Как можно охарактеризовать данный ряд раздражимость психика сознание: раздражимость, возбудимость, психика, сознание можно охарактеризовать как … — Спрашивалка

Содержание

М.Ф. Пахомкина

М.Ф. Пахомкина

Задачи, упражнения, тесты, творческие задания

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Основные проблемы философии ХХ-ХХI веков

Тема. ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ СОЗНАНИЯ

I. Интеллектуальная разминка

1. Каким термином долгое время в философии называли способность человека чувствовать, мыслить, оценивать свои действия?

2. Кто и когда для обозначения  этой способности вводит в философский оборот понятие «сознание»?

3. Из нижеперечисленных выделите атрибутивное свойство материи, эволюция которого привела к возникновению сознания: пространство, время, материя, движение, отражение, самоорганизация.

4. Расшифруйте слово «сознание».

5. Способность взаимодействующих тел оставлять в своей структуре и свойствах следы взаимодействия называется _______.

6. Свойство высокоорганизованных живых существ активно отвечать на внешние воздействия и формировать их образы есть ________.

7. Совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.

8. Приведите примеры таковых.

9. Входят ли в сознание биотоки мозга, нервные импульсы, нейроны?

10. Система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения мыслей.

11. Способность человека оперировать отвлеченными образами.

12. Мыслитель, разработавший психологическую концепцию, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой жизни.

13. Автором какой концепции был швейцарский психоаналитик Карл Юнг?

14. Сознание есть свойство высокоорганизованной материи _______.

15. Какое понятие, на ваш взгляд, шире «психика» или «сознание»?

16. Отражение действительности в формах духовной деятельности, способность человека духовно-мысленным образом воспроизводить вещи.

17. Конструктивная деятельность человека, связанная с созданием нового.

18. Оценка человеком своего «я»: знания, интересов, идеалов, мотивов поведения, результатов деятельности.

19. Психическая способность человека создавать в своих представлениях мысленные образные ситуации, не встречавшиеся в жизни.

20. Активное отражение общественного бытия в формах группового и массового сознания.

21. Наглядно-чувственная или логическая идеальные формы отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека.

22. Гуманистическая ориентация индивидуального и общественного сознания.

23. Нравственно-психологическая структура сознания человека, выступающая как сопереживание им межличностных отношений и действий людей.

24. Способность к выбору цели действий и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.

25. Разум есть способность интеллекта _______.

 

II. Задачи, упражнения, комментарии

1. Отражение есть всеобщее свойство материи, которое выражается в способности материальных тел посредством собственных изменений воспроизводить особенности взаимодействующих тел.

·        Чем отражение отличается от простого взаимодействия или изменения?

·        Раскройте принципиальное различие отражения в живой и неживой природе.

·        Расположите в порядке возрастания уровня сложности следующие формы отражения: раздражимость, мышление, психика, сознание, ощущение, деформация.

·        Каковы отличительные характеристики сознания как высшей формы отражения?

 

2. Поразмышляйте над известным суждением Ф. Энгельса: «Труд создал человека».

·        Что такое труд?

·        Почему именно он привел к возникновению человека и его сознания? Отчего «труд» муравьев, бобров и др. животных не привел к развитию у них этой способности?

·        Является ли вообще способность изготавливать орудия труда главной причиной возникновения мышления, сознания?

·        Какие еще есть теории происхождения человека и его сознания.

 

3. «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально». (К. Маркс).

·        Что такое идеальное вообще? Каковы его отличительные признаки?

·        На какие сущностные черты сознания как идеального обращает внимание К. Маркс?

·        В каких формах существует идеальное? Приведите примеры идеального и попробуйте своими словами дать его определение.

 

4. Признавая наряду с философским возможность естественнонаучного подхода к мышлению, Ф. Энгельс писал: «Мы, несомненно, «сведем» когда-нибудь экспериментальным путем мышление к молекулярным и химическим процессам в мозгу». И далее вопрошал: «Но разве этим исчерпывается сознание»?

·        В чем Ф. Энгельс видел сущность сознания?

·        Против чего он предостерегал ученых?

·        Назовите сущностные характеристики мышления, не позволяющие свести его к химическим и нейрофизиологическим процессам, происходящим в мозгу.

 

5. Прокомментируйте и сопроводите примерами суждение В. И. Ленина: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его».

 

III. Заполните таблицы

1. Тип и формы отражения

Тип отражения Форма
отражения
Специфическая
особенность
Примеры

    1. Отражение
в неживой  природе

    2. Отражение
в живой природе

    3. Социальное
отражение

     

 

2. Проблема сознания в истории философии

Определение сознания,
мышления
Философское
направление
Представитель

    1. «Мысли находятся в таком же
 отношении к мозгу, в каком желчь
 находится по отношению к печени»

    2. «Сознание – субъективный образ
 объективного мира»

    3. «Мышление – особая бестелесная
 субстанция наряду с протяженностью»

    4. «Сознание – результат эволюции и

 развития Абсолютной идеи» 

 

 

3. Структура психической деятельности

Сфера сознания Компоненты Иллюстрации

    1. Сфера бессознательного

    2. Телесно-перцептивная

    3. Логико-познавательная

    4. Эмоционально-волевая

    5. Мнемическая

 

 

IV. Тематика творческих заданий

1. Человек как субъект сознания, его социальная сущность.

2. Проблема идеального: современные дискуссии.

3. Роль труда в формировании сознания: общепринятое и спорное.

4. Самосознание: что это?

5. Творческая активность сознания.

 

V. Тесты

1. Человеческое сознание есть процесс…

А) Пассивный;

Б) Индифферентный;

В) Активный;

Г) Механический.

 

2. Принцип философского мышления, направленный на осмысление собственных предпосылок, обращение на самого себя, есть …

А) Субъективность;

Б) Познание;

В) Рефлексия;

Г) Мышление.

 

3. По Фрейду, человеческие поступки определяются …

А) Религиозностью;

Б) Экономикой;

В) Бессознательным;

Г) Политикой.

 

4. Автором суждения: «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» является …

А) И. Кант;

Б) Гегель;

В) К. Маркс;

Г) Э. Фромм.

 

5. Формами бессознательного выступают …

А) Умозаключение;

Б) Сновидение;

В) Интуиция;

Г) Суждение;

Д) Озарение.

 

6. Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» к социальным предпосылкам возникновения человека и его сознания относит …

А) Освобождение руки;                           Г) Общественную жизнь;

Б) Прямохождение;                                 Д) Появление языка;

В) Труд;                                                   Е) Мышление.

 

7. Функцией сознания не является ….

А) Преобразующая;

Б) Моделирующая;

В) Отражательная;

Г) Художественная.

 

8. Следующий ряд: раздражимость, возбудимость, психика, сознание можно охарактеризовать как …

А) Атрибуты человеческого мозга;

Б) Ступени развития отражения в неорганической природе;

В) Свойства любых живых существ;

Г) Атрибуты органической природы.

 

9. Впишите ключевое слово:

«Противоположное осознанию внешнего мира осознание человеком своих стремлений, мотивов поведения, идеалов, ценностная оценка самого себя как чувствующего, понимающего и действующего существа, есть ________».

 

10. С позиции религии сознание по своей сущности …

А) Материально;

Б) Идеально;

В) Трансцендентально;

Г) Биологично.

 

Дополнительная литература

1. Видинеев И. В. Природа интеллектуальных способностей человека / И. В. Видинеев. – М., 1989.

2. Демин М. В. Анализ структуры сознания / М. В. Демин. – М., 1980.

3. Дубровский Д. И. Проблема идеального / Д. И. Дубровский. – М., 1983.

4. Иванов А. В. Сознание и мышление / А. В. Иванов. – М., 1994.

5. Ильенков Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. – М., 1991. Разд. III.

6. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление / Ф. Кликс. – М., 1985.

7. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание / Ф. Т. Михайлов. – М., 1990.

8. Природа и дух.  Кн. 1-2. – СПб., 1995.

9. Спиркин А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – М., 1998. Разд. II. Гл. II.

10. Ярвилехто Т. Мозг и психика / Т. Ярвилехто. – М., 1992.

Вернуться к оглавлению


Далее читайте:

А.А. Тесля. Философия: методические указания / А.А. Тесля. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – 31 с.

Леонтьева Э.О. Социальная философия: Учебное пособие / Э.О. Леонтьева. —
Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. тех. ун-та, 2003.

Русская национальная философия (философский проект). 

 

Тема № 8 Проблема сознания в философии.

Вопросы для самоподготовки:

1. Проблема генезиса феномена сознания и определяющая роль социальной среды в его формировании.

2. Перечислить формы отражения в неорганической природе и биологические формы отражения.

3. В чём состоит роль труда при становлении специфически человеческой формы отражения — сознания.

4. Значение языка в становлении и функционировании сознания.

5. Что такое идеальное? Генезис, развитие и современное состояние этого представления.

6. Как связаны сознание и мозг. История вопроса и современное его состояние.

7. В чём суть проблем «диалога» человека и компьютерных систем? Может ли информация менять структуру материи?

8. Сознательное, подсознательное, бессознательное как уровни отражения. 

Упражнения и задачи:  

1. Крупный английский археолог Г.Чайлд писал, имея в виду первобытное ручное рубило: «Стандартизованное орудие есть само по себе ископаемая концепция. Оно является археологическим типом именно потому, что в нем воплощена идея, выходящая за пределы не только каждого индивидуального момента, но и каждого отдельного индивида, занятого конкретным воспроизведением этого орудия: одним словом, это понятие социальное. Воспроизвести образец — значит знать его, и это знание сохраняется и передаётся обществом.» (Г.Чайлд. Археологические документы по предыстории науки).

Прокомментируйте высказывание английского археолога. Как он решает вопрос о соотношении общественного бытия и общественного сознания? Как это соотносится с феноменом индивидуального сознания человека?

2. Преподаватель обращается к слушателям с таким вопросом: «Вы идёте по улице мимо скульптуры. Принадлежит ли эта скульптура к тому, что мы называем сознанием, или это часть бытия?»

Слушатель А: «Скульптура, как и всякое произведение искусства, относится к духовным ценностям общества. Она — воплощение художественного (эстетического) сознания людей. Именно поэтому она и принадлежит к общественному сознанию».

Слушатель Б: «Я не согласен с таким утверждением. Скульптура, действительно, воплощение художественного сознания, или точнее, опредмеченное художественное сознание. Но эстетическое сознание, опредмечиваясь в нечто материальное (в нашем случае в скульптуру), тем самым превращается в элемент бытия. Наши художественные представления, наше эстетическое сознание формируется прежде всего под влиянием нашего исторического эстетического бытия».

Слушатель В: «всё-таки прав А. Надо смотреть на это с более принципиальных, более широких позиций. Ведь то, какие скульптуры и вообще произведения искусства создают люди, зависит в конечном счёте от экономических условий их жизни».

Слушатель Г: «В таком случае как объяснить то, что египетские пирамиды были построены отнюдь не в развитых экономических условиях бытия людей той эпохи и даже явно в ущерб экономике»?

А Вы как думаете? Попытайтесь дать ответ на вопрос слушателя Г.

3. К каким формам сознания относятся следующие оценки невежества: «Невежество – зло; оно – несчастие, если вынужденное; порок — если отворачивается от незнания; оно — преступление, когда проявляет себя в безответственных действиях», по принципу «дуракам – счастье»?

Тестовые задания:

1. Установить, какому из философских направлений принадлежит каждое из приводимых ниже определений сознания.

а. сознание — такой же материальный продукт деятельности мозга, как желчь — продукт печени;

б. сознание является свойством головного мозга, как высшим проявлением всеобщего закона отражения;

в. сознание — это этап в развитии абсолютной идеи, на котором она приближается к самой себе;

г. сознание вмещает в себя весь мир;

2. Философские направления:

а. объективный идеализм Гегеля;

б. вульгарный материализм;

в. диалектический материализм;

г. субъективный идеализм;

3. Ниже приведено одно из фундаментальных философских положений: «Отражение — всеобщее свойство материи, а формы отражения зависят от уровня ее организации». Какому из ниженазванных философских направлений оно принадлежит?

а. объективный идеализм;

б. субъективный идеализм;

в. метафизический материализм;

г. диалектический материализм;

д. биологизаторство.

4. Вопрос об отношении материи и сознания рассматривается в рамках:

а. диалектики как метода познания;

б. логики;

в. основного вопроса философии;

г. этики;

д. космологии. 

5. Как можно охарактеризовать следующий ряд: раздражимость, возбудимость, психика, сознание?

а. атрибуты человеческого мозга;

б. ступени в развитии отражения в живой материи;

в. свойства любых живых существ;

г. психофизиологические атрибуты наследственной информации.  

Темы докладов и рефератов:

1. Человек как субъект и объект познания и социальная сущность сознания.

2. Физиологический механизм сознания, его социально-психологическое обоснование

3. Проблема соотношения идеального и материального.

4. Роль труда в формировании сознания: общепринятое и спорное.

5. Самосознание: что это такое? Как оно формируется?

6. Творческая активность сознания с позиций синергетики.

7. Язык — материальная структура мыслительной деятельности человека и некоторых высших животных.

8. Коммуникативная функция языка. Возрастание роли коммуникаций в наше время.

9. Естественные и искусственные языки. Сознание и кибернетика.

10. Моделирование психической деятельности мозга. Проблема «искусственного интеллекта». 

11. Отражение как всеобщее свойство материи.

12. Проблема разума в космосе. Проблема контакта и формирования всевселенской культуры.

Список литературы

Основная:

  1. Спиркин А.Г. Философия [Текст] : учебник : / А.Г. Спиркин .- 3-е изд., перераб. и доп..- М. : Юрайт; ИД Юрайт, 2012.- 828 c.- (Бакалавр. Базовый курс).

  2. Алексеев П. В. История философии [Текст] : учебник/ П. В. Алексеев .- М. : Проспект, 2009.- 240 c.

  3. Налетов И.З. Философия [Текст] : учебник : / И.З. Налетов .- М. : Инфра — М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование).

  4. Губин, В.Д. Философия [Текст] : учебник/ Губин, В.Д. .- М. : Проспект, 2010.- 336 c.

  5. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст] : учебник/ Лавриненко, В.Н., Иконникова, Г.И., Ратникова, В.П., Юдин, В.В. ; под ред. В.Н. Лавриненко .- 5-е изд., перераб. и доп..- М. : Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561 c.

Дополнительная:

  1. Губин, В. Д. Философия [Текст] : учебник/ Губин, В.Д. .- М. : Проспект, 2010.- 336 c.

  1. Зекрист, Р. И.. Философия [Текст]: Учебно-методический комплекс для студентов./ Р.И.Зекрист. – Костанай: Костанайский филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ», 2011. — с. 288

  1. Канке, А.В. Философия. Учебник для студ. высш. учеб. зав. [Текст]: учебник/ А.В. Канке. М.: Омега Л, 2010.- 343 c.

  1. Философия науки. Учебное пособие для магистрантов/ С.А. Лебедев. – М.: ИД Юрайт, 2011.

  1. Философия [Текст] : учебник/под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина.- 6-е изд., перераб.и доп.- М. : Проспект, 2009.- 672 c.

  1. Философия: Учебник для бакалавров/ В. Н.Лавриненко и др.. – 5-е изд., перераб. и доп. – (Бакалавр), (Гриф). – М.: ИД Юрайт, 2012.

  1. Философская антропология: Учебное пособие/ П.С. Гуревич. – 2-е изд, стереотип.,9Гриф). – Омега Л, 2012.

  1. Шатилов, С.Ф. Проблема человеческой субъективности в философии [Текст]: учебное пособие/ С.Ф. Шатилов. — Костанай: КФ ГОУВПО «ЧелГУ», 2009.- 195 c.

  1. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст] : учебник/ Лавриненко, В.Н., Иконникова, Г.И., Ратникова, В.П., Юдин, В.В. ; под ред. В.Н. Лавриненко .- 5-е изд., перераб. и доп..- М. : Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561 c.

  1. Налетов И.З. Философия [Текст] : учебник : / И. З. Налетов .- М. : Инфра — М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование).

Наука о голодании

Одна маленькая вещь

Да, это у вас в голове, но не так, как вы думаете.

Исследователи говорят, что голод повышает уровень гнева. Дмитрий Агеев / Getty Images/Blend Images

Когда несколько лет назад я впервые услышал, как друг употребил слово «голодный» в компании друзей, я поразился его точности. Чемодан, сочетание слов «голодный» и «сердитый», прекрасно описывало нынешнее настроение нашего приятеля Райана, который мчался впереди группы в отчаянных поисках места, где можно поесть поздно вечером. Мы только что закончили длинный фильм, а Райан не ел с обеда 10 часов назад — факт, который он нам постоянно повторял. Он был раздражителен, нетерпелив и раздражен нашим неторопливым шагом.

С тех пор я все время использую слово «голодный» (честно говоря, я сам испытываю вешалку изрядно), но давно сомневаюсь в его научной достоверности. Является ли «вешалка» допустимым явлением? Может ли физическое присутствие голода влиять на наш мозг и, следовательно, на наше настроение, восприятие и реакцию? Мы проконсультировались с экспертами, чтобы раскрыть захватывающую науку о вешалке, которая действительно существует.

Голод вызывает гнев

«Хотя это и кажется глупым разговорным термином, слово «вешалка» появилось для описания переживаний, которые мы все испытали, — говорит доктор Кристин Линдквист, доцент кафедры. доктор психологии и неврологии в Университете Северной Каролины в Чапел-Хилл и соавтор недавнего исследования «Чувствуешь голод? Когда голод понимается как эмоция».

«[Мои коллеги и я] интересуемся этим явлением, потому что мы изучаем эмоции и какие более основные процессы в мозгу вызывают эмоции. Кажется, что когда мы голодны, происходит физиологический и соответствующий психологический сдвиг», — говорит она NBC News BETTER.

Проведя серию тестов, доктор Линдквист и ее команда пришли к выводу, что голодные люди более склонны к негативному мышлению, чем те, кто сыт. Один из тестов поставил участников в немного раздражающие ситуации — например, столкнулись со сбоем в работе компьютера и вынуждены заново начинать утомительную задачу. Участники с пустым желудком были откровенно раздражены, а позже, когда им давали оценку работы ассистента, они, скорее всего, давали отрицательный отзыв, говоря, что ассистент «отнесся к ним с осуждением», говорит Линдквист, «предполагая, что голод превращает уменьшите свой гнев перед лицом разочаровывающего опыта».

Когда гомеостаз нарушается, наш мозг посылает сигналы о проблеме

Почему это происходит? Отчасти это сводится к вмешательству в гомеостаз тела или чувство равновесия тела, которое создает голод.

«Голод как состояние на самом деле вызывает множество сдвигов в гормонах, мозговых процессах и периферической нервной системе, которые сравнимы с тем, что мы наблюдаем в гневе, страхе и печали», — объясняет Линдквист. «Причина, по которой у нас есть эмоции, в первую очередь состоит в том, чтобы помочь нашему телу поддерживать гомеостаз. Ваш мозг всегда пытается следить за телом и убедиться, что вы находитесь в гомеостазе, и если это не так, он посылает сигнал телу, что мы должны что-то изменить. Этот переход от гомеостаза к этому состоянию [потребности в еде] воспринимается как негативный, [запускающий] каскады гормонов, таких как кортизол, реакции «бей или беги» и так далее. В конечном счете, ваш мозг посылает сигнал вашему телу, что дела идут не очень хорошо и что с ними нужно разобраться» 9.0003

Голод как состояние на самом деле вызывает множество сдвигов в гормонах, мозговых процессах и периферической нервной системе, сравнимых с тем, что мы наблюдаем при гневе, страхе и печали.

Когда наш мозг лишен глюкозы, мы также не можем фильтровать наши эмоции. — говорит доктор Вероника Сантини, клинический доцент кафедры неврологии и неврологических наук в Stanford Health Care. «Часть нашего мозга, связанная с чувством голода, страха, беспокойства и гнева, называется лимбической системой. Он запускает наши автоматические реакции еще до того, как они осознаются в высших отделах мозга, которые получают информацию от лимбической системы и окружающей среды, а затем модулируют эти примитивные реакции.

Вот почему мы не ходим и не кричим на всех. Но если у вас низкий уровень глюкозы, это означает, что высшие функции мозга работают не так хорошо, как могли бы, поэтому может произойти сбой в тех высших функциях мозга, которые помогают нам модулировать примитивные реакции».

По сути, не только наши тела питаются пищей, но и наши мозги, и когда у нас нет критически важного уровня глюкозы на необходимом уровне, «механизмы самоконтроля над агрессией ломаются», — говорит доктор Сантини. добавляя: «Одно исследование, проведенное в 2014 году, показало, что агрессия против вашего супруга возрастает, когда уровень глюкозы низкий».

Итак, когда вы проголодались, вы не просто более склонны срываться на кого-то, потому что вы голодны на физическом уровне, вы на самом деле голодны на мозговом уровне, и лишение заставляет ваши реактивные фильтры срабатывать. размытие, если не выключить полностью.

Что есть, когда голоден?

Все эксперты, опрошенные при написании этой статьи, согласны с тем, что лучший способ справиться с вешалкой — это, очевидно, что-нибудь съесть, но, если возможно, будьте избирательны.

«Если у вас есть возможность поесть, съешьте что-нибудь с высоким содержанием глюкозы, потому что она быстро расщепляется на АТФ, тип глюкозы, который обеспечивает топливную базу для мозга», — говорит Мэтт Джонсон, заместитель декана программ бакалавриата в Халте. Международная бизнес-школа, которая преподает факультативы по психологии и неврологии. «Идите на такие вещи, как зерно, ягоды и крупы. Но еда любого рода поможет избавиться от вегетации».

Подсказка: орехи — это пища с высоким содержанием АТФ, которую легко найти в торговых автоматах.

Настройтесь на свои эмоции, если нет возможности перекусить

Если вы работаете в длинную смену или находитесь в любой другой ситуации, когда просто невозможно перекусить, но вы чувствуете, что вешалка нависает, постарайтесь привлечь внимание к вашим эмоциям.

«Мы попросили [голодных] участников нашего исследования подумать об эмоциях и написать о них рассказ», — говорит доктор Линдквист. «Идея заключается в том, что, когда вы сосредотачиваетесь внутренне, вы с меньшей вероятностью позволите проявлениям эффекта вешалки. [Этот акт самоанализа] свел на нет последствия вешалки».

Итак, в реальной жизненной ситуации, когда вы почувствуете, что у вас вспыхивает голод, вы можете спросить себя, голодны ли вы (на самом деле вы можете этого не знать), и если ответ да, подумайте о своем состоянии. раздражительность как возможный результат этой потребности в питании.

Вы также должны делать все возможное, чтобы регулярно есть и перекусывать, независимо от того, насколько вы заняты, чтобы предотвратить вешалку. Сантини подчеркивает, что «человеческое тело любит структуру, и когда вещи выводят его из равновесия, мы можем чувствовать это физически, но также и эмоционально».

Вы можете почувствовать голод до того, как проголодаетесь.

Некоторые, как и сама Сантини, чувствуют негативный эффект голода на настроение до того, как они почувствуют физическое ощущение голода.

«У меня нет урчания в животе или болей в животе, когда я голоден; вместо этого я замечаю, что мое настроение изменилось», — говорит Сантини. «Некоторые люди могут больше ощущать вещи физически, а некоторые могут чувствовать их более эмоционально. Слишком часто мы разделяем физические симптомы и настроения, когда на самом деле это одно и то же. Разум и тело едины, поэтому начните прислушиваться к своему телу и поймите, что «Эй, может быть, я сейчас не беспокоюсь, но очень устал» или «Возможно, я на самом деле не злюсь, но очень голоден». важно начать понимать, что наше тело сигнализирует нам — и как».

Подробнее «Это ваш мозг включен»

  • Что пляж делает с вашим мозгом
  • Ваш мозг на диете
  • Улыбка может обмануть ваш мозг и сделать его счастливым (и улучшить ваше здоровье)
  • Ваш мозг на молитве и медитации
  • Почему некоторые песни заставляют нас плакать

Хотите больше подобных советов? Новости NBC BETTER одержимы поиском более простых, здоровых и разумных способов жить. Подпишитесь на наши новости.

Пограничное расстройство личности (ПРЛ): причины, симптомы и лечение

Пограничное расстройство личности (ПРЛ) — это состояние психического здоровья, которое может влиять на настроение, поведение и самооценку.

ПРЛ — это тип расстройства личности. Человек с ПРЛ испытывает сильные эмоции, плохое представление о себе и импульсивное поведение. Еще одним характерным признаком состояния является отсутствие стабильности в личных отношениях.

Термин «пограничный» первоначально вошел в употребление, когда клиницисты считали человека находящимся на границе между неврозом и психозом, поскольку люди с диагнозом ПРЛ испытывают элементы обоих.

Национальный институт психического здоровья (NIMH) предполагает, что около 1,4% взрослых в США страдают ПРЛ.

Исторически ПРЛ было трудно поддается лечению. Однако в NIMH говорят, что новые методы лечения, основанные на фактических данных, могут уменьшить симптомы и улучшить качество жизни человека.

В этой статье представлен обзор ПРЛ, включая его причины, симптомы, диагностику и варианты лечения.

ПРЛ — это сложное психическое заболевание, характеризующееся трудностями с эмоциями и самооценкой, нестабильными личными отношениями и импульсивным поведением.

ПРЛ — расстройство личности группы В. Это группа расстройств, которые влияют на эмоциональное функционирование человека и приводят к поведению, которое другие считают экстремальным или иррациональным.

Общие проблемы при ПРЛ включают:

  • нестабильность в отношениях с другими
  • сильные эмоции, такие как гнев и плохое настроение
  • внезапные изменения в самооценке (например, в отношении ценностей или карьерных планов)
  • импульсивность и вред поведение, которое может включать злоупотребление психоактивными веществами или импульсивные расходы
  • членовредительство и, у некоторых людей, суицидальные мысли или действия

То, как человек с ПРЛ взаимодействует с другими, тесно связано с его самооценкой и ранними социальными взаимодействиями.

Почти 75% людей с пограничным расстройством личности — женщины. Это может в равной степени повлиять на мужчин, но мужчины чаще получают ошибочный диагноз посттравматического стрессового расстройства или депрессии.

В большинстве случаев ПРЛ начинается в раннем взрослом возрасте. Клиницисты обычно не диагностируют его у детей или подростков, поскольку их личность все еще развивается в эти годы. Симптомы, которые могут выглядеть как симптомы ПРЛ, могут исчезнуть по мере взросления детей.

Клиницисты используют Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам , пятое издание ( DSM-5 ) для диагностики состояний психического здоровья, включая ПРЛ. Страховые компании также используют DSM-5 для возмещения расходов на лечение этого состояния.

В соответствии с DSM-5 следующие признаки и симптомы характерны для ПРЛ:

  • отчаянные попытки избежать того, чтобы вас бросили друзья или семья
  • нестабильные и интенсивные личные отношения, меняющиеся между крайним обожанием и крайней неприязнью
  • устойчиво неустойчивое представление о себе или самоощущении, например, внезапные изменения в ценностях, карьере, типах друзей или сексуальности
  • самоповреждающее поведение и, у некоторых людей, суицидальные мысли или действия
  • сильные настроения, такие как крайне плохое настроение, раздражительность или тревога, которые длятся от нескольких часов до нескольких дней
  • хроническое чувство пустоты
  • крайний гнев
  • трудности с контролем гнева
  • сильное чувство диссоциации, что означает чувство разобщенности
  • связанные со стрессом параноидальные мысли

Симптомы ПРЛ проявляются в самых разных ситуациях. Они не согласуются со стадией развития человека или его положением в обществе, и они не связаны исключительно с употреблением наркотиков или наличием заболевания.

В следующих разделах более подробно рассматриваются некоторые важные симптомы ПРЛ.

Эмоциональные симптомы

Основным симптомом ПРЛ является трудность регулирования эмоций. Человек может испытывать эмоции интенсивно и в течение длительного времени, и ему может быть труднее вернуться к исходным эмоциям после эмоционального стресса.

Человек также может испытывать чувство сильного гнева или трудности с контролем своего гнева. За этим часто следует стыд или вина, которые могут ухудшить самооценку человека. Этот гнев часто возникает в ответ на страх пренебрежения, безразличия или покинутости.

Членовредительство — еще один распространенный симптом. Люди с ПРЛ могут использовать это как средство регулирования своих эмоций, наказания себя или выражения своей внутренней боли.

Другим симптомом ПРЛ являются повторяющиеся мысли о самоубийстве. Некоторые люди также совершают суицидальные действия. Уровень членовредительства и самоубийств выше у людей с ПРЛ, чем у людей без него.

Эффективное лечение может помочь людям управлять своими эмоциями и снизить частоту или тяжесть самоповреждающего поведения и суицидальных мыслей.

Импульсивное поведение

Другим характерным симптомом ПРЛ является импульсивное поведение, которое может включать:

  • рискованную сексуальную активность
  • злоупотребление психоактивными веществами
  • чрезмерные расходы
  • азартные игры
  • 90 067 небезопасное вождение
  • переедание

Люди также может часто скучать и испытывать постоянную потребность чем-то заняться.

Трудности в отношениях

Люди с ПРЛ часто имеют модели интенсивных или нестабильных отношений. Это может включать переход от крайнего обожания к крайней неприязни, известный как переход от идеализации к обесцениванию.

Отношения могут быть отмечены попытками избежать реального или воображаемого отказа. Воспринимаемая угроза быть брошенным может оказать значительное влияние на самооценку человека, его настроение, мысли и поведение.

Например, человек может испытывать панику или гнев из-за незначительной разлуки с близкими ему людьми.

Предотвращение суицида

Если вы знаете кого-то, кто подвергается непосредственному риску членовредительства, самоубийства или причинения вреда другому человеку:

  • Задайте сложный вопрос: «Вы думаете о самоубийстве?»
  • Слушайте человека без осуждения.
  • Позвоните по телефону 911 или по местному номеру службы экстренной помощи или отправьте текстовое сообщение РАЗГОВОР на номер 741741, чтобы связаться с обученным кризисным консультантом.
  • Оставайтесь с человеком, пока не прибудет профессиональная помощь.
  • Постарайтесь убрать любое оружие, лекарства или другие потенциально опасные предметы.

Если у вас или у кого-то из ваших знакомых возникают мысли о самоубийстве, вам может помочь горячая линия по профилактике. 988 Suicide and Crisis Lifeline доступен 24 часа в сутки в 9.00.88. Во время кризиса слабослышащие люди могут воспользоваться предпочитаемой услугой ретрансляции или набрать 711, а затем 988.

Нажмите здесь, чтобы получить дополнительные ссылки и местные ресурсы.

Было ли это полезно?

Некоторые люди могут быть генетически предрасположены к развитию ПРЛ, при этом определенные факторы окружающей среды повышают риск.

Эксперты определили три фактора, которые могут играть роль в развитии ПРЛ: генетика, факторы окружающей среды и неврологические факторы.

В следующих разделах каждый из них будет рассмотрен более подробно.

Генетика

Существует генетическая предрасположенность к развитию ПРЛ, при этом исследования близнецов предполагают более 50% наследственности этого состояния.

У многих людей с ПРЛ есть близкие родственники с психическими расстройствами, такими как биполярное расстройство, депрессия, расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ, или антисоциальное расстройство личности.

Факторы окружающей среды

Многие люди с ПРЛ пережили травму, такую ​​как жестокое обращение или отказ в детстве, враждебные конфликты или нестабильные отношения.

Некоторые источники сообщают, что 70% людей с ПРЛ подвергались жестокому обращению в детстве, например, физическому насилию, сексуальному насилию или пренебрежению.

Неврологические факторы

Некоторые исследования выявили структурные и функциональные различия в мозге людей с пограничным расстройством личности, особенно в областях мозга, связанных с регуляцией эмоций.

Однако эксперты не знают, были ли эти различия факторами риска или развились из-за самого состояния.

ПРЛ трудно диагностировать, поскольку его симптомы совпадают с симптомами других психических заболеваний. Отдельные случаи также могут сильно различаться.

Специалисты в области психического здоровья могут диагностировать ПРЛ после тщательного психологического обследования, в ходе которого они спрашивают об истории болезни человека и его симптомах.

Поскольку некоторые симптомы ПРЛ схожи с некоторыми другими состояниями, специалисты в области психического здоровья должны исключить их, прежде чем смогут поставить точный диагноз ПРЛ.

Кроме того, ПРЛ часто сочетается с другими психическими расстройствами, такими как:

  • большое депрессивное расстройство
  • биполярное расстройство
  • тревожные расстройства
  • злоупотребление психоактивными веществами
  • расстройства пищевого поведения

Из-за трудностей диагностики ПРЛ его часто не диагностируют или диагностируют неправильно.

Люди с пограничным расстройством личности, получающие эффективное лечение, испытывают меньше симптомов и менее выражены, у них улучшается способность функционировать и улучшается качество жизни.

Некоторые варианты лечения ПРЛ включают:

Психотерапия

Психотерапия, или разговорная терапия, является лечением первой линии при ПРЛ.

Несколько различных видов психотерапии могут уменьшить воздействие ПРЛ, в том числе:

  • Когнитивно-поведенческая терапия: Работая с терапевтом, человек может осознать любые негативные или неэффективные формы мышления, что позволяет ему рассматривать сложные ситуации. более четко.
  • Диалектическая поведенческая терапия: Люди могут использовать подход, основанный на навыках, наряду с физическими и медитативными упражнениями, чтобы узнать, как лучше всего регулировать эмоции и справляться со стрессом.
  • Терапия, ориентированная на схему (SFT): Основываясь на идее о том, что ПРЛ возникает из-за дисфункциональной самооценки, SFT фокусируется на переосмыслении того, как человек воспринимает себя.
  • Терапия на основе ментализации: Это форма терапии разговором, которая помогает людям определить свои собственные мысли и отделить их от мыслей окружающих.
  • Психотерапия, ориентированная на перенос: Этот подход использует развивающиеся отношения между человеком и его терапевтом, чтобы помочь человеку понять свои эмоции и межличностные трудности.
  • Системный тренинг эмоциональной предсказуемости и решения проблем: Это форма групповой терапии под руководством социального работника, предназначенная для дополнения других форм лечения.

Лекарства

В настоящее время нет лекарств, которые могли бы вылечить само заболевание, но врачи могут назначать определенные лекарства для лечения проблем, возникающих наряду с ПРЛ.

Эти лекарства включают:

  • Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина: Эта практика не подтверждается клиническими испытаниями, но клиницист может рекомендовать этот класс препаратов, если у человека также есть сопутствующее тревожное или депрессивное расстройство.
  • Нейролептики второго поколения и стабилизаторы настроения: Имеются некоторые данные, свидетельствующие о том, что они помогают справиться с некоторыми симптомами ПРЛ.
  • Жирные кислоты омега-3: Имеются также некоторые данные, свидетельствующие о том, что жирные кислоты омега-3, одним из источников которых является рыбий жир, могут помочь уменьшить симптомы агрессии и депрессии у женщин с пограничным расстройством личности. Однако необходимы дальнейшие исследования.

Предварительные исследования также предполагают, что в лечении ПРЛ могут играть роль лекарства, которые изменяют глутаматергическую, опиоидную и окситоцинергическую нейротрансмиттерные системы.

Госпитализация

В некоторых случаях, например при попытке самоубийства, может потребоваться лечение в специализированных учреждениях, таких как больницы и психиатрические клиники.

Часто стационарное лечение представляет собой сочетание медикаментозного лечения и сеансов психотерапии. Человек редко бывает госпитализирован с пограничным расстройством личности в течение длительного времени. Большинству людей требуется только частичная госпитализация или программа дневного лечения.

Согласно DSM-5, последствия ПРЛ и риск самоубийства наиболее высоки в раннем взрослом возрасте. Однако с возрастом они постепенно уменьшаются. Большинство людей достигают большей стабильности в своих отношениях и на работе к 30-40 годам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *