховые ощущения

18. Зрительные ощущения

20. Кинестетические ощущения

21. Виды ощущений

23. ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие — психический процесс,
отражающий предметы или явления при
их непосредственном воздействии на
органы чувств

24. Уровни перцептивного действия

Перцептивные действия
Обнаружение. Исходная фаза развития любого сенсорного процесса. Субъект осознает
только наличие стимула.
Различение. Конечный результат этой операции – формирование образа эталона. При этом
развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического
сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и
стоящей перед субъектом задачи.
Опознавательные действия
Идентификация. Отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом,
хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых
объектов.
Опознание. Для опознания обязательны операции сличения и идентификация. Опознание
включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов,
воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

25. Пространственные характеристики образа восприятия

ОТРАЖЕНИЕ
величины
объекта
движения
объекта
формы
объекта
местоположения
объекта
отражение
рельефа (
глубины)

English     Русский Правила

5.

1 Ощущение и восприятие — Психология — 1-е канадское издание
  1. Обзор и обобщение возможностей и ограничений человеческих ощущений.
  2. Объясните разницу между ощущением и восприятием и опишите, как психологи измеряют пороги восприятия и различия.
  3. Объясните избирательное внимание и сенсорную адаптацию.

Сенсорные пороги: что мы можем испытать?

Люди обладают мощными сенсорными способностями, которые позволяют нам ощущать окружающий нас калейдоскоп образов, звуков, запахов и вкусов. Наши глаза улавливают световую энергию, а наши уши улавливают звуковые волны. Наша кожа чувствует прикосновение, давление, горячее и холодное. Наши языки реагируют на молекулы продуктов, которые мы едим, а нос улавливает запахи в воздухе. Система человеческого восприятия настроена на точность, и люди чрезвычайно хорошо используют широкий спектр доступной им информации (Stoffregen & Bardy, 2001).

Во многих отношениях наши чувства весьма замечательны. Человеческий глаз может обнаружить эквивалент пламени одной свечи, горящего на расстоянии 30 миль (48,3 км), и может различать более 300 000 различных цветов. Человеческое ухо может улавливать звук — измеряемый в герц (Гц), что является единицей частоты, определяющей колебания в секунду — от 20 Гц до 20000 Гц, и оно может слышать тиканье часов около 20 футов (6,1 м) в тихой комнате. Мы можем попробовать чайную ложку сахара, растворенную в двух галлонах (7,6 л) воды, и мы можем почувствовать запах одной капли духов, рассеянных в трехкомнатной квартире. Мы чувствуем, как крыло пчелы упало на нашу щеку с высоты одного сантиметра (Галантер, 19 лет).62).

 

 

Рисунок 5.1. Очень чувствительное обоняние собаки полезно для поиска пропавших без вести, взрывчатых веществ, продуктов питания и наркотиков.

Хотя многое мы понимаем, есть еще больше того, чего мы не понимаем. Собаки, летучие мыши, киты и некоторые грызуны обладают гораздо лучшим слухом, чем мы, а многие животные (см. рис. 5.1) обладают гораздо более богатым обонянием. Птицы способны видеть ультрафиолетовый свет, которого не видим мы (см. рис. 5.2), а также ощущать притяжение магнитного поля Земли. У кошек чрезвычайно чувствительное и сложное осязание, и они способны ориентироваться в полной темноте, используя свои усы. Тот факт, что разные организмы имеют разные ощущения, является частью их эволюционной адаптации. Каждый вид приспособлен ощущать то, что для него наиболее важно, и блаженно не осознавать то, что не имеет значения.

 

 

Рисунок 5.2. Птицы могут видеть ультрафиолетовый свет; люди не могут. То, что нам кажется черной птицей, для птицы может быть удивительно красочным.

Измерение ощущений

Психофизика  — это раздел психологии, изучающий влияние физических раздражителей на сенсорное восприятие и психические состояния. Область психофизики была основана немецким психологом Густавом Фехнером (1801–1887), который первым изучил взаимосвязь между силой раздражителя и способностью человека обнаруживать раздражитель.

Методы измерения, разработанные Фехнером, отчасти предназначены для того, чтобы помочь определить пределы человеческих ощущений. Одним из важных критериев является способность обнаруживать очень слабые стимулы. Абсолютный порог ощущения определяется как интенсивность раздражителя, которая позволяет организму обнаруживать его в 50% случаев. Если стимул обнаруживается менее чем в половине случаев, говорят, что он

подпороговый , что означает, что он находится ниже порога надежного обнаружения. Абсолютный порог различен для разных органов чувств, а также для разных людей. Он также варьируется между видами.

В типичном психофизическом эксперименте индивидууму предъявляют серию испытаний, в которых сигнал иногда предъявляется, а иногда нет, или в которых предъявляются два стимула, одинаковые или разные. Представьте, например, что вас попросили пройти проверку слуха. В каждом из испытаний ваша задача указать либо «да», если вы услышали звук, либо «нет», если не услышали. Сигналы намеренно делаются очень слабыми, что затрудняет точные суждения.

Проблема для вас в том, что очень слабые сигналы создают неопределенность. Поскольку наши уши постоянно посылают фоновую информацию в мозг, вам иногда будет казаться, что вы слышали звук, когда ничего не было, и иногда вы не сможете обнаружить звук, который там есть. Ваша задача состоит в том, чтобы определить, связана ли нервная активность, которую вы испытываете, только с фоновым шумом или является результатом сигнала внутри шума.

Ответы, которые вы даете при проверке слуха, могут быть проанализированы с помощью анализа обнаружения сигнала. Анализ обнаружения сигнала  – это метод, используемый для определения способности воспринимающего отделять истинные сигналы от фонового шума (Macmillan & Creelman, 2005; Wickens, 2002). Каждое судебное испытание создает четыре возможных исхода (см. рис. 5.3). Попадание происходит, когда вы, как слушатель, правильно говорите «да», когда был звук. Ложная тревога возникает, когда вы отвечаете «да» на отсутствие сигнала. В двух других случаях вы отвечаете «нет» — либо промах

, говоря «нет», когда был сигнал, или правильный отказ , говоря «нет», когда на самом деле сигнала не было.

 

 

Рисунок 5.3. Наша способность точно обнаруживать стимулы измеряется с помощью анализа обнаружения сигналов. Два из возможных решений, попадание и правильное отклонение, являются точными. Два других, промахи и ложные тревоги, являются ошибками.

Обнаружение сигнала является кульминацией двух процессов: обнаружения стимула и суждения о его наличии или отсутствии. Обнаружение стимула зависит от чувствительность , то есть способность человека обнаруживать наличие или отсутствие сигналов. Люди с лучшим слухом будут иметь более высокую чувствительность, чем люди с плохим слухом. Однако многие другие факторы могут определить, заметит ли кто-то стимул, например ожидания (например, вы думаете, что слышите телефонный звонок, когда ожидаете звонка) и уровень физиологического возбуждения. Второй процесс, суждение (или ответ) , относится к решению о наличии или отсутствии стимула , которое не зависит от чувствительности. Наши суждения — это решения, которые могут иметь последствия для нашего поведения.

Представьте, к примеру, что вы солдат в карауле, и ваша задача — обнаружить очень слабый звук ломающейся ветки, который указывает на то, что поблизости находится враг. Вы можете видеть, что в этом случае ложная тревога, предупредив других солдат о звуке, может обойтись не так дорого, как промах, то есть несообщение о звуке, который может быть смертельным. Следовательно, вы вполне можете принять очень снисходительную предвзятость в ответах, при которой всякий раз, когда вы вообще не уверены, вы посылаете предупреждающий сигнал. В этом случае ваши ответы могут быть не очень точными; ваша чувствительность может быть низкой, потому что вы делаете много ложных тревог. Однако крайняя предвзятость ответов может спасти жизнь.

Другое применение обнаружения сигналов происходит, когда медицинские работники изучают изображения тела на наличие раковых опухолей. Промах, при котором техник неправильно определяет, что опухоли нет, может быть очень дорогостоящим, но ложные тревоги, когда пациентов, у которых нет опухолей, направляют на дальнейшее обследование, также влекут за собой затраты. Окончательные решения, которые принимают техники, основаны на четкости изображения (т. е. качестве сигнала), их способности распознавать определенные формы и текстуры опухолей (т. стоимость промахов по сравнению с ложными тревогами.

