Определение речи в психологии: Понятие «речь» в теории и практике наук

Психология речи

Общие понятия

Различные свойства, качества, функции, состояния, вся система психических процессов крайне важна. Нарушить целостность психической психики можно очень легко, исключив из нее любую составляющую. Такое часто встречается с потребностями, сознанием и эмоциями. Это и есть одна из важнейших методических проблем в изучении психики и мира в общем. Но существует психологическая особенность, о которой важно сказать при описании любой части человеческой психики. Это речь, присутствующая везде, в ощущениях, многосложных конструкциях сознания и личности. Речь является необходимым компонентом при общении и взаимодействии.

Язык – это величайшее изобретение человечества, хоть с ним и связаны неизбежные специфические ограничения, наличие дискретных языковых конструкций на непосредственно процесс и результаты психического отражения. Специфика любого из языков в определенной степени отражает объективные требования жизни.

Пример 1

У народностей Севера есть ряд слов, которые обозначают разные состояния явления или предмета, на русском языке называющегося «снегом».

Письменность послужила преобразованием языка, речи, сознания и всей психики в целом. Но функция предметной отнесенности речи осталась, расширилась и стала сложнее. Мы видим рождение новых слов, отмирание старых, так как человек наблюдает изменение, перестройку самой картины понимаемого мира. Происходят изменения и в объективном мире, который, в том числе, создается человеком.

Важно отметить сложности в отношениях речи и мышления, мыслей и слов. Для мысли свойственно находить выражение в словах, но существовать и реализоваться в понятиях. Иными словами, для мышления характерно оперировать не словами, а понятиями. Слово в первую очередь является средством выработки понятия, и только после его носителем, выразителем и моделью. Мысль и слово не являются тождественными понятиями.

Замечание 1

Все мы знаем, как трудно бывает понять другого человека. Но самый главный нюанс, что если бы не было речи, то понимания бы в принципе не существовало.

Особенности языка и речи

Но важно обозначить разницу между двумя разными явлениями – языком и речью, объективным и субъективным.

Определение 1

Язык является образованием объективным, социальным и общечеловеческим. Под языком понимается структурированная система знаков, которая сложилась исторически и существует в общественной жизни каждого человека.

Для языка свойственно создаваться, реализоваться и изменяться определенными людьми. Но существует он объективно, иными словами не зависит от индивидуальных пользователей или своих носителей.

Замечание 2

Насчитывается около 2,5 тыс. языков. Изучением языков занимается лингвистика.

 

Определение 2

Под речью понимается субъективная особенность, психологическая. Речь представляет из себя развернутый процесс, определенный тип психической деятельности, вид поведения, который использует язык как свое орудие, внешнее средство.

Важно отметить, что речевая деятельность сама по себе является материальной, но изучает ее особый межпредметный раздел психологии – психолингвистика.

Функции речи

Глобальные функции речи определяют ее значение в человеческой психике. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Номинативная функция, основная суть которой состоит в том, что все слова в человеческом языке предметно соотносятся, иными словами служат обозначением предметов. В качестве предмета может выступать и конкретная вещь, и обобщенное свойство, а также абстрактное явление. Для человека свойственно переводить в объективно знаковое существование все, что ему известно и знакомо. Языковые заменители есть во всем отображаемом материальном, объективном мире. Это приводит к психологическому удвоению мира. Что в свою очередь способствует взаимодействию человеческой психики и с одним и с другим миром. Так, происходит удваивание познавательных, регулятивных и всех остальных возможностей психики. Наблюдается расширение сферы человеческой деятельности, поведения, сознания, самосознания. Происходит расширение пространства самого существования и бытия. Для личности открывается еще одна сторона свободы к реальному миру, так как появляется возможность ухода от него в условный мир слов.

  2. Функция фиксации и передачи опыта является в определенной мере производной от первой функции. Важно отметить, что если препятствовать человеческому индивиду усваивать предшествующий людской опыт, то он не сможет стать человеком, не получит видовые особенности Homo Sapiens. При помощи же речи, разум поколений, который зафиксирован в речи, интериоризируется (начинает быть внутренним, психическим аспектом личности). Это является единственным путем создания, существования и развития человека.

  3. Функция реализации общения. Значению общения в жизни человека отводится особое место. Под общением понимается не просто обмен информацией, но и условия взаимодействия между людьми. Без них человеческая жизнь в принципе невозможна. Именно по этой причине эта функция речи имеет более широкое распространение, чем обеспечение процессов общения. Речь приобретает статус мощного средства воздействия на других людей, средства координации, побуждения, управления, предстает в качестве универсального регулятора межчеловеческого взаимодействия. Под диалогом понимается речевое взаимодействие, посредством которого происходит реализация межличностного восприятия, взаимопонимания, взаимодействия, эмоционального принятия (или неприятия) другого человека.

  4. Внутреннее вооружение, опосредованное всей человеческой психике. В онтогенезе человеческой психики есть определенный момент, когда происходит перекрещивание речи, которая формируется, со всеми другими (в том числе и теми, что только развиваются) психическими функциями и образованиями. В итоге происходит «оречивание», иными словами, вооружение речевыми знаками и приемами. При помощи данной добавки речи происходит преобразование всей психики. Речь предстает в качестве внутреннего орудия, а также особого средства формирования познаний, интеллекта, общения, а также всей психики и человека в целом.

Данная ситуация представляется неоправданной как частое расхожее понятие человеческой речи, как сигнала сигналов, «вторая сигнальная система», просто добавленная к первой сигнальной системе. Данный подход имеет упрощенный, традиционно редукционистский, а также неприменимый для психологии речи характер.

Автор: Анна Коврова

Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук

Общая психология — ВИДЫ, ФУНКЦИИ, ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧИ

« Предыдущий вопрос

ИНТЕЛЛЕКТ. СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА

С развитием интеллектуальной деятельности каждое действие приобретает значительную вариативно

Загрузка

СкачатьПолучить на телефон

например +79131234567

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Что это

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т. д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по общей психологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по общей психологии — и никакой экзамен вам не страшен!

Сообщество

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Следующий вопрос »

ВИДЫ, ФУНКЦИИ, СВОЙСТВА, ПРИРОДА ВООБРАЖЕНИЯ

Процесс отражения действительной реальности за пределами существующих связей и отношений назы

Речь – исторически сложившаяся в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь – это язык в действии. В ходе речевого общения происходит непрерывное кодирование и раскодирование информации. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или, в частном случае, для целей регуляции и контроля собственной деятельности (внутренняя речь).

Основные виды речи человека: устная, письменная, диалогическая, монологическая, внешняя (звучащая, осознаваемая), внутренняя.

При помощи устной речи люди непосредственно общаются друг с другом, произносят наборы звуков, которые ассоциируются с теми или иными предметами или явлениями. Наборы звуков передаются и воспринимаются на слух через соответствующие колебания давления воздуха. Письменная речь основана на изображении символов на материальных носителях.

В диалогической речи принимают участие минимум два человека. Каждый выдает реплику, адресованную другому человеку или нескольким людям; а их собственные высказывания являются реакцией на реплику данного человека. Монологическая – это речь, произносимая с начала и до конца только одним человеком. Диалог подразумевает многократное прерывание речи данного человека репликами других людей. Монолог же не предполагает какой-то речевой реакции и должен быть понятным сам по себе. Как диалог, так и монолог могут быть как устными, так и письменными.

Внешняя (звуковая) речь осознается говорящим и воспринимается другими людьми.

Внутренняя речь – особая разновидность. Она участвует в управлении лишь внутренними психологическими процессами, которые совершаются в голове человека. Внутренняя речь беззвучна и не имеет очевидных проявлений, она неосознаваемая.

Психологические функции речи: коммуникационная; интеллектуальная; регуляционная; психодинамическая; психотерапевтическая.

Смысл коммуникативной функции в том, что с помощью речи информация передается от человека к человеку. Она используется в различных видах общения людей и является первичным источником информации. Свою коммуникативную функцию речь получила благодаря существованию языка.

Интеллектуальная функция состоит в том, что для человека речь также и средство мышления. Наиболее ярко функция проявляется в словесно-логическом мышлении. Эта функция проявляется как во внутренней, так и во внешних формах речи: диалоге и монологе.

Речь служит фактором управления собственной психикой и поведением человека, который ее использует, и психикой других людей – в этом выражается ее регуляционная функция.

Психодиагностическая функция заключается в том, что можно судить о психологических особенностях данного человека по его речи, о его психических состояниях, свойствах и познавательных процессах.

С помощью психотерапевтической функции речи люди оказывают на себя и на других терапевтическое влияние, рассчитанное на психологическую поддержку, помощь и на предупреждение легких психогенных заболеваний.

Что такое логопед? — InformedHealth.org

Создано: 12 августа 2020 г.; Следующее обновление: 2023.

Логопедия может помочь людям, которым трудно говорить, лучше общаться и преодолевать барьеры, возникающие в результате дефектов речи. Цели логопедической терапии включают улучшение произношения, укрепление мышц, используемых в речи, и обучение правильной речи.

Логопедия может использоваться при множестве различных проблем и расстройств речи, от более мелких проблем, таких как хриплый голос, до частичной потери речи из-за повреждения головного мозга. В зависимости от типа расстройства могут использоваться и другие медицинские или психологические методы лечения.

Какие расстройства лечит логопед?

Логопедия может использоваться для лечения языковых расстройств, нарушений речи и проблем с глотанием.

Речевые расстройства

Детское языковое расстройство может повлиять на способность ребенка учиться говорить, называть предметы и строить полные предложения. Хотя причины этих расстройств часто неясны, основные известные факторы риска включают проблемы со слухом, общие проблемы развития и нарушения, влияющие на развитие головного мозга.

Речевые расстройства у взрослых почти всегда являются результатом травмы или заболевания головного мозга. Например, у людей, перенесших инсульт, часто возникают проблемы с построением предложений или запоминанием слов. Такой тип расстройства называется афазией.

Нарушения речи

Люди с нарушениями речи испытывают трудности с произношением звуков речи, четкостью произнесения слов или беглостью речи.

У детей часто возникают проблемы с произношением, они могут шепелявить или менять одни звуки на другие. Нарушения речи могут быть результатом нарушений развития, но психологические факторы также могут играть роль. Взрослые с неврологическими заболеваниями иногда также имеют нарушения речи, что часто затрудняет их понимание.

Другая группа речевых нарушений, известных как нарушения беглости речи, включает проблемы с плавностью или ровностью речи. Люди с таким расстройством могут, например, заикаться или «беспорядок». Когда люди заикаются, в их речи часто возникают немые паузы, или они повторяют или удлиняют определенные звуки или слоги. Беспорядок — это ненормально быстрая речь, которая делает произношение неточным или пропускает звуки или части слов.

Нарушения голоса (дисфония)

Нарушение голоса — это стойкое изменение чьего-либо голоса. Они могут казаться хриплыми, напряженными, хриплыми или почти бесшумными. Часто голос несколько слаб – другими словами, он легко ломается или человек не в состоянии говорить громко. Нарушения голоса могут возникать из-за того, что вы говорите слишком много или слишком громко, из-за использования неправильной техники дыхания или из-за проблем с голосовым аппаратом (гортанью), таких как голосовые узелки. Психологические причины, такие как депрессия или реакция на неприятное событие, также могут изменить голос человека.

Проблемы с глотанием

У людей с проблемами глотания затрагиваются движения мышц, участвующих в глотании. Это приводит к проблемам с транспортировкой пищи через рот и горло. Причиной часто является заболевание или расстройство нервной системы, такое как болезнь Паркинсона, рассеянный склероз, деменция, инфекция, такая как болезнь Лайма или столбняк, или травма головы. Если пища попадает в легкие из-за нарушения глотания, это может привести к опасным для жизни осложнениям.

Какие методы лечения используются в логопедии?

Для каждой из областей, описанных выше, существуют различные методы логопедии, которые рассматриваются в зависимости от конкретного расстройства. Обычно требуется длинная серия сеансов лечения, каждый из которых длится от 30 до 60 минут. Они могут проходить в группе или один на один.

Лечебные подходы, используемые в логопедии, включают:

  • Упражнения на восприятие, например, для различения отдельных звуков и слогов

  • Упражнения для воспроизведения определенных звуков и улучшения беглости речи

  • Упражнения для улучшения дыхания, глотания и голоса

  • Помощь в общении с использованием таких вещей, как язык жестов, коммуникационные доски и компьютерная речь

  • Консультации для нуждающихся в логопедии, их родителей и других близких

  • Поддержка в реализации этих мер в повседневной жизни

Чтобы лечение помогало в долгосрочной перспективе, часто важно также регулярно практиковать методы дома.

Где предлагается логопед?

Логопедия проводится в следующих учреждениях:

  • Логопедические кабинеты

  • Реабилитационные центры

  • Специальные школы

  • Детские логопедические учреждения

    0003

Помимо логопедов, есть ряд других специалистов, которые также используют подобные методы. К ним относятся дыхательные, речевые и голосовые тренеры.

Источники

  • Боде Х., Шредер Х., Вальтерсбахер А. (ред.). Heilmittel-Report 2008. Ergotherapie, Logopädie, Physiotherapie: Eine Bestandsaufnahme. Штутгарт: Шаттауэр; 2008.

  • Deutsche Gesellschaft für Sprachheilpädagogik (DGS). Ausbildung в дер Sprachheilpädagogik.

  • Deutscher Bundesverband für akademische Sprachtherapie und Logopädie (dbs). Der Verband [домашняя страница dbs]. 2020.

  • Deutscher Bundesverband für Logopädie (dbl). Логопедия. 2020.

  • Gemeinsamer Bundesausschuss (G-BA). Richtlinie über die Verordnung von Heilmitteln in der vertragsärztlichen Versorgung (Heilmittel-Richtlinie/HeilM-RL). 1 июля 2020 г.

  • Verband der Ersatzkassen (vdek). Rahmenvertrag zwischen LOGO Deutschland und den Ersatzkassen über die Versorgung mit Leistungen der Stimm-, Sprech- und Sprachtherapie. Anlage 1: Leistungsbeschreibung. 1 июня 2017 г.

  • Информация о здоровье IQWiG написана с целью помочь люди понимают преимущества и недостатки основных вариантов лечения и здоровья услуги по уходу.

    Поскольку IQWiG является немецким институтом, некоторая информация, представленная здесь, относится к Немецкая система здравоохранения. Пригодность любого из описанных вариантов у конкретного случае можно определить, поговорив с врачом. Мы не предлагаем индивидуальные консультации.

    Наша информация основана на результатах качественных исследований. Это написано команда медицинских работников, ученых и редакторов, а также проверенных внешними экспертами. Ты можешь найти подробное описание того, как наша медицинская информация создается и обновляется в наши методы.

Признаки и причины неорганизованной речи

Общение может быть окном в ваши мысли, что делает его важным ключом к пониманию возможных состояний психического здоровья.

Почти у каждого бывают моменты замешательства. У вас может быть слово на кончике языка, и вы просто не можете его произнести, или, может быть, вы забыли, к чему клоните разговор.

Многие вещи могут повлиять на ясность мыслей, но беспорядочная речь, которая мешает вам ежедневно общаться, может быть признаком чего-то большего, чем забывчивость.

Дезорганизованная речь также известна как «формальное расстройство мышления», поскольку язык является основным способом обнаружения изменений в ваших мыслительных моделях.

Неорганизованная речь — это любое прерывание, которое делает общение трудным, а иногда и невозможным для понимания.

Краткая дезорганизованная речь может быть общей и неспецифической, согласно Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам, 5-е издание (DSM-5).

Но если оно становится настолько серьезным, что мешает эффективному общению, у вас может быть формальное расстройство мышления.

Что такое формальное расстройство мышления?

Дезорганизованная речь используется как синоним «формального расстройства мышления». Это связано с тем, что рассеянное общение является одним из основных способов выявления неорганизованного мышления.

Проще говоря, если ваши мысли неясны, ваши слова тоже могут быть неясными.

Типы и примеры неорганизованной речи

Существует множество причин, по которым вашу речь можно считать неорганизованной, но симптомы часто делятся на категории:

  • Symbolism: pairing of thoughts with the correct meaning
  • Tempo: the fluidity of words and conversation
  • Processing: quality of thought content
  • Continuity: direction of thought and conversation

Примеры конкретных типов неорганизованной речи могут включать:

  • Паралогизм: необычный выбор слова
  • Вербальная парафазия: неправильное употребление слов
  • Буквенная парафазия: беспорядочные звуки или звуковые последовательности в словах
  • Неологизм: создание новых слов
  • Смещение: цитирование похожей идеи, но не правильной
  • Ускоренное мышление: быстрый поток и повышенная громкость речи
  • Полет идей: потеря следа, куда движется мысль
  • Заторможенное мышление: медленная обработка идей
  • Алогия: ограниченная речь и/или неадекватная передача информации
  • Косвенное мышление: неспособность отделить важную информацию от несущественной
  • Беспорядочное мышление во время разговора9
  • Сход с рельсов: внезапное падение хода мыслей
  • Пропуск: неспособность вспомнить основную мысль
  • Чрезвычайно инклюзивное мышление: пределы разговора никогда не определяются
  • Эхолалия: повторение слов или фраз
  • Палилалия: быстрое повторение слов или фраз со снижением слышимости очевидная причина
  • Вербигерация: бессмысленное повторение слов
  • Бессвязность: полная дезорганизация речи; «словесный салат»

Не существует универсального способа описать неорганизованную речь. По своей сути, это может быть любой языковой симптом, нарушающий общение.

Если вы испытываете неорганизованную речь, вы можете заметить речевые паттерны, связанные с:

  • повторением
  • неожиданными паузами
  • неправильными словами
  • необычным произношением
  • потерей места мысли
  • избытком слов
  • медленная обработка текстов или ее отсутствие

Точная причина нарушения речи все еще выясняется.

Как симптом, тесно связанный с психическими расстройствами, дезорганизованная речь может быть частично связана с различиями в центральной нервной системе.

Язык и слова — это навыки, которым вы учитесь. Они хранятся в ваших воспоминаниях.

Многие состояния психического здоровья, для которых характерны симптомы дезорганизованной речи, связаны с изменениями в областях мозга, связанных с памятью, речью и языком.

Некоторые исследования 2017 года показывают, что изменения в нейронных связях в этих областях могут повлиять на общение.

Если вы не можете сформировать правильные связи в той части мозга, которая обеспечивает доступ к языковой памяти, вы не сможете организовать свои мысли в слова.

Другие факторы также могут влиять на дезорганизованную речь. Времена сильного стресса, беспокойства или страха могут нарушить вашу естественную речь.

Дезорганизованная речь чаще всего связана с шизофренией, особенно с дезорганизованной шизофренией.

Но неорганизованная речь не обязательно во всех случаях указывает на шизофрению.

Шизофрения является диагностируемым состоянием психического здоровья в DSM-5. Дезорганизованная речь является симптомом, но не расстройством сама по себе.

Помимо шизофрении, другие психические заболевания, которые могут проявляться симптомами дезорганизованной речи, включают:

  • деменцию (нейрокогнитивное расстройство)
  • шизоаффективное расстройство
  • биполярное расстройство
  • Иллюзионное расстройство
  • Травматическая травма головного мозга
  • Шизотипическое расстройство личности
  • Шизофренообразное расстройство
  • Некоторые типы депрессии
  • Психотическое расстройство
  • Альцгеймер болела
  • . Социальная тревожность

    Жизнь с неорганизованной речью может повлиять на ваше взаимодействие с окружающими и вызвать у некоторых социальные проблемы.

    Беспорядочная речь может вызвать чувство разочарования и раздражения — у вас и у тех, кто не понимает, что вы испытываете что-то, что выходит из-под вашего контроля.

    Со временем у вас может развиться склонность к самоизоляции. Беспокойство и беспокойство по поводу того, когда в следующий раз может произойти неорганизованная речь, могут удерживать вас дома.

    Обращение за профессиональной помощью может быть одним из лучших способов научиться справляться с неорганизованной речью и увидеть улучшения.

    Лечение в значительной степени зависит от устранения основного заболевания, вызывающего дезорганизованную речь как симптом.

    Лечение черепно-мозговой травмы, например, может значительно отличаться от лечения биполярного расстройства.

    Ваш лечащий врач или терапевт может помочь определить, почему вы испытываете неорганизованную речь. Если этому способствует состояние психического здоровья, успешное лечение может включать:

    • лекарства
    • психотерапию
    • уход за собой или изменение образа жизни

    Назначаемые вам лекарства и тип рекомендуемой терапии зависят от состояния вашего врача и ощущение терапевта лежит в основе ваших симптомов.

    Как справиться с неорганизованной речью

    Помимо лекарств и терапии, существует множество других способов справиться с неорганизованной речью.

    Уход за собой и простые изменения в образе жизни, которые могут помочь вам справиться с неорганизованной речью, включают:

    • Социальная поддержка: создание поддерживающей сети взаимопонимания с семьей и друзьями, присоединение к группам поддержки
    • Развитие коммуникативных навыков: участие в обсуждении группы по развитию социальных навыков, разработке альтернативных вариантов общения с вашим терапевтом или консультантом
    • Медицинская самопомощь: соблюдение режима приема лекарств в соответствии с указаниями, регулярное посещение приемов в течение всего протокола лечения о гигиене сна, регулярных физических упражнениях, проведении времени на свежем воздухе

    Неорганизованная речь может проявляться по-разному и даже может препятствовать эффективному общению, если она прогрессирует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *