Социальное поведение | это… Что такое Социальное поведение?
Социальное поведение (англ. Social behavior) — поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм[1][2].
Изучением социального поведения человека занимается такая сравнительно молодая научная дисциплина как социальная психология.
Социальное поведение присуще также и многим общественным животным (например, приматам, пчелам) изучением которого занимаются этологи, зоопсихологи и др. специалисты.
Социальное поведение у животных Николас Тинберген (N.Tinbergen) определяет как взаимодействие между особями одного и того же вида, специально подчеркнув, что не всякая групповая активность будет социальной. Так, например, бегство животных от лесного пожара не является “социальным поведением”, это реакция вызванная инстинктом самосохранения.
Биологическая ценность социального поведения животных состоит в том, что оно позволяет решать адаптивные задачи, которые для отдельно взятой особи являются непосильными.
Содержание
|
Науки
Биосоциальная экология — научная дисциплина, занимающаяся исследованием биологических основ социального поведения живых организмов, включая человека[1].
Концепцией, утверждающающей, что экономические факторы являются решающими при объяснении социального поведения, является концепция экономического детерминизма (англ. Economic determinism)
См. также
- Вербальное поведение (Verbal behavior) — поведение, проявляющееся в речи[1]
- Конформизм (Conformism), Конформность, Конформное поведение, феномен группового давления
- Образ жизни, Way of living
- Отклоняющееся поведение, Девиантное поведение (Deviant behavior)
- Асоциальность, антисоциальность — поведение и поступки, не соответствующие нормам и правилам поведения людей в обществе, общественной морали
- Асоциальное поведение
- Просоциальное поведение
- Поступок (Action, Act, Deed)
- Социальное поле (Social field) — совокупность взаимодействующих социальных факторов, влияющих на поведение индивида или группы[1]
- Социальные нормы (Social norms) — стандарты деятельности и правила поведения, выполнение которых ожидается от члена группы или общества и поддерживается с помощью санкций. Упорядочивают и регулируют социальные взаимодействия[1]
- Теории подражания (Imitation theories) — теории, объясняющие поведение и общественную жизнь через подражание, как внутренне присущее человеку стремление воспроизводить поведение других индивидов и групп [1]
- Торжество
Литература
- Фет А. И. Инстинкт и социальное поведение. / 2-е изд. — М.:«Сова», 2008.
- Фернхем Адриан, Хейвен Патрик «Личность и социальное поведение»
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Глоссарий.ру
- ↑ Социологический энциклопедический словарь / Ред.-координатор Г. В. Осипов. — М., 1998
Ссылки
- Беляев В. А. Мировоззрение и социальное поведение современной правящей элиты Татарстана // Общественные науки и современность. — 2007. — № 3. — С. 150—157
Социальное поведение и его виды
Социальное поведение — действия человека среди людей и относительно людей (парадигма «Я и ты», «Я и мы»). Это не просто действия среди людей, а социально значимые действия, то что значимо для окружающих. «Ваш ребенок сбежал с уроков и подчищал плохие отметки в своем дневнике!» — это значимые обстоятельство, поэтому такие действия относятся к социальному поведению.
У социального поведения множество разновидностей. Говоря об объективных последствиях социального поведения, в первую очередь говорят об адекватном или неадекватном поведении. Адекватное поведение как соответствующее требованиям ситуации и ожиданиям людей, внутри себя делится на конформное поведение, ответственное поведение, помогающее поведение, правильное поведение и синтонное поведение.
Правильное поведение — соответствующее принятым нормам и правилам, ошибочное — не соответствующее нормам и правилам по причине случайной ошибки или незнанию.
Ответственное поведение — поведение, при котором человек берет на себя (лично) конкретные обязательства и исполняет их надлежащим образом.
Синтонное поведение — рождающее лад и гармонию, отвечающее потребностям другим людей. Конфликтное — порождающее напряженность и конфликты.
К разновидностям неадекватного поведения относят виктимное поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, демонстративное поведение, конфликтное поведение и ошибочное поведение.
Виктимное поведение (от англ. victim — жертва) — такие действия и поступки человека, которые провоцируют желание на него напасть. «Если кто-то подставляет попу, очень хочется ее нашлепать». Девушки, которые садятся поздно вечером в случайные машины, демонстрируют виктимное поведение.
Девиантное поведение (от. англ. deviation — отклонение) — действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.
Делинквентное поведение (от лат. delictum — проступок) — асоциальное, противоправное поведение человека. Поведение не просто отклоняющееся, но сильно отклоняющееся, преступающее рамки закона, нередко преступное поведение. Проявляется в поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным людям, так и обществу в целом.
Демонстративное поведение — выразительные действия и поступки, в которых прослеживается целенаправленное желание привлечь внимание к себе, невзирая на потребности окружающих.
Конфликтное поведение — поведение, которое провоцирует появление конфликта.
Ошибочное поведение — неадекватное поведение, направленное в сторону от желаемой человеком цели.
Ось «адекватное — неадекватное» и «к желаемой человеком цели — в сторону» дает удобную типологию: «правильное — ошибочное — конформное — нестандартное» поведение.
Разбирая причины того или иного социального поведения, выделяют поведение психологически здорового человека и поведение психологически проблемного человека — поведение невротика или психопата. В частности, это поведение демонстративное, поведение застревающее, защитное поведение, конформное поведение.
В повседневном жизни людям важно различать намеренное (преднамеренное) поведение (осуществляемое специально) и непреднамеренное (осуществляемое случайно, без головы). Если человек не привык соображать и не задумывается, что он делает, это смягчает его вину, но не освобождает его от ответственности. Двойку за плохое поведение в школе поставят и за шалости, и за случайно в результате разбитое окно. Если у человека поведенческая реакция, ответственность его не снимается, но снижается. «Это не я начал обзываться, он первый начал!».
Другое важное различение — это поведение осознанное (сознательно управляемое человеком) и поведение неосознанное. Неосознанное поведение — самое распространенное, и оно же — источник большинства человеческих проблем. Свое неосозненное поведение мы обычно не замечаем, а окружающие замечают сразу и на это реагируют — к сожалению, часто так же неосозанно.
Заметьте, если муж и жена начинают друг другу неосознанно мстить, но это все равно их поведение. Они могут этого не замечать, это отрицать и это спорить, но если некоторые факты фиксируются адекватными окружающими, скорее всего, правы окружающие.
Роль — социально заданная модель поведения. Требуя выполнения тех или иных социальных ролей, предъявляя те или иные ожидания, одни люди управляют другими. См.→
Что такое социальное поведение? | АВА Технологии
Энди Латтал, доктор философии
Вторник, 7 апреля 2020 г. / Опубликовано в сообщениях блога
В старом эксперименте Борен (1966) поместил двух макак-резусов в отдельные оперантные камеры, чтобы два животных были визуально и на слух изолированы друг от друга. Это был эксперимент по взаимному подкреплению, поэтому графики были составлены таким образом, что ответы резуса А давали подкрепление
Эксперимент Борена поднимает вопрос: « Что представляет собой социальное поведение? «Общая концепция состоит в том, что социальное взаимодействие включает в себя два организма в той или иной форме взаимодействия друг с другом, но это довольно формальное определение, основанное на присутствии обоих участников в визуальном или звуковом контакте друг с другом, чего не было. в эксперименте Борена. Однако другие следователи встали на сторону Борена, не указав ни одного такого контакта. Вместо этого они подчеркивают влияние поведения одного актора на поведение другого актора. Это приводит к примерно такому определению: социальное поведение — это поведение одного организма, на которое влияет или влияет на поведение другого организма.
Взяв эти определения, сделав еще один шаг, мы можем попросить дать определение « Поведение другого актера .» В частности, должен ли другой актор быть живым организмом или это может быть, например, компьютер или робот? Если ответ на последний вопрос положительный, то мы можем задаться вопросом, чем социальное поведение отличается от несоциального поведения. Жизнеспособен ли компьютер, которым управляет человек, разработавший определенную программу управления поведением, в качестве соисполнителя? Если да, то является ли различие между социальным и несоциальным поведением просто созданием удобства без содержания? Являются ли законы социального взаимодействия просто законами научения, полученными в результате изучения индивидов и экстраполированных на ситуации, в которых участвует более одного актора? Последнее утверждение кажется разумным. В прошлом социальное поведение рассматривалось как уникальное и отдельное от поведения отдельных людей. Таким образом, были созданы искусственные стены между социальной психологией и психологией обучения/анализа поведения. Разрушение различий между социальным и несоциальным поведением, кажется, согласуется с основным предположением поведенческих аналитиков о том, что любое поведение можно объяснить базовым набором принципов обучения. В случае социального поведения переменные, несомненно, более динамичны. В отличие, скажем, от графика подкрепления с переменным соотношением, при котором потребность в подкреплении на самом деле не меняется от случая к случаю, в социальной ситуации графики постоянно меняются. Это верно, потому что источник подкрепления человека А, человек Б, всегда меняет свое поведение в зависимости от того, что делает Б, а Б меняет свое поведение в зависимости от того, что делает А. Но, независимо от их источника, случайности, влияющие как на А, так и на В, остаются просто случайностями, ни меньше, ни больше.
Ссылка: Boren, J. (1966). Экспериментальные социальные отношения между двумя обезьянами. Журнал экспериментального анализа поведения, 9, 691-700.
Термины: ABA, BCABA, BCBA, анализ поведения, аналитик поведения, управление организационным поведением, RBT
Что такое социальная коммуникация и изменение поведения?
Ранее известная как коммуникация по изменению поведения (BCC), SBCC представляет собой стратегическое использование коммуникационных подходов для продвижения изменений в знаниях, отношениях, нормах, убеждениях и поведении. Термины BCC и SBCC равны взаимозаменяемый, и оба они относятся к координации сообщений и действий по различным каналам для охвата различных уровней общества, включая отдельных лиц, сообщества, службы и политику.
SBCC основан на теории и фактических данных. Программы разрабатываются на основе имеющихся данных, и они следуют систематическому процессу, анализируя проблему, чтобы определить барьеры и мотиваторы для изменений, а также разработать комплексный набор адаптированных вмешательств, которые способствуют желаемому поведению. Стратегия SBCC — это документ, который определяет план мероприятий, установление целевой аудитории, постановку целей поведенческой коммуникации и определение согласованных сообщений, материалов и действий по каналам.
Влияния на поведение
Поведение представляет собой сложное явление, на которое влияют факторы как внутри индивидуума, так и за его пределами. Социально-экологическая модель ( ниже ), основанная на фундаментальной работе Бронфенбреннера 1979 года, признает четыре уровня влияния, которые взаимодействуют и влияют на поведение: индивидуальные, семейные и сверстники, сообщества и социальные/структурные (Glanz & Rimer, 2005; Glanz & Bishop). , 2010; HC3, 2014).
Индивидуум: На этом уровне на поведение влияют факторы внутри индивидуума. Примеры включают знания, отношения, навыки, эмоции и убеждения.
Пример: во время вспышки для того, чтобы отдельные лица практиковали желаемое поведение, они должны знать риски передачи инфекции и способы ее предотвращения, они должны чувствовать, что они подвержены риску передачи инфекции, и им необходимы навыки защиты поведение.
Семейные и одноранговые сети: На этом уровне на индивидуальное поведение влияет тесный социальный и семейный круг человека. Это включает в себя влияние сверстников, супруга, партнера, семьи и социальной поддержки.
Пример: Во время вспышки люди с большей вероятностью будут практиковать желаемое поведение, если их семья и друзья считают это важным, поддерживают желаемое поведение и уязвимые группы населения, обладают знаниями и навыками и уже практикуют их.
Сообщество: Это относится к влиянию ситуационного контекста, в котором живет человек и в который вложены социальные отношения. Характеристики контекста связаны с факторами риска и защиты и включают лидерство, доступ к информации, предоставление услуг, социальный капитал и коллективную эффективность.
Пример: Люди с большей вероятностью будут практиковать желаемое поведение, если их продвигают лидеры, все сообщество верит в их важность и если надлежащая информация и поддержка доступны и доступны.
Социальный/Структурный: Это относится к более крупной среде макроуровня, которая может способствовать или сдерживать поведение. Примеры включают лидерство, системы здравоохранения, ресурсы и услуги, политику, руководства и протоколы, религиозные и культурные ценности, средства массовой информации и технологии, гендерные нормы и равенство доходов.
Пример: Во время вспышки люди с большей вероятностью будут следовать желаемому поведению, если существуют средства, поддерживающие такое поведение, если действуют механизмы координации, а также если вводятся подзаконные акты и политики для продвижения поддерживающих норм, связанных с желаемым поведением.
По мере развития области BCC все большее внимание уделялось социально-экологическому контексту, лежащему в основе индивидуального поведения, и, следовательно, предпочтение отдавалось использованию SBCC, а не BCC.
На каждом из этих четырех уровней влияния есть факторы, влияющие на поведение положительным образом (фасилитаторы), и факторы, влияющие на поведение отрицательным образом (барьеры). Эффективные вмешательства SBCC должны быть направлены на разработку сообщений и мероприятий, которые влияют на все четыре уровня Социально-экологической модели, максимизируя фасилитаторов и ограничивая барьеры.
Однако важно признать, что маловероятно, чтобы одна организация могла работать на всех четырех уровнях, поскольку они часто требуют различных навыков, стратегий и подходов. Следовательно, для комплексного подхода SBCC необходимы координация и партнерство с учреждениями и организациями, действующими на разных уровнях.
Социально-экологическая модель была включена в «Модель изменений», разработанную C-Change, которая описывает уровни, на которых могут разрабатываться программы SBCC. Эта модель ( справа ), первоначально адаптированная из Макки, Манонкура, Чина и Карнеги, может использоваться в анализе, планировании и реализации (C-Change, 2012).
Почему SBCC важен в чрезвычайных ситуациях
Во время вспышек болезней и чрезвычайных ситуаций от пострадавших сообществ требуются конкретные действия для предотвращения, сдерживания и контроля. Сообщества должны быть проинформированы, мотивированы и оснащены необходимыми средствами защиты, и этого можно достичь с помощью эффективных программ SBCC.
Коммуникация в сфере социальных и поведенческих изменений играет решающую роль в рассмотрении всех поведенческих и социальных аспектов профилактики заболеваний и борьбы с ними. В частности, SBCC может:
- Предоставить населению точную, четкую, актуальную и своевременную информацию о том, как сдержать чрезвычайную ситуацию и защитить себя
- Выявление и устранение мифов и заблуждений, которые могут привести к пагубным действиям
- Поддерживать общественное доверие
- Подготовка сообществ к действиям по реагированию на чрезвычайные ситуации
- Успокоить общественность
- Поддержите сообщества и страны в восстановлении и восстановлении после чрезвычайной ситуации
Если реагирование на чрезвычайные ситуации не включает в себя стратегически прикладные коммуникационные действия, вряд ли оно будет успешным.