Еще один важный критерий касается способности оценивать различия между стимулами. Порог различия или просто заметная разница (JND) относится к изменению стимула, которое едва может быть обнаружено организмом. Немецкий физиолог Эрнст Вебер (1795–1878) сделал важное открытие о JND, а именно, что способность обнаруживать различия зависит не столько от размера различия, сколько от размера различия по отношению к абсолютному размеру различия. стимул. Закон Вебера  утверждает, что едва заметная разница раздражителя представляет собой постоянную пропорцию исходной интенсивности раздражителя. Например, если у вас есть чашка кофе, в которой очень мало сахара, всего одна чайная ложка, добавление еще одной чайной ложки сахара сильно изменит вкус. Однако, если вы добавите ту же чайную ложку в чашку кофе, в которой уже было пять чайных ложек сахара, вы, вероятно, не почувствуете такой разницы. На самом деле, согласно закону Вебера, вам нужно было бы добавить еще пять чайных ложек, чтобы добиться такой же разницы во вкусе.

Одно из интересных применений закона Вебера — наше повседневное покупательское поведение. Наша склонность воспринимать разницу в стоимости между продуктами зависит не только от суммы денег, которую мы потратим или сэкономим, но и от суммы сэкономленных денег по отношению к цене покупки. Например, если вы собираетесь купить газировку или шоколадный батончик в магазине шаговой доступности, а цена на эти товары колеблется от 1 до 3 долларов США, вы, вероятно, подумаете, что товар за 3 доллара стоит «намного дороже», чем товар за 1 доллар. Теперь представьте, что вы сравниваете две музыкальные системы, одна из которых стоит 39 долларов. 7 и один стоимостью 399 долларов. Скорее всего, вы посчитаете, что стоимость двух систем «примерно одинакова», хотя покупка более дешевой системы все равно сэкономит вам 2 доллара.

 

 

Влияние без осознания

Абсолютный порог — это точка, в которой мы начинаем осознавать слабый раздражитель (см. рис. 5.4). После этого момента мы говорим, что стимул находится в сознании , потому что мы можем точно сообщить о его существовании или его отсутствии более чем в 50% случаев. Тем не менее, может подсознательные стимулы , то есть события, происходящие ниже абсолютного порога нашего осознания, влияют на наше поведение?

 

 

Рисунок 5.4. По мере увеличения интенсивности стимула мы с большей вероятностью его воспринимаем. Стимулы ниже абсолютного порога все же могут иметь хоть какое-то влияние на нас, даже если мы не можем их обнаружить сознательно.

Различные исследовательские программы обнаружили, что подсознательные стимулы могут влиять на наши суждения и поведение, по крайней мере, в краткосрочной перспективе (Dijksterhuis, 2010). Вопрос о том, может ли представление подсознательных стимулов влиять на продукты, которые мы покупаем, является более спорным вопросом в психологии.

В ходе одного соответствующего эксперимента Йохан Карреманс, Вольфганг Штробе и Джаспер Клаус (2006) предложили студентам голландского колледжа просмотреть серию компьютерных испытаний, в ходе которых на экране отображалась последовательность букв, например BBBBBBBBB или BBBbBBBBBB . Чтобы быть уверенными, что они обратили внимание на дисплей, студентов попросили отметить, содержат ли строки маленькие b . Однако непосредственно перед каждой строкой букв исследователи ставили либо название напитка, популярного в Голландии (например, Lipton Ice), либо контрольную строку, содержащую те же буквы, что и Lipton Ice (например, NpeicTol). Эти слова были представлены так быстро, всего за одну пятидесятую секунды, что участники не могли их увидеть.

Затем студентов попросили сообщить о своем намерении выпить Lipton Ice, ответив на вопросы, например: «Если бы вы сейчас сидели на террасе, насколько вероятно, что вы бы заказали Lipton Ice?» — а также указать, как они хотели пить в то время. Исследователи обнаружили, что студенты, которые были ознакомлены со словами «Липтон айс», и особенно те, кто указал, что они уже испытывают жажду, значительно чаще говорили, что будут пить липтон айс, чем те, кто подвергался воздействию слов «Липтон айс». контрольные слова.

Если бы они были эффективными, такие процедуры имели бы некоторые важные преимущества для рекламодателей, поскольку они позволили бы им продвигать свои продукты, не прерывая напрямую деятельность потребителей и не зная, что потребители их убеждают. Таким образом, этот метод называется подсознательной рекламой , потому что он рекламирует продукт за пределами нашего сознания. Люди не могут возражать или пытаться избежать влияния сообщений, полученных извне. Из-за опасений, что на людей могут повлиять без их ведома, подсознательная реклама была запрещена во многих странах, включая Австралию, Канаду, Великобританию, США и Россию.

Несмотря на то, что в некоторых исследованиях было доказано, что подсознательная реклама работает, эффективность подсознательной рекламы все еще остается неопределенной. Чарльз Траппи (1996) провел метаанализ, в котором он объединил 23 ведущих исследования, в которых изучалось влияние подсознательной рекламы на потребительский выбор. Результаты показали, что подсознательная реклама оказывает незначительное влияние на потребительский выбор. Джоэл Сэгерт (1987) пришел к выводу, что «маркетингу следует прекратить давать подсознательной рекламе презумпцию невиновности» (стр. 107), утверждая, что влияние подсознательных стимулов обычно настолько слабо, что их обычно затмевает собственное решение человека о том, что он делает. поведение.

В совокупности доказательства эффективности подсознательной рекламы слабы, и ее эффекты могут быть ограничены только некоторыми людьми и только в некоторых условиях. Вам, вероятно, не нужно слишком беспокоиться о подсознательном убеждении в повседневной жизни, даже если подсознательная реклама разрешена в вашей стране. Однако, даже если подсознательная реклама сама по себе не так уж эффективна, существует множество других методов непрямой рекламы, которые действительно работают. Например, многие рекламные объявления автомобилей и алкогольных напитков слегка сексуализированы, что побуждает потребителя косвенно, возможно, даже подсознательно ассоциировать эти продукты с сексуальностью. Кроме того, есть все более частые продакт-плейсмент метод размещения автомобилей, газированных напитков, электроники и т. д. на веб-сайтах, в фильмах и телевизионных шоу. Дженнифер Харрис, Джон Барг и Келли Браунелл (2009 г.) обнаружили, что просмотр рекламы продуктов питания по телевидению значительно увеличивает склонность детей и взрослых к перекусыванию, что еще раз указывает на то, что воздействие воспринимаемых образов, даже если они представлены выше абсолютного порога, тем не менее, может быть очень значительным. тонкий.

Другой пример обработки, которая происходит вне нашего сознания, наблюдается, когда определенные области зрительной коры повреждаются, что приводит к слепоте. Слепое зрение — это состояние, при котором люди не могут сознательно сообщать о визуальных стимулах, но они все еще могут точно отвечать на вопросы о том, что они видят. Когда людей со слепым зрением прямо спрашивают, как выглядят стимулы или определяют, присутствуют ли эти стимулы вообще, они не могут сделать это более чем случайно. Они сообщают, что ничего не видят. Однако, когда им задают более косвенные вопросы, они могут дать правильные ответы. Например, люди со слепым зрением способны правильно определять положение и направление движения объекта, а также различать простые геометрические формы и узоры (Weiskrantz, 19).97). Кажется, что хотя сознательные отчеты о зрительных переживаниях невозможны, все же существует параллельный и неявный процесс, позволяющий людям воспринимать определенные аспекты стимулов.

Избирательное внимание

Другим важным процессом восприятия является избирательное внимание , то есть способность фокусироваться на одних сенсорных входных данных, игнорируя другие. Посмотрите видео ниже и посчитайте, сколько раз люди в белых рубашках, играя с мячом, передают его друг другу. Вы можете обнаружить, что, как и многие другие люди, которые смотрят его впервые, вы упускаете что-то важное, потому что выборочно уделяете внимание только одному аспекту видео (Simons & Chabris, 19).99).

Следующая ссылка на YouTube содержит тест на осведомленность:

  • Видео: Тест избирательного внимания (Саймонс, 2010)

Избирательное внимание также позволяет нам сосредоточиться на одном собеседнике на вечеринке, игнорируя другие разговоры, происходящие вокруг нас (Broadbent, 1958; Cherry, 1953). Без этого автоматического избирательного внимания мы не смогли бы сосредоточиться на единственном разговоре, который хотим услышать. Тем не менее избирательное внимание не является полным; мы также, в то же время, следим за тем, что происходит в каналах, на которые мы не ориентируемся. Возможно, у вас был опыт пребывания на вечеринке и разговора с кем-то в одной части комнаты, когда вы вдруг слышите, как кто-то упоминает ваше имя в другой части комнаты. Вы не знали, что обращаете внимание на фоновые звуки вечеринки, но, очевидно, так оно и было. это 9Феномен 0015 коктейльной вечеринки показывает нам, что, хотя избирательное внимание ограничивает то, что мы обрабатываем, мы, тем не менее, одновременно проводим много бессознательного наблюдения за миром вокруг нас.

Сенсорная адаптация

Вторым фундаментальным процессом восприятия является сенсорная адаптация , то есть снижение чувствительности к раздражителю после продолжительного и постоянного воздействия. Когда вы входите в бассейн, вода сначала кажется холодной, но через некоторое время вы перестаете это замечать. После длительного воздействия одного и того же раздражителя наша чувствительность к нему уменьшается, и мы его больше не воспринимаем. Способность приспосабливаться к вещам, которые не меняются вокруг нас, имеет важное значение для нашего выживания, поскольку она позволяет нашим сенсорным рецепторам обнаруживать важные и информативные изменения в окружающей среде и реагировать соответствующим образом. Мы игнорируем звуки, которые наша машина издает каждый день, что позволяет нам обращать внимание на звуки, которые отличаются от обычных и, следовательно, могут потребовать нашего внимания. Наши сенсорные рецепторы реагируют на новизну и утомляются после постоянного воздействия одного и того же раздражителя.

Если сенсорная адаптация происходит со всеми органами чувств, почему изображение не исчезает после того, как мы смотрим на него в течение определенного периода времени? Ответ заключается в том, что, хотя мы этого и не осознаем, наши глаза постоянно перескакивают с одного угла на другой, совершая тысячи крошечных движений — называемых саккадами — каждую минуту. Это постоянное движение глаз гарантирует, что изображение, которое мы просматриваем, всегда попадает на свежие рецепторные клетки. Что произошло бы, если бы мы могли остановить движение наших глаз? Психологи разработали способ проверки сенсорной адаптации глаза, прикрепляя инструмент, который обеспечивает сохранение постоянного изображения на внутренней поверхности глаза. Участникам надевают контактные линзы, к которым прикреплен миниатюрный слайд-проектор. Поскольку проектор следует точным движениям глаза, стимулируя одно и то же пятно, на сетчатке всегда остается одно и то же изображение. Через несколько секунд начинают происходить интересные вещи. Изображение начнет исчезать, затем появится снова, чтобы снова исчезнуть либо по частям, либо целиком. Даже глаз испытывает сенсорную адаптацию (Ярбус, 19 лет).67).

Одна из основных проблем восприятия состоит в том, чтобы гарантировать, что мы всегда воспринимаем один и тот же объект одинаково, даже когда ощущения, которые он вызывает в наших рецепторах, резко меняются. Способность воспринимать стимул как постоянный, несмотря на изменения ощущений, известна как перцептивное постоянство . Рассмотрим наше изображение двери, когда она качается. Когда он закрыт, мы видим его прямоугольным, а когда он открыт, мы видим только его край, и он выглядит как линия. Мы никогда не воспринимаем дверь как изменяющую форму по мере того, как она качается, потому что механизмы восприятия заботятся о проблеме за нас, позволяя нам видеть постоянную форму.

Визуальная система также корректирует постоянство цвета. Представьте, что вы одеты в синие джинсы и яркую белую футболку. Когда вы находитесь на улице, оба цвета будут самыми яркими, но вы по-прежнему будете воспринимать белую футболку как яркую, а синие джинсы как более темную. Когда вы зайдете в помещение, свет, падающий на одежду, будет значительно тусклее, но вы все равно будете воспринимать футболку как яркую. Это потому, что мы помещаем цвета в контекст и видим, что по сравнению с окружающей средой белая футболка отражает больше всего света (Макканн, 19 лет).92). Точно так же зеленый лист в пасмурный день может отражать ту же длину волны света, что и коричневая ветка дерева в солнечный день. Тем не менее мы по-прежнему воспринимаем лист как зеленый, а ветку как коричневый.

 

 

  • Ощущение — это процесс получения информации из окружающей среды через наши органы чувств. Восприятие — это процесс интерпретации и организации поступающей информации, чтобы мы могли понять ее и соответственно отреагировать.
  • Трансдукция — это преобразование стимулов, обнаруженных рецепторными клетками, в электрические импульсы, которые транспортируются в мозг.
  • Хотя наш опыт восприятия мира богат и сложен, у людей, как и у всех видов, есть сенсорные возможности и сенсорные ограничения.
  • Ощущение и восприятие работают вместе в плавном непрерывном процессе.
  • На наши суждения в задачах обнаружения влияет как абсолютный порог сигнала, так и наши текущие мотивы и опыт. Анализ обнаружения сигналов показывает, насколько важны для восприятия как ощущения, так и суждения.
  • Порог различия или просто заметное различие — это способность обнаруживать наименьшее изменение стимула примерно в 50% случаев. По закону Вебера едва заметная разница возрастает пропорционально общей интенсивности раздражителя.
  • Исследования показали, что стимулы могут влиять на поведение, даже если они предъявляются ниже абсолютного порога (т. е. подсознательно). Однако эффективность подсознательной рекламы не имеет большого значения.
  • Избирательное внимание — это наша способность концентрироваться на одних ощущениях, игнорируя другие.
  • Сенсорная адаптация возникает, когда повторное воздействие раздражителя приводит к снижению воспринимаемой интенсивности.
  • Постоянство восприятия возникает, когда наше восприятие стимула остается неизменным, даже если активация сенсорных рецепторов этим стимулом изменилась.

 

 

  1. Прочитайте журнал или посмотрите несколько рекламных роликов по телевидению и обратите внимание на используемые методы убеждения. Какое влияние эта реклама оказывает на ваши чувства? Основываясь на том, что вы знаете о психофизике, ощущениях и восприятии, каковы некоторые из причин, по которым подсознательная реклама может быть запрещена в некоторых странах?
  2. Если мы возьмем две буквы, одну весом в одну унцию и другую в две унции, мы заметим разницу. Однако если мы возьмем два пакета, один весом три фунта одна унция, а другой — три фунта две унции, мы не заметим разницы. Почему?
  3. Найдите минутку, чтобы спокойно лечь в удобном месте. Обратите внимание на разнообразие и уровни того, что вы можете видеть, слышать и чувствовать. Помогает ли вам этот опыт понять идею абсолютного порога?

Авторство изображений

Рисунок 5.1. Msc2010 Dett 0036 от Harald Dettenborn используется по лицензии CC BY 3.0 DE.

Рисунок 5.2. Используется по лицензии CC BY-NC-SA 4.0.

Рисунок 5.3. Используется по лицензии CC BY-NC-SA 4.0.

Рисунок 5.4. Используется по лицензии CC BY-NC-SA 4.0.

Ссылки

Бродбент, округ Колумбия (1958). Восприятие и общение . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пергамон.

Черри, EC (1953). Несколько экспериментов по распознаванию речи, одним и двумя ушами. Журнал Акустического общества Америки , 25 , 975–979.

Дейкстерхейс, А. (2010). Автоматизм и бессознательное. В S. T. Fiske, D. T. Gilbert, & G. Lindzey (Eds.), Справочник по социальной психологии (5-е изд. , Том 1, стр. 228–267). Хобокен, Нью-Джерси: Wiley.

Галантер, Э. (1962). Современная психофизика. В книге Р. Брауна, Э. Галантера, Э. Х. Гесса и Г. Мандлера (ред.), Новые направления в психологии (стр. 87–156). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.

Харрис, Дж. Л., Барг, Дж. А., и Браунелл, К. Д. (2009). Основное влияние телевизионной рекламы продуктов питания на пищевое поведение. Психология здоровья, 28(4) , 404–413.

Карреманс, Дж. К., Стробе, В., и Клаус, Дж. (2006). Помимо фантазий Викари: влияние подсознательного прайминга и выбора бренда. Журнал экспериментальной социальной психологии, 42 (6), 792–798.

Макмиллан, Н. А., и Крилман, К. Д. (2005). Теория обнаружения: руководство пользователя  (2-е изд.). Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.

Макканн, Дж. Дж. (1992). Правила постоянства цвета. Офтальмологическая и физиологическая оптика, 12 (2), 175–177.

Сагерт, Дж. (1987). Почему маркетинг должен перестать давать подсознательной рекламе презумпцию невиновности. Психология и маркетинг, 4 (2), 107–120.

Саймонс, Д. (2010, 10 марта). Избирательный тест внимания [Видеофайл]. Получено с https://www.youtube.com/watch?v=vJG698U2Mvo

.

Саймонс, Д.Дж., и Чабрис, К.Ф. (1999). Гориллы среди нас: устойчивая слепота по невнимательности к динамическим событиям. Восприятие, 28 (9), 1059–1074.

Штоффреген, Т.А., и Барди, Б.Г. (2001). По спецификации и ощущениям. Науки о поведении и мозге, 24 (2), 195–261.

Траппи, К. (1996). Метаанализ потребительского выбора и подсознательной рекламы. Психология и маркетинг, 13 , 517–530.

Вейскранц, Л. (1997). Потерянное и найденное сознание: нейропсихологическое исследование.  Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Викенс, Т. Д. (2002). Элементарная теория обнаружения сигналов . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Ярбус, А.Л. (1967). Движения глаз и зрение . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пленум Пресс.

Sensation Facts for Kids

Детская энциклопедия Facts

Чтобы узнать о других значениях, см. Sensation (значения).

Ощущение — это то, что вызывает волнение. Новую песню или новую пьесу можно назвать «сенсацией» или постановкой «сенсации». Захватывающую поездку на американских горках можно назвать «сенсационными».

Психология

В психологии ощущение является первой стадией биохимических и неврологических событий:

Оно начинается со стимула на рецепторные клетки органа чувств, что затем приводит к восприятию, психическому состоянию, которое отражается в утверждениях типа «Я вижу равномерно синюю стену».

Ощущение, которое может привести к такому утверждению, может включать возбуждение колбочек в сетчатке.

На Западе органы чувств человека делятся на восемь: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные, кинестетические, вестибулярные, органические. Способы, которыми эти чувства концептуально отделяются друг от друга и комбинируются в различных соотношениях при восприятии мира, различаются в зависимости от индивидуальной физиологии, социального и культурного контекста и физического окружения. Вся сенсорная система, включая как физическое ощущение, так и интерпретацию (или познание) информации от органов чувств, называется сенсориумом.

Сенсорная система

Сенсорная система предоставляет множество способов познавать мир.

  • В зрительной системе Свет проникает в глаза через роговицу. Затем он проходит через зрачок и преломляется хрусталиком глаза. Затем свет направляется через стекловидное тело, а затем на сетчатку. В сетчатке есть два типа клеток, палочки и колбочки. Палочки видят черно-белые цвета и доминируют в ночи (потому что, как утверждает физика, ночью нет цветов, потому что мы видим цвета, отраженные от атмосферы). Затем конусы, см. цветные структуры. Колбочки исключительно многочисленны в центральной ямке. Колбочки реагируют на три цвета: красный, синий и зеленый. Другие цвета воспринимаются как их комбинации.
  • в Слуховая система Звук поступает в ухо через ушную раковину, наружную структуру уха, которая затем направляет звук внутрь через наружный слуховой проход. После того, как звук проходит через слуховой проход, он направляется к барабанной перепонке или барабанной перепонке, затем вибрирует через крошечные косточки, молоточек (молоточек), наковальню (наковальню) и стремечко (стремя), а затем к улитке. Улитка преобразует вибрацию в электрические импульсы, которые передаются в мозг.
  • Вкус или вкус — это способность обнаруживать сенсорные изменения на языке с помощью вкусовых рецепторов, расположенных глубоко в сосочках. Любопытно, что чувство, называемое вкусом, на самом деле состоит из различных соотношений множества сенсорных систем, важность и внимание которых меняются по мере того, как пища пережевывается, пробуется на вкус и проглатывается. К ним относятся вкусовые рецепторы, осязание в структурах рта и пищеварительной системы, химическое ощущение раздражения в системе тройничного нерва и уникальные рецепторы для восприятия свойств воды, расположенные в задней части ротовой полости.
  • Запах , или обоняние, воспринимается обонятельной луковицей и соединяется с мозгом обонятельным нервом, первым черепным нервом головного мозга, сразу после того, как носовые раковины носа нагреваются, процеживают и фильтруют воздух.
  • Для коснитесь Подробнее см. статью о скине.
  • кинестетическое чувство — это чувство позы и движения. Его также называют проприоцепцией.
  • вестибулярное чувство — это чувство равновесия. Это опосредовано действием жидкости внутри полукружных каналов.
  • Само по себе органическое чувство относится только к ощущению внутренних органов или внутренностей, но может, однако, быть расширено и включать определенные физиологические процессы, такие как голод, жажда, сонливость и недостаток воздуха.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *