Формирование совестливости как нравственного качества личности в процессе этического воспитания старшеклассников
ГРИГОРАШ ВИКТОР ВАЛЕНТИНОВИЧ
ФОРМИРОВАНИЕ СОВЕСТЛИВОСТИ КАК НРАВСТВЕННОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСССЛЕДОВАНИЯ.
Актуальность исследования. Формирование совестливого человека всегда было актуальной проблемой жизнедеятельности общества. Совесть служит посредником между моральными требованиями общества и индивидуальными потребностями человека.
В настоящее время общество переживает период изменения нравственных идеалов и переоценки нравственных ценностей. В этих условиях важно осмыслить место совести в системе человеческих отношений.
Возросшие масштабы преобразовательной деятельности умножают число проблем, решение которых требует высокой нравственной зрелости. В связи с этим повышается значимость совести как фактора общественной деятельности, регулятора жизнедеятельности общества.
Школа как ячейка общества существенно влияет на гармонизацию отношений личности с социальной средой. Включение выпускников школы в сложную и противоречивую систему общественных отношений во многом зависит от их умения правильно воспринимать и адекватно оценивать поступки и мысли окружающих, соотносить требования общества со своим внутренним «Я». Это умение формируется в процессе воспитания совестливости.
Особенности современного этапа в развитии общества существенно повышают роль нравственных установок человека, связанных с его сознательным отношением к определению образа жизни, линии поведения. Это обязывает во многом по-новому посмотреть на содержание, методы и цели воспитания школьников, вычленив первостепенное значение таких педагогических задач:
— создание благоприятных условий для гармоничного развития личности;
— формирование мировоззрения школьников на основе приоритета общечеловеческих ценностей;
— развитие индивидуальных творческих способностей школьников;
— подготовка выпускника школы к жизни в условиях модернизации общества.
Необходимо с учетом современных целей воспитания определить роль совестливости в системе качеств человека и место процесса ее формирования в общей системе нравственного воспитания.
Анализ состояния воспитательной работы в школах убедительно свидетельствует о необходимости системы нравственного воспитания школьников, основанной на приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, иными. Опыт показывает, что большинство учащихся среднего и старшего школьного возраста испытывают затруднения в определении факторов, влияющих на принятие нравственного решения, оценку нравственности поступка. Анализ анкет старших школьников позволил сделать вывод о том, что подросткам и старшеклассникам сложно определить такие понятия, как честь, совесть, гуманность; в основном их определения носят описательный характер.
Такое положение типично для школы. Оно обусловлено тем, что в школах не организуется целенаправленная работа по формированию совестливости, не полностью используются возможности учебно-воспитательного процесса для раскрытия значения совестливости как одного из ведущих качеств личности.
Изучение опыта работы школ позволило выявить противоречие между потребностью общества в совестливом человеке и недостаточным вниманием к формированию этого качества в школе.
Успешное решение этой проблемы зависит не только от организации совместных, усилий педагогов по формированию совестливости, но и от степени разработанности вопроса в теоретическом плане.
Проблема совести достаточно полно исследована в философской литературе. В сочинениях Аристотеля, Сократа, Платона раскрывается содержательная сторона совести как внутреннего, морального долга человека перед самим собой. Позже, в трудах Г. Гегеля,
И. Канта, А. Шопенгауэра исследуется моральная природа совести, формы ее проявления и сущностные характеристики.
В философском решении проблемы совести содержится и методологическая основа педагогического руководства формированием данного качества у школьников. Для исследования педагогического аспекта проблемы определяющее значение имеют работы современных философов С. Ф. Анисимова, Л.M. Архангельского, Г.Д. Бадзеладзе, З.А. Бербешкиной, Т.В. Загорулько, И.Н. Михеевой, И.И. Резвицкого, А.А. Седова,
А.И. Титаренко, А.К. Уледова, С.С. Уткина, Д.С. Шимановского, в которых рассмотрены вопросы взаимосвязи субъективного и объективного в характере совести, особенного и общего в формах ее проявления. Суть совести они видят в том, что долг, выступающий как нравственное требование, вызывает оценочное суждение, выражаемое в форме эмоционального переживания и определяемое личностной моделью социально одобряемого поведения. В результате возникает нравственная потребность, побуждающая к действию. В философских трудах предстает как единое направление нравственное воспитание подрастающего поколения. Оно рассматривается как подсистема в общей системе воспитания / A.M. Архангельский/, определяется роль нравственного просвещения в духовном формировании личности /С.Ф. Анисимов /, взаимосвязь этического и эстетического в процессе нравственного развития / И.Н. Михеева/, исследуется природа морального самосознания как специфического способа нормативно-ценностной самоориентации и самореализации, пути «.
В исследованиях по философии, этике указывается и на ряд нерешенных вопросов, связанных с проблемой совестливости: соотношение совести и моральной ответственности, самосознания и самовоспитания.
Место совести в психологической структуре личности рассматривается психологами в процессе ее нравственного развития в различных видах деятельности и отношениях. Этому посвящены работы Б.Г. Ананьева, И.Д. Беха, А.А. Бодалева, Д.И. Божович, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, И.С. Кона, Н.Д. Левитова, А.Н. Леонтьева, А.И. Липкиной, B.C. Мухиной, А.В. Петровского, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Рувинского, Д.Б. Эльконина. В педагогической психологии исследованы такие проблемы, как значение деятельности в нравственном развитии личности / Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Эльконин Д.Б../, роль социальной среды в моральном воспитании ребенка / А.Н. Леонтьев, И.О. Кон/, утверждается приоритетность субъектности и личности ребенка в процессе организации его воспитания Л.
На необходимость воспитания долга, моральной ответственности, нравственных чувств у подрастающего поколения указывали видные отечественные педагоги
Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. В классической отечественной педагогике разработаны идеи целостного подхода к педагогической деятельности / Сухомлинский В.А., Шацкий С.Т./, уважения к развивающейся личности ребенка / В.Н. Сорока-Росинский/, определена роль коллектива в нравственном становлении личности /А.С. Макаренко/, значение чувств в нравственном развитии ребенка / К.Д. Ушинский/, роль социальной среди в воспитании подрастающего поколения / А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий/.
Общепедагогические основы процесса регуляции нравственного поведения школьников отражены в трудах О. С. Богдановой, Н.И. Болдырева, Е.В. Бондаревской, К.В. Гавриловец, Д.М. Гришина, А.И. Каирова, Т.Е. Конниковой, В.М. Коротова, Б.Т. Лихачева, И.С. Марьенко, Э.И. Моносзона, Н.И. Монахова, В.И. Петровой, И.Ф. Харламова, А.И. Шемшуриной, Н.Е. Щурковой. В данных исследованиях доказано, что формирование моральных качеств личности происходит в деятельности, при педагогически целесообразной организации этического просвещения и нравственных отношений. В работах современных педагогов разработана целостная система нравственного воспитания школьников / Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, И.Ф. Харламов/, определены общие методы воспитания / В.М. Коротов, В.И. Петрова/, исследованы проблемы формирования нравственных отношений / Н.Е. Щуркова/, воспитания этической культуры школьников / А.И. Шемшурина/.
Достаточно близки проблема нашего исследования кандидатские диссертации Богданова Е.Н. » Воспитание нравственных чувств старших подростков», Булыгина И.Л.
«Процесс формирования нравственной зрелости старшеклассников», С. А. Смирнова «Нравственное развитие подростков в процессе творческой познавательной деятельности». Разрабатывая педагогические подходы к процессу нравственного совершенствования школьников, авторы рассматривают:
— этапы и уровни развития нравственных чувств;
— отдельные методы нравственного совершенствования школьников;
— особенности формирования нравственной зрелости в подростковом и старшем школьном возрасте;
— пути нравственного воспитания в процессе познавательной деятельности;
— значение творческой познавательной деятельности для нравственного развития личности.
Проблема совестливости была предметом диссертационного исследования
Станчиц М.А. «Воспитание моральной ответственности у старшеклассников в учебной деятельности», в котором совесть определяется как признание ответственности, принятие ее на себя, как особый вид ответственности перед своим нравственным сознанием на основе общественных требований. Автор определил ряд педагогических условий, способствующих формированию данного качества: организация практической деятельности школьников, осуществление взаимосвязи учебной и внеклассной деятельности, использование уроков этики и литературы для формирования моральных качеств личности. В то же время остались не исследованы проблемы воспитания совестливости, оптимальные пути и методы ее формирования в процессе этического воспитания школьников.
В педагогической литературе не конкретизировано определение совестливости как нравственного качества личности, недостаточно разработан механизм ее функционирования в процессе жизнедеятельности личности, критерии уровня сформированности совестливости, особенности построения системы этического воспитания школьников, ориентированной на воспитание совестливого человека.
Актуальность проблемы и ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили выбор темы нашего исследования: «ФОРМИРОВАНИЕ СОВЕСТЛИВОСТИ КАК НРАВСТВЕННОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ».
Необходимость специальной разработки проблемы диктуется и практическими затруднениями школы при организации этического воспитания школьников: недостаточным учебно-методическим обеспечением процесса формирования совестливости, неразработанностью механизма использования обучения как средства воспитания совестливости, ситуативностью формирования совестливого человека в работе педагогов.
Объектом исследования являются учащиеся подросткового и старшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования совестливости как нравственного качества личности в системе этического воспитания школьников.
Цель исследования: определить педагогические условия и пути формирования совестливости как нравственного качества личности в процессе этического воспитания старшеклассников на уроке и во внеурочное время.
На основании изучения теоретических источников и передового педагогического опыта была выдвинута следующая гипотеза. Учитывая, что совестливость является персонифицированным требованием общества, предполагается, что процесс ее формирования основывается на общечеловеческих нормах и принципах морали. Личность побуждается к активному нравственному действию и приходит к нравственному саморазвитию при воспитательной направленности учебного процесса, педагогической целесообразности выбранных, методов этического воспитания старшеклассников. Формирование совестливости должно быть основано на взаимодействии эмоционально- чувственного и рационального компонентов в осознании самого понятия совести и нравственном выборе в различных жизненных ситуациях.
Исходя из предмета, гипотезы и цели исследования, ставились и решались следующие задачи:
— определить содержание понятия совестливости как нравственного качества личности;
— выявить педагогические условия формирования совестливости в процессе учебной деятельности старшеклассников;
— определить эффективные методы педагогической деятельности по Формированию совестливости в системе этического воспитания школьников.
Методологической основой исследования являются прогрессивные идеи философов, психологов и педагогов, деятелей культуры о сущности общечеловеческих ценностей, нормах морали, этических категориях, проблемах нравственного становления личности.
Методы исследования: изучение и анализ научной, методической и публицистической литературы; изучение и обобщение деятельности педагогов; изучение школьной документации; анализ результатов деятельности учащихся; наблюдение, анкетирование, интервьюирование; сопоставительный анализ теоретических положений и практических результатов. Ведущим методом явилась опытно-экспериментальная работа по организации целенаправленного воспитания совестливости школьников, которая проводилась в школе-лаборатории 75 г. Харькова, средней школе 235 г. Москвы.
Научная новизна исследования состоит в уточнении теоретических представлений о совестливости как нравственном качестве личности, разработке инновационных подходов к организации творческого процесса учебной деятельности, стимулирующей нравственное развитие школьников, процесса этического воспитания старшеклассников на уроке и во внеурочное время, прослеживании динамики процесса формирования совестливости у старшеклассников.
Практическая значимость работы состоит в разработке технологии творческой познавательной деятельности, обогащении новыми формами и методами процесса этического воспитания учащихся старших классов, определении механизма изучения динамики процесса формирования совестливости. Материалы исследования могут использоваться в качестве методических рекомендаций педагогам по формированию совестливости как нравственного качества личности.
Апробация результатов исследования, основных положений и выводов диссертации проводилась на теоретических конференциях и семинарах межрегионального объединения «Этическое воспитание школьников» при Институте развития личности Российской Академии образования, методических семинарах в Харьковском педагогическом институте, в выступлениях перед педагогами школ Украины, на педагогических советах школ.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
Во введении обоснована актуальность избранной темы, определены объект, цель, предмет, задачи и методы, гипотеза исследования, раскрыта его научная новизна и практическая значимость.
В первой главе — «Психолого-педагогические основы формирования совестливости как нравственного качества личности» — дается краткий обзор истории развития понятия совести в философии, психологии и педагогике, а также исследуются разработанные в психолого-педагогической науке закономерности, принципы, формы и методы воспитания совестливости, обосновываются задачи экспериментальной работы.
Во второй главе — «Процесс формирования совестливости в системе этического воспитания старшеклассников» — прослеживается взаимосвязь учебного и воспитательного процессов; обосновывается творческая познавательная деятельность как одна из оптимальных форм организации учебного процесса, способствующая воспитанию совестливости; исследуется влияние системы воспитания этической культуры школьников на формирование совестливости; определяются оптимальные пути и методы формирования совестливости в старшем школьном возрасте.
В заключении на основании проведенного исследования излагаются основные теоретические выводы и практические рекомендации по организации процесса воспитания совестливости как нравственного качества личности.
В соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования на защиту выносятся следующие положения:
1. Совестливость — это нравственное качество личности, характеризующее уровень соотношения морального самосознания с принятыми в обществе нормами морали; позволяющее производить самооценку поступков и саморегуляцию поведения; побуждающее к нравственному действию и самосовершенствованию.
2.Педагогические условия и пути формирования совестливости:
— создание в школе культа морали, предполагающего приоритет нравственных ценностей;
— организация учебной деятельности в форме творческой познавательной деятельности, стимулирующей нравственное развитие старшеклассников;
— создание системы воспитания совестливого человека на основе системы воспитания этической культуры школьников;
— развитие эмоциональной сферы ребенка;
— целенаправленное формирование потребности в нравственной оценке и самооценке;
— формирование потребности в нравственном самосовершенствовании;
— организация практической деятельности старшеклассников нравственной направленности.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Критическое переосмысление накопленного человечеством опыта предполагает не только выявление допущенных ошибок, но и всего ценного, что можно использовать в современных условиях. С этой точки зрения в диссертации осуществлен анализ состояния исследуемой проблемы в философии, психологии и педагогике.
В философии совесть определяется как сущностное качество личности, ориентирующее деятельность человека на соответствие моральным принципам, принятым в обществе. Психологи рассматривают совесть как механизм регуляции поведения человека. Педагоги выделяют в данном понятии прежде всего эмоциональное содержание / чувство сопереживания/.
Проблемы формирования совести рассматривались философами с двух различных позиций: совесть как врожденное качество человека и совесть как приобретенное в процессе накопления социального опыта качество личности. В своем исследовании мы исходим из того, что мораль в целом формируется под воздействием как биологических, так и общественных факторов. Моральное поведение человека отчасти определяется устройством его нервной системы, другими биологическими особенностями, но специфика проявления нравственного действия и по содержанию, и по форме выражения зависит от социокультурной среды.
Совесть как этическая категория тесно связана с системой понятий добра и зла, долга, ответственности. Одни исследователи сближают понятия долга, совести, ответственности, другие считают совесть лишь формой проявления долга, третьи рассматривают совесть как особый вид ответственности. В своем исследовании мы придерживаемся следующей структуры данного понятия. Долг, выступающий как нравственное требование / мотив поступка/, вызывает оценочное суждение о предполагаемом действии с учетом личного опыта. Оценка действия выражается в форме эмоционального переживания. На данном этапе суждения совести носят чисто субъективный характер. Если личность обладает обобщенным знанием моральных норм, то суждения совести приобретают характер объективности
/через построение модели социально одобряемого поведения/. В этом случае можно говорить о рациональном уровне совести. Под действием данного образа /модели/ возникает нравственная потребность, побуждающая к действию.
В процессе нашего исследования были определены функции совести:
— оценочная / нравственная оценка поступков и мыслей/;
— контролирующая /самооценка действий и мыслей/;
— нормативно-регулирующая / саморегуляция на основе общепринятых норм морали и этики/.
Мы рассматриваем совесть как категорию этики, характеризующую способность личности к самооценке и саморегуляции поведения с позиций общепринятых норм морали.
В психолого-педагогической интерпретации совестливость рассматривается как механизм регуляции поведения человека. Конкретное проявление / поступок, мысль/ вступают в противоречие с идеальным представлением о нем. Данное противоречие вызывает чувство внутренней неудовлетворенности. Осознание причин внутреннего конфликта на основе присущих данной личности моральных знаний и убеждений, побуждает к нравственному действию и влияет в целом на поведение человека.
В своем исследовании мы исходим из того, что эмоциональной составляющей совестливости служит чувство сопереживания как форма проявления эмоциональной реакции на другого человека. Эмоциональная самооценка, сопряженная с представлением об общепринятых нормах морали, переходит в логическую самооценку и приобретает характер и значение внутреннего мотива действия, который и определяет нравственное поведение личности. Необходимым условием такого поведения является наличие собственных эмоциональных переживаний, их осознание и обобщение. В свою очередь обобщение возможно лишь при неоднократном повторении данного эмоционального состояния, что достигается в процессе организации практической деятельности этической направленности. В своем исследовании мы исходам из того, что целенаправленная педагогическая деятельность, включающая воспитание нравственных чувств, этическое просвещение и практическую деятельность этической направленности, формируют особое качество личности — совестливость. Как качество личности, совестливость включает в себя эмоциональное переживание, рациональное знание, волевое усилие, практическое действие. Это синтез чувства, знания и поведения, воплощенный в поступках человека и образе его жизни. Мы рассматриваем совестливость как интегральное нравственное качество личности, выражающее ее отношение к требованиям общественной морали и проявляющееся в потребности действовать в соответствии с чувством внутреннего долга. Совестливость выражается через гуманность, добросовестность, самокритичность, эмпатию. Самокритичность — показатель уровня самооценки, гуманность характеризует направленность нравственной оценки явлений окружающего мира, добросовестность и эмпатия свидетельствуют об уровне саморегуляции личности.
Учитывая возрастные особенности школьников, мы разработали содержательную модель совестливой личности, опираясь на общечеловеческие нормы морали и этики.
Совестливой мы называем личность, которая руководствуется нравственной оценкой поступков, явлений и мыслей, строит свое поведение на основе общечеловеческих, ценностей и с учетом моральных последствий своего поступка для окружающих. С учетом этого мы определили уровни сформированности совестливости. К первому уровню относятся учащиеся, вполне соответствующие описанному выше эталону. Вторую группу составляют подростки и старшеклассники, которые в основном строят своё поведение на основе общечеловеческих ценностей и с учетом последствий своих поступков для окружающих, но мотивы такого поведения не связаны с внутренней установкой на добро, а являются следствием внешнего подражания или давления. Волевые усилия таких школьников недостаточны, и поэтому среди них много учащихся, для которых характерен разрыв между знанием и поведением. Школьники этой группы / второго уровня/ испытывают чувство стыда, внутренней неудовлетворенности, но не могут всегда следовать голосу совести. Третий уровень характерен для школьников, поведение которых не соответствует общепринятым нормам морали, не осознается ими, или сознательно строится только с учетом эгоистических устремлений.
Организовывая работу по целенаправленному сформированию совестливости как нравственного качества личности, мы отобрали основные принципы построения процесса формирования:
— обеспечение взаимосвязи этического просвещения, развития нравственных чувств и отношений учащихся в процессе практической деятельности этической направленности;
— организация процесса формирования совестливости в каждый из моментов школьной жизни / на уроке, этическом занятии, во внеурочной деятельности/;
— опосредованность влияния на чувства ребенка / через положительный пример, общественное мнение, воспитательную ситуацию/;
— организация жизнедеятельности детей при благоприятном психологическом климате в коллективе, способствующем свободному проявлению чувств и доброжелательному межличностному общению;
— построение процесса формирования совестливости на основе диагностирования личности ребенка.
Данные принципы позволили определить основные подходы к организации педагогического процесса, ориентированного на воспитание совестливого человека.
1. Система воспитания школьников должна включать в себя этическое просвещение и эмоционально насыщенную практическую деятельность этической направленности.
2. Учебный процесс должен быть организован как творческая познавательная деятельность, под которой мы понимаем такую форму организации обучения, которая направлена на выявление и развитие индивидуальных творческих способностей личности, ориентирована на переход к межсубъектным отношениям и способствует нравственному становлению личности. Для творческой познавательной деятельности характерны эмоциональная насыщенность урока, направленность содержания и формы проведения на развитие нравственных чувств, формирование потребности в общении и сотрудничестве, преобладание творческих упражнений на уроке, формирование в процессе обучения положительной мотивации познавательной деятельности, учет психолого-педагогических особенностей возраста, постановка учащихся в ситуацию выбора формы, объема, вида, методов познавательной деятельности, обучение в зоне ближайшего развития ребенка, мотивированная и целенаправленная самостоятельность учащихся в процессе обучения, преобладание активных форм работы, применение разнообразных форм самоконтроля, самооценки, саморегуляции учебной деятельности.
3. Учебно-воспитательный процесс организуется на основе возрастной дифференциации педагогических влияний. В младшем школьном возрасте педагог ориентируется на развитие эмоциональной сферы ребенка, в среднем — на просвещение, практическую деятельность этической направленности, в старшем — на осознание моральных норм, саморегуляцию поведения.
В процессе исследования были вычленены педагогические условия, способствующие успешному протеканию процесса формирования совестливости:
— создание в школе культа морали;
— организация учебного процесса в форме творческой познавательной деятельности;
— внедрение системы воспитания этической культуры школьников.
Создание в школе культа морали, когда доминирующим критерием оценки школьника является его уровень морального сознания, а не достижения в какой-либо области /учеба, спорт, искусство/, создает предпосылки для формирования нравственно ценных ориентации личности, актуализирует потребность школьника в нравственном самосовершенствовании. Обстановка уважительности, дружелюбия, раскованности в общении взрослых и детей способствует переносу ценностей, сложившихся в педколлективе, в среду подростков и старшеклассников. Школьники, испытывая чувство взрослости, ориентируются на нравственные нормы старших и на этой основе формируют собственную «Я-концепцию».
Включение школьников в систему воспитания этической культуры способствует осмыслению простых норм нравственности, приобретению навыков нравственного поведения, формированию адекватной самооценки.
Создание на уроке возможностей для творческой познавательной деятельности позволяет учащимся приобрести навыки применения уже имеющихся знаний /опыта отношений/ в новой ситуации, привычку оценивать факты / явления, события/ с точки зрения определенных критериев, производить самооценку собственных действий и на этой основе корректировать познавательную деятельность. Такие умения, выработанные в процессе обучения, впоследствии применяются и при решении жизненных проблем, влияя на мотив поступка и механизм принятия решений в ситуации нравственного выбора. В процессе творческой познавательной деятельности развиваются такие качества, как ответственность, доброжелательность, добросовестность, отражающие совестливость как нравственное качество личности.
В ходе опытно — экспериментальной работы были выделены пять классов одной параллели, мало отличающихся по уровню морального сознания и умственного развития. Были созданы равные педагогические условия, за исключением формы организации учебного процесса и формы организации воспитания. В двух классах /экспериментальных/ обучение строилось преимущественно в форме творческой познавательной деятельности, учащиеся были активно включены в систему воспитания этической культуры школьников. В других трех классах / контрольных/ учебно-воспитательный процесс осуществлялся в традиционной форме.
Целью опытно-экспериментальной работы было определить влияние творческой познавательной деятельности и системы воспитания этической культуры на формирование совестливости.
В течение трех лет нами проводилось наблюдение в соответствии с выработанной программой. На первом этапе была поставлена задача создания благоприятного для этического воспитания психологического климата в классном коллективе посредством перехода к межсубъектным отношениям в процессе обучения и воспитания, развития эмоциональной сферы школьников. Педагоги строили уроки в форме творческой познавательной деятельности, стремились создать высокий эмоциональный фон урока, во внеурочной деятельности основное внимание уделяли изучению личности школьников, установлению доверительных отношений с детьми, созданию в классе обстановки уважительности и дружелюбия. Формирование чувства сопереживания достигалось в результате изменения межличностных отношений в коллективе. Организуемая на уроке и вне его совместная деятельность приучала детей учитывать особенности характера, возможности, настроение одноклассников. Важным компонентом такой работы являлась ориентация на интегративный результат. Работа в малых группах способствовала развитию отзывчивости, стремления к сотрудничеству.
На втором этапе была поставлена задача активизации творческой познавательной деятельности, формирования способности к самооценке, саморегуляции поведения. Учащиеся были включены в систему воспитания этической культуры школьников, в рамках которой вырабатывали умение оценивать поступки других людей с учетом мотивов совершаемых ими действий и результата поступка для окружающих, привычку соотносить поведение других с собственным, формировать самооценку на основе сравнения нравственного результата своих действий с общепринятыми нормами морали.
Система уроков этики способствовала формированию совестливости на рационально-логическом уровне. Разработанный нами цикл уроков о совести помог привлечь внимание к проблеме, способствовал формированию умения оценивать поступки на основе критериев нравственности.
Разработанная нами система практической деятельности этической направленности благоприятно влияла на закрепление моральных знаний, накопление опыта нормативного поведения, опыта эмоциональных состояний.
На каждом этапе исследования определялись показатели сформированности совестливости методом сравнительного анализа модели совестливого человека с реальным поведением школьников. Была прослежена динамика изменения уровня самооценки, ориентации на общепринятые нормы морали, и ориентации на последствия поступка для окружающих. Результаты исследования показали, что в экспериментальных классах показатель роста уровня сформированности совестливости выше на 20%, ориентации на общепринятые нормы морали — на 40%, уровня самооценки — на 12%.
Анализ результатов творческой деятельности старшеклассников позволяет сделать вывод о том, что существенное развитие получили такие качества, как гуманность, самокритичность.
Также в течение двух лет изучалась динамика развития отдельных качеств личности в группе старших школьников / 502 человека/ в связи с внедрением системы воспитания этической культуры школьников и распространением такой формы организации учебного процесса, как творческая познавательная деятельность. Исследования показали, что получили развитие познавательный интерес, эмоциональная сфера, гуманность. Учащиеся творчески относятся к поручениям, межличностные отношения в большей степени стали характеризоваться доброжелательностью и отзывчивостью.
В наблюдаемой группе классов увеличился разрыв между качеством знаний в экспериментальных и контрольных классах, что свидетельствует о положительном влиянии творческой познавательной деятельности и системы воспитания этической культуры школьников на формирование потребностно-мотивационной сферы учащихся, воспитание добросовестности, ответственности.
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Эффективными методами педагогической деятельности по формированию совестливости в системе этического воспитания школьников старших классов следует считать:
— включение учащихся в систему воспитания этической культуры школьников;
— организацию практической деятельности этической направленности;
— организацию учебного процесса в форме творческой познавательной деятельности;
— введение курса этики в старших классах, содержащего цикл занятий о совести;
— создание воспитательных ситуаций, направленных на формирование самооценки старшеклассников;
— широкое использование в процессе воспитания таких приемов, как анализ педагогических ситуаций, содержащих проблему нравственного выбора, с выделением мотива поступка, прогнозированием его последствий для окружающих, оценкой соответствия его нравственного содержания общечеловеческим ценностям; моделирование собственной системы моральных принципов, построение Я-концепции.
2. Важными педагогическими условиями повышения эффективности процесса формирования совестливости являются создание в школе культа морали, атмосферы доброжелательности и уважительности в общении взрослых и детей и построение воспитательного процесса на принципах, изложенных в исследовании.
Затронутые в исследовании вопросы не исчерпывают целиком проблему формирования совестливости. Некоторые аспекты ее, например, воспитание совестливости в семье, коллективная совесть и ее влияние на совестливость личности, роль самовоспитания в процессе формирования совестливости, требуют своего дальнейшего исследования.
ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АВТОРОМ ОПУБЛИКОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ РАБОТЫ:
1. О некоторых особенностях организации творческой познавательной деятельности старшеклассников. В кн.: Творческая познавательная деятельность как средство этического воспитания школьников. — Харьков, 1992. — с. 5- 10.
2. О некоторых результатах работы по организации творческой познавательной деятельности как средства этического воспитания школьников в школе- лаборатории № 75
г. Харькова. Творческая познавательная деятельность как средство этического воспитания школьников. — Харьков, 1992. — с. 150 — 152.
3. Рецепт счастья. Этическая грамматика. — М., 1993. с. 74-77.
4. Инновационные подходы к учебному процессу в системе воспитания этической культуры школьников. // Этика в школе, 1994. — №2. — с. 19 — 23.
Духовность как условие формирования нравственных норм личности //Психологическая газета
Духовность как феномен, способный оказать влияние на процессы социально-правового, экономического реформирования, в последнее время стал предметом серьезного теоретического осмысления в отечественной науке. Однако первое, что обнаруживается при обращении к анализу феномена духовного, так это трудности определения его в виде научного исследования. В сложной структуре человеческой личности понятие духовности трудноуловимо, не имеет жестко определенных связей с социальным статусом и ролями человека, нет прямой зависимости от его интеллектуального развития, приверженности к определенной идеологии.
В связи с этим, нам представляется, что в самом общем плане «духовность» можно определить как глубоко личностный способ отражения и освоения действительности, детерминированный ориентацией познания и деятельности человека на высшие ценности жизни и культуры.
Другими словами, речь идет о таком качестве сознания и деятельности, которое аккумулирует в себе способность человека выходить за пределы безусловно необходимого, диктуемого наличной ситуацией и ближайшими потребностями бытия, и строить свою жизнь в соответствии с представлениями о назначении человека, его достоинстве и совершенстве.
Отсюда сущность духовности в трактовке многих исследователей состоит в приобщении человека к общечеловеческой духовной культуре и ценностям как ориентирам самореализации в соблюдении нравственных норм поведения.
Нравственность личности в структуре духовности — это степень гармонизации в ее сознании и поступках общечеловеческих ценностей, выступающих в виде норм поведения. Они не только привносятся в среду, конкретный коллектив в готовом виде, но и формируются активно в коллективе, самой личностью. Сами нормы выступают в повседневной жизни как единство высших ценностей человеческого общежития и запретов на те или иные поступки. Первое есть неукоснительное исполнение в отношении к самому себе, к другим людям, к окружающей действительности, второе — это пределы, которые нельзя преступать во имя блага другого. Нравственные нормы, отражающие содержание морали общества, получая в личности свое индивидуальное бытие, формируют у нее позицию носителя этих норм, которая является некой духовной характеристикой самосознания человека на всех этапах онтогенеза.
Следует, однако, признать, что как человек, личность формируется только через посредство своих отношений с другими людьми. Применительно к духовному становлению это означает, что осознание себя в качестве носителя нравственных норм невозможно вне отношения к другому человеку как такому же носителю их. Кроме того, отношение к другому как полноправному носителю нравственных ценностей позволяет человеку глубже осознать свою позицию в качестве такого же носителя нравственной (или безнравственной) нормативности.
Проблема нравственного и безнравственного изучается этикой, является основой этического анализа в подходе к жизненным явлениям и нужна каждому человеку. Владение основами этики есть проявление духовности, поскольку позволяет каждому познать и оценить себя, собственные и чужие поступки и выработать свои нормы.
Поэтому исходными элементами нравственности как компонента духовности являются, во-первых, представления человека об общечеловеческих ценностях, во-вторых, процесс их интериоризации, то есть переход знаний в убеждения на основе свободного выбора и, в-третьих, реализация их в поступках, деятельности индивида. В этом и заключается суть нравственных норм, которые чаще всего выглядят как набор определенных поступков.
Важным элементом также является самооценка человеком своих нравственных позиций и соотнесение себя с нравственными нормами. Нравственность в духовном аспекте — это не воспроизведение норм, правил, положений этикета, а это стремление постоянно проверять духовные ценности на собственном опыте, сопоставляя личные и общественные идеалы и создавая тем самым собственные духовные нравственные ценности. При этом возможны ошибки, добросовестные заблуждения, но всегда у человека присутствует стремление найти и создать подлинные нравственные ценности. Сказанное еще раз подтверждает, что духовность есть процесс творческого поведения, направленный на создание духовных ценностей и раскрытие своих ценностей в окружающей действительности.
По мнению известного русского психолога А.А. Ухтомского, нравственные нормы, в которых сконцентрированы идеалы «должного, жданного, предвиденного», являются двигателем духовной эволюции человека [3].
Особая роль при следовании нравственным нормам принадлежат нравственным мотивам как движущим механизмам духовной жизни человека. Это мотивы «уважения к нравственному закону», мотив «любви к добру ради самого добра», мотивы возвышения себя или другого, мотив помощи, спасения, мотив благополучия, защиты себя или другого, мотив духовного или телесного излеченияи другие.
В ситуации выбора, когда перед человеком открывается возможность совершить несколько поступков, они помогают возвыситься ему над ситуацией, над обстоятельствами, руководствуясь, например, заповедью: «не навреди другому». В структуре такого поступка сфокусированы все пространственно-временные и содержательно-смысловые ценности и отношения, которые стягиваются к «эмоционально-волевым моментам: я-другой и я-для-другого».
Отсюда следует, что в структуре духовности нравственный компонент — это нормы духовного поведения, регулирующие личные и общественные интересы, взаимоотношения личности и окружающего мира таким образом, чтобы при этом были обеспечены и общее, и личное благо. Отношение личности к общему благу как высшей цели характеризуется такими понятиями, как дружба, солидарность, братство.
Отношение к личному благу как конечной цели раскрывается через такие ценности, как человечность, гуманность, забота (социальный альтруизм), то есть через отношения, не сводимые к вещным отношениям.
Эти ценности, которыми руководствуется человек в духовном поведении, обеспечивают высшую общественную или личную целесообразность, так как она направлена на поддержание гармонии личности и общества, выступающей условием их благополучия. Эмоциональным восприятием и выражением этого смысла является, очевидно, то, что называется совестью и присуще исключительно человеку.
Не каждый индивид это осознает, но осознает человечество в целом по мере развития и возвышения духовной культуры человека как самодовлеющей ценности.
По взаимодействию всех составляющих духовности можно выделить следующие уровни: первый уровень — агармоничный, в котором связи слабые или отсутствуют; взаимоотношения с окружающим миром неустойчивы, рефлексивно напряжены, имеет место упрощенчество в понимании других и себя в глазах других.
Следующий, второй уровень — дисгармоничный — характеризуется наличием связи, но она имеет либо выраженный противоречивый характер, либо отмечается доминированием определенных сфер, качеств, поэтому диапазон контактов с окружающим миром колеблется от высокой духовно-творческой активности, эстетического самовыражения до обывательской психологии, безынициативности, невнимания к нуждам и заботам других людей.
Третий уровень — гармоничный, в котором устойчивые и выраженные связи; диалогическая модель взаимодействия с окружающим миром, и диалог как установление связи между общечеловеческими и индивидуальными духовными ценностями оказывается формой творения себя через различные способы самореализации в окружающем мире.
Понятно, что на каждом уровне мы встречаемся с различной качественной характеристикой духовности. На первых двух она носит неустойчивый характер, в большей степени связана с этапом становления, что позволяет логически предположить о достижении когда-то одного из возможно высших для развития личности уровней. Здесь он представлен как гармоничный, наиболее доступный к заполнению всех различных «каналов организма» духовным содержанием, иными словами, индивид становится более открытым, более осознающим все аспекты своего духовного опыта, и, следовательно, значительно возрастает вероятность того, что он наиболее полно может реализовать себя в окружающей действительности. Если он может осознать свое Я, но также и «свое внимание и заботу о другом человеке, тогда он ведет себя гармонично, целостно и созидательно». Чем более человек реализует свой духовный потенциал и духовный опыт в окружающем мире, тем больше возможностей для удовлетворения потребностей в достижении духовной близости с другими людьми, для исчерпания своего потенциала ради другого.
Необходимо добавить, что с гармоничным уровнем связывают проблему самосовершенствования, полагая, что именно отсюда и ведет свое начало представление о культуре личности, ее духовности. Это замечание интересно, но считаем, что самосовершенствование есть суть процесса самореализации и присутствует на всех уровнях, но как и процесс становления духовности, на первых двух носит спонтанный, не ярко выраженный или выраженный в единичных качествах, несбалансированный характер. Поэтому можно говорить о частичном, неполном совершенствовании себя на этих двух уровнях, имея в виду, что в понятии самосовершенствования выражена активность «внутренних условий», реализованная с помощью внешних, и следовательно, в этом взаимодействии высвечено основное направление: позитивное, конструктивное самосовершенствование, направленное на самореализацию, на социализацию, на изменение своего Я и окружающего мира в Я. Отсюда, скорее всего, в наиболее полной форме самосовершенствование представлено в гармоничном уровне с такими его составляющими характеристиками, как способность видеть лучше и дальше; постигать большее, созерцать глубже, чувствовать тоньше; быть добрее, обходиться с людьми доброжелательно и справедливо, служить самоотверженно, судить праведно, творить совершеннее. В таком понимании самосовершенствование представляет собой глубинную основу развития духовности личности.
Самореализация личности многоаспектна (постановка новых целей, поиск сферы приложения своих сил, преодоление препятствий при достижении конкретных задач, самосовершенствования в различных сферах, в том числе и профессиональной, и др. ), поскольку связана с многоаспектностью окружающей действительности.
В самореализации фокусируется сущность духовности, главный ее смысл. Начинаясь с себя, она не заканчивается «замыканием» только на себе. Самореализация не может происходить без эмпатического понимания и принятия другого человека, то есть без взаимодействия с ним. Эмпатия в духовности — это готовность, способность и умение делиться эмоциональным зарядом, осуществлять энергетическую «подпитку» другого человека, который в ней нуждается. Вобрав в себя, до конца изучив свою роль, индивид начинает активно действовать, самореализовываться, вовлекая в этот процесс и окружающих его людей. Постижение своей сущности, потенциальных возможностей происходит через отношение к «другому», в котором этот «другой» предстает как величайшая ценность в своей неповторимости и уникальности. Способность увидеть так «другого» есть способность проявления духовно-нравственных качеств: альтруизма, милосердия, сострадания, любви, благоговения как высшего способа реализации отношения к другому человеку.
Этот ряд ценностей построен на важнейшем принципе человеческого общежития, о котором Вл. Соловьев писал так: «…я признаю другого подобным и равным с собою, утверждаю за ним то же самое значение, которое приписываю себе» [2, с. 183]. Только будучи способным на такое отношение к «другому», через это отношение человек осознает и принимает себя и как равносущного роду, как самоценность. Это открытие порождает в процессе самореализации стремление к положительным изменениям, и прежде всего, это становится заметным в возросшем чувстве ответственности, которое и есть ценностное проявление духовности. Приобщение к этому плану духовных ценностей обостряет чувство достоинства личности и вызывает в душе благоговейно-совестливое отношение ко всему окружению, то есть к конкретному человеку, его нуждам, заботам, страданиям и радостям, к человечеству в целом. В этом заложен духовный аспект нравственных норм.
Следовательно, ответственность человека перед самим собой, перед близкими, перед делом, которому он служит, «вырастает» в ответственность перед обществом, перед прошлым и будущим поколением. Так духовно приобретенное личностное качество наполняется не только положительным индивидуальным, но и общественным смыслом. А это уже обретение пути истинного смысла жизни, связанного с выходом за пределы узких границ своего Я, в служении другим людям, обществу. «Я чувствую себя настолько солидарным со всеми живущими, — писал А. Эйнштейн, — что для меня безразлично, где начинается и где кончается отдельное» [3, с. 348]. Наряду с ответственностью, необходимым и главным условием самореализации является свобода, предполагающая овладение защищающими личность законами и правилами общества, подчинение себя достижению духовного идеала.
Свобода — это не вседозволенность, «это не есть свобода “индетерминизма”, о которой мечтают люди и которая оказалась бы чрезвычайным бедствием», одарив их невоспитанностью, непредусмотрительностью, капризностью. Свобода в духовном развитии — власть над причинами, это способность добровольно и цельно определять свой жизненный путь, путь к совершенству, путь духовного роста. Следовательно, это свобода созидания, преобразования себя и окружающего мира в соответствии с поставленными целями, жизненным смыслом бытия, объективную основу которой составляет система прав, принятых в данном обществе.
Как только свобода превращается в созидающее действие, возникает необходимость в целеполагании. Целеполагание, в свою очередь, подразумевает наряду с ответственностью еще одно важное качество — веру в правильность, осуществимость поставленных целей и задач. Даже единичная жизненная задача предполагает выбор тех или иных способов ее выполнения и, следовательно, чтобы действовать, человек опирается на веру, исключающую необдуманность, безрассудство, опрометчивость. Вера активизирует внутренний потенциал личности, ее готовность к самореализации, стремление к наиболее полному его раскрытию на благо себе и окружающим людям.
Таким образом, самореализация представляет собой целенаправленную деятельность индивида, целью которой является обнаружение, реализация и исчерпание своего духовного потенциала в окружающей действительности в соответствии с морально-правовыми нормами.
Реализуя себя во взаимодействии с другими, в окружающем мире, индивид приобретает смысл жизни, имеющий ценностную природу. Ценности задают ориентации на будущее, и личность, достигая определенного этапа, приходит к новым способам и средствам самореализации, выступающей основанием ее духовного становления (см. подробнее: [1]). В процессе самореализации выявляются те духовные ценности, потенциально готовые к тому, чтобы воплотиться в поступках и делах человека. Такое понимание самореализации личности с соблюдением нравственных норм в структуре духовности превращает духовность как личностное качество в социальную ценность, а сам человек становится моделью, по которой окружающие могут строить свою жизнь и поведение.
- Коваль Н.А. Психология духовности личности: монография. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1996. 152 с.
- Соловьев В.С. Оправдание добра / Отв. ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, Алгоритм, 2012. 657 с.
- УхтомскийА.А. Из неопубликованного // Психологический журнал. 1995. Т. 15. №3. С. 158–168.
- Эйнштейн А. Физика и реальность. М.: Наука, 1965. 359 с.
Источник: Коваль Н.А. Духовность как условие формирования нравственных норм личности // Государственно-правовые исследования. 2020. №3. С. 33–37.
Фото: Новости Тамбова
Современная трактовка понятия «духовность» узбекистанскими учёными
Библиографическое описание:Аманов, Г. А. Современная трактовка понятия «духовность» узбекистанскими учёными / Г. А. Аманов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1858-1860. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19080/ (дата обращения: 05.10.2022).
В последние годы в Узбекистане опубликовано немало статей, проведено немало научных конференций, посвященных изучению понятия духовности, ее места в жизни общества, в развитии личности и нации. Все трактовки понятия духовности можно оценить в качестве первых попыток определения этого понятия. Авторы книги «Чувство Родины» А.Иброхимов, Х.Султонов и Н.Жураев считают, что «Духовность — свод духовного и умственного мира человека… Духовность — понятие, олицетворяющее внутренний мир, душевные переживания, умственные способности, волю общества, нации или отдельного человека» [3]. А.Жалолов пишет, что “духовность — персональный признак человека, составная часть его деятельности, продукт его сознания, ума и сообразительности” [4]. В свою очередь, А.Эркаев пишет, что «духовность — сущность человека в качестве социально-культурного существа, то есть комплекс, объединяющий в единое целое такие истинно человеческие качества и достоинства, как благородство, справедливость, честность, душевность, совесть, честь, патриотизм, любовь к прекрасному, воля, мужество и т. п». [5].
Кроме того, дают определение понятию духовности и представители других различных сфер. В этих определениях отражаются те или иные грани духовности, так как каждый исследователь подходит к трактовке понятия исходя из своих взглядов. Завершенное же определение формируется в результате обобщения и научного обоснования различных взглядов.
Если понимать духовность как «итог», «продукт» умственной деятельности человека, останутся в стороне процессы ее развития и совершенствования, то есть, не проявятся такие ее стороны, как постоянное влияние на что-то (на общество, на личность, на нацию и т. д.), ее важная роль в развитии личности, общества и нации. Важная сторона духовности состоит в том, что она является важным фактором определения места человека в обществе, его самосознания, обеспечения нации как самостоятельной этнической единицы, развития общества. Духовность не только внутреннее душевное состояние человека, не только позитивные показатели, данные ему во благо, но вместе с тем это и комплекс качеств, которые необходимо последовательно развивать, совершенствовать, формировать, использовать их в процессе развития человека, нации и общества. Духовность не только развивает личность, общество и нацию, она развивается вместе с ними.
Духовность формируется и развивается в процессе взаимоотношений людей, в процессе обогащения их жизненного опыта. Каждый человек, начиная с осознания своей духовности, с осознания себя личностью, формируется и совершенствуется, развивается до конца своей жизни. Потребность человека в развитии своей духовности является неограниченным процессом. Он формируется и развивается в течение всей сознательной деятельности человека, и в то же время развивает и человека. В этом смысле, духовность не только существующий фактор, но вместе с тем включает в себя способности и устремления человека, его сознательной деятельности в дальнейшем развитии и совершенствовании существующих качеств и достоинств.
Духовность считается понятием, отражающим в себе скрытый, внутренний мир человека. А скрытый мир человека можно сравнить с бездонным морем, полным жемчужин. Сколько бы вы не брали из него жемчуга, они никогда не кончаются, так и внутренний мир человека бездонный, безграничный, разнообразный. Насколько глубже проникаете в душевный, внутренний мир человека, настолько он обогащается всё новыми гранями. Поэтому очень сложно дать окончательное определение духовности. К тому же каждый человек представляет и понимает этот скрытый мир по-своему.
Президент Ислам Каримов, раскрывая понятие духовности, писал: «Говоря о духовности я, прежде всего, представляю могущественную скрытую силу, призывающую человека к духовному очищению и возвышению, обогащающую внутренний мир человека, укрепляющую его веру, волю и убеждения, пробуждающую его совесть» [1].
Ещё одним фактором развития духовности является просвещение. Просвещение — это познание, знание, самосознание и образование. Если у человека высокие знания, высокое образование, это приводит к его духовному развитию. Конечно же, это не означает, что человек без высшего образования бездуховный. Хотя человек не имеет достаточного образования, они могут воплощать в себе такие положительные качества, как патриотизм, гуманизм, трудолюбие, справедливость, добросердечность, совестливость, благородство, честность и др. , которые подчеркивают его духовность.
Тем не менее, просвещение составляет важную отрасль духовности. У высоко просвещенных людей всегда была высокая духовность. Они всегда отличались такими положительными качествами, как человечность, преданность, справедливость и др. Люди с высокой духовностью всегда стремились к просвещению и пополняли свои знания.
Ещё одной важной отраслью духовности считается культура. Культура — понятие, объединяющее в себе все материальные и культурные (духовные) богатства, созданные трудом и умом человека. Культура создаётся на основе деятельности, созидания. Однако не все созданные бездуховной личностью вещи могут быть культурой. Только те положительные богатства, созданные человеком, которые служат ему и для развития общества, могут называться культурными богатствами.
Таким образом, духовность является широким понятием, включающим в себя просвещение и культуру, и образует самостоятельное направление в развитии человека и общества. Поэтому достижение развитой духовности станет основным источником для развития культуры и просвещения. Если духовность станет материальной силой, то расширятся возможности стабильного развития культуры и просвещения.
Превращение духовности в материальную силу проявляется в действиях каждого человека, в его отношении к своей семье, нации, Родине и к другим людям. Эти отношения строятся на искренности, взаимоуважении, ответственности за судьбы и будущее нации, в любви к Родине, уважении к представителям других наций и народностей, в признании того, что у них тоже есть свои интересы. Нельзя забывать и того, что такие отношения не возникают сами по себе. В их формировании важное место занимают родители, образовательно-воспитательная система, влияние национальных ценностей, гуманизма и атмосфера в обществе.
Семья — это первичный очаг воспитания каждого ребенка физически и духовно здоровым. Семья — это поистине духовная крепость каждого из нас. Как отмечает И.Каримов в своей работе «Высокая духовность — непобедимая сила», «…семья была и остается для населения нашей республики одной из важнейших жизненных ценностей, соответствующей многовековым традициям и менталитету нации. И именно на основе создания благоприятных условий для воспитания детей, приобщения их к духовным общечеловеческим ценностям, традициям, повышения их образовательного уровня, с раннего детства закладываются трудолюбие, уважение к старшим, стремление к овладению знаниями» [2]. Без сомнений понятно каждому, что формирование нравственных ориентиров, культурных предпочтений, вкуса и, наконец, мировоззрения начинается именно в семье. Если ребенок получает по-настоящему доброе воспитание в родном доме, то ему не опасно никакое дурное влияние двора или одноклассников, телевидения или Интернета [6].
Таким образом, под духовностью сегодня мы понимаем систему ценностей человека, общества, выражающую потребности, желания, интересы, надежды на достойную жизнь, веру, убеждения, возможность и необходимость достижения целей посредством разнообразных усилий. Это значит, что человек, вследствие занимаемого им места в мире и выполняемой роли, выступает как высшая ценность. То есть его жизнь, интересы, всестороннее гармоничное развитие, стремление к счастью являются целью и для общества в целом.
Духовность выступает как наиболее последовательное и целенаправленное выражение гуманистической природы человека и как важнейший фактор социального прогресса общества, занимая тем самым важное место в процессе воспитания всесторонне развитого и здорового поколения.
Духовность — это основа развития общества, единственная сила, наряду с просвещением и нравственностью, способная привести к прогрессу. Без нее вряд ли возможны научные открытия или высокопроизводительный труд, творческие и спортивные достижения. Ведь все это трудно представить без высоких помыслов, таких, как любовь к Родине, желание отдать ей свои знания, силы, а если понадобится, то и жизнь. Именно духовность учит всех нас почитать Отчизну как родную мать, святыню, защищать и возвеличивать ее, приумножать ее славу.
Духовность — это прочная основа воспитания гармоничного поколения. А гармонично развитый человек — это гарантия прогресса всего общества. Говоря о дальнейшем духовном обновлении общества, И.Каримов отмечает, что «…перед нами стоит задача сформировать духовность свободного гражданина, личности, иначе говоря, воспитать свободных, всесторонне развитых людей, которые хорошо знают свои права, опираются на свои силы и способности, имеют самостоятельный взгляд на происходящее вокруг них и вместе с тем, сочетают свои личные интересы с интересами страны и народа» [2].
Литература:
1. Каримов И. А. Ўзбекистон XXI асрга интилмоқда. — Тошкент: «Ўзбекистон», 1999, 17-бет.
2. Каримов И. А. Юксак маънавият — енгилмас куч. — Тошкент: «Маънавият», 2008.
3. Иброҳимов А., Султонов Х., Жўраев Н. Ватан туйғуси. Тошкент, «Ўзбекистон», 1996, 111-бет.
4. Жалолов А. Мустақиллик масъулияти. Тошкент, «Ўзбекистон», 1996, 29-бет.
5. Эркаев А. Маънавият — миллат нишони. Тошкент, «Маънавият», 1997, 27-бет.
6. Гордеев С. Роль духовности в воспитании здорового поколения. // URL http://l.mvd.uz/news/display/rol-duhovnosti-v-vospitanii-zdorovogo-pokoleniya
Основные термины (генерируются автоматически): духовность, внутренний мир человека, общество, Высокая духовность, нация, просвещение, качество, отрасль духовности, развитие личности, развитие общества.
Добросовестность | Психология сегодня
Отзыв от Psychology Today Staff
Добросовестность — фундаментальная черта личности, входящая в «большую пятерку», отражающая склонность к ответственности, организованности, трудолюбию, целеустремленности, соблюдению норм и правил. Как и другие основные личностные факторы, он имеет множество аспектов; добросовестность включает в себя самообладание, трудолюбие, ответственность и надежность.
Добросовестный человек хорош в саморегуляции и контроле импульсов. Эта черта влияет на то, будете ли вы ставить и поддерживать долгосрочные цели, обдумывать выбор, вести себя осторожно или импульсивно и серьезно относиться к обязательствам перед другими. (Другие личностные черты «Большой пятерки» — это экстраверсия, покладистость, открытость и невротизм.) Добросовестность обычно является ключевым компонентом успеха — как в любви, так и в работе. Это также важный показатель здоровья, благополучия и долголетия.
Содержимое
- Понимание совести
- Связь между добросовестностью и успехом
Понимание совести
Совестливые люди активно принимают большие и малые решения. Например, добросовестные люди не просто ставят цели, они устанавливают график достижения каждой цели. Добросовестные люди хорошо справляются с работой, требующей внимания к деталям, например, хирурги и пилоты; и неудивительно, что сознательные люди с меньшей вероятностью окажутся за решеткой.
Как поступает сознательный человек?
Эти люди не импульсивны. Они планировщики и соблюдают график. Они также не пропускают оплату счетов, делают заметки, выполняют свои обещания и приходят вовремя. Они заботятся о себе с помощью упражнений, правильного сна и здорового питания. Они менее склонны к рискованному поведению, такому как курение и пьянство.
Как стать более сознательным?
Одним из методов является ментальное противопоставление, с помощью которого люди представляют себе цель, путь к цели и препятствия, которые могут встретиться на этом пути. Такой процесс может помочь людям выбрать достижимые цели и усилить их стремление к их достижению. И природа, и воспитание влияют на эту черту личности, и с возрастом люди становятся более сознательными.
Можете ли вы быть добросовестным в одних вещах, но не в других?
Да. По большому счету, люди ведут себя последовательно, когда окружающая среда последовательна, но поведение может не распространяться на разные домены. Степень добросовестности, с которой мы относимся к задаче на работе, не предсказывает, насколько добросовестно мы будем относиться к оплате счетов или другим личным вопросам. Это позволяет предсказать, насколько добросовестными мы будем оставаться в своих начинаниях, связанных с работой.
Совестливые более эмпатичны?
Добросовестность среди нас вполне может быть более эмпатичной по отношению к другим. Китайское исследование 471 медсестры показало, что эмпатия положительно связана с добросовестностью и покладистостью, в то время как отрицательно связана с невротизмом.
Является ли добросовестность генетической?
Исследования в области поведенческой генетики показали, что эта черта примерно наполовину связана с генетикой и наполовину с окружающей средой, в которой человек вырос, или с факторами развития, которые в настоящее время не изучены. Анатомически префронтальная кора, место всех исполнительных функций, играет решающую роль в управлении поведением, отражающим добросовестность.
Можете ли вы быть слишком сознательным?
Человек может быть слишком усердным и целеустремленным, что может привести к выгоранию. У врачей, в профессии которых добросовестность может быть очень полезна, уровень выгорания оценивается примерно в 50 процентов.
Связь между добросовестностью и успехом
Совестливые люди, как правило, добиваются больших успехов в учебе и профессиональной деятельности. На работе, наряду с высокой производительностью, они получают более высокие заработки, хорошие отношения, удовлетворение от работы и достижения. Кроме того, добросовестные, как правило, занимают больше руководящих должностей.
Совестливые люди проявляют настойчивость больше, чем другие?
Прилежные и дотошные люди будут цепляться за проблему, пока она не будет решена. Если они потерпят неудачу, они продолжат попытки. Они не обязательно умнее всех в комнате, и при этом они не будут выполнять задачу лучше, чем другие. Однако они будут стремиться к успешному разрешению.
Совестливые люди более соблюдают правила?
Совестливые люди соблюдают определенные правила жизни. Например, они с большей вероятностью будут ездить с ограничением скорости и брать на себя ответственность за возникающие проблемы. Это также относится к отношениям и обязательствам, которые с ними связаны.
Совестливые люди более пунктуальны и подготовлены?
Менее сознательные люди могут проспать, опоздать на урок или на работу и избежать задач, требующих действия. Но быть вовремя — важная черта добросовестного человека. Они ведут списки дел, обычно готовы, без промедления выполняют задачи и предпочитают упорядоченную рутину. Они заядлые конспектировщики и пишут первые черновики.
Совестливые люди здоровее?
Исследования показали, что сознательность может означать более низкое кровяное давление, более низкий уровень заболеваемости диабетом и инсультом, меньшее количество проблем с суставами, а также другие результаты для здоровья. В целом, добросовестный человек в большей степени заботится о себе и живет дольше.
Какая связь с перфекционизмом?
Люди с более высоким уровнем сознательности могут быть подвержены риску перфекционизма и трудоголизма и могут плохо себя чувствовать в условиях сильного стресса. Как уже упоминалось, чрезмерно добросовестные люди склонны к выгоранию. Те, у кого низкая сознательность, могут, наоборот, проявлять гибкость и спонтанность.
Совестливые люди счастливее?
Если вы чувствуете, что в вашей жизни появилось больше свободы действий или что вы контролируете происходящее, значит, у вас есть внутренний локус контроля. И происходящие вещи и ситуации напрямую зависят от ваших навыков, способностей и действий, которые вы предприняли. У людей с высокой совестливостью есть такой внутренний локус контроля.
Основные материалы для чтения
Последние сообщения
Сознательное определение и значение | Dictionary.com
- Основные определения
- Синонимы
- Викторина
- Связанный контент
- Примеры
- Британский
Показывает уровень сложности слова.
[ kon-shee-en-shuhs , kon-see- ]
/ ˌkɒn ʃiˈɛn ʃəs, ˌkɒn si- /
Сохранить это слово!
См. синонимы для: добросовестно / добросовестно / добросовестно на Thesaurus.com
Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.
прилагательное
руководствуется совестью; контролируется или делается в соответствии со своим внутренним ощущением того, что правильно; Принципиальна: Она добросовестный судья, который не позволяет личным предубеждениям влиять на ее решения.
тщательный и кропотливый; конкретный; дотошный; скрупулёзный: добросовестное отношение к выполняемой работе.
ДРУГИЕ СЛОВА ДЛЯ СОСТОЯЩЕГО
1 справедливый, честный, честный, верный, преданный, посвященный.
См. синонимы слова добросовестный на Thesaurus.com
ВИКТОРИНА
Сыграем ли мы «ДОЛЖЕН» ПРОТИВ. «ДОЛЖЕН» ВЫЗОВ?
Следует ли вам пройти этот тест на «должен» или «должен»? Это должно оказаться быстрым вызовом!
Вопрос 1 из 6
Какая форма используется для указания обязательства или обязанности кого-либо?
Происхождение добросовестного
Впервые записано в 1605–1615 гг. ; от средневекового латинского conscientiōsus, эквивалентного латинскому conscienti(a)conscience + -ōsus-ous
исследование синонимов добросовестного
2. См. кропотливый.
ДРУГИЕ СЛОВА ОТ СЛОВА добросовестный
добросовестно, нареч. tiously, наречие
чрезмерная сознательность, существительное·ver·con·sci·entious, прилагательноеo·ver·con·sci·en·tiously, adverbun·con ·научный·энтичный, прилагательноене·добросовестный·научно·энтузиастический·ли, наречие·добросовестность·научность·ность, существительное
Соседние слова conscientious
consarned, совесть, оговорка о совести, деньги на совесть, пораженный совестью, добросовестный, отказ от военной службы по соображениям совести, отказник по соображениям совести, добросовестный, сознательный, сознательно
Dictionary.com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2022
Слова, относящиеся к добросовестному
прилежный, привередливый, суетливый, дотошный, кропотливый, честный, благородный, принципиальный, ответственный, скрупулезный, строгий, полный, точный, верный , держится, внимательная, особенная, пунктуальная, пунктуальная, надежная
Как употреблять слово «сознательный» в предложении
Ненасильственное общение предлагает добросовестный взгляд на эмоциональные аспекты общения и рассматривает, как использовать их в продуктивном, добросовестном обмене.
Книжные рекомендации от Fortune 40 в возрасте до 40 лет в области технологий|Рэйчел Кинг|4 сентября 2020 г.|Fortune
В апреле 2015 года Моррисон объявил, что исключения для христианских ученых и лиц, отказывающихся от военной службы по соображениям совести, будут отменены.
Премьер-министр заявил о COVID-19вакцина может быть обязательной. Несколько часов спустя он отступил|Наоми Сюй Элегант|20 августа 2020 г.|Fortune
Полицейские союзы, которые защищают мошенников, подрывают и в конечном итоге угрожают безопасности добросовестных офицеров и общественности.
Слово офицера не должно быть последним словом|Эндрю Тейлор|19 августа 2020 г.|Голос Сан-Диего
Правительство представило программу, когда Моррисон был министром социальных служб Австралии, и в 2015 году Моррисон объявил, что Исключения для лиц, отказывающихся от военной службы по соображениям совести, больше не будут выдаваться.
Австралия подписывает соглашение о поставке вакцины от COVID компании AstraZeneca и рассматривает возможность сделать ее обязательной|Наоми Сюй Элегант|19 августа 2020 г. |Fortune добросовестным маркетологам шанс на победу.
Как A/B и многовариантное тестирование могут резко увеличить конверсию в социальных сетях|Питер Джобс|3 июля 2020 г.|Search Engine Watch
«Речь идет не о спасении Рождества от секуляристов, а скорее от чрезмерно добросовестных христиан», Уилсон пишет.
Кирк Камерон спасает Рождество от отвратительных Киллджоев (других христиан)|Брэнди Задрожный|14 ноября 2014|DAILY BEAST
Ее подготовка звучит как обычная комплексная проверка со стороны добросовестного руководителя для выполнения поставленной задачи.
Мердок на скалах: Как одинокий репортер раскрыл бульварную террористическую машину магнатов|Клайв Ирвинг|25 августа 2014 г.|DAILY BEAST шары и головоломки.
Почему я, наконец, позволил своим девочкам быть девчачьими|Энди Хайндс|17 мая 2014|DAILY BEAST
Так говорили бесчисленные предыдущие поколения неудавшихся, хотя, без сомнения, принципиальных и добросовестных революционеров.
Украинские миротворцы-линчеватели|Джеймс Кирчик|17 мая 2014|DAILY BEAST
Рон, которому в то время было всего 27 лет, отказался от военной службы по соображениям совести.
Вспоминая Рона Моро: прощай, легенда военных репортажей|Кристофер Дики|15 мая 2014 г.|DAILY BEAST
Я полагаю, ему надоело их звучание, или, может быть, это потому, что он чувствует себя обязанным быть добросовестным в обучении Бетховена!
Музыкальное образование в Германии|Эми Фэй
Умные и хитрые, они заключают выгодную сделку, но добросовестно и добросовестно выполняют ее.
Пятьдесят лет железнодорожной жизни в Англии, Шотландии и Ирландии|Джозеф Татлоу
Это не исходит ни из гнева, то есть из страха перед их гневом, ни из сознательного чувства долга подчиняться им.
Таинство Завета|Джон Каннингем
Не очень умный, но очень добросовестный и верный, как старый сторожевой пес.
Детектив в капюшоне, том III № 2, январь 1942 г. |Разное
Его хозяин может быть человеком с некоторыми сознательными угрызениями совести; наши могут быть немилосердными.
Состояние, возвышение, эмиграция и судьба цветного населения Соединенных Штатов | Мартин Р. Делани
Британский словарь определений для добросовестных
добросовестный
/ (ˌkɒnʃɪˈɛnʃəs) /
прилагательное
вовлекающий или проявляющий большую осторожность; кропотливый; добросовестный
руководствоваться или делать согласно совести
Производные формы слова conscientious
добросовестно, наречиеconscientiousness, существительноеCollins English Dictionary — Complete & Unabridged 2012 Digital Edition © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Издательство 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009 гг., 2012
Сознательность: черта личности «большой пятерки»
Сознательность — это черта личности человека, который осознает влияние своего поведения на окружающих. Совестливые люди, как правило, более целеустремленны в своих мотивах, амбициозны в учебе и на работе и чувствуют себя более комфортно, когда хорошо подготовлены и организованы.
Большая пятерка черт личности
- Экстраверсия и интроверсия
- Открытость опыту Черта личности
- Доброжелательность
- Нейротизм: личностный фактор «большой пятерки»
Эта черта является одним из факторов «большой пятерки», которые психологи используют для оценки личности человека.
Исследования последних десятилетий выявили ряд существенных различий между личностями и жизненными результатами людей, которые являются добросовестными, и тех, кого принято считать недобросовестными.
Согласно исследованию, опубликованному в журнале Frontiers in Psychology , люди с более высоким уровнем этой черты, как правило, более чутки по отношению к другим людям (Melchers et al, 2016).
Предыдущее исследование, проведенное психологом Говардом Фридманом, даже обнаружило связь между добросовестностью и ожидаемой продолжительностью жизни. Участники, которые продемонстрировали более высокий уровень добросовестности в детстве, прожили в 90 060 раз дольше, чем другие 90 061 (Friedman et al, 1993).
Что такое добросовестность?
Добросовестность предполагает внимательное отношение к окружающим, от друзей и семьи до коллег и даже незнакомцев. Добросовестный человек будет осознавать первое впечатление, которое он производит на других, например, когда его знакомят с новыми людьми.
Они также испытывают чувство долга по отношению к другим. Они осознают, какое влияние их слова и действия могут оказать на людей в повседневных ситуациях.
Поэтому добросовестные люди позаботятся о том, чтобы ненароком не оскорбить или не расстроить других своими словами или действиями.
В результате осторожного поведения добросовестные люди реже попадают в дорожно-транспортные происшествия, чем люди с менее добросовестными чертами характера (Arthur and Graziano, 1996).
Совестливому человеку легче всего, когда он чувствует себя организованным . Они предпочитают, чтобы их окружение — спальня, письменный стол или кабинет — было опрятным и презентабельным.
Их склонность к организованности распространяется и на другие сферы жизни: добросовестный человек часто старается быть надежным и вовремя приходить на важные встречи и встречи. Они стремятся придерживаться своего графика, часто ведут дневник и строят планы на будущее, а также планируют бюджет мероприятий заблаговременно.
Целенаправленное поведение
Поведение добросовестных людей часто обусловлено их личными целями. Они используют собственную инициативу для постановки целей, а затем концентрируют свою энергию на их достижении.
Это может выражаться в более высоких амбициях – в академических кругах в школе, в стремлении достичь целевых оценок – и в поиске желаемой карьеры в более позднем возрасте.
Для достижения своих целей добросовестный человек будет готов быть трудолюбивым , посвящая большую часть своего внимания и энергии конкретному стремлению. Они более склонны выстоять в трудных обстоятельствах и могут приобрести среди коллег репутацию «трудоголика».
Несмотря на усталость, это целеустремленное поведение может принести большие плоды. Например, исследование эффективности продавцов, проведенное Университетом Айовы, показало, что добросовестные сотрудники достигают большего объема продаж, чем их недобросовестные коллеги (Баррик и др., 19).93).
Добросовестность также побуждает людей заботиться о потенциальных последствиях своих действий. Они предпочитают обдумывать имеющиеся у них варианты, а не принимать импульсивные решения . Совестливый человек может медленнее делать выбор, но он или она будут более уверены в правильности принятого решения.
Низкая сознательность
Как и другие личностные факторы, добросовестность оценивается по 9-балльной шкале.0060 континуум , варьирующийся от низкого, среднего до высокого уровня признака. несознательные люди обычно более дезорганизованы . Люди с низким уровнем добросовестности также склонны к импульсивному поведению .
Вместо того, чтобы продумывать действие до его завершения, недобросовестный человек может действовать спонтанно. Например, там, где добросовестные люди взвешивают выгоды и затраты на покупку новой машины, несознательный человек, которому машина нравится, может пойти и купить ее, но пожалеет о своем поступке, поскольку позже окажется в долгах.
Недобросовестные люди часто более спокойно относятся к хронометражу — из-за непунктуальности они могут опоздать на работу или пропустить важные встречи. Они также демонстрируют менее целенаправленное поведение и меньше стремятся к успеху, чем их добросовестные коллеги.
Происхождение
Сознательность — это фактор «Большой пятерки» личности , наряду с другими широкими факторами — открытостью, экстраверсией, доброжелательностью и невротизмом. Эти факторы следуют за лексический подход к личности, который предполагает, что люди естественным образом создают термины для общих черт, чтобы они могли их описывать и обсуждать.
С середины 20-го века психологи пытались понять различия личности, используя эти черты личности.
В 1936 году Гордон Олпорт и Генри Одберт предложили список из примерно 4500 терминов, взятых из Нового международного словаря Вебстера , описывающих различные черты личности.
Были предприняты последующие попытки составить более краткий и удобный список характеристик. Психолог Рэймонд Кеттелл разработал опросник по шестнадцати факторам личности (16PF) в 1940-х годах, в то время как Ганс и Сибил Айзенк разработали модель личности PEN, которая измеряла 3 ключевые черты.
В последние годы эти пять факторов, включая добросовестность, стали эталоном для оценки личностных различий.
Факторы использовались в ряде моделей личности, включая 9 моделей Льюиса Голдберга. 0292 «Большая пятерка» и «Пятифакторная модель » Роберта Маккрея и Пола Косты . Каждый из пяти факторов охватывает широкий спектр граней — черт, описывающих более конкретные аспекты личности.
Добросовестность обычно оценивается с помощью анкет самоотчетов. Человека, отвечающего на вопросник, просят оценить, в какой степени ряд утверждений или терминов описывает его или ее личность.
Перечень таких вопросов, которые используются для измерения добросовестности и других факторов, включает 9 вопросов Коста и МакКрэя.0292 Пересмотренный перечень личных качеств NEO (NEO PI-R) и Международный пул личных качеств (McCrae and Costa, 1987).
Какие факторы влияют на добросовестность?
Были обнаружены как биологические, так и экологические различия между сознательными людьми и теми, у кого уровень этой черты ниже.
Личностные психологи Роберт МакКрей и Пол Коста, которые провели исследование пятифакторной модели личности, обнаружили, что взаимодействие детей с родителями или опекунами может повлиять на черты личности в более позднем возрасте.
Они опросили группу взрослых, измерив ключевые черты личности, а также их воспоминания о поведении своих родителей, когда они были моложе.
Исследователи обнаружили, что дети, чьи родители были к ним нежны, как правило, имели более высокие баллы по добросовестности, чем участники, чьи родители были более отдаленными (McCrae and Costa, 1988).
Тем не менее, дальнейшие исследования предложили биологическую основу для некоторых черт личности, включая добросовестность.
Исследование личностных черт «большой пятерки» среди монозиготных и дизиготных близнецов в Ванкувере, Канада, показало, что добросовестность может быть в некоторой степени унаследована через гены наших родителей (Jang et al, 1996).
МРТ также выявили связь между структурой мозга и добросовестностью. Исследование, опубликованное в Social Cognitive and Affective Neuroscience в 2017 году, показало, что мозг более добросовестных участников имел « более толстая кора и меньшая площадь и складчатость в префронтальных областях» (Riccelli et al, 2017; лицензия).