Аннотированный указатель статей «Национального психологического журнала»
Шабельников В.К. Российский государственный гуманитарный университет
Аннотация
В статье излагаются идеи П.Я. Гальперина о психологическом содержании процесса интериоризации. Представление ученого о психике как об ориентировочной деятельности субъекта позволяет выделить ее функциональную роль в предметной деятельности человека. Ориентировочная деятельность во внутреннем плане сохраняет структурное сходство с практической деятельностью. Внутренний план деятельности выступает в качестве «запасного поля», необходимого для опробования действий в определенных ситуациях и раскрытия условий их выполнения. Психический образ возникает как компонент деятельности, представляющий черты объектов, необходимые для ориентировки и построения действий. П.Я. Гальперин выделяет черты ситуаций двух типов: где психика не нужна и где психика необходима. И у животных, и у человека, например, процессы нормального дыхания или физиологической регуляции внутренних процессов организма обеспечиваются без участия психики.
В статье обсуждаются основные положения теории поэтапного формирования умственных действий и метода управляемого формирования психических процессов как воссоздание логики формирования психических явлений. Показано как эти положения дают возможность раскрыть психологическое содержание процесса интериоризации. Автор обосновывает понятие «субъектная логика формируемых действий», которая объективно диктует логику организации не только умственных, но и других психических процессов.
Выявление логики и механизмов организации психических процессов было одной из ключевых проблем отечественной психологии XX века. После трех столетий господства теорий, объясняющих организацию психических процессов рефлекторными процессами организма, в конце XIX века в Европе стали формироваться марксистские и психоаналитические представления о том, что психическая организация людей определяется их социальными взаимодействиями. В теориях советской психологии ключевую роль стало играть представление об интериоризации социально организованных форм деятельности в формы психических действий человека. Концепцию интериоризации как перехода от практической деятельности к внутренней, теоретической развивал А.Н. Леонтьев. «Общность макроструктуры внешней, практической деятельности и деятельности внутренней теоретической, – писал он, – позволяет вести ее анализ, первоначально отвлекаясь от формы, в которой они протекают» (Леонтьев, 1977, С. 101.). Однако для многих психологов психологический смысл интериоризации и ее причины оставались непонятными. Почему в некий момент своего развития ребенок должен переходить от «интерпсихического» взаимодействия со взрослым к внутреннему индивидуальному действию? Что вынуждает его это делать? В какой момент происходит интериоризация, и все ли психические функции человека формируются в логике этого превращения? Еще менее понятным был смысл превращения практической деятельности во внутреннюю деятельность, как полагал А.
Ответы на эти вопросы были даны в 1960–70-х гг. в теории П.Я. Гальперина. Развивая представление о психике как о форме предметной деятельности, П.Я. Гальперин впервые раскрыл функциональный механизм возникновения психики. Он определял психику не просто как особую форму предметной деятельности или внутреннюю деятельность, а характеризовал ее с точки зрения ее специфической функции как ориентировочную деятельность субъекта. В отличие от практической деятельности, направленной на преобразование условий окружающей действительности в соответствии с потребностями субъекта, психическая деятельность не выполняет непосредственной функции изменения внешних объектов, но включается в практическую деятельность в качестве ее ориентирующего компонента.
Тот момент, что, существенно отличаясь по своей функции от внешней практической деятельности, ориентировочная деятельность во внутреннем плане сохраняет структурное сходство с практической деятельностью, получил свое объяснение, когда П.Я. Гальперин определил внутренний план деятельности в качестве «запасного поля», необходимого для опробования действий в определенных ситуациях.
Ориентировочное опробование действий, хотя и не несет функций реальной практической деятельности, но является, тем не менее, активной предметной деятельностью, выступает, с одной стороны, вспомогательным компонентом практической деятельности, а с другой стороны – своеобразной «копией» этой деятельности.Раскрывая функциональную природу психических образов, П.Я. Гальперин подчеркивал, что образ не является механическим удвоением ситуации, а возникает только как компонент деятельности, представляющий черты объектов, необходимые для ориентировки и построения действий, и вне своей ориентировочной функции не может быть представлен. «Только в системе осмысленной предметной деятельности субъекта, – пишет П.Я. Гальперин, – психические отражения получают свое естественное место. Для субъекта они составляют «запасное поле» его внешней деятельности, позволяющее наметить и подогнать действия к наличной обстановке, сделать их не только целестремительными, но и целесообразными в данных индивидуальных условиях» (Гальперин, 1976, С.
Но функциональное определение психики не имело бы большой теоретической ценности, если не был бы выявлен механизм возникновения самой ориентировочной функции. Для объяснения природы ориентировочной функции П.Я. Гальперин рассматривает механизмы допсихической регуляции жизнедеятельности и определяет основные черты ситуаций, где психика еще не нужна. «Если сопоставить все случаи, где психика явно не нужна, то можно выделить такие общие характеристики этих ситуаций: во-первых, условия существования животного имеются на месте; во-вторых, эти условия действуют на животное как раздражители готового, наличного в организме механизма, а этот механизм производит нужную в данном случае реакцию … И, в-третьих, самое важное условие заключается в том, что в этих случаях соотношение между действующим органом и объектом воздействия обеспечено настолько, что, по меньшей мере, в большинстве случаев, т.е. практически достаточно часто, реакция оказывается успешной и приносит полезный результат … Во всех случаях готовый механизм производит такую реакцию, которая обеспечивает успешный захват объекта.
При такой слаженности отношений между организмом и условиями его существования нет никакой необходимости предполагать участие психики в этом процессе – она ничего не прибавила бы, ничему не помогла, она была бы излишним, практически не оправданным участником этого процесса» (Гальперин, 1976, С. 108–109.). Такого рода ситуации обнаруживаются и у животных, и у человека в случаях, например, нормального дыхания или физиологической регуляции внутренних процессов организма. При нормальной работе организма все эти процессы обеспечиваются без участия психики, не требуют ни ощущений, ни мышления.Принципиально иной тип ситуаций возникает у животных, ведущих активный и подвижный образ жизни. На каждом шагу здесь возникает рассогласование условий обстановки с имеющимся запасом готовых реакций. И этот момент порождает то реальное противоречие жизнедеятельности, которое определяет возникновение и устройство психики. Для естественного отбора полезных реакций необходимо их отделение от вредных, а для этого организм должен, очевидно, испытать на себе полезность или вредность результата реакций. Характеризуя допсихический уровень регуляции организменных процессов, П.Я. Гальперин отмечает, что для этого «уровня развития действий характерно одно существенное ограничение – результаты действуют лишь после того, как они физически достигнуты. Такое влияние может иметь не только конечный, но и промежуточный результат, однако лишь результат, материально уже достигнутый. На уровне чисто физиологических отношений такой коррекции вполне достаточно» (Гальперин, 1976, С. 145). Но такой коррекции становится явно недостаточно, когда в условиях подвижной жизни появляются новые ситуации, не позволяющие опробовать неверные действия. Это ситуации «риска», ситуации «однократного действия», когда все действие должно сразу выполняться правильно. В такой опасной ситуации сохраняется необходимость опробования и отбора действий. Противоречие получает свое разрешение в формировании «запасного поля действия» в виде психического удвоения ситуации путем ее активного отражения в организме. В этом «запасном поле» субъект и производит опробование и отбор своих действий, приводя их в соответствие с отраженной ситуацией.
В начале 50-х гг. XX в. П.Я. Гальперин излагает основные принципы теории поэтапного формирования умственных действий и метода управляемого формирования психических процессов, составлявшего в последующие десятилетия основу экспериментального обоснования и развития этой теории. Проведенные с помощью этого метода исследования процессов мышления, восприятия, внимания и памяти позволили приблизиться к пониманию скрытых от наблюдения механизмов организации психических действий и, вместе с тем, обозначили ряд новых проблем психологии. В ходе своего формирования действия вначале складываются как развернутые процессы, опирающиеся в своей логике на предметные или социальные ориентиры (знаки, указания, ориентировочные схемы). Ориентировочные процессы, обеспечивающие правильность действий, на первых этапах еще хорошо видны. Затем формируемые действия преобразуются (интериоризируются, свертываются, ускоряются, автоматизируются, обобщаются), превращаясь в скрытые от наблюдения процессы, которые представляют собой психический аппарат построения образов восприятия, памяти, мышления, воображения и т.п. Все эти изменения действия приводят к тому, что сформировавшийся психический процесс раскрывается для простого самонаблюдения как что-то совершенно непохожее на свою исходную форму. «Сокращенные формы психической деятельности, – пишет П.Я. Гальперин, – совсем не похожи на свои начальные формы, и, взятые сами по себе, они по своей молниеносности и неуловимости представляют собой для непосредственного наблюдения нечто поистине удивительное и малопонятное» (Гальперин, 1959, С. 445.). В ходе многих экспериментов, проведенных по методу П.Я. Гальперина, стало ясно, что классические техники самонаблюдения раскрывают в психике не реальные психические процессы, организующие сознание человека, его мыслительные представления или образы восприятия, а лишь продукты этих процессов в виде образов, «чистой мысли» или переживаний. Потому ассоцианисты и рассматривали образы как автоматически возникавшие исходные элементы сознания.
Методология гальперинского метода планомерного формирования психических процессов исходила из гегелевского определения понятий. Г. Гегель подчеркивал, что реальным содержанием теоретического понятия о любом явлении должно быть понимание логики зарождения и развития этого явления. В понятии должны быть представлены силы и условия, формирующие явление. В генезисе явления и в силах, его детерминирующих, Г. Гегель видел суть явления, в отличие от картины формы, уже сформировавшейся и с непонятной логикой ее рождения. Только понятие, содержащее в себе логику становления явления, вооружает человека в практике взаимодействия с этим явлением. Гальперинский метод и был направлен на воссоздание логики формирования психических явлений. В отличие от традиционных методов изучения уже сложившихся форм психических явлений или наблюдения за их спонтанным генезисом, метод П. Я. Гальперина предлагал активное и управляемое формирование исследуемых процессов с подбором внешних условий, обеспечивающих возникновение у испытуемых психических феноменов с заранее намеченными свойствами. Это решительно меняло организацию мышления исследователя, ставило его в условия, когда он не мог ограничиваться простым наложением своей теоретической схемы на наблюдаемую картину процесса, а вынужден на каждом шагу проверять свои предположения и умозрительные конструкции реальным формированием процесса, организуемого им на основе предварительного представления о нем.
Психологи, мало знакомые с этим методом, часто представляют его как пример жесткого управления или манипулирования психикой испытуемого со стороны экспериментатора. Этот метод противопоставляют методам «свободного развития ребенка». Но опыт формирования действий по методу П.Я. Гальперина показывает, что ни о каком манипулировании психическим развитием здесь не может быть речи. Формируя действие, психолог-экспериментатор сразу сталкивается с объективной логикой организации этого действия. Ни психика человека, ни психическая организация действия не являются аморфным, пластичным субстратом. Перед психологом раскрывается реальная, сложно организованная психологическая система. Но кто же задает объективную логику организации действия? Психолог, начинающий формировать действие, сталкивается с логикой, именно она реально направляет ход формирования психических процессов, а не воля учителя, ученика или психолога. Требования к качеству действий предъявляет общество, как субъект-потребитель или субъект-заказчик.
В теории Л.С. Выготского социум предстает не только в виде родителей или учителей, обучающих ребенка. Социум присутствует как пространство «интерпсихических категорий» – напряженных межличностных отношений, несущих в себе организацию психических функций. После интериоризации эти «категории» превращаются в «интрапсихические категории», т.е. в психические структуры внимания, памяти, мышления и прочих процессов психики, организованных в соответствии с социальной логикой (Выготский, 1983). Но является ли «интерпсихический» уровень организации психических процессов изначальным уровнем их организации? Чем определена логика решения задачи до того, как ее усвоит ребенок, овладевающий этой логикой? Вначале логика решения присутствует как бы в мышлении учителя, в его профессиональном умении решать подобные задачи. Выстраивая схему «ориентировочной основы действия», учитель разворачивает логику действия в системе указаний и ориентиров. Здесь мы видим социальную детерминацию действия. Но ведь логика решения задач определяется не психикой учителя. А.Н. Леонтьев и П.Я. Гальперин полагали, что логика действий присутствует в «предметном содержании» этих действий. Логика организации действий не зависит ни от учеников, ни от учителей, ни от психологов. Логика присутствует объективно еще до того, как ее открывает кто-либо из мыслителей. Ученый лишь открывает решение, приводя свою мысль в соответствие с объективно заданной схемой решения. Когда И. Ньютон, А. Эйнштейн или другой ученый «открывали» решение каких- либо задач, то они это решение именно открывали, а не создавали его по своему произвольному замыслу. Правильность решения задачи определяется не умом ученых, а чем-то объективным, расположенным за пределами их ума. Это отличает поиски решения задачи от произвольного построения этого решения.
Так в какой же субстанции содержится логика решения задач до того, как ее открывают мыслители? Субъектная логика формируемых действий кажется производной от социальной детерминации этих действий, но на самом деле этой социальной детерминацией логика лишь транслируется. Формирование процессов для того, чтобы оно было успешным и приводило к определенной форме психических действий, должно строиться с учетом неких объективных условий и механизмов организации действий. Работая методом П.Я. Гальперина, мы всегда сталкиваемся с невидимой субъектной организацией мира. Субъектная логика процессов жестко и объективно диктует логику организации не только умственных, но и других психических процессов. Г. Гегель и Б. Спиноза писали об атрибутах субъектности, присутствующих в изначальной природе мира. В практическом планомерном формировании умственных действий психологи вплотную сталкиваются с этими субъектными атрибутами, детерминирующими логику психических процессов.
Эксперименты, проведенные по методу управляемого формирования П.Я. Гальперина, служили не только проверке заранее принятых гипотез, но и их последовательному преобразованию в положения, отражающие объективную организацию психических процессов. Лишь приведя свое понимание к реальной логике субъектности, детерминирующей психику испытуемых, психологи могут достигать в эксперименте намеченных форм психических процессов. Если в начальных сериях экспериментов эти механизмы еще скрыты от исследователя, то по мере работы с каждым новым испытуемым, по мере проверки большого количества гипотез и многократного изменения условий формирования скрытые от наблюдения механизмы психики становятся доступными для их восприятия.
В исследованиях, проводившихся методом П.Я. Гальперина, были раскрыты многие прежде неизвестные моменты организации мышления, восприятия, памяти, внимания. Так, например, в наших экспериментах 1970–74 гг. было выявлено, что неосознаваемое человеком содержание мыслительных действий является не линейным процессом, как полагали большинство психологов, а представляет собой многоуровневую систему петлевых циклов. Они разворачиваются, исходя из цели действия, и непрерывно соотносят каждый шаг действия с учитываемой субъектом целью. Формирование таких многоуровневой систем действий является основой их интериоризации, а также последующего свертывания и автоматизации (Шабельников, 1982, 2013б).
Литература:
Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 тт. Т.3. – Москва, 1983.
Гальперин П.Я. Введение в психологию. – Москва, 1976.
Гальперин П.Я. Лекции по психологии. – Москва, 1988.
Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. – Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1959.
Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. – Москва, 1995.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – Москва, 1977.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Москва, 2009.
Шабельников В.К. О некоторых особенностях формирования зрительного опознания у старших дошкольников // Вопросы теоретической и прикладной психологии : сб. – Ленинград : ЛГУ, 1973. – С. 60–62.
Шабельников В.К. Одномоментная (симультанная) категоризация, ее формирование и психологический механизм // Самосознание, речь и мышление : сб. – Алма-Ата : КазПи, 1980. – С. 3–16.
Шабельников В.К. Условия возникновения мотива учебной деятельности у старших дошкольников. // Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе : сб. – Москва,1976. – С. 26–28.
Шабельников В.К. История психологии. Психология души : учебник для вузов. – Москва : Академ. проект, 2013а.
Шабельников В.К. Предметность и субъектность детерминирующего мира в концепциях психологии // Методология и история психологии – 2006. – № 1. – С. 23–40.
Шабельников В.К. Формирование быстрой мысли (психологические механизмы «непосредственного» понимания) : монография. – Алма-Ата : Мектеп, 1982. – 152 с.
Шабельников В.К. Формирование умственных действий – путь к познанию самоорганизующихся функциональных систем // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». – 2015. – № 2. – С. 62–79.
Шабельников В.К., Мухаметзянова Ф.Г., Осмина Е.В., Коржова Е.Ю., Рудыхина О.В. Размышления и представления о феномене субъектности в различных образовательных пространствах. – Казань : ТИСБИ, 2016. – 252 с.
Шабельников В.К., Шабельников И.В. Метод исследования подсознательных интенций в структуре сознания индивидов // Журнал практического психолога. – 2011. – № 2. – С. 174–187.
Шабельников В.К. Функциональная психология. Формирование психологических систем : учебник для студентов. – Москва : Академ. Проект, 2013б. – 592 с.
Шабельников В.К. Разгаданные и неразгаданные тайны формирования умственных действий // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2012. – № 4. – С. 53–73.
Шабельников В.К. Социальная детерминация психики и произвольность экспериментатора в методе поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина // Методология и история психологии. – 2007. – № 1. – С. 100–105.
Lam, Shui-fong, Wing-yi Cheng, Rebecca & Choy, Harriet C. (2010) School support and teacher motivation to implement project-based learning. Learning and Instruction, 20(6), 487–497. doi: 10.1016/j.learninstruc.2009.07.003
van Gennip, Nanine, A.E, Segers, Mien S.R., &. Tillema, Harm H (2010) Peer assessment as a collaborative learning activity: The role of interpersonal variables and. Learning and Instruction, 20(4), 280–290 (August). doi: 10.1016/j.learninstruc.2009.08.010
Kiemer, Katharina, Gröschner, Alexander, Pehmer, Ann-Kathrin, & Seidel, Tina (2015) Effects of a classroom discourse intervention on teachers’ practice and students’ motivation to learn mathematics and science. Learning and Instruction, 35, 94–103 (February). doi: 10.1016/j.learninstruc.2014.10.003
Enqvist-Jensen, Cecilie, Nerland, Monika, & Rasmussen, Ingvill (2017) Maintaining doubt to keep problems open for exploration: An analysis of law students’ collaborative work with case assignments. Learning, Culture and Social Interaction, 13, 38–49 (June). doi: 10.1016/j.lcsi.2017.02.001
Gardiner Claire M. (2016) Legitimizing processes: Barriers and facilitators for experienced Newcomers’ entry transitions to knowledge practices. Learning, Culture and Social Interaction, 11, 105–116 (December). doi: 10.1016/j.lcsi.2016.06.002
Clarke, Sherice N., Howley, Iris, Resnick, Lauren, & Penstein Rosé, Carolyn (2016) Student agency to participate in dialogic science discussions. Learning, Culture and Social Interaction, 10, 27–39 (September). doi: 10.1016/j.lcsi.2016.01.002
Mercer, Neil & Howe, Christine (2012) Explaining the dialogic processes of teaching and learning: The value and potential of sociocultural theory. Learning, Culture and Social Interaction, 1(1), 12–21 (March). doi: 10.1016/j.lcsi.2012.03.001
Newell, A. & Simon, H. (1972) Human problem solving. Englewood cliffs, N.J. Prentice-Hall.
Rosenthal, T.L., & Zimmerman, B.J. (1978) Social learning and cognition. N. Y., Academic Press.
Wollach, M.A., & Kogan, N.A. (1965) A new look at the creativity – intelligence distinction. Journal of Personality. 33, 348–369. doi: 10.1111/j.1467- 6494.1965.tb01391.xДля цитирования статьи:
Шабельников В.К. Основные идеи П.Я. Гальперина о логике и механизмах формирования психических процессов. // Национальный психологический журнал 2017. № 3. c.56-61. doi: 10.11621/npj.2017.0307
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьСтруктура сознания и психики человека
Ряд субъективных явлений, таких как, психические процессы, свойства и состояния, составляют структуру психики человека.
Рассмотрим каждое явление структуры психики более подробно.
Психические процессы
Определение 1Психические процессы выражаются в динамическом отражении действительности в разных формах психических явлений.
Вызвать психический процесс можно как внешним воздействием, так и раздражителями нервной системы, которые идут из внутренней среды организма.
Психические процессы бывают трех видов:
- познавательные, которые включают в себя ощущения и восприятия, память и представления, воображение и мышление;
- эмоциональные, к ним относят ряд активных и пассивных переживаний;
- волевые, которые включают в себя решения, исполнения, волевые усиления и др.
Любой психический процесс отвечает за формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
Психические состояния и свойства
Определение 2Под психическим состоянием понимается определившийся в конкретное время относительно стабильный уровень психической деятельности, проявляющийся в пониженной или повышенной активности человека.
Определение 3Психическими свойствами принято считать ряд устойчивых образований, которые обеспечивают определенный количественно-качественный уровень поведения и деятельности, свойственный для конкретного человека.
Психическими свойствами являются темперамент, характер, различные способности, направленность. Психические свойства важны для формирования сложных структурных образований личности. К ним можно отнести:
- жизненную позицию человека, под которой понимается система потребностей, убеждений, идеалов, которая определяет направление и уровень активности личности;
- темперамент, который является системой природных качеств личности, таких как подвижность, уровень уравновешенности поведения и тонус активности, которая характеризует динамический аспект поведения;
- различные способности, которые являются системой интеллектуально-волевых и эмоциональных качеств, которые определяют творческий потенциал человека;
- характер, который воспринимается как система способов поведения и отношений.
Сознание человека
Сознание человека образуется из единства высших психических функций.
Определение 4Сознанием принято считать высшую, свойственную человеку форму общественного отражения объективных устойчивых качеств и закономерностей окружающего мира, а формирование у личности внутренней модели внешнего мира, что, в свою очередь, приводит к познанию и преобразованию окружающей действительности.
Существует несколько функций сознания:
- формирование целей деятельности;
- предварительное мысленное построение действий;
- прогнозирование результатов действий.
Эти функции обеспечивают разумное регулирование поведения и деятельности личности.
Также выделяются свойства сознания. Это переживание и познание, эмоции и мышление.
К основной функции мышления относится выявление объективных связей между явлениями внешнего мира. В формировании субъективного отношения личности к людям, предметам и явлениям заключается главная функция эмоций. Образы и мысли, которые существуют в едином потоке сознания, могут стать переживаниями, за счет окрашивания эмоциями.
Замечание 1«Осознание переживания — это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С. Л. Рубинштейн).
Сознание человека обладает определенным отношением к явлениям окружающей среды, а также к обществу. К. Маркс говорил, что отношение человека к его среде является его сознанием.
Одной из главных характеристик сознания является обеспечение целеполагающей деятельности личности. Когда человек приступает к определенного рода деятельности, он должен поставить перед собой ряд целей, принять волевые решения, координировать и корректировать свои действия. Все это означает поступать сознательно.
Сознание личности неразрывно связано с бытием. Оно формируется в бытии, отражает его и творит бытие. К основным функциям сознания относятся:
- отражательная функция;
- творчески-креативная или как ее еще называют порождающая функция;
- регулятивно-оценочная функция;
- рефлексивная функция.
Под рефлексией принято понимать основную функцию, характеризующую сущность сознания. Объектом рефлексии может быть и отражение мира, и мысли о нем, и методы регуляции личности собственного поведения, и сами процессы рефлексии, и личное сознание индивидуума. Рефлексия позволяет человеку смотреть на себя с точки зрения другой личности.
Э. В. Ильенков считал, что сознание может появиться только там, где личность вынуждена смотреть на себя со стороны, как будто глазами другого человека, в ситуациях, когда человек должен соизмерить свои личные действия с действиями другой личности.
Связь индивидуального сознания с обществом является одной из основных характеристик сознания. Развитие сознания возможно только при наличии социальных контактов. Любая личность во время индивидуального роста приобщается к сознанию посредством овладения языком.
По теории В. П. Зинченко существует всего два слоя сознания:
- бытийное сознание, которое включает в себя ряд образов: биодинамических качеств движений и опыта действия и чувственных качеств;
- рефлексивное сознание, которое служит сознанием для сознания. В него входят смысл и значение.
Под значением принято понимать содержание общественного сознания, которое усваивается личностью.
Значения бывают операционные, предметные, житейские, вербальные или научные.
Определение 6Смыслом является субъективное понимание и отношение к определенным ситуациям и данным.
Суть личностного смысла как важного аспекта сознания в фиксации уровня значительности различных событий человека. Также личностный смысл служит отражением опыта человека и значимости его индивидуальной деятельности.
Апогей развития сознания – формирование самосознания, позволяющего личности не только отражать внешний мир, но и изучать свой собственный внутренний мир, испытывать переживания относительно мира и формировать отношение к себе.
Главной функцией самосознания является факт осуществления доступности для личности мотивов и результатов его действий, возможность понять то, каким он является на самом деле, произвести оценку себя. В случае если человек приходит к выводу, что оценка себя его не удовлетворяет, то это может привести к нескольким вариантам развития. Личность может начать самосовершенствоваться и саморазвиваться, либо включить защитные механизмы и удалить неприятную информацию о себе, при избежание травмирующего влияния внутреннего конфликта.
К отличительным признакам сознания относят:
- обусловленность социальными факторами;
- креативное преобразование жизни;
- умение прогнозировать деятельность;
- умение отражать мир в его существенных связях и отношениях;
- факт наличия самосознания.
Синонимы для УМСТВЕННОГО ПРОЦЕССА — Thesaurus.net
Какое другое слово для умственного процесса?
Найдено 38 синонимовПроизношение:
[ mˈɛntə͡l pɹˈə͡ʊsɛs], [ mˈɛntəl pɹˈəʊsɛs], [ m_ˈɛ_n_t_əl p_ɹ_ˈəʊ_s_ɛ_s]
Умственные процессы относятся к операциям разума, которые определяют то, как люди думают, чувствуют и ведут себя. Эти процессы необходимы для формирования взглядов человека и его понимания мира. Синонимы для умственного процесса включают когнитивную функцию, мыслительную способность, умственную функцию и мыслительный процесс. Эти термины часто используются в психологии и других областях науки для описания различных психических процессов, включая восприятие, память, внимание, решение проблем и принятие решений. Кроме того, такие термины, как умственная деятельность, умственная деятельность и умственные способности, также могут использоваться взаимозаменяемо с умственными процессами для описания сложной работы ума. Каждый из этих синонимов подчеркивает отдельный аспект психических процессов, регулирующих человеческое поведение и познание.
Содержание
Аналогичные слова для мыслительного процесса:
- познавательная операция (существительное)
- познавательный процесс (существительное)
- психический процесс (существительное)
- психическое состояние (существительное)
- мышление (существительное)
- другие соответствующие слова (существительное)
- психология (существительное)
- другие синонимы
- другие соответствующие слова
- другие соответствующие слова (существительное)
Как использовать «ментальный процесс» в контексте?
Антонимы к слову психический процесс
Гиперонимы слова психический процесс
н.
• когнитивная операция (существительное)- познавательная операция.
- когнитивный процесс.
- процесс,
- операция.
- боевой дух,
- настроение,
- настроение,
- юмор,
- мышление.
- что заставляет кого-то тикать,
- психика,
- этос,
- менталитет,
- разум.
- знания,
- ноэзис,
- познание.
- где голова,
- наука о разуме,
- Умственные процессы,
- медицина,
- исследование личности,
- бихевиоризм,
- ПСИХ,
- ментальный макияж,
- отношение,
- способ мышления,
- терапия.
Другие синонимы:
• Другие соответствующие слова:- метапознание.
- умственный труд,
- идея,
- Головное сооружение,
- рассуждение,
- тщеславие,
- мышление,
- рассуждение,
- зачатие,
- идея.
Умственный процесс — это непрерывная деятельность мозга, которая позволяет людям думать, запоминать и планировать. Мозг постоянно обрабатывает информацию, выполняя ряд шагов или процессов, от получения информации до принятия решений.
Умственные процессы подчиняются правилам и основаны на наблюдаемых фактах. Психические процессы также обратимы и могут регулироваться вниманием и эмоциями.
Некоторые психические процессы активируются автоматически, например дыхание или моргание. Мозг должен активировать и другие процессы, такие как мышление или решение проблем.
Части мозга, участвующие в различных психических процессах, различаются у разных людей.
Об интеллекте. Психические процессы, научные… | by Primed
Психические процессы, научные дисциплины, определение и измерение
Чтение за 6 минут·
19 июля, 2018от Tamas Dancsi
Я изучал информатику, но всегда интересовался психологией. Мой брат знал об этом и был так любезен, что подарил мне экземпляр «Пути мышления» Ласло Меро , венгерского математика и психолога. За последние семь лет я начал перечитывать ее четыре раза, но впервые прочел только в прошлом году. Это было тяжелое чтение, как «Гиперпространство — научная одиссея» Мичио Каку , может через пару лет тоже расскажу подробнее.
Что такое интеллект? Как можно это измерить? Как думают люди и как компьютеры могут копировать их образ мыслей? Что такое когнитивная психология и искусственный интеллект? На эти и подобные вопросы отвечает книга Меро, суть которой я постарался собрать в этой статье.
Чтобы понять, что такое когнитивная психология, искусственный интеллект и когнитивная наука, нам нужно сначала ознакомиться с некоторыми определениями. Ментальные процессы — это всевозможные вещи, которые может делать наш разум, они являются строительными блоками человеческого мышления.
Интеллект — это интеллектуальная сила использования этих психических процессов для запоминания и обучения, восприятия и общения, решения новых проблем и самовыражения. Это в конечном итоге позволяет нам испытывать и думать.
Мы, люди, больше всего заинтересованы в изучении человеческого интеллекта, но большинство из вышеперечисленных процессов применимы и к нечеловеческим существам, животным, растениям и искусственным существам.
Внимание
Концентрация на отдельном аспекте информации при игнорировании другой воспринимаемой информации. Более точным определением было бы «состояние сфокусированного осознания подмножества доступной перцептивной информации».
Восприятие
Описывает активный процесс выбора, организации и интерпретации информации, поступающей в мозг от наших физических органов чувств.
Память
Память — это способность кодировать, хранить и воспроизводить информацию. Мы создаем паттерны в кратковременной (или рабочей) памяти, и если они кажутся полезными и пригодными для повторного использования, они могут попасть в долговременную память. Если вы назовете людям пару слов или цифр, скорее всего, они запомнят 7 (±2) из них. То же самое будет работать с цветами, голосами или запахами. Интересно, что небольшое изменение времени между двумя стимулами не изменит значительно результат, но более длительное ожидание между выполнением теста и оценкой результатов может. Наш набор схем постоянно меняется, и чем дольше вы ждете, тем больше новой информации начнет его модифицировать.
Мышление или познание
Мышление — это умственное действие, направленное на создание новых знаний путем повторного использования существующей информации. Это когнитивный процесс понимания посредством мысли, опыта и чувств.
Язык
Общение с помощью языка, несомненно, является самым сложным когнитивным навыком. Когнитивные психологи могут изучать овладение языком, его формирование, то, как использование языка влияет на настроение и так далее.
Решение проблем
Обнаружение, анализ и решение данной проблемы для преодоления препятствий и поиска решения, которое лучше всего решает проблему.
Творчество
Феномен создания чего-то нового и ценного, связанный с открытием новых идей или концепций или новых ассоциаций существующих идей или концепций.
Искусственный интеллект
С одной стороны, это высокотехнологичная способность демонстрировать интеллект, способность к обучению и решению проблем. Его цель — построить модели психических процессов. На данный момент лучшим инструментом для достижения этого является компьютер и программное обеспечение.
С другой стороны, его можно рассматривать как новый инструмент научного познания — если он способен моделировать наши знания о механизме человеческого мышления. Цель функциональных возможностей здесь состоит в том, чтобы быть максимально похожими на людей, как по результатам, так и по ошибкам. Например, предположим, что мы создали две шахматные программы, «А» и «Б», с целью моделирования человеческого мышления. Допустим, «Б» продолжает выигрывать у «А». «А» все же может быть оценена выше, чем «В», если она более реалистично моделирует человеческое мышление.
Когнитивная психология
Когнитивная психология — классическая область психологии, изучающая психические процессы. Он пытается ответить на такие вопросы, как «Что такое память и обучение?», «Что такое запоминание и забывание, ассоциация, творчество и вообще интеллект?».
Он посвящен тому, как люди обрабатывают воспринимаемую информацию о мире и какие инструменты доступны для использования наших знаний для решения новых проблем. Когнитивная психология стремится представить их с помощью лабораторных экспериментов и описать их точными моделями и математическими объектами.
Когнитивные науки
На первый взгляд области когнитивной психологии и искусственного интеллекта кажутся похожими. Они оба создают компьютерные программы, но для разных целей. Когнитивная психология хочет описать уже существующие функциональные возможности с помощью моделей, в то время как искусственный интеллект хочет построить аналогичные.
Это отличие привело к рождению совершенно новой дисциплины: работа с абстрактными объектами и попытка моделирования человеческого восприятия и мышления. Его система оценки исходит из когнитивной психологии, но то, как он строит свои модели, исходит из искусственного интеллекта.
В нем говорится, что каждый аспект человеческого мышления может быть описан с помощью подходящих компьютерных моделей. В этом ее отличие от когнитивной психологии. Последний только строит модели для экспериментов и исследований, ученые в этой области только пытаются понять больше о психических процессах.
Искусственный интеллект не гарантирует достижимости своих целей. Его фундаментальные задачи заключаются в создании и повторном использовании систем и процедур, которые оказались полезными для понимания человеческого мышления. Для когнитивной науки функциональная модель более ценна, чем фактический способ реализации, что противоположно искусственному интеллекту.
Интеллект трудно определить. Что бы вы сделали, если бы кто-то попросил вас отсортировать группу ваших знакомых по уровню интеллекта? Вам не обязательно понравится эта идея, но я уверен, что вы справитесь с задачей. Это означает, что у вас есть определение интеллекта. У всех есть, хотя точного определения до сих пор нет.
Психологи получили задание разгадать эту загадку. Они попросили разные группы людей разобраться, как я просил вас выше. Удивительно, но результаты были очень унифицированы, участники теста, похоже, имели в виду схожее определение.
На втором этапе они собрали множество тестов, языковых, математических, связанных с памятью и ассоциациями, логических, культурных и так далее. Они сократили эти тысячи вопросов до пары десятков, что отражало бы результаты групп.
Статья Эдвина Г. Боринга «Интеллект как проверка тестов» (1923 г. ) приводит к определению: «Интеллект — это то, что проверяют тесты». Он указал, что интеллект можно измерить только вместе с особыми способностями, такими как арифметические способности или логические отношения. Определение того, какие именно способности необходимо проверить, полностью зависит от культуры. Когда отдельные тесты этих особых способностей объединяются в общий балл, релевантность способностей уравновешивается, и эта сумма представляет собой чистый интеллект.
В конце концов, это тест на интеллект, который определяет и измеряет интеллект. К сожалению, это довольно уникальный метод, он не работает, например, для творчества или таланта. Существуют также независимые от культуры тесты, но они, похоже, измеряют что-то еще.
Поскольку интеллект измерим, возникает вопрос, в чем его сложность вообще. Здесь мы сосредоточимся на результатах стандартных тестов IQ. Чтобы узнать точное число, нам нужны две вещи: надежность повторного тестирования и верхняя и нижняя границы.