«Сознание заставляет нас верить, что мы уникальны»
- Фото
- Getty Images
В ноябре 2015 года британский психолог Николас Хамфри (Nicholas Humphrey) выступил в Москве с лекцией «Изобретение сознания». Перед началом лекции, организованной Московским центром исследования сознания1, он поделился с Psychologies своими представлениями о том, каким образом у нас возникло сознание и в чем его появление кардинально изменило нашу жизнь.
1. Сознание – продукт человеческой эволюции
Самое простое определение сознания – это состояние ума, к которому мы имеем интроспективный доступ (то есть можем отследить его с помощью самонаблюдения). Я предполагаю, что эта способность развилась в определенный момент эволюции. Наш мозг обучился не реагировать на внешние стимулы непосредственно, а сохранять в виртуальном (воображаемом) режиме знания о том, как он реагировал бы в той или иной ситуации. В результате в мозге сформировался внутренний наблюдатель, способный отслеживать не только то, что происходит с нами, но и наши собственные реакции и мысли по поводу происходящего. Чем больше реакций стало происходить в таком опосредованном, виртуальном режиме, тем сложнее становилась наша внутренняя жизнь, скрытая от постороннего наблюдателя. В этом смысле мы единственные существа, которые наделены сознанием.
«Главная задача наших лекций – развить у слушателей способность критически мыслить, – полагает содиректор Московского центра изучения сознания, кандидат философских наук Дмитрий Волков. – Это очень важно не только для ученых и философов, но и для любого человека. За последние несколько лет нам удалось организовать выступления в Москве известных ученых и философов, которые занимаются тайной сознания. Среди них Дэниел Дэннет, Джон Серль, а теперь и Николас Хамфри. Мы очень надеемся, что состоится приезд Дэвида Чалмерса, одного из самых высокооплачиваемых и востребованных философов в мире. Именно он сформулировал так называемую «трудную проблему» сознания».
2. Благодаря сознанию мы можем понимать других
Наблюдение за работой собственного ума позволяет нам понять, как он работает. Мы можем предсказывать, как он поведет себя. И самое важное – если мы можем создать эту модель разума, мы можем применить ее и к другим людям. То есть если я знаю, как работает мой разум, я могу делать предположения о том, как работает разум другого человека. В психологии это называется «теория разума». Самая важная часть нашей жизни – это другие люди. Поэтому для нас особенно важно понимать их мотивации, чувства, отношение к нам и предвидеть, что они будут делать.
3. Главная загадка сознания – наши ощущения реальности
Наш мозг наполнен не просто мыслями, но и субъективными ощущениями. Философы называют эти ощущения латинским словом «квалиа» (qualia, мн. ч. от quale – «какого сорта/рода»). Квалиа – это качественные аспекты опыта: например, как мы ощущаем соленость или красноту. Мы не можем получить точное представление о чужом субъективном опыте. Философ Томас Нагель (Thomas Nagel) описал это в виде вопроса «Каково это – быть летучей мышью?» Мы не получим ответа на этот вопрос, даже если узнаем все о работе ее мозга. Поэтому австралийский философ Дэвид Чалмерс (David Chalmers) назвал вопрос о природе квалиа «трудной проблемой» сознания.
4. Объяснить природу сознания сложнее, чем изучить работу мозга
Похоже, что квалиа не являются необходимыми для существования разума. Много лет назад я открыл такое явление, как слепое зрение. В лаборатории мы наблюдали обезьяну, у которой был поврежден участок задней коры головного мозга. Обезьяна была совершенно слепой. Но я заметил очень странную особенность ее поведения: она могла видеть, но не знала этого. Она могла ориентироваться в пространстве, и со временем это получалось у нее все лучше и лучше. Но у нее не было никакого ощущения зрения. Если перевести на язык философии: у нее не существовало никакого квалиа, но это не мешало ей получать информацию о мире.
5. Сознание дает нам чувство ценности нашей жизни
Прежде всего, сознание – это иллюзия. Это не значит, что его не существует. Я люблю проводить аналогию с невозможным треугольником Пенроуза. Его существование противоречит законам физики, но мы можем представить и даже нарисовать его. Сознание – это магическое представление, которое создается мозгом. Но для чего? Мой друг, философ Дэниел Дэннет (Daniel Dennett) утверждает, что квалиа никак не влияют на внешний мир. Я думаю, что квалиа являются скорее произведением искусства. Они зачаровывают мир, в котором мы живем. Благодаря квалиа мы ощущаем собственную важность и ценность. Мы придаем огромное значение своим переживаниям, ощущениям, своему уникальному опыту. Именно это позволяет нам «вкладывать душу» в то, что мы делаем. Идея, что у каждого из нас есть душа, преобразила все человеческое общество. Каждый из нас создает собственную Вселенную, «пространство души». Главный двигатель наших свершений – в сознании нашей собственной исключительности.
Николас Хамфри – британский психолог, философ, автор множества статей и книг, в том числе недавно переведенной на русский язык книги «Сознание – пыльца души» (Карьера Пресс, 2014).
1 Московский центр исследования сознания (МЦИС) при философском факультете МГУ основан в 2009 году Дмитрием Волковым, сооснователем международного инвестиционного холдинга SDVentures, и Вадимом Васильевым, доктором философских наук, заведующим кафедрой истории зарубежной философии МГУ им. М. В. Ломоносова.
Текст:Антон Солдатов
Новое на сайте
Важен ли секс для счастливого брака?
И в печали, и в радости: вся правда о влюбленности — плюсы и минусы чувства
Как помириться с мужем после сильной ссоры: практические советы
Тест: Анастейша Стил или Бриджит Джонс — на какую киногероиню вы похожи?
«Муж бьет, а у любовника судимость: как определиться, с кем остаться?»
Самообесценивание: что это и как от него избавиться
Чек-лист токсичного врача: 5 тревожных звоночков
«Кто я на самом деле?»: как познать себя и обрести целостность — советы психологов
Теории зарождения сознания в онтогенезе
Вопрос зарождения сознания в онтогенезе, казалось бы, давно изучен общей и возрастной психологией, но тем не менее, и в нем есть свои «белые пятна». Прежде всего, они заключаются в том, что сложно определить, когда именно появляется сознание у человека, так как сам человек еще не может об этом сообщить — связная речь появляется гораздо позже. Поэтому в ход идут наблюдения, эксперименты, исследования, аналогии… попробуем разобраться, какие мнения уже высказывались на эту тему современными исследователями и что из этого ближе к истине.
Определение терминов
Прежде всего, необходимо разобраться в том, что такое сознание и что есть его онтогенез.
Онтогенезом называют индивидуальное развитие, протекающее по определенным законам и проходящее у каждого отдельно взятого индивида одни и те же этапы. Разделяют онтогенез и филогенез — общее развитие функции или явления у вида.
Совершенно очевидно, что сознание человека взрослого и новорожденного ребенка имеют существенные отличия. Сознание явно эволюционирует от зарождающегося к зрелому, в результате изучения этого процесса было выявлено влияние на него как индивидуальных, врожденных особенностей, так и воздействия окружающей среды и, в частности, социума.
Под сознанием в психологии принято понимать высшую форму психической активности, свойственную лишь человеку, которая заключается в обмене информацией с миром, отражении объективной действительности в психике человека. Определений сознания существует множество в психологии и философии. К примеру, Выготский считал, что сознание — это рефлексия субъектом (человеком) действительности, своей деятельности и самого себя.
А. Н. Леонтьев считал, что сознание отличается от других, менее высокоорганизованных форм деятельности тем, что выделяет собственное «Я» индивида из окружающего мира.
С. Л. Рубинштейн был первым, кто предположил единство сознания и деятельности: он считал, что это не два обращенных в разные стороны аспекта, но некоторое органическое целое, которое можно назвать не тождеством, но единством.
Сознание обладает такими свойствами, как ясность, объем, периодизация и непрерывность. Леонтьев считал присущими ему качествами самосознание, самоанализ и самоконтроль.
Теории развития сознания
Л. С. Выготский, автор культурно-исторической теории развития сознания, считал, что сознание не формируется вне общества.
Вот основные положения этой теории:
- При переходе от животного к человеку произошло важнейшее изменение отношений с окружающей средой через овладение орудиями.
- Овладевая природой при помощи орудий, человек научился владеть и собственной психикой: у него появились высшие психические функции (мышление, речь).
- Человек овладевает и собственным поведением также при помощи орудий — особых, психологических, которыми являются знаки.
Выготский считал, что основными элементами сознания, его своеобразными «клеточками» являются значения слов, поэтому развитие сознания происходит с развитием речи, через коммуникацию с другими людьми.
Культурно-историческую теорию доказывает, например, феномен существования «детей-маугли» — воспитанных сообществом животных. К сожалению, найденные уже в довольно взрослом возрасте, они не смогли войти в сообщество людей, освоить речь и развить свое мышление до приемлемого уровня.
Выготский считал, что сознание не дано человеку изначально и не порождается природой, оно формируется только обществом, через включение нового его члена в общую, принятую социумом картину мира, которая описывается именно через речь.
Если это действительно так, то на этом может быть основано, например, такое явление, как менталитет: совокупность особенностей языка, национальных традиций, верований. Можно вспомнить о том, что фольклор или народное творчество передавалось изначально устно. Письменность была уже более поздним продуктом человеческой цивилизации, а первоначально существовали песни, стихи, считалки, игры — формы сохранения знаний об окружающем мире и обществе.
А. Н. Леонтьев называет сознанием открывающуюся субъекту (через восприятие) картину мира, в которую включен и он сам, и все его действия, и психические состояния. Леонтьев считал, что вначале сознание существует лишь как психический образ реальности, получаемый через органы чувств, но затем, через деятельность, субъект и сам включается в эту структуру. Деятельность из реального мира постепенно проникает во внутренний мир субъекта, где осмысливается им.
Развитие сознания в онтогенезе, по Выготскому и Леонтьеву, происходит следующим образом:
- взрослый, используя слова-знаки, побуждает ребенка к действию;
- ребенок, поняв смысл слов, создает обратную связь, то есть превращает эти слова-побуждения, обращенные к нему, в слова-воздействия, обращенные к взрослому;
- ребенок дает побуждение уже сам себе и прилагает волевое усилие, чтобы произвести действие.
Этот процесс называется интериоризацией. С помощью него происходит формирование внутренних структур психики и присвоение знаковых систем, которые освобождают от необходимости оперировать предметами: теперь человек может делать это с помощью знаков, в своей голове.
Периоды развития сознания по А. Н. Леонтьеву
Согласно взглядам Леонтьева А. Н., развитие детской психики проходит через семь качественно различных периодов:
- новорожденный, 0-2 месяца — формирование ощущений, простейшая ориентировка в окружающей среде, «реакция оживления» при приближении значимой фигуры, улыбка;
- ранний младенческий возраст, 2-6 месяцев — первые хватательные акты руками, предметное восприятие, простые операции с игрушками;
- поздний младенческий период, 6-12 месяцев — первые совместные действия со взрослыми, появление первых признаков речи и осмысленной реакции на чужую речь, подражание взрослым;
- ранний дошкольный возраст, 1-3 года — появление основных мыслительных функций через действия (игру) с предметами, появление осознания себя как отдельного существа («Я сам»), формирование собственного отношения к окружающему миру;
- дошкольный возраст, 1-7 лет — сюжетные ролевые игры, формирование воображения, закладывание черт будущего характера, активное усваивание социальных норм и правил;
- школьный возраст, 7-12 лет — активное развитие всех познавательных функций, личности, коммуникативных функций через общение в коллективе, основная деятельность в этот период — учебная, более полное осознание своей половой принадлежности;
- подростковый, ранний юношеский возраст, 13-18 лет — стремление к самореализации, постановка целей будущей жизни, закладывание полового поведения и психологического портрета личности.
По прошествии этого периода психика также не остается неизменной: идет активное становление и развитие деловых, коммуникативных и творческих навыков, постановка и достижение целей, самореализация — через труд, общение, обучение, творчество. Эти процессы могут продолжаться до глубокой старости, так долго, сколько человек готов жить активной и насыщенной жизнью.
Периодизация была выведена на основе долговременного наблюдения за детьми и взрослыми разного возраста. В частности, для оценки соответствия развития возрастному периоду в учебных и дошкольных заведениях сейчас используются психологические тесты различной направленности и другие диагностические методы.
Периодизация по Г. К. Ушакову
Эта периодизация несколько отличается от предыдущей, она основана не столько на ведущей деятельности, сколько на развитии сенсомоторных функций и соответствующих областей мозга. Развитие сознания проходит такие этапы:
- Реакции ребенка в первые месяцы жизни на внешние раздражители: голод, холод, темноту и свет, изменение положения тела. Основная физиологически обусловленная реакция — плач. Вызывается инстинктивно, так как необходима для выживания.
- До 6 месяцев. Первичные ассоциации (например, движения глаз и фиксация предметов), дифференциация раздражителей (цвета, запаха, вкуса), на основе которых формируются первоначальные движения (хватательный рефлекс). Происходит овладение пространством: от ближайшего до расстояния вытянутой руки. Некоторые впечатления начинают связываться с внешними объектами, которые их вызывают. Подражание речи: «лепет». Это этап первичного сравнения и выделения себя из окружающей среды, который и характеризуется первыми «ростками» сознания.
- 10-13 месяцев. Переход в вертикальное положение. Этот процесс дает качественный скачок в развитии, так как существенно увеличиваются возможности для исследования среды. Происходит высвобождение руки для использования ею орудий труда, действий с предметами. Начало развития речи, освоение первых слов.
- 14-24 месяца. Интенсивное развитие речи. Освоение основных речевых конструкций и частицы «Я», что дает возможность придать мысли ребенка направленность.
- 3-5 лет. Первый возрастной кризис: «Я сам». Освоение пространственных и временных представлений, развитие целеполагания. Прогрессирующее выделение «Я» из окружающей среды и развитие волевой сферы. Закладывается самооценка.
- 5-7 лет. Развитие представлений о мире и собственного воображения ребенка. Умение ориентироваться в реальности, пространстве и времени, собственном теле. Формируются черты характера.
- 7-12 лет и далее. Интенсивное развитие всех психических функций, накопление объема знаний и опыта.
Далее в подростковом и юношеском возрасте происходит максимальное развитие сознания в онтогенезе, что характеризуется формированием способности к высшему абстрагированию, оперированием сложными понятиями и образами.
Выводы
Итак, как же происходит развитие сознания в онтогенезе? Если обобщить данные основных, самых известных теорий, то происходит это следующим образом:
- ребенок рождается с набором инстинктов, необходимых для физического выживания;
- по мере получения сигналов из окружающей среды он учится на них реагировать;
- затем с развитием моторики учится оперировать предметами и включается в коммуникации со взрослыми, которые побуждают его к действиям;
- с развитием речи начинает выражать свои мысли, а также побуждать к действиям сам себя;
- с освоением систем знаков учится оперировать не только предметами, но и их обозначениями, способен к волевым усилиям, обратной связи, включается в культурно-историческую среду.
Таким образом, развитие сознания представляет собой своеобразную интеграцию в систему знаний и опыта, общую для всего человечества и переданную через язык. Абстрактное мышление и речь — главные составляющие сознания, отличающие человека от животного.
Автор: психолог Надежда Козочкина
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
Список использованной литературы:
- Леонтьев А. Н. «Деятельность, Сознание, Личность», — М., МГУ, 1975 г.
- Выготский Л. С. «Развитие высших психических функций», М., 1960 г.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973.
- Жданова Л. Г. «Развитие сознания в онтогенезе». — Самара, 2015 г.
- Ушаков Г. К. «Очерк онтогенеза уровней сознания». — «Психология сознания». Составитель Куликов Л.В. — С.-Пб., 2001 г.
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch. ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. | Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
SCIRP Открытый доступ
Издательство научных исследований
Журналы от A до Z
Журналы по темам
- Биомедицинские и биологические науки.
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение.
- Информатика. и общ.
- Науки о Земле и окружающей среде.
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные науки. и гуманитарные науки
Журналы по тематике
- Биомедицина и науки о жизни
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение
- Информатика и связь
- Науки о Земле и окружающей среде
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные и гуманитарные науки
Публикация у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Публикуйте у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Оценка реакции антител IgG к слюне, специфичных к переносчикам малярии Anopheles, у детей в возрасте до пяти лет, наблюдаемых в медицинских учреждениях в районах с низкой и высокой устойчивостью к инсектицидам в Южном Бенине ()
Токпоннон Т. Филемон, Оссе Разаки, Нукпо Герберт, Легба Тибо, Кукпо Зинсу Коме, Оке Мариам, Фассину Арсен, Акакпо Эвелин, Фассину Гектор, Падону Хиль Жермен, Рему Франк, Кинде-Газар Дороти, Акогбето Мартин
Достижения в области инфекционных заболеваний Том 13 № 2, 9 июня 2023 г.
DOI: 10.4236/помощь.2023.132025 18 загрузок 122 просмотра
Расширенный комплекс фолликул-бороздка-трещина является ранним предупредительным признаком старения кожи лица: улучшение за счет применения Galactomyces Ферментный фильтрат-содержащий продукт для кожи ()
Кукидзо Миямото, Бандара Диссанаяке, Шеналь Ванигасекара, Кейсуке Фуджи, Сянхун Ян, Масутака Фуруэ
Журнал косметических, дерматологических наук и применений Том 13 № 2, 9 июня 2023 г.
DOI: 10.4236/jcdsa.2023.132010 11 загрузок 83 просмотров
Статистические методы и честность выборов: выборы 2022 года в Бразилии()
Ари Хорхе Агияр Ногейра
Beijing Law Review Vol.14 No.2, 9 июня 2023 г.
DOI: 10.4236/blr.2023.142039 20 загрузок 103 просмотра
«Незначительный подрывной элемент»: размышления о юношеской траектории детей боевиков военно-гражданской диктатуры Бразилии ()
Ана Луиза Феррейра да Силва, Рита де Кассия Соуза Табоса Фрейташ
Beijing Law Review Vol. 14 No.2, 9 июня 2023 г.
DOI: 10.4236/blr.2023.142038 12 загрузок 70 просмотров
Применение схемы клинического сестринского ухода в перилечебный период иммуноадсорбционной терапии ревматических иммунных заболеваний ()
Ли Ван, Фан Фан, Янруй Рен
Медицина Янцзы Том 7 № 2, 9 июня 2023 г.
DOI: 10.4236/ym.2023.72009 5 загрузок 47 просмотров
Эпидемиологические и терапевтические аспекты акушерских свищей в 2021 г.: обзор 97 случаев в Ведомственном университетском больничном центре Боргу и Алибори в Бенине ()
Махубло Винаду Вудуэ, Жан де Дье Юнга Фома, Коку Исидор Гандахо, Матьё Зессаху Какпо, Седжро Рауль Атаде, Био Таму Самбо, Нуэссева Фанни Мэрилин Хонкпоноу, Кабибу Салифу
Открытый журнал акушерства и гинекологии Том 13 № 6, 9 июня 2023 г.
DOI: 10.4236/ojog.2023.136085 6 загрузок 48 просмотров
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp.org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Copyright © 2006-2023 Scientific Research Publishing Inc. Все права защищены.
Вершинаученых разработали новое объяснение сознания
22 октября 2022 г.
Недавнее исследование предлагает новую теорию сознания.
Согласно новой теории, выбор формируется бессознательно и становится осознанным примерно через полсекунды.
Сознание — это ваше осознание себя и своего окружения. Это осознание уникально для вас и субъективно.
Новая теория сознания была разработана исследователем из Медицинской школы Чобаниана и Аведисяна Бостонского университета, описывающая, почему оно развилось, для чего оно полезно, какие расстройства на него влияют и почему так трудно соблюдать диету и сопротивляться другим призывает.
«Короче говоря, наша теория заключается в том, что сознание развилось как система памяти, которая используется нашим бессознательным мозгом, чтобы помочь нам гибко и творчески представлять будущее и планировать его соответствующим образом», — пояснил автор корреспондента Эндрю Бадсон, доктор медицинских наук, профессор неврологии. «Что совершенно нового в этой теории, так это то, что она предполагает, что мы не воспринимаем мир, не принимаем решения и не выполняем действия напрямую. Вместо этого мы делаем все это бессознательно, а затем — примерно через полсекунды — сознательно вспоминаем о том, что делали».
Чтобы объяснить ряд явлений, которые не могли быть легко объяснены более ранними теориями сознания, Бадсон объяснил, что он и его соавторы, психолог Элизабет Кенсингер, доктор философии, из Бостонского колледжа, и философ Кеннет Ричман, Доктор философии Массачусетского колледжа фармации и медицинских наук разработал эту теорию.
«Мы знали, что сознательные процессы были просто слишком медленными, чтобы активно участвовать в музыке, спорте и других видах деятельности, где требуются мгновенные рефлексы. Но если сознание не участвует в таких процессах, то необходимо лучшее объяснение того, что делает сознание», — сказал Бадсон, который также является руководителем отдела когнитивной и поведенческой неврологии, заместителем начальника отдела образования и директором Центра трансляционных когнитивных исследований. Неврология в Бостонской системе здравоохранения по делам ветеранов (VA).
Эта теория, по мнению исследователей, важна, потому что она проясняет, как все наши выборы и действия, которые мы ошибочно думаем, были сделаны сознательно, на самом деле совершаются бессознательно. Поэтому, поскольку наше сознание не отвечает за наши действия, мы можем сказать себе, что собираемся съесть один шарик мороженого, а затем, следующее, что мы знаем, контейнер пуст.
«Даже наши мысли обычно не находятся под нашим сознательным контролем. Из-за отсутствия контроля нам может быть трудно остановить поток мыслей, проносящихся в нашей голове, когда мы пытаемся заснуть, а также почему так трудно сохранять внимательность», — добавляет Бадсон.
Бадсон и его соавторы считают ряд неврологических, психических расстройств и нарушений развития нарушениями сознания, включая болезнь Альцгеймера . Это наиболее распространенная форма деменции, на которую приходится от 60 до 80 процентов случаев деменции. В настоящее время нет лекарства от болезни Альцгеймера, но есть лекарства, которые могут облегчить симптомы.
» data-gt-translate-attributes='[{«attribute»:»data-cmtooltip», «format»:»html»}]’>болезнь Альцгеймера и другие деменции, бред, мигрень, шизофрения, диссоциативное расстройство личности, некоторые типы аутизма и др.Наконец, в их статье представлена дорожная карта того, как клиницисты, преподаватели и отдельные лица могут наилучшим образом улучшить поведение и получить знания, используя клинические и обучающие методы, которые могут быть эффективными для формирования как сознательного разума, так и бессознательный мозг. При дальнейшем изучении эта работа может позволить пациентам улучшить проблемное поведение, такое как переедание, помочь нам понять, как структуры мозга поддерживают память, и даже дать представление о философских вопросах, касающихся свободы воли и моральной ответственности.
Ссылка: «Сознание как система памяти» Эндрю Э. Бадсона, доктора медицины, Кеннета А. Ричмана, доктора философии, Элизабет А. Кенсингер, доктора философии, 3 октября 2022 г., Когнитивная и поведенческая неврология .