Определение ощущения в психологии: Ощущения. Что такое «Ощущения»? Понятие и определение термина «Ощущения» – Глоссарий

Ощущения контрольная по психологии | Экзамены Психология

Скачай Ощущения контрольная по психологии и еще Экзамены в формате PDF Психология только на Docsity! Контрольная работа по психологии. Тема: “Ощущения”. План: 1. Определение ощущения. 2. Виды ощущений. 3. Свойства ощущений. 4. Чувствительность и её изменение. 5. Анализатор. 6. Отбор информации в ощущениях. 7. Адаптация. 8. Взаимодействие ощущений. 9. Синестезия. 10. Сенсибилизация. О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, величине и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды. Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг, ежесекундно получающий и перерабатывающий этот огромный и неиссякаемый поток. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. Поскольку ощущения возникают в результате воздействия определенного раздражителя на соответствующий рецептор, классификация ощущений исходит из свойств раздражителей, которые их вызывают, и рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители. По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы: 1. экстероцептивные, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела; 2. интероцептивные, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов; 3. проприоцептивные, рецепторы которых расположены в мышцах и связках и дающие информацию о движении и положении нашего тела. Подкласс проприоцепции, представляющий собой чувствительность к движению, называется также кинестезией, а соответствующие рецепторы – кинестетическими. Экстероцепторы можно подразделить на две группы: контактные и дистантные рецепторы. Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами. К ним относятся: осязательный и вкусовой рецепторы. Дистантные рецепторы реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта. К ним относятся зрительный, слуховой и кору головного мозга. Кора в каждый отдельный момент из бесконечного количества импульсов воспринимает лишь жизненно актуальные, задерживая все остальные, в том числе импульсы от внутренних органов. Такое положение биологически целесообразно. Нельзя представить себе жизнь организма, у которого кора больших полушарий одинаково воспринимала бы все импульсы и обеспечивала на них реакции. Это привело бы организм к неминуемой гибели. Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Наши анализаторы обладают различной чувствительностью. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих пахучих веществ не превышает 8 молекул. Чтобы вызвать вкусовое ощущение, требуется, по крайней мере, в 25 000 раз больше молекул, чем для создания обонятельного ощущения. Очень высока чувствительность зрительного и слухового анализатора. Человеческий глаз, как показали опыты С.И. Вавилова, способен видеть свет при попадании на сетчатку всего 2 – 8 квантов лучистой энергии. Это значит, что мы способны были бы видеть в полной темноте горящую свечу на расстоянии до 27 километров. В то же время для того, чтобы мы ощутили прикосновение, необходимо в 100 – 10 000 000 раз больше энергии, чем при зрительных или слуховых ощущениях. Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним, но и верхним порогом ощущения. Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой ещё возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает в них лишь болевое ощущение (например, очень громкий звук, слепящая яркость). Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от различных условий: характера деятельности и возрасти человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности раздражения и т.п. С помощью органов чувств мы можем не только констатировать наличие или отсутствие того или иного раздражителя, но и различать раздражители по их силе и качеству. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различения или разностным порогом. Порог различения характеризуется относительной величиной, постоянной для данного анализатора. Для зрительного анализатора это отношение составляет приблизительно 1/100, для слухового — 1/10, для тактильного — 1/30. Экспериментальная проверка этого положения показала, что оно справедливо только для раздражителей средней силы. Основываясь на экспериментальных данных Вебера, немецкий физик Г. Фехнер (1801-1887) выразил зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя следующей формулой: S = KlgJ + С, где S — интенсивность ощущений, J — сила раздражителя, К и С — константы. Согласно этому положению, которое носит название основного психофизического закона, интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. Иначе говоря, при возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии (закон Вебера — Фехнера). Разностная чувствительность, или чувствительность к различению, также находится в обратной зависимости к величине порога различения: чем порог различения больше, тем меньше разностная чувствительность. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет рефлекторный характер. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела (рецептора), являющегося специальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс; 2) афферентных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов — проводящих путей, соединяющих периферический отдел анализатора с центральным; 3) подкорковых и корковых отделов (мозговой конец) анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого. Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало этого раздражения выражается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс по центростремительному нерву достигает ядерной части анализатора. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, возникает ответ организма на раздражение. Мы ощущаем свет, звук, вкус или другие качества раздражителей. Анализатор составляет исходную и важнейшую часть всего пути нервных процессов, или рефлекторной дуги. Рефлекторное кольцо состоит из рецептора, проводящих путей, центральной части и эффектора. Взаимосвязь элементов рефлекторного кольца обеспечивает основу ориентировки сложного организма в окружающем мире, деятельность организма в зависимости от условий его существования. Процесс зрительного ощущения не только начинается в глазу, но и завершается в нем. То же самое характерно и для других анализаторов. Между рецептором и мозгом существует не только прямая (центростремительная), но и обратная (центробежная) связь. Принцип обратной связи, открытый И.М. Сеченовым, требует признания того, что орган чувств является попеременно рецептором и эффектором. Ощущение не есть результат центростремительного процесса, в его основе лежит полный и притом сложный рефлекторный акт, подчиняющийся в своем формировании и протекании общим законам рефлекторной деятельности. Динамика процессов, происходящих в подобном рефлекторном кольце, есть своеобразное уподобление свойствам внешнего воздействия. Например, осязание является именно таким процессом, в котором движения рук повторяют очертания данного объекта, как бы уподобляясь его форме. Глаз действует по такому же принципу благодаря сочетанию деятельности своего оптического “прибора” с глазодвигательными реакциями. Движения голосовых связок также воспроизводят объективную звуковысотную природу. При выключении вокально-моторного звена в экспериментах неизбежно возникало явление своеобразной звуковысотной глухоты. Таким образом, благодаря сочетанию сенсорных и моторных компонентов сенсорный (анализаторный) аппарат воспроизводит объективные свойства воздействующих на рецептор раздражителей и уподобляется их природе. Органы чувств представляют собой, по сути дела, фильтры энергии, через которые проходят соответствующие изменения среды. Согласно одной из гипотез, которая мне наиболее близка, отбор информации в ощущениях происходит на основе критерия новизны. Действительно, в работе всех органов чувств наблюдается ориентировка на изменение раздражителей. При действии постоянного раздражителя чувствительность как бы притупляется и сигналы от рецепторов перестают поступать в центральный нервный аппарат. Так, ощущение прикосновения имеет тенденцию к угасанию. Оно может совершенно исчезнуть, если раздражитель вдруг перестанет двигаться по коже. Чувствительные нервные окончания сигнализируют мозгу о чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. В литературе описаны многочисленные факты изменения чувствительности, вызванные взаимодействием ощущений. Так, чувствительность зрительного анализатора изменяется под влиянием слухового раздражения. Слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. В то же время наблюдается резкое ухудшение различительной чувствительности глаза, когда в качестве слухового раздражителя применяется, например, громкий шум авиационного мотора. Зрительная чувствительность повышается также под влиянием некоторых обонятельных раздражении. Однако при резко выраженной отрицательной эмоциональной окраске запаха наблюдается снижение зрительной чувствительности. Аналогично этому при слабых световых раздражениях усиливаются слуховые ощущения, а воздействие интенсивных световых раздражителей ухудшает слуховую чувствительность. Известны факты повышения зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной чувствительности под влиянием слабых болевых раздражений. Изменение чувствительности какого-либо анализатора наблюдается и при подпороговом раздражении других анализаторов. Так, П.П. Лазаревым (1878-1942) были получены факты снижения зрительной чувствительности под влиянием облучения кожи ультрафиолетовыми лучами. Таким образом, все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах: повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность здесь состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Взаимодействие ощущений проявляется еще в одном роде явлений, называемом синестезией. Синестезия — это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У различных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако, они довольно постоянны для каждого отдельного лица. На явлении синестезии основано создание в последние годы цветомузыкальных аппаратов, превращающих звуковые образы в цветовые. Реже встречаются случаи возникновения слуховых ощущений при воздействии зрительных раздражении, вкусовых — в ответ на слуховые раздражители и т.п. Синестезией обладают далеко не все люди, хотя она довольно широко распространена. Явление синестезии — еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией. Физиологическим механизмом взаимодействия ощущений являются процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где представлены центральные отделы анализаторов. По И.П. Павлову, слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий процесс возбуждения, который легко иррадирует (распространяется). В результате иррадиации процесса возбуждения повышается чувствительность другого анализатора. При действии сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, имеющий, наоборот, тенденцию к концентрации. По закону взаимной индукции это приводит к торможению в центральных отделах других анализаторов и снижению чувствительности последних. Изменение чувствительности анализаторов может быть вызвано воздействием второсигнальных раздражителей. Так, получены факты изменения электрической чувствительности глаз и языка в ответ на предъявление испытуемым слов “кислый, как лимон”. Эти изменения были аналогичны тем, которые наблюдались при действительном раздражении языка лимонным соком. Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно путем применения специальным образом подобранных побочных раздражителей сенсибилизировать тот или иной рецептор, т.е. повышать его чувствительность. Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств: 1) сенсибилизация, к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота) и 2) сенсибилизация, вызванная деятельностью, специфическими требованиями профессии субъекта. Утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется развитием других видов чувствительности. Особый интерес представляет возникновение у человека чувствительности к раздражителям, по отношению к которым не существует адекватного рецептора. Такова, например, дистанционная чувствительность к препятствиям у слепых. Явления сенсибилизации органов чувств наблюдаются у лиц, длительно занимающихся некоторыми специальными профессиями. Опытные летчики по слуху легко определяют количество оборотов двигателя. Они свободно отличают 1300 от 1340 оборотов в минуту. Нетренированные люди улавливают разницу только между 1300 и 1400 оборотами. Все это – доказательство того, что наши ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической трудовой деятельности. Несмотря на большое количество подобных фактов, проблема упражнения органов чувств изучена ещё недостаточно. Изучение её, позволит существенно расширить способности человека! Список используемой литературы: 1. Немов Р.С. Психология: Учебник. — Москва: “Просвещение”, 1995. 2. Общая психология: Учебник. – Москва, 1986.

Ощущение и восприятие: чем отличаются друг от друга эти познавательные процессы?

    • Дмитрий Ершов

      Автор Викиум

Когда человек контактирует с внешней средой, происходит познавательный процесс. В это время задействуется внимание, память и такие психические функции, как ощущение и восприятие, которые имеют тесную связь, но при этом отличаются.

Содержание:

  • 1 Что такое ощущение и восприятие?
  • 2 Психология явлений
  • 3 Физиологическая составляющая
  • 4 Разница ощущения и восприятия

Что такое ощущение и восприятие?

Ощущение — это оценка предметов и явлений, отображающаяся в сознании и воздействующая на органы чувств в данный момент. С помощью органов чувств мозг получает информацию об окружающем мире.

Процесс восприятия подразумевает отражение объединенных свойств предметов и явлений во время их влияния на органы чувств. При этом полученная информация объединяется с контекстом благодаря работе мозга.

Психология явлений

Благодаря ощущениям и восприятию человек имеет определенные представления об окружающем мире. Именно с их помощью каждый человек получает информацию о том, что происходит в мире. С помощью восприятия люди могут систематизировать информацию, вводя эти знания в единую психическую систему личности и закрепляя их посредством предметов или явлений.

Познавательный механизм помогает усваивать информацию об окружающим мире, создавая в голове некие ассоциативные связи. К примеру, человек может с легкостью представить, как волны бьются о скалы, или дождь барабанит по подоконнику. Стоит отметить, что процесс познания имеет субъективный характер, так как каждый человек чувствует и воспринимает мир по-разному. Это связано с индивидуальными особенностями склада ума, полученным опытом, чувствами.

Физиологическая составляющая

Ощущение — явление, которым обладают абсолютно все млекопитающие. Данный процесс происходит благодаря рецепторам, которые воспринимают раздражение. По этому критерию ощущение делится на такие виды:

  • зрительное;
  • слуховое;
  • обонятельное;
  • тактильное;
  • вкусовое;
  • кинестетическое.

Разница ощущения и восприятия

Разница между ощущением и восприятием состоит в том, что при ощущении человек получает информацию окружающего мира с помощью чувств, а при восприятии уже происходит интерпретация полученной информации в мозге, после чего происходит ее объединение с контекстом. То есть, когда человек смотрит что-то в телефоне, к нему поступает информация в мозг через глаза, а уже восприятие помогает человеку разобраться в том, что именно там изображено.

Если при ощущении человек испытывает отдельные чувства, то восприятие помогает создать некий образ. Кроме того, ощущения чаще всего вызываются автоматически и не требуют применения усилий, в то время, как восприятие предполагает некую активность индивида, чтобы исследовать предмет.

В области психологии существует множество примеров отличия двух понятий. Например, когда человек берет в руки банан, он может увидеть какого он цвета, ощутить его вкус, прочувствовать поверхность. При восприятии эти процессы объединяются, что способствует возникновению определенного образа в голове. Далее информация поступает в мозг и человек уже может говорить о том, что банан является сладким фруктом с определенным запахом и вкусом, а также гладким на ощупь. А если он в дальнейшем увидит другой банан, то свяжет с ним уже полученную информацию.

Для того чтобы восприятие, ощущение и другие функции работали отлично, необходимо постоянно тренировать мозг. Это легко делать с помощью тренажеров Викиум.

Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com

ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ

  1. обонятельное ощущение ощущение, возникающее при стимуляции обонятельных рецепторов в носу определенными химическими веществами в газообразной форме

  2. послеощущение образ, сохраняющийся после прекращения стимуляции

  3. 26″>

    обонятельное восприятие: ощущение, возникающее при стимуляции обонятельных рецепторов в носу определенными химическими веществами в газообразной форме

  4. слуховое ощущение субъективное ощущение слуха

  5. вкусовое ощущение: ощущение, возникающее, когда вкусовые рецепторы языка и горла передают информацию о химическом составе растворимого раздражителя

  6. тактильное ощущение ощущение, вызываемое рецепторами давления в коже

  7. тактильное ощущение способность воспринимать давление, тепло или боль

  8. обонятельный мозг центр в полушариях головного мозга, отвечающий за обоняние у низших животных; у людей он, по-видимому, опосредует сложное эмоциональное поведение

  9. факторизация (математика) разложение объекта на множители таким образом, что при их умножении получается исходный объект

  10. 8″>

    кожное ощущение ощущение, локализованное на коже

  11. факторизация, разбивающая целое число или многочлен на его делители

  12. орган обоняния орган обоняния и вход в дыхательные пути

  13. обонятельный нерв собирательный термин для многочисленных обонятельных нитей в слизистой оболочке носа

  14. братание братское или дружеское общение с другими

  15. самоорганизация самоорганизация

  16. торжество победы празднование победы в бою или спортивном состязании

  17. 03″>

    сверхкомпенсация чрезмерная компенсация

  18. возмещение возмещение ущерба за службу, ущерб или травму

  19. переход акт перехода из одного состояния или места в другое

  20. обонятельная модальность Способность различать запахи

Восходящая обработка: определение и примеры

Восходящая обработка начинается со стимула в реальном времени, такого как громкий звук рожка или запах кофе, который приводит к анализу.

Вы когда-нибудь задумывались, как ваш мозг воспринимает, воспринимает и интерпретирует поступающие данные?

Один из способов осмысления мира — это психологическая стратегия, называемая процессингом «снизу вверх».

Эта стратегия начинается вне нас — с внешних данных, таких как прохладный ветерок, мерцающий свет или проносящийся мимо автомобиль. Затем эта сенсорная информация попадает в ваш мозг, где она анализируется.

Процессинг «снизу вверх» — это психологическая стратегия, впервые определенная в XIX веке.60-х годов американского психолога Джеймса Дж. Гибсона. Этот процесс считается одним из основных способов познания окружающего мира.

Это называется «снизу вверх», потому что оно начинается с внешнего раздражителя, такого как дерево или запах печенья, а затем эта сенсорная информация перемещается в мозг для анализа.

Например, если вы вдруг почувствуете сладкий запах шоколада, доносящийся по дому, вы можете решить, что кто-то в вашем доме печет печенье с шоколадной крошкой.

Чтобы определить это, вам не нужен никакой другой контекст или информация — вы просто используете сладкий запах (стимул или необработанные данные) для анализа. Ваше восприятие не требовало предварительного знания о том, что кто-то печет печенье.

В целом восходящая обработка включает следующие этапы:

  • прием новой сенсорной информации
  • сенсорные рецепторы посылают сигналы в мозг
  • мозг формирует восприятие посредством этих сигналов

Через несколько лет после появления концепции восходящей обработки британский психолог Ричард Грегори предложил «нисходящую» обработку в качестве аналога восходящей. Эти две теории обычно преподаются бок о бок.

На протяжении многих лет исследования восходящих и нисходящих процессов проводились отдельно. Однако в реальном мире эти две стратегии динамически взаимодействуют, помогая нам понять окружающий мир.

«Снизу вверх» — это редукционистская теория, то есть она начинается с наблюдения за самыми основными частями понятия. Противоположностью редукционизму является теория холизма, которая представляет собой теорию обработки «сверху вниз».

При нисходящей обработке мозг использует гипотезы или теории, чтобы заполнить пробелы. Таким образом, в то время как восходящая обработка опирается только на сенсорные данные, нисходящая обработка начинается со всей картины. Это также зависит от контекста, предыдущих знаний и ваших ожиданий.

Например, вы когда-нибудь читали абзац, в котором каждое слово написано совершенно неправильно, но вы легко можете прочитать, что там написано? Хотя отдельные слова выглядят бессмысленно, вы можете использовать более широкий контекст, чтобы понять их. Это обработка сверху вниз.

Вот ключевые различия между двумя стратегиями:

  • Восходящая обработка : начинается со стимула, проходит через органы чувств и работает вверх, к мозгу, где он анализируется.
  • Обработка сверху вниз : является целостной и вытекает из общей картины. Он использует контекстные подсказки, прошлый опыт, ожидания и предшествующие знания, чтобы прийти к анализу.

Исследования показывают, что эти два процесса контролируются разными сетями мозга. Восходящая система использует вентральную лобно-теменную сеть, тогда как нисходящая система использует дорсальную лобно-теменную сеть. Мы используем обе стратегии в течение дня.

Идет дождь!

Вы выбегаете за дверь, чтобы пообедать с другом. Когда вы идете к своей машине, свежий ветер дует вам в лицо. Небо темное, и вы слышите гром. Лучше возьмите зонт!

В данном случае ваши органы чувств уловили темное небо, гром и ветер. Вы сделали быстрый анализ того, что будет дождь и что вам следует взять зонтик.

Б или 13?

«Б или 13?» является часто используемым примером для демонстрации разницы между стилями обработки снизу вверх и сверху вниз.

Допустим, на странице есть две отметки. Одна представляет собой прямую линию вверх и вниз, а другая — линию, изогнутую дважды, как два сложенных полукруга. Между двумя фигурами очень мало места.

С восходящей обработкой вы можете сразу предположить, что это B. Вы видите, что фигура выглядит так, как вы ожидаете от буквы B, поэтому вы предполагаете, что это B. 13. Это будет использовать обработку сверху вниз, потому что мозг использовал контекстуальные подсказки, чтобы определить, является ли фигура буквой B или 13.

Прозопагнозия (лицевая слепота)

Прозопагнозия, или лицевая слепота, — это неврологическое расстройство, характеризующееся неспособностью узнавать знакомые лица. В некоторых случаях люди с прозопагнозией не могут распознать собственное лицо.

Лицевая слепота — это демонстрация восходящей обработки данных. Люди с этим расстройством могут наблюдать черты лица, такие как карие глаза или маленький нос, и знать, что это «лицо». Но они не могут определить, кому он принадлежит, потому что у них нет возможности выполнять обработку сверху вниз.

Оливер Сакс, британский невролог, известный своим успешным лечением людей с «сонной болезнью», жил с прозопагнозией.

«Ощущение» — это восходящий процесс, с помощью которого наши органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание и вкус — получают и передают внешние раздражители.

«Восприятие» — это нисходящий механизм, который наш мозг использует для организации и интерпретации данных, которые мы помещаем в контекст.

При восходящей обработке ощущение и восприятие по сути одинаковы. Другими словами, мы воспринимаем предметы с помощью ощущений, а не с помощью наших концептуальных идей.

При нисходящей обработке восприятие и ощущение разделены. Сначала мы используем контекст и ожидания для создания целостного восприятия мира, а затем начинаем фокусироваться на более мелких деталях, используя ощущения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *