М.Ф. Пахомкина
М.Ф. Пахомкина
Задачи, упражнения, тесты, творческие задания
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Основные проблемы философии ХХ-ХХI веков
Тема. ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ СОЗНАНИЯ
I. Интеллектуальная разминка
1. Каким термином долгое время в философии называли способность человека чувствовать, мыслить, оценивать свои действия?
2. Кто и когда для обозначения этой способности вводит в философский оборот понятие «сознание»?
3. Из нижеперечисленных выделите атрибутивное свойство материи, эволюция которого привела к возникновению сознания: пространство, время, материя, движение, отражение, самоорганизация.
4. Расшифруйте слово «сознание».
5. Способность взаимодействующих тел оставлять в своей структуре и свойствах следы взаимодействия называется _______.
6. Свойство высокоорганизованных живых существ активно отвечать на внешние воздействия и формировать их образы есть ________.
7. Совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.
8. Приведите примеры таковых.
9. Входят ли в сознание биотоки мозга, нервные импульсы, нейроны?
10. Система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения мыслей.
11. Способность человека оперировать отвлеченными образами.
12. Мыслитель, разработавший психологическую концепцию, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой жизни.
13. Автором какой концепции был швейцарский психоаналитик Карл Юнг?
14. Сознание есть свойство высокоорганизованной материи _______.
15. Какое понятие, на ваш взгляд, шире «психика» или «сознание»?
16. Отражение действительности в формах духовной деятельности, способность человека духовно-мысленным образом воспроизводить вещи.
17. Конструктивная деятельность человека, связанная с созданием нового.
18. Оценка человеком своего «я»: знания, интересов, идеалов, мотивов поведения, результатов деятельности.
19. Психическая способность человека создавать в своих представлениях мысленные образные ситуации, не встречавшиеся в жизни.
20. Активное отражение общественного бытия в формах группового и массового сознания.
21. Наглядно-чувственная или логическая идеальные формы отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека.
22. Гуманистическая ориентация индивидуального и общественного сознания.
23. Нравственно-психологическая структура сознания человека, выступающая как сопереживание им межличностных отношений и действий людей.
24. Способность к выбору цели действий и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.
25. Разум есть способность интеллекта _______.
II. Задачи, упражнения, комментарии
1. Отражение есть всеобщее свойство материи, которое выражается в способности материальных тел посредством собственных изменений воспроизводить особенности взаимодействующих тел.
· Чем отражение отличается от простого взаимодействия или изменения?
· Раскройте принципиальное различие отражения в живой и неживой природе.
· Расположите в порядке возрастания уровня сложности следующие формы отражения: раздражимость, мышление, психика, сознание, ощущение, деформация.
· Каковы отличительные характеристики сознания как высшей формы отражения?
2. Поразмышляйте над известным суждением Ф. Энгельса: «Труд создал человека».
· Что такое труд?
· Почему именно он привел к возникновению человека и его сознания? Отчего «труд» муравьев, бобров и др. животных не привел к развитию у них этой способности?
· Является ли вообще способность изготавливать орудия труда главной причиной возникновения мышления, сознания?
· Какие еще есть теории происхождения человека и его сознания.
3. «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально». (К. Маркс).
· Что такое идеальное вообще? Каковы его отличительные признаки?
· На какие сущностные черты сознания как идеального обращает внимание К. Маркс?
· В каких формах существует идеальное? Приведите примеры идеального и попробуйте своими словами дать его определение.
4. Признавая наряду с философским возможность естественнонаучного подхода к мышлению, Ф. Энгельс писал: «Мы, несомненно, «сведем» когда-нибудь экспериментальным путем мышление к молекулярным и химическим процессам в мозгу». И далее вопрошал: «Но разве этим исчерпывается сознание»?
· В чем Ф. Энгельс видел сущность сознания?
· Против чего он предостерегал ученых?
· Назовите сущностные характеристики мышления, не позволяющие свести его к химическим и нейрофизиологическим процессам, происходящим в мозгу.
5. Прокомментируйте и сопроводите примерами суждение В. И. Ленина: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его».
III. Заполните таблицы
1. Тип и формы отражения
Тип отражения | Форма отражения |
Специфическая особенность |
Примеры |
1. Отражение 2. Отражение 3. Социальное |
2. Проблема сознания в истории философии
Определение сознания, мышления |
Философское направление |
Представитель |
1. «Мысли находятся в таком же 2. «Сознание – субъективный образ 3. «Мышление – особая бестелесная 4. «Сознание – результат эволюции и |
3. Структура психической деятельности
Сфера сознания | Компоненты | Иллюстрации |
1. Сфера бессознательного 2. Телесно-перцептивная 3. Логико-познавательная 4. Эмоционально-волевая 5. Мнемическая |
IV. Тематика творческих заданий
1. Человек как субъект сознания, его социальная сущность.
2. Проблема идеального: современные дискуссии.
3. Роль труда в формировании сознания: общепринятое и спорное.
4. Самосознание: что это?
5. Творческая активность сознания.
V. Тесты
1. Человеческое сознание есть процесс…
А) Пассивный;
Б) Индифферентный;
В) Активный;
Г) Механический.
2. Принцип философского мышления, направленный на осмысление собственных предпосылок, обращение на самого себя, есть …
А) Субъективность;
Б) Познание;
В) Рефлексия;
Г) Мышление.
3. По Фрейду, человеческие поступки определяются …
А) Религиозностью;
Б) Экономикой;
В) Бессознательным;
Г) Политикой.
4. Автором суждения: «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» является …
А) И. Кант;
Б) Гегель;
В) К. Маркс;
Г) Э. Фромм.
5. Формами бессознательного выступают …
А) Умозаключение;
Б) Сновидение;
В) Интуиция;
Г) Суждение;
Д) Озарение.
6. Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» к социальным предпосылкам возникновения человека и его сознания относит …
А) Освобождение руки; Г) Общественную жизнь;
Б) Прямохождение; Д) Появление языка;
В) Труд; Е) Мышление.
7. Функцией сознания не является ….
А) Преобразующая;
Б) Моделирующая;
В) Отражательная;
Г) Художественная.
8. Следующий ряд: раздражимость, возбудимость, психика, сознание можно охарактеризовать как …
А) Атрибуты человеческого мозга;
Б) Ступени развития отражения в неорганической природе;
В) Свойства любых живых существ;
Г) Атрибуты органической природы.
9. Впишите ключевое слово:
«Противоположное осознанию внешнего мира осознание человеком своих стремлений, мотивов поведения, идеалов, ценностная оценка самого себя как чувствующего, понимающего и действующего существа, есть ________».
10. С позиции религии сознание по своей сущности …
А) Материально;
Б) Идеально;
В) Трансцендентально;
Г) Биологично.
Дополнительная литература
1. Видинеев И. В. Природа интеллектуальных способностей человека / И. В. Видинеев. – М., 1989.
2. Демин М. В. Анализ структуры сознания / М. В. Демин. – М., 1980.
3. Дубровский Д. И. Проблема идеального / Д. И. Дубровский. – М., 1983.
4. Иванов А. В. Сознание и мышление / А. В. Иванов. – М., 1994.
5. Ильенков Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. – М., 1991. Разд. III.
6. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление / Ф. Кликс. – М., 1985.
7. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание / Ф. Т. Михайлов. – М., 1990.
8. Природа и дух. Кн. 1-2. – СПб., 1995.
9. Спиркин А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – М., 1998. Разд. II. Гл. II.
10. Ярвилехто Т. Мозг и психика / Т. Ярвилехто. – М., 1992.
Вернуться к оглавлению
Далее читайте:
А.А. Тесля. Философия: методические указания / А.А. Тесля. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – 31 с.
Леонтьева Э.О. Социальная философия: Учебное пособие
/ Э.О. Леонтьева. —
Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. тех. ун-та, 2003.
Русская национальная философия (философский проект).
Тема № 8 Проблема сознания в философии.
Вопросы для самоподготовки:
1. Проблема генезиса феномена сознания и определяющая роль социальной среды в его формировании.
2. Перечислить формы отражения в неорганической природе и биологические формы отражения.
3. В чём состоит роль труда при становлении специфически человеческой формы отражения — сознания.
4. Значение языка в становлении и функционировании сознания.
5. Что такое идеальное? Генезис, развитие и современное состояние этого представления.
6. Как связаны сознание и мозг. История вопроса и современное его состояние.
7. В чём суть проблем «диалога» человека и компьютерных систем? Может ли информация менять структуру материи?
8. Сознательное, подсознательное, бессознательное как уровни отражения.
Упражнения и задачи:
1. Крупный английский археолог Г.Чайлд писал, имея в виду первобытное ручное рубило: «Стандартизованное орудие есть само по себе ископаемая концепция. Оно является археологическим типом именно потому, что в нем воплощена идея, выходящая за пределы не только каждого индивидуального момента, но и каждого отдельного индивида, занятого конкретным воспроизведением этого орудия: одним словом, это понятие социальное. Воспроизвести образец — значит знать его, и это знание сохраняется и передаётся обществом.» (Г.Чайлд. Археологические документы по предыстории науки).
Прокомментируйте высказывание английского археолога. Как он решает вопрос о соотношении общественного бытия и общественного сознания? Как это соотносится с феноменом индивидуального сознания человека?
2. Преподаватель обращается к слушателям с таким вопросом: «Вы идёте по улице мимо скульптуры. Принадлежит ли эта скульптура к тому, что мы называем сознанием, или это часть бытия?»
Слушатель А: «Скульптура, как и всякое произведение искусства, относится к духовным ценностям общества. Она — воплощение художественного (эстетического) сознания людей. Именно поэтому она и принадлежит к общественному сознанию».
Слушатель Б: «Я не согласен с таким утверждением. Скульптура, действительно, воплощение художественного сознания, или точнее, опредмеченное художественное сознание. Но эстетическое сознание, опредмечиваясь в нечто материальное (в нашем случае в скульптуру), тем самым превращается в элемент бытия. Наши художественные представления, наше эстетическое сознание формируется прежде всего под влиянием нашего исторического эстетического бытия».
Слушатель В: «всё-таки прав А. Надо смотреть на это с более принципиальных, более широких позиций. Ведь то, какие скульптуры и вообще произведения искусства создают люди, зависит в конечном счёте от экономических условий их жизни».
Слушатель Г: «В таком случае как объяснить то, что египетские пирамиды были построены отнюдь не в развитых экономических условиях бытия людей той эпохи и даже явно в ущерб экономике»?
А Вы как думаете? Попытайтесь дать ответ на вопрос слушателя Г.
3. К каким формам сознания относятся следующие оценки невежества: «Невежество – зло; оно – несчастие, если вынужденное; порок — если отворачивается от незнания; оно — преступление, когда проявляет себя в безответственных действиях», по принципу «дуракам – счастье»?
Тестовые задания:
1. Установить, какому из философских направлений принадлежит каждое из приводимых ниже определений сознания.
а. сознание — такой же материальный продукт деятельности мозга, как желчь — продукт печени;
б. сознание является свойством головного мозга, как высшим проявлением всеобщего закона отражения;
в. сознание — это этап в развитии абсолютной идеи, на котором она приближается к самой себе;
г. сознание вмещает в себя весь мир;
2. Философские направления:
а. объективный идеализм Гегеля;
б. вульгарный материализм;
в. диалектический материализм;
г. субъективный идеализм;
3. Ниже приведено одно из фундаментальных философских положений: «Отражение — всеобщее свойство материи, а формы отражения зависят от уровня ее организации». Какому из ниженазванных философских направлений оно принадлежит?
а. объективный идеализм;
б. субъективный идеализм;
в. метафизический материализм;
г. диалектический материализм;
д. биологизаторство.
4. Вопрос об отношении материи и сознания рассматривается в рамках:
а. диалектики как метода познания;
б. логики;
в. основного вопроса философии;
г. этики;
д. космологии.
5. Как можно охарактеризовать следующий ряд: раздражимость, возбудимость, психика, сознание?
а. атрибуты человеческого мозга;
б. ступени в развитии отражения в живой материи;
в. свойства любых живых существ;
г. психофизиологические атрибуты наследственной информации.
Темы докладов и рефератов:
1. Человек как субъект и объект познания и социальная сущность сознания.
2. Физиологический механизм сознания, его социально-психологическое обоснование
3. Проблема соотношения идеального и материального.
4. Роль труда в формировании сознания: общепринятое и спорное.
5. Самосознание: что это такое? Как оно формируется?
6. Творческая активность сознания с позиций синергетики.
7. Язык — материальная структура мыслительной деятельности человека и некоторых высших животных.
8. Коммуникативная функция языка. Возрастание роли коммуникаций в наше время.
9. Естественные и искусственные языки. Сознание и кибернетика.
10. Моделирование психической деятельности мозга. Проблема «искусственного интеллекта».
11. Отражение как всеобщее свойство материи.
12. Проблема разума в космосе. Проблема контакта и формирования всевселенской культуры.
Список литературы
Основная:
Спиркин А.Г. Философия [Текст] : учебник : / А.Г. Спиркин .- 3-е изд., перераб. и доп..- М. : Юрайт; ИД Юрайт, 2012.- 828 c.- (Бакалавр. Базовый курс).
Алексеев П. В. История философии [Текст] : учебник/ П. В. Алексеев .- М. : Проспект, 2009.- 240 c.
Налетов И.З. Философия [Текст] : учебник : / И.З. Налетов .- М. : Инфра — М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование).
Губин, В.Д. Философия [Текст] : учебник/ Губин, В.Д. .- М. : Проспект, 2010.- 336 c.
Лавриненко, В.Н. Философия [Текст] : учебник/ Лавриненко, В.Н., Иконникова, Г.И., Ратникова, В.П., Юдин, В.В. ; под ред. В.Н. Лавриненко .- 5-е изд., перераб. и доп..- М. : Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561 c.
Дополнительная:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наука о голодании
Одна маленькая вещь
Да, это у вас в голове, но не так, как вы думаете.
Исследователи говорят, что голод повышает уровень гнева. Дмитрий Агеев / Getty Images/Blend Images
Когда несколько лет назад я впервые услышал, как друг употребил слово «голодный» в компании друзей, я поразился его точности. Чемодан, сочетание слов «голодный» и «сердитый», прекрасно описывало нынешнее настроение нашего приятеля Райана, который мчался впереди группы в отчаянных поисках места, где можно поесть поздно вечером. Мы только что закончили длинный фильм, а Райан не ел с обеда 10 часов назад — факт, который он нам постоянно повторял. Он был раздражителен, нетерпелив и раздражен нашим неторопливым шагом.
С тех пор я все время использую слово «голодный» (честно говоря, я сам испытываю вешалку изрядно), но давно сомневаюсь в его научной достоверности. Является ли «вешалка» допустимым явлением? Может ли физическое присутствие голода влиять на наш мозг и, следовательно, на наше настроение, восприятие и реакцию? Мы проконсультировались с экспертами, чтобы раскрыть захватывающую науку о вешалке, которая действительно существует.
Голод вызывает гнев
«Хотя это и кажется глупым разговорным термином, слово «вешалка» появилось для описания переживаний, которые мы все испытали, — говорит доктор Кристин Линдквист, доцент кафедры. доктор психологии и неврологии в Университете Северной Каролины в Чапел-Хилл и соавтор недавнего исследования «Чувствуешь голод? Когда голод понимается как эмоция».
«[Мои коллеги и я] интересуемся этим явлением, потому что мы изучаем эмоции и какие более основные процессы в мозгу вызывают эмоции. Кажется, что когда мы голодны, происходит физиологический и соответствующий психологический сдвиг», — говорит она NBC News BETTER.
Проведя серию тестов, доктор Линдквист и ее команда пришли к выводу, что голодные люди более склонны к негативному мышлению, чем те, кто сыт. Один из тестов поставил участников в немного раздражающие ситуации — например, столкнулись со сбоем в работе компьютера и вынуждены заново начинать утомительную задачу. Участники с пустым желудком были откровенно раздражены, а позже, когда им давали оценку работы ассистента, они, скорее всего, давали отрицательный отзыв, говоря, что ассистент «отнесся к ним с осуждением», говорит Линдквист, «предполагая, что голод превращает уменьшите свой гнев перед лицом разочаровывающего опыта».
Когда гомеостаз нарушается, наш мозг посылает сигналы о проблеме
Почему это происходит? Отчасти это сводится к вмешательству в гомеостаз тела или чувство равновесия тела, которое создает голод.
«Голод как состояние на самом деле вызывает множество сдвигов в гормонах, мозговых процессах и периферической нервной системе, которые сравнимы с тем, что мы наблюдаем в гневе, страхе и печали», — объясняет Линдквист. «Причина, по которой у нас есть эмоции, в первую очередь состоит в том, чтобы помочь нашему телу поддерживать гомеостаз. Ваш мозг всегда пытается следить за телом и убедиться, что вы находитесь в гомеостазе, и если это не так, он посылает сигнал телу, что мы должны что-то изменить. Этот переход от гомеостаза к этому состоянию [потребности в еде] воспринимается как негативный, [запускающий] каскады гормонов, таких как кортизол, реакции «бей или беги» и так далее. В конечном счете, ваш мозг посылает сигнал вашему телу, что дела идут не очень хорошо и что с ними нужно разобраться» 9.0003
Голод как состояние на самом деле вызывает множество сдвигов в гормонах, мозговых процессах и периферической нервной системе, сравнимых с тем, что мы наблюдаем при гневе, страхе и печали.
Когда наш мозг лишен глюкозы, мы также не можем фильтровать наши эмоции. — говорит доктор Вероника Сантини, клинический доцент кафедры неврологии и неврологических наук в Stanford Health Care. «Часть нашего мозга, связанная с чувством голода, страха, беспокойства и гнева, называется лимбической системой. Он запускает наши автоматические реакции еще до того, как они осознаются в высших отделах мозга, которые получают информацию от лимбической системы и окружающей среды, а затем модулируют эти примитивные реакции.
Вот почему мы не ходим и не кричим на всех. Но если у вас низкий уровень глюкозы, это означает, что высшие функции мозга работают не так хорошо, как могли бы, поэтому может произойти сбой в тех высших функциях мозга, которые помогают нам модулировать примитивные реакции».По сути, не только наши тела питаются пищей, но и наши мозги, и когда у нас нет критически важного уровня глюкозы на необходимом уровне, «механизмы самоконтроля над агрессией ломаются», — говорит доктор Сантини. добавляя: «Одно исследование, проведенное в 2014 году, показало, что агрессия против вашего супруга возрастает, когда уровень глюкозы низкий».
Итак, когда вы проголодались, вы не просто более склонны срываться на кого-то, потому что вы голодны на физическом уровне, вы на самом деле голодны на мозговом уровне, и лишение заставляет ваши реактивные фильтры срабатывать. размытие, если не выключить полностью.
Что есть, когда голоден?
Все эксперты, опрошенные при написании этой статьи, согласны с тем, что лучший способ справиться с вешалкой — это, очевидно, что-нибудь съесть, но, если возможно, будьте избирательны.
«Если у вас есть возможность поесть, съешьте что-нибудь с высоким содержанием глюкозы, потому что она быстро расщепляется на АТФ, тип глюкозы, который обеспечивает топливную базу для мозга», — говорит Мэтт Джонсон, заместитель декана программ бакалавриата в Халте. Международная бизнес-школа, которая преподает факультативы по психологии и неврологии. «Идите на такие вещи, как зерно, ягоды и крупы. Но еда любого рода поможет избавиться от вегетации».
Подсказка: орехи — это пища с высоким содержанием АТФ, которую легко найти в торговых автоматах.
Настройтесь на свои эмоции, если нет возможности перекусить
Если вы работаете в длинную смену или находитесь в любой другой ситуации, когда просто невозможно перекусить, но вы чувствуете, что вешалка нависает, постарайтесь привлечь внимание к вашим эмоциям.
«Мы попросили [голодных] участников нашего исследования подумать об эмоциях и написать о них рассказ», — говорит доктор Линдквист. «Идея заключается в том, что, когда вы сосредотачиваетесь внутренне, вы с меньшей вероятностью позволите проявлениям эффекта вешалки. [Этот акт самоанализа] свел на нет последствия вешалки».
Итак, в реальной жизненной ситуации, когда вы почувствуете, что у вас вспыхивает голод, вы можете спросить себя, голодны ли вы (на самом деле вы можете этого не знать), и если ответ да, подумайте о своем состоянии. раздражительность как возможный результат этой потребности в питании.
Вы также должны делать все возможное, чтобы регулярно есть и перекусывать, независимо от того, насколько вы заняты, чтобы предотвратить вешалку. Сантини подчеркивает, что «человеческое тело любит структуру, и когда вещи выводят его из равновесия, мы можем чувствовать это физически, но также и эмоционально».
Вы можете почувствовать голод до того, как проголодаетесь.
Некоторые, как и сама Сантини, чувствуют негативный эффект голода на настроение до того, как они почувствуют физическое ощущение голода.
«У меня нет урчания в животе или болей в животе, когда я голоден; вместо этого я замечаю, что мое настроение изменилось», — говорит Сантини. «Некоторые люди могут больше ощущать вещи физически, а некоторые могут чувствовать их более эмоционально. Слишком часто мы разделяем физические симптомы и настроения, когда на самом деле это одно и то же. Разум и тело едины, поэтому начните прислушиваться к своему телу и поймите, что «Эй, может быть, я сейчас не беспокоюсь, но очень устал» или «Возможно, я на самом деле не злюсь, но очень голоден». важно начать понимать, что наше тело сигнализирует нам — и как».
Подробнее «Это ваш мозг включен»
- Что пляж делает с вашим мозгом
- Ваш мозг на диете
- Улыбка может обмануть ваш мозг и сделать его счастливым (и улучшить ваше здоровье)
- Ваш мозг на молитве и медитации
- Почему некоторые песни заставляют нас плакать
Хотите больше подобных советов? Новости NBC BETTER одержимы поиском более простых, здоровых и разумных способов жить. Подпишитесь на наши новости.
Пограничное расстройство личности (ПРЛ): причины, симптомы и лечение
Пограничное расстройство личности (ПРЛ) — это состояние психического здоровья, которое может влиять на настроение, поведение и самооценку.
ПРЛ — это тип расстройства личности. Человек с ПРЛ испытывает сильные эмоции, плохое представление о себе и импульсивное поведение. Еще одним характерным признаком состояния является отсутствие стабильности в личных отношениях.
Термин «пограничный» первоначально вошел в употребление, когда клиницисты считали человека находящимся на границе между неврозом и психозом, поскольку люди с диагнозом ПРЛ испытывают элементы обоих.
Национальный институт психического здоровья (NIMH) предполагает, что около 1,4% взрослых в США страдают ПРЛ.
Исторически ПРЛ было трудно поддается лечению. Однако в NIMH говорят, что новые методы лечения, основанные на фактических данных, могут уменьшить симптомы и улучшить качество жизни человека.
В этой статье представлен обзор ПРЛ, включая его причины, симптомы, диагностику и варианты лечения.
ПРЛ — это сложное психическое заболевание, характеризующееся трудностями с эмоциями и самооценкой, нестабильными личными отношениями и импульсивным поведением.
ПРЛ — расстройство личности группы В. Это группа расстройств, которые влияют на эмоциональное функционирование человека и приводят к поведению, которое другие считают экстремальным или иррациональным.
Общие проблемы при ПРЛ включают:
- нестабильность в отношениях с другими
- сильные эмоции, такие как гнев и плохое настроение
- внезапные изменения в самооценке (например, в отношении ценностей или карьерных планов)
- импульсивность и вред поведение, которое может включать злоупотребление психоактивными веществами или импульсивные расходы
- членовредительство и, у некоторых людей, суицидальные мысли или действия
То, как человек с ПРЛ взаимодействует с другими, тесно связано с его самооценкой и ранними социальными взаимодействиями.
Почти 75% людей с пограничным расстройством личности — женщины. Это может в равной степени повлиять на мужчин, но мужчины чаще получают ошибочный диагноз посттравматического стрессового расстройства или депрессии.
В большинстве случаев ПРЛ начинается в раннем взрослом возрасте. Клиницисты обычно не диагностируют его у детей или подростков, поскольку их личность все еще развивается в эти годы. Симптомы, которые могут выглядеть как симптомы ПРЛ, могут исчезнуть по мере взросления детей.
Клиницисты используют Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам , пятое издание ( DSM-5 ) для диагностики состояний психического здоровья, включая ПРЛ. Страховые компании также используют DSM-5 для возмещения расходов на лечение этого состояния.
В соответствии с DSM-5 следующие признаки и симптомы характерны для ПРЛ:
- отчаянные попытки избежать того, чтобы вас бросили друзья или семья
- нестабильные и интенсивные личные отношения, меняющиеся между крайним обожанием и крайней неприязнью
- устойчиво неустойчивое представление о себе или самоощущении, например, внезапные изменения в ценностях, карьере, типах друзей или сексуальности
- самоповреждающее поведение и, у некоторых людей, суицидальные мысли или действия
- сильные настроения, такие как крайне плохое настроение, раздражительность или тревога, которые длятся от нескольких часов до нескольких дней
- хроническое чувство пустоты
- крайний гнев
- трудности с контролем гнева
- сильное чувство диссоциации, что означает чувство разобщенности
- связанные со стрессом параноидальные мысли
Симптомы ПРЛ проявляются в самых разных ситуациях. Они не согласуются со стадией развития человека или его положением в обществе, и они не связаны исключительно с употреблением наркотиков или наличием заболевания.
В следующих разделах более подробно рассматриваются некоторые важные симптомы ПРЛ.
Эмоциональные симптомы
Основным симптомом ПРЛ является трудность регулирования эмоций. Человек может испытывать эмоции интенсивно и в течение длительного времени, и ему может быть труднее вернуться к исходным эмоциям после эмоционального стресса.
Человек также может испытывать чувство сильного гнева или трудности с контролем своего гнева. За этим часто следует стыд или вина, которые могут ухудшить самооценку человека. Этот гнев часто возникает в ответ на страх пренебрежения, безразличия или покинутости.
Членовредительство — еще один распространенный симптом. Люди с ПРЛ могут использовать это как средство регулирования своих эмоций, наказания себя или выражения своей внутренней боли.
Другим симптомом ПРЛ являются повторяющиеся мысли о самоубийстве. Некоторые люди также совершают суицидальные действия. Уровень членовредительства и самоубийств выше у людей с ПРЛ, чем у людей без него.
Эффективное лечение может помочь людям управлять своими эмоциями и снизить частоту или тяжесть самоповреждающего поведения и суицидальных мыслей.
Импульсивное поведение
Другим характерным симптомом ПРЛ является импульсивное поведение, которое может включать:
- рискованную сексуальную активность
- злоупотребление психоактивными веществами
- чрезмерные расходы
- азартные игры 90 067 небезопасное вождение
- переедание
Люди также может часто скучать и испытывать постоянную потребность чем-то заняться.
Трудности в отношениях
Люди с ПРЛ часто имеют модели интенсивных или нестабильных отношений. Это может включать переход от крайнего обожания к крайней неприязни, известный как переход от идеализации к обесцениванию.
Отношения могут быть отмечены попытками избежать реального или воображаемого отказа. Воспринимаемая угроза быть брошенным может оказать значительное влияние на самооценку человека, его настроение, мысли и поведение.
Например, человек может испытывать панику или гнев из-за незначительной разлуки с близкими ему людьми.
Предотвращение суицида
Если вы знаете кого-то, кто подвергается непосредственному риску членовредительства, самоубийства или причинения вреда другому человеку:
- Задайте сложный вопрос: «Вы думаете о самоубийстве?»
- Слушайте человека без осуждения.
- Позвоните по телефону 911 или по местному номеру службы экстренной помощи или отправьте текстовое сообщение РАЗГОВОР на номер 741741, чтобы связаться с обученным кризисным консультантом.
- Оставайтесь с человеком, пока не прибудет профессиональная помощь.
- Постарайтесь убрать любое оружие, лекарства или другие потенциально опасные предметы.
Если у вас или у кого-то из ваших знакомых возникают мысли о самоубийстве, вам может помочь горячая линия по профилактике. 988 Suicide and Crisis Lifeline доступен 24 часа в сутки в 9.00.88. Во время кризиса слабослышащие люди могут воспользоваться предпочитаемой услугой ретрансляции или набрать 711, а затем 988.
Нажмите здесь, чтобы получить дополнительные ссылки и местные ресурсы.
Было ли это полезно?
Некоторые люди могут быть генетически предрасположены к развитию ПРЛ, при этом определенные факторы окружающей среды повышают риск.
Эксперты определили три фактора, которые могут играть роль в развитии ПРЛ: генетика, факторы окружающей среды и неврологические факторы.
В следующих разделах каждый из них будет рассмотрен более подробно.
Генетика
Существует генетическая предрасположенность к развитию ПРЛ, при этом исследования близнецов предполагают более 50% наследственности этого состояния.
У многих людей с ПРЛ есть близкие родственники с психическими расстройствами, такими как биполярное расстройство, депрессия, расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ, или антисоциальное расстройство личности.
Факторы окружающей среды
Многие люди с ПРЛ пережили травму, такую как жестокое обращение или отказ в детстве, враждебные конфликты или нестабильные отношения.
Некоторые источники сообщают, что 70% людей с ПРЛ подвергались жестокому обращению в детстве, например, физическому насилию, сексуальному насилию или пренебрежению.
Неврологические факторы
Некоторые исследования выявили структурные и функциональные различия в мозге людей с пограничным расстройством личности, особенно в областях мозга, связанных с регуляцией эмоций.
Однако эксперты не знают, были ли эти различия факторами риска или развились из-за самого состояния.
ПРЛ трудно диагностировать, поскольку его симптомы совпадают с симптомами других психических заболеваний. Отдельные случаи также могут сильно различаться.
Специалисты в области психического здоровья могут диагностировать ПРЛ после тщательного психологического обследования, в ходе которого они спрашивают об истории болезни человека и его симптомах.
Поскольку некоторые симптомы ПРЛ схожи с некоторыми другими состояниями, специалисты в области психического здоровья должны исключить их, прежде чем смогут поставить точный диагноз ПРЛ.
Кроме того, ПРЛ часто сочетается с другими психическими расстройствами, такими как:
- большое депрессивное расстройство
- биполярное расстройство
- тревожные расстройства
- злоупотребление психоактивными веществами
- расстройства пищевого поведения
Из-за трудностей диагностики ПРЛ его часто не диагностируют или диагностируют неправильно.
Люди с пограничным расстройством личности, получающие эффективное лечение, испытывают меньше симптомов и менее выражены, у них улучшается способность функционировать и улучшается качество жизни.
Некоторые варианты лечения ПРЛ включают:
Психотерапия
Психотерапия, или разговорная терапия, является лечением первой линии при ПРЛ.
Несколько различных видов психотерапии могут уменьшить воздействие ПРЛ, в том числе:
- Когнитивно-поведенческая терапия: Работая с терапевтом, человек может осознать любые негативные или неэффективные формы мышления, что позволяет ему рассматривать сложные ситуации. более четко.
- Диалектическая поведенческая терапия: Люди могут использовать подход, основанный на навыках, наряду с физическими и медитативными упражнениями, чтобы узнать, как лучше всего регулировать эмоции и справляться со стрессом.
- Терапия, ориентированная на схему (SFT): Основываясь на идее о том, что ПРЛ возникает из-за дисфункциональной самооценки, SFT фокусируется на переосмыслении того, как человек воспринимает себя.
- Терапия на основе ментализации: Это форма терапии разговором, которая помогает людям определить свои собственные мысли и отделить их от мыслей окружающих.
- Психотерапия, ориентированная на перенос: Этот подход использует развивающиеся отношения между человеком и его терапевтом, чтобы помочь человеку понять свои эмоции и межличностные трудности.
- Системный тренинг эмоциональной предсказуемости и решения проблем: Это форма групповой терапии под руководством социального работника, предназначенная для дополнения других форм лечения.
Лекарства
В настоящее время нет лекарств, которые могли бы вылечить само заболевание, но врачи могут назначать определенные лекарства для лечения проблем, возникающих наряду с ПРЛ.
Эти лекарства включают:
- Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина: Эта практика не подтверждается клиническими испытаниями, но клиницист может рекомендовать этот класс препаратов, если у человека также есть сопутствующее тревожное или депрессивное расстройство.
- Нейролептики второго поколения и стабилизаторы настроения: Имеются некоторые данные, свидетельствующие о том, что они помогают справиться с некоторыми симптомами ПРЛ.
- Жирные кислоты омега-3: Имеются также некоторые данные, свидетельствующие о том, что жирные кислоты омега-3, одним из источников которых является рыбий жир, могут помочь уменьшить симптомы агрессии и депрессии у женщин с пограничным расстройством личности. Однако необходимы дальнейшие исследования.
Предварительные исследования также предполагают, что в лечении ПРЛ могут играть роль лекарства, которые изменяют глутаматергическую, опиоидную и окситоцинергическую нейротрансмиттерные системы.
Госпитализация
В некоторых случаях, например при попытке самоубийства, может потребоваться лечение в специализированных учреждениях, таких как больницы и психиатрические клиники.
Часто стационарное лечение представляет собой сочетание медикаментозного лечения и сеансов психотерапии. Человек редко бывает госпитализирован с пограничным расстройством личности в течение длительного времени. Большинству людей требуется только частичная госпитализация или программа дневного лечения.
Согласно DSM-5, последствия ПРЛ и риск самоубийства наиболее высоки в раннем взрослом возрасте. Однако с возрастом они постепенно уменьшаются. Большинство людей достигают большей стабильности в своих отношениях и на работе к 30-40 годам.