Что такое перцепция в психологии и особенности восприятие человека другими индивидуумами
В 1947 году американский психолог Брунер вводит в обиход термин социальной перцепции в психологии для обозначения факта восприятия человека или коллектива, которое зависит от характеристик объекта, его опыта прошлых лет, желаний, ситуативной значимости. Первоначально понятие перцепции относилось к объектам материальной сферы, постепенно значение восприятия и оценки расширилось до социальных групп людей, классов, отдельных личностей и целых народов.
- Понятие социальной перцепции
- Перцептивные действия
- Взаимодействие и понимание в общении индивидуумов
- Социальная рефлексия
- Эмпатия в психологии
- Каузальная атрибуция
- Аттракция
- Идентификация
- Эффективность межличностной перцепции
- Точность оценки при межличностной перцепции
- Эффект асимметричной отрицательной самооценки
- Значение социальных установок для перцепции
Понятие социальной перцепции
Восприятие объектов социальной среды
- социальная личность, группа, индивидуум не проявляет пассивности по отношению к оценивающему субъекту, ему небезразлично мнение другой стороны, он стремится изменить мнение о себе в положительном направлении;
- внимание воспринимающего объекта социальной перцепции направлено не на целостную оценку образа для отражения реальности, а на проявление смысловой нагрузки, вариантов, причин появления конкретной интерпретации;
- перцепция одушевленных объектов показывает сочетание информационных показателей и эмоциональных компонентов, зависит от смысла и мотива поступков.
Перцептивные действия
Понятие восприятия и оценки одушевленных объектов носит в психологии социальной перцепции объективное толкование. Перцептивными действиями называют составляющие простые процессы для получения общей концепции образа отдельной личности, группы или целой народности. Действия осознанно выделяют ту или иную черту, в заранее чувственно определенной ситуации, обрабатывают полученную информацию, посредством указанных приемов строят целостную картину исследуемого образа. Одновременно разрабатывают систему адекватного соответствия существованию в социуме и выполнению поставленных перед объектом задач.
Социальное восприятие заключается в оценке личности одного человека другим индивидуумом и включает в себя:
- внешний вид человека;
- соответствие образа личности его индивидуальным качествам;
- распознавание и прогноз дальнейшей деятельности;
- оценка поведения;
- узнавание намерений и желаний;
- получение информации о способностях и установках на существование в окружающей среде.
Социальная перцепция – это
- человека из своей группы;
- члена чужой группы;
- свой коллектив;
- чужое формирование.
При условии, что выясняется восприятие объектов группой лиц, то в качестве субъекта могут быть:
- члены собственного общественного формирования;
- представители другой группы;
- собственный коллектив;
- другая группа в целом составе.
Взаимодействие и понимание в общении индивидуумов
Для способов непосредственной оценки, определения и понимания другого человека разработаны стандартные механизмы:
- рефлексия;
- эмпатия;
- каузальная атрибуция;
- аттракция;
- идентификация.
Это понятие обозначает степень понимания человеком своих индивидуальных черт характера, внешности, их действия на образное восприятие других личностей, проявление особенностей в поведении. Люди очень часто воспринимают себя несколько искаженно, что отличается от внешнего восприятия соседними социальными объектами. Речь идет о вызывающем поведении, которое кажется отважным или кричащей внешности, воспринимаемой индивидуумом яркой и оригинальной.
Эмпатия в психологии
Это понятие обозначает проникновение эмоциональным настроением другого человека, понимание причин его радостного, грустного или другого поведения, возникновения переживаний.
Каузальная атрибуция
Так называется понятие поиска и последовательного приписывания другой личности причин поступков, при этом настоящие мотивы его поведения неизвестны. Человек приписывает причины, определяя их по аналогичным случаям в прошлом, то ли ссылаясь на схожее поведение знакомого, родственника или Несмотря на то что обозначение причин подобным образом в психологии часто не соответствует действительности, люди все равно продолжают так поступать.
Если при этом воспринимаемой личности сообщаются отрицательные черты, это значит, что оценивающий человек ставит собственному характеру положительную оценку. Обозначение атрибуции зависит от выступления субъекта в качестве наблюдателя или личного участия в событии. Выделено три вида атрибуции:
- обстоятельственный тип с определением общих окружающих причин;
- стимульный, если мотив исходит от объекта, на который воздействуют;
- личностный, когда причина приписана тому, кто совершил поступок.
Аттракция
Относится к особому познанию и оценке другой личности в психологии, происходящему из продуцирования положительного настроя и позитивного настроения по отношению к нему. Аттракция проявляется на фоне индивидуальных отношений и рассматривается в аспекте привязанности людей друг к другу, аналогично в деловой сфере выражает взаимную симпатию к заказчику или клиенту.
- возникновение привлекательного образа желаемого человека;
- определение результата;
- качество полученных отношений.
Идентификация
Идентификация в перцепции — это процесс отождествления собственной личности с другим человеком, примерка на себя его образа, уподобление ему. Понятие немного сходно с эмпатией, но отличается большей степенью интеллектуального растворения в личности воспринимаемого индивидуума. Успех социальной перцепции в психологии во многом зависит от точности рассмотрения интеллектуального развития отождествляемого человека.
Эффективность межличностной перцепции
Восприятие личности зависит от ее характера и черт того, кто воспринимает. Для одних важна внешность и физическое состояние, другие интересуются психологическими аспектами. Субъективная оценка может быть проведена неправильно из-за определенных психологических и социальных причин:
- эффект от первого взгляда на человека;
- впечатление ореола;
- восприятие новизны и первичности;
- аспект стереотипа.
Для того чтобы социальная перцепция имела правдивый характер, индивидууму следует сосредоточиться и приложить усилия для преодоления вышеуказанных осложнений. При первом впечатлении, которое впоследствии принимает характер устойчивого, люди смотрят на внешний вид, манеру разговора, поведения.
Впечатлением ореола называют влияние ранее полученных сведений о человеке на впечатление при первой встрече без знакомства с ним. Информация бывает положительной и отрицательной, для некоторых участников перцепции преодоление такого барьера дается нелегко.
Восприятие новизны и первичности происходит в зависимости от порядка поступления сведений. В случае социальной перцепции незнакомца проявляется первичная информация, а оценка старого знакомого проходит под эгидой новых сведений.
Подчинение стереотипам срабатывает при устойчивом восприятии людей или явлений, связанных с определенными обстоятельствами. Например, принадлежность человека к какой-либо профессии оставляет стереотип определенного поведения, мужества или отваги, доброты и других качеств, которые могут на самом деле отсутствовать в рассматриваемом индивидууме. При пользовании стереотипами возникают следствия:
- упрощенное восприятие искомого индивидуума;
- возникновение стойкого предубеждения или неприязненного отношения к личности.
Точность оценки при межличностной перцепции
При оценке человека другим индивидуумом очень опасно проявить субъективное восприятие. Чтобы избежать такого эффекта, разработан специальный текст личности, но он действует не всегда, использование происходит с некоторыми оговорками:
- нет такого теста, который бы стал определяющим для всех человеческих характеристик;
- нельзя применять тест в качестве единственного надежного способа исследовать характер человека, результаты подлежат сравнению третьим лицом, поэтому здесь также может присутствовать субъективное мнение.
Существующий способ экспертных оценок также грешит ошибками. Метод заключается в использовании мнений тех, кто хорошо знаком с исследуемым объектом перцепции. В таком случае происходит сравнивание нескольких суждений, но выбор параметров жестко не лимитируется.
В качестве инструмента, повышающего точность социальной межличностной перцепции, выступает рассуждение и осмысление факторов, мешающих объективной оценке. К ним относят:
- плохое умение рассматривать и осмысливать дальнейшие действия человека, распознать его намерения в будущий период, определить состояние и самочувствие человека;
- имеющиеся в анамнезе заранее проведенные оценки и убеждения;
- цепляющие стереотипы для похожих условий;
- стремление дать ускоренную оценку без учета всех обстоятельств;
- нежелание учитывать мнение компетентных сторон;
- несмотря на новые обстоятельства, нежелание пересматривать старый результат перцепции.
Эффект асимметричной отрицательной самооценки
Во временном промежутке существует тяготение к внутригрупповому противоположному фаворитизму:
- залипание на взаимности – индивидуум переносит свое отношение к исследуемой личности на ответные чувства и считает, что его хорошее отношение продуцирует такое же с противоположной стороны;
- феноменальная теория сходства взглядов – человек думает, что «свои» в коллективе имеют такое же мнение в отношении социальной перцепции исследуемой личности, как и он;
- проецирование своих деловых и личностных качеств на других людей, то есть уверенность в том, что у соратников присутствуют те же умения, что и у него;
- игнорирование информации о тех неприятностях, которые могли бы произойти, но не случились.
Значение социальных установок для перцепции
Социальная роль каждого человека выступает в качестве кирпичика общественной структуры, заданной в виде нормативной системы. Определения социальной роли в психологии звучат так:
- значимое положение человека в системе коллективного отношения непременно фиксируется;
- что такое социальная перцепция для определения функции личности – это восприятие человека в ракурсе положительного образца поведения;
- каждая личность совершает определенный вид социальных действий, которые подтверждаются ее поведением и оцениваются обществом;
- люди сохраняют стереотип поступков для однотипных ситуаций и других условий.
Роль индивидуума в социальной среде определяет его обязанности и права, сочетание которых служит эффективному выполнению своей роли. Перцепция в психологии служит цели восприятием человека определить нарушение функций другим и рассмотреть вопрос усвоения роли, относительно обязанностей и прав.
что означает термин, виды и функции процесса
Содержание:
-
Разновидности перцепции
- Восприятие человеком
- Восприятие группой
-
Механизмы перцепции
- Стереотипизация
- Идентификация
- Эмпатия
- Аттракция
- Рефлексия
- Атрибуция
- Результаты процесса перцепции
Содержание
-
Разновидности перцепции
- Восприятие человеком
- Восприятие группой
-
Механизмы перцепции
- Стереотипизация
- Идентификация
- Эмпатия
- Аттракция
- Рефлексия
- Атрибуция
- Результаты процесса перцепции
Перцепция — это процесс прямой интерпретации индивидом окружающих его явлений и предметов при сопутствующем отражении объективной действительности через чувственное познание.
История возникновения понятия восходит к античности и переводится с латинского как «восприятие». Характеристики перцепции исследуются в философии, искусстве, физике, социологии, психологии. Особенное значение термину придается в социально-психологической сфере.
В современной психологии перцепция — активный процесс познания, в результате которого индивид выделяет общие признаки предмета, события или явления. При этом предметы или явления воспринимаются целостным образом, а не фрагментарно. Перцепция всегда связна с процессом мышления, вниманием и памятью.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Социальная перцепция — процесс взаимодействия людей, их взаимное восприятие в процессе общения. Причем перцепция позволяет человеку воспринимать не только окружающее его общество, но в первую очередь самого себя.
Термин «социальной перцепции» ввел американский психолог Джером Бунер, впервые обративший внимание на универсальные социально-психологические механизмы и методы восприятия, которые используют люди во время общения.
Разновидности перцепции
Перцепция является одним из необходимых инструментов, способствующих социализации и адаптации индивида. Через восприятие мы строим отношения с другими людьми, формулируем отношение к ним и оцениваем их характерные черты. О чужих эмоциях и чувствах мы судим по внешнему виду человека, особенностям словесного и невербального общения. На основе полученной информации делаем выводы о личности и ее отношении к нам. Однако эти выводы, как правило, субъективны и зависят от множества ситуативных факторов.
Чтобы лучше разобраться со значением понятия, следует выделить его основные разновидности. Традиционно перцепция подразделяется на следующие типы:
- восприятие человеком;
- восприятие группой.
Восприятие человеком
В данной форме субъектом восприятия выступает определенный индивид. Сущность этого вида состоит в процессе когнитивного познания другого человека или группы людей на основе их внутренних и внешних качеств. Оно может проявляться в следующих формах:
- восприятие другого индивида из своей группы;
- индивида из чужой группы;
- восприятие своей группы;
- чужой группы.
Кроме того, важную роль в процессе межличностного восприятия играют представления индивида о самом себе.
В течение жизни человек формирует свою «я-концепцию», отражающую особенности его самовосприятия. Знание о самом себе помогает лучше понимать и анализировать мотивы и поступки других людей. С другой стороны, чем глубже индивид познает остальных, тем лучше осознает собственную идентичность. Этому способствует неосознанное или сознательное сравнение себя с другими.
Восприятие группой
В качестве субъектов выступает группа, которая может воспринимать:
- другого индивида из своей группы;
- другого индивида из чужой группы;
- свою группу в целом;
- чужую группу.
Индивидуальные представления людей друг о друге опираются на групповые оценки личности, доминирующие в социальном коллективе и формирующие общественное мнение. Нередко групповой перцепции присуще искаженное восприятие индивидов, которые принадлежат к чужим группам. Согласно многочисленным научным экспериментам, члены одной группы склонны определять себя дружелюбнее, достойнее и сильнее участников другого коллектива.
Механизмы перцепции
Процесс социальной перцепции — это сложная система межличностного взаимодействия индивидов. На него влияют различные факторы: возраст, личностные свойства людей, их опыт, мотивы, ценности и т. д. В связи с этим ученые выделяют механизмы, которые помогают интерпретировать и учитывать эти компоненты при общении. Среди них наиболее распространенными являются:
Стереотипизация
Подразумевает упрощенное, часто неверное восприятие явления или человека, свойственное социальной общности, к которой принадлежит воспринимающий субъект. Иначе говоря, мнение индивида о другом человеке формируется исходя из устойчивых клише, которые он приписывает всем членам конкретной социальной группы, не осознавая возможности различий между ними. К числу таких представлений можно отнести стереотипы о пунктуальности немцев или вежливости англичан.
Стереотипы помогают человеку обобщать информацию и делать мир вокруг себя более понятным. Однако такое упрощение может привести к негативным последствиям. Неверный или чрезмерно обобщенный стереотип приводит к искаженным представлениям о человеке или группе. Так же как стереотип, основанный на ограниченном опыте, приводит к негативным предубеждениям.
Идентификация
Это чаще всего неосознанное уподобление и сравнение себя с другим человеком или группой в процессе межличностной перцепции. Проекция личностью качеств другого человека на себя позволяет лучше понять внутренние мотивы и эмоциональное состояние другого. Негативным проявлением идентификации является стремление индивида перенять черты характера и личностные свойства чужого человека. В необдуманном подражании другому человеку есть опасность утратить свою уникальность.
Эмпатия
Это понятие близко по значению с идентификацией. Эмпатия выражается в способности индивида понимать внутреннее состояние другого человека, его переживания и чувства. Люди, у которых хорошо развита эмпатия, легко могут представить одну и ту же ситуацию с разных точек зрения и, соответственно, понимать ход мыслей людей, придерживающихся разного мнения.
Способность к считыванию чужих эмоций развивается на протяжение всей жизни и зависит от личного опыта индивида. Человек понимает переживания другого, потому что сам в прошлом переживал подобное состояние.
Аттракция
Этот перцептивный механизм основан на устойчивом позитивном чувстве по отношению к человеку. Положительное отношение приводит к симпатии, влюбленности, дружбе. Позитивный эмоциональный компонент в процессе межличностного общения позволяет людям узнать друг друга глубже. Аттракция возникает на основе общих интересов, взаимопонимания, схожих взглядов и ценностей и т. д. В качестве механизма социальной перцепции ученые рассматривают аттракцию как:
- формирование привлекательности другого человека;
- результат данного процесса;
- качество отношений.
Рефлексия
В социальной психологии под рефлексией подразумевается понимание другого человека через внутреннюю имитацию хода рассуждений. Наблюдая за другими людьми во время общения, мы можем оценить мысли и эмоции, которые вызываем у них.
Также рефлексия включает в себя размышления индивида о своем поведении, действиях, состоянии или отношении к другим людям и событиям. Способность к рефлексии — это навык сознательного человека, который стремится к анализу своего поведения, корректировке и совершенствованию личных качеств.
Атрибуция
Сущность этого механизма состоит в интерпретации поведения другого человека через гипотетические предположения о его мотивах, качествах личности, манере поведения и их дальнейшем приписывании партнеру по взаимодействию. Процесс атрибуции зависит от особенностей самоощущения воспринимающего субъекта. К примеру, если он приписывает кому-то негативные черты, то себя самого представляет по контрасту как носителя положительных черт.
Механизм атрибуции часто субъективен и может привести к недостоверным выводам. Так, люди нередко склонны объяснять поведение других судя по их личным качествам, а не ситуации. Например, если человек нигде не работает, обычно его воспринимают как бездельника, хотя на самом деле на отсутствие работы могло повлиять множество других факторов, которые не были учтены. При этом по отношению к самим себе мы чаще все списываем на внешние факторы.
Результаты процесса перцепции
Нередко в процессе социальной перцепции наше отношение к человеку подвергается когнитивным искажениям, которые мы не сразу можем осознать. Эти эффекты восприятия называют также ошибками мышления, возникающими в результате неверной интерпретации мотивов или эмоционального состояния других людей. К ним относятся:
- Эффект ореола — перенос знакомых нам черт человека на его неизвестные качества. Например, если незнакомец складно и красиво выражает мысли, мы считаем, что он умный и достойный, хотя не обладаем достаточной информацией для того, чтобы делать выводы о его характере.
Эффект ореола может проявляться как в положительную сторону, так и в отрицательную.
- Эффект новизны — когда за истину воспринимается последняя информация о знакомом человеке, которая кажется более значимой, чем его прошлые поступки и поведение.
- Эффект первичности — если первое впечатление о человеке не очень приятное, то и впоследствии его поведение будет оцениваться негативно.
- Эффект роли — когда поступки человека воспринимаются исходя из его личностных качеств, а не роли, на основе которой он строит свое поведение. Например, если преподаватель строго относится к учащимся, им будет казаться, что он так же себя ведет в повседневной жизни.
Насколько полезной была для вас статья?
Рейтинг: 5.00 (Голосов: 1)
Поиск по содержимому
Восприятие Значение и процесс
Восприятие — это интеллектуальный процесс преобразования сенсорных стимулов в значимую информацию. Это процесс интерпретации того, что мы видим или слышим в уме, и используем его позже, чтобы судить и выносить вердикт о ситуации, человеке, группе и т. д.
Его можно разделить на шесть типов:
- Звук : Способность воспринимать звук, определяя вибрации.
- Речь: Компетентность в интерпретации и понимании звуков услышанного языка.
- Осязание: Идентификация объектов по узорам на их поверхности путем прикосновения к ним.
- Вкус: Способность ощущать вкус веществ, пробуя их через органы чувств, известные как вкусовые рецепторы.
- Другие чувства: Они одобряют восприятие через тело, например, равновесие, ускорение, боль, время, ощущения в горле и легких и т. д.
- Социального мира: Это позволяет людям понимать других людей и группы в их социальном мире. Пример — Прия идет в ресторан, и ей нравится их обслуживание клиентов, поэтому она поймет, что это хорошее место для отдыха, и порекомендует его своим друзьям, которым оно может понравиться или не понравиться.
Восприятие Прии о ресторане хорошее.
Процесс восприятия — это различные стадии восприятия, через которые мы проходим. Различные этапы:
- Получение
- Отбор
- Организация
- Интерпретация
1. Получение
Получение — первый и самый важный этап в процессе восприятия. Это начальный этап, на котором человек собирает всю информацию и получает информацию через органы чувств.
2. Выбор
Выбор — второй этап процесса. Здесь человек получает данные не случайным образом, а выборочно. Человек выбирает какую-то информацию из всех в соответствии со своим интересом или потребностями. При выборе данных преобладают различные внешние и внутренние факторы.
- Внешние факторы: Факторами, влияющими на восприятие человека извне, являются интенсивность, размер, контраст, движение, повторение, знакомство и новизна.
- Внутренние факторы: Факторами, влияющими на внутреннее восприятие человека, являются психологические требования, обучение, образование, опыт, самопринятие и интерес.
3. Организация
Хранение вещей в порядке или, скажем, в синхронизированном режиме — это организация. Чтобы получить смысл полученных данных, важно их систематизировать.
Мы можем упорядочить данные по:
- Группируя их на основе сходства, близости, близости, непрерывности.
- Создание фона фигуры является основным процессом восприятия. Здесь под рисунком мы подразумеваем то, что удерживается в качестве основного внимания, а под фоном мы подразумеваем фоновые стимулы, на которые не обращают внимания.
- Перцептивное постоянство, т. е. тенденция стабилизировать восприятие, чтобы контекстные изменения не влияли на него.
4. Устный перевод
Наконец, у нас есть процесс интерпретации, который означает формирование представления о конкретном объекте в зависимости от потребности или интереса. Интерпретация означает, что информация, которую мы восприняли и систематизировали, в конечном итоге обретает смысл, превращая ее во что-то, что можно классифицировать. Сюда входят стереотипы, эффект ореола и т. д.
Нам нужно понять, какова роль восприятия в организации. Очень важно установить разную роль восприятий, таких как:
- Понимание задач, которые необходимо выполнить.
- Понимание соответствующей важности назначенных задач.
- Понимание предпочтительного поведения для выполнения соответствующих задач.
- Прояснение восприятия роли.
Например, каждый член группы должен четко понимать отведенную ему роль. Программист пишет код, тестировщик проверяет и т.д.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Разница между восприятием и реальностью
Восприятие и реальность Большинство из нас не видят разницы между восприятием и реальностью, поскольку оба термина имеют одинаковое значение. Однако на самом деле существует разница между двумя терминами: восприятием и реальностью. В этой статье мы рассмотрим эти различия. Проще говоря, восприятие можно определить как способ мышления человека. Модели мышления отличаются от одного человека к другому, и образ мышления определяется несколькими факторами. Реальность, с другой стороны, относится к истинному состоянию чего-то, что не может быть легко осознано отдельными людьми. Тем не менее, эти двое играют важную роль в нашей жизни, поскольку у всех нас есть представления и реальности.
Что означает Восприятие?
Восприятие – это то, как человек что-то понимает. Разные люди могут по-разному воспринимать одни и те же вещи, поскольку в большинстве случаев восприятие формируется обществом, в котором живет человек. Образ мышления человека определяется рядом факторов. Культурные ценности, верования, мифы, взгляды, образование, правила, законы и т. д. в конкретном сообществе могут иметь большое влияние на образ мышления человека. Кроме того, модель мышления может характеризоваться и прошлыми поколениями. Например, мифы и легенды о богах переходили из поколения в поколение, сильно влияя на индивидуальное восприятие. В большинстве случаев люди верят, что то, что они думают, является правдой, и они понимают большинство вещей только на поверхностном уровне. Например, возьмем мираж. Человек, находящийся в пустыне, может увидеть мираж, принять его за воду и следовать за ним, пока не доберется туда. Однако им может потребоваться много времени, чтобы понять, что это всего лишь иллюзия. Кроме того, некоторые представления действительно трудно доказать ложными.
Что означает Реальность?
Реальность — это истина и фактическое существование чего-либо. Иногда истина скрыта за заблуждениями, а также в некоторых случаях может быть трудно выявить правду. Например, раньше люди думали, что земля плоская, так как на горизонте она кажется плоской сферой. В нашей истории мы можем найти некоторых правителей, которые запрещали ученым доказывать, что земля круглая, потому что не хотели менять свое восприятие мира.