Определение стресса: Министерство здравоохранения

Содержание

Стресс и тревога – как определить разницу – статьи о здоровье

Многие люди путают понятия стресса и тревоги. И это объяснимо, ведь у них много общего. Иногда, находясь в стрессе, человек чувствует тревогу, а тревожное состояние может усиливаться в эти периоды. Тем не менее, различия между стрессом и тревогой важно понимать. Это знание поможет вам определить, в каком именно вы состоянии и какие действия стоит предпринять, чтобы себе помочь.

Как распознать стресс

Главное отличие стресса от тревоги в том, что у него есть четкая причина. Это могут быть болезнь, травма, сложная ситуация, переохлаждение, избыточная нагрузка и любые другие факторы, которые угрожают постоянству внутренней среды, или гомеостазу. Самая частая причина стрессов у современного человека – это психоэмоциональные переживания.

У стресса есть три стадии: ориентировочная, резистентность, по-другому стадия адаптации к стрессовой ситуации, и истощение. В определенном диапазоне человек может адаптироваться к стрессорам.

Например, возникают события, при оценке которых человек чувствует воодушевление, прилив энергии, соотнося свои ресурсы с возникшей задачей, он понимает, что способен справиться с возникшими трудностями. В таком случае мы говорим о «положительном» стрессе, эустрессе, который дает мощный заряд энергии и необходим нам в ограниченном количестве по интенсивности и времени для преодоления различных жизненных препятствий.

Но если раздражитель становится слишком сильным и длительным по времени и при этом имеет негативную оценку человека, то мы говорим об «отрицательном» стрессе, дистрессе. Он истощает организм, запуская цепочку негативных реакций, которые со временем могут приводить к возникновению серьезных проблем со стороны здоровья.

Таким образом, если у вашего беспокойства, тревожности, раздражения, усталости имеется конкретная причина, то это стресс, а не тревога.

Как распознать тревогу

Во время переживания тревоги человек может очень ярко реагировать на те факторы, которые других людей нисколько не взволнуют.

Повышаются бдительность, беспредметная настороженность, могут возникать проблемы со сном (бессонница), ускоряются процессы мышления, появляются двигательное возбуждение и мышечное напряжение (до дрожи), усиливаются сердцебиение и потоотделение, может ощущаться сухость во рту. Иногда состояние может расцениваться человеком как свойства характера. Но если эти свойства начинают пагубно влиять на жизнь, то тревогу необходимо лечить. Специалисты выделяют некоторые виды тревожных расстройств, например:

  • Генерализованное тревожное расстройство. Человек в более чем половине дней на протяжении 6 месяцев чувствует напряжение и чрезмерную тревогу по самым различным поводам, которые не соответствуют его жизненной ситуации. Тревога устойчива и не является адекватной обстоятельствам, человек строит негативные прогнозы по поводу будущего, а мышление наполнено пессимистическими оценками
  • Паническое расстройство. Оно проявляется повторяющимися паническими атаками (имеют приступообразный характер с выраженными состояниями беспокойства)
  • Фобическое расстройство. Неоправданный, преувеличенный страх относительно конкретных объектов заставляет человека избегать их. К фобиям относят боязнь лифтов, публичных выступлений, открытых пространств и так далее

Таким образом, оценка ситуации, сопровождаемая беспокойством, негативным прогнозированием развития событий, не соответствующая объективной картине и отличающаяся от реакции большинства людей, является тревогой.

Как справиться со стрессом

Для коррекции стресса в острые моменты существует несколько рекомендаций. Применяйте их в том случае, если с вами только что случилась неприятная ситуация, вызывающая сильный эмоциональный отклик.

  • Уединитесь. Если возможно, в течение 5 минут делайте интенсивные физические упражнения. Физическая работа помогает снизить уровень кортизола и «переработать» стресс
  • Проделайте релаксационную технику, которая поможет вам расслабиться. Например, примените «дыхание по квадрату»: 4 счета медленный вдох, 4 счета задержка, 4 счета выдох, 4 счета – задержка. Дыхание с удлиненным выдохом «включает» парасимпатическую нервную систему, которая противостоит выбросу стрессовых гормонов и помогает успокоиться. Повторяйте цикл в течение 5 минут. Важно сосредоточиться на дыхании и постараться отстраниться от беспокойных мыслей
  • Выпейте чашку чая или кофе, либо пожуйте жвачку. В состоянии психоэмоционального стресса основные события разворачиваются у человека в голове. Он находится во власти болезненных фантазий, негативного прогнозирования, внутренних диалогов – негативного проживания ситуации. «Подключение» тела, поступление сигналов от органов чувств возвращает человека в реальный мир, помогает переключится от эмоционального к рациональному
  • Если ситуация требует действий, то избегайте действовать тогда, когда вы еще на взводе. В стрессе велика вероятность неправильных решений, последствия которых еще больше усугубят степень напряжения
  • Избегайте бурных обсуждений проблемной ситуации со всеми, кто пожелает вас слушать. Каждый раз, когда в голове прокручивается проблема, вы возвращаетесь к эмоциям и снова запускаете у себя реакцию стресса
  • Дайте себе паузу хотя бы в несколько часов, а после сядьте и решите: что вы реально можете сделать, какие действия предпринять, чтобы ситуация более не повторилась или не была для вас столь деструктивна

Что делать в случае тревожного расстройства и выраженной тревоги

В случае лечения тревожного расстройства прежде всего нужно определить, какое именно нарушение у человека имеется и насколько оно выражено, провести диагностику и установить точный диагноз. Это может сделать компетентный специалист.

В каких-то случаях пациенту оказывается только психологическая помощь. С пациентом проводят сеансы, во время которых обучают навыкам регуляции своего эмоционального состояния, а также навыкам самопомощи, иногда же требуется длительная терапия под наблюдением опытного специалиста. Наиболее тяжелые формы тревожных состояний требуют применения медикаментов.

Когда нужно обратиться к врачу

Если вы применяете доступные методы самопомощи, но состояние не улучшается в течение месяца или более, целесообразно записаться на прием к медицинскому психологу или психиатру. Обращение к специалистам не стигматизирует человека и не является чем-то постыдным. Психика не всегда справляется с нагрузками, и самое экологичное, что можно сделать – это организовать для себя компетентную помощь.

Преимущества лечения стресса и тревоги в МЕДСИ

  • Психиатры, психотерапевты, медицинские психологи с опытом работы до 20 лет
  • Специалисты, практикующие более чем в 30-ти направлениях психотерапии
  • Комплексная диагностика тревожных расстройств
  • Антистресс-программы
  • Деликатный персонал
  • Высокий процент успеха в коррекции стресса и тревоги

Не затягивайте с лечением, обратитесь к врачу прямо сейчас:

  • Консультация психиатра
  • Консультация психолога
  • Консультация психотерапевта

Выявление стресса и его стадии

Исследование суточных колебаний содержащихся в слюне стероидных гормонов – кортизола и дегидроэпиандростерона, – принимающих участие в нейроэндокринных механизмах развития стресса, а также отражающих стадийность его течения и адаптивные возможности организма.

Определяемые параметры: — Кортизол (утро) — Кортизол (полдень) — Кортизол (день) — Кортизол (полдень +день)/2 — Кортизол (вечер) — Суммарный кортизол — Дегидроэпиандростерон (ДГЭА) (утро) — Дегидроэпиандростерон (ДГЭА) (полдень) — Дегидроэпиандростерон (ДГЭА) (день) — Дегидроэпиандростерон (ДГЭА) (полдень + день)/2 — Дегидроэпиандростерон (ДГЭА) (вечер) — Соотношение ДГЭА/Кортизол (маркер стрессоустойчивости).

Время сбора: через 30 минут после пробуждения (7:00 – 9:00) – утренняя порция, 11:00 – 13:00 – полуденная порция, 15:00 – 17:00 – дневная порция, 22:00 – 24:00 – вечерняя порция. 

Пробы слюны собираются в специальный набор для данного теста – 4 специальные пробирки.

Тест предназначен для пациентов старше 21 года.

Синонимы русские

Кортизол (утренняя, дневная, вечерняя и ночная порции), дегидроэпиандростерон (ДГЭА), соотношение ДГЭА и кортизола (маркер стрессоустойчивости) в слюне.

Синонимы английские

24 hour Salivary Adrenal Stress Profile, Salivary cortisol and dehydroepiandrosterone (DHEA) measurement.

Метод исследования

Высокоэффективная жидкостная хроматография-масс-спектрометрия (ВЭЖХ-МС).

Единицы измерения

Нг/мл (нанограмм на миллилитр).

Какой биоматериал можно использовать для исследования?

Слюну.

Как правильно подготовиться к исследованию?

  • За сутки и в течение всего периода сбора слюны исключить употребление кофеина, алкоголя, физические нагрузки.
  • Прием седативных препаратов, кортизона ацетата, эстрогенов, пероральных контрацептивов, глюкокортикоидных препаратов (в т. ч. мазей) может вызвать повышение уровня кортизола. Отмена лекарственных препаратов осуществляется строго по рекомендации лечащего врача.
  • Не курить в течение 1 часа до сбора слюны.
  • За 10 минут до сбора слюны прополоскать рот водой.
  • За 30 минут до сбора слюны воздержаться от приема пищи, чистки зубов, использования зубной нити, ополаскивателей полости рта и жевательной резинки.

Общая информация об исследовании

Человек в процессе своей жизнедеятельности постоянно подвергается воздействию различных неблагоприятных факторов. Причем в современном мире среди них на первый план выходят, прежде всего, техногенные и психосоциальные воздействия: физическая и умственная перегрузка, малоподвижный образ жизни, длительное отсутствие отдыха, эмоциональное истощение, монотонный труд, конфликты, общая неудовлетворенность и т.д. Действие таких факторов на организм человека приводит его в состояние стресса. Стресс – это комплекс физиологических изменений в работе нервной и эндокринной систем, а также других внутренних органов, возникающий в ответ на действие раздражителя. Он является защитной, приспособительной реакцией, позволяющей организму, мобилизовав все возможные резервы, пережить неблагоприятный период.

Одним из физиологических механизмов развития стрессовой реакции является активация гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы: гипоталамус выделяет кортиколиберин, стимулирующий секрецию гипофизом адренокортикотропного гормона (АКТГ), а под влиянием АКТГ в коре надпочечников активизируется выработка стероидного гормона кортизола. Изменения обмена веществ, возникающие в организме под влиянием кортизола, имеют решающее значение для успешной адаптации к стрессовому воздействию. В условиях стресса нервной ткани требуется большое количество энергии, которое обеспечивается за счет синтеза глюкозы из неуглеводных веществ. Часть белков скелетной мускулатуры под действием кортизола распадается до начальных компонентов – аминокислот, из которых потом образуется глюкоза. В этом заключается катаболическое действие гормона, которое в период адаптации к стрессору помогает эффективно распределять энергетические ресурсы организма. Вместе с тем длительное сохранение такой перестройки обмена веществ оказывало бы негативное влияние на организм, потому существуют физиологические механизмы торможения синтеза кортизола. Они включают, прежде всего, уменьшение выработки кортиколиберина под действием самого кортизола (так называемая отрицательная обратная связь) и параллельное образование надпочечниками другого стероидного гормона – дегидроэпиандростерона (ДГЭА), который оказывает противоположное кортизолу действие. Постоянное содержание в крови определенного количества ДГЭА предотвращает развитие психологической дезадаптации и стресс-индуцированных заболеваний. Кроме того, в ряде современных исследований по влиянию стресса на здоровье человека показана связь между соотношением ДГЭА/кортизол и развитием нарушений в деятельности сердечно-сосудистой, нервной и репродуктивной систем, а также социальной адаптации.

Особенностью большинства стрессогенных факторов нынешнего времени является их длительное воздействие. При этом нейроэндокринные механизмы адаптации организма, безусловно, не рассчитаны на подобные ситуации — они необходимы, чтобы выиграть время и либо справиться с неблагоприятными условиями, либо уйти из сферы их воздействия. Современные люди зачастую не справляются со стрессором (или не принимают его во внимание) и продолжают находиться под его воздействием, что приводит к потере контроля над механизмами адаптации, их истощению и развитию патологических состояний. Закономерность течения стресса и сопутствующих нейроэндокринных процессов отражают стадии:

  • Первая стадия – реакция тревоги – стадия мобилизации адаптационных возможностей организма. Это нормальный кратковременный ответ на стресс. На этой стадии активизируется работа гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, возрастает уровень кортизола в крови, начинают преобладать процессы катаболизма для повышенного энергетического обеспечения нервной системы. Паттерн изменений в гормональном профиле слюны на этой стадии будет следующим: повышенный уровень кортизола, нормальный уровень ДГЭА.

  • Вторая стадия – стадия сопротивляемости – характеризуется долговременной адаптацией к продолжающемуся действию стрессора. Благодаря формированию адаптивных механизмов, расход энергии в эту стадию становится меньше, однако количество вырабатываемых гормонов, в том числе кортизола, остается повышенным – соответствует потребностям организма в условиях действия стрессора. При этом общий субстрат, необходимый для синтеза кортизола и ДГЭА, уходит исключительно на производство первого, вследствие чего уровень ДГЭА снижается. Это первый признак усталости надпочечников. Гормональный паттерн в слюне: повышенный уровень кортизола и низкий уровень ДГЭА.

  • Третья стадия – стадия истощения – наступает, если действие повреждающего фактора не закончилось, однако адаптивные возможности организма уже исчерпаны. Истощение надпочечников на этой стадии проявляется снижением уровня как кортизола, так и ДГЭА. Сначала паттерн в слюне изменится до нормального уровня кортизола и сниженного уровня ДГЭА, а затем будут определяться низкие концентрации обоих гормонов.

  • В последующем при успешной адаптации к стрессору или прекращению его действия в начале восстановления надпочечников постепенно нормализуется уровень ДГЭА, при этом концентрация кортизола остается низкой.

В крови определенная часть кортизола и ДГЭА находится в связанном с белками плазмы состоянии и не обладает биологической активностью. С диагностической целью предпочтительнее определять концентрацию именно свободных, то есть не связанных с плазменными белками, гормонов. Содержащиеся в крови молекулы могут проходить через мембрану, отделяющую кровеносное русло от протоков слюнных желез. Свободные фракции стероидных гормонов, являясь липофильными молекулами с относительно небольшой молекулярной массой, могут свободно проникать через мембрану слюнных желез, а для связанных с плазменными белками она, напротив, непроницаема. Таким образом, измерение концентрации гормонов в слюне дает информацию об уровне их биологически активных – «свободных» фракций.

Выработка кортизола надпочечниками подчиняется суточному ритму – она максимальна в утренние часы и достигает минимальных значений к ночи. Вариации интенсивности секреции кортизола довольно значительны, поэтому для исследования необходимо не менее 4 образцов биологического материала, собранных в разные периоды суток. Использование слюны в качестве материала для исследования в данной ситуации обладает большими преимуществами, так как ее сбор это неинвазивная, безболезненная и удобная процедура.

Для чего используется исследование?

  • Исследование эндокринной реакции на острый и хронический стресс;

  • в спортивной медицине – для диагностики «синдрома перетренированности»;

  • в производственной медицине в целях дифференцировки легко и плохо адаптирующихся людей (например, при работе, сопровождаемой высокой вероятностью развития стресса).

Когда назначается исследование?

При наличии симптомов и признаков длительного стресса или дисфункции надпочечников, которые могут проявляться в том числе:

  • такими неврологическими расстройствами, как синдром хронической усталости (особенно усталость в утреннее время), расстройства настроения, депрессия, беспокойство, нарушения памяти и концентрации;

  • расстройствами обмена веществ – ожирение (часто накопление жира в области талии и на животе), дисфункция щитовидной железы, нарушения менструального цикла;

  • расстройствами пищеварения – запоры, диарея, рефлюксы желчи в желудке и пищеводе, язвенная болезнь;

  • кожными заболеваниями – псориаз, экзема;

  • снижением сексуального влечения.

Что означают результаты?

Референсные значения

Кортизол (утро), нг/мл

Возраст

Женщины

Мужчины

21-31 год

1,12 — 7,43

2,72 — 13,5

31-51 год

1,22 — 15,5

0,94 — 15,1

51 год и старше

1,12 — 8,12

1,49 — 7,39

Кортизол (полдень), нг/мл

Возраст

Женщины

Мужчины

21-31 год

0,8 — 5,2

2,0 — 7,5

31-51 год

0,65 — 7,0

0,4 — 6,4

51 год и старше

1,2 — 5,4

0,95 — 6,8

Кортизол (день), нг/мл

Возраст

Женщины

Мужчины

21-31 год

0,5 — 4,5

1,5 — 5,0

31-51 год

0,32 — 4,5

0,18 — 4,3

51 год и старше

0,6 — 3,8

0,51 — 4,2

Кортизол (полдень +день)/2 = А, нг/мл

Возраст

Женщины

Мужчины

21-31 год

0,5 — 5,2

1,5 — 7,5

31-51 год

0,32 — 7,0

0,18 — 6,4

51 год и старше

0,6 — 5,4

0,51 — 6,8

Кортизол (вечер), нг/мл

Возраст

Женщины

Мужчины

21-31 год

31-51 год

51 год и старше

0,22 — 2,54

Суммарный кортизол, нг/мл

Возраст

Женщины

Мужчины

21-31 год

2,5 — 20,0

5,0 — 22,0

31-51 год

3,0 — 22,5

2,9 — 18,4

51 год и старше

2,0 — 16,5

1,8 — 18,6

Дегидроэпиандростерон (ДГЭА) (утро), нг/мл

Женщины

Мужчины

0,106 — 0,3

0,137 — 0,336

Дегидроэпиандростерон (ДГЭА) (полдень), нг/мл

Женщины

Мужчины

0,106 — 0,3

0,137 — 0,336

Дегидроэпиандростерон (ДГЭА) (день), нг/мл

Женщины

Мужчины

0,106 — 0,3

0,137 — 0,336

Дегидроэпиандростерон (ДГЭА) (полдень+день)/2 — В, нг/мл

Женщины

Мужчины

0,106 — 0,3

0,137 — 0,336

Дегидроэпиандростерон (ДГЭА) (вечер), нг/мл

Женщины

Мужчины

0,106 — 0,3

0,137 — 0,336

Соотношение ДГЭА/кортизол (индекс стрессоустойчивости)

115,0 — 1 200,0

Обычно повышение уровня кортизола расценивают как показатель наличия стресса — при остром стрессе выработка кортизола увеличивается. Однако при длительном воздействии неблагоприятного фактора возможно как повышение, так и снижение активности гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, что проявляется, соответственно, увеличением или уменьшением концентрации гормона. Согласно обобщенным данным нескольких исследований, увеличение продукции кортизола чаще наблюдается при депрессиях. А посттравматические стрессовые расстройства, синдром хронического напряжения и общее психологическое истощение ассоциированы со снижением его уровня.

Более детально корреляция между уровнем определяемых в данном исследовании гормонов и течением стресса приведена в разделе «Общая информация об исследовании».

Индекс стрессоустойчивости — отношение ДГЭА к кортизолу — интерпретируется с учетом его отклонений от референтного интервала: ниже нижней границы — сниженная способность к адаптации, выше — повышенная, в пределах интервала — способность к адаптации сохранена.

Важные замечания

Сбор биоматериала в разные дни приведет к некорректному результату.  Он должен проходить строго в порядке утро-полдень-день-вечер.

Также рекомендуется

  • Оценка функции надпочечников

  • Дегидроэпиандростеронсульфат (ДЭА-SO4)

  • Кортизол

  • Адренокортикотропный гормон (АКТГ)

Кто назначает исследование?

Эндокринолог, невролог, психотерапевт, акушер-гинеколог, андролог, гастроэнтеролог.

Литература

  1. Miller G. E., Chen E., Zhou E. S. If it goes up, must it come down? Chronic stress and the hypothalamic-pituitary-adrenocortical axis in humans. Psychol Bull. 2007 Jan; 133(1):25-45.

  2. Lennartsson A. K., Kushnir M. M., Bergquist J., Jonsdottir I. H. DHEA and DHEA-S response to acute psychosocial stress in healthy men and women. Biol Psychol. 2012 May; 90(2):143-9.

  3. Агаджанян Н. А., Смирнов В. М. Нормальная физиология: учебник для студентов медицинских вузов. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2009. С. 486-487.

  4. Козлов А. И., Козлова М. А. Кортизол как маркер стресса. Физиология человека, 2014, том 40, №2. С. 123-136.

Стресс | NCCIH

Перейти к основному содержанию

Стресс — это физическая и эмоциональная реакция, которую испытывают люди, сталкиваясь с трудностями в жизни. Когда вы находитесь в состоянии стресса, ваше тело реагирует выбросом гормонов, которые вызывают реакцию «бей или беги». Ваш сердечный ритм, частота дыхания и кровяное давление повышаются, ваши мышцы напрягаются, и вы больше потеете. Периодический стресс является нормальным механизмом преодоления. Однако длительный стресс (также называемый хроническим стрессом) может способствовать или усугублять ряд проблем со здоровьем, включая расстройства пищеварения, головные боли, нарушения сна и другие симптомы. Стресс может ухудшить течение астмы и связан с депрессией, тревогой и другими психическими заболеваниями.

Не существует лекарства от стресса. Но у нас есть доступ к встроенной «кнопке сброса стресса». Это называется релаксационной реакцией. В отличие от реакции на стресс, реакция расслабления замедляет частоту сердечных сокращений, снижает кровяное давление, снижает потребление кислорода и уровень гормонов стресса.

 Нажмите «Сброс при стрессе», [1,21 МБ PDF] 

Некоторые люди используют психологические и физические подходы, такие как йога , внимательность , или методы релаксации , для снятия напряжения и противодействия пагубным последствиям стресса.

Узнайте, когда вам нужна дополнительная помощь

Если вы изо всех сил пытаетесь справиться или если симптомы вашего стресса не проходят, возможно, пришло время поговорить со специалистом.

Если вы находитесь в бедственном положении или думаете о том, чтобы навредить себе, позвоните, отправьте текстовое сообщение или пообщайтесь в чате 988. Этот трехзначный номер направит вас на 988 Suicide & Crisis Lifeline, которая в настоящее время действует на всей территории Соединенных Штатов. Lifeline предоставляет круглосуточную конфиденциальную поддержку всем, кто находится в состоянии суицидального кризиса или эмоционального стресса.

Если вы или кто-то из ваших знакомых страдает психическим заболеванием, испытывает эмоциональные трудности или беспокоится о своем психическом здоровье, есть способы получить помощь. Узнайте больше о том, как получить помощь.

Безопасность

  • Обычно считается, что практика медитации и осознанности сопряжена с небольшим риском. Тем не менее, несколько исследований изучали эти методы на предмет потенциально вредных последствий, поэтому невозможно сделать определенные заявления о безопасности.
  • Методы релаксации обычно считаются безопасными для здоровых людей. В большинстве научных исследований не сообщалось о каких-либо негативных побочных эффектах. Однако иногда люди сообщают о негативных переживаниях, таких как повышенная тревожность, навязчивые мысли или страх потерять контроль.
  • Имеются редкие сообщения о том, что определенные методы релаксации могут вызывать или ухудшать симптомы у людей с эпилепсией или определенными психическими состояниями, а также с жестоким обращением или травмой в анамнезе.
  • Йога обычно считается безопасной формой физической активности для здоровых людей, если она выполняется правильно и под руководством квалифицированного инструктора. Однако, как и при других формах физической активности, возможны травмы. Наиболее распространенными травмами являются растяжения связок и вывихи, а наиболее часто травмируемыми частями тела являются колено или голень. Серьезные травмы случаются редко. Риск получения травмы, связанный с йогой, ниже, чем при физических нагрузках. Для получения дополнительной информации о безопасности йоги посетите информационный бюллетень Национального центра комплементарного и интегративного здоровья, Йога: что нужно знать .
  • Если у вас высокое кровяное давление, важно следовать плану лечения, назначенному вашим лечащим врачом. Соблюдение плана лечения важно, поскольку оно может предотвратить или отсрочить серьезные осложнения высокого кровяного давления. Если вы рассматриваете дополнительный или комплексный подход к лечению высокого кровяного давления, обсудите его со своим лечащим врачом.

Исследование, финансируемое NCCIH

Текущие исследования, финансируемые Национальным центром комплементарного и интегративного здоровья (NCCIH), изучают различные темы, связанные со стрессом, в том числе: 2 года службы.

  • Влияние образовательной программы по диабету, основанной на осознанности, направленной на снижение стресса у взрослых с диабетом 2 типа и повышенным уровнем дистресса, связанного с их состоянием.
  • Влияние психологического стресса, устойчивости к стрессу и вмешательств, основанных на осознанности, на активность заболевания и тяжесть симптомов у людей с ревматоидным артритом.
  • Информационная служба NCCIH

    Информационная служба NCCIH предоставляет информацию о NCCIH и дополнительных и комплексных подходах к охране здоровья, включая публикации и результаты поиска в федеральных базах данных научной и медицинской литературы. Информационный центр не предоставляет медицинских консультаций, рекомендаций по лечению или направлений к практикующим врачам.

    Бесплатный номер в США: 1-888-644-6226

    Служба ретрансляции телекоммуникаций (TRS): 7-1-1

    Веб-сайт: https://www.nccih.nih. gov

    Эл. вы можете принимать обоснованные решения о своем здоровье. Know the Science содержит множество материалов, в том числе интерактивные модули, викторины и видеоролики, а также ссылки на информационный контент из федеральных ресурсов, предназначенный для того, чтобы помочь потребителям разобраться в информации о здоровье.

    Объяснение того, как проводятся исследования (NIH)

    Знакомство с наукой: 9 вопросов, которые помогут вам разобраться в исследованиях в области здравоохранения содержит информацию о публикациях и (в большинстве случаев) краткие резюме статей из научных и медицинских журналов. Руководство NCCIH по использованию PubMed см. в разделе Как найти информацию о дополнительных подходах к охране здоровья в PubMed.

    Веб-сайт: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/

    Основные ссылки

    • Аалами М., Джафарнежад Ф., Модаррес Гарави М. Влияние прогрессивной мышечной релаксации и техники контроля дыхания на артериальное давление во время беременности. Иранский журнал исследований в области сестринского дела и акушерства . 2016;21(3):331-336.
    • Гарди С., Фазия Т., Стринга Б. и др. Короткий ретрит осознанности может улучшить биологические маркеры стресса и воспаления. Психонейроэндокринология . 2022;135:105579.
    • Greenlee H, Balneaves LG, Carlson LE, et al. Клинические практические рекомендации по использованию интегративной терапии в качестве поддерживающей терапии у пациентов, лечившихся от рака молочной железы. Журнал монографии Национального института рака . 2014;50:346-358.
    • Джозеф К.Н., Порта С., Касуччи Г. и др. Медленное дыхание улучшает чувствительность артериального барорефлекса и снижает артериальное давление при эссенциальной гипертензии. Гипертония . 2005;46(4):714-718.
    • Pascoe MC, Thompson DR, Jenkins ZM, et al. Внимательность опосредует физиологические маркеры стресса: систематический обзор и метаанализ. Журнал психиатрических исследований . 2017;95:156-178.
    • Rusch HL, Rosario M, Levison LM, et al. Влияние медитации осознанности на качество сна: систематический обзор и метаанализ рандомизированных контролируемых исследований. Анналы Нью-Йоркской академии наук . 2019;1445(1):5-16.
    • Ядав А., Кошик Р.М., Кошик Р. Влияние диафрагмального дыхания и систематического расслабления на депрессию, тревогу, стресс и гликемический контроль при сахарном диабете 2 типа. Международный журнал йогатерапии . 2021;31(1):Статья_13.

    Другие ссылки

    • Секция интегративной медицины Американской академии педиатрии. Терапия разума и тела у детей и молодежи. Педиатрия . 2016;138(3):e20161896.
    • Бхасин М.К., Деннингер Дж.В., Хаффман Дж. К. и др. Специфические изменения транскриптома, связанные со снижением артериального давления у больных артериальной гипертензией после тренировки релаксационной реакции. Журнал альтернативной и дополнительной медицины . 2018;24(5):486-504.
    • Кресвелл Д.Д. Вмешательства осознанности. Ежегодный обзор психологии. 2017;68:491-516.
    • Фариас М., Маральди Э., Валленкампф К.С. и др. Нежелательные явления в медитативных практиках и медитативной терапии: систематический обзор. Acta Psychiatrica Scandinavica . 2020;142(5):374-393.
    • Goessl VC, Curtiss JE, Hofmann SG. Влияние обучения биологической обратной связи вариабельности сердечного ритма на стресс и тревогу: метаанализ. Психологическая медицина . 2017;47(15):2578-2586.
    • Greenlee H, DuPont-Reyes MJ, Balneaves LG и др. Клинические практические рекомендации по доказательному использованию интегративной терапии во время и после лечения рака молочной железы. CA: Онкологический журнал для клиницистов . 2017;67(3):194-232.
    • Хекенберг Р.А., Эдди П., Кент С. и др. Улучшают ли программы медитации осознанности на рабочем месте физиологические показатели стресса? Систематический обзор и метаанализ. Журнал психосоматических исследований . 2018;114:62-71.
    • Хоппер С.И., Мюррей С.Л., Феррара Л.Р. и др. Эффективность диафрагмального дыхания для снижения физиологического и психологического стресса у взрослых: количественный систематический обзор. База данных систематических обзоров и отчетов о реализации JBI. 2019;17(9):1855-1876.
    • Ma X, Yue Z-Q, Gong Z-Q и др. Влияние диафрагмального дыхания на внимание, негативный аффект и стресс у здоровых взрослых. Границы психологии . 2017; 8:874.
    • Maddux RE, Daukantaité D, Tellhed U. Влияние йоги на стресс и психологическое здоровье сотрудников: 8- и 16-недельное интервенционное исследование. Беспокойство, стресс и преодоление трудностей . 2018;31(2):121-134.
    • Martarelli D, Cocchioni M, Scuri S, et al. Диафрагмальное дыхание уменьшает постпрандиальный окислительный стресс. Журнал альтернативной и дополнительной медицины . 2011;17(7):623-628.
    • МедлайнПлюс. Стресс. По состоянию на medlineplus.gov/stress.html 12 апреля 2022 г.
    • Ng TKS, Fam J, Feng L, et al. Внимательность улучшает уровни воспалительных биомаркеров у пожилых людей с легкими когнитивными нарушениями: рандомизированное контролируемое исследование. Трансляционная психиатрия . 2020;10(1):21.
    • Нидич С.И., Рэйнфорт М.В., Хаага ДАФ и др. Рандомизированное контролируемое исследование влияния программы Трансцендентальной Медитации на артериальное давление, психологический стресс и способность справляться с трудностями у молодых людей. Американский журнал гипертонии. 2009;22(12):1326-1331.
    • Ню Дж. Ф., Чжао С. Ф., Ху Х. Т. и др. Следует ли использовать иглоукалывание, биологическую обратную связь, массаж, цигун, релаксационную терапию, дыхание под управлением устройства, йогу и тай-чи для снижения артериального давления?: рекомендации, основанные на высококачественных систематических обзорах. Дополнительные методы лечения в медицине. 2019;42:322-331.
    • Шарма М. Йога как альтернативный и дополнительный подход к управлению стрессом: систематический обзор. Журнал доказательной дополнительной и альтернативной медицины. 2014;19(1):59-67.
    • Sousa GM, Lima-Araújo GL, Araújo DB и др. Кратковременная тренировка, основанная на внимательности, и черта внимательности ослабляют психологический стресс у студентов университета: рандомизированное контролируемое исследование. BMC Психология . 2021;9(1):21.
    • Toussaint L, Nguyen QA, Roettger C, et al. Эффективность прогрессивной мышечной релаксации, глубокого дыхания и управляемых образов в обеспечении психологического и физиологического состояния расслабления. Доказательная дополнительная и альтернативная медицина . 2021;2021:5924040.
    • Twal WO, Wahlquist AE, Balasubramanian S. Йогическое дыхание по сравнению с контролем внимания снижает уровни провоспалительных биомаркеров в слюне: экспериментальное рандомизированное контролируемое исследование. BMC Дополнительная и альтернативная медицина . 2016;16:294.
    • Ван Дам Н.Т., Ван Вугт М.К., Ваго Д.Р. и др. Помните о шумихе: критическая оценка и предписывающая программа исследований осознанности и медитации. Перспективы психологической науки . 2018;13(1):36-61.
    • Ван Ф., Сабо А. Влияние йоги на стресс у здоровых взрослых: систематический обзор. Альтернативные методы лечения в области здравоохранения и медицины . 2020;26(4):AT6214.
    • Yeh GY, Horwitz R. Интегративная медицина при респираторных заболеваниях: астма и хроническая обструктивная болезнь легких. Медицинские клиники Северной Америки. 2017;101(5):925-941.

     

    Дополнительные ресурсы

    • Чувствуете стресс? Способы улучшить свое самочувствие (Новости NIH в области здравоохранения)
    • Мое психическое здоровье: нужна ли мне помощь? (NIMH) 
    • 5 вещей, которые вы должны знать о стрессе [200 КБ PDF] (NIMH) 
    • ОТЛИЧНО: полезные практики управления стрессом и тревогой (NIMH) 
    • 7 шагов по управлению стрессом и повышению устойчивости (ORWH)
    • Психическое здоровье Минута: видео о стрессе и беспокойстве у подростков (NIMH) 
    • Книга-раскраска и упражнения «Стресс против стресса» для детей 8–12 лет (NIMH)
    • Упражнение «Уловитель стресса для детей» (NIMH) 
       

    Эта публикация не защищена авторским правом и находится в общественном достоянии. Дублирование приветствуется.

    NCCIH предоставил этот материал для вашего сведения. Он не предназначен для замены медицинской экспертизы и рекомендаций вашего поставщика медицинских услуг. Мы рекомендуем вам обсуждать любые решения, касающиеся лечения или ухода, с вашим поставщиком медицинских услуг. Упоминание любого продукта, услуги или терапии не является одобрением NCCIH.

    Последнее обновление: апрель 2022 г.

    Что такое стресс? | ЮНИСЕФ Воспитание детей

    Объяснитель

    Общее чувство, которое влияет на детей так же сильно, как и на взрослых, только по-разному.

    ЮНИСЕФ

    Мы живем во время повышенного стресса в мире. Как и взрослые, многие дети сейчас испытывают трудности.

    В мире происходит много резких перемен, но есть много других вещей, которые также могут вызывать стресс у детей – негативные ситуации дома, насилие в школе или экзамены. Даже положительные изменения, такие как переезд в большой дом или новые друзья.

    Как родитель, вы можете помочь своему ребенку пережить стрессовые периоды, выявляя признаки чрезмерного стресса и помогая ему научиться справляться с ним.

    Перейти к: 

    Что такое стресс?
    Что вызывает стресс?
    Стресс у детей и подростков
    Признаки и симптомы стресса у детей
    Как помочь ребенку справиться с ситуацией
    Когда обращаться за профессиональной помощью


     

    Что такое стресс?

    Стресс – это обычное чувство, которое мы испытываем, когда чувствуем давление, подавленность или неспособность справиться с ситуацией. Небольшой стресс может быть полезен для нас и мотивировать нас на достижение таких целей, как сдача экзамена или выступление с речью. Но слишком много этого, особенно когда кажется, что оно выходит из-под контроля, может негативно повлиять на наше настроение, физическое и психическое благополучие и отношения.

    Что вызывает стресс?

    Дети не всегда переживают стресс так, как взрослые. В то время как стресс, связанный с работой, распространен среди взрослых, большинство детей испытывают стресс, когда не могут справиться с угрожающими, трудными или болезненными ситуациями. К ним относятся:

    • Негативные мысли или чувства о себе
    • Изменения в их телах, как начало полового созревания
    • Требования школы, такие как экзамены и дополнительные домашние задания по мере взросления
    • Проблемы с друзьями в школе и общение
    • Большие перемены, такие как переезд, смена школы или разлучение родителей
    • Хроническая болезнь, финансовые проблемы в семье или смерть близкого человека
    • Небезопасная среда дома или поблизости.

    Стресс у детей и подростков

    Стресс может возникнуть у детей, когда они переживают что-то новое или неожиданное.

    Для маленьких детей напряженность в семье, такая как насилие в семье, разлучение родителей или смерть близкого человека, является распространенной причиной стресса. Школа — еще одна распространенная причина: новые друзья или сдача экзаменов могут заставить детей чувствовать себя подавленными.

    По мере того, как дети становятся старше, их источники стресса могут увеличиваться, поскольку они испытывают большие изменения в жизни, такие как новые группы друзей, больше школьных занятий и более широкий доступ к социальным сетям и более широким новостям в мире. Многие подростки испытывают стресс из-за социальных проблем, таких как изменение климата и дискриминация.

    Важно помнить, что дети подобны «губкам» и впитывают все, что происходит вокруг них. Они замечают, когда их родители испытывают стресс, и могут реагировать на это эмоциональное состояние, каким бы оно ни было.

    Дети и подростки не всегда обладают достаточным эмоциональным интеллектом или словарным запасом для полного самовыражения. В то время как младшие дети могут не понимать, что происходит на самом деле из-за их возраста и уровня развития. Для них новая или другая ситуация просто кажется другой, неудобной, непредсказуемой и даже пугающей.

    > Откройте для себя: советы и ресурсы для поддержки психического здоровья вашей семьи

    Признаки и симптомы стресса у детей

    Когда организм находится в состоянии стресса, он вырабатывает гормоны, такие как адреналин и кортизол, которые подготавливают нас к срочным действиям, также известным как реакция «бей или беги». Это может иметь множество последствий для психики и тела ребенка, например:

    Физическое состояние
    • Поверхностное дыхание, потливость и учащенное сердцебиение
    • Головные боли, головокружение и проблемы со сном
    • Тошнота, расстройство желудка или проблемы с пищеварением
    • Увеличение или потеря веса в результате слишком большого или слишком малого приема пищи
    • Боли и боли и более частые болезни.
    Эмоциональные и психические
    • Раздражительность и гнев, вызывающие вспышки гнева или уход от семьи и друзей
    • Пренебрежение обязанностями, снижение эффективности выполнения задач или трудности с концентрацией внимания
    • Эмоциональное расстройство, такое как постоянная грусть или слезы.

    Эти симптомы часто могут привести к еще большему стрессу. Важно помочь вашему ребенку найти способы справиться с этим, чтобы он мог справиться с этим, как только это произойдет.

    Способы помочь вашему ребенку справиться с ситуацией

    Когда дети испытывают стресс, родители могут сыграть важную роль, помогая им найти способы справиться с ситуацией.

    Как и взрослым, детям иногда нужно напоминать, чтобы они были добры к себе.

    1. Определите триггеры:  Помогите ребенку распознать и начать отслеживать моменты, когда он испытывал стресс, и искать закономерности в его реакции. Что происходило в то время? Что они думали, чувствовали или делали непосредственно перед тем, как почувствовали стресс? Как только они определят трудности, которые могут вызвать у них стресс, вы можете вместе изучить способы предотвращения стресса или быстрого преодоления его.
    2. Ответьте любовью:  Подарите своему ребенку больше любви, времени и внимания. Следите за тем, не влияет ли стресс на их здоровье, поведение, мысли или чувства. Не забывайте слушать их, говорите любезно и успокаивайте их.
    3. Будьте образцом для подражания: Расскажите своему ребенку о том, как вы справлялись со стрессовыми ситуациями. Делясь собственным опытом, вы можете вдохновить своего ребенка на поиск полезных привычек управления стрессом.
    4. Способствовать позитивному мышлению: Дети, особенно подростки, легко начинают думать о себе плохо. Если вы слышите такие утверждения, как «Я ни в чем не силен», «Я себе не нравлюсь» или «Я боюсь выходить на улицу», спросите их, что заставляет их чувствовать себя так, и напомните им о случаях, когда они добились успеха. что-то и как они это сделали. Положительное подкрепление от вас заставит их чувствовать себя понятыми и уверенными в том, что они могут преодолеть стрессовые ситуации.
    5. Поддерживайте здоровые привычки:  Сон и правильное питание помогают снять стресс. Специалисты рекомендуют 9до 12 часов сна в сутки для детей от 6 до 12 лет. Подросткам нужно от 8 до 10 часов в сутки. Чтобы защитить сон, ограничьте использование экрана ночью и не держите цифровые устройства в спальне. Чем лучше накормлен и отдохнул ваш ребенок, тем лучше он сможет справиться со стрессом.

    Поощряйте вашего ребенка выходить на улицу, играть и проводить время с друзьями. Упражнения и занятия, такие как медитация и глубокое дыхание, помогают снять стресс.

    Брюшное дыхание очень успокаивает и помогает нам глубоко наполнить легкие кислородом. Вот простой трехэтапный процесс: положите руку на живот. Сделайте 5 глубоких вдохов, потратьте 5 секунд на вдох и 5 секунд на выдох, вдыхая через нос и выдыхая через рот. Объясните, что когда ваш ребенок вдыхает, его животик мягко надувается, как воздушный шар, а когда он выдыхает, воздух снова медленно выходит из воздушного шарика.

    Детям, как и взрослым, иногда нужно напоминать, чтобы они были добры к себе.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *