Теория личности бихевиористическая: 18. бихевиористская теория личности

2.2.2. Бихевиористические теории личности

Основателем бихевиоризма является Дж. Б. Уотсон (1878–1958), который в 1913 г. провозгласил девиз этого направления: «стимул – реакция». С его точки зрения эмоции возникают как условно-рефлекторная связь между внешними раздражителями и несколькими базальными аффектами, а мышление идентично субвокальному (неслышимому) проговариванию звуков громкой речи – сигналов, обозначающих объекты рассуждения (периферическая теория мышления).

Дж. Б. Уотсон отрицал доминировавшее тогда представление о психологии как об уникальной науке, направленной на раскрытие структуры сознания на основе самонаблюдения. Психология, полагал он, должна изучать поведение, используя те же типы объективных техник, что и естественные науки. Используя павловский принцип обусловливания, он утверждал: «Дайте мне дюжину здоровых младенцев и, создав для них соответствующую воспитательную среду, я гарантирую, что любого из них выращу кем угодно, по выбору – врачом, адвокатом, художником, торговцем или, если угодно, вором или нищим, причем независимо от его способностей, склонностей, призвания или расовой принадлежности его предков» (J.

 B. Watson, 1926).

Оперантный бихевиоризм Б. Ф. Скиннера был подчинен главной задаче – предсказывать и контролировать поведение конкретных индивидов.

Основные положения теории Б. Ф. Скиннера:

•   Поведение можно достоверно определить, предсказать и проконтролировать условиями окружения. Понять поведение, значит, проконтролировать его и наоборот.

•   Автор отстаивал функциональный анализ поведения организма.

•   Не принял идею о личности или самости, которая стимулирует и направляет поведение.

•   Делал упор на интенсивном анализе характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных способностей.

•   Изучение личности включает в себя нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его.

•  Считал, что люди зависимы от прошлого опыта.

Б. Ф. Скиннер рассматривал организм человека как «черный ящик». Поведение является только функцией его последствий или правомерных отношений «S – R». Он рассматривал личность только как набор форм реакций, которые характерны для данного поведения. Личность индивида состоит из относительно сложных, но, тем не менее, независимо приобретенных реакций. Чтобы понять поведение, нужно только понять опыт прошлого научения человека.

В системе Б. Ф. Скиннера поведение состоит из специфических элементов – оперантных реакций . Он признавал два основных типа поведения:

•  респондентное

как ответ на знакомый стимул,

•  оперантное , определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним.

Оперантное обусловливание, по Б. Ф. Скиннеру, обозначает особый путь образования условных рефлексов, заключающийся в подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула (в отличие от «классического» павловского пути). Подкрепление – ключевая концепция системы автора. Подкрепляющие стимулы можно разделить на стимулы первичные и вторичные. Первичные – сами по себе обладают подкрепляющими свойствами (например, пища, вода, комфорт). Вторичные стимулы (например, деньги, внимание, одобрение и пр.) – событие или объект, которые приобретают свойство осуществлять подкрепление посредством тесной ассоциации с первичным подкреплением.

С точки зрения автора, в основном поведение человека контролируется аверсивными (неприятными или болевыми) стимулами. Наиболее типичные методы аверсивного контроля – наказание и негативное подкрепление.

Б. Ф. Скиннер не считал необходимым рассматривать внутренние силы или мотивационные состояния человека в качестве причинного фактора поведения, а сосредотачивался на взаимоотношениях между определенными явлениями окружения и открытым поведением. Он придерживался мнения, что личность — это не что иное, как определенные формы поведения, которые приобретаются посредством оперантного научения.

Бихевиористические теории личности

Основателем бихевиоризма является Дж. Б. Уотсон (1878–1958), который в 1913 г Радикальная для того времени позиция Уотсона заключалась в том, что психологи должны изучать исключительно поведение, а не интеллект или психическую деятельность. Уотсон признавал единственный метод исследования: объективное наблюдение, отрицая пользу и достоверность любых видов интроспективного анализа. Согласно его взглядам, задача психологии — предсказывать и контролировать поведение человека. Поведение анализировалось с точки зрения мышечных и гормональных реакций, как непосредственно наблюдаемых, так и неявных; реакции следовало изучать в их связи с изменениями стимулов, возникающих в самом организме или во внешней среде. Конечная цель усматривалась в объяснении механизмов зависимости поведения человека от внешних факторов, а также в целенаправленном его формировании.

В этой статье впервые появились термины бихевиоризм, бихевиорист, бихевиористический. В своей первоначальной форме бихевиоризм основывался на недостаточно строгой теории образования привычек. С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии является поведение человека от рождения и до смерти. Явления поведения могут быть наблюдаемы точно так же, как и объекты других естественных наук. В психологии поведения могут быть использованы те же общие методы, которыми пользуются в естественных науках. И поскольку при объективном изучении человека не наблюдается ничего такого, что можно было бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, значит, эти термины не указывают на подлинные феномены психологии. Следовательно, все эти термины могут быть исключены из описания деятельности человека. Этими терминами старая психология продолжала пользоваться потому, что выросла из философии, а философия, в свою очередь, из религии. Этими терминами пользовались потому, что вся психология ко времени возникновения бихевиоризма была виталистической. Сознание и его подразделения являются поэтому не более как терминами, дающими психологии возможность сохранить — в замаскированной, правда, форме — старое религиозное понятие «души».

Наблюдения над поведением могут быть представлены в форме стимулов (С) и реакций (Р). Простая схема С — Р вполне пригодна в данном случае. Задача психологии поведения является разрешенной в том случае, если известны стимул и реакция. Можно заменить стимул на прикосновение к роговой оболочке глаза, а реакцию — на моргание — и задача бихевиоризма решена, если эти данные являются результатом тщательно проверенных опытов. Задача физиологии при изучении того же явления сводится к определению соответственных нервных связей, их направления и числа, продолжительности и распространения нервных импульсов и т. д. Эту область бихевиоризм не затрагивает, как не затрагивает он и проблему физико-химическую — определение физической и химической природы нервных импульсов. Таким образом, в каждой человеческой реакции имеются бихевиористская, нейрофизиологическая и физико-химическая проблемы. Когда явления поведения точно сформулированы в терминах стимулов и реакций, бихевиоризм получает возможность предсказывать эти явления и руководить (овладеть) ими — два существенных момента, которых требует всякая наука Дж.
Уотсон. «Основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать — ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция или — если дана реакция — какой ситуацией данная реакция вызвана» Цит. по: Дж. Уотсон. Совершенно очевидно, что при такой широкой задаче бихевиоризм еще далек от цели. Правда, эта задача очень трудна, но не неразрешима, хотя иным она казалась абсурдной. Между тем человеческое общество основывается на общей уверенности, что действия человека могут быть предсказаны заранее и что могут быть созданы такие ситуации, которые приведут к определенным типам поведения (типам реакций, которые общество предписывает индивидам, входящим в его состав). Церкви, школы, брак — все вообще исторически возникшие институты не могли бы существовать, если бы нельзя было предсказывать (в самом общем смысле этого слова) поведение человека. Общество не могло бы существовать, если бы оно не в состоянии было создавать такие ситуации, которые воздействовали бы на отдельных индивидов и направляли бы их поступки по строго определенным путям.

Бихевиористы очень активно работали с материалами экспериментов на животных. Психология человека не справляется с выполнением требований, предъявляемых к ней как к естественной науке. Изучение человеческого сознания методом интроспекции ошибочно. В ходе этого изучения психология все дальше и дальше уходит от насущных проблем, которые затрагивают жизненно важные интересы человека.
Психология с бихевиористской точки зрения есть чисто объективная, экспериментальная область естественной науки, которая не нуждается в интроспекции. Психология может использовать в своих исследованиях результаты экспериментов с животными, т. к. поведение человека и поведение животных следует рассматривать как в равной степени существенные для общего понимания поведения. Можно обходиться без сознания в психологическом смысле. В этом смысле о сознании можно сказать, что оно является инструментом или средством, с помощью которого работают все науки. Проблема сознания является проблемой философской (или религиозной), но ни в коей мере не психологической;
С предлагаемой в бихевиористской концепции точки зрения факты поведения животных имеют ценность сами по себе без обращения к поведению человека. В биологии исследование видовых различий и унаследованных черт животных образует отдельный раздел, который должен излагаться в терминах законов, лежащих в основе жизнедеятельности данного вида. Выводы, достигаемые таким путем, не распространяются на какую-либо другую форму. Несмотря на кажущийся недостаток всеобщности, такие исследования должны быть выполнены, если эволюция как целое когда-либо будет регулируемой и управляемой. Подобным образом законы поведения животных (область реакций и определение действующего стимула, образование навыка, устойчивость навыка, интерференция и закрепление навыков) должны быть определены и оцениваемы в себе и для себя, независимо от того, насколько они являются всеобщими и имеющими значение и для других форм, если явления поведения когда-либо войдут в сферу научного контроля.
Кроме этого, Уотсон утверждал, что отказ от состояний сознания как самостоятельного объекта исследования уничтожает барьер, который существует между психологией и другими науками. Данные психологии становятся функциональными коррелятами структуры и сами сводятся к объяснению в физико-химических терминах. Психология у Дж. Уотсона есть наука о поведении. Она должна пренебречь несколькими из действительно существующих проблем, с которыми имела дело психология как интроспективная наука. Уотсон считал, что эти оставшиеся проблемы могут быть сформулированы таким образом, что усовершенствованные методы поведения (вместе с теми, которые еще только будут открыты) приведут к их решению.
Развитие предложенной Уотсоном системы потребовало переформулировки традиционных психологических понятий в терминах унаследованных и приобретенных реакций, явных или неявных, физиологических, двигательных или словесных. Так, эмоции были определены как наследственный способ реагирования, в котором преобладают неявные физиологические и гормональные реакции. Инстинкт рассматривался как явный наследственный способ реагирования. Позднее, проведенные Уотсоном исследования поведения детей не подтвердили наличия таких способов реагирования. Число сложных незаученных реакций, появляющихся при рождении или вскоре после него, было относительно невелико. Это привело ученого к необходимости совершенно отвергнуть теорию инстинкта. Не найдя больше данных, которые подтверждали бы существование наследственных форм поведения, а также существование наследственных специальных способностей (музыкальных, художественных и т.д.), он полностью отбросил понятие инстинкта. Формирование поведения, от непроизвольных движений и крика новорожденного до сложных навыков и речевых реакций взрослого, Уотсон объяснял павловскими условными рефлексами. Он считал, что при наличии сравнительно немногочисленных врожденных реакций, которые приблизительно одинаковы у всех детей, и при условии овладения внешней и внутренней средой возможно направить формирование любого ребенка по строго определенному пути. «Дайте мне дюжину здоровых крепких детей и людей, и я возьмусь сделать из каждого из них на выбор специалиста по своему усмотрению: врача, коммерсанта, юриста и даже нищего и вора, независимо от их талантов, склонностей, тенденций и способностей, а также профессии и расы их предков» Цит. по: Ждан А. Н. Указ. соч. — С. 241., — говорил Уотсон.
Из своих экспериментов Уотсон сделал вывод о том, что страх, отвращение и прочие эмоции взрослых людей возникают в детском возрасте на основе условнорефлекторных связей между внешними раздражителями и несколькими базальными аффектами. Эти взгляды ученый так же изложил в своей книге «Психология с точки зрения бихевиориста».
Принцип «обусловливания» (условно-рефлекторной детерминации) Уотсон распространил также и на мышление, предложив «периферическую теорию», согласно которой мышление идентично субвокальному (неслышному) проговариванию звуков громкой речи, а если эти звуки являются условными сигналами обозначаемых ими объектов. Говоря уотсоновским языком, мышление — это «навык гортани», и его органом служит не мозг, а гортань. В молодости Уотсона воодушевляла мысль о возможности превратить психологию в науку, способную контролировать и предсказывать поведение. Теперь, развивая эту мысль, он выдвинул план переустройства общества на основе бихевиористской программы. Согласно Уотсону, манипулируя внешними раздражителями, можно «изготовить» человека любого склада, с любыми константами поведения. Отрицалось значение не только прирожденных свойств, но и собственных убеждений личности, ее установок и отношений — всей многогранности ее внутренней жизни. Бихевиоризм изначально призван решать конкретные проблемы американской жизни, о чем свидетельствует утверждение родоначальника этого направления в психологии Уотсона о том, что бихевиоризм предполагает стать лабораторией общества. Бихевиористы задались целью найти такой механизм в человеке, через который можно было бы управлять человеком, побуждать его к действию, и таким образом, использовать человеческий материал в интересах господствующего класса.

… Основные положения теории Б. Ф. Скиннера: • Поведение можно достоверно определить, предсказать и проконтролировать условиями окружения Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.

Основателем бихевиоризма является Дж. Б. Уотсон (1878–1958), который в 1913 г. провозгласил девиз этого направления: «стимул – реакция». С его точки зрения эмоции возникают как условно-рефлекторная связь между внешними раздражителями и несколькими базальными аффектами, а мышление идентично субвокальному (неслышимому) проговариванию звуков громкой речи – сигналов, обозначающих объекты рассуждения (периферическая теория мышления).

Дж. Б. Уотсон отрицал доминировавшее тогда представление о психологии как об уникальной науке, направленной на раскрытие структуры сознания на основе самонаблюдения. Психология, полагал он, должна изучать поведение, используя те же типы объективных техник, что и естественные науки. Используя павловский принцип обусловливания, он утверждал: «Дайте мне дюжину здоровых младенцев и, создав для них соответствующую воспитательную среду, я гарантирую, что любого из них выращу кем угодно, по выбору – врачом, адвокатом, художником, торговцем или, если угодно, вором или нищим, причем независимо от его способностей, склонностей, призвания или расовой принадлежности его предков» (J.  B. Watson, 1926).

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Бихевиористические теории личности

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Бихевиористические теории личности

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Бихевиористические теории личности

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Бихевиоризм как теория личности

Содержание

  1. Теория поведения

  2. Применение теории поведения 005

    Заключение

  3. Список литературы

Появился бихевиоризм как критический ответ на психоаналитическую теорию, предложенную Зигмундом Фрейдом. Многие известные психологи, такие как Эдвард Торндайк, Джон Уотсон, Иван Павлов, Берхус Скиннер и другие, были убеждены, что для объяснения естественных законов человеческого поведения психология должна развивать научную методологию и проводить эмпирические исследования наблюдаемого поведения, а не бессознательного. идеи. Поскольку поведенческая теория фокусируется на внутренних процессах нашего разума и подсознания, изучая только наблюдаемое поведение, она не может претендовать на роль полноценной теории, проясняющей все аспекты личности. Однако поведенческий подход помогает объяснить некоторые наши мотивы, действия и фобии.

Наши специалисты могут предоставить Бихевиоризм как эссе по теории личности
специально для вас
всего за 13,00 долларов США 11,05 долларов США за страницу

308 квалифицированных специалистов онлайн

  • Теория поведения

    3

    Подробнее

    0002 Как теория личности , бихевиоризм изучает человеческое поведение, исходя из предположения, что ему всегда учат. В большинстве случаев действия человека зависят от предыдущего опыта, положительно или отрицательно подкрепленного теми или иными мероприятиями. Это приводит к понятию процесса кондиционирования. В теории поведения есть два типа обусловливания: классическое и оперантное. Классическое обусловливание — это процесс, в котором два раздражителя (безусловный и условный) используются для создания ассоциации между ними и получения определенной реакции. В процессе оперантного обусловливания применяются не стимулы, а подкрепление (положительное или отрицательное), чтобы вызвать реакцию и заставить субъекта действовать определенным образом. В результате процесса обусловливания у человека вырабатываются определенные модели поведения, которые он использует в различных ситуациях (Friedman & Schustack, 2010). Теория поведения также изучает возможность изменения поведения, описывающего процесс угашения: если условный раздражитель предъявляется один или человек не получает никакого подкрепления, то поведение ослабевает и меняется поведенческий паттерн. При классическом обусловливании субъект может проявлять признаки невротического поведения, когда что-то отдаленно напоминает безусловный стимул (Friedman & Schustack, 2010).

    Таким образом, поведенческая теория имеет дело с наблюдаемым поведением и игнорирует внутренние процессы, которые могут определять и влиять на то, как человек решает действовать. Как теория личности бихевиоризм предполагает, что личность формируется в ходе постоянного процесса взаимодействия человека с окружающей средой.

    Применение поведенческой теории

    Я характеризую себя как интроверта и считаю, что моя интроверсия определяется окружающей средой. Одной из моих характерных черт является тщательное мышление. Я никогда не буду высказывать свое мнение, если не буду достаточно хорошо знать предмет обсуждения. Меня раздражают люди, которые делают поспешные выводы. Скорее всего, такая черта развилась в результате осознания того, что люди ценят вдумчивость. Если люди знают, что вы хорошо мыслите, они будут уважать ваше мнение и будут обращаться к вам за советом. Такое узнавание служит положительным подкреплением и побуждает еще больше развивать привычку рассуждать. Таким образом, внимательное обдумывание — это поведение, возникшее в ответ на положительное подкрепление в ходе непреднамеренного процесса оперантного обусловливания, где общество было объектом, а я — субъектом.

    В случае, если я не получаю положительного подкрепления, то есть вижу, что люди не считаются с моим мнением или остаются равнодушными к тому, что я говорю, пропадает мотивация быть вдумчивым и рассудительным. Это может служить моделью процесса вымирания. Более точно пояснить этот процесс можно на другом примере. Когда я работаю над проектом, я стараюсь сделать все возможное, чтобы достичь качественного результата. Однако, если я вижу, что никто не замечает моих усилий и не ценит их, то есть если нет положительного подкрепления, я делаю все с безразличием, что нередко сказывается на качестве моей работы.

    Это были примеры оперантного обусловливания. Классическая обусловленность может объяснить мой страх перед пьяными людьми. В моем детстве отец употреблял алкоголь, когда у него были проблемы. Как правило, алкоголизм сопровождается физическим насилием, и, к сожалению, мой случай не стал исключением. Безусловным раздражителем служил вид пьяного отца, а условным — побои. Сегодня я понимаю, что пьяные люди не всегда представляют угрозу, однако не могу побороть свой страх.

    Ограничения поведенческой теории

    Поведенческая теория подвергается критике, поскольку она фокусируется только на наблюдаемом и измеримом поведении и игнорирует психические, внутренние процессы. Большинство экспериментов бихевиористов проводились на животных, и на основе этих экспериментов делались выводы. Однако история бихевиоризма знает относительно успешную попытку Джона Уотсона применить процессы обусловливания к девятимесячному Альберту (Friedman & Schustack, 2010). Тем не менее, невозможно использовать результаты опытов на животных для объяснения человеческого поведения. Теория поведения игнорирует такие понятия, как воля, чувство ответственности, гордость и др. (Ryckman, 2012). Эта теория не может объяснить некоторые из моих решений. Если взять в качестве положительного подкрепления тот же пример с общественным признанием, то поведенческая теория не может прояснить мотивы моего участия в анонимных благотворительных проектах. Я осознаю тот факт, что люди никогда не узнают, что я жертвую деньги на детей с тяжелыми заболеваниями, но я продолжаю делать это без их благодарности. В этом случае поведенческая теория не может объяснить то, что могут прояснить другие теории личности.

    Своевременная доставка! Получите вашу 100% персонализированную бумагу
    готово за
    всего за 3 часа

    Начнем

    Заключение

    Теория поведения возникла в двадцатом веке как ответ на психоаналитическую теорию Зигмунда Фрейда. Эта теория основана на предположении, что все действия человека определяются предшествующим опытом, в ходе которого у человека вырабатываются определенные модели поведения. Таким образом, поведенческая теория исходит из того, что личность формируется в процессе взаимодействия человека с окружающей средой. Эта теория может объяснить некоторые действия, мотивы и фобии, а также модифицировать поведение с помощью положительного или отрицательного подкрепления. По этой причине данная теория широко используется в образовании, управлении персоналом, лечении психических расстройств и фобий. Тем не менее игнорирование психических и бессознательных процессов является очевидным недостатком этой теории, поскольку не позволяет назвать ее полноценной теорией личности.

    Ссылки

    Friedman, H.S. & Schustack M.W. (2010). Личность: классические теории и современные исследования (5-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пирсон.

    Рикман, Р. М. (2012). Теории личности . Сан-Франциско, Калифорния: Cengage Learning.

    Концепция формируемого поведения

    Вы один из тех людей, которые не верят, что личность основана на вашей свободной воле? Вместо этого личность основана на вашем привычном поведении? Если вы не уверены, позвольте этой статье исследовать ваши мысли о том, как поведенческая теория личности влияет на вашу свободу воли.

     

    Люди могут полагать, что каждый человек представляет собой уникальную сумму всего, что он когда-либо имел. Опыт определенных событий, которые сформировали то, как они принимают решения и демонстрируют определенное поведение.

    Согласно поведенческой теории личности, личность является результатом взаимодействия человека с окружающей средой. Эта поведенческая перспектива, называемая бихевиоризмом, связывает инциденты и поведение, чтобы предсказать, как формировалась личность.

     

    Два типа обусловленности

    В мире поведенческой теории личности вам следует знать две важные иллюстрации. Вот эти два различных типа обусловливания:

     

    Классическое обусловливание

    Так называемый эксперимент с собакой Павлова является основой классического обусловливания. В этом эксперименте группа собак включала метроном. Каждый раз, когда собаки слышали звонок, они получали лакомство. Вскоре у собак началось слюноотделение, когда они услышали метроном. В этой поведенческой тренировке автоматически связываются два несвязанных стимула.

     

    Другим исследованием, демонстрирующим эту обусловленность, является эксперимент Джона Ватсона по имени Маленький Альберт. Уотсон использовал маленького мальчика по имени Альберт и показывал мальчику изображения различных предметов, включая белую крысу. Каждый раз, когда мальчику показывали изображение белой крысы, Ватсон издавал громкий и страшный звук. Достаточно скоро у мальчика появилась классическая привычка реагировать страхом всякий раз, когда он видел изображение белой крысы, и не только это, маленький Альберт вел себя непредсказуемо по отношению к другим объектам, которые он ассоциировал с крысой.

     

    Оперантное обусловливание

    Оперантное обусловливание — это еще один тип обусловливания, который может помочь предсказать поведение человека. Этот тип обусловливания применяет вознаграждения и наказания для формирования поведения, а не использует два несвязанных стимула. Это демонстрирует, что люди могут ожидать реакции, которую они получат, если будут вести себя определенным образом, и могут изменить свое поведение в зависимости от реакции, которую они хотят.

    Б. Ф. Скиннер — человек, который у большинства людей ассоциируется с оперантным обусловливанием. Он считал, что вы можете изменить поведение человека, используя поощрения за удовольствие и наказания за боль. Следовательно, даже если большинство людей не склонны поступать таким образом, они все равно будут вести себя так, как им известно, что это принесет им удовольствие и вознаграждение.

    Знаменитый лабораторный образец под названием «Ящик Скиннера», используемый для изучения поведения животных. Внутри коробки была маленькая крыса, рычаг и дозатор еды. Диспенсер для еды был прикреплен к рычагу и выдавал пищевые гранулы. В результате этого эксперимента крыса была связана с нажатием рычага для раздачи еды.

    Скиннер понял, что есть четыре разных способа поощрять или препятствовать поведению. Ниже приводится определение и несколько примеров оперантного обусловливания:

    Положительное подкрепление:  Добавьте что-нибудь, чтобы усилить поведение. Например, давать крысе пищевую таблетку, когда она нажимает на кнопку.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